Проект растения краснодарского края 2 класс. «Презентация по окружающему миру на тему «Растения краснодарского края, занесенные в красную книгу» (2 класс)»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Творческий проект "Красная книга. Краснодарский край. Фауна Анапы и Анапского района". 2-й класс. Проект растения краснодарского края 2 класс


«Презентация по окружающему миру на тему «Растения краснодарского края, занесенные в красную книгу» (2 класс)»

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:Автор проекта: Гриценко София 2 «Б» класс МБОУ СОШ 38. Цель проекта :познакомить учащихся с некоторыми растениями из Красной книги Краснодарского края; раскрыть основные причины сокращения численности этих видов;воспитывать бережное отношение к растительному миру Кубани. Цикламены Около 15 видов. Листья округлые, цветы красно-фиолетовые. Цветет рано. Размножается семенами и клубнями. Растет на влажных местах в зарослях кустарников. Многолетнее луковичное растение. Цветок один. Венчики красные, желтые, белые, розовые, лиловые. Цветет в апреле. Декоративное и лекарственное растение. Растет на сухих степных склонах от низменностей до предгорий. Численность заметно сокращается. Я с бабушкой сажаем цветок Виола. Причины исчезновения растений ПожарыВырубка лесовСбор редких растений ( особенно первоцветов)Загрязнение водоёмов и окружающей среды На уроках кубановедениямы- младшие школьники : 1) будем изучать растения занесенные в «Красную книгу»2)думаю ,что те кто занимается посадкой цветов и кустарников не будут рвать в лесу цветы.3)Будут любить свою малую Родину-Кубань и гордиться ею. Методы исследования: анализ литературы: Красная книга Краснодарского края.3. Библиотека МБОУ СОШ 38. Анкетирование учащихся 2 «Б» класса. Анкетирование Анкетирование 2 «Б» класса Количество опрошенных- 33 ученика.Вопросы анкетирования: Анализ анкет:1. Знаешь ли ты, что такое Красная Книга? -45%2. Какие растения занесены в Красную книгу? -63%3. Какие ты знаешь растения нашего края? -78% Выводы : 1) Нужно изучать растения в Красной книге;2) не рвать просто так цветы в лесах и лугах;3) рассказывать всем о Красной книге и исчезающих растениях;4) не нарушать тишину природы, потому что она помогает животным уживаться в природе;5) не вытаптывать растения в лесах и полях;6) не мусорить в лесу, потому что при этом вы нарушаете природную чистоту, в которой обитают животные, птицы и другие живые существа; При изучении Красной книги Краснодарского края, я поняла, что для достижения большой и глобальной цели, каждый человек, в том числе и я, могут принести неоценимую услугу природе. Из маленького дела получаются большие. Я внесла маленькую лепту в восстановление исчезающих растений, никогда не буду мусорить, рвать и топтать цветы. И если это будет делать каждый, то мы можем восстановить все исчезающие цветы! Спасибо за внимание!

Приложенные файлы

schoolfiles.net

Конспект урока в начальной школе «Растительный мир Краснодарского края» 2 класс

Разработка урока по кубановедению

Учитель начальных классов: Фоменко Ирина Владимировна

Класс: 2.

Тема: «Растительный мир Краснодарского края»

Цель: познакомить детей с разнообразием растительного мира

Краснодарского края;

пробудить любовь к Родине, которая начинается с порога

отчего дома;

учить наблюдать, делать выводы, обобщать;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: слайды с изображением растений; гербарные папки, сообщения детей о растениях.

Ход урока.

1. Организационный момент,

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

Будем сегодня край изучать,

Будем растения запоминать

2. Сообщение темы, целей урока.

Сегодня на уроке мы должны ответит на вопрос: «Каков растительный мир Кубани».

3. Актуализация знаний.

На территории края произрастает более 3 тысяч видов растений. Некоторые из растений настоящие старожилы. Они появились здесь еще до ледникового периода, примерно 2 миллиона лет назад. Вы, наверное, их знаете: липа, каштан, дуб, черника и другие. Эти растения называют реликтовыми, то есть сохранившимися с древних времен.

Давайте посмотрим на карту (на доске карта-схема растительности). Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности. А как вы думаете, почему? Конечно, потому что в разных природных условиях растут разные растения. Обратите внимание: северная часть – это Азово-Кубанская низменность. Здесь сплошная степь, превращенная в поля.

4.Знакомство с разнообразием растений.

На доске рисунок с изображением степи.

Степи.

В недалёком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно-ковыльную степь. В течение лета она приобретала то ярко-зелёную, то бело-жёлто-голубую окраску, так как разные растения цвели не в одно и то же время. Современная степь вся распахана и занята посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы и других культурных растений. Возделывается свыше 100 различных сельскохозяйственных культур.

Лишь вдоль дорог, по склонам балок и на вершинах курганов можно встретить дикорастущие растения: пырей ползучий, лютик дикий, полынь горькую, подорожник, лопух, лебеду, ромашку, зверобой и другие растения.

В дельте Кубани, в плавнях и лиманах, распространены камыш, рогоз, осока, жёлтые кувшинки, водяные лилии, водяной орех.

А) Сообщения детей.

Отгадайте, о каких растениях идет речь:

Был цветок золотой,

За неделю стал седой,

А денёчка через два

Облысела голова.

Горел в траве росистой

Фонарик золотой,

Потом померк, потух,

И превратился в пух.

Пушистый, белый, а не зайчик.

Он просто… (одуванчик)

(рассматриваем в гербарии одуванчик)

— Где можно встретить этот цветок?

— На что похожи одуванчики?

— А сейчас послушайте рассказ об одуванчике.

1.Сообщение приготовлено учеником.

ОДУВАНЧИК

В маленьком селении в глубине лесов жила девочка-молочница. Пасла она козу и продавала всем, кто хотел, молоко. Была приветлива и миловидна, всем умела сказать ласковое слово, и даже одно её появление было желанно людям. За это её и прозвали Отдуваночкой: она своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей тяжелые мысли.

Выросла Отдуваночка-молочница и горячо полюбила Жаворонка. Особенно нравилась ей его песня без слов. Но однажды захотелось ей узнать, о чем поет её любимый.

Уговорила она Жаворонка опуститься с неба и пропеть слова песни и услышала: «Нежна моя любовь к тебе, как солнца первый луч, но манит ввысь небес простор, и зов его могуч». Бросилась Отдуваночка к Жаворонку, хотела его удержать при себе навсегда, но не успела. Жаворонок взмыл в небо, и девушка поняла, что утратила свое счастье. В отчаянии взмахнула она своей жёлтой косынкой, и оттуда выпало несколько золотых монеток.

Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотистые головки цветов, которые люди с тех пор называли по имени молочницы одуванчиками.

Народные приметы: У одуванчиков есть одна очень удивительная способность. Они могут предсказывать погоду. В сырую погоду корзиночки не раскрываются, а в ясную сухую погоду корзиночки раскрываются между пятью и шестью часами утра и закрываются около трёх часов дня. В народе это свойство заметили давно: глазок золотой на солнце глядит, как солнце нахмурится, глазок прищурится; на лугу у реки золотые огоньки, дождь заморосил, огоньки погасил.

Б) В весенний солнечный денёк

Золотой расцвёл цветок.

На короткой, толстой ножке

Все дремал он на дорожке,

А проснулся, улыбнулся:

Вот пушистый я какой!

Удивляю я всех красой!

— Почему можно говорить, что это стихи о мать-и- мачехе?

(Цветы жёлтые, мелкие, похожи на солнышко, короткий стебелёк.)

Рассматриваем гербарий.

— Давайте посмотрим на цветок. Какой он? (Лепестки коротенькие, узкие, как реснички, каждый цветок похоже на маленькое солнышко.)

2. Сообщение ученика.

МАТЬ-И-МАЧЕХА.

Мать-и-мачеха – многолетнее растение, похожее на одуванчик, но меньшего размера.

В начале апреля на проталинах, там, где припекает солнце, появляются жёлтые цветочные корзиночки мать-и-мачеха. Цветки-корзиночки находятся на стебле, покрытом буроватыми чешуйками. Это видоизмененные листья.

Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Научное же название мать-и- мачехи происходит от латинского слова «туссус», что означает кашель. Действительно, это растение – прекрасное средство от кашля.

В) Только тронь —

Отдернешь ладонь:

Обжигает трава,

Как огонь. (крапива)

(рассматриваем гербарий)

3. Сообщение ученика.

КРАПИВА.

Русское название происходит от древнерусского слова коприна – шелк. Из стеблей крапивы получали волокно для выработки тканей. Даже в сказках об этом говорится. Вспомните сказку Андерсена «Дикие лебеди». Из чего Эльза плела рубашки для своих братьев – диких лебедей?

В старые времена, когда люди верили в ведьм, русалок, водяных, крапиву использовали как верное средство после нечистой силы.

Огородники считают крапиву жгучим сорняком, но ведь от неё и польза людям большая. Все знают, что крапива – лекарственное растение. Таблетки и порошки спрятаны в стеблях и листьях крапивы. Крапива прекрасно останавливает кровотечение, лечит простуженное горло, насыщает организм витаминами.

Б) Практическая работа. Работа с гербарием.

Рассмотрите подготовленные вами растения. Обратите внимание на органы растений. Перечислите их. (Дети делают вывод, что это травянистые растения, корни в виде пучка, стебель, наличие цветов или плодов). А чем отличаются эти растения?

В) Много полезных растений выращивают на полях. Какие это растения?

Это: пшеница, рожь, гречиха, подсолнечник, сахарная свекла, кукуруза.

«Главный запах» Т.Голуб.

На Кубани пахнет лето

Прилетевшим с моря ветром,

Сочной, сладкою клубникой,

Огурцами, ежевикой,

Разогретой лебедой,

Мятою и резедой,

Щедрым дождиком грибным

И укропом молодым,

Грушей в розовых накрапах.

А какой же главный запах?

Слышали, как за станицей

Пахнет солнышко пшеницей?

Почему пшеничный запах Т. Голуб назвала главным запахом на Кубани? (ответы детей).

«Хлеб идет!» — на Кубани все – от мала, до велика – понимают важность этих простых слов. Главной житницей страны называют наш край. Это почетное, но и очень ответственное звание. Весь год трудятся земледельцы, заботясь о будущем урожае. Подготовка семян, пахота, сев прополка – все это важно, в хлеборобском деле нет мелочей. А когда наступает горячая пора жатвы, и днем и ночью гудят в поле комбайны, мчаться по дорогам края машины, груженные тяжелым золотым зерном. Нельзя упустить ни дня, ни часа: Хлеб идет!

1. Практическая работа. Работа с гербарием.

Ребята, посмотрите, какие зерновые культуры выращивают на полях Кубани.

Обратите внимание на стебель, корни, листья, зерна, посчитайте зернышки. (Дети делают вывод, что это травянистые растения, корни в виде пучка, стебель – соломина, наличие зерен). А чем отличаются эти растения?

Отличаются по высоте, по форме зерна, у овса зерна не в колоске, а в метелке.

2. Работа на индивидуальных карточках.

Задание 1. Допиши предложение:

На полях Кубани выращивают:_____________________________________
Задание 2.Теперь вам надо соединить стрелками, что из чего получают.

МАСЛО РОЖЬ

ПШЕНО КУКУРУЗА

ХЛОПЬЯ «ГЕРКУЛЕС» РИС

МАННАЯ КРУПА ПОДСОЛНЕЧНИК

МУКА ПРОСО

РИСОВАЯ КРУПА ОВЕС

ПШЕНИЦА

ЯЧМЕНЬ

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

2. Лесостепь, степь.

По мере повышения рельефа степь переходит в лесостепь, а последняя – в лесную зону. Лесостепь протянулась сравнительно неширокой полосой в левобережье Кубани. Примерно половину её площади занимают кустарники и широколиственные леса, состоящие из дуба, граба, клёна, орешника (лещины), кизила. Леса Кубани отличаются не только красотой, но и породами необычайной ценности. В крае сосредоточено около 30 процентов дубрав, свыше 80 процентов буковых и примерно 90 процентов каштановых насаждений России.

На правом берегу Кубани, недалеко от станицы Ивановской, раскинулся уникальный массив Красного леса, где растут дуб, тополь, крушина, орешник, боярышник, шиповник, терн. Это остаток лесов, окаймлявших раньше берега Кубани до её низовьев. Узкие полоски леса сохранились в среднем течении реки.

3. Горы.

Основная часть лесов приходится на предгорье и горные районы. Буковые леса встречаются на высоте более 700 метров над уровнем моря. Осенью на буке созревают небольшие съедобные орешки, содержащие в себе много масла. За буковыми лесами начинаются хвойные, состоящие из кавказской пихты, ели, сосны.

Сосновый лес кажется неприветливым, хмурым. Стволы деревьев – тёмные, хвоя – тёмно-зелёная, а на земле – ни кустика, ни травинки. Да и как же им вырасти, если всю землю в лесу покрывает толстый ковёр из опавших сухих иголок – хвоинок.

… Здесь пахнет как-то особенно хорошо и дышится особенно легко. В сосновом лесу и видно далеко вокруг, не то что в лиственном: сучья у сосен высоко, а подлеска – кустарника нет и в помине. (по Ю. Дмитриеву)

Выше в горах раскинулись субальпийские луга с высокими густыми травами.

Еще выше – альпийские луга. Сурова здесь природа, снег тает только в августе. Травы, кустарники и даже деревья стелются по земле, спасаясь от постоянных ветров. Шагая по такому лугу, ты смело можешь наступить на верхушку какого-нибудь дерева, так как вырастают они здесь только на 4 – 15 сантиметров в высоту.

А выше уже нет никакой растительности, здесь только вечные снега, ледники и неприступные скалы.

4. Черноморское побережье.

От Анапы до Новороссийска склоны гор покрыты грабом и дубом, грабинником и держидеревом. От Новороссийска до Геленджика растут искривленные сильными ветрами низкорослые вяз, граб и среди них кизил и боярышник. В районе Геленджика встречаются вяз, клен, ясень, кизил, грецкий орех, алыча, яблоня, груша, по побережью – пицундская сосна.

В районе города Сочи климат субтропический, поэтому здесь круглый год зеленеют пальмы, магнолии, хурма, инжир, кипарисы.

Многие породы деревьев очень ценны, например тисс. Это хвойное дерево. Его еще называют негной-дерево. Оно живет до 4 тысяч лет, не гниет в воде и вырастает до 25 метров в высоту. Из него можно делать части для подводных сооружений, мебель, из его коры варят клей.

В лесу еще есть очень много различных растений, но среди них есть такие без которых лес обойтись не может.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

(Грибы)

За сезон в лесу скапливается огромное количество опавших листьев, и грибы их превращаются в перегной, то есть плодородную почву.

Если попадешь в лес, старательно обойди даже ядовитые грибы, не топчи их, не уничтожай. Все грибы приносят лесу огромную пользу и служат кормом для многих его обитателей.

4. Итог урока.

Наше небольшое путешествие подошло к концу, я надеюсь, оно доставило вам большое удовольствие, расширило познание о растительном мире края.

5. Домашнее задание по выбору:

1.Нарисовать растение и подготовить о нем рассказ.

2. Нарисуйте орнамент из тех трав или листьев и ягод, которые растут возле вашего дома (орнамент – это рисунок, детали которого повторяются).

6.Рефлексия.

Если все мои заданья

Ты освоил без труда,

Если было интересно,

А не скука-маята,

Напиши на этой строчке:

Я, ____________ молодец!

Имя

И беги гулять скорее,

На сегодня все, конец!

www.alllessons.ru

Книга Краснодарского края урок кубановедения 2 класс

Красная книга Краснодарского края

(урок кубановедения 2 класс

с использование проектного метода обучения)

Щербакова Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов

муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

станицы Петропавловской

Курганинского района

Краснодарского края

[email protected]

Цели урока:

  • познакомить детей с Красной книгой Краснодарского края;
  • расширить углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности;
  • воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
  • Красная книга Краснодарского края;
  • Рисунки животных и растений, о которых пойдет речь на уроке.
  • Знаки – правила друзей природы.
  • Задание “Проверь себя”.
ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

– Сегодня на уроке вы узнаете о необычной книге.

– А как вы думаете, люди должны заботится только о домашних животных? Почему? (Ответы детей)– Как можно помочь диким животным, которые живут в дикой природе? Например, птицам? – А зверям в лесу вы можете чем-нибудь помочь? – Вы не можете, но есть специальные люди – лесники, которые следят, за сохранностью животных: они подкармливают птиц, оленей и лосей; следят, чтобы на них не охотились в период размножения. Раньше, когда таких людей не было животные, птицы и растения уничтожались постоянно и многие совсем исчезли с Земли. – Для того, чтобы остановить это, люди создали необычную книгу.

II. Сообщение темы и целей урока. Введение в тему.

Наша планета серьёзно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь наша планета просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы.

Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них - Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Именно эта организация издаёт Международную Красную книгу.

Что такое Красная книга, для чего она создана, мы узнаем на нашем занятии. Попытаемся понять, почему некоторые виды растений и животных занесены в не, самостоятельно издадим несколько страниц

III. Погружение в проблему.

Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. В 1949 году при международном союзе охраны природы во Франции была создана комиссия по редким видам. Считали 14 лет. Выяснили, что с 1600 г. по 1800 год с лица Земли с “помощью” человека исчезло 33 вида животных, с 1800 г. по 1900 г. – ещё 33 вида, а с 1900 г. по 1913 г. – 52 вида.Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу.

Ответьте, пожалуйста, почему так называется эта книга?( Красный цвет – это цвет опасности, означает «стоп, не губи».) Главным автором Красной книги стал английский орнитолог и художник-анималист Питер Скотт. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их не возможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.Красную Книгу называют Документом совести человека. Для удобства пользования, страницы у книги цветные: на красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения; на желтых — уязвимые виды; на белых — сведения о редких видах, на серых — сведения о мало изученных и редких видах; на зеленых — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. – А как вы думаете, что находится на чёрных страницах?– Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.Проблема: Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Так, в нашей стране Красная книга появилась в 1974 году. Учёные и краеведы Краснодарского края ведут свою «Красную книгу Краснодарского края» с 1978 года.

(Чтение стихотворения)

Охраняется “Красною книгой”

Столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликийРади света грядущих зарниц. Чтоб пустыни нагрянуть не смели Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы. “Красная книга” –  Красная!Значит, природа в опасности!

IV. Знакомство с животными и растениями Красной книги Краснодарского края.

– Давайте познакомимся с некоторыми редкими животными, которые занесены в Красную книгу Краснодарского края. А расскажет вам о них “живая газета”

(Учащиеся с картинками, рассказывают о животных)

  • Зубр –  крупное животное (длина до 3,3 м). Живёт небольшими стадами на высоте до 2 км над уровнем моря в лесах. Питается злаками, травами, ветками кустарников. За сутки съедает до 40 кг корма.
  • Выдра кавказская – крупное животное на коротких ногах. Между пальцами перепонки. Живёт по побережьям морей, притоков Кубани. Питается рыбой, лягушками, нападает на птиц и грызунов.
  • Черноморская афалина (дельфин) – длина тела – 230 см. Обитает на мелководье Чёрного моря. Питается рыбами, ныряя на глубину до 150 м. Своих детёнышей до 6 месяцев вскармливает молоком.
Учитель: (показывает картинки) Кроме зверей в Красную книгу Краснодарского края занесены птицы: беркут, чёрный аист, розовый пеликан, кавказский тетерев, насекомые: жук “Сколия - гигант”, “Толстун степной”, “Усач альпийский” ; рыбы: стерлядь; многие растения: подснежник кавказский, цикламен кавказский, кубышка жёлтая, лотос, касатик, самшит колхидский.Почему некоторых животных и растений остается очень мало на земле или они совсем исчезают? (Ответы детей)Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения.

Обобщение: В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в 2 томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано все: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, где обитает, по каким причинам исчезает. И главное – что надо сделать, чтобы его уберечь от вымирания.

- Красная книга Краснодарского края состоит из двух частей: 1 часть – растения (158 видов), 2 часть – животные (102 вида).

–Попробуйте сами рассказать, какие опасности подстерегают природу от деятельности людей

(Если затрудняются: Угрозой является чрезмерная добыча животных, охота. Но есть ещё причина — разрушение мест обитания животных. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются, и им нужно куда-то уходить. Они могут не успеть и детенышей вывести.)

V. Физминутка.

4.Практическая работа.

1. Как устроена Красная книга ?

Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: чёрный, красный, жёлтый, зелёный.

- Красная книга – это документ временного действия. Почему так говорят?

Люди узнают что-то новое об исчезающих видах животных и растений и предлагают взять их под свою охрану, вносят в Красную книгу.

Некоторые животные или растения уже не нуждаются в охране, и они попадают на другие страницы.

Верно. Красная книга – документ, постоянно изменяющийся по мере того как пополняются наши знания о природе; она должна пополняться новыми сведениями и совершенствоваться.

(Учитель демонстрирует –макет Красной книги (с чистыми страницами)).

2.Красная книга нашего класса.

Посмотрите, пожалуйста. Это макет Красной книги . Почему его страницы пустые?

(Мы сами их должны заполнить.)

А где мы возьмём данные?( Из книг, зададим вопросы другим, поработаем с компьютером…)

Сегодня на уроке мы будем создавать проект «Красная книга ».

1 этап проекта- образование групп, определение подтем.

Класс делится на 3 группы:

1-я группа – «исследователи»;

2-я группа – «наблюдатели» ;

3-я группа – «художники».

«Исследователи» собирают нужную информацию о вымирании животных, занесённых в Красную книгу, используя компьютер, пользуясь литературой в библиотеке.

«Наблюдатели», используя свой жизненный опыт, создают правила поведения в природе.

«Художники» издают экологические листовки в поддержку исчезающих животных и растений.

2 этап проекта – самостоятельное исследование.

3 этап проекта – защита проектов.

4 этап проекта- презентация проекта.

Подведём итоги нашего поиска.

Первая группа («исследователи») защищает свои проекты исследований. (Демонстрируют заполненный макет Красной книги) .

Вторая группа («наблюдатели») защищает свой проект. Они должны были составить правила поведения в природе. Вторая группа («наблюдатели») защищает свой проект. Они должны были составить правила поведения в природе.

Учитель проводит с ними предварительную работу

- Как вы думаете, охранять надо только те растения и тех животных, которые занесены в Красную книгу?– А что вы можете сделать для охраны природы?

Некоторые правила можно сообщить не только при помощи слов, но и при помощи условных знаков. Например, на дорогах водители руководствуются знаками. Из них есть знаки запрещающие (они круглой формы и в красной окантовке), разрешающие ( они прямоугольной формы в синей окантовке). А как вы думаете, при входе в лес нам нужны ли такие знаки?

У вас на партах разложены правила для друзей природы. Просмотрите их. А дома к каждому правилу сформулируете знак. А тем, кому достались знаки, сформулируете правила и на следующем уроке проверите, друг у друга и выберите лучшие.

Примерные правила поведения в природе:

1.Не рвать и не уничтожать редкие растения.

2.Проводить беседы о бережном отношении к растениям и животным другим людям, даже взрослым.

3.Бывая на природе любоваться растениями и животными, радоваться им.

4.Не губить растения и животных в природе!

Третья группа («художники») защищает свой проект. Ребята должны были создать экологические плакаты, листовки в поддержку исчезающих животных и растений.

ЗЕЛЕНАЯ СТРАНИЦА

Папоротник ВНИМАНИЕ!

Мы, ученики 2 класса, обращаемся ко всем учащимся школы: 

  • "Помните, что дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни! (В.Берестов) 

  • Все полезные бабочки полезны как опылители. Некоторые растения опыляются только бабочками. Не разрешайте ловить бабочек для забавы. Берегите их! 

  • Не рви в лесу и на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! 

  • Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

  • Не шуми в лесу, в парке. Шум, громкая музыка, крики пугают птиц и зверей. 

  • " Хочешь увидеть – стань невидим. Хочешь услышать – стань неслышим. Хочешь узнать – затаись." (Н.И.Сладков). 

VI. Итог урока.

– Для чего была создана Красная книга?– Как вы думаете, для чего нужно знать растения и животных, занесённые в Красную книгу Краснодарского края? – Какие животные и растения, находящиеся в Красной книге Краснодарского края вам запомнились?

(Учитель показывает рисунки, дети называют, если затрудняются, подсказываю).

– И закончить наш урок я хочу стихотворением

Люди! Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя.

VII. Домашнее задание:

Закончить проекты и подготовить их к презентации.

publekc.ru

Творческий проект "Красная книга. Краснодарский край. Фауна Анапы и Анапского района". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Цель:

  • научить самостоятельно находить нужную информацию о редких представителей фауны Краснодарского края, Анапского района;
  • внести свой вклад в составление альбома-справочника « Фауна Анапы»;
  • расширить знания о фауне, представителях Красной книги;
  • научиться определять принадлежность животных к группам.

Задачи:

  • изучить литературу по теме исследования;
  • опросить учащихся по теме;
  • проанализировать полученные данные;
  • оформить альбом « Красная книга. Фауна Анапы и Анапского района»

Проблема: для чего мы это делаем? ( Изучить исчезающих редких обитателей).

Гипотеза: изменится ли дальше количественный и видовой состав фауны.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Наблюдение.

2. Сравнение.

3. Анализ и обобщение.

4. Изготовление наглядного материала.

Практическая значимость данной работы заключена в разработке альбома «Красная книга. Фауну Анапы», который можно использовать для работы на уроках окружающего мира, во внеклассной работе.

Свою проектно-исследовательскую работу мы начали с анкетирования учащихся (Слайд 1, Презентация) нашей начальной школы. Нами были опрошены 50 человек 2 класса «Б», «В».

На вопрос: «Каких представителей животного мира, занесённых в Красную книгу Кубани, вы знаете?»

Нам ответили: 28 человек никого не смогли назвать, 17 человек назвали 2 животных, 5 человек назвали 3 животных.

Вопрос №2 «Каких представителей фауны нашего района вы знаете?» вызвал затруднение среди учащихся. И, конечно, все опрошенные ребята хотели бы больше узнать о жизни представителей Красной книги нашего района.

Результаты исследования

1. Организация класса.

- Ребята, что написано у вас на бейджиках? (юный эколог)

- Как понять эти слова? ( наблюдать, расследовать, защищать)

2. Экскурсия в краеведческий музей г.-к. Анапа.

- Знакомство с исчезающими видами.

- Как мы их запомнили? (Слайд 6)

3. Выступление ребят. (Слайд 7)

Могучие горы,Степные просторы,Приморского берега грань…Леса и поляны,Сады и лиманы –Всё это родная Кубань.

4. Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Познакомимся с животными и растениями Краснодарского края, которые занесены в неё. Кто знает, что такое Красная книга?

Ученик: В Красную книгу внесены те животные и растения, которые требуют заботы человека.

Учитель: Правильно. А история этой книги такова. В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло (недалеко от Парижа) был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов.

Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека. Учеными был составлен список таких животных и растений. И назвали этот список Красной книгой. Сюда же были внесены и редкие виды.

– Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей? (Слайд 8).

Ученик: Красный цвет – это значит внимание, стоп, не губите эти растения, не убивайте этих животных.

Ученик: Красный цвет – это сигнал опасности.

Учитель: Да, поэтому и решили назвать эту книгу Красной. В Красной книге два раздела: растения и животные.

Животные играют огромную роль в природе: без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям.

– Как вы думаете для чего?

Ученик: Все животные очень красивые, интересные.

– Мы употребляем их в пищу.

– У некоторых животных ценный мех.

Учитель: Совершенно верно. Вырубая леса, применяя гербициды, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных и растений.

В нашей стране для охраны растительного и животного мира в 1974 году была утверждена Красная книга СССР. А для уточнения и углубления знаний о редких видах растений и животных в нашем крае с целью разработки мер по их охране в 1984 году была учреждена Красная Книга Краснодарского края (демонстрация книги).

В Красную книгу Краснодарского края внесен список редких и исчезающих видов на территории Краснодарского края по растениям и животным.

На этих страницах много растений и животных, которые могут исчезнуть навсегда. Но сейчас, пока еще не поздно, люди должны протянуть им руку помощи, люди обязаны их спасти 

Ученик: Афалина – живёт до 25 лет небольшими группами. Питается донными рыбами. За пищей может нырять на глубину до 150 метров. Обитает в мелководных зонах Чёрного моря. (Слайд 9)

Ученик: Шип- семейство осетровых. В Чёрном море встречается вдоль побережья Краснодарского края. Может достигать длины до 2 м, массы 60 кг, возраста 33лет. Предпочитает нереститься в реках с относительтно мутной водой. Плодовитость 101-1000 тыс. икринок. После нереста скатываются в море. (Слайд 10)

Ученик: Медведица Гера-отряд чешуекрылые. Вид находится на грани исчезновения. Обитает повсеместно, кроме высокогорий. (Слайд 11).

Ученик: Сколия степная, сколия гигант. Вид находится на грани исчезновения. Обитает повсеместно. (Слайд 12)

Ученик: Бражник «Мёртвая голова» - передние крылья темно-бурые с двумя поперечными полосами и желтоватым опылением. Задние крылья охристо-желтые с двумя черными поперечными полосами. Грудь черновато-бурая. Брюшко толстое, с широкими желтыми и узкими черными поперечными полосами и с синеватой продольной спинной полосой. Зимуют куколки в почве. Гусеницы питаются на различных растениях ( картофель, баклажан, жасмин и др.), бабочки кормятся соком деревьев, привлекаемые запахом меда, иногда забираются в ульи пчел. Бабочки, гусеницы и куколки могут издавать звуки.  В Краснодарском крае – степная и предгорная зоны. Обитает на полях культурных и сорных растений. (Слайд 13)

Ученик: Толстун степной- крупный бескрылый кузнечик, длиной 55-75 мм, с грузным телом, окрашенным в бронзово-чёрный цвет, с двумя жёлтыми продольными полосами по бокам брюшка. Распашка степей сократила ареал этого вида и поставила его на грань исчезновения. Толстун занесён в Красную книгу России, очень редкий вид, которому угрожает вымирание.(Слайд 14)

Ученик: Дыбка степная - сокращающийся в численности вид. Обитает в Анапском районе. (Слайд 15).

Ученик: Черный аист – крупная, до 3 кг птица, черного цвета, с белым брюхом, красным клювом и лапами. Гнезда строит на скалах, или на деревьях. Обитает в равнинных низкогорных лесах юго-восточной части края, у побережий Азовского и Черного морей. Питается земноводными, рыбами, мелкими млекопитающими. Является исчезающим видом. (Слайд 16).

Ученик: Дрофа- отряд журавлеобразных. Птицы от очень мелких до очень крупных размеров, различного телосложения и пропорций. Клюв прямой. На Кубани насчитывает 13 видов птиц. Предпочитает водоёмы, заросшие растительностью, а также лиманы. (Слайд 17)

Ученик: Кавказская лесная кошка- отряд хищников, семейство кошачих, редкий вид, имеющий малую численность и распространённый на ограниченной территории. Иногда объединяют лесную кошку и близкую к ней степную кошку в один вид под названием лесная кошка. Обитает в низовьях Кубани, др. реках, в камышах и зарослях кустарников. Отдаёт предпочтение глухим участкам, ведёт скрытый одиночный образ жизни. Иногда селится в постройках человека или вблизи жилья. Обычным убежищем служат дупла, расселины и норы других животных. Основа питания- мелкие грызуны, реже поедают мелких птиц, а при недостатке основного корма может напасть и на более крупных животных (фазаны, зайцы, на молодых копытных).Кошки поселяются вблизи жилья, питаются домашними птицами. В середине 20 века на численность кошек оказала влияние охота – в 50 годах ежегодно заготавливали до 5000 шкурок. Появляются гибриды лесной и домашней кошек. (Слайд 18).

Ученик: Ящерица средняя – отряд чешуйчатые, Внешний вид ящериц черезвычайно разнообразен: их голова, туловище, ноги и хвост могут быть в той или иной мере видоизменены. Большинство видов имеют 2 пары развитых пятипалых конечностей, однако в ряде случаев сохраняется только передняя или задняя пары ног. Кожа покрыта роговой чешуёй, характер и расположение которой может меняться. (Слайд 19)

6.Закрепление. (Слайд 20)

7. Охрана природы. (Слайд 21)

Чтение стихотворения учащимся «Просьба».

Птицы, рыбы и звери В души людям смотрят. Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц – не небо! А море без рыб – не море! А земля без зверей – не земля! Люди великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы. Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно, И должно быть сердце. Сердце человечье!

- Для какой цели учреждена Красная книга Краснодарского края? Какие правила природы необходимо соблюдать?

Не будем срывать цветы

Не будем ломать ветки деревьев и кустарников

Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых

Не будем обижать Лягушек и жаб

Не будем разорять птичьи гнёзда

Не будем ловить диких животных и уносить их домой

Учитель:

– Постарайтесь, пребывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не повредишь ли ты природе. Помните! В руках человека, а значит, и в наших руках красота и богатство нашей родной Кубани.

8. Домашнее задание

Нарисовать рисунок на тему «Охрана природы».

Литература

1. «Красная книга Краснодарского края»

2. «Фауна Кубани: видовой состав и экология». В.И. Голиков

3. «Чёрное море. Природа Краснодарского края.» В.И. Борисов

4. «Пресмыкающиеся. Млекопитающие. Природа Краснодарского края.» М.П. Зинякова

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта