Растение стилизованное. Растения и стили: шпаргалка для начинающих ландшафтных дизайнеров

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок ИЗО по теме "Мир растений. Мастера украшений". 5-й класс. Растение стилизованное


Цветы модерна

При упоминании стиля модерн в памяти возникают причудливо изогнутые линии, отсутствие прямых углов и прихотливое сплетение стеблей, листьев, цветов и плодов, оживляемое насекомыми. Все это - характерные признаки флореального направления модерна, знакомого нам как ар-нуво. В основе стиля лежит отказ от традиционного парадного искусства и попытка привнести в быт красоту природы, новых форм и технологий производства, сделав любой предмет произведением искусства. Основатели стиля провозглашали единство человека и окружающей его среды, включая интерьер, архитектуру, искусство.

 

Стиль модерн, в отличие от прочих,  четко ограничен временными рамками: конец 1880-х – 1914 гг. Его отличительными чертами стали:

  • плавные, причудливо изогнутые линии (один из характерных росчерков которых называется «удар бича») и изогнутые поверхности,
  • приглушенные, приближенные к природным цвета: голубой, белый, бежевый, оливковый, серебристо-серый, бледно-фиолетовый;
  • неяркое, притушенное светильниками из цветного стекла и витражами освещение;
  • использование натуральных материалов и их сочетаний: стекло, камень, керамика, древесина, металл, ткани;
  • основная тема декора  - природа: пейзажи, растительные и цветочные узоры, насекомые и птицы. 

 

Ваза с изображением пейзажа с озером. Э. Галле 1904-06 гг. Франция, Нанси, Место хранения: Главный штаб Эрмитажа, С-ПетербургВаза с орхидеями. Ок.1900 г. Братья Дом. Франция, Нанси. Место хранения: Главный штаб Эрмитажа, С-Петербург

В эпоху модерна особую роль отводят символизму.  Каждый рисунок - не только изображение, но и мысль художника, выраженная посредством символов, цветовой гаммы и композиции. Изображения цветов и растений несут свою смысловую нагрузку: орхидея символизирует великолепие, роскошь и любовь, папоротник - тишину и покой, роза - красоту жизни, лилия - чистоту и непорочность, гортензия - скромность и искренность, ирис - свет и надежду, клематис - нежность, чертополох - мужество и стойкость. Бутон, как символ зарождения жизни, становится одним из самых распространенных элементов  рисунка в модерне.

 

Цветы и ветка черники в стакане. Россия. Фаберже

Часто встречается изображение мака, обозначающее переход между сном и явью, жизнью и смертью. Предпочтение отдается отдельным цветам, а не букетам, столь популярным в предшествующие века. Возникает мода на изделия, имитирующие цветок в стакане с водой.

 

Особую популярность приобретает орнамент благодаря вполне узнаваемому, но условному изображению растений. Стилизованные водные растения с узкими длинными стеблями и листьями – лилии, кувшинки, тростник – позволяют создать настроение спокойного течения жизни. Изгибы контуров подчеркивают динамику – рост и движение растений. Причудливые очертания цветка, контрастирующие с линейностью листьев и стеблей, подчеркивают их красоту и роскошь - ирисы, орхидеи, цикламены, хризантемы, розы и др. Ирис становится эмблемой модерна.  Часто используют изображения лесных цветов - ландышей, купавки, одуванчиков, чертополоха, васильков, акцентируя внимание на очаровании простоты и обыденности.

 

Отделка потолка в особняке Рябушинского. Архитектор ШехтельОтделка потолка в особняке Рябушинского. Архитектор Шехтель
Образец декоративной ткани Образец декоративной ткани

Эталоном ар-нуво стал рисунок Германа Обриста (1895 г.),  где изображен цикламен с витиевато изогнутым стеблем. Характерный контур изгиба даже получил собственное название – «удар бича» - и в дальнейшем активно использовался художниками.

 

Гобелен

 

Флореальное направление модерна – ар-нуво – сформировалось во Франции, главными его центрами стали Париж и Нанси. Париж лидировал в архитектуре, Нанси - в декоративно-прикладном искусстве (особенно в мебельном и стекольном производстве). По канонам стиля, искусство должно окружать человека всегда и повсюду, каждый предмет должен быть при этом уникален. Этим заповедям следовали мастера ар-нуво, положившие начало распространению нового стиля.

 

Одним из таких мастеров был знаменитый архитектор Эмиль Гимар. До сих пор парижане и туристы любуются изысканностью и лаконичностью оформления входов парижского метро, созданных по его проектам. Он сумел придать металлическим конструкциям форму живых растений. Такие работы, «оживленные»  природной формой, называют органогенными.

 

Оформление входа в парижское метро. Архитектор Э.Гимар

 

Дома, построенные по проектам Гимара в Париже и Шехтеля в России, могут служить примерами архитектуры ар-нуво. Огромную роль в пропаганде стиля сыграли международные парижские выставки, пользовавшиеся огромной популярностью и авторитетом. Количество посетителей парижских выставок доходило до 51 млн. человек. Один из домов Гимара – отель Беранже – стал объектом экспозиции международной парижской выставки 1898 г.

 

Вход в отель Беранже. Париж. Арх.ГимарФрагмент фасада особняка Беранже. Париж. Арх. Гимар
Рисунок А. Мухи

А выставочный павильон Боснии и Герцеговины в 1900 г. оформил другой мэтр ар-нуво – Альфонс Муха, чьи театральные афиши с женскими фигурами в струящихся одеждах и цветочными орнаментами стали каноном стиля.

 

Целью модерна является создание удобной и красивой среды обитания. Именно поэтому в моду входит комплексное оформление зданий в едином стиле  - от крыши до последнего гвоздя. Архитектор проектирует здание «изнутри наружу», сначала формируя внутренние помещения и лишь потом переходя к оформлению фасада здания, становившегося зачастую асимметричным.

 

Архитектура и интерьер взаимосвязаны и объединены общим стилевым выражением. Одна из характерных примет зданий в стиле модерн – мозаичные панно из керамики. Таким образом часто оформляют фризы домов. Единый стиль оформления интерьеров приводит к созданию уникальных ансамблей, включающих потолки, светильники, стенные панели, мебельные гарнитуры и паркет.

 

Асимметричный фасад особняка Рябушинского. Архитектор Шехтель
Фриз особняка Рябушинского с изображением орхидей. Архитектор Шехтель
Фриз особняка Рябушинского с изображением орхидей. Архитектор ШехтельПрихожая особняка Рябушинского. Витраж в особняке Рябушинского. Архитектор Шехтель
Прихожая особняка Рябушинского. Архитектор ШехтельЕдиное оформление стен, камина и дверей в гостиной особняка Дерожинской. Архитектор Шехтель

В ряде случаев художники, создавая гармоничную среду обитания, целиком разрабатывают не только интерьер, но даже и домашние одежды хозяев. На этой волне появляются корифеи, которым было подвластно все: от собора Саграда Фамилия до орнамента скамейки, от дворца до оконного шпингалета в нем.

 

Для мебели этого периода характерно большое количество разнообразных площадок -  полок, столиков и этажерок - для размещения декоративных элементов.  Но максимальное выражение модерн нашел в декоративно-прикладном искусстве. Идея роста и развития – ключевая в философии модерна – делает растения наиболее удобным и выразительным мотивом для декора. Модерн не стремится к объемности изображения, отдавая предпочтение причудливым плоским узорам, чему способствует принятая условность изображения растений.

 

Образцы орнаментов и этюды растений. Верней М.П.

Одним из самых популярных элементов декора становится стекло. На этом поприще преуспели и стали знамениты француз Эмиль Галле и американец Луис Комфорт Тиффани. Витражная техника Тиффани приобрела особую популярность. Технология соединения кусочков цветного стекла с помощью медной фольги позволила создавать яркие изысканные изделия. В ювелирном искусстве этого периода неизгладимый след оставили уникальные произведения Лалика и Фаберже. Пасхальные яйца Фаберже «Клевер» и «Ландыши», которые неизменно вызывают восторг зрителей, - яркий пример флореального направления модерна. Вся поверхность яйца «Клевер» представляет собой сплошной орнамент  из листьев клевера.

 

Лампа ТиффаниПасхальное яйцо Фаберже

Эмиль Галле (1846-1904) стоял у истоков ар-нуво. Профессиональное образование дизайнера он дополнил глубоким знанием философии и поэзии символизма, ботаники и биологии. Позже эти знания воплотятся в его работах деталями изображения растений  и философским осмыслением природы. Знание поэзии символизма позволит ему не только тонко чувствовать, но и вплетать строки любимых поэтов  - Ш. Бодлера, С. Маларме, П. Верлена, Ф.Вийона - в свои изделия, принесшие ему известность как автору «говорящего стекла».

 

На вершину славы Галле вознесли его вазы из многослойного стекла. На парижской международной  выставке 1898 г. его работы были отмечены золотой медалью выставки, а их автор - орденом Почетного легиона.

 

В рисунках и орнаментах его работ часто встречаются изображения зонтичных, дикой орхидеи, левкоев, вьюнков, листьев рябины и смородины, а также восточные мотивы с сосновыми ветками и шишками, сакурой, птицами и рыбами.

 

В вазах Галле бывает от 2 до 5 слоев цветного стекла (чаще три), создающих разные оттенки. Многослойная заготовка подвергалась травлению, в результате чего появлялся объемный полупрозрачный рисунок, как на камеях, который доводили до совершенства с помощью гравировки. Эта техника «камейного стекла», прославившая Галле, была разработана на основе древней китайской технологии многослойного резного стекла. Вазы Галле всегда тяжелые, со шлифованным диском на дне, позволяющим увидеть многослойную структуру изделия. Работы Галле полны романтических пейзажей и орнаментов из цветов, фруктов, трав и насекомых, создающих вместе неповторимый рисунок, в который органично вплетена подпись автора.

 

Ваза с дикими орхидеями. Э.ГаллеВаза с папоротником. Ок.1904 г. Э.Галле
Вазы с пейзажем. Э.Галле. Место хранения: Главный штаб Эрмитажа, С-Петербург

 

К 1900 г. Эмиль Галле достиг пика славы. Ни один уважающий себя дом, независимо от уровня достатка, не мог обойтись без его изделий. Продукцию своей фабрики Галле подразделял на три категории: серийная, выпускавшаяся промышленным тиражом, малосерийная или «полуроскошная» (demi-rich), как ее называли, выпускавшаяся малыми партиями, и эксклюзивная (Pieces uniques – уникальная продукция) или «роскошная», изготовленная собственноручно самим  Галле в единственном экземпляре, как, например,  ваза с драконом. 

 

Первая румынская королева Елизавета была поклонницей и покровительницей Галле, открывшего филиал своей фабрики в Румынии. Уникальные вазы, подаренные лично автором, (такие как «Эдельвейс», «Медовый кубок»,  «Райская муза», «Лунный свет») положили начало коллекции королевского дома Румынии.

 

Прекрасная коллекция работ Галле хранится в Главном штабе петербургского Эрмитажа. Николай II и Александра Федоровна тоже были увлечены творчеством Галле в 1896-1900 гг. Покои императрицы были украшены его изделиями. Известно, что она специально подбирала свой письменный стол для размещения на нем вазы с клематисом, а Николаю II в подарок от Лотарингии были подарены парные вазы с розовыми орхидеями. Некоторые изделия Галле по распоряжению Александры Федоровны были оправлены Фаберже в серебро.

 

Экспонировавшиеся  на Всемирной парижской выставке 1900 г. вазы Галле, были приобретены бароном А.Л. Штиглицем, коллекция которого после революции преумножила сокровища Эрмитажа.

 

 Ваза с драконом. 1890-е. Э.ГаллеЛампа Э.Галле

Электричество, бывшее новинкой в конце XIX в., дало толчок новым работам Галле – первым стеклянным абажурам и подставкам для ламп. Выполненные в технике маркетри или камео, подсвеченные изнутри и дававшие приглушенный свет, они произвели фурор на рынке. Множество моделей настольных ламп было создано Галле совместно с Луи Мажорелем, который изготавливал художественные каркасы для стекла.

 

В 1901 г. по инициативе Галле был создан Провинциальный альянс художественной промышленности (Alliance Provinciale des Industries d’Art), который объединил мелкие местные мастерские, выпускавшие изделия декоративно-прикладного искусства, и дал толчок развитию художественной промышленности целого края.

 

Мебель Нанси. Место хранения: Музей декоративного искусства. Париж

 

Позже за Альянсом закрепится название Школа Нанси (L’Ecole de Nancy), по названию художественной школы дизайна, созданной в Альянсе и просуществовавшей более 10 лет. Со временем название «Школа Нанси» стало ассоциироваться с центром производства изделий ар-нуво. Эмблемой Школы стал лотарингский крест и чертополох, символизирующий стойкость.

 

Огромное разнообразие художественных работ высокого класса, выполненных членами Альянса, снискало славу Школе на международных выставках и признание публики в Германии, Великобритании, Бельгии, Италии, Америке и России.

 

Успех Галле был заразителен. Его примеру последовали входившие в Альянс братья Дом, стекольная фабрика которых «Daum Freres & Cie. Verreries de Nancy» процветает до сих пор. С 1889 г. они начали промышленный выпуск ваз с растительным рисунком. Их изделия отличаются более натуралистичным изображением. Перечень приемов обработки был практически таким же, как у Галле, массовой продукции не доставало лишь изысканности оттенков и переливов цвета. Из всего ассортимента их продукции особой популярностью пользовались вазы камейного стекла и лампы.

 

Ваза фабрики братьев Дом. Место хранения: Главный штаб Эрмитажа, С-ПетербургВазы фабрики братьев Дом. Место хранения: Главный штаб Эрмитажа, С-Петербург

Добившись популярности с помощью камейного стекла, Галле не мог остаться в стороне от создания мебели. Из-за сложности обработки она создавалась только как уникальная или «полуроскошная», согласно градации самого Галле. Мебель делали из розового дерева, дуба, клена, ореха, фруктовых пород – яблони, груши. Мэтр отдавал предпочтение местным породам деревьев, растущим в Лотарингии. Рельефная инкрустация разными породами дерева и обязательная ручная обработка деталей отличали его изделия. Для декорирования Галле использовал природные мотивы, бабочек и стрекоз. По его мнению, «Декор современной мебели, тесно  связанный с природой, не может оставаться бесчувственным к благородству естественных форм».

 

Помимо инкрустаций, в его работах появляется множество резных элементов. Форма становится зачастую асимметричной, а ножки предметов впервые приобретают форму стрекоз или лягушачьих ножек или декорируются растительным орнаментом.

 

Стол наборной работы с ножками в виде стрекоз. Ок.1900г. Э.Галле. Место хранения: Главный штаб Эрмитажа, С-Петербург

 

1909 г. стал последним годом, когда работы членов Школы Нанси выставлялись вместе. Ар-нуво с его утонченными дорогостоящими изделиями, стремившимися к эксклюзивности, уступал место более экономически оправданному стилю ар-деко с массовым производством дешевых художественных изделий.

 

В 1964 г. был открыт Музей Школы Нанси. Большая часть экспонатов музея – это образцы уникальной мебели, витражи и стекло в стиле ар-нуво. Сад музея украшает дубовая дверь мастерской Галле, сделанная в 1897 г. краснодеревщиком Эженом Валленом. Ее украшают вырезанные листья каштана и девиз Эмиля Галле «Мои корни глубоко в лесу», отражавший все его творчество.

 

В конце 1990-х гг Школа возобновила свое существование, а 1999 г. был объявлен годом Школы Нанси. В 2013 г. в Большом дворце музея-заповедника Царицыно прошла выставка «Эмиль Галле. Стеклянная рапсодия», где можно было познакомиться с творчеством Галле.

 

Со временем флореальное направление модерна, несущее идеи обновления и красоты в повседневную жизнь, начало ассоциироваться с модерном в целом. Стилизованное изображение цветов и причудливо изогнутые линии каждый раз возвращают нас в эпоху серебряного века, даря нам радость общения с природой и искусством.

 

Фото: Татьяна Чечеватова, Татьяна Зайкис

www.greeninfo.ru

Урок ИЗО по теме "Мир растений. Мастера украшений". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

"Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить".Роджер Левин

На уроке "Мир растений Мастера украшений", учащиеся представят сложный творческий процесс создания новых образов, модулей узоров и самостоятельно придумают элемент орнамента. В будущих декоративных композициях эти навыки им очень пригодятся. Предлагаю примерный сценарий урока, который с учетом специфики класса можно изменять и презентацию в сокращенном варианте, которую нужно по усмотрению учителя дополнить коллекцией цветов и стилизованных рисунков.

Этот урок должен стать стимулом в дизайнерской работе, поэтому объяснение надо строить так, чтобы дети своими ответами "помогали рисовать", а учитель с ними постоянно советовался. Рассказ сопровождать презентацией, а выполнение задания непременно продемонстрировать.

Для разнообразия предлагаю, использовать на уроке не акварель, а цветную бумагу. При помощи аппликации учащиеся быстро и качественно выполнят практическое задание - стилизованный цветок. Освободится дополнительное время для анализа выставки рисунков. Можно предложить дома выполнить стилизованный цветок акварелью, а на следующем уроке - создать акварелью ассиметричную композицию узора, стилизуя этот же цветок. Или из цветной бумаги вырезать несколько модулей и составить орнамент в круге, квадрате, треугольнике.

5 КЛАСС

Вид занятия:

декоративно-прикладная деятельность.

Тема урока: "Мир растений Мастера украшений".

Цель урока:

формирование навыков в области декоративного рисования.

Задачи урока:

создать условия для:

  • расширения представлений о стилизации различных предметных форм;
  • формирования навыка точно подмечать характерные особенности и пропорции объекта стилизации;
  • развития умения согласовывать детали в форме и обобщение силуэтов рисунка;
  • обучения навыков использования линии, силуэта, пропорции, формы, как средства художественной выразительности стилизации;
  • расширения познаний учащихся области цветоведения;
  • развития вариативности мышления: творческого мышления и возможности его реализации, при выборе композиции стилизации растений;
  • воспитания у школьников художественного вкуса, желание фантазировать;
  • воспитания аккуратности в выполнении работы, стремления вести работу рационально, последовательно, умения доводить работу до конца.
  • Новые термины и понятия: стилизация, модуль, цветовой контраст.

Зрительный ряд: репродукции; наглядно-дидактические пособия.

Ооборудование для учителя: наглядный материал (цветовой круг, примеры стилизации, репродукции предметов народных промыслов), цветная бумага, ножницы, СМАРТ доска.

Ооборудование для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей.

Ход урока

1. Организационная часть урока.

Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Группа детей на перемене создает натюрморты "Предметы быта народного творчества". Материал для постановок - творческие работы старшеклассников: изготовленные и расписанные на уроках ИЗО, предметы народных промыслов. На доске учитель и дети размещают плакаты с изображением Матрешек, городецкой, жестовской, гжельской посудой, рисунки учащихся школы из методического фонда: эскизы росписи предметов быта, узоры народных промыслов. Возможны варианты.

Приложение 1.

Приложение 2.

2. Основная часть урока.

- Что объединяет эти предметы, что у них общего?

- Все предметы быта украшены узорами, которые составлены из цветов, год, листьев, травы.

- В начальных классах мы сочиняли узоры из цветов Хохломы, Гжели, Полховского - Майдана. С "Мастером украшения", увидели какое многообразие цветов, сочинили народные умельцы, учились графически грамотно писать их. А как художники придумывали формы цветов, листьев, ягод? Кто или что их вдохновляло.

Слад №2. Рекомендую добавить аналогичных слайдов и посмотреть их под музыку. Это создаст особую эмоциональную атмосферу и обогатит визуальный образ учащихся.

- Что послужило мотивом для узоров, у кого художники срисовывают эти замечательные цветы, листья, ягоды?

- У природы.

Сообщение задачи урока: Изучение законов стилизации различных растительных форм и создание стилизованного изображения цветка, выбранного по желанию.

- "Отгадай цветок!" Слайд № 3

- Подсолнух.

- Как изобразил растение художник: точно следуя натуре по правилам перспективы с проработкой по тону и цвету. Такими, как мы их видим в жизни или гораздо проще?

- Упрощенно, с сохранением особенностей формы цветка и листа.

- Художники говорят обычно в этом случае: изображены стилизованно.

Беседа о стилизации растений и цветов.

Стилизация - это упрощение и обобщение формы с помощью условных символов. Объект стилизации затем станет мотивом узора. Характерная особенность стилизованного рисунка - лаконизм. Чем интересна стилизация, так это тем, что вы можете образно передать "портрет" растения, как бы пропустить рисунок через призму собственных ощущений и придать ему черты лаконичности, поэтичности и неповторимости. Слайд № 4. Стилизованный рисунок - это плод игры воображения художника.

- Вы хотите постичь искусство стилизации? Проследим за этим процессом. Что характерно для процесса стилизации? Какие выразительные средства использует художник? Слайд5

Слайд 6. Все начинается с выбора объекта изображения. Представьте самый любимый хорошо знакомый цветок: подсолнух, ромашку, тюльпан, колокольчик, розу, что хотите. Изучите растение, прочувствуйте его характерную форму - чем это растение отличается от других. Выделите его основные, характерные черты, выполните линейный набросок, используя небольшие художественные средства, чтобы воображение зрителя само "дорисовало" растение. Дальше идет дизайн: обработка придуманного силуэта, выбор красивой формы, украшение. Слайды 7-9

Очень долгое объяснение утомляет детей. Предлагаю выполнить небольшое упражнение: вырезать без подготовительного наброска из черной бумаги силуэт любого цветка. Можно заранее учителю подготовить силуэты, а дети их быстро вырежут. Затем провести игру "Отгадай цветок". Слайды 10-12 тоже можно использовать для игры.

В заключении вместе приходим к выводу: одни и те же цветы можно очень по-разному стилизовать. При этом надо помнить, в любом случае, какой бы стилизованный рисунок у вас бы не получился, желательно, чтобы растение было узнаваемо.

- Как художники используют цвет в стилизованных рисунках?

Обратить внимание на выставку рисунков, таблицы, натюрморты.

- Очень необычно, неожиданно, условно.

- Выбор цветовой гаммы изображения, как правило, ориентирован на цвет и фактуру предмета, который надо украсить. Необходимо учитывать гармоничное красивое сочетание цвета элементов узора и цвета предмета. Слайд13

Практическая работа.

1. Стилизованный цветок предлагаю выполнить из цветной бумаги.

2. Так как цвет в этой работе будет лаконичным, надо подобрать два красиво сочетающихся листа цветной бумаги. Дети делают это самостоятельно, опираясь на свой опыт.

3. После того как материалы подготовлены, работа спланирована, учитель должен показать как выполняется задание.

Учитель берет лист белой бумаги ФА4, складывает пополам и без намеченного рисунка очень быстро вырезает цветок. Получившийся модуль разворачивает, показывает, затем снова складывает и вырезает еще элементы - украшает самым простым способом цветок. Результат прикладывает к магнитной доске. Школьники обычно с интересом берутся после этого за эту работу.

4. Все этапы практической работы учитель комментирует и рисует на доске.

  • Сложить лист цветной бумаги вдоль пополам.
  • Наметить линейный рисунок - цветок и листок.
  • Уточнить изображение - усложнение формы, детализация.

Учителю надо индивидуально проследить за этим этапом, если необходимо оказать помощь. Напомнить, о важности силуэта в стилизации формы.

  • Приклеить вырезанный стилизованный цветок на заранее подготовленный лист. Вырезанный, ажурный рисунок приклеить не просто. Посоветуйте клей наносить точечно или по контуру. Лист, который станет фоном, сложить вдоль пополам, чтобы потом при склеивании совместить центры. Следить за аккуратным выполнением этого этапа.
  • Украсить цветок - дизайн растения. Учителю необходимо обратить внимание, что симметричный силуэт естественно требует симметричного украшения. Обратитесь к детям, чтобы они сами нашли решение, как быстро вырезать несколько одинаковых элементов украшения? Сложить несколько раз бумагу и вырезать сразу несколько элементов.

Очень часто дети неэкономно растрачивают цветную бумагу. Поэтому надо следить не только за ее рациональным использованием, но и обратить внимание на обрезки, которые порой могут стать готовыми деталями украшения.

По мере выполнения работы дети вывешивают их на магнитной доске. В каждом классе есть ученики, которые в силу своего характера выполняют рисунки медленно. Предложите школьникам, которые уже выполнили работу, помочь вырезать детали украшения цветов или наоборот наклеивать их. Учитель должен следить за процессом выполнения задания и организовать одновременное завершение работы. Чтобы все ученики к этапу подведения итогов, представили свои аппликации на выставке.

Подведение итогов урока. Выставка.

Вопросы для обсуждения.

1. Какие цветы стали образами для стилизации?

2. Какие цветовые сочетания Вам понравились особенно? Какие из них построены на контрасте, какие на сближенных цветах? Какое сочетание цвета более гармонично? Какое вызывает неприятное ощущение для глаз?

3. Как можно использовать навыки, полученные на уроке?

4. Какие работы понравились особенно и почему?

5. Дайте рецензию работе одноклассника.

6. Заключительное слово учителя. Все работы получились интересными индивидуальными, все научились самостоятельно сочинять элементы узоров. Подчеркнуть красоту симметричного узора, удачное сочетание цвета, эффект цветового контраста. Отметить, что многие художники любят рисовать цветы, каждый в них находит, что- то свое, особенное. Предложить просмотреть исследовательскую презентацию школьников "Цветы в изображении художников" Презентация 2. Обратить внимание на то, что каждый придуманный детьми стилизованный цветок, может стать в будущем основой - модулем в любом узоре. Модуль - составная часть орнамента.

Используя программу СМАРТ, учитель демонстрирует, как использовать модуль при создании орнамента. Если такой возможности нет, вырежьте несколько одинаковых модулей и составить орнамент на магнитной доске. Берем любой рисунок в качестве модуля, располагаем его во все стороны, как только можем и получаем замечательные орнаменты.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

шпаргалка для начинающих ландшафтных дизайнеров

 

Если вы планируете интересно оформить садовый участок, одно из лучших решений — придерживаться определённого стиля. Стиль сада — это его смысловой образ, концепция, лейтмотив. У него свои каноны и атрибуты, и в нём, как говорится, всё уже подобрано, причем грамотно и со вкусом. Таких стилей много (а вовсе не три, как принято считать). И каждый предусматривает широкие возможности и разнообразие вариантов исполнения.

ландшаный дизайн,стили.

Ну а коль скоро речь идёт о саде, то первую скрипку в нём играют растения. Они-то и делают сад садом. Поэтому стиль прежде всего определяется ими, а уже потом архитектурными формами. У каждого — свои цветы, кустарники и деревья. Конечно, многие из них универсальны и подходят ко многим стилям сразу. Но дело даже не в выборе конкретных видов и сортов, а в их сочетании. Нужная комбинация растений — это и есть главный секрет создания садового стиля.

Поэтому сегодня я предлагаю вам свой «навигатор» по самым эффектным стилям и соответствующим им растениям.

 

Альпийский сад

ландшанй дизайн, стили

Этот сад похож на альпийскую горку, он воспроизводит горный пейзаж. Его особенность — применение большого количества природного камня. Такой сад, как правило, отличается неровным рельефом или находится на склоне. Если участок ровный, рельеф создаётся искусственно. Большинство насаждений в альпийском саду невысокие, предпочтение отдаётся хвойным растениям.

 

Многолетники и цветы:

папоротники, полынь, хосты, алиссумы, армерия, мыльнянка, огненная гвоздика, злаки, очитки, шиловидный флокс, альпийские астры, альпийский мак, колокольчик карпатский, львиный зев, книффофия, крокосмия, люпины, астильбы, тимьян, камнеломка, живучка ползучая, лилии, рудбекии, эхинацея, циннии, а также многолетние астры, бархатцы, флоксы, виолы, маргаритки, ремонтантная земляника, балконная календула.

ландшафтный дизайн,стили Кустарники: почвопокровные и плетистые розы, вереск, жимолость, калина бульденеж, сирень, чубушник, барбарис, гортензии, все садовые ягодные кустарники, спиреи, японская айва.

Лианы: девичий виноград и клематисы.

Деревья: все хвойные, в основном невысокие: сосна горная, пирамидальные и стелющиеся можжевельники, ель канадская Коника, туя. Подойдут одиночные посадки плодовых культур, в том числе стелющиеся формы яблони.

ландшафный дизайн, стили

 

Английский стиль

 

Здесь создаётся впечатление старинной английской усадьбы с тем самым газоном, который подстригался в течение 300 лет. Элегантность с элементами классики, но без регулярности и симметрии. Можно сказать, пейзажная классика. Сад в английском стиле не пестрит яркими красками, первую скрипку в нем играют листва и травы.

ландшафный дизайн, стили Многолетники и цветы: папоротники, хосты, роджерсия, аквилегия (водосбор), бадан, дельфиниум, наперстянка, луки (аллиумы), в том числе гигантский, ревень, флоксы, полынь.

ландшафный дизайн, стили Для оформления водоёмов — рогоз, осоки, тростники, купальница, калужница, незабудки, сибирские ирисы.

Кустарники: розы, бересклет, дерен, сирень, чубушник, лещина.

Деревья: берёза, дуб, каштан, лиственница, рябина (дикорастущая или десертная).

 

Арт-повери

Это слово переводится примерно как «нарочитая, артистическая бедность». Сад оформляют так, чтобы он выглядел артистично, свободно, без рамок и канонов, но чтобы кое-где за нарочитой простотой проглядывала изысканность. Как будто бы хозяин сада и есть законодатель садовой моды. Арт-повери — в какой-то степени богемный стиль.

ландшафный дизайн, стили Многолетники и цветы: шток-роза, папоротники, сальвия, ирисы бородатые большими группами, различные виды гераней, злаки, осоки, хосты, роджерсия, книффофия, канны, полынь, бузульник, молочай, лилии, наперстянка, вероника и самые обычные бархатцы, манжетка и настурция.

Кустарники: спирея, гортензия, плетистые розы, барбарис Тунберга, форзиции, рододендроны, снежноягодники.

ландшафный дизайн, стили

Лианы: актинидия, лимонник, девичий виноград, клематисы и жимолость каприфоль.

Деревья: ель голубая и серебристая, туя, сосна чёрная или сосна Веймутова, колоновидный можжевельник, каштан, клён, колоновидная яблоня, плакучая береза или ива.

 

Арт энд Крафт

Сад рукоделия и искусства. Очень многим он давно интуитивно нравится и поэтому прижился на дачных участках, хотя хозяева порой и не знают, что это и есть Арт энд Крафт. Здесь преобладает ручная работа, садовые фигурки-персонажи, различные миниатюры и композиции. Много ярких растений и «стильных штучек». В результате сад в этом стиле воспринимается как «тёплый» и домашний.

ландшафный дизайн, стили

Цветы и многолетники: дельфиниум, бархатцы, виолы, георгины, календула, львиный зев,«альпийцы», гортензия, колокольчики, герань, манжетка, мальва, нивяник, подсолнечник, агератумы, салаты, космеи, сальвия, флоксы, однолетние астры, лён, гладиолусы, матрикария, душистый табак, пиретрумы, петунии, люпины, лаватера и, конечно, любые луковичные.

Кустарники: сирень, шиповник, розы, жимолость, штамбовая (сформированная в виде деревца) смородина, калина бульденеж, калина обыкновенная, чубушник, снежноягодник, миндаль трёхлопастный.

ландшаный дизайн, стили Деревья: рябина, ель голубая, ива или берёза плакучая, искусственно сформированные деревья: вяз, берёза, дуб, липа, клён, ольха, каштан, тополь, а также все плодовые и хвойные.

 

Архитектурный стиль

Несмотря на название, архитектурный стиль — очень «растительный». Он словно интерпретирует архитектуру, изображает ее языком ландшафта. То есть здесь обыгрываются формы и образы разных сооружений и конструкций. Стиль как будто говорит нам, что у всего, что бы ни создавал человек, так или иначе были прототипы в живой природе. А самих МАФов (малых архитектурных форм) в нем не больше, чем в других.

ландшафный дизайн, стили Многолетники и цветы: астильба, бруннера, бузульник, зверобой, злаки, лилейники, молочай, папоротники, ревень, роджерсия, тростники, рудбекия, эхинацея, дицентра, гелениум, ирисы, хосты, крупные луковичные, люпин, наперстянка, настурция, а также подсолнечник и топинамбур.

Лианы: девичий виноград, клематисы, тыква декоративная.

Кустарники: гортензии, рододендроны, барбарисы, калина бульденеж, бирючина, акация, снежноягодники, лещина, розы парковые.

Деревья: ель, сосна, кедр, лиственница, пихта, туя обычная и шаровидная, колоновидные можжевельники, дуб, каштан, липа, тополь, вяз, клён, слива, колоновидная яблоня.

 

ландшафный дизайн, стили

 

Барокко

Парадный, роскошный, дворцовый стиль. Но возможен он и на обычном дачном участке.

 

ландшафтный дизайн, стили

Нужно лишь взять некоторые его «реплики»: множество ярких расцветок, плавные линии, дугообразные формы и завитки, ковку, ширмы и перголы, светлые оттенки и соответствующие растения.

Цветы и многолетники: папоротники, хосты, виолы, дельфиниумы, сортовые бархатцы, венидиум, вербена, георгины, календула, хризантемы, астры, мальва, сальвия, цинния, лаватера, маргаритки, люпины (в первую очередь белые и розовые), гипсофила, лилии, наперстянка. Луковичные цветы подходят все.

ландшафный дизайн, стили

Кустарники: розы, акация, форзиция, вейгела, сортовая сирень, боярышник, калина, лещина, чубушник.

Деревья: плакучая берёза, рябина, липа, клён, вишня, груша, яблони плодовые и декоративные.

 

Брутализм

Для садового брутализма характерны резкие контрасты между грубым и изящным, тёмным и светлым, низким и высоким. Это очень природный стиль, ничего техногенного в нём нет. Можно сказать, что он несколько «первобытный», но если уж в нем используется какая-то современная деталь, она должна быть суперсовременной. У брутализма очень много «своих» растений.

ландшафтный дизайн, стили

Многолетники и цветы: хосты, ирисы, лилии, астильба, гипсофила, роджерсия, дельфиниум, молочай, манжетка, папоротники, ревень, тысячелистники, многолетние астры, многолетний лён, альпийские астры, люпины, алиссумы, армерия, аконит (осторожно: ядовит!), колокольчики, мыльнянка, овсяница сизая, осоки, злаки, виолы, лобелия, огненная гвоздика, клеома, сальвия, ромашка, космея, гвоздика.

ландшафный дизайн, стили Кустарники: арония черноплодная, гортензия, снежноягодники, калина, жимолость, розы, золотистая смородина, бузина, дерен.

Лианы: актинидия, амурский и девичий виноград, хмель, горный клематис, лимонник.

Деревья: ель, сосна и туя, вяз, берёза, дуб, клён, ольха, черёмуха, отдельные плодовые деревья.

 

Кантри

Кантри — стиль деревенского быта. Он очень яркий, «лоскутный», непринуждённый, несимметричный, в нем много «деревенских» аксессуаров. Предпочтение отдается огородным культурам и плодовым деревьям, но особенно ярким должен быть палисадник

ландшафтный дизайн, стили

Многолетники и цветы: мальва, дельфиниумы, колокольчики, герань, гортензия, флоксы, нивяник, лён, однолетние астры, манжетка, люпины, душистый табак, петунии, декоративные луки (аллиумы), бархатцы, львиный зев, лаватера, многолетние и однолетние георгины («Весёлые ребята»), календула, сальвия, подсолнечник, красивые овощи, космея, виолы, агератумы, тыква.

Кустарники: сирень, жимолость, чубушник, шиповник.

Лианы многолетние и однолетние: хмель, ипомея, душистый горошек, фасоль огненная, тыква декоративная.

Деревья: берёза, ель, клён, рябина, все плодовые деревья.

 

Классический стиль

Это и есть так называемый регулярный стиль, о котором многие слышали. Чёткая симметрия и строгие формы газонов, цветников и дорожек, большие пространства, «греческие» беседки, лепнина, фонтанчики и топиари. Если снизить градус помпезности и использовать стилизацию, классику реально создать даже на небольших участках.

ландшафтный дизайн, стили

Многолетники и цветы:

флоксы однолетние и многолетние, пеларгония зональная, гипсофила, вербена, сальвия, вероника, агератум.

Кустарники: вейгела, жимолость съедобная, спирея, сирень, чубушник, парковые розы, чайно-гибридные и миниатюрные розы, барбарис Тунберга, бирючина, миндаль трёхлопастный.

Лианы: девичий виноград, клематисы, жимолость каприфоль.

ландшафный дизайн, стили Деревья: ель, в том числе голубая, шаровидная туя, пирамидальные кипарисовики или можжевельники, липа, вяз, клён, пирамидальный тополь, плодовые культуры.

 

Лесной сад

У тех, чей участок находится в лесу, фактически уже есть сад в лесном стиле. Этот стиль подражает естественной природе. Сад должен быть затенённым, состоящим из лесных деревьев и дикоросов. Аксессуары — деревянные, нарочито грубоватые, используется также плетение из лозы.

ландшафный дизайн, стили Многолетники и цветы: лютики, ландыши, ветреницы, примулы, колокольчики, мята, валериана, шалфей, душица, зверобой, хосты, астильбы, папоротники, бадан, нивяник, пиретрум, злаки и осоки, маргаритки, люпины, аконит, первоцвет весенний.

ландшафный дизайн, стили Кустарники: все лесные кустарники, гортензия, барбарис, калина, снежноягодники, жимолость, лещина, смородина, крыжовник.

Лианы: актинидия, хмель, девичий виноград, лимонник.

Деревья: сосны, ели, можжевельники, берёза, дуб, липа, клён, рябина, осина, яблоня

 

Модерн

Стиль модерн очень элегантен, главное в нём — плавные, текучие линии, изящество, визуальная «дороговизна». Он аналогичен модерну в интерьере. Материалы для построек используются преимущественно натуральные, фигурки должны быть изящными, растений много и они должны быть густо посажены. Растительные символы стиля — ирис и гладиолус. Кстати, именно растениями, а не перегородками, зоны сада отделяются одна от другой.

ландшафтный дизайн, стили Многолетники и цветы: гладиолусы, каллы, ирисы, лилии, пионы, вербена, вероника, котовник, наперстянка, дельфиниум, флоксы, агератумы, душистый табак, виолы «Швейцарские гиганты», гладиолусы, рудбекии, эхинацея, нарциссы, тюльпаны, декоративные луки и пряные травы.

Кустарники: гортензия древовидная и крупнолистная, розы, бузина, чубушник, рододендрон, плетистые розы, барбарис Тунберга, спирея серая или японская.

ландшафный дизайн, стили Лианы: клематис, хмель, кобея, ипомея.

Деревья: дуб, ель, берёза, все виды сосен, ива, высокие лесные и плодовые деревья, липа, можжевельник.

 

Немецкий стиль

Это очень нарядный, а главное, аккуратный и ухоженный сад «с открытки». В нем сочетаются элементы кантри и классики. Самое важное здесь — педантичность, рациональность и добротность. Подстриженные деревья, пышные цветники, фигурки в сельском стиле, декоративная мульча, натуральные и качественные материалы для всех объектов.

ландшафный дизайн Многолетники и цветы: шток-роза, дельфиниум, лилии, лилейники, ирисы, флоксы, гортензии, люпины, петунии, лаватера, луковичные цветы, виолы, подсолнечник, нивяник, герань, колокольчики, манжетка, гелениум, однолетние астры, бархатцы, космея, календула, крокосмия, сальвия, агератум, георгины, гладиолусы, матрикария, пиретрум, львиный зев.

Кустарники: сирень, форзиция, шиповник, чубушник, вейгела, жимолость, кольквиция, снежноягодники, рододендрон, плетистые розы, барбарис Тунберга, спирея серая или японская.

Лианы: клематис, хмель, кобея, ипомея.

Деревья:  дуб, ель, берёза, все виды сосен, ива, высокие лесные и плодовые деревья, липа, можжевельник. 

 

Персидский стиль

Это сад на восточную тему. Но Восток бывает разным, и в данном случае речь идёт о мотивах Средней Азии. Здесь много ярких растений и аксессуаров, а также различных мелких деталей, которые интересно рассматривать. Создать персидский стиль помогут уютные внутренние дворики, цветная тротуарная плитка и мозаика, ручейки, желательно устроить небольшой круглый водоём. Арки и проёмы в конструкциях лучше сделать стрельчатой формы.

ландшафный дизайн, стилиЦветы и многолетники: 

маки, хризантемы и астры, ирисы и гладиолусы, агератумы, гайлардия, георгины, лилии и лилейники, пионы, бархатцы махровые, душистый табак, лаватера, гипсофила. Обязательно большое количество сортовых тюльпанов. К стилю отлично подходит рис, если выращивать его на специальных «заливных» участках.

Лианы: актинидия, виноград культурный и девичий, крупноцветковые клематисы, декоративная фасоль, душистый горошек.

Кустарники: любые розы, гортензия, спирея, айва японская, шиповник, чубушник, вейгела.

ландшафный дизайн, стилиДеревья: 

ирга, черешня, абрикос, слива, яблоня, груша, вишня — то есть в основном плодовые деревья, а также декоративные яблони. 

 

Романтический стиль

Сад в романтическом стиле навевает воспоминания о старых добрых временах. Это, можно сказать, ностальгический сад, сад а-ля ретро. Романтический стиль — пейзажный, со множеством укромных уголков, фонтанчиков, со старыми деревьями, мостиками и скамейками. Ключевое растение — роза.

ландшафный дизайн, стили

Многолетники и цветы: 

мальва, ирисы, пионы, цинерарии, агератумы, наперстянка, герань, тысячелистники, гвоздика, гипсофила, лилии, люпины, многолетние астры, лилейники, фасоль, сальвия, лобелия, виола, дельфиниум, клеома, манжетка, многолетние льны, космея, молочай,ромашка, все виды злаковых трав.

Кустарники: розы всех видов, жимолость съедобная, калина обыкновенная и калина бульденеж, шиповник, снежноягодник, сирень, чубушник, спирея серая и японская.

Лианы: жимолость каприфоль, клематисы, виноград девичий, актинидия, хмель, лимонник, ипомея.

Деревья:  рябина, черёмуха, яблони, груши, сливы, вишни, ольха, берёза, тополь, ирга, вяз, липа, клён, дуб, каштан, различные хвойные, особенно сосны и ели. 

 

Садовый минимализм

В минималистичном саду всё просто и лаконично, а деталей — немного, как и в минималистском интерьере. Именно деталей, дополнений, конструкций. А вот растений как раз должно быть много. Но не всяких, а выразительных. Они высаживаются крупными куртинами, пёстрая смесь в этом стиле не приветствуется. Формы и линии не обязательно строго геометричные, но простые и чёткие.

ландшафный дизайн, стилиМноголетники и цветы: 

бузульник, хосты, канны, злаки, папоротники, осоки, нивяник, ирисы, подсолнечник, герани, настурция, мхи, роджерсия, книффофия, бархатцы, примулы, манжетка, молочай, любые почвопокровные растения.

Кустарники:  спирея, форзиция, рододендроны, снежноягодник, гортензия древовидная и крупнолистная.

Деревья:  туя, сосна чёрная или сосна вейтмутова, голубая ель, колонновидный можжевельник, клён, плакучая берёза, ива, колоновидная яблоня, каштан. 

ландшафный дизайн, стили

Садовый хай-тек

В садовом хай-теке, в отличие от интерьерного, вовсе нет обилия металла, пластика и бетона. Он как раз отдаёт преимущество природе. Это сад необычных и смелых решений, где используются «высокие садовые технологии»: современные отделочные материалы, необычные (как правило, абстрактные) конструкции и аксессуары. Именно в саду в стиле хай-тек можно увидеть оригинальные, непривычные для глаза водоёмы, беседки, площадки для отдыха.

ландшафный дизайн, стили  

Многолетники и цветы:  дельфиниум, роджерсия, ревень, клеома, космея, кукуруза, артишок, декоративный подсолнечник,зеленоцветковые растения, хосты пестролистные и жёлтые, папоротники, любые злаки, книффофия, очиток едкий, крупные георгины.

Кустарники:  их немного, но преимущественно такие, у которых есть что-то интересное: листья, форма кроны, плоды — например, красный барбарис, вереск, рододендрон, снежноягодник.

Деревья:  принцип тот же — интересный вид: подойдут декоративная яблоня, голубая ель, интересно сформированный дуб, плакучая береза.

 

Надеюсь, что эта «шпаргалка» поможет вам создать сад вашей мечты — яркий, стильный и эффектный. Удачных экспериментов!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

econet.ru

Стили различных эпох в интерьерных цветочных композициях

Если Вы — мастер шелковой флористики и хотите создавать стильные интерьерные композиции со своими шёлковыми цветами, то наверняка в какой-то момент Вам захочется создать не просто букет, а букет, стилизованный под какую-то историческую эпоху. Тем более, что сейчас стало достаточно модно оформлять интерьеры или свадьбы в соответствии с каким-то определенным историческим стилем.

Недавно я проводила открытую встречу Мастер-Группы по использованию шёлковых цветов в интерьере и часть встречи была посвящена именно различным историческим стилям и стилизации флористических изделий. Хочу поделиться с Вами этой информацией.

По стилям мы пройдемся достаточно крупными мазками, но зато узнаем, какие цветы чаще всего использовались людьми той или иной эпохи. Какими были основные формы букета или цветочной композиции. И конечно, какие сосуды использовались для создания интерьерных композиций во время различных исторических стилей.

В этой статье мы кратко рассмотрим следующие исторические стили:

  • Средние века
  • Эпоха Возрождения
  • Барокко
  • Классицизм
    • Ранний классицизм
    • Поздний классицизм (Ампир)
  • Бидермейер
  • Модерн

Интерьерные цветочные композиции в эпоху Средневековья

Средние века (средневековье) — исторический период, следующий после античности и предшествующий новому времени.По Келлеру средневековье длилось с 395 года (окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную) и вплоть до 1453 года (падение Константинополя).

  • bouquet-Middle AgesИнтерес к цветочным композициям, составленным из различных растений, пробудился только в конце Средних веков (XV век).
  • Для цветочных композиций в основном использовались ароматные цветы и травы.Фиалки, гвоздика и другие пахнущие цветы и травы.Позже к ним добавились: розы и лилии (выращивались в садах Марии), маки, пионы, ирисы, аквилегии, рябчики и ландыши, тысячелистник, вербаскум. Еще позднее в первых малых светских садах появились:незабудка, душистая лаванда, жасмин…. Но самые почитаемые в средние века – роза и лилия.
  • Особенности композиции средневекового букета.Первые цветочные композиции составленные из различных растений появились в начале XVв. В букете самые высокие цветы (лилии) занимали левую заднюю часть емкости, а мелкие цветы и травы размещали в передней части композиции.
  • Емкости для цветов: медные, латунные или оловянные, имеющие форму вазы, кувшина, молочника. И глиняные кувшины простой формы.Также вазами служили аптекарские сосуды: стеклянные банки для мази и круглые емкости (альбарелло).

Букеты и интерьерные композиции в эпоху Возрождения

bouquet-of-Renaissance

  • Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).
  • Используемые цветы:те же, что в Средние века + новые садовые: разноцветные анемоны и тюльпаны.  Также растения из Азиатских походов: миндаль, гранат, цитрусовые деревья, мирт, кедр, маслина.На картинах чаще всего изображают дикорастущие: примула, одуванчик, клевер, земляника, маргаритка, крестовник.
  • Особенности композиции букета. Обращение к античному искусству. Идеальные пропорции – человеческого тела.Букет скромный и изысканный, состоящий из одного или нескольких цветов. В букете самые высокие растения в два раза выше емкости, в которую их ставили. Букет симметричный. Крупные цветы в середине, мелкие их дополняют располагаясь свободно и просторно. Цветы не закрывают край сосудаbouquet-of-Baroque
  • Емкости для цветов: кувшины и другие емкости из керамики, появляются первые вазоны из стекла, отличающиеся скромностью, элегантностью и простыми линиями.

Букеты и интерьерные композиции в стиле Барокко

  • Период с конца XVI в. В переводе «странный, причудливый»
  • В моде цветы с широкими лепестками: анемон, мальва, лилия, ирис, пион, мак и растения ярких красок украшенные листьями: наперстянка, канна.
  • Особенности композиции букета в стиле Барокко. В цветочные композиции добавились:раковины, ящерицы, мотыльки и другие насекомые, птицы и их гнезда, фигурки из дерева.Букет становится динамичным с нерегулярной формой. Нередко увеличивался при помощи зеркал. Декоративность композициям придавало богатство используемых растений, их цвета, бархатистость лепестков, изогнутые линии.
  • Емкости для цветов. Массивные тяжелые вазоны: урны из металла или камня, округлые грубые флаконы из стекла и фарфора, иногда корзины.

bouquet-of-rococoБукеты и интерьерные композиции в эпоху Рококо

  • Во Франции с первой половины XVIII века (царствование Людовика XV), барокко вступило в свою последнюю форму — рококо.
  • Любимые цветы эпохи Рококо. Ценятся цветы с тонкими лепестками, иногда с изрезанными краями, необычных оттенков. В букетах преобладали голубые тона в сочетании с множеством желтых оттенков. Любимые цветы: пионы, мелкие маки, кобея.
  • Особенности интерьерных композиций и букетов: ассиметричные, легкие, с плавными линиями
  • Емкости для цветов. Легкие, из хрустального стекла, фарфора или алебастра. Форма сосудов – патеры разной величины и конструкции, чарки, вазы с китайскими узорами.

 

Интерьерные композиции и букеты в Европе в период Классицизма

  • Временные рамки эпохи Классицизма. Конец XVII – начало XIX века (После открытия Помпеи). Основывается на традициях античности и Возрождения.
  • Классицизм делится на 2 периода:Ранний классицизм эпохи правления Людовика XVI и Марии Антуанетты (1774 – 1793).
  • Поздний классицизм эпохи правления Наполеона I Бонапарта (1800 – 1815 гг), где господствовал стиль ампир, завершивший период классицизма.

bouquet-of-classicism

Цветочные композиции в период раннего классицизма

  • Букеты: симметричные.
  • Емкости для цветов. Урны

Цветочные композиции в период позднего классицизма

  • 1800 – 1815 г
  • Главный цветок – роза «королева цветов». Рядом с ней в букетах присутствовали лилии, листья, колосья пшеницы. Появляются нарциссы.
  • Особенности интерьерных композиций в период позднего классицизма. В композициях с цветами соединяют плоды граната, инжира, айвы, винограда. В аранжировке начинают использовать консервированные плоды и листья.
  • Основные цвета цветочных композиций: зеленый, розовой и королевский пурпурный, как лучший фон для золота. Также использовались красные и небесные краски.
  • Для аранжировки в стиле ампир характерна симметрия, заключенная в треугольнике. Цветы плотно закреплены в сосуде, на них часто нет листьев. Нагромождение цветов создает ощущение тяжести и помпезности.
  • Емкости для цветов. Рюмки разных размеров, алебастровые урны, фарфоровые патеры (широкое и мелкое блюдо, использовавшееся в античные времена, как сосуд для ритуальных возлияний), рога, бронзовые вазы с золотым орнаментом или этрусскими узорами.

Интерьерные цветочные композиции эпохи Бидермейер

bouquet-Biedermeier

  • Временной период эпохи: 1815 – 1848 г. (господствовал в основном в немецком и австрийском искусстве) 
  • Особенность стиля: склонность к удобству, домашнему уюту, множеству безделушек, драпировок. Преобладают светлые тона.
  • Основной тип букета: популярный до сих пор свадебный бидермейерский букет. Ему на смену пришел «макартовский» букет (создатель Ганс Макарт, венский художник).  

bouquet-Makartovsky

 

 

 

Особенности композиции букета в стиле бидермейер. Небольшого размера, складывался из ровно обрезанных маленьких розочек или ландышей, которые собирались головка к головке и обрамлялись манжетом из тесьмы, тюля или папиросной бумаги, плотно связанный лентой.

Другой способ: из всевозможных цветов уложенных слоями разных колеров. Укреплялся на пирамидке, посаженной на круг.

Емкости для букета: сначала собирались в плоскую тарелку. Позже стали популярны проволочные букеты, цветы в которых были посажены на подкладку из листьев. «Портбукеты».

Интерьерные композиции и букеты стиля Модерн

bouquet-of-Modern

  • Временной период: конец XIX начало XX вв.
  • Особенности стиля интерьерной композиции в стиле Модерн: стилизованность, необычность, вычурные формы, кривые и ненатуральные линии.
  • Букет в стиле «модерн» отличают асимметричность,  небольшое количество цветов в основном изящных с изогнутыми стеблями.
  • Популярные цветы эпохи Модерн: выгнутые формы водяной лилии, маков, подсолнухов. Ирисы, цикламены, настурции, каллы. Популярны дикие цветы лесов и полей, культурные сорта использовались редко. В аранжировке используются ветви кустарников и злаки.
  • Сосуды для цветочных композиций в стиле Модерн. Вазоны из стекла и фарфора пастельных тонов, переливающиеся, покрытые орнаментом темных оттенков, а иногда и с рисунками модных стилизованных цветов. 

Хочу обратить Ваше внимание на то, что при составлении интерьерной цветочной композиции в стиле определенной эпохи, важно и то, какие цветы Вы используете и то, какую емкость или основу выбираете для своей цветочной композиции. Для того, чтобы у Вас была возможность создать любую по форме основу под цветочную композицию из шелковых цветов, мы подготовили подробный видео-урок с замечательным дизайнером Ольгой Диевой. В этом уроке, под названием «Бандески», Вы освоите мастерство создания основ под флористические композиции и способы их декорирования. В итоге Вы сможете создать практически любой сосуд в стиле нужной Вам эпохи или сотворить композицию в своем собственном стиле.

Узнать больше про видео-урок «Бандески»

silkflora.info

Лиственные растения. Подбор растений. Регулярный стиль.

В основе концепции французского регулярного стиля в садово-парковом дизайне лежит строгая геометрия, и потому растения для таких садов подбирают такие, чтобы они хорошо стриглись, легко принимали правильные формы, были устойчивы к болезням. Прежде всего, это вечнозеленые породы, способные выглядеть ухоженными и привлекательными в течение всего года.

Классика южных широт

В садах французского регулярного стиля часто можно увидеть моносады — участки, на которых культивируются растения одного вида, который и определяет название моносада: это может быть розарий, иридиарий, сиренгарий и т. д. Невозможно представить себе «французский сад» и без топиариев — фигурно подстриженных деревьев и кустарников. Также обязательными элементами для него являются партерные газоны и партерные цветники или, как их еще называют, цветники-арабески.

Для формирования ровных и аккуратных бордюров обычно используются тис и самшит. В центральных и северных регионах России их сложно вырастить, а вот на юге они чувствуют себя очень даже неплохо: например, в Краснодарском и Ставропольском крае, Ростовской и Астраханской области, республиках Северного Кавказа.

Самшит — вечнозеленый кустарник с густой и плотной кроной и блестящей листвой. Он легко поддается садовой стрижке и способен в течение долгого времени сохранять даже самые причудливые формы. Самые распространенные культивируемые виды этого растения — самшит мелколистный и самшит вечнозеленый. Саженцы самшита можно купить по цене от 160 рублей за экземпляр, более крупные, взрослые растения для непосредственной высадки на участке — от 1000 рублей за экземпляр.

Регулярный стиль

Тис представляет собой медленно растущий кустарник или небольшое дерево высотой от 1 м. Кроме упомянутых выше российских регионов, может расти на Дальнем Востоке, на Украине, в Прибалтике, в Армении. Раньше был распространен практически по всей Европе, но поскольку его древесина стала активно использоваться в промышленных целях, то ареал произрастания тиса существенно сократился. Тисы славятся исключительным долголетием, имеют густые кроны с мутовчатым расположением ветвей, любят влажный воздух, хорошее солнечное освещение и свежую почву, насыщенную известью.

Лиственные породы: подбор растений

В северных широтах России для самшита и тиса приходится искать замену из числа более холодостойких лиственных пород. Здесь основным критерием при подборе также остается их податливость частым обрезкам и способность долго «держать форму». Из кустарников прежде всего следует обратить внимание на бирючину, которая представлена как листопадными, так и вечнозелеными кустарниками. Как правило, они солнцелюбивы, отлично растут на обычной садовой земле, возможно даже с добавками извести, но с трудом переносят сырую тяжелую глину с кислой реакцией. В садах французского регулярного стиля предпочтительнее высаживать бирючину обыкновенную — листопадный густоветвистый кустарник высотой до 5 м, быстро растущий и способный зимой выдерживать понижение температуры до −30°C (стоимость саженцев — от 100 до 400 рублей за экземпляр).

Лиственные породы

Второе место по популярности среди растений для садов французского регулярного стиля, адаптированных к российским реалиям, занимает липа мелколистная (или липа сердцевидная) — самый жизнестойкий представитель широколиственных пород, и ареал ее распространения в России включает почти всю европейскую часть и достигает Западной Сибири. Это растение способно переносить зимой морозы до −48°C. Максимально возможный уровень роста для липы мелкоцветной — 30 м. У нее компактная овальная крона и стройный цилиндрический ствол. Липа теневынослива, не слишком требовательна к качеству почвы, но не выносит засухи. Растет относительно быстро и идеально подходит для формирования живой изгороди. Саженцы липы мелкоцветной в розницу продаются по цене от 1000 рублей за экземпляр.

Вполне уместно будут смотреться в саду французского регулярного стиля и такие неколючие кустарники, как кизильник. В ландшафтном дизайне для формирования живых изгородей традиционно используется более восьмидесяти его видов. Останавливаться подробно на каждом в формате обзорной статьи не представляется возможным, поэтому ограничимся общей характеристикой. Кизильники, также как бирючина, могут быть и листопадными, и вечнозелеными. Растут они достаточно медленно. Морозостойки, газоустойчивы, к почве и влажности не слишком требовательны. На Алтае распространен кизильник блестящий, достигающий в высоту 2 м. Саженцы кизильника совсем недороги, цена на них начинаются от 100 рублей за экземпляр.

Нельзя не упомянуть и барбарис обыкновенный, которому за приятный нежный аромат спелых ягод люди дали название «конфетного дерева». Но на самом деле это колючий листопадный кустарник. На формирование живой изгороди из барбариса может уйти достаточно много времени — не меньше шести лет, но все усилия в итоге будут оправданы. Весной кусты покрываются золотистыми цветами, осенью обращают на себя внимание ярким багрянцем листьев. Из сортов с интенсивным боковым ветвлением, оптимально подходящих для формирования живых изгородей и бордюров помимо барбариса обыкновенного необходимо отметить барбарис Тунберга, барбарис сибирский и барбарис оттавский «Суперба». В целом барбарисы неприхотливы, устойчивы к засухе, морозам, ветрам, легко приспосабливаются даже к пересоленным почвам. Взрослые кусты пересадку переносят плохо, поэтому живую барбарисовую изгородь в саду нужно формировать из молодых саженцев — лучше всего для этих целей подходят сеянцы на втором году жизни (цена: от 250 до 400 рублей за экземпляр). Барбарисы разных сортов существенно отличаются ростом взрослых экземпляров, поэтому выбирать растение для изгороди следует, исходя из той высоты «зеленой стены», которую вы хотите получить в итоге.

Французский сад

Издавна как декоративное растение была известна в Европе, в том числе и в России, таволга или спирея. В лесостепной, степной и полупустынной климатических зонах, а также в субальпийском поясе Северного полушария встречается до 90 видов спирей. Все они требовательны к почве и светолюбивы, но хорошо переносят морозы, дымные и газовые выхлопы, неблагоприятную экологическую среду города. Привлекательны еще и тем, что быстро растут. Спиреи обладают способностью давать стойкие гибриды, по декоративным свойствам во много раз превосходящие родительские виды. Это прежде всего спирея серая, спирея острозазубренная, спирея Фокса и спирея Вангутта. В ассортиментах садовых центров чаще всего можно найти спирею серую (цена саженцев — от 150 рублей за экземпляр), спирея Вангутта в розничной продаже встречается крайне редко, но иногда ее удается заказать через интернет.

Подбор растений

Из деревьев, кроме уже упомянутой и крайне популярной липы, в саду французского регулярного стиля можно посадить клены типа кампестри, типичным представителем которых является клен полевой, а также декоративные яблони и декоративные сливы.

Полевой клен имеет шаровидную крону и достигает в высоту 15 м. Массивным стволом это растение никогда не отличается, и максимальный его обхват приближается к 60 см. Клен теневынослив, устойчив к засухе и способен выдержать небольшие засоления почвы. Растет он достаточно медленно, зато легко переносит пересадку и стрижку. В прайс-листах питомников саженцы клена полевого оцениваются в диапазоне от 1500 до 2800 рублей.

Что касается декоративных яблонь, то самыми популярными их сортами, адаптированными к климатическим условиям России, пожалуй, относятся «Роялти» и «Эверест». «Роялти» имеет красно-фиолетовые листья, яркие розовые цветы и мелкие темно-красные плоды. Эта яблоня светолюбива и морозостойка, цветет, как правило, не раньше мая, в высоту достигает 4-6 м. У «Эвереста» листья темно-зеленые, овальной формы, цветы белые, форма кроны коническая с поникающими побегами. Желто-красные плоды «Эвереста» выглядят очень декоративно и могут не опадать до декабря. Дерево устойчиво к морозам, но совершенно не переносит жары. Цены на яблоневые саженцы в среднем начинаются с отметки в 350 рублей и могут колебаться в зависимости от региона.

Декоративная слива обладает густой кроной с блестящими пурпурно-красными листьями, растет на плодородных суглинках средней влажности, предпочитая ярко освещенные солнцем места. Может использоваться как в групповых, так и в одиночных посадках. Цена одного саженца составляет как минимум 200 рублей.

Хвойные растения

Растения хвойных пород в садах, оформленных в традициях французского регулярного стиля, — скорее исключение из правил, но в тех случаях, когда климатические условия не позволяют засадить его необходимыми лиственными породами, а иметь такой садик уж очень хочется, эксперименты с хвойными не возбраняются. Наиболее подходящими считаются декоративные формы ели сизой (их всего насчитывается около 20), ель колючая, туи и кипарисовики. Последние, кстати, плохо зимуют в северных районах России, вроде Ленинградской области, поэтому выращивать их там нецелесообразно.

Ель сизая (она же ель канадская или ель белая) — уроженка Северной Америки. В отдельных случаях ее высота может достигать до 40 м, но в садовом дизайне используются менее габаритные экземпляры. Например, вполне подойдет ель сизая «Коника», которая может вырасти до 4 м в высоту и до 1,5 м в диаметре. Она отличается регулярной конусовидной формой, но растет крайне медленно: за десять лет прибавляет в росте примерно 1 м. У нее тонкие иглы, светло-зеленые, иногда с голубым отливом. Любит яркий солнечный цвет и превосходно смотрится в лаконичных садовых композициях. Ель сизая канадская также характеризуется конусовидной формой и имеет множество разновидностей, в том числе таких, как «Коника», «Аурея», «Ауреаспиката» и т. д. Саженцы канадской ели можно заказать в питомниках по цене от 1000-1500 рублей за штуку, крупномеры — от 12 500 рублей.

Хвойные растения

Ель колючая также представляет собой хвойное дерево с высотой от 15 до 25 м и шириной от 6 до 10 м. Темп роста средний или медленный. Хвоя серовато-зеленого цвета, но со временем может потускнеть и стать блекло-зеленой. Ели колючей для поддержания натурального цвета хвои необходимо яркое солнечное освещение. Растение способно переносить достаточно высокие температуры, устойчиво к ветрам и легко адаптируется к любым условиям произрастания. Может расти как на сухих, так и на свежих почвах, одинаково хорошо приспосабливаясь и к кислотной, и к щелочной среде. Цена на саженцы ели колючей при длине в 1-2 метра может колебаться в диапазоне от 1000 до 1300 рублей, на взрослые сформировавшиеся растения в возрасте от двух лет — в пределах 10 000- 50 000 рублей.

Неприхотливая и податливая к любым дизайнерским экспериментам туя западная получила известность как универсальное средство озеленения. Канонам французского регулярного стиля она также не противоречит. Ландшафтным дизайнерам известно более двадцати сортов туи западной, и среди них они часто отдают предпочтение сорту «Брабант» — растению с зелеными побегами и желтыми кончиками и динамичными темпами роста — до полуметра в год. Максимальная высота туи сорта «Брабант» редко превышает 8 м. Двух обрезок кроны вполне достаточно для того чтобы превратить ее в непроницаемую стену. Высаживая тую в саду в средней полосе России следует учитывать тот факт, что из-за обилия снега она «горит» весной, поэтому в феврале и марте для нее ежедневно с 11 до 13 часов дня необходимо создавать искусственное притенение. Для эстетики французского сада в регулярном стиле это, безусловно, мера нежелательная, так как укутанные в парусину или лутрасил растения нанесут ущерб его изысканному виду.

У туи сорта «Смарагд» красивая конусообразная крона и ярко-зеленая хвоя, сохраняющая насыщенность цвета круглый год. В ширину она обычно разрастается до 1-2 м, а в высоту — до 8 м, так же, как и туя сорта «Брабант». Туя «Смарагд» не выносит переувлажнения, и эту особенность ухода обязательно нужно учитывать. Говоря о подборе растений для сада французского регулярного стиля, стоит упомянуть и такой сорт туи западной, как карликовую «Данику» — шаровидный кустарник высотой до 0,6 м. Он сохраняет правильную шарообразную форму на протяжении всего жизненного периода, совершенно не требуя обрезки. Заказ саженцев туи в питомнике обойдется приблизительно в 1500-2000 за экземпляр, крупномеры продают по цене от 7000 рублей.

Партерные газоны

Партерные газоны (ссылка на статью) в садах французского регулярного стиля должны быть покрыты ровным, шелковистым и густым травяным покровом, напоминающим мягкий ворсистый ковер. Такую поверхность создают низкие узколистный злаки — овсяница красная, мятлик луговой, полевица. Высевается либо один вид травы, либо смесь из двух различных видов, способных образовать однородный травостой. Стричь его придется до двух раз в неделю с тем, чтобы трава не вырастала выше 1 см.

При обустройстве партерных цветников и регулярных клумб-арабесок цветы необходимо подбирать так, чтобы обеспечить непрерывное цветение в течение всего сезона. Ранней весной на них будут уместны луковичные — нарцисс, тюльпан, крокус, сцилла, а также раннецветущие многолетники — например, печеночница и анемон. Цветы для лета: виола, маргаритка, аквилегия, ирис, алиссум, бархатцы, календула, петуния, сальвия, и многие другие. Осенью великолепие регулярных клумб и цветников подчеркнут розы, гелениум, астры и георгины.

Список латинских названий растений для садов французского регулярного стиля:

  1. Лиственные древесные породы:1.1. Бирючина обыкновенная — Ligistrum vulgare;1.2. Липа мелколистная — Tilia cordata;1.3. Тис — Taxus;1.4. Самшит — Buxus; 1.5. Кизильник — Cotoneaster:1.5.1. Кизильник обыкновенный — Cotoneaster integerrimus;1.5.2. Кизильник блестящий — Cotoneaster lucidus;1.6. Барбарис — Berberis:1.6.1. Барбарис обыкновенный — Berberis vulgaris;1.6.2. Барбарис сибирский — Berberis sibirica;1.6.3. Барбарис оттавский «Суперба» — Berberis ott. Superba;1.7. Клен — Aсer:1.7.1. Клен остролистный — Acer platanoides;1.7.2. Клен полевой — Acer campestre;1.8. Спирея — Spiraea:1.8.1. Спирея острозазубренная — Spiraea arguta;1.8.2. Спирея серая — Spiraea cinerea;1.8.3. Спирея Фокса — Spiraea foxii;1.8.4. Спирея Вангутта — Spiraea vanhouttei;1.9. Слива декоративная — Prunus cistena;1.10. Яблоня декоративная — Malus Cochinella:1.10.1 Яблоня декоративная «Роялти» — Malus hybridus Royalty;1.10.2. Яблоня декоративная «Эверест» — Malus evereste.

  2. Хвойные древесные породы:2.1. Ель колючая — Piceae punges;2.2. Ель сизая — Piceae glauca (декоративные виды):2.2.1 Ель сизая «Коника» — Piceae glauca Conica;2.2.2. Ель сизая канадская — Piceae glauca Moench;2.3. Туя западная — Thuja occidentalis:2.3.1. Туя западная сорт «Брабант» — Thuja occidentalis «Brabant»;2.3.2. Туя западная сорт «Смарагд» — Thuja occidentalis «Smaragd»;2.3.3. Туя западная сорт «Даника» — Thuja occidentalis «Danica»2.4. Кипарисовик — Chamaecyparis:2.4.1. Кипарисовик Лавсона — Chamaecyparis lawsoniana;2.4.2. Кипарисовик туевидный — Chamaecyparis thyoides;2.4.3. Кипарисовик тупой — Chamaecyparis obtusa.

  3. Травы для партерных газонов:3.1. Мятлик луговой — Poa pratensis;3.2. Овсяница красная — Festuca rubra;3.3. Полевица — Agrostis;

  4. Цветы для партерных цветников и регулярных клумб:4.1. Нарцисс — Narcissus;4.2. Тюльпан — Tilipa;4.3. Крокус — Crocus;4.4. Сцилла — Scilla;4.5. Печеночница — Hepatica;4.6. Анемон — Anemone;4.7. Виола (анютины глазки) — Viola pedatifida; 4.8. Маргаритка — Bellis;4.9. Аквилегия — Aquilegia;4.10. Ирис — Iris;4.11. Алиссум — Alyssum;4.12. Бархатцы — Tagetes;4.13. Календула — Calendula; 4.14. Петуния — Petunia;4.15. Сальвия — Salvia;4.16. Роза — Rosa;4.17. Гелениум — Helenium;4.18. Астра — Aster;4.19. Георгин — Dahlia.

www.diy.ru

Истоки флористики

Флористика модерна

Этот стиль конца XIX века, появившись в 1895 году в Великобритании, быстро распространился по всей Европе. Во Франции он получил название «арнуво», в Германии – «югендстиль», в Италии – «либерти», в Австрии – «сецессион», в России – «модерн», в США – «флорале», «цветочный стиль» либо стиль «Тиффани».

Для букетов этого времени подбирали небольшое количество растений с изогнутыми стеблями и обычно асимметричным строением. Излюбленными цветами стали ирисы, орхидеи, цикламены, настурции, каллы, для аранжировки использовали ветки кустарников, разнообразные злаки.

Основной признак стиля модерн – декоративность, основной мотив – вьющиеся растения, основной принцип – уподобление рукотворной формы природной, и наоборот.

В аранжировках приветствовалось использование контрастов, широко пропагандировались простые и недорогие цветочные украшения – трава, кувшинки, примулы, разноцветная осенняя листва, высушенные папоротники в раковинах и маленьких плетеных корзинках. Высокие стеклянные вазы были самыми популярными емкостями для цветов. Цветное стекло приобрело текучие, плавные формы, мягкие цвета, неясные очертания. Дамы носили цветы на дневных и вечерних платьях, на корсажах или талии, а джентльмены вставляли в петлицы.

Искусное украшение столов гирляндами по-прежнему применялось по большим торжествам, как и раньше, в викторианский период.

Геральдические цветы

Использование растений в геральдике имеет долгую историю, хотя и не такую богатую, как, например, изображение животных. Роза, королева цветов, часто занимала почетное место на гербах. По законам геральдики, венки и гирлянды из роз могли красоваться только на гербах королевской фамилии

Красная дамасская роза впервые появилась в Европе в 1270 году. Граф Тибольд IV Шампанский привез ее во Францию из крестового похода. Едва освоившись на новой родине, дамасская роза перекочевала в Англию и сразу стала эмблемой королевского дома Ланкастеров – одной из ветвей династии Плантагенетов. Другая ветвь династии – Йорки – отдала предпочтение белой розе.

Эти эмблемы вошли в историю в связи с 30-летней войной (1455–1485) Ланкастеров и Йорков, которая больше известна как война Алой и Белой розы. Кровопролитная борьба двух королевских домов нашла отражение не только в исторических трактатах и рыцарских романах. Селекционеры вывели у розы дамасской форму Versicolor, что значит «разноцветная». По-английски эта разновидность называется York-and-Lancaster – «Йорк-и-Ланкастер»: на одном кусте и даже на одном побеге у нее мирно сосуществуют белые, розовые и смешанные бело-розовые махровые цветки. Так садоводы символически примирили спесивых аристократов.

Лилия – не менее известный, чем роза, геральдический цветок.

Знаменитая королевская лилия, точнее, триада из лилий, – символ королевского дома Бурбонов, правившего Францией и Испанией больше 200 лет. Ее изображения красовались повсюду: на королевских знаменах и штандартах, на дверцах карет и одеждах придворных.

После свержения монархии цветок лишился своего королевского титула. А позже ученые установили, что столь любимая королевская лилия – вовсе и не лилия. История этого символа гораздо древнее дома Бурбонов. Он встречался еще в V веке на штандартах франкского короля Хлодвига. Есть даже предположение, что это вовсе не цветок, а стилизованное изображение наконечника алебарды. Большинство исследователей сходятся на том, что знаменитый символ – на самом деле цветок ириса. Достаточно сравнить старинное изображение золотисто-желтого ириса и королевскую лилию «флер де лис», как ее именуют французы.

В вексиллологии – науке о флагах – растения также не обделены вниманием. За некоторыми деревьями и цветами закрепились определенные символы, являющиеся по существу универсальными. Так, дуб символизирует крепость и могущество, лавр – славу и почет, олива – мир и мудрость, пальма – долговечность и победу, ель – плодородие, обновление. В тех или иных комбинациях эти символы присутствуют на флагах различных стран. К этому списку можно добавить кленовые листья на флаге Канады, зеленый трилистник клевера на флаге Ирландии, ветку с плодом граната на флаге Гренады и гроздь бананов на флаге Фиджи.

Что касается цветов, то им «повезло» меньше. В XIV-XVII веках государственный флаг Франции был синим с белым крестом, разделявшим четыре поля с тройками золотых королевских лилий – «флер де лис». Сейчас «флер де лис» красуется лишь на флаге канадской провинции Квебек.

В фондах Оружейной палаты в Московском Кремле хранятся три знамени Ермака, датируемые 1583 годом. На одном из них образы Иисуса Навина и архангела Михаила окружены стилизованным цветочным орнаментом. По углам расположены лучистые цветки, чем–то напоминающие соцветия подсолнечника.

Наконец, на флаге «страны гвоздики» – острова Занзибар – до 1963 года в зеленом круге на красном поле были изображены две перекрещенные гвоздики.

Государственная символика часто включает в себя не только флаг и герб, но и национальный цветок, реже – национальное дерево. Одни символы утверждены официально, другие бытуют лишь в силу традиции. Как правило, национальные цветочные символы выбираются из местной дикой флоры. Например, свенсона красивая, цветочный символ Южной Австралии, является довольно редким видом, подлежащим охране.

Иногда символом государства становится не дикий, а культурный цветок. На Мальдивских островах им стала полиантовая роза – единственная роза, которая успешно растет на этой земле. Символом Сингапура провозглашена орхидея Ванда «Мисс Хоакин». Ее розовые, с фиолетовым оттенком цветы напоминают цветовую гамму сингапурских национальных одежд. Непрерывное круглогодичное цветение этой орхидеи, по мнению правительства, символизирует стремление народа к прогрессу.

Но не все цветы-символы непременно красивы и экзотичны. Национальный цветок Финляндии, скромный душистый ландыш, красовался на монетах до введения евро. Символ Шотландии, чертополох колючий, отражает боевой нрав этого непокорного народа. Камбоджа выбрала своим цветочным символом рис – источник благополучия страны, а Латвия полюбила душистую руту.

Японцы символами своей страны избрали хризантему и сакуру – японскую вишню. Им посвящены древние праздники с очень поэтичными названиями: весенний Праздник любования цветением сакуры и осенний Праздник хризантемы.

Хризантема с ее компактным лучистым соцветием – национальный символ и герб Страны восходящего солнца, цветок императорского дома (в Японии есть даже особый сорт огромных императорских хризантем). Как и сам император, его цветок олицетворяет единство нации.

Сакура не попала на герб, но не менее любима японцами. Вот что пишет в книге «Япония. Образы и традиции» знаток Японии итальянец Фоско Мараини: «Весна… часто прерывается метелями, волнами холода, дождями и долго не сходящим снегом. Неожиданное цветение вишневых деревьев по всей стране может придать ей ни с чем не сравнимый праздничный вид, но это длится всего несколько дней, а иногда несколько часов. Может быть, поэтому поэты в Японии, говоря о сакуре, часто усматривают в ней признак печали – ушедшей любви, юности, жизни, судьбы самурая с ее призванием к самоотречению».

www.sanata.biz


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта