«Растение — целостный организм». Растение это целостный организм потому что
РАСТЕНИЕ — ЦЕЛОСТНЫЙ ОРГАНИЗМ - ОРГАНЫ И ОРГАНИЗМ - СТРОЕНИЕ ЦВЕТОЧНОГО РАСТЕНИЯ. ФУНКЦИИ ЕЕ ОРГАНОВ - Биология
СТРОЕНИЕ ЦВЕТОЧНОГО РАСТЕНИЯ. ФУНКЦИИ ЕЕ ОРГАНОВ
ОРГАНЫ И ОРГАНИЗМ
РАСТЕНИЕ — ЦЕЛОСТНЫЙ ОРГАНИЗМ
Органы растения — и вегетативные, и генеративные — находятся в сложной взаимосвязи, обеспечивая жизнь единого организма. Корни поглощают из почвы воду и минеральные соли, необходимые для нормального существования всех живых клеток. В корнях образуются органические вещества: аминокислоты, витамины, гормоны, ферменты и другие соединения, без которых невозможна жизнь организма. Некоторые из них идут на образование в листьях хлорофилла. Без хлорофилла не происходит процесс фотосинтеза. Для фотосинтеза необходима вода также поступает в зеленых клеток листа с корней.
Большая количество воды испаряется надземными органами, и таким образом растение предохраняет себя от перегрева. Воду до побегов подают корни.
В свою очередь, в клетках корней синтез разнообразных жизненно важных соединений возможен при поступлении в них органических веществ из листьев. Только в клетках с хлоропластами образуются органические вещества из неорганических — воды и углекислого газа. Продукты фотосинтеза необходимы корням для их роста и ветвления.
Таким образом, только при тесной взаимосвязи между надземными и подземными вегетативными органами возможна жизнь организма.
Цветения, созревание плодов и семян также невозможны без обеспечения генеративных органов всеми необходимыми им веществами. Эти вещества им поставляют вегетативные органы.
В свою очередь, генеративные органы влияют на жизнедеятельность вегетативных органов. Так, работа корней зависит не только от органов воздушного питания, листьев, но и генеративных органов. В опытах было показано, что удаление завязей из цветков пшеницы или затенение колосков приводило к заметного уменьшения поступления азота из корней в надземную часть растения.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что растительный организм — это единая и целостная система. В этой системе функции разделены между отдельными органами, но деятельность их тесно взаимосвязана.
schooled.ru
«Растение — целостный организм» - Международная Ассоциация Развития Образования
Бырдина Елена Михайловна,Тюменская Область, с.Гагарино,учитель биологииМАОУ Гагаринская СОШ
Тема: Растение — целостный организм
Цели урока:
Обобщить и конкретизировать знания о строении и функциях корня и побега. Показать целостность растительного организма, взаимосвязь корня с побегом.
Формировать навыки работы с натуральными объектами, микроскопом, таблицами, гербарием.
Развивать умение работать в коллективе, аргументированно давать ответы на проблемные вопросы, защищать свою точку зрения.
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По характеру деятельности учителя — проблемные.
По характеру деятельности учащихся — исследовательские.
Оборудование: гербарий, микроскопы и микропрепараты, магнитная доска, спилы деревьев, карточки с заданиями для лабораторий, цветные листья для подведения итогов.
Класс делится на три лаборатории, во главе каждой лаборатории научный сотрудник, который руководит деятельностью лаборатории. (Ученик лучше других, разбирающийся в изученном материале). Цель каждой лаборатории не соревнование, а умение правильно ответить на поставленные вопросы и показать свои знания. За правильный ответ лаборатория получает зелёный листочек, за неточный ответ — красный, за нарушение дисциплины — жёлтый. В конце урока подводятся итоги и выставляются оценки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вводная часть. Поспорили однажды корень, стебель и лист, кто из них важнее? Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно.
Спор органов (выступление учащихся)
Корень: Я —корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет.
Стебель: Нет, главный — я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям?
Лист: Но что же будет без меня, ведь это я свет солнечный ловлю и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растенья испаряю. Так может, я главнее всех?
Учитель: Вовремя вмешался в разговор человек. Примирил спорщиков. Что сказал человек листьям, стеблям и корням? Это буде темой нашего урока. Как бы вы решили этот спор? (Учащиеся высказывают свою точку зрения)
Об этом мы узнаем в конце урока, и на этот вопрос вы должны будете ответить сами. Для этого мы организуем работу в лабораториях.
III. Работа учащихся в группах-лабораториях (подготовка ответов на вопросы)
IV. Отчёт учащихся о работе в лабораториях. Учащиеся отчитываются по результатам своей работы, демонстрируя результаты наблюдений, гербарий, и показывая по таблицам. После выступления каждой группы — Интеллектуальная пауза
V.Работа с терминами. На столе лежат карточки с терминами. Учащиеся по очереди выбирают карточку с каким- либо термином по теме «Корень», «Лист», «Цветок» и заселяют ими «Домик»
К теме «Корень»: зона всасывания, чехлик, боковой, мочковатая
К теме «Лист»:устьица, кожица, жилка, фотосинтез
К теме «Цветок»: пестик, чашечка, венчик, околоцветник
Лишние понятия: вакуоль, поры, тубус
VI. Мозговой штурм. Беседа по вопросам
1.Зачем бороться с колорадским жуком, если он ест листья картофеля, а человек клубни?
2.Зачем при высадке рассады(капусты, помидоров) у этих растений прищипывают главный корень?
Затем учитель задаёт классу вопрос: “Так что же сказал Человек органам растения?”
Вывод: Все органы растения тесно связаны между собой: жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой-либо части организма (корня, побега) может привести растение к гибели.
VII. Рефлексия
Когда заканчивается тема, мне всегда бывает очень грустно, потому что то, что мы узнаем на уроках,- лишь очень малая часть всего интересного, что известно об органах растения.
И мне бы очень хотелось, чтобы вы заглянули за эту дверь, в большой мир знаний. Перед вами органы растений. Каждый из них может претендовать на титул «самый, самый». Ваша задача, ребята, найти интересные особенности об одном органе растения.
В добрый путь, друзья! Спасибо! И до встречи!
Скачать полностью работу
Скачать презентацию
u4eba.net
Растение целостный организм Цели урока
Цели урока:
Обобщить и конкретизировать знания о строении и функциях корня и побега. Показать целостность растительного организма, взаимосвязь корня с побегом.
Формировать навыки работы с натуральными объектами, микроскопом, таблицами, гербарием.
Развивать умение работать в коллективе, аргументированно давать ответы на проблемные вопросы, защищать свою точку зрения.
Воспитывать бережное отношение к живой природе. Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По характеру деятельности учителя — проблемные.
По характеру деятельности учащихся — исследовательские.
Оборудование: гербарий, микроскопы и микропрепараты, магнитная доска, спилы деревьев, карточки с заданиями для лабораторий, цветные листья для подведения итогов. Класс делится на три лаборатории, во главе каждой лаборатории научный сотрудник, который руководит деятельностью лаборатории. (Ученик лучше других, разбирающийся в изученном материале). Цель каждой лаборатории не соревнование, а умение правильно ответить на поставленные вопросы и показать свои знания. За правильный ответ лаборатория получает зелёный листочек, за неточный ответ — красный, за нарушение дисциплины — жёлтый. В конце урока подводятся итоги и выставляются оценки.V.Работа с терминами. На столе лежат карточки с терминами. Учащиеся по очереди выбирают карточку с каким- либо термином по теме «Корень», «Лист», «Цветок» и заселяют ими «Домик»
К теме «Корень»: зона всасывания, чехлик, боковой, мочковатая
К теме «Лист»:устьица, кожица, жилка, фотосинтез
К теме «Цветок»: пестик, чашечка, венчик, околоцветник
Лишние понятия: вакуоль, поры, тубус VI. Мозговой штурм. Беседа по вопросам
1.Зачем бороться с колорадским жуком, если он ест листья картофеля, а человек клубни?
2.Зачем при высадке рассады(капусты, помидоров) у этих растений прищипывают главный корень? Затем учитель задаёт классу вопрос: “Так что же сказал Человек органам растения?” Вывод: Все органы растения тесно связаны между собой: жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой-либо части организма (корня, побега) может привести растение к гибели.
VII. Рефлексия Когда заканчивается тема, мне всегда бывает очень грустно, потому что то, что мы узнаем на уроках,- лишь очень малая часть всего интересного, что известно об органах растения.
И мне бы очень хотелось, чтобы вы заглянули за эту дверь, в большой мир знаний. Перед вами органы растений. Каждый из них может претендовать на титул «самый, самый». Ваша задача, ребята, найти интересные особенности об одном органе растения.
В добрый путь, друзья! Спасибо! И до встречи!Решить кроссворд:
Пигмент зелёного цвета, образующийся в хлоропластах.
Газ, который выделяется в процессе фотосинтеза.
Приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой.
Пары зелёных замыкающих клеток и щель между ними, находящихся в кожице листа.
Как называется пространство между клетками в мякоти листа, заполненное воздухом?
Решить кроссворд:
Пигмент зелёного цвета, образующийся в хлоропластах.
Газ, который выделяется в процессе фотосинтеза.
Приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой.
Пары зелёных замыкающих клеток и щель между ними, находящихся в кожице листа.
Как называется пространство между клетками в мякоти листа, заполненное воздухом?
Лаборатория “Корень”
Задание № 1 (работа с гербарием). Из 6 гербарных листов выбрать и разложить в две стопки растения, имеющие мочковатую корневую систему и стержневую систему. Дать им характеристику и объяснить, какие из растений относятся к однодольным, а какие к двудольным.
Задание № 2 (работа с микроскопом). Рассмотреть микропрепарат поперечного среза корня, и объяснить, какие ткани и клетки образуют корень.
Задание № 3 (описание опыта). Как можно доказать, что корни поглощают воду из почвы?
Задание № 4. Рассмотреть модель корня. Какие зоны корня вы знаете? Какие функции выполняет каждая из зон?
Задание № 5. Сформулировать вывод о значении корня в жизни растения.
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются. Почему осыпались и вянут? Без корней расти, и жить не станут. Как ни тонок, неприметен под землею корешок, Но не может жить на свете без него любой цветок.Задание № 1 (работа с природным материалом). Рассмотреть поперечный спил древесного стебля. Ответить на следующие вопросы: Сколько лет этому стеблю? Как вы определили возраст дерева? Одинакова ли толщина годичных колец? Если нет, то объясните почему?
Задание № 2 (описание опыта). Опишите опыт, доказывающий, что вода с минеральными веществами передвигается по древесине. Дайте ответ на вопрос: Почему вода поднимается вверх по сосудам стебля?
Задание № 3. Сформулировать вывод о значении стебля в жизни растения.
Лаборатория “Изучение листа”
Задание № 1 (работа с гербарием). Из шести гербарных листов выбрать и разложить растения, имеющие сетчатое, дуговое и параллельное жилкование листа. Какие из этих растений относятся к двудольным и однодольным?
Задание № 2 (работа с моделью). Рассмотрите модель поперечного среза листа и объясните, какие клетки образуют лист?
Задание № 3. Сформулировать вывод о значении листа в жизни растения.
устьица |
кожица |
жилка |
фотосинтез |
пестик |
чашечка |
венчик |
околоцветник |
поры |
вакуоль |
Тубус |
мочковатая |
зона всасывания |
чехлик |
боковой |
www.vmest.ru
Растение целостный организм Цели урока
Цели урока:
Обобщить и конкретизировать знания о строении и функциях корня и побега. Показать целостность растительного организма, взаимосвязь корня с побегом.
Формировать навыки работы с натуральными объектами, микроскопом, таблицами, гербарием.
Развивать умение работать в коллективе, аргументированно давать ответы на проблемные вопросы, защищать свою точку зрения.
Воспитывать бережное отношение к живой природе.Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По характеру деятельности учителя — проблемные.
По характеру деятельности учащихся — исследовательские.Оборудование: гербарий, микроскопы и микропрепараты, магнитная доска, спилы деревьев, карточки с заданиями для лабораторий, цветные листья для подведения итогов.Класс делится на три лаборатории, во главе каждой лаборатории научный сотрудник, который руководит деятельностью лаборатории. (Ученик лучше других, разбирающийся в изученном материале). Цель каждой лаборатории не соревнование, а умение правильно ответить на поставленные вопросы и показать свои знания. За правильный ответ лаборатория получает зелёный листочек, за неточный ответ — красный, за нарушение дисциплины — жёлтый. В конце урока подводятся итоги и выставляются оценки.
^ I. Организационный момент. II. Вводная часть. Поспорили однажды корень, стебель и лист, кто из них важнее? Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно.^ Корень: Я —корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет.^ Лист: Но что же будет без меня, ведь это я свет солнечный ловлю и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растенья испаряю. Так может, я главнее всех?Учитель: Вовремя вмешался в разговор человек. Примирил спорщиков. Что сказал человек листьям, стеблям и корням? Это буде темой нашего урока. Как бы вы решили этот спор? (Учащиеся высказывают свою точку зрения)Об этом мы узнаем в конце урока, и на этот вопрос вы должны будете ответить сами. Для этого мы организуем работу в лабораториях.III. Работа учащихся в группах-лабораториях (подготовка ответов на вопросы)^ Учащиеся отчитываются по результатам своей работы, демонстрируя результаты наблюдений, гербарий, и показывая по таблицам. После выступления каждой группы - Интеллектуальная пауза
^ На столе лежат карточки с терминами. Учащиеся по очереди выбирают карточку с каким- либо термином по теме «Корень», «Лист», «Цветок» и заселяют ими «Домик»
К теме «Корень»: зона всасывания, чехлик, боковой, мочковатая
К теме «Лист»:устьица, кожица, жилка, фотосинтез
К теме «Цветок»: пестик, чашечка, венчик, околоцветник
Лишние понятия: вакуоль, поры, тубус^
1.Зачем бороться с колорадским жуком, если он ест листья картофеля, а человек клубни?
2.Зачем при высадке рассады(капусты, помидоров) у этих растений прищипывают главный корень?Затем учитель задаёт классу вопрос: “Так что же сказал Человек органам растения?”Вывод: Все органы растения тесно связаны между собой: жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой-либо части организма (корня, побега) может привести растение к гибели.
^ Когда заканчивается тема, мне всегда бывает очень грустно, потому что то, что мы узнаем на уроках,- лишь очень малая часть всего интересного, что известно об органах растения.
И мне бы очень хотелось, чтобы вы заглянули за эту дверь, в большой мир знаний. Перед вами органы растений. Каждый из них может претендовать на титул «самый, самый». Ваша задача, ребята, найти интересные особенности об одном органе растения.В добрый путь, друзья! Спасибо! И до встречи!
^
Пигмент зелёного цвета, образующийся в хлоропластах.
Газ, который выделяется в процессе фотосинтеза.
Приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой.
Пары зелёных замыкающих клеток и щель между ними, находящихся в кожице листа.
Как называется пространство между клетками в мякоти листа, заполненное воздухом?
^
Пигмент зелёного цвета, образующийся в хлоропластах.
Газ, который выделяется в процессе фотосинтеза.
Приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой.
Пары зелёных замыкающих клеток и щель между ними, находящихся в кожице листа.
Как называется пространство между клетками в мякоти листа, заполненное воздухом?
^
Задание № 1 (работа с гербарием). Из 6 гербарных листов выбрать и разложить в две стопки растения, имеющие мочковатую корневую систему и стержневую систему. Дать им характеристику и объяснить, какие из растений относятся к однодольным, а какие к двудольным.
Задание № 2 (работа с микроскопом). Рассмотреть микропрепарат поперечного среза корня, и объяснить, какие ткани и клетки образуют корень.
Задание № 3 (описание опыта). Как можно доказать, что корни поглощают воду из почвы?
Задание № 4. Рассмотреть модель корня. Какие зоны корня вы знаете? Какие функции выполняет каждая из зон?
^
Мы в букет собрали маки жаркие,Много незабудок голубых.А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их.Только ничего не получается:От любого ветерка качаются.Почему осыпались и вянут?Без корней расти, и жить не станут.Как ни тонок, неприметен под землею корешок,Но не может жить на свете без него любой цветок.
^
Задание № 1 (работа с природным материалом). Рассмотреть поперечный спил древесного стебля. Ответить на следующие вопросы: Сколько лет этому стеблю? Как вы определили возраст дерева? Одинакова ли толщина годичных колец? Если нет, то объясните почему?
Задание № 2 (описание опыта). Опишите опыт, доказывающий, что вода с минеральными веществами передвигается по древесине. Дайте ответ на вопрос: Почему вода поднимается вверх по сосудам стебля?
Задание № 3.^ .
Лаборатория “Изучение листа”
Задание № 1 (работа с гербарием). Из шести гербарных листов выбрать и разложить растения, имеющие сетчатое, дуговое и параллельное жилкование листа. Какие из этих растений относятся к двудольным и однодольным?
Задание № 2 (работа с моделью). Рассмотрите модель поперечного среза листа и объясните, какие клетки образуют лист?
Задание № 3.^ .
устьица |
кожица |
жилка |
фотосинтез |
пестик |
чашечка |
венчик |
околоцветник |
поры |
вакуоль |
Тубус |
мочковатая |
зона всасывания |
чехлик |
боковой |
shkolnie.ru