КСП Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые эволюционисты. – биология, уроки. Работы линнея по систематике растений и животных
Карл Линней
К XVIII в. учёные и любители природы проделали огромную работу, по всему свету собирая и описывая растения и животных. Но ориентироваться в накопленном ими океане сведений становилось всё труднее. Обобщил и привёл в систему эти знания шведский натуралист Карл Линней. Он заложил основы современной систематики.
Родился Карл Линней 23 мая 1707 г. в семье сельского священника. Мать Карла с детства воспитала в нем любовь ко всему живому, особенно - к цветам.
Но к школьным занятиям будущий президент Шведской академии наук оставался весьма равнодушен. Никак не давался ему латинский язык. Учителя говорили, что образование, видно, мальчику не по плечу - лучше обучить его какому-нибудь ремеслу. Разгневанный отец решил отдать Карла на выучку к сапожнику.
И ждала бы Лийнея карьера сапожных дел мастера, если бы знакомый врач не уговорил отца мальчика позволить ему изучать медицину. Кроме того, он помог Карлу закончить гимназию.
Медицину и биологию Карл изучал в университетах шведских городов Лунд и Упсала. Жил он в студенческие годы бедно.
Когда Карлу исполнилось 25 лет, руководство Упсальского университета предложило ему отправиться в научное путешествие по северной Скандинавии - Лапландии, чтобы исследовать её природу. Весь свой багаж он нёс на плечах. Во время этого путешествия он питался чем придётся, едва выбирался из болотных топей, сражался с комарами. А один раз столкнулся с противником посерьёзнее - разбойником, который чуть не убил его. Невзирая на все препятствия, Линней собирал образцы растений Лапландии.
На родине Линнею не удавалось найти себе постоянной работы по специальности, и на несколько лет он переехал в Голландию, где заведовал одним из лучших ботанических садов страны.
Здесь он получил учёную степень доктора, здесь в 1735 г. вышла в свет его самая известная работа «Система природы». При жизни Линнея вышло 12 изданий этой книги. Всё это время Линней постоянно дополнял её и увеличил её объём с 14 страниц до 3 томов.
Система Карла Линнея:
Понятие о виде.
Чтобы «разложить по полочкам» огромное количество описаний растений и животных, необходима была какая-то единица систематики. Такой единицей, общей для всего живого, Линней считал вид. Видом Линней назвал группу особей сходных между собой, как дети одних родителей и их дети. Вид состоит из множества похожих особей, дающих плодовитое потомство. Например, лесная малина - это один вид, костяника другой, морошка третий вид растений. Все кошки домашние составляют один вид, тигры - другой, львы - третий вид животных. Следовательно, Весь органический мир состоит из различных видов растений и животных. Вся живая природа состоит как бы из отдельных звеньев - видов.
Линней открыл и описал около 1500 видов растений и свыше 400 видов животных, он распределил все виды растений и животных по крупным группам - классам, каждый класс он разбил на отряды, каждый отряд на роды. Каждый род Линней составил из сходных видов.
Номенклатура.
Давать названия видам Линней стал на той самой латыни, которая так плохо давалась ему в школьные годы. Латынь была в то время международным языком науки. Тем самым Линней разрешил сложную проблему: ведь когда названия давались на разных языках, под многими наименованиями мог описываться один и тот же вид.
Очень важной заслугой Линнея стало введение в практику двойных названий видов (бинарной номенклатуры). Каждый вид он предложил называть двумя словами. Первое - название рода, куда входят близкие виды. Например, лев, тигр, кошка домашняя относятся к роду Felis (Кошка). Второе слово - название собственно вида (соответственно Felis leo, Felis tigris, Felis do-mestica). Точно так же виды Ель европейская и Ель тянь-шань-ская (голубая) объединяются в род Ель, виды Заяц-беляк и Заяц-русак - в род Заяц. Благодоря двойной номенклатуре выявляется сходство, общность, единство видов, образующих один род.
Систематика животных.
Линней разделил животных на 6 классов:
Млекопитающие
Птицы
Амфибии (в этот класс он поместил земноводных и пресмыкающихся)
Рыбы
Насекомые
Черви.
В число «червей» попали и моллюски, и медузы, и разнообразные черви, и все микроорганизмы (последних Линней объединил в один-единственный род - Хаос инфузориум).
Человека (которого он окрестил «человеком разумным», Homo sapiens) Линней довольно смело для своего времени поместил в класс млекопитающих и отряд приматов вместе с обезьянами. Он сделал это за 120 лет до Ч. Дарвина. Он не считал, что человек произошёл от других приматов, но видел большое сходство в их строении.
Систематика растений.
К систематизации растений Линней подошёл более детально, чем к систематизации животных. Среди растений он выделил 24 класса. Линней понимал, что самая существенная и характерная часть растения - цветок. К 1-му классу он отнёс растения с одной тычинкой в цветке, ко 2-му - с двумя, к 3-му - с тремя и т.д. Грибы, лишайники, водоросли, хвощи, папоротники - в общем все, лишённые цветков, оказались в 24-м классе («тайнобрачных»).
Система растений и животных Линнея была во многом искусственна. Далекие друг от друга растения (например, морковь и смородина) оказались в одном классе только потому, что их цветки имеют одинаковое колличество тычинок. Многие родственные растения оказались в разных классах. Систематика Линнея искусственна, еще и потому что помогала распознавать растения и животных, но не отражала ход исторического развития мира.
Линней осознавал этот недостаток своей системы. Он считал, что будущие натуралисты должны создать естественную систему растений и животных, которая должна учитывать все особенности организмов, а не один-два признака. Пытаясь разработать естественную систему растений, Линней убедился в том, что наука того времени не рапологает необходимыми для этого знаниями.
Несмотря на искусственность, система Линнея сыграла положительную роль в биологии. Предложенные Линнеем систематические подразделения и двойная номенклатура прочно вошли в науку и применяются в современной ботанике и зоологии. Позже были введены в употребление еще два подразделения:
Семейство - объединяющее сходные роды
Нововвдедения Линнея.
Карл Линней провел реформу ботанического языка. Он впервые предложил такие названия растений как: венчик, пыльник, нектарник, завязь, рыльце, тычиночная нить, цветоложе, околоцветник. Всего К. Линней ввел в ботанику примерно тысячу терминов.
Взгляды Линнея на природу.
Наука в то время находилась под влиянием религии. Линней был идеалист, он утверждал, что в природе существует столько видов растений и животных, "сколько различных форм произвел в начале мира всемогущий". Линней считал, что виды растений и животных не изменяются; они сохранили свои особенности "с момента сотворения". По Линнею, каждый современный вид является потомством первоначального созданной богом родительской пары. Каждый вид размножается, но сохраняет, по его мнению, в неизменном виде все особенности этой прародительской пары.
Как хороший наблюдатель, Линней не мог не видеть противоречия между представлениями о полной неизменности растений и животных с тем, что наблюдается в природе. Он допускал образование внутри вида разновидностей благодаря влиянию на организмы перемены климата и других внешних условий.
Идеалистическое и метафизическое учение о сотворении и неизменности видов господствовало в биологии до начала XIX в., пока не было опровергнуто в результате открытия многих доказательств эволюции.
studfiles.net
Конспект урока и презентация по биологии на тему "Работы К.Линней по систематике растений и животных. Труды Ж.Кювье и Ж.де Сент – Илера" (11 класс).
Поурочный план Дата Класс ____11 «А»____
Урок 11 биологии
Учитель
Тема урока Работы К.Линней по систематике растений и животных. Труды Ж.Кювье и Ж.де Сент – Илера (слайд 1).
Тип урока: комбинированный
Цели: познакомить учащихся с работами К Линнея по систематике растений и животных, остановиться на трудах Ж.Кювье и Ж.де Сент – Илера.
Задачи:
Образовательные: сформировать представления о системе природы, созданной К. Линнеем, о роли К.Линнея, Ж.Кювье и Ж.де Сент – Илера в создании эволюционной теории.
Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, заполнять таблицы, работать с учебником, выделять основную мысль в тексте.
Воспитательные: способствовать формированию материалистического мировоззрения; воспитанию чувства ответственности.
Оборудование: фотографии К. Линнея, таблица «Система животного мира К. Линнея», презентация.
ХОД УРОКА
«Ариаднина нить ботаники - система, без которой в ботанике хаос.
Система - вот нить, ухватившись за которую можно благополучно выбраться из пестроты фактов».
К. Линней «Философии ботаники».
Этап урока
Содержание учебного материала
МО
ФОПД
Подготовка к ВОУД, ЕНТ
Задания на развитие функ-циональной грамотности
Индивидуально-коррекционная работа
I. Орг.
момент
(Приветствие, настрой на работу).
Р
Коллект
II.
Проверка д/з:
А). Устно:
Что такое «процесс эволюции»? Охарактеризуйте особенности этого процесса.
Какой вклад в развитие эволюционной теории внесли древние люди? Древнегреческие ученые? Креационисты?
16 век - эпоха великих географических открытий. Вспомните, какие изменения происходили в мировоззрении людей?
Р
Фронтал
+
+
III.
Актуализация
Знаний:
Принципиальными вопросами биологии были и остаются вопросы, связанные с происхождением многообразия видов на Земле и их удивительной приспособленностью к среде обитания.
Креационисты считают, что живые организмы созданы высшей силой – творцом, трансформисты объясняют появление многообразия видов естественным путем, на основе естественных законов. Приспособленность креационисты объясняют изначальной целесообразностью, виды были изначально приспособленными, трансформисты считают, что приспособленность появилась в результате развития, в ходе эволюции.
Изучение и описание большого количества растений и животных привело к накоплению знаний и необходимости создания целостной системы природы. В этот период меняются взгляды в философии – формируется материалистическое мировоззрение.
Представителем взглядов креационизма был шведский ученый К.Линней (Швеция, 1707 – 1778 гг.), которую отличают четкость и полнота изложения, наиболее научная классификация. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим вклад К. Линнея в развитие эволюционных представлений.
Но сначала давайте вспомним с вами:
В какой период жил и работал ученый? (метафизический).
Как переводится слово «метафизика» с греческого? (от греч. «мета» - над и «физис» - природа).
Что лежит в основе метафизического мировоззрения? (идеи креационизма).
В чем состоит сущность креационизма? (все живое создано Богом и остается неизменным).
Что означает природа «изначально целесообразна»? (это полное соответствие организма или органа цели, поставленной творцом при его создании).
Работа в парах по заданию:
Используя свои знания, ответьте на вопрос и запишите ответ на него в тетради:
В чем состоит сущность метафизических представлений? (слайд 2).
Природа создана Творцом.
Природа изначально целесообразна.
Природа неизменна.
Р
ИП
ИП
Р
Р
ИП
Коллект
Фронтал
Работа в парах
+
+
+
+
+
+
IV.
Изучение н/м:
А). Биография К.Линнея (сообщения учащихся) (слайды 3 – 8).
Б). Взгляд К. Линнея на понятие о виде (слайд 11).
К. Линней считал вид реальной и элементарной единицей живой природы. Он уточнил само понятие вида, привлекая для его определения не только морфологический, но и физиологический критерий (скрещиваемость между представителями одного вида и нескрещиваемость их с особями других видов).
Линней был креационистом и метафизиком, поэтому он считал, что виды не изменяются и их существует столько, сколько разных форм было с самого начала создано Творцом. Однако к концу своей жизни Линней уже не был таким решительным сторонником неизменности видов.
Таким образом, К. Линей не только установил реальность существования видов в природе, но и выделил главный признак – нескрещиваемость особей разных видов (репродуктивная изоляция).
В). Принципы систематики (слайды 9- 10).
В качестве основы классификации К. Линней принял вид. Сходные виды объединил в роды, роды — в отряды, отряды — в классы.
Таким образом, в основу классификации был положен принцип иерархичности (т. е. соподчиненности) таксонов. C развитием науки в эту систему был введен ряд категорий: семейство, подкласс и другие, а высшим таксоном стал тип. Но принципы систематики, заложенные Линнеем, остались неизменными до наших дней. При классификации организмов ученый учитывал не весь комплекс признаков, а лишь небольшое их число. Поэтому классификация Линнея, несмотря на т, что была научной, оказалась искусственной. Сам Линней осознавал искусственность своей системы природы и указывал на необходимость разработки естественной. Он писал: «Искусственная система служит только до тех пор, пока не создана естественная».
Г). Бинарная номенклатура (двойные названия) (слайд 12) .
Шиповник обыкновенный - до К. Линнея назывался «розой дикой, лесной, обыкновенной с цветками душистыми, розовыми».
К.Линней использовал предложенный его предшественниками двойные названия (впервые ввел К. Геснер): рода и вида, например, Lathyrus pratensis чина луговая, Lathyrus silvestris – чина лесная. Название рода является общим для всех видов, которые он объединяет: Lathyrus – чина. Название вида стало коротким и более точным. Принцип двойных названий экономный, так как требует особых названий только для родов и сохранился в систематике и в настоящее время.
Если виду дано название, изменять его нельзя.
В 1735 году вышла в свет книга «Система растений» К. Линнея, в которой он раскрыл классификацию растений и животных. Его классификация была наиболее полной для своего времени, но Линней понимал, что система, созданная на основе нескольких признаков, является искусственной системой. К.Линней был сторонником метафизических взглядов о происхождении видов – их неизменности и изначальной целесообразности.
«Видов столько, сколько различных форм создал в начале мира Всемогущий», - говорил Линней. Это и помешало Линнею создать естественную классификацию живых существ. Линней искал только сходство, но не родство между видами. Но в конце жизни он признал, что виды могут образовываться под влиянием среды или в результате скрещивания.
Д). Систематика животных.
Животный мир он поделил на 6 классов: млекопитающие, птицы, гады (в современной трактовке – земноводные и пресмыкающиеся), рыбы, насекомые, черви. К классу червей он ошибочно отнес губок, кишечнополостных, моллюсков, иглокожих, а также к насекомым – еще и ракообразных. Линней впервые поместил человека в отряд Приматы, нанеся первый сокрушительный удар представлениям об исключительности человека, как явления природы. В основу классификации животных Линней положил строение кровеносной и дыхательной систем.
К Линней верно выделил классы млекопитающих, птиц и рыб.
Но ошибочно объединил
пресмыкающихся и земноводных в один класс «Гады», в класс «Черви» поместил почти все типы беспозвоночных;
объединил в один отряд ленивца, муравьеда (отряд неполнозубые) и слона (отряд хоботные) по признаку отсутствия резцов, хотя бивни и есть разросшиеся верхние резцы;
по сходству в строении клюва курицу (килегрудые) и страуса (бескилевые) объединил в один отряд
Е). Систематика растений.
Все растения подразделялись на 24 класса: 23 класса явнобрачных (цветковых) и 1 класс тайнобрачных (голосеменных и споровых) на основе особенностей строения цветков: количество тычинок, однополости и обоеполости цветков
В системе Линнея, при классификации по 1- 2 произвольно взятым признакам, далекие в систематическом отношении растения, оказывались иногда в одном классе, а родственные – в разных:
морковь (семейство зонтичные) и смородина (семейство крыжовниковые) отнес к пятитычинковым;
манжетка (семейство розоцветные) и повилика (семейство повиликовые) – к классу четырехтычинковым.
Ж). Вклад в науку и значение для развития теории (слайды 11-17).
Работа в группах по заданию:
Используя материал параграфа 10 на странице 45 – 46 учебника под редакцией Р. Сатимбекова, найдите, обсудите вопросы и выступите перед классом:
1 и 2 группы:
Каков вклад в науку К.Линнея?
3 и 4 группы:
Каково значение теории К. Линнея для развития эволюционного учения?
По ходу рассказа представителей групп класс заполняет таблицу:
Место, время
Ученые
Вклад в науку
Значение для развития
теории
Швеция, 1707 – 1778 гг
Карл Линней
Открыл около 1,2 тыс. родов растений.
Описал около 8 тыс. видов растений и около 4,5 тыс. видов животных
Усовершенствовал ботанический язык, установив около 1 000 новых терминов.
Разработал короткие и четкие определения (диагнозы) каждой группы организмов, что значительно облегчало их описание. Многие из этих диагнозов не устарели и в наши дни.
Ввел бинарную (двойную) номенклатуру вместо употреблявшихся ранее громоздких полуноминальных (т. е. состоящих из многих слов) названий; эта номенклатура употребляется и в наше время («Система природы», 1735).
Разработал принципы построения классификации живой природы («Философия ботаники»). На этих принципах он построил первую научную систему живой природы, которая включала в себя всех известных в то время животных и все растения и была самой совершенной для своего времени.
Впервые поместил человека в один отряд с обезьянами на основании морфологического сходства.
описательного
материала
номенклатуры»
Создание первой научной классификации растений и животных
В основе классификации заложил принцип
иерархичности таксонов
1 - признака для
классификации по
внешнему виду
З. Ошибки К. Линнея (слайды 18- 19).
Используя материал параграфа 10 на странице 45 – 47 учебника под редакцией Р. Сатимбекова, найдите, обсудите и запишите в тетради недостатки классификации К. Линнея?
(примерные ответы:
Разделял метафизические взгляды о божественном творении видов. Считал, что видов
столько, сколько их создал Бог.
«Видов столько, сколько их создало изначальное, бесконечное Существо» (К.Линней). Это и помешало Линнею создать естественную классификацию живых существ. Линней искал только сходство, но не родство между видами. Но в конце жизни он признал, что виды могут образовываться под влиянием среды или в результате скрещивания.
К. Линней разделял метафизические взгляды, при объединении видов в роды он искал сходство, а не родство.
Под родством в биологии понимается общность происхождения.
К. Линней считал, что каждый вид является результатом отдельного творческого акта, происходящим от одной пары особей.
3. К.Линней классифицировал организмы по 1 – 2 признакам сходства и неродственные организмы оказались в одной группе, а родственные – в разных.
Например:
морковь и смородину он отнес к классу пятитычинковые, а манжетку и повилику – к классу четырехтычинковые.
Класс амфибий включал пресмыкающихся и земноводных, а класс черви – одноклеточных, губок, кищечнополостных, червей, моллюсков, иглокожих.
Курица и страус попали в один отряд, хотя они относятся даже к разным подклассам.
Стоило поменять признак, как вся классификация разрушалась (поэтому его классификацию
называют искусственной).
4.Классификация животных К.Линнея построена по нисходящему принципу: от сложного к простому.
И). Первые эволюционисты: Ж.Кювье и Ж.де Сент- Илера (сообщения учащихся) (слайды 20- 21).
По ходу учащиеся заполняют таблицу «Вклад ученых в науку.
Труды Ж.Кювье (1769 – 1832).
Французский естествоиспытатель, натуралист. Считается основателем сравнительной анатомии и палеонтологии, основ геохронологии.
Установил принцип «корреляции органов» (соотносительности), на основе которого реконструировал строение многих вымерших животных.
Считал виды постоянными и неизменными.
Выдвинул теорию катастроф, согласно которой на Земле периодически происходят катастрофы, которые уничтожают все виды. За каждой катастрофой следует новый акт творения.
К). Этьен- Жоффруа Сент – Илер (1772 – 1844).
французский зоолог;
развивал представление о едином плане строения всех животных, который меняется под воздействием факторов внешней среды;
пропагандировал единство животного мира на основе общности происхождения всех известных видов.
Р
ИП
Р
НО
ИП
Р
Р
ИП
НО
Р
ИП
ПП
НО
Р
ИП
Р
ИП
Индивид
Коллект
Коллект
Коллект
Коллект
Работа в группах
Работа в парах
Индивид
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
V. Закрепление
А). Устно:
Приведите примеры бинарной номенклатуры. Назовите родовое и видовое название.
Основные таксономические категории: вид →род→семейство→подкласс→отряд, класс →тип.
Какая таксономическая категория отсутствует у К.Линнея? (тип).
Б). Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей группы (слайд 22).
А) класс Насекомые
Б) вид Капустная белянка
В) отряд Чешуекрылые
Г) тип Членистоногие
Д) род Огородные белянки
Е) семейство Белянки
Р
Р
Фронтал
Индивид
+
+
+
+
VI. Подведение итогов
К Линней и его последователи провели огромную работу по изучению и систематизации разрозненного фактического материала, накопленного их предшественниками. Так была заложена научная основа для дальнейшего изучения природы.
Р
Коллект
+
VI. Д/З:
Слайд 23.
§ 10
заполните таблицу письменно страница 47
Р
Индивид
VII. Рефлексия
Слайд 24.
Р
Индивид
Литература и Интернет – источники:
Р.Сатимбеков. Биология. Учебник для 11 класса ЕМН. Аматы, Мектеп, 2015.
Т.Л.Богданова. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Москва, 2014.
Ю.И.Полянский. Общая биология. Москва, 1977.
А.В.Пименев. Уроки биологии в 10- 11 классах. II часть. Ярославль, 2006.
ppt4web.ru›…linnejj…raboty…sistematike-rastenijj…
ppt4web.ru›…linnejj…raboty…sistematike-rastenijj…
yandex.kz/images›презентация Работы К.Линней по систематике растений и
Приложение 1:
В школе Карл Линней считался одним из самых неспособных учеников. С раннего детства мальчика околдовал загадочный мир цветов, которым он посвящал очень много времени. По физике и математике оценки у Карла были хорошие, но знание латыни, греческого и древнегреческого языков исключительно плохим. Многие учителя и одноклассники относились к Карлу с иронией из-за его нелепого увлечения.
Карл Линней окончил гимназию с любопытной характеристикой, написанной в совершенно непривычном для нас стиле. Вот один из ее фрагментов:
“Гимназист подобен дереву. Случается иногда, хотя редко, что дикая природа дерева, несмотря ни на какие заботы, не поддается культуре. Но, пересаженное в другую почву, дерево облагораживается и приносит хорошие плоды. Только в этой надежде юноша отпускается в университет, где, может быть. Он попадет в климат благоприятный его развитию”.
В 1727 году Линней сдает экзамены и был зачислен в Лундский университет, изучает медицину, занимается самообразованием;
В1732 году Линней отправился в путешествие в Лапландию – результат «Краткая флора Лапландии»;
К. Линней едет в Голландию, чтобы получить степень доктора наук;
1735г К.Линней издает книгу “Система природы”.
1739г К.Линней был избран президентом Шведской академии, стал главой кафедры в родном Упсальском университете, а впоследствии – ректором, получил орден Полярной Звезды и дворянство и звание «Короля ботаники».
До конца своей жизни Карл Линней работал с полной самоотдачей.
infourok.ru
Основоположник систематики: Карл Линней
Систематика – наука, необходимая для установления порядка в разнообразном мире живой природы. Без наличия простой, понятной, а также хорошо организованной системы невозможно достичь легкого понимания учеными друг друга. Тем не менее наука систематика формировалась на протяжении нескольких веков.
История возникновения систематики
Какого ученого считают основоположником систематики? Конрад Геснер, живший в 16-ом веке, одним из первых пытался систематизировать известные живые организмы. Позже англичане, итальянцы и голландцы использовали и усовершенствовали, а также внедряли свои вид системы мира живой природы. Англичанин Джон Рей в 17-м веке предложил упорядочить многочисленные организмы, используя знания о различиях и сходстве между ними. Такое предложение явилось значительным шагом вперед в развитии биологии.
Все же основоположником систематики признают Карла Линнея – шведского естествоиспытателя.
Именно он предложил бинарную номенклатуру вместо длинных названий видов животных и растений. Карл Линней – основоположник современной систематики, той самой, которая применяется по всему миру в настоящее время. Она не устарела в силу своей простоты и удобства использования.
Биография Карла Линнея
Основоположник систематики родился в шведской деревне в семье священника в 1707 году. Он заинтересовался растительным миром еще в детстве. Однако после окончания гимназии, по совету учителя, поступил в медицинское отделение университета. В результате основоположник систематики стал доктором медицинских наук. Свои знания лекаря он использовал на протяжении всей жизни. Лечил людей, используя травы, в которых отлично разбирался, так как увлекался ботаникой с детства.
Бывал Карл Линней в Лапландии, разных частях родной страны, на островах Балтийского моря. Везде основоположник систематики занимался изучением растений и распределением их по таксономическим группам.
Бинарная номенклатура
Вид - это основная единица систематики в биологии. Организмы одного вида скрещиваются и дают полноценное потомство. Именно Карл Линней придумал то, как обозначать видовые названия. Каждый вид организма основоположник систематики описывал двумя словами: первое слово - это наименование рода (более высокого таксона), а второе - собственно видовое название. При этом возникает минимальная путаница в понятиях, потому что родов в биологии все же значительно меньше, чем видов.
Более того, Карл Линней отнес каждый вид организма к таксономическим группам разной иерархии. Он использовал понятия класса, отряда, рода и вида. Иерархия в биологии позволяет навести полный порядок в огромном количестве представителей живой природы. Например, сизый голубь относится к роду голубей, семейству голубиных, отряду голубеобразных, классу птиц.
Систематика Карла Линнея представлена на латинском языке. В ней каждый вид имеет определенное, только ему свойственное наименование. Например, волк - Canis lupus. К роду Canis ,что означает "волк", относятся разные виды волков, в том числе и шакалы. К видовому наименованию (Canis lupus) принадлежат только особи, способные к производству полноценного потомства. По всему миру обыкновенный волк образовал около 37 подвидов: рыжий волк, тундровый волк, собака, дикая собака динго и многие другие.
Немного позже возникла незначительная путаница в том, что один и тот же вид может иметь несколько видовых названий на латыни: меняется или родовое наименование, или видовое слово. Это связано с работами разных ученых или с тем, что специалисты не определили к какому конкретно роду относится представитель мира живой природы.
Великая работа Карла Линнея
Основоположник систематики определил место человека в системе мира живой природы. Он описал сам себя в качестве человека разумного и отнес вид людей к приматам. Описание дано в труде автора "Система природы".
В этом же труде описано разделение мира природы на животное, растительное и минеральное царства.
Таким образом, именно Карла Линнея ученые считают основоположником современной систематики, потому что он проделал самую большую работу по установлению принципов классификации живых организмов. Эти принципы используются и в настоящее время. Бинарная номенклатура и иерархия в систематике оказались практичными в применении.
fb.ru
КСП Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка. Первые эволюционисты.
Биология
Четверть I Урок №6
Класс 11ОГН
Тема урока
Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка. Первые эволюционисты.
Ссылки
Учебники 11ОГН Р.Сатимбеков, «М?ктеп»,2011
Цели урока
-обогатить знания учащихся об историческом прошлом биологической науки, познакомить школьников с сущностью эволюционных представлений Ж.Б.Ламарка и других ученых.-на примере материала о ранних эволюционных представлениях продолжить развитие у школьников умения анализировать взгляды и утверждения ученых прошлого.
- сформировать у школьников интерес и позитивное отношение к изучению истории развития биологии
Результаты обучения для учащихся
Уметь взаимодействовать в группах, конструктивно обучаться, повысить мыслительную активность через диалоговое обучение
Основные идеи, отработанные по теме урока
Знания приобретенные в процессе обучения необходимы для практической жизни учащихся , так как происходит изучение своего организма.
Тип урока
Урок –исследование.
Чем будет заниматься учитель. Чем будут заниматься ученики.
Знания
Время
2 мин.
Приветствие . Положительный настрой на урок.
Стадия вызова. Показывает 1 слайд прием
ТЫ мне, Я тебе
Или
Прием “зигзаг – 1” (2-4 группы). Учащиеся разделены на 2-4 группы (в каждой группе не менее 4 человек), внутри группы рассчитываются на “1, 2, 3, 4&rdquo.
Вызов: “Во все времена развития цивилизации естествоиспытателей и философов волновали различные вопросы: Как возник органический мир? Всегда ли он был таким, как сейчас? Как объяснить приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи органов?”
Цель: организация групп на совместную деятельность через повторение пройденного материала, умение быстро концентрироваться, обоснованно отвечать, уметь классифицировать, вдумчиво отвечать.
Задание 1. Учащиеся по очереди задают друг другу вопросы.
Понимание
5 мин
“Наука в современном понимании этого слова сформировалась в XVII веке, когда в нее повсеместно был введен научный метод. Однако некоторые фундаментальные представления о живой природе родились гораздо раньше.
Небольшие сообщения учащихся :
№1. Аристотель
№2. Гален
№3. Леонардо да Винчи
№4. Уильям Гарвей
Цель : выявление умения выделять главное.
Задание: “Прочитайте текст, разделите его на смысловые части. Какие основные идеи или достижения могли способствовать развитию эволюционных взглядов. Предположите, как можно назвать данный период развития эволюционных представлений в биологии”
Работа в группах по дополнитель материалу
Ответы учащихся
Формативное оценивание вносят в карту оценивания
2мин
Выход на тему урока. Первые эволюционисты.
Проблемный вопрос « Почему не признали идеи Ламарка и Линея ?»
Заполнение таблицы ЗХУ
Заполнение таблицы ЗХУ
Применение
2мин
5мин
Прослушивание презентации учеников
Карл Линней Прием “Fish”
Задание: “На ваш взгляд, что положительного, а что отрицательного можно выделить в работах Карла Линнея. Объясните свою точку зрения”. Заполните схему:
Задание: “На ваш взгляд, что положительного, а что отрицательного можно выделить в работах Карла Линнея. Объясните свою точку зрения”. Заполните схему:
Цель Выражать идеи, развить слушающие навыки, все участники могут участвовать, выравнивание обучающей среды, развитие слуховой памяти, мыслительных процессов через диалог.
Работа в парах, в группах
Создание схемы фишбол
Идея: Использование пар позволяет ученикам говорить и помогать тем, кто менее уверен в больших группах, совместные вопросы и ответы помогают в запоминании.
5мин
Ответы учащихся
Цель: . Через диалог способствовать развитию мыслительных процессов, выявлять творческий мыслительный потенциал учащихся.
Ответы учащихся
Цель : выявить лидеров, умение учащихся создавать доказательный обоснованный ответ.
2мин
5мин
Прослушивание презентации учеников
Жан Батист Ламарк
“чтение с пометками на полях”,
Цель : Выявление уровня совместного сотрудничества, умению выделять главное,
Групповая работа
Задание: прочитать текст о Ж.Б.Ламарке, используя прием “чтение с пометками на полях”, отметьте, с какими эволюционными взглядами вы согласны, а с какими нет. Обоснуйте свою точку зрения”
Идея :использование групповой работы способствует помощи менее уверенных учеников, подталкивает в процессе сотрудничества к мотивации мыслительных процессов, через исследовательскую беседу.
5мин
Выступление спикеров
Цель: . Через диалог способствовать развитию мыслительных процессов, выявлять творческий мыслительный потенциал учащихся, умение выражать свои мысли, выделять главное
Выступление спикеров
1мин
Физминутка
Синтез
4 мин
Прием « Презентация темы » .Создание постера по теме урока в котором отразить проблему урока, исследование, глоссарий, вывод.
Цель : Выявление способности синтезировать, предлагать креативные способы решения, умение обосновывать свой ответ, выделять проблему, делать выводы, умение каждого предлагать информацию.
Работа в группе по созданию проекта
Цель: развитие мыслительных операций через работу в группе
5мин
Предлагает защитить проекты
Цель: умение обоснованно отвечать, предлагать свой путь решения, свои идеи.
Спикеры защищают проект
Цель: развитие речи , мышления через исследовательскую беседу.
Рефлексия
2мин
5 4 3
Заполнение таблицы ЗХУ
Само, взаимооценивание .
Анализ наблюдателей
Заполнение таблицы ЗХУ
– Что нового узнал на уроке? – Где испытывал трудности? – Что понравилось на уроке? – Что не понравилось на уроке? – Где пригодятся эти знания?
Итог урока
Источники, оснащение и оборудование:
Бумага, ручки и т.д. интерактивное оборудование, маркеры, готовые микропрепараты, рабочие тетради, учебники, по возможности интернет ресурсы.
Последующие задания и чтение
- П -5, Повторите материал по изученной теме составьте тест из 10 вопросов, по 4 ответа, правильный один;
-Творческая работа: написать Эссе, сказку , на выбор учеников;
- составить сравнительную таблицу по пройденным ученым .
-Задания опережающего характера: прочитайте новую тему и составьте 5 вопросов в порядке усложнения.
Анализ и оценивание урока
На каждом этапе проводить оценивание, вносить в общую таблицу.
Самоценивание,
суммативное взаимооценивание, формативное -жестами пальцев(учащимися), стикерами, критериально,формативно оценивание учителем в течении урока, и суммативное после проведения тестирования.
Изменения к уроку
Просмотр содержимого документа «КСП Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка. Первые эволюционисты. »
Биология | Четверть I Урок №6 | Класс 11ОГН | ||
Тема урока | Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка. Первые эволюционисты. | |||
Ссылки | Учебники 11ОГН Р.Сатимбеков, «Мәктеп»,2011 | |||
Цели урока | -обогатить знания учащихся об историческом прошлом биологической науки, познакомить школьников с сущностью эволюционных представлений Ж.Б.Ламарка и других ученых.-на примере материала о ранних эволюционных представлениях продолжить развитие у школьников умения анализировать взгляды и утверждения ученых прошлого. - сформировать у школьников интерес и позитивное отношение к изучению истории развития биологии | |||
Результаты обучения для учащихся | Уметь взаимодействовать в группах, конструктивно обучаться, повысить мыслительную активность через диалоговое обучение | |||
Основные идеи, отработанные по теме урока | Знания приобретенные в процессе обучения необходимы для практической жизни учащихся , так как происходит изучение своего организма. | |||
Тип урока | Урок –исследование. | |||
Чем будет заниматься учитель. Чем будут заниматься ученики. | ||||
Знания | Время 2 мин. | Приветствие . Положительный настрой на урок. Стадия вызова. Показывает 1 слайд прием ТЫ мне, Я тебе Или Прием “зигзаг – 1” (2-4 группы). Учащиеся разделены на 2-4 группы (в каждой группе не менее 4 человек), внутри группы рассчитываются на “1, 2, 3, 4”). Вызов: “Во все времена развития цивилизации естествоиспытателей и философов волновали различные вопросы: Как возник органический мир? Всегда ли он был таким, как сейчас? Как объяснить приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи органов?” Цель: организация групп на совместную деятельность через повторение пройденного материала, умение быстро концентрироваться, обоснованно отвечать, уметь классифицировать, вдумчиво отвечать. | Задание 1. Учащиеся по очереди задают друг другу вопросы. | |
Понимание | 5 мин | “Наука в современном понимании этого слова сформировалась в XVII веке, когда в нее повсеместно был введен научный метод. Однако некоторые фундаментальные представления о живой природе родились гораздо раньше. Небольшие сообщения учащихся : №1. Аристотель №2. Гален №3. Леонардо да Винчи №4. Уильям Гарвей Цель : выявление умения выделять главное. | Задание: “Прочитайте текст, разделите его на смысловые части. Какие основные идеи или достижения могли способствовать развитию эволюционных взглядов. Предположите, как можно назвать данный период развития эволюционных представлений в биологии” Работа в группах по дополнитель материалу Ответы учащихся Формативное оценивание вносят в карту оценивания | |
2мин | Выход на тему урока. Первые эволюционисты. Проблемный вопрос « Почему не признали идеи Ламарка и Линея ?» Заполнение таблицы ЗХУ | Заполнение таблицы ЗХУ | ||
Применение | 2мин 5мин | Прослушивание презентации учеников Карл Линней Прием “Fish” Задание: “На ваш взгляд, что положительного, а что отрицательного можно выделить в работах Карла Линнея. Объясните свою точку зрения”. Заполните схему: Задание: “На ваш взгляд, что положительного, а что отрицательного можно выделить в работах Карла Линнея. Объясните свою точку зрения”. Заполните схему: Цель Выражать идеи, развить слушающие навыки, все участники могут участвовать, выравнивание обучающей среды, развитие слуховой памяти, мыслительных процессов через диалог. | Работа в парах, в группах Создание схемы фишбол Идея: Использование пар позволяет ученикам говорить и помогать тем, кто менее уверен в больших группах, совместные вопросы и ответы помогают в запоминании. | |
5мин | Ответы учащихся Цель: . Через диалог способствовать развитию мыслительных процессов, выявлять творческий мыслительный потенциал учащихся. | Ответы учащихся Цель : выявить лидеров, умение учащихся создавать доказательный обоснованный ответ. | ||
2мин 5мин | Прослушивание презентации учеников Жан Батист Ламарк “чтение с пометками на полях”, Цель : Выявление уровня совместного сотрудничества, умению выделять главное, | Групповая работа Задание: прочитать текст о Ж.Б.Ламарке, используя прием “чтение с пометками на полях”, отметьте, с какими эволюционными взглядами вы согласны, а с какими нет. Обоснуйте свою точку зрения” Идея :использование групповой работы способствует помощи менее уверенных учеников, подталкивает в процессе сотрудничества к мотивации мыслительных процессов, через исследовательскую беседу. | ||
5мин | Выступление спикеров Цель: . Через диалог способствовать развитию мыслительных процессов, выявлять творческий мыслительный потенциал учащихся, умение выражать свои мысли, выделять главное | Выступление спикеров | ||
1мин | Физминутка | |||
Синтез | 4 мин | Прием « Презентация темы » .Создание постера по теме урока в котором отразить проблему урока, исследование, глоссарий, вывод. Цель : Выявление способности синтезировать, предлагать креативные способы решения, умение обосновывать свой ответ, выделять проблему, делать выводы, умение каждого предлагать информацию. | Работа в группе по созданию проекта Цель: развитие мыслительных операций через работу в группе | |
5мин | Предлагает защитить проекты Цель: умение обоснованно отвечать, предлагать свой путь решения, свои идеи. | Спикеры защищают проект Цель: развитие речи , мышления через исследовательскую беседу. | ||
Рефлексия | 2мин | 5 4 3 Заполнение таблицы ЗХУ | Само, взаимооценивание . Анализ наблюдателей Заполнение таблицы ЗХУ | |
– Что нового узнал на уроке? – Где испытывал трудности? – Что понравилось на уроке? – Что не понравилось на уроке? – Где пригодятся эти знания? Итог урока | ||||
Источники, оснащение и оборудование: | Бумага, ручки и т.д. интерактивное оборудование, маркеры, готовые микропрепараты, рабочие тетради, учебники, по возможности интернет ресурсы. | |||
Последующие задания и чтение | - П -5, Повторите материал по изученной теме составьте тест из 10 вопросов, по 4 ответа, правильный один; -Творческая работа: написать Эссе, сказку , на выбор учеников; - составить сравнительную таблицу по пройденным ученым . -Задания опережающего характера: прочитайте новую тему и составьте 5 вопросов в порядке усложнения. | |||
Анализ и оценивание урока | На каждом этапе проводить оценивание, вносить в общую таблицу. Самоценивание, суммативное взаимооценивание, формативное -жестами пальцев(учащимися), стикерами, критериально,формативно оценивание учителем в течении урока, и суммативное после проведения тестирования. | |||
Изменения к уроку |
Приложение 1
Аристотель
№1. Аристотель (384 гг. до н.э.) по праву считается “отцом зоологии”. Он изучал не только видовое разнообразие животных, их внешний облик, повадки, но и достаточно детально исследовал внутреннее строение животного организма. При этом он анатомировал животных. Итогом многоаспектных исследований явилось открытие третьего века у птиц, рудиментарных глаз у крота, звуковых органов у сверчка. Тщательно изучал Аристотель развитие зародышей. Им лично описано более 500 видов животных, создана первая в мире классификация животных.
Аристотель дал первое определение жизни, понимая под ней “всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основания в нем самом”. Ученый впервые выдвинул принцип “лестницы существ”, в соответствии, с которым представители различных систематических групп животных выстроены в порядке возрастания сложности. На самой верхней ступени этой лестницы находится человек, несколько ниже – “живородящие” (т.е. млекопитающие), а на самой нижней ступени находятся “черепокожие” (т.е. брюхоногие и двустворчатые моллюски).
Прогрессивные взгляды Аристотеля намного опередили свое время, однако и он не смог избежать некоторых наивных представлений о живой природе. В этом проявилось влияние на личность той эпохи, в которой она существует.
Аристотель считал, что рыбы и моллюски могут самозарождаться из морского ила, а черви – из гниющего вещества. Он также был сторонником идеи “изначальной целесообразности”, якобы присущей всем живым существам. Наблюдая природу в разных ее проявлениях, Аристотель, однако, не имел представления о целенаправленном научном эксперименте. В своих научных трудах он практически не применял математики, без которой исследования последних столетий просто не мыслимы. Однако несомненно, что вклад Аристотеля в развитие представлений о живой природе был огромен и создал прочный фундамент для успешного и последовательного формирования впоследствии биологической картины мира.
№2 Гален
Физиологический эксперимент на живых подопытных животных ввел в практику биологического познания Гален (130 – 200 гг.). Именно он впервые и достаточно убедительно для того времени доказал роль нервов как проводников неких сигналов, идущих к рабочим органам. В его исследованиях были установлены функции спинного и головного мозга.
Галену удалось доказать ошибочность некоторых существовавших в то время представлений о жизнедеятельности живых организмов. Именно он развеял миф о том, что артерии якобы служат для проведения воздуха внутри организма. В то же время Гален ошибочно полагал, что вены и артерии – это две независимые системы, а сердце человека – это смеситель артериальной и венозной крови.
Исследования Аристотеля, Галена и многих других ученых античного этапа развития биологии легли в основу натурфилософских представлений, сущность которых можно изложить следующим образом:
Все живые и неживые тела построены, в общем, из одних и тех же элементов.
Живое отличается от неживого целесообразностью своего устройства, гармонией работы всех органов.
Любой природный объект в большей или меньшей степени обладает душой.
Вселение души непрерывно порождает организмы из гниющего или, тины, грязи …
Уже в последний период античности, т.е. в эпоху упадка Римской империи, естественнонаучные исследования практически прекратились. На протяжении всего средневековья в Европе естественные науки не развивались, т.к. любые формы изучения живой природы преследовались и могли стоить непокорному жизни.
№3 . Расцвет науки и искусства наступил в эпоху Возрождения. Интересно, что эти две сферы человеческого самовыражения тесно переплетаются друг с другом. История знает немало примеров, когда талантливая или гениальная личности удивительно продуктивно творит и в области науки, и в области искусства. Ярким примером такой личности является Леонардо да Винчи (1452–1519). Мы знаем его как гениального художника, его вклад в развитие естественных наук известен большинству людей в гораздо меньшей степени. Леонардо да Винчи впервые и с присущей ему гениальностью сделал точные изображения мускулов, костей, кровеносных сосудов человеческого тела. По существу, это был первый профессионально выполненный атлас анатомии человека. Продолжительное время после смерти Леонардо, выполненные им иллюстрации частей человеческого тела, с успехом использовались, для обучения врачей и будущих ученых, и даже в наше время они имеют не только чисто исторический интерес. Удивительные многообразие и глубина интересов и склонностей Леонардо да Винчи позволили ему открыть явление гомологии у животных (гомологичны, например, крыло птицы и плавник кита), перистальтику кишечника, достаточно глубоко для того времени исследовать функции отдельных частей нервной системы, правильно понять сущность обмена веществ у организма. Он был одним из первых палеонтологов и считал, что Земля изменяется под действием геологических процессов. Дальнейшее развитие естественнонаучных представлений связано с именем Андреаса Везалия (1514–1567) в Брюсселе. Итогом его научного труда явился выход в 1543 г. семи книг под общим названием “О строении человеческого тела”. Андреас Везалий получил фундаментальное медицинское образование в Париже. Он длительное время вскрывал и тщательно изучал человеческие трупы, принесенные с кладбищ. Именно он впервые обнаружил клапаны на стенках вен человека, а также исправил около 200 ошибок, в свое время допущенные Галеном. Признание заслуг Везалия коллегами пришло быстро: уже в возрасте 23 лет он был удостоен докторской степени и кафедры, читал лекции в качестве профессора хирургии. Свои лекции он сопровождал вскрытиями, гармонично сочетая при этом теоретические и практические аспекты медицины. Андреас Везалий создал таблицы по анатомии человека, а также впервые изготовил полный его скелет, скрепив кости
№4. Выдающиеся заслуги Везалия позволяют признать его основоположником современной анатомии. Английский врач Уильям Гарвей (1578–1657) выпустил книгу “Исследование о движении сердца и крови у животных” (1628). Заслугой Гарвея, в частности, является то, что именно он экспериментально доказал наличие замкнутого круга кровообращения у человека, частями которого являются артерии и вены, а сердце – насосом.
Уильям Гарвей впервые серьезно применил математику в биологии. Он вычислил количество крови, проходящее через сердце за один час. Получилась величина, сравнимая с весом человека.
В конце жизни Гарвей был признан всеми врачами, в том числе даже своими первоначальными критиками и врагами.
Приложение №2
Изучение ранних эволюционных учений.
а) Карл Линней
Задание: “На ваш взгляд, что положительного, а что отрицательного можно выделить в работах Карла Линнея. Объясните свою точку зрения”. Заполните схему: Прием “Fish”
“Важным этапом развития биологической науки стал период поиска системы в мире живого. В конце XVIII века возникла необходимость систематизировать накопленный фактический материал о живых организмах, появилась потребность в классификации живых существ. Становление систематики связано с именем шведского ученого Карла Линнея (1707 – 1778). Основные итоги его деятельности изложены в работах “Система живой природы” и “Философия ботаники”. Он осуществил деление животных и растений на соподчиненные группы, ввел бинарную (двойную) систему названий биологических видов.
В основе деления растений на систематические группы лежало их различие в генеративных органах (т.е. органах, отвечающих за половое размножение). Линней выделил 24 класса растений, причем первые 13 классов отличались друг от друга только по количеству тычинок. Ему удалось также выделить 67 порядков у растений, но интересно, что он при этом нередко ссылался на интуицию и “инстинкт натуралиста”.
Линней искал только сходство, но не родство между видами, так как не верил в возможность эволюции.
В основу классификации животных Линней положил строение кровеносной и дыхательной систем. Он выделил 6 классов животных: млекопитающие, птицы, гады (в современной трактовке – земноводные и пресмыкающиеся), рыбы, насекомые, черви. К классу червей Линней ошибочно отнес одноклеточных, губок, кишечнополостных, моллюсков, иглокожих.
Несмотря на ошибки, допущенные Карлом Линнеем, очевиден его гигантский вклад в развитие биологической науки. Он упорядочил представления о многообразии животного и растительного мира, вызвал своими работами интерес к систематике в научном мире, лично впервые описал около 10000 видов растений и 4200 видов животных, внес много нового в концепцию биологического вида.
Жизненный путь карла Линнея был необычен. Его отец был бедным сельским пастором. Возможно, под влиянием отца у Линнея началось формирование философских взглядов, соответствующих господствовавшим в то время метафизическим представлениям. Их суть сводилась к тому, что живая природа возникла в результате творческого акта, биологические виды неизменны, для всех живых существ характерна изначальная целесообразность.
В школе Карл Линней считался одним из самых неспособных учеников, потому что его мысли были далеки от душного класса. С раннего детства мальчика околдовал загадочный мир цветов, которым он посвящал очень много времени. По физике и математике оценки у Карла были хорошие, но знание латыни, греческого и древнегреческого языков исключительно плохим. Многие учителя и одноклассники относились к Карлу с иронией из-за его нелепого увлечения.
Карл Линней окончил гимназию с любопытной характеристикой, написанной в совершенно непривычном для нас стиле. Вот один из ее фрагментов.
“Гимназист подобен дереву. Случается иногда, хотя редко, что дикая природа дерева, несмотря ни на какие заботы, не поддается культуре. Но, пересаженное в другую почву, дерево облагораживается и приносит хорошие плоды. Только в этой надежде юноша отпускается в университет, где, может быть. Он попадет в климат благоприятный его развитию”.
Карл поступает в университет, но катастрофически не хватает денег. Вскоре умирает мать, тяжело болеет отец. Карл собирается бросать обучение, но помогла женитьба. Карл просит у будущего тестя денег взаймы и едет в Голландию, чтобы получить степень доктора наук. По возвращении на родину Линней опять испытывает безденежье. Он издает книгу “Система природы” на деньги друзей. В дальнейшем Линней был избран президентом Шведской академии, стал главой кафедры в родном университете, а впоследствии – ректором, получил орден Полярной Звезды и дворянство.
До конца своей жизни Карл Линней работал с полной самоотдачей. В его завещании было несколько пунктов. Не выполнен был только один из них – не присылать соболезнований …”
Задание: прочитать текст о Ж.Б.Ламарке, используя прием “чтение с пометками на полях”, отметьте, с какими эволюционными взглядами вы согласны, а с какими нет. Обоснуйте свою точку зрения”
“Важнейшим итогом развития биологической науки явилось осознание исследователями идеи исторического развития органического мира. Уже в конце XVIII века наблюдается ломка метафизических представлений, высказываются идеи о происхождении современных организмов от далеких предков
Неоценимый вклад в развитие эволюционного учения внес Жан Батист Ламарк (1744 – 1829). К 50 годам Ламарк приобрел заслуженную славу одного из крупнейших ботаников Франции. В 1809 году он выпустил в свет трактат “Философия зоологии”, в котором изложил основные принципы эволюционной теории. За десять лет до смерти ученый совсем ослеп. Последние свои годы он провел в страшной бедности, а новые идеи диктовал своей дочери. К сожалению, гениальная идея о развитии организмов не нашла признания у современников. Истинные заслуги Ламарка перед наукой были оценены с большим опозданием. Только через 80 лет после смерти Жана Батиста Ламарка, в 1909 году, в Париже. Ему был воздвигнут памятник. На нем – барельеф с изображением слепого Ламарка с дочерью Корненилией. Под барельефом слова Корнели: “Потомство будет восхищаться вами, оно отомстит за вас, отец!” так необычно и трагически сложилась судьба ученого-эволюциониста Жана Батиста Ламарка.
К основным заслугам Ламарка перед биологической наукой относятся следующие.
Он впервые вел термин “биология”, который впоследствии использовался повсеместно.
Развил идею эволюции органического мира и пытался ее доказать.
Совершенствовал уже существовавшую в то время классификацию животных.
Пытался определить основные причины эволюционного процесса.
Высказывал идею о развитии и происхождении человека от обезьяноподобных предков.
Многие идеи Ламарка носили ярко выраженный эволюционный характер. При этом он допускал, что природа создана творцом, однако все ее дальнейшее развитие, по мнению
Ламарка, осуществляется под действием естественных закономерностей.
Основные эволюционные взгляды Ламарка можно выразить следующим образом.
Понятие “биологический вид” – это чистая условность. Видов не существует – есть только непрерывный процесс исторического развития.
Процесс исторических изменений осуществляется последовательно от простого к сложному в соответствии с “принципом градации”. В этой связи Ламарк выделяет 6 ступеней градации, соответствующих разным уровням организации живых существ. На нижней ступени находятся инфузории, на верхней – млекопитающие и птицы.
Основная причина градации – внутреннее стремление к самосовершенствованию, присущее всем живым организмам.
Виды изменяются под прямым влиянием условий внешней среды, приспосабливаясь к этим условиям.
Необходимость приспособиться к условиям среды требует от живых существ “упражнять” свои органы, в результате чего органы и части организма становятся более развитыми, мощными, увеличиваются в размерах. Не работающие органы, лишенные постоянной нагрузки, уменьшаются в размерах и впоследствии могут совсем исчезнуть. Именно в результате “упражнения”, по мнению Ламарка, сформировались рога у оленя, длинная шея у жирафа, плавательная перепонка между пальцами у уток.
Поскольку новые признаки возникают под влиянием внешней среды, они всегда приспособительны и полезны для особи.
Изменения могут возникнуть в течение жизни одного поколения и передаваться по наследству.
Весьма вероятно происхождение человека от обезьяноподобных предков”.
Лист оценивания
Ученика Ф.И.________________________________________класс_____________________-
Тема урока_____________________________________________________________________
Дата ____________________
Деятельность | зигзаг | Тест | Работа в группе | Подготовка презентаций | Итог |
Балл |
Рефлексия после проведения урока
На уроке я работал : активно , пассивно
Своей работой на уроке я : доволен, недоволен
За урок я : устал, не устал
Урок для меня показался: коротким, длинным, обычным
Мое настроение : улучшилось, стало хуже, осталось прежним
Задания урока для меня: легкие, тяжелые
Лист оценивания
Ученика Ф.И.________________________________________класс_____________________-
Тема урока_____________________________________________________________________
Дата ____________________
Деятельность | зигзаг | Тест | Работа в группе | Подготовка презентаций | Итог |
Балл |
Рефлексия после проведения урока
На уроке я работал : активно , пассивно
Своей работой на уроке я : доволен, недоволен
За урок я : устал, не устал
Урок для меня показался: коротким, длинным, обычным
Мое настроение : улучшилось, стало хуже, осталось прежним
Задания урока для меня: легкие, тяжелые
Лист оценивания
Ученика Ф.И.________________________________________класс_____________________-
Тема урока_____________________________________________________________________
Дата ____________________
Деятельность | зигзаг | Тест | Работа в группе | Подготовка презентаций | Итог |
Балл |
Рефлексия после проведения урока
На уроке я работал : активно , пассивно
Своей работой на уроке я : доволен, недоволен
За урок я : устал, не устал
Урок для меня показался: коротким, длинным, обычным
Мое настроение : улучшилось, стало хуже, осталось прежним
Задания урока для меня: легкие, тяжелые
Инструктивная карта урока№6 11 ОГН
Тема : Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка. Первые эволюционисты.
.прием «Ты мне я тебе » - задание составить 2-3 вопроса по прошлой теме…….
2.прием зигзаг - работаем в парах
3. Работа по новой теме
- К.Линней – прием Прием “Fish”
- Жан Батист Ламарк “чтение с пометками на полях”,
-прием «Верите ли ВЫ» -- задают группам вопросы по изученной теме
- тестирование
- заполнение таблицы Запишите в таблицу преимущества и недостатки учения Ж.Б. Ламарка и К.Линнея
Преимущества | Недостатки |
4.Рефлексия
– Что нового узнал на уроке? – Где испытывал трудности? – Что понравилось на уроке? – Что не понравилось на уроке? – Где пригодятся эти знания?
kopilkaurokov.ru
Развитие систематики. Систематика Линнея
Понятие о систематике, ее цели и задачи
Со времени античных натурфилософов происходило накопление описаний различных живых организмов – растений, животных, грибов. Люди видели, что одни организмы похожи между собой, другие – нет. Объяснить это с научной точки зрения они не могли. Но возникла необходимость упорядочить накопленную сумму знаний (объем информации). Поэтому полностью закономерным стало возникновение такой отрасли естествознания, как систематика.
Определение 1
Систематика – это наука, изучающая многообразие организмов на Земле, их классификацию и эволюционные взаимоотношения.
Главной задачей систематики было создание стройной системы видения органического мира с учетом взаимосвязей живых организмов, их происхождения и развития.
Успешное развитие систематики позволяет ученым предположить наличие тех или иных черт живых организмов на основе их принадлежности к определенной группе (таксону). Благодаря успехам современной систематики мы можем прогнозировать развитие живых организмов в будущем.
Развитие систематики
Как и любая отрасль человеческих знаний, систематика прошла длительный период развития и становления как науки. В прошлом систематика основывалась на констатации внешних морфологических признаков живых организмов и их географическом распространении. В настоящее время систематики широко используют также признаки внутреннего строения растений и животных, особенности строения клеток, их хромосомного аппарата, а также химический состав и экологические особенности живых организмов.
Замечание 1
Одними из первых предприняли попытку классифицировать все разнообразие живых организмов представители античной науки Гептадор, Аристотель, Теофраст. Они объединяли все живые организмы в соответствии со со своими философскими убеждениями. Растения они разделили на деревья и травы, а животных разделили на две группы – «холднокровных» и «теплокровных».
Это была первая естественная система, которая отражала упорядоченность, имеющуюся в природе.
Эпоха Великих Географических Открытий обогатила ученый мир знаниями о новых формах живых организмов, существенно расширив границы человеческих знаний.
Английский ученый Джон Рей заложил теоретические основы научной классификации живых организмов. Он предложил систематизировать их по схожести и отличиям, обнаруженным в процессе изучения.
Выдающуюся роль в создании стройной системы органического мира сыграл шведский ученый Карл Линней.
Карл Линней. Краткая историческая справка
Родился Карл Линней $23$ мая $1707$ года в Швеции, в семье деревенского священника. Уже в детские годы маленький Карл проявлял интерес к растениям. Родители хотели, чтобы их сын стал священником. Но юноша не проявлял никакого желания стать пастором. Поэтому родители разрешили ему изучать медицину в Лундском, затем – в Уппсальдском университетах.
По окончании университета Линней преподавал в ботаническом саду Уппсальского университета, изучал флору Лапландии, Голландии, островов Балтийского моря и южной Швеции, написал ряд работ по систематике растений. За свои заслуги Карл Линней в $1761$ году был произведен в дворянское сословие. Скончался Линней $10$ января $1778$ года.
Идеи Карла Линнея позволили создать единую систему классификации растений и животных. Предложенные им принципы классификации отличались простотой и удобством. Поэтому они широко использовались ботаниками и зоологами разных стран.
Систематика Линнея. Ее значение
Основой своей системы Карл Линней считал вид как элементарную единицу живой природы. Будучи верующим человеком, он считал виды живых организмов созданными творцом и неизменными. Правда, в конце жизни, Линней допускал возможность некоторых вариаций видов.
Карл Линней описал примерно $10$ тысяч видов растений. Почти $1500$ из них были открыты им самим. Кроме того он описал более $4000$ видов животных.
Линней окончательно ввел в систематику унифицированную бинарную (двойную) номенклатуру. Он сформулировал четкое представление о виде, как основной единице классификации, о дискретности вида и его устойчивости.
Виды Линней объединял в роды, роды – в отряды, отряды – в классы. За основу в классификации растений было взято строение цветка (количество тычинок). Всего Линней выделил $24$ класса растений и $6$ классов животных. Кроме того он разработал систему описания – четкие критерии, что существенно облегчило систематизацию.
Бинарная номенклатура, предложенная Линнеем, состояла из двух слов. Первое слово означало название рода, второе – видовое название. Но ради справедливости следует сказать, что предложенная Линнеем классификация была искусственной. Он часто брал не комплекс признаков. А всего один. Это приводило к тому, что он объединял в одну группу растения, которые не имели ничего общего. Например, морковь объединил со смородиной (пять тычинок в цветке), а злаковые он отнес к разным классам из-за разного количества тычинок.
По своим убеждениям он был креационистом и метафизиком. Он отвергал возможность изменения видов и их количества. Но это не умаляет заслуги Карла Линнея перед наукой. Наверное лучшей оценкой наследия Карла Линнея стали слова К.И. Тимирязева:
«Венцом и, вероятно, последним словом подобной классификации была и до сих пор не превзойденная в своей изящной простоте система растительного царства, предложенная Линнеем».
spravochnick.ru
КСП Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые эволюционисты. – биология, уроки
Биология
Четверть I Урок №6
Класс 11ОГН
Тема урока
Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые эволюционисты.
Ссылки
Учебники 11ОГН Р. Сатимбеков, "Мәктеп",2011
Цели урока
-обогатить знания учащихся об историческом прошлом биологической науки, познакомить школьников с сущностью эволюционных представлений Ж. Б.Ламарка и других ученых.-на примере материала о ранних эволюционных представлениях продолжить развитие у школьников умения анализировать взгляды и утверждения ученых прошлого.
- сформировать у школьников интерес и позитивное отношение к изучению истории развития биологии
Результаты обучения для учащихся
Уметь взаимодействовать в группах, конструктивно обучаться, повысить мыслительную активность через диалоговое обучение
Основные идеи, отработанные по теме урока
Знания приобретенные в процессе обучения необходимы для практической жизни учащихся, так как происходит изучение своего организма.
Тип урока
Урок -исследование.
Чем будет заниматься учитель. Чем будут заниматься ученики.
Знания
Время
2 мин.
Приветствие. Положительный настрой на урок.
Стадия вызова. Показывает 1 слайд прием
ТЫ мне, Я тебе
Или
Прием "зигзаг - 1" (2-4 группы). Учащиеся разделены на 2-4 группы (в каждой группе не менее 4 человек), внутри группы рассчитываются на "1, 2, 3, 4&rdquo.
Вызов: "Во все времена развития цивилизации естествоиспытателей и философов волновали различные вопросы: Как возник органический мир? Всегда ли он был таким, как сейчас? Как объяснить приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи органов?"
Цель: организация групп на совместную деятельность через повторение пройденного материала, умение быстро концентрироваться, обоснованно отвечать, уметь классифицировать, вдумчиво отвечать.
Задание 1. Учащиеся по очереди задают друг другу вопросы.
Понимание
5 мин
"Наука в современном понимании этого слова сформировалась в XVII веке, когда в нее повсеместно был введен научный метод. Однако некоторые фундаментальные представления о живой природе родились гораздо раньше.
Небольшие сообщения учащихся :
№1. Аристотель
№2. Гален
№3. Леонардо да Винчи
№4. Уильям Гарвей
Цель : выявление умения выделять главное.
Задание: "Прочитайте текст, разделите его на смысловые части. Какие основные идеи или достижения могли способствовать развитию эволюционных взглядов. Предположите, как можно назвать данный период развития эволюционных представлений в биологии"
Работа в группах по дополнитель материалу
Ответы учащихся
Формативное оценивание вносят в карту оценивания
2мин
Выход на тему урока. Первые эволюционисты.
Проблемный вопрос " Почему не признали идеи Ламарка и Линея?"
Заполнение таблицы ЗХУ
Заполнение таблицы ЗХУ
Применение
2мин
5мин
Прослушивание презентации учеников
Карл Линней Прием "Fish"
Задание: "На ваш взгляд, что положительного, а что отрицательного можно выделить в работах Карла Линнея. Объясните свою точку зрения". Заполните схему:
Задание: "На ваш взгляд, что положительного, а что отрицательного можно выделить в работах Карла Линнея. Объясните свою точку зрения". Заполните схему:
Цель Выражать идеи, развить слушающие навыки, все участники могут участвовать, выравнивание обучающей среды, развитие слуховой памяти, мыслительных процессов через диалог.
Работа в парах, в группах
Создание схемы фишбол
Идея: Использование пар позволяет ученикам говорить и помогать тем, кто менее уверен в больших группах, совместные вопросы и ответы помогают в запоминании.
5мин
Ответы учащихся
Цель: . Через диалог способствовать развитию мыслительных процессов, выявлять творческий мыслительный потенциал учащихся.
Ответы учащихся
Цель : выявить лидеров, умение учащихся создавать доказательный обоснованный ответ.
2мин
5мин
Прослушивание презентации учеников
Жан Батист Ламарк
"чтение с пометками на полях",
Цель : Выявление уровня совместного сотрудничества, умению выделять главное,
Групповая работа
Задание: прочитать текст о Ж. Б.Ламарке, используя прием "чтение с пометками на полях", отметьте, с какими эволюционными взглядами вы согласны, а с какими нет. Обоснуйте свою точку зрения"
Идея :использование групповой работы способствует помощи менее уверенных учеников, подталкивает в процессе сотрудничества к мотивации мыслительных процессов, через исследовательскую беседу.
5мин
Выступление спикеров
Цель: . Через диалог способствовать развитию мыслительных процессов, выявлять творческий мыслительный потенциал учащихся, умение выражать свои мысли, выделять главное
Выступление спикеров
1мин
Физминутка
Синтез
4 мин
Прием " Презентация темы " .Создание постера по теме урока в котором отразить проблему урока, исследование, глоссарий, вывод.
Цель : Выявление способности синтезировать, предлагать креативные способы решения, умение обосновывать свой ответ, выделять проблему, делать выводы, умение каждого предлагать информацию.
Работа в группе по созданию проекта
Цель: развитие мыслительных операций через работу в группе
5мин
Предлагает защитить проекты
Цель: умение обоснованно отвечать, предлагать свой путь решения, свои идеи.
Спикеры защищают проект
Цель: развитие речи, мышления через исследовательскую беседу.
Рефлексия
2мин
5 4 3
Заполнение таблицы ЗХУ
Само, взаимооценивание.
Анализ наблюдателей
Заполнение таблицы ЗХУ
- Что нового узнал на уроке?
- Где испытывал трудности?
- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось на уроке?
- Где пригодятся эти знания?
Итог урока
Источники, оснащение и оборудование:
Бумага, ручки и т. д. интерактивное оборудование, маркеры, готовые микропрепараты, рабочие тетради, учебники, по возможности интернет ресурсы.
Последующие задания и чтение
- П -5, Повторите материал по изученной теме составьте тест из 10 вопросов, по 4 ответа, правильный один;
-Творческая работа: написать Эссе, сказку , на выбор учеников;
- составить сравнительную таблицу по пройденным ученым.
-Задания опережающего характера: прочитайте новую тему и составьте 5 вопросов в порядке усложнения.
Анализ и оценивание урока
На каждом этапе проводить оценивание, вносить в общую таблицу.
Самоценивание,
суммативное взаимооценивание, формативное - жестами пальцев(учащимися), стикерами, критериально, формативно оценивание учителем в течении урока, и суммативное после проведения тестирования.
Изменения к уроку
dp-adilet.kz
Урок: Система природы Карла Линнея
Цели: 1. Сформировать представления о системе природы, созданной К. Линнеем, о роли этого ученого в создании эволюционной теории.
2. Продолжить формирование умений работать с учебником, выделять основную мысль в тексте, составлять конспект параграфа.
4. Способствовать формированию материалистического мировоззрения; воспитанию чувства ответственности, верности идеалам, целеустремленности на конкретных исторических примерах.
Оборудование: фотографии К. Линнея, Табл. «Система животного мира К. Линнея», Слайды с изображением примера бинарной номенклатуры и основных систематических таксонов.
Ход работы: 1. Орг. момент.
2. Проверка д/з: фронтальная беседа по вопросам:
- Что такое «процесс эволюции»? Охарактеризуйте особенности этого процесса.
- Какой вклад в развитие эволюционной теории внесли древние люди? Древнегреческие ученые? Креационисты?
3. Актуализация: В 16 веке начинается эпоха великих географических открытий. Вспомните какие изменения происходили в мировоззрении людей?
4. Целеполагание: изучение и описание большого количества растений и животных привело к накоплению знаний и необходимомти создания целостной системы природы. В этот период меняются взгляды в философии – формируется материалистическое мировоззрение. Среди учений эволюционистов выделяется система природы К. Линнея (Швеция, 1707 – 1778 гг.) ЕЕ отличают четкость и полнота изложения, наиболее научная классификация. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим вклад К. Линнея в развитие эволюционных представлений.
5. Первичное усвоение знаний (самостоятельная работа с учебником, обсуждение, объяснение с элементами диалога):
Задание: используя материал учебника стр. 347-349 п. 12.1.2, продолжите заполнения таблицы предыдущего урока (15 мин.). Опишите вклад в науку К. Линнея, и значение его теории для развития эволюционного учения.
Учащиеся самостоятельно заполняют табл.
Место, время | Ученые | Вклад в науку | Значение для развития теории |
Швеция, 1707 – 1778 гг | Карла Линнея | Открыл около 1,5 тыс. видов растений. Описал около 10 тыс. видов растений и около 4,5 тыс. видов животных. Разработал короткие и четкие определения (диагнозы) каждой группы организмов, что значительно облегчало их описание. Многие из этих диагнозов не устарели и в наши дни. Ввел удобную бинарную (двойную) номенклатуру вместо употреблявшихся ранее громоздких полуноминальных (т. е. состоящих из многих слов) названий; эта номенклатура употребляется и в наше время («Система природы», 1735). Разработал принципы построения классификации живой природы («Философия ботаники»). На этих принципах он построил первую научную систему живой природы, которая включала в себя всех известных в то время животных и все растения и была самой совершенной для своего времени. -Впервые поместил человека в один отряд с обезьянами на основании морфологического сходства. | Накопление огромного описательного материала Создание «бинарной номенклатуры» Создание первой научной классификации В основе классификации заложил принцип иерархичности таксонов Произвольно выбирал признаки для классификации по внешнему виду |
Взгляд К. Линнея на понятие о виде. К. Линней считал вид реальной и элементарной единицей живой природы. Он уточнил само понятие вида, привлекая для его определения не только морфологический, но и физиологический критерий (скрещиваемость между представителями одного вида и нескрещиваемость их с представителями других видов). Поскольку Линней был креационистом и метафизиком, то он считал, что виды не изменяются и их существует столько, сколько разных форм было с самого начала создано Творцом. Однако к концу своей жизни Линней уже не был таким решительным сторонником неизменности видов.
Принц,ипы систематики. В качестве основы классификации К. Линней принял категорию вида. Сходные виды объединяются в роды, роды — в отряды, отряды — в классы, которые являлись высшей категорией. Таким образом, в основу классификации был положен принцип иерархичности (т. е. соподчиненности) таксонов. C развитием науки в эту систему был введен ряд категорий: семейство, подкласс и др., а высшим таксоном стал тип. Но принципы систематики, заложенные Линнеем, остались неизменными до наших дней. При классификации организмов ученый усчитывал не весь комплекс признаков, а лишь небольшое их число. Поэтому классификация Линнея, несмотря на т, что была научной, оказалась искусственной. Сам Линней осознавал искусственность своей системы природы и указывал на необходимость разработки естественной. Он писал: «Искусственная система служит т только до тех пор, пока не создана естественная».
Систематика животных. Все животные подразделялись Линнеем на следующие шесть классов по признаку строения дыхательной и кровеносной систем: черви, насекомые, рыбы, гады, птицы, звери.
Систематика растений. Все растения подразделялись на 24 класса: 23 класса явнобрачных (цветковых) и 1 класс тайнобрачных (голосеменных и споровых).
7. Закрепление: - Приведите примеры бинарной номенклатуры. Назовите родовое и видовое название.
Основные таксономические категории: вид →род→семейство→подкласс→отряд, класс (самая крупная у Линнея)→тип.
- Приведите примеры для этих категорий.
- Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида
Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей группы
А) класс Насекомые
Б) вид Капустная белянка
В) отряд Чешуекрылые
Г) тип Членистоногие
Д) род Огородные белянки
Е) семейство Белянки
8. Рефлексия: - Продолжите предложения: - В Линнее мне нравиться…..
- В Линнее мне не нравиться…..
9. Итог: фронтальная беседа.
10. Д/з: п. 12.1.2 стр. 347-349
скачатьnenuda.ru