Шри-Ланка. Храм Зуба Будды – главная святыня острова? Растение храм будды
Крассула Храм Будды. - oganiok
Сорт крассулы или толстянки 'Храм Будды' - 'Buddha's Temple' (произносится как "буддас темпл") безусловно имеет совершенно выдающуюся внешность. Он нравится очень многим не только любителям суккулентов, но и любителям всех других комнатных растений. Этот сорт привлекает внимание не только необычным внешним видом, но и вполне приличными для суккулентов размерами, в отличие от многих других бриллиантов, которые хорошо смотрятся только на сильно увеличенных фотографиях, а в реальности являются очень маленькими.
http://www.lapshin.org/succulent/buddhas.htm
Tags: интернет, растения, удивительное
oganiok.livejournal.com
Храм Зуба Будды на Шри-Ланке
Привет, друзья. Сегодня мы расскажем о величайшей святыне, которая находится в городе Канди. Это место — главный центр ланкийского буддизма. Храм Зуба Будды на Шри Ланке хранит священный зуб Будды. Тысячи паломников съезжаются к храму ежедневно. Не уступают верующим и туристы, — в 1988 году город Канди включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Шри-Ланка, центральная провинция, город Канди, Temple of the Sacred Tooth Relic (Храм Зуба Будды). Ланкийское название: Sri Dalada Maligawa (Шри Далада Малигава).
На Шри-Ланке ежегодно проходит фестиваль народного искусства сингалов и других народов Шри-Ланки (Перахера) Есала-Мангаллайа (Esala Mangallaya), приуроченный к церемонии выноса зуба Будды из храма.
Содержание статьи
В центре города, по берегам искусственного озера расположился комплекс королевского дворца. Одно из зданий этого исторического и культурного комплекса — храм Зуба Будды.
Озеро и храм Зуба Будды
Величайшая ценность
Чтобы понять ценность храма для буддийского мира, обратимся к христианской аналогии. Соборы, в которых находятся мощи святых апостолов Собор св. Марка в Венеции (Basilica di San Marco), собор святого Иакова в Испании (Сантьяго-де-Компостела), собор Андрея Первозванного в Патрах (Гоеция) — всё это величайшие христианские святыни.
В христианстве принято хоронить тела умерших, а в буддизме предавать огню, соответственно такое понятие как «святые мощи» в буддизме отсутствует. Но есть священные реликвии, оставшиеся от Учителя: зуб, уцелевший во время или после погребального костра, волос, след стопы.
Храмы, обладающие такой ценностью, являются не менее значимыми, чем христианские храмы и мощи.
По преданию, зуб Будды был выхвачен из погребального костра одним из учеников Просветлённого. Эта святыня и хранится в храме города Канди.
Другая легенда говорит о том, что после сожжения осталось 4 зуба Будды, которые были раздроблены на 16 частей и отправлены на хранение в разные храмы.
Как бы там ни было, но в мире известны только два места, два храма с такой реликвией: храм Зуба Будды в Канди и храм в монастыре Фо Гуан Шань на Тайване.
Три раза в день в храме проходит пуджа — молитва с подношениями. Именно в это время верующие стараются прийти в храм.
Подношение состоит из 42 блюд, на которые уходит 32 кг риса, а вечером подносят 8 напитков.
Буддисты считают, что обладание этой святыней даёт возможность видеть низкое и благородное, проникать взором в грубые и нежные уровни существования, предвидеть последствия своих и чужих мыслей и чувств.
Известно, что Будда жил в Непале и проповедовал в Индии, как же зуб попал на Шри-Ланку?
В течение долгих 8 веков зуб Будды находился в Индии. Затем начался сложный период, когда страну буквально раздирали войны. И царь индийский, посчитав, что его народ не достоин святыни, решил переправить зуб на Цейлон. Возможно он просто хотел спасти святыню или сделать так, чтобы она не попала в нечестивые руки.
В IV веке нашей эры его дочь принцесса Хемамала и её муж принц Дантха отправились в путешествие, спрятав зуб в прекрасных волосах принцессы.
Принцесса Хемамала и принц Дантха
Так в 371 году реликвия оказалась на Цейлоне в городе Анурадхапура, побывала она и в Полоннаруве. Став символом суверенитета, она кочевала в разные города, пока не остановилась в последней столице королей — городе Канди.
В конце XVI столетия на территории королевского дворца для реликвии было построено двухэтажное деревянное здание первого храма. Впоследствии вокруг этого храма был возведён новый большой храм из гранита, мрамора, слоновой кости и ценных пород деревьев.
В сочетании с окружающей природой, храм призводит сильное впечатление. Иногда его называют чудом света.
Во внешнем храме есть несколько залов: библиотека, зал с изваянием Будды, выполненный из кварца, ещё один зал со скульптурой Будды и фресками, рассказывающими, как зуб попал на остров.
Внутреннее пространство храма украшено резьбой, серебром и слоновой костью.
Последний король Цейлона приказал вырыть вокруг храма защитный ров и установил две ажурные стены. Они носят поэтичные названия Стена облаков и морских волн.
В 1987 году президент Шри-Ланки Ранасингхе Премадаса подарил золотую крышу для реликвария.
Внутри храма
Меры предосторожности вокруг святыни оправданы.
25 января 1998 года четверо боевиков Тамильских тигров врезались на грузовике, начинённом взрывчаткой, в Храм Зуба Будды. Во время атаки было убито 7 человек и ранено 25.
Храму был нанесён огромный ущерб, но реликвия не пострадала. В музее храма вы можете увидеть фотографии и посмотреть отчёт о потерях.
Сейчас Sri Dalada Maligawa охраняется. Перед тем, как войти в храм все проходят через металлодетектор.
На территории храма
Внутреннюю территорию храма украшает парк со скульптурами:
- памятник премьер министру независимого острова Цейлон господину Синанайка
- памятник маленькому мальчику, который показал пример храбрости своему старшему брату, во время казни всей семьи и первым положил голову на плаху.
- фигура человека топчущего английский флаг.
Этот памятник построен в честь монаха, который восстал против того, что 2 марта 1815 года, ещё до подписания Кандийской конвенции, англичане подняли свой флаг с самого утра, как будто Канди уже перешёл под их власть, хотя подписание документа должно было состояться лишь в 6 часов вечера.
- А напротив можно увидеть памятник принцессе Хемамале и её мужу (Prince Dantha and Princess Hemamala), которые привезли зуб Будды в Шри-Ланку.
Войти в храм можно через внутренний двор, который называется Двор барабанщиков. Посередине двора стоит двухэтажное здание с изображениями слонов, львов, лебедей, Солнца и Луны.
Памятник принцессе Хемамале и принцу Дантхе
Справа и слева есть ступени, ведущие на второй этаж. Здесь хранится буддийская святыня. Сюда выстраивается огромная очередь из верующих, желающих возложить бесценному образу цветы и подношения.
Слева от входа в храм есть дверь, ведущая во двор, где стоит красивое длинное здание с 78 колоннами. Когда-то здесь был подписан Кандийский договор. Сейчас внутри этого здания проходит вручение верительных грамот буддийским монахам, а президенты Шри-Ланки приносят здесь присягу.
В начале XIX века король Шри Викрама Раджа Синха пристроил к храму 8 — угольное сооружение, с трибуны которого обращался к своим подданным во времена важных событий.
Сейчас здесь размещается библиотека, где хранятся уникальные манускрипты на пальмовых листьях ола.
Во многих залах стоят статуи Будды. Часть из них сделана из золота, нефрита, кварца. Есть и маленькие фигурки Учителя. Одна из них выточена из изумруда.
Не менее интересен и Тронный зал дворца царей. Представляете, вся мебель здесь изготовлена из одной скалы. Зал украшают фрески, рассказывающие о жизни Будды и обретении главной реликвии храма.
Есть здесь и совсем необычный объект – мумифицированный слон по имени Раджа. При жизни он в течение 50 лет выносил шкатулку со святыней за пределы храма.
Раджа
За храмом на холме стоит дворец королевы. Сейчас в нём находится национальный музей, где хранится старинное оружие и вещи того времени. В музее можно увидеть дубликат короны и трона последнего кандийского короля. Оригиналы хранятся в национальном музее в Коломбо.
Как увидеть реликвию
Попасть в священную комнату, где хранится зуб, нельзя, однако можно заглянуть внутрь во время службы через открытые двери.
Зуб лежит в семи ларцах, образующих своеобразную матрешку. Внешний ларец выполнен как ступа. Эта «матрешка» находится за пуленепробиваемым стеклом, а саму комнату охраняют несколько монахов. Так что даже если попадёшь в сокровенную комнату, то святыню так просто не увидишь.
Зуб Будды
Но есть люди, для которых делалось исключение. Например для английской королевы Елизаветы и нашей Валентины Терешковой.
Во время праздника Эсала Перахера святыня выносится из храма и путешествует по городу в сопровождении наряженых слонов, факельщиков и танцоров.
Слон
Примечательно, что в дни выноса зуба народу всегда идёт дождь.
Во время особых праздников зуб выкладывают на золотой лотос.
Те, кто видел зуб, говорят о его гигантских размерах — почти девять сантиметров в длину и более четырех сантиметров в ширину. Но это легко объясняют сингальские буддисты – мол, Будда был столь велик, что и рост его, и все части тела были также велики.
Правила
- Идти в храм нужно в приличной одежде с закрытыми плечами и коленями. За этим следят охранники на входе.
- Волосы девушкам лучше заколоть в пучок.
- Обувь необходимо сдать в камеру хранения перед входом в храм.
Согласно буддийскому ритуалу, зубу следует помолиться, потом умыться водой из специального чана, очиститься от грехов в благовонном дыме и метнуть несколько рупий к основанию купола.
Посещение комплекса
Храм Зуба Будды – это лишь часть большого комплекса. Помимо храма в комплекс входят:
- зал для аудиенций
- королевский дворец
- дворец королевы
Каждое из них интересно по-своему.
- Внутри Королевского дворца сейчас находится национальный музей. Но большая часть туристов, особенно буддистов, все же приезжает сюда именно из-за храма.
Время работы
Храм открыт каждый день с 5:30 до 20:00.
Сколько стоит
Входная плата 1000 рупий
Вместе с билетом вы бесплатно получите диск с экскурсией. А еще в кассе можно взять аудиогид.
Пуджа: 6:30, 10:30 и в 19:30
Официальный сайт храма: www.sridaladamaligawa.lk
Как добраться
Из Коломбо до Шри Далада Малигава можно добраться на автомобиле по трассе А1.
По дороге можно осмотреть Королевский ботанический сад.
Также из Коломбо можно доехать автобусом. Останавливается он у центральной автостанции около железнодорожного вокзала. Оттуда нужно пройти по направлению к озеру.
Еще вариант – поезд. Он идет от Коломбо-Форт до Центрального вокзала Канди.
Храм на карте
Спасибо, что подписываетесь на нас, друзья. До скорого!
С уважением, Алла Сутягина
traveltu.ru
Священное дерево бодхи – это не баньян «
shus 2009
Дополнено и отредактировано в 2016 г.
Если вы заглянете в путеводитель или попробуете набрать «дерево бодхи» поиском в интернете, практически на 100% получите иноформацию навроде: «дерево бодхи – священный баньян». Иногда она дополняется информацией типа « .. под таким же отдыхал Александр Македонский во время похода на Индию», «… вырастает до размеров целой рощи в несколько гектаров ..» и т.п. Однако на самом деле это не так.
Немного истории и преданий
Дерево бодхи (bodhi tree, дерево пробуждения) – священное дерево в индуизме, буддизме и джайнизме, хотя эпитету «бодхи» оно обязано все-таки буддизму, поскольку последний Будда нашего времени – индийский принц Сиддхартха Гаутама – именно под ним достиг пробуждения (в европейских источниках чаше пишут «просветления», но слово «бодхи» означает именно «пробуждение»).
shus
Само дерево, как вид, имеет несколько традиционных современных и древних имен. В религиозных текстах оно именуется на санскрите «ашваттха» (ashvatha), а на пали – «ашаттха» (assattha) и «руккха» (rukkha).
Современное название на хинди и близких ему языках звучит как «пипал» (Peepal), на английском – «sacred fig», на русском – «фикус священный», а его научным названием на латыни является «Ficus religiosa».
Пипал (ашваттха) упоминался уже в «Ригведе» и является «мировым деревом» в космологии брахманизма.
Само дерево имело важное значение в культовой практике, а его древесина использовалось в различных ритуалах.
Практика медитации под этим священным деревом известна с еще добуддийских времен, т.е. Будда Гаутама медитировал под священным деревом, а не пипал (как вид) стал священным, потому что под его сенью медитировал и достиг пробуждения Будда Гаутама.
Пипал, под которым достиг пробуждения Будда Гаутама, (а ныне – уже потомок этого дерева) называется Дерево Махабодхи (Mahabodhi-tree). Вместе с Ваджрасаной (Vajrasana, Алмазный трон – каменная плита, находящаяся под деревом на месте пробуждения Будды) оно является самой почитаемой святыней для буддистов всего мира.
Второе по священности Дерево Бодхи находится на Шри Ланке, в Анурадхапуре. Согласно буддистской традиции оно выросло из южной ветви Дерево Бодхи, которое доставила на Шри Ланку в 3-ем веке до н.э. дочь индийского императора Ашоки Сангхамитта.
На фото: слева – Дерево Бодхи в Бодх-Гае (Индия), справа – в Анурадхапуре (Шри Ланка)
Дерево Махабодхи расположено с западной стороны храма Mahabodhi в Бодх-Гае (Bodhgaya, штат Бихар, Индия). Его высота составляет около 80 метров, возраст – приблизительно 130 лет (подробно об истории храма Махабодхи и Дерева Бодхи см. Бодх Гая – место просветления Будды Гаутамы). Хотя наверное правильнее было бы сказать, что храм находится в нескольких метрах к востоку от дерева, а между ними расположено место, где медитировал и достиг пробуждения Будда (его лицо было обращено туда, где сейчас находится западная стена храма).
shus
Существует два основных предания о восстановлении нынешнего Дерева Махабодхи. Согласно первому отросток дерево был привезен из Анурадхапуры (со Шри Ланки), согласно второму – взят на территории расположенного близ Шравасти монастыря Джетвана (Jetavana) от дерева Анандабодхи (Anandabodhi).
На самом деле, в 1880-х годах по завершению реставрационных работ над храмом Махабодхи тогдашний руководитель Археологической службы Индии (ASI) А. Каннингэм лично посадил рядом с внешним Ваджрасаной (Алмазным троном) небольшой саженец, выросший из семени прежнего Дерева Бодхи (предварительно определив место, где раньше росли предыдущие Деревья Бодхи). Сегодня именно это дерево, которому сейчас уже около 130-ти лет, раскинуло свои ветви над внешним Алмазным троном у западной стены храма Махабодхи.
В буддисткой традиции считается обязательным иметь на территории монастыря Дерево Бодхи, отросток которого должен быть взят из Бодх-Гаи.
К примеру, в Иволгинском дацане (Бурятия) есть специальная оранжерея, в которой растет Дерева Бодхи. В 1970-ом году тогдашний Хамбо Лама Доржи Гомбоев привез из Индии крохотный отросток, из которого оно и выросло.
Немного об архитектуре …
Лист пипала имеет довольно изящную форму, которая считается прототипом для архитектурных компонентов буддистских религиозных сооружений (и в том числе для входных порталов пещерных храмов).
shus
На фото: один из самых ранних буддистских пещерных храмов в Бхадже (конец 3-го – начало 2-го века до н.э.)
А вот одна из трактовок листа пипала, которая взята из книги о Бодхгайе, написанной президентом Буддистского общества Индии Шанти Сварупом Бауддхой (Shanti Swaroop Bauddh) (высказывание о брахманах – на совести автора).
… и о ботанике
Дерево бодхи (пипал) – это Ficus religiosa (Фикус священный) и баньяну является только родственником (по виду развития – так и не самым близким). Оба относятся к роду фикусов, семейства тутовых.
Вечнозеленое дерево, произрастающее в Индии, Непале, Шри Ланке, юго-западном Китае и странах полуострова Индокитай. Отличается сильными ветвями сероватого цвета с сердцевидными листьями размером 8—12 см, имеющими гладкие края и длинное капельное острие. Прожилки листа видны отчетливо. Соцветия в форме котелка дают несъедобные соплодия, которые, созрев, приобретают фиолетовую окраску (Википедия).
Семейство фикусов очень огромно и каждый вид имеет еще и множество разновидностей. Фикусы имеют первостепенное значение в обеспечении пищей обитателей тропических лесов – практически все фикусы обильно плодоносят.
Фикусами является и инжир (фига, смоква) (Ficus carica), и Фикус каучуконосный (Ficus elastica), выделяющий сок, содержащий латекс – популярное ранее комнатное растение с огромными толстыми глянцевыми листьями темно-зеленого цвета.
Бенгальский фикус–баньян (Ficus benghalensis) и фикус бенджамина (Ficus benjamina) – тоже из этого семейства. И это наверное самые экзотические и самые обращающие на себя внимание туристов его представители.
B противовес им Ficus religiosa – довольно обычное дерево, лично на меня он особого впечатления, как представитель флоры, не произвел (почему-то присутствует ассоциация с большой разлапистой осиной).
А о двух упомянутых выше красавцах хочется рассказать немного поподробнее.
shus
Вообще фикусы начинают свою жизнь двумя способами наземной (из семени, проросшего в земле) и эпифитной (с ветки дерева-опоры).
Эпифит— это какое-либо растение, которое произрастает на другом растении и при этом не получает от него никаких питательных веществ. Эпифиты используют фотосинтез для получения энергии и питательных веществ, а влагу – из воздуха и осадков. Эпифиты не являются паразитными растениями. Они растут независимо от растения-опоры и используют её исключительно в качестве физической опоры. на эпифитах меньше сказывается влияние травоядных (Википедия).
Обычно переносчиками семян фикусов-эпифитов являются птицы, животные, летучие мыши и пр. при чем переваренные семена прорастают лучше.
Далее эпифит может развиваться в двух видах: баньян (здесь это не название дерева, а форма вегетативного размножения) и душитель.
Баньяны ( к ним относится и бенгальский фикус-баньян) – это фикусы, развивающиеся как наземным так и эпифитным способом и при этом выпускающие из ствола и ветвей многочисленные воздушные корни (см. фото выше слева).
Формирование баньяна собственно и начинается с образования на ветвях о дерева воздушных корней. В определённые моменты жизни дерева их появляется очень много, и они гирляндами свисают с горизонтальных ветвей.
shus
Воздушные корни растут очень медленно, и через некоторое время большая часть их засыхает, так и не достигнув почвы. Единичные воздушные корни дорастают до земли и укореняются, после чего надземная их часть интенсивно утолщается, приобретая облик стволов.
Баньян может разрастись в целую рощу, при этом гибель основного ствола никак не сказывается на жизни проросших воздушных корней.
Самым известным представителем этого вида является Великий баньян (Great Banyan Tree) – дерево с самой большой в мире площадью кроны – который находится в Индийском ботаническом саду.
Возраст этого дерева оценивается в 200—250 лет. Благодаря большому количеству воздушных корней Великий баньян больше похож на рощу, чем на отдельное дерево, причем на данный момент он живёт без своего главного ствола, который был удалён в 1925 году. Площадь дерева составляет примерно 1,5 га. Крона дерева имеет длину окружности около 350 метров, наибольшая высота достигает 25 метров. В настоящее время Великий баньян имеет 2880 воздушных корней, доходящих до земли. Вокруг баньяна проложена дорожка протяжённостью 330 метров, но дерево продолжает разрастаться и за её пределы.
shus
Душители (к ним относится фикус бенджамина) – всегда начинают свою жизнь как эпифиты на ветках высоких деревьев (высота определяет доступность света для фотосинтеза).
Как у баньяна, у душителя – воздушные корни, но они не свисают, а «ползут» вниз, разветвляясь, переплетаясь и охватывая ствол дерева, а достигнув земли – укореняются.
На ранней стадии это похоже на оплетенное лианами дерево, но в дальнейшем картина становится довольно сюрреалистичной, когда объем оплетающих корней возрастает настолько, что в отдельные «окошки» только проглядывается кора «хозяина».
Далее, лишенный света, «хозяин» гибнет и разлагается в труху, а центральная часть фикуса остается полой, со множеством входов-выходов на разных уровнях (см. фото выше справа).
На последней стадии фикус срастается в практически монолитный ствол.
«Душителями» такие фикусы называют не совсем справедливо, на самом деле они не сдавливают дерево-опору, т.е. не душат, а «морят голодом в темнице» – препятствуют питанию и фотосинтезу «хозяина».
Наверное многие видели символ Аютхайи (Аютии) – голову Будды, вросшую в ствол фикуса бенджамина.
После разгрома Аютхайи бирманцами 230 лет назад по-видимому кто-то из монахов спрятал эту голову в дупло фикуса. Было это в те же годы или позже – не известно.
Скорее всего в фикусе была пустота или труха дерева-хозяина. За многие годы фикус сросся в монолитное дерево и выдавил из себя скульптуру.
Но это только мои предположения. Как было на самом деле – не знает никто.
webshus.ru
Ответы на самые распространенные вопросы о буддизме в Таиланде
Основная часть туристов из России очень далеки от буддизма. Между нашей страной и Таиландом существуют колоссальные различия как на религиозном, так и культурном уровне. И не удивительно, что путешествуя по королевству, россияне, порой, сталкиваются с обескураживающими ситуациями. В нашей статье мы решили разобрать ЧаВо (часто задаваемые вопросы) по буддизму, и помочь в понимании новой, необычной страны и людей, которые в ней живут.
Всем ли разрешено посещать буддийские храмы, и как там нужно себя вести?
В отведенные для посетителей часы в храмы Таиланда могут заходить все желающие. Однако, при этом, следует соблюдать несколько простых правил:
Ступа в Чианг Мае над храмом Ват Умонг1. Подобающе одеваться
Имеется в виду, что плечи и ноги посетителя должны быть прикрыты непрозрачной одеждой. Также не допускается пляжная одежда. В этом тайские каноны не совершают революцию. Очень многие религии требуют соблюдения приличий и выражения должного уважения к местам поклонения и их обитателям. Очутившись в неподобающем виде в храме, человек, прежде всего, обнаруживает собственное невежество.
Следует отметить, что строже всего оценивают посетителей крупные центральные ваты. Провинциальные же храмы относятся более терпимо к неудачной одежде, требуя лишь исключения слишком откровенных нарядов.
2. Снимать обувь при входе
Эта традиция связана с кастовостью частей человеческого тела в буддизме. Ноги, при этом, считаются самыми грязными, по той причине, что они соприкасаются с землёй. Когда человек снимает обувь, которая, к слову, часто изготовлена из кожи убитых животных, его ноги становятся чище.
Подземный храм в Чианг Мае — Ват УмонгКроме этого, традиции буддизма предполагают, что посетители храмов много времени проводят на полу. И потому, с точки зрения общей гигиены, привычка оставлять обувь при входе, становится вполне оправданной.
3. Располагаясь в храме, возбраняется садиться так, чтобы ноги были вытянуты в сторону алтаря, представителей духовенства и изображений Будды и святых
Это правило является логическим продолжением предыдущего. Если вы хотите сесть в храме, то, дабы никого не оскорбить, лучше расположиться в позе лотоса или поджав ноги под себя.
Сидеть в храме можно, поджав ноги под себяМожно ли фотографировать в буддийских храмах?
В большинстве мест поклонения Таиланда фотографировать позволяется. Если же этого делать нельзя, об этом известят многочисленные знаки с перечеркнутым фотоаппаратом. Например, фото- и видеосъемка запрещены в зале Изумрудного Будды, который располагается в Королевском Дворце в Бангкоке.
Помимо этого, будьте крайне аккуратны в своих намерениях сфотографироваться с посетителями и служителями храмов. Может статься, что вам встретятся монахи южного течения буддизма, которым нельзя дотрагиваться до представителей противоположного пола.
Что можно увидеть в буддийском храме?
Внутри каждого храма вы найдете алтарь с изображением Будды. Он ориентирован по сторонам света таким образом, чтобы лик божества обращался к востоку. Кроме главной скульптуры, которая располагается в центре и имеет самые большие размеры, в храме, обычно, присутствуют еще несколько, более мелких, изваяний. Они, как правило, изображают разные периоды жизненного пути святого.
Кроме этого, буддийский алтарь могут украшать фигуры известных монахов. Они всегда стоят чуть ниже, чем изображения Будды. Перед алтарем всегда можно найти поддон для свечей, и масляную лампу, от огонька которой можно зажечь свою. Урны с песком или пеплом предназначены для курящихся палочек, пропитанных благовониями.
Буддийский храм в Чианг Мае — Ват Чеди ЛуангПосетители храма за небольшую плату покупают подношения. Туда обычно входят цветки орхидей или лотосов, свечи и ароматические палочки. Внутри вата они садятся на пол, складывая руки в жесте приветствия и почтения «вай», затем на алтарь выкладываются цветы, поджигаются свечи и благовония. В наборе всегда лежит три палочки, одна является символом Будды, другая – Дхаммы, его учения, а третья – Сангхи – монашеского сообщества. После принесения подношений, прихожане три раза прикасаются лбом к полу, отдавая дань уважения трем основам буддийского учения.
Статуи Будды в храме Дои СутхепПорой в наборе можно найти тонкие пластинки сусального золота. Ими украшают фигуры Будды или статуи монахов. Причем место прикрепление пластины должно соответствовать тем пожеланиям, о чем молится человек.
Что такое палочки «сиамси»?
Многие посетители являются в храм не только, чтобы помолиться. Очень часто они приходят за ответами на конкретные вопросы, и в этом им помогает гадание на палочках «сиамси». Хоть буддизм достаточно ясно выражает свое отрицательное отношение к подобным вещам, тем не менее, эта традиция очень крепко вошла в повседневный быт храмов.
Палочки лежат в специальном сосуде, и каждая из них имеет номер от 1–го до 28-ми. Человек, желающий узнать ответ на волнующий его ответ, осторожно встряхивает сосуд до тех пор, пока из него не упадет одна палочка. Узнав ее номер, гадающий переходит к специальной доске, на которой прикреплены пронумерованные листки с текстами. Они и содержат иносказательные ответы на вопросы. Если человека не устраивает то, что он прочитал, он должен свернуть листик и привязать к ветке специального дерева у входа в храм. Таким образом, он просит небеса об изменении его судьбы.
Почему в определенные дни в Таиланде не продают алкоголь?
Действительно, в некоторые дни во всех магазинах, барах и ресторанах висит объявление о том, что сегодня весь алкоголь не продается. И связано это с религиозным праздником — днем Будды. Днями Будды называются все буддийский праздники, которые проходят в течение года.
Что собой представляют буддийские амулеты?
Практически все тайцы от мала, до велика, носят различные обереги и амулеты. Как и наши православные кресты, они оберегают их от всяческих бед и напастей. Обереги изготавливают монахи и продают в специальных магазинчиках при храмах. Их может купить любой желающий.
Зачем тайцам шнурки и браслеты на руках?
Еще одной древней традицией в Таиланде является ношение на запястьях шнурочков и плетеных браслетов. Их могут одевать для привлечения удачи, или в качестве оберега.
Тайцы верят, что сила, способствующая процветанию и здоровью, время от времени может покидать человека. В этом случае помогают браслеты. После проведения определенных ритуалов, на правое запястье, через которое возвращается утерянная энергия, повязывают первый браслет и следом за этим – на левое, чтобы возвращенная сила не утекла обратно.
Тайцы верят, что завязанная на запястье веревочка принесет удачуСегодня такой оберег можно получить в храме. Причем для мужчин и женщин ритуалы будут различаться. Так представителям сильного пола, после того как они преклоняют колени перед монахом, браслеты повязываются на руку. Женщинам же их кладут в протянутые ладони.
Для чего нужны цветочные гирлянды, которые продаются у храмов?
Ими украшают статуи Будды, изваяния монахов и домики духов. В качестве защиты от демонов их подвешивают в любых транспортных средствах — машинах, лодках, автобусах и т.д. Кроме этого, гирляндами увешивают дерево «Ботхи» — под которым Будда достиг просветления. Его можно найти во всех буддийских храмах Таиланда.
Что за деревья с деньгами вместо листьев можно порой увидеть в храмах?
Иногда в буддийских храмах можно заметить интересные деревья, увешанные денежными купюрами. Это денежные деревья. Основой в них являются стволы банановой травы, в которые вставляют спицы, с прикрепленными к ним деньгами. Обычно такие деревья стоят в комнатах храмов, где любой может повесить на него свой денежный листок. Бывает, что уже оформленное дерево подносится вату в качестве пожертвования.
Денежное дерево возле храмаЭта традиция берет свое начало из древности, когда монахам возбранялось принимать помощь из рук мирян. Люди оставляли одежду и еду в лесу, либо прикалывали деньги к веткам деревьев.Почему рядом с буддийскими храмами часто можно встретить клетки с птицами и водоемы, населенные всевозможной живностью?
Буддисты верят, что за любой хороший поступок судьба обязательно отблагодарит их в этой или будущих жизнях. Как, впрочем, и за плохой придется рано или поздно отвечать. Хорошими делами считаются и дарование свободы, и отправление в естественную среду обитания всех божьих тварей: птицу в небеса, рыбу в море или реку и так далее.
Что это за «почетные» доски можно иногда увидеть рядом с храмами?
Действительно, порой рядом с буддийскими храмами можно увидеть своеобразные доски с фотографиями или именами людей. Особенно часто они встречаются в провинциях. На самом деле это список людей, с чьей материальной помощью был построен данный храм.
Что за емкости с водой стоят иногда в храмах и зачем?
Это, практически, то же самое что и святая вода в христианстве. Как и в наших церквях, подобную воду получают, читая над ними молитвы (мантры). Потом ее используют для умывания, окропления прихожан, лечения, освящения помещений, в общем, все то же самое что и у православных.
Почему в храмах так много ваз, в которых растут лотосы?
Цветы лотоса являются священными цветами в буддизме. По легенде, в месте, где ступала нога новорожденного Будды, расцветали именно они.
Лотосы в вазе возле храмаКроме того, особенности роста лотосов прекрасно отображаю философию буддистов: развитие души посредством жизненного опыта от невежества и материализма к совершенному сознанию. Так и эти прекрасные цветы зарождаются в грязи, стебли их стремятся к солнцу через воду, а сам цветок, прекрасный и чистый, расцветает на водной глади под ласковыми лучами небесного светила.
Души невежественных людей символизирует еще нераскрывшийся цветок, а достигших просветления – распустившийся. Именно поэтому Будда всегда изображается на расцветшем лотосе.
easythai.ru
Шри-Ланка. Храм Зуба Будды – главная святыня острова? | Мир вокруг нас
Шри-Ланка — остров, богатый на буддийские святыни. Несмотря на то, что страна «перескочила» сразу от состояния английской колонии к тому, что они называют социализмом, это никак не сказалось на верованиях ее жителей. А верят все, у каждого своя вера. Никому из властей не приходило в голову трогать храмы, расстреливать священнослужителей. Буддизм, индуизм, ислам и христианство мирно уживаются на острове, это политкорректно отражено даже в символике национального флага (есть «тамильская» и «мусульманская» полоски). Однако вся половина 20 века была сплошной гражданской войной, которая докатилась и до города Канди.
После происшедшего храм находится под усиленной охраной военных. На фотографии можно видеть королевский дворец, пропускной пункт, где могут обыскать личные вещи, главные ворота храма, через которые и ворвались 13 лет назад тамильские террористы. Военные есть и в храме, они могут досматривать даже цветы, принесенные верующими на праздник.
До прихода тамилов с юга Индии на Цейлоне расцвели два королевства. Несмотря на то, что существуют древнейшие цейлонские хроники IV—V вв.еков нашей эры, история этих королевств мало известна. Но некоторые королевства оставили свои столицы — а это дворцы, храмы, даже сады, это целые сохранившиеся города.
Анурадхапура (4-й век до н.э.) — первая известная столица сингальского государства. Индоевропейская астрологическая традиция дала и имя этому древнейшему городу — по звезде Анурадха, которая сияла над городом почти полторы тысячи лет. В результате многочисленных интервенций город был сожжен и разрушен, сейчас это — открытый музей под открытым же небом.
Полоннарува (до 13 века нашей эры) — следующая столица и следующий музей под открытым небом. Все эти города сейчас — часть мирового культурного наследия ЮНЕСКО, как и город Канди.
Средневековая столица Цейлона — город Канди (Сенкадагалапура). Его основал в горном массиве центра острова король Викрамабаху III на берегу искусственного озера в пору португальского «пришествия». 225 лет город, местное название которого Маха-Нувара (Великий город), был столицей независимого сингальского государства. Название Канди дали португальцы, в переводе это и значит «гора».
Удалось кандийцам один раз отбиться и от англичан, однако следующего вторжения город не выдержал. Именно в Канди, в Святом городе внутри самой средневековой столицы, было подписано соглашение о том, что королевство становится колонией Великобритании (Кандийская конвенция — 1815 год).
Город Канди также включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но Канди еще — религиозная столица страны. В городе огромное количество памятников, все они заслуживают внимания. Но главная достопримечательность Канди — святыня буддийского мира — Храм Зуба Будды (Шри-Далада-Малигава — Sri Dalada Maligawa).
Храм Зуба Будды входит в дворцовый комплекс, включающий в себя королевский дворец, несколько прочих храмов, индуистских и христианский, и, собственно, главное — Храм, который хранит зуб Будды.
После кремации Будды фрагменты его останков были разделены на 8 частей и разнесены по странам, которые уже к тому времени приняли буддизм. Этоn зуб, как священную реликвию, привезла на остров сингальская принцесса, спрятав его в своих волосах, в 311 году. Вся история «обретения зуба» изложена в живописных полотнах на втором этаже храма. Однако сам зуб хранится в ларце, вложенном в другие ларцы. Увидеть его невозможно: этой чести удостаиваются очень немногие (советские космонавты входили в число этих немногих).
Святыне посвящены и все праздники и ритуалы, происходящие в цейлонском храме. Это еженедельные и ежемесячные праздники (в период полнолуния), а также главный праздник — Есала-Мангаллайа (Esala Mangallaya). В этот августовский день святыню торжественно выносят, поместив ее в шкатулку на спине храмового слона. Это исключительно торжественный день для всего острова, день фестивалей, празднеств, пения, танцев, акробатических трюков.
Но храмовую музыку удалось услышать и в январе. Это совершенно потрясающая музыка и зрелище одновременно. Три барабанщика и один исполнитель на традиционном местном духовом инструменте воспроизводили нечто совершенно неслыханное для западного уха. Грохот и резкий визг духового инструмента, при этом все удивительно гармонично и величественно. Удивительная древняя музыка, которая ждет еще своих исследователей. Когда поют молитвы — сама манера пения немного напоминает бурятское и монгольское горловое пение, но вот играют — ни на что не похоже, на мой взгляд.
Столь же древние костюмы на храмовых музыкантах: оголенные плечи, широкий красный пояс, белая юбка с белым же головных убором. Пришедшие на праздник в храм буддисты (многие с детьми) тоже все в белом.
В храме много традиционных атрибутов буддизма. Лунный камень у входа — особенность всех буддийских храмов. Это гранитная плита с высеченными на ней фигурами животных и растений, в этих фигурках заключена глубокая символика: ползучие растения — это поиск правды через страдания, животные — это скрытые инстинкты человека, и так далее. На этот камень необходимо встать, чтобы очиститься духом, после чего уже можно заходить в храм. Заходить полагается только босиком или в носках — даже если идет ливень, обувь в буддийских храмах под запретом. Остальная одежда значения не имеет, главное, чтобы были прикрыты колени и плечи.
Есть в храме и увековеченная копия отпечатка ступни Будды. А также музей знаменитого храмового слона, память о котором свято чтут, сделав чучело и поместив его в отдельное помещение с жизнеописанием священного животного.
Гранит, известняк, мрамор, ценные породы древесины, слоновая кость — это материалы, из которых строился храм Зуба Будды с его расписными потолками. Он очень красив — и днем, и вечером, он грандиозен и величественен, он играет и политическую роль: именно с балкона этого храма произносит свою приветственную речь к народу вновь избранный президент Шри-Ланки.
За храмом стоит памятная стела — на этом месте некогда была казнена семья знатного ланкийца, которого англичане заподозрили в антианглийских настроениях. История казни детей настолько жуткая, что приводить ее не хочется.
Священный город в Канди — совершенно уникальное культурное явление. Здесь сразу несколько храмов разных конфессий. Об индуистских храмах можно почитать в следующий раз.
shkolazhizni.ru
Храм Зуба Будды: история, описание
Одно из многочисленных чудес света – храм Зуба Будды (Шри-Ланка). Это уникальное место, в которое стремятся попасть буддисты всего мира. В великой святыне под многочисленной охраной хранится зуб Будды. Несмотря на то что храм открыт для посещений круглосуточно, в нем всегда собирается огромная очередь из желающих увидеть Зуб Будды и ощутить особую духовную атмосферу. Храм, в котором хранится буддийская реликвия, находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1988 года.
Храм Зуба Будды: история реликвии
Обретение реликвии берет свое начало с легенды, согласно которой, после своей смерти Просветленный завещал сжечь свое тело. И в 540 г. до нашей эры оно было предано огню. После кремации в пепле остались целыми четыре зуба Будды. Они были развезены по всему миру. В 371 г. один Зуб Будды был привезен на Цейлон. Несколько столетий он находился в Индии.
Но потом правитель Калинги начал терпеть поражения в междоусобных войнах от врагов и стал опасаться за судьбу государства и бесценную реликвию. Он решил переправить ее на остров с помощью своей дочери. Принцесса была переодета и ничем не отличалась от обычных деревенских девушек. В ее волосы был вплетен Зуб Будды, и она отправилась на Цейлон. Так, при помощи принцессы, святыня попала на Шри-Ланку.
В чем заключается сила Зуба Будды?
Со времен появления Зуба Будды этой реликвии приписывалась удивительная волшебная сила. Считалось, что владеющий Зубом становится обладателем огромной и полной власти. Поэтому реликвия моментально оказалась во владении королевской династии. Но и хранили, и оберегали Зуб Будды царственные особы, соответственно, окружив его не только охраной, но и богатством.
Считалось, что исчезновение реликвии несет конец верованию. Поэтому был возведен отдельный храм Зуба Будды. Исламисты попытались уничтожить реликвию. И в 1998 г. в храме произошел взрыв. Здание было сильно повреждено, но удивительно – Зуб Будды абсолютно не пострадал и остался невредим. И этот случай только подчеркивает святость и силу этой реликвии.
«Путешествие реликвии» и обретение постоянного места хранения
Город храма Зуба Будды – Канди. Но оказалась реликвия там не сразу. Столицы на Цейлоне менялись несколько раз, но Зуб Будды не оставался на одном и том же месте. Он стал символом любви народа и власти. И правители всегда перевозили реликвию с собой. Таким образом, Зуб Будды сначала оказался в столице Анурадхапуру. Потом был перевезен в Полунаруву. И, наконец, обрел постоянное место хранения, коим стала третья королевская столица – Канди.
Как появился храм для Зуба Будды?
Зуб Будды хранится в Шри Далада Малигава. Храм сначала был построен из дерева. Но в восемнадцатом веке был сожжен недоброжелателями. Несмотря на это, реликвия уцелела. На месте пожарища был построен королевский дворец. В нем и хранилась реликвия под бдительным монаршеским присмотром.
Лицезреть Зуб Будды было разрешено немногим – королю и только самым приближенным и уважаемым монахам. Когда закончилось правление последнего монарха, дворец поступил в распоряжение монахов. И был переименован в храм Зуба Будды в Канди.
Как хранится реликвия?
Зуб Будды находится в небольшой золотой ступе, которая расположена на территории бывшего королевского дворца, в одном из зданий, имеющем теперь статус храма. Реликвия находится в отдельной, хорошо охраняемой комнате, в семи ларцах, каждый из которых сделан в виде ступы. Все они вложены друг в друга по типу русской матрешки. Комнату с реликвией постоянно охраняют не меньше двух монахов. Ступы, в которые «упакован» Зуб Будды, находятся под защитой пуленепробиваемого стекла.
Можно ли увидеть Зуб Будды?
Посмотреть на реликвию можно только издалека, два раза в день, в строго определенные часы. И то в это время Зуб Будды находится в «стопке-матрешке» золотых ступ. А выносится реликвия на обозрение лишь во время Эсала Перахера, традиционного праздника. И только в специальной шкатулке.
В редчайших и исключительных случаях, когда Зуб Будды все же показывают вблизи, он укладывается в особенную золотую петлю, которая выходит из центра лотоса, сделанного из этого же драгоценного металла. Такая подача показа не случайна. Реликвия была найдена именно на цветке лотоса.
Описание храма
Храм Зуба Будды – достопримечательность и жемчужина Шри-Ланки – бывший королевский дворец, а ныне – храм монахов-буддистов, в котором хранится бесценная святая реликвия. Великолепное убранство помещений сохранилось и до наших дней. Храм Зуба входит в большой комплекс дворцовых зданий, занимая отдельное.
Сначала это был отдельный храм. Со временем вокруг был возведен второй – внешний. Получился храм в храме. Территория внешнего ограждена рвом с водой и двумя ажурными стенами: Морских волн и Облаков. Эти названия были даны им благодаря причудливым и необычным формам, вызывающим поэтические ассоциации. В праздники в проемы стен помещаются небольшие лампадки, создающие в вечернее время особую атмосферу. Благодаря им, вся территория освещается тысячами огней.
Комплекс дворцовых зданий
В комплекс дворцовых зданий входит не только храм Зуба Будды, но и Зал для королевских аудиенций и т. д. В здании Королевского дворца теперь находится Национальный музей. Но паломники и туристы приезжают в основном для посещения именно храма Зуба Будды. Между ним и Королевским дворцом находится крыша из золота, которая была построена в 1987 г. Она расположена непосредственно над ступой, где хранится реликвия.
Многие дворцовые помещения оказываются тесно связаны с храмом Зуба Будды. После прохождения тоннеля Амбарава, посетители попадают на нижний ярус храмового комплекса. Это двор Барабанщиков Х. Мандапая. Здесь каждый день проводятся скромные религиозные ритуалы. И рядом с двором Барабанщиков расположен современный храм Зуба Будды, который выстроен вокруг старого.
Отдельное внимание при осмотре дворцового комплекса стоит уделить Тронному залу царей Канди. Ланкийские мастера действительно создали шедевры, изготавливая мебель. Вся она сделана из одной огромной скалы. На стенах зала размещены картины, повествующие о жизненных этапах Просветленного, истории появления реликвии и храма священного Зуба Будды.
В залах дворца можно увидеть необычные экспонаты. Например, мумифицированный слон. Это животное считается священным, так как на нем долгие годы во время празднеств вывозилась на обозрение шкатулка с Зубом Будды. Причем реликвия на время покидала пределы храма.
Праздничное шествие в честь Зуба Будды: Эсала Перахера
Рядом с крышей есть башня Паттириппува, имеющая восемь углов. Она была возведена в 1803 г. и является частью дворцового комплекса. С башни короли обращались с речами к своим подданным и наблюдали за праздничной церемонией Эсала Перахера. Это многодневное шествие, проходящее в июле или августе, во время полнолуния. Торжественная церемония проводилась в честь Зуба Будды. В современное время башня стала хранилищем древних рукописей.
Эсала Перахера – один из самых важных Шри-Ланкских религиозных праздников, связанных с Храмом. В торжественном шествии участвуют десятки слонов, с накинутыми на них яркими покрывалами и гирляндами. Одновременно устраивают представления танцоры, акробаты и барабанщики. Все в национальных костюмах, как того требует ритуал.
Это шумное торжественное шествие происходит перед выносом Зуба Будды на всеобщее обозрение. Находится в это время реликвия в специальной шкатулке из золота. Зуб Будды окружен цветами и драгоценностями. Полюбоваться на реликвию можно в течение четырех часов, подойдя к храму. Дотрагиваться до Зуба Будды категорически запрещено. Поэтому смотреть можно только вблизи.
Достопримечательности внутри храма Зуба Будды
Храм Зуба Будды (Шри-Ланка) имеет множество внутренних залов. Убранство их поражает своей красотой. Отделка выполнена с использованием драгоценных камней. Инкрустация сделана с помощью изумрудов, рубинов, слоновой кости и серебра.
Есть отдельный зал, в котором находится библиотека. В других помещениях расположены многочисленные старинные статуи Будды. Причем сделаны и украшены они из разных материалов: золота, нефрита, кварца и других полу- и драгоценных камней. Во всем храме более тысячи статуй и небольших статуэток Будды, причем в разных позах.
Храм Зуба Будды: дресс-код и дополнительные услуги
Из-за неоднократных попыток подрыва храма Зуба Будды и уничтожения реликвии, помещения постоянно находятся под неусыпной охраной. А на входе людей тщательно ощупывают. Мужчины и женщины при этом находятся в разных помещениях. Чтобы оказаться как можно ближе к реликвии, при входе можно взять специальные цветы, которые предназначаются для подношения.
Возложить растения можно на втором этаже храма, нужно встать очередь. Во время ее движения цветы кладут в окно, мимо которого и проходят люди. Из него виден другой зал, в котором под золотым куполом и находится реликвия.
Посещение храма платное. Но в стоимость входит и диск с записанной заранее обзорной экскурсией, который можно неоднократно смотреть, вернувшись домой. В кассах есть услуга – аудиогид. Он содержит полную информацию об устройстве храма, его убранстве и всех экспонатах.
Храм Зуба Будды действующий, поэтому дресс-код соблюдается неукоснительно. Перед входом обязательно сдается обувь. Можно воспользоваться услугами камер хранения. Или сэкономить, сняв обувь прямо у входа, как делают многие местные жители. Но в этом случае сохранность ботинок и босоножек никто не гарантирует. Перед входом в храм не только женщины, но и мужчины обязаны прикрывать плечи и колени.
Как добраться до храма Зуба Будды?
Многие, приезжая в Шри-Ланку, в первую очередь желают посетить храм Зуба Будды. Как добраться до этого места? Можно на автомобиле. Храм расположен в Канди. Поэтому нужно ехать по трассе «А1» из Коломбо. «А1» как раз соединяет столицу Шри-Ланки с Канди. Приблизительное время пути – три часа. Этот способ наиболее подходит тем, кто по дороге желает осмотреть и другие достопримечательности. Например, Королевский ботанический сад, расположенный в Перадении.
До храма Зуба Будды можно доехать на автобусах. Так как Канди – один из самых больших городов Шри-Ланки, то через него проложено множество маршрутов во все основные города – Коломбо, Галле, Негомбо и др. На автобусе время в пути такое же – примерно три часа. Отличие лишь в уровне комфорта поездки и стоимости проезда. Автобусы в Канди останавливаются на Центральной станции, которая находится рядом с ж/д вокзалом. От него до храма Зуба Будды – всего десять минут пешком. Идти нужно в сторону озера. Но можно доехать на тук-туке.
Но самый быстрый и экономичный способ доехать до храма Зуба Будды – это поездом. Состав идет от ж/д вокзала Коломбо-Форт. И останавливается на Центральном в Канди. Цена билета зависит от класса вагона. Время в пути – четыре часа. По дороге можно любоваться удивительно красивыми природными пейзажами.
fb.ru
Храм зуба Будды
В Шри-Ланке есть уникальное место – Храм Зуба Будды. Уникален этот храм тем, что в нём есть настоящий, один из немногих сохранившихся зуб Будды. Казалось бы, что в этом такого? В христианских храмах часто есть мощи святых или различные артефакты. Но в буддизме и индуизме практикуется кремация и от людей не остаётся ничего. Однако, от Будды осталось 4 зуба.
Думаю, все знают кто такой Будда и чем он знаменит. Если же нет, то главное, что вам надо знать - это он основал одну из мировых религий - буддизм.
Примерно в 540 г. до н.э. Будда, точнее Сиддхаттха Готама (настоящее имя), умер и был кремирован. После кремации, как я уже писала выше, сохранились 4 зуба, которые последователи Будды развезли по миру. Один из них в 371 г. попал на Цейлон. Это случилось благодаря принцессе – дочери тогдашнего правителя Калинги – она привезла зуб на Цейлон, спрятав его у себя в причёске. Тогда зуб был необходим её отцу, терпевшему поражение в войне. Очевидно, он надеялся, что с зубом придет и удача, тем более зубу всегда приписывали волшебную силу.
Сперва зуб хранился в Анурадхапуре, затем в Полоннаруве, а уже потом в Канди в 18 веке, где находится по сей день. Специально для зуба в Канди выстроили огромный храм Далада Малигава.
Город Канди находится в глубине острова в горах на высоте 500м над уровнем моря и на расстоянии в 120км от столицы. Этот город один из крупнейших в стране, поэтому там найдётся что посмотреть, но главная достопримечательность - Храм Зуба Будды.
Храм это не одно сооружение, а большой комплекс с садом, музеем, храмами, дворцом и различными хозяйственными постройками.
Зуб находится во внутреннем дворе в хранилище, охраняемом монахами, в ступе состоящей из семи золотых сосудов вложенных друг в друга. Зуб показывают очень редко по большим праздникам – его выносят в центре золотого цветка лотоса.
Буддисты люди скромные и отвергают материальные ценности, я в этом вроде как убедилась.
Вход в храм стоит примерно 10$, ещё наш гид сказал, что надо обязательно купить цветы для Будды, без которых пробуждённый обидится и которые конечно же "не за дорого" продавались при входе. На территории действует строгое правило: у женщин и мужчин должны быть полностью прикрыты ноги и плечи. Если вы одеты не правильно, можно арендовать платки, а цена проката больше, чем если бы вы их купили на побережье. При входе на территорию комплекса обязательно надо было проходить досмотр, строже, чем в аэропорту, ещё и проверили соблюдение дресс-кода. Перед посещением самого храма надо оставить обувь в специальном хранилище за 2 $ (ну или оставить на полках на местных и при выходе ничего не найти).
Экстерьер храма весьма скромный, но внутри всё разноцветное, много резных деревянных элементов и различных деталей.
В храме главный объект, конечно же зуб, но и весь комплекс интересный, в нём можно увидеть яркие росписи стен и потолков, можно прогуляться по саду во внутреннем дворе, посчитать сколько статуй Будд сидит по всему комплексу.
Если будете в Шри-Ланке, то Храм Зуба Будды точно обязателен для посещения.
У храма есть свой сайт - http://www.sridaladamaligawa.lk/
violantatraveling.ru