Отдел Цветковые растения. Урок биологии. 5 класс. Растения 5 класс биология
Урок биологии по теме "Растения". 5-й класс
Разделы: Биология
Учебный предмет: биология
Класс: 5
Автор УМК: И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова
Составитель урока: учитель биологии ВКК – Арчакова Е.В.
Тема урока: Растения
Тип урока: Открытие нового знания
Цели урока: Расширить знания о царстве растений. Сформировать представление учащихся о делении царства растений на группы. Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками информации, выделять главное и уметь грамотно и точно выражать свои мысли.
Основные термины и понятия: флора, спора, слоевище, цветковые растения, голосеменные растения, папоротники, мхи, водоросли.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу.
– Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
2. Этап мотивации.
Учитель: Сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле.
3. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель читает стихотворения «Зеленая страна» Е. Серовой.
О какой зеленой стране идет речь в стихотворении? (о растениях)
А зачем нам нужны растения? (кислород, пища, лекарства)
4. Этап выявления места и причины затруднения.
Учитель: Что хотели бы узнать о растениях? (строение, многообразие, значение)
5. Этап реализации построения проекта.
Учитель: Урок мы сегодня проведём необычно. Сегодня наш кабинет превратиться в редакцию. Изучая новый материал, мы с вами все вместе создадим журнал. Как вы думаете, как он будет называться? («Мир растений»). (Приложение 2)
Для этого разделимся на группы. (Каждой группе учитель раздает инструкцию) (Приложение 1)
1 группа изучает строение растений:
Задание 1. Найти в тексте параграфа нужную информацию, использовать рисунки, ПК.
Задание 2. Докажите, что клетка растений не такая, как клетка бактерий.
Задание 3. Выделите признаки, по которым растения относятся к эукариотам.
Задание 4. Составьте кластер «Многообразие растений»
2 группа изучает цветковые растения:
Задание 1. Найти в тексте параграфа нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки.
Задание 2. Объяснить значение термина цветковые растения.
Задание 3. Изобразите схему цветкового строения растения
3 группа изучает голосеменные:
Задание 1. Найти в тексте параграфа нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки.
Задание 2. Объяснить значение термина голосеменные растения.
Задание 3. Нарисовать ель и сосну. (Сравнить условия их произрастания)
4 группа изучает мхи, папоротники, хвощи, плауны:
Задание 1. Найти в тексте параграфа нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки
Задание 2. Объяснить почему эти растения объединили в одну группу.
Задание 3. Подготовить рассказ о практическом значении этих растений.
5 группа изучает водоросли:
Задание 1. Найти в тексте параграфа нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки.
Задание 2. Объяснить чем водоросли отличаются от всех остальных групп растений.
Задание 3. Составить схему «Классификация водорослей»
Каждая группа представляет свою работу для учеников всего класса.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учащиеся каждой группы после представления своей работы задают вопросы представителям других групп.
7. Этап включения в систему знаний и повторения.
Выполнить в рабочей тетради задания по теме «Растения»
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
1) Рефлексия эмоциональная.
Учащиеся благодарят друг друга за работу в команде.
2) Рефлексия оценочная.
Выберите правильные суждения:
- Клетки растений содержат хлорофилл в хлоропластах.
- Растения растут только определённый период в жизни.
- Цветковые растения состоят из корня и побега, на котором могут развиваться цветы, а затем плоды.
- Семена голосеменных защищены оболочкой плода.
- Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами.
- Тело водорослей не имеет органов, а представлено слоевищем.
Проверьте правильность выполнения задания.
Ответы (1, 3, 5, 6)
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Открытый урок по биологии 5 класс тема "Растения"
Этап урока
Содержание учебного материала
Функции и виды деятельности преподавателя
Формы и виды деятельности учащихся
Планируемые результаты УУД
Оценка результатов деятельности ученика
1. Организационный момент
Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.
Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
Устная оценка учителя
2. Проверка домашнего задания
Задает вопросы учащимся
Какие живые существа мы называем бактериями?
Какое значение имеют бактерии в природе и жизни человека
Какие бактерии полезны человеку.
Что такое симбиоз, приведите пример?
1. Устный опрос
Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Устная оценка учителя, учащиеся, давшие полный ответ, получают оценки в журнал и в дневник, после урока учитель проверяет карточки и также выставляет оценки в журнал и в дневник.
3. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока
Давайте теперь посмотрим, что находиться перед вами на столе, что это все объединяет (цветы в горшках, тетради, деревянные предметы). Все это сами растения или вещи сделанные из растений. Рассказ учителя о растениях и о Флоре см. учебник на стр. 46
Тема урока: Растения
Выдвигает проблему, сообщает тему урока ( сл. 1.),
Сл.2.
Записывают тему себе в тетрадь
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Устная оценка учителя
4. Изучение нового материала
Выясним, какой признак объединяет все растения в одно царство?
Давайте теперь определим ещё один признак растений. Посмотрите на свои ногти и на волосы соседа по парте. Что вы можете сказать о них?
Приходим к тому что у растения снова выросли побеги. Можно сравнить с ростом волос, ногтей. Что общего можно здесь найти.
На доске висит таблица «Клетка»
Учитель показывает коллекцию растений или презентацию подводя учеников к тому что все растения зелёные, следовательно в них находиться что-то что их окрашивает.
Ищем в учебнике что же это.
Учитель подводит к тому что растения растут всю жизнь.
Работа с рабочими тетрадями, подписывают основные части клетки.
Работа с учебниками стр. 46.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Устная оценка учителя
5. физкультминутка
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
Молодцы!
Учащиеся выполняют действия, предложенные в стихотворении
Устная оценка учителя
6. Изучение нового материала
Где на нашей планете Земля можно встретиться с растениями. Сл.3.
Давайте вспомним, какие части растений вы знаете?
Сл.4.
Рассказ учителя о разновидностях растений.
Сл. 5.Схема.
Разновидностей растений много, поэтому их определили в разные группы. Но как вы думаете, на основании чего растения будут определенны в ту или иную группу?
Называем: море суша, река, озеро и т.д.
Растения
Водоросли
Папоротники
мхи
гхвойныеолосеменные
Покрытосеменные цветковые
Находят изображение растения в учебнике стр. 46 рис 38.
Работа в рабочих тетрадях стр. 31, з.2.
Делают схему и
подписывают
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.,
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Построение логической цепи рассуждений.
Устная оценка учителя
Исследователи: выполняют работу составляя рассказ по плану:
1группа- цветковые растения.
2 группа – голосемянные.
3 группа – Мхи, папоротники, плауны и хвощи.
4 группа – водоросли.
5 группа Эксперты- проводят сравнительный анализ растительной и бактериальной клеток.
Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения
Сл.6,7,8,9,10, 11,12,13.
Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Устная оценка учителя
Первичное закрепление материала.
7 минут.
Назовите общие признаки растений.
На какие группы делят растения?
Какова роль растений в природе?
Выполняют задания
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное
Устная оценка учителя.
7. Закрепление изученного материала
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
(практико-ориентированный подход)
Дайте обоснованный ответ.
- Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: “Ура! Я растение!”. Так ли это?
- В реке растёт кубышка жёлтая. К какому отделу растений относится? Почему?
- Какое растение, растёт на стволах деревьев в лесу с северной стороны?
- Что произойдёт, если на Земле исчезнут все растения?
Сл.14,15,16.
Привести учащихся к ситуации успеха
Устные ответы учащихся
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Устная оценка учителя
8. Рефлексия деятельности.
3 минуты
Цель этапа: осознание
Я знал
Я узнал
Я хочу узнать
По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень твоей работы
Учащиеся заполняют таблицу и шкалу
Личностные УУД:
Самооценка на основе успешности
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли
Познавательные УУД: Рефлексия.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Сл. 17
ДОМАШНЯЯ РАБОТА: п.11, в.1-4, р.т. с.31-32,з.3 делает Таня,з.4 делает Саша, з.5 делает Илья. Приготовить проект о наиболее интересном вам растении.
infourok.ru
Отдел Цветковые растения. Урок биологии. 5 класс.
Тема: Отдел Покрытосеменные.
Задача урока: познакомить учащихся с особенностями и многообразием покрытосеменных растений.
Цели:
Познавательные: формирование умения выделять и сравнивать существенные и несущественные признаки для построения анализа.
Регулятивные: формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце.
Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся узнают о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; у них формируются понятия, «цветок», «жизненные формы».
Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений Личностные: у учащихся развиваются представления о единстве органического мира на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установлении усложнений их строения.
Основные понятия урока: покрытосеменные растения, цветок, однолетние, двулетние и многолетние растения, жизненные формы.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении строения покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными растениями.
Тип урока: комбинированный с использованием презентации.
Ход урока
1. Организационный момент.
Это было необыкновенное зрелище. В широком поле на поляне растут прекрасные цветы. Цветы, кругом цветы, неземные краски. Цветы разных форм и окрасок. Они росли так густо, что покрывали всю землю, только немногие листочки и травинки виднелись между ними. Как это было красиво! А какой аромат и чистейший воздух! (под музыку )
А я приготовила для вас сразу 6 цветов. Каждый означает деятельность на уроке.
( по ходу урока цветы поочерёдно крепятся на доске).
2. Проверка знаний (первый цветок) о многообразии и особенностях строения голосеменных растений:
1). Фронтальная беседа:
2). Индивидуальная работа с коллекцией цифрових образовательных ресурсов.
3). Выбрать признаки к каждому отделу растений: моховидные, папоротниковидные, голосеменные
1. Только травянистые растения
2. Имеют корень, стебель, игольчатые листья
3. Имеют стебель, листья, ризоиды
4. Размножение спорами
5. Древесные формы растений
6. Оплодотворение без участия воды спермиями
7. Имеют корни, стебель и листья вайи
8. Оплодотворение при участии воды сперматозоидами
9. Размножение семенами
10. Травянистые и редко древовидные растения
Заполняют в тетради, проверяем на слайде(взаимопроверка, выставление отметок)
4). Решить какая из схем отражает правильную последовательность эволюционного развития покрытосеменных растений (работа за партой):
Большие картинки (перепутаны)
мхи, папоротники, голосеменные, водоросли, покрытосеменные
- Каким образом на Земле шло развитие природы?Какую ошибку вы заметили?
Слайд 2 Выявление и разрешение противоречийРазмножение Голосеменных
«+»
«-»
Почему голосеменные произрастают в более сухих местах?
Вода нужна для оплодотворения?
Оплодотворение без участия воды
Каким образом пыльца сосны попадает на семязачатки, расположенные на чешуйках женских шишек?
Ветроопыление
Семя
Чем объяснить, что появление семени является прогрессивным шагом в эволюции растений?
Запас питательных веществ
Надежный орган расселения
Каким образом у голосеменных расположены семена?
Голые семена (расположены открыто) не защищены: подвержены механическому повреждению, иссушению, переохлаждению
- Каким образом природа разрешила данное противоречие?
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Разнообразен и прекрасен мир растений:
Мхи, водоросли, папоротники, плауны
И семенные: сосны, туя, пихты, ели,
Но властелины царства не они. Слайд 3
Обсуждение эпиграфа урока.
- Каквы думаете, почему?( ответы учащихся). Трудно ответить на вопрос и мы с вами поработаем в парах.
-Систематизируйте предложенные объекты( задания на партах- приложение 1) (второй цветок)
Детям нужно систематизировать растения на 3 группы.
Две группы:высшие споровые и голосеменные подписаны, а третья группа –нет
- Давайте проверим. Слад 4
- Посмотрите, как мы назовём эту группу растений? (ответы: Цветковые или Покрытосеменные).
- О чем говорит такое название? (ответы: семена созревают на месте цветка и находятся в плоде)
- Скажите, о чём пойдёт речь на уроке? (ответы: мы начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения). Слайд 5
- Формулировка темы урока обучающимися
-Сообщение целей урока На уроке мы:(ответы: познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные; выясним преимущества покрытосеменных над голосеменными) Слайд 6
4. Изучение новой темы.
1. Общая характеристика покрытосеменных растений (третий цветок) – работа с текстом учебника
Самая молодая и многочисленная группа (около250 тыс. видов)
Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.
Имеют корень, стебель, лист, цветок, на месте которого образуется плод. Слайд 7
Разные стебли: прямостоячие, вьющиеся, лазающие, ползучие. Слайд 8
Разные листья и корни. Слайд 9 и 10
Много культурных растений.
Разная продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Слайд 11
Индивидуальное развитие цветкового растения (Работа с коллекцией ЦОР Слайд 12)
Разные жизненные формы: деревья, кустарники, травы. (видео)
-Чем объяснить, что покрытосеменные растения по сравнению с другими отделами имеют большое разнообразие жизненных форм?
Физкультминутка- сосчитай цветы.
БУКЕТ ( отрывок).
Побежала Таня за цветами,
Свой букет она подарит маме.
Вот ромашка с золотым сердечком,
У нее высокий стебелёк,
Рядом с нею синий, будто речка,
Солнышком нагретый василёк.
Колокольчик в шапочке лиловой
Весело кивает головой.
Одуванчик, улететь готовый,
Шепчется с гвоздикой полевой.
Всех цветов не сосчитать в букете!
3. Александрова
Работа в группах с гербариями (четвёртый цветок) Слайд 13
1 группа – определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных растений.
2 группа – определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений. Слайд 13
Проверка: Слайд 14
Сравнение покрытосеменных и голосеменных растений
голосеменные
покрытосеменные
Имеют корень, стебель, листья.
Листья- хвоя
Семя «лежит» открыто на чешуе шишки.
Не образуют цветы
Только древесные формы.
Имеют корень, стебель, листья, цветки.
Разная форма листьев.
Семена находятся в плоде.
Разные жизненные формы:деревья, кустарники, травы.
Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений. Слайд 15
1.Имеют хорошо развитые корни, стебли, листья
2. Образуют семена.
3. Имеют большое значение в природе и жизни человека.
Интересные факты и цветковых растениях (сообщения)
Прелесть и красоту цветов ценили с незапамятных времен. В папирусах упоминаются любимые цветы египтян: лотос, резеда, мирт, лилии. Священные рощи Эллады украшали розы, гвоздики, маргаритки и примулы. В Древнем Риме увлекались декоративными садами. На Руси славилась своими цветниками усадьба основателя Москвы Юрия Долгорукова. Каждый народ имел свой почитаемый цветок. Греки и персы чтили - гиацинт, римляне – нарцисс, арабы – жасмин, китайцы – пион, японцы – хризантему, индейцы – георгин и агаву.
Цветы окружают человека в течение всей его жизни. Об этом рассказывают фрески и росписи в старинных храмах, растительные орнаменты в вышивках. Цветы воспевались писателями, художниками, композиторами.
Англичане торжественно отмечают праздник незабудок, первоцветов и анютиных глазок.
Яркое зрелище представляет собой праздник цветов в Венеции. Цветы можно увидеть повсюду: в прическах девушек, в венках, гирляндах и т.д.
В первое воскресение марта отмечают праздник цветов в Китае и Японии, в феврале – цветение слив, в марте – персиков, в апреле – вишни, в июне – пионов, в октябре – хризантем и клена.
У славян во времена язычества существовал праздник Ивана Травника. Он сопровождался плясками, пением и поиском кладов. Девушки пускали по рекам венки, желая узнать о своей будущей судьбе.
У восточных славян праздник растений дошел до наших дней. Это Троица. В этот день украшают цветами и ленточками ветки берез.
Охраняемые Покрытосеменные растения Курской области (видео)
5. Закрепление (пятый цветок)
Почему голосеменные и покрытосеменные называют высшими семенными растениями?
(Ответы: появление в процессе эволюции растений, образующих семена, защищенные оболочкой и снабженные запасом питательных веществ, обеспечило более высокую, чем у споровых, выживаемость зародышей на начальных этапах их роста и развития, когда формируются зачаточные органы: корень, стебель, листья. Кроме того, в этих случаях процесс оплодотворения не зависит от обязательного наличия воды. Эти преимущества обеспечили прогресс семенных растений и позволили им широко расселиться по всей территории Земли. )
тест
6. Домашнее задание. Слайд 16.
1. Изучить п. .
2. Выполнить на стр.66 задание одно из трёх под >>.
7. Рефлексия.
Сейчас мы создадим «цветочную поляну» Предлагаю детям поместить свой стикер-листок над тем цветком, какая работа понравилась больше всего на уроке.
Приложение 1
Используя изображения растений, заполните таблицу:
Высшие споровые
Голосеменные
?
infourok.ru
Урок биологии в 5 классе "Растения"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
г. Вольска Саратовской области»
УМК: под редакцией Пономарёвой И.Н.
Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)
Формы проведения: фронтальная работа со всем классом, работа в малых группах, индивидуальная работа.
Методы: эвристическая беседа, рассказ, тестирование, работа с информационным источником, решение биологических задач.
Дидактическое сопровождение: тесты, дидактические карточки-задания, электронный учебник “Анатомия 8 класс”.
Оборудование: гербарий растений и таблицы основных отделов (цветковые, голосеменные, папоротниковидные, моховидные, водоросли; мультимедийное оборудование, электронный учебник по УМК Пономарёва 6 класс, презентация к уроку “Растения” (Приложение 1.ppt), дидактический раздаточный материал.
Этап урока
Содержание учебного материала.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
ФОУД
Формирование УУД
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга (“Ладошка к ладошке”).
Приветствуют учителя.
Настраиваются на урок.
Ф
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Актуализация и пробное учебное действие
- Что изучали на прошлом уроке?
- Выберите иллюстрации бактерий (остались изображения растений). (Слайд 2)
Беседа с учителем.
Работают с информацией, представленной в виде рисунков. Рассказ по плану
Ф
И
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ.
- Как отличить бактерии от других организмов? Постройте ответ по плану: (Слайд 3)
- Каково значение бактерий в природе и для человека?
И
Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль. коррекция, оценка действий партнёра.
Ответить, предлагаю, в форме ролевой игры “Суд над бактериями”.
1 группа – “обвинители” называют отрицательную роль бактерий
2 группа – “защитники” указывают на положительную роль бактерий
3 группа – “судьи” выносят решение
- Оцените свою работу, работу соседа по парте. Посоветуйте, если есть необходимость, как улучшить знания вашему товарищу по изученной теме.
Отстаивание своей точки зрения
Самооценка, взаимооценка
Ф
Г
П
- Что оказалось лишним? (Слайд 2) По каким признакам вы отнесли их к растениям? Исторически сложившаяся совокупность всех растений называется флорой. Наука, которая изучает растения – ботаника. Расскажите о них по плану: (Слайд 3)
Учащиеся соотносят свои действия с используемымспособом действий (алгоритмом)
И
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,
планирование, прогнозирование.
Выявление места и причины затруднения
- Почему не получается рассказать о растениях как о бактериях по предложенному плану?
- Каких знаний не хватает?
- Что хотели бы узнать?
- Каким способом можно получить нужную информацию?
Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения
Ф
Познавательные: умение структурировать знания;
постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
- Определите цель урока (для устранения возникшего затруднения)
- Предположите тему урока.
- Постройте проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи). (Слайд 4)
Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д.
Ф
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера
Реализация построечного проекта
1) Отличительные особенности растений от других организмов
- Выясните, по каким признакам растения отличаются от представителей других царств, используя маршрутный лист №1, работая в парах.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Маршрутный лист №1
Выясните общие признаки царства Растения. По мере выполнения заданий, делайте записи в тетради.
Определите преобладающий цвет растений. Он зависит от присутствия пигмента хлорофилла, который находится в хлоропластах клеток растений.
Выясните, почему растения являются автотрофами. Используйте текст учебника на стр.46, 2 абзац.
Найдите корень в слове РАСТЕНИЕ. Как вы думаете, растет ли растение всю жизнь.
2). Изучение многообразие растений
- Что изучает систематика?
На земле насчитывается около 500000 видов растений. Среди них имеются одноклеточные и многоклеточные, высшие и низшие, споровые и семенные, цветковые и голосеменные.
- Познакомьтесь с особенностями строения, образом жизни и значением представителей различных групп, работая в группах, используя маршрутный лист №2.
Самостоятельная работа в парах с информационными источниками.
Устное представление результатов совместной работы.
П
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера
Маршрутный лист №2
1. Выясните главный признак, благодаря которому растения выделили в отдельную группу, изобразите признак схематично на листе бумаги.
2. Составьте рассказ по плану:
3) Сравнение клеток растений и бактерий (Слайд 5)
4) Самооценка
Самостоятельная работа в группах с источниками информации.
Устное представление результатов совместной работы.
Г
И
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
1). Назовите общие признаки растений.
2). Дополните схему, проиллюстрировав её рисунками цветковых, голосеменных, споровых – папоротники, хвощи, плауны, мхи, водорослей.
3). Какова роль растений в природе?
4) Определи клетку растений, бактерий. Ответ обоснуй.
Выполняют задания
Ф
Коммуникативные:
управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Выберите правильные суждения (Слайд 6)
1. Клетки растений содержат хлорофилл в хлоропластах.
2. Растения растут только определённый период в жизни.
3. Цветковые растения состоят из корня и побега, на котором могут развиваться цветы, а затем плоды.
4. Семена голосеменных защищены оболочкой плода.
5. Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами.
6. Тело водорослей не имеет органов, а представлено слоевищем.
Проверьте правильность выполнения задания.
Ответы (1,3,5,6)
Самопроверка, самооценка
И
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Включение в систему знаний и повторение
Дайте обоснованный ответ.
- Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: “Ура! Я растение!”. Так ли это? (Слайд 7)
- В реке растёт кубышка жёлтая. К какому отделу растений относится? Почему? (Слайд 8)
- Какое растение, растёт на стволах деревьев в лесу с северной стороны? Почему так решили? (Слайд 9)
- Хвощ полевой растёт на кислых почвах, которые требуют известкования, для увеличения урожая на них. Найдите его на рисунках. Объясните своё решение. (Слайд 10)
- Что произойдёт, если на Земле исчезнут все растения?
Решение биологических задач
Ф
Регулятивные: прогнозирование
Информация о домашнем задании
П.11, ответить на вопросы стр.51
Приготовить информацию о самых - самых растениях (индивидуально) (Слайд 11)
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
- Достигнуты ли цель и задачи урока?
Продолжите любое высказвание:
- Я узнал (а)...
- Меня удивило...
- Работая в группе, я ...
- Мне трудно представить, что... (Слайд 12)
Оценка деятельности учащихся.
Анализируют выполнение цели и задач урока.
Ф
Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
infourok.ru
5 класс. Биология. Царство Растения - Голосеменные
Комментарии преподавателя
Строение голосеменных
Голосеменные (Gymnospermae) – наиболее древняя и до сих пор процветающая группа семенных растений, занимающая промежуточное положение между папоротниками и цветковыми растениями. Ранее исследователи выделяли все семенные растения, не образующие цветков, в отдельный отдел либо даже в класс отдела семенных растений (Spermatophyta). В настоящее время многие учёные склоняются к тому, чтобы разделить группу голосеменных растений на несколько самостоятельных отделов.
Все голосеменные – деревья либо кустарники, нередко достигающие огромных размеров. Одни голосеменные сильно ветвятся и несут множество мелких (нередко чешуевидных) листьев. Другие разветвлены слабо и имеют крупные перистые листья. У большинства голосеменных в ксилеме отсутствуют сосуды, а в флоэме – клетки-спутницы. С другой стороны, ткани голосеменных устроены более сложно, чем ткани папоротникообразных.
Строение сосны обыкновенной |
Все голосеменные – разноспоровые растения; микроспорофиллы и макроспорофиллы сильно различаются по форме, размерам и строению. У наиболее примитивных семенных папоротников они свободно росли на обычных побегах; у всех остальных голосеменных они находятся на укороченных побегах – стробилах, как правило, раздельнополых. Микроспоры у семенных растений развиваются в пыльцевом мешке и называются пыльцевыми зёрнами или пылинками. Они переносятся на женский гаметофит, как правило, при помощи ветра, прорастая внутрь после попадания на мегаспорангий. Внутри мегаспорангия, называемого семязачатком, развивается мегаспора; после оплодотворения мужской гаметой семязачаток превращается в семя. Женский гаметофит, конечно, в очень большой степени зависит от родительского растения, однако в значительно большей степени, чем гаметофит папоротника, устойчив к обезвоживанию. Питательный запас, окружающий семя, используется зиготой при прорастании; семена могут оставаться в состоянии покоя до тех пор, пока не наступят благоприятные условия. Плоды не образуются, но у семени могут развиваться различные приспособления, облегчающие их распространение.
Женская шишка сосны Культера |
Голосеменные известны с верхнего девона. В карбоне и перми встречаются представители большинства порядков, а на мезозой приходится их расцвет.
Древнейшими из семенных растений являются прогимноспермы(Progymnospermophyta). Они сочетали в себе эволюционно продвинутое строение стебля с примитивными боковыми побегами, мало чем отличавшимися от побегов псилофитов. Вместо настоящих листьев у них развивались вильчатые безлистные веточки. Прогимноспермы, по-видимому, размножались всё ещё спорами, но уже находились на пути к формированию семян.
Значительно более сложными по строению являлись семенные папоротники (Pteridospermophyta или Lyginodendrophyta), выделяемые сейчас в самостоятельный отдел. Это были древовидные растения, внешним обликом и строением листьев напоминавшие настоящие папоротники, но размножавшиеся при помощи семян. Развитие зародыша, скорее всего, происходило уже после опадания семени на землю. Крупные стебли семенных папоротников содержали в себе вторичную ксилему; перистые листья отличались от настоящих папоротников только по строению эпидермы, устьиц и черешков. Иногда семенные папоротники относят к саговниковым.
Ещё одним вымершим отделом голосеменных, известным с карбона, являются беннеттитовые (Bennettitophyta или Cycadeoideophyta). Некоторые исследователи относят эти растения к саговникам, от которых они отличаются органами размножения. Все беннеттитовые имеют обоеполые стробилы, напоминающие цветок наиболее примитивных покрытосеменных. Беннеттитовые вымерли в конце мелового периода вместе с динозаврами.
Вымершие голосеменные. Слева направо: отпечаток археоптериса (прогимносперм), медуллоза, полиподиум (семенной папоротник), вильямсония (беннеттит) |
В настоящее время сохранилось около 600 видов голосеменных. Наиболее распространены из них растения отдела хвойных; леса из хвойных деревьев (тайга) растут, в основном, в умеренных широтах и составляют треть всех лесов планеты.
********************************************
В каменноугольном периоде сформировались семенные папоротники – растения, которые впервые стали размножаться семенами. Это были первые примитивные голосеменные.
Женские гаметофиты голосеменных находятся в семязачатках, а мужские – в пыльцевых зернах. Для оплодотворения нет необходимости в воде.
Семязачаток – видоизмененный спорангий с проросшим из споры гаметофитом внутри.
Нуцеллус – овальное тело, которое развивается внутри семенного зачатка. В нем формируется женский гаметофит с 2 архегониями.
Интегумент – покров, расположенный снаружи семенного зачатка, края которого образуют отверстие для входа пыльцы.
В отделе голосеменных нет травянистых форм. Это листопадные и вечнозеленые растения. Образуют семена (см. Рис. 1), при помощи которых размножаются и распространяются.
Рис. 1. Семена голосеменных растений
В отличие от спор, семена несут достаточно большой запас питательных веществ, зародыш в них защищен оболочкой. Семена лежат открыто на чешуйках шишек.
Голосеменные растения, существовавшие еще в пермском периоде. Встречаются в тропиках и субтропиках. Внешне саговники напоминают пальмы (см. Рис. 2). Ствол снаружи покрыт остатками листовых черешков.
Рис. 2. Саговник
Листья крупные, перистые. Молодые листья могут быть завиты в улитки. Органы размножения напоминают шишки. Раздельнополые, двудомные растения.
Включает в себя единственный вид – гинкго двулопастный (см. Рис. 3) – реликтовое растение. Было широко распространено в мезозойской эре.
Рис. 3. Гинкго двулопастный
Реликтовые виды – живые организмы, сохранившиеся в современной биоте или в определенном регионе как остаток предковой группы, более широко распространенной или игравшей большую роль в экосистемах в прошедшие геологические эпохи. Реликт – остаточное проявление прошлого в наше время.
Листопадное растение, высотой до 40 метров, с необычной для голосеменных листовой пластинкой (см. Рис. 4).
Рис. 4. Листовая пластинка и семена гинкго двулопастного
Двудомное, ветроопыляемое растение. Имеет крупные желтоватые семена (см. Рис. 4). Хорошо развита корневая система.
Гинкго
Гинкго – декоративное, в некоторых культурах священное растение. Гинкго в переводе – серебряный абрикос. Семена гинкго употребляют в пищу в отварном или в обжаренном виде.
Листья узкие, игольчатые, называются хвоей (см. Рис. 5).
Рис. 5. Хвоя
Кожица хвои покрыта воскоподобным веществом, из-за чего растение испаряет мало влаги и приспособлено к засухе. Большинство – вечнозеленые растения, существуют листопадные формы – лиственница (см. Рис. 6).
www.kursoteka.ru
Тест: Растения - Биология 5 класс
Академик К.А.Тимирязев писал – «Растение – посредник между небом и Землёй. Оно поистине Прометей, похитивший огонь с неба. Похищенный им луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик гигантской паровой машины и кисть художника, и перо поэта». Как
Биология 5 класс | ID: 688 | Дата: 17.12.2013
";} else {document.getElementById("torf1").innerHTML="";}; if (answ.charAt(1)=="1") {document.getElementById("torf2").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf2").innerHTML="";}; if (answ.charAt(2)=="1") {document.getElementById("torf3").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf3").innerHTML="";}; if (answ.charAt(3)=="1") {document.getElementById("torf4").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf4").innerHTML="";}; if (answ.charAt(4)=="1") {document.getElementById("torf5").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf5").innerHTML="";}; if (answ.charAt(5)=="1") {document.getElementById("torf6").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf6").innerHTML="";}; if (answ.charAt(6)=="1") {document.getElementById("torf7").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf7").innerHTML="";}; if (answ.charAt(7)=="1") {document.getElementById("torf8").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf8").innerHTML="";}; if (answ.charAt(8)=="1") {document.getElementById("torf9").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf9").innerHTML="";}; if (answ.charAt(9)=="1") {document.getElementById("torf10").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf10").innerHTML="";}; } }Получение сертификатао прохождении теста
testedu.ru