Растение мадригал. 8. Мадригал: характеристика жанра, авторы текстов и музыки мадригалов эпохи Возрождения.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Мадригал - это... Небольшое музыкально-поэтическое произведение. Растение мадригал


это что такое? Примеры :: SYL.ru

Иоганн Бах писал: "Музыка - это нож для открытия души". То же самое можно сказать о лирике. Музыкально-поэтическое произведение, называющееся мадригалом, как раз служит для выражения самых сокровенных чувств. В нём содержится игра слов, красочные комплименты. Мадригал - это (в музыке) небольшое произведение, написанное на стихотворение с пасторальным любовным содержанием. Чаще всего оно посвящается женщине, воспевает её прелести. Что означает слово мадригал в литературе? Это небольшое лирическое стихотворение, в котором рифмы переплетаются подобно сонету. Может иметь шутливое или сентенциозное содержание.мадригал это

Значение слова

Начиная с 14 по 17 век данному музыкально-литературному направлению было дано следующее определение. Мадригал - это короткое музыкально-поэтическое творение, имеющее любовно-лирическую составляющую. Вначале оно было рассчитано на исполнение 2-3 голосами под музыкальное сопровождение. Позже его стали исполнять 5 и более участников без использования музыки.

Детищем данного жанра стала Италия. Тексты для прекрасных мадригалов творили такие мастера, как Торкватто Тассо, Франческо Петрарка, Данте, Сакетти. В основном эти маленькие произведения исполнялись грустно, печально, тоскливо. Но иногда встречались послания оживлённые и радостные. Начиная с 16 века мадригалом стали называть небольшое стихотворение в виде комплимента.

Считается, что происхождение слова "мадригал" имеет провансальские корни. Если mandre - это "пастух", а gal - "жалоба", то получается "пастушья жалобная песня". Некоторые считают, что название происходит от слова materialia, означающего светское пение. А в переводе с латинского matricale, где mater означает "мать", мадригал приобретает значение песни, исполняемой на материнском (родном) языке. Текст самого древнего такого произведения был написан в 1300 году и хранится в библиотеке Ватикана. В начале 16 века представитель венецианской школы Адриан Виллаерт впервые сделал художественную отделку мадригала.мадригал примеры стихов

Эволюция жанра

Мадригалы исполнялись на праздниках, весёлых мероприятиях под сопровождение одного или двух музыкальных инструментов. В 16 веке этот жанр набирает наибольшую популярность в Италии, где приобретает форму фроттола. Он стал похож на испанские песенки, которые исполнялись 4 голосами на Рождество. Главная роль в исполнении таких произведений уделялась верхнему голосу и музыкальному сопровождению. Итальянский мадригал эпохи Ренессанса отличался от предыдущих творений своей экспрессивностью.

К концу 16 столетия сочинения этого жанра стали исполнять пятью голосами. Некоторые мадригалы стали впитывать в себя черты церковных песен. В таком направлении работали Палестрина и Сиприано де Роре. Позже многие музыканты стали вносить в мадригал больше чувствительности: любовные переживания, меланхоличное или радостное настроение, иногда пессимистичный настрой. В некоторых произведениях этого жанра 17 века стали проглядываться рационалистические черты видения мира.мадригал женщине

Итальянское и французское направление

Постепенно мадригал стал приобретать значение большой песни любви с торжественным, величественным характером. Позже он имел исключительно эротическое направление. Многие великие композиторы Италии и Франции того времени писали мадригалы. Среди них Лука Маренцио, Монтеверде, Орацио Векки, Орландо Лассо.

Мадригал постоянно поддавался изменениям, для этого стали вводиться частые и глубокие диссонансы. Упомянутая особенность характерна для таких составителей текстов, как Торкватто Тассо и Бернардо. Особо отличились в создании песен такого жанра Клаудио Момтеверди и Джезуальдо де Веноза. Мастера итальянского мадригала добились изумительного баланса между стихами и музыкой. Их творения стали удивительно мелодичными, наполненными лёгким гармоничным развитием.

За особенность исполнения мадригалов Луки Маренцио стали называть "сладкоголосым итальянским лебедем". Особую знаменитость приобрели его квинтеты, которых он сочинил целых девять книг.что означает слово мадригал

Мадригалы в Англии

Особой подражаемости набирает этот жанр песенного творчества в Англии. Со временем для англичан мадригал становится национальной формой музыки, им начинают интересоваться очень многие представители этой страны. К концу 16 века в Англии издавались почти все композиции этого жанра, написанные итальянскими мастерами. Известным переводчиком итальянских мадригалов на английский язык стал хозяин лондонской гостиницы по фамилии Лонг. Позже он не просто переводил мадригалы, но и печатал ноты для них. После этих изданий к рассматриваемому нами жанру стали обращаться следующие английские мастера: Бёрд, Доуленд, Морли, Уилби, Уилкс и другие композиторы.

Английские сочинения ничем не уступали итальянским. Многие семейства после обеда имели традицию раздавать гостям ноты и всем вместе петь мадригалы. С помощью этого жанра английское общество достигло высокого музыкального развития.мадригал это в музыке

Литературные мадригалы

В 17 веке немного другое значение стал приобретать мадригал. Примеры стихов свидетельствуют о том, что он стал более похож на эпиграмму, только не высмеивал, а восхвалял кого-то. Чаще всего объектом таких произведений становились женщины. С тех пор мадригалом стало считаться небольшое стихотворение, которое содержит игру слов, комплименты и не имеет строгих правил.

Подобные стихотворения писались в случаях лёгкого увлечения какой-то особой. Они небольшие, не должны превышать 14 строк. Мадригал не включает в себя выражений искренних чувств, главное - нежно передать кокетливую похвалу. Дама будет приятно польщена, но всерьёз эту похвалу не воспримет. С помощью таких опусов можно играть во влюблённость, не более.

Позже мадригал стали считать пошлым, так как огромное количество этих стихов вело к фальши и неискренности. Но многие аристократические салоны внедряли в своей практике их использование. Мадригал - это жанр, который помогал передать напыщенность данных заведений. Подобные стихотворения должны были демонстрировать галантность, безукоризненный вкус и хорошие манеры автора.

Часто сочинители мадригалов реальные имена заменяли условными, например: Лила, Селила, Амина, Алина. Нужно отметить, что составлялся не только мадригал женщине, но и близкому человеку, частному или государственному лицу.определение мадригал

Мадригал в русской поэзии

Как вид "интимного" жанра мадригал был представлен в русской дворянской поэзии 17-18 веков. Самым ярким автором был Александр Пушкин. Многим известны его , посвященные Наталье Гончаровой, написанные в этом стиле. Постепенно все прелести данного жанра продемонстрировали читателю такие русские поэты, как И. И. Дмитриев, Сумароков, М. Ю. Лермонтов, К. Н. Батюшков. Вместе с французскими манерами и языком русское общество стало принимать стихотворное направление.

В 1828 году Иван Сленин в Санкт-Петербурге напечатал книгу "Опыт русской антологии". В неё он включил мадригалы таких известных русских поэтов, как Дельвиг, Сомов, Туманский, Пушкин. Второстепенными поэтами, которые также прибегали к данному жанру, были: А. Нахимов, А. Измайлов, М. Милонов, Н. Остолопов. Во времена серебряного века русской литературы к жанру мадригала обратился Николай Гумилёв.музыкально поэтическое произведение

Любовные мадригалы Лермонтова

М. Ю. Лермонтов прожил всего 28 лет. Он не был женат, но имел тонкую романтичную душу, которая часто влюблялась. Среди его возлюбленных были такие красавицы, ка: К. С. Сабурова, Э. К. Мусина-Пушкина, А. О. Смирнова, В. Бухарина и др. Стоит отметить его мадригалы: "Как дух отчаянья и зла...", "Силуэт", "Душа телесна!". Многие из этих стихов были прочитаны поэтом на одном из маскарадов.

Современное воплощение жанра

Период современного мадригала в русской культуре начался после выхода фильма "Ирония судьбы", где прекрасно легли на музыку стихи Цветаевой, Ахмадулиной. Замечательный композитор Микаэл Таривердиев для музыкальных шедевров в других картинах взял стихи следующих поэтов: А. Вознесенского, В. Коростылёва, Н. Добронравова, П. Неруды. Современный мадригал - это устремлённость к идеальному, возвышенному, гармоничному!

www.syl.ru

Мадригал - это... Небольшое музыкально-поэтическое произведение

Нежная лирика эпохи Возрождения и сегодня трогает почитателей до глубины души. Жанры поэтической миниатюры того времени восхищают знатоков своей строгой формой. А любителей старинной литературы привлекает настоящая пламенная страсть, заключенная в этих стихах.

Мадригал и его жанровая специфика

Мадригал – это один из основных поэтических жанров эпохи Возрождения. Он появился в начальный период развития нового стиля в искусстве. Мадригалы писали Боккаччо, Петрарка и Франко Сакетти. В это же время на стихи поэтов-современников начали сочинять музыку композиторы Франческо Ландини и Якопо Болонский.

В переводе с итальянского языка слово «мадригал» означает «стадо» или «пастух». Первоначально этим термином называли пастушескую песню. В раннем Возрождении поэтический жанр мадригал стал коротким стихотворением. Его содержание заключалось в восхвалении возлюбленной. Ее красота, грация и благонравное поведение часто сравнивались поэтом с образами легендарных королев и принцесс древности. А отдельные детали внешности (глаза, губы или волосы) рассматривались в контексте прекрасных картин природы.мадригал это

Мадригал в музыке

Музыкальный мадригал – это вокальное произведение. Его текстом являлись слова поэтического сочинения, написанного в этом жанре. Иногда вместе с голосом певца звучали и музыкальные инструменты, например лютня или виола. В эпоху Возрождения мадригал был аналогом современной песни в сопровождении гитары или фортепиано.

Музыкально-поэтическое произведение, созданное в этом жанре, могло иметь разную тематику. Известны интимные песни любовного содержания, шуточные или бытовые, а также торжественные мадригалы, восхваляющие возлюбленную литератора.

В основе формы этих произведений находится чередование куплета и припева или рефрена. Мелодия мадригала в изобилии насыщена мелизмами и распевами, напоминающими колоратурные украшения итальянской оперы, возникшей столетиями позже.

Развитие жанра в период высокого Возрождения

Небольшое музыкально поэтическое произведение продолжает свое развитие в период так называемого классического Возрождения, в 16-м веке. В это время форма мадригала меняется. Он теряет свое куплетное строение и обретает свободную композиционную структуру. В произведениях этого жанра господствует принцип раскованного выражения мыслей и чувств автора. Среди композиторов данного исторического периода мадригалы писали Палестрина и Орландо Лассо.

Помимо гибкой структуры, светская песня высокого Возрождения характеризуется также добавлением нескольких пластов музыкальной ткани. В отмеченную эпоху мадригал – это четырех- или пятиголосное произведение. Композиторы обращаются к творчеству выдающихся поэтов Ариосто и Торквато Тассо.

небольшое музыкально поэтическое произведение

Региональные особенности

В этот исторический период намечается региональное размежевание стилистических черт мадригала. Наряду с флорентийской композиторской школой появляются венецианская, римская и неаполитанская. Полифонические песни светского характера пишут также английские и немецкие авторы, например, Уильям Берд и Генрих Шютц.

Многие жанры музыкальных произведений высокого Возрождения различаются по региональным признакам. Например, для венецианской школы характерно свободное строение, пятиголосие, полифонический склад, преобладание старинных церковных ладов. Крупнейшим представителем данной школы является композитор Вилларт.

В творчестве римских авторов, например Фесты, преобладают гомофонно-гармоническое четырехголосие и четкая структура рефренного типа. По содержанию и характеру мадригалы высокого Возрождения могут быть различными. Многие произведения несут в себе острый конфликт между доверием и ревностью или любовью и долгом. Встречаются также спокойные и созерцательные пьесы.

Расцвет музыкального мадригала

К концу 16-го века эпоха Возрождения вступает в новый период своего развития. В это время четко обозначаются многие кризисные явления в искусстве. Намечается переход к новому эпохальному стилю, получившему название барокко. В это время жанры лирических произведений накапливают новые средства выразительности. Появляются все более изысканные ритмы, связанные с совершенствованием нотопечатания. Значительное место занимают хроматизмы и диссонансы в гармонии. Композиторы отходят от полифонии и продолжают поиски в гомофонной сфере.

музыкально поэтическое произведение

Пик развития жанра приходится на конец 16-го – начало 17-го века. В этот период работают такие композиторы, как Джезуальдо ди Веноза и Клаудио Монтеверди. В их творчестве светская песня обогащается театральными чертами: появляются так называемые мадригальные комедии, предназначенные для исполнения на сцене.

Развивается также инструментальное сопровождение певческого голоса. Композиторы добавляют в партитуру различные музыкальные инструменты и даже создают новые аранжировки ранее написанных пьес. В некоторых сочинениях есть развернутые эпизоды, в которых голос не звучит. Так, мадригалы становятся предвестниками барочной инструментальной культуры.

Именно этот музыкальный жанр является творческой лабораторией, в которой сформировалась опера. В рамках исканий Вилларта, Ландини, Плестрины, Лассо, а особенно Джезуальдо ди Венозы и Клаудио Монтеверди, кристаллизовались гомофонный стиль, система функциональных отношений новой гармонии и особенности вокального письма. Все это дополнялось конфликтностью драматургии и театральной сценичностью.

жанр мадригал

Лирические миниатюры в русской романтической поэзии

Поэтические жанры, которые можно считать наследниками мадригала, заявили о себе в эпоху романтизма. Интимные любовные стихи этого времени проявились в так называемой альбомной лирике. Традиция посвящать возлюбленной, подруге или просто знакомой девушке короткие поэтические миниатюры прослеживается в жизни русских дворян 19-го века. Эти лаконичные стихи записывались в женский альбом, украшались цветными рисунками и виньетками.

В русской литературе можно выделить некоторые жанры, генетически связанные с мадригалом. Это эпиграмма, эпиталама и элегия. Важным свойством всех этих миниатюр является остроумие. Отточенная мысль, облеченная в совершенную форму, смягчала страстные чувства автора к прекрасной даме.

жанры лирических произведений

Романтический мадригал в синтезе с другими жанрами

Поэтический мадригал возрождается в творчестве французского поэта Буало. Отдал ему дань и Вольтер, миниатюры которого переводил юный Пушкин. Литературный мадригал – это концентрация любезности и преклонения поэта перед своей дамой. Однако в некоторых произведениях похвалы настолько сильно преувеличены, что вызывают неоднозначный эффект. Читатель начинает сомневаться в искренности чувств поэта. Под остроумным блеском своего пера автор эпиграммы часто скрывает иронию. Вместо подлинных чувств аристократический этикет предлагает суррогат, подделку, пусть даже и завернутую в красивую упаковку.

Ранние мадригалы Петрарки похожи на сонеты. Эти жанры сближает краткость и тематика несчастной любви. Тяготение поэтической миниатюры к холодной и остроумной эпиграмме или искренней и печальной элегии высвечивает характерные черты конкретного стихотворения.

поэтические жанры

По свидетельству современников, в русском мадригале девятнадцатого столетия авторы старались придать своей поэзии максимальную обезличенность. Остроумие постепенно вытеснило индивидуальность. И с этого момента начинается упадок поэтического мадригала.

Традиции в современной культуре

В современном обществе этот жанр стал символом ушедшей культуры прошлого. Сегодня многие творческие коллективы, целью которых является возрождение искусства былых эпох, выбирают в качестве названия слово «мадригал».

Именно так назывался знаменитый ансамбль старинной музыки, созданный Андреем Волконским в 1960-х годах. Деятельность этой группы положила начало движению аутентичного исполнительства в России. Многолетнее существование ансамбля наложило отпечаток на музыкальное искусство целой эпохи. Сегодня о нем написаны книги и сняты фильмы.

жанры музыкальных произведений

«Мадригал» был первым российским исполнительским коллективом, деятельность которого была направлена на возрождение старинной музыки. Сегодня таких ансамблей сотни. Поэтому традиции утонченного искусства продолжаются.

fb.ru

историко-теоретический аспект — Ноты для фортепиано и пи

Мадригал (с латинского песня на родном, материнском языке) – светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения.Истоки мадригала восходят к народной поэзии, к старинной итальянской одноголосной пастушеской песне.

В профессиональной поэзии мадригал как жанр появился в XIV веке в эпоху Раннего Возрождения, и вплоть до конца XVI века являлся излюбленным жанром представителей аристократических кругов гуманизма.

Современный исследователь музыкальной культуры Д.К. Кирнарская отмечает: «Мадригал перевернул с ног на голову всю музыкальную систему эпохи Возрождения: разрушилась ровная и гармоничная мелодическая пластика мессы… исчез и неизменный cantus firmus, фундамент музыкального целого… привычные методы развития «строгого письма»… уступили место эмоциональным и мелодическим контрастам эпизодов, каждый из которых максимально выразительно пытался донести заключенную в тексте поэтическую мысль. Мадригал окончательно подорвал слабеющие силы «строгого стиля».

Круг образов мадригала был весьма разнообразен: от любовной тематики до политической сатиры. Как правило, такой сюжет излагался в вычурно — аллегорической форме, сквозь которую у лучших художников пробивались живые человеческие чувства, интерес к личности с её переживаниями, характеристика картин природы в качестве фона.

Мадригалы писались на тексты крупнейших поэтов Раннего Возрождения: Ф. Петрарки и Дж. Бокаччо. С XIV века под поэтическим мадригалом обычно подразумевали произведения, специально созданные для музыкального воплощения. Один из первых поэтов сочинявших мадригалы как тексты для музыки был Ф. Саккетти. В числе ведущих авторов мадригала XIV века являются Дж. да Фиренци, Дж. да Болонья, Ф. Ландино. Обычно текст мадригала состоял из двух или трёх трёхстрочных строф, повторявшихся на туже музыку и завершался двухстрочным ритурнелем на новый напев: этот последний напев отличался от основного напева не только мелодически, но и ритмически – если главный напев шёл в чётном размере, то в ритурнеле давался нечётный, и наоборот. От строгих поэтических форм того времени мадригал отличался свободой структуры, мадригал содержал различное количество строк и рифмовку. Склад музыки мадригалов XIV века был в большинстве случаев двух, реже трёхголосном, причём все голоса объединялись единым ритмом и наличием того же текста.

В музыке таких выдающихся композиторов, как Иоанн Флорентинский, Джокопо из Болоньи, особенно Франческо Ландино выделялась выразительная мелодия в верхнем голосе и намечался гармонически бас в нижнем. Так, соотношение голосов в итальянском мадригале намечало известную «гармоническую перспективу»: первый план – ведущий верхний мелодический голос, и остальные голоса в виде фона. Их мадригалы представляли собой вокальное (иногда с участием инструментов) двух-трёхголосные произведения на любовно-лирические, шуточно-бытовые, мифологические и другие темы, в их музыке выделяется куплет и рефрен; характерно богатство мелодических украшений в верхнем голосе. Создавались и мадригалы канонического склада, родственные качче. Весь характер развёртывания верхнего голоса с его широким мелодическим дыханием, выразительными оборотами обусловлен новым подходом композитора к воплощению своего замысла, акцентом на личных переживаниях, на внутреннем мире что не снимает вместе с тем красочного восприятия действительности: раскрытие богатства природы и раскрытие души живого, страдающего человека дополняют друг друга, являются двумя сторонами отражения действительности, стремления запечатлеть её многогранные появления.

Именно это новое отражение к действительности вызвало соответственно и новые средства музыкального выражения, закрепившееся в лучших музыкальных произведениях. Это более свободная мелодика, в частности ходы на увеличенные и уменьшённые интервалы, хроматизм, введение более мелких длительностей, что тогда было редким и новым примером – всё это явилось следствием коренного перелома. Велико было различие между верхним мелодическим голосом мадригала, который отличался гибкостью, импровизационностью, свободным ритмом. Следует отметить что итальянский мадригал уходит корнями в народную музыку, поэтому защитники старого искусства определили жанр мадригала, несмотря на всю его изысканность, как грубое неупорядоченное произведение и подчёркивали его деревенский характер.

В XV веке мадригал вытесняется из композиторской практики многоголосными разновидностями фроттолы.

Мадригал в качестве музыкально-поэтической формы начал своё развитие как бы заново, будучи именно с музыкальной стороны не связан с наследием XIV века. В новых исторических условиях мадригал занял своеобразное место между традиционными жанрами полифонии строгого стиля и непритязательной музыкой более близкой быту.

Мадригал на протяжении XVI века очень сильно эволюционировал, углубилось его лирическое содержание, со временем проявилась внутренне-театральная природа, изменился стиль полифонического письма. Сохранились лишь устойчивые принципы жанра: мадригал оставался чисто светским жанром (не смотря на то, что создавались и духовные мадригалы), сохранялась свобода от многих канонов и норм строгого стиля в многоголосии, гибкое развёртывание композиции в связи с поэтическим текстом, новые и более широкие возможности проявления индивидуальной творческой инициативы. Ни в одном жанре ранее не выступали с такой яростью творческие индивидуальности, как это обнаружилось в мадригале, когда над ним работали: Андриан Вилларт, Киприан де Роре, Лука Маренцио, Карло Джезуальдо и многие другие мастера.

Развитие мадригала XVI века было особо тесно связано с современной итальянской поэзией. В возрождении мадригала значительную роль сыграл венецианский поэт Пьетро Бембо, вдохновитель так называемого неопетраркизма в первой половите XVI века, высоко ценивший свободную поэтическую форму мадригала. За ним пошли новые поэты – петраркисты, среди них Джованни Делла Каза и Луиджи Тансило. Это поэтическое движение стимулировало творческую мысль музыкантов, привлекло их внимание к форме мадригала.Основным содержанием мадригала стала лирика, в частности любовно- лирические сюжеты. Лирическое начало проявлялось в мадригале XVI века по-разному: то более сдержанно и спокойно (А. Виллларта), то более живо и многообразно, даже театрально (Л. Маренцио), то глубоко драматично, с острой экспрессивностью (К. Джезуальдо).

Художественной средой, в которой культивировался мадригал как музыкально-поэтическая форма, была сложившаяся в эпоху Возрождения среда знатоков и просвещённых любителей музыки, музыкально – поэтических содружеств, академий в которые обращались поэты и ценители поэзии, музыканты и их друзья. В этом кругу всегда можно было составить ансамбль из нескольких исполнителей и ознакомить собравшихся с новыми произведениями, услышать их компетентное суждение, порой даже дать повод к спору либо оживлённому диалогу.

В отличие от мотета с его более академическим общим обликом и более специальным назначением, или фроттолы с её широко бытовым диапазоном – мадригал являлся крупнейшим жанром светского музыкального искусства, мастерски профессиональным и одновременно достаточно доступным, лишён какой бы то ни было официальности. Мадригал совершенно свободен от традиций религиозной музыки: его образный мир открыт живым человеческим чувствам в их индивидуальном выражении.

Вместе с тем мадригал как музыкально-поэтическое произведение не мог сложиться на основе одного лишь отрицания каких бы то ни было художественных традиций прошлого. Современные исследователи усматривают в ранних мадригалах преемственные связи с некоторыми структурным закономерностями, с одной стороны мотета, с другой фроттолы.Мадригал появляется как вокальная форма для четырёх и пяти голосов a capрella, не исключая полифонических приёмов письма. На этой основе сложились и развивались более многообразные варианты жанра вплоть до его театрализации или превращения в виртуозную вокальную пьесу с инструментальным сопровождением.

Первоначальными структурными признаками мадригала были: следование за словестным текстом, как в мотете, и определённые соотношения стихотворных строк и музыкальных построений, как во фроттоле и других песенных формах. Однако ни в том ни в другом случае формообразование мадригала не совпало полностью ни с мотетом, ни с фроттолой.

Следование за текстом оказало влияние на внутреннее расчленение формы. Поэтическая структура мадригала была более свободной чем, в бардзелетте и балатте, не давала равнозначной основы для построений и реприз, не ограничивала музыкальную структуру этими песенными, фроттольными рамками. Следование за развёртыванием поэтического текста, за выразительным и изобразительным значением отдельных слов и целых фраз обеспечило гибкость ритма, позволило создавать более свободную мелодику и форму произведения в целом.

Обогащая палитру выразительных средств, мадригал XVI века индивидуализировал мелодию каждого из голосов, это применительно к значению отдельных слов поэтического текста. Вместе с тем характерной чертой такого мадригального жанра явилось и красочное, выразительное сочетание голосов и аккордовых созвучий.

Отсюда видно большое положительное значение господствующей роли текста: ведь принцип следования за текстом явился основной предпосылкой освобождения мадригала от устарелых норм полифонического мотета. Как раз эта господствующая роль текста только и могла привести к закреплению новых средств музыкального выражения. При этом выполнить такую роль мог в ту пору не любой текст, а лишь такой, лирическое содержание которого способствовало индивидуализации мелодии, импровизационности её развёртывания.

Аристократизм этого жанра под час сказывался в чрезмерном интересе к отображению утончённых переживаний – обычно различных оттенков любовного томления на фоне столь же изысканно, нередко условно-картинно воспринимаемой природы. Витиеватость и условная риторика литературной формы, аллегоричность, хитроумная игра слов привела к отрыву мелодии от народной песни. Отсюда – нередкая вычурность, отвлечённость, надуманность мелодического рисунка, его нарочитая необычность, ритмическая вялость, что затрудняло восприятие мадригала даже профессионалами. Вместе с тем жанр мадригала XVI века отличается и существенными прогрессивными чертами – новым кругом образов, значительным расширением выразительно -изобразительных возможностей. В мадригале композитор мог ярко выразить силу чувств, страсть, трагические события жизни.

На первом этапе своего развития в мадригале прослеживались связи с формообразованием традиционных полифонических или песенных жанров. Это было связано с тем, что ранние образцы мадригалов создавались крупными композиторами – полифонистами: Адрианом Виллартом, Филлипо Вердело, Костанцо Феста. Первые их сборники мадригалов вышли в свет в 1530 – 1540 годах и принесли своим создателям огромную известность. В то время мадригал, едва заявив о себе, представлял музыкально-поэтическую композицию лирического содержания и относительно большого масштаба. Нежная, не слишком экспрессивная, то меланхолическая, то идиллическая любовная лирика определяла характер его образности.

Постепенно в Италии в 30-50 — е годы XVI века складываются различные школы мадригала: венецианская (А. Вилларт), римская (К. Феста), флорентийская (Я. Аркадеоьт). Мадригалы этого периода обнаруживают отчётливую композиционно-стилистическую связь с ранними малыми лирическими жанрами – фроттолой и мотетом. Для мадригально-мотетного происхождения характерны: сквозная форма и пятиголосный полифонический склад, опора на систему церковных ладов. В мадригалах связанных по происхождению с фроттолой встречается четырёхголосный гомофонно – гармонический склад, склад близкий современному мажорному или минорному ладу, а также куплетные и репризные формы (Я. Геро, Ф. Кортечча, К. Феста).

В это время для композиторов мадригала характерен поиск новых приёмов письма. Вокальные партии мадригалов, следуя за поэтической строкой, не сводились к простому скандированию текста: композиторы стремились избегать ритмической монотонии и развёртывать мелодию гибко, свободно, чтобы она не противоречила стихотворному ритму. Мелодическое начало в многоголосии со временем приобрело в мадригале несколько иное значение, чем оно имело в традиционных полифонических формах. Затем заметно выросла роль верхнего голоса как господствующего в ансамбле. Далее ведущий голос драматизировался, обрёл индивидуальные экспрессивные интонации присущие театральному монологу. В ряде случаев это побуждало даже поручать при исполнении мелодию мадригала певцу, который украшал её по своим возможностями и вкусу, тогда как остальные голоса исполнялись инструментами. Это новое чувство мелодии в многоголосии требовало не массивного хорового звучания, а гибкого, интонационно чуткого ансамбля.

Примерно около середины XVI века (50 -80 — е годы) – начался второй этап развития мадригала. В среде итальянских мадригалистов начались поиски новых хроматических звучаний, что проявилось как в движении мелодий, так и в гармонических последовательностях. Особенном много посвятил этой проблеме в теории и на практике Николо Вичентино. В 1555 году вышла его теоретическая работа «Древняя музыка, применённая к современной практике». В связи с выдвинутыми в ней идеями и композиторским опытом Винченто называл себя «изобретателем новой гармонии». Он активно искал новые средства выразительности, ради индивидуализации своего стиля. По времени рядом с «теоретическим» хроматизмом Вичентино развивал и «выразительный» хроматизм Киприана де Роре. Для него хроматические исследования были средствами звукозаписи, дававшими возможность создавать новое и своеобразное живописно – звуковое впечатление. Сочинения О. Лассо и А. Габриели отличались интенсивными поисками новых выразительных средств. Формировались новые типы тематизма, развивалась новая ритмическая техника (a note negre), толчком к чему послужило усовершенствование нотопечатного дела.

Эстетическое оправдание получает диссонанс, в письме строгого стиля не имевший самостоятельное значение. Важнейшее «открытие» этого времени – хроматизм, возрождённый в результате изучения древнегреческой теории лада. Крупнейшие композиторы, широко применявшие хроматизмы в своих мадригалах: К. де Pope и, позднее, К. Джезуальдо де Веноза.

Карло Джезуальдо де Веноза — явился яркой фигурой эпохи Возрождения, один из крупнейших мастеров светского мадригала. Он приобрёл известность как меценат, исполнитель на лютне, композитор. Как представитель позднего Возрождения, композитор разрабатывал новый тип мадригала, где на первом месте стояли чувства — бурные и непредсказуемые. Поэтому для его произведений характерны перепады громкости, интонации, похожие на вздохи и даже рыдания, резкие по звучанию аккорды, контрастные смены темпа. Эти приёмы придавали музыке Джезуальдо выразительный, несколько причудливый характер, она поражала и одновременно привлекала современников. Наследие Джезуальдо де Венозы составляют семь сборников многоголосных мадригалов; среди духовных сочинений – «Священные песнопения».Третий период (кон. XVI -нач. XVII вв.) – золотой век жанра мадригала, связан с именами Л. Маренцио, К. Джезуальдо и К. Монтеверди.

Мадригал господствовал в итальянской музыкальной жизни, привлекая к себе главное внимание композиторов и соблазняя даже тех мастеров, которые были сосредоточены на проблемах духовного искусства. Крепнущие связи с поэзией и театром убеждают в том что мадригал к концу века таил элементы иных жанров. Мадригал этой поры насыщен яркими выразительными контрастами, детально отражая развитие поэтической мысли. Отчётливо проявилась тенденция к своеобразной музыкальной символике: хроматизм и диссонанс связывались с представлением о скорби, ускоренное ритмическое движение и плавные мелодический рисунок – с потоками слёз, ветром.

Несомненно крупными личностями и творческими индивидуальностями того времени были Л. Маренцио и К. Джезуальдо. Даже в пределах лирической разновидности жанра композиторы находили множество образных аспектов и композиционных решений. Л. Маренцио писал мадригалы для праздничных концертов. Четыре его мадригала были написаны для торжественного спектакля по случаю празднования свадьбы Фердинандо Медичи. Л. Маренцио стремился придать едва ли не каждому из сотен своих произведений особый облик.

Творчество К. Джезуальдо требует совершенно иных критериев оценки. Его тематика в общем однородна и природа его образов избирательна: любовная лирика в экспрессивно-драматическом выражении, в духе скорбного lament. Если в мадригалах К. Джезуальдо и проступают порой черты светлой образности, то они служат прежде всего резким контрастом основному содержанию. Ни образную систему, ни уровень его экспрессии нельзя считать типичным для итальянского музыкального искусства его времени. В конце XVI века и в самых смелых исканиях XVII века ещё не прослеживается такой концентрации мучительно – скорбной образности, такого уровня тёмной экспрессии – и, соответственно, такой особенной стилистики, резко выступающей на общем фоне музыкального развития. Оставаясь во внешних рамках вокального многоголосия a capрella он избрал иной тип мелодического тематизма, иные принципы голосоведения и в итоге внёс в свои произведения остро-субъективный смысл, элементы дисгармоничного мировосприятия, избирательно-индивидуальную выразительность.

Мадригалы составляют основу его творчества. В 1594- 1596 годах вышли первые четыре книги его пятиголосных мадригалов, в 1611 году ещё два сборника. В мадригалах К. Джезуальдо ярко прослеживается новый тематизм, который неизбежно накладывает отпечаток на общее впечатление от формы целого. К. Джезуальдо стремится к наибольшей индивидуализации своего тематизма, как правило, начиная мадригалы то драматическими возгласами, то скорбными жалобами всегда захватывающими внимание.

При жизни К. Джезуальдо итальянский мадригал, продолжал существование в «классическом» виде, уже одновременно переродился в новые лирические или драматические разновидности жанра. К концу XVI века, усилиями Дж. Каччини, Л. Лудзаски и К. Монтеверди, в Италии уже создавались мадригалы для одного голоса с сопровождением инструмента или инструментов.

С одной стороны в исполнительской практике были известны случаи переложения многоголосных мадригалов для одного голоса с сопровождением, причём выдающийся певец или талантливая певица особо выделяли верхний голос, украшали его пассажами и фиоритурами по своим виртуозным возможностям. Такое «превращение» вокального многоголосного произведения в новый вид музыкальной лирики было вполне естественно в ту пору, когда мадригал всё более индивидуализировался и часто становился выражением сугубо личных чувств.

Во втором десятилетии XVI века, в Италии очень широкое распространение получило пение под лютню. Композиторам – лютнистам принадлежит множество вокальных произведений с сопровождением лютни. Таким образом, и внутренние процессы, происходящие в самом мадригале, и давние увлечения итальянского общества сольным пением подготовили частичное перерождение мадригала в чисто лирическое произведение для голоса соло с инструментальным сопровождением.

Рано возникшие связи мадригала с театром, с праздничными спектаклями не прерывались и в дальнейшем. Но помимо участия аллегорических представлениях, в спектаклях на античные мифологические или новые пасторальные сюжеты, мадригал повернул от придворной сцены в сторону итальянской комедии с элементами бытовой буффонады или даже типичной комедии дель арте, откуда в дальнейшем родилась мадригальная комедия. Наиболее значительные её образцы созданы Орацио Векки и Андриано Бенкьери в конце XVI века «Амфипарнас». Так же Банкьери принадлежит несколько мадригальных комедий среди которых наиболее известна «Старческое сумасбродство».По-видимому, этот жанр на первых порах имел успех. Делались попытки создать и пасторальную мадригальную комедию «Верные возлюбленные» Гаспаро Торелли. Однако с возникновением оперного искусства мадригальная комедия сперва отступила на второй план, а затем её история оборвалась. У самого порога оперы соединение комедийного спектакля с многоголосной музыкой воспринималось почти многими современниками как остро-противоречивое, даже как доказательство несовместимости полифонии с драматической формой.

moinoty.net

характеристика жанра, авторы текстов и музыки мадригалов эпохи Возрождения.

Мадригал был основным светским жанром в музыке Возрождения. Мадри­гал (итал. mater, madre - мать) - песня на родном (материнском) языке - жанр музыкально-поэтический, его форма полностью определялась формой стихо-

11

творения, положенного на музыку. Мадригал - жанр аристократический, его содержанием были высокие идеи и возвышенные чувства.

Мадригал возник в искусстве ars nova - в творчестве Франческо Ландино как двух-трехголосная песня любовно-лирического характера. Тематика мадри­гала - свободная и очень разнообразная, но в основном это любовная лирика, лирика природы, пасторальные мотивы. Особенно любимы были настроения печали, элегической грусти, страдания неразделенной любви. Если латынь бы­ла языком богословия и науки, то итальянский язык в мадригале стал языком возвышенных чувств и любовных страстей. Не только текст - итальянская по­эзия, но и музыка мадригала ярко выделяла его как жанр принципиально свет­ский. Строгому, созерцательному характеру духовной музыки противопостав­лялась мелодическая рельефность, образная контрастность в мадригалах.

Кульминации в своем развитии мадригал достиг в XVI веке. «Итальянский мадригал в музыке, - пишет В.Д.Конен, - был по существу знаменем новой эсте­тической эпохи. Он являл собой единственную профессионально развитую и художественно значительную светскую «школу» в музыке эпохи Возрождения, сумевшую выразить в музыкальных звучаниях ренессансные идеи, уже давно воплотившиеся в изобразительных искусствах и литературе».

Мадригалы создавались на стихи Данте, Петрарки, Ариосто, Тассо, Гварини, Ринуччини. Высокая, нередко рафинированная поэзия предопределила утон­ченно изысканный музыкальный строй мадригалов эпохи Возрождения. «Му­зыка - это очарование и как бы душа поэзии», - писал выдающийся итальян­ский поэт XVI века Торквато Тассо. Композиторы стремились передать в музы­ке не только общий смысл текста, его основное настроение, но и отдельные де­тали, оттенки поэтического образа. Мелодия становилась выразительной, эмо­ционально окрашенной, рельефной, ритмика - четко периодичной, с элемента­ми жанровости. Характер фактуры - гомофонно-полифонический, с выделени­ем наиболее выразительного верхнего мелодического голоса.

Мадригал - жанр хоровой (в основном пятиголосный), но камерный, рас­считанный на исполнение ансамблем в обстановке салона или небольшого кон­цертного зала. Авторы мадригалов—Якоб Аркадельт родом из Льежа, Лука Маренцио, Карло Джезуальдо да Веноза (создатель «хроматического» мадрига­ла), Джованни Палестрина, Клаудио Монтеверди.

Драматизация мадригала привела к созданию на его основе во второй поло­вине XVI века «мадригальной комедии», подготовившей рождение оперы. Мадригальные комедии писали Орацио Векки (1550-1605), Алессандро Стрид-жо, Клаудио Монтеверди.

9. Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения?

Ведущие музыкальные жанры эпохи Возрождения - вокально-хоровые. Ин­струментальная музыка еще не играла самостоятельной роли. Инструменты ис­пользовались как аккомпанирующие хору, удваивая вокальные партии, или в быту - в танцевальных жанрах.

12

В профессиональной музыке велика роль двух инструментов - лютни и ор­гана. Орган был ведущим церковным инструментом. Во Флоренции и Венеции сложились самостоятельные органные школы, связанные с именами Франческо Ландино, Клаудио Меруло, Джованни Габриэли. В период высокого Ренессанса (в XVI столетии) итальянские мастера, главным образом венецианцы, писали для этого инструмента уже довольно много произведений, стиль которых ока­зал большое влияние на развитие музыкальной культуры барокко.

Лютня стала излюбленным инструментом домашнего (салонного) быта- её нежный тихий звук идеально соответствовал камерному стилю музицирования. Появились многочисленные лютневые пьесы гомофонного склада - интрады, прелюдии, прообразом сюиты стала пара танцевальных пьес - павана и гальяр-да. Возникла и оригинальная лютневая литература, крупнейшим представите­лем которой был знаменитый ломбардский виртуоз-лютнист Франческо да Ми-лано(1493-ок. 1548).

В конце XVI века в творчестве венецианских композиторов Андреа и Джо­ванни Габриели складываются жанры инструментальной ансамблевой музыки -канцоны и ричеркары.

Особенность инструментальной музыки эпохи Возрождения - непривычный, терпкий, словно бы нестройный колорит звучания. Он объясняется тембровой пестротой входящих в ансамбль инструментов: струнных, духовых, ударных.

studfiles.net

Мадригал

Со второй трети XVIвека после более чем столетнего забвения в композиторскую практику возвращаетсямадригал. Он возродился в аристократических кругах гуманистов позднего Ренессанса и весьма активно развивался и эволюционизировал. Возвращение мадригала в светскую культуру было тесно связано с возросшим интересом поэтов к лирическим формамXIVвека, культивируемым Петраркой. Большую роль в его возрождении сыграл Пьетро Бембо, призывавший современных ему поэтов (Людовико Ариосто, Торквато Тассо, Джамбаттиста Гварини и др.) учиться у Петрарки и сам копировавший его поэтические формы. Бембо в своей классификации поэтических форм мадригал относил к группе свободных стихов (rimelibere), так как характерной чертой этого жанра являлась свободная рифмовка поэтического текста.

Мадригал XVIвека – четырех-пятиголосное произведение, преимущественно лирического содержания. Обычно темой поэтических текстов мадригалов была любовь, чаще всего пронизанная страданием, жалобами, переживаниями, сопровождаемыми картинами природы, порой пересекающимися со сложными вопросами философии жизни:

«Как белый и нежный лебедь

С песнею смерть приемлет,

Так плачу я, влекомый

К пределу жизни.

Но странно пути различны:

Он - гибнет безутешным,

А я – отхожу в блаженстве».

Первый период развития мадригала (1530-1540-е годы – первая книга мадригалов вышла в 1538 году) связан с творчеством Якоба Аркадельта(ок.1514-1572; работал во Флоренции и в Риме),Филиппо Вердело(ум. до 1552, работал во флорентийском соборе, затем при папском дворе) иАдриана Вилларта(1480-1562, работал в соборе Св. Марка в Венеции). Композиторы обладали высоким профессиональным мастерством и унаследовали традиции нидерландской школы. С точки зрения фактурного изложения ранний мадригал представлял собой две разновидности: аккордово-гомофонного типа и имитационно-полифонического. В первом случае можно говорить о близости традициям бытовой песни (в частности, фроттоле), во втором – об усвоении приемов нидерландской полифонии (мотетного письма).

Таким образом, в раннем мадригале слились две стилистические ветви этого времени – церковная и светская, тем самым синтезировав лучшие достижения в развитии малых форм. В тоже время он оказался жанром, который активно реагировал и на новейшие стилистические искания эпохи. Новые черты проявляются уже во второй период своей эволюции – вторая половина XVIвека (Чиприан де Роре, Николо Вичентино, Андреа Габриели, Джованни Пьерлуиджи да Палестрина).В это время начинает развиваться хроматический мадригал. Николо Вичентино (1511-1565) – ученик Вилларта – в 1555 году написал трактат “L’antica musica ridotta alla moderna prattica” («Античная музыка, приведенная в современную практику»). В нем он рассуждает о возможности сочинения музыки в хроматическом роде – как у греков. Введениеgenerecromatico(musicafalsa) - хроматических звуков тесно связывалось со стремлением найти интонационно точное воплощение эмоционально-смысловой стороны текста. Использование повышенных и пониженных тонов способствовало выражению всевозможных оттенков речи. Помимо этого, начинается смелое и развернутое применение диссонансов в многоголосии и очевидно проявляется процесс перехода от модальной системы ладовой организации к тональной. В этот же период складывается система итальянских «мадригализмов» - музыкально-риторических фигур, в которых закрепляется соответствие определенных слов и мелодических оборотов. Например, слово “sospiro” (вздох) изображалось двумя-тремя аккордами с паузой посредине слова; “volo” (полет) – волнообразным мелодическим рисунком; “pieta” (сострадание), “amaropianto” (горькие слезы) – передавались при помощи хроматизмов и диссонансов; “morte” (смерть) – влечет за собой торможение ритмического движения и остановку – паузу – во всех голосах… и т.д. В сфере формообразования наблюдается не только взаимосвязь с фроттольным и мотетным принципом формообразования с различными видами куплетной повторности, но и тяготение к сквозной форме.

Третий период – конец XVIи началоXVIIвека –Лука Маренцио, Карло Джезуальдо (князь Венозы), Клаудио Монтеверди. Одним из конструктивных принципов становится контрастность: форма строится на чередовании полифонических разделов с гомофонными, диатонических с хроматическими, консонантных с диссонантными. Вершины своего развития хроматический мадригал достигает в творчестве Джезуальдо. Причем два типа тематизма – хроматический и диатонический – отчетливо обособляются друг от друга. Хроматизация же приводит не к нейтрализации ладового колорита, а, напротив, подчеркивает выразительность мажора и минора – двух ладов, все более очевидно выдяелющихся в ряду других.

С конца XVIвека в связи с развитием монодии возникает традиция исполнения мадригала в переложении для солирующего голоса в сопровождении инструментов. Начиная со своейVкниги мадригалов (1605) К. Монтеверди вводит инструменты в качестве аккомпанирующих голосов. В качестве особой разновидности мадригала в творчестве О. Веки, А. Банкьери, А. Стриджо развиваетсядраматический мадригал(или мадригальная комедия). Он представлял собой многочастную хоровую композицию на текст комедийной или пасторальной пьесы. Все партии действующих лиц (включая монологи) исполнялись хоровым ансамблем. Сюжеты использовались в основном бытовые, часто сатирические, с традиционными персонажами народной комедииdell’arte88. Наиболее раняя мадригальная комедия в 5-ти частях - «Болтовня женщин за стиркой» А. Стриджо стала прототипом для других образцов этого жанра («Приятные маскарады» Дж. Кроче, «Амфипарнас» О. Веки, «Старческое сумасбродство» А. Банкьери). Пользуясь исключительно средствами хора, композиторы создают яркие характеристики персонажей. Драматический мадригал стал важным этапом на пути рождения оперы.

studfiles.net


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта