Бегония — «Ухо Наполеона» или хранительница семейного счастья. Растение наполеон
Бегония — «Ухо Наполеона» или хранительница семейного счастья
Бегония, одна из старых и добрых знакомых многих любителей комнатных растений, снова пришла к нам в дом и отлично вписалась в современный интерьер.
Удивительно разнообразие представителей этого рода: великолепные красивоцветущие и поражающие вариантами форм, красок, фактуры и размеров декоративно-лиственные. Только подумать: 800 видов этих удивительных растений живут на наших подоконниках и более 2000 форм цветут в садах всего мира. Крупные и миниатюрные, глянцевые и опушенные, зеленые, серебристые и многоцветные – таковы многочисленные виды и сорта этих травянистых растений родом из тропических и субтропических лесов Азии, Африки и Америки.
Среди декоративно-лиственных бегония клещевинолистная – самая распространенная. Это мощное растение с утолщенным, сильноопушенным лежачим стеблем. Листья у нее крупные, по краю крупнозубчатые, сверху бронзово-зеленые, снизу красноватые, с выступающими жилками на длинных толстых опушенных черешках. Бегония Бауэра «Тигр», напротив, имеет небольшие размеры, компактную форму и может использоваться для создания бутылочных садиков.
Когда смотришь на бегонию Мэсона, на ее удивительно красивые светло-зеленые листья с темно-коричневым крестообразным рисунком по центру, действительно начинаешь верить утверждению некоторых специалистов, что бегония поглощает энергию семейных ссор и скандалов. Не менее интересен сорт королевской бегонии Олимпик: ее серебристый лист закручивается к центру, напоминая улитку.
И если внешний вид бегоний очень разнообразен, то уход за ними примерно одинаков. Большинство этих растений – обитатели вечно влажных тропических лесов-гилей, поэтому им требуется рассеянный свет. Лучшим местом в квартире для них станет подоконник восточного или северного окна (температура зимой не должна опускаться ниже 16 градусов).
Бегонии имеют сочный полегающий стебель, поэтому для посадки лучше использовать широкие и неглубокие горшки. Для лучшего стока воды необходимо сделать дренаж. Земельная смесь для их посадки должна быть легкой и питательной. Обычно она готовится из смеси листовой земли, перегноя, торфа с небольшим добавлением песка.
Летом растения поливают обильно, хорошо промачивая весь ком. Старайтесь не допускать застаивания воды в поддоне: после полива она может находиться там не более 20 минут. Зимой растения поливают по мере подсыхания земельного кома. Тут надо быть осторожным: подсыхание, но не пересыхание. При пересушивании листья растения провисают и уже в исходное состояние не возвращаются (особенно это касается сорта Олимпик или «улитки», как называют ее в народе). Во время отопительного сезона позаботьтесь об увлажнении воздуха. Причем бегонии с опушенными листьями опрыскивать нежелательно, лучше поставьте горшки с растениями на поддоны с влажным керамзитом или мхом.
Подкармливают бегонию только летом, 2 раза в месяц, чередуя органические и минеральные удобрения.
Бегония размножается своими листьями, или, как говорят ботаники, вегетативным способом. Лучше это делать весной. Отрезанный лист бегонии укладываем на влажный субстрат так, чтобы жилки листа касались земли. Покрыли лист стеклянным колпаком (можно банкой) и оставили на свету в теплом месте. Колпак необходимо приподнимать каждый день для проветривания «роженицы». И вот уже дней через двадцать из черешка или из трещинок в листе появятся первые молодые побеги новых растеньиц.
Рассказывая о бегонии, не могу умолчать о клубневой бегонии. Как комнатное растение она является сезонной, и у нее есть период покоя, но два-три месяца бегония цветет такими красивыми махровыми цветками белого, желтого, красного, оранжевого, кремового и бордового цветов, что стоит обзавестись этой красоткой. Клубни в горшке сохраняют в прохладной комнате или в сухом прохладном месте до весны, а потом пересаживают, поливают и выставляют на свет.
Немного истории. Впервые бегонии были обнаружены и описаны французским монахом Ш. Плюшье во время экспедиции на остров Гаити. А названо растение в честь большого любителя и собирателя цветов губернатора Сан-Доминго Мишеля Бегона, жившего в 17 веке. Есть и русское название этому растению: «Ухо Наполеона». Так его назвали в 1812 году во время бегства французов из Москвы. И действительно, контурами с нижней красной стороны лист бегонии похож на большое отмороженное ухо.
Наполеон I (Наполеон Бонапарт). Биография
10:1802.12.2014
(обновлено: 10:19 02.12.2014)
40961389
2 декабря 2014 года исполняется 210 лет со дня коронации Наполеона I императором Франции.
Французский государственный деятель и полководец, император Наполеон Бонапарт (Napoleon Bonaparte) родился 15 августа 1769 года в городе Аяччо на острове Корсика. Происходил из семьи незнатного корсиканского дворянина.
В 1784 году окончил Бриеннское военное училище, в 1785 году – Парижскую военную школу. Профессиональную военную службу начал в 1785 году в чине младшего лейтенанта артиллерии в королевской армии.
С первых дней Великой французской революции 1789-1799 годов Бонапарт включился в политическую борьбу на острове Корсика, примкнул к наиболее радикальному крылу республиканцев. В 1792 году в Валансе вступил в Якобинский клуб.
В 1793 году сторонники Франции на Корсике, где в это время находился Бонапарт, потерпели поражение. Конфликт с корсиканскими сепаратистами вынудил его бежать с острова во Францию. Бонапарт стал командиром артиллерийской батареи в Ницце. Отличился в сражении против англичан при Тулоне, был произведен в бригадные генералы и назначен начальником артиллерии Альпийской армии. После контрреволюционного переворота в июне 1794 года за связи с якобинцами Бонапарт был отстранен от должности и арестован, но вскоре освобожден. Числился в резерве военного министерства, в сентябре 1795 года, после отказа от предложенной должности командира пехотной бригады, был уволен из армии.
В октябре 1795 года член Директории (французское правительство в 1795-1799 годов) Поль Баррас, возглавивший борьбу с монархическим заговором, взял Наполеона в помощники. Бонапарт проявил себя при подавлении мятежа роялистов в октябре 1795 года, за что был назначен командующим войсками Парижского гарнизона. В феврале 1796 года был назначен командующим Итальянской армией, во главе которой осуществил победоносную итальянскую кампанию (1796-1797).
В 1798-1801 годах возглавлял Египетскую экспедицию, которая, несмотря на взятие Александрии и Каира и разгром мамелюков в битве у пирамид, потерпела поражение.
В октябре 1799 года Бонапарт прибыл в Париж, где царила обстановка острого политического кризиса. Опираясь на влиятельные круги буржуазии, 9-10 ноября 1799 года произвел государственный переворот. Правительство Директории было низложено, а Французскую республику возглавили три консула, первым из которых стал Наполеон.
Заключенный в 1801 году конкордат (договор) с римским папой обеспечил Наполеону поддержку католической церкви.
В августе 1802 года он добился своего назначения пожизненным консулом.
В июне 1804 года Бонапарт был провозглашен императором Наполеоном I.
2 декабря 1804 года в ходе пышной церемонии, проходившей в соборе Парижской Богоматери с участием папы римского, Наполеон короновал себя императором французов.
В марте 1805 года короновался и в Милане, после того как Италия признала его своим королем.
Внешняя политика Наполеона I была направлена на достижение политической и экономической гегемонии в Европе. С приходом его к власти Франция вступила в период почти непрерывных войн. Благодаря военным успехам, Наполеон значительно расширил территорию империи, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы.
Наполеон был не только императором Франции, протянувшейся до левого берега Рейна, но также королем Италии, посредником Швейцарской конфедерации и протектором Рейнской конфедерации. Королями стали его братья: Жозеф в Неаполе, Луи в Голландии, Жером в Вестфалии.
Эта империя по своей территории была сравнима с империей Карла Великого или Священной Римской империей Карла V.
В 1812 году Наполеон предпринял поход на Россию, окончившийся его полным поражением и ставший началом крушения империи. Вступление в марте 1814 года в Париж войск антифранцузской коалиции вынудило Наполеона I отречься от престола (6 апреля 1814 года). Союзники-победители сохранили Наполеону титул императора и отдали ему во владение остров Эльба в Средиземном море.
В 1815 году Наполеон, воспользовавшись недовольством народа политикой сменивших его во Франции Бурбонов и возникшими на Венском конгрессе разногласиями между державами-победительницами, попытался вернуть себе трон. В марте 1815 года во главе небольшого отряда он неожиданно высадился на юге Франции и через три недели без единого выстрела вступил в Париж. Вторичное правление Наполеона I, вошедшее в историю под названием "Сто дней", продолжалось недолго. Император не оправдал возлагавшихся на него французским народом надежд. Все это, а также поражение Наполеона I в битве при Ватерлоо и привели его ко второму отречению и ссылке на остров Святой Елены в Атлантическом океане, где он и умер 5 мая 1821 года. В 1840 году прах Наполеона был перевезен в Париж, в Дом инвалидов
Мировая военная историография высоко оценивает деятельность Наполеона I как полководца, умело использовавшего для развития военного дела объективные условия, созданные французской буржуазной революцией. Его полководческая деятельность оказала большое влияние на развитие военного искусства XIX века.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
ria.ru
9 растений, которым дали название в честь известных людей / Surfingbird
Большое количество растений получили название благодаря их первооткрывателям. Многие растения носят имена или фамилии биологов, докторов, математиков, зоологов, фитофизиологов и многих других ...ологов. Но в этом обзоре пойдёт речь, немного, не о них.
Наполеона
Что здесь можно сказать? Очень красивое дерево, родиной которого является Африка. Получил название благодаря Наполеону I. Цветки лишены лепестков, но имеют три круга похожих на лепестки стерильных тычинок.
Лапажерия
Удивительное растение, которое выдерживает морозы в - 5 градусов. Встречается в оранжереях, а естественным ареалом произрастания являются Анды. Своё название этот цветок получил в честь супруги Наполеона Бонапарта - французской императрицы Жозефины, урождённой Мари Роз Жозефа Таше де ла Пажери.
Павлония
Павлония - это высокое дерево, которое получило название не по имени и фамилии. Отчество Анны Павловны дало название этому роду деревьев. Растение произрастает на Дальнем Востоке и в Китае. Также, это дерево можно встретить в Тайване, Вьетнаме, Лаосе.
Анна Павловна Была дочерью Российского Императора Павла I. Она носила также титул королевы Нидерландской. Считается, что Анна была эталоном красоты. Я не смог удержаться и нашёл фотографию портрета государыни. Теперь полюбоваться её чарами сможете и вы.
Раффлезия
Раффлезия — это цветковые паразитические растения, которые произрастают на островах Индонезии. Большую часть своей жизни проводят в тканях растения-хозяина. Размер цветка может превышать один метр. А вот имя этому цветку-паразиту дал основатель Сингапура Сэр Томас Стэмфорд Бингли Раффлз.
Удивительное растение, которое выдерживает морозы в - 5 градусов. Встречается в оранжереях, а естественным ареалом произрастания являются Анды. Своё название этот цветок получил в честь супруги Наполеона Бонапарта - французской императрицы Жозефины,
Хатиора — это род кактусов, который произрастает в лесах Бразилии. А названо растение было в честь Томаса Хэрриота. Его достижения использовал каждый школьник, когда писал символы > и <. Да-да именно он ввёл в использование знаки больше и меньше. Считается, что именно Томас завёз в Европу картофель.
Аристотелия
Аристотелия произрастает в Австралии, Новой Зеландии, Южной Америке. Плоды аристотелии похожи на маленькие красные сердечки. Данное растение культивируют в Чили. Из ягод аристотелии изготавливают ликёры, а также добавляют в вино для придания особого цвета. Естественно, названа в честь знаменитого Аристотеля.
Секвойя
Эти уникальные гиганты могут вырасти до 110 метров в высоту. Максимальный возраст секвойи превышает 2000 лет. Своё название дерево получило в честь Секвойи Джорджа Гесса — индейского вождя племени Чероки. Уникальный был человек. Основал газету, которую выпускал на языке чероки, а незадолго до этого придумал письменность чероки.
Франклиния
Это листопадное дерево с пирамидальной кроной, вырастающее до 6-10 метров в высоту. К, сожалению, из-за вырубки лесов, дерево больше не встречается в диком виде. Франклинию можно лицезреть в оранжереях и дендрариях. Думаю, что о Бенджамине Франклине слышали все. А, вот то, что он был первым американцем, ставшим иностранным членом Российской академии наук, даже для меня стало открытием.
Тёрнера
Это целый род растений, который был назван в честь отца английской ботаники Уильяма Тёрнера. Свою жизнь Уильям Тёрнер посвятил ботанике и орнитологии. Но, в данном случае, примечательно само растение, которые является очень мощным афродизиаком.
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Читать дальше
Одноклассникиматериал с fishki.net
surfingbird.ru
Фиалка — цветок императрицы Жозефины и эмблема Наполеонидов.
Глава из книги замечательного биолога и педагога Николая Федоровича Золотницкого” (1851-1920), «Цветы в легендах и преданих». Первое издание этой книги было в 1913 году (После этого книга неоднократно переиздавалась).
Чудный, ни с чем не сравнимый по своей нежности запах фиалки и приятное сочетание изящной лиловой окраски цветка с сочной, яркой зеленью листьев сделали маленькую фиалку уже с незапамятных времен любимицей человека. Она возникла, по словам одной восточной легенды, из слез благодарности Адама, когда в бытность его на острове Цейлон архангел Гавриил принес ему радостную весть о прощении Господом его грехов.
Другая легенда рассказывает, что, когда однажды бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа, бедная девушка обратилась к Зевсу с мольбой укрыть и защитить ее. Великий громовержец, вняв ее мольбам, превратил ее в чудную фиалку и укрыл в тени своих кущ, где она с тех пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса.
Там, может быть, прелестный цветок и остался бы навсегда, никогда не попав к нам на землю, не случись одного события. Прозерпина, дочь Зевса и Цереры, отправившись в лес за цветами, была похищена внезапно появившимся Плутоном как раз в то время, когда она рвала фиалки. В испуге она выронила из рук нарванные ею цветы на землю… И вот эти-то фиалки и послужили прародительницами тех фиалок, которые растут у нас и поныне.
Связанная, таким образом, с воспоминанием о похищении Прозерпины Плутоном фиалка считалась у греков цветком печали и смерти, которым поэтому украшали как смертное ложе, так и могилы молодых, безвременно погибших девушек.
Но с другой стороны, как подарок Прозерпины, как весть, подаваемая ею каждой весной своей матери Церере, фиалка служила у греков в то же время эмблемой ежегодно оживающей весной природы и девизом Афин, которые Пиндар воспевал как увенчанный фиалками город, а ваятели и живописцы изображали в виде женщины с венком из фиалок на голове.
Венками и букетами из фиалок греки любили украшать не только себя, но и свои жилища, статуи домашних богов, они также увенчивали ими ежегодно в день весеннего праздника всех достигших трехлетнего возраста детей, желая тем, как говорит Пасхалий, показать, что беззащитные для них годы прошли и что они уже вступают в жизнь в качестве маленьких граждан.
Вообще фиалка является любимейшим цветком древних греков.
Гомер, желая изобразить как можно ярче всю прелесть грота нимфы Каллипсо, говорит, что он был убран столь чудными фиалками, что даже вечно спешащий и ни перед чем не останавливающийся Меркурий не мог не замедлить своего шага.
Ян Брейгель Старший. «Одиссей и Калипсо на острове Огигия».Не менее греков фиалкой интересовались и римляне.
Они употребляли ее в качестве целебной травы, а также добавляли в вино, которое получило тогда название весеннего напитка. Без фиалок у них не обходилось почти ни одно радостное событие, ни одно религиозное празднество, а потому окрестности Рима, как и окрестности Афин, представляли собой целые плантации фиалок, на что немало сетует даже Плиний, говоря, что лучше бы римляне вместо бесполезных цветов засаживали бы землю полезными оливковыми рощами.
Их воспевали также лучшие римские поэты, а город Генна в Сицилии имел даже изображение фиалки на своих монетах.
С фиалкой мы встречаемся далее и в древних легендах балтийско-славянской мифологии, где ей приписывается даже некоторое магическое значение.
Мрачный бог Чернобог, говорит одно из этих сказаний, владел великолепным замком и прелестной дочерью.
Но вот пришли христианские проповедники; они уничтожили его силу, превратили его чудный замок в скалу, а его красавицу дочь в фиалку, которая зацветает лишь раз в сто лет. И кому посчастливится теперь сорвать эту фиалку, тот женится на красивейшей и богатейшей из невест страны и будет всю жизнь счастливейшим из людей.
В память об этом предании в средние века в южной Германии каждую весну праздновали тот день, в который находили первую фиалку.
Нежную виновницу торжества прикрепляли к громадному шесту посреди зеленой лужайки, куда собирались и стар и млад, чтобы попеть, поплясать и повеселиться. Все радовались концу зимы, когда можно выйти, наконец, из тесных душных жилищ и, собравшись вместе, подышать свежим весенним воздухом, насладиться чудным зрелищем оживающей природы.
Этот обычай однажды даже послужил поводом к кровавой распре в окрестностях Вены между рыцарем Нитгардтом Фуксом и крестьянами — распре, воспетой средневековым поэтом Гансом Саксом.
Нитгардт случайно нашел весной в лесу на берегу Дуная первую фиалку и, прикрыв ее своей шляпой, поспешил отправиться к герцогу Оттону, чтобы известить его о счастливой находке и пригласить весь двор на праздник весны.
Тем временем какой-то крестьянин, проходя по тому же самому месту и заметив среди поля рыцарскую шляпу, полюбопытствовал, что под ней, и, найдя там фиалку, поспешно сорвал ее, а на ее место положил кучу мусора. Затем прикрыл все шляпой и как ни в чем не бывало удалился.
Между тем Оттон, пригласив всех дам, всю свою свиту на праздник, торжественно явился на место, где росла фиалка. Но когда Нитгардт поднял шляпу, то, ко всеобщему удивлению, на месте фиалки оказалась куча грязи. Взбешенные венцы решили, что Нитгардт сделал это им в насмешку, и пришли в такое раздражение, что бедный Нитгардт успел спастись от их гнева только благодаря быстроте своего коня.
Обиженный и огорченный, Нитгардт долго стоял и недоумевал, как это могло случиться, но вдруг, отъехав немного, увидел свою фиалку, прикрепленную к шесту, и целую толпу танцующих и веселящихся вокруг нее крестьян. Выхватив меч из ножен, он устремился на них, стал разгонять и, изранив многих, остался на месте танцев победителем. С этих пор он получил прозвище «Bauerafeind» — враг крестьян.
После греков фиалка ни у кого не пользовалась такой любовью, как у древних галлов, у которых она служила символом невинности, скромности и девственности, вследствие чего ею посыпали брачное ложе новобрачных и украшали могилу безвременно погибшей невесты.
От галлов любовь к фиалке перешла и к их потомкам — французам, у которых во времена поэтических состязаний, проходивших ежегодно в Тулузе, одной из высших наград служила золотая фиалка.
Начатые в 1323 году, эти состязания отличались особенным блеском в 1490 году, когда во главе их встала известная красавица Клеманс Изор, ценившая фиалку выше всех цветов и пославшая даже этот цветок своему рыцарю, томившемуся в плену у «неверных», как эмблему своей верности и постоянства.
Фиалка не раз воспевалась французскими поэтами, и живший при Людовике XIV поэт Демаре, посылая знаменитой основательнице литературных вечеров Жюли де Рамбулье венок из фиалок, вкладывает в уста цветка примерно такие слова: «Не обладая честолюбием, я прячусь в траве; скромная по своей окраске, я скромна и в выборе места; но если когда-либо я увижу себя на вашем челе, то из самого скромного цветка я превращусь в самый гордый».
Обложка к сборнику стихов Демаре «Венок для Юлии»Считая фиалку символом скромности и невинности, французские писатели очень ревниво относились к тому, насколько справедливо сравнивали с ней известных в то время женщин. Например, когда мадам де Севинье из лести вздумала назвать в своих письмах знаменитую фаворитку Людовика XIV Луизу де Лавальер скромной фиалкой «humble violette», то французская писательница де Жаилис была просто возмущена этим сравнением.
Особенной любовью пользовался скромный цветок у многих знаменитых французских актрис. Так, например, известная французская актриса и в то же время любимица короля Морица Саксонского Адриенна Лекуврёр так страстно любила этот цветок, что Мориц, желая сделать ей приятное, подарил актрисе печать с выгравированной на ней фиалкой и надписью: «II faut me chercher». Говорят даже, что и тот букет, которым она была отравлена своей соперницей герцогиней де Бульон, был также сделан из фиалок.
Другая, не менее знаменитая, но жившая в конце XVIII века французская актриса Клерон так любила этот цветок, что один из ее поклонников завел для нее целые оранжереи фиалок. И круглый год в продолжение 20 лет каждое утро посылал ей букет фиалок.
Желая со своей стороны выказать ему не меньшее постоянство и дружбу, Клерон срывала каждый вечер по цветку и, заварив из него чай, выпивала его. Это служило для нее как бы любовным напитком — Elisire d’amore.
Наконец, страстной поклонницей фиалки была знаменитая Сара Бернар, у которой вся квартира и все платья благоухали запахом фиалок и у которой также круглый год в будуаре и во всех комнатах стояли букеты фиалок.
Фиалку любил также и французский король Людовик XVI, а от него эта любовь перешла и к его наследнику — дофину, который всегда чрезвычайно был доволен, когда мог поднести своему отцу фиалку, выращенную собственными руками.
Но особенно выдающуюся и крайне странную роль сыграл этот цветок в жизни императрицы Жозефины, а частично также императоров Наполеона I и Наполеона III.
Начало этой истории имеет некоторую связь с вышеупомянутой любовью к фиалке дофина.
Девятого марта 1795 года поздно вечером, говорится в записках некоторых современников, у ворот тюрьмы Тампль, в которой томился заключенный маленький больной дофин, появилась молодая красивая дама с горшком роскошных фиалок и просила привратника передать их бедному царственному страдальцу. Она знала его страсть к фиалкам и хотела порадовать его первым приветом весны, проникшим за стены темницы.
Дама эта была не кто иная, как Жозефина Богарне, будущая французская императрица. Она также страстно любила фиалки и, проникшись состраданием к больному малютке, презирая грозившую ей опасность, в сопровождении президента конвента Барраса пришла выполнить свое желание, которое подсказывало ей ее доброе сердце.
Франсуа Жерар. Императрица Жозефина. 1801 годБольной тяжелым рахитом ребенок не долго пережил эту радость и месяц спустя скончался в стенах темницы.
Его похоронили ночью, тайком, в укромном уголке кладбища св. Маргариты. В память его последних дней, когда ребенок, так любивший цветы, прижимал горшочек с фиалками к груди и перебирал слабеющими ручонками их курчавые листочки, приговаривая: «Весной мы снова увидимся с вами, дорогие цветочки», какая-то добрая душа посадила их ему на могилку.
С тех пор цветы Жозефины ежегодно цвели на могилке маленького Людовика XVII и, постепенно разрастаясь, каждую весну все более покрывали ее густым лиловым ковром.
Между тем на одном из блестящих балов, устроенных президентом конвента Баррасом, Жозефина встретилась с восходившим в то время светилом — молодым генералом Бонапартом. Она сразу пленила его своей красотой и скромным нарядом, выделявшимся среди старавшихся перещеголять друг друга роскошью туалетов республиканских модниц. Вместо драгоценных камней все убранство ее заключалось в надетой на голову гирлянде фиалок да нескольких букетиках, приколотых на груди.
Цветы были особенно ценны Жозефине тем, что они напоминали о возвращении ей свободы.
Заключенная, по рассказам, в начале революции вместе со многими другими невинными жертвами в знаменитую Консьержери (предварительную тюрьму), Жозефина ждала с минуты на минуту казни на гильотине и уже прощалась с жизнью, как вдруг однажды вечером в место ее заключения пришла малютка — дочь тюремщика и подала ей букет фиалок.
Неожиданный подарок внушил ей надежду, что хлопоты одной высокопоставленной подруги, стремящейся освободить ее из заключения, быть может, увенчаются успехом, и она увидела в этих цветах счастливых провозвестников скорого освобождения.
Предчувствие ее не обмануло. Просьба ее подруги подействовала, и на другой же день она была освобождена.
С тех пор фиалка стала для Жозефины символом жизни и счастья, и когда она встречала какого-нибудь несчастного страдальца, то никогда не упускала случая подарить ему фиалки как надежду на счастливый поворот в его судьбе.
Страсть ее к этим цветам доходила до крайности. Все платья ее были затканы фиалками, лиловый цвет был любимым, а живые фиалки служили единственным украшением, и вся она, и все, что ее окружало, было пропитано их запахом.
Очарованный, обвороженный ею, генерал Бонапарт весь вечер не отходил от нее и, когда она уезжала, проводил ее до кареты. Прощаясь с ним, Жозефина наклонилась, и бывший у нее на груди букет фиалок случайно упал к ее ногам. Наполеон схватил его, страстно прижал к губам и унес с собой как первый залог любви.
Жак Луи Давид. Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года, 1806—1807Девятого марта 1796 года, ровно через год после того дня, когда Жозефина принесла бедному дофину фиалки, в здании городской ратуши Парижа происходило ее торжественное венчание с Наполеоном. Опять Жозефина была одета в затканное фиалками платье, опять в руках и на груди были букеты из фиалок — ее цветов любви и счастья.
Выходя из ратуши, взволнованная, радостная, она не могла сдержаться, и когда несколько слез радости упало на ее букет, то она, обратясь к Наполеону, сказала:
— Позволь мне, мой милый друг, каждый год в день нашего венчания, чудный день моей жизни, носить эти цветы. Пусть каждую весну они будут обновлением нашей любви, нашего счастья.
И Наполеон никогда не забывал этой просьбы, где бы он ни был: на поле брани, в походе ли, в упоении ли фимиамом славы, Жозефина всегда находила в день их свадьбы свежий букет фиалок на ночном столике своей опочивальни.
Прошли годы, голова Жозефины украсилась императорской короной, но по-прежнему не было для нее большей радости, чем получить в этот день букет фиалок.
Между тем слава и могущество Наполеона все более возрастали, и счастливая звезда Жозефины начала меркнуть. Дорогая для нее рука готовилась нанести ей смертельный удар.
Еще носились только смутные слухи о намерении Наполеона выбрать себе более подходящую по сану супругу — из царственного рода — и о добровольном будто бы отречении Жозефины, как наступило 9 марта 1808 года. Как нарочно, накануне умер занимавшийся разведением фиалок дворцовый садовник, а Наполеон ни за что не хотел подарить ей цветы из сада, где был покойник. Но где же было взять других фиалок в это время?
Ева Гонсалес, Утреннее пробуждение. 1876.По всему Парижу были разосланы гонцы с приказанием во что бы то ни стало найти фиалки. Но то был труд напрасный: нигде и ни у кого их не оказалось. Между тем час, когда фиалки должны были быть поднесены, приближался.
Встревоженный тем, что Жозефина может принять это за предзнаменование угрожающего ей разрыва, Наполеон покидает дворец и пускается сам на поиски цветов.
Он обходит все улицы, все площади, где продают цветы, но не находит ничего и уже обдумывает, как успокоить Жозефину. Вдруг, подходя к Лувру, он видит у ворот маленькую сгорбленную старушку с корзиной, полной прелестных букетиков фиалок. Вне себя от радости, он выхватывает лучший букетик, бросает горсть золотых и, прежде чем старуха приходит в себя, исчезает.
Торжествующий он входит к Жозефине, подносит ей букет и рассказывает о тех трудах, которых он ему стоил.
Вспыхнув от радости, Жозефина обнимает Наполеона, благодарит его за труды и целует букет. Но вдруг она бледнеет, ей становится дурно, и, выронив букет, Жозефина с ужасом восклицает: «Прочь, прочь! — это цветы смерти… Они расцвели на могиле!»
Чтобы успокоить Жозефину и доказать, что все, что она говорит, не что иное, как плод ее фантазии, Наполеон немедленно посылает за старухой, продававшей цветы. Но все поиски оказались тщетными: никто ее не знает, никто ее не видел.
Предчувствие Жозефины, однако, не обмануло ее. Два дня спустя находят старуху, и она сознается, что нарвала цветы на чьей-то могиле на кладбище св. Маргариты. Это были как раз те цветы, что когда-то были подарены маленькому дофину Жозефиной.
С этой минуты Жозефина не знает более покоя. Смутное предчувствие чего-то страшного, какого-то неожиданного несчастья всюду преследует ее. И вскоре это предчувствие превращается в горькую действительность: она узнает о решении Наполеона разойтись с ней и вступить в брак с дочерью австрийского императора Марией-Луизой.
Выполнение решения не откладывается в долгий ящик, и, принужденная расстаться с тем, кого она ценила выше всего на свете, кого чуть ли не боготворила, Жозефина удаляется в свой любимый замок Мальмезон, где, никого не принимая и ни с кем более не видясь, живет в уединении, вся предавшись уходу за цветами. В них она видит своих лучших друзей, им одним поверяет свое горе.
Теперь в ее сад привозят цветы со всех концов света. И среди их великого множества нельзя найти только фиалки. Жозефина не только уже не носит их, не только не хочет их более видеть, но не желает даже слышать их названия…
Так проходит четыре года, как вдруг 9 марта 1814 года с букетом фиалок к ней является трехлетний малютка — сын Наполеона, а за ним и сам Наполеон. Растроганная до слез, Жозефина бросается в объятия Наполеона и забывает на минуту всю горечь нанесенной ей обиды.
Это был последний счастливый день в жизни Жозефины, потому что два месяца спустя в той же самой роскошной гостиной, где она принимала Наполеона с маленьким «королем римским», уже стоял весь усыпанный фиалками гроб с ее телом и раздавались звуки погребального пения. Перенеся тяжелую утрату — потерю любви и самого дорогого человека, она не вынесла постигшего его горя — изгнания на остров Эльбу.
Оскар Рекс. «Это конец». 1900.
Но со смертью Жозефины фиалка не исчезает из истории Наполеона. Она становится девизом его приверженцев, которые продолжают видеть в ней символ величия императора. И, когда зацветают на юге первые фиалки, 20 марта Наполеон тайно покидает остров Эльбу и появляется среди своих ликующих сторонников, они встречают его радостными криками: «Le voila, le pere la Violette» (Вот он, вот он отец фиалки). И все солдаты, все приверженцы появляются с фиалками в петлице, все женщины с букетиками этих цветов на груди, на шляпах, и все дома, все магазины украшаются фиалками как надеждой новой весны, нового возрождения империи.
Однако ликование, как известно, длилось недолго. 22 июня Наполеон уже принужден был отречься от престола в пользу своего малолетнего сына. Тогда, вспомнив о Жозефине, он отправился в последний раз в Мальмезон и нарвал на ее могиле фиалок, которые цвели тут чуть ли не круглый год. Но счастливая звезда, светившая на цветы Жозефины, зашла. Фиалки были взяты на могиле.
15 июля 1814 года Наполеон был посажен на корабль и перевезен, как пленник, на остров Св. Елены.
По смерти императора на его груди в золотом медальоне, с которым он никогда не расставался, нашли две засушенные фиалки и локон белокурых волос: воспоминание о его утренней и вечерней звезде — его дорогой Жозефине и его не менее дорогом сыне — короле римском.
Однако и смерть Наполеона не могла прервать таинственной связи с ним фиалки. Цветок этот продолжал играть роль и в судьбе его потомков.
Напрасно добиваясь у всех дворов подходящей ему по сану супруги, Наполеон III остановил, наконец, свой выбор на прелестной испанке, которую сама судьба как бы предназначала ему в супруги.
Евгения, графиня Монтихо, герцогиня де Теба — таково было имя будущей императрицы французов. Отец ее, герцог Пенерандо де Теба, принадлежал к одной из знатнейших испанских фамилий, а мать происходила из древнешотландского рода Кирпатрик Гласборн, родственного Стюартам и герцогам Альба.
Родители матери Евгении переселились в Париж еще при Наполеоне I и сделались его приверженцами. Здесь Мария — так звали мать Евгении, — будучи еще ребенком, играя в Тюильрийском саду с другими детьми, случайно познакомилась с маленьким Луи Наполеоном, сыном любимой падчерицы (дочери Жозефины от первого брака) и в то же время невестки Наполеона — королевы Гортензии. Оба ребенка подружились, и однажды маленький Луи Наполеон принес своей подруге в подарок букет фиалок с надетым на него золотым колечком. Когда Мария пришла домой, то мать, увидев кольцо, внутри которого было написано «Жозефина», велела его тотчас же отнести обратно и отдать няне мальчика. Но на другой день мальчик в сад не пришел и затем исчез совсем, так что кольцо это волей-неволей осталось у Марии.
Франц Ксавер Винтерхальтер, Император Наполеон IIIКак оказалось впоследствии, это было венчальное кольцо императрицы Жозефины, которое Луи Наполеон, играя с дядей (Наполеоном I), снял с его пальца и куда-то запрятал. Тогда его всюду искали, перерыли весь дворец, но так и не могли найти. Наполеон был очень огорчен и уехал на войну с Австрией без него. Это было дурным предзнаменованием для Жозефины, которое вскоре оправдалось, так как по завершении кампании Наполеон вступил в брак с дочерью австрийского императора Марией-Луизой.
Маленькая Мария очень любила это колечко и тщательно хранила его в числе самых драгоценных своих вещиц, но не имела ни малейшего понятия о том, кто ей его подарил и в чем была его ценность.
Достигнув 16-летнего возраста, она вышла замуж за своего дядю, герцога Пенерандо, и 5 мая 1826 года у нее родилась маленькая дочь, которой дали имя Евгения. Когда Евгения подросла, мать подарила ей свое заветное колечко и велела вырезать на нем рядом с именем Жозефины еще дату рождения Евгении — 5 мая.
Маленькая Евгения, бывая не раз в Лондоне у родственников своей матери, увидела здесь принца Наполеона, который жил в Лондоне в качестве члена общества карбонариев.
Живой, прелестный ребенок, Евгения очень ему понравилась; он стал играть с девочкой, и она, как делают все дети, притащила все свои лучшие игрушки и драгоценности. В числе последних и находилось знаменитое кольцо.
Луи Наполеон тотчас же узнал его, был необычайно обрадован находкой и с этой минуты считал себя как бы связанным таинственными узами с маленькой Евгенией.
Между тем мать Евгении, узнав о значении подаренного ей кольца, составила свой план действий и, указав Евгении на высшее предопределение Божие, как бы заключенное в кольце, всячески старалась, чтобы она не вышла ни за кого другого, как только за Луи Наполеона.
Чтобы привести свой план в исполнение, она переселилась в Париж, где всячески стралась устроить встречи дочери с Луи Наполеоном, который в то время из члена общества карбонариев готовился превратиться в императора.
Евгения появлялась перед ним не иначе, как с букетом фиалок на шляпе или на груди, в лиловом платье или с вуалью цвета фиалок.
Когда же в 1851 году все было готово к государственному перевороту и Евгения явилась на даваемый в ратуше Парижа бал одетой совершенно так же, как была когда-то одета императрица Жозефина, с фиалками в волосах и букетом фиалок на плече, судьба ее решилась. Наполеон III был побежден ею, и 29 января 1853 года Евгения стала императрицей французов. С этих пор фиалки снова заняли прежнее место в светском обществе.
Франц Хавьер Винтерхальтер, Портрет императрицы Евгении.Только это были уже не скромные фиалки Жозефины, а облагороженный их вид — пармские, с более темной окраской и сильным запахом.
Так цвели и благоухали эти фиалки, как цветы радости, более 20 лет, пока 9 января 1873 года они снова не превратились в цветы смерти. В тот день умер Наполеон III — умер, изгнанный из отечества, в Англии.
14 января в Чизельгерсте в парадной зале, увешанной гербами с императорской короной и уставленной бесчисленными подсвечниками с ярко пылавшими свечами, лежал в гробу Наполеон III. На его груди покоилось распятие, а вокруг гроба во всевозможных видах — в венках, букетах, гирляндах и даже просто разбросанными по полу — были фиалки, присланные от многочисленных друзей и приверженцев наполеоновской династии из Франции. Это был последний привет его родины…
Зацветут ли снова фиалки на могиле Наполеона III — неизвестно, но его приверженцы долго оставались верны этим цветам. В день именин императрицы Евгении в Ницце, где она постоянно жила, вся ближняя церковь украшалась фиалками, присылаемыми со всех концов Франции. У входа в церковь располагались многочисленные продавщицы фиалок, и никто из идущих в церковь не входил туда, не приобретя букетика фиалок…
С фиалкой связан другой грустный рассказ, также имеющий отношение к эпохе революций. Это история парижской уличной знаменитости, «старухи с фиалками», как ее все называли — Луизы Пишон.
Около 1855 года на скромном гробе, вынесенном из церкви Сен-Жермен-де-Пре, удивленные прохожие могли видеть сотни букетиков увядших, засохших фиалок, которыми он буквально был засыпан.
Покойная была невестой Бари, погибшего на эшафоте в начале царствования Луи Филиппа.
За несколько часов до своей казни Бари просил пришедшего его исповедать тюремного священника передать его невесте прощальный букет фиалок, и эта просьба была свято исполнена.
Получив последний дар горячо любимого человека, который до последней минуты надеялся на помилование, несчастная Луиза помешалась, и с тех пор в течение 35 лет ее видели бесцельно бродящей по всему Парижу, особенно в предместье Сен-Жермен, где она жила. Всегда в ее руках был букетик фиалок, который обновлялся один раз в неделю — и летом, и зимой.
Все букетики она, как оказалось, складывала потом в шкаф, где в день ее смерти их нашли в виде груды засохших листьев.
Умирая, она просила, чтобы эти цветы, с которыми она никогда не расставалась и в которых для нее оживали самые дорогие воспоминания о любимом человеке, были положены вместе с ней в могилу.
Во исполнение этой последней ее воли все букетики были возложены на гроб, чтобы при погребении последовать вместе с ней в ее последнее земное жилище.
Вид этого зрелища потрясал до глубины души. Любить так горячо на протяжении 35 лет — это ли не образец преданности!
И каждый прохожий невольно задумывался над грустной жизнью бедной Луизы и, крестясь, слал молитву о ее упокоении.
Такова любопытная роль фиалки в истории Франции, но скромный этот цветок был любим и в некоторых других странах: любим и государями, и поэтами, которые не раз воспевали его в своих стихах.
Эдуард Мане, Букет фиалокШекспир называет его своим любимцем — «darling», Шелли воспевает в своих стихотворениях, Томас Мор — в «Лалла Рук», а Гёте не только воспевает его, но и мечтает о том, чтобы в окрестностях его родного города Веймара росли сплошные поля этих цветов, как это он видел под Афинами.
Повсюду около дорог, на полях, в общественных парках, на опушке лесов можно встретить в Веймаре фиалки. Народ называет их фиалками Гёте, потому что великий поэт питал к этому цветку столь страстную любовь, что никогда не выходил на прогулку, не захватив с собой его семян, которые потом рассеивал по пути всюду, где только мог.
И теперь, хотя давно уже нет поэта, каждую весну окрестности Веймара превращаются в роскошный ковер из фиалок.
Кроме Гёте, в Германии фиалки пользовались большой любовью у знаменитого географа и путешественника, автора «Картин природы», Александра Гумбольдта и короля прусского Фридриха Вильгельма III.
Особенно любил этот последний украшать фиалками портрет своей покойной жены, королевы Луизы, в знак воспоминания о том, что этот портрет, обвитый гирляндой из фиалок, явился ему как-то в видении. Это было как раз в тот день, когда он основал орден Железного креста — немецкий аналог русского Георгиевского креста, — служащий наградой за храбрость.
Любил фиалки и император Вильгельм I, которому ежедневно за завтраком в любое время года стол украшался свежими фиалками, а в день его рождения — 22 марта — ими убирали весь обеденный стол и всю залу. Обычай этот сохранялся до его смерти.
Любил их, наконец, и великий русский писатель И. С. Тургенев.
Лечась в Висбадене, он каждое утро гулял с букетом душистых фиалок, который затем неизменно подносил лечившейся в одно время с ним мадемуазель N.
«Это мои любимые цветы, — говорил он ей (как она сообщала в одной из московских газет), — я чувствую особенное удовольствие вручать вам их здесь каждое утро. Это нечто вне моей курсовой программы. Никому, никому не говорите об этом…»
www.botanichka.ru
Любимый цветок Наполеона
«Купите фиалки…» — зазывают уличные торговцы. Это значит — пришла весна
Фиалка — символ пробуждения природы, её ежегодного обновления. Любили цветок в Древнем Риме и Греции. У галлов фиалка олицетворяла невинность, чистоту скромность. До сих пор у французов этот цветок в большей чести. Душистая фиалка была любимым цветком Наполеона, её воспевал Шекспир, Гете, Томас Мор.
Род фиалок насчитывает около 500 видов, но в основном они произрастают на Алтае и Кавказе.
Фиалка алтайская. Родина Алтай. Представляет собой растение высотой до 15 см. Цветет желтым или синим цветом. Цветет с апреля до июня, затем с августа до выпадения снега.
Фиалка душистая. Растет на Кавказе и в Крыму. Растение высотой 15—18 см, стебли ползучие, цветки диаметром 1,52 см, простые или махровые, белые, розовокрасные, фиолетовые, душистые. Цветет рано весной и летом.
Фиалка рогатая. Растет в Пиренеях и Южных Альпах. Растение высотой 2530 см, цветков много, до 20 штук, диаметр цветка до 5 см, разных расцветок: голубые, желтые, коричнево красные, голубые, синие. Цветет с мая до осени.
В наших садах и лесах этот цветок растет повсеместно, нежные лиловые цветки — это все душистая фиалка. Весной она вырастает на всем готовом: корни заранее заготовили питательные вещества, чтобы ранней весной этот цветок зацвел раньше других. У душистой фиалки есть своя тайна. Никто не знает, как она умудряется зацвести сначала рано весной и повторить потом цветение летом. Весенние цветки природа наградила еще и замечательным запахом, который привлекает ос, пчел, шмелей и всяких других насекомых. Правда, фиалка в них не нуждается, потому что красивые цветки бесплодны. Продолжение жизни растения поддерживают только летние цветки. Эти не имеют ни запаха, ни венчика, к тому же не приподняты над листьями, а лежат прямо на земле. Да и зачем приподниматься или кого завлекать, раз цветки не нуждаются ни в чьих услугах. Ведь фиалки самоопыляемые растения: зрелая пыльца с тычинок осыпается на рыльца, так и происходит оплодотворение. Плод этого цветка — коробочка, которая свисает на стебельке, а то и вовсе лежит на земле. Но когда плод созрел, створки, как пружинки, растрескиваются и разбрасывают вокруг семена. Здесь их поджидают вездесущие муравьи, которые любят фиалки. Так что, завидев их «домик», невдалеке ищите эти цветы. Муравьи растаскивают посевной материал на большое расстояние — так путешествуют фиалки по земле. Для того чтобы семена взошли, нужна хорошая влажная почва. Фиалка может расти везде, даже под деревьями, в любой тени и влажной среде. Её выращивают на срезку, хотя в основном цветок больше подходит для оформления садов и парков.
Александра ГАЙКАЛОВА.
vechorka.ru
Реферат Наполеона
Реферат на тему:
План:
- Введение
- 1 Название
- 2 Ботаническое описание
- 3 Виды ЛитератураПримечания
Введение
Наполеона (лат. Napoleonaea) — род цветковых растений семейства Лецитисовые, произрастающих в Африке.
Napoleonaea imperialis, цветок крупным планом |
1. Название
Род был описан в 1804 году и назван в честь Наполеона I Бонапарта (1769—1821), императора Франции в 1804—1815 гг.
2. Ботаническое описание
Представители рода — деревья.
Цветки лишены лепестков, но имеют три круга похожих на лепестки стерильных тычинок, образующих венчиковидную структуру.
3. Виды
- Napoleonaea egertonii Baker f.
- Napoleonaea gabonensis Liben
- Napoleonaea gossweileri Baker f.
- Napoleonaea heudelotii A.Juss.
- Napoleonaea imperialis P.Beauv.
- Napoleonaea lutea Baker f. ex Hutch. & Dalziel
- Napoleonaea reptans Baker f. ex Hutch. & Dalziel
- Napoleonaea septentrionalis Liben
- Napoleonaea talbotii Baker f.
- Napoleonaea vogelii Hook. & Planch.
Литература
Kubitzki K.; Bayer C. The Families and genera of vascular plants (англ.).
Примечания
- Используется также название Покрытосеменные.
- Об условности отнесения описываемой в данной статье группы растений к классу двудольных см. раздел «Системы APG» статьи «Двудольные».
- Синонимы на APWeb - www.mobot.org/MOBOT/research/APweb/genera/lecythidaceaegen.html
Роды растений, названные в честь людей
wreferat.baza-referat.ru
Шарль Наполеон — «Культуре»: «Бонапарт не знал, что такое Россия» - Карта Мира
культура: Для русских Бородино — одна из величайших побед нашего оружия. Но и французы считают это сражение своим успехом. Так на чьей стороне, на Ваш взгляд, правда?
Наполеон: Во Франции и вправду Бородино рассматривают как победу. После затяжного стратегического отступления русских Наполеону наконец удалось дать бой противнику. Обе стороны сражались геройски. После битвы французы не отступили, пошли вперед и вступили в Москву. Поэтому мы рассматриваем сражение как свою победу. Конечно, потом началось отступление наполеоновской армии и ее разгром.
культура: Значит, побежденных в Бородинской битве нет?
Наполеон: Побежденные — это десятки тысяч убитых. Надо отмечать не русскую или французскую победу, а важную дату в истории двух стран, напоминающую об ужасах войны.
культура: И все-таки почему великий полководец Наполеон коварно напал на Россию? Одни историки считают, что тем самым он хотел заставить Александра I присоединиться к блокаде Англии. Другие полагают, что он намеревался захватить Индию...
Наполеон: После встречи двух императоров в Тильзите появился безумный проект совместного покорения Индии. Конечно, Наполеон стремился и к блокаде Англии. Но настоящая причина в том, что Бонапарт придерживался логики войны — именно с ее помощью он добивался своих целей.
культура: Однако ближайшее окружение пыталось отговорить императора от этой авантюры.
Наполеон: Французский посол в России Арман де Коленкур постоянно предупреждал Наполеона, что нападение на эту страну — безумие. Да и сам Александр I объяснил Коленкуру стратегию, которой он будет придерживаться в случае французского вторжения.
культура: «Со штыком можно делать все что угодно, — говорил Ваш предок. — Нельзя только на нем сидеть». Как же он не мог понять, что ему не удастся покорить Россию?
Наполеон: Это говорил Талейран… В ту эпоху в Европе для разрешения конфликтов предпочтение отдавали именно оружию. Наполеону удалось объединить под своими знаменами около 20 европейских стран, включая Австрию и Пруссию. В походе на Россию за ним следовала фактически вся континентальная Европа.
культура: Ваш предок не доверял русским, называл их «северными варварами», а Александра I — «византийцем».
Наполеон: Он недооценил русского императора. Наполеон был убежден, что «очаровал» царя. В какой-то мере так оно и было. Но тот же Арман де Коленкур объяснял — Александр мог казаться открытым, оставаясь при своем мнении. Наполеон не понял истинных намерений русского царя, недооценил его решимость. А главное — он не знал, что такое Россия.
культура: В русской кампании Наполеона — в том числе в Бородинском сражении — участвовал Стендаль. Он увидел «патриотизм и настоящее величие» русских.
Наполеон: Русская нация сплотилась и разгромила Наполеона и всю его коалицию ценой колоссальных жертв.
культура: В Париже часть победоносной русской элиты прониклась идеями Века Просвещения и Французской революции.
Наполеон: Таков оказался ход истории. На Россию напали, она разбила врага. Но победители прониклись идеями противника — концепциями французских просветителей. Декабристы явились результатом взятия Парижа.
культура: Какую роль в этой войне играл Ваш прямой предок Жером Бонапарт?
Наполеон: Он участвовал в русской кампании, но был недоволен тем, что старший брат отдал его под начало маршала Даву. Поэтому еще до Бородинской битвы он вернулся в Кассель — столицу королевства Вестфалия (Наполеон назначил брата королем этого зависимого от Франции государства — «Культура»). Но Жером отличился в битве при Ватерлоо.
культура: Внук Жерома, Луи Наполеон Жозеф Жером Бонапарт, вплоть до 1917 года служил в русской армии — сначала полковником, затем генералом. Ему покровительствовал сам Николай II. Не забросила ли судьба и других Наполеонов в Россию?
Наполеон: Насколько мне известно, детей у Луи Жозефа Жерома не было. Других я не знаю. Разве что сестра моего отца Мари-Клотильда Наполеон вышла замуж за русского графа Сержа де Витта.
культура: Как Вы думаете, почему часть русского общества увлекалась Наполеоном? «Угас великий человек», — написал Пушкин после его смерти.
Наполеон: Многие великие умы не только России, но и всей Европы — например, Гегель — приветствовали Французскую революцию и Наполеона. Они привечали современные институты, которые основывались на идеях Века Просвещения.
культура: Что император ставил выше — интересы Франции или свои собственные?
Наполеон: Он не делал между ними различий. Наполеон по натуре был монархом и вслед за Людовиком XIV мог повторить: «Государство — это я».
культура: Великий полководец был и великим тираном. В его войнах погибли сотни тысяч людей.
Наполеон: Его нельзя считать тираном. Он не устанавливал кровавой диктатуры — сродни тем, что были в прошлом столетии. Его правление не было демократическим в том смысле, которое мы сегодня вкладываем в это понятие. Десяток людей выслали из страны, но никого не расстреливали. В стране не было настоящей свободы слова, но и цензуры не наблюдалось — по крайней мере, постоянной. Бонапарт был генералом, а военные должны выигрывать войны. Они не считаются с пролитой кровью.
культура: Историк Макс Галло называет Наполеона военным преступником, расстрелявшим во время египетской кампании несколько тысяч пленных.
Наполеон: На войне — как на войне. Для той эпохи его кампании были относительно «чистыми» — за несколькими исключениями. Наполеон отдал приказ об экзекуции заключенных в Яффе потому, что взял их в плен во второй раз. В первый — он отпустил их, взяв обещание впредь не воевать против него.
культура: С Вашей точки зрения, Наполеон более велик как полководец или как государственный деятель?
Наполеон: Вне всякого сомнения, он был гениальным полководцем. Его походы и сражения изучают в военных академиях. Своими воинскими талантами он равен Александру Македонскому. Одновременно Наполеон — выдающийся администратор, создавший замечательные государственные институты. По его словам, он использовал все лучшее, что принесла революция, внедрял идеи равенства. Начертал контуры современной Франции и нескольких европейских стран. Созданные им институты существуют и сегодня.
культура: Чем Вы объясняете то, что Наполеон, принесший Европе столько страданий, на протяжении двух столетий остается самым известным французом?
Наполеон: Он олицетворяет апогей Франции. Такой могущественной, как во время его правления, она не была больше никогда. Сегодня Франция играет важную роль в мире, но не входит в тройку сильнейших государств. Естественно, возникает подобие ностальгии. Кроме того, потрясает жизненная траектория Наполеона-человека. Он появился на свет на маленькой Корсике, но благодаря своему гению стал самым могущественным человеком того времени.
культура: В нем проявлялись корсиканские корни?
Наполеон: В сущности, во Франции он был чужеземцем. Он родился в 1769 году, когда Корсика еще не стала полностью французской. Его отец служил в армии Паскаля Паоли, сражавшейся против войска Людовика XV. Наполеон был иностранцем, быстро усвоившим правила новой страны. Свободный от предрассудков, он не был связан никакими условностями.
культура: Три года назад Вы издали труд «Неизвестный Наполеон — мой предок». Что нового о Бонапарте в Вашей книге?
Наполеон: Я хотел показать человека в его обыденной жизни. Он был велик и одновременно мелок. К тому же прост и доступен — ему были чужды социальные предрассудки. Обладал невероятной силой убеждения. В конце концов, ему пришлось расплачиваться ссылкой на остров Святой Елены. Он был человеком, достойным восхищения. Но это не значит, что я его сторонник.
культура: Есть ли какая-то неразгаданная тайна Наполеона?
Наполеон: Ему посвящены десятки тысяч книг, сохранились свидетельства хорошо знавших его людей — генералов, министров. Дошла до нас и его собственная переписка — а это почти 50 тысяч писем. Пожалуй, ни о ком в истории нет столько сведений. Однако в его личности по-прежнему остаются неизвестные и необъяснимые черты.
культура: Друзей у него не было? Он презирал людей?
Наполеон: Совсем не презирал, напротив, относился к ним с большим вниманием. Наполеон отличался проницательностью и умел оценить каждого. Он всегда говорил в лицо самые неприятные вещи, но не был злопамятен. Мог вспылить, но быстро остывал.
культура: Тем не менее окружение его боялось. Никто не осмеливался говорить правду.
Наполеон: И в этом одна из причин его разгрома в России. Он был исключительно требователен в отношении маршалов, генералов, министров и префектов. Его боялись. В результате некоторые вещи от него утаивали. Такова участь всех автократов. От них скрывают правду — в силу этого они становятся жертвами окружения. Что наглядно показала и русская кампания. Его уверяли, будто бы для отступления в Смоленске есть склады с продовольствием, больницы. Но там ничего не оказалось.
культура: Есть ли что-то общее между Наполеоном и Сталиным?
Наполеон: Очень интересный вопрос. В конце концов, оба фактически были иностранцами — корсиканец и грузин. Оба автократы. Для обоих жизнь человека — лишь средство для достижения цели. Разница, на мой взгляд, в том, что Наполеон не являлся диктатором внутри самой Франции. У нас не было ГУЛАГа.
культура: Подобно многим диктаторам, особое внимание он уделял искусствам.
Наполеон: И здесь можно увидеть интересную параллель со Сталиным. В ту эпоху культура имела официальный характер. Большинство картин наполеоновского времени — государственный заказ. Искусство играло политическую роль — оно воспевало заслуги императора.
культура: Он волочился за женщинами?
Наполеон: Нет, это женщины волочились за ним. Как любой властитель, Наполеон притягивал слабый пол. И чрезвычайно редко говорил им «нет». Но дамы никогда не играли политической роли — возможно, кроме Марии Валевской (ее сын от Наполеона Александр Колонна-Валевский возглавлял французское внешнеполитическое ведомство, а потом и министерство изящных искусств — «Культура»). Поляки попытались ее использовать, но Наполеон не пошел им навстречу и не создал независимой Польши.
культура: Несколько лет назад Вы учредили Европейскую федерацию наполеоновских городов. Каковы ее цели?
Наполеон: Среди 50 городов, входящих в федерацию, пока только один русский – Можайск. Мы разрабатываем туристические программы, в частности, хотим создать виртуальную «дорогу Наполеона» по всем городам и странам. Проект будет финансировать Совет Европы. Мы также готовим передвижные выставки.
культура: Одним из Ваших предков был бельгийский король Леопольд II. Вы также связаны родственными узами с королевскими домами Франции, Италии, Испании, Австрии.
Наполеон: Я тут ни при чем. Это следствие браков, заключенных моими предками.
культура: Так или иначе, Вы принц, глава наполеоновского дома…
Наполеон: У меня нет никаких монархических притязаний. Прежде всего, я республиканец, придерживаюсь социал-демократических взглядов, член французской соцпартии.
культура: Ваши четверо детей гордятся тем, что они Наполеоны?
Наполеон: Они отдают себе в этом отчет. Больше всех гордится тем, что ее предком был Наполеон, 14-летняя дочка — наш приемный ребенок из Вьетнама...
portal-kultura.ru