Развитие жизни в кайнозойскую эру. Растения и животные кайнозойской эры
Развитие жизни в кайнозойскую эру - Развитие жизни в кайнозойскую эру
Комментарии преподавателя
Кайнозойская эра началась 65 млн лет назад и длится в настоящее время. Она подразделяется на два периода: третичный и четвертичный период
mypresentation.ru
В третичном периоде континенты и океаны приобрели свое современное очертание. Климат был влажным и теплым. Завершилось формирование альпийской складчатости. Возникли кавказские, гималайские, альпийские горы.
Четвертичный период длится всего 2 млн лет. Он характеризуется периодами похолоданий и оледенений, которых не было в третичном периоде и мезозое.
В кайнозойскую эру происходит расцвет покрытосеменных растений.
Голосеменные растения теперь доминируют только в древесном ярусе хвойных лесов (вспомним тайгу).
Разнообразие цветков и плодов покрытосеменных растений обусловило большое разнообразие насекомых, которые их опыляют и употребляют в пищу. Наибольшее развитие получают классы Жесткокрылых и Перепончатокрылых насекомых (см. видео).
Плоды растений и многочисленные насекомые сильно расширили кормовую базу птиц. Птицам нужно много пищи для энергетического обеспечения полета.
Птицы стали самым эволюционно успешным классом кайнозойской эры. Их разнообразие и численность росли очень быстро.
Получили широкое распространение нелетающие и плавающие птицы. В некоторых эндемичных районах, например Новой Зеландии, птицы являются доминирующей группой позвоночных. Они даже занимают экологические ниши млекопитающих
Вторым господствующим классом позвоночных стали млекопитающие – «звери». Их примитивные предки появились еще в мезозойскую эру как мелкие теплокровные хищники или всеядные животные (см. видео).
К началу кайнозойской эры млекопитающие были представлены насекомоядными. Из современных животных к ним относятся кроты, ежи и землеройки
Затем началась специализация млекопитающих по разным экологическим нишам. Появляются предки копытных, хищных, грызунов, приматов и хоботных (см. видео).
Наиболее эволюционно успешный отряд млекопитающих – это грызуны.
Особо для нас важно развитие приматов из насекомоядных предков.
Эволюция приматов пошла по пути развития высшей нервной деятельности. Развитие хватательных конечностей сыграло заметную роль в формировании приматов.
Дальнейшая эволюция этих животных привела, в конечном счете, к появлению человека. Так как человек появился только в четвертичном периоде кайнозойской эры, то он застал природу уже в нынешнем ее виде. Лишь некоторые виды – современники человека вымерли к настоящему времени. Например, не без помощи древнего человека исчезли с лица Земли пещерный медведь или мамонт.
В воде в кайнозое доминируют костные рыбы. Хрящевые рыбы занимают лишь некоторые экологические ниши. Хотя акулы, по-прежнему очень успешны. В кайнозое появляется самая большая акула – кархародон мегалодон (см. видео). Она вымерла относительно недавно.
Некоторые млекопитающие, также осваивают водную среду. Так появляются китообразные и ластоногие. Китообразные (киты, дельфины, кашалоты) становятся самыми крупными обитателями океанов.
Несмотря на явную морфологическую конвергенцию с рыбами – обтекающее туловище, плавники, утрата задних конечностей – они сохранили физиологию млекопитающих. У них есть легкие, четырехкамерное сердце, матка.
В кайнозойскую эру получают развитие брюхоногие моллюски, которые хорошо приспособились и к суше, и к пресным и солёным водоемам. Головоногие и створчатые моллюски переживают некоторый спад.
Иглокожие и кишечнополостные, в общем, сохранили свои позиции в морях и океанах, но сильно сократилось количество иглокожих – морских лилий, которые были основой ландшафта палеозоя. Их уничтожили другие иглокожие – морские ежи. Те виды, которые существуют сегодня, приобрели способность перемещаться.
Таким образом, в кайнозойскую эру, которая продолжается до сих пор, доминируют млекопитающие и птицы, которые на суше занимают экологические ниши вымерших рептилий. В воде господствуют костные рыбы. В четвертичном периоде появляется и эволюционирует человек.
Источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/11-klass/bistoriya-razvitiya-zhizni-na-zemleb/razvitie-zhizni-v-kaynozoyskuyu-eru
Источник презентации - http://prezentacii.com/biologiya/7606-razvitie-zhizni-v-kaynozoyskuyu-eru.html
Источник видео:
http://www.youtube.com/watch?v=-WkuMbGgO1Y
http://www.youtube.com/watch?v=aINI-BS2RF8
http://www.youtube.com/watch?v=iPaFkJsrKlc
http://www.youtube.com/watch?v=_aDFfK1Q0Xg
http://www.youtube.com/watch?v=Rbn-JXUswg8
http://www.youtube.com/watch?v=0Z6_kbJk388
http://www.youtube.com/watch?v=Sh5327Mp2B8
Конспект урока биологии "Развитие жизни в кайнозойской эре.
Класс 11
Дата:
Предмет: биология
Тема: Развитие жизни в кайнозойской эре. Эволюционное развитие растений и животных.
Задачи:
Образовательные:
изучить климатические условия и среду обитания в разные периоды Кайнозойской эры; сформировать знания об эволюции органического мира в Кайнозойскую эру;
Развивающие:
развивать умение: раскрывать причины многообразия видов растений и животных современной флоры и фауны; обобщить знания о климатических условиях, среде обитания и особенности развития животного и растительного мира в Кайнозойскую эру;
Воспитательные:
формировать отношения к природе на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде – земной и космической; развивать эволюционное, экологическое мышление и стремления к знаниям.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: частично-поисковые, проблемный
Межпредметные связи: биология
Наглядные пособия, оборудование, раздаточный материал: проектор, компьютер, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», видеосюжеты «Меловой период», «Кайнозойская эра», флеш-карта «Динозавры», распечатанный дополнительный материал.
Ход урока:I. Оргмомент. Актуализация знаний.
Беседа по вопросам:
1. Какие главные события происходили в органическом мире мезозоя?
2. Какие изменения в строении позвоночных животных произошли в процессе приспособления их к жизни на суше?
3. Каковы, по вашему мнению, причины возникновения и вымирания крупных систематических групп живых организмов в различные периоды истории Земли?
4. Выскажите свои предположения о возможных причинах гибели древних пресмыкающихся на Земле.
Основные положения.
1. В триасе вымирают гигантские папоротники, древовидные хвощи, плауны. Достигают расцвета голосеменные растения.
2. В юрском периоде вымирают семенные папоротники и появляются первые покрытосеменные растения, постепенно распространившиеся на все материки.
3. Рептилии занимают господствующее положение в триасовом и юрском периодах. В меловом периоде вымирают крупные пресмыкающиеся.
4. Возникают птицы и млекопитающие. Их возникновение сопровождается появлением крупных ароморфозов в строении.
Господство пресмыкающихся Расцвет голосеменных
↓ ↓
Вымирание крупных пресмыкающихся Вымирание семенных папоротников
↓ ↓
Возникновение птиц и млекопитающих Появление покрытосеменных
Просмотр видеосюжета «Меловой период»Биологический диктант1-й вариантПрослушайте текст и выпишите цифры, которые обозначают ароморфозы, произошедшие у птиц.1. Возникновение легочного дыхания.
2. Увеличения запаса питательных веществ в яйце и появление защитных оболочек.
3. Возникновение роговых оболочек.
4. Появление четырехкамерного сердца и теплокровности.
5. Появление перьев.
6. Возникновение костных челюстей.
Каково значение этих ароморфозов? 2-й вариантИз указанного перечня изменений в животном мире выпишите буквы, которые обозначают ароморфозы, обусловившие господство млекопитающих на Земле.А. Увеличение запаса питательных веществ в яйцеклетке.
Б. Появление волосяного покрова.
В. Внутреннее оплодотворение.
Г. Возникновение четырехкамерного сердца.
Д. Появление легочного дыхания.
Е. Возникновение теплокровности.
Ж. Живорождение и вскармливание детенышей молоком.
Раскройте значение этих ароморфозов.II. Изучение новой темы.
1. Заочная экскурсия.
Вводная беседа о климатических и геологических особенностях кайнозойской эры.Кайнозойская эра (от греч. kainos – новый и zoe – жизнь) самая молодая группа стратиграфической шкалы слоев земной коры и соответствующая ей новейшая эра геологической истории Земли, охватывающая и современную эпоху. Продолжительность кайнозойской эры – 65 млн. лет, подразделяется на три периода: палеогеновый, неогеновый и антропогеновый. Каждый период делится на эпохи, а именно: Палеогеновый – палеоцен, эоцен, олигоцен; Неогеновый - миоцен, плиоцен; Антропогеновый – плейстоцен, голоцен. Что же происходило в каждую эпоху периодов Кайнозойской эры?А) Развитие животного мира в кайнозойскую эру характеризуется дальнейшей дифференциацией насекомых, интенсивным видообразованием у птиц и чрезвычайно быстрым прогрессивным развитием млекопитающих.
Б) Теплолюбивая растительность отступает на юг или вымирает, появляется холодоустойчивая травяная и кустарниковая растительность. Формируется современные растительные сообщества.
2. Организация самостоятельной работы. Задание: Найдите информацию о климатических и геологических особенностях кайнозойской эры.
Опишите те изменения ландшафта и климата, которые могли привести к перечисленным мною изменениям в растительном и животном мире («завершаются горообразовательные процессы», «наступило оледенение значительной части земли»).3. Беседа о роли идиоадаптаций в возникновении приспособлений у господствующих в кайнозое растений и животных. Задание: Приведите примеры приспособленности растений к опылению, примеры приспособлений насекомых к разнообразному питанию.
Вывод: Идиоадаптация в органическом мире – основное направление эволюции растений и животных.4. Организация самостоятельной работы с тестом учебника и доп. материалом:Задание 1.
Пользуясь текстом учебника и доп. материалом составьте план ответа на тему «Основные ароморфозы в эволюции растений».
Задание 2.
Пользуясь текстом учебника и доп. материалом назовите основные ароморфозы в эволюции животных.
Общие выводы:
Кайнозойская эра – отрезок геологической истории нашей планеты, включающий и современный этап; делится на три периода: палеоген, неоген, антропоген, которые являются самыми короткими периодами в истории Земли.
В кайнозое складывается современное распределение материков и океанов.
Природные условия и облик органического мира меняется, постепенно приобретая современные черты. Теплый климат во внетропических широтах уступает место умеренному.
Обновляется фауна – развиваются двустворчатые и брюхоногие моллюски, птицы и особенно млекопитающие. Появляются и развиваются современные семейства и рода хищных, копытных, хоботных, человекообразные обезьяны и, наконец, человек.
В наземной флоре господствуют покрытосеменные, формируются типичные сообщества, свойственные разным климатическим поясам. Появляются травянистые формации типа саванн и степей, формации хвойных лесов таежного типа, а затем лесотундр и тундр.
Закрепление: Просмотр видеосюжета «Кайнозойская эра»; проверочная работа «Отчет по «экскурсии» (приложение).
Рефлексия:
1.Какие вопросы изучаемой темы показались вам наиболее интересными и познавательными?
2. Какие вопросы вызвали затруднение в понимании?
3. Какие ваши знания по данной теме нуждаются в дополнительной доработке?
4. По каким вопросам вам бы хотелось получить дополнительные сведения?
Домашнее задание: §27, стр.104, вопросы.
Приложение к уроку № 35-36Алгоритм для написания отчета по экскурсии
Тема экскурсии:
Цель экскурсии:
Ответьте на следующие вопросы:
- Каковы основные периоды Кайнозойской эры и какие условия господствовали в каждый период на Земле в Кайнозойскую эру?
- Какие изменения фауны и флоры происходили в течение всех периодов в Кайнозойской эры?
- Каковы основные направления эволюции растительного и животного мира Кайнозойской эры?
- Как появился человек в мире животных и какова его роль в изменении растительного и животного мира?
- Какие животные обитали на территории Тувы типичные для плейстоцена и входили в состав «мамонтовой Фауны»
Выполните следующие задания:
- Кайнозой нередко называют эрой млекопитающих. Какие особенности позволили млекопитающим занять господствующее положение на суше?
Ὸ живорождение Ὸ вскармливание детенышей молоком
Ὸ наличие когтей Ὸ наличие волосяного покрова
Ὸ хорошо развитый головной мозг Ὸ способность к быстрому передвижению
- В каком направлении шла эволюция лошадей, ставших обитателями открытых пространств и питавшихся травами?
Ὸ изменение пропорций черепа Ὸ увеличение высоты коронок зубов
Ὸ удлинение нижних отделов конечностей Ὸ уменьшение высоты коронок зубов
Ὸ усложнение жевательных поверхностей зубов
- Вы в Кайнозое. В компьютере машины времени произошел сбой, вся информация по кайнозою перепуталась, необходимо найти все ошибки.
Животные в Мезозойскую и Кайнозойскую эры | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Мезозойская эра началась 225 млн лет назад. Это период расцвета насекомых и пресмыкающихся (рис. 57.1), которые распространились на суше. Разнообразными были травоядные и хищные динозавры. В переводе с греческого «динозавр» означает «ужасный ящер». Среди них были плавающие, бегающие (рис. 57.2), летающие (рис. 57.3). Одни были маленькими — не больше современного кота, а другие достигали гигантских размеров — до 30 м в длину. В водной среде появляются крокодилы и черепахи, а на суше — ящерицы и змеи.
От древних покрытых перьями летающих ящеров — птерозавров, по мнению ученых, происходят птицы. Предками млекопитающих были зверозубые — группа звероподобных ящеров, имевших зубы разного строения и ноги, расположенные под туловищем. Ученые считают, что первые птицы и млекопитающие появились 195 млн лет назад. По сравнению с рептилиями у них был ряд преимуществ: хорошо развитый головной мозг, теплокровность, более совершенный процесс размножения. В конце мезозоя появились и распространились покрытосеменные растения, опылявшиеся насекомыми. Это привело к бурному развитию растительноядных животных, в том числе и млекопитающих. Изменения рельефа земной поверхности, потепление и повышение влажности климата повлекли разрушение экосистем с засушливыми условиями. В свою очередь, это привело к вымиранию многих видов животных. Среди них были и разнообразные динозавры, и некоторые млекопитающие, и насекомые.
Рис. 57.1. Лес в мезозойскую эру |
Кайнозойская эра, начавшаяся 65 млн лет назад, стала эрой расцвета и господства млекопитающих, птиц, насекомых. В это время климат на Земле был очень теплым, на суше росли влажные леса, где преобладали покрытосеменные. К этому времени ученые относят появление на Земле большинства видов современных птиц, грызунов. Древние сумчатые, яйцекладущие звери, саблезубый тигр, а также кролик, носорог, мартышки были типичными представителями фауны суши тех времен. В океанах появляются китообразные. Со временем климат стал более сухим, возникли степи, а в них - растительноядные копытные, хищники, грызуны и другие группы млекопитающих.
Последний период кайнозойской эры начался 2 млн лет назад и длится доныне. В его начале климат стал более суровым. Большие территории нашей планеты покрылись ледниками. В это время в районах, прилегающих к ледникам, жили пещерный медведь, мамонт, исполинский олень.
Со временем глобальное обледенение закончилось, климат стал более теплым. Вымерли мамонты, шерстистые носороги и другие животные, началось формирование современной фауны. Ученые полагают, что приблизительно 1 млн лет назад появились древние люди — питекантропы, синантропы, использовавшие каменные орудия труда. Материал с сайта http://worldofschool.ru
Рис. 57.2. Скелет ископаемого динозавра |
Рис. 57.3. Отпечаток археоптерикса — представителя фауны мезозоя |
Мезозойская эра краткое сообщение
Плотоядные динозавры летающие плавающие бегающие
Краткое сообщение на тему мезазойская эра
Доклад на тему кайнозойская эра кратко
Кратко все эры мезозой кайнозой
Назовите основные эры геологической истории Земли и развития животного мира.
Какие животные населяли Землю в мезозое?
От каких животных, по мнению ученых, происходят птицы и звери? Приведите аргументы, подтверждающие эту точку зрения.
Почему в современной фауне нет динозавров?
Какое место в истории жизни на Земле занимает современный этап развития мира животных?
worldofschool.ru