Растение конопляник. Значение слова конопляник

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Золото России — конопля. Растение конопляник


5 июня - Конопляник | Krasniykut.ru

Пенька из коноплиЭтот день в народе прозвали конопляником, так как на полях к этому моменту уже появлялись первые всходы этого растения, играющего очень важную роль в народном хозяйстве. Из волокон конопляного стебля делали пеньку, из которой затем плели веревки и канаты, а также изготавливали посконь – грубую ткань, ей закрывали зерно и картофель в амбарах, чтобы не померзло. Это растение – прекрасный медонос, а потому пчелки с его цветов брали взяток. Из семян конопли делали масло, которым хозяйки поливали каши, его также ели с хлебом (это предупреждало все желудочные болезни).

 Широкое употребление было и в медицине: кашица на молоке из толченых семян применялась как смягчающая припарка, а конопляное масло быстро врачевало раны и ожоги. Согретое и втираемое в поясницу, такое средство помогало при крестцовой ломоте и поясничных, почечных болях. Роженицам часто давали молоко из конопляных семян для ускорения родового очищения и приумножения грудного молока. При желтухе такое молоко тоже хорошо помогало, а примочки с ним выводили пятна от оспы.

 Крестьяне высаживали последние овощи. Этот день был неким рубежом в этом плане: запоздал с рассадой – упущенное время не наверстаешь: останешься с малоростом и незавязухой. 

 Посаженные в этот день огурцы использовали в первую очередь на засолку. Они получались хрустящие, крепенькие и ароматные.

 Основные приметы:

  •  Мошки да комары столбом вьются – к хорошей погоде.
  •  У калины пышные цветы – конопля вырастет высокая.
  •  Горлица заворковала – пора на полях коноплю сеять. 
  •  Обилие оводов в этот день сулило добрый урожай огурцов.
  •  Трава поутру сильнее обычного пахнет – быть дождю.
  •  Пчелки роем вокруг рябины цветущей вьются – завтра будет ясная погода.
  •  Много муравьев вокруг муравейника – погода будет хорошая.
  •  Восход Солнца сопровождается духотой – жди ненастья.

krasniykut.ru

Конопля в России

КонопляНе бывает плохих растений, бывают плохие люди. В первую очередь эта фраза относится к незаслуженно забытой традиционной русской ремесленной культуре – конопле. Между тем, наши современники слова «конопля», «марихуана» или «каннабис» ассоциируют лишь наркотическим средством.

Почти все страны мира в 1961 году подписали Конвенцию ООН «О наркотических веществах», запрещающую свободное культивирование растений, содержащих галлюциногенные компоненты. Коснулось это и конопли. Только Франция оказалось страной более предусмотрительной, и не отказалась от выращивания тех сортов каннабиса, в которых содержится небольшая доза (не больше 0,1%) тетрагидроканнабинола, непригодных для синтеза на их основе галлюциногенных препаратов. Эта страна уже не один десяток лет занимается успешным разведением этой культуры.

Возможна ли конопля в России?

В России Минсельхозпром лишь в 2013 году включил такие сорта конопли в Реестр растений, которые допущены к реализации на территории Российской Федерации. Всего туда было включено 18 обычных и 5 гибридных сортов конопли. Была разработана программа поддержки промышленного выращивания этой культуры до 2020 года.

Но следует отметить, что в том-же 2013 году были ужесточены статьи УК РФ, касающиеся производства и распространения наркотических средств, предусматривающие заключение под стражу на срок от 3 до 15 лет.

С выращиванием конопли, не содержащей наркотических средств, тоже не все так просто. Ботаники говорят, что визуально отличить галлюциногенную коноплю от обыкновенной практически невозможно, для этого требуются дорогостоящие лабораторные анализы. Кроме того, конопля легко мутирует, поэтому если рядом с легальной коноплей посадить растение с высоким содержанием наркотических веществ, то через 2-3 года конопля с малым содержанием наркотика значительно повысит его долю в своем составе.

Выращивание конопли

Листья конопли

Почему же, несмотря на трудности, мы решаемся возродить производство конопли в промышленных масштабах? Давайте обратимся к истории.

История культуры

Существуют артефакты, подтверждающие использование каннабиса, относящиеся к Каменному веку. На Тайване были найдены изготовленные из конопли горшки возрастом около 10 тыс. лет. Первые письменные упоминания об этом растении появились около 3000 до н.э. в китайских медицинских манускриптах. Китайские лекари использовали коноплю в качестве обезболивающего и снотворного средства.

Из Китая конопля попала к скифам, которые применяли ее не только в медицинских целях, но и сжигали ее плоды в кострах для проведения магических ритуалов, впадая в транс. Об этом упоминает в своих трудах древнегреческий историк Геродот, сравнивая действие конопли с воздействием вина.

От скифов конопля попала в Россию в V веке н.э. Как наркотическое средство каннабис получил наиболее широкое распространение в Индии, где его использовали в религиозных практиках. В России конопля нашла совсем другое применение.

Для выращивания наши предки использовали техническую коноплю, не содержащую галлюциногенов. Причем, эта культура была настолько распространена, что составляла почти половину той конопли, что производилась во всем мире в те времена.

На Руси конопляники располагали на окраинах поселений, тем самым образуя их природное ограждение. Это растение требует определенного ухода, нуждается в защите от воздействия ветра и птиц, в удобрении. Этим, как правило, занимались старики.

