Растения и животные кайнозойской эры. Животные в Мезозойскую и Кайнозойскую эры

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Растения и животные кайнозойской эры


Развитие жизни в кайнозойскую эру - Развитие жизни в кайнозойскую эру

Комментарии преподавателя

Кай­но­зой­ская эра на­ча­лась 65 млн лет назад и длит­ся в на­сто­я­щее время. Она под­раз­де­ля­ет­ся на два пе­ри­о­да: тре­тич­ный и чет­вер­тич­ный пе­ри­од 

mypresentation.ru

В тре­тич­ном пе­ри­о­де кон­ти­нен­ты и оке­а­ны при­об­ре­ли свое со­вре­мен­ное очер­та­ние. Кли­мат был влаж­ным и теп­лым. За­вер­ши­лось фор­ми­ро­ва­ние аль­пий­ской склад­ча­то­сти. Воз­ник­ли кав­каз­ские, ги­ма­лай­ские, аль­пий­ские горы.

Чет­вер­тич­ный пе­ри­од длит­ся всего 2 млн лет. Он ха­рак­те­ри­зу­ет­ся пе­ри­о­да­ми по­хо­ло­да­ний и оле­де­не­ний, ко­то­рых не было в тре­тич­ном пе­ри­о­де и ме­зо­зое.

В кай­но­зой­скую эру про­ис­хо­дит рас­цвет по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний.

Го­ло­се­мен­ные рас­те­ния те­перь до­ми­ни­ру­ют толь­ко в дре­вес­ном ярусе хвой­ных лесов (вспом­ним тайгу).

Раз­но­об­ра­зие цвет­ков и пло­дов по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний обу­сло­ви­ло боль­шое раз­но­об­ра­зие на­се­ко­мых, ко­то­рые их опы­ля­ют и упо­треб­ля­ют в пищу. Наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­ча­ют клас­сы Жест­ко­кры­лых и Пе­ре­пон­ча­то­кры­лых на­се­ко­мых (см. видео).

Плоды рас­те­ний и мно­го­чис­лен­ные на­се­ко­мые силь­но рас­ши­ри­ли кор­мо­вую базу птиц. Пти­цам нужно много пищи для энер­ге­ти­че­ско­го обес­пе­че­ния по­ле­та.

Птицы стали самым эво­лю­ци­он­но успеш­ным клас­сом кай­но­зой­ской эры. Их раз­но­об­ра­зие и чис­лен­ность росли очень быст­ро.

По­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние неле­та­ю­щие и пла­ва­ю­щие птицы. В неко­то­рых эн­де­мич­ных рай­о­нах, на­при­мер Новой Зе­лан­дии, птицы яв­ля­ют­ся до­ми­ни­ру­ю­щей груп­пой по­зво­ноч­ных. Они даже за­ни­ма­ют эко­ло­ги­че­ские ниши мле­ко­пи­та­ю­щих 

Вто­рым гос­под­ству­ю­щим клас­сом по­зво­ноч­ных стали мле­ко­пи­та­ю­щие – «звери». Их при­ми­тив­ные пред­ки по­яви­лись еще в ме­зо­зой­скую эру как мел­кие теп­ло­кров­ные хищ­ни­ки или все­яд­ные жи­вот­ные (см. видео).

К на­ча­лу кай­но­зой­ской эры мле­ко­пи­та­ю­щие были пред­став­ле­ны на­се­ко­мо­яд­ны­ми. Из со­вре­мен­ных жи­вот­ных к ним от­но­сят­ся кроты, ежи и зем­ле­рой­ки  

Затем на­ча­лась спе­ци­а­ли­за­ция мле­ко­пи­та­ю­щих по раз­ным эко­ло­ги­че­ским нишам. По­яв­ля­ют­ся пред­ки ко­пыт­ных, хищ­ных, гры­зу­нов, при­ма­тов и хо­бот­ных (см. видео).

Наи­бо­лее эво­лю­ци­он­но успеш­ный отряд мле­ко­пи­та­ю­щих – это гры­зу­ны.

Особо для нас важно раз­ви­тие при­ма­тов из на­се­ко­мо­яд­ных пред­ков.

Эво­лю­ция при­ма­тов пошла по пути раз­ви­тия выс­шей нерв­ной де­я­тель­но­сти. Раз­ви­тие хва­та­тель­ных ко­неч­но­стей сыг­ра­ло за­мет­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии при­ма­тов.

Даль­ней­шая эво­лю­ция этих жи­вот­ных при­ве­ла, в ко­неч­ном счете, к по­яв­ле­нию че­ло­ве­ка. Так как че­ло­век по­явил­ся толь­ко в чет­вер­тич­ном пе­ри­о­де кай­но­зой­ской эры, то он за­стал при­ро­ду уже в ны­неш­нем ее виде. Лишь неко­то­рые виды – со­вре­мен­ни­ки че­ло­ве­ка вы­мер­ли к на­сто­я­ще­му вре­ме­ни. На­при­мер, не без по­мо­щи древ­не­го че­ло­ве­ка ис­чез­ли с лица Земли пе­щер­ный мед­ведь или ма­монт.

В воде в кай­но­зое до­ми­ни­ру­ют кост­ные рыбы. Хря­ще­вые рыбы за­ни­ма­ют лишь неко­то­рые эко­ло­ги­че­ские ниши. Хотя акулы, по-преж­не­му очень успеш­ны. В кай­но­зое по­яв­ля­ет­ся самая боль­шая акула – кар­ха­ро­дон ме­га­ло­дон (см. видео). Она вы­мер­ла от­но­си­тель­но недав­но.

Неко­то­рые мле­ко­пи­та­ю­щие, также осва­и­ва­ют вод­ную среду. Так по­яв­ля­ют­ся ки­то­об­раз­ные и ла­сто­но­гие. Ки­то­об­раз­ные (киты, дель­фи­ны, ка­ша­ло­ты) ста­но­вят­ся са­мы­ми круп­ны­ми оби­та­те­ля­ми оке­а­нов.

Несмот­ря на явную мор­фо­ло­ги­че­скую кон­вер­ген­цию с ры­ба­ми – об­те­ка­ю­щее ту­ло­ви­ще, плав­ни­ки, утра­та зад­них ко­неч­но­стей – они со­хра­ни­ли фи­зио­ло­гию мле­ко­пи­та­ю­щих. У них есть лег­кие, че­ты­рех­ка­мер­ное серд­це, матка.

В кай­но­зой­скую эру по­лу­ча­ют раз­ви­тие брю­хо­но­гие мол­люс­ки, ко­то­рые хо­ро­шо при­спо­со­би­лись и к суше, и к прес­ным и со­лё­ным во­до­е­мам. Го­ло­во­но­гие и створ­ча­тые мол­люс­ки пе­ре­жи­ва­ют неко­то­рый спад.

Иг­ло­ко­жие и ки­шеч­но­по­лост­ные, в общем, со­хра­ни­ли свои по­зи­ции в морях и оке­а­нах, но силь­но со­кра­ти­лось ко­ли­че­ство иг­ло­ко­жих – мор­ских лилий, ко­то­рые были ос­но­вой ланд­шаф­та па­лео­зоя. Их уни­что­жи­ли дру­гие иг­ло­ко­жие – мор­ские ежи. Те виды, ко­то­рые су­ще­ству­ют се­год­ня, при­об­ре­ли спо­соб­ность пе­ре­ме­щать­ся.

Таким об­ра­зом, в кай­но­зой­скую эру, ко­то­рая про­дол­жа­ет­ся до сих пор, до­ми­ни­ру­ют мле­ко­пи­та­ю­щие и птицы, ко­то­рые на суше за­ни­ма­ют эко­ло­ги­че­ские ниши вы­мер­ших реп­ти­лий. В воде гос­под­ству­ют кост­ные рыбы. В чет­вер­тич­ном пе­ри­о­де по­яв­ля­ет­ся и эво­лю­ци­о­ни­ру­ет че­ло­век.

Источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/11-klass/bistoriya-razvitiya-zhizni-na-zemleb/razvitie-zhizni-v-kaynozoyskuyu-eru

Источник презентации - http://prezentacii.com/biologiya/7606-razvitie-zhizni-v-kaynozoyskuyu-eru.html

Источник видео:

http://www.youtube.com/watch?v=-WkuMbGgO1Y

http://www.youtube.com/watch?v=aINI-BS2RF8

http://www.youtube.com/watch?v=iPaFkJsrKlc

http://www.youtube.com/watch?v=_aDFfK1Q0Xg

http://www.youtube.com/watch?v=Rbn-JXUswg8

http://www.youtube.com/watch?v=0Z6_kbJk388

http://www.youtube.com/watch?v=Sh5327Mp2B8

www.kursoteka.ru

Конспект урока биологии "Развитие жизни в кайнозойской эре.

Учебно – методический план

Класс 11

Дата:

Предмет: биология

Тема: Развитие жизни в кайнозойской эре. Эволюционное развитие растений и животных.

Задачи:

Образовательные:

изучить климатические условия и среду обитания в разные периоды Кайнозойской эры; сформировать знания об эволюции органического мира в Кайнозойскую эру;

Развивающие: 

развивать умение: раскрывать причины многообразия видов растений и животных современной флоры и фауны; обобщить знания о климатических условиях, среде обитания и особенности развития животного и растительного мира в Кайнозойскую эру;

Воспитательные:

формировать отношения к природе на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде – земной и космической; развивать эволюционное, экологическое мышление и стремления к знаниям.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: частично-поисковые, проблемный

Межпредметные связи: биология

Наглядные пособия, оборудование, раздаточный материал: проектор, компьютер, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», видеосюжеты «Меловой период», «Кайнозойская эра», флеш-карта «Динозавры», распечатанный дополнительный материал.

Ход урока:I. Оргмомент. Актуализация знаний.

Беседа по вопросам:

1. Какие главные события происходили в органическом мире мезозоя?

2. Какие изменения в строении позвоночных животных произошли в процессе приспособления их к жизни на суше?

3. Каковы, по вашему мнению, причины возникновения и вымирания крупных систематических групп живых организмов в различные периоды истории Земли?

4. Выскажите свои предположения о возможных причинах гибели древних пресмыкающихся на Земле.

Основные положения.

1. В триасе вымирают гигантские папоротники, древовидные хвощи, плауны. Достигают расцвета голосеменные растения.

2. В юрском периоде вымирают семенные папоротники и появляются первые покрытосеменные растения, постепенно распространившиеся на все материки.

3. Рептилии занимают господствующее положение в триасовом и юрском периодах. В меловом периоде вымирают крупные пресмыкающиеся.

4. Возникают птицы и млекопитающие. Их возникновение сопровождается появлением крупных ароморфозов в строении.

Жизнь в МЕЗОЗОЕ

Господство пресмыкающихся Расцвет голосеменных

↓ ↓

Вымирание крупных пресмыкающихся Вымирание семенных папоротников

↓ ↓

Возникновение птиц и млекопитающих Появление покрытосеменных

Просмотр видеосюжета «Меловой период»Биологический диктант1-й вариантПрослушайте текст и выпишите цифры, которые обозначают ароморфозы, произошедшие у птиц.1. Возникновение легочного дыхания.

2. Увеличения запаса питательных веществ в яйце и появление защитных оболочек.

3. Возникновение роговых оболочек.

4. Появление четырехкамерного сердца и теплокровности.

5. Появление перьев.

6. Возникновение костных челюстей.

Каково значение этих ароморфозов? 2-й вариантИз указанного перечня изменений в животном мире выпишите буквы, которые обозначают ароморфозы, обусловившие господство млекопитающих на Земле.А. Увеличение запаса питательных веществ в яйцеклетке.

Б. Появление волосяного покрова.

В. Внутреннее оплодотворение.

Г. Возникновение четырехкамерного сердца.

Д. Появление легочного дыхания.

Е. Возникновение теплокровности.

Ж. Живорождение и вскармливание детенышей молоком.

Раскройте значение этих ароморфозов.II. Изучение новой темы.

1. Заочная экскурсия.

Вводная беседа о климатических и геологических особенностях кайнозойской эры.Кайнозойская эра (от греч. kainos – новый и zoe – жизнь) самая молодая группа стратиграфической шкалы слоев земной коры и соответствующая ей новейшая эра геологической истории Земли, охватывающая и современную эпоху. Продолжительность кайнозойской эры – 65 млн. лет, подразделяется на три периода: палеогеновый, неогеновый и антропогеновый. Каждый период делится на эпохи, а именно: Палеогеновый – палеоцен, эоцен, олигоцен; Неогеновый - миоцен, плиоцен; Антропогеновый – плейстоцен, голоцен. Что же происходило в каждую эпоху периодов Кайнозойской эры?А) Развитие животного мира в кайнозойскую эру характеризуется дальнейшей дифференциацией насекомых, интенсивным видообразованием у птиц и чрезвычайно быстрым прогрессивным развитием млекопитающих.

Б) Теплолюбивая растительность отступает на юг или вымирает, появляется холодоустойчивая травяная и кустарниковая растительность. Формируется современные растительные сообщества.

2. Организация самостоятельной работы. Задание: Найдите информацию о климатических и геологических особенностях кайнозойской эры.

Опишите те изменения ландшафта и климата, которые могли привести к перечисленным мною изменениям в растительном и животном мире («завершаются горообразовательные процессы», «наступило оледенение значительной части земли»).3. Беседа о роли идиоадаптаций в возникновении приспособлений у господствующих в кайнозое растений и животных. Задание: Приведите примеры приспособленности растений к опылению, примеры приспособлений насекомых к разнообразному питанию.

Вывод: Идиоадаптация в органическом мире – основное направление эволюции растений и животных.4. Организация самостоятельной работы с тестом учебника и доп. материалом:Задание 1.

Пользуясь текстом учебника и доп. материалом составьте план ответа на тему «Основные ароморфозы в эволюции растений».

Задание 2.

Пользуясь текстом учебника и доп. материалом назовите основные ароморфозы в эволюции животных.

Общие выводы:

Кайнозойская эра – отрезок геологической истории нашей планеты, включающий и современный этап; делится на три периода: палеоген, неоген, антропоген, которые являются самыми короткими периодами в истории Земли.

В кайнозое складывается современное распределение материков и океанов.

Природные условия и облик органического мира меняется, постепенно приобретая современные черты. Теплый климат во внетропических широтах уступает место умеренному.

Обновляется фауна – развиваются двустворчатые и брюхоногие моллюски, птицы и особенно млекопитающие. Появляются и развиваются современные семейства и рода хищных, копытных, хоботных, человекообразные обезьяны и, наконец, человек.

В наземной флоре господствуют покрытосеменные, формируются типичные сообщества, свойственные разным климатическим поясам. Появляются травянистые формации типа саванн и степей, формации хвойных лесов таежного типа, а затем лесотундр и тундр.

Закрепление: Просмотр видеосюжета «Кайнозойская эра»; проверочная работа «Отчет по «экскурсии» (приложение).

Рефлексия:

1.Какие вопросы изучаемой темы показались вам наиболее интересными и познавательными?

2. Какие вопросы вызвали затруднение в понимании?

3. Какие ваши знания по данной теме нуждаются в дополнительной доработке?

4. По каким вопросам вам бы хотелось получить дополнительные сведения?

Домашнее задание: §27, стр.104, вопросы.

Приложение к уроку № 35-36Алгоритм для написания отчета по экскурсии

Тема экскурсии:

Цель экскурсии:

Ответьте на следующие вопросы:

  • Каковы основные периоды Кайнозойской эры и какие условия господствовали в каждый период на Земле в Кайнозойскую эру?
  • Какие изменения фауны и флоры происходили в течение всех периодов в Кайнозойской эры?
  • Каковы основные направления эволюции растительного и животного мира Кайнозойской эры?
  • Как появился человек в мире животных и какова его роль в изменении растительного и животного мира?
  • Какие животные обитали на территории Тувы типичные для плейстоцена и входили в состав «мамонтовой Фауны»

Выполните следующие задания:

  1. Кайнозой нередко называют эрой млекопитающих. Какие особенности позволили млекопитающим занять господствующее положение на суше?
Ὸ постоянная температура тела Ὸ забота о потомстве

Ὸ живорождение Ὸ вскармливание детенышей молоком

Ὸ наличие когтей Ὸ наличие волосяного покрова

Ὸ хорошо развитый головной мозг Ὸ способность к быстрому передвижению

  1. В каком направлении шла эволюция лошадей, ставших обитателями открытых пространств и питавшихся травами?
Ὸ увеличение размеров тела Ὸ редукция боковых пальцев

Ὸ изменение пропорций черепа Ὸ увеличение высоты коронок зубов

Ὸ удлинение нижних отделов конечностей Ὸ уменьшение высоты коронок зубов

Ὸ усложнение жевательных поверхностей зубов

  1. Вы в Кайнозое. В компьютере машины времени произошел сбой, вся информация по кайнозою перепуталась, необходимо найти все ошибки.
Кайнозойский период состоит из трех эр: сначала антропоген, затем палеоген и последний идет неоген. В палеогене появились все отряды млекопитающих, а птицы и насекомые господствовали. В неогене происходило вымирание мелких динозавров, которые не успели вымереть в мезозое. Также в неогене вымерла основная масса первозверей. В антропогене появился человек. В антропогене появились саблезубые тигры, мамонты и другие гигантские рептилии. Кроме того, в антропогене появились человекообразные обезьяны. Что касается растительного мира, то здесь в течение всего кайнозоя происходило постепенное вымирание покрытосеменных и все большее преобладание голосеменных.

otnos.ru

Животные в Мезозойскую и Кайнозойскую эры | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Мезозойская эра началась 225 млн лет назад. Это период расцвета насекомых и пресмыкающихся (рис. 57.1), которые распространились на суше. Разнообразными были травоядные и хищные динозавры. В переводе с греческого «динозавр» означает «ужасный ящер». Среди них были плавающие, бегающие (рис. 57.2), летающие (рис. 57.3). Одни были маленькими — не больше современного кота, а другие до­стигали гигантских размеров — до 30 м в длину. В водной среде появля­ются крокодилы и черепахи, а на суше — ящерицы и змеи.

От древних покрытых перьями летающих ящеров — птерозавров, по мнению ученых, происходят птицы. Предками млекопитающих были зверозубые — группа звероподобных ящеров, имевших зубы разного строения и ноги, расположенные под туловищем. Ученые считают, что первые птицы и млекопитающие появились 195 млн лет назад. По срав­нению с рептилиями у них был ряд преимуществ: хорошо развитый го­ловной мозг, теплокровность, более совершенный процесс размноже­ния. В конце мезозоя появились и распространились покрытосеменные растения, опылявшиеся насекомыми. Это привело к бурному развитию растительноядных животных, в том числе и млекопитающих. Изменения рельефа земной поверхности, потепление и повышение влажности кли­мата повлекли разрушение экосистем с засушливыми условиями. В свою очередь, это привело к вымиранию многих видов животных. Среди них были и разнообразные динозавры, и некоторые млекопитаю­щие, и насекомые.

Рис. 57.1. Лес в мезозойскую эру

Кайнозойская эра, начавшаяся 65 млн лет назад, стала эрой расцве­та и господства млекопитающих, птиц, насекомых. В это время климат на Земле был очень теплым, на суше росли влажные леса, где преобла­дали покрытосеменные. К этому времени ученые относят появление на Земле большинства видов современных птиц, грызунов. Древние сум­чатые, яйцекладущие звери, саблезубый тигр, а также кролик, носорог, мартышки были типичными представителями фауны суши тех времен. В океанах появляются китообразные. Со временем климат стал более сухим, возникли степи, а в них - растительноядные копытные, хищни­ки, грызуны и другие группы млекопитающих.

Последний период кайнозойской эры начался 2 млн лет назад и длится доныне. В его начале климат стал более суровым. Большие территории нашей планеты покрылись ледниками. В это время в райо­нах, прилегающих к ледникам, жили пещерный медведь, мамонт, испо­линский олень.

Со временем глобальное обледенение закончилось, климат стал бо­лее теплым. Вымерли мамонты, шерстистые носороги и другие живот­ные, началось формирование современной фауны. Ученые полагают, что приблизительно 1 млн лет назад появились древние люди — пите­кантропы, синантропы, использовавшие каменные орудия труда. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Рис. 57.2. Скелет ископаемого динозавра
Рис. 57.3. Отпечаток археоптерикса — представителя фауны мезозоя
На этой странице материал по темам:
  • Мезозойская эра краткое сообщение

  • Плотоядные динозавры летающие плавающие бегающие

  • Краткое сообщение на тему мезазойская эра

  • Доклад на тему кайнозойская эра кратко

  • Кратко все эры мезозой кайнозой

Вопросы по этому материалу:
  • Назовите основные эры геологической истории Земли и развития живот­ного мира.

  • Какие животные населяли Землю в мезозое?

  • От каких животных, по мнению ученых, происходят птицы и звери? Приведите аргументы, подтверждающие эту точку зрения.

  • Почему в современной фауне нет динозавров?

  • Какое место в истории жизни на Земле занимает современный этап развития мира животных?

worldofschool.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта