Коллеги - педагогический журнал Казахстана. Растения и животные луга
"Растения и животные лугов" - окружающий мир, презентации
ОСШ № 13 им. Мукими г. Шымкент 4 «Е» класс
Цель:
Воспитывать любовь ко всему живому, приучать с детских лет охранять цветы; углубить, расширить знания детей и привести их в систему, показать связь между природой и деятельностью человека; развивать мышление, логику, умение сравнивать и делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе.
- Организационный момент
Я, ты, он, она, Вместе - целая страна. Вместе - дружная семья, В слове «мы» - сто тысяч «я»
Один за всех и все за одного!!!
1 Луг
3 Растения
2 Животные
Удачи!
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
(И. Суриков.)
1(группа) Почему животные и растения должны приспособиться к окружающей среде ?
2(группа) Приведи примеры приспособления живых организмов к среде обитания.
3(группа) Какие животные называются Вымершими ?
– Посмотрите на доску. Вы видите изображение местности, поросшей травой. Чем эта местность отличается от леса?
На лугу обитают различные растения
и животные.
ЛУГ - это участок земли ,
покрытый травянистой растительностью
травы
насекомые
пресмыкающиеся
птицы
звери
ЛУГ
животные
растения
9
РАССТЕНИЯ ЛУГОВ
Лютик едкий
КОЛОКОЛЬЧИК
РОМАШКА АПТЕЧНАЯ
НИВЯНИК (ПОПОВНИК)
КЛЕВЕР ЛУГОВОЙ
МЫШИНЫЙ ГОРОШЕК
ТЫСЯЧЕЛИСТНИК
ЛИСОХВОСТ
ДОННИК
ОДУВАНЧИК
ЗВЕРОБОЙ
ДУШИЦА
Животные и насекомые луга
Муравей
Комар
Тля
Муха
Шмель полевой
Пчела
Божья коровка
Мягкотелка бурая
Стрекоза
Воловий глаз
Павлиний глаз
Лягушка травяная
Ящерица
Заяц
Перепёл
Беркут
Интересные санитары леса
Чекан луговой
Крот
Жаворонок полевой
Коростель
Землеройка
Мышь
Интересные насекомые-санитары
жук-могильщик
жук-навозник
- Не рвите на лугу цветы.
- Не ловите бабочек.
- Не разоряйте гнезда шмелей.
- Не поджигайте на лугах сухую прошлогоднюю траву.
- Берегите живущих на лугу птиц, ящериц, жаб .
Июньским воскресным днём мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пёстрый ковёр. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нём лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – всё равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошёл день!
Домашнее задание:
- Прочитать в Красной книге края о растениях и животных луга.
- Прочитать в учебнике стр. 65-68
- Ответить на вопросы стр.68
kopilkaurokov.ru
«Луга. Растения и животные луга. Охрана лугов».
Конспект урока по познанию мира
Класс 4
Тема: «Луга. Растения и животные луга. Охрана лугов».
Цели:
1.Образовательная: сформировать представление учащихся о луге как о природном сообществе. Познакомить с разнообразием животных и растений лугов.
2.Развивающая: развивать мышление, речь , умение рассуждать.
3.Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе. Чувство ответственности.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I.Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый ,
Мы начать урок готовы!
Будем слушать , рассуждать
И друг другу помогать!
II.Проверка домашнего задания
III.Сообщение темы урока
Сегодня мы начинаем новый раздел «Растения и животные родного края». Первая тема по данному разделу: «Растения и животные луга. Охрана лугов».
IV.Введение в тему
– Бывали ли вы на лугу?
– Чем луг отличается от леса?
– Вспомните, чем травянистые растения отличаются от кустарников.
– Какие луговые растения вы знаете?
Широкой полосой вдоль рек и озер тянутся луга. Их можно встретить как на равнине, так и в горах, везде, где на длительное время скапливается вода. На лугах растут сочные влаголюбивые травянистые растения. Весной луга покрываются зеленым ковром, летом этот ковер раскрашивается яркими цветами.
Много растений на лугу. Среди них – ценные кормовые травы, например тимофеевка луговая, ежа сборная. Их отлично поедают животные. Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек. На лугах растут и ядовитые растения, например лютик едкий, чемерица и другие. По топким берегам рек и канав растет одно из самых ядовитых растений – вех ядовитый. Это высокое, часто выше метра, растение с полым стеблем и множеством мелких белых цветков, собранных в зонтики. Если яд этого растения попадет в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание и наступает смерть.
Прекрасен вид цветущего луга. Наверное, нигде нельзя встретить такое разнообразие трав, как лугу. Среди них немало лекарственных трав, встречаются съедобные растения, многие цветы – прекрасные медоносы.
На лугах и лесных опушках часто встречается тысячелистник обыкновенный. Посмотрите на его лист, и вам станет ясно, откуда пошло такое название растения. Каждый лист разрезан на мелкие дольки, а каждая долька имеет еще и ажурные края. Это одно из древнейших лекарственных растений. Человек издавна приметил эту траву, которая оказалась полезной при лечении ран, она останавливает кровотечения.
V.Работа по учебнику
Какие растения растут на лугу?
Какие животные обитают на лугу?
Как человек использует луга?
Каких животных больше на лугу? (Насекомых.)
Почему на лугах не обитают крупные животные? (Открытая местность.)
Что дают луга человеку? Продукты (ягоды, грибы, мёд), молокопродукты, мясо, шерсть, лекарства, сено для домашних животных, места для отдыха .
VI.Работа в тетради
Тема.
Луг – понятие.
VII.Охрана лугов
Луг-это природное сообщество (экосистема), в котором «всё связано со всем». Нет лишних. Все друг другу нужны. Все живут сообща.
Мы должны беречь луга! А для этого соблюдать «правила поведения на лугу.»
infourok.ru
Конспект урока для 4 класса «Луг. Растения и животные луга. Охрана лугов»
По познанию мира
4 класс
Тема: « Луг. Растения и животные луга. Охрана лугов. »
Подготовила: Гапончук Т.В.
1.Организационный момент
Я умею думать,
Я умею рассуждать.
Что полезно для работы
То и буду выполнять!
Чтение слов с доски:
- Как вы думаете, почему эти строчки являются началом нашего урока?
- Создадим хороший эмоциональный настрой: улыбнитесь, пожмите друг другу руки, пожелайте удачи.
2. Проверка домашнего задания
Проведем графический диктант по теме «Воздух и погода», если вы согласны с моими утверждениями то ставьте +, а если нет –
+ 1) Солнечные лучи не нагревают воздух, потому что он задерживает солнечные лучи.
+ 2) Самый распространенный газ в воздухе кислород.
+ 3) За слоями атмосферы начинается безвоздушное пространство.
-- 4) Сгорающие в атмосфере метеориты мы называем звездодождь.
+ 5) Говоря «необходим как воздух…» имеют в виду кислород.
-- 6) Слой атмосферы находящийся у поверхности земли – это инертные газы.
-- 7) Особенное влияние на климат имеет облачность.
+ 8) Выпадение осадков в Казахстане незначительное, потому что он очень удален от океанов.
+ 9) Климат, преобладающий на территории Казахстана – резкоконтинентальный.
+10) Сизый, едкий, загрязненный воздух называется смогом.
Подводится Взаимопроверка тестовых заданий:
+++--+-- --+++
Подводится итог
Сколько работ на «5»?
На «4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - более 4 ошибок
Первое задание мы выполнили, доказав, что умеете думать. Переходим к новому этапу урока.
1Вариант. Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас. Загораем ( поднимаем подбородок, дышите ровно – ровно). Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, откройте.(повторите несколько раз) Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. (сморщите нос, задержите дыхание) Бабочка улетела.(мышцы расслаблены, глубокий вдох – выдох)
- Кто уже догадался, куда на уроке мы сегодня «пойдем» на экскурсию, что мы будем наблюдать, исследовать?
2Вариант. Бежит тропинка через луг, ныряем влево, вправо. Куда ни глянь – цветы вокруг. Да по колено травы.
- Какова тема нашего урока?
- Задачи, которые мы перед собой ставим и должны выполнить на уроке.
Задачи урока
Узнать о разнообразии растений и животных луга, показать связь между ними.
Значение луга для человека
Роль человека в жизни луга
- Что такое луг в вашем представлении?
Лугами называют безлесные площади занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.
- Как вы думаете, где располагаются луга?
А) Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга одни из самых лучших – заливные. Во время весеннего разлива рек и озер вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь быстро разрастаются.
Б) Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Такие луга цветочные(альпийские).
Теперь вы должны выбрать себе название луга с которым будете работать на уроке. На белом листе бумаги в уголочке стоит цифра 1 – заливные луга, 2 – цветочные луга(альпийские)
Ваше первое задание нарисовать место, где будет располагаться ваш луг.
- На лугах очень много разных растений, которые растут ярусами. Первый ярус – выше всех растут светолюбивые травы, ниже - тенелюбивые.
Листья у луговых трав узкие и длинные. Растения на лугах цветут все лето, но это внешнее впечатление, так как в разное время цветут разные растения – по очереди, чтобы не мешать правильному опылению.
Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам; одни легкие с парашютиками, их разносит ветер, другие созревают в стрючках и силой разбрасываются вокруг, а некоторые имеют зацепки.
На лугах встречаются разные виды растений, которые люди называют КОРМОВЫЕ, ЛЕКАРСТВЕННЫЕ, ЯДОВИТЫЕ.(смысл слов объяснить)
Кормовые – мятник, ежа сборная, тимофеевка, клевер, мышиный горошек
Лекарственные – ромашка, подорожник, зверобой
Ядовитые – много разных видов лютиков, сок этого растения ядовит, попадает на кожу и это место будет жечь, щипать. ( по-другому это растение называют куриной слепотой. Откуда это название? В сумерках куры плохо видят и тычутся из стороны в сторону , будто слепые. И поэтому до наступления вечерах забирают на насест, где проводят ночь. Очень «рано» отправляются на покой и лютики - еще до наступления сумерек цветочки их закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло их название)
Теперь, вы должны расположить у себя на листах – лугу растения, которые вы запомнили. А теперь пошли на луг. Сколько красивых цветов вокруг!
- Нарвем большой букет.
- Нельзя!
- Почему? Посмотри, сколько кругом цветущих растений. Разве уменьшится луг от того, что мы нарвем букет?
- Но если мы сорвем, то и другие не увидят этой красоты!
- Да и мы, когда будем приходить на луг, сможем долго любоваться цветами.
Загадки
От ветра голову склоню,
но почему – то не звеню.
(колокольчик) Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка
Был цветок и нет цветка
(одуванчик)
Стоит кудряшка Растет лекарство под ногами
Белая рубашка, Прошу вас убедитесь сами
Сердечко золотое Кладем на ссадину листочек,
Что это такое? И ссадина не кровоточит
(ромашка) (подорожник)
Луг – открытая местность и может показаться, что здесь никто не живет, но если прислушаться (звуки луга)
Пришел черед познакомиться с обитателями луга. Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? Трава и стебли цветов – зеленые, значит легко остаться незамеченными(кузнечик). Пестрые, значит разноцветным животным можно спрятаться среди растений(бабочки, жуки). На фоне земли могут скрываться животные близких оттенков.
Живут ли на лугу птицы? Да! Среди травы можно встретить луговую курочку – куропатку. Название другой птички – жаворонок.
А каких размеров должны быть животные луга?
«Заселяйте» свой луг животными. Игра «Узнай меня»
Какое животное могло бы так о себе сказать?
Об этих насекомых говорят: - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. С трижды меняю свой облик, когда рождаюсь, прежде чем стать взрослой. Сластена любит полакомиться нектаром цветов.
«Пою» крыльями, «слушаю» ногами. Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу – вою, сяду –землю рою. ЖУК
Итак, луг богат разнообразием растений и животных, и все они связаны друг с другом.
Стихотворение «Что такое луг?»
Ковер травы вокруг
Цветов нарядных венчики
Зеленые кузнечики
Мотыльки игривые
Жуки неторопливые
С медком сладким пчелки
Песня перепелки,
Мяты аромат
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух
- Какую пользу луг приносит человеку ( просмотр таблицы)
- А человек может помешать жизни луга? ( запомните правила друзей луга)
Найди ошибки, которые допустили дети, придя на луг.
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Букет, чтоб друзьям показать в городе. В траве мы нашли гнездо какой то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца, мы их подержали и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день.
Правила друзей луга:
Не оставляй на лугу мусор.
Не рвите на лугу цветы.
Не ловите бабочек.
Не разоряйте гнезда шмелей.
Берегите живущих на лугу, птиц, ящериц, лягушек.
Давайте еще раз посмотрим на красоту лугов. Каждый человек неповторим на земле, и я убеждена, что и каждая травинка на лугу, цветок, насекомые, так же неповторимы, как и все живое и живущее вокруг нас.
Это доказали ваши работы, которые мы выполнили на уроке. Подведя итог к уроку, я хочу, чтобы каждый составил еще свой рассказ «На лугу», дополняя предложения.
Ты был ранним утром на лугу. Взошло солнце. Луг заблестел. По всей окрестности разливаются запахи цветов и трав. Вот вьется цепкий, душистый (горошек). Сладким медком пахнет розовый (клевер). Белеют крупные (ромашки) с золотой серединой. Ползают по травкам (муравьи, жучки, божьи коровки).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок решения учебной задачи.
Форма урока: заочный поход на природу.
Цели урока:
сформировать у учащихся представление о луге, как о природном сообществе, на основе изучения живых организмов - обитателей луга.
развивать у учащихся познавательную активность, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
прививать любовь к окружающей природе, воспитывать экологическую культуру.
doc4web.ru
Цель: познакомить учащихся с животными и растениями луга. Показать разнообразие и комплексность живых организмов. Задачи: Образовательная: познакомить учащихся с разнообразием животного мира луга, понятиями «цепи питания», «природное сообщество» на примере луга. Развивающая: развивать наблюдательность, память, кругозор, мышление, внимание. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным. Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с изображением растений и животных луга для построения схем цепей питания; таблички с опорными словами, клип луговые цветы. Опорные слова: природное сообщество, пищевые цепочки. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Стихотворение читает ученик Бежит тропинка через луг, Ныряем влево, вправо. Куда ни глянь - цветы вокруг, Да по колено травы. Зелёный луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых радужных цветов На нём разбросаны букеты. - Как вы думаете, почему мы начали наш урок этим стихотворением? (В этом стихотворении говорится о красоте луга, значит, мы сегодня будем говорить о луге). Но прежде чем начать изучать новый материал. Давайте познакомимся с группами, которые помогут нам в изучении новой темы. Биологи, зоологи, экологи. 2. Работа по теме урока. а) Выступление группы биологов. Знакомство с понятием луг. Виды лугов. Луга – это участки земли с достаточным количеством влаги, на которых произрастают влаголюбивые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют – лужайками. Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга – одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются – заливные. Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчелы, гудят шмели. Суходольные луга. Требуют особой заботы человека. Дают время для того, чтобы травы вызрели и дали семена. Рыхлят почву, подкармливают растения. Используют для пастьбы животных и заготовки сена.. б) Растения луга. Наверное, нигде нельзя встретить такое разнообразие трав, как на лугу. Среди них много растений с длинными, узкими листьями, похожими на пшеницу, рожь, ячмень. Это мятлик, тимофеевка. Они являются ценными кормовыми растениями. Выступление подготовленный ученик. Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек. • Кто из животных больше всего любит клевер? • Ребята, кто из вас на лугу видел растение – мышиный горошек? Учитель: В начале, в середине лета травы становятся мягкими, сочными. На лугах начинается заготовка сена. Травяной состав лугов является незаменимым кормом для скота. Луговые растения развиваются особенно быстро, поэтому за лето их скашивают два, а то и три раза. Я думаю, вы помогаете в деревне косить траву. А как именно? Итак, траву сначала косят, она сохнет, затем ее собирают в кучи – получается копна, уж потом в скирды, стога. На лугу очень много цветущих растений – синих, желтых и красных. К ним относятся и одуванчик. Следующий наш рассказ о цветущем растении одуванчике. Носит одуванчик желтый сарафанчик, Подрастет, нарядится в беленькое платьице, Легкое, воздушное, ветерку послушное». Желтыми россыпями сияет он, куда ни глянь. Луг, на котором растут эти цветы, становится веселым и радостным. Об одуванчике нам расскажет… «Расцветают одуванчики еще в апреле. Но и теплой осенью отыщите вы эти золотые цветы. Растут одуванчики по всей нашей земле, и в каждом месте их называют по-разному. То зубной травой, то молочниками, то пуховиками. Зубной травой называют одуванчик за целебные свойства. С помощью одуванчиков до сих пор лечат самые разные болезни. Молочником называют одуванчик за белый, как молоко, сок. Коровам, кроликам одуванчики по вкусу. Ну, а пуховиками называют одуванчики за их пуховички. Желтая головка одуванчика – это целая корзиночка маленьких цветочков, и вместо каждого из них появляется пуховичок – парашютик. На таких пуховичках – парашютиках при первом же ветерке и отправляются путешествовать семена, но только в ясную погоду. На ночь и при дожде парашютики складываются в плотную трубочку». в) Ядовитые растения. •Учитель. Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему? На лугах растут и ядовитые растения, например, лютик едкий, чемерица, вех ядовитый. По топким берегам рек и озер растет одно из самых ядовитых растений – вех. Это высокое, часто выше метра, растение с полым стеблем и множеством мелких белых цветков, собранных в зонтики. Если яд этого растения попадет в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание и наступает смерть. Чем оно опасно? А с лютиком нас познакомит: «На весеннем лугу растет очень много разных лютиков. Есть тут лютик едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый. За что же эти веселые цветы получили такие странные имена? Сок у всех лютиков ядовит – попадает на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий. Иногда лютики называют еще куриной слепотой. А откуда это название? В сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону будто слепые. И поэтому еще до наступления вечера забираются на насест, где проводят ночь. Очень рано «отправляются на покой» и лютики – еще задолго до наступления сумерек цветочки их закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло название цветов – куриная слепота. Почему лютики называются «куриной слепотой»? Чем это растение опасно? 3. Животные луга. Учитель. С животными луга вас познакомят зоологи. Богат и своеобразен животный мир луга. Разные животные питаются разными частями трав. Это травоядные животные, различные грызуны, насекомоядные и зерноядные птицы, а также хищные птицы и звери. Среди стеблей и корней трав живут кузнечики, муравьи. Насекомые служат пищей более крупным животным. Многие насекомые имеют окраску под цвет травы, это помогает им прятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к своей добыче. Давайте поближе познакомимся с животным миром лугов. • Каких животных луга вы знаете? На лугу живут очень интересные насекомые у каждого насекомого своя “работа” – санитары: жуки – навозники и жуки – могильщики, шмели опыляют растения. Кузнечики – хищники, питаются мелкими насекомыми и их личинками. Сейчас с жуком навозником вас познакомит ... Б) Большое разнообразие птиц. Перепел, трясогузка, журавли. О журавле нам расскажет …. • Каких вы знаете зверей? Что вы о них знаете? (Лисы, мыши, кроты) … расскажет нам о кроте. 4. Физминутка. Давайте выйдем все на луг. Как много трав, смотри, вокруг! Вот бабочка вспорхнула И крыльями взмахнула. А вот кузнечик скок-скок. Давай понюхаем цветок. Мы наклонимся к нему, Раздвинем пальцами траву. А сейчас встаем на ножки, Пробежимся по дорожке. Дружно все вздохнули, Мы немножко отдохнули. 5. Цепи питания. Учитель. Растительный и животный мир лугов очень богат. Все живые существа связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Как живут обитатели луга? (Они живут совместно, сообща. Значит, луг - природное сообщество.) - На лугу живет много насекомых. Они питаются нектаром растений. Ползая по цветку и собирая мед, насекомые опыляют его. Завязываются плоды, образуются семена, из которых весной вырастают новые растения. - Объясните связь: растения ↔ насекомые - Большая часть птиц, обитающих на лугу, питается насекомыми. Выстраивается пищевая цепочка: растения → насекомые → птицы 5. Работа с литературным материалом – Я прочитаю вам сказку о том, как старик природное равновесие нарушил. Сказка называется «Сова», ее написал В.Бианки. - Как вы думаете, может ли от совы зависеть, сколько корова даст молока? - Постройте цепь питания, которая прослеживается в сказке: клевер → шмели (мед) → мыши → сова - А сейчас ответьте на вопрос: зависит ли от совы количество молока, которое дает корова? Для этого нужно составить логическую цепочку, вспомнив содержание сказки: сова → мыши → гнезда шмелей ↓ молоко ← корова ← клевер б) Работа в группах. Нарисовать цепи питания природного сообщества «Луг» из трех звеньев. 5. Охрана лугов. Луга играют большую роль в сельском хозяйстве, издавна используются для заготовки кормов скоту, поэтому постоянно заботятся о них: очищают от мелких кустарников, засевают ценными кормовыми травами, удобряют луговые почвы. В середине лета начинается страдная пора - сенокос. Там, где могут пройти сельхозмашины, стрекочут сенокосилки, сваливая грядами скошенную траву. На увлажненных местах, заросших кустарниками, траву косят вручную, стальными косами. Высушенное сено собирают в стога или увозят к скотным дворам. Сено нужно для кормежки домашних животных в зимнее время. Неправильное поведение человека на лугу: ловля бабочек, вылавливание лягушек, жаб, разорение птичьих гнезд и др. - может нарушить экологическое равновесие луга. Если уничтожить жаб и лягушек, то растительноядные насекомые уничтожат травы. Если уничтожить бабочек, пчел, то растения погибнут (неопыленные растения не дают семян). Все живые существа связаны друг с другом. Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, так как он пострадает сам.И безумно, безжалостно рвали. В нас молчало безумное «стой». Нам казалось все мало, все мало. А потом в толчее городской Мы охапки тащили устало. И не видели, как из-под ног, Молчаливо, дыша еле-еле, Обреченно глядел василек, Безнадежно гвоздики глядели». Что нам нужно делать , чтобы сохранить луг. Разработка правил. Рисование экологических карточек в группах. 6. Рефлексия. Просмотр клипа луговые цветы. - Что такое луг? - Кто живет на лугу? - Для чего нам нужны луга? -У вас на партах лежат цветки. Если вы отлично запомнили тему луга, возьмите цветок зелёного цвета, если не очень - жёлтого, если вообще не запомнили, то красного. Прикрепите их на доску. (Таким образом, учитель отчётливо увидит насколько хорошо дети усвоили материал.) 7. Дом.зад. Заполнить таблицу. |
collegy.ucoz.ru
"Жизнь луга. Растения и животные луга"
Конспект урока
Учитель: Бордзеловская Татьяна Викторовна
Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Тема. Жизнь луга. Растения и животные луга.
Цель: формирование у учащихся представлений о луге, растениях и животных луга.
Задачи:
образовательные: познакомить с разнообразием растительного и животного мира луга;
развивающие: развивать наблюдательность, память, мышление, внимание, речь, умение анализировать, делать выводы; расширять кругозор, критический подход к получаемой информации;
воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным.
Оборудование: мультимедиа, экран, атлас Кемеровской области, выставка книг.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Ребята, а вы знаете, что за праздник сегодня?
- 18 апреля по народному календарю Федул Ветренник – тёплый ветер.
Поговаривали: «Пришёл Федул — тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил».
До этого дня, согласно народным приметам, ещё вполне вероятны морозы, но после Федула наступает тепло, появляются бабочки-крапивницы, оживают божьи коровки, оживает природа.
- Вы сегодня много интересного о ней узнаете. Прежде, чем перейдём к изучению нового материала, давайте вспомним раннее изученный материал, выполнив задание «Верно – неверно».
II. Проверка домашнего задания.
- У вас на столах лежат листочки.
- Поставьте знак +, если утверждение верное, знак -, если неверное.
1. Самый верхний ярус леса образован деревьями.
2. Средний ярус – это мхи и лишайники.
3. На дереве обитают кроты и землеройки.
4. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.
5. Жуки – короеды приносят вред лесу.
6. Бурый медведь – хищник.
7. Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.
8. Мухомор служит лекарством для лосей.
Ответ:
1.+
2. –
3. –
4. +
5. +
6. –
7. –
8. +
- Займёмся взаимопроверкой. Взяли в руки карандаш.
Ставим «5» если все верно, если 1 - 2 ошибки – «4», если 3 – 5 ошибки – «3» , если более 5 ошибок – «2».
_ Молодцы! А теперь задание сложнее. Прослушав определение, догадайтесь, о чём идёт речь.
Узнайте по описанию, что это. (Рассказывают дети).
Это один из основных типов растительного покрова Земли. Он украшает нашу Землю. Им можно любоваться во все времена года. Он является домом для животных, птиц. Растения растут в несколько этажей. Главная роль принадлежит деревьям. А как легко там дышится! (Лес.)
- По каким признакам определили?
Они бывают естественные и искусственные. Занимают в 2 раза больше места на глобусе, чем суша. Там ловят рыбу, по ним на судах перевозят грузы, пассажиров. Человек использует их для хозяйственных нужд. Являются прекрасным местом для отдыха. (Водоёмы.)
- По каким признакам определили?
- Прослушайте ещё одно определение. Оно для вас новое. Если вы будете внимательно слушать, я думаю, что вы догадаетесь, о чём идёт речь.
Создание проблемной ситуации.
Сравнительно ровный участок, покрытый травянистой растительностью. Часто они расположены по берегам рек, озёр. Их можно встретить как на равнинах, так и в горах. На них много цветов. Они – украшение нашей земли. (Луга.)
Сообщение темы и целей урока.
- Кто догадался, куда мы сегодня отправимся? (На луг).
- Почему вы так решили?
- Ребята, в начале урока я рассказала вам о Федуле Ветренике и упомянула некоторых представителей животного мира.
- Можете ли вы их вспомнить? (Бабочки, божьи коровки).
- Кто знает, где они живут? (На лугу).
- Кого и что можно встретить на лугу? (Животных и растения).
- Прочитайте тему урока.
- Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? (Какие растения произрастают на лугу, какие животные его населяют, как они взаимосвязаны.)
(стих. читает ученик)
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да травы по колено.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
– С чем сравнивает поэт зелёный луг? (С чудным садом).
- Почему?
IV. Стадия вызова.
«Мозговой штурм»
- Итак, что же такое луг? Скажем об этом ещё раз, заглянув в словарь С.И.Ожегова. (Луг - это участок, покрытый травянистой растительностью.) (Ученик читает по словарю).
- Поднимите руки, кто из вас был на лугу.
- А знаете ли вы, что луга бывают разные?(Луга – заливные, суходольные, лесные).
- Попробуйте объяснить эти названия.
- Заливные – располагаются около водоёма, их заливает водой. Самые сочные травы растут на заливных лугах.
- Суходольные – не заливаемые половодьем луга с сухой почвой. Почва не так богата перегноем, как на заливных лугах.
- Как вы думаете, где могут располагаться лесные луга? (Вдоль лесных опушек, в промежутках между лесами).
- Подумайте, на каких лугах можно встретить влаголюбивые растения? Почему? (На заливных лугах, потому что они располагаются близко от водоёмов и часто заливаются водой.)
- На каких лугах могут встретиться кустарники или даже деревья? Почему вы так решили? (На лесных.)
V. Стадия осмысления. Растения луга.
- На лугу растут травянистые растения. Среди них встречаются: кормовые, ядовитые, лекарственные. Растут на лугах и грибы: опёнок луговой, шампиньон и дождевики.
- О каком растении пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку.
Здесь у рощицы берёзовой,
Где к лугам сбегает рожь,
Кашки белой, кашки розовой
Кашки алой - не сочтешь. (Клевер).
- Что знаете про клевер?
Клевер обычной трехлистной формы – амулет молодости. Трилистник считается талисманом, приносящим удачу.
Клевер - четырёхлистник - цветок счастья! Один лепесток для славы, один для богатства, Один для любви и один для здоровья! Четырёхлистный клевер — символ невероятной удачи.
В дни, когда пылает лето,
А в лучах блестит река
Голубой глазок букета
Затерялся на лугах. (Василёк).
- Что знаете про василёк?
Василёк - лекарственное растение. В старину настоем этих цветов лечили глазные болезни. Послушайте легенду о васильке. Прекрасный синеглазый юноша по имени Цианус очень любил синий цвет и носил только синие одежды. Флора, богиня цветов, разгневалась на него за то, что он пренебрегает другими красками, и превратила его в синий цветок - василёк.
Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в лугах
Белеют чудо – шарики
На тонких стебельках. (Одуванчик).
- Что знаете про одуванчик?
Одуванчик - очень любопытный цветок. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. С древних времён одуванчик используют в лечебных целях: все части этого полезного растения – и корни, и листья, и цветки - имеют целебные свойства.
Это прозвище недаром у красивого цветка:
Капля сочного нектара и душиста, и сладка!
От простуды излечиться
Вам поможет … (Медуница)
- Что знаете про медуницу?
Древняя легенда гласит: "…Если отопьешь нектар из двадцати розовых и двадцати фиолетовых цветков медуницы, то сердце твоё станет здоровым и добрым, а помыслы – чистыми..." Ведь нектар, который дарят цветки медуницы, содержит глюкозу.
?Тонкий стебель у дорожки
На конце его сережки
Нам он как хороший друг
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
- Что знаете про подорожник?
Подорожник – лекарственное растение. Он обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным и ранозаживляющим действием. Лист этого растения прикладывают к ране для скорейшего заживления. Согласно легенде, люди обратили внимание на это растение, став свидетелями того, как при помощи листа подорожника одна змея излечила другую.
- Нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу.
-Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему?
-На лугах растут и ядовитые растения, вех ядовитый, лютик едкий.
-По топким берегам рек и озер растёт одно из самых ядовитых растений- вех.
Если яд этого растения попадёт в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание.
- Сок у лютиков ядовит - попадёт на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий. Иногда лютики называют еще куриной слепотой.
- Как вы думаете, почему их так называют? (В сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону, будто слепые. Поэтому еще до наступления вечера забираются на насест. Лютики задолго до наступления сумерек закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло название цветов — куриная слепота.)
- Если вы заинтересовались растениями луга и хотите узнать про другие луговые растения, вы можете найти их в атласе Кемеровской области и прочитать про них в книгах, которые есть в нашей школьной библиотеке. Некоторые книги представлены на выставке книг.
VI. Физминутка.
«Кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг- скок.
Стоп! Сели,
Травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.
VII. Стадия осмысления. Животные луга.
- Закройте глаза, представьте, что вы на лугу.
- Каких животных можно встретить на лугу? (Насекомых, птиц, грызунов).
- Где может обитать животное луга? (В траве, в земле).
- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? Почему? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков).
- Как вы думаете, на лугу должны быть хищники? Докажите? (Да, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность).
- Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? Поясните свой ответ. (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений).
- Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? (Не очень большие, маленькие).
- Почему вы так считаете? (Крупным животным негде прятаться на лугу).
Игра «Узнай меня». Рассказывают дети.
- Какое насекомое могло бы о себе так сказать?
«Пою» крыльями, «слушаю» ногами. (Кузнечик)
Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу - вою, сяду – землю рою. (Жук)
На лугу можно встретить жука – могильщика и жука – навозника.
Жук – могильщик закапывает в почву мёртвых птиц и зверьков. Жуки – навозники уносят в свои норки помёт животных, питаются им сами и запасают его для своих личинок.
Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мёд коплю. (Пчела)
Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба. (Шмель)
Осенью в щель забьюсь, а весной проснусь. А кто у нас Цокотуха? (Муха)
VIII. Работа по учебнику.
- Работая по учебнику, вы познакомитесь с некоторыми животными. Ищите точные ответы на вопросы. Карандашом подчёркивайте важную информацию. Ответ должен быть полным, чётким.
1 группа.
Ответить на вопросы стр. 124.
2 группа.
Стр. 125. Подготовить сообщение о бабочках.
3 группа.
Стр. 127. Подготовить сообщение о кузнечиках.
IX. Проверка выполненного задания.
1 группа отвечает на вопросы.
- Кто такие насекомые? (Все насекомые имеют 6 ног, а на теле у каждого есть особые полоски – насечки, поэтому этих животных называют насекомые).
- Каких насекомых знаете?
2 группа рассказывает о бабочках.
- Что вы можете рассказать о бабочках? (Бабочка – насекомое. Рот у неё – длинный тонкий хоботок. Усиками она нюхает. Бабочки по запаху могут найти друг друга за несколько километров. Бабочки умеют прятаться. Многие бабочки, как и птицы, улетают осенью в тёплые края. Например, луговая желтушка, репейница, чёрно – красный адмирал.)
- О бабочках придумано много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали им красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница, павлиний глаз, голубянка. Все они являются украшением природы.
- Что нового узнали про бабочек?
3 группа рассказывает про кузнечика.
Кузнечики умеют ходить и прыгать. С помощью задних ног кузнечик ловко прыгает. Грызёт травинку не зубами, а челюстями – твёрдыми зазубренными пластинками. Умеют слушать ногами. Кузнечики стрекочут – проводят одним крылом по другому.
- А знаете ли вы, что у кузнечика кровь белая?
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
X. Итог.
- Давайте проведём игру «Лови ошибку».
- Я буду читать высказывание, а вы сидите тихо, если высказывание верное. Если высказывание неверное, вы хлопаете в ладоши.
Луга не имеют значения для людей. (-)
На лугах растут ядовитые растения. (+)
На лугах много насекомых. (+)
Нужно поджигать на лугах старую траву, чтобы молодая лучше росла. (-)
На лугу растут лекарственные растения. (+)
- Молодцы! Не угодили в ловушку.
- Сегодня на уроке многие ребята хорошо работали.
Отметки за урок.
XI. Рефлексия.
- Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке.
- Кто мог бы работать лучше?
- С каким настроением вы уходите с урока?
XII. Задание на дом.
1 группа. Подготовить сообщения о хищниках луга.
2 группа. Подготовить сообщения о грызунах луга.
3 группа. Подготовить сообщения о птицах луга.
- Закончить урок мне хотелось бы стихотворением:
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Жить кротам, а речкам течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!
- На следующем уроке мы продолжим беседу о животных луга и над этим стихотворением.
- Я довольна вашей работой на уроке.
kopilkaurokov.ru