Летний полевой экологический практикум по экологии растений. Практикум по экологии растений
Летний полевой экологический практикум по экологии растений
"МОО СТРАЖ ТАЙГИ"
www.taiga-kms.com
Летний полевой экологический практикум по экологии растений.
МОУ ДОД ЭБЦ «Натуралист», г. Амурск, Хабаровского края
(методика апробирована в рамках школы-лагеря «Экоград»).
ЗАКЛАДКА ПРОБНОЙ II Л О Щ А Д КИ
ЗАДАНИЕ 2. Заложите пробный участок, площадью I га (100 м х 100м). Составьте его план-схему с указанием азимутов. Для того чтобы измерить в природе расстояние в 100 м, определите количество пар своих шагов в 100 м. От стартовой черты начинайте шагать с левой ноги, а счет шагов ведите под правую ногу. Случается счет через шаг /"парами шагов"/. Стараетесь идти обычным средним шагом. Для большей точности сделайте пять заходов. Количество шагов после каждого захода записывайте, а затем сложите и разделите на пять. Например, на расстоянии в 100 м с первой попытки сделано 55 парошагов, со второй-58, с третьей - 60, с четвертой - 59, с пятой - 58. Следовательно, вам нужно сделать 58 пар средних шагов, чтобы пройти расстояние в 100 м.
С помощью компаса заложите площадку с заданными координатами и нанесите на план-схему. Удобнее прокладывать маршрут по просеке, лесной дороге или прямому отрезку лесной тропы от намеченной руководителем точки отсчета и заданного угла азимута. На этой точке укрепите первый флажок острием в направлении движения. Отсчитав 100 метров, укрепите второй флажок острием в сторону поворота. И так до выхода на исходную точку.
ГЕОБОТАНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОБНОЙ ПЛОЩАДКИ
ЗАДАНИЕ 3. Задумывались ли вы о том, какие правила следует соблюдать при описании растений на пробной площадке? Вот что рекомендуют ученые:
*Начинайте описание видового состава растений с какого-нибудь угла площадки, не сходя с места.
*Перепишите растения, которые находятся в поле зрения, затем опустившись на колени, дополните список теми видами, которые становятся заметными лишь при более внимательном анализе травостоя. *Далее медленно идите вдоль одной стороны площадки, останавливаясь время от времени и отмечая вновь попадающиеся растения. Дойдите до второго угла, задержитесь и затем продолжайте обход по остальным сторонам площадки до начального пункта.
*В заключение полезно пройти площадку еще paз, но по диагонали. Обсудите на "Ученом Совете" следующие вопросы: почему именно эти правила важно соблюдать при выполнении подобной работы? Как обычно поступает человек, если ему эти правила неизвестны? 1C каким последствиям может привести нарушение названных правил?
ЗАДАНИЕ 4. Начинайте изучение местности с краткой Физико- географической характеристики обследуемой территории в соответствии со следующим образцом:
ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕС1САЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБСЛЕДУЕМОГО УЧАСТКА
Дата: 8 июля 2000 г.Географическое положение: Хабаровский край, Амурский район, окрестность села Омми (I км на восток вдоль берега оз.Омми)
Общий характер рельефа: холмисто-увалистый рельеф, склон южной экспозиции с крутизной 4и-50°. Береговая часть озера илистая, местами с продуктами выветривания глинистого сланца.
Микрорельеф: бугры и западины, остатки действия талых вод и дождевых потоков.
Краткая характеристика почвы: дерново-лесные, мелкозернистые, тяжелый суглинок, на береговой части иловые отложения.
Характер и степень увлажнения: атмосферные осадки, умеренное.
Тип растительного сообщества: преимущественно широколиственный лес с хорошо развитым подлеском
Размер пробной площадки: I га
Окружение: с восточной стороны - озеро Омми, с севера и запада -детский лагерь отдыха "Родничок", юг - широколиственный лес.
Следы деятельности человека: обнаружено 11 кострищ, 3 подреза под палатки, 17 пней от порубки деревьев, множество консервных банок, бутылок, 6 троп пересекают участок вдоль склона.
Продолжите работу, выполняя геоботаничоское и зоологическое описание исследуемой территории. Для этого обследуйте пробную площадку или линейно-радиальный маршрут и сделайте их описание, внося полученные данные в несколько разных таблиц:
ТАБЛИЦА I. ОПИСАНИЕ ДРЕВОСТОЯ. СОМКНУТОСТЬ КРОН
Видовой состав (порода) | Ярус | Число деревьев | Высота | Диаметр В см | фенофаза | жизненность | Следы деят человека | |||
На 100 м2 | На 1 га | максим | господ | максим | господ |
ТАБЛИЦА 2. ОПИСАНИЕ ШДЙЕСКА. СОМКНУТОСТЬ ПОЛОГА.
Видовой состав (порода) | Ярус | Число деревьев | Высота Средняя в м. | Следы жизнедеятельности животных | Следы деят человека | |
На 100 м2 | На 1 га |
ТАБЛИЦА 3. ТРАВЯНИСТО-КУСТАРНИЧКОВЫЙ ПОКРОВ, ПРОЕКТИВНОЕ ПОКРЫТИЕ.
Виды | Обилие | Высота | Фенофаза | Жизненность | Следы деятельности человека |
При характеристике мохово-лишайникового покрова укажите общее покрытие и отметьте видовой состав мхов.
Важным является изучение возобновления леса, которое позволяет говорить о его будущем. С этой целью на пробной площадке закладываются миниплощадки 1 х I м и 10x10 м. На них производится подсчет всходов отдельных древесных пород. Нужно отмечать количество самосева, однолеток, трехлеток и др. Данные оформляются в виде таблицы:
ТАБЛИЦА 5. ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ЛЕСА.
Виды растений | Кол-во особей различной высоты, в м. | Количество всходов | Оценка состояния | |||||
2 | 1.5 | 1 | 0.5 | 0.25 | На 1 м2 | На 100 м2 |
Примечание: При оценке состояния возобновляющегося леса указывать: хорошее, удовлетворительное, слабое.
ТАБЛИЦА 5. ОПИСАНИЕ ВИДОВОГО СОСТАВА ЖИВОТНЫХ
Тип леса | Возраст | Ярус | Виды животных | Способы определения | Численность | Стадия развития | ||
визуально | по голосу | по следам жизнед-ти |
Примечание: В графе "стадия развития" укажите: детеныш, личинка, слетки и т.п., взрослая особь.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫСОТЫ ОТДЕЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ И ЯРУСОВ
ЗАДАНИЕ 5. Возьмите с собой мерную рейку /высотой 1.5 или 2 м, размеченную через 10 см/. Отойдите от дерева на такое расстояние, чтобы рейка, поставленная у ваших ног, если вы лежа будете на нее смотреть, своей вершиной проецировалась на верхушку дерева.
Воспользовавшись формулой :
X=AхB/H
взятой в пропорции х : в = а : н,
где х - высота дерева,
в - длина рейки,
а - расстояние от ваших глаз до основания ствола
н - ваш рост, можно довольно точно рассчитать высоту дерева.
Диаметр ствола легко определить при помощи специальной вилки, а если ее нет при помощи линейки, которую вы прикладываете к стволу на уровне своей груди. Возраст дерева определяется по годичным кольцам пней или стволов. У хвойных деревьев - по числу мутовок, к которым надо прибавить два года.
Высота подлеска измеряется мерной рейкой, а высота травянисто- кустарничкового покрова линейкой;
Разные виды растений в сообществах имеют разную высоту и поэтому располагаются ярусами разной высоты. Например, на лугу выделяют ярус крупнотравья, мелкотравья, низкотравья.
ЗАДАНИЕ 6 Определите сколько ярусов есть в лесу /ярус деревьев, ярус кустарников, ярус трав и кустарничков/. Во время экскурсии составьте список доминирующих видов по каждому ярусу изученного вами растительного сообщества. Сделайте необходимые замеры и занесите их в таблицу - видовой состав яруса; ярус; высота в м; диаметр растений в мм /максимальные и господствующие/; фенофаза. На камеральных работах составьте схему ярусов выдерживая масштаб /на мм бумаге/
А2.
Обозначения на рисунке:
I (А) - древостой: один или несколько ярусов деревьев. Moгут выделяться в подъярусы А1 А2, А3,.
II (В) - подлесок: ярус или ярусы кустарников (могут быть подъярусы)
(II (С) - травяной или травяно-кустарничковый ярус (может поразделаться на подъярусы)
IV(Д) – ярус мхов и напочвенных лишайников.
ЗАДАНИЕ 7. Научитесь устанавливать проективное покрытие наземных частей растений. Лучше всего это начать с зарисовок в травянистых сообществах, причем для начала можно взять площадки, где сравнительно мало растений. Для этого из планок сбейте квадрат с внутренней стороной I м х I м. На планках через 10 см забейте маленькие гвоздики так, чтобы они выступали на 0,5 см. Положите квадрат на выбранную площадку и осторожно протяните веревочку по гвоздикам крест накрест, получится сетка с ячейками. Затем возьмите миллиметровую бумагу, отметьте на ней уменьшенный в размерах квадрат с таким же числом ячеек, как на сетке, и начинайте зарисовывать сверху по очереди каждую ячейку разными карандашами (виды ведь у вас разные) проекцию каждого экземпляра растений, отмечая, как его стебель и листья покрывают сверху площадку, проецируются. По рисунку, учитывая масштаб, высчитайте, какой процент площади покрывает суммарно каждый вед растения. Приобретя некоторый опыт, вы научитесь делать это глазомерно.
Определите общее проективное покрытие древесного яруса. Для этого, передвигаясь по площадке, попытайтеся установить, глядя на кроны деревьев, сколько остается свободных проссветов. Хотя это и приблизительный способ оценки и здесь возможны ошибки в пределах 5-10%, в целом он дает хорошее представление о сомкнутости крон деревьев.
Сомкнутость крон выражается от 0,1 до 1,0 (единица – 100%, если кроны смыкаются, не образуя просвета над головой).
- балл - отмечен только один экземпляр дачного вида;
- балла - экземпляра вида очень редки и неравномерно распространены.
но их мало и они далеко отстоят друг от друга;
4 балла - экземпляру вида встречаются обильно;
5 баллов - преобладают особи данного вида, часто смыкаются между
собой и это смыкание отмечается по всей площадке. Главнее, доминирующие виды обычно будут иметь оценку обилия в 4 и 5 баллов, но иногда в очень пестром сообществе главный вид может иметь обилие и в 3 балла.
ЗАДАНИЕ 9. Обследуйте участок леса и выясните, какова его засоренность. Составьте из полученных данных таблицу. Разработайте рекомендации для тех, кто гидет в лес отдыхать. Помните: мусор нельзя закапывать, его нужно унести с собой до ближайшей урны.
ИЗУЧЕНИЕ И ОПИСАНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ЛУГА
(площадка 10x10 м)
1. Местоторасположение луга. Его происхождение (заливной, материковый). Состояние луга. Матерйковый луг. Разделить на низинный и суходольный.
2. При описание заливного луга укажите преобладающую растительность пониженных и повышенных мест. На суходольном или низинном лугу отметьте общий характер растительности и её состояния.
3. Отметьте появления на лугу мхов и кочек или кустарников разных видов.
4. Сделайте подробное описание травостоя и о
пределите тип луга (разнотравно-злаковый, осоково-злаковый) .
5. Укажите ценные кормовые, медоносные и ядовитые растения их обилие.
6. Как луг используется человеком (сенокосы, выпас скота и др.).
7. Какие изменения вносит человек в луговую растительность (вырубка кустарников, уничтожение ядовитых растений, подсев трав и др.).
8. Полученные данные можно записать в виде таблицы:
Выбирается площадка 10x10 м.
Тип луга и название растительности местности_____________ Флористический состав травостоя ___________________________________
Название растений | Ярус | Обилие | Фенофаза | Средняя высота | Примечание |
Средняя высота травостоя, см______________________
Общее проективное покрытие, проц._________________
Закустаренностъ, проц., и виды кустарников________
Закочкоренность, проц,____________________________
Замшелость, проц.,________________________________
Использование_____________________________________
Культурно-техническое состояние луга_______________
auto-dnevnik.com
Практикум по экологии "Общая экология"
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ
Учебное пособие
для инженерных и гуманитарных специальностей
В пособии приведены лабораторные и расчетные работы по экологии с краткими теоретическими пояснениями. Приводятся методы анализа природных сред, биомониторинга, оценки воздействия производства на окружающую среду, методика определения платы за загрязнения природных сред, исходная информация для расчетов. Предназначено для студентов инженерных и гуманитарных специальностей дневной и заочной форм обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Правила техники безопасности при работе в лаборатории………1.2 Экологический мониторинг. Биотестирование среды с помощью растений………………………………………………………………….
5
1.3 Загрязнение экологических объектов тяжелыми металлами…….
8
1.4 Загрязнение окружающей среды выхлопами автотранспорта……
11
1.5 Исследование промышленных вод…………………………………
16
1.6 Утилизация технологических твердых отходов………………….
20
2 Расчетные работы………………………………………………………..
22
2.1 Определение степени соответствия технологического процесса (производства) экологическим требованиям………………………….
22
2.2 Оценка воздействия производства (предприятия) на атмосферу…
27
2.3 Оценка экономического ущерба, причиняемого загрязнением
окружающей среды………………………………………………………
32
2.4 Расчет платы за загрязнение…………………………………………
Литература…………………………………………………………………..
38
Приложения…………………………………………………………………
39
ВВЕДЕНИЕ
Современная экологическая обстановка характеризуется сосредоточением огромного количества техногенных источников, формирующих гигантские по мощности и интенсивности антропогенные потоки. По силе воздействия на природные среды и системы они сравнялись с геологическими процессами. Вся планета, по существу, превратилась в геотехническую систему.
Самым отрицательным воздействием производства на окружающую среду является загрязнение, которое во многих районах достигло критического для здоровья людей и устойчивости экосистем уровня. Объективным требованием является (выступает) учет воздействия производства на природную среду.
Целями пособия являются формирование экологического мышления у студентов инженерных и гуманитарных специальностей, овладение приемами и методами оценок воздействия предприятия (производства) на окружающую среду, методами экологической экспертизы, экономики природопользования и навыками химико-биологического анализа состояния природных сред, ознакомление с методами биомониторинга.
Задачи настоящего пособия – закрепить, подтвердить, конкретизировать основные теоретические положения дисциплины «Экология», изучить правила техники безопасности и правила работы в лаборатории, овладеть методами анализа сточных вод, ознакомиться с методами оценки воздействия предприятия на окружающую среду, дать оценку экологического состояния конкретного предприятия (производства), обосновать необходимость и выбор атмосфероохранных мероприятий, выявить их достаточность.
Учебное пособие состоит из двух разделов: первый раздел представлен лабораторным практикумом, второй – расчетными работами. Выбор разделов определяется требованиями государственного стандарта конкретной специальности.
infourok.ru
Практикум по экологии
Практикум по экологии
БиблиографияПрактикум по экологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.Ф. Кулеш, В.В. Маврищев - Минск : Выш. шк., 2007. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9789850613721.html
АвторыВ.Ф. Кулеш, В.В. Маврищев
ИздательствоВышэйшая школа
Год издания2007
ПрототипЭлектронное издание на основе: Практикум по экологии : учеб. пособие / В.Ф. Кулеш, В.В. Маврищев. - Минск : Выш. шк., 2007. - 271 с: ил. - ISBN 978-985-06-1372-1.
АннотацияУчебное пособие посвящено учебной полевой практике по экологии, которая является заключительным этапом в закреплении знаний, полученных при изучении лекционных курсов "Экология" и "Основы экологии". Книга состоит из трех разделов. В первом рассматриваются принципы и методы проведения экскурсий в различных природных сообществах. Второй раздел посвящен описанию экскурсий в лесные, луговые, болотные и водные биоценозы. В третьем разделе студентам предлагаются темы самостоятельной научно-исследовательской работы и приводится методика их выполнения с приемами обработки и иллюстрации полученных данных. Для студентов географо-биологических специальностей высших учебных заведений. Будет также полезно для преподавателей и учащихся колледжей, гимназий, средних школ, руководителей биологических кружков, любителей природы.
ГрифДопущено
Министерством образования Республики Беларусь
в качестве учебного пособия для студентов
биологических специальностей учреждений,
обеспечивающих получение высшего образования
Загружено 2018-01-16 02:26:47
www.medcollegelib.ru
Лабораторные и практические работы по курсу «Экология 6 класс»
Лабораторные и практические работы
по курсу «Экология 6 класс»
Лабораторная работа №1
Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений.
Цель работы: познакомиться со строением листьев различных экологических групп по отношению к свету
Ход работы
Используя текст и рисунки учебника, заполни таблицу
Растение | Экологическая группа | Строение листа (рисунок) |
Береза | ||
Кислица |
Вывод: Чем отличаются теневые и световые листья по строению.
Лабораторная работа №2
Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями.
Цель работы: на примере комнатных растений, гербарных образцов и рисунков познакомиться со свойствами растений разных экологических групп.
Ход работы
Используя текст учебника, рисунки и гербарные образцы, заполни таблицу
Растения, погруженные в воду | Влаголюбивые растения | Засухоустойчивые растения | |
Примеры растений | |||
Особенности строения и и приспособления к среде обитания |
Лабораторная работа №3
Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. (С помощью ленты-скотча определяется степень запыленности воздуха.)
Цель работы: научиться определять степень запыленности воздуха с помощью домашних растений
Ход работы
На кусочек скотч-ленты, мы приложить листья растений, взятых в различных местах исследуемой территории: на подоконнике и у дальней стены на высоте 2 метра. Получить пылевые отпечатки. Сравнить и оценить степень запылённости листьев растений.
Сделать вывод о роли зеленых насаждений.
Лабораторная работа №4
Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром. (Изучение проводится по коллекции плодов и семян с помощью лупы или по рисункам в учебнике.)
Цель работы: познакомиться с различными способами распространения плодов и семян
Ход работы
Используя текст учебника, рисунки и гербарные образцы распредели растения по группам распространения, основываясь на различных приспособлениям
Распространяемые ветром | Распространяемые водой | Распространяемые животными |
Растения: рябина, клен, смородина, лопух, береза, вишня, ольха, одуванчик, дуб
Какие приспособления есть у растений, распространяемых ветром. Приведи примеры (3-4)
Лабораторная работа №5
Способы распространения плодов и семян.
Цель работы: познакомиться с приспособлениями плодов и семян к распространению животными
Ход работы
Используя текст учебника, рисунки и гербарные образцы, ответь на вопрос
Какие приспособления к распространению имеют плоды и семена следующих растений
А) вишни
Б) дуба
В) чистотела
Г) череды
Вывод: каким способом распространяются эти растения?
Лабораторная работа №6
Изучение защитных приспособлений растений.
Цель работы: изучить способы и приспособления растений к пассивной защите от поедания
Ход работы
Используя текст учебника, рисунки и гербарные образцы заполнить таблицу
Название растения | Приспособление к защите от поедания | Способ защиты (активный/пассивный) |
Крапива | ||
Барбарис | ||
Хвощ | ||
Борщевик | ||
Герань | ||
Лук | ||
Лютик едкий |
Вывод: Какое значение имеют приспособления в жизни растений?
Лабораторная работа №7
Взаимодействие лиан с другими растениями. (С помощью гербарных экземпляров или по рисункам в учебнике, например гороха, чины, плюща и других, изучаются приспособления лиан, обеспечивающие им преимущество в выживании.)
Цель работы: изучить приспособление лиан, обеспечивающие им преимущества в выживании
Ход работы
Используя тест учебника, рисунки и гербарные образцы, заполните таблицу
Название растения | Приспособления к выживанию | Тип взаимоотношений |
Хмель | ||
Горошек | ||
Плющ |
Вывод: Какое значение в жизни растений имеют эти приспособления
Практическая работа №1
Определение количества солнечных дней в году в своей местности.
Цель работы: научиться определять количество солнечных дней, используя статистические материалы
Ход работы
Используя таблицу, выполни задания
Какой месяц в году был самым солнечным?
Подсчитайте количество пасмурных дней зимой, весной, летом и осенью.
В какое время года больше всего пасмурных дней?
Месяц | Количество ясных и малооблачных дней | Количество облачных дней | Количество пасмурных дней |
Январь | 12 | 3 | 16 |
Февраль | 13 | 6 | 9 |
Март | 16 | 4 | 11 |
Апрель | 10 | 7 | 13 |
Май | 13 | 11 | 7 |
Июнь | 3 | 17 | 10 |
Июль | 9 | 19 | 3 |
Август | 10 | 6 | 15 |
Сентябрь | 2 | 11 | 17 |
Октябрь | 5 | 2 | 24 |
Ноябрь | 6 | 2 | 21 |
Декабрь | 3 | 2 | 26 |
Практическая работа №2
Определение среднегодовой и среднесезонных температур Приволжска и растений, приспособленных к ним.
Цель работы: определить среднегодовые и среднесезонные температуры Приволжска. Определить сельскохозяйственные растения, наиболее приспособленные к выращиванию в нашей местности
Ход работы
Используя данные таблицы, ответ на вопросы
Какой месяц в году был самый холодный, какой самый теплый?
Найдите среднюю температуру зимы и лета. Для этого сложите вместе температуру 3 месяцев сезона года и разделите сумму на 3
Дайте характеристику умеренного теплового пояса, в котором мы живем ( п. 10)
На какие группы делятся растения по отношению к теплу и холоду, дайте их характеристику? (п. 12)
Месяц | Средняя температура | Месяц | Средняя температура |
Ноябрь | +0,3 | Май | +19 |
Декабрь | -10,7 | Июнь | +23 |
Январь | -9,6 | Июль | +22,6 |
Февраль | -3,5 | Август | +22 |
Март | -5,3 | Сентябрь | +11,7 |
Апрель | +8,4 | Октябрь | +7,6 |
Какой месяц в году был самый холодный, какой самый теплый?
Найдите среднюю температуру зимы и лета. Для этого сложите вместе температуру 3 месяцев сезона года и разделите сумму на 3
Дайте характеристику умеренного теплового пояса, в котором мы живем (п. 10)
На какие группы делятся растения по отношению к теплу и холоду, дайте их краткую характеристику? (п. 12)
Практическая работа №3
Определение количества дождливых и засушливых дней в году в своей местности.
Цель работы: научиться определять количество засушливых и дождливых дней, используя статистические материалы
Ход работы
Используя таблицу, ответь на вопросы
месяц | Всего дней | Дождливых дней | снег | месяц | Всего дней | Дождливых дней | снег |
Декабрь | 31 | 5 | 11 | Июнь | 30 | 4 | 0 |
Январь | 31 | 0 | 12 | Июль | 31 | 3 | 0 |
Февраль | 29 | 0 | 11 | Август | 31 | 7 | 0 |
Март | 31 | 1 | 11 | Сентябрь | 30 | 6 | 0 |
Апрель | 30 | 3 | 3 | Октябрь | 31 | 13 | 2 |
Май | 31 | 4 | 0 | Ноябрь | 30 | 10 | 6 |
В какое время года было больше всего дождливых дней?
В каком месяце сухих дней (без осадков) было больше всего?
Какой месяц был самый снежный?
Практическая работа №4
Приспособленность растений своей местности к условиям влажности.
Цель работы: доказать необходимость воды и тепла для прорастания семян
Ход работы
Заполни последний столбик в таблице, исходя из условий опыта
Номер банки | Воздух | Вода | Тепло | Результат |
1 | + | + | + | |
2 | + | - | + | |
3 | - | + | + |
Вывод: Что необходимо для прорастания семян?
Растения какой экологический группы по отношению к влажности преобладают в нашей местности?
Практическая работа №5
Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке.
Цель работы: изучить жизненные формы растений на пришкольном участке
Ход урока
В ходе экскурсии класс разбивается на группы по 3-4 человека и выполняет задания
1.Какие растения встречаются на пришкольной территории
2. На какие группы по жизненным формам можно их разделить. Сделайте схематические рисунки растений разных жизненных форм.
3. Оцените санитарное состояние растений пришкольного участка
Сделайте вывод о том, как распределяются растения разных жизненных форм на территории пришкольного участка
Практическая работа №6
Изучение состояния сообщества пришкольного участка
Цель работы: изучить состояние сообщества на пришкольном участке
Ход работы
Разбить класс на группы по 3-4 человека
Изучить разнообразие растений в пределах пробной площадки
Подсчитать количество деревьев, определить их название
Отметить, имеются ли следы деятельности человека на пробной площадке
Подсчитайте количество поврежденных и неповрежденных человеком деревьев и кустарников
Отметить санитарное состояние деревьев
Записать выводы, внести свои предложения по уходу за поврежденными деревьями
Практическая работа №7
Охраняемые территории России.
Цель работы: познакомиться с особо охраняемыми территориями России
Ход работы
С помощью учебника «Экология растений» (п. 58) и атласа с географической картой «Охрана природы России» познакомьтесь с разнообразием охраняемых территорий России и ответьте на вопросы
1.Что такое заповедник? Назовите крупнейшие заповедники России. Сколько заповедников насчитывается в России и странах СНГ?
2. Что такое национальный парк? Назовите крупнейшие национальные парки России.
3.Что такое памятник природы? Используя атлас, приведите примеры памятников природы, расположенных в Ивановской области.
Для чего человек создал охраняемые территории? Какие виды работ в них проводятся?
xn--j1ahfl.xn--p1ai