Стилизация - это что такое? Стилизация в искусстве. Растение стилизация
Стилизация
СТИЛИЗАЦИЯ В ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Булаева О. С., старший преподаватель кафедры композиции
Стиль произведения изобразительного искусства проявляет себя совокупностью особенностей общего вида произведения и его частей, деталей изображения, колорита, композиции и всех остальных особенностей произведения. В результате возникает индивидуальная форма изложения художника, отличающаяся от какого-либо конкретного направления частными характеристиками создаваемого. Чем ярче личность художника, тем сильнее отражается в его произведениях его индивидуальность и мировоззрение.
Стиль – это наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве его компонентов, содержания формы, изображения, выражения, личности и эпохи. Если сравнивать такие понятия, как стиль и манера, то манера – это особенные черты творческого процесса, а стиль – это, конечный результат, синтез, целостность всех компонентов художественного произведения.
Стиль произведения несет в себе черты стиля эпохи, которые трансформируются на индивидуальном уровне творчества конкретного человека. При этом, метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться. Стиль произведения может возникнуть в том случае, если в процессе творчества художник проделывает определенную работу по созданию новой реальности, отличной от обыденной действительности и превосходящей ее по силе впечатления.
С понятием «стиль» в изобразительном искусстве достаточно тесно связанно понятие «стилизация». Творческая стилизация обязательно носит индивидуальный характер и подразумевает авторское видение и переработку явлений окружающей действительности и привнесение в их отображение элементов новизны.
Помимо творческой стилизации существует стилизация подражательная, предполагающая наличие готового образца для подражания и точно воспроизводящая стиль какой-либо эпохи, известного художественного течения, стиль знаменитого мастера, стили и приемы творчества того или иного народа.
При создании декоративных композиций, чаще используется метод творческой стилизации, который предполагает создание натурального объекта в виде художественного символа. Художник творчески переосмысливает реально существующие объекты природы и окружающего мира, что является основным творческим методом и выразительным средством декоративно-прикладного искусства. Основной задачей художника в данном процессе является создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность. Подлинно новым можно считать то, чего нет в природе и окружающем мире.
Декоративная композиция – композиция с высокой степенью выразительности и декоративности, включающая в себя элементы стилизации, абстракции, усиливающий ее эмоционально - чувственное восприятие. Основной целью декоративной композиции принято считать достижение ее максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или полным отказом от достоверности изображения.
В современном изобразительном искусстве понятие «декоративность» употребляется в нескольких значениях. Мы будем рассматривать его как художественную специфику плоскостных произведений декоративно-прикладного искусства, указывающую на их определенную и значительную связь с окружающим пространством – интерьером или экстерьером зданий и сооружений. Хотя, точнее будет сказать, что декоративно-прикладной является любая художественная композиция (панно, мозаика, витраж, настенная роспись, вышивка, эстамп, гобелен, скульптура малых форм и т.д.) служащая приданию художественной гармонии, законченности и эстетического обогащения интерьеров и экстерьеров общественных и жилых зданий, предметов бытового обихода и одежды, книжно-журнальной и рекламной продукции, транспортных средств и орудий труда. Декоративная композиция может быть выполнена как традиционными средствами изобразительного искусства (живопись, графика, лепка, мозаика, чеканка, резьба по дереву, камню, кости, вышивка и т. д.), так и с помощью нетрадиционных материалов и различных объектов, нетрадиционными способами и средствами – композиционно организованной садово-парковой флорой, гирляндами и букетами живых и искусственных цветов, растений, камня, цветного стекло и т. д.
Полностью завершенная декоративная композиция представляет собой вполне самостоятельное произведение изобразительного искусства, способное передать зрителю определенные мысли, идеи, чувства, настроения.
Основными чертами, возникающими в процессе стилизации, являются – простота форм, их обобщенность, символичность, экцентричность, геометричность, красочность, чувственность. Следовательно, декоративной стилизации свойственны обобщенность и символичность изображаемых объектов и форм. Отказ от лишнего, второстепенного, мешающего четкому визуальному восприятию объекта, позволяющий обнаружить самое главное, привлечь внимание к сути, вызвать яркие эмоциональные впечатления. Максимальный отказ от несущественных деталей изображаемого объекта декоративной композиции и одновременной их заменой абстрактными элементами позволяет создавать абстракции (абстрактные стилизации).
Рассмотрим, как вариант обработки реальной формы, трансформацию природного объекта – листа дерева. Формы приближенные к геометрическим еще больше обобщаются и окончательно превращаются в геометрические (вытянутые вытягиваются еще больше, округлые – округляются или сжимаются). Происходящая при этом сознательная деформация размеров и пропорций изображаемого объекта позволяет усилить декоративность и выразительность изображения, облегчает восприятие зрителем авторского замысла. В процессе творчества возникает ситуация при которой особенно удачные решения приводят к все более условным и абстрактным изображениям (символам).
В одном из случаев - стилизации листа дерева, работа проходит в следующей последовательности:
реальное изображение листа;
отбрасываем все подробности изображения, полностью, оставляя только форму (контур листа), которая заполняется любым цветом по замыслу автора. Изображение сразу становится абстрактным, при этом степень абстракции и выразительности будет зависеть от того насколько деформирована природная форма листа, насколько отличается она от реальной;
в полученное изображение добавляются главные детали листа, выполненные в необходимой манере и технике – прожилки, делающие изображение узнаваемым;
окрашенный контур листа с прожилками заполняется декором, выбранным из имеющихся вариантов или придуманным самим автором. В результате получаем декоративное изображение стилизованного листа дерева.
В другом – стилизация изображения дерева, проходит по более сложному детализированному пути:
выполняем реалистичный рисунок дерева с максимально возможным количеством деталей: форма ствола, расположение ветвей, фактуру древесной коры;
реалистическое изображение превращаем в стилизованное, отбрасывая «лишние» ветки, убирая второстепенные и повторяющиеся детали, оставляя только то, что необходимо для определения, упрощая форму ствола;
далее отдельные узнаваемые части изображения (ствол, ветви) заменяются абстрактными элементами, позволяющими создать нереалистичное изображение, которое зачастую отличается от первоначального образа;
как на стадии стилизованного, так и на стадии абстрактного изображения, можно использовать декор для показа фактуры коры дерева.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что в основе всех видов и методов стилизации лежит принцип художественной трансформации реальных природных объектов с помощью различных изобразительных средств и приемов. Часто такая трансформация происходит путем упрощения и обобщения формы изображаемого объекта, укрупнения или уменьшения частей объекта, изменения количества деталей, природного цвета. Допустимо объединение различных частей стилизованного изображения позволяющего создать максимально выразительный образ, даже, если первично элементы этого изображения были скопированы с различных объектов природы или природной среды. Примером может служить изображение листа клена обобщенное до формы шестиугольника.
Главной целью художественной трансформации природных объектов является создание максимально выразительного образа, наполненного эмоциональностью, яркостью запоминания, недостижимых в реалистичном изображении.
С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без использования приемов стилизации и художественной обработки формы не будут соответствовать современным эстетическим требованиям. Следовательно, роль стилизации в современном искусстве и освоение приемов стилизации в процессе подготовки специалистов художественного образования играют в настоящее время достаточно важную роль в процессе удовлетворения потребностей людей в создании стилистически целостной, эстетически значимой окружающей среды.
В преподавании декоративной композиции обычно основное время уделяется нескольким темам: стилизация в орнаменте, стилизация природных объектов (растения, цветы, фрукты, птицы, животные, рыбы), декоративная стилизация в пейзаже, декоративная стилизация в натюрморте, портрете и беспредметная композиция.
Окружающая нас реальность является прекрасным объектом для работы над стилизацией природных форм. Можно достаточно долго рассматривать и изучать, изображать один и тот же природный объект, открывая новые его качества и стороны, в зависимости от поставленной задачи. В процессе освоения навыков стилизации природные объекты имеют неоспоримое преимущество в работе. Они доступны, многовариантны, легко изображаются, понятны для анализа и переработки изображения. можно начать знакомство со стилизацией растительных объектов с изображения цветов, деревьев, травы, мхов, лишайников. Многие из этих объектов настолько выразительны, что практически готовы как декоративные изображения. В работе по стилизации природных форм можно пойти от реалистичных зарисовок выбранных объектов с последующей переработкой формы и графического наполнения изображения. Постепенно выявляя декоративные качества изображаемого, или сразу выполнять стилизованные декоративные зарисовки, отталкиваясь от природных особенностей формы и декора. При работе следует избегать слишком реалистичных изображений и натуралистической трактовки образа.
Работу можно построить по следующей схеме:
Выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта, ракурсов .
Обратить внимание на пластическую направленность мотивов и использовать направление развития формы для гармоничной компоновки изображения.
Обратить внимание на характер линий силуэта и декора изображаемого растения: прямолинейные, обтекаемые, ритмичные – выбрать статичное или динамичное построение изображения.
Найти интересный ритм, группировку форм, элементов, отобрать наиболее перспективные в этом смысле детали.
Детально изучить строение цветка. листа. бутона, расположении листьев, их группировку, природную окраску и колористические особенности объекта, позволяющие осуществить декоративную переработку изображения.
Работая с фактурными объектами: кора, мхи, лишайники, спилы деревьев, камни, раковины и т.д. – переработать эти мотивы в декор, максимально отображающий суть изображаемого, выразительно трактующий пластику, ритм и другие особенности объекта.
Стилизованные изображения объектов растительного и животного мира иногда используются как элементы орнаментов, но чаще они объединяются в общую композицию с различными растительными формами или становятся частью стилизованного пейзажа.
Создание декоративного пейзажа следует начинать с осмысления его в целом. Выбранные в качестве мотива формы проходят сложный путь преобразования и трансформации. Как и любая декоративная плоскостная композиция, декоративный пейзаж, обычно выполняется в двухмерном пространстве. Все объекты пейзажа показываются с одинаковой точностью, четкостью, линейная и воздушная перспектива отсутствуют, задний и передний планы сближаются с общим средним. Законы декоративной композиции требуют четко и максимально выразительно передавать картины окружающей среды, отбрасывая все ненужное, второстепенное, все, что мешает выразительно передать состояние природы и конкретных природных явлений. Поэтому, убираем мелкие подробности, упрощаем форму объектов, сглаживаем рельефы гор, холмов, облаков, окружающей местности, обобщаем детали, проводим стилизацию (акцентируя и выделяя самые характерные детали пейзажа). После проделанной работы уточняем степень стилизации объектов композиции и среды, в которой они изображены. Степень обобщения и условности в стилизованном пейзаже может быть достаточно велика и доходить до абстракции, не переходя при этом границы жанровой узнаваемости. Цвет в декоративном пейзаже играет важную роль. Он может быть использован как с учетом реальной окраски объектов пейзажа, так и произвольно, в согласии с авторским замыслом.
Жанр натюрморт многообразен и показателен в процессе освоения приемов декоративной стилизации. Для создания декоративных стилизованных натюрмортов применяются общие методы и приемы декоративной стилизации. Основным требованием к созданию любого натюрморта является достижение полного единства группы изображаемых объектов. При этом в натюрморте единства стоит добиваться не только в создании изображения вообще, но и в свойствах каждого объекта, входящего в натюрморт (форма и размеры объекта, его цвет, цветовой оттенок, фактура и т.д.). Единство и гармония в натюрморте требуют тщательного расположения объектов на картинной плоскости с обязательным выявлением доминанты, позволяющей сгруппировать вокруг себя остальные объекты композиции. Доминантой в постановке натюрморта может быть, например, вертикаль доминирующего кувшина, выразительность подноса, используемого как задник постановки, своеобразие букета цветов и т.д. Эту доминанту стоит выделить и акцентировать, возможно, даже утрировать его пластику. Чтобы стилизация в натюрморте состоялась, он должен быть выстроен в едином плане, основанном на одной главенствующей композиционной идее. Декоративность в натюрморте может быть достигнута за счет изменения формы объектов, использования активных цветовых контрастов, введения декоративного контура и других приемов. Предельное упрощение и доведение до предметных символов изображаемых объектов, так же допустимо, как и усложнение формы и активного наполнения ее декоративными элементами, созвучными общей идее композиции. В процессе освоения приемов стилизации в композиции натюрморта можно отрабатывать на практике теоретические знания трансформируя реальные постановки в зависимости от поставленной учебной задачи. Например, можно взять за основу простые геометрические формы, рубленные, прямоугольные, с активной динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями, заполненные упрощенным геометрическим декором. В процессе работы над декоративным натюрмортом можно использовать следующие способы трансформации изображаемых объектов:
Уловив характерные качества объекта можно утрировать природную форму, доводя ее до максимальной выразительности – округлять округлое, вытягивать вытянутое, подчеркивать пластику предмета нанесением декоративного рисунка. Не следует заменять форму на другую, так как наиболее целесообразно исходить из пластики конкретного объекта.
Возможно изменение пропорций как внутри одного предмета, так и между несколькими предметами композиции.
Допустимы условности усиливающие восприятие композиционного замысла: предметы можно изгибать, преломлять их форму, наклонять в стороны, подвешивать в воздухе, устанавливать на мнимой плоскости, позволяющей видеть объекты в разных ракурсах, с нескольких точек зрения одновременно.
При необходимости можно показывать перспективу, но делать это достаточно условно, избегая слишком реалистичных ракурсов, максимально усиливая выразительность композиции и предметов в ней.
Можно передвигать предметы в композиции, менять их местами, добавлять или убирать необходимые детали изображения, дорисовывать драпировки, фрукты, необходимые для создания более выразительного образа, сохраняя при этом суть и узнаваемость постановки.
Цветовое решение может быть максимально вариативным, в зависимости от поставленной задачи. Можно полностью сохранить цветовой колорит данной постановки, можно поменять тональные отношения, можно дополнить его цветовыми сочетаниями. Нецелесообразно полностью отказываться от цветовых тонов реального натюрморта, так как при его составлении учитывались принципы цветовой гармонизации и предметы подбирались по цвету.
Все вышесказанное необходимо для гармоничного решения поставленной учебной задачи и выполнения выразительной стилизации декоративного натюрморта.
В дальнейшем тему стилизации в натюрморте можно развивать выполняя задания по созданию графического изображения натюрмортных постановок с использованием декора. Для этого понадобятся навыки позволяющие создать единый ансамбль предметов, фруктов, драпировок, увязанных в гармоничную композицию. При работе по представлению в подготовительных эскизах необходимо найти наиболее выгодный ракурс изображения, удачно расположить его в плоскости листа, выделить доминанту. Декор наносится в соответствии с формой изображаемых предметов, для того, чтобы он способствовал усилению пластической выразительности изображаемого.
Заканчивая размышления по данной теме, хочется отметить, что, владение приемами стилизации позволяет художнику более творчески решать задачи, которые ставит перед ним жизнь и профессиональная деятельность.
7
studfiles.net
это что такое? Стилизация в искусстве
Стилизация в искусстве – это процесс придания творческому произведению черт другого стиля. В изобразительном искусстве при помощи данного приема предметы либо фигуры обретают упрощенные формы. Её также используют в музыке и литературе. Стилизация делает объект искусства понятным и сейчас широко используется также в дизайне интерьеров.
Что это такое
Для начала давайте разберемся, что же такое стиль. Это слово переводится с греческого как «палочка для письма». Со временем оно приобрело другой смысл, связанный с индивидуальностью идейно-художественных особенностей творческой личности.В широком смысле данное понятие связано с различными веяниями в искусстве, с культурой разных времен. Стилизация – это своего рода имитация, декорация. Например, в литературе можно изменить стихотворение под фольклор. Юмористы и пародисты способны выступать в манере пародируемого человека. Использовать его мимику, речь. В изобразительном искусстве, дизайне и фотографии также широко используется этот метод. Например, создание картины под старину, использование шрифтов в определенной манере. Стилизация цветов для включения их в орнамент – это тоже изменение их внешнего вида под культуру определенной страны. Например, изображение синих цветов в манере написания «гжель».
Виды стилизации
Этот прием бывает двух видов:
- внешняя поверхностная стилизация;
- декоративная.
Первый вид построен на подражании готовым образцам, имитации манеры какого-либо автора, жанра, течения. Как пример можно привести создание современных мотивов с хохломской росписью.
Второй вид подразумевает обязательную связь элементов создаваемого произведения с пространственной средой. Здесь декоративные формы преобладают над реалистической передачей образов и действительности. Стилизация формы может быть настолько переполнена нереалистическими деталями, что превращается в абстрактную. Она, в свою очередь, подразделяется на такие виды: имеющие натуральный образец и вымышленные.
Видео по теме
Какие черты придает стилизация
Лучшими стилистами называют детей. Они способны упростить любой сложный рисунок. Человека они с легкостью нарисуют при помощи «палок» и «огуречика».
В графике при помощи этого метода убирают излишние подробности, выявляя только суть формы и характер.
Стилизация – это процесс декорирования, который можно использовать на заранее подготовленную зарисовку объекта, либо выполнять зарисовку сразу в определенной манере. При этом произведение, в котором использованы ее приемы, обретет такие черты:
- обобщенность;
- геометричность;
- символичность;
- эксцентричность;
- красочность;
- чувственность;
- простоту формы.
Этим методом пользуются дизайнеры для создания лаконичных логотипов.
С чего начать
Основная цель стилизации – это преобразование реалистичного преображения в выразительный и эмоциональный объект. Это происходит путем отражения сути. Для отображения такого объекта необходимо сконцентрироваться на самом главном в нем. Также художник должен проанализировать характер создания его формы, убрать все лишние детали и не применять средства художественной выразительности. Используется при этом только линия и пятно. Для того чтобы не копировать натуру, художники должны включать ассоциативное мышление и достать из памяти сохранившиеся впечатления. Стилизация – это путь к декоративной живописи, авангарду, абстракционизму.
Начинающим рекомендуется постигать это искусство с написания самых простых трансформированных рисунков растений или животных. Например, подсолнух, ветка дерева, виноградная гроздь, рыба, кот – такие первые наброски помогут разобраться в этом процессе. Необходимо максимально прочувствовать форму, понять, что главное в этом растении или животном, что коренным образом отличает его от других. И при помощи пятен, линий и штрихов необходимо отобразить этот объект. После его отображения ему придают форму и цвет. Окончательный рисунок должен напоминать только это растение или животное.
Применение метода к человеческой фигуре и портрету
Стилизация человека происходит с применением нескольких способов. Один из них – это увеличение реального роста человека. Сохраняя его пропорции, художник меняет длину конечностей и основных частей. Таким способом часто пользуются модельеры, набрасывая свои новые эскизы одежды.
При использовании второго способа у модели могут меняться размеры талии и шеи, удлиняться ноги. При этом также сохраняются основные пропорции тела. Таким методом можно акцентировать внимание на индивидуальных особенностях конкретного человека.
Очень хороший пример стилизованных изображений человека - это работы художников, которые пишут шаржи и карикатуры.
Человек на картине остается абсолютно узнаваем, хотя может иметь черты лица непропорциональные. У него может быть необычно большой рот или нос, увеличены глаза и ресницы. Профессионалы умудряются настолько точно передать характер и уловить индивидуальные черты изображаемого человека, что определить, с кого написан портрет, не составляет труда.
Стилизация формы тела человека наблюдается на старинных иконах. На них люди изображены с вытянутыми силуэтами. В анимации же и мультипликации практически всегда используют какие-то приемы стилизации человека.
Преобразование растений и цветов
Стилизация растений возникла при изготовлении различных украшений, производстве предметов художественной промышленности. Изображения растений и цветов имитируют под художественное их отображение, используемое в орнаментах различных стран. Обобщая форму, художники передавали общие очертания цветка или растения, его листика. Стилизация цветов, например, получается с использованием геометрических фигур: прямоугольника, треугольника, круга, пятиугольника. При помощи разных графических средств художники передают индивидуальные черты цветка или даже всего растения. Они могут быть также узнаваемы, но получают новый декоративный образ. Такие зарисовки широко используются в декорировании посуды, домашней утвари, ювелирными мастерами.
Орнамент
Стилизованный орнамент можно встретить в культурах Древнего Рима, Древней Греции, Древнего Египта и Персии. Начинать работу необходимо с концентрации внимания на ракурсе изображаемого объекта. Это могут быть развороты элементов в разные стороны, изображение их сверху или сбоку. При создании орнамента часто используется растительная стилизация. Звери в орнаментах изображаются достаточно условно. Их располагают так, чтобы не нарушить целостность всего силуэта и не усложнить общее впечатление от композиции. Если изображение имеет объемно-пространственную форму, то она трансформируется в плоскую.
Каждый народ использует по-своему растительные орнаменты. По ним сейчас археологи определяют места появления найденных предметов быта и домашней утвари.
Стилизация животных
Стилизация - это процесс декоративного оформления, который из обычных животных, например, может сделать ярких, красочных и сказочных персонажей. Здесь опять на помощь приходит фантазия, воображение и импровизация. Декоративная стилизация животных имеет определенные границы. Если необходимо изобразить лису, волка или рыбу, то все эти объекты должны быть узнаваемыми. Обычно стилизация применяется в мультипликации, декоративном оформлении помещений, в иллюстрировании сказок.
Натюрморт в стилизации
В натюрморте несколько предметов объединяют в одну группу. Художник концентрирует свое внимание на структуре объектов, их соотношении и поверхности. Цвет, линия и фактура поверхности подчиняются единому замыслу. В стилизованном натюрморте необходимо выделить один главный объект, вокруг которого ставят остальные компоненты. Предметы упрощают, трансформируя их в символы и силуэты. Можно использовать противоположный прием, насытив композицию декоративными деталями. Стилизация растений в натюрморте происходит по таким же принципам. Их формам придают острые углы, добавляют яркие контрасты.
Изображение пейзажа
Этот жанр живописи насчитывает наибольшее количество стилей и направлений. Пейзаж изображается на картинах различных знаменитых художников последних столетий. Стилизованный пейзаж можно увидеть в росписях на стенах зданий, построенных в Древней Руси. Позже этот метод применяли в декоративном искусстве. Японский пейзаж – это отличный образец стилизованного рисунка в этом жанре. В таких рисунках нет воздушной и линейной перспектив. Все элементы имеют одинаковую четкость. В стилизации пейзажа допускается изменение количества объектов. Цветовая гамма может быть реальная или изменена по усмотрению художника.
Передача цвета в стилизации
Цвет – это важное средство данного приема. Трансформированное изображение любого жанра должно при помощи цвета создавать необходимое впечатление и выражать замысел автора. Для декоративной стилизации характерны нечеткие цветовые отношения, цвет используется локально и контрастно. Он способен сильно подчеркнуть желаемый эффект. При этом допускается даже стилизация человека в несвойственных для него цветах. Это касается всех изображаемых объектов.
Стилизация изображения фотографического
Очень часто требуется стилизация фото под картину. Художники полностью воплощают имитацию нужного стиля, корректируя и ретушируя исходное изображение.
При современных компьютерных технологиях такие изменения осуществляют, используя цифровое фото. Программы способны стилизовать изображение под художественное фото очень быстро и недорого. При этом заказчик может выбрать лучший вариант из предложенных фотооператором.
Стилизация человека на фото включает в себя использование таких методов художественной обработки, как ретуширование, выравнивание, добавление резкости, контрастности, добавление эффектов, использование светотени для корректировки, раскрашивание и другие. Это применимо ко всем фото, независимо от содержания.
Можно стилизовать фотографию под рисунок, выполненный акварелью, маслом или тушью. Можно обработать её, добавив ярких красок или трансформировать её в черно-белый вариант.
Очень часто в последнее время люди заказывают стилизацию под живопись, написанную маслом. При этом, используя несколько фотографий, мастер может перенести заказчика в любой уголок Земли, в любое временное пространство и обстановку. Картины получаются очень реалистичными. Изображения печатают на холсте, акварели, шелке. Можно выбрать любой стиль «написания» такого полотна.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Искусство и развлечения Хэппенинг – это что такое? Примеры в искусствеСовременное искусство предполагает смешение красок, феерию, которую нельзя воспринимать отстраненно. Одни из ее жанров – хэппенинг. Это в буквальном смысле искусство действия. В нем зритель сам является демиурго...
Искусство и развлечения Кубизм - это что такое? Кубизм в искусстве. Представители направления и картины в стиле кубизмВозникновение кубизма относят к 1906-1907 годам. Развилось и зародилось это направление главным образом во Франции (яркими представителями являются П. Пикассо, Х. Грисс и Ж. Брак), а также в некоторых других странах.
Домашний уют Минимализм - это... Что такое минимализм в дизайне?Хотите знать, что представляет собой минимализм? Это направление в искусстве, дизайне, архитектуре, характеризующееся использованием простых форм, монохромности, ограничением трансформации и количества художественных ...
Здоровье Гранулоциты - это что такое? Гранулоциты в крови: повышены, понижены, нормаВ анализе крови часто наблюдают пункт, где указано гранулоциты — это частицы, именуемые белыми клетками, или зернистыми лейкоцитами. По количеству этих составляющих можно верно поставить диагноз болезненного сос...
Здоровье Стигматизация − это что такое? Стигматизация в психиатрииСтигматизация − это в психологии навешивание на больного клейма "психбольной". Ведь многие века люди с психическими расстройствами подвергались изоляции, гонениям, уничтожению. Страх оказаться в такой ситуации с...
Здоровье Анизоцитоз - это что такое? Анизоцитоз в общем анализе кровиКровь крайне важна для человеческого организма и представляет собой жидкую ткань, содержащую плазму и форменные элементы – эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Благодаря кровеносной системе питаются все органы. Е...
Здоровье Уретра - это что такое? Различия в строении уретры у мужчин и женщин, симптомы и заболеванияУретра – это что такое? Именно представленному вопросу мы и посвятим статью. Кроме этого, вы узнаете о различиях в строении данного органа у мужчин и женщин, а также о том, какие заболевания могут возникнуть, ка...
Искусство и развлечения Что такое натурализм в искусстве?Вопрос "что такое натурализм" – один из самых сложных в науке, так как довольно часто данное направление путают с реализмом вообще и искусством фотографии в частности. Поэтому необходимо четко представлять себе ...
Искусство и развлечения Контрапункт - это... Что такое контрапункт в музыке?Представить современное общество без музыки совершенно невозможно. Она стала частью человеческого существования. Музыка сопровождает каждый шаг и слышна отовсюду. Она может выразить радость и скорбь, триумф и падение,...
Искусство и развлечения Что такое автопортрет в искусстве?На протяжении многих веков люди упражнялись и достигали высот в изобразительном искусстве, перенося то, что видят глаза и чувствует душа, на камень и холст. Статуи царей и правителей, людей, живших в далёкой древности...
monateka.com
Урок «Стилизация природных форм» на Всероссийский конкурс для учителей музыки, рисования и МХК на лучшую методическую разработку «Урок-презентация»
ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ (УРОКА)
Тема программы:
Междисциплинарный курс 01.01. «Дизайн – проектирование»
(72 часа)
Преподаватель: Сорокина А.В.
Тема занятия: "Стилизация природных форм" (№ 6 урока в теме)
Цель урока:
Нравственное и эстетическое воспитание учащихся посредством изучения искусства силуэтной графики, получение знаний, практических умений и навыков по выполнению изображений стилизованных природных форм.
Задачи урока:
Образовательные:
- получение знаний о силуэтной графике;
- формирование умений выполнения изображения стилизованных природных форм.
Развивающие:
-развитие творческого воображения в технике работы силуэтной графики;
-развитие внимания, мышления, памяти;
-развитие познавательной и творческой активности;
-развитие интереса к искусству силуэта;
-развитие аккуратности.
Воспитательные:
-воспитание интереса к силуэтной графике;
-воспитание эстетического вкуса к искусству силуэтной графики.
Тип урока: изучение нового материала
Ведущие методы: беседа, рассказ, практическая работа.
Оснащение урока:
Для учителя: наглядное пособие. Презентация с использованием ИКТ.
Для учащихся: карандаши, ластик, лист А3, художественные и графические средства.
Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся: включение обучающихся в активные виды учебной деятельности – наблюдение, сравнение, обсуждение в парах, оценивание собственных работ по критериям, формулировка выводов.
Уровень усвоения: 3.
№ п/п | Этапы урока, t Задачи этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Применяемые методы | Ожидаемый результат |
1 | Вводно-мотивационный этап 5 минут | Приветствие. Организационный момент – проверка готовности к уроку. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация к активной деятельности. | Подготовка рабочего места. Понимание темы урока. Принятие целей и задач своей деятельности. | Беседа | Понимание темы, цели и задач урока |
2 | Основная часть урока. Этап изучения нового материала 10 мин | Объяснение учителем сущности новых понятий. Понятие стилизации и стиля. Стилизация природных форм. Организация беседы с обучающимися. Организация аналитической работы обучающихся | Восприятие рассказа учителя. Составление определения стилизации. Стилизация – это … Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Проводят аналитическую работу (наблюдение и сравнение природных и стилизованных образцов, вычленение приёмов стилизации). | Рассказ учителя с демонстрацией презентации Беседа по новому материалу. Аналитическая работа. | Понимание сущности понятия «стилизация». Знание приёмов стилизации природных форм. Умение сравнивать природный и стилизованный образец. |
3 | Закрепление новых знаний через алгоритмизацию действий обучающегося по стилизации природных объектов. 7 мин | Организует предварительную эскизно-зарисовочную работу | Составляют алгоритм стилизации. | Алгоритмизация своих действий. | Понимание алгоритма стилизации. |
4 | Практическая работа (применение полученных знаний на практике) 15 мин | Организует практическую работу по стилизации природных форм. Называет задание и условия его выполнения. | Выполняют практическую работу по составленному алгоритму. | Практическая работа | Умение выполнять стилизацию природной формы на основе приемов стилизации по алгоритму |
5 | Контрольно-оценочный этап 5 мин | Организует проверку творческих работ, само- и взаимооценку по критериям. | Анализируют и оценивают творческие работы. Самооценка, взаимооценка. | Контрольно-оценочные | Умение видеть плюсы и минусы своей работы, оценить по названным критериям. |
6 | Подведение итогов урока. 3 мин | Подводит итоги урока. Выясняет достижение цели, выполнение задач урока. Делает вывод по уроку. | Определяют степень достижения цели урока, уровень сформированности умений стилизовать, ставят цель на следующий урок. | Беседа | Понимание качества полученного результата учебной деятельности. |
Преподаватель: Сорокина А.В.
Ход урока:
Вводно-мотивационный этап
Приветствие.
Организационный момент.
Сообщение темы урока, цели и задач.
Основная часть урока. Этап изучения нового материала. Объяснение учителем сущности новых понятий.
Учитель дает задание – послушать объяснение и сформулировать определение стилизации.
Понятие стилизации и стиля
Сегодня на мы с вами узнаем, что такое «стилизация». Познакомимся со средствами и приемами стилизации. И попробуем сами создать свою стилизованную композицию.
Стилизация - это упрощение или усложнение какого-либо предмета или изображения. Упрощенность - главная черта стилизованного объекта. Чтобы стилизовать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета.
В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией. Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.
Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же объект можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его стороны. Нужно научиться видеть в природе образы, необходимо присматриваться и вглядываться в них. А стилизация дополнит эти образы - в ней вы можете фантазировать и импровизировать. Каждое растение, каждый цветок уникальный и обладает своими особенностями. Подмечая эти особенности, их нужно использовать в стилизации.
Итак, вы послушали рассказ, пожалуйста, попытайтесь дать ваше определение новому понятию. Что же такое стилизация?
Стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).
Стилизация природных форм. Беседа с обучающимися.
Что в окружении является объектом для художественной стилизации?
Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его стороны в зависимости от поставленной задачи. Работа над стилизацией природных форм помогает овладеть аналитическим мышлением и способами оригинального выражения натуры в трансформированных формах, т.е. производить преломление увиденного через индивидуальность художника. Стилизованное изображение изучаемых объектов дает возможность находить все новые оригинальные способы отображения действительности, отличные от иллюзорного, фотографического изображения.
Как вы думаете, с чего можно начать работу над стилизацией?
Стилизацию природных форм можно начать с изображения растений. Это могут быть цветы, травы, деревья в сочетании с насекомыми и птицами.
Нужно тщательно изучить детали объекта и выделить наиболее характерные для него.
Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако следует избегать слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Можно брать один какой либо признак и делать его доминирующим, при этом форма объекта изменяется в сторону характерной особенности так, что приобретает символичность. Стилизация используется в логотипах, плакатах, орнаментах, портретах, пейзажах, натюрмортах, здесь задействована стилизация, как главное средство выражения идеи автора.
Обратить внимание на наглядный материал.
Аналитическая работа обучающихся (наблюдение и сравнение природных и стилизованных образцов, вычленение приёмов стилизации).
Закрепление новых знаний через алгоритмизацию действий обучающегося по стилизации природных объектов.
Предварительная эскизно-зарисовочная работа – очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции, так как, выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов. Эскизно-зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный почерк в передаче всем известных мотивов. Выделим основные требования к зарисовкам растительных форм:
Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта, ракурсных поворотов.
Обратить внимание на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в целом (статическое или динамическое).
Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм (стеблей, листьев), делая отбор видимых деталей в изображаемой на листе среде.
Давайте рассмотрим приемы стилизации, каждый подробно на наглядностях и создадим алгоритм стилизации.
1) Реалистичный рисунок.
2) Превращение реалистичных изогнутых округлых плавных форм в резкие более прямые и острые. (Обрубовка)
3) Представление реалистичных форм в формы геометрические. (Геометризация форм)
4) Замена основной формы предмета на геометрические. (Замена главного)
5) Работа со штрихом или точкой. (Трассировка формы)
6) Силуэт - разновидность графической техники в искусстве портрета. Техника используется для чётко профильного изображения человека.
7) Декор - совокупность элементов, составляющих внешнее оформление, украшение объекта, формы и так далее.
Рис.1 - реалистичная зарисовка Рис. 2 - обрубовка Рис. 3 - геометризация форм
Рис. 4 - замена главного Рис. 5 - трассировка (штрих) Рис. 6 - трассировка (точка)
Практическая работа (применение полученных знаний на практике).
Учитель объясняет задание на практическую работу и называет условия ее выполнения.
Совместно с обучающимися формулирует критерии оценки работы.
Каждый выберет картинку (из предложенного раздаточного материала) с реалистическим изображением, которую захочет стилизовать. Нужно изменить композицию, сделать более интересной и создать свой фантастический образ. Выполнить поэтапную стилизацию, придать характерные не реалистичные особенности.
Критерии оценки:
- понимание принципов стилизации;
- применение в работе приемов стилизации;
- выполнение стилизации природной формы в заданное время.
Контрольно-оценочный этап (Анализ и оценка творческих работ обучающихся, самооценка, взаимооценка).
Подведение итогов урока.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Декоративная композиция
Разделы: МХК и ИЗО
Цель занятия: Знакомство со стилизацией в декоративной композиции.
Задачи:
- Изучить последовательность стилизации природных форм и элементов.
- Развить наблюдательность, умение выделить характерные особенности модели.
- Научить анализировать конструктивные особенности природного объекта.
Создание условий воспитания, интереса и любви к изобразительному искусству.
Методы и приёмы:
- словесный,
- наглядно-практический.
Оснащение кабинета:
- магнитофон,
- компьютер,
- наглядные пособия,
- иллюстрации картин художников.
Материалы:
- Бумага А4,
- гуашь,
- карандаши.
Зрительный ряд:
Репродукции: А. Матисса, П. Пикассо, И, Машкова, Б. Кустодиев, А, Куприна и д.р.
Образцы построения орнаментальных мотивов.
Тема занятия: Стилизация природных форм.
План занятия:
- Создание тишины творческой атмосферы 5 мин.
- Введение в новый материал. 20 мин.
- Практическая деятельность. 30 мин.
- Обсуждение работ. 15 мин.
- Домашнее задание 5 мин.
- Организованное окончание занятия 5 мин.
Материал занятия.
Педагог: На сегодняшнем занятии мы продолжаем работать над изучением декоративной стилизации в композиции. Вопрос: Что такое стилизация?
Обучающиеся: Декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью изменения форм, цветовых отношений, наполнения декором называется стилизацией.
Педагог: В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).
Прежде чем говорить о различных способах стилизации, имеет смысл обратиться к сути термина “стиль”
Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов, содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.
Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.
Давайте рассмотрим стилизацию в орнаментальной композиции.
Орнаментальная композиция представляет собой повторяющиеся мотивы из растений, животных, насекомых.
Рассмотрим орнамент из растительных форм. Определившись, какой будет композиция – статичной или динамичной – начнём работать над изображением мотивов, из которых она выстраивается.
При работе над эскизными зарисовками мотива (цветка, насекомого ит.д.) необходимо обратить внимание на характерные, наиболее яркие его особенности, отказавшись от второстепенных деталей. При этом особенности цветка могут быть максимально утрированы и доведены до знаковости.
Каким же образом можно менять форму объекта? К примеру, если колокольчик имеет удлиненную форму, её можно вытянуть более активно, а цветок одуванчика, приближенный по форме к кругу, можно максимально округлить.
Важно также обратить внимание на ракурс изображаемого объекта. При статичной композиции целесообразно избегать разворотов в три четверти, а использовать вид сверху или сбоку, располагая мотив по вертикальной или горизонтальной осям. (образец А)
В динамичной композиции разумнее использовать ракурсы и наклоны (образец Б)
Цвет и колорит орнаментальной композиции тоже подлежит преобразованию. Он может быть условным, совершенно отвлечённым от натурального варианта.
Изображение животных в орнаменте также требует упрощения.
Варианты стилизации изображения бабочки
Силуэт должен вписываться в простые геометрические фигуры.
При разработке орнаментального мотива объемно – пространственную форму целесообразно превращать в плоскостную. При необходимости же объёмного изображения обязательно использовать обобщения, условности.
Большого мастерства в стилизации орнаментальных мотивов достигли египтяне. Их произведения предельно лаконичны и выразительны как по силуэту, так и по цветовым решениям. В них одновременно присутствуют условность изображения и узнаваемость объектов, это яркие, декоративные, запоминающиеся образы. (Приложение №1)
В декоративной композиции стилизации природных форм уделяется большое внимание. Можно выполнить зарисовки объектов с натуры, а в дальнейшем переработать их в сторону выявления декоративных качеств, либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов. Тщательно изучив детали объекта, выделяем наиболее характерные для него элементы и стилизуем их. Рассмотрим примеры: колючий татарник отличает наличие шипов и угловатостей в форме листьев. Стало быть при зарисовке можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт, применить контрасты при графической обработке формы, линию и пятно, светлое и тёмное, при цветовом решении – контраст взаимодополнительных цветов и разные светлотные тональности.
Стилизация в изображении колючего татарника
Стилизация в изображении вьюна
Для вьюна характерна плавная тягучесть стволов и мягкая пластика форм листка и цветка, поэтому в зарисовке будут преобладать извилистые, округлые формы и деликатная проработка деталей с использованием преимущественно тонкой линии, мягких тональных и цветовых отношений.
Давайте с вами вместе сформулируем основные требования к зарисовкам растительных форм: Обучающиеся делают выводы:
- Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта, ракурсных поворотов.
- При компоновке мотивов необходимо обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок.
- Обратить внимание на характер линий, из которых складывается контур изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в целом (статическое или динамическое).
- Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм (стеблей, листьев), делая отбор видимых деталей.
- При зарисовке цветов необходимо изучить строение цветка, расположение и форму лепестков, их окраску. Это и будут те природные особенности объекта, которые дают возможность их декоративного преобразования.
- При работе с такими природными мотивами как кора, срезы деревьев, мох, камни, раковины перед художником стоит задача превращения фактурной поверхности мотива в декор.
Следующий этап нашей работы это
Практические задания
Задание №1
На листе формата А4 выполнить стилизованное изображение двух контрастных по своим природным качествам растений (например, вьющийся плющ и колючий “чертополох” или других растений). Используйте графические средства или цвет. (Приложение № 2, Приложение №3)
Во время выполнения задания включается музыка.
Перед тем как вы начнёте выполнять 2 задание, выполним гимнастику для глаз.
Проветрим кабинет.
Задание №2
Выполнить стилизованную зарисовку растений, морских или других животных. Элементы орнамента выстройте в полосе. Используйте цвет. Формат А4. (Приложение № 4)
Педагог: Вы правильно выполнили задание. Понравилось вам занятие? Обучающиеся ведут обсуждение, говорят, что понравилось, а что надо сделать по-другому.
– Спасибо всем за работу. Я думаю, вам занятие понравилось!
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai