Растения для ткани. Крашение тканей природными красителями

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

О растениях для крашения тканей. Растения для ткани


Крашение тканей природными красителями – Ярмарка Мастеров

Этим летом мне наконец-то удалось поробовать крашение ткани натуральными растительными красителями. А все началось с покупки домотканины разных фактур. И я подумала, что ткань сотканныя человеческими руками лучше всего подходит для крашения травами, так она еще больше впитает в себя положительной энергии, приобретет благородный вид...

Представленный ниже мастер-класс не является профессиональным руководством, так как у меня нет многолетнего опыта крашения ткани. Но мне очень хочется поделиться своим опытом, а может и кого-то вдохновить.

крашение

Сбор растений-красителей можно осуществлять круглый год, в те периоды когда в "красящих" частях растений содержится больше красителя. Весной загатавливаются листья (после полного их раскрытия). Корни растений выкапывают либо весной (незадолго до цветения растений) или же осенью. Но многие растения сохраняют оптимальные красящие способности все лето (стебли и листья помидоров, моркови, картофеля, чистотела, зверобоя и др.).

ткани

Пижма и стебли помидоров.

природа

Собранные растения необходимо измельчить, залить водой и прокипятить. В качестве закрепителя для окрашивания хлопчатобумажной ткани применяется поваренная соль. Но существуют и другие закрепители, которые усиливают красящий раствор и получаемый цвет (квасцы — белый порошок, применяют при окраске в "светлые"цвета, медный купорос — кристалы которого сине-зеленого цвета, подходит для получения темных цветов).

растения

Прокипятив раствор, его лучше всего оставить остывать на всю ночь вместе с растениями, так они настоятся и отдадут все свои красящие вещества. На следующий день необходимо вынуть все части растений из воды. Теперь водный раствор красителя необходимо упарить, для более интенсивной окраски и процедить.

Ткань перед окрашиванием необходимо выстирать и высушить.

Пижма и стебли помидоров дали очень красивый насыщенный зеленый цвет, но надо иметь в виду что после полоскания и сушки цвет ткани поблекнет.

Ткань варить после точки кипения в течении часа. Потом остудить в растворе не вынимая ткань, чем дольше ее продержать, тем больше она прокрасится. После этого остудить раствор и прополоскать ткань в проточной воде несколько раз. В последнее полоскание добавить 2 ст. л. уксуса столового или эссенции 1 ст. л. Уксус закрепит краситель.

После полоскания и просушки получиласть такая ткань, немного неравномерно окрашенна но мне даже очень подходит именно такой эффект. Чтобы ткань окрасилась более равномерно, нужно для крашения емкость побольше и сырья растений соответственно тоже больше.

Далее я хочу показать какие оттенки получаются при окрашивании другими растениями... Технология такая же, как описано выше.

Чабрец и полынь.

Листья и стебли помидоров.

Получился красивый поллынный зеленый.

Сухая луковая шелуха.

Отвар получился очень интенсивный, но после полоскания ткань поблекла...

Черный чай и зверобой.

Общий результат крашения. Эти ткани предназначенны для создания одежды моим куклам, и думаю, получится очень красивая коллекция.

Спасибо за внимание, я буду очень рада, если мой мастер-класс кому-то пригодится. Я не сомневаюсть, что вы получите удовольствие и радость от процесса сбора, подготовки и окраски ткани растениями!

www.livemaster.ru

Растительные красители для тканей и пряжи — Территория Ши

(По книге “Сухие травы” Геннадия Федотова)

Картофельная ботва.Сохранившие свежесть верхние побеги картофельной ботвы вместе с листьями тщательно измельчают, заливают мягкой водой, добавляют оловянную протраву, перемешивают все вместе и кипятят на медленном огне. Обработанные таким способом ткань и пряжа окрашиваются в лимонный цвет. Если же вместо оловянной протравы использовать железный купорос, то можно получить темно-зеленый цвет.

Календула(ноготки). Календула разводится в садах как декоративное и лекарственное растение. В отваре цветов календулы с добавлением алюмокалиевых квасцов окрашивают шелк и шерсть в оранжевый цвет.

Душица. Душица растет в средней полосе в диком виде, но ее довольно часто выращивают в огороде как пряное и лекарственное растение. Используются листья и цветы, а стебли идут в отходы. Между тем отвар измельченных стеблей душицы с добавлением в него железного купороса окрашивает пряжу и ткань в черный цвет.

Ревень. После травления ткани медным купоросом с последующей варкой в экстракте корней ревеня получают буро-зеленый цвет.

Лук репчатый. Луковую шелуху хорошая хозяйка никогда не выбрасывала, а каждый раз, как только приходилось чистить луковицу, собирала ее в специальный мешочек либо в корзину. Знала, что пригодится, и еще не раз: весной, чтобы яйца пасхальные покрасить, а осенью кое-какую пряжу. Темно-желтый цвет получают окрашиванием ткани в отваре шелухи после протравливания ее алюмокалиевыми квасцами. Если ткань протравитьв железном купоросе, а затем отварить в луковом экстракте, то она окрасится в зелено-бурый цвет. Материал можно окрашивать в простом отваре луковой шелухи, без применения какой-либо протравы. Шелуху заливают, допустим, вечером мягкой дождевой или снеговой водой и настаивают до утра. Затем в настой погружают окрашиваемый материал и кипятят на медленном огне около двух часов. В итоге материал окрашивается в оранжевый цвет.

Крапива. Свежие листья крапивы двудомной окрашивают ткань в зеленый цвет (после протравы ее алюмокалиевыми квасцами), а сухие — в желтый. Экстракт корней после протравы хлористым оловом придает ткани и пряже золотистый оттенок.

Щавель конский. Это приметное растение растет у домов, на лугах, в разреженных лесах, на склонах оврагов, по берегам рек и как сорняк в огороде. Особенно приметным конский щавель бывает на пастбище, когда коровы выщиплют вокруг него траву. Тогда султаны соцветий, усыпанные бесчисленными зелеными кружочками, похожими на прудовую ряску, сразу же бросаются в глаза. К осени султаны становятся красно-коричневыми. Вываренные с алюмокалиевыми квасцами, они окрашивают ткань только в красно-бурый цвет. В голодные годы плоды конского щавеля ошмыгивали, молотили и добавляли в муку. Известно, что порошком из его корняраньше чистили зубы. В сухих корнях содержится 5,5% дубильных веществ, которые, соединяясь с солями железа, дают темное окрашивание. Ткань, предварительно протравленная в железном купоросе, а затем выпаренная в экстракте корня, приобретает коричневый цвет. Бежевую окраску приобретает ткань, протравленная предварительно медным купоросом.

Пырей. Пырей исстари использовался как краситель для окрашивания шелка и шерсти. Из корней, заготовленных весной, получают экстракт, в котором после предварительной обработки железоаммониевыми квасцами ткань приобретает синий цвет. Ткань, протравленная алюмокалиевыми квасцами, в отваре листьев и стеблей пырея окрашивается в желтый цвет.

Ромашка.С ранней весны до глубокой осени на полях и лугах, вдоль дорог и у жилья цветет ромашка. Ткань, пряжа, протравленные алюмокалиевыми квасцами, окрашиваются в экстракте ромашки в яркий желтый цвет.

Василек синий. У хлеборобов василек считается злейшим сорняком, тем не менее, это один из любимых в народе цветов. Чтобы получить синий цвет, лепестки васильков отваривают вместе с железным купоросом, а для получения василькового – с уксусом.

Полынь обыкновенная(чернобыльник). Среди множества достоинств, которыми обладает это широко распространенное растение, – способность окрашивать различные ткани в желтый и зеленый цвета. Если после вываривания в экстракте из листьев полыни ткань опустить в раствор алюмокалиевых квасцов, то она окрасится в лимонно-желтый цвет. Та же ткань в растворе хромовых квасцов обретет зеленую окраску.

Тысячелистник. Розовые, белые и светло-сиреневые щитковидные соцветия тысячелистника в течение всего лета можно видеть на полях (как сорняк), лугах, в светлых лесах и рядом с жильем человека. Из травы тысячелистника, в зависимости от способов обработки, можно получить желтую и зеленую краски. Если перед крашением в экстракте тысячелистника ткань протравить в железном купоросе, она окрасится в желтый цвет. Для получения зеленого цвета ткань вначале кипятят в отваре тысячелистника, а уже затем опускают в водный раствор хромовых квасцов.

Донник желтый. Почти повсюду, где в результате деятельности человека нарушен естественный земляной покров (чаще всего в карьерах, на пустырях, парках и залежах), встречаются заросли желтого и белого донника.

Из цветов желтого донника издавна получали экстракт, которым ткань окрашивается в яркий и насыщенный желтый цвет. Перед окрашиванием в экстракте материал протравливают алюмокалиевыми квасцами или оловянной протравой. Как красильное растение желтый донник и по сей день используется, например, во Франции. Признанным красителем донник является и у народов Средней Азии.

Сурепка.Весной на лугах и полях, на межах и вдоль дорог растет сурепка, выделяясь яркими желтыми цветами. Кое-где сурепка введена в культуру и из ее семян получают масло. В средней полосе сурепка все же чаще встречается как злостный сорняк. Так же как и у донника, цветы сурепки используются для окрашивания материала в желтый цвет. Перед крашением материал обрабатывают раствором алюмокалиевых квасцов или оловянной протравой.

Вербейник.Яркие желтые цветы вербейника, собранные в пирамидальные метельчатые соцветия, можно встретить не только летом, но и осенью. В красильном деле растение используется целиком. Извлеченными из него красящими веществами окрашивают шерсть и растительные волокна в коричневые и черные тона. С особым почтением относились к вербейнику парикмахеры, использовавшие вытяжки из этого растения для окраски волос в темный цвет. Приметили вербейник и деревенские модницы,румянившие щеки кожицей, снятой с его корня. Все оттенки – от коричневого до черного – получали красильщики из различных частей растения. Краситель закрепляли в растворе железного купороса.

Льнянка. Уже в начале лета на полях, обочинах дорог, на опушках сосновых лесов и всюду, где преобладает песчаная почва, расцветает льнянка. Желто-оранжевые кисти растения напоминают декоративные пирамидальные свечи, а узкие листья – листья льна. Возможно, растение получило свое имя из-за листьев, но не исключено,что этому способствовало использование цветов растения для окраски льна в желтый цвет. Краски на ткани закрепляются алюмокалиевыми квасцами или оловянной протравой.

Пижма. С середины лета на лугах, вблизи дорог и жилья расцветает пижма. Ее яркие желтые цветы можно видеть до самой поздней осени. Желтые корзинки-пуговки собраны в кисти, напоминающие рябину, листья тоже отдаленно похожи на рябиновые. Видимо, поэтому пижму в народе называют дикой рябинкой. Из цветов дикой рябинки можно получить хороший желтый краситель. Перед крашением в экстракте из цветов пижмы материал протравливают алюмокалиевыми квасцами.

Подорожник. Это растение особо представлять не надо. Растет он у всех на виду вдоль проселочных дорог и тропинок. В Болгарии из цветов подорожника извлекали краситель, которым окрашивали материал в серо-голубой цвет. В качестве протравы использовали железоаммониевые квасцы.

Череда. В начале лета у дорог и тропинок, проходящих по сырым местам, на низких берегах речек и ручьев, на дне оврагов зацветает череда трехраздельная. Из цветов череды получают экстракты, окрашивающие шерсть и шелк, а также хлопчатобумажные ткани в желто-оранжевый цвет после травления алюмокалиевыми квасцами. Отвар листьев смедным купоросом дает кремовую окраску, а с железным – темно-коричневую.

Марена красильная. Произрастает марена в южных областях европейской части России. Само название говорит о том, что растение прежде всего использовалось в красильном деле, хотя его корни являлись еще и лекарственным сырьем. На юге России и на Кавказе марена выращивалась специально для получения из ее корней красной краски (цвета бордо}. Они могут дать около десятка оттенков красного цвета. Корни марены собирали ранней весной и сушили под навесом. Красно-бордовый цвет, который можно получить с помощью корней марены, был излюбленным у мастеров-ковроделов Кавказа. Преобладанием этого цвета отличались знаменитые карабахские ковры. Корни марены измельчали и отваривали в течение нескольких часов. Перед тем как опустить в экстракт марены шерстяную пряжу, ее предварительно вымачивали в растворе квасцов, который подкисляли соком из алычи.

Подмаренник настоящий. На склонах холмов, в редкостойных хвойных и лиственных лесах, а также на заливных и суходольных лугах все лето красуются собранные в густые метелки ярко-желтые соцветия подмаренника — травянистого растения из семейства мареновых. Над зарослями цветущего растения стоит медовый аромат, который усиливается перед ненастьем. В отличие от своей родственницы марены красильной подмаренник растет в нашей стране почти повсюду, кроме Арктики. Хотя подмаренник официально не называют красильным растением, его исстари применяли в красильном деле для окрашивания шерстяных, хлопчатобумажных и шелковых тканей. Красящие способности подмаренника столь велики, что у коровы, отведавшей ненароком его листья и цветы, молоко окрашивается в красный цвет, к тому же быстро скисает. Подметив эту особенность, хозяйки стали в случае необходимости класть в свежее молоко одну-две ветки подмаренника, и оно довольно быстро створаживалось. Поэтому во многих местах его называли млекоседом и сыворотнем. Красящие вещества добывали из надземной части подмаренника и корней. Отвар из корней окрашивает шерстяные и хлопчатобумажные ткани в красно-коричневый цвет, а экстракт из цветов – в желто-зеленый. Но кроме красно-коричневого и желто-зеленого из подмаренника извлекали также красный краситель. О том, что на Русском Севере и поныне не забыт способ получения из подмаренника красной краски, свидетельствует современный писатель О. Ларин: ““А как получить красный цвет?” – поинтересовался я у Анны Фомичны и ее подруг. “А из подмаренника травянистого, -охотно объяснила хозяйка. — Сначала сушу его цветы, потом растираю их – и в кипяток с квасцами. Прокипячу полчаса – вот тебе и отвар!”

Подмаренник северный. Почтиповсеместно встречается растение, как две капли воды похожее на подмаренник настоящий. Правда, соцветия у него менее пышные, да и цветки не желтые, а белые. К тому же отсутствует неповторимый медовый аромат: запах у цветков слабый, травянистый. В молоко их бросать нельзя, да и краски из них не сделаешь. Зато корни его содержат красно-коричневый краситель с вишневым оттенком, которым можно окрашивать ткани, рогоз, камыш и солому. Чтобы убедиться в присутствии в корне красителя, достаточно выкопать его из земли, очистить и растереть между пальцами: на них сразу же появится густое вишнево-красное пятно.

Старинные рецепты изготовления растительных красителей все реже и реже применяются в современном быту. Уже утеряны секреты получения из вайды (растение семейства крестоцветных), когда-то широко распространенной синей краски -крутика, заменявшего привозную краску индиго.

Среди красителей, получаемых из растений, произрастающих в средней полосе, преобладают желтый и зеленый цвета, за ними идут коричневый и черный. Более редкими являются красная и синяя краски.

sidheland.com

О растениях для крашения тканей – Ярмарка Мастеров

Продолжая тему крашения натуральными красителями, хочу поделиться информацией о растениях и цвете, получаемом в результате. Надеюсь, что в преддверии лета эта информация будет полезна. Желаю всем творческих экспериментов.

Наименование растения. Источник красителя. Цвет краски 

Марь белая (лебеда).Chenopodium album L. Трава. Красная.

Сабельник (пятилистник, серебряк).Covarum plustre L. Корень. Красная.

Гречишник (раковые шейки).Poligonum bistorta L. Корень. Красная.Дубитель.

Дикий калган (узик, лапчатка).Potentilla erecta Hampe. Корень. Корень+ржавое железо.

Корень+квасцы Синяя.Дубитель. Черная Синяя

Зверобой четырехгранный.Hypericum quadrangulum L. Корни Красная (для шерсти)

Зверобой обыкновенный.Hypericum perforatum. Цветы и листья Красная и желтая

Подмаренник мягкий (дерябка, косма-трава).Galium mollugo L. Корни. Красная

Подмаренник настоящий (желтая кашка, сычужник).Galium verum L. Корни. Красная

Купальница.Trollins europaeus L. Цветы. Желтая (для холста)

Сурепица.Barbarea vulgaris L. Цветы. Желтая (для шерсти)

Бессмертник цмин.Helichrysum arenarium DC. Все растение. Желтая

Пупавка.Anthemis tinctoria L. Все растение. Желтая

Дрок красильный.Genista tinctoria L. Все растение. Желтая

Серпуха.Serratula tinctoria L. Трава Желтая

Ястребинка зонтичная.Hieracium umballatim L. Цветы Желтая

Василек луговой.Centaurea jacea L. Цветы Желтая

Манжетка.Alchimilla vulgaris L. Все растение ЖелтаяДубитель

Щавель.Rume[ acetosa L. Корни. Желтая.Дубитель

Череда.Bidens tripartius. Все растение. Желтая

Ирис (касатик).Iris pseudacorus L. Корень Желтая.Дубитель

Золотарник (золотая розга).Splidago virga auren L. Цветы и листья. Желтая

Лядвенец рогатый.Genista tinctora L. Цветы. Желтая

Прыгун (недотрога).Impatiens noli tagare L. Цветы и листья. Желтая

Дикая яблоня.Pyrus malus. Кора. Желтая

Береза.Betula verrucosa. Листья. Желтая

Чернотал (верболоз).Salix pentandra L. Листья. Желтая

Вереск.Calluna vulgaris salisb. Все растение. Желтая.Дубитель

Орешник, лещина.Corylus avellani L. Кора. Желтая.Дубитель

Чистотел.Chelidonium majus L. Все растение+квасцы. Оранжевая

Плаун (баранец).Lycopodium selago L. Стебли, листья. Желтая (для шерсти)

Плаун обоюдоострый (зеленка, собачка).Lycopodium complanatum L. Все растение .ЗеленаяЖелтаяКрасная

Плаун булавидный.Lycopodium clavalum L. Листья. Зеленая

Крапива двухдомная.Urtica dioica L. Стебель, листья. Зеленая

Вахта, трилистник.Menyates trifoliata L. Стебель, листья. Зеленая

Пижма (дикая рябинка).Tancetum vulgaris L. Корни. Зеленая

Осина.Populus tremula L. Шишки+шевлюга. Зеленая

Яблоня (дикая и домашняя).Pyrus malus, Malus domestica Цветы и листья Кора+квасцы. Зеленая Красная

Дуб.Quercus robur L. Кора Кора+ржавое железо Темно-синяяДубитель. Черная

Ясень.Fraxinus excelcior L. Кора. ГолубаяДубитель

Василек.Centaurea cyanus L. Цветы. Голубая (для шерсти)

Птичья гречиха (травка-муравка).Poligonum aviculare L. Все растение. СиняяДубитель

Черника.Vaccinium myrtillus L. Ягоды. Голубая (лен)Темно-синяя (шерсть)

Гречавка (синие колокольчики).Gentiana pneumonathe L. Цветы. Голубая (шерсть)

Вайда (крутик).Isatis tinctoria L. Все растение. Синяя

Ежевика.Rubus caesins L. Ягоды. ФиолетоваяМалиновая

Ольха белая.Corylus avellani L. Кора+ржавое железо Кора+еловые шишки. Коричневая От желтой до черной

Ольха черная.Alnus glutinosa gaerth. Кора. РыжаяДубитель

Ива серая.Salix cinerea L. Кора. Коричневая (от красноватого до шоколадного)Дубитель

Крушина ольховидная.Frangula alnus Mill. Кора, листья, ягоды Сухая кора. Желтая Коричневая

Воронец.Alkana spicata L. Ягоды. Черная

Таволга вязолистная.Filipendulla ulmaria Maxim. Кора. Черная.Дубитель

Зюзик.Lycopus europaeus L. Сок травы. Черная

Толокнянка (медвежьи ушкиб медвежья ягода).Arctostaphylos uva ursi Spr. Листья. Черная

Подбел.Andromeda polifolia L. Листья и стебель. ЧернаяДубитель

Лук. Шелуха луковиц. Желтая Коричневая

www.livemaster.ru

Какие ткани можно использовать для изготовления цветов |Горячие кружева. Гильоширование или выжигание по ткани

Февраль 21st, 2014 Ольга Канунникова tkani

Те, кто занимается изготовлением цветов из ткани, прекрасно знают, что часто качество цветов напрямую зависит от ткани, какую мы выбрали для изготовления цветов. Меняя ткань даже один и тот же цветок будет смотреться по-разному. Поэтому я расскажу вам какую ткань можно использовать для изготовления цветов. Многое будет зависеть от вас. Экспериментируйте и находите для себя ту ткань, с которой вам самим будет легче работать. Сразу скажу, что все же натуральные ткани здесь вне конкуренции. Но натуральные ткани сложнее достать и они достаточно дороги и поэтому не каждый может позволить себе из приобрести. Поэтому ищите разные ткани, делайте из них и выбирайте. Экспериментируйте также с обработкой ткани. Используйте и крахмал, и желатин, и ПВС и другие рецепты для обработки.

А вот сейчас поговорим о тканях, которые можно использовать.

Синтетическая шторная вуаль – не сильно мнется, блестит, в качестве одежды ее лучше не применять, так, как в ней тело потеет и для открытой кожи вуаль не очень приятна.  Такую ткань можно использовать для изготовления цветов, но как дополнение к натуральному шелку. Хотя и вуаль многие используют, но качестве ( внешний вид) у таких цветов проигрывает в сравнении с натуральными шелковыми.

Вискоза относится к волокну искусственному, но натурального происхождения. Дерево и опилки.

Лен также хорош для цветов. Он плотный и подойдет для цветов на костюмы.

Хлопок также используют для цветов из ткани. Но часто хлопок выглядит дешево, хотя я не всегда с этим согласна. Можно очень красиво выкрасить хлопок и он будет великолепно выглядеть.

Кашемир – подпушек козы, будет хорош на зимние вещи.

Для зимних нарядов используют также шерсть – лавсан, мохер – козьи волосы, ангора – кроличьи волосы, альпака – верблюжьи волосы.

Натуральный шелк – кокон бабочки тутового шелкопряда – лучший материал для цветов из ткани. Также ткани бывают из кокона дубового шелкопряда. Она по цвету не белая, а желтого цвета.

Из натуральных шелков выделяют марлевку. Она тонкая. Потом идут ткани толще: тонкий джинс, плотный джинс, рогожка.

Есть еще такая ткань дюпон, которая состоит из двух видов нитей (нёльбери и понсюк).

Тафта (с эффектом шанжа) с полотняным переплетением.

Вообще ткань определяется несколькими показателями: переплетением нитей, количеством нитей на 1 дециметр квадратный, плотность, ширина. Еще делят на гладкокрашеные ткани и набивные.

Саржу или твил используют часто для платков или как подкладку.

Бархат может быть как натуральный или как совместный с вискозой, например, панбархат.

Еще бархат подразделяют на петельчатый бархат, разрезной и неразрезной.

Атлас или сатин (лицо блестящая сторона, изнанка матовая)- тонкий и двухсторонний толстый.

Девере – вытравка из атласа.

Жаккард – сложная натуральная шелковая ткань, как правило однотонная с рисунком. Она делается очень долго на станках и часто, чтобы получить один метр ткани, надо ждать восемь часов.

Шелковый трикотаж также используют.

Часто добавляют к шелку металлизированные нити.

Парча – плотная ткань.

Отваренные ткани с эффектом шасси – мокрый шелк.  Это может также быть крепдешин, туаль, тафта.

Ткани натурального шелка могут быть с лайкрой со стейч эффектом.

Самый востребованный шелк – эксельсиор.  Это очень тонкая шелковая ткань. Потом по плотности идет фуляр и затем туаль. Все эти ткани называют еще парашютными. Эти ткани чаще всего используют для создания японских цветов.

Муслин – очень тонкая ткань, хотя и он может быть различной плотности.

Шифон и крепдешин – ткани с крученой ниткой.

Далее идет органза – полотняное переплетение с крученой нитью.

Надо знать, что ткани могут быть аппретированные и не аппретированные.  Аппретированные – обработанные определенным составом. Нам лучше пользоваться не аппретированными  тканями.

Мы сами сделаем ткани аппретированные, когда обработаем ее желатином.

 

Вот, что я хотела вам сегодня рассказать о тканях для цветов.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

kanunnikovao.ru

Культура тканей растения 🔬

КУЛЬТУРА ТКАНЕЙ РАСТЕНИЯ — способность растительных клеток размножаться на искусственных питательных средах. Основана на выращивании в длительной пересадочной культура тканей растений в виде недифференцированной каллусной массы в стерильных условиях. В природе каллусообразование встречается в основном как реакция на повреждение растения, когда на месте раны образуется нарост, а в культуре ткани все растительные клетки превращаются в каллусные. Каллусы растений легко образуются на эксплантатах из различных органов: отрезков стебля, листа, корня, проростков семян, фрагментов паренхимы ткани клубня, органов цветка, плодов, зародышей и т. д.

При помещении эксплантатов на питательную среду паренхимные клетки дедифференцируются, переходят к делению, образуя однородную недифференцированную биомассу, получившую название каллуса. В асептических условиях каллус отделяют и помещают на поверхность агаризованной питательной среды для дальнейшего роста. В результате получают культуру каллусной ткани, которую можно поддерживать неограниченно долго, периодически разделяя ее на трансплантаты и пересаживая на свежую питательную среду.

Одна из важных особенностей культура тканей растений — сохранение способности к синтезу вторичных веществ, свойственных данному виду, — алкалоидов, гликозидов, эфирных масел, стероидов и др. Эта особенность определяет практическую ценность культура тканей растений в области выращивания биомассы клеток как принципиально нового вида лекарственного сырья. В настоящее время технологии, основанные на культивировании тканей высших растений для получения редких и дорогостоящих веществ, включены в биотехнологические программы, создаваемые в России и во многих странах мира (см. Биотехнология).

Использование технологий, основанных на промышленном выращивании культур тканей продуцентов в качестве лекарственного сырья, имеет ряд преимуществ перед традиционными способами получения сырья. Однако использование такого сырья в фармации экономически выгодно только для продуктов, рыночная стоимость которых достаточно велика на международном рынке.

Культуру тканей растений в настоящее время выращивают главным образом двумя способами: поверхностным — на агаризованных питательных средах или различных гелеобразующих подложках и в жидкой питательной среде. В жидкой питательной среде каллус легко распадается на отдельные агрегаты клеток и дает начало суспензионной культуре. Известны два способа культивирования тканей в жидкой питательной среде: а) накопительное и б) непрерывное.

Важный фактор создания эффективной биотехнологической системы — подбор питательной среды, обеспечивающей потребности культуры ткани продуцента в химических компонентах, необходимых для оптимального биосинтеза целевого продукта. Обязательными компонентами питательных сред служат смеси минеральных солей (макро- и микроэлементов), фитогормоны, выступающие как факторы регуляции процессов клеточного деления и дифференциации, и, поскольку питание культур тканей гетеротрофно, источник углерода вводится в состав среды в виде сахарозы. Получение автотрофных культур тканей — пока задача будущего. При приготовлении питательных сред в качестве подложки используют агар-агар, образующий с водой гель. В последнее время в качестве подложки для культуры тканей растений испытывают и другие гелеобраующие вещества: силикагели, биогели, полиакриламидные гели, пенополиуретан и др.

Культура тканей растения служит источником значительной генетической изменчивости, которую называют сомаклональной. Благодаря этой особенности культуру ткани стали интенсивно использовать в генетико-селекционных исследованиях для улучшения свойств растений. Сомаклональная изменчивость представляет основу для получения клеточных линий и штаммов с высокой биосинтетической способностью. Для увеличения спектра изменчивости используют мутагенез и селекцию на клеточном уровне наиболее продуктивных клеточных линий. Получение мутантных клеточных линий в самом ближайшем будущем будет дополнено методами создания продуктивных штаммов путем гибридизации соматических клеток и генетической инженерии (см. Биотехнология).

В СССР развитие метода культуры тканей лекарственных растений связано с именем Р. Г. Бутенко. С 1967 г. по инициативе И. В. Грушвицкого в создана первая лаборатория культуры тканей лекарственных растений в Ленинградском химико-фармацевтическом институте.

www.9lc.com


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта