Растения 2 яруса леса. Конспект урока познание мира "Растения. Ярусы леса"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Шпаргалка: Экскурсия лес, ярусы леса. Растения 2 яруса леса


Экскурсия лес, ярусы леса

Министерство образования РФ

Московский городской педагогический университет

Кафедра педагогики и психологии начального обучения

для 2 - 3 класса

по теме:

«Экскурсия: лес, ярусы леса»

студентки 4 курса 2000 года, в/о, 1 группы

Артамохиной Александры Олеговны

Москва 2002 год

Цели экскурсии :

1. Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.

2. Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

3. Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование :

1. Блокноты и простые карандаши.

2. Маленькие грабельки и совок.

3. Нож.

Предварительная подготовка :

1. Выучить наизусть отрывки из стихотворений, приведенные ниже

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Юный лес в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

2. Разделить класс на 3 группы.

3. Приготовить задания для практической работы по группам.

Задание для 1 группы.

1) Какие растения относятся к первому ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

2) Пронаблюдайте за деревьями: какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под корой (попросите помощи у учителя).

3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на деревьях?

4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 2 группы.

1) Какие растения относятся ко второму ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

2) Пронаблюдайте за кустарниками: какие животные селятся среди их ветвей, под корой (попросите помощи у учителя), у корней.

3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на кустарниках?

4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 3 группы.

1) Какие растения относятся к третьему и четвертому ярусу?

Назовите и покажите эти растения .

Как их отличить друг от друга?

2) Пронаблюдайте за травами и мхами: какие животные селятся среди них (воспользуйтесь грабельками и совком)

3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на нижних ярусах?

4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Время проведения экскурсии : 30 марта 2002 года.

Ход экскурсии.

1.Организационный момент.

Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве.

Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.

- Как нужно вести себя на природе?

- Где вы можете ходить?

- Что можете делать?

- Чего нельзя делать на природе?

2. Вводная беседа.

- Ребята, где мы с вами находимся?

- Вам здесь нравится?

- Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть с вами тоже это происходит?

- Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.

(Дети читают наизусть четверостишия.)

- Понравились вам отрывки из стихотворений?

- Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)

- А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)

- О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)

- А какое время года сейчас?

- Какой сейчас месяц, год и число?

- Какая погода стоит на дворе?

- Как выглядит лес 30 марта?

4. Изучение новой темы.

- А что такое лес?

- Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)

- Чем они отличаются друг от друга?

- Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

- На какие группы можно разделить растения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа. (1. Хвойные и лиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может встретиться ответ : высокие, средние и низкие растения. )

- Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потомучто они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.)

- Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.

- А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники,мхи, деревья, травы.

(Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)

- Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)

- Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)

- * К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.)

5. Практическая работа.

- Только ли растения живут в лесу?

- Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.

- Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя (или бригадира).

(Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)

6. Отчет по практической работе.

По сигналу учителя группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.

6. Подведение итогов экскурсии.

- Понравилась ли вам экскурсия?

- Какие открытия вы сделали сегодня?

- Как размещаются растения и животные в лесу?

- * Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?

- Как нужно относиться к растениям, животным и почему?

- Зачем нужен лес?

Приложение.

ЛЕСНЫЕ ЭТАЖИ И ВЛАДЕНИЯ

Мы знаем, что лес—это многоэтажный дом. И все этажи этого дома заняты птицами. Есть птицы, которые живут в подвальных этажах. Обычно их дом находится по берегам лесных рек. Они делают свои гнёзда в земле на обрывистом бе­регу реки. Так живут ласточки-береговушки.

На нижних этажах живёт соловей, козодой. Мы уже знаем, что соловей делает своё гнездо под кустом и прячет его. А козодой кладёт яйца прямо на земле и потом сидит на них, прикрывая их со­бой от врагов. Рябчик делает своё гнездо в виде глубокой ямки, а лесной конёк —под кустом или маленькой ёлочкой. На нижних этажах также жи­вут славки.

А вот свиристели—жители средних этажей. Они делают свои гнёзда в старых заболоченных лесах. В средних этажах делает своё большое гнез­до кедровка. А коршун —житель только высоких этажей. Ястреба можно назвать жителем чердач­ного этажа. Своё гнездо он делает на самом высоком дереве. Мы говорили сейчас об открыто гнездящихся птицах. Но и дуплогнёздники живут на разных этажах леса.

Ниже всех из дуплогнёздников живёт синичка-гаичка. Она делает своё гнездо недалеко от земли. Её «старшая сестра»—лазоревка—тоже живёт в нижних этажах, но может жить и в средних... А самая старшая—большая синица—предпо­читает средние и высокие этажи.

Горихвостка делает своё гнездо в дуплах, ко­торые находятся в самом низу среднего этажа, а мухоловка—на средних этажах и иногда на вы­соких. Пищуха живёт на средних этажах, а гнездо поползня можно увидеть и в средних этажах, и в нижних.

Почти все лесные птицы живут на определён­ных этажах. Конечно, в одном лесу всех лесных птиц никогда не увидишь. Одни птицы живут только в хвойных лесах, например корольки, кле­сты, чижи. Другие—в смешанных или листвен­ных. А есть среди птиц и такие, гнёзда которых ты никогда не увидишь в лесах средней полосы. Здесь нет гнёзд свиристелей и чечёток. Эти птицы при­летают к нам только зимой, а весной они улетают на север и там делают свой гнёзда. Но в любом ме­сте, в любом лесу птицы живут на определённом «этаже».

В лесах Москвы ранней весной можно встретить птиц: скворца, кукушку, дятла, зяблика и дрозда; зверей: белку, зайца, ежа, крота и лесную мышь; насекомых: мух, муравьев, бабочек, пауков; растения: гриб-сморчок, мох кукушкин лен и сфагнум, первоцвет мать-и-мачеху, копытень, волчье лыко (цветущее), ель обыкновенную, сосну, елку, дуб, березу, ясень, клен, липу, орешник, бересклет, жимолость.

mirznanii.com

Шпаргалка - Экскурсия лес, ярусы леса

Министерство образования РФ

Московский городской педагогический университет

Кафедра педагогики и психологии начального обучения

Практическая работа

по методике естествознания

для 2 — 3 класса

по теме:

«Экскурсия: лес, ярусы леса»

студентки 4 курса 2000 года, в/о, 1 группы

Артамохиной Александры Олеговны

Москва 2002 год

Цели экскурсии:

1. Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.

2. Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

3. Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование :

1. Блокноты и простые карандаши.

2. Маленькие грабельки и совок.

3. Нож.

Предварительная подготовка:

1. Выучить наизусть отрывки из стихотворений, приведенные ниже

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Юный лес в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

2. Разделить класс на 3 группы.

3. Приготовить задания для практической работы по группам.

Задание для 1 группы.

1) Какие растения относятся к первому ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

2) Пронаблюдайте за деревьями: какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под корой (попросите помощи у учителя).

3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на деревьях?

4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 2 группы.

1) Какие растения относятся ко второму ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

2) Пронаблюдайте за кустарниками: какие животные селятся среди их ветвей, под корой (попросите помощи у учителя), у корней.

3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на кустарниках?

4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 3 группы.

1) Какие растения относятся к третьему и четвертому ярусу?

Назовите и покажите эти растения .

Как их отличить друг от друга?

2) Пронаблюдайте за травами и мхами: какие животные селятся среди них (воспользуйтесь грабельками и совком)

3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на нижних ярусах?

4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Время проведения экскурсии: 30 марта 2002 года.

Ход экскурсии.

1.Организационный момент.

Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве.

Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.

— Как нужно вести себя на природе?

— Где вы можете ходить?

— Что можете делать?

— Чего нельзя делать на природе?

2. Вводная беседа.

— Ребята, где мы с вами находимся?

— Вам здесь нравится?

— Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть с вами тоже это происходит?

— Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.

(Дети читают наизусть четверостишия.)

— Понравились вам отрывки из стихотворений?

— Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)

— А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)

— О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)

— А какое время года сейчас?

— Какой сейчас месяц, год и число?

— Какая погода стоит на дворе?

— Как выглядит лес 30 марта?

4. Изучение новой темы.

— А что такое лес?

— Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)

— Чем они отличаются друг от друга?

— Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

— На какие группы можно разделить растения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа. (1. Хвойные и лиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может встретиться ответ : высокие, средние и низкие растения. )

— Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потомучто они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.)

— Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.

— А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы.

(Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)

— Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)

— Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)

— * К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.)

5. Практическая работа.

— Только ли растения живут в лесу?

— Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.

— Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя (или бригадира).

(Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)

6. Отчет по практической работе.

По сигналу учителя группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.

6. Подведение итогов экскурсии.

— Понравилась ли вам экскурсия?

— Какие открытия вы сделали сегодня?

— Как размещаются растения и животные в лесу?

— * Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?

— Как нужно относиться к растениям, животным и почему?

— Зачем нужен лес?

Приложение.

ЛЕСНЫЕ ЭТАЖИ И ВЛАДЕНИЯ

Мы знаем, что лес—это многоэтажный дом. И все этажи этого дома заняты птицами. Есть птицы, которые живут вподвальных этажах. Обычно их дом находится по берегам лесных рек. Они делают свои гнёзда в земле наобрывистом бе­регу реки. Так живутласточки-береговушки.

На нижних этажах живёт соловей,козодой. Мы уже знаем, что соловей делает своё гнездо под кустом и прячет его. А козодой кладёт яйца прямо на земле и потом сидит на них, прикрывая их со­бой от врагов. Рябчик делает своё гнездов виде глубокойямки, а лесной конёк —под кустом или маленькой ёлочкой. На нижних этажах также жи­вут славки.

А вот свиристели—жители средних этажей. Они делают свои гнёзда в старыхзаболоченных лесах. В средних этажах делает своё большое гнез­докедровка. А коршун —житель только высоких этажей. Ястреба можно назвать жителемчердач­ного этажа. Своё гнездо он делает на самом высоком дереве. Мы говорили сейчас об открыто гнездящихся птицах. Но и дуплогнёздники живут на разных этажах леса.

Ниже всех из дуплогнёздников живётсиничка-гаичка. Она делает своё гнездо недалеко от земли. Её «старшая сестра»—лазоревка—тоже живёт в нижних этажах, но может жить и в средних… А самая старшая—большая синица—предпо­читает средние и высокие этажи.

Горихвостка делает своё гнездо в дуплах, ко­торые находятся в самом низу среднего этажа, а мухоловка—на средних этажах и иногда на вы­соких. Пищуха живёт на средних этажах, а гнездо поползня можно увидеть и в средних этажах, и в нижних.

Почти все лесные птицы живут наопределён­ных этажах. Конечно, в одном лесу всех лесных птиц никогда не увидишь. Одни птицы живут только в хвойных лесах, например корольки, кле­сты, чижи. Другие—в смешанных или листвен­ных. А есть среди птиц и такие, гнёзда которых ты никогда не увидишь в лесах средней полосы. Здесь нет гнёзд свиристелей и чечёток. Эти птицы при­летают к нам только зимой, а весной они улетают на север и там делают свой гнёзда. Но влюбом ме­сте, в любом лесу птицы живут на определённом «этаже».

В лесах Москвы ранней весной можно встретить птиц: скворца, кукушку, дятла, зяблика и дрозда; зверей: белку, зайца, ежа, крота и лесную мышь; насекомых: мух, муравьев, бабочек, пауков; растения: гриб-сморчок, мох кукушкин лен и сфагнум, первоцвет мать-и-мачеху, копытень, волчье лыко (цветущее), ель обыкновенную, сосну, елку, дуб, березу, ясень, клен, липу, орешник, бересклет, жимолость.

При подготовке к экскурсии была использована литература :

1. Дмитриев Ю. Д. Необыкновенное путешествие в обыкновенный Лес. — М.: Русский язык, 1991.

2. Петров В. В. Растительный мир нащей Родины. – М.: Просвещение, 1981.

3. Сухарев Ю. Ф. Природоведение //Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). – Самарская область, г. Чапаевск, 1996.

www.ronl.ru

Конспект урока познание мира "Растения. Ярусы леса"

Урок "Познание мира" в 1 классе

Учитель: Дзюба Наталья Михайловна.

Город Усть – Каменогорск,

Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа № 26».

Тема: "Растения. Ярусы леса"

Цель: показать разнообразие растений, изучить сходство и различие групп растений.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с группами растений и их признаками;

  2. учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;

  3. воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.

1.Организационный момент:

- Ребята, отгадайте загадку:

Есть у меня зеленый друг, веселый друг, хороший.

Он нам протянет сотни рук, и тысячи ладошек. (Лес). Слайд 1.

- А кто из вас был в лесу?

- Какие растения вы знаете? К какой природе мы относим растения – живой или неживой? Почему? Работать будем в группах.

- А что нужно для жизни растений? Слайд 2.

НЕ случайно мы вспомнили о растениях, так как сегодня мы узнаем о них много нового. Ученые изучали растения и пришли к выводу, что не все растения похожи друг на друга, поэтому они разделили их на несколько групп. Слайд 3..

- А как вы думаете, по каким признакам ученые разделили группы растений?

- Что такое группа растений?

Обратимся к словарю. Слайд 4.

- Значит, для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений. Итак, первая группа.

Чтобы определить, какие растения относятся к этой группе, нам надо решить примеры. И если мы правильно решим, то узнаем, как называются растения этой группы. Слайд 5 – 6.

( Вместо каждого ответа на 6 слайде появляются буквы, название группы).

3 -2 = 3 + 2 = 5 (в)

4 -2 = 4 + 2 = 6 (ь)

5 -2 = 7 – 0 = 7 (я)

6 -2 =

1 - д, 2 – е, 3 – р, 4 – е, 5 – в, 6 – ь, 7 – я. Слайд 7.

Попробуйте отгадать, о каких деревьях идет речь? Слайд 8.

1). Высоконько стоит, далеконько глядит,

Станет старушкой, будет избушкой. (Сосна).

2). Я из бочки – крошки вылез, корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч, ни боюсь ни гроз, ни туч. (Дуб).

3). В колыбельке подвесной, летом житель спит лесной.

Осень пестрая придет, на зубок он попадет. (Орех).

4). У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

5). Русская красавица стоит на поляне.

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза).

- Как одним словом назвать эти растения? Какие бывают деревья? Как называются деревья, на которых растут листочки? А если на дереве иголочки? Деревья бывают хвойные и лиственные. Они составляют первый ярус в лесу и в саду. Потому, что им нужно много света и тепла.

Дерево могуче, дерево сильно,

Ведь в земле корнями оно закреплено.

Рассмотри подробнее его, не поленись:

Ствол дереву опора, убегает ввысь.

Ты потрогай твердую древесную кору –

Надежно защищает оно дерево в лесу. Слайд 9.

- Рассмотрите деревья. Какие у них стволы, сколько их? Назовите части дерева.

Вывод: у деревьев – ствол один.

«Физминутка» Слайд 10.

- Ну что же, вы внимательно и активно работали и прежде, чем перейти к следующему заданию, немного отдохнем.

- А теперь узнаем название 2 яруса. Ой, что случилось? Налетел ветер и рассыпал буквы. Давайте соберем слово.

У всех на столе ромашка с цифрами на каждом лепестке. На каждом лепестке буква. Нужно записать эти буквы по порядку и мы прочитаем название следующей группы растений. Слайд 11.

- Какие растения относятся к кустарникам?

- Отгадайте загадки:

1. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина).

2. Черных ягод пышный куст – хороши они на вкус. (Смородина)

3. Растет зеленый куст с белыми и розовыми душистыми цветами: дотронешься – поранит. (Шиповник). Слайд 12.

- Чем отличается дерево от кустарника? Сравните. Слайд 13.

- А теперь давайте узнаем, какие растения относятся к третьему ярусу. Чтобы узнать, как называются растения этой группы, нужно сложить пазл. Какая группа быстрее. Что получилось? Какие растения относятся к третьей группе?

Нужно дальше продвигаться, на другой этаж пробраться,

В мире трав побывать и о них многое узнать.

Отгадать загадки. Слайд 14.

1). Эй, звоночки, синий цвет, с языком, а звону нет. (Колокольчики).

2). Белые горошки, на зеленой ножке. (Ландыш).

3). Я шариком пушистым, белею в поле чистом,

А дунул ветерок, остался стебелек. (Одуванчик).

4). Пробивается росток, удивительный цветок.

Из – под снега вырастает, солнце глянет, расцветает. (Подснежник).

5). Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь.

Ярко – синий и пушистый, только жаль, что не душистый. (Василек).

- Корни у трав бывают разные. Это зависит от места, где они растут. Много в почве влаги, корни короткие, а мало влаги – длинные. Третий ярус радует нас своими цветами. На земле много лекарственных трав.

Обобщение знаний.

- Давайте подведем итог. Вы как настоящие ученые изучили признаки различных групп и видов растений. Давайте проанализируем и обобщим свои знания. Каждой группе картинка с растениями одного яруса и таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на статью учебника и полученные знания, заполнить её. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы.

1 группа – деревья, 2 группа – кустарники, 3 группа – травы.

Вывод: у дерева - ствол один, у кустарника - несколько стволиков, у трав - мягкие сочные стебли. Слайд 15.

Закрепление знаний.

Ученик: Лес не только для нашей забавы,

Он богатство огромной страны.

Все деревья в нем, кустарники, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

- Ну что же, теперь вы сами сможете различать растения разных групп. Давайте посмотрим, как у вас это получится.

- Проведем игру. Выберите лишнее растение и объясните, по каким признакам оно отличается.

1. Береза, малина, дуб, ель

2. Ромашка, роза, сосна, подорожник.

3. Смородина, сирень, георгин, крыжовник.

  1. Домашнее задание (слайд). Слайд 16.

  2. Итог урока. Релаксация.

- А теперь скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?

- Что было самым трудным?

- А что больше всего понравилось делать?

- Что помогало вам справиться с заданиями?

- Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали?

- К какой природе мы относим растения – живой или не живой? Почему?

Выставление оценок. Наш закончился урок – спасибо за внимание.

Будем рады новой встрече, всем вам до свидания!

kopilkaurokov.ru

Книга - Экскурсия лес, ярусы леса

Министерство образования РФ

Московский городской педагогический университет

Кафедра педагогики и психологии начального обучения

Практическая работа

по методике естествознания

для 2 — 3 класса

по теме:

«Экскурсия: лес, ярусы леса»

студентки 4 курса 2000 года, в/о, 1 группы

Артамохиной Александры Олеговны

Москва 2002 год

Цели экскурсии:

1. Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.

2. Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

3. Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование :

1. Блокноты и простые карандаши.

2. Маленькие грабельки и совок.

3. Нож.

Предварительная подготовка:

1. Выучить наизусть отрывки из стихотворений, приведенные ниже

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Юный лес в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

2. Разделить класс на 3 группы.

3. Приготовить задания для практической работы по группам.

Задание для 1 группы.

1) Какие растения относятся к первому ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

2) Пронаблюдайте за деревьями: какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под корой (попросите помощи у учителя).

3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на деревьях?

4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 2 группы.

1) Какие растения относятся ко второму ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

2) Пронаблюдайте за кустарниками: какие животные селятся среди их ветвей, под корой (попросите помощи у учителя), у корней.

3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на кустарниках?

4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 3 группы.

1) Какие растения относятся к третьему и четвертому ярусу?

Назовите и покажите эти растения .

Как их отличить друг от друга?

2) Пронаблюдайте за травами и мхами: какие животные селятся среди них (воспользуйтесь грабельками и совком)

3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на нижних ярусах?

4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Время проведения экскурсии: 30 марта 2002 года.

Ход экскурсии.

1.Организационный момент.

Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве.

Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.

— Как нужно вести себя на природе?

— Где вы можете ходить?

— Что можете делать?

— Чего нельзя делать на природе?

2. Вводная беседа.

— Ребята, где мы с вами находимся?

— Вам здесь нравится?

— Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть с вами тоже это происходит?

— Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.

(Дети читают наизусть четверостишия.)

— Понравились вам отрывки из стихотворений?

— Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)

— А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)

— О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)

— А какое время года сейчас?

— Какой сейчас месяц, год и число?

— Какая погода стоит на дворе?

— Как выглядит лес 30 марта?

4. Изучение новой темы.

— А что такое лес?

— Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)

— Чем они отличаются друг от друга?

— Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

— На какие группы можно разделить растения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа. (1. Хвойные и лиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может встретиться ответ : высокие, средние и низкие растения. )

— Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потомучто они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.)

— Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.

— А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы.

(Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)

— Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)

— Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)

— * К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.)

5. Практическая работа.

— Только ли растения живут в лесу?

— Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.

— Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя (или бригадира).

(Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)

6. Отчет по практической работе.

По сигналу учителя группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.

6. Подведение итогов экскурсии.

— Понравилась ли вам экскурсия?

— Какие открытия вы сделали сегодня?

— Как размещаются растения и животные в лесу?

— * Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?

— Как нужно относиться к растениям, животным и почему?

— Зачем нужен лес?

Приложение.

ЛЕСНЫЕ ЭТАЖИ И ВЛАДЕНИЯ

Мы знаем, что лес—это многоэтажный дом. И все этажи этого дома заняты птицами. Есть птицы, которые живут вподвальных этажах. Обычно их дом находится по берегам лесных рек. Они делают свои гнёзда в земле наобрывистом бе­регу реки. Так живутласточки-береговушки.

На нижних этажах живёт соловей,козодой. Мы уже знаем, что соловей делает своё гнездо под кустом и прячет его. А козодой кладёт яйца прямо на земле и потом сидит на них, прикрывая их со­бой от врагов. Рябчик делает своё гнездов виде глубокойямки, а лесной конёк —под кустом или маленькой ёлочкой. На нижних этажах также жи­вут славки.

А вот свиристели—жители средних этажей. Они делают свои гнёзда в старыхзаболоченных лесах. В средних этажах делает своё большое гнез­докедровка. А коршун —житель только высоких этажей. Ястреба можно назвать жителемчердач­ного этажа. Своё гнездо он делает на самом высоком дереве. Мы говорили сейчас об открыто гнездящихся птицах. Но и дуплогнёздники живут на разных этажах леса.

Ниже всех из дуплогнёздников живётсиничка-гаичка. Она делает своё гнездо недалеко от земли. Её «старшая сестра»—лазоревка—тоже живёт в нижних этажах, но может жить и в средних… А самая старшая—большая синица—предпо­читает средние и высокие этажи.

Горихвостка делает своё гнездо в дуплах, ко­торые находятся в самом низу среднего этажа, а мухоловка—на средних этажах и иногда на вы­соких. Пищуха живёт на средних этажах, а гнездо поползня можно увидеть и в средних этажах, и в нижних.

Почти все лесные птицы живут наопределён­ных этажах. Конечно, в одном лесу всех лесных птиц никогда не увидишь. Одни птицы живут только в хвойных лесах, например корольки, кле­сты, чижи. Другие—в смешанных или листвен­ных. А есть среди птиц и такие, гнёзда которых ты никогда не увидишь в лесах средней полосы. Здесь нет гнёзд свиристелей и чечёток. Эти птицы при­летают к нам только зимой, а весной они улетают на север и там делают свой гнёзда. Но влюбом ме­сте, в любом лесу птицы живут на определённом «этаже».

В лесах Москвы ранней весной можно встретить птиц: скворца, кукушку, дятла, зяблика и дрозда; зверей: белку, зайца, ежа, крота и лесную мышь; насекомых: мух, муравьев, бабочек, пауков; растения: гриб-сморчок, мох кукушкин лен и сфагнум, первоцвет мать-и-мачеху, копытень, волчье лыко (цветущее), ель обыкновенную, сосну, елку, дуб, березу, ясень, клен, липу, орешник, бересклет, жимолость.

При подготовке к экскурсии была использована литература :

1. Дмитриев Ю. Д. Необыкновенное путешествие в обыкновенный Лес. — М.: Русский язык, 1991.

2. Петров В. В. Растительный мир нащей Родины. – М.: Просвещение, 1981.

3. Сухарев Ю. Ф. Природоведение //Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). – Самарская область, г. Чапаевск, 1996.

www.ronl.ru

Экосистема леса (смешаного, хвойного, тропического, широколиственного): картинки, характеристика

Общие данные

Экосистема леса – это совокупность живых организмов, основной жизненной формой которой являются деревья. Леса занимают третью часть суши Земли, что составляет 38 млн.км2. Половина этой площади занято тропическими, остальное хвойными, смешанными, лиственными и широколиственными лесами.

По своей структуре экосистема леса делится на ярусы. Высота каждого яруса и состав живых организмов в нем, находится в зависимости от видового разнообразия растений его формирующих.

Главными в экосистеме в целом и в ее пищевой цепи, очевидно, являются растения — продуценты. Остальные звенья трофической цепи — потребители и разрушители экосистемы леса, играют в ней хотя и зависимую, но важную роль. И если «деятельность» потребителей во всех видах экосистем приблизительно одинакова, то «существование и работа» разрушителей различна в каждом виде.

Хвойный

ХвойныйЭкосистема хвойного леса формируется в холодных климатических условиях. Среднегодовая температура этой природной зоны от +50С до – 50С. Небольшой уровень осадков – до 200 мм. В основном они выпадают в виде снега. Зима долгая. Лето короткое. Но световой день длинный. Такой температурный и световой режим не дают влаге быстро испаряться с поверхности почвы, а это прекрасные условия для роста хвойных пород деревьев.

Распространены они в Северной Америке и Евразии. В южном полушарии такие леса не создают единого массива. В Южной Америке и в Австралии встречаются в основном в горах.

Еще одно название хвойного  леса – тайга. В ней множество видов растений, но деревья хвойных пород доминируют и занимают верхний ярус в экосистеме. Иголка, которая в этих породах заменяет лист, не опадает в зависимости от времени года. По ней легко скатывается снег. Она «укрыта» от морозов слоем смолы, а небольшая поверхность позволяет хорошо переносить холода и отдавать меньше влаги при испарении. Фотосинтез эти деревья не прекращают даже при температуре 00С.

В тропиках, на определенных видах почв, могут расти сосновые леса. Они имеют свой видовой состав.

ХвойныйОсновные виды такие: пихта, сосна, ель, тсуга и лиственница. Еще одной их отличительной чертой, кроме иголок вместо листьев, являются шишки. Наличие иголок вместо листьев еще не говорит о том, что все хвойные вечнозеленые. Есть породы деревьев, которые сезонно сбрасывают иголки.

Хвойные лесные экосистемы населяют мхи и лишайники, которые вместе с деревьями также относятся к продуцентам. Они не только участвуют в процессе фотосинтеза, но и являются питательной базой для следующего звена пищевой цепи – потребителей — животных.

Главными и вершиной трофической цепи этого вида леса являются хищники, в частности, кошачьи — тигр и рысь. Водятся волки, медведи, лисы и другие хищники. Травоядные млекопитающие в основном из семейства оленьих. Есть заяц, белка, куница, соболь, еж и древесный дикобраз, разные виды птиц.

«Работа» редуцентов или разрушителей в них зависит от плотности сомкнутости крон или полога. Есть леса темнохвойные и светлохвойные. Первые состоят из сортов теневыносливых деревьев, которые тесно сомкнуты, отчего плотность полога высокая. Это замедляет процессы переработки органических веществ и формирование гумуса. Почвы потому менее плодородны. В светлохвойных солнечный свет проникает к почве легче и процессы в ней идут быстрее.

Южнее хвойного располагается смешанный.

Смешанный

Смешанные лесаЭкосистема смешанного леса представляет собой смешение двух экосистем, обусловленное наличием в ней лиственных и хвойных пород. Так, экосистемы дополняют и укрепляют друг друга, а образовавшаяся в результате общая становится более устойчивой. Смешанным он считается тогда, когда к одному виду деревьев примешивается другой в объеме не менее 5%. Потому неслучайно, что такие леса располагаются между хвойными с севера и широколиственными с юга. В основном они встречаются в климатических зонах с теплым летом и холодной зимой. Со среднегодовым количеством осадков до 700 мм. Почвы их произрастания – дерново-подзолистые или бурые с большим количеством перегноя.

Природная зона этих лесов – умеренного пояса: южная часть Скандинавии, Восточно-Европейская и Западно-Сибирские равнины, Карпаты, Кавказ, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия. На Американском континенте – Аппалачи, регион Великих озер и Калифорния в Северной Америке, большая часть Южной Америки и Новая Зеландия.

Основными породами деревьев являются: ель, сосна, дуб, клен, липа, ясень и вяз. На Кавказе и Дальнем Востоке добавляются бук и пихта. В горных регионах – лиственница, а в Америке – секвойя. Растения, представляющие нижние ярусы также имеют широкое видовое разнообразие.

Богатый растительный мир смешанных лесов – это продуценты и автотрофы, то есть организмы, которые синтезируют с помощью солнечной энергии кислород и органические вещества из неорганических. Они — основа любой экосистемы, и смешанные леса не являются исключением.

Смешанные лесаСледующий этап в пищевой цепи принадлежит потребителям или консументам, организмам гетеротрофным. Их общая масса на порядок меньше растительной – зеленой, что является основным правилом жизнеспособности экосистемы. К ним относят: животных, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся, насекомые, грибы и бактерии. Он менее разнообразен. Это: грызуны — зайцы, белки, мыши; млекопитающие — олени, лоси, волки, лисы; пернатые – сова, дятел; насекомые – клещи, комары, пауки; простейшие – бактерии.

Замыкают пищевую цепь – могильщики — разрушители или редуценты: личинки насекомых, черви, микроорганизмы.

Особенностью пищевой цепи смешанного леса является устойчивость, за счет видового взаимного дополнения и, если необходимо, замены. При снижении популяции или исчезновении какого-либо вида продуцентов, он замещается количеством особей другого. Такое правило не работает в отношении насекомых. Они являются опылителями растений, а их личинки — редуцентами. Их исчезновение приведет к затуханию экосистемы.

Смешанные лесные экосистемы сменяют широколиственные.

Широколиственный

ШироколиственныйУ широколиственного леса экосистема характеризуется видовым разнообразием растений листопадных или летне-зеленых, то есть сбрасывающих листву в осенне-зимний период. Их листья имеют широкие листовые пластины. Произрастают такие леса во влажном и умеренно влажном климате с высокой температурой. Лето продолжительное. Зима – мягкая. Почвы они предпочитают серые, подзолистые, бурые или, даже, черноземы.  Ареалы распространения – Европа, Северная Америка, Восточная Азия, Новая Зеландия и юг Чили.

Основу леса и его верхние ярусы представляют: граб, липа, ясень, вяз, клен, бук, дуб и каштан. Ниже идут лещина, черемуха и бересклеты. «Первый этаж» у пролесника, сныти, зеленчука, медуницы и так далее. Все это продуценты.

ШироколиственныйПотребители – консументы, это такие млекопитающие, как: кабан, олень, лось, зубр, бобр, белка, еж, лисица, рысь, волк, тигр, скунс, енот и бурый медведь. Птицы: чиж, рябчик, соловей, синица, снегирь, глухарь, тетерев, сова, филин, аист, утка и другие. Рептилии, амфибии и рыбы также являются потребителями. Это уж, гадюка, медянка, лягушка, жаба, саламандра, сом, щука, карповые и лососевые.

Редуценты или могильщики широколиственного леса практически все те же, что и в других экосистемах – черви, личинки насекомых, микроорганизмы.

Экосистема широколиственного леса также устойчива и хорошо себя регулирует. Особенностью является период, когда деревья без листы. Процесс фотосинтеза останавливается. «Главная» роль переходит к редуцентам, которые должны максимально преобразовать органические соединения в неорганические.

На экваторе лиственные меняют тропические лесные экосистемы.

Тропический

ТропическийУ тропического леса экосистема сформировалась на основе теплого тропического, субтропического и экваториального климата. Они опоясывают Землю по экватору. Разнообразие флоры и фауны продиктовано исключительно количеством и распределением осадков по временам года. Есть леса влажного экваториального пояса и сухого тропического. Если влажность примерно одинакова в течение года, то они стоят вечнозеленые. Если нет, то зеленые только зимой.

Влажные тропические леса имеют очень разнообразную флору. Доминируют в ней деревья, которых может быть до 100 видов на га. Основные виды деревьев — это: диптерокарповые, бобовые, миртовые и пальмы. Из остальных видов растительности необходимо выделить папоротники, которые существуют на разных ярусах тропического леса. Всего таких ярусов три. Верхний достигает 55 метров в высоту, следующий до 30 и нижний до 20. Травы здесь могут достигать высоты 6 метров. Например: банан. Размывают границы ярусов такие растения, как лианы, эпифиты, бамбук, папоротник и так далее.

В сезонных листопадных лесах растут терминалии, далбергии, альбиции, бамбук, тиковое и эбеновое дерево, пальмы, лавр и сахарный тростник. Основными травами являются злаки. Иногда, для удержания влаги, растения покрыты колючками.

ТропическийВидовое разнообразие потребителей тропических превосходит любые другие леса. Многие виды животных большую часть времени проводят на деревьях. Самые известные – обезьяны, белки-летяги, ленивцы. Там живут и птицы – попугаи, дятлы, туканы, колибри и много других. Пресмыкающиеся также обитают в местах максимального «скопления» пищи, то есть на деревьях. Это – хамелеоны, змеи, гекконы, ягуаны, агамы и, даже земноводные лягушки, пытаются взобраться повыше. Исключительно наземных видов животных не много, но они очень крупные. Основные их виды: слон, носорог, бегемот, буйвол, жираф. Многообразны по внешнему виду беспозвоночные – муравьи, термиты, многоножки и бабочки.

Растения второго яруса, обычно столь плотно смыкают полог, что не пропускают солнечного света. Это отрицательно сказывается на «деятельности» разрушителей. В листопадных лесах редуценты, а это в основном грибы и термиты, которые также не могут переработать такой огромный объем органической массы. Потому тропические, при столь интенсивном «производстве» кислорода – около 55,5 Гт в год, «консервируют» в своем органическом веществе до 4,6 Гт углекислого газа.

Вывод

Общая для экосистемы леса характеристика может быть такой. Все они строятся на основе доминирования растительного мира над животным. Среди растений основную роль играет один или несколько видов деревьев. В зависимости от этого системы относят с одновидовым или смешанным. Экосистема любого вида имеет ярусы. От плотности смыкания крон деревьев зависит количество солнечного света и кислорода, проникающие в его нижние ярусы. Особенно, в слои населенные редуцентами – разрушителями. А это, в свою очередь, сказывается на количестве синтезируемой ими неорганической «пищи» для самих же деревьев. Экосистемы, в которых существует дисбаланс в пользу каких-либо живых организмов, недостаточно устойчивы и могут быть повреждены и уничтожены. Самыми устойчивыми являются лесные экосистемы со смешением видов и их взаимозаменяемостью.

Видео — Лесные экосистемы

ecology-of.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта