Топ-10 самых красивых растений для солнечной клумбы. Растения и солнце
Овощи и свет. Сколько солнца нужно растениям? | Огород | Дача
Рассказывает агроном Валентин Чистяков:
Сегодняшний среднерусский световой день категорически не устроит большинство овощных культур. И вот почему.
Нужен яркий свет
Овощные растения нуждаются в интенсивном освещении. Даже очень долгий (20 часов), но пасмурный день им подходит меньше, чем 10–12 часов ясной погоды. Поэтому под огород рекомендуется выделять только открытые участки. Но даже в средней полосе России и на Северо-Западе света может не хватать. Приходится бороться за каждый лучик — ориентировать рядки с юга на север и следить за густотой растений в них, планировать посевы так, чтобы рослые кустики не затеняли более приземистых соседей, уничтожать сорняки и так далее. Впрочем, у каждой культуры свои требования к свету.
Самые светолюбивые культуры в тени чахнут, болеют и не оправдывают ожиданий. К этой группе относятся: баклажан, дыня, кабачок, картофель, кукуруза, лук, морковь, петрушка, редис, редька, свёкла, сельдерей, томат, тыква, фасоль.
Средние требования предъявляют разные виды капусты, огурец, чеснок, салат, шпинат, укроп. Лёгкая тень в середине дня не только не помешает их полноценному развитию, но даже желательна. Скажем, огурец в условиях очень высокой интенсивности освещения рано стареет и снижает урожай.
Теневыносливость — редкая добродетель среди овощей. Но кресс-салат, тмин, щавель вполне можно выращивать под деревьями.
10–12 светлых часов
При всей любви к свету никакие овощи не любят круглосуточного освещения (хотя в заполярных огородах они и вынуждены с этим мириться). Но самые сладкие и мясистые помидоры получатся при освещении протяжённостью 16–18 часов. Капуста при длинном дне формирует более увесистые кочаны, и северные (острые) сорта лука дадут относительно крупные луковицы.
И всё-таки большинству культур нужна и тёмная ночь. Редис, редька и шпинат готовы формировать урожай только на коротком дне, а длинный заставляет их перейти к цветению — из-за этих особенностей их высевают рано весной или во второй половине лета. Длина дня влияет и на перец на стадии выращивания рассады — если она превышает 12–13 часов, то растение сформирует бутоны на 10–15 дней позже. Баклажан лучше всего развивается, если освещается по 10–12 часов в день. Впрочем, такая продолжительность светового дня устроит большинство овощных культур. А вот при нынешних семи светлых часах большинство из них вообще не могут развиваться.
Особый спектр
На первый взгляд может показаться, что растениям больше всего нравится белый свет (по аналогии с человеческими предпочтениями), а некоторые думают, что они тяготеют к зелёному. На самом деле из всего светового потока листья выбирают для поглощения красную и синюю области спектра. Если бы Солнце вдруг стало испускать только красные, синие и фиолетовые лучи, многие представители земной флоры вообще не расстроились бы. Многие дачники уже убедились в том, что рассада под специально разработанными для растений «цветными» светодиодами растёт лучше, чем под обычными белыми лампами.
www.aif.ru
Растения И Солнечный Свет
Для роста и развития растениям необходим свет. При этом разным растениям он требуется в разном количестве и разной интенсивности. Сильно отставая в росте от своих диких собратьев, комнатные растения довольно хорошо адаптировались к ограниченному доступу тепла, влаги, пищи и света.
Однако, ограничивая рост растений, эти факторы позволяют выращивать дома виды, достигающие в природе огромных размеров.
Уровень освещенности
Недостаточное количество пли качество света приводит к медленной гибели растения. Поэтому условия выращивания комнатных растений должны быть максимально приближенными к их естественным условиям обитания. Помните при этом, что растения нижних затененных ярусов леса нуждаются в совершенно другом освещении, чем растения открытых пустынь.
{LikeAndRead}
Польза освещения
За исключением грибов, жизнь всех растений зависит от фотосинтеза (см. рис. справа). При недостаточном уровне освещения пли его отсутствии растения живут на запасах сахара п крахмала, быстро исчерпывая их.
Растения, которые находятся в тени, поглощают СО, (двуокись углерода) медленнее, чем растения открытых мест. В результате под воздействием яркого солнца их хлорофилл разрушается быстрее, чем растения способны его восстановить. Увеличивается испарение воды, растение начинает увядать. У многих тенелюбивых растет 1 и (наподобие папоротников) редеют листья. В сложившейся ситуации некоторые растения могут погибнуть.
Для активного роста растения темп фотосинтеза должен в идеале лишь слегка превышать темп дыхания. В противном случае растение может погибнуть. Так как основой фотосинтеза является свет, то и темп роста комнатных растений регулируется количеством полученного ими света.
Разные помещения имеют разную экспозицию. Определить наиболее освещенное из них и выбрать оптимальное расположение растенIш можно с помощью фотографического лайтметра. При этом следует учитывать сезонные различия интенсивности освещения, потому что зимнее солнце сильно отличается от летнего.
КОРОТКО О ФОТОСИНТЕЗЕ
Свет обеспечивает энергию для активации зеленого пигмента хлорофилла. То же происходит п у растений с цветными листьями. Хлорофилл запускает в растении механизм выработк питательных веществ из сахара и крахмала под действием воды и двуокиси углерода. Питательные вещества превращаются клетками растения в энергию роста.
Увеличить объем отраженного света можно с помощью зеркал л светлого фона обстановки, а уменьшить -с помощью темного. Рассеять прямой свет, обеспечив растениям хорошее, но не опасное освещение, помогут занавеси пли жалюзи. Солнцелюбивые растения следует размещать выше тенелюбивых, а для равномерного развития растения следует при каждом поливе поворачивать на четверть оборота. Но помните, что в период цветения поворачивать не рекомендуется, так как это может вызвать сбрасывание бутонов.
Северные помещения не получают прямого солнечного света: зимой освещение в них слабое, а летом - рассеянное. Температура в них обычно ниже, чем в помещениях с южной или западной экспозицией. Интенсивность освещения в таких помещениях наиболее стабильна и хорошо подходит папоротникам, бегониям и другим лиственным растениям. Не смотря на обилие в них отраженного света, его все же недостаточно для цветения большинства растений.
Южные помещения практически непрерывно освещаются солнцем в летние месяцы, получая максимум света в зимние. Уровень освещенности в них подходит многим солнцелюбивым растениям, однако не все выдерживают высокую температуру на подоконнике. Растениям в таких помещениях необходима хорошая вентиляция. В отличие от бегоний, в южных помещениях прекрасно себя чувствуют кактусы и суккуленты. При этом кактусы цветут зимой, а летом нуждаются в отдыхе и переносе в более прохладное место. При должном уходе южные помещения подходят также большинству травянистых растений: колеусу, бугенвиллии, цитрусовым и др.
Добиться всестороннего освещения растения можно, поместив ею перед зеркалом.
Восточные помещения освещаются солнцем с рассвета до полудня, получая хорошее освещение без обжигающей жары. Хороши для хойи, сенполии и пойнсеттии.
Западные помещения быстро нагреваются, особенно летом. Растения в них следует ставить подальше от окон. Освещение в них хорошее, но слишком интенсивное. Такие помещения подходят растениям, которые нуждаются в обилии открытого солнца, например пеларгонии, бегонии и другим цветочным растениям.
ВЛИЯНИЕ ОСВЕЩЕННОСТИ
Избыток света
Слишком долгое нахождение растения на свету приводит к обесцвечиванию ярких листьев растении и отворачиванию листьев от источника света;
уменьшению образования новых листьев;
увяданию в жаркое время дня;
вялости и безжизненности листьев;
Недостаток света
Недостаточное поступление света может вызывать:
удлинение и обесцвечивание листьев;
ускоренный рост стебля;
уменьшение образования новых листьев и сворачивание, и опадание нижних листьев, и отсутствие летнего роста;
опадание бутонов или быстрое их обесцвечивание;
отсутствие цветов;
замену пятен на листьях простым зеленым пигментом.
Другие факторы
Многие из указанных симптомов могут вызываться другими факторами, часто не связанными с условиями освещенности.
{/LikeAndRead}
xn--80ai2adfh.com
Солнце, растения и мы с вами (3 класс) по окружающему миру
На нашей планете живая и неживая природа связана самым тесным образом. Особую роль во всех жизненно важных процессах на Земле играют растения и солнце. Рассмотрим более подробно тему “Солнце, растения и мы с вами” по окружающему миру.
Особенности питания растений
Все растения, населяющие земной шар – это живые существа, которые могут дышать и питаться.
Ни для кого не секрет, что растения впитывают из грунта воду, в которой растворены различные соли. Но как растения добывают самые ценные питательные вещества – крахмал и сахар? В почве этих компонентов нет, но они присутствуют в составе самих растений. Эта загадка долгое время не давала покоя самым выдающимся ученым, пока, наконец, на нее не был найден ответ.
Как выяснилось в ходе исследований, листья растений – это настоящие маленькие волшебники, которые могут «приготовить» пищу из углекислого газа и воды. Воду они получают благодаря корням, а те, в свою очередь, впитывают ее из земли. Углекислый газ листва поглощает из воздуха. Но, чтобы эта волшебная «кухня» заработала, нужен солнечный свет.
Рис. 1. Фотосинтез происходит в листьях.
Процесс создания питательных веществ из углекислого газа и воды под воздействием солнечного света называется фотосинтезом. В этом процессе принимают участие все части растения:
- корень втягивает из грунта солевые растворы;
- стебель проводит вверх эти растворы;
- в листьях происходит их превращение в сахар и крахмал.
Почему для получения питательных веществ нужен свет? Все дело в том, что солнечные лучи несут с собой мощный поток энергии, которая запускает многие процессы. Без энергии ни одно существо не могло бы жить, и ни один механизм не смог бы работать.
Рис. 2. Солнечный свет – источник энергии.
Это открытие оказалось очень важным, ведь стало понятно, что существование животных и людей на планете невозможно без растений. Природа распорядилась так, что только одни существа на Земле – растения – способны вырабатывать питательные компоненты из углекислого газа и воды. Животные и люди, питаясь растениями, обеспечивают себя жизненно важной энергией.
Дыхание растений
Во время тщательного исследования растений ученые пришли к еще одному интересному выводу. Оказывается, во время «приготовления» растениями питательных веществ, дополнительно образуется еще и кислород – ценный газ, который нужен всем живым существам для дыхания.
Если не будет растений, в воздухе останется такое малое количество кислорода, что его будет недостаточно для обеспечения жизни на Земле. Интересно, что все растения в процессе питания выделяют гораздо больше кислорода, чем поглощают.
Растения – это легкие нашей планеты. Ежегодно они выделяют примерно 45 миллионов тонн чистого кислорода! Чем больше деревьев, кустарников и трав на земном шаре, тем чище и полезнее воздух. Именно поэтому так важно бережно относиться к нашим зеленым друзьям.
Рис. 3. Лесные массивы – это «легкие» нашей планеты.
Рассмотрим сходства и отличия процессов дыхания и питания растений:
- дыхание заряжает растения ценной энергией, а благодаря фотосинтезу все живые существа на планете получают пищу и кислород;
- дыхание происходит постоянно, независимо от внешних факторов, а фотосинтез может быть только под воздействием солнечных лучей;
- в процессе дыхания участвуют абсолютно все клетки растения, а в фотосинтезе – только зеленого цвета;
- во время дыхания растения поглощают кислород из воздуха, а во время фотосинтеза – выделяют его;
- при дыхании в растениях происходит расщепление веществ, а при фотосинтезе они, напротив, образуются.
Какова связь между растениями, людьми и солнцем
Без тепла и света, которыми обеспечивает нашу планету солнце, растения не могут существовать, потому что процессы питания и дыхания не могут осуществляться без солнечной энергии.
Если на Земле не будет растений или их будет очень мало, перед человеком встанут две серьезные проблемы:
- существенно уменьшится источник пищи;
- исчезнет самый главный производитель кислорода.
Без растений человеку попросту нечем будет дышать, а без дыхания невозможна и сама жизнь.
Что мы узнали?
При изучении темы “Солнце, растения и мы с вами” (3 класс) мы узнали, как у растений происходят два самых важных процесса: питание и дыхание. Мы выяснили, какое влияние на эти процессы оказывает солнечный свет, и какие продукты при этом вырабатываются. Без кислорода, который выделяют растения, жизнь на планете была бы невозможна.
Тест по теме
obrazovaka.ru
Топ-10 растений для солнечной клумбы
На даче можно обойтись без некоторых излишеств, а вот без яркой, солнечной, создающей позитивное настроение клумбы дачная жизнь потеряет свою основную изюминку. Создавая солнечные клумбы, необходимо следить за тем, чтобы каждое из растений получило свою долю света. Очень важно правильно комбинировать растения, подбирая их по росту. Тогда высокие экземпляры будут эффектно возвышаться над низкорослыми культурами, создавая для них выигрышный фон.
Яркий, легкий, снабженный неповторимыми шелковыми лепестками, похожими на одежды восточных султанов, турецкий мак (Papaver orientale) отлично дополнит любую солнечную клумбу. Его окружение может быть выдержано не только в алых или пурпурных тонах, маки отлично сочетаются с цветами, имеющими белую или желтую окраску. Экзотическая красота делает мак очень популярным растением для оформления клумб. Но не только она. Это наиболее неприхотливое растение. Если мак получает достаточное количество солнечного света, то расти он может годами без пересадки и на любой почве.
Турецкий мак — многолетник, его прямой щетинистый стебель может достигать в высоту 80-100 см. Прикорневые листья мака крупные, перисто-рассеченные, до 30 см в длину, стеблевые — меньшего размера. Одиночные цветки до 18 см в диаметре имеют огненно-красный цвет и черное пятно у основания
Маки могут быть не только алыми, есть садовые формы с оранжевыми, розовыми и даже белыми лепестками. Существует особая махровая разновидность растений этого вида, имеющих ярко-красные поникающие цветки. Цветет это растение в конце мая и в начале июня, после чего его желтеющие листья лучше удалить. Дыры в клумбе следует прикрыть астрами, цветущими осенью. А мак в это время образует небольшую розетку листьев, которым придется зимовать. Компанию маку может составить тысячелистник и душица.
Отличное обрамление для яркой солнечной клумбы создаст лаванда (Lavandula) – не только декоративное, но и лекарственное ароматическое растение. Те, кому удалось увидеть лаванду на пике её цветения, никогда не смогут отказаться от её притягательного свежего аромата и нежных лиловых цветов. Цветение лаванды – потрясающее зрелище, особенно если её посадки занимают большую территорию. Этот многолетник небольшого размера всегда готов устилать рабатки и бордюры. Вечнозелёная лаванда – кустик с узкими листьями, имеющими нежный серебристый оттенок. Её соцветие имеет форму колоса.
Бабочки с пчелами очень любят аромат, издаваемый лавандой-медоносом. Растение отличается неприхотливостью, оно засухоустойчиво и выращивание его в регионах с теплым и продолжительным летом не составляет особой сложности
Цветы лаванды могут быть не только лиловой (от нежно-сиреневой до насыщено-фиолетовой), но и розовой, голубой и даже белой окраски. Фиолетовую разновидность лаванды часто сочетают с яркими «солнцелюбами» позитивной желтой или оранжевой раскраски. Если обрамлением композиции служит лаванда, в неё чудесно смотрится, например, эхинацея пурпурная. Пора цветения зависит от вида лаванды. Некоторые сорта цветут от мая до июля. В конце лета у них может наступать вторая фаза цветения. Обычно растение не живет дольше десяти лет, поэтому следует заранее подготавливать ему замену.
Латинское слово «lava» означает «мыть». Своё название растение получило за свои антисептические и гигиенические свойства. Ещё в Древнем Риме лаванду использовали во время стирки, уборки и мытья
В 60-е годы это растение можно было увидеть на многих городских клумбах. И вот сейчас, спустя столько лет, пион тонколистный (Paeonia tenuifolia) снова оказался на пике популярности. Воронец, а именно так это растение называют в России, чаще всего зацветает в начале мая. Обычно к майским праздникам он уже радует всех своими кроваво-красными соцветиями. Его нежное благоухание приятно вплетается в весенний ветерок и разносится далеко по округе. Когда-то в природе эти цветы можно было встретить целыми цветущими полянами, а сегодня они внесены в Красную книгу.
Впрочем, в качестве садового растения пион тонколистный встречается довольно часто. Во взрослом состоянии куст воронца вырастает на 30-50 см. Обычно его обильно украшают цветоносные побеги. Цветы распускаются очень дружно, поэтому в период цветения он очень красив и душист. К сожалению, этот период не так уж и долог. Уже в июне он будет завершен, особенно при жаркой погоде. Но изящная зелень останется с нами до осени. Часто пионы тонколистные высаживают вместе с карпатскими колокольчиками, монардами, книфофией, гелениумом, сизой гвоздикой, рудбекией и ярким кореопсисом.
Можно, конечно, остановиться на привычных махровых формах, они тоже по своему интересны, но у этой разновидности пиона особенно привлекает его зелень. Она хороша и вместе с цветком, и в качестве общего фона для растений, которые будут ниже пиона ростом
Имя портулака (Portúlaca olerácea) произошло от латинского слова «portula», означающего «воротца». Где же воротца в этом растении? Оказывается, его семенная коробочка распахивается так, будто раскрываются маленькие воротца, открывая путь грядущим коврикам. Ведь в народе портулак так и называют – коврики. Сегодня в некоторых европейских странах он размножается самосевом и произрастает как полевой сорняк. Наших садоводов портулак покорил своей нежностью и наивной, неприхотливой красотой. Он желанный гость на каждой клумбе. Его любят за продолжительное и обильное цветение с июня до августа.
В Средние века его выращивали арабы, называя портулак «благословенным растением». Считалось, что он способен излечить от всех болезней. Востребован был портулак и во времена Гиппократа. Тяжелые раны и укусы змей лечили листьями и цветами портулака
Чаще всего портулак используют в качестве бордюрного растения и на альпийских горках. Он обладает мелкими цилиндрическими мясистыми листьями зелёной или слегка красноватой окраски. Цветки диаметром 2,5-3 см имеют разнообразную окраску: желтую, красную, лиловую, розовую, оранжевую и т.д. Привлекают внимание специалистов растения с махровыми («Дабл Микс»), белыми («Белоцветковый»), пурпурными («Спленденс») цветами. Есть даже такие, у которых венчики окрашены в два цвета.
Можно вырастить множество экзотических растений, но, если в вашем саду нет ромашки обыкновенной (Leucanthemum vulgare Lam), то кто же будет так неповторимо радостно улыбаться солнцу по утрам? И кто ответит на наш главный вопрос о любви и не любви? Нет, без ромашки нельзя. Особенно в присутствии турецкого мака и голубого василька, ромашка создаёт полевой колорит, который приятно освежит участок, сделает его родным сердцу и приятным взгляду. Отлично сочетаются с нивяником обыкновенным (ромашкой) лесная мальва, ромашковая астра, скабиоза, тысячелистник, колокольчик и луговой шалфей.
Это растение часто используется в народной медицине. Однако бессистемно использовать его, как и любые другие лекарственные средства, не стоит
Вообще-то белый ромашковый цветок всегда найдет себе приятное соседство. Ромашка – многолетник, который в высоту может быть и 15 и 80 см. Его стебель может быть ветвистым или простым одиночным. Соцветие ромашки имеет форму корзинки. Цветет растение в июне-сентябре. Размножается это растение не только семенами, которые каждый экземпляр производит в количестве 2-5 тыс. штук, но и вегетативным путем. Перезимовать ромашка может в виде розетки, а на следующий год у неё уже образуются цветоносные стебли.
Если вы знаете толк в хороших напитках, то попробуйте добавить всего один листочек монарды (Monarda) в чашку любого чая, и вы неожиданно почувствуете изысканный привкус Эрл Грей. Специалисты утверждают, что это растение способно взбодрить пространство только одним своим присутствием. Монарда – «хулиганка» среди «интеллигентных» цветочков с аккуратными прическами. Её взлохмаченная шевелюра, тем не менее, всегда уместна. Она сама не потеряется на фоне других растений, но и не позволит себе никого заглушить.
Цветы монарды могут быть махровыми и простыми. Все виды этого растения обладают исключительным ароматом, который источают не только цветы и листья, но и стебли и даже корневища. «Лохматые» цветы сиреневого, малинового, розового, красного и даже белого цвета появляются в июле. Обильное цветение не прекращается до самого конца лета.
Монарда достигает в высоту 120 см. Имеется и карликовая форма, не вырастающая более чем на 20-30 см. Листья растения могут быть гладкими или шершавыми, в зависимости от сорта
Когда гелениум (Helenium autumnale) цветет, кажется, что осеннее солнце умножилось и повернулось к вам множеством соцветий. Очень хочется нагнуться к этим цветам, чтобы ощутить их запах. Растение представлено очень разнообразно. Известно много разных сортов гелениума, которые отличаются не только разнообразием цветов, но и высотой, диаметром корзинки соцветия. Средний диаметр цветка составляет 4 см. Что касается цвета, то гелениум может быть желтым, ярко-красным, желто-оранжевым, рыжим или бронзовым с контрастной темной сердцевиной цветка.
Это растение очень хорошо сочетается с другими, поэтому подобрать компанию гелениуму — не проблема. Особенно хорошо он смотрится с рудбекией и эхинацеей. Часто именно его цветы заменяют традиционные астры и гладиолусы в букетах, которые дарят учителям в День Знаний
Зацветает гелениум в августе-сентябре. Радует он своим ярким цветением вплоть до самых заморозков. Осенью, когда умирает стебель гелениума, его корень погибает вместе с ним. Но почему же тогда это растение считается многолетним? Оказывается, к концу вегетации у самого основания стебля формируется почка, из которой развивается маленькая новая розетка с корешками и листьями. Она-то и даст весной новый цветоносный стебель. То, что нам казалось единым цветком, на деле обернулось целой колонией самостоятельных растений.
Чтобы увидеть экзоты и насладиться их цветением, сегодня нет необходимости уезжать куда-то далеко. Книфофия (Kniphofia) – ещё одна любительница солнца, рожденная в Африке, которая прижилась у нас. Этот травянистый многолетник невероятно привлекателен в период своего цветения. Из самого центра лиственной розетки вдруг возникаете высокий стебель, лишенный листьев, украшенный колосовидным соцветием. Бутоны начинают распускаться постепенно или сверху вниз или снизу вверх. И скоро всё соцветие превращается в большую двухцветную шишку.
Высаживая книфофию, запаситесь терпением. В первый год цветения не будет: растение даёт первые цветы на второй или даже на третий год. Но ваше ожидание будет оправдано
Впрочем, даже и без цветов это растение смотрится очень экзотично. Оно станет несомненным украшением любой клумбы или отличным фоном для более низкорослых солнцелюбов. Его цветение продолжается с середины лета и до самого октября. Книфофия может стать центром вашей клумбы, потому что достигает в высоту 120 см. Растение легко «подружится» с эхинацеей, очитком, тысячелистником и другими.
Вы слышали что-то про осеннюю депрессию и очень хотите почувствовать, что это такое? Тогда изгоните со своего участка садовые хризантемы! Ведь они не позволят вам скучать даже дождливым октябрьским днем. Прекрасные садовые хризантемы (Chrysanthemum) – это настоящая классика дачных участков. Родовое наименование хризантем состоит из двух греческих слов. Первое «chrysos» означает золото, а второе «anthos» — цветок. Сложно спорить, это действительно золотые цветы.
Есть 650 разнообразных сортов садовых хризантем, которые разделяются по видам соцветия на 13 групп. Среди кустовых встречаются перистые, щетинистые, попонные, полумахровые, анемоновидные, ложкообразные и хризантемы – фэнтези с удлиненными лепестками
Невозможно не почувствовать в своей душе тихое умиротворение, когда это растение улыбается своими пышными головками остывающему осеннему солнцу. Их компанию с удовольствием разделят очиток или кустарниковые астры. Вместе они порадуют вас сочными красками осени. И вы попрощаетесь со своим цветущим садом до нового дачного сезона, наслаждаясь терпким, немного горьковатым и холодным ароматом хризантем.
Тем, кто хочет украсить хризантемами свой участок, нужно знать, что цветы, имеющие одно и то же имя, очень отличаются по форме кустов, по высоте, размеру цветов, виду соцветий, степени махровости, окрасу и даже по времени своего цветения. Если высота некоторых из них не превышает 35-40 см, то другие способны вырастать до 1,5 метра. Кустовые хризантемы весьма разнообразны и по цвету: белые, розовые, желтые, красные, бордовые, солнечно-рыжие и даже зелёные. Более того, оттенки одного цвета представлены очень широко.
Когда-то греки решили, что астры (Aster) появились из пылинки, упавшей со звезды. Поэтому они и назвали этот цветок в честь его матери – звезды. Действительно, астры своей формой и лучистыми лепестками, которые расходятся во все стороны, напоминают звезды. Об этой солнцелюбивой королеве сада невозможно не упомянуть.
Многолетние сортовые астры способны удивлять обильным цветением и разнообразием в расцветке. Есть среди астр сиреневые, лиловые, фиолетовые, малиновые, голубые, синие, розовые и, конечно, белые экземпляры. Каждый любитель цветов найдет те, которые придутся ему по вкусу. Высокорослый золотарник получит выигрышное обрамление в виде сиреневых или голубых многолетних астр. Вместе они будут смотреться очень эффектно. А с подбивкой из розовых безвременников получится клумба, которая порадует вас свежестью и красотой вплоть до первого снега.
Красота астры проявляется именно тогда, когда садовому сезону приходит конец. Вот тогда-то холодостойкие астры и распускаются во всем блеске своей неземной красоты
Благодаря разнообразию астры очень легко комбинировать. Например, розовые сорта отлично смотрятся рядом со спиреей японской. Белые астры удачно дополнят пурпурные очитки «Перпл Эмперор» или «Мадонна»
Солнечная клумба, которая получится у вас, будет сначала создана вашим воображением, а затем уже и вашими руками. Формируя её, вы, надеемся, не забудете о растениях, которым мы посвятили эту статью. Пусть в ней нет конкретных рекомендаций по посадке и уходу. Наша цель – показать вам эти растения, а отобрать их для своего сада и узнавать о них подробнее вы будете самостоятельно.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!diz-cafe.com
" Солнце, растение и мы с вами"
ГКОУ РО «Новочеркасская специальная школа- интернат №1»
«Солнце, растения
и мы с вами»
Подготовила
воспитатель 1 категории
Левченко М.В.
г. Новочеркасск
Цель занятия: сформировать у детей представление о связи солнца, растений и человека.
Задачи:
- обучающие: показ связи солнца, растений и людей, и их роль в поддержании жизни на земле;
-развивающие: развитие памяти, логического мышления, воображения; наблюдательности; расширение кругозора учащихся;
-воспитательные: воспитание доброго отношения к природе.
Планируемые результаты: учащиеся научаться обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их и использовать для необходимости бережного отношения к растениям..
Ход занятия:
I. Организационный момент
1. Психологический настрой.
Доброе утро, ребята и уважаемые гости! Я очень рада встрече с вами.
Ребята, поздоровайтесь с гостями.
Надеюсь, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом.
Пожалуйста, садитесь.
Начинается урок.
Он пойдёт вам, дети, впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
- Мы начинаем урок окружающего мира.
II. Актуализация знаний
1.Минутка синоптика
2.Проверка знаний по вопросам (фронтальный опрос):
-Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?
-Как называется наука о растениях?
- Почему растения называют «Зеленой одеждой планеты»?
- Перечислите, какие вы знаете группы растений?
3.Игра «Классификация растений»
-У каждого из вас на парте карточка с названием растения. Определить к какой группе растений оно относится.
-Назовите основные признаки отличия каждой группы.
- Представителей группы каких растений у нас получилось больше всего? Почему?
4.Игра « Найди лишнее название»
ЯБЛОНЯ ПОДСОЛНЕЧНИК МОРСКАЯ КАПУСТА АСТРА
СОСНА ЕЛЬ ЛИПА КЕДР
ОДУВАНЧИК ПОДОРОЖНИК КЛЕВЕР ПАПОРОТНИК
- Молодцы! Хорошо справились с работой!
III. Сообщение темы и цели занятия.
1. Подготовка к активной познавательной деятельности.
– Прочитайте, эпиграф к уроку.
(Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.)
– Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)
– В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.
2.Мотивация учебной деятельности
Мы с вами на уроках окружающего мира говорили, что в природе всё друг с другом взаимосвязано. В природе не бывает ничего лишнего.
-Скажите с чем или с кем связаны растения? (дети перечисляют)
Но самое главное - растение связано с солнцем и человеком.
СОЛНЦЕ РАСТЕНИЕ ЧЕЛОВЕК
– У нас получилась тема урока, прочитайте. («Солнце, растения и мы с вами».)
- Как слова «солнце», «растения», «человек» распределить на две группы?( Солнце – неживая природа; растения и человек – живая природа.)
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ
растение солнце
человек
-Назовите признаки живой природы.(Движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение.)
-Как связаны между собой солнце, растения и человек?
Растения – источник питательных веществ и кислорода для других живых существ, в том числе и для человека
3.Деятельностный подход
Сегодня на уроке мы узнаем о тайне растений, которую очень долго не удавалось разгадать учёным и поймем, почему без растений не смогли бы жить на Земле ни люди, ни животные…
А ещё нам нужно разгадать новый секрет, как солнце, растения и человек взаимосвязаны и что эта связь дает нам?
IV. Работа по теме.
1.Беседа и рассказ воспитателя.
Мы будем говорить о взаимосвязи растений и человек на примере двух признаков - дыхания и питания.
а) Дыхание растений .
-Рассмотрим схему. Как она называется? «Дыхание растений».
Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений? В почве как мы знаем есть воздух. Нам это показали проведенные ранее опыты. И растения этот воздух из почвы берут. Причем дышат растения тем же газом, что и мы с вами. Кислородом. А выдыхают углекислый газ.
В воздухе тоже содержится кислород и растения его пусть и в малом количестве поглощают, когда дышат. А выделяют обратно углекислый газ.
- Посмотрите на экран и расскажите, как дышат растения?
-Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ?( процесс называется дыханием.)
б) Питание растений
-Откуда растения получают питательные вещества и воду? (почва)
-А что содержится в почве, необходимое для жизни растений? (вода, воздух, перегной, минеральные соли)
– Как же растения питаются?
Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.
– Но как же растения получают главные питательные вещества - сахар, крахмал? Ведь их же нет в почве, а в растениях они есть.
Но ведь когда мы едим яблоко, мы чувствуем что оно сладкое. Сахар добывается из свеклы или тростника. А в картофеле много крахмала. Откуда же они берутся?
Вот на этот вопрос мы с вами сегодня и ответим.
Рассмотрим схему. Как она называется? «Питание растений».
Итак, основные питательные вещества растения получают из почвы. Но этого для растений мало. Для полноценного развития им нужны еще сахар и крахмал.
Но мы знаем, что растения не могут жить без света солнышка. Зачем же нужно оно? Оказывается, солнце дает растениям необходимую энергию. А необходима эта энергия для того, чтобы заработала «кухня» растений – их листья. Это уникальный процесс, когда под действием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха превращается в сахар и крахмал. Необходимы и сахар, и крахмал, и вода для роста клеток листьев.
А еще при питании растение выделяет большое количество кислорода.
Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только при одном условии. Кто догадался, что это за условие?
-Свет
-Какой вопрос у вас возникает? ( Почему же для работы «кухни» требуется свет?)
Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа.
- Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст на с. 76
2. Работа с книгой на с. 76. Чтение вслух.
Воспитатель(после чтения): так ответим на вопросы:
- Какую тайну разгадали ученые?
-Почему люди и животные не смогли бы жить без растений?
(Ни одно животное, ни один человек не могут из воды и из углекислого газа получить питательные вещества.)
Правильно, ребята, растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.
- А какое еще одно открытие сделали ученые?
( Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух.)
Поэтому растения – это наши поставщики кислорода, берегите их!
-Ребята, что бы случилось, если бы не было растений?
- Если бы не было растений, то в воздухе не было бы кислорода?
Процесс, при котором растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, называется фотосинтез и он протекает одновременно с дыханием. Давайте вместе произнесем это трудное слово.
Давайте ещё раз повторим.
-С какими процессами жизнедеятельности для растений мы ознакомились? (Питание и дыхание)
Ребята, а как вы думаете, когда происходит питание? ( только днем)
-Правильно, и параллельно с дыханием.
-А дыхание?
-А дыхание постоянно.
3. Физкультминутка.
Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).
4.Работа с моделями (Дети работают на доске).
-Попробуем эти процессы смоделировать.
Первое. Как растения дышат?
-Теперь питание растений. Смоделируем этот процесс.
Сравним две схемы: «Дыхание растений» и «Питание растений»
- Чем они отличаются?
- При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.
- При питании растения поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.
5.Страничка для любознательных
-Ребята, а кто знает, где больше всего выделяется кислорода? (В лесу)
Хотите узнать, сколько кг кислорода выделяет 1 га леса за 1 теплый солнечный день?
Тогда войдем в интернет и ответим на этот вопрос.
(За один теплый солнечный день 1 гектар леса выделяет 180-200 кг кислорода и поглощает 220-280 кг углекислого газа .)
Вывод:
- Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?
-Леса приносят огромную пользу человечеству!
V. Закрепление изученного материала.
1.Проверка полученных знаний. ( Цифровой диктант в тетрадях)
А теперь давайте закрепим наши знания.
1.Что растения поглощают из воздуха при дыхании?а) кислород;
б) углекислый газ;
в) азот.
2.Что растение выделяет при дыхании?а) кислород;
б) углекислый газ;
в) азот.
3.Что несёт энергию необходимую для развития растения?а) вода;
б) солнечный свет;
в) почва.
4. Какое вещество не участвует в образовании сахара и крахмала?а) вода;
б) углекислый газ;
в) кислород.
5. Какое вещество выделяется при образовании сахара и крахмала?а) вода;
б) кислород;
в) углекислый газ.
ПРОВЕРКА
1.а
2.б
3.б
4.в
5.б
VI. Подведение итогов.
Вы сегодня молодцы, хорошо работали.
А теперь послушайте сказку, её покажут наши девочки. Слушать внимательно, задам несколько вопросов.
1.СКАЗКА ( слушаем)
-О чём рассказали зелёные листики девочке Марине?
-Что берут из воздуха клетки листа? (Углекислый газ)
-Как называются те вещества, которые вырабатывают клетки? (Крахмал и сахар)
-Для чего они нужны клеткам?( для роста растений)
-Что даёт энергию зелёным листьям? (Солнце)
2.Вывод
-Давайте вспомним, какую задачу мы с вами поставили?
- Мы ее разгадали?
-Сахара и крахмала нет в почве, а в растениях они есть. Как растения получают эти питательные вещества? (Они образуются на свету из углекислого газа и воды при питании растений)
-Как растения дышат?
-Как растение питается?
-Кто из вас уже понял, как взаимосвязаны объекты живой природы – растения и солнце – объект неживой природы?
Осталось решить последнюю задачу. Как связаны растения и мы с вами? (растения при питании выделяют кислород, в растениях содержатся питательные вещества)
VII. Рефлексия.
- Ребята, с каким настроением вы уходите с урока?
VIII. Заключение.
Я благодарю вас за работу на занятии.
Выставление отметок с комментированием.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сказка
Маринка (ходит по лесу и удивляется)
-Как удивительно поёт птица. И почему у неё не такие песни, как у других?
-Ой, белка скачет, интересно мне знать, куда и зачем она скачет?
( села девочка отдохнуть под старым дубом)
-Что- то я устала, сяду и немного отдохну.
-Интересно, почему это листья такие зелёные и о чём они все время перешептываются?
Лист 1.
Девочка, что глядишь-шь-шь? Разве ты нас поймешь-шь-шь?
Маринка:
Пойму.
Лист 2.
- НУ , если не спишь-шь-шь, тогда слушай. Мы потому ш-ше-лестим, ш-шепчемся, что солнышку радуемся.
Лист 1.
- А зелёные мы от того, что в каждом листе полным-полно чудесных зелёных хлорофиловых зёрен. Зерна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каждое такое зернышко как бы крохотный заводик. Спрятанные у нас, листьев, под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.
Маринка:
-А вот и нет. Я знаю — дерево кормят корни.
Лист 2.
-Несмыш-ш-шлёныш-ш-ш! Корни само собой. Без корней тоже не прожить: они из земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых растениям веществ, и всё-таки из того, что добывают под землёй корни, не то что ствол или сук —даже малой веточки не построить. Вот потому-то и работает в листьях бессчётное множество хлорофилловых зерен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворённых в ней веществ, добытых корнями, чудесные зернышки-заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зелёные зёрнышки-заводики.
Маринка:
Ну да, вы уж скажете. Заводам, пускай даже самым маленьким, нужно электричество. Или жаркий огонь.
Лист 1.
Верно говоришь-шь-шь. Заводам для работы обязательно нужна энергия: либо электричество, либо тепло, либо то и другое. Ну, а нашим зелёным заводикам энергию даёт солнце. Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет — самое главное! Крохотные хлорофилловые зёрна с утра до вечера ловят свет. С его- то помощью они соединяют различные вещества в одно чудесное- живое.
Лист 2.
Благодаря нам, листьям, а вернее, спрятанным в нас хлорофилловым зёрнам из маленького, слабенького ростка вырастает высоченная сосна или капуста, или яблоня, гнущаяся под тяжестью сочных плодов, или золотая пшеница, или такой могучий дуб, как наш...
Маринка:
—Послушайте! Выходит, если я ем яблоко и картошку, значит, я ем то, что приготовили за лето зелёные заводики? Значит, во мне тоже пойманное ими солнышко?
Лист 2.
Солныш-шко, солныш-шко, солныш-шко
intolimp.org
Исследование учащихся Почему растения не могут жить без солнца — ПримаВики
Влияние солнца на растения
Постановка проблемы
Возможна ли жизнь растения без солнечного света?
Гипотеза
Я думаю, что растение может жить без солнечного света.
План проведения исследования
- Узнаю, что даёт солнце растениям.
- Проведу эксперимент
- Сформулирую выводы
Результат исследования
Солнце и растения
Обычно растениям в комнатных условиях очень не хватает света (причем не только зимой, но и летом), а мало света - нет развития, нет роста, нет цветения. Тут и возникает вопрос о досвечивании растений, чтобы возместить им недостаток освещения в условиях комнаты-"пещеры". Симптомы недостатка света: либо растение не развивается, либо его побеги тянутся вверх. Листья становятся тёмно-зелёными или сероватыми и крупнее обычного размера, иногда вянут. Растение не цветёт, точка роста часто засыхает. Не образуются новые почки. Опадают листья, часто ещё зелёные. Почва подолгу не пересыхает, растение "не хочет пить". Помощь: постепенно надо переместить растение в более светлое место. Чем дольше оно стояло в тени, тем плавней должен быть этот переход. Если увеличить естественное освещение растения невозможно, можно использовать искусственную подсветку.
Спутник Солнца.
Это растение пленяло своей удивительной красотой поэтов, художников и просто любителей природы. Золотые головки на длинном стебле, будто локаторы, ищут Солнце, все время тянутся к нему. Кажется, что даже после захода нашего светила они, как безнадежно влюбленные, ждут его нового восхода. Это подсолнечник, верный «спутник Солнца», за это и получивший свое название.
В диком виде подсолнечник встречается сразу на двух американских континентах. Попав в Старый Свет, он быстро стал распространяться по европейским цветникам, получив имя «цветок солнца».
В Россию семена подсолнуха были посланы из Голландии по приказу царя Петра I, который старался не пропустить ни одной иностранной диковины и познакомить с ней свою родину.
Долгое время подсолнечник был лишь декоративным растением. Но все настойчивее ученые пытались найти какие-то его полезные качества. Фармацевты нашли, что подсушенные и настоянные на водке цветки и листья подсолнуха могут лечить малярию. Пчеловоды по достоинству оценили высокую медоносность его крупных ромашек.
Но основное качество подсолнечника оставалось неоткрытым. Это открытие для своей страны и всего мира сделал простой воронежский крепостной крестьянин по фамилии Бокарев. Немало пришлось поломать голову смекалистому мужику, прежде чем ему удалось выяснить, что семечки подсолнуха содержат в большом количестве прекрасное, вкусное масло, и получить это масло.
Мой эксперимент
Оборудование и материалы:
- Два одинаковых растения - герани.
- Чёрный бумажный пакет.
- Лейка с водой комнатной температуры.
Ход эксперимента:
- Возьмём два одинаковых растения - герани.
- Одно растение оставим на свету, другое поставим в тёмное место и накроем чёрным бумажным пакетом.
- Оба растения поливаем регулярно в течение 14 дней.
- Через 14 дней снимаем чёрный бумажный пакет со второго растения.
Что в результате?
Растение, находившееся на свету, выглядит здоровым, крепким,появились новые листья. Растение, находившееся под чёрным пакетом, стало слабым. Листья этого растения бледные, некоторые пожелтели,черенки листьев истончились.Стебель бледный,видны прожилки.
Выводы
В результате знакомства с информацией, проведения исследования могу сделать вывод, что растения жить без солнечного света не могут. Листья растений - это удивительные "повара", которые из частиц воды и углекислого газа "готовят" пищу - сахар, крахмал. Но "кухня" эта работает только на свету. Солнечный свет несёт энергию, без которой чудесная "кухня" остановилась бы.
Учебный проект Солнце - радость или беда
primwiki.ru
Урок «Солнце, растения и мы с вами»
Тема: Солнце, растения и мы с вами.
Цель:
- значение солнечного света и тепла для жизни растений
- установление причинно – следственных связей в природе
-воспитание экологической культуры детей
- привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе
Задачи:
- развивать познавательный интерес к природе, чувство ответственности за свои поступки
- воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях
Формирование УУД:
Личностные: формирование чувства сопричастности к своей Родине, бережного отношения к окружающей природе
Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в своей деятельности
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации,применение методов информационного поиска
Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в организованной деятельности, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, согласование усилий по достижению общих целей и организации совместной деятельности
Оборудование:
учебник, карточки для работы в парах,для индивидуальной работы, презентация по теме урока
Этапы урока | Задачи урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | ||||||
1.Мотивация учебной деятельности | Формировать положительную мотивацию, доброжелательное отношение друг к другу | Учитель читает загадку о подсолнухе, стихотворение о «чудо-поле», об удивительном растении - «солнечном цветке». Далее рассказывает «историю» ,которая произошла с этим растением. ( неожиданно в ветреную погоду растение прикрыл упавший с дерева листочек) | Дети отгадывают загадку о подсолнухе, слушают учителя | Личностные: готовность к саморазвитию, мотивация к учебной деятельности. Коммуникативные: умение слушать собеседника. | ||||||
2.Актуализация знаний учащихся. | Актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания | «Все прекрасное на Земле от Солнца» сказал однажды писатель М.М.Пришвин. Я приглашаю вас в гости к Солнышку, чтобы узнать, как помочь нашему растению. Угадайте,кто греется под солнечными лучиками. Как мы назовем всех гостей? Учитель предлагает обучающимся выделить основные признаки живой природы (работа по карточкам). | Дети отгадывают загадки, находят слово-обобщение «живая природа», уточняют: человек, животные, растения – живая природа (самостоятельная работа по карточкам). | Познавательные: поиск и извлечение информации, умение самостоятельно выполнять задание | ||||||
3.Пробное задание, которое пока выполнить не можем. Фиксация затруднения. | Выявление и фиксирование возникшего затруднения. | Прочесть основные признаки живой природы. Можем ли мы сразу утвердительно сказать, что повлияло на «плохое самочувствие» растения? Чего не хватает подсолнуху? | Дети высказывают свои предположения, обсуждают их. | Коммуникативные: формирование собственного мнения. | ||||||
4.Целеполагание. | Определить тему, цель, учебные задачи, смоделировать план работы с помощью учителя. | Из предложенных детьми ответов учитель помогает учащимся определить основную цель урока и учебные задачи. Учитель предлагает детям познакомиться с нужной учебной информацией, узнать интересные факты из жизни растений. | Дети обсуждают с учителем план предстоящей работы. | Регулятивные: постановка учебных задач, определение целей урока. | ||||||
5.Открытие нового знания. | Фиксирование новых знаний в языке и знаково. | Рассказ учителя о том, как происходит дыхание и питание растений (использование слайдов). Учитель знакомит ребят с «зеленой кухней», с удивительными "поварами-листочками», образованием главных питательных веществ -крахмала и сахара. -Что нужно сделать, чтобы наше растение вновь ожило? ФИЗПАУЗА | Обучающиеся работают по опорам-схемам, заполняют их, проговаривая и запоминая слова: кислород, вода, углекислый газ, растворенные соли, крахмал и сахар. Дети высказывают свое мнение, стараются доказать его правильность. | . Регулятивные: удерживание учебной задачи. Познавательные: Ориентироваться в окружающем мире. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Познавательные: применение информации для решения учебной задачи. | ||||||
6.Первичное закрепление изученного | Формирование умения применять новое правило на основе самоконтроля. | Много добрых и ласковых слов посвятил народ солнышку: заклички, пословицы. поговорки. | Дети говорят заклички, пословицы, поговорки о солнце. | |||||||
Формирование первичных умений на основе самоконтроля. | Учитель предлагает детям прочесть статью учебника на странице 78 и подчеркнуть нужную информацию для того, чтобы ответить на вопрос: Как связаны между собой Солнце -растения – люди - животные? Учитель раздает детям карточки –выполнить задание «Собери слова» | Дети читают статью и находят ответ на вопрос учителя. Дети работают по карточкам, составляют слова «крахмал», «сахар» | Познавательные: применение информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: формирование собственного мнения. Монологические высказывания. Познавательные: самостоятельно выполнять задание, применять информацию для поставленнзадачи. | |||||||
7.Работа в парах. | Формировать умение оценивать себя и работу друг друга. | Солнышко любит играть лучиками, посылает «солнечных зайчиков».И сейчас вы будете играть, помогать, советовать друг другу. Игра «Пятый лишний» (подчеркнуть « лишнее» слово). Игра «Умозаключение» -подчеркнуть, слова, которые наиболее существенны для слова «растение» Продолжить предложение: «Добрый человек, что солнце…… | Дети читают слова на карточках и выбирают «лишнее»: Солнце, горы, животное, звезды, луна Дети выбирают наиболее существенные слова: Садовник, тепло, лес, свет, земля, клумба Обучающиеся составляют свои предложения, выбирают лучшие варианты | Коммуникативные: взаимодействие, сотрудничество Регулятивные: выбрать действие в связи с поставленной задачей. Познавательные: анализ. Коммуникативные: монологические высказывания | ||||||
8.Подведение итогов урока | Фрмировать умение подводить итог проделанной работы | Учитель читает стихотворение о живой природе. Что необходимо растению, чтобы оно полноценно питалось, дышало, росло? | Дети подводят совместно с учителем итог проделанной работы. | Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата с поставленной целью. | ||||||
9.Рефлексия. | Самооценка детьми собственной деятельности. | Выберите солнышко, которое соответствует вашему настроению, разместите лучик возле него. (на доске изображения 2солнышек: грустное и веселое) | Дети выбирают солнышко, размещают рядом свой лучик. Домашнее задание: сочинить свою сказку о подсолнушке (на листочке с изображением подсолнуха). | Личностные: внутренняя позиция ребенка. |
Список используемой литературы.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж: Учитель, 2006.
Максимов Н. А. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение , 1971.
А.А.Плешаков «От земли до неба», атлас – определитель. М.: Просвещение, 2008
А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.
Приложение к уроку.
Загадка о подсолнухе:
«На извилистой дорожке
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек».
Стихотворение
Что за поле? Чудеса!
Смотрит солнцу он в глаза,
Словно брат ему - цветок-
Ярко-жёлтый лепесток.
В его сердце, словно глаз-
Зреют семечки для нас,
Дразнит солнце, отходя –
Снова вслед глядят глаза.
Так проходит целый день,
Пока солнце уйдёт в тень.
Он, головку опустив,
Утро ждёт, слегка грустив.
Ножку длинную свою
Он подставит ветру всю.
Ветер стебель не погнёт –
Ведь под солнцем он растёт.
/data/files/j1513040523.pptx (Презентация к уроку " СОЛНЦЕ,РАСТЕНИЯ И МЫ С ВАМИ")
xn--j1ahfl.xn--p1ai