Поле конопли

Поле конопли. Александр Кряжев/РИА Новости

Русское золото

В быту на Руси коноплю использовали повсеместно. Волокно, полученное из мужских растений, ткали и получали тонкую высокого качества ткань для пошива праздничных нарядов, постельного белья, портянок, детской одежды, полотенец, платков. Из конопляной нити плели кружева. Конопляная ткань по своему качеству гораздо превосходит льняную аналогичной выделки.

У славян была традиция после обряда крещения класть малыша на конопляное полотно, которое впоследствии служило ему оберегом. Некоторые наши предки шили из этой ткани детскую одежду, которую следовало доносить до дыр.

Есть местности, где наоборот, конопляное полотно хранили до свадьбы, чтобы сделать из него рушники. В других местах из полотна изготавливали наволочку для невесты, чтобы при муже жила в достатке и любви. Парень получал полотняную сумку и онучи, чтобы вернуться в родные края живым – здоровым после службы в армии.

Из волокон женских особей конопли, матерки, нити получаются более грубые. В старину из матерки изготавливали такелажные снасти, рыбацкие неводы, крепкие вожжи, шпагаты, сумки, парусину, попоны. Качество таких изделий было гораздо выше тех, которые производили, например, из хлопка или льна. Конопляные волокна на порядок прочнее, не подвержены гниению и воздействию соленой воды.

А знаете ли вы, что изношенные канаты и потрепанные паруса наши предки научились использовать для производства бумаги? До XIX века вся бумага производилась исключительно из пеньки или конопли. И только в середине прошлого века от конопляной бумаги отказались окончательно.

Благодаря Уильяму Херсту, американскому медиамагнату, был пролоббирован в угоду партнерам – производителям бумаги на основе древесной целлюлозы, закон, вводящий непосильные налоги на производство сырья на основе марихуаны.

В результате все конопляные производства США стали нерентабельными и были закрыты. И уже никто не помнит о том, что первые знаменитые джинсы Levi’s были пошиты из конопляной ткани, как, впрочем, и первый американский флаг. К сожалению, это привело к печальным последствиям — интенсивному развитию синтетических тканей.

Конопляное волокно

Конопляное волокно

Но вернемся к вопросу о том — как же использовали коноплю наши предки? Всем известно слово «конопатить», но мало кто догадывается, что это слово имеет прямое значение.

  1. Паклей из конопли прокладывали бревна в домах — срубах, заделывали стыки досок в парусниках и лодках.
  2. Матерка служила материалом для фитилей масляных ламп, лаптей, подстилок.
  3. Коноплю использовали для того, чтобы избавиться от клопов.
  4. Конопляные семена применяли в качестве пряностей, их толкли и добавляли в пищу.
  5. По своей энергетической ценности конопляное масло не уступает мясу, а по содержанию омега-кислот — красной рыбе.
  6. На Руси масло конопли использовали для производства мыла, растирок, олифы.
  7. Из листвы изготавливали зеленый краситель для тканей.
  8. Оставшиеся конопляные отходы шли на смягчение и удобрение почвы, утепление хозяйственных построек.

Как видите, наши предки научились безотходно использовать это растение. Наиболее широкое развитие конопляное производство получило при Петре І. Он взял под государственный контроль продажу за границу конопляной пеньки, причем лично проверял качество продукции, отправляемой в Голландию, Англию и другие морские страны. Купцам, поставляющим некачественную пеньку с примесями мусора или грязи, согласно законам того времени, грозила неминуемая казнь. Уже при Петре І Россия на 90% обеспечивала такелажной пенькой морские державы Европы. В XVIII веке объем российского экспорта пеньки составил 37 тыс. тонн в год.

В советское время в нашей стране до 1936 года насчитывалось 80% мировых посевов конопли. Промышленное выращивание этой культуры длилось вплоть до подписания СССР Конвенции ООН «О наркотических веществах». После этого производство этой культуры быстро сошло на ноль.

Современное производство конопли

В наше время организации, занимающиеся промышленным выработкой компонентов и материалов из конопли, можно сосчитать на пальцах. Среди них пензенский НИИ сельского хозяйства, пенькоперерабатывающий завод г. Инсар в Мордовии и наровчасткое предприятие «Конопелька» в Пензенской области.

Современное производство конопли - рулоны стеблей растения

Рулоны стеблей конопли. Александр Кряжев/РИА Новости

С внедрением современных технологий на основе этого необычайного растения можно производить достаточно большое количество экологически чистой продукции. Вот только малая толика из них:

  • такелажные снасти, пожарные рукава, технические ткани, парашютные стропы, нити, пряжа, сети,
  • различные виды бумаги, в том числе чайные пакетики (бумага из конопли не нуждается в отбеливании хлором, поэтому ее производство не приводит к загрязнению водоемов и почвы),
  • материалы на основе пеньковолокна для внутренней отделки автомобилей,
  • кирпичи, на изготовление которых идет древесное основание растения (костра),
  • биотопливо на основе костры,
  • различного качества ткани – от тонких и нежных тканей для белья, заканчивая сукном для верхней одежды,
  • материалы для теплоизоляции,
  • наполнители туалетов для котов, подстилки, корма для животных,
  • технические масла на основе конопляного масла,
  • в кулинарии – растительное масло, каши, конфеты, мороженое, печенье и проч.,
  • в косметологии – экстракты конопли в кремах, мыле,
  • фармакология.

Каннабис в фармакологии

  1. Препараты на основе конопли применяют для подавления тошноты и стимулирования аппетита у онкобольных после курса химиотерапии.
  2. Каннабис снижает внутриглазное давление в два раза.
  3. Средства, в состав которых входит экстракт этого растения дают ощутимый эффект при снятии нейропатических болей у больных СПИДом, посттравматических и других болей.
  4. Каннабис используется как противоэпилептическое и противосудорожное средство еще со времен врачевателей Древнего Египта.
  5. Препараты, содержащие коноплю, замедляют процесс развития болезни Альцгеймера и рассеянного склероза.

К сожалению, средства, содержащие каннабис, запрещены в России, как и исследования, направленные на изучение наркотической конопли и создание на ее основе лекарственных препаратов.

Надеемся, что когда-то придет время, и мы возродим наши традиционные экологически чистые производства, будем использовать это чудодейственное растение, которое встарь называли русским золотом, для лечения людей, а не для того, чтобы их губить!

Елена Степанская, © zakustom.ru

Вам будет интересно:

Символика в резьбе по наличникам…

Славянские обереги на предметах быта…

Славянское обереги в вышивке…

Важные элементы дома

Орхидея — история, легенды и предания…

Золото России — копорский чай…

Читайте похожие статьи

zakustom.ru

Что значит конопляник - Значения слов

Примеры употребления слова конопляник в литературе.

Утром в жаркий день шли с пивом в конопляник, там раздевались и выпивали пиво, покрываясь постным потом, и, бегая по кустам еще больше потели.

Уложила и смоталась в подмосковные затоны, в среднерусский конопляник, где щекочет соловей.

Если прохожий отваживался выйти за пределы четырех обветшалых стен Конного рынка, если он решался миновать Малую Банкирскую улицу, и, оставив вправо конопляник, обнесенный высокими стенами, потом луг, где высились кучи молотой дубовой коры, похожие на жилища гигантских бобров, затем огороженное место, заваленное строевым лесом, пнями, грудами опилок и щепы, на верхушке которых лаяли сторожевые псы, затем длинную низкую полуразвалившуюся стену с грязной черной дверцей, покрытой мхом, сквозь который весной пробивались цветы, и далее, уже в самом глухом месте, отвратительное ветхое строение, на котором большими печатными буквами было выведено: ВОСПРЕЩАЕТСЯ ВЫВЕШИВАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЯ, то этот отважный прохожий достигал конца улицы Винь-Сен-Марсель, мало кому известной.

Только в высоком коноплянике на огороде, где никого не было видно за толстыми плотными стеблями и душными листьями, Антонина долго глядела на чмокающее багровое личико, прикрывала пятно рукою и шептала страстно и отчетливо: - Уродина ты моя, несчастная!

Оставив Машутку в коноплянике, Фома вернулся к изгороди, раздвинул плетень и, высунув голову, стал осматриваться.

А что я конопляники у них отнял и сажалки, что ли, там у них не выкопал, - уж про это, батюшка, я сам знаю.

Вспомнились душные конопляники, темные углы риги, фырканье лошади по ночам, плач ребенка.

Мимо бесконечных обозов, мимо постоялых двориков с шипящим самоваром под навесом, раскрытыми настежь воротами и колодезем, от одного села до другого, через необозримые поля, вдоль зеленых конопляников, долго, долго едете вы.

Она последовала за своим проводником по тропинке, влажной от вечерней росы, добралась до конопляников, обнесенных канавой.

Изба бурмистра стояла в стороне от других, посреди густого зеленого конопляника.

Через жерди переваливались ветви берез, осин, сосен, одна черемушка катнула под городьбу ягоду, и та взошла прутиком, разрослась на меже среди крапивы и конопляника.

Источник: библиотека Максима Мошкова

xn--b1algemdcsb.xn--p1ai

Левон Огуречник — история праздника, приметы и традиции

Народно-христианский праздник Левон Огуречник отмечается 5 июня (23 мая по старому стилю) каждого года. Православная церковь в этот день празднует обретение мощей святителя Леонтия, епископа Ростовского.

Другие названия праздника: Леон-конопляник, Леон-огуречник, Леонтий, День святого Леонтия Огуречника, Леонтий Конопляник.

Огуречником или конопляником день в народе прозвали потому, что он считался наиболее подходящим для посадки этих культур.

История

23 мая 1164 года (по старому стилю) при копании рвов в церкви Пресвятой Богородицы в Ростове были обнаружены святые останки епископа Ростовского Леонтия.

История не сохранила дату рождения святого, но известно, что произошло это не позже 1051 года. Под вопросом остается и страна, в которой он родился. По одним данным, это Греция, по другим – Русь.

Святой Леонтий принял постриг в Печерской обители, обучался под духовным началом преподобных Антония и Феодосия. В первой половине XI столетия его рукоположили в сан епископа. Он покинул храм в Киевских пещерах и возглавил Ростовскую кафедру. Вскоре после смерти святого стали почитать настолько, что в память о нем переименовали Ростовскую кафедру в кафедру святого Леонтия чудотворца.

Причина и время его смерти также неизвестны, как и дата рождения. В одних источниках указано, что святого Леонтия убили в 1073 году идолопоклонники, которые не смирились с его приходом в Ростов и с тем, как многие покаялись и приняли христианство. В других, не менее уважаемых источниках, говорится о мирной кончине святителя не позднее 1077 года.

Тело Леонтия находилось в одной из ростовских церквей вплоть до 1160 года. После произошел пожар, при котором святые мощи были утеряны. По великой Божьей милости через 4 года при проведении земельно-раскопочных работ в том месте был найден гроб со святыми останками.

Левон Огуречник Приметы картинка

Традиции и обряды

Главные традиции 5 июня — посадка огурцов и посев конопли.

— Левон Огуречник – крайний срок для посадки овощных культур. Считается, что любой посев после 5 июня не принесет урожая. На Левона было принято высаживать огурцы. Огурцы сажали тайно ото всех: от соседей, от родственников. Самую первую рассаду или семена закапывали так, чтобы никто не видел, и произносили при этом заговоренные слова на богатый урожай. Если этого не сделать — урожай будет небольшим или вообще не вырастит.

— Также этот день называли конопляником, поскольку во многих местах на Левона сеяли коноплю. Сев конопли проводился с определенным ритуалом. В мешки с семенами, приготовленными для сева, прятали яйца, сохраненные с Пасхи, а вместе с ними и свежие, запеченные накануне в скорлупе. Пасхальное яйцо закапывалось в спаханную под сев землю в начале сева, а скорлупа от запечных яиц разбрасывалась по полю после окончания сева. При этом приговаривали: «Роди, боже, конопли белы, як яйцо».

— В старые времена конопля была очень ценной сельскохозяйственной культурой, которую выращивали почти в таких же количествах, как и лен. Из конопли ткалась особая ткань, грубая и прочная, которая называлась посконь. Из нее делались мешки, она хорошо сохраняла зерно и овощи от гниения и замерзания, в морозы ею укутывали хранившиеся в погребах картофель и капусту. Наши предки считали, что посконь полезна и для здоровья тела. Считалось, что у человека, носившего одежду из поскони, никогда не будет кожных болезней, а суставы его тела всегда будут здоровыми.

— Масло из конопли вплоть до середины XIX века в рационе наших предков играло ту же роль, какую сейчас играет подсолнечное, а жареные семена употреблялись вместо семечек. Обычно его добавляли в каши, а также просто макали в него черный хлеб. Считалось, что оно защищает людей от болезней желудка. Знахари же использовали масло для целительства всего тела и для защиты от нечистой силы.

Приметы и поговорки

  • Если на Леонтия по земле до восхода солнца расползается туман, то нужно ожидать скорого ненастья.
  • Посаженные в этот день огурцы хороши для консервирования и засолки.
  • Рябина цветет – к хорошему урожаю конопли.
  • Горлицы заворковали, значит настало время сеять коноплю.
  • Много мошек и комаров – к сухой и теплой погоде.
  • Много оводов появилось, значит урожай будет богатым.
  • Родившиеся 5 июня будут богаты. При желании они могут иметь многочисленное потомство. Носить им следует рубин.

Именины 5 июня

Василий, Никита, Петр, Андрей, Адриан, Иван, Даниил, Федор, Роман, Севастьян.

boooh.ru

5 июня – день Леонтия Конопляника (Огуречника)

В этот день русские крестьяне заканчивали посев огурцов и конопли. Была примета: «Коноплю в поле сей и за рябиной следи: коли цвет в круги, то и конопли долги». Святой Леонтий (Левонтий) был иноком Киево-Печерского монастыря и первым из печерских иноков удостоился епископского сана. Возведенный на Ростовскую кафедру, епископ Леонтий начал проповедь Евангелия в городе, где языческое население было преобладающим. Дата кончины святителя точно не установлена. Достоверно известно, что мощи его были обретены в 1164 году. День памяти и почитания святого приходится на 23 мая по юлианскому календарю (5 июня по новому стилю). Помимо «святого», Леонтия называют Огуречником или Конопляником. В этот день русские крестьяне заканчивали посев огурцов и конопли.

 

Богат русский фольклор на приметы, связанные с днем Леонтия-Конопляника. Вот лишь малая часть:«Всякая земля хороша, если рук не жалеть». Так что 5 июня «посеешь с крошечку, а вырастет с лукошечку».

Неделя после Леонтия Конопляника считается оптимальной для последних посевов конопли. Во многих местах ее и по сей день сеют 5 июня. Вот еще один неоспоримый факт, указывающий на то, что уже пора — коноплю сеяли, когда начинала ворковать горлица.

Приметы для пущего урожая:

В зерна, приготовленные для посева, кладут пасхальное яйцо и при посеве этих семян разбрасывают яичную скорлупу, приговаривая:

«Роди, боже, конопли белы, як яйцо».«На рябине обильный цвет – быть урожайной конопле».К калине присматривались: «цвет в круги – будет конопли долги».Важно помнить, что «У кого конопелька, у того двойная копейка».

День этот называли еще Коноплянником, потому что на полях уже были большие всходы конопли.

Конопля — это однолетнее, разводимое раньше по всей России на полях и огородах растение. Из стебля его добывали пеньку, из которой плели веревки и канаты.

Она хороший медонос, а потому с цветов ее пчелы брали взяток, а из семян крестьяне делали масло.

В старину конопляное масло часто выручало деревенского жителя. Конопляным маслом заправлялись каши, а семенами лечили различные болезни. Сдабривая им каши, макая чёрный хлеб в конопляное масло, наши предки надеялись в июньском бесхлебном времени не дать болезням привиться к желудку.

Прежде коноплю растили, убирали, обрабатывали под стать льну. Посконь, грубые ткани ткали из конопляных волокон. Раньше в грубых тканях из конопли хранили зерно, крупы, овощи и различные травы от тления и жучков. Грубая ткань из конопли хранила овощи, зерно от тления, от замерзания. Ею укрывали в погребах картофель. Посконный холст – крепче и для здоровья ценен, таким образом «Невеяный хлеб – не голод, а посконная рубаха – не тягота».

Конопля находила широкое применение в народной медицине. Так кашица из толченых семян конопли, приготовленная на молоке, использовалась как размягчающая припарка. Конопляное масло, выжатое из семян, применялось как прекрасное средство при ожогах и ранах. Согретое масло, втираемое в поясницу, помогало при почечных поясничных болях и крестцовой ломоте.

Молоко из конопляных семян давали пить роженицам для ускорения родового очищения и умножения грудного молока, а также при желтухе. Оно же служило примочкой, выводящей пятна от оспы.

http://vk.com/id325748092?w=wall325748092_268%2Fall

 

xn--b1aebtflgbdg.xn--p1ai

Cannabaceae (Семейство коноплевые)

Cannabaceae (Семейство коноплевые)

Семейство коноплевые (Cannabaceae) - небольшое (2 рода и 45 видов в северней умеренной зоне), но очень известное семейство, примыкающее к Urticaceae и иногда включаемое в последнее как подсемейство. Травянистые, иногда вьющиеся двудомные растения с супротивными или очередными пальчато-лопастными или пальчато-рассеченными листьями с прилистниками . В отличие от Moraceae млечники отсутствуют. Плоды - очень мелкие орехи .

Род хмель (Humulus) представлен 2 видами. Наш обычный вид хмель обыкновенный (Нumulus lupulus) - высокое, вьющееся растение с супротивными пальчато-лопастными листьями и характерными женскими шишечковидными ( рис. 99 ) соцветиями , дико встречается в ивняках и ольшаниках по берегам рек.

Хмель культивируется во многих странах как необходимое сырье для пивоварения. Большие плантации хмеля на Украине и юге европейской части России. Разводят только женские особи. Весь смысл культуры заключается в прицветниках . Последние обладают желтыми железками, содержащими горькие вещества, ароматизирующие пиво. Они же обусловливают его пенистость и длительную сохранность. Любопытно, что пивоварение появилось более 5000 лет назад, но только в средние века догадались использовать хмель, без чего современное пивоваренное производство уже не обходится.

Род конопля (Cannabis) с 2-3 близкими видами, по-видимому, происходит из Ирана, хотя ее дикорастущая форма встречается на мусорных местах в средних и даже северных районах Евразии и Северной Америки. Конопля была первым волокнистым растением, которое стало использовать человечество, вероятно, сначала в Китае около 2700 лет до н.э. При хороших условиях стебли конопли достигают высоты 4 м. Как и хмель , конопля - двудомное растение, причем мужские и женские особи хорошо различаются по внешнему виду. Мужские особи называют посконью, женские - матеркой. Любопытно, что еще в XVIXVII вв. более грубые женские растения считались мужскими, и наоборот. Волокна конопли относятся к числу самых длинных среди волокнистых растений, причем использование гиббереллина , вызывающего быстрый рост растений, приводит к значительному удлинению волокон. Специальным образом обработанные волокна под названием пенька идут на изготовление мешковины, парусины, веревок, канатов и т.п. Конопляники сосредоточены в черноземных областях, особенно на Украине, Северном Кавказе. Техническая проблема при уборке урожая заключается в том, что посконь созревает на 2 недели раньше матерки.

Печальную известность получила конопля, в особенности ее индийские сорта, как источник сильно действующих наркотиков, содержащихся в железистых волосках. Под названием гашиш, марихуана и т.п. они потребляются посредством курения, иногда в смеси с табаком.

Ссылки:

medbiol.ru

Древняя пенька | Лига Легализации Конопли / Cannabis Legalize League

В среднерусской полосе в старое время и возле села, и на околице деревни распологались конопляники. Они были подобны крепостным стенам, окружающие древние города. Только в сельской местности вместо каменной стены стояла высоченная конопля. Ей на роду было написано быть домоседкой, соседкой человеческого жилья. Причин тому несколько. Во-первых, конопля требовала огромного количества удобрений, - на чем бы крестьянин возил навоз на дальнее поле? Во-вторых, конопля не любит ветра, ее волокно теряет в качестве из-за этого, - потому и был конопляник прикрыт сараем, гумном и в добавок специальной оградой. В-третьих, что бы сберечь зреющее семя от налетов птиц, конопляник надо было не терять из виду, сторожить: занимались обычно этим дряхлые старики, которым уже не хватило бы сил куда-то идти. И, наконец, уборка и обработка конопли требовала не мало труда, - а возле дома проще было выкроить время на дело. 

 

Но конопля славилась и необычайной отзывчивостью на труд. Так как она имеет женские и мужские особи, сырье из них предназначалось для самых разных крестьянских надобностей: трудно даже просто перечислить весь этот круг. Посконь (волокно мужских растений) служила основой для более тонкой ровной ткани, из нее делали праздничную одежду, полотенца, на все случаи: от свадеб до похорон и т.д., занавески, простыни, детские пеленки, одеяла, платки, портянки, скатерти и даже кружева! Фактически посконь выполняла ту же роль, что и лен, только пеньковые полотнища считались прочнее льняных.

 

Во многих местах сущестовал обычай класть младенца после крещения на полутораметровый кусок холста, который становился своеобразным талисманом. По-разному спользовали эту ткань. В одних деревнях было принято сшить из нее одежду для ребенка – и надо было непременно износить ее до дыр. В других селениях, когда ребенок выростал, ткань использовали ему на свадебные рушники. В третьих – для девушки шили из сохраненного холста наволочку (что бы ей хорошо жилось замужем), для парня – сумку и онучи (что бы после службы в армии вернулся домой).

 

Из матерки (она грубее) ткали ткань для мешков (чувалов, кулей и т.д. - все виды мешков для разных грузов просто трудно перечислить), фартуков, попон для лошадей, сумок. На прядильнях в городах делали парусину.

 

И хотя лучшими, самыми прочными веревками считались посконные, немало видов подобных изделий вили из матерки. Это и нити для рыбацких сетей, неводов, вентерей. Это и всевозможные веревки: от очень тонких (шпагат, бечевка) до самых мощных (вожжи, канаты).

 

Бросовые отходы обработки конопли – пакля – служили незаменимым средством для прокладки бревен в срубах, заделывания щелей в деревянных лодках и короблях по солиднее. Само слово “конопатить” явно указывает на свое конопляное происхождение. Из тех же отходов крестьяне плели подстилки, дерюги, лапти. Из пакли можно было сделать фитиль для свечки, лампады или иного светильника. Зеленую коноплю использовали против клопов – она отпугивала насекомых своим запахом.

Семя служило прекрасным кормом для птиц. Да и люди в голодный год считали его за лакомство: толкли, жарили, приберегали для детей. Например, в столице конопляного края Дмитровске “масленки” делали только по великим праздникам: экономили.

 

А получаемое из семени масло использовали в пищу, как приправу для самых разных блюд в постные дни (таковых было более чем достаточно). Считалось, что кто отведает конопляного масла, тому и мясо уже не к чему: “Пальчики оближешь, чего уж веселей в пост!” (и действительно, по своей белковой ценности семя конопли не уступает мясу).

 

Масло годилось и для лампад, светильников, из него делали высококачественное жидкое мыло, олифу, которая шла и на росписи икон. Можно использовать масло и для консервирования. Разработчик так называемой “торцовой” мостовой (использовалась в Санкт Петербурге в 1820-е) В.П. Гурьев в качестве материала для мощения дорог использовал бруски дерева, пропитанные кипящим конопляным маслом: “тогда они приобретают железную твердость и, высушенные, превращаются в сухарь, подобый камню...” Конопляная олифа была основой различных мастик, шпатлевок и т.д. Масло крестьянин непременно припасал и как средство от хворей – можно было поставить компресс, растереться, смазать больное место. Маслом намазывали голову, что бы избавиться от вшей, а ароматный конопляный жмых шел на откорм скоту...

 

Таким образом, у конопли не оказывалось абсолютно ни каких отходов (кстати, к актуальному вопросу о безотходных технологиях и экологии...). Даже совсем никчемные остатки использовались на постилку в курятниках, их засыпали между стен для утепления, вывозили в огород для смягчения почвы. Костру сжигали, что бы получить щелок для отбеливания тех же холстов. И даже из листьев конопли, добавляя квас, делали зеленую краску для тканей.

 

И мылились пеньковой мочалкой, и крест на груди держался на нитке из копли. К этому надо добавить, что волокно конопли можно было продать не только обычному шибаю, но и скупщику с бумажной фабрики ( была, например, в Елецком уезде). Ведь изношенные паруса и канаты еще с незапамятной древности были сырьем для производства бумаги в Индии и на Ближнем Востоке. Да и вся Европа делала бумагу исключительно из льняного и пенькового сырья вплоть до середины 19 века, когда начали использовать на эти цели древесную целлюлозу.

 

Конопля и крестьянский мир были не разделимы. Не случайно писал из села Льгов в Орел в 1895 году местный исследователь крестьянской жизни по фамилии Гражданский:

 

“Крестьяне имеют по 560 квадратных саженей (сто две сотки) конопляника на ревизскую душу. Вся эта площадь вокруг села всегда засевается коноплею. Ею они живут: осенью платят подати и долги, собирают рекрутов, женят детей, весной, продавши пеньку, покупают хлеб на продовольствие, так как у 90 % хлеба не хватает до новины, а на остаток пьют водку”.

 

А ведь конопля, столь прижившаяся на русских полях и занимавшая здесь едва ли не половину мировых посевов, не была местной уроженкой. Родом она из центральной и западной Азии. Упоминается она и Конфуцием, жившим в середине первого тысячелетия до нашей эры. Уже более тысячи лет древней японской песене:

Пока не блеснет роса

На молодых ростках конопли,

Я не покину тебя...

Неизвестно, когда конопля появилась в наших землях. С появлением письменных источников мы начинаем встречать упоминание о конопле в княжих уставах 12 века, а еще … в сказках. К примеру, легендарный герой Киевской Русси Никита Кожемяка так готовился к битве с трехголовым змеем: “Взял от триста пудов пеньки, насмолил смолой да и обвертелся весь: такой броней окутался, что ни мечем просечь, ни змеиным зубом не перекусить”.

 

Одно из первых упоминаний о конопле в нешем крае – свидетельство Павла Алепского, кторый в 1654 году проезжал тут, и отмечал, что выращивают коноплю и на волокно, и на масло...

 

По свидетельству Д. Флетчера, во второй половине 16 века только на Нарвской пристани нагружалось русской пенькой до ста больших и малых судов – в Европе это сырье из московии использовалось для изготовления веревок, канатов, заделки пазов в срубах и т.д.

 

Любопытная история произошедшая в деревне Чертовичи под Брянском, описана в интереснейшей книге В.П.Алексеева “Брянские люди”, открывает нам в своем контексте кое-какие страницы “конопляного мира”.

 

Выращивание и преработка этой культуры (а землю под коноплю разве через сито не просеевали) имели массу своих секретов, не записанных ни в каких учебниках. Во время ненастья женщины проговаривали: “Господи, не бей наши поскони, а льны да конопли хоть все прими!” 

 

С 3-5 июня начинали сеять лен и коноплю. Селяне примечали: “На рябине обильный цвет – быть урожайной конопле”, “В июне роса – конопли полоса”. Крестьяне были уверены, что после урожая на конопляное семя родится рож.

 

Наступление времени уборки поскони определяли по признакам: пожелтение стебля, сильный запах и сбивается пыль с цветков, отлет пыльцы, при выборке стебли не рвутся, крепнет рубашка. Временем начала мочки конопли, сушки и мятия льна обычно было 1 сентября по старому стилю, именно эта дата, когда в допетровскую пору начинался отсчет нового года, когда заканчивались все торговые и хозяйственные сделки. Мочка конопли означала для крестьянина начало нового сезона. Признаки окончания мочки были следующие: рубашка отстает от стебля, пенька опускается на дно, и когда вытаскивают сноп, вода, сбегая с него, поет соловьем, на поверхности воды появляются похожие на масло блестки. Самым надежным признаком служила обыкновенная пробная обработка вымоченной конопли.

 

Если обобщить все эти большие и малые секреты, получится целый учебник. Но в том-то и заключалась загвоздка, что никакого учебника не было. Знатоки конопли в селах обычнно были старики, которые секреты посева (а надо было из горсти равномерно, с расчетом на получение либо волокна, либо семян на масло, разбросать легчайшие мелкие семена), секреты выращивания, обработки этой культуры иной раз уносили с собой в могилу.

 

Не случайнно земский статистик и литератор Иван Белоконский, побывавший в районе Мальцевских заводов на стыке Орловской и Калужской губерний, упоминая о возникшей здесь в 1873 году латышской колонии, подчеркнул, что прибалты выращивают практически все культуры, исключая коноплю...

 

Конопля в занчительной степени считалась “женской” культурой. Чуть ли не первейшей заботой мужа было то, чтобы жена без рукоделия не осталась ни на час. Без веретья, например, не выдавали замуж. Искусная пряха могла за день навить на веретено более 200 метров нити.

 

Не разрешалось прясть по пятницам, а в Воронежской губернии в пятницу запрещалось не только прясть, но и вообще иметь дома коноплю. В Курской губернии запрещалось белить холсты в первый четверг после Троицы.

 

С 15 ноября в деревнях обминали коноплю и лен. Ткали обычно осенью с 18 октября, а потом, накануне весны, на протяжении шести недель после масляницы. Была и другая дата 14 марта, когда женщины серьезно брались за ткачество и безотрывно занимались им до посевной.

Краткий словарь конопли

 

Армячина – грубая пеньковая ткань

Бабка – несколько снопов конопли, составленных или уложенных для просушки

Бахилы – плетеная из веревок обувь

Будылочки – костра

Бунт – мера счета пеньки в 30-50 пудов

В девятню – мера толщины ткани, самая толстая – осьмуха, потом – девятьня, потом – десятьня, потом – двойник

Вал – толстая пряжа из очесов пеньки, употребляемая для изготовления ряден, попон, подстилок

Ватола – самая грубая ткань, дерюга

Верёто – мешок для зерна, муки

Веретьё – грубое домотканое полотно из очесов пеньки, употребляемое в качестве подстилки и для иных хозяйственных надобностей (для изготовления мешков). Подстилали прои молотьбе, на сани, телеги (позднее было заменено брезентом)

Вететья (вертух, верча) – толстая грубая пряжа из очесов пеньки

Вехотка – мочалка из пеньки

Водяник – яма со стоячей водой для замачивания конопли

Возжовка, возовая – пеньковая веревка

Волонка – пучек вычесанной конопли, приготовленный для прядения

Волоть – оставшиеся после уборки конопляника растения, мусор

Волочить – чесать пеньку, вить веревки

Ворочилка – составная часть толчеи в виде лопатки, которой переворачивалась пенька в ступке

Выбирать – теребить коноплю

Выревильня – приспособление для витья веревок

Вытряски – отходы при обработки пеньки

Вязалка (вязка) – пеньковая веревка с петлей на конце, используемая для переноски сена, соломы, дров

Горсть – собранные вместе несколко пучков конопли

Гребенка – небольшой деревянный гребень для расчесывания волокон пеньки

Двойник – бёрдо определенного вида, применяемое для выделки тонкого холста

Ёмка – пучек пеньки

Замашки – мужская особь конопли с тонкими стеблем (пасконь), а также домотканный холст из этого волокна

Замычка – пучек обработаной пеньки, подготовленый для прядения

Засоча – приправа, накладывается конопляное семя в горшочек, наливается туда жижа из щей, растирается, используется для заправки щей, щи “засочивали”

Затрапез – грубая пеньковая ткань, использовавшаяся для дешевой одежды. По фамилии фабриканта Затрапезникова

Зеленец – мужская особь конопли

Золить – парить холсты в воде с золой (зола обычно приготовлялась из вербы или осины)

Зориться – оставаться холостам расстеленными для отбеливания в течение вечерней зари

Карпетки – вязанные тапки из пеньки

Касуб – растовр золы для отбеливания холстов

Катайка – посконное одеяло

Кипа – три пучка пеньки, свернутые жгутом, который сложен пополам

Коломенка – гладкая пеньковая ткань, беленая или суровая

Коломнянка – светлая ткань из льна с добвалением пеньки, шла на недорогие летние костюмы, кители морских офицеров

Конопелина (коноплинка) – одно зерно или одиин стбель конопли

Конопелка – маслянный светильник

Конопелочка – ласковое обращение к ребенку

Конопельник – растение конская грива

Конопи – конопля

Коноплюшка – веснушка

Конопляна – конопляное молоко для забелки пустых щей

Конопляник (конопник) – огород или поле, засеваемое коноплей; обычно это лучшая и удобряемая земля между двором и гумном (волокита, который прячется в конопле, баран, воробей, кторый бьет коноплю, трава полынь)

Коноплянище (коноплянье) – конопляник

Коноплянка – масло, птичка

Конопляный – пестрый

Коноплястый – рябенький, пестрый, мелкокрапчатый

Конопцы – семена конопли

Копань – яма с водой для мочки конопли

Кострика – конопля, отходы после чесания конопли

Костылевка – пакля, полученная в результате мятья пеньки

Котелка – пряди пеньки, сложенные в виде кольца

Коты – лапти плетеные из пеньки

Крашенина – крашеный и лощеный холст, обычно синий

Кросна – ручной ткацкий станок, домотканый холст

Круглик – белый холщевый платок, кторый надевали на умершего человека

Крученка – домотканое полотно из скрученных (двух или нескольких) ниток

Кручник – пеньковая веревка

Крышка – холщевая потрянка

Кряж – вид грубого холста

Кряч – толстая веревка

Куделя – перевязаный пучек пеньки, вычесаный и приготовленый для прядения

Кутье – каша из муки с конопляным маслом

Лантух – большой мешок

Лежанка – срезанная конопля, пролежавшая зиму в поле

Людчина – одежда, холсты, принадлежащие женщине крестьянке

Ляскать – разминать на мялке коноплю

Макуха – жмых

Масленица – несозревшая конопля

Масленица (масленка, маслопромка) – приспособление для выжимания масла из конопли

Маслёнка (масляница) – конопляное масло

Маслёнки (масленки, маслянки) – ядрышки зерен конопли, кушанье в виде шариков или лепешек с луком из семян конопли

Масенки – отходы при переработке конопли на масло

Матерка – женская особь конопли

Мешник – полотно, расстилаемое под мешки

Молочка (молочанка) – пенька из конопли, у которой, в отличие от сечки, не отсекаются головки с семенами

Мотышка – нитка из конопли

Мочейник (моченец) – конопля, вымоченая для дальнейшей обработки

Мочило – водоем, где мочат коноплю

Мурцовка – кушанье из воды с накрошенным хлебом, луком, с добавлением конопляного масла

Мыкать (мычить) – чесать пеньку

Мычка – конопляная кудель

Мяльница (мяльник) – приспособление для первичной обработки конопли в ручную

Мяльня – отходы конопли после тепания и чесания, костра

Набелки (набивка) – тонкий отбеленый холст

Навой – домотканый холст

Надежник – полотняная холщевая ткань, кторой накрывают квашню

Налыга – толстая веревка для связывания соломы, хвороста

Намшить – проложить пеньку между венцами сруба

Намыка – горсть пеньки, расчесаная гребнем и приготовленная для прядения

Намыльник – пучек пеньки для мытья (мочалька)

Надтолочь – обработать пасконь, отделив костру, приготовить для прядения

Начехлик – нижняя женская рубаха из домотканого полотна

Новина – некрашеный, небеленый суровый холст

Недомочка (недомычка) – не вымокшая конопля

Непрядущий день – день недели, в который запрящалось прясть

Непряха – неумевшая прясть женщина (если девка не умела прясть ее никто не хотел брать за муж)

Нижник (наставки) – часть женской одежды, сшитая из более тонкой (или из более грубой) ткани

Осьмуха – толстый, грубый холст (осуждали бабу, кторая ткала осьмуху)

Пакля – очески пеньки

Пенька – грубое волокно, полученное при обработке конопли

Пеньковый буян – пристань и кладовые для пеньки

Пеньковяз – работник при пеньковой браковке, для увязки бунтов

Пестрядь – то же, что затрапез, грубая пеньковая ткань, обычно полосатая или пестрая, из нее изготавливали шаровары, рабочие халаты, тюфяки. Виды пестроряди: третная, с перелучкой (рубашечная), белоглазка (погоняйка), тяжина (кежъ), наволочная (скворцовая), путанка, полвинчатая

Пехтерь – большой мешок, сплетеный из пеньковых веревок

Посконщик – предприимчивый крестьянин, закупавший или менявший по селам посконь

Посконщица – шуточное порозвище сельской жительницы

Посконь – ткань из пеньки, изготовляемая из мужских стеблей

Ревендук – толстое грубое полотно из пеньки, шло на изготовление парусины

Рядно – грубая пеньковая ткань

Сечка – пенька из конопли, головки которой с семенами отсекаюстя перед обработкой, высоко ценилась

Суровье – готовая, но еще не отделанноая ткань, сохраняющая естественный вид холста

Трепало – инструмент для выбивания костры из пеньки

Трепацкая пакля – пакля, поученная в результате трепания пеньки

Тусинь – домотканая ткань, пестрорядь с синими нитями основы из пеньки и красным хлопчатобумажным утком, употреблялась на мужские рубахи, сарафаны

Тяжы – пеньковая веревка

Убрус – тонкое полотно, полотенце

Усчина (усцинка) – грубое полотно

Хлопки – пакля, мягкие очески конопли

Хрящ – грубое полотно

Чуни – пеньковые лапти

Шип - сноп

 

Материал Алексея Ивановича Кондратенко "ЗОЛОТОЙ ВЕК КОНОПЛИ"

legaliz.info


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта