«Есть ли чувства у растений». Почему у растений нет органов чувств
Сайт учителя Полисадовой О.И. - Урок 10. Окна в окружающий мир
Урок 10. Окна в окружающий мир
Цели:
– формировать у учащихся новые понятия о строении и роли органов зрения; о связи органов зрения с нервной системой; о гигиене зрения и профилактике близорукости.
Ход урока:
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Вопрос 1. Какие органы чувств человека ты знаешь?
У человека пять органов чувств: глаза - орган зрения, нос - орган обоняния, ухо - орган слуха, язык - орган вкуса, кожа - орган осязания.
Вопрос 2. Почему органы чувств развиты у животных, но их нет у растений?
Растения - производители, они сами производят органические вещества из воды и углекислого газа с помощью солнечного света. Все необходимые компоненты для производства органических веществ присутствуют всюду или могут двигаться сами подобно воде, поэтому растениям нет нужды перемещаться в поисках пищи и искать нужные вещества.
Вопрос 3. Как развитие органов чувств животных связано с их образом жизни?
Каждое животное имеет такие органы чувств, которые помогают ему ориентироваться в своей среде обитания. Разберем это на примере позвоночных животных. Рыбы живут в воде, которая может быть мутной, поэтому у них хорошо развито обоняние и боковая линия, позволяющая уловить колебания воды.
РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
Глаз - орган зрения. С его помощью человек может видеть свет , определять свет, определять цвет, форму и размер предметов, их движения. Давай разберемся, как устроен наш глаз и как он работает.
Внутренняя часть глаза - глазное яблоко - представляет собой шарообразную тёмную камеру. Заднюю стенку этой камеры выстилает чёрная плёнка - сетчатка. Спереди глаз защищен прозрачной роговицей. Под ней расположена цветная радужная оболочка. Она ограничивает отверстие - зрачок - и регулирует проникновение света внутрь глаза. В темноте зрачок расширяется, чтобы пропустить в глаз побольше света, а при ярком свете сужается.
За зрачком расположен похожий на линзу хрусталик.
Фотоаппарат запечатлевает на плёнке одно моментальное изображение. В этом отношении наш глаз устроен иначе и больше напоминает видеокамеру: меняющееся изображение с сетчатками непрерывно передаётся по зрительному нерву в большие полушария головного мозга. Изменение изображения воспринимается нами как движение.
Каждый глаз видит предмет немного по-своему: чем ближе предмет, тем более заметна разница.
Мозг улавливает различие двух изображений каждого предмета очень точно, и благодаря этому мы не задумываясь определяем, какой предмет находится ближе, какой дальше. Таким образом мы видим мир объемным.
Глаз - очень важный орган. Он нуждается в особой защите. Брови и ресницы предохраняют его от пота и пыли. Веки мигают, смачивая роговицу и очищая её от попавших от нее пылинок. В этом им помогают омывающая роговицу слёзная жидкость.
Сетчатку образуют клетки двух типов. Одни из них различают цвета, но только при достаточном освещении. Другие воспринимают мир в оттенках серого цвета, зато их чувствительность к свету намного выше.
ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
Задание 1. Рабочая тетрадь стр.17
Задание 2. Рабочая тетрадь стр.17
Каким образом мы добиваемся чёткости изображения тех или иных предметов?
При выполнении этого задания ученики должны обратить внимание на то, что, бросив взгляд на далёкие (или, наоборот, на близкие) предметы, мы должны дать глазу время привыкнуть, настроиться. Это означает, что хрусталик должен изменить свою кривизну. Подобно этому в старых фотоаппаратах-зеркалках приходилось крутить и настраивать объектив. Современные аппараты делают это сами, но им тоже требуется для этого некоторое время.
Задание 3. Рабочая тетрадь стр.17
Почему за час неподвижного стояния на месте устаешь больше, чем за час прогулки? Подумав, ответь на другой вопрос: почему вредно долго смотреть телевизор?
В этом задании обращается внимание на необходимость переключаться время от времени с одной работы на другую. Относится это и к работе органа зрения. За час неподвижного стояния на месте устаёшь сильнее, чем за час прогулки, потому, что при этом сокращены одни и те же мышцы. Точно так же вредно долго смотреть телевизор: мышцы хрусталика (глаза) устают от продолжительного неподвижного положения (они всё время сокращены).
Задание 4. Рабочая тетрадь стр.17
С какой горки ты любишь кататься? Почему не с крутой и не с пологой? Подумав, ответь, почему при чтении вредно держать книгу ближе 30 см и дальше 40 см от глаз.
Задание посвящено правилам разумного поведения. Подобно катанию с горки такой высоты, при которой можно легко двигаться, но нет опасности разбиться, при чтении нужно руководствоваться теми же принципами. Держа книгу ближе 30 см или дальше 40 см от глаз, мы заставляем сильнее напрягаться мышцы хрусталика (глаза). Это может привести к появлению близорукости или дальнозоркости.
Надеваешь ли ты тёмные очки для чтения? Объясни, как должно быть освещено рабочее место и почему.
Тёмные очки используют лишь при ярком солнечном освещении, поэтому рабочее место должно быть хорошо освещено. Оно должно быть освещено не слишком ярко и не слишком тускло.
Задание 6. Рабочая тетрадь стр.18
Какое значение имеют слезы?
Слёзная жидкость увлажняет поверхность глазного яблока. Кроме того, человек плачет, тем самым, из глаза удаляются микробы и инородные тела (например, пыль).
Задание 7. Рабочая тетрадь стр.18
ТЕПЕРЬ ТЫ ГОТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ. ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
polisadova.ucoz.ru
«Есть ли чувства у растений»
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «ӨРЛЕУ»
«Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области»
Самостоятельная работа
слушателя краткосрочных курсов Гречко Зинаиды Васильевны
Научный проект
«Есть ли чувства у растений»
Сагындыкова Г.М.
старший преподаватель кафедры ППС ПРУ
Атбасар – 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Аннотация……………………………………………….2-3
2.Отзыв …………………………………………………… 4
3.Дневник исследований………………………………… 5
4.Введение………………………………………………… 6
5.Анкетирование………………………………………… 7
6.Главы работы .……………….………………………… 8-11
7.Вывод…………………………………………………… 12
8.Список литературы…………………………………… .13
Аннотация
на научный проект по теме:
«Есть ли чувства у растений»
Амброс Дмитрий и Акуленко Александр, ученики 4 класса ГУ «Новосельская средняя школа»
Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный
Цели проекта:
Подготовить и выполнить творческую работу на тему: «Есть ли чувства у растений»
Способствовать развитию интереса к предмету исследовательской деятельности
3.Выяснить: есть ли чувства у растений, понимает ли растение человека?
Задачи проекта
1. Проанализировать информацию о растениях, полученную из разных источников.2. Выявить обладают ли растения органами чувств.3. Провести эксперимент с растениями нашего класса.4. Узнать обладает ли растение памятью, умеет ли оно читать мысли человека . 5. На основе выявленных знаний о растениях разработать рекомендации по общению растения и человека.
Вопросы проекта:
Есть ли чувства у растений?
Понимают ли они человека?
Как взаимодействовать человеку с растениями?
Гипотеза:
Растения умеют слышать, видеть, реагировать на голос человека своим ростом и испытывать боль, когда им наносят раны.
Этапы исследования. Работа была начата в сентябре 2013 года. Разработка экспериментальной концепции исследования и её систематизация продолжена в ноябре. С сентября 2013 года происходил целенаправленный подбор материала к разделам. В заключении был произведён комплексный анализ собранного материала.
Степень самостоятельности: в качестве материала исследования были использованы данные, собранные Амброс Дмитрием и Акуленко Александром , подтверждение актуальности темы проекта.
Результаты работы и выводы.
Гипотеза подтвердилась. Комнатные растения обладают чувствами.
В результате исследования выяснилось, существует много поверий и легенд, раскрывающих чувства данных растений.
Возрос интерес к изучаемому предмету.
Практическая значимость заключается в том, выявленные на основе исследования данные могут быть применены уже в начальной школе.
Руководитель: Гречко З.В.
Отзыв
на научный проект по теме:
«Есть ли чувства у растений»
Отзыв подготовила : руководитель Гречко Зинаида Васильевна, учитель начальных классов ГУ «Новосельская средняя школа»
Работа Амброс Дмитрия и Акуленко Александра носит теоретико-аналитический характер. Практическую значимость придают использованные принципы и методы исследования мира растений.
Исследовательская работа включает в себя умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятия, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.
Проверка гипотез осуществлялась теоретическим и экспериментальным способом. Гипотеза нашла своё подтверждение.
В процессе исследования постановка вопроса рассматривается как форма выражения проблемы. Уточняющие и восполняющие вопросы направляли мышление учащийся на поиск ответа, пробуждая потребность в познании.
Цели и задачи исследования способствуют развитию творческого потенциала учащихся: развивается воображение, фантазия, нарабатывается опыт успешной творческой деятельности, способами и подходами, позволяющими такую деятельность осуществлять.
Учитель целенаправленно прививает учащимся идеологию желательности и ценности творческой деятельности, нестандартных решений и подходов, неожиданных идей, самостоятельного поиска и исследования.
Дневник исследований
учащихсяся 4 класса Амброс Дмитрия и Акуленко Александра
к научному проекту по теме: «Есть ли чувства у растений»
Работа была начата в сентябре 2013 года. В период с сентября по ноябрь изучался курс «Мир растений». Наряду с основным программным материалом по познанию мира подбирался дополнительный материал. Выдвигались гипотезы.
С сентября по ноябрь 2013 года на уроках познания мира прорабатывался материал, анализировались высказывания.
С ноября 2013 года исследования проходили на занятиях во внеурочное время . Проводились опыты с растениями и анализировались их результат. Весь собранный материал обобщен и систематизирован. Начался период её апробирования. Научный проект был представлен на заседании МО начальных классов.
С декабря по январь месяц велась работа по подбору иллюстраций к справочнику юного цветовода.
С января по март 2014 года материал по проекту дополнялся , изменялся и
подошел к завершению.
С 7 по 25 марта проводился последний опыт над комнатным растением.
12 апреля проект прослушан коллективом учителей школы. Произведены последние поправки.
Введение:
В далекие времена уходит история комнатного растениеводства. Многие поэты и писатели, художники и композиторы обращались к теме цветов в своих бессмертных произведениях. И однажды на уроке музыки наш учитель познакомил нас с «Вальсом цветов» П.И.Чайковского и показала отрывок мультфильма «Щелкунчик».Здесь цветы наделены голосом, умением петь и танцевать. А вот что прочитали на уроке литературы из повести К. Булычева «Миллион приключений»:
«Первым , как всегда, пришел Аркаша. Он поспешил на делянку , где выращивал чувствующие цветы. При виде Аркаши цветы закивали головками; они раскрывали лепестки , шевелили листьями и изображали радость».
Все это натолкнуло нас на мысль:
-А действительно ли растения умеют говорить и двигаться ? На уроках познания мира мы выяснили, что растение – относятся к живой природе. Они дышат, питаются, развиваются, размножаются и умирают. То же самое происходит и с животными, и с человеком. Неужели растение способно вести себя как разумное существо? А могут ли они слышать и видеть? Мы ведь часто, не задумываясь, растаптываем и рвем цветы, ломаем ветки, забываем полить растение. Но если человеку сломать руку или ногу он испытывает мучительную боль, а растение? Оно тоже чувствует боль? Понимает ли растение человека? Может ли оно показать, что ему больно?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы решили провести исследование.
Результаты анкетирования
Своё исследования мы начали с опроса учащихся нашей школы. В опросе участвовало 36 человека. Всем им был задан вопрос: «Считаете ли вы, что растения могут испытывать чувства?» Данные опроса занесли в таблицу.
ответ | количество | процент |
Да | 11 человек | 30,5% |
Нет | 22человек | 61% |
Не знаю | 3человек | 8,5% |
По данным таблицы видно, что мнения учащихся различны. Среди них есть и те, кто верит в то, что растения могут иметь чувства как у человека. Значит, мы не одиноки в своих предположениях.
В ходе исследования мы изучили очень много специальной литературы, пользовались материалами Интернета, статьями энциклопедии о растениях.
Работами многих ученых установлено, что растения обладают теми же органами чувств, что и человек. Конечно, их устройство, функционирование и чувствительность отличаются от таковых же у человека, но все же….
1.Наличие зрения
В жизни растений свет играет важнейшую роль. Для того чтобы найти положение, обеспечивающее оптимальное освещение, растение, его листья должны видеть. Все мы многократно наблюдали как цветы, листья и ветви в результате этой способности меняют свое положение, в направлении источника света обеспечивая их максимальную освещенность. Возьмем пример – подсолнух. В течение дня он поворачивает свою шляпу за солнцем.
Но и у других представителей зеленого царства эта способность развита не хуже благодаря расположенным на их теле фоторецепторам.
Группа ученых из Тюбингенского университета сумела найти в кончике кукурузного побега рецептор, аналогичный зрительному белку родопсину в сетчатке человеческого глаза. Этот рецептор есть во всех растениях. Он способен поглощать ("видеть") свет. Благодаря наличию этого белка растение изгибается, поворачивается под оптимальным углом к солнечным лучам. Если накрыть кончик побега колпачком, растение не может ориентироваться на солнце - "слепнет".
Каждый, кто ездит по загородным трассам, начиная с июля, обязательно видит на обочине ярко-голубые цветы, плотно сидящие на длинных крепких стеблях. Это и есть цикорий. Его соцветия, как локаторы, поворачиваются вслед за солнцем, из-за чего это растение именуют еще солнцевой травой.
В отличие от человека растения видят не только в видимой, но и в инфракрасной области спектра.
Опып № 1
В данном опыте участвовало экзотическое растение - орхидея. На 8 марта нашему учителю был подарен этот комнатный цветок. По неосторожности один цветок был отломан от основной ветки. Мы поставили цветок в стаканчик с водой и поместили его рядом с растением, говоря ему ,что смотри ,твои братья и сестры рядом с тобой, держись . И вот уже почти месяц цветок цветет и не думает увядать.
2. Наличие осязания
У некоторых растений, например у вьющихся растений и растений-хищников, это чувство развито очень сильно. Чарльз Дарвин наблюдал, как лист росянки приходил в движение под действием шелковинки весом всего 0,25мг. При этом реакция не заставляет себя ждать долго.
Индийский ученый Дж. Ч. Бос, изучая реакцию на прикосновение тропической мимозы определил, что запаздывание реакции на прикосновение составляет всего около 0,1 секунды. Это растение так и называют Мимоза стыдливая. Стоит к нему прикоснуться, как оно всё задрожит и сразу же сжимает свои листочки.
Опыт№1
Этот опыт был более сложен. Это растение очень дорого для нашего учителя тем, что его она привезла из Сочинского и оно было для нее памятью о работе там. Мы заметили как нежно Зинаида Васильевна разговаривает с ним , заботится о нем , гладит его листочки. Когда она заболела и неделю была на больничном, мы заметили , что с деревом происходит что-то странное. Кто бы ни поливал его , как бы с ним не разговаривали , оно поникло и стало дрожать, теряя много листьев. Стоило Зинаиде Васильевне выздороветь, пообщаться со своим любимцем, подарить ему тепло заботливых рук и - деревце вновь зазеленело . Разве это не доказательство того ,что растения испытывают чувства?
3.Наличие слуха
Многочисленные эксперименты, проведенные во многих лабораториях разных стран с полной достоверностью доказали, что растения определенным образом реагируют на звуки, в том числе на музыку. Много интересных примеров, посвященных этому можно найти в книге А.П. Дуброва «Музыка и растения». Оказалось, что растения любят музыку, причем вкусы у разных растений – разные. Многие растения сентиментальны и предпочитают индийские мелодии – их стебли просто тянутся к динамикам, испускающим такие звуки. Популярностью пользуется классика, особенно Бах и Вивальди. А вот поклонников рок-музыки среди растений нет: стебли отклоняются от источников звуков, ростки чахнут, листья мельчают.
Опыт № 1
В эксперименте участвовала традесканция. В два горшка в один день были посажены отростки традесканции и через месяц мы взяли их на опыт. Одной предлагали слушать тяжелый рок , а другой классическую музыку. Через две недели у первого растения листья пожелтели и стали опадать, а у другого листья оживились и приобрели глянец.
Это интересно!
278 килограммов – столько весила дыня, которую удалось вырастить Норманну Галлагеру из американского города Коллинза. Она побила все рекорды, что были установлены в этой отрасли огородничества. Впрочем, его супруга не удивлена этим успехом. По ее словам Галлагер прямо-таки жил на грядке с дыней, разговаривал с ней и даже целовал.
Музыкальная стимуляция развития растений весьма популярна. Так, например, в США исследователь Д. Мильштейн выпустил пластинку с записями под названием «Музыка для выращивания растений», которую нужно проигрывать ежедневно по полчаса, что позволяет удвоить урожайность растений. Метод, получивший название «Озвученный цветок», проверен во многих странах, в том числе в США и Японии. Когда по этому методу выращивали томаты, то один из них достиг 4,5 метра роста, и на нем было более восьмисот плодов. Вес клубней картофеля достигал 4000 граммов, а кабачок – толщины в полтора метра. При этом качество продуктов не ухудшается.
Опыт №2
Мы взяли растение, которое совсем погибало. Поставили его отдельно и постоянно, проходя мимо него, говорили ему ласковые слова, хвалили, желали, чтобы оно скорее поправилось. Вскоре мы заметили, что оно действительно стало поправляться и выпустило новые листочки.
Опыт № 3
От веточки цветка отщипнули два листка и положили их в разные места. С одним постоянно разговаривали, просили его, чтобы он держался, не увядал. Ведь он такой красивый, сильный, а на другой листок не обращали внимания. Второй лист быстро завял, а первый почти такой же, как прежде. Из проведённых экспериментов следует, что растения не только слышат человека но и в ответ реагируют .
Опыт № 4
Для проведения данного опыта мы взяли королевскую бегонию. Так оно выглядело до начала эксперимента. Затем мы говорили в его адрес неприятные слова и проявляли негатив,говорили что оно всем мешает и поставили в угол.
Через неделю бегония стала терять листья ,и в начале ноября на ней не осталось и листочка. Растению были нанесены словесные раны, но мы знаем , такие раны, нанесенные человеку тоже заживают долго. Сейчас мы говорим ему добрые и ласковые слова, слова любви ,но оно не пока не отвечает взаимностью. Как говорится « время лечит». Вот уже конец марта ,а у растения появился только первый листок. Есть надежда , что бегония простит нас.
4 . Наличие вкуса
Растения не хуже нас могут определить, что вкусно, а что нет. На их корнях найдены вкусовые ферменты, которые помогают найти под землей «деликатесы», например, споры грибов. Свои вкусовые качества растения используют и для защиты при нападении. Например, когда гусеница начинает жевать лист на помидорном кусте, растение чувствует вкус ее слюны и остальные листья тотчас начинают вырабатывать особые вещества, которые связывают у гусениц пищеварительные ферменты.
Опыт № 1
Здесь приняло участие 2 растения комнатного банана. Они посажены в один горшок поливали и подкармливали отдельно. Первое растение поливали и подкармливали как и все цветы , а второму устраивали водные ванны и прикармливали подкормками для цветов и удобрениями. На фото видна разница во внешнем виде растений и их росте.
5. Растения обладают чувством страха.
Опыт№1
Участие в этом опыте выпало восковой традесканции, которую на неделю поместили в шкаф в темной лаборатории. Что же мы увидели ? Листья традесканции покрылись коричневым налетом и стали неживыми, хотя ее поливали регулярно.
Вывод:
Таким образом, проведя исследования, мы выяснили:
1. Растения действительно обладают органами чувств и могут понимать человека
2. Растения могут помнить, пугаться, испытывать боль, читать мысли, передавать информацию, защищаться и нападать.
3. Растения могут быть преданными друзьями человека, но для этого их надо любить и беречь, ухаживать, разговаривать с ними.
После всего этого кто еще может усомниться в правоте древних, считавших, что все сущее на Земле - живое? И травы, и деревья, и насекомые, и животные - единый большой и взаимозависимый организм. Подумайте всегда ли вы слышите их зов о помощи , всегда ли благодарите за красоту, которую они вам дарят?
Список литературы
1. Афонькин С.Ю. Самые удивительные растения. СПб.: БКК, 2007г.
2. Быховец С.Л. Энциклопедия комнатных растений. – М.: Харвест 2000 г.
3.Кир Булычев . Повесть «Миллион приключений».
4.А.П. Дубров «Музыка и растения».
5. Плешаков А.А. Атлас-определитель «От Земли до неба» М.: Просвещение 2008г.
6. Ю.К. Школьник. Полная энциклопедия растений ЭКСМО Москва 2010г
7. Ежемесячный журнал «В мире растений» 2010г.
8. Ежемесячный журнал «Цветочный клуб» 2008 г.
9.Ежемесячная газета «Цветочный дом» 2013г.
10. Интернет ресурсы.
4. Ежемесячный журнал «В мире растений» 2010г.
5. Ежемесячный журнал «Цветочный клуб» 2008 г.
6. Ю.К. Школьник. Полная энциклопедия растений ЭКСМО Москва 2010г.
7.Ежемесячная газета «Цветочный дом» 2013г.
8.Кир Булычев . Повесть «Миллион приключений».
9. Интернет ресурсы.
10.А.П. Дубров «Музыка и растения».
kopilkaurokov.ru
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Органы чувств. Зрение. Окна в окружающий мир"
Разделы: Начальная школа
Цель: формирование у учащихся новых понятий о строении и роли органов зрения, о связи органов зрения с нервной системой, о гигиене зрения, профилактике болезней; обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденным темам курса.
Оборудование и материалы: заготовки тестов, буклеты, компьютерная презентация, рабочие тетради.
Ход урока:
1. Орг. момент. Постановка цели урока.
- Ребята, почему мы с вами так много говорим о здоровье, изучаем свой организм? Прочитайте поговорку. Что значит – «беречь как зеницу ока»?
Чем человек должен дорожить? Конечно, своим здоровьем!
2. Повторение ранее изученного материала.
- Есть пять помощников на службе у тебя, Не замечая, их используешь шутя: Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик – запах различать. И ни к чему твоя тревога, Они всегда тебе помогут.
-О каких органах чувств говорится в стихотворении?
-Соедините линиями названия органов чувств с той ролью, которую они выполняют.
- Почему органы чувств развиты у животных, но их нет у растений?
3. Введение нового материала.
1. Посмотрите на эти предметы и попробуйте догадаться, о каком органе чувств мы сегодня будем говорить на уроке. Объясните!
- Конечно, это глаза – органы зрения. Их ещё называют «окна в окружающий мир». А почему? Попробуем разобраться!
- Разберёмся вместе, дети, Для чего глаза на свете? И зачем у всех у нас На лице есть пара глаз? Для чего нужны глаза? Чтоб текла из них слеза? Ты закрой глаза ладошкой, Посиди совсем немножко: Сразу сделалось темно, Где же парта, где окно? Странно, скучно и обидно- Ничего вокруг не видно.
- Какую же роль для человека играют органы зрения?
2. - Интересно, а животные видят так же как мы?
- Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.
- У раков глаза расположены на специальных стебельках, которые могут выдвигаться вперед и вращаться подобно антеннам, когда животное неподвижно. И еще у рака есть особенный глаз на хвосте, который помогает раку ориентироваться, когда тот пятится назад.
- А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.
- А пчелы — пятиглазые насекомые: они имеют по два больших и по три маленьких глаза. Кроме того пчелы необычно воспринимают цвета. Например, они не опыляют красные цветы, так как красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет.
- У стрекозы глаза имеют своеобразное строение. Нижней частью глаз стрекоза хорошо различает цвета, верхняя же часть - цвета не различает. Зато этой частью глаз стрекоза легко различает на фоне неба мошек, которыми питается.
- У пауков-скакунов восемь глаз: два больших и шесть маленьких. Большие снабжены мышцами и позволяют пауку следить за добычей, оставаясь неподвижным. А маленькие расположены так, что паук замечает все происходящее сзади и сверху.
- У орла очень высокая острота зрения. Он может увидеть зайца с высоты 3 километров.
- У совы и у филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же, эти животные хорошо видят в темноте.
- У кого самые большие глаза? У самого большого в мире животного - голубого кита. Они у него величиной с футбольный мяч – около 23 см в поперечнике.
- У всех представителей животного мира разные глаза.
- С чем это связано? (с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут).
- Как вы думаете, у какого животного глаза почти как у человека? (У обезьян).
- Что мы можем узнать о предмете с помощью глаз? (Цвет, форму, размер предмета.)
3. – Итак, как же устроен глаз человека, чтобы выполнять такую сложную работу? (строение глаза)
- Природа позаботилась о защите глаза снаружи. Как? (Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они защищают глаза от пыли, пота. А если и попадёт пылинка в глаз, то слеза её - вымоет).
- На лице видна небольшая передняя часть глаза. Большую часть природа поместила в специальные углубления на черепе – глазницы. Глаз круглый, как яблоко, поэтому его и называют глазное яблоко.
Спереди глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой - роговицей. Она защищает глаз от инфекции.
- Под ней мы видим радужную оболочку. Радужка. Почему она так называется? (Радужная – радуга – цветная. )
У разных людей она разная. Посмотрите друг другу в глаза. Какого цвета ваша радужная оболочка?
- В самом центре радужной оболочки находится зрачок. А как вы думаете, какую роль он играет? Это отверстие, через которое в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому и зрачок у всех людей чёрного цвета. Благодаря специальным мышцам зрачок в темноте расширяется, а при свете – сужается. Как в фотоаппарате! Так регулируется поток света.
Заглянем во внутрь глаза! Кто подскажет , где роговица, радужка, зрачок? Внутри глазное яблоко заполнено стекловидным телом, похожим на желе. Роговица переходит в склеру – защитную оболочку.
- За зрачком находится особое образование, похожее на линзу – это хрусталик.
Хрусталик крепится на специальных мышцах и может меняться: быть вогнутым, выпуклым, плоским. Он даёт нам резкость изображения, и мы отчётливо видим то, на что смотрим. Но, когда глаза устают, мышцы ослабевают, становится плохо, не чётко видно.
- Что мы делаем?
- Тогда мы прищуриваем глаза, тем самым меняем положение хрусталика.
4. - А чтобы наши глаза не устали, мы сейчас сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
- Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.
- Поглаживай в течение 1 минуты веки кончиками пальцев.
- Делай круговые движения глазами: Налево - вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повтори 10 раз.
- Вытяни вперёд руку. Следи за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом отодвигай обратно. Повтори 5 раз.
- Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд.
5. - На противоположной части глазного яблока расположена очень важная оболочка – сетчатка.
Почему такое название? Сеточка. Восприятие изображения происходит благодаря специальным клеткам – палочкам и колбочкам, расположенным на сетчатке. Колбочки воспринимают цвет, причём могут это делать только когда светло. А с наступлением темноты, их сменяют палочки. Палочки не обеспечивают цветное зрение. Поэтому ночью мы цвета не различаем.
- Посмотрите, можно ли определить, какого цвета эти кошки?
- Так мы видим ночью. Есть даже такая поговорка «Ночью все кошки серы»!
-А так – днём!
- Изображение на сетчатке мы получаем в перевёрнутом виде. По зрительному нерву сигналы от сетчатки идут в головной мозг, мозг обрабатывает изображение, переворачивает его, и мы воспринимаем то, что видим.
6. - В отличие от глаз многих животных, глаза человека могут видеть и различать предметы разных цветов и даже оттенков. Но есть люди, не различающие цвета. Эти люди страдают болезнью, которая называется дальтонизм. А распознали эту болезнь более ста лет назад. Тогда в Швеции произошло крушение поезда, в результате которого погибло множество людей. Оставалось непонятным, как мог машинист повезти поезд на красный свет. Объяснение оказалось неожиданным. Машинисту показали мотки цветных ниток и установили, что его глаза не различают цвета.
Явление цветовой слепоты описал английский ученый Джон Дальтон, который сам страдал этим недугом.
7.- А как вы думаете, одинаково ли глаза видят предмет?
- Давайте проведём небольшую исследовательскую работу. Закройте пальчиком вытянутой руки изображение на доске. Закройте один глаз. Потом другой. Что заметили?
- Каждый глаз видит предмет немного по – своему, но ведь мы смотрим двумя глазами сразу. Посмотрите на рисунок в учебнике, на стр.46.
-Какой вывод мы можем сделать?
Мозг улавливает различия двух изображений и соединяет их очень точно. Мы видим предмет объёмным.
8. - Вы слышали такое выражение «обман зрения»? Что оно обозначает?
Скорее, это ошибка мозга, а не глаз!
Проведём эксперимент. (Работа в тетради).
9. - Вот какой сложный механизм – наши глаза. И такой сложный механизм нуждается в бережном отношении.
- А вы любите свои глаза? (Тест)
Рядом с каждым утверждением теста вы поставьте себе плюс или минус.
Тест «Берегу ли я свое зрение?»
- Я всегда читаю и пишу сидя за столом. Да (+) нет (-)
- Я не читаю лежа. Да (+) нет (-)
- Я не читаю, когда еду в транспорте. Да(+)нет(-)
- Когда я рисую, то свет падает слева. Да (+) нет (-)
- Если у меня болят глаза, то я обращаюсь к врачу. Да (+) нет (-)
- Посчитайте свои плюсы.
- Те ребята, у которых 5 плюсов, правильно, бережно относятся к своему зрению, остальным нужно заняться исправлением плохих привычек, чтобы не повредить свои глаза.
10. - А теперь посмотрите, что для глаз вредно, а что полезно.(Слайд)Зачеркните то, чего делать нельзя.
- А что же полезно для наших глаз?
11. -Какие правила гигиены зрения вы можете предложить?
Я хочу предостеречь: Нужно всем глаза беречь! Глаз поранить очень просто – Не играй предметом острым! Глаза не три, не засоряй, Лёжа книжку не читай; На яркий свет смотреть нельзя – Тоже портятся глаза. Телевизор в доме есть, Но, пожалуйста, не лезь К самому экрану, И смотри не всё подряд, Лишь передачи для ребят. Не рисуй, склонившись низко, Не держи учебник близко, И над книгой каждый раз Не сгибайся как от ветра- От стола до ваших глаз Должно быть 35-40 сантиметров. В темноте нельзя читать, Чтобы глаз не утомлять! Помни истину простую- Лучше видит только тот, Кто жуёт морковь сырую Или сок морковный пьёт.
- Ну, а чтобы вы всегда заботились и берегли своё зрение, я приготовила вам буклеты.
Итог.
- Итак, почему же наши глаза можно назвать «окном в окружающий мир»?
Откуда пошла поговорка «Беречь как зеницу ока»? (Зеница – это центр глаза, зрачок, хрусталик. А бережёт его – веко.)
Домашнее задание.
-Дома вы, прочитав параграф №13, подпишите в буклете части глаза. Узнайте, как оказать первую помощь при травме глаза.
Закрепление.
А теперь, давайте решим ребус!
- Верхний защитный слой глаза (роговица)
- Природная линза (хрусталик)
- Цветная оболочка глаза (Радужка)
- Тёмное отверстие глаза, через которое попадает свет. (Зрачок).
- Слой клеток, на котором отражается изображение предмета (Сетчатка).
Презентация.Звукоряд.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Чувств органы у растений* - это... Что такое Чувств органы у растений*?
Рис. 1. А — "осязательные поры" в кожице тыквенного усика, вид сверху. В — одна такая пора в поперечном разрезе при большем увеличении. С — "осязательный