Природная зона тундра животные и растения. Конспект открытого урока по теме: "Животный и растительный мир Севера. Природная зона тундра. Люди в тундре"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Тундра - это природная зона. Краткое описание. Природная зона тундра животные и растения


это природная зона. Краткое описание

Тундра — это где? Далеко не все способны ответить на этот, казалось бы, несложный вопрос. Давайте разберемся. Тундра — это природная зона (точнее, вид зон), лежащая за северной лесной растительностью. Почва там вечномерзлая, не заливаемая речными и морскими водами. Снежный покров редко превышает 50 см, а порой и вовсе не покрывает землю. Вечная мерзлота и постоянный сильный ветер отрицательно влияют на плодородие (гумус, не успевший «дозреть» летом, выдувается и вымораживается).

Этимология термина

В принципе, тундра — это понятие общее. Здесь все-таки необходимы некоторые уточнения. Тундры на самом деле могут быть разными: болотистыми, торфяными, каменистыми. С севера они ограничены арктическими пустынями, а вот их южная сторона является началом Арктики. Главной чертой тундры считаются заболоченные низменности с высокой влажностью, многолетней мерзлотой и сильными ветрами. Растительность там сравнительно скудная. Растения прижимаются к почве, образуя множественные переплетающиеся побеги (растительные «подушки»).

Само понятие (этимология термина) было заимствовано у финнов: слово tunturi означает «безлесая гора». Долгое время выражение это считалось провинциальным и официально не принималось. Возможно, понятие укоренилось благодаря Карамзину, который настаивал на том, что «это слово должно быть в нашем лексиконе», поскольку без него сложно обозначить обширные, низкие, безлесые равнины, заросшие мхом, о которых могли бы говорить путешественники, географы, поэты.

Классификация

Как уже говорилось, тундра — это понятие обобщенное. На самом деле она подразделяется на три основные зоны: арктическую, среднюю и южную. Рассмотрим их чуть детальнее.

  1. Арктическая тундра. Эта подзона травянистая (преимущественно). Характеризуется полукустарниками подушкообразных форм и мхами. «Правильных» кустарников нет. Имеет множество глинистых голых участков и бугров мерзлотного пучения.

  2. Средняя тундра (ее называют типичной) преимущественно моховая. Возле озер присутствует осоковая растительность со скромным разнотравьем и злаковыми. Здесь можно увидеть ползучие ивы с карликовыми березками, лишайники, скрытые мхи.

  3. Южная тундра — это преимущественно кустарниковая зона. Растительность здесь зависит от долготы.

Климат

Климат здесь довольно суровый (субарктический). Именно поэтому фауна в тундре весьма скудная — далеко не все животные способны вынести столь сильные ветра и холода. Очень редко встречаются представители крупной фауны. Поскольку основная часть тундры расположена за Полярным кругом, зимы здесь не только значительно суровее, но и гораздо продолжительнее. Длятся они не три месяца, как обычно, а в два раза дольше (называются полярными ночами). В это время в тундре особенно холодно. Континентальный климат диктует суровость зимы. Зимой средняя температура в тундре составляет -30 ºС (а порой и ниже, что тоже не редкость).

Как правило, климатического лета в тундре нет (оно очень короткое). Август считается самым теплым месяцем. Средняя температура в это время составляет +7-10 °C. Именно в августе оживает растительность.

Флора, фауна

Тундра — это царство лишайников и мхов. Иногда можно встретить покрытосеменные растения (чаще это невысокие злаки), невысокие кустарнички, карликовые деревья (береза, ива). Типичные представители животного мира — лисица, северный олень, волк, снежный баран, заяц-русак, лемминг. Встречаются в тундре и птицы: белокрылая ржанка, подорожник лапландский, белая куропатка, полярная сова, зуек, пуночка, краснозобый конек.

Тундра — это «край земли», водоемы которого богаты рыбой (ряпушка, чир, омуль, нельма). Пресмыкающихся практически нет: из-за низких температур жизнедеятельность холоднокровных просто невозможна.

fb.ru

Природная зона России Тундра, план описания и харакетристика (почва, животные)

Название

характеристики

Арктическая тундра (средняя и южная)

Альпийская тундра

Рельеф

Равнинный, присутствуют небольшие холмы пинго, образованные вследствие накапливания воды под землей, её замерзания зимой и, после этого, как бы «выталкивания» грунта наружу.

Смешанный, горно-равнинный.

Почвы

Почвы – молодые, сформировались из обломков осадочных пород, которые были «перенесены» сюда при отступлении ледников. Органический, гумусовый слой, очень мал, его плодородность низкая.

Климат

Климат суровый, экстремальный. Характерны полугодовые периоды света и темноты (арктический ночь и день). Зима длится 8-10 месяцев. Средняя температура: –17 градусов. Летом возможен прогрев до +4, а зимой столбик термометра часто опускается ниже -32 градусов. Влажность низкая, всего 136 мм. Из-за того, что температура практически всегда ниже уровня замерзания, то достаточное питание почвы влагой невозможно, что и объясняет её бесплодие.

Климат чуть мягче, Возможен прогрев воздуха до +18 градусов летом. Влажность чуть более высокая, весной и в начале лета возможны осадки в виде дождей.

Флора

Растительный мир из-за климата и почв скуден. Лесов здесь нет. Сам термин «тундра» происходит от финского слова «tunturia», что означает «равнина без леса». Самые распространённые растения: мхи, лишайники, низкорослые кустарники, травы. Они имеют определённые особенности, которые позволяют им пережить холода. Есть также и растения с вечнозелёной листвой: брусника, голубика, багульник.

Растительный мир более разнообразный, распространены травы, кустарники, карликовые деревья.

Фауна

Самые распространённые животные тундры: северный олень, овцебык, лось, волк, песец. Можно встретить белого и бурого медведя, полярного зайца. В этой природной зоне обитает много птиц и насекомых. Все животные приспособились к суровым климатическим условиям: густой мех, перья, маскировочная окраска.

Природные ресурсы

Нефть, газ, минеральные ресурсы, например, железо, большое количество биологических ресурсов.

Этническая характеристика зоны

Коренными народами российской тундры являются ненцы, саамы, кочевники-оленеводы.

Значение для человека

Регион богат минеральными и биологическим ресурсами. Основная польза тундры заключается в удержании больших объемов углерода в почве, что положительно сказывается климате планеты.

Экологические угрозы

Для региона наибольшей опасностью является деятельность человека, которая может привести к разрушению хрупкой экосистемы. В тундре наблюдается: таяние вечной мерзлоты, истощение озонового слоя и потепление, загрязнение воздуха и почвы.

Охрана зоны

В России работают программы, которые призваны защищать экосистему тундры. Открыты заповедники: Лапландский, Алтайский, Таймырский, заповедник на острове Врангеля.

obrazovaka.ru

Природная зона Тундра в России (описание, на карте): природа, животные, заповедники, природные явления тундры.

Ландшафты зоны Тундра занимают крайнюю северную часть материка Евразия и часть его островов: Вайгач, Колгуев, остров Врангеля, Новосибирские острова, а также Южный остров Новой Земли. Южная граница зоны идет от берегов Варангер – Фиорда на Кольском полуострове к южному течению Поноя, затем вдоль 67 ° с. ш. пересекает Печору у Нарьян–Мара. В пределах полярного Урала тундра занимает верхний пояс горных хребтов. За Уралом граница проходит также вдоль 67 ° с. ш., восточнее Тазовской губы она отклоняется к северу и пересекает Енисей под 69 ° с. ш.. Далее она направляется к Анабару, отклоняясь местами почти до 73 ° с. ш., идет к дельте Лены, Нижнеколымску, к среднему течению Анадыря и подходит к Гижигинской губе. Тундровые природные комплексы распространены в пределах Парапольского дола, спускаются до 60 ° с. ш. между материком и полуостровом Камчатка. Площадь тундр занимает более 3 млн. км кв, включая горные тундры, что составляет 13,4 % территории России.

Тундра на карте природных зон России.

Для большей части характерный равнинный рельеф и только на Кольском полуострове, вблизи Урала и к востоку Енисея имеются значительные возвышенности и горы. Наиболее северная, арктическая тундра скованная морозами и снегами, где на пути чаще встретишь животное, чем человека, зловещая и неприступная. Здесь средняя температура летом не превышает +5 ° С. Вдоль южной границы зоны более + 12 ° С. Весна приходит поздно в мае месяце. Плюсовые температуры сменяются отрицательными начиная с сентября. На севере Таймыра безморозный период отсутствует. Короткое лето длится всего два месяца – июль — август. В редкие жаркие дни температура поднимается до + 35 °.

Наибольшее количество осадков выпадает в тундрах Мурманского побережья, к востоку они снижаются. Большая их часть приходится на летний период (80 – 90 %), зимой они составляют не более 10 – 20 %. Реки многоводные, зимой на них образуются наледи. Вследствие низкой испаряемости, тундрово-глеевые почвы зоны переувлажнены, поэтому обширные территории укрыты болотами и заболоченными почвами (не менее 50 % зоны). В южной тундре образуются тундрово-торфянисто-глеевые и тундро-мерзлотно-болотные почвы.

Зимой солнце в тундре месяцами вовсе не показывается над горизонтом. На необъятных заснеженных просторах свирепствует пурга, выдувая тучи обледеневшего снега с возвышенностей. В это время наступает долгая и безутешная полярная ночь. Лишь иногда снежную зловещую пустыню освещает луна или разноцветные вспышки Северного сияния. Блестящая дуга самых разных цветов сияет в небе, словно огромная радуга, из которой то и дело вылетают вверх тысячи красных и желтых лучей.

С приходом лета, наступает полярный день. Солнце находится на небосводе 24 часа в сутки, как бы компенсируя зимний недостаток света. Чем длиннее полярный день в тундре, тем дольше будет длиться полярная ночь.

В суровых климатических условиях выживают лишь наиболее стойкие растения – мхи, лишайники, водоросли. По большей части преобладают растения с вечнозеленой листвой: брусника, голубика, багульник, кассандра, водяника. Широко распространены ивы и карликовые березы.

Среди животных типичными обитателями зоны являются северные олени, песцы, лемминги, волки, лисицы, горностаи. Из птиц на зиму остаются куропатки и полярные совы.

В зоне Тундра созданы несколько крупных государственных заповедников, благодаря которым есть надежда сохранить первозданную необычайность этих удивительных мест и исчезающие виды животных и растений. Лапландский государственный заповедник, государственный заповедник «Остров Врангеля», Таймырский и Алтайский заповедники.

Дикая природа России 2 (Арктика)

https://www.youtube.com/watch?v=2NP8NOQM8zs

Документальный фильм о Российском севере. Совместная работа с Корейским телеканалом SBS. Все воздушные съёмки Air Sport Russia. Правда, перевода сделать почему то не удосужились, или я не нашел 🙂

webmandry.com

Природная зона тундра: характеристика, географическое положение, природные условия и климат, почвы, проблемы Тундры.

Природная зона тундры расположена в северном полушарии на северном побережье Евразии, Северной Америки и некоторых островах субполярного географического пояса, занимая около 5 % суши. Климат зоны субарктический, характеризующийся отсутствием климатического лета. Лето, которое длится всего несколько недель — прохладное, со средними месячными температурами, не превышающими +10 – + 15 ° С. Осадки выпадают часто, но общее их количество небольшое – 200 – 300 мм за год, большая часть которых приходится на летний период. Из-за низких температур, количество скопившейся влаги превышает испарение, что приводит к образованию обширных водно-болотистых территорий.

Зима долгая и холодная. В этот период столбик термометра может опускаться до -50 ° С. В течение всего года дуют холодные ветра: летом со стороны Северного Ледовитого океана, летом – со стороны материка. Характерной особенностью тундры является вечная мерзлота. Небогатый животный и растительный мир приспособлен к суровым условиям существования. Тундро глеевые почвы зоны содержат небольшое количество гумуса и перенасыщены влагой.

Почва тундры.

Смотрите географическое положение зоны тундры на карте природных зон.

Арктическая тундра – бедная на растительность зона, расположенная между Северным полюсом и хвойными лесами тайги. Зимой вся вода здесь замерзает, и местность превращается в заснеженную пустыню. Под снегом находится слой промерзшей почвы толщиной примерно 1,5 км, который летом прогревается на 40 – 60 см. Полярная ночь длится месяцами. Дуют сильные ветра, земля трескается от мороза. В тундре Гренландии скорость ветра может достигать 100 км/час. Даже летом здешний пейзаж не радует глаз разнообразием. Везде россыпи щебня и голый суглинок. Только кое-где просматриваются пятна и полосы зелени. Поэтому и называют эти места пятнистой тундрой.

Там, где лето продолжительнее, где земля прогревается глубже, а зимой больше снега, широкой полосой тянется мохово-лишайниковая (типичная) тундра. Растительный мир здесь богаче и многообразнее. Летом, играя водами, сверкают на солнце реки и озера, окруженные яркой цветущей растительностью. В середине лета наступает Полярный день, который длится несколько месяцев. В типичной тундре преобладают травянистые растения, представленные осокой, мытником болотным, пушицей. В долинах рек и на защищенных от ветра склонах растут карликовые березы, ольха, полярная ива, можжевельник. Они очень низкие и не поднимаются выше 30 – 50 см. Низкорослость способствует максимальному использованию тепла верхних слоев почвы летом и лучшей защите снежным покровом от ветра и мороза зимой. По высоте кустарника в тундре измеряют толщину снега.

Большую часть тундры используют, как летние пастбища для оленей. Ягель, которым питаются олени, растет очень медленно, всего 3 – 5 мм за год, поэтому одно и то же пастбище нельзя использовать несколько лет подряд. Для восстановления лишайникового покрова требуется 10 – 15 лет.

Сложные климатические условия, постоянная борьба за выживание – не единственные проблемы современной тундры. Строительство нефтепроводов, загрязняющих почву и водоемы, использование тяжелой техники, уничтожающей и без того бедный растительный покров приводит к сокращению территорий пастбищ, гибели животных и ставит этот регион на грань экологической катастрофы.

См. Характеристика зоны лесотундра.

webmandry.com

"Животный и растительный мир Севера. Природная зона тундра. Люди в тундре"

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • формировать знания учащихся об особенностях природы Севера, животном и растительном мире. Формировать умение определять природную зону по основным признакам.
  • познакомить с характерными особенностями тундры, её растительным и животным миром. Установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий.
  • развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.
  • помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны. Формировать представление детей о единстве природы и человека.

Уметь: определять по основным признакам природную зону.

Знать: особенности природы Севера, её растительный и животный мир.

Оборудование: Карта природных зон. Атласы по природоведению. Гербарий растений Севера. Глобус. Модель самолета.

Таблички с названием птиц, растений, животных.

Животные Растения Птицы
Белый медведь Лишайники Белая куропатка
Песец Ягель Белая сова
Лемминг Водоросли Стерх
Олень Грибы Гусь

Таблички:

Положение зоны Климат Почва Растения Животные Условия жизни человека

Динамические картинки с изображением животных, птиц, растений.

Индивидуальные картинки “В Арктике”, “В тундре” с динамическими картинками растений и животных. Экологическая пирамида.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Постановка учебных задач урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой природной зоной, с её положением на карте, климатом, животным и растительным миром, занятиями населения. А с какой природной зоной познакомимся, вы узнаете во время нашего путешествия. Во время путешествия вы покажите знания по материалам предыдущих уроков.

К концу урока вы должны будете: знать особенности природы и условия жизни человека на Севере, уметь определять по основным признакам природную зону, составить экологическую пирамиду и сделать вывод, как зависит живая природа от неживой.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний, умений и навыков, мотивация, целеполагание.

На доске таблички с названиями природных зон:

Зона лесов Зона пустынь Зона тундры Ледяная зона Зона степей

- В правильной последовательности распределите природные зоны.

Индивидуальная деятельность учащихся по актуализации знаний.

Проверка. Самооценка Ледяная зона
  Зона тундры
  Зона лесов
  Зона степей
  Зона пустынь

- Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг?

/Солнце неравномерно нагревает разные участки земли. В северный районах солнечные лучи скользят по поверхности земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на землю солнечные лучи, тем сильнее нагревают они земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, а южные больше. Вот почему природа изменяется с севера./

3. Деятельность учащихся в группах по актуализации знаний.

Чтобы убедиться в этом мы отправляемся в путешествие на далекий Север на импровизированном самолете. Прежде чем отправиться, мы должны распределиться на группы:

1 группа - зоологи, 2 группа - ботаники, 3 группа - географы.

Зоология - наука о животных. Ботаника - наука о растениях. География - изучает поверхность земли, “гео” - земля, “графо” - описываю.

Работаем мы, как обычно, по памятке-плану характеристики природной зоны.

1. Расположение. 2. Климат: продолжительность зимы и лета, осадки и т.д. 3. Почва. 4. Растения. 5. Животные. 6. Условия жизни человека

- Во время путешествия проверим, как каждая из групп знает природную зону, которую мы изучали на прошлом уроке. Итак, в путь - на Север! Приготовиться! Пять...Четыре...Три...Два...Один...Старт! Полетели...

- А скорость-то какая! Все внизу так и мелькает!

- Как вы думаете, что там под нами сейчас, белое-белое? /Океан./

- Но океан же синий. /Смотря какой океан. Северный Ледовитый океан почти весь скован толстым, крепким льдом./

- Почему здесь, на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает?

/Коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются от снега и льда. Растопить здешнее солнце не может. Зимой здесь не бывает ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки - ночь. Полярная ночь. И тянется она полгода. Зато летом солнце совсем не заходит - сплошной день. Полярный день. Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Вот поэтому макушку глобуса и окрасили в белый цвет./

- Итак, что же это за зона? /Ледяная зона/

4. Работа с картой “Природные зоны” по группам.

- Покажите ее на карте и расскажите о её расположении.

Первым слово предоставляется географам. /Ученик показывает на карте и рассказывает. На островах Арктики расположена ледяная зона. Арктика – это все огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами./

- Расскажите о климатических особенностях этой зоны.

/Лето короткое, холодное. Летом в Арктике - полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается - темнота! В небе светит луна, мерцают звезды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния - словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в темном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается до -60°./

5. Организация поиска на проблемный вопрос.

-Какие живые существа могут приспособиться в условиях ледяной зоны?

/К жизни в трудных условиях ледяной зоны приспособились немногие живые существа./

Группа ботаников покажет на динамической таблице растения, которые приспособились к трудным условиям ледяной зоны. /Группы работают с индивидуальными таблицами “В Арктике”./

Группа ботаников выходит к доске и по очереди учащиеся выполняют задание - выбирают только те растения, которые приспособились к условиям ледяной зоны. /На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где встречаются мхи, полярный мак. Мхи растут во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней./

- Рассмотрите гербарии и выберите гербарий мха.

- Там, среди льдов, немало интересных животных.

- Зоологи: назовите животных и населите ледяную зону на динамической таблице.

- Группа зоологов работает с динамической таблицей. Весь класс выполняет тест по пройденной теме.

Тестовая проверка.

Вид теста 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Самооценка
т.с. 3 1 2 4             1

/т.с. - тест на усвоение содержания/

Взаимопроверка.

1. Полярный житель, не боится белого медведя, имеет могучие клыки, но при этом безобиден. 3. Морж
2. Птица, обитатель птичьих базаров, питается рыбой. Имеет обильное пуховое оперение. 1. Кайра
3. Представитель ластоногих, прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. 2. Тюлень.
4. Огромный морской зверь, который живет в просторах океана, питается маленькими рачками. 4. Кит.

А теперь, давайте проследим цепочки питания наших животных.

Составление цепочек питания.

- Есть ли связь между водорослями в океане и белыми медведями?

Белые медведи Тюлени Рыбы Рачки Водоросли

- Какая связь между белыми медведями и водорослями? /Тюлень питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него - ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздуху - и снова в воду, а зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лед головой. Иначе задохнуться можно. Вот здесь-то, возле лунок, белый медведь и подстерегает тюленя./

- Каких животных больше всего в ледяной зоне? /Птиц/

- Что они образуют? /Птичьи базары/

- Может ли загрязнение моря повлиять на птиц, живущих на берегу?

Составьте цепь питания птиц.

Птицы Рыбы Рачки Водоросли

Проверка - 1 ученик выставляет таблички на доске,

2 ученик выставляет картинки с изображениями.

/Как только выглянет после полярной ночи солнце, на скалистые северные острова слетаются тучи птиц. Еду - мелких рачков, рыбок - они добывают в море. Многие птицы - прекрасные пловцы. Например, Чистик. Он лапами подгребает, крыльями помогает./

- Как природа позаботилась о внешности животных? /Животные малозаметны и на фоне белесого неба, и на фоне снежного покрова. Внешность, как-бы маскирующая, затрудняет их обнаружение врагами./

- Но раз в Арктике повсюду снег и лед, значит, тут никто не живет?

- Как так никто? Сейчас снизимся немного, и вы увидите среди скал несколько маленьких домиков, как вы думаете, кто в них живет? /Здесь живут и работают отважные полярники. Они круглые сутки, изо дня в день следят за погодой и по радио сообщают об этом на большую землю. Потому что из Арктики ветры разносят холод далеко вглубь нашей страны. Вот полярники-метеорологи и предупреждают: холодный воздух движется туда-то и туда-то. Будьте готовы!

Приближаемся к следующей природной зоне...

- А как вы думаете, когда нам легче будет рассмотреть с воздуха эту природную зону - летом или зимой? /Летом, так как кое-где мы увидим зелень. Зимой, мы даже не заметили бы, где кончается

Северный Ледовитый океан и начинается следующая природная зона.../

6. Рефлексия по актуализации знаний.

7. Физкультминутка.

8. Формирование новых знаний и умений.

Мы продолжаем путешествие... Работа с картой.

- Покажите на карте остров, на котором находятся две природные зоны.

- Назовите его. /Остров Новая Земля/

- Как называется одна из природных зон? /На юге острова находится зона тундры/

Слово “тундра” в переводе с финского значит “бесплодная” или “враждебная”. В конце урока вы выскажете своё мнение по поводу этих слов.

- А теперь посмотрите внимательно, где она находится. Находится она южнее ледяной зоны, вдоль берегов северных морей. Найдите на карте тундру и покажите её друг другу.

Организация поиска новых знаний по учебнику по группам.

Географы расскажут о климате, об экологии. Ботаники о растениях. Зоологи о животных.

Самостоятельная индивидуальная работа по закреплению знаний с последующим согласованием в группе. Проверка.

Группа географов

- Где расположена тундра? /На севере России./

- Что характерно для зимы в тундре? /Зима долгая, холодная, а температура достигает минут 50°./

- Изобразите поверхность тундры зимой, как вы её себе представляете?

/Ответы учащихся: снег, мерзлота, которая уходит на глубину до 500 метров./

- Но за зимой приходит весна, а затем лето. Днем температура достигает 10-20 градусов тепла.

- Как вы думаете, как это отразится на почве?

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 52 и ответьте на вопрос: Почему в тундре много болот? /Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 20 до 50 см. Талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот. И еще вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха./

- К концу урока мы с вами должны выстроить модель экологической пирамиды для тундры.

- Что будет в основании? /Почва, болота./

- Чему дает жизнь почва? /Растительности./

Группа ботаников

- Населите тундру динамическими моделями растений.

1 ученик у доски - остальные на индивидуальных картинках “В тундре”.

А сейчас мы поговорим о дереве, которое является символом России. Какое это дерево? /Береза./

- И вот эту красавицу березку, стройную и высокую попробуем поселить в тундре.

Но сначала выполним физминутку.

- Представьте себя березкой. /Дети встали и подняли руки, раскачиваясь, опускают руки/

Видеозапись:...Вы стоите среди бескрайней равнины. Солнце... Воздух у земли прогревается и поднимается вверх, а на освободившееся место с севера с огромной скоростью двинулись холодные массы воздуха. Ветер раскачивает березки сильнее и сильнее. /Дети приседают опустив руки./

- Что с нашей березкой? /Да, наша красавица березка не устоит./

- Какая березка стала? /Она стала маленькой и стелется у поверхности, прячась от ветра и холода во мхах и лишайниках./ Демонстрация гербария карликовой березы, голубики, морошки, лишайников, мха.

- Проверьте, правильно ли вы населили растениями таблицу “В тундре”.

А какие животные могут здесь жить? Как они приспособились к условиям обитания?

Группа зоологов

Шерсть животных севера - густая, длинная. Оперение - густое, много пуха. Окрас?

Летом - светло-коричневый под тон растительного покрова. Зимой - светло-серый под цвет снега.

- Населите таблицу “В тундре” динамическими моделями животных, обитающими здесь.

- Как связаны между собой обитатели тундры.

Давайте проследим цепочки питания животных, обитающих в тундре.

Составление цепочек питания.

Ягель Олень Волк

 

Ягода Лемминг - Белая сова Ягода Лемминг Песец

 

Ягода Белая куропатка Белая сова

- К чему приводит нарушение человеком цепей питания?

- Как не допустить этого?

Составим экологическую пирамиду, на которой мы установим зависимость живой природы от неживой.

 

- Пирамида заполнена, стрелками укажите и объясните, как происходит движение веществ в условиях тундры. Итак, сделаем вывод. На экологической пирамиде мы проследили зависимость живой природы от неживой. Именно суровые условия обитания в тундре продиктовали вот эти разновидности растительности и животных.

Природа тундры сурова. Но перед человеком она беззащитна. Осваивая северный край, люди не должны забывать об этом. Запасы нефти, природного газа, угля нашли в этом суровом крае. И двинулись на тундру вездеходы, а так как почва болотистая, то по одному и тому же месту можно проехать только один раз. Поэтому движение в тундре во многих местах запрещено.

Интересно получается: вездеходы, тракторы калечат тундру, а бесчисленные оленьи стада пасутся и не причиняют ей никакого вреда - ягеля не убывает.

- Почему? Да, природа мудра: олени никогда не выедают ягель до конца - чуть-чуть пощиплют и дальше. Основное занятие местного населения - оленеводство. К сожалению, хозяйственное освоение тундры приносит вред природе.

9. Домашнее задание: подготовить свой проект освоения тундры, который не будет приносить вреда природе, вам жить в 21 веке. Дома прочитать все о тундре и попробовать решить проблемы, которые возникли на уроке.

10. Включение в систему знаний и повторение. Задания на обобщение, систематизацию, рефлексию.

- А сейчас проверим, как каждая из групп знает природные зоны.

Каждая группа получает лист с тестовым заданием и три минуты на его выполнение.

Индивидуальная работа в группах по комплексному повторению материала с взаимным консультированием.

1 группа - географы. Задание: установи соответствие.

Положение зоны Природная зона Климат
Вдоль берегов Северного Ледовитого океана Ледяная зона Короткое, прохладное лето, многолетняя мерзлота. Длинная морозная зима, глубокий снег зимой и сильные метели.
Северный Ледовитый океан и острова, расположенные в нем Зона тундры Лето короткое, холодно. Зима длинная, очень холодная. Полгода полярный день, полгода полярная ночь.

2 группа - ботаники.

Ледяная зона карликовая береза, полярная ива, морошка, брусника, голубика.
Зона тундры мхи, лишайники.

3 группа - зоологи

Животные Природная зона Птицы
Морж, тюлень, кит, белый медведь, касатка. Зона тундры Белая сова, гуси, белая куропатка, утки, лебеди.
Северный олень, песец, лемминг, волк. Ледяная зона Кайра, чайка, гагарка

Взаимопроверка по группам. Выполняем кроссворд.

  1. Чем занимаются люди в морях Арктики?
  2. Огромный морской зверь, который живет в просторах океана, питается маленькими рачками.
  3. Основная пища для северных оленей.
  4. Обитатель тундры.
  5. Ягода, которая растет в тундре.
  6. Хищник, который следует за оленями, охотится на больных животных.
  7. Животное, похожее на тюленя, но крупнее.
  8. Вторая природная зона в России.
  9. Основное занятие местного населения в тундре.
  10. Крупное, хищное животное с длинной шерстью и толстыми ногами.
  11. Ластоногие животные, которые питаются в море, а живут на льдинах.

Проверка. Итоги тестирования.

Вывод детей по теме урока. Причина разнообразия природных условий Земли: климат и почва определяют растительность данной местности, а также и ее животный мир.

11. Рефлексия деятельности. /Итог урока/ Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Что нового, необычного, интересного вы узнали?

-Каким способом? /С помощью научных групп мы провели исследование двух природных зон./

-Где используется ?

-Каковы результаты /класса, мои собственные, самооценка/? Что нужно сделать еще?

Путешествие закончилось. Урок окончен. Всем большое спасибо.

Приложение для детей

Приложение для учителей

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тундра

Растительный мир тундры

Каждый, кто попадает в тундру, обращает внимание на олений лишайшик, или ягель. Он служит основной пищей для сеерных оленей.

В тундре очень много различных мхов. Кроме того, здесь растут морошка, голубика, брусника.

Морошка Голубика Брусника

Удивительны карликовая берёзка и карликовая ива. Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни в тундре. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и ащищает их от морозов и ветров.

Животный мир тундры

Постоянно живут в тундре белая куропатка и белая сова.

Белая куропатка - растительная птица.

Летом её оперение бурое, а белым становится к зиме.

Ноги куропатки к зиме покрываются перьями до самых когтей. Это защищает их от холода и позволяет куропатке ходить по снегу, не проваливаясь.

Белая сова - птица хищная.

Оперение у неё круглый год белое. Оно плотное и хорошо защищает от ледяных ветров.

На брюхе и лапах сова может долго сидеть на снегу. Белая сова охотится на куропаток, а в особенности на грызунов - леммингов.

Лемминги - грызуны.

У леммингов плотное телосложение, короткие лапы и хвост, маленькие уши. Окраска одноцветная, серовато-бурая или пёстрая. У некоторых леммингов зимой мех сильно светлеет или белеет. Этот маленькие зверьки зимой не впадают в спячку и даже выводят под снегом потомство. От леммингов во многом зависит и жизнь хищных зверей -песцов.

Песцы - хищные звери.

Песцы едят леммингов сами и кормят ими своё потомство.

В те года, когда леммингов бывает мало, совы откладывают мало яиц, а песцы рождают мало детёнышей. Зато, когда леммингов много, потомство у сов и песцов большое и всем малышам хватает еды.

Замечательный обитатель тундры - дикий северный олень. У него густой мех, широкие раздвоенные копыта... Какое огромное значение это имеет для жизни оленя в тундре.

Живут северные олени стадами: так удобнее добывать корм, защищаться от хищников и даже от ветра. Стада кочуют по тундре. К зиме, например, они уходят в более южные районы, где легче прокормиться.

За оленями следуют волки, которые охотятся на больших, отбившихся от стада животных.

Для волков, обитающих в тундре, характерен очень длинный, густой и мягкий волосяной покров светлой окраски. Иногда встречаются чисто белые волки, но чаще окраска бывает тёмная. Бурые тона почти полностью отсутствуют. Также кормом волку являются заяц-беляк и грызуны.

Вопросы и задания

Тест

1.Природная зона тундр расположена.... а) севернее арктических пустынь. б) южнее зоны арктических пустынь. в) на островах Северного Ледовитого океана.

2.В тундре .... а) ярко выражены все четыре времени года,одинаковые по продолжительности б) длинная суровая зима и жаркое лето в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

3.Растения тундры ..... а) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями б) высокие с мощными корнями и широкими листьями.

4.В тундре обитают .... а) песцы,лемминги,волки б) тюлени,моржи,киты в) верблюды,лошади,коровы.

5.Укажи верную цепь питания: а) комары,мошки — полярные куропатки — песцы б) растения — лемминги — полярные совы в) растения — кречеты — волки.

Ребусы

Ответы

 

 

 

prirodniezoni.fatal.ru

это природная зона. Краткое описание

Образование 1 июля 2014

Тундра — это где? Далеко не все способны ответить на этот, казалось бы, несложный вопрос. Давайте разберемся. Тундра — это природная зона (точнее, вид зон), лежащая за северной лесной растительностью. Почва там вечномерзлая, не заливаемая речными и морскими водами. Снежный покров редко превышает 50 см, а порой и вовсе не покрывает землю. Вечная мерзлота и постоянный сильный ветер отрицательно влияют на плодородие (гумус, не успевший «дозреть» летом, выдувается и вымораживается).

Этимология термина

В принципе, тундра — это понятие общее. Здесь все-таки необходимы некоторые уточнения. Тундры на самом деле могут быть разными: болотистыми, торфяными, каменистыми. С севера они ограничены арктическими пустынями, а вот их южная сторона является началом Арктики. Главной чертой тундры считаются заболоченные низменности с высокой влажностью, многолетней мерзлотой и сильными ветрами. Растительность там сравнительно скудная. Растения прижимаются к почве, образуя множественные переплетающиеся побеги (растительные «подушки»).

Само понятие (этимология термина) было заимствовано у финнов: слово tunturi означает «безлесая гора». Долгое время выражение это считалось провинциальным и официально не принималось. Возможно, понятие укоренилось благодаря Карамзину, который настаивал на том, что «это слово должно быть в нашем лексиконе», поскольку без него сложно обозначить обширные, низкие, безлесые равнины, заросшие мхом, о которых могли бы говорить путешественники, географы, поэты.

Классификация

Как уже говорилось, тундра — это понятие обобщенное. На самом деле она подразделяется на три основные зоны: арктическую, среднюю и южную. Рассмотрим их чуть детальнее.

  1. Арктическая тундра. Эта подзона травянистая (преимущественно). Характеризуется полукустарниками подушкообразных форм и мхами. «Правильных» кустарников нет. Имеет множество глинистых голых участков и бугров мерзлотного пучения.

  2. Средняя тундра (ее называют типичной) преимущественно моховая. Возле озер присутствует осоковая растительность со скромным разнотравьем и злаковыми. Здесь можно увидеть ползучие ивы с карликовыми березками, лишайники, скрытые мхи.

  3. Южная тундра — это преимущественно кустарниковая зона. Растительность здесь зависит от долготы.

Видео по теме

Климат

Климат здесь довольно суровый (субарктический). Именно поэтому фауна в тундре весьма скудная — далеко не все животные способны вынести столь сильные ветра и холода. Очень редко встречаются представители крупной фауны. Поскольку основная часть тундры расположена за Полярным кругом, зимы здесь не только значительно суровее, но и гораздо продолжительнее. Длятся они не три месяца, как обычно, а в два раза дольше (называются полярными ночами). В это время в тундре особенно холодно. Континентальный климат диктует суровость зимы. Зимой средняя температура в тундре составляет -30 ºС (а порой и ниже, что тоже не редкость).

Как правило, климатического лета в тундре нет (оно очень короткое). Август считается самым теплым месяцем. Средняя температура в это время составляет +7-10 °C. Именно в августе оживает растительность.

Флора, фауна

Тундра — это царство лишайников и мхов. Иногда можно встретить покрытосеменные растения (чаще это невысокие злаки), невысокие кустарнички, карликовые деревья (береза, ива). Типичные представители животного мира — лисица, северный олень, волк, снежный баран, заяц-русак, лемминг. Встречаются в тундре и птицы: белокрылая ржанка, подорожник лапландский, белая куропатка, полярная сова, зуек, пуночка, краснозобый конек.

Тундра — это «край земли», водоемы которого богаты рыбой (ряпушка, чир, омуль, нельма). Пресмыкающихся практически нет: из-за низких температур жизнедеятельность холоднокровных просто невозможна.

Источник: fb.ru Закон Пентагон - это что такое? Краткое описание здания

Пентагон – это сооружение пятиугольной формы. Является штаб-квартирой Министерства обороны Соединённых Штатов Америки. Это самое крупное административное здание мира. Кроме того, это самый защищённый военный объ...

Образование Как выглядит тундра летом и зимой? Природная зона тундра: описание

Там, где уже закончилась тайга, но еще не началась Арктика, протянулась зона тундры. Более трех миллионов квадратов занимает эта территория, имеет ширину порядка 500 километров. Как выглядит тундра? Это зона вечной ме...

Новости и общество В какой природной зоне обитает леопард? Описание дикой кошки

Изящные, гибкие, хитрые животные – это леопарды. Все о леопардах, о том, как они живут в природе, как выглядят, можно узнать из книг, из кинофильмов… Лучше, конечно, наблюдать за этими животными в естеств...

Новости и общество Экологические проблемы в зоне тундры. Что делается для сохранения природной зоны?

Тундра — природная зона, отнюдь не ласкающая взор пышной растительностью. Здесь могут развиваться и жить только организмы, приспособленные к суровым условиям. В последние годы обострились экологические проблемы ...

Образование В какой природной зоне расположен город Воркута? Описание и особенности климата

Удивительный город Воркута (Россия) находится в самом северном районе Республики Коми. Его территория окружена западным склоном Полярного Урала. Назвать его благоприятным для проживания достаточно трудно, однако это н...

Образование Природные зоны Урала: таблица и описание

Уральский хребет растянулся от Казахстанских степей до побережья Северного Ледовитого океана. Ширина горного массива составляет от 100 до 400 км, а длина превышает 2,5 тыс. км. Природные зоны Урала включают в себя все...

Образование Природные зоны Бразилии: определение и описание

Для того чтобы понять историю страны, иногда стоит обратить внимание на ее географическое положение. Природные условия и ресурсы Бразилии многое определяют в развитии государства. Какие климатические зоны здесь можно ...

Образование Природная зона пустынь: характеристика, описание и климат

Одно только слово «пустыня» вызывает у нас соответствующие ассоциации. Это пространство, которое практически полностью лишено флоры, имеет весьма специфичную фауну, а также находится в зоне очень сильных в...

Новости и общество Антилопа гну - это что за животное? Краткое описание и образ жизни

Мир фауны разнообразен и прекрасен. Один из его представителей - антилопа гну. Это животное является важной составляющей экологической и пищевой цепочки.ОписаниеЧто значит "гну"? Определение вида такое...

Автомобили «Ниссан Моко»: краткое описание модели и её технические характеристики

Компактный пятидверный хэтчбек «Ниссан Моко» часто сравнивают с моделью Suzuki MR Wagon. Они действительно похожи. Впрочем, никто не отрицал факт того, что при разработке этой модели Nissan специалисты ори...

monateka.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта