Признаки растений пасленовых. 53.Семейство Пасленовые. Общая характеристика. Основные представители. География. Использование.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Семейство паслёновых: представители и характерные признаки. Признаки растений пасленовых


53.Семейство Пасленовые. Общая характеристика. Основные представители. География. Использование.

Паслёновые — довольно крупное семейство, содержащее свыше 90 родов и около 3000 видов, произрастающих почти по всему миру, большинство — в тропических областях Центральной и Южной Америки. Среди представителей этого семейства много пищевых, декоративных и ядовитых растений.

Представители семейства — деревья, кустарники, травы, иногда лианы. Листья простые, очередные. Цветки одиночные или в цимозных соцветиях, чаще всего завитках. Цветки актиноморфные или зигоморфные. Чашечка пятизубчатая, сохраняющаяся при плодах. Венчик спайнолепестный, пятичленный, колосовидный, трубчатый, блюдцевидный или ширококолокольчатый. К трубке венчика, чередуясь с его зубцами, изнутри прирастает 5 тычинок. Гинецей синкарпный из 2 плодолистиков, завязь верхняя, двугнездная или вторично четырех-пятигнездная с многочисленными семяпочками. Столбик с двулопастным или двураздельным рыльцем. Плоды — ягоды или коробочки.

Пасленовые содержат алкалоиды, вследствие чего многие из них ядовиты и с чем связано также их хозяйственное использование как лекарственных и наркотических растений. К числу последних относятся, например, табак (Nicotiana tabacum), дурман (Datura stramonium), беладонна, или красавка (Atropa belladonna), белена черная (Hyoscyamus niger) и др. Некоторые пасленовые используются как декоративные, например физалис обыкновенный (Physalis alkekengi), петуния (Petunia hybrida), душистый табак (Nicotiana offinis) и др.

Для нашей флоры интерес представляют 2 наиболее крупных рода: дереза и паслён. Род паслён (Solanum L.) включает около 1700 видов, обитающих по всему Земному шару, чаще в субтропиках и тропиках. Это один из наиболее крупных родов семейства Паслёновых. Это деревья, кустарники, травы, часто лианы, иногда с колючками, листопаные или вечнозелёные. Листья очередные, без прилистников. Цветки обоеполые, обычно в цимозных метёлковидных соцветиях, пятичленные со сросшимся венчиком и нижней завязью. Плоды - ягоды. Многие представители этого рода ядовиты.  К данному роду относятся хорошо известные пищевые растения - картофель (S. tuberosum) и баклажан (S. dulcamara). Единственный дикорастущий вид средней полосы России — паслён сладко-горький.

В Европейской России из I группы встречается Nicandra physaloides, из II группы — Solanum, Lycium, Hyoscyamus,Atropa и др. и из III — Datura. Семейство II содержит много полезных растений, напр., картофель (Solanum tuberosum), табак (Nicotiana), томаты (Lycopersicum esculentum), испанский, или стручковый перец (Capsicum annuum), Salpiglossis и др.

54.Семейство Лилейные. Своеобразие вегетативных и генеративных органов класса Однодольные. Основные представители, значение.

Это семейство содержит 45 родов и около 1300 видов, распространенных в умеренных областях Евразии, Африки и Северной Америки с немногочисленными представителями в горах тропической Африки и Южной Америки.

Лилейные — многолетние травянистые луковичные растения. Самое высокое из них — гималайский вид кардиокринум гигантский (Cardiocrinum giganteum) — достигает 4 м, а самое маленькое — южноафриканский литантус крохотный (Litanthus pusillus): его высота вместе с луковицей величиной с горошину составляет всего 25 мм. Среди лилейных известно два эпифита. Это родокодон ургинеевидный (Rhodocodon urgineoides) на острове Мадагаскар и лилия древесная (Lilium arboricola) в Восточной Азии. Но и у них имеется луковица, скрытая в моховом покрове ствола дерева.

Строение луковиц, способы образования замещающей луковицы и дочерних луковичек и способы их заглубления у лилейных очень разнообразны. Обычно заглубление луковиц происходит с помощью особых втягивающих (контрактильных) корней, толстых и сочных. По мере высыхания они сжимаются (укорачиваются) в вертикальном направлении, втягивая за собой луковицу, часто на значительную глубину. У тюльпанов (Tulipa) замещающая луковица втягивается с помощью столона заглубления, внутри которого она находится. Луковицы лилейных многолетние, состоящие из нескольких годовых циклов, или однолетние, ежегодно возобновляющиеся. И те и другие составлены одними листовыми или одними низовыми чешуями или сочетанием тех и других; чешуи могут быть широкими, замкнутыми или не замкнутыми, иногда узкими (черепитчатыми). Кроме сочных запасающих листовых и низовых чешуй, могут быть пленчатые влагалищные чешуи, чаще замкнутые, верхушка которых находится на поверхности и охватывает основание зеленых листьев. У однолетних луковиц к концу сезона вегетации все чешуи отмирают, а в старых оболочках остается новая замещающая луковица, заложившаяся ранее у основания цветоноса. У многолетних луковиц часть чешуи отмирает, поэтому в луковице накапливаются чешуи за несколько лет или годовых циклов. В годичном цикле у разных видов имеется определенное соотношение одних и других чешуй. Наиболее древним типом считаются крупные, почти наземные многочешуйчатые луковицы, составленные только листовыми чешуями; наиболее подвинутыми, специализированными — малочешуйчатые, ежегодно возобновляющиеся, глубоко залегающие. Луковица, представляющая собой специализированный побег, имеет два типа ветвления: моноподиальное и симподиальное. Определить тип ветвления можно лишь на ранних стадиях развития побега. У моноподиальной луковицы зачаток первого листа почки возобновления обращен к цветоносу брюшной стороной, а у симподиальной луковицы — спинной.

Надземные цветоносные стебли бывают облиственные и безлистные — стрелки, или цветоносы. В последнем случае все листья собраны в приземном пучке (базальные). Листья цельные, чаще ланцетные или линейные, иногда сердцевидные и на черешках (родыкардиокринум — Cardiocrinum и дримиопсис — Drimiopsis), обычно с параллельным жилкованием.

Цветки от мелких до крупных, одиночные или собраны в верхушечные соцветия, обычно кисти. Прицветники обычно мелкие, неокрашенные, иногда они в виде крупных зеленых листьев собраны на верхушке стебля (некоторые виды рябчика, или фритилларии — Fritillaria, родэвкомис — Eucomis). Цветки обоеполые, обычно актиноморфные, реже несколько зигоморфные, как, например, у кардиокринума и некоторых видов из родов камассия (Camassia), рябчик,бельвалия (Bellevalia), мускари (Muscari) и лашеналия (Lachenalia). Околоцветник венчиковидный, из 6 сегментов в 2 кругах; сегменты свободные или сросшиеся в трубку; сегменты наружного круга обычно незначительно отличаются от сегментов внутреннего круга. Нектарники примитивные, расположены в основании сегментов околоцветника. Тычинок 6, расположенных в 2 круга. Нити тычинок прикреплены к основанию сегментов или к трубке околоцветника, свободные или сросшиеся; пыльники прикреплены к тычиночным нитям спинкой или основанием и вскрываются обычно продольной щелью, интрорзные. Пыльцевые зерна однобороздные. Гинецей состоит из 3 сросшихся плодолистиков. Завязь верхняя, с многочисленными или несколькими обычно анатропными семязачатками. Цветки лилейных часто ароматные, с большим количеством нектара, опыляются различного рода насекомыми, а некоторые — птицами. Плод — локулицидная коробочка. Семена плоские или шаровидные.

По способу распространения семян лилейные чаще относятся к баллистам, у которых семена распространяются посредством метания. Непременным условием для такого способа рассеивания семян является прямостоячий, упругий к моменту плодоношения стебель, который раскачивается от ударов ветра или каких-либо других агентов и выбрасывает семена, подобно снарядам из древних осадных орудий. Для многих лилейных — баллистов характерны резкие изменения положения цветоножек к моменту плодоношения, так называемые карпотропические изгибы, когда горизонтальные или загнутые вниз цветоножки изгибаются дугообразно или под прямым углом кверху, придавая коробочке строго вертикальное положение, что препятствует самопроизвольному высыпанию семян. Баллисты этого типа нередко имеют дисковидные семена с анемохорными приспособлениями. Они плоские, окружены крыловидной тонкой каймой и легко разносятся ветром (баллисты-анемохоры). У некоторых лилейных семена растаскивают муравьи. В стеблях или цветоносах у этих видов слабо развита механическая ткань. В отличие от баллистов, у которых стебли высыхают и деревенеют, стебли мирмекохоров при плодах слабеют и полегают. Семена этих растений имеют нежные и сочные придатки — элайосомы, образованные крупными паренхиматическими клетками, богатыми жирными маслами, которые легко отделяются от семян и поедаются муравьями.

Семейство лилейные состоит из двух резко очерченных подсемейств: собственно лилейные (Lilioideae) и пролесковые (Scilloideae). Пролесковые некоторые авторы, например Р. Дальгрен (1975, 1980), рассматривают как самостоятельное семейство гиацинтовые (Hyacinthaceae).

Однодольные (Liliopsidae) произошли от примитивных травянистых двудольных. Это, в основном, травянистые растения (реже – деревья, такие как пальмы). Проводящие пучки разбросаны; камбий отсутствует. Листья обычно с параллельным жилкованием; выделить отдельно черешок и листовую пластинку затруднительно. Верхняя и нижняя половины листа схожи друг с другом. Однодольные образуют, в большинстве случаев, трёхчленные, реже двух- или четырёхчленные цветки. Опыление производится ветром. Части околоцветника одинаковые; деления на чашечку и венчик не наблюдаются. Зародыш состоит из одной семядоли. Семена однодольных отличаются обильным эндоспермом.

Класс однодольные включает в себя 4 подкласса, 19 порядков, около 70 семейств, свыше 65 тысяч видов.

Алисматиды – водные или болотные травы. Сосуды отсутствуют или только в корнях. Семена без эндосперма. 3 порядка: частуховые, водокрасовые, наядовые.

Из однодольных производятся важнейшие продукты питания человека: хлеб (пшеница, рожь, ячмень), рисовая и овсяная крупа. В пищу также используются кукуруза, лук, чеснок, кокосовая и финиковая пальмы и другие растения. Лилия, тюльпан, гиацинт, нарцисс, гладиолус, орхидея – декоративные растения. Овёс, тимофеевка и другие растения – корм для скота. Бамбук – строительный материал.

Некоторые однодольные – злостные сорняки.

Признак

Однодольные

Корневая система

Мочковатая, главный  корень рано отмирает

Стебель

Травянистый, не способен к вторичному утолщению, ветвится редко. Проводящие пучки без камбия, разбросаны по всему стеблю

Листья

Простые, цельнокрайние, обычно без черешка и прилистников, часто с влагалищем, параллельным или дуговидным жилкованием. Расположение листьев двурядное

Цветок

Трехчленный, реже двух или четырехчленный

Опыление

Большинство растений ветроопыляемые

studfiles.net

Семейство паслёновых: представители и характерные признаки

Здравствуйте, дорогие друзья! Уже не одну статью Вы могли прочитать на моём блоге про выращивание рассады томатов и других овощей, картофеля, перца, баклажанов, уход за ними, защиту их от вредителей и болезней, если Вы мой давний подписчик, — если же Вы впервые заглянули ко мне в гости, то милости прошу — подписывайтесь на обновления блога и сразу получайте новые статьи на свою почту.

Все упомянутые культуры — это семейство паслёновых и, чтобы немного расширить кругозор в этой теме, предлагаю Вам новую статью, в которой будет рассмотрена характеристика семейства, несколько фотографий, на которых Вы, может быть, увидите знакомые Вам растения, а также характерные признаки,по которым определяется принадлежность культуры к семейству паслёновых.

Краткое описание

Семейство паслёновых представлено, в основном, выходцами из тропиков и субтропиков. Это крупное семейство включает, судя по различным данным, от 2200 до 2500 видов и 85(90) родов. 

Среди растений встречаются травы, кустарники и даже небольшие деревья с очередными простыми листьями. Основные представители паслёновых тропических стран, особенно Южной Америки, — это деревья и кустарники.

Цветок семейства актиноморфный, пятичленный, с чашечкой, которая срастается лишь у основания или сросшаяся почти по всей длине, спайнолепестным венчиком. Андроцей цветка состои из 5 тычинок, пестика сиз двух плодолистиков, завязь верхняя. Плоды представлены сочными ягодами, как у томата,

Семейство паслёновых: представители и характерные признаки

паслёна, или сухими коробочками, наполненными семенами, как у табака и петунии.

Откуда взялось название

Своим названием семейство паслёновых обязано очень большому роду — паслён, который насчитывает не одну сотню видов, большая часть из которых растёт в Новом Свете. Среди этого семейства имеются виды, размножающиеся вегетативно имеющимися у них подземными клубнями. В диком состоянии они произрастают на осыпях, где такой способ размножения очень эффективен.

Один из таких видов всем нам очень хорошо знаком, — можно сказать, родом из детства, и занял прочно первое место среди выращиваемых культур на наших земельных участках. Это паслён клубненосный, больше известный всем как обычный картофель, мы ещё говорим: «наш второй хлеб».

Семейство паслёновых: представители и характерные признаки

В целом, для нас наибольшую ценность представляют именно овощи родом из тропиков. К ним относятся повсеместно выращиваемые томаты, баклажаны, перец, а также физалис, уже упоминавшийся картофель и табак. 

Паслёновые экзоты  

В среде паслёновых растений присутствуют и не очень известные широкому кругу экзотические. К примеру, взять цифомандру — многолетнее лиановидное растение с плодами, напоминающими помидоры. Выращивается эта лиана в закрытом грунте. Не меньший интерес представляет и наранхилла(луло, лоло, лало) — кустарник метровой и более высоты, имеющий огромные шиповатые листья. Вкус его плодов, говорят, похож на земляничныйи ананасовый.

Цветы

Широкую известность в качестве цветочных растений получили такие представители семейства паслёновых, как петуния

Семейство паслёновых: представители и характерные признаки

и разновидности дурмана индийского с разной окраской цветов.

Трава

В наших средних широтах паслёновые представляют, в основном, травянистые растения. Не очень часто, но можно встретить и кустарники(например, дерезу). Многие с детства знакомы с чёрненькими небольшими ягодами паслёна чёрного.

Растёт он на засорённых местах и в саду. Плоды паслёна похожи на чёрную смородину, они даже съедобны, но много их обычно не едят, хотя иногда даже используют как начинку для пирожков и украшение для салатов. 

В среде любителей можно встретить тех, кто выращивает получивший статус культурного паслён Санберри(Галбри).

Семейство паслёновых: представители и характерные признаки

Размер ягод этого растения сопоставим с с размером вишни, — из них готовят джемы, варят варенье.

Комнатная культура 

В домашних условиях выращивают паслён ложноперечный, который ещё называют Кубинской вишней. Несмотря на притягивающее название, красные плоды этого растения несъедобны. А вот паслён с ничего не говорящим наименованием Шультеза порадует Вас обилием съедобных ягод. Кстати, растёт он не только в комнатной культуре, но и как дикое растение, которое часто ошибочно принимают за паслён чёрный.

Будьте бдительны! Во многих паслёновых культурах содержатся алкалоиды, — именно поэтому они ядовиты. К характерным представителям опасных растений можно отнести дурман обыкновенный, белену и красавку(беладонну).

Будьте здоровы

Овощные паслёновые, ягоды которых можно употреблять в пищу, дают плоды с весьма богатым и разнообразным химическим составом. они насыщены крахмалом, различными сахарами и кислотами(особенно яблочной и лимонной), витаминами, солями, а также имеют ряд других соединений, специфических для каждого вида.

На моём блоге Вы найдёте не одну статью по агротехнике выращивания, биологии, уходу и полезных свойствах самых распространённых и самых любимых нами культур из семейства паслёновых — это помидоры, картофель, перец, баклажаны. Есть рекомендации и по выращиванию хоть и менее распространённых, но не менее интересных перспективных культур — физалиса и пеппино. 

Искренне надеюсь, что статья была Вам полезна, дорогие мои читатели! До новой встречи! 

agro-gid.com

Характерные особенности растений семейства Паслёновые

Данные об авторе

Автор(ы): 

Перова Елена Тимофеевна

Место работы, должность: 

Больше-Ломовисский филиал МБОУ Пичаевской СОШ

Регион: 

Тамбовская область Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

основное общее образование

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

6 класс

Предмет(ы): 

Биология

Цель урока: 

Расширение знаний о многообразии покрытосеменных класса Двудольные на примере Пасленовых.

Тип урока: 

Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: 

1.Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. - М.: Издательский дом «Дрофа», 2005 год

2. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Многообразие живой природы. Растения. - М.: Дрофа, 2008 год

3. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники», ТрайтакД.И., Трайтак Н.Д.: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 3-е издание, испр. и перераб.- М.: Мнемозина, 2009.

Используемая методическая литература: 

1. Ишкина И.Ф. Биология. Поурочные планы.- Волгоград. 2002 год

2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. - М.: «ВАКО», 2005 год

Используемое оборудование: 

Проектор, компьютер,  интерактивная доска, презентация, таблица «Паслен черный», модель цветка картофеля, муляжи баклажана, томатов, гербарии.

Используемые ЦОР: 

Презентация, ребус в интернете, пазлы в интернете.

Краткое описание: 

Слайдовая презентация используется для сопровождения всего урока. Демонстрация цветков, плодов растений семейства Паслёновые. Дополнительно используются материалы из сети Интернет: авторские пазлы и ребус.

Тема: «Характерные особенности растений семейства Паслёновые».

 

Цель:Расширение знаний о многообразии покрытосеменных класса Двудольные на примере Пасленовых.

Задачи:

-научить по совокупности признаков определять к какому классу, семейству относится данное растение;

-познакомить с многообразием дикорастущих и культурных форм паслёновых;

- учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы.

Используемое оборудование: проектор, компьютер,  интерактивная доска, презентация, таблица «Паслен черный», модель цветка картофеля, муляжи баклажана, томатов, гербарии.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I.Организационный момент

II. Проверка качества усвоения ранее изученного.

Несколько учеников выполняют индивидуальные задания разной степени сложности.

Задание № 1. Из ряда понятий убрать лишнее.

1.Я  яблоня, слива, вишня, сосна (сосна)

2.Яблоко, костянка, боб, много костянок (боб)

3.Венчик, чашелистик, тычинка, корень (корень)

4.Лепестков -5, тычинок – много, чашелистиков -5, пестиков – 4(пестиков -4)

5.Земляника, подорожник, клевер, картофель (подорожник)

Задание №2.

На классной доске написать формулу цветка вишни.

 (Формула цветка – Ч5 Л5 Т∞П1)

Задание №3. Отметить правильный вариант ответа.

1)Основной признак покрытосеменных растений - наличие:

А)  стебля и листьев

Б) цветков и плодов

В) семян

2) У двудольных:

А) в зародыше семени одна семядоля

Б) сетчатое жилкование листьев

В) мочковатая корневая система

3) К розоцветным относят:

А) шиповник и белену

Б) боярышник и айву

В) розы и капусту

4.В цветке груши тычинок:

А) пять

Б) много

В) восемь

5.Листья шиповника:

А) Тройчатые

Б) перистые

В) пальчатые.

В это время классу предлагается отгадать загадки.

1.      Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили?

(Картофель)

2.В огороде вырастаю, а когда я созреваю,

Варят из меня томат, в щи кладут и так едят.

(Помидоры).

К какому семейству относятся растения, о которых шла речь в загадках?

Ответ: Пасленовые

- А к какому классу относятся эти растения? (Двудольные).

- По каким признакам шиповник, картофель, капусту  отнесем к одному классу?

(Стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, две семядоли в зародыше семени, цветки четырехчленного или  пятичленного типа).

- А по каким признакам мы объединяем растения в семейство? ( По строению цветка и плода).

Так какое семейство растений мы сегодня изучим?

Давайте определим задачи на урок.  

Выслушивается мнение учеников и учитель подводит итог.

Сегодня мы завершаем изучение семейств растений, относящихся к классу Двудольные, знакомством с семейством Пасленовые. В ходе урока мы должны научиться выявлять общие признаки растений этого семейства,  познакомиться с многообразием и значением растений этих семейств.

III. Изучение нового материала

На предыдущем уроке вы получили задание подготовить сообщения о растениях, относящихся к Паслёновым. Сейчас мы заслушаем  докладчиков.

Особенности строения растений семейства Пасленовые.

А сейчас возьмите гербарий, пользуясь определителем, определите предложенное вам растение.

 Заполните схему:

Царство

Отдел

Класс

Семейство

Род

Вид

Каждый ученик самостоятельно определяет предложенное растение. Проверяется правильность выполнения задания.

Динамическая пауза

Внимательно рассмотрите модель цветка и назовите общие признаки семейства. Каково строение цветков и плодов у растений, которые объединяются в семейство Пасленовые?

Цветки одиночные или собраны в соцветия?

Определите тип соцветия.

Признаки

Семейство Паслёновые

Строение цветка

* Ч (5) Л (5) Т 5 П 1

Соцветие

Завиток

Плод

Ягода или коробочка

Заслушиваются сообщения учащихся:  «Паслен черный - характерный представитель семейства Пасленовые», «Картофель, томаты, баклажаны – продовольственные культуры семейства Пасленовые», «Табак и другие опасные растения семейства Пасленовые».

 Все ученики, по ходу выступлений, заполняют у себя в тетрадях предложенную таблицу.

Разнообразие растений семейства Пасленовые

Пищевые

Декоративные

Лекарственные

Томат

Петуния гибридная

Дурман обыкновенный

Картофель

Табак душистый

Белладонна-красавка

Перец

 

 

Баклажан

 

 

Вы выслушали сообщения ваших одноклассников, заполнили таблицу, а сейчас ответьте на вопрос:

- Как вы думаете, что стало причиной крестьянских «картофельных бунтов»?

- Почему не рекомендуется использовать в пищу позеленевшие клубни картофеля?

- Важны ли для вас полученные знания? Почему?

VI. Закрепление.

Ответьте на вопросы:

1. Каковы отличительные признаки семейства Паслёновые?

2.По каким признакам эти семейства относят к классу Двудольные?

3.Как применяет человек растения данного семейства?

 

Подведение итогов урока

 

Оценка работы учеников на уроке

 

Домашнее задание:

 

Растение семейства весьма распространённое и используемое человеком - это табак.

Найдите информацию об этом растении, изучите ее и ответьте на вопрос

   Почему борьба с курением табака особенно усилилась в последние годы?

Почему категорически запрещено курить в школах и других учебных заведениях, в лечебно - профилактических учреждениях, столовых, ресторанах, транспорте и других общественных местах?

Приложения:

1.      http://LearningApps.org/display?v=akj3kteaРебус

2.      http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=23eb9490c253пазлы физалис

3.      http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=13c8bc195e37пазлы паслён

4.      http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=044f459c107cпазлы баклажан

5.      Раздаточный материал для каждого ученика.

Общие сведения о Паслёновых

В семействе более 2500 видов. Семейство включает пищевые растения (картофель, помидоры, баклажаны), декоративные (петуния гибридная, душистый табак), лекарственные (белена черная, дурман обыкновенный).

Несмотря на большое внешнее разнообразие, все пасленовые обладают общими отличительными признаками. Цветки этих растений имеют чашечку из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок и 1 пестик. Плоды у пасленовых либо ягоды (паслен черный, помидоры, картофель), либо коробочки (табак, петуния гибридная, белена черная).

1.Паслен черный – небольшое травянистое  однолетнее растение с белыми звездчатыми цветками, собранными в небольшие кисти, примерно, по пять цветков в каждой. Листья овально-удлиненные.

Паслён чаще всего называют поздникой, потому что только в конце лета у него созревают чёрные ягоды.  Черные, спелые ягоды съедобны, а зеленые плоды, листья, стебли – ядовиты.С древних времён паслён использовали в лекарственных целях. Его свежие плоды и сок листьев применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но паслён чёрный и паслён сладко – горький очень опасные растения. Они содержат вещество – соланин, которое вызывает отравление у животных и человека. Поэтому в пищу можно употреблять только зрелые плоды паслёна чёрного.

Овощные растения.

Картофель– важнейшая овощная культура, ее называют «вторым хлебом». Цветет в середине лета, образуя соцветия с белыми, фиолетовыми, розовыми цветками.  Зеленовато-белые ягоды – ядовиты.

В пищу используют клубни картофеля – видоизмененные подземные побеги.                                                                      Позеленевшими клубнями картофеля можно отравиться. Они ядовиты - содержат алкалоид – соланин.

В Европу картофель привезли испанцы после открытия Х.Колумбом Америки. Вначале картофель выращивали как декоративное растение: придворные кавалерыукрашали свои камзолы цветками картофеля, а дамы – причёски. Когда же картофель перестал быть редкостью, его стали выращивать как овощную культуру.

Появление первого картофеля в России в 17 веке связано с именем Петра 1. Он прислал из Голландии своему приближённому Шереметьеву всего 1 мешок картофеля и приказал разослать губернаторам.

Внедрение картофеля не проходило гладко. Крестьяне вначале употребляли в пищу не клубни, а ядовитые ягоды. Это вызывало отравления. Поэтому картофель стали называть «чёртовым яблоком». Позднее это название заменили на «земляное яблоко», а потом из Европы пришло слово «картофель». Это растение является теперь в нашей стране ведущей овощной культурой, и его называют «вторым хлебом».

Помидоры.Томатами эти плоды называли американские индейцы. Когда же они попали в Европу, в Италии их стали называть «золотыми плодами», что по звучанию очень напоминает слово «помидор». Отсюда и второе название этого растения. В России же вначале томаты называли «золотыми яблоками». Желтые самоопыляющиеся цветки помидора имеют пятизубчатую чашечку, венчик из 5 или более лепестков и 5 или более тычинок. Плоды – ягоды (помидоры), как у паслена, но крупнее, ярко-красные, иногда желтые или белые.

К семейству пасленовых относятся ядовитые растения. Белена черная, дурман обыкновенный, красавка-белладонна, табак курительный.

Чаще всего встречается белена черная. Лепестки ее цветков грязно-белые, покрыты сетью фиолетовых жилок.Клейко-пушистый стебель обладает неприятным запахом. Ядовито все растение. При отравлении: головная боль, учащенное сердцебиение, расширяются зрачки, затрудненное дыхание, сильное нервное возбуждение, сухость во рту. «О человеке, ведущем себя не сдержанно, буйно, говорят, что он взбеленился. Выражение это имеет прямое отношение к белене чёрной, растущей на пустырях. Это одно из самых ядовитых растений. Авиценна более тысячи лет назад писал: «Белена - яд, который причиняет умопомешательство, лишает памяти и вызывает удушье и бесноватость». Человек, попробовавший это растение, действительно становится похожим на сумасшедшего - совершает несуразные поступки, говорит страшные вещи, ему что-то мерещится (отсюда появилось выражение "белены объелся"). Особенно опасны плоды растения ­коробочки с мелкими семенами, которые по внешнему виду практически не отличаются от семян мака.  

 

Ядовитые пасленовые не следует брать в руки.

Не менее распространенное выражение «одурманить» связано с другим растением - дурманом. Дурман обыкновенный, как и белена, - сорняк. Когда-­то благодаря красивым цветкам его выращивали в Европе на клумбах как декоративное растение. Цветки дурмана длиннотрубчатые с характерным запахом,  опыляются преимущественно длиннохоботковыми ночными бабочками, которые отовсюду летят на запах дурмана, пренебрегая другими растениями. Плоды-коробочки покрыты шипами. Ядовито все растение, но наиболее часты отравления семенами. Ядовитые вещества, содержащиеся в дурмане, оправдывают его название. Они обладают действительно дурманящими свойствами: вызывают головокружение, галлюцинации, т.е. действуют на центральную нервную систему человека.

На Северном Кавказе и в Южной Европе растет - белладонна, или красавка. С этим растением связано много преданий. Считается, что латинское название рода Atropa (атропа) заимствовано из древнегреческого мифа. Он повествует о том, как три богини, обитающие в подземном мире, распоряжаются судьбами людей. Одна из них - неотразимая Атропа может в любой момент без сожале­ния перерезать нить человеческой жизни. Действительно, подобно грозной богине смерти, растение может оборвать человеческую жизнь, для чего достаточно съесть несколько его сочных, напоминающих вишню ягод. Название растения – «bеllа donna» означает по-итальянски «красивая женщина». Женщины Древнего Рима, а позднее Италии и Испании использовали сок белладонны для закапывания в глаза, при этом зрачок сильно расширялся, и глаза приобретали таинственный блеск. А если соком ягод натирали щеки, то на них появлялся румянец. Отсюда и слава растения, придающего красоту женщине, а также русское название «красавка». Сейчас атропин (вещество, содержащееся в соке белладонны) - незаменимое средство для расширения зрачков. Эту процедуру используют при лечении некоторых глазных болезней. Но передозировка атропина может привести не только к зна­чительным расстройствам зрения, но и к общему отравлению. В народе белладонна известна под именами «сонная одурь» и «бешеная вишня», указывающими на симптомы вызываемого ею отравления (наблюдается расстройство психики с галлюцинациями, учащается сердцебиение, возможна потеря сознания). В истории описан случай, когда шотландцы, отравив соком красавки бочки с пивом, оставили их ворвавшимся в страну датчанам. Решив отпраздновать победу, датчане выпили трофейный напиток и впали в оцепенение. Возвратившиеся шотландцы без труда расправились с захватчиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файлSize
Сжатая ZIP-папка.zip3 MB

www.openclass.ru

Конспект урока биологии "Семейство паслёновых"(7 класс)

Урок биологии. ТЕМА: Семейство паслёновых.

Класс: 7

Цель урока:

Образовательные: познакомить с отличительными признаками растений

семейства пасленовые, их многообразием и использованием растений

человеком;

Коррекционно–развивающие: учить анализировать, сравнивать, обобщать,

выделять главное, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, воспитывать нетерпимость к

вредным привычкам. Словарь: паслёновые, технические культуры, дурман, белена, петуния, душистый табак.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация в Power Point, сигнальные карточки, памятки, набор картинок с изображением растений разных семейств, карточки с признаками однодольных и двудольных растений.

Ход урока: 1. Организационный момент

1) Приветствие: Добрый день, ребята. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. На меня все посмотрели, Улыбнулись и тихонько сели. - Пусть вам сопутствует доброе настроение во время всего урока и помогает успешно справляться с заданиями.

2)Сообщение темы и целей урока. -сегодня на уроке мы продолжим знакомство с цветковыми растениями; - будем учиться выявлять общие признаки растений, которые объединяются в одно семейство; - находить у растений признаки класса двудольных.

II. Проверка домашнего задания - Вспомните, на какие две группы делятся цветковые растения? 1. Распределите признаки однодольных и двудольных растений.

На доске расположены карточки, на которых написаны признаки однодольных и двудольных растений. Ученик распределяет карточки с признаками, проговаривая их.

Однодольные Двудольные

в семени 1 семядоля в семени две семядоли

мочковатая корневая система стержневая корневая система

дуговое и параллельное сетчатое жилкование листьев жилкование листьев

2. Какой класс растений мы изучаем в настоящее время? (класс двудольные) 3. С каким семейством из этого класса мы знакомились на предыдущих уроках? (семейство розоцветные) 4. Назовите растения, принадлежащие к семейству розоцветные. (Яблоня, груша, слива, вишня, шиповник, роза, лапчатка, сабельник, земляника, малина)

5. Приведите примеры растений, у которых плоды употребляют в пищу (яблоня, груша, земляника, малина, вишня и т.д.) 7. Приведите примеры растений используемых в медицине (боярышник, сабельник, шиповник, рябина, черёмуха) 8. Назовите цветочно – декоративное растение семейства розоцветные (роза)

III. Актуализация опорных знаний

Чтобы узнать с каким семейством мы будем знакомиться на уроке, нам необходимо разгадать кроссворд.

1. Хоть жжет его солнце, одет он в суконце, А сукно золотистое, тонкое и чистое. (Персик)

2. Царицей цветов я зовусь. На вид я прекрасна, нежна, Но тронешь меня невзначай, почувствуешь, как я сильна. (Роза)

3. На сучке висят шары, посинели от жары. (Слива)

4. Не жил в ягоде жучок, и не кушал червячок,А сорвал её с куста, глядь - середка вся пуста. (Малина)

5. На лесной полянке –

Красная девица.

Чтоб её увидеть,

Надо поклониться (Земляника)

6. Живёт полезный кустик,Дотронешься – укусит. На розу очень я похож,Колюсь, хотя я и не ёж. (Шиповник)

7. Круглое, румяноеЯ расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

8. Долгоножка хвалится: я ли не красавица?А всего - то косточка да красненькая кофточка. (Вишня)

9. Появились бубенчики - белые горошки,Распустились колокольчики на зеленой ножке. (Ландыш)

10. Дерево с белоснежными пахучими цветами и вяжущими плодами. (Черемуха)

(СЛАЙД 2) img2

- Скажите, почему слово ландыш написано в кроссворде буквами другого цвета? (потому что оно не относиться к семейству розоцветные) - Прочитайте слово по вертикали и вы узнаете, с каким семейством мы будем знакомиться на уроке. (Пасленовые) - Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с семейством паслёновые, узнаем его общие признаки, познакомимся с представителями растений семейства пасленовые.

IV. Изучение нового материала

Тема урока: « Семейство паслёновые. Общие признаки паслёновых.» (СЛАЙД 3)

- Запишите тему урока в тетрадь. – На уроке ы получите информацию об отличительных особенностях растений данного семейства. На столе каждого из вас лежат памятки, в них указаны те признаки семейства, на которые мы сегодня обратим внимание, знакомясь с пасленовыми. (У учащихся на парте лежат памятки) (СЛАЙД 5)

Название семейства

Жизненные формы растений данного семейства

Особенности строения цветка и соцветия

Типы плодов

Особенности строения корневой системы, стебля, листьев

Представители семейства, использование их человеком

Начинаем собирать портфолио семейства паслёновые.

Название семейства нам уже известно . (СЛАЙД 6) Растения семейства паслёновые пришли к нам из Южной Америки. Их насчитывается около 3000 видов растений. Жизненные формы паслёновых разнообразны. Большинство растений - травянистые, хотя на родине встречаются кустарники и даже деревья. - От какого растения получило название это семейства? (Паслён) (СЛАЙД 7) - Знакомо ли вам это растение? Где вы его встречали? (его можно встретить на огородах, в поле) - Пробовали ли вы ягоды паслёна? Какие они на вкус? - Паслён чаще всего называют поздникой, потому что только в конце лета у него созревают чёрные ягоды. С древних времён паслён использовали в лекарственных целях. Его свежие плоды и сок листьев применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но паслён чёрный очень опасное растение. Оно содержит вещество, которое вызывает отравление у животных и человека. Поэтому в пищу можно употреблять только зрелые плоды паслёна чёрного. Кроме паслёна к этому семейству относятся: Картофель (СЛАЙД 8) Томат (СЛАЙД 9) Перец (СЛАЙД10) Баклажан (СЛАЙД11) Почему эти растения объединили в одну группу? По какому признаку растения объединяют в семейство? (строение цветка, плода) Знакомство со строением цветка (по словесной инструкции) (СЛАЙД 12)

a) Рассмотрите схему цветка паслёна. Найдите чашечку, венчик, тычинки и пестик.

б) Подсчитайте число чашелистиков, лепестков венчика, тычинок и пестиков. Запишите формулу цветка в тетрадь.

в) Расскажите о строении цветка паслёна, используя рисунок.

(В цветке пять чашелистиков, пять лепестков венчика, пять тычинок, один пестик)

г) соберите формулу цветка на доске (ученик собирает формулу цветка из карточек)

Ч(5) В(5) Т5 П 1

- У семейства паслёновые встречаются растения с мелкими цветками, собранными в соцветия (паслён, белена, картофель) (СЛАЙД 13)

Не редкость и крупные, одиночные цветки (петуния, дурман) (СЛАЙД 14)

- Какие плоды встречаются у паслёновых? (ягода, коробочка) (СЛАЙД 15) , (СЛАЙД 16)

- Семя состоит из двух семядолей

( СЛАЙД 17) Особенности строения корневой системы, стебля, листьев:

8) какая корневая система у паслёновых (стержневая)

9) Стебель у паслёновых …(прямостоячий)

9) Какие листья у паслёновых? (простые, с сетчатым жилкованием)

- Почему же рассматриваемые растения объединили в одну группу паслёновые?

Вывод:  изучаемые растения относятся к паслёновые, так как имеют сходные признаки.

1. Первичное закрепление знаний. (Работа с учебником)

Опираясь на таблицу, расскажите о признаках паслёновых растений

Признаки паслёновых

Корневая система

стержневая

Стебель

Прямостоячий

Листья

Простые, с сетчатым жилкованием

Соцветие

Одиночные цветки, кисть

Цветок

5 лепестков, 5 тычинок, 1 пестик

Плод

Коробочка или ягода

Семя

две семядоли

Скажите, почему паслёновые относятся к классу двудольных ?

Вывод: паслёновые растения являются двудольными, так как имеют стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, семя содержит две семядоли.

ФИЗМИНУТКА:

- наклоны головы назад, вперёд;

- повороты головы влево, вправо;

- махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот…

- быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти;

- круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль.

2. Элемент проектной деятельности.

(СЛАЙД 18) - Какие культуры изображены на слайде?

- Для чего люди выращивают эти культуры? (в пищу)

- Каким словом можно назвать растения, изображённые на экране? (овощные)

- Чем полезны овощи?

Верно. В них содержится большое количество полезных для человека веществ.

Рассказы детей.

1. Картофель. Клубни картофеля не только питательны, но и целебны. В них содержится большое количество минеральных солей, которые способствуют выведению воды и поваренной соли из организма. Крахмал даёт энергию нашему организму.

2.Томат (помидор) содержит множество полезных веществ: витаминов и минеральных солей, а также каротина. Это низкокалорийный диетический продукт, который обладает отличными вкусовыми качествами. Витамины С и А, которые содержатся в плодах томата, укрепляют иммунитет организма и помогают противостоять различным болезням. Особые вещества в томатах улучшают настроение. Ешьте помидоры и будете всегда бодры и веселы!

3.Баклажаны полезны людям с заболеваниями сердца и кровеносных сосудов, склонным к накоплению избыточного веса и ожирению. Плоды баклажана снижают уровень сахара в крови, а значит, полезны людям, страдающим сахарным диабетом. Они помогают образованию красных кровяных телец, поэтому их рекомендуют людям страдающим анемией (малокровием).

4.Перец - безусловный лидер по содержанию витамина С. В зрелом красном перце содержится в шесть раз больше витамина С, чем в лимоне. Маленькая долька перца удовлетворит суточную потребность взрослого человека в аскорбиновой кислоте. Болгарский перец богат витамином А, (его там больше, чем в моркови) который, как известно, стимулирует рост волос и ногтей, благотворно влияет на состояние кожи, замедляет процесс старения. Особенно важно употреблять сладкий перец в период активного роста, так как витамин А участвует в формировании зубов и костей. Перец нужно кушать людям склонным к плохому настроению. Он полезен для людей с заболеванием сердца, печени, для тех, у кого пониженное давление.

Кроме овощных растений в составе семейства есть растения лекарственные, цветочно-декоративные. (СЛАЙД 19)

- Составьте схему со слайда в тетради. (учащиеся работают в тетрадях)

- Познакомимся ближе с лекарственными и цветочно – декоративными растениями семейства паслёновые. К лекарственным растениям относятся дурман и белена. Растения - ядовиты. Ядовиты все части растений. (СЛАЙД 20)

Белена растёт по обочинам дорог, на пустырях, во дворах и в огородах, то есть встречается недалеко от тех мест, где живёт человек. Цветки грязно-жёлтого цвета с фиолетовыми прожилками. Во время цветения от растения идет довольно неприятный запах. Даже животные, у которых гораздо чувствительнее обоняние, обходят белену стороной. Плод – коробочка, семена по внешнему виду напоминают маковые— мелкие, тёмно-коричневого цвета, появляются в конце лета. Белена — очень ядовитое растение , причём ядовиты все части растения, особенно семена. Больше всего страдают дети, которые путают семена белены со съедобными семенами. Симптомы отравления (спутанность сознания, жар, сердцебиение, сухость во рту, нарушение зрения и др.) проявляются уже через 15—20 минут.

Дурман. Цветки издают сильный дурманящий запах. Ядовитые вещества содержатся в плодах и семенах. Растения используются в медицине.

Препараты из этих растений оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему, обладают обезболивающим эффектом.

Ядовитым растением является табак. (СЛАЙД 21)

- Что изготавливают люди из табака? (сигареты)

- Какое ядовитое вещество в них содержится? (в них содержится вещество – никотин)

У людей употребляющих табак развивается такое заболевания как рак, у них страдает память, внимание.

Цветочно-декоративные растения: петуния, душистый табак (СЛАЙД 22)

- Для чего выращивают цветочно – декоративные культуры? (для красоты)

Они радуют людей прекрасными цветами и неповторимым нежным ароматом.

(СЛАЙД 23)

Мы познакомились с представителями семейства

- О многих растениях, с которыми мы познакомились на уроке, будем говорить на последующих занятиях, научимся выращивать некоторые из них, посеем семена цветов и вырастим цветочную рассаду для пришкольного участка. Пополним портфолио интересными материалами.

V. Закрепление:

- Соотнесите название растений и их изображения. (СЛАЙД 24)

У вас на столе лежат карточки с буквами А, Б, В, Г, Д, Е, которыми вы можете воспользоваться. Я называю растение, а вы показываете букву, под которой оно изображено.

- К какому семейству относятся изображённые растения? (паслёновые)

- Работа с муляжами. Достать из вазочки только те плоды, которые относятся к растениям семейства паслёновые (задание для слабого состава учащихся)

- Разложите на группы растения изображённые на карточках. (у каждого ребёнка на парте набор карточек с изображением растений из семейства паслёновые и розоцветные: белена, картофель, земляника, баклажан, груша, яблоко, петуния, томат, дурман)

- Сколько групп у вас получилось? (две)

- К каким семействам относятся растения изображённые на карточках? (паслёновые и розоцветные)

- К какому классу относятся эти семейства? (к классу двудольные)

VI. Итог:

- Как использует человек растения семейства паслёновые? (употребляет в пищу, изготавливает лекарства, украшает свои жилища).

Оценивание детей.

Домашнее задание: прочитать текст «Общие признаки паслёновых», дополнить схему, которую записали в тетрадь, названиями растений семейства паслёновые из текста.

Рефлексия (СЛАЙД 25)

Дополните предложения, которые вы видите на экране:

- Сегодня на уроке я…

- Самым интересным для меня…

- Урок мне…

(СЛАЙД 26)

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта