Легенда о Лукреции. Растение лукреция фото
запретная любовь – Ярмарка Мастеров
Юная Лукреция Бути смотрит на нас с картин своего возлюбленного супруга — великого художника Филиппо Липпи (1406-1469). Мадонна, муза и любимая в одном образе.
В истории Раннего Возрождения много легендарных красавиц, без которых эпоха вообще не состоялась бы. Но одна особенно будоражит воображение, потому что спустя века мы можем восхищаться её нежной красотой.
«Мадонна с младенцем и двумя ангелами», 1455 - 1466, Галерея Уффици. Флоренция. Эта картина поражает своей трогательностью, нежностью и удивительной искренностью. Одновременно ее можно назвать первой светской интерпретацией религиозной темы. На полотне мы видим молодую флорентийку, очаровательную, нежную женщину, преданную мать. В прекрасном образе Мадонны художник запечатлел свою жену Лукрецию Бути, а ребенок на её руках — его сын Филиппино (в будущем, унаследовав талант отца, станет знаменитым художником). Эта история счастливой любви начиналась как история любви запретной...
Знаменитый флорентийский живописец Филиппо Липпи был монахом и известной фигурой во Флоренции. Им восхищались, ему покровительствовали могущественные Медичи. Именно его полотна в качестве дара Папе отправил в Рим герцог Козимо Медичи. В 1456 году настоятельница женского монастыря Санта-Маргерита в городке Прато пригласила художника для написания образа Пречистой Девы для алтаря монастырской капеллы. Настоятельница прекрасно знала о репутации художника — Мастер, неравнодушный к женскому полу, о чём всех и предупредила.
Взявшись за работу, художник попросил настоятельницу предоставить натурщицу, чтобы рисовать Мадонну. "Выбирайте любую из монахинь монастыря!" Так для образа Мадонны Филиппо выбрал семнадцатилетнюю послушницу Лукрецию Бути. Девушка была из порядочной и состоятельной семьи. Белокурые кудрявые волосы, прекрасные лучистые глаза, мягкая улыбка.
Филиппо сразу понял, что она — Мадонна, и только его Мадонна. Потом он узнал, что она — Лукреция ди Франческо Бути, дочь флорентийского гражданина, синьора Франческо Бути, и пока не Христова невеста. И художник сразу решил, что она ею не будет, чего бы это ни стоило. Он видел ее не в монашеской рясе, а в красивом платье. И еще он видел ее с младенцем на руках. Со своим младенцем.
Шли дни и образ Богоматери с нежными чертами Лукреции был готов. После создания «Мадонны с младенцем», Липпи попросил разрешения сделать для монастыря еще одну работу "Пир Ирода", где для Соломеи позировала снова Лукреция Бути. Появилась прекрасная по своей красоте фреска. За долгие часы позирования для полотен девушка не смогла остаться равнодушной к обаятельному, страстному и такому молодому в свои 50 лет художнику. Они долго планировали побег. Разразился страшный скандал.
Отец определил её в монастырь по достижении 15 лет. Она должна была стать послушницей, а потом и монахиней. И всё её имущество отошло бы монастырю. Но она сбежала!
Конечно, небольшой городок Прато не сравнить с процветающей соседкой Флоренцией, но и у него есть свое сокровище, своя Святая Реликвия — пояс Богоматери Пречистой Девы Марии.
Раз в год с величайшим почётом реликвию проносят по улицам. На процессию выходят все горожане, приезжают паломники из Флоренции, даже из самого Рима. Народу собирается столько, что не протолкнуться. В этой-то суматохе Лукреция и ускользнула из-под бдительного ока монахинь, смешалась с толпой, а потом сбежала. Это оказалось так просто — ОН подал ей руку, и она пошла за ним.
История их любви интересует многих художников:
Поль Деларош — "Филиппо Липпи признаётся в любви своей натурщице", 1822.
Предполагаемый автопортрет Филиппо Липпи (в центре, в чёрной шапочке):
В 1457 году у Лукреции родился сын, которого назвали Филиппино. Узнав об этом, папа Пий II только тонко усмехнулся: - его кистью водит Бог, а не дьявол, - произнес Пий II, очарованный искусством великого итальянского живописца, продолжавшего творить, став женатым человеком. Именно в это время написано прекрасное полотно "Мадонна с младенцем и двумя ангелами", где Лукреция позировала с сыном на руках. Картина была подарена Джовани Медичи. Прошло несколько лет и скандал поутих.
Художник обратился в Рим к Папе с просьбой снять сан. И случилось невероятное — любовь победила все преграды! По ходатайству Медичи папа Пий II в 1461 году, спустя пять лет после побега влюбленных из монастыря Святой Маргариты, снял монашеский сан с Филиппо и разрешил ему вступить в законный брак со своей возлюбленной. "Сутана только сковывает его творчество и мешает семейной жизни, - мудро сказал папа. - Иногда мне кажется, что уйдя в мир, Филиппо станет только ближе к Богу!"
В 1465 году Лукреция родила дочку Александру. И теперь счастливый отец рисовал уже целое семейство – поразительно изящную Мадонну и счастливых, здоровых, вполне упитанных ангелочков.
И этот трогательный облик юной матери со своими детьми (далеко не религиозный, а обаятельно-светский) вот уже шестое столетие покоряет зрителей ведущих музеев мира в Риме, Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Берлине, Мюнхене и, конечно, Флоренции.
Мы также видим её в сценах Благовещения и Коронации:
Изображение на медали из музеев Ватикана:
Было ему около 63 лет, но он был по-прежнему полон сил — отправился в город Сполето расписывать местный собор. И по-прежнему он оставался жизнелюбом в полном смысле этого слова. То есть любил жизнь и, конечно, женщин. Правда, теперь никто не распространялся о его похождениях, ибо синьору Лукрецию уважали все.
В 1469 году, когда Лукреции было 31 год, Филиппино — 12, а Александре — всего 4 года, Филиппо Липпи не стало. Когда же он умер, поползли слухи, что в Сполето Филиппо отравил какой-то родственник его очередной пассии. Но слухи эти быстро оборвались. Ибо и Лукреция, и дети так горевали по мужу и отцу, что ни у кого язык не повернулся сказать что-то, порочащее Филиппо.
Сначала Козимо, потом его внук Лоренцо Медичи ездили за прахом своего авантюрного монаха-художника. Но сполетцы не разрешили перевезти его во Флоренцию. Так и остался Филиппо там — в соборе. Говорят, до сих пор иногда посреди мраморных плит раздаются тяжелые вздохи. Говорят, это художник вздыхает о своей Мадонне.
Вот только где она — мы не знаем. Знаем, что 12-летний Филиппино пришел в мастерскую к ученику своего отца — великому Сандро Боттичелли. Больше идти ему было некуда. А значит, его матери, Лукреции, уже не было на этом свете. Она, как всегда, ушла за мужем. Или он снова украл ее. Это же так просто: он подал руку — и она пошла за ним.
Фото и материалы частично мои, частично взяты с просторов Интернета.
Предыдущие части публикаций можно прочитать здесь:
Часть 1 >>
Часть 2 >>
Часть 3 >>
Часть 4 >>
Часть 5 >>
Публикация о ещё одной удивительной женщине, только не в живописи, а в скульптуре >>
www.livemaster.ru
История римлянки Лукреции. - Ретро-дамы
Фрагмент картины Питера Пауля Рубенса "Тарквиний и Лукреция", написанная около 1609 — 1611. Фото сделано мною в Эрмитаже 2 декабря 2014 года. Об истории картины
.
Немного об истории, случившейся в стародавние времена и запечатлённой картине Рубенса, увиденной мною во время посещения Эрмитажа.
Похищение Лукреции. Тициан. 1571.
Лукреция – была из старинного рода Лукрециев её отец Спурий Лукреций Триципитин состоял в сенате при царе Тарквинии Гордом(VI век до н э.),а когда последний отправился на войну против Ардей,был назначен «хранителем города».После свержения царя он остался в прежней должности.Триципитин председательствовал на народных собраниях в Древнем Риме, во время которых были избраны первые консулы.
По преданию Лукреция славилась ,красотой и добродетелью она была женой римского патриция Луция Тарквиния Коллатина одиного из двух первых консулов Древнего Рима и родственником правящего римского царя Тарквиния Гордого.
Лукреция и Тарквиний.Симон Вуэ (1590— 1649).
В 509 до н. э. во время осады Ардей на пиру у старшего сына царя Секста Тарквиния вышел спор о достоинствах жен пирующих. Для того, чтобы разрешить спор, разгоряченные вином пирующие вскочили на коней и отправились по очереди в дом каждого. Лишь жену Коллатина Лукрецию застали за работой, в то время как жены остальных предавались забавам в кругу сверстниц.На следующий вечер Секст вернулся в дом своего двоюродного брата Коллатина. Ночью, угрожая женщине оружием, он обесчестил её, после чего — скрылся. Тотчас Лукреция послала гонца к отцу Спурию Лукрецию Триципитину и мужу.Когда они прибыли в сопровождении Луция Юния Брута и Публия Валерия, она поведала им о произошедшем, после чего покончила с собой.
"Трагедия Лукреции», ок. 1500-1501, Сандро Боттичелли.В центре картины,граждане с обнаженными мечами,клянутся отомстить за смерть Лукреции.
Тело Лукреции вынесли на улицы, демонстрируя преступление царской власти. Подняв народ в Коллации восставшие устремляются в Рим. Там они также воодушевляют народ на борьбу, после чего принимается решение об изгнании царя.
Йорг Брой Elder - Самоубийство Лукреции 1528.
Тирания царя и злоупотребления его сыновей настроили против него все слои общества. Изнасилование Секстом Тарквинием добродетельной Лукреции стало последней каплей терпения: родственники Лукреции Луций Юний Брут и Публий Валерий Публикола внесли её тело на форум и убедили граждан изгнать царя и установить республиканское правление. Тарквиния Гордого не впустили в Рим, и он был вынужден с тремя младшими сыновьями искать убежище в Этрурии. Секст Тарквиний был убит во время восстания в Габии.
Питер Пауль Рубенс: Тарквиний и Лукреция
Из лагеря Ардеи осажденнойНа черных крыльях похоти хмельнойВ Колладиум Тарквиний распаленныйНесет едва горящий пламень свой,Чтоб дерзко брызнуть пепельной золойИ тлением огня на взор невинныйЛукреции, супруги Коллатина.
Верна супругу! - Вот что в нем зажглоНастойчивое, острое желанье...Ведь Коллатину вдруг на ум пришлоРасписывать супруги обаянье,Румянец щек и белизны сиянье,И прелесть звезд, горящих на земле,Как свет небесных звезд в полночной мгле.
Уильям Шекспир из поэмы "Лукреция"
А вот совершенно другой,интересный взгляд на эту историю;А.В.КОПТЕВИзгнание царей и "ритуал перехода" власти в раннем Риме:
http://centant.spbu.ru/centrum/publik/confcent/2001-03/koptev.htm
retro-ladies.livejournal.com
Лукреция ди Бути куртизанка с лицом Мадонны
В истории Раннего Возрождения много легендарных красавиц, без которых эпоха вообще не состоялась бы. Но одна особенно будоражит воображение, потому что спустя века мы можем увидеть ее нежную красоту. Юная Лукреция ди Бути смотрит на нас с картин своего возлюбленного супруга – великого художника Филиппо Липпи…
Лукреция закрыла глаза и порывисто вздохнула. Она сделала это! Или все же это сон? Сейчас она очнется, и все станет как прежде. Она откроет глаза и увидит серые стены монастыря. Отец определил ее туда по достижении 15 лет. Сейчас ей почти 18. Через несколько месяцев она стала бы послушницей, а потом и монахиней. И все ее имущество отошло бы монастырю. Но она сбежала!..
Пышная религиозная процессия медленно двигалась по главным улочкам Прато. Конечно, этот небольшой городок с процветающей соседкой Флоренцией не сравнить, но и у него есть свое сокровище, своя Святая Реликвия – пояс Богоматери Пречистой Девы Марии.
Fresco Duomo, PratoThe Feast of Herod Salome s Dance, 1460-1464,Fresco Capella Mggiore, Duomo, Prato, ItalyРаз в год с величайшим почетом реликвию проносят по улицам. На процессию выходят все горожане, приезжают паломники из Флоренции, даже из самого Рима. Народу собирается столько, что не протолкнуться. В этой-то суматохе Лукреция и ускользнула из-под бдительного ока монахинь, смешалась с толпой, а потом сбежала. Это оказалось так просто – ОН подал ей руку, и она пошла за ним.
Herod's Banquet (фрагмент)Монастырь никогда не был ей по сердцу. Но она покорилась отцовской воле. Смирилась с тем, что никогда не быть ей ни женой, ни матерью. Что поделаешь, на все воля Божья
Филиппо ЛиппиИ вдруг – Филиппо! Она увидела его случайно. Хотя в их монастыре он работал уже год. Мать настоятельница пригласила его, известнейшего художника из Флоренции, написать образ для главного алтаря и сделать настенные росписи.
Funeral of St Jerome (фрагмент)Матушка мечтала, что монастырь Святой Маргариты прославится своими росписями, как монастыри самой Флоренции. Однако всех сестер настоятельница предостерегла – почтенный фра Филиппо Липпи, хоть и принадлежит сам к братству монахов-кармелитов, но жизнь ведет весьма вольную. Нет, он не выпивает и не безобразничает, но больно любит приударить за женским полом. Так что, пока фра Филиппо будет расписывать те или иные помещения, монахиням туда путь заказан.
Coronation of the VirginЛукреция никогда не выходила из воли старших: сначала – отца, потом – настоятельницы. Она всегда держалась в тени, тихо выполняла любую работу. Может, потому настоятельница и послала ее с какой-то просьбой к флорентийскому художнику. Лукреция вошла, озираясь, боясь увидеть страшного зверя, бросающегося на бедных женщин. А увидела мягко улыбающегося мужчину – не красавца и не урода, но с такими ясными и зовущими глазами, что девушка даже забыла, зачем пришла…
Он так измучился в этом монастыре… Низкие своды, крошечные комнатки. Так мало света! За серыми стенами в Прато бушевала весна, виноградники на склонах стояли пронизанные светом, солнце золотилось в полуденной дымке. А в этом монастыре – сплошная тьма.
Он раздумывал, как бы положить на фрески побольше солнечных бликов.
Любезная ЛукрецияНаписать что-то солнечное, струящееся, изящное, как золотистые женские волосы. Поднял голову от рисунка и увидел…
Lippi, Vergine Annunziata, Angelo Annunziante, sant'Antonio Abate e san Giovanni BattistaОна стояла рядом, мило переминаясь с ноги на ногу, и наголовный платок медленно сползал с ее волос, открывая золотой водопад. И в ее взгляде было столько тепла и света, сколько может быть только в чистейшем взоре Богоматери.
View of the fresco cycle in Prato Cathedral, Italy - Herod's Banquet - Salome (detail)«Lucrezia Buti»Филиппо сразу понял, что она – Мадонна, и только его. Потом он узнал, что она – Лукреция ди Франческо Бути, дочь флорентийского гражданина, синьора Франческо Бути, и пока не Христова невеста. И художник сразу решил, что она ею не будет, чего бы это ни стоило. Он видел ее не в монашеской рясе, а в красивом платье. И еще он видел ее с младенцем на руках. Со своим младенцем.
post 1444, da pinacoteca vaticanaКонечно, вряд ли Мадонна была бы к нему столь милостлива. Он ведь никогда не был праведником. Да и как он мог им стать? Сирота, с раннего детства сам пробивающий себе дорогу. Мать умерла после его родов.
Lippi, madonna della cintola, prato.Лукреция стоит на картине справа.Через два года умер и отец. Так что, сколько Филиппо себя помнит, он всегда принадлежал монастырю дель Кармине. Монахи его воспитывали, монахи и учили.Да только говорили, что он туп до крайности. А он каждую свободную минуту рисовал угольками. Все книги, что попадали в руки, испортил картинками на полях.
Birth and Naming St John
Однажды на монастырском мощеном дворе нарисовал зеленой землей громадную картину – папа вручает устав монастырю кармелитов. Это и решило дело. Настоятель купил послушнику краски и велел срисовывать на доски все те живописные фрески, что были в монастыре и окрестностях. Вот так – самоучкой – и осваивал Филиппо азы живописи. Благо осваивать было с чего. Ведь монастырскую капеллу только что расписал великий, и уже безвременно покойный, Андреа Мазаччо.
Fra Filippo Lippi - Disputation in the Synagogue (detail)Филиппо работал столь ревностно, что все вокруг начали толковать – в одержимого Липпи вселился дух самого Мазаччо. Кармелиты решили не рисковать – зачем им такие разговоры? Своего юного брата они отослали в Неаполь. С тех пор и начались его странствия по городам и весям.
«Madonna and Child Enthroned with Saints»И в этих странствиях как-то забылось, что он – монах чуть не с рождения, недаром же его зовут «фра» – святой брат. А поскольку о работах его говорили, что созданы они так изящно и прекрасно, что лучше не сделаешь, Филиппо получил покровительство сильных мира сего – и семейства Медичи, и самого папы римского. Так что жил Филиппо в свое удовольствие, зарабатывал немало, увеселений и компаний не чурался.
Страшный суд.Картина в алтарной нише собора св.Георгия в Ферраре.И вдруг – монашка! Сколько женщин он видел, ни разу не встречал такой величайшей прелести и чистоты. Свет земной и небесный! Филиппо уговорил настоятельницу позволить ему писать портрет Лукреции, добился разрешения поместить ее в виде фигуры Богоматери на свои росписи. Он перестал есть и спать, рисовал как одержимый. Она позировала ему целыми днями. И вот он похитил ее из монастыря. Украл у этих никчемных монашек их самое драгоценное сокровище!
«Seven Saints»…Синьор Бути бушевал. Разыскав беглецов, он львиным рыком заявил, что не даст за своей вероломной дочерью ничего. Все отойдет монастырю, как и договаривались.
The Funeral of St Stephen (фрагмент)Пока синьор Бути буйствовал, Филиппо лишь плечами пожимал. Неужели он, живописец, не может обеспечить любимую? Да он уже получил множество заказов. Об этом Филиппо и сказал разъяренному папаше, когда тот наконец перестал кричать.
The Funeral of St StephenЛицо синьора пошло пятнами, и он повернулся к дочери. Неужели та не понимает, что обесчестила свою семью? Да и себя тоже! Ведь этот похотливый старик – ему же пятьдесят лет! – всегда бегал за юбками. Всей Флоренции известно, как однажды Козимо Медичи, напрасно дожидающийся от Филиппо обещанной картины, запер его наверху своего загородного дома.
St Stephen is Born and Replaced by Another Child (фрагмент)Так этот сластолюбец, чтобы не пропустить очередное свидание, разодрал простыни на веревки и по ним спустился вниз. Бедный Козимо еле нашел потом своего живописца у какой-то белошвейки. Неужели Лукреция хочет связать жизнь с таким животным?! К тому же он – монах. Он же не сможет на ней жениться!
Ambrosius-Legende
Отец ушел, оставив одни проклятия. Будто мало им других бед!«Бог не осудит нас! – прошептала Лукреция. – Он поможет тебе что-нибудь придумать. Ты придумаешь!» Лукреция сжала веки, чтобы сдержать слезы.
LIPPI, Fra Filippo St Matthew the Evangelist Fresco Duomo, Prato Spoleto CathedralSpoleto - Duomo (Affresco di Filippo Lippi con l'Incoronazione di Maria)
> Ее Филиппо – не старик. Да он моложе всех самых молодых! И он не сдастся! Нашел же он выход, когда его похитили разбойники и продали в рабство. Полтора года он работал на хозяина, терпел голод и побои.
Death of the Virgin (фрагмент)Но однажды ему в голову пришла мысль – использовать свой дар. Он нарисовал портрет хозяина, правда, углем, красок у него не было. И хозяин был так поражен его талантом, что отпустил художника. «Ты придумаешь! – повторила Лукреция, как заклинание. – Ты же художник!»
The death of Mary", fresco by Filippo Lippi; apse of the cathedral of Spoleto, Italy; depicted on the right side :Filippo Lippi, his son, and his helpers Fra' Damiante and Pier Matteo d'Amelia"Annunciation", fresco by Filippo Lippi ; apse of the cathedral of Spoleto, Italy
Он был художником. И ему не надо было придумывать. Он послал в родной монастырь покаянное письмо, а Медичи – свои картины. Те, где Богородица с чистым обликом Лукреции благословляла мир.
Мадонна с младенцем (фрагмент)И случилось невероятное – любовь победила все преграды! По ходатайству Медичи папа Пий II в 1461 году, спустя пять лет после побега влюбленных из монастыря Святой Маргариты, снял монашеский сан с Филиппо и разрешил ему вступить в законный брак со своей возлюбленной.
Filippo Lippi, Madonna col Bambino,pala lignea conservata nel Palazzo Medici Riccardi a FirenzeВесельчак и жизнелюбец Липпи оказался прав – он воочию увидел свою жену не только в нарядных платьях, но и с младенцем на руках, и даже с двумя младенцами. В 1457 году родился их первенец, названный матерью в честь любимого мужа – Филиппино (то есть маленький Филиппо).
Madonna del Ceppo
Теперь отец рисовал его рядом с матерью то в виде Младенца Иисуса, то – святого ангела. Интересно, что сын тоже стал очень известным художником, но имя уменьшительное не выправил. Так и остался в истории – Филиппино Липпи, в отличие от большого – Филиппо.
Thronende MadonnaВ 1465 году Лукреция родила дочку Александру. И теперь счастливый отец рисовал уже целое семейство – поразительно изящную Мадонну и счастливых, здоровых, вполне упитанных ангелочков.
Madonna dell'Umiltà con angeli e santi carmelitani o Madonna Trivulzio.И этот трогательный облик юной матери со своими детьми (далеко не религиозный, а обаятельно-светский) вот уже шестое столетие покоряет зрителей ведущих музеев мира в Риме, Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Берлине, Мюнхене и, конечно,Флоренции.
В 1469 году, когда Лукреции было 31 год, Филиппино – 12, а Александре – всего 4 года, Филиппо Липпи не стало. Было ему около 63 лет, но он был по-прежнему полон сил – отправился в город Сполето расписывать местный собор. И по-прежнему он оставался жизнелюбом в полном смысле этого слова. То есть любил жизнь и, конечно, женщин.
Благовещение. 1450.Старая пинакотека.МюнхенПравда, теперь никто не распространялся о его похождениях, ибо синьору Лукрецию уважали все. Когда же он умер, поползли слухи, что в Сполето Филиппо отравил какой-то родственник его очередной пассии. Но слухи эти быстро оборвались. Ибо и Лукреция, и дети так горевали по мужу и отцу, что ни у кого язык не повернулся сказать что-то, порочащее Филиппо.
Сначала Козимо, потом его внук Лоренцо Медичи ездили за прахом своего авантюрного монаха-художника. Но сполетцы не разрешили перевезти его во Флоренцию. Так и остался Филиппо там – в соборе. Говорят, до сих пор иногда посреди мраморных плит раздаются тяжелые вздохи. Говорят, это старый художник вздыхает о своей Мадонне.
Вот только где она – мы не знаем. Знаем, что 12-летний Филиппино пришел в мастерскую к ученику своего отца – великому Сандро Боттичелли. Больше идти ему было некуда. А значит, его матери, Лукреции, уже не было на этом свете. Она, как всегда, ушла за мужем. Или он снова украл ее. Это же так просто: он подал руку – и она пошла за ним.
Богоматерь с Младенцем и святыми Фредианом и Августином_Алтарь Барбадори 1437-1438, Париж, ЛуврЗначение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений. В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи.
Его мадонны — очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены.
Virgin with the Child and Scenes from the Life of St Anne (Tondo Bartolini)
Из фресковых работ этого высокодаровитого художника наиболее замечательные находятся в соборе Прато (сцены из жития св. Стефана, среди которых особенно хороши «Погребение св. Стефана» и «Пир Ирода») и в соборе Сполето (два ряда сцен из жития Богоматери, в том числе прелестное «Коронование Приснодевы»).
La Vierge et saint Jean-Baptiste adorant l'Enfant JésusФлорентийские галереи содержат в себе много произведений Липпи в этом роде. Таково, между прочим, восхитительное «Коронование Марии» (галерея Уффици) и «Мадонна со сценой Рождества Богородицы на заднем плане» во дворце Питти. Из картин Липпи, встречающихся вне Италии, особенно любопытны: «Венчание Богоматери» (кругл. формы) в луврском музее, «Пресв. Дева, поклоняющаяся Младенцу Христу» в берлинском музее, «Св. Иоанн-Предтеча» в лондонской национальной галере и «Крещение Господне» там же
Madonna of Humility with Angels and Donor Fra Filippo Lippi
Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время в Падуе (1434), в Прато (1453-65) и наконец в Сполето, где и умер9 октября 1469 г.Был учителем Сандро Боттичелли.
Библиография
Фосси Г. Филиппо Липпи. М., 1997.
• Фра Филиппо Липпи на artcyclopedia.com
• Фра Филиппо Липпи (1406—1469) на style-epohi.ru
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907)
http://www.liveinternet.ru/users/3251944/post301209630/
remidios-fine.livejournal.com
Легенда о Лукреции | Tooya.ru
По преданию, однажды сын царя Таркииния Гордого Секст пировал с друзьями в военном лагере под Ардеей. Присутствовал среди них и родственник царя из города Коллация Таркви-ний Коллатин. Разговор у мужчин, естественно, заходит о женщинах. Каждый нахваливает красоту и добродетель собственной жены. В пылу спора Коллатин предлагает наглядно доказать достоинства своей супруги Лукреции, неожиданно нагрянув к ней — затея опасная во все времена! Разогретые вином, юноши ночью скачут в Коллацию, где застают Лукрецию в окружении служанок за прядением шерсти. Жены же остальных собутыльников в это время сами пировали с подругами.
Красота и целомудрие Лукреции возбудили страстную похоть в душе Секста Тарквиния. Вскоре он тайком возвращается в Коллацию, с мечом в руке проникает в спальню Лукреции и силой и угрозой позорного оговора бесчестит ее. Однако дух Лукреции сломить он не мог. Она посылает за мужем и отцом, Спурием Лукрецием. С ними приехали Публии Валерии и Луций Юний Брут.
Поведав им о страшном поругании, Лукреция гордо отвергает утешения и пронзает себя кинжалом. Скорбь и негодование охватывает родных, а Брут клянется отомстить не только насильнику, но и всему его преступному роду. Тело Лукреции выносят на площадь и созывают народ, возмущенный бесчестием. С отрядом добровольцев Юний Брут прибывает в Рим, всюду «сея страх и смятенье». Там он выступил перед народом (в основном патрициями) со страстными обвинениями царя в гордыне, в давнем убийстве Сервия Туллия, в тягостных трудах плебеев, «загнанных в канавы и подземные стоки», но больше всего в чудовищном поругании Лукреции, ее ужасной гибели и скорби ее отца. При этом он ни словом не обмолвился о каких-то жестокостях Тарквиния по отношению к гражданам и сенаторам! Тем не менее, Народное собрание постановило изгнать Тарквиния со всей семьей из города. Так Лукреция изменила судьбу Рима.
Легенда о Лукреции стала важным явлением в римской исторической традиции. И не имеет значения, что она, скорее всего, плод вымысла поздних римских летописцев и историков, а реальные причины свержения царской власти лежали совсем в другой стороне! Главное, она утверждала римские ценности, прославляла высокую добродетельность, гордое благородство и верность долгу римских женщин. Она как бы оттеняла чистоту помыслов вождей восстания и придавала ореол законности их действиям.
tooya.ru