Природная зона тундра растения и животные. «Природные зоны России. Тундра»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Природные зоны России. Тундра. Природная зона тундра растения и животные


Природные зоны России. Тундра

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: конкретизировать понятия природная зона, широтная зональность; сформировать знания о природных зонах России, как зональных природных комплексах; познакомить учеников с особенностями субарктической зоны; выделить проблемы хозяйственного освоения; закрепить знания.

Задачи:

  • образовательные: сформировать понятия об особенностях географического положения тундры;
  • развивающие: развивать навыки работы с источниками географической информации, память, речь, анализ;
  • воспитательные: развивать умение работать в коллективе, воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: презентация Power Point, карты природной зоны, физическая, растительности, почвенная.

Тип урока: изучение нового материала.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала. Природные зоны России. Тундра. (слайд 1.)

Деятельность учителя:

- Вспомните ребята, как называется закономерность смены природных зон на равнинах? (Широтная зональность).

- То, что природные комплексы расположены на Земле не хаотично, а закономерно обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольт, (слайд 2). Анализируя, изменения климата и растительности он установил, что между ними существует тесная связь. Любое изменение климата вызывает зональное изменение и размещение не только растений, но и других ресурсов.

- В 19 веке В.В. Докучаев (слайд 3) доказал, что зональность это общий закон природы. Следствием зональности является существование крупных ПТК – природных зон. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.

Деятельность учащихся.

Задание: выписать в тетрадь природные зоны России, используя карту атласа, (слайд 4, проверить задание).

Деятельность учителя:

- как расположены природные зоны в России?

- какие зоны занимают наибольшую площадь, какие наименьшую?

Деятельность учащихся: устные ответы на вопросы.

Большой вклад в изучение природных зон внес академик Лев Семенович Берг (слайд 5). Он систематизировал исследования, дал прекрасное описание природных зон нашей страны и показал, что каждая зона состоит из закономерности сочетания ландшафтов (ланд (нем.) – земля, местность, шафт –сообщество). Природные зоны называют ландшафтом или географическими. Многие природные зоны уже испытали значительное воздействие человека, но Берг описал их такими, какими они существовали в природе.

- Природную зону, которую мы с вами сегодня на уроке будем изучать - тундра.

Деятельность учащихся: по карте природных зон определите положение тундры на территории России. Вспомните и запишите в тетрадь характерные черты зоны тундры.

Деятельность учителя: ответы учеников дополнить информацией.

- Тундра – природная зона субарктического пояса, расположенная между зоной арктических пустынь на севере и лесотундрой на юге. Тундрой занято северное побережье страны от Кольского полуострова до Камчатки, а также острова Колгуев, Вайгач, южный остров Новой Земли. (Объяснение учителя сопровождается показом по карте природные зоны России, ученики выделяют штриховкой в контурной карте природную зону – тундра) (Слайд 6).

- В своих ответах вы ребята отметили, что тундра это многолетняя мерзлота, низкие температуры. Сильные ветры и продолжительная полярная ночь, бедный растительный мир и животный. И еще в ваших ответах прозвучало, что эта зона не очень неблагоприятная для проживания. Я вам наоборот хочу рассказать и показать всю красоту этой зоны.

Деятельность учителя: объяснение нового материала,

Деятельность учащихся: во время объяснения нового материала заполнить таблицу.

Особенности природной зоны – тундра.

Компоненты природной зоны Краткое описание компонента
климат  
почва  
растительность  
животные  
хозяйственная деятельность человека  

- Слово “тундра” происходит от местного слова “тунтури”, народ саами (лопари) населяющий Кольский полуостров называют этим словом сопки – невысокие вершины, которые не покрыты лесом (слайд 7).

Тундра красива дважды в году. Первый раз – в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зеленого на красный, потом на желтый. Созревая, морошка становится желтой. Морошка – ближайший родственник малины. Многолетнее травянистое растение. К зиме наземная часть погибает, а весной снова вырастает побег. Морошка отличается от малины тем, что ее стебли не имеют колючек, а цветки гораздо крупнее, чем у малины. Плоды в начале созревания бывают красные, в полной зрелости они оранжевые, будто восковые. Местные жители ценят плоды морошки и собирают их в большом количестве. Их употребляют в пищу в пареном и моченом виде, варят варенье (слайд 8,9).

- Второй раз тундра красива в сентябре, когда желтеют листья березки и ивы. Карликовая березка и ива ведут себя также как и их “сестры” - береза и ива в лесной зоне России.

- “Золотая” осень красива в тундре. Это еще и раздолье для грибника. Грибы чуть ниже карликовых березок и ив. И очень хорошо видны. Говорят. Что грибы в тундре растут выше деревьев. Это почти правда, если учесть, что “деревья” имеют высоту 15-30 см. И самое приятное для грибника обстоятельство – грибы из-за прохладной погоды нечервивые (слайд 10,11,12)

- Лишайник ягель, или олений мох – один из самых крупных лишайников, высота его достигает 10-15 см. Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания он становится твердым, очень хрупким, легко крошится. Ягель растет медленно. Из-за медленного роста ягеля одно и то же пастбище нельзя использовать несколько лет подряд. Если олени съедают ягель, на восстановление лишайникового покрова требуется 10-15 лет. Ягель является важнейшим кормом для оленей, которые находят его по запаху даже зимой под снегом.

- Среди цветковых преобладают растения с вечнозеленой листвой: клюква, брусника, голубика, водяника (слайд 13).

- Постоянные обитатели тундры – северный олень, лемминги, песцы, волки, белая сова.

- Северный олень – типичный представитель тундры. Он способен стойко переносить морозы, добывать корм из – под глубокого и плотного снега. Олень спокойное, неприхотливое, послушное животное. Летом, когда корма много, олени нагуливают жир. Но когда тундра покрывается снегом, начинается борьба за выживание. На огромных пастбищах тундры пасутся стада диких и домашних оленей. На протяжении тысячелетий северный олень был главным кормильцем человека в тундре, давал все необходимое для жизни: из его шкур шили одежду, обувь, делали жилище, постель. В настоящее время стада диких оленей резко сократилось.(слайд 14)

- Лемминги – небольшие грызуны крупнее мыши, но меньше крысы. Это основная пища песцов. Норки лемминга способствуют проветриванию грунтов. Около нор леммингов удобренных пометом, почвы способствуют образованию более густому травяному покрову.(слайд 15)

- Песцы могут питаться не только леммингами, на обед им достаются и яйца, и птенцы гусей (слайд 16).

- Летом озера и реки тундры изобилуют водоплавающей птицей. В тундре много красивых птиц. Самый редкий вид – стерх (белый журавль) – олицетворение красоты, изящества. Стерхов осталось очень мало, поэтому он занесен в Красную книгу. Здесь обитают соколы – гроза тундровых птиц. Их осталось так же мало. Редко встречается розовая чайка –жар –птица Севера (слайд 17).

- Климат тундры достаточно суров, в дельте реки Лены температура июля не превышает 5С, зимой опускается ниже -42 С. Средняя температура июля на севере тундры достигает +5...+6С, а на юге + 10...+11С. Количество осадков к югу также увеличивается и составляет от 200 до 400 мм в год. В целом количество атмосферных осадков в тундре можно оценить как умеренное. Значительная часть их выпадает в виде снега, который покрывает почву на протяжении 200-260 дней в году. Годовая сумма осадков больше величины испаряемости, поэтому коэффициент увлажнения превышает единицу. Небо здесь редко бывает безоблачным, воздух почти всегда насыщен водяными парами. Соседство с морями Северного Ледовитого океана, равнинный рельеф и безлесье определяют большую скорость ветра, до 40 м/с. Безморозный период продолжается от 45 до 90 дней в году (слайд 18).

- Почвы маломощные, тундрово–глеевые. Почвообразовательный процесс протекает только коротким прохладным летом в условиях избыточного увлажнения на многолетней мерзлоте. Содержание гумуса составляет всего 2-3%. Почвенный профиль карликовый, всего 40 см (слайд 19).

- Природа тундры легко ранима. Хозяйственная деятельность человека наносит ей колоссальный ущерб, а процессы восстановления протекают здесь крайне редко (слайд 20).

Вопросы на закрепление:

Деятельность учителя: выяснить степень и правильность усвоения знаний.

Деятельность учеников: устные ответы на вопросы.

- Почему в тундре так много озер и болот?

- Почему в тундре не растут деревья?

- Объясните особенности почв тундры.

- Покажите на карте южную границу тундры.

- Каковы условия формирования растительного сообщества тундры?

- Проверка заполнения таблицы (деятельность учителя: определить и ликвидировать типичные недостатки).

Подведения итогов урока. Объявления оценок.

Домашнее задание: параграф 23; вопросы к параграфу.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Зона тундр | Экология. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Зона тундр расположена по побережьям морей Северного Ледовито­го океана и на севере переходит в арктические пустыни. На юге тундра че­рез лесотундру смыкается с тайгой, достигая Северного полярного круга. Тундра в переводе с финского turturi означает безлесное, голое место.

Тундра в полной мере отвечает всем признакам широтной зоны — сво­им радиационным балансом (800 мДж/м2/год), вытянутостью с запада на восток, наличием подзональной структуры (лесотундры), холодным и коротким вегетационным периодом, наличием многолетней мерзлоты, тундровыми глеевыми почвами, особым типом растительного и живот­ного сообществ.

Рельеф

Сформировавшись на плоских равнинах, ландшафт тундры изредка разнообразят холмы, возвышенности и даже горы на Таймыре и Чукот­ском полуострове. В формировании морфоскульптур большую роль играет многолетняя мерзлота. Широко распространены полигональ­ные грунты и термокарст.

Климат

Климат тундры холодный, с большой облачностью, наличи­ем полярной ночи и полярного дня. Сильные ветры — обычное явление для этой зоны. Он изменяется с запада на восток. На Кольском полуострове средняя температура января -8 °C, а июля +12 °C, среднее годовое количество осадков от 400 до 600 мм. К востоку климат становится более континентальным, количество осадков уменьшается до 100-200 мм в год, средняя температура января — до -10 °C, а июля не превышает +10 °C (до +5 °C … +10 °C). Преобладает пасмурная, часто дождливая погода, ту­маны.

Осадков в тундре выпадает очень мало, однако по­чвы в тундре переувлажнены из-за водонепроницаемости вечной мерз­лоты и слабого испарения. Они маломощны, содержат мало гумуса, кислотны и обычно заболочены. Сильный ветер несёт леденистый снег, который, как наждаком, сдирает дернину и состригает кусты.

Почвы тундр малоплодородны; она обнажается, образуются пятна — участки, лишённые растительного покрова, — пятнистые тундры.

Лето короткое и прохладное. Солнце ласково греет и круглые сутки залива­ет тундру ярким светом. Но это самое приятное время отравлено мно­гочисленными полчищами комаров и мошек. Незаметно подкрадыва­ется осень, с сентября начинаются снегопады, далее сильный мороз сковывает землю, и тундра, покрывшись сплошной белой пеленой, за­мирает до весны. Готовятся к долгой зимовке её обитатели.

Растения и животные

см. Животные и растения тундры

Биологическое разнообразие в тундре низкое. Животный и растительный мир (флора и фауна) тундры имеет свои особенности.

Растения

см. Растения тундры

В зависимости от наземного покрова выделяются каменистые, полиго­нальные, мохово-лишайниковые, кочкарные и кустарниковые тундры.

Деятельность человека

Тундра и лесотундра слабо заселены. Здесь проживают коренные народности Севера: саами, ханты, манси, ненцы, эвенки, чукчи, коря­ки, эскимосы, алеуты и другие. Их хозяйство было основано на кочевом оленеводстве — наименее разрушающем пастбища. Кочевание, связан­ное с постоянным перемещением животных с одного места на другое, обеспечивало восстановление нарушенных ягельников. Это щадящее воздействие на хрупкую северную природу — пример экологически оправданного вида традиционного природопользования. Вся жизнь и быт были приспособлены к климатическим условиям и кочевому образу жизни. Жилищем служил чум (у чукчей и коряков — яранга), крытый оленьими шкурами. Одежду и сапоги (пимы) шили из тёплого меха. Су­щественную роль играли охота и рыболовство. Жители приморских районов добывали животных — моржей, тюленей. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Рис. 197. Ненцы
Рис. 198. Чум

Лишь в некоторых местах развито очаговое земледелие. Очаговый характер имеет и современное освоение территории, связанное с добы­чей полезных ископаемых.

Низкая биологическая продуктивность тундровых и лесотундровых ландшафтов, когда жизнь сосредоточена в тонком почвенно-раститель­ном покрове, делает уязвимой природу Севера. Здесь процессы самовос­становления и самоочищения идут крайне медленно. Только бережное отношение поможет сохранить северную хрупкую природу. Этому спо­собствует и организация особо охраняемых природных территорий. Среди них Кандалакшский, Усть-Ленский, Таймырский биосферный заповедники.

Активность жизни зависит от сезонности. Адапти­рованные к местным условиям северные коренные народы издавна зани­мались кочевым оленеводством, рыболовством, охотой. Традиционная деятельность не наносила большого ущерба хрупкой природе. Рацио­нальное освоение ландшафтов требует бережного отношения и органи­зации охраняемых природных территорий.

На этой странице материал по темам:
  • Тундра сообщение кратко

  • Зона тундры доклад краткий

  • Жизнь людей в тундре доклад кратко

  • Доклад по географии зона тундры

  • Краткий доклад на тему тундра и фото

Вопросы по этому материалу:
  • Дайте краткую характеристику зоны тундр.

  • Охарактеризуйте климат зоны тундр.

  • Назовите средние температуры лета и зимы зоны тундр.

  • Какие почвы в зоне тундр?

  • Чем характеризуются отдельные природные компоненты тундры?

  • С какими трудностями связано освоение тундры?

  • Как формируются полигональные грунты и термокарст?

  • Чем отличается европейская тундра от азиатской?

  • Как приспособилось местное население к условиям тундры?

  • Почему природа тундры неустойчива к антропогенному воздействию?

  • Зачем необходима организация особо охраняемых природных тер­риторий в и так слабозаселённой зоне?

doklad-referat.ru

«Природные зоны России. Тундра» - начальные классы, уроки

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»

проведенного 20.10.2016 г. в 4 «А» классе

Учитель:Лавренцова Н.А.

Методист: Кравченко Л.И.

Тема: «Природные зоны России. Тундра»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с географическим положением природной зоны Тундры,

климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека

Направленные на достижение личностных результатов:

-формирование уважительного отношения к иному мнению;

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-готовность слушать собеседника, вести диалог.

Направленные на достижение предметных результатов:

- сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- способствовать развитию умений работать с картой природных зон, расширению кругозора, любознательности.

Материал для учащихся: Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков Программа «Школа России», индивидуальные карточки с заданиями.

Материалы для учителя: Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков Программа «Школа России», презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации(самоопределение к учебной деятельности )

-Здравствуйте! Меня зовут София Александровна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Создает доброжелательную обстановку в классе:

- Сегодня мы вновь отправимся в путешествие по нашей родине и побываем в новой природной зоне.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

Приветствуют учителя

Эмоциональный настрой на урок.

Внимательно слушают учителя

Личностные: Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- Подумайте, о какой природной зоне идёт речь.

Это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и островами. Солнце направляет на эту зону свои наклонные лучи. Зимой там бывает полярная ночь, а летом – полярный день. Температура воздуха зимой опускается до - 60 градусов, а летом поднимается на несколько градусов выше 0.

А сейчас проверим, хорошо ли вы знаете Арктику. Выполним тест. Всё внимание на экран.

Тест «Арктика».

1.Природная зона арктических пустынь расположена на островах …

а) Тихого океана;

Слайд 2 б) Индийского;

в) Северного Ледовитого.

2. Солнце направляет на зону Арктических пустынь

а) наклонные, косые лучи;

б) прямые, отвесные.

3. Зимой в Арктике бывает:

а) полярная ночь;

б) полярный день.

Слайд №3. 4. В ледяной зоне растут ..

а) кедры, берёзы, черёмуха;

б) лишайники, мхи, полярные маки.

5. Температура воздуха летом:

а) не поднимается выше 0º;

б) поднимается на несколько градусов выше 0º.

6. Большое скопление птиц на скалах называют …

а) «птичьи рынки»;

б) «птичьи базары».

- Проверим ваши ответы, а для этого обменяйтесь листочками. Прочитайте первый вопрос и правильный ответ… Оцените работу соседа.

-Нет ошибок -5

-Одна две ошибки 4

-Три ошибки 3-Больше 3 ошибок -2

-Арктика, Арктическая пустыня

- в

Коммуникативные: Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Этап выявления места и причины затруднения

Этап построения выхода из затруднения.

Сообщение темы и цели урока.

- С какой природной зоной мы познакомимся сегодня вы узнаете, разгадав кроссворд. Будьте внимательны. Все ответы к кроссворду связаны с зоной арктических пустынь.

1. Короткое название ледяной зоны.

2. Птица с необычным красным клювом.

3. Название острова, на котором расположен заповедник.

4. Арктика – царство снега и … .

5. Растения, живущие в толще воды.

6. Вид рыбы, обитающей в северных морях.

- Куда же мы отправляемся в экспедицию?

- Какие задачи мы поставим перед собой?

-Что нам нужно сделать, к чему можем обратиться, чтобы реализовать наши задачи?

- Итак, цель нашей экспедиции – тундра.

-Кто – нибудь знает, что такое экспедиция? Экспедиция - поездка, поход группы лиц, с каким либо специальным заданием.

-В нашей экспедиции примут участие ботаники, зоологи, экологи, социологи, климатологи.

-Зона тундры протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Тундра находится южнее арктических пустынь. Она расположена на материке Евразия. Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». Слайд 6

-Как вы думаете, какой климат в тундре?

- Суров климат тундры. Зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10 – 50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Ещё говорят, что год тундры делится на две части : снежную и мокрую.слайд7

- Что такое снежная часть года – это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Каковы ваши предположения?

- Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озёр. Почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия:

- Для всего живого условия в тундре очень суровые. Но всё – таки жизнь здесь разнообразнее, чем в зоне арктических пустынь. В тундре растут почти все приземистые растения. У них небольшой рост, неглубокие, стелющиеся корни, искривлённые, прижатые к земле стволы, маленькие блестящие листья.

- Объяснить эти особенности помогут наши ботаники.

- Арктика

-Тупик

-Врангеля

-Льда

-водоросли

-сайка

-В Тундру

-Изучить Тундру, узнать, кто обитает в тундре

-Обратиться к учебнику

-Поездка, поход и т.п.

-Холодный

-Снег и лёд, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем ненадолго, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остаётся).

Познавательные:

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание.

Регулятивные:

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Регулятивные:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Этап реализации построенного проекта

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Этап реализации построенного проекта

Рассказ ботаников.

  1. Растения за короткое прохладное лето не могут вырасти, потому что им не хватает тепла и света, а зимой вообще света нет, почва замерзает под сильными морозами. Летом в почве много воды, почва топкая, и растения стелются по ней, корни не могут уходить вглубь – там вечная мерзлота. Ползучие, неглубокие корни и стелющиеся стволы обеспечивают надёжное прикрепление на этой суровой земле. Зимой снег засыпает растения, и они надёжно укрыты от стужи. Листья маленькие и покрыты восковым налётом, чтобы меньше испарять влаги, но не для её экономии, а для того, чтобы не переохладиться при испарении воды с листьев. Лето здесь прохладное и короткое. Но три месяца длится полярный день. Солнце не заходит, и растения получают тепла и света хоть мало, но круглые сутки. Этого хватает Слайд 8-9

Вопросы: Как растения тундры приспособились к суровому климату?

Почему корни растений не могут уходить вглубь почвы?

Почему листья у растений маленькие и покрыты восковым налетом?

2. В тундре много мхов и лишайников. Для них самые подходящие условия – не жарко, влажно. Ягель – это один из самых крупных лишайников, высота его достигает 10 – 15 см. Отдельное растение ягеля напоминает какое – то причудливое дерево. У него есть толстый «ствол», поднимающийся от земли, и более тонкие извилистые «ветви». И ствол, и ветви к концам постепенно становятся тоньше и тоньше, их кончики не толще волоса. Ягель имеет беловатую окраску. Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий, но после высыхания он твердеет и становится очень хрупким. Достаточно малейшего прикосновения, чтобы от лишайника остались кусочки. Эти мельчайшие кусочки легко переносятся ветром и способны дать начало новым растениям. Растёт ягель медленно, в год увеличивается в высоту на несколько миллиметров. Ягель одно из важнейших кормовых растений. С10

Вопросы: Какие условия для мхов и лишайников самые подходящие? Какую окраску имеет Ягель? Как размножается Ягель?

3. В разгар лета, когда воздух значительно теплеет, в тундре быстро растут грибы, травы. Морошка – ближайший родственник малины, однако это не кустарник, а многолетнее травянистое растение. Плоды морошки в начале созревания красные, в полной зрелости – оранжевые. Их употребляют в пищу в пареном и мочёном виде, они идут на приготовление варенья.

Голубика – один из невысоких тундровых кустарников (высота его редко превышает полметра). Отличительный признак этого растения – голубоватый оттенок листвы. Листья у голубики тонкие, нежные. Они появляются весной и к осени опадают. Цветки голубики малозаметные, неяркие, беловатые, иногда с розовым оттенком. Величиной они не больше горошины. Ягоды голубики съедобные, они слегка водянистые, но сладкие. В конце лета тундра местами синеет от ягод голубики. местное население собирает их в большом количестве для приготовления киселей, начинки в торт, варенья. Слайд 11-12

Вопросы;Как созревают плоды морошки? Чем отличается голубика от других растений? Что из голубики готовит местное население?

4. Выше всех в тундре стоит полярная берёзка. Карликовая берёза мало похожа на обычную берёзу, хотя оба растения – близкие родственники. Высота карликовой берёзы невелика – до половины человеческого роста. Растёт она не деревом , а ветвистым кустарником. Форма листьев округлая. Сверху листья тёмно – зелёные, снизу – светло – зелёные, а осенью они становятся ярко – красными. Серёжки у карликовой берёзы очень короткие. Это дерево – одно из самых распространённых растений тундры. В южной части тундры нередко образует заросли. В летнее время листьями карликовой берёзы питаются олени, а местное население собирает её на топливо. Слайд 13-14

Вопросы:Карликовая береза это дерево и кустарник? Какая форма у листьев?

- Животные во всём мире живут не где попало, а там, где они находят для себя подходящую пищу и условия жизни. Тундра в этом плане не исключение. Как и везде, где есть растительность, там есть растительноядные животные. Подробно о некоторых из них расскажут наши зоологи.

Познавательные: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Физминутка

Физминутка

-Кто знает кто это? Слайд 15

-Кто это мы узнаем у зоологов

Рассказ зоологов.

1. Из мелких растительноядных животных в тундре живут лемминги – небольшие мышевидные грызуны, размером немного меньше крысы, с коротким хвостом. Их ещё называют северными пеструшками, так как они имеют пёструю окраску шерсти – желтовато – бурую с тёмными и светлыми пятнами. Питаются лемминги растительной пищей: карликовыми берёзами, полярными ивами, мхом и лишайниками. При этом они соблюдают определённый режим, строго чередуя приём пищи со сном: час кормятся, два часа спят. И так на протяжении суток. Лемминги довольно злобные зверьки, не терпящие присутствия себе подобных. Устраивая неглубокие норки на некотором расстоянии от других, они часто вступают в драки со своими соседями. При встрече с человеком или животным ведут себя агрессивно: прыгают в их сторону, поднимаются на задние лапки, хватают зубами протянутую палку, пронзительно свистят и верещат. Однако такое поведение не спасает их от многочисленных хищных обитателей тундры, для которых лемминги – один из основных объектов охоты. Зимой лемминги прокладывают под снегом ходы, отыскивая побеги, плоды и семена вечнозелёных растений. Под плотным снеговым покровом они находят не только пищу, но и надёжную защиту от вьюг и морозов, поэтому в спячку не впадают.

Вопросы; Кто такие лемминги? Как эти животные приспособились к жизни в Тундре? Как ведут себя лемминги при встрече с человеком?

-Ребята, вы знаете какое самое крупное животное в тундре? Слайд 16

-Самое крупное животное в тундре – северный олень.

2. В среднем длина тела тундровых оленей достигает два метра, высота один метр, масса – 100 кг. В отличие от оленей других видов, у которых самки безроги, северные олени (как самцы, так и самки) имеют рога. В течение большей части года тундровые олени питаются ягелем. Однако этот корм беден белками и минеральными солями, поэтому они вынуждены добывать и другую пищу: яйца птиц, мясо леммингов, морские водоросли. Летом питание северных оленей становится более разнообразным и полноценным, - они кормятся всевозможными травами, грибами, побегами карликовых берёз и полярных ив. Северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни в тундре. Их передние ноги имеют широкие копыта удобные для разгребания снега и откапывания из – под него ягеля. Волосяной покров хорошо защищает оленя от стужи. На зиму волосы утолщаются, под ними образуются воздушный слой, препятствующий потере тепла. К зиме олени жиреют, что помогает им переносить сильные морозы. Кроме того, в морозную погоду олени сбиваются в плотные кучи, вследствие чего стадо окутывается густым облаком согретого воздуха. В начале сентября тысячные стада оленей отправляются на зимовку в лесотундру. Скорость их передвижения невелика – 15 – 20 км в сутки. Встречающиеся на пути крупные реки олени переплывают, причём стада могут плыть по нескольку часов подряд. За оленям следуют тундровые волки, которые нападают на слабых или больных животных, отстающих от основной массы, и этим оздоравливают состав оленьего стада. Прибыв на место, олени всю зиму кормятся на ягельниках, придерживаясь малоснежных районов. Весной олени перемещаются в тундру.

Вопросы ; Чем питаются олени? Где зимуют северные олени? Почему им приходится менять свое место жительство? Слайд 17

- Летом в тундре огромное количество насекомых, особенно мошкары – гнуса. Эти мелкие кровососущие летучие насекомые меньше комара. Их скопления подобны дымному облачку. Мошкара облепляет открытые места тела, лица людей, руки, морды животных, лезет в глаза. Гнус способен довести до отчаяния людей и животных. Спасение одно – на открытых местах, где ветер отгоняет мошку, и она прячется в траве. Есть в тундре и другие насекомые.

Весной в тундру прилетает масса водоплавающих птиц: гуси, лебеди, утки, казарки и другие. Летом для них раздолье – много озёр с рыбой, масса насекомых. Слайд 18-20

Там, где есть растительноядные животные, обязательно есть хищники, поедающие растительноядных. В тундре водятся полярные волки, песцы, полярные совы.

- О том, чем занимается население тундры и какие экологические проблемы возникают в этой природной зоне расскажут экологи. Выслушав их, подумайте, что надо сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре.

-Найдите стр 88 в тексте учебника и прочитайте какие же птицы обитают в этой природной зоне?

-Прочитаем вслух

-Какие птицы постоянно живут в Тундре?

-Как они приспособились к жизни в тундре?

-хомяк,тушканчик и т.п.

Выступление детей, остальные внимательно слушают выступающих

-Олень

-Белая куропатка и белая сова

-Ноги покрыты перьями до самых когтей, это защищает их от холода и позволяет ходить по снегу.

Регулятивные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Коммуникативные: Готовность слушать собеседника, вести диалог

Познавательные: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений 

Личностные

Оценивание усвояемого содержания

Коммуникативные: Готовность слушать собеседника, вести диалог

Познавательные: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Рассказ эколога.

Тундра тянется на много тысяч километров, и в ней живут разные люди: это чукчи, ненцы, якуты, русские и др. У каждого народа свой язык, обычаи, одежда, но и жизнь и занятия их обязательно связаны с природой тундры. Прежде всего это охота, рыболовство и оленеводство. Оленеводство – древнее занятие жителей тундры. Оно родилось от охоты. Домашние олени в тундре – это полудикие животные. Олень кормит, одевает и обувает человека в тундре. Охота и рыбная ловля – важнейшие занятия местных жителей. Охотятся на диких оленей, на пушных зверей, морского зверя, перелётных птиц, которые дают им продукты питания, шкуры для одежды. Используются также мясо перелётных птиц и пух. Люди тундры ловят рыбу в озёрах, реках и морях не только летом, но и зимой. Кроме этого в тундре ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа.

Вопросы; Какая хозяйственная деятельность ведется в тундре?

К сожалению, хозяйственное освоение приносит тундре большой вред. Поэтому в этой природной зоне возникли экологические проблемы:

- нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов,

гибнут растения;

- местность загрязняется нефтью во время её добычи;

- незаконная охота – браконьерство;

- оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя

перегоняют на другие места.

Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый олень, краснозобая казарка, кречет.

Вопросы; -Чем загрязняется местность?

- Что же нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?

-Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, разумно использовать тяжёлую технику, бережно относиться к природным богатствам).

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений 

Личностные

Оценивание усвояемого содержания

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

-Итак подведем итоги

-Что нового мы узнали о природной зоне Тундры?

Наше путешествие подошло к концу.

- Мне было очень приятно работать в экспедиции с умными и наблюдательными исследователями. Работа нашей экспедиции закончилась.

Поднимите зеленый треугольник, если вам было интересно, и вы можете поделиться своими знаниями с друзьями.

Поднимите жёлтый треугольник, если вам было интересно, но знаний ещё недостаточно.

Поднимите красный треугольник, если вам было трудно.

Запишите домашнее задание: с. 84 - 93,

Ответы детей

Оценивают себя, записывают домашнее задание

Познавательные:

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Личностные:

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям 

kopilkaurokov.ru

В путешествиях можно многое узнать

И друзьям об этом потом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас –

И опять в экспедицию отправляется класс.

Цель нашей экспедиции – тундра.

План путешествия.

1.Географическое положение.

2. Климат

3. Растительныймир.

4. Животный мир.

5. Занятия населения.

6. Экологические проблемы.

Географическое положение

             Слово «Тундра» в переводе с финского значит «бесплодная», или « враждебная». Она протянулась южнее ледяной зоны.  На территории нашей страны она начинается узкой полосой на Кольском полуострове, и простирается вдоль берегов северных морей,  а в Сибири заходит далеко в глубь материка. 

           Рассмотри карту и найди на ней зону тундры.

 Климат

         Зима в тундре долгая и очень суровая ( мороз  до – 50). В середине зимы примерно 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно увидеть полярные сияния.

Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю. К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная полярная ночь.  В тундре постоянно дуют очень сильные ветры. Зимой нередко бывает пурга, и скорость ветра достигает 30—40 м в секунду. Взметая тучи снега, сбивая с ног людей и переворачивая нарты с оленями, беснуется пурга на бескрайних просторах тундры. Нередко она продолжается 5—6 дней. Ветры сдувают снег с возвышенностей в лощины, долины рек и оголившаяся земля сильно промерзает. Зима продолжается 7-8 месяцев

 За зимой приходит весна, а затем лето. Теплый период в тундре короткий. Здесь нет четкой границы между весной и летом, летом и осенью. Не больше 2-3 недель длится время которое с полным правом можно назвать летом. За это время оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от10 до 40 см. Талые воды не просачиваются, так как внизу находится слой вечной мерзлоты, а потому в тундре много болот. Озера занимают половину территории равнинной тундры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Растительный мир.

 

В теплые дни тундра покрывается цветущим ковром – ни с чем не сравнить эту красоту: краски неяркие, но исключительно чистые, нежные.

 

             Тундровые растения развиваются летом в условиях особого светового режима. Солнце поднимается не высоко, но зато на протяжении многих дней светит круглые сутки. Главные представители типичных тундр – осоки и мхи, образующие сомкнутую дернину толщиной 5-10 см. В ней  обитают грибы, лишайники, в нее погружены стебли и корневища цветковых растений. В тундре господствуют  кустарнички, многолетние травы, мхи, которые хорошо  переносят суровые природные условия. В короткие месяцы лета тундра превращается в цветочный и ягодный сад. Она пестрит яркими венчиками лепестков, огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая голубика. Не хватило бы и вдесятеро большего, чем теперь, населения, чтобы успеть собрать и сберечь урожаи съедобных ягод! Лес тундры представлен:карликовой березой, полярной ивой.

 

       Травянистые растения  представлены осоками, пушицами, злаками. Большую роль в растительности играет дриада, или куропаточья трава, различные виды камнеломок, разнообразные полярные маки, незабудочник. Одной из первых зацветает новосиверсия ледяная, которую называют арктической розой. 

 

        Эти листья сохраняются на растении и зимой, оставаясь зелеными. Листьями растения хорошо питаются куропатки. Особенно важное значение для птиц имеет этот корм в холодное время года, когда нет, свежей зелени.Очень красива тундра весной. Быстро, словно по  взмаху волшебной палочки всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три месяца снег снова укроет землю.

                                                                   

 

           брусника                                                                                                        клюква

                     

                                                                  голубика

 Как приспособлены растения в тундре:

  •  карликовые формы растений;
  •  их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом, имеют восковой  налет ;
  •  растения стелятся по земле, образуя подушки;
  •  корни расположены близко к поверхности;
  •  многие растения  в цветущем состоянии переносят   заморозки;
  •  яркая окраска цветов, привлекает насекомых;

 Животный мир

         Животный мир в тундре очень своеобразен, и отличается некоторыми особенностями от животных других природных зон. Густая шерсть зверей, пушистое оперение птиц спасают их от сильных морозов. Светлая окраска зимой делает их незаметными на снегу. Все животные тундры малотребовательны к пище.

        Летом в тундре бесчисленное множество насекомых: комаров, мошек, слепней. Это настоящее бедствие для людей и крупных животных.          Птицы спешат за короткое лето вырастить своих птенцов. Вскоре они полетят в теплые края. На зиму остаются только те птицы, которые могут найти в мороз пищу.          А сейчас я предлагаю вам, познакомится с некоторыми представителями животного мира тундры поближе.

Приспособление животных к условиям тундры:

Белая окраска меха зверей и оперенья птиц зимой, лишь на короткое время – летом – сменяется на пёструю.

Накопление слоя подкожного жира.

Густой мех у зверей, тёплый пух - у птиц.

Утепление конечностей на зиму: у песцов –тёплые стельки, у птиц опушение ног.

Зимняя спячка.

Сезонные миграции и кочевники ( осенью покидают  тундру).

Тундра и человек

            Из – за суровых природных условий население тундры немногочисленно.     Плотность населения  в тундре  невелика: меньше  1 человека на 1 кв. км.  Здесь живут ханты, манси, эскимосы, эвенки, саами, ненцы, якуты, чукчи и др. Основное занятие местных жителей – оленеводство. Оленеводы разводят домашних северных оленей.  Круглый год животные должны быть на пастбищах. Бригады оленеводов со стадами всё время перемещаются по тундре. Ездят они на оленьих упряжках.  Как бы не суров был климат тундры. Человек построит там города. Вот некоторые из них: Мурманск, Норильск.  В тундре были найдены огромные богатства – нефть, уголь  и др. Благодаря развитию современной техники, трудности  на пути освоения Заполярья перестали быть непреодолимыми.  И люди устремились в эти края. Построили посёлки, города,  проложили дороги, протянули линии электропередачи.

           

Оленеводы разводят домашних северных оленей.    В тундре ведутся поиски газа и нефти.

Экологические проблемы.

-Отходы промышленных предприятий загрязнили воздух, воду, почву.

-От буровых установок - ручьи мазута и солярки.

-Замусоривание ( в тундре мусор нельзя закопать в землю, вечная мерзлота выталкивает его на поверхность).

-Разрушение растительного покрова  тундры современными транспортными средствами ( след от вездехода не зарастает несколько лет).

-Из-за бесконтрольной охоты некоторые животные стали редкими.

-На численность обитателей тундры влияет фактор беспокойства животных.

В заключении занятия посмотри видео и заполни таблицу.

 

 

elearn.irro.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта