Растения царство живой природы. Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

§37. Подведем итоги. Как можно различить представителей разных царств живой природы? Растения царство живой природы


«Царства живой природы»

Тема урока: «Царства живой природы»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель : Создание условий для формирования познавательно-личностного интереса к царствам живой природы, ее охране через выделение и поиск информации, анализ научных текстов в ходе коллективной, групповой и парной деятельности под руководством учителя.

Планируемые результаты обучения:

  1. Знать классификацию царств живой природы
  2. Называть признаки представителей 4 царств и распределять живые существа по царствам на основе их признаков
  3. Правильно употреблять в речи научные понятия
  4. Пользоваться правилами поведения в живой природе
  5. Осознать неразрывную связь между представителями бактерий, грибов, растений и животных
УУД

Личностные УУД

· Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД

· В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

· Преобразовывать практическую задачу в познавательную

· Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные УУД

· Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей

· Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям

Коммуникативные УУД

· Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

· Формулировать собственное мнение и позицию

· Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  1. Оргмомент
Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья,

Мы – хороший, дружный класс.

Все получится у нас.(Получится)

  1. Введение в тему урока, постановка целей и задач урока
Используя ключ, расшифруй запись. Отгадав ее, вы узнаете тему нашего урока.
1 2 3 4
А о р н я
Б ц л м д
В ш а в ч
Г п к з г
Д т и с ы
Б1 В2 А2 Д3 Д1 В2 Г1 А2 Д3 А2 А1 Б4 Д4 (Царства природы)

Да-ДА и царства такие находятся не за тридевять земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас.

Что должны узнать, понять, чему научиться (задачи фиксируются на доске)

Узнать на какие царства можно разделить живую природу

Понять особенности живых существ, населяющих их

Научиться распределять живые существа по царствам на основе их признаков

  1. Актуализация знаний.
Работа в парах «Найди лишнее слово и назови его» (проговариваю вслух),

Солнце камень небо береза

Самолет ракета катер кит

Роза, фиалка, гладиолус, опенок

Проверка: выставляю на доске соответствующие картинки

-к какой природе можно их отнести (живой)

- Назовите признаки живой природы? (составление кластера)

(питание, движение, дыхание, размножение, рост и развитие, смерть)

В чём нуждается всё живое на Земле?

(свет, воздух, тепло, вода)

Физкультминутка. (Да-нетки)

«Игра верю -не верю»

Верно ли, что птицы относятся к природе?(+)

Верно ли, что дорога – это природа?(-)

Верно ли, что солнце относится к природе?(+)

Верно ли, что природа это все, что окружает человека?(-)

Верно ли, что природа бывает живая и неживая?(+)

Знаете ли вы, как называются царства живой природы? (-)

А хотите узнать?(+)

  1. Исследования по теме урока
1)(парная работа). Распределите предметы на 3 группы. В каждой группе должно быть по 3 предмета.

Назовите предметы 1 группы – (дуб, василёк, сирень) Назовите их одним словом?(растения)

Назовите предметы 2 группы – (кошка, карп, муравей)Как их назовем одним словом? (животные)

Назовите предметы 3 группы – (подосиновик, опята, мухомор) как их назовем одним словом? (грибы)

Слайд презентация(замок)

2)Чудо-ларчик

Разделимся на 4 группы по цветным карточкам

Определить признаки каждой группы.

Перепутанные цепочки( каждой группе достаются предложения о признаках разных царств):

  1. Тело состоит из плодового тела(шляпки и ножки) и грибницы. Быстро растут. Бывают съедобные и несъедобные.
  2. Всасывают питательные вещества при помощи корня из почвы. Неспособно активно передвигаться. Обогащают кислородом воздух и почву. Большинство представителей этого царства состоит из стебля, корня, листьев. Зеленый цвет листьям придает красящее вещество хлорофилл. Делятся на травы, кустарники, деревья.
  3. Способны активно передвигаться. Заглатывают готовую пищу. Сложны и разнообразны по своему строению. Делятся на зверей, птиц, насекомых и другие.
Проверить – зачитать по очереди(хорошо читающие дети)

Проверка: Составить кластеры

  1. Первичное закрепление:
1)Игра «найди свое царство»

2)Выйдите те животные. Которые обитают в Белг. области

6. Продолжение исследования по теме урока

Осталось неизвестным название последнего царства. От чего предостерегал Мойдодыр, говоря такую фразу «Надо- надо умываться по утрам и вечерам»

Осталось неизвестным нам последнее царство. Чтобы с этим царством познакомиться не нужно соблюдать советы Мойдодыра. (бактерии)

  1. Вставить пропущенные слова в предложения о бактериях, используя материал учебника
1 группа: Бактерии – это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства как животных, так и растений.

2 группа: Существует около 2000 видов бактерий, и живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных.

3 группа: Учёные, рассматривая их под микроскопом, установили, что они бывают в трёх формах: круглые, в виде палочек, спиралькой.

2)2 человека находят материал о бактериях в интерактивной энциклопедии

3) Найдём в учебнике информацию о бактериях, которая вас удивила. (Полезные и вредные бактерии)

А разве такие бывают, полезные?

Слайды о бактериях

(приведите примеры)

Из чего получают кефир. Йогурт. Сыр.(ответы)

И эти молочные продукты получают благодаря кисло-молочным бактериям.

Назовите признаки Царства бактерий.

7.Проблемный вопрос. Без какого царства живой природы можно обойтись?

«Корзина идей»+

Слайд «Исчезающая картинка»

8. Рефлексия

Составим синквейн со словом природа(по группам4),договоритесь в каждой группе, кто будет отвечать.

Ребята, справились мы со всеми поставленными задачами?

Узнали какие бывают царства(назвать)

Поняли, по каким признакам относят объекты живой природы к тому или иному царству

Научились …

Чему удивились на уроке?

Назовите представителей 4 царств, находящихся в нашем классе.(Цветы-растения, микробы- бактерии, увидеть их можем, нет только почувствовать их присутствие, если заболеем. Чтобы этого не случилось, что нужно помнить?(необходимо соблюдать правила гигиены)люди – животные, грибы- плесень на окнах)(это тема нашего следующего урока «Как можно вырастить гриб на кусочке хлеба»)

Двери в эти царства пока закрыты, на следующих уроках мы их приоткроем.

9. Домашнее задание: подготовить вопросы-загадки о представителях царств природы. Самым любопытным предлагаю поискать ответ на заинтриговавший нас вопрос.

10. Выставление отметок. Чью активную и продуктивную работу можем отметить?

11. Самооценка. Ребята, предлагаю оценить свои достижения на уроке. Кто считает, что ему все удалось, похлопает себе в ладоши. Кто считает, что еще чуть-чуть надо поработать- погладьте себя по головке. А кто считает, что он не разобрался с царствами природы пусть погрозит себе пальчиком , а ребята помогут вам в этом.

ekollog.ru

Разнообразие живого. Царства живой природы.

Тема раздела: Жизнь на Земле

Тема урока: Разнообразие живого. Царства живой природы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: сформировать представления о царствах живой природы, выявить основные свойства живого и общие признаки организмов каждого царства.

Задачи урока:

Образовательные

1.сформировать первоначальные представления о многообразии растительного и животного мира;

2.дать первичные представления о классификации живых организмов, выявить общие признаки организмов каждого царства;

3.закрепить знания об общих признаках всех живых организмов.

Развивающие

1.развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся;

2. развивать у учащихся логическое мышление;

3. развивать умение применять полученные знания в практической деятельности.

Воспитательные

1.воспитывать бережное отношение к природе;

2.воспитать у учащихся стремление к познанию нового.

Форма организации учебной деятельности: коллективно-индивидуальная.

Методы обучения:

1.объяснительно-иллюстративный;

2.наглядный;

Формы работы:

4.индивидуальная;

5.групповая.

Оборудование:

- учебник («Природоведение. 5 класс» / А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. учеб. для общеобразоват. учреждений – Дрофа, 2011. – 174с.)

- рабочие тетради;

- мультимедийная установка для презентаций (экран, проектор, ноутбук).

Ход урока:

I. Вводная часть.

Организационный момент. (Проверяю готовность детей к уроку)

II. Мотивация учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Доскажи словечко и узнаешь тему нашего урока:

Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это все вокруг...

- Что такое природа?

Угадывают слово: ПРИРОДА.

Отвечают на вопрос: Все, что нас окружает и не сделано руками человека.

III. Актуализация знаний.

Природу распределяют по группам на живую и неживую.

Посмотрите на тела, изображенные на слайде, и распределите их на два столбика по группам природы.

Посмотрите, как разнообразен мир, окружающий нас, сколько всего интересного нас окружает. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Работа с тетрадью и слайдами : раздели на живую и неживую природу.

Отвечают: сегодня мы будем изучать разнообразие живой природы.

Как называется наука, которая изучает живую природу?

Какие еще существуют науки, изучающие природу?

Отвечают: биология.

Отвечают: химия, физика, экология, зоология, микробиология, микология, ботаника и т.д.

На Земле живет огромное количество разнообразных живых организмов, поэтому ученые делят их на царства. Как вы думаете, что такое царство? Запишите определение в тетради.

Отвечают: Самые крупные группы организмов называются ЦАРСТВОМ.

Как вы считаете, какие царства существуют в животном и растительном мире?

Учащиеся называют, а учитель записывает результаты на доске.

IV. Изучение нового материала.

Теперь мы с вами поближе узнаем каждое царство. Давайте послушаем ваши доклады.

Используя программу, разделим предложенные организмы на группы. Остальные выполняем задания в рабочей тетради. Что у вас получилось?

Учащиеся зачитывают свои заранее подготовленные доклады с мини-презентациями.

Учащиеся по очереди распределяют организмы по царствам, остальные делают задания в рабочей тетради. Программа проверяет правильность ответа. Исправляют допущенные ошибки.

Разделимся на две группы. Используя части таблицы (Приложение 1), заполните ее, чтобы она была правильной.

Собирают из частей таблицу, проверяют ее правильность на слайде.

А теперь, когда мы с вами узнали природу чуть ближе, совершим небольшую экскурсию в лес: изобразим жестами выделенные на слайде слова: В царство леса мы попали, оглядели все вокруг, походили, поиграли, много там грибов набрали. На пенечке посидели, друг на друга поглядели, видим, стая птиц летит, муравей домой спешит. По тропиночке лесной, дружно мы пошли домой.

Проводят физкультминутку.

Сейчас мы с вами разберем самые крупные царства – растения и животные. Растения делятся на несколько групп: водоросли (низшие) , мхи, папоротники, хвойные и цветковые (высшие растения). Благодаря солнечному свету они могут вырабатывать энергию, необходимую всем живым существам.

Попробуем с помощью программы распределить растения по группам. Остальные выполняют задания в рабочей тетради.

Дети по очереди с помощью программы распределяют растения по группам. Остальные выполняют задания в рабочей тетради. Программа проверяет правильность ответов. Исправляют допущенные ошибки.

Животные также делятся на две группы: беспозвоночные и позвоночные.

Чем они отличаются, исходя из названия?

Отвечают: у беспозвоночных нет позвоночника, а у позвоночных – есть.

Давайте распределим по группам животных на слайде.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа.

Распределяют представленных на слайдах животных на две группы.

Проводят взаимоконтроль выполненной работы.

К какому царству относится человек? Почему вы так ответили?

Отвечают: к царству Животные, позвоночные, так как у него есть позвоночник.

Мы перечислили с вами все существующие царства. Что есть общего у этих царств?

Отвечают: все эти царства живые.

Перечислите основные признаки живого.

Отвечают: питаются, дышат, растут, размножаются, передвигаются, растут, приносят потомство, умирают.

Теперь давайте проверим, хорошо ли вы знаете живую природу

(отгадывают загадки на слайдах).

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой - зимой,

А в рыжей шубке - летом. (белка)

Без меня не сваришь сыра,

И не сделаешь кефира.

Простоквашу и творог,

Приготовить я помог (бактерии)

Стоит в саду кудряшка, —

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое? (ромашка)

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой.

(Гриб)

Из иголок колобок.

Кто свернулся здесь в клубок?

Не поймёшь, где хвост, где носик,

На спине продукты носит.

В общем, сразу не поймёшь.

Кто же это всё же? (еж)

Зелена, а не луг, бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

(Береза)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы.

(Гриб)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (заяц)

Надели коняшки

Морские рубашки.(зебра)

Отгадывают загадки.

V. Закрепление изученного материала.

Соотнесите царства живой природы и организмы (работа с карточками, Приложение 2)

Теперь обменяйтесь своими работами с соседом, и мы проверим, насколько правильно вы выполнили работу.

Ответьте устно на вопросы:

1. Назовите виды природы.

2. Назовите основные признаки живого.

3. С какими царствами живой природы мы познакомились?

4. Назовите представителей каждого царства.

Выполняют задание.

Проверяют работы соседа.

Отвечают на вопросы.

IV. Домашнее задание

- изучить материал параграфа в учебнике;

- повторить основные понятия темы: царство, царство Бактерии, Простейшие, Грибы, Растения, Животные, признаки живого.

- написать мини-сочинение на тему: «Мое любимое животное».

V. Рефлексия

Лист самооценки

Фамилия, имя

Мне было на уроке:

( подчеркните)

Подчеркните:

Тему урока

Своей работой на уроке я

( подчеркните)

Моя оценка за урок

интересно

я понял

доволен

не интересно

не понял

не очень доволен

скучно

Что не понятно

Не доволен

Приложение 1.

Царство

Признаки царства

Представители

Царство растений

Первичный источник пищи и энергии для всех других форм жизни на Земле. Известно около 350 тысяч видов ныне живущих.

Ромашка, одуванчик, сосна

Царство животных

Большинство активно подвижны. Все – многоклеточные организмы. По разным оценкам, ныне существует от 1,5 до 2 миллионов видов. Численность многих видов сокращается, они занесены в Красные книги и охраняются государством.

Бобр, олень, стрекоза

Царство грибов

Сочетают в себе признаки как растений, так и животных. В настоящее время известно свыше 100 тысяч видов. Тело имеет вид грибницы, или мицелия.

Некоторые представители вызывают болезни растений, животных и человека.

Опята, подберезовик, лисички

Царство Простейшие

Это царство одноклеточных живых организмов. Они распространены широко, встречаются в пресных и соленых водоемах, в почве, а также в качестве симбионтов и паразитов растений, животных и человека.

амеба, вольвокс

Царство Бактерии

Самые примитивные организмы. В их клетках нет ядра. Название царства в переводе означает «палочка».

Кишечная палочка, стрептококк.

Приложение 2.

Впишите номер организма в клеточку соответствующего царства.

А. Бактерии

Б. Простейшие

В. Грибы

Г. Растения

Д. Животные

  1. Волк 11.

  2. Береза 12.

  3. Амеба 13.

  4. Роза 14.

  5. Жираф 15.

  6. Подберезовик 16.

  7. Кишечная палочка 17.

  8. Инфузория-туфелька 18.

  9. Вольвокс 19.

  10. Собака 20.

Мох кукушкин лен

  1. Человек

  2. Мухомор

  3. Стрептококк

  4. Сфагнум

  5. Спирогира

  6. Дрожжи

  7. Возбудитель гриппа

  8. Морская звезда

  9. Кенгуру

infourok.ru

Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле.

Используя знания об обмене веществ и превращении энергии в организме человека, дайте научное объяснение влияния на обмен веществ гиподинамии, стрессов, вредных привычек, переедания.

Билет № 2

Признаки живых организмов. Основные отличия живых организмов от тел неживой природы.

2. Экологические (биотические) факторы, их влияние на организм. Приведите примеры конкурентных отношений в природе и раскройте их значение. Как человек использует знания о конкуренции в практической деятельности?

Объясните, почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. Как в крови поддерживается постоянное количество глюкозы? Какие меры необходимо соблюдать, чтобы не заболеть сахарным диабетом?

Билет № 3

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Сравнение клеток растений и грибов.

2. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Приведите примеры паразитических отношений в природе и раскройте их значение.

Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком (сочетание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим питания и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, быстро прибавляют в весе.

Билет № 4

Клетка — единица строения и жизнедеятельности организмов. Сравнение клеток растений и животных.

2. Лишайники — симбиотические организмы, их разнообразие. Приведите примеры симбиотических отношений в природе и раскройте их значение.

3. Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните, почему в пищевом рационе детей и подростков должны обязательно присутствовать белки.

Билет № 5

Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции.

Царство грибов, их характерные особенности, получение из них продуктов питания, лекарств. Какую первую доврачебную помощь необходимо оказать при отравлении грибами?

Объясните, с какой целью у человека измеряют пульс. Что такое пульс? Где он определяется и что можно узнать по пульсу? Подсчитайте свой пульс. Определите, имеются ли отклонения от нормы. Поясните ответ.

Билет № 6

Наследственность и изменчивость — свойства организмов, их значение в эволюции органического мира. Ген, генотип, фенотип.

2. Классификация растений на примере покрытосеменных. Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства (Пасленовые, Розоцветные, Бобовые и др.), по каким признакам вы их узнаете.

Раскройте особенности скелета человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью. Назовите меры профилактики нарушения осанки, искривления позвоночника и возникновения плоскостопия.

Билет № 7

Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме.

Приспособленность птиц к полету во внешнем и внутреннем строении, размножении. Объясните, в чем проявляется относительный характер приспособленности.

Используя знания о строении и функциях скелета человека, раскройте особенности первой доврачебной помощи при переломе ребер, позвоночника, травмах черепа.

Билет № 8

Вид, его признаки. Многообразие видов. Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры их сохранения. Назовите известные вам редкие и исчезающие виды растений.

Приспособленность рыб к жизни в воде во внешнем и внутреннем строении, размножении. Как человек использует знания о жизнедеятельности рыб для их искусственного разведения?

Используя знания о строении и функциях мышц человека, объясните, почему тренировки повышают мышечную силу и выносливость, почему спортсменам запрещают принимать допинги?

Билет № 9

Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактериальные заболевания, их профилактика.

Раскройте роль витаминов в организме человека, способы сохранения витаминов в продуктах питания. Поясните, какие авитаминозы вам известны. С какой целью выпускают поливитаминные препараты?

Билет № 10

Автотрофное питание. Фотосинтез, его значение.

cyberpedia.su

Ответ §37. Подведем итоги. Как можно различить представителей разных царств живой природы?

Выполни следующие задания

 

1) Заверши предложение, назвав условия, необходимые для жизни. Больше живых организмов обитает там, где наиболее благоприятные условия:

 

 

2) Приведи примеры приспособленности организмов:

 

  • Ответ: а) к условиям пустыни: способность длительное время обходиться без воды, приспособленность передвигаться по песчаным почвам, приспособленность к высоким температурам днем, с резким перепадом в вечернее и ночное время

    б) к условиям Арктики: приспособленность животных добывать себе пищу под водой, возможность жить в холодных условиях

 

3) Назови пять крупных систематических групп – царств, которые выделяют ученые, проводя классификацию живых организмов нашей планеты

 

  • Ответ: растения, животные, грибы, бактерии, вирусы

 

4) В одном лесу могут обитать птицы, млекопитающие, насекомые и расти травы, деревья, грибы. Распредели перечисленные организмы по царствам живой природы, запиши их названия в таблицу

 

  • Ответ:

    Представители царства

    Название царства

    Птицы

    Животные

    Млекопитающие

    Животные

    Насекомые

    Животные

    Травы

    Растения

    Деревья

    Растения

    Грибы

    Грибы

 

5) На рисунке 102 учебника изображены несколько видов синиц. Все они относятся к царству животных. Назови признаки этого царства

 

  • Ответ: одноклеточные и многоклеточные организмы, способны к передвижению, питаются готовыми органическими веществами, в клетках животных обязательно есть ядро

 

6) Найди ошибку в приведенном перечне живых организмов

 

К растениям относят следующие живые организмы: кувшинку, ель, подберезовик, мох, сыроежку, папоротник, водоросль.

 

  • Ответ: К царству растений не относят подберезовик, сыроежку, так как они не имеют хлорофилла

 

7) Объясни, почему без растений жизнь на Земле невозможна, вписав в предложение недостающие слова

 

  • Ответ: Все живые организмы, относящиеся к царству растений, образуют на свету органические вещества, обеспечивая кислородом различные организмы

 

8) Назови царства живой природы, в которых встречаются организмы, состоящие из одной клетки

 

  • Ответ: Организмы, состоящие из одной клетки, встречаются в царствах: растения, животные, грибы, вирусы

 

9) Впиши недостающие слова

 

  • Ответ: Все животные в поисках пищи передвигаются: рыбы плавают, птицы и насекомые летают, гидра плавает, червь ползает, лошадь бегает

 

10) Объясни, почему растения могут жить «не сходя с места»

 

  • Ответ: они являются афтотрофными и для осуществления питания им достаточно почвы, им не нужно передвигаться для добычи еды

 

11) Заполни таблицу, назвав царства живой природы, к которым относятся приведенные в ней организмы-паразиты, и «хозяев» этих паразитов

 

  • Ответ:

    Паразит

    Название царства

    Организм-хозяин

    Трутовик

    Гриб

    Дерево

    Вирус гриппа

    Вирусы

    Человек

    Дизентерийная амёба

    Животные

    Человек

    Бычий цепень

    Животные

    Человек, крупный рогатый скот

    Вирус СПИДа

    Вирусы

    Человек

    Туберкулезная бактерия (палочка)

    Вирусы

    Человек

tetrab.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта