Процессы жизнедеятельности растений таблица 6 класс. Варианты таблиц для проверки домашнего задания по теме "Процессы жизнедеятельности растений" биология 6 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Открытый урок по биологии в 6 классе Тема: «Органы растений и основные процессы жизнедеятельности растений». Процессы жизнедеятельности растений таблица 6 класс


Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)

Разделы: Биология

Цель:

  • Обобщение и закрепление знаний о строении и значении корня в жизни растения;
  • Показать возможность использования этих знаний на практике.

Задачи:

  • Закрепить знания по теме "Корень и корневые системы";
  • Познакомить с гидропоникой - методом выращивания растений;
  • Выяснить, как осуществляются процессы жизнедеятельности корней растений;

Оборудование:

  • Цифровой измерительный комплекс "Архимед" и датчик кислорода;
  • 2 срезанных растения герани со стеклянными трубочками;
  • Растение бальзамин, политое чернильной водой;
  • Проектор
  • Компьютер
  • Луковицы с развитой корневой системой;
  • Лучина;
  • Спички;
  • Пророщенные семена фасоли;

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний по теме.

У доски работают 2 учащихся

1-й заполняет схему:

 

Выбрать гербарии растений с нужными корневыми системами.

2-й подписывает части корня, используя тренажер на компьютере

В это время весь класс делится на группы:

  • 1-й ряд - составляет вопросы по внешнему строению корня и его функциям;
  • 2-й ряд - составляет вопросы по внутреннему строению корня;
  • 3-й ряд - составляет вопросы по теме видоизменения корней и их функции.

Каждая группа задает по 2-3 вопроса, учащимся других групп.

Целеполагание.

Какие процессы обеспечивают жизнь каждого органа растения, а следовательно и всего растения? (ответы учащихся: рост, питание, дыхание:.)

Каким общим термином можно назвать все эти процессы? (жизнедеятельность) Слайд 1

Запишите в тетради тему нашего урока. Слайд 2

Какова цель нашего урока?

Что мы должны узнать сегодня на уроке? Слайд 3

Изучение нового материала. (По ходу урока используется презентация. Смотри приложение 1)

Какая часть корня участвует в поглощении воды и минеральных веществ? (корневые волоски) Слайд 4,5

Опыт №1 "Корневое давление растений"

После показа опыта учащимся задаются вопросы:

Почему в трубочке появилась вода?

О чем это свидетельствует?

Что заставляет воду подниматься наверх?

Это корневое давление. Запись определения в тетрадь. Слайд 6

Корневое давление - это сила, вызывающая одностороннюю подачу влаги от корней к побегу.

Это давление должно быть достаточно большим, чтобы доставлять воду к вершине растения. Представьте себе гигантское дерево секвойя высотой 70-80 метров.

Зависит ли корневое давление от температуры? Если да, то как? Слайд 7

А теперь послушайте стихотворение Ф.Сологуба

В весенний день мальчишка злой Пронзил ножом кору березы. И капли сока, точно слезы Текли прозрачною струей.

После задаются вопросы:

  • О каком явлении говорится в этом стихотворении?
  • Что вытекает из ранки?

Из ранки вытекает сок (пасока) - растворенный в воде сахар и питательные вещества.

  • Почему мальчика назвали злым?

При потере сока дерево слабеет и может даже погибнуть.

  • Чтобы доказать, что питательные вещества, растворенные в воде поступают в растение через корень проведем опыт

Опыт №2 "Растение, политое чернильной водой"

  • Может ли вырасти растение без почвы?

Существует специальный метод выращивания растений на специальных растворах - гидропоника. Через растворы растение получает необходимые питательные вещества и воду.

  • Для чего нужна вода и питательные вещества? (для роста и развития)

Подведем итог. Какие условия нужны для того, чтобы рос корень и все растение существовало? (кислород, вода, соли, температура)

По ходу заполняется таблица: Слайд 9

Процессы жизнедеятельности Что необходимо для процесса? Приемы и правила обработки почвы
Питание Вода и питательные вещества Полив, внесение удобрений
Дыхание Кислород (воздух) Рыхление
Рост Образовательная ткань Пикировка и окучивание
  • Для чего нужен кислород? (для дыхания) слайд 10
  • Где корень берет кислород для дыхания?
  • Будет ли корневая система сосны, растущей на заболоченном участке, отличаться от корневой системы сосны, растущей в недостатке влаги? Почему?
  • Можем ли мы увеличить содержание кислорода в почве? Как? (рыхление почвы)

Опыт №3 "Дыхание корней"

В стакан, где находится луковица с хорошо развитой корневой системой, опускают горящую лучину.

  • Для чего опускают лучину в сосуд с корнями? (проверить наличие кислорода)
  • Почему лучинка гаснет в сосуде с корнями? (в сосуде нет кислорода)

У нас в школе появилась цифровая измерительная лаборатория "Архимед". Она имеет специальный датчик, который позволяет определять содержание кислорода в разные моменты времени и изображает эти изменения в виде графиков.

(работа лаборатории и просмотр графиков)

  • О чем говорят показания графиков? (уменьшается содержание кислорода в сосуде с корнями, а следовательно корни поглощают кислород для дыхания)
  • Как изменяются размеры корней в процессе жизнедеятельности? (увеличивается количество корней и их размер) Слайд 17
  • В каком направлении растет корень? (вниз, вглубь почвы) Слайд 17
  • За счет чего происходит рост корня в длину? (за счет образовательной ткани)

Посмотрите на слайд. Это фото я сделала пару дней назад. (Слайд 18) Я нанесла на корень метки на одинаковом расстоянии друг от друга. А теперь посмотрите, что произошло? Результат у вас на столах.

  • Изменилось ли расстояние между метками? (да) Слайд 19
  • На каком участке корня изменилось расстояние между метками? Почему? (На кончике корня. Зона роста и зона деления находится на кончике корня). Слайд 20

Вывод: в длину растет участок корня вблизи его верхушки, т.е. у корня верхушечный рост. Слайд 20

  • Что произойдет, если мы удалим этот участок корня? (корень не будет расти в длину)

Этот метод называется пикировка - отщипывание кончика корня с целью увеличения количества боковых корней. Слайд 22

  • У каких культурных растений производят пикировку? (капуста)
  • Можем ли мы увеличить количество придаточных корней? Как?

Этот метод называется окучивание Слайд 23

Какие сельскохозяйственные культуры мы окучиваем? (картофель, томат)

Рефлексия. Слайд 25

  • Какие знания сегодняшнего урока вы будете применять в жизни?
  • С какими процессами жизнедеятельности корня они связаны?

Зарядка - закрепление материала

Читаются утверждения. Если утверждение верное, то учащиеся поднимают руки вверх, если нет, то опускают руки вниз.

  • Корни укрепляют растение в почве.
  • Корень у растения всегда один.
  • Растение в обычных условиях может жить и без корня.
  • Корень - орган подземного питания.
  • Корень поглощает из почвы только воду.

Домашнее задание Слайд 26

  1. 1-й уровень: составить правила ухода за комнатными растениями
  2. 2-й уровень: составить правила ухода за растениями, обеспечивающими оптимальную жизнедеятельность корней растений (на примере картофеля и томата).
  3. 3-й уровень: составить правила ухода за комнатными растениями, картофелем и томатом. Сравнить. Найти сходство и различия.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Органы растений и основные процессы жизнедеятельности растений»

Открытый урок по биологии

в 6 классе

Тема: «Органы растений и основные процессы жизнедеятельности растений»

Учитель Короева Л.Б.

6 КЛАСС

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы растений и

основные процессы жизнедеятельности растений»

Тип урока: урок развивающего контроля

Формируемые УУД: коммуникативные – слушать и слышать друг друга; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; результативные – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; познавательные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; личностные – формировать научное мировоззрение и мотивацию к дальнейшему изучению биологии.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Планируемые результаты: научиться оценивать свои достижения.

Оборудование: гербарии растений, семена, свежие овощи и фрукты, плакаты: «Корневые системы», «Побег», «Лист», проектор, экран, компьютерная презентация «Сухие и сочные плоды», жетоны.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку).

II. Работа по теме урока

Сегодня наш урок необычен, мы с вами выясним уровень и глубину знаний, полученных при изучении органов растений и процессов жизнедеятельности, протекающих в растительном организме. Класс разбивается на 3 команды. Каждая команда отвечает на вопросы, получает баллы (жетоны). Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем. Желаю удачи!

Конкурс 1 «Разминка»

Каждый участник игры получает вопрос и, ответив правильно, зарабатывает 1 балл для своей команды.

Вопросы I команде

  1. Назовите вегетативные органы растения.

  2. Как называют корни одного растения?

  3. Какие бывают виды корневых систем?

  4. Как отличить стержневую от мочковатой корневой системы?

  5. Что такое придаточные корни?

  6. Что такое лист?

  7. Как листья располагаются на стебле?

  8. Что такое узел?

Вопросы II команде

  1. Что такое междоузлие?

  2. Из чего состоит лист?

  3. Что такое простой лист?

  4. Что такое побег?

  5. Что такое генеративный побег?

  6. Что такое вегетативный побег?

  7. Что такое почка?

  8. Назовите растения с простыми листьями.

Вопросы III команде

  1. Назовите растения со сложными листьями.

  2. Как называется пигмент, придающий листьям зеленый цвет?

  3. Что является сигналом к листопаду?

  4. Что такое цветок:

  5. Назовите главные части цветка.

  6. Что образуется на месте цветка?

  7. Какие бывают плоды?

  8. Какой процесс обеспечивает растения органическими в-вами?

Конкурс II «Глубины знаний»

Каждому понятию нужно найти соответствующее определение. (Работа в группах, команда, которая справится первой с заданием, получает 5 баллов). Раздаются карточки.

I команда

понятия определения

1. Побег видоизмененный побег, на

месте которого созревает плод

с семенами.

2. Систематика группа цветов, собранных вместе.

3. Цветок Наука, изучающая принципы

классификации растительного

и животного мира.

4. Соцветие Часть стебля с расположенными

На нем листьями и почками.

II команда

понятия определения

1. Биология Корень, развивающийся из

зародышевого корешка

2. Главный корень Наука о живой природе

3. Придаточный корень Перенос пыльцы на рыльце пестика

4. Опыление Корни, отрастающие от стебля

и листьев.

III команда

Понятия определения

1. Устьице участок стебля, от которого отходит

боковой орган – лист.

2. Узел две замыкающие клетки в

эпидермисе листа

3. Фотосинтез совокупность корней одного

растения.

4. Корневая система процесс, обеспечивающий

растения органическими

веществами.

3 конкурс

«Кто больше угадает?»

Представитель команд с закрытыми глазами должен определить на ощупь овощи или фрукты, семена. Назвать, какой это орган растения и произрастает в местном регионе или нет.

4 конкурс «Гербарии»

Работа в группах (каждая группа получает гербарии растений, которые нужно описать п схеме:

1. Тип корневой системы

2. Тип листовой пластинки

3. Тип жилкования листьев.

5 баллов получает команда, которая даст более полный и точный ответ).

5 конкурс «Плоды»

На экране демонстрируются слайды разных плодов. Команды должны определить сухие и сочные плоды, односеменные или многосеменные.

6 конкурс «Загадки с грядки»

Команды отгадывают загадки и получают баллы.

  1. Захотелось плакать вдруг, слезы лить заставил… (лук).

  2. Набирай скорее в миску краснощекую… (редиску).

  3. Отыскали наконец и зеленый… (огурец).

  4. Под кустом копнешь немножко – выглянет на свет… (картошка).

  5. Завалился на бочок лежебока… (кабачок).

  6. Разве в огороде пусто, если там растет… (капуста).

  7. Удивляет горожан темнокожий… (баклажан).

  8. За ботву, как за веревку, можно вытянуть… (морковку).

  9. Кто, ребята, не знаком с белозубым… (чесноком).

7 конкурс «Исторический»

Команды должны назвать овощи, лежащие в «черном ящике».

1. Это талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Они верили, что этот овощ способен предохранить от стрелы и ударов меча.

(Лук)

2. Отец медицины Гиппократ восхвалял этот овощ как один из самых полезных даров природы. А знаменитый римский врач XI в. Гален назвал его «золотым оранжевым корнем». Что это? (Морковь).

3. Это растение имеет много названий – «чунью», «тартуфель», «чертовы яблоки», «нечестивый плод». Что это за растение? (Картофель).

III. Рефлексия

(Подведение итогов игры, выставление оценок).

Как вам кажется, наш урок прошел интересно? (Ответы учащихся).

Мы узнали уровень наших знаний. Все вы молодцы. Спасибо.

infourok.ru

«Жизнедеятельность растений» (Биология 6 класс).

Обобщающий урок по теме:

«Жизнедеятельность растений»

(Биология 6 класс).

МБОУ Екатериновская сош

Учитель химии и биологии

Ковалевская Нина Ивановна

Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность растений»

Методические рекомендации:

Урок проводится после изучения строения и функций органов покрытосеменных (цветковые) растений.

Тип урока – обобщающий. На урок используются различные формы и методы обучения: диалоговая форма, работа с интерактивной доской, демонстрация опытов, заполнение таблицы, сообщения учащихся с использованием ИКТ.

Подготовка к уроку предполагает заранее заложенные опыты учащимися, подготовлены сообщения учащихся в форме небольших презентаций. Опыты и сообщения должны быть проверены учителем до урока. Если не имеется экрана или интерактивной доски, урок может быть проведен с использованием таблиц и рисунков.

Цель урока: обобщить и закрепить полученные знания, подготовиться к текущей контрольной работе.

Задачи урока:

Обучающие: повторить знания, полученные учащимися в процессе изучения темы, выявить пробелы и устранить их.

Развивающие: продолжить обучение с ИКТ, подготовить презентации, продолжить формирование навыков опытнической работы.

Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе, растениям.

ХОД УРОКА:

Учитель: Ребята! Мы с вами познакомились со строением и функциями органов покрытосеменных растений. Какие же функции позволяют жить растениям?

Учащиеся: питание, дыхание, выделение, рост и развитие, движение, размножение, раздражимость. (Эти функции пишутся на интерактивной доске и сохраняются до конца урока).

Учитель: Вспомним эти функции:

  1. Какие 2 типа питания встречаются на Земле?

Учащиеся: Автотрофное и гетеротрофное (дают определение).

Учитель: У растений какой тип питания?

Учащиеся: автотрофный тип питания.

Учитель: Какой процесс обеспечивает растения органическими веществами?

Учащиеся: процесс фотосинтеза (дают определение).

Один учащийся пишет на доске схему фотосинтеза; второй – условия фотосинтеза. В это время третий учащийся демонстрирует результаты опыта «Значение света для фотосинтеза» (проба Сакса).

Учитель: Какова роль зеленых растений на Земле?

Учащиеся: Накопление органических веществ и выделение кислорода. (СЛАЙД «Фотосинтез»)

Учитель: Откуда растения получают минеральное питание?

Учащиеся: Из почвы с помощью корневой системы. (СЛАЙД «Корень с корневыми волосками»)

Учитель: Может ли быть у растений гетеротрофный тип питания?

Учащиеся: Да. Есть растения-хищники и растения-паразиты.

Далее следуют сообщения учащихся по темам «Растения-хищники» и «Растения-паразиты». Сообщения сопровождаются показом слайдов.

  1. На слайде демонстрируется схема:

питательные вещества + кислород + энергия + вода + углекислый газ.

Учитель: Какой процесс показывает эта схема? Дайте определение.

Учащиеся: дыхание – распад веществ с участием кислорода и выделением энергии.

Учитель: Как поступает кислород в растение?

Учащиеся: Через устьица и чечевички (стебель). (Соответствующие СЛАЙДЫ)

Учащиеся демонстрируют результаты опыта «Дыхание».

Почему дыхание и фотосинтез называют противоположными процессами?

Заполнение таблицы

«Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза»

Фотосинтез

Дыхание

1. Поглощение углекислого газа.

2. Выделение ?

3. Образование органических веществ.

4. Энергия ?

5. Проходит на свету

6. Проходит в зеленых частях растений.

1. Поглощение ?

2. Выделение углекислого газа

3. Органические вещества ?

4. Энергия освобождается

5. Происходит ?

6. Происходит ?

3. Учитель: Как вы понимаете процесс выделения? (Привести примеры).

Учащиеся: выделение различных веществ растениями. Например, углекислый газ во время дыхания, испарение (гуттация).

Учитель: когда деревья и кустарники избавляются от наиболее вредных веществ?

Учащиеся: Во время листопада. (СЛАЙД «Соки деревьев»)

4. Учитель: благодаря питанию растения могут расти и развиваться. В чем отличие роста животных и растений. (Демонстрация слайдов с анимацией роста и развития растений. Электронные уроки. Биология в школе. «Просвещение-Медиа». 2005 год.)

Учащиеся: растения могут расти в течение всей жизни, животные прекращают рост, достигнув определенного размера.

Учитель: Как растут растения?

Учащиеся: в длину, верхушечный рост и вставочный рост, в толщину – с помощью камбия. (СЛАЙД «Злаки-великаны» и «Деревья-великаны»)

Учитель: Почему растения существуют тысячи лет?

Учащиеся: благодаря размножению.

Учитель: какие типы размножения у растений можно выделить?

Учащиеся: Бесполое и половое (определения)

Учитель: Какой орган полового размножения есть у покрытосеменных растений?

Учащиеся: цветок.

Учитель: как называется способ бесполого размножения черенком?

Учащиеся: Вегетативное.

Учащиеся демонстрируют результаты опытов «Вегетативное размножение растений».

СЛАЙД «Вегетативное размножение растений».

  1. Учитель: Могут ли растения двигаться? Приведите примеры.

Учащиеся: да, только на одном месте. Например, тропизмы – фототропизмы – движение растений к свету, геотропизм – ростовое движение (у корня), цветок может открываться и закрываться.

(Демонстрация слайдов с анимациями, показывающие движение растений).

Электронные уроки. Биология в школе. «Просвещение-Медиа». 2005 год.

  1. Учитель: Как вы понимаете термин «раздражимость»?

Учащиеся: реакция на изменения окружающей среды.

Учитель: какую роль играет раздражимость?

Учащиеся: Реакция приспосабливаться к изменениям условий среды.

(Демонстрация слайда «Мимоза». Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Растительный мир. «Просвещение-Медиа», 2005.)

7. Тест по пройденной теме.

8. Игра «Что лишнее?»

9 Региональный компонент. Растения нашей области, района, села.

(Презентация).

10. Видео клип «Не рвите цветы»

11. Подведение итогов и оценки за урок.

Выводы:

Составляют учащиеся самостоятельно.

  1. Благодаря питанию растение обеспечивает себя и все живое на Земле органическими веществами.

  2. Дыхание дает растениям энергию.

  3. Растения могут выделять различные вещества.

  4. Размножение не дает растениям исчезнуть с лица Земли.

  5. Растения способны расти и развиваться в течение всей своей жизни.

  6. Раздражимость помогает растениям приспособиться к окружающей среде.

Используемая литература:

    1. Г.И.Лернер. Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. «Эксмо», М., 2005 г.

    1. И.Н. Пономарева и др. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. М. Вентана-Граф, 2006г.

    2. И.Н. Пономарева. Биология. Методическое пособие. М., Вентана-Граф, 2004г.

Используемые ресурсы:

  1. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Растительный мир. «Просвещение-Медиа», 2005г.

  2. Электронные уроки и тесты. Биология. Организация жизни. «Просвещение-Медиа», 2005г.

www.metod-kopilka.ru

Варианты таблиц для проверки домашнего задания по теме "Процессы жизнедеятельности растений" биология 6 класс

Варианты таблиц для проверки домашнего задания по теме

«Процессы жизнедеятельности растений»

  1. «Почвенное питание растений»

Почвенное питание

Вопросы

Функция

Орган, осуществляющий питание

Исходные вещества

Факторы среды

  1. «Воздушное питание растений»

Фазы

Условие

Исходные вещества

Образующиеся вещества

Световая

Вода

Свет и без света

Сахара

  1. «Экологические группы растений по отношению к воде»

1 – гидатофиты, 2 – гидрофиты, 3 – гигрофиты, 4 – мезофиты,

5 – суккуленты, 6 - склерофиты

Экологическая группа

Особенности растений

Сухие ксерофиты, приспособленные к жесткой экономии воды

Растения, частично погруженные в воду, обитают по берегам водоемов на сырых лугах

Водные растения, полностью погружены в воду, стебли не имеют механических тканей, много крупных межклетников с водой

Растения, живущие в условиях умеренного увлажнения и хорошего минерального питания

Сочные ксерофиты с мясистыми листьями и стеблями

Растения влажных мест с высокой влажностью воздуха

IY. «Этапы процесса дыхания»

этап

место

Исходные вещества

Образующие вещества

О2

Выделяется энергии

I

глюкоза

нет

II

митохондрии

СО2

Н2О

много

infourok.ru

Обобщающий урок биологии 6 класс по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Обобщающий урок биологии 6 класс по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Задачи урока:Систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растений; обобщить знания о питании, дыхании, об испарении воды растением; систематизировать знания о взаимосвязи органов и процессов жизнедеятельности в растительном организме, что растение – целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены; развить представления о влиянии факторов окружающей среды на процессы жизнедеятельности растений . продолжить работу по формированию и развитию умения обобщать , выделять главное, делать выводы, работать с таблицами, схемами, текстом учебника.тип урока : обобщающийметоды и приемы работы: беседа, самостоятельная работа, работа с таблицей и схемой.

Ход урока:1. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ Учитель вместе с обучающимися ставит цель урока:Обобщить знания о процессах жизнедеятельности растения, выявить взаимосвязи этих процессов между собой и с окружающей средой. – на доске.

Как вы считаете, какие понятия нам сегодня пригодятся. Ответы учащихся записываем на доске. И в ходе урока обращаться к списку и может его дополнять. ( рюкзачок - возьмем с собой в дорогу)

Общебиологические понятия:Уровни организации живого ( клетка – ткань – орган – система органов – организм)Взаимосвязь строения и функций тканей, органовВзаимосвязь процессов жизнедеятельности растений с факторами окружающей среды.Опорные знания: питание: почвенное, воздушное; фотосинтез, дыхание;экологические группы растений; размножение; развитие и рост; суточные и сезонные ритмы, экологические факторы;внешнее и внутреннее строение листа, стебля, цветка, их функции.1. Процессы жизнедеятельности и органы растительного организма . Взаимосвязь между ними.Предлагаем учащимся, используя имеющиеся знания, сведения из учебника, самостоятельную работу. Результаты работы они фиксируют в таблице : организм

Процессы жизнедеятельности растений

фотосинтездыханиеиспарениеразмножениерост и развитие

органОрганы, в которых протекает процесс.

тканьТкани, осуществляющие процесс.

клеткаКлетки, участвующие в процессе.

Другие органы, от которых зависит протекание процесса.

Проводим фронтальную проверку выполнения задания, постоянно обращая внимание учащихся на первый столбец таблицы - уровни организации живого :организм – орган – ткань - клетка. После акцентируем внимание учащихся на последней строке таблицы.На доске предлагаем учащимся составить схему взаимосвязи органов, от которых и в которых протекает процесс жизнедеятельности, обосновывая ответы примерами:(Примерная схема, которая должна получиться):

Корень Цветок

ПобегВ конце первой части подводим учащихся к выводу о том, что растение – целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены. 2. Влияние условия среды на процессы жизнедеятельности растений.фронтальная беседа - В чем проявляется взаимосвязь живой и неживой природы? В ответах ребята могут использовать примеры, записанные в таблице.Данная таблица заполнялась учащимися самостоятельно по ходу изучения темы.Условия

profhelp.net

Урок по биологии для 6 класса «Основные процессы жизнедеятельности растений: обобщение изученного»

Обобщающий урок для 6-го класса по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"Цель урока: закрепить и обобщить материал темы «Основные процессы жизнедеятельности растений».Задачи урока: систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растения;обобщить знания о питании, дыхании, об испарении воды растением;закрепить знания о размножении, росте и развитии растений;дать учащимся представление о влиянии факторов внешней среды на роль и развитие растений;формировать компетенции: объяснять биологическую роль обмена веществ у растений, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;выявить уровень сформированности компетенций выделять существенные признаки, свойства явлений, применять знания на практике.Планируемые результаты: учащиеся должны называть общие признаки живого организма; характеризовать строение и жизнедеятельность растительного организма, обмен веществ и превращение энергии, размножение, рост и развитие растительного организма, экологические факторы; обосновывать взаимосвязь организма и среды как основу целостности организма; сравнивать и обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения.Ключевые слова и понятия урока: признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение, развитие, раздражимость, смерть; обмен веществ и энергией между организмом и средой; взаимосвязь между органами растения; экологические факторы среды.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный.Ход урока.1. Организационный момент.2. Целеполагание.Обитатели планеты Зархи побывали в гостях у землян. Улетая домой они увозят с собой подарки землян, среди которых есть и растения. Но вот беда, забывают памятку, в которой написано, какие условия необходимо соблюдать при выращивании растений и как их размножить. Поэтому нам сегодня предстоит стать экспертами в этом вопросе и составить памятку для обитателей планеты Зархи. Но чтобы быть настоящими экспертами необходимо обладать определенными знаниями. Имеются ли у нас знания по этой теме? Поэтому, давайте сформулируем одну из задач на сегодняшний урок.Учебная задача №1: повторить, вспомнить материал по изученной теме.А для чего вообще нужны человеку те или иные знания?Ставим вторую учебную задачу: применить полученные знания для решения проблемной ситуации.

3. Повторение и обобщение материала.Для решения первой задачи я вам предлагаю выполнить следующее задание: необходимо восстановить текст и подчеркнуть процессы жизнедеятельности, протекающие у растений.

Задание «Восстанови текст»«Кень – это специализированный орган нного питания растений. С его помощью растение поглощает мые вещества. Воздушное питание поддерживается питанием. В ходе за зеленые растения улавливают энергию и преобразуют её в энергию химических связей орих соединений. Выделенный в процессе фотосинтеза используется всеми живыми организмами для Растения благодаря хроллу осуществляют чрезвычайно важную - кую – роль в жизни нашей планеты. Вда – важнейшее условие протекания всех прв жизнедеятельности растения. Она является главным компонентом в транспортной системе при перемещении вв. Исп воды обеспечивает взаимосвязь корней и листьев.Рие – это процесс воспроизведения себе подобных. Существует два способа ия растений – половой и Основной частью полового размножения является опние, т.е. слияние женской и мужской ых клеток и образование из них зы. Последняя дает начало зшу – новому организму.ст – это количественное увеличение растения, а ртие – нные изменения в строении и жизнедеятельности живого организма. Эти

weburok.com

Виртуальная экскурсия по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений" - Разработки уроков - Методическая копилка

Цели.

Образовательные: обобщить полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепить ключевые понятия основных процессов жизнедеятельности растений, проверить уровень и качество знаний изученной темы.

Развивающие: формировать умения анализировать знания при поиске ответа на проблемный вопрос, формулировать выводы, делать обобщения.

Воспитательные: воспитывать умения работать в коллективе, прививать любовь к растениям как живому организму.

Тип урока: обобщающий.

Оборудование: проектор, компьютер, схемы рисунков, дидактический материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

Проблемное задание: "Что такое виртуальная экскурсия?” (Игра воображений, посещение музея, не выходя из дома, класса, школы)

Virtyalis - "возможный”

Учитель: Ребята! У меня к вам предложение. Давайте сегодня мы проведем такую экскурсию.

Учитель: Скажите, мне, пожалуйста,

- Какую главу мы закончили изучать? (Основные процессы жизнедеятельности)

Учитель: Раз мы с вами на экскурсии, мы пройдем мысленно в картинную галерею и рассмотрим несколько полотен, но мы не просто будем их рассматривать. Мы их будем читать.

- Я перед вами ставлю такие цели: (слайд).

- Обобщить полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений.

- Закрепить ключевые понятия основных процессов жизнедеятельности растений.

- Проверить уровень и качество знаний изученной темы.

Вопросы (учитель) Предполагаемые ответы
Какой процесс изображен на этом полотне? Процесс питания
Как вы понимаете, Что такое "питание растения”? Питание растения – это потребление растениями минеральных и органических веществ.
Для чего необходима пища? Пища – источник энергии, без которой невозможно протекание основных процессов жизнедеятельности.
Какой процесс показан на этом полотне? Показано почвенное питание.

Что значит почвенное питание растений?

Получение растениями с помощью корней растворов минеральных веществ.
А мы продолжаем свою экскурсию и перед нами следующее полотно, на котором изображено…. Воздушное питание.
Как называется воздушное питание? Фотосинтез
Дайте определение "Что такое фотосинтез?” Процесс образования органических веществ из неорганических в листьях на свету.
А теперь посмотрите на эту картину и скажите мне: Что изображено на ней? На этой картине изображено как происходит образование органических веществ.
Какие условия необходимы для процесса фотосинтеза? Вода, зеленые клетки, солнечная энергия, углекислый газ.
Что в процессе фотосинтеза образуется в листьях? Органическое вещество
Какие процессы показаны на этом полотне? Процесс дыхания, процесс фотосинтеза.
Почему вы так решили? При процессе дыхания поглощается - кислород, выделяется - углекислый газ.

При процессе фотосинтеза поглощается – углекислый газ, выделяется кислород.

Ребята! теперь мы вернемся в класс с экскурсии и поработаем с таблицей. Приложение 1
   
Какие способы питания организмов существуют в природе? Схема: автотрофное и гетеротрофное.
Посмотрите внимательно на рисунки, которые весят у меня на доске. С помощью фломастера подпишем, что может растение брать из окружающей среды, что может отдавать в окружающую среду

Рисунки: брать - воду, кислород, углекислый газ, минеральные вещества, солнечную энергию.

Отдавать- кислород, органические вещества, углекислый газ.

Какой процесс изображен на рисунке? Обмен веществ.
Прочитайте текст и скажите

К какому процессу жизнедеятельности растений относится данная характеристика?

Водный обмен у растений.
А мы возвращаемся опять в картинную галерею и продолжаем рассматривать картины и читать их.

Какой процесс жизнедеятельности изображен на этом полотне?

Процесс размножения.
Какие способы размножения характерны для растений? (Работа со схемой) Половой, бесполый.
Какие виды бесполого размножения характерны для растений? (Работа со схемой) Вегетативный, деление, спорами.
Ребята! сейчас мы с вами будем рассматривать полотна и попытайтесь определить:

Какой способ и вид размножения изображен на картинах?

 
Картина первая: Какой способ размножения показан на этой картине? На картине показано 2 способа размножения: половой и бесполый (деление клетки)
Картина вторая: Какой способ размножения изображен на этой картине? Бесполый, вегетативный-черенками, отводками. Листьями, усами.
Картина третья: Какой способ размножения и вид изображен? Бесполый-спорами
Картина четвертая: Какой способ и вид размножения изображен? Половой – семенами
Картина пятая: Какой способ и вид размножения изображен? Бесполый- вегетативный-прививки..
Ребята! А теперь посмотрите на это полотно и скажите: Какой процесс жизнедеятельности изображен на этом удивительном полотне?

 

Рост и развития организма.
Ребята! Мы совершили виртуальную экскурсию по процессам жизнедеятельности растений, давайте обобщим наши знания

Перечислите мне все основные процессы жизнедеятельности растений.

Питание растений:

почвенное,

воздушное - фотосинтез.

Процесс дыхания.

Процесс размножения:

половой,

бесполый,

Процесс обмена веществ.

Водный обмен.

Процессы рост и развитие.

Назовите мне ключевые слова Минеральное питание

Фотосинтез

Бесполое размножение

Половое размножение

Обмен веществ

Автотрофы

Гетеротрофы

Водный обмен

Рост и развитие

Дыхание.

III. Письменный опрос. (Приложение 2)

IV. Заключительный этап.

Подведение итогов, выставление оценок за устные ответы на уроке.

V. Дом задание – нет.

Приложение 1

Основные процессы жизнедеятельности растений.

Вопросы Фотосинтез Дыхание
1. В какое время суток происходит? Днем Днем и ночью
2. Какой газ поглощается? Углекислый Кислород
3. Какой газ выделяется? Кислород Углекислый газ
4. В каких клетках происходит? Зеленых Во всех
5. Образуется или разрушается органическое вещество? Образуется Разрушается.

mousosh2miller.ucoz.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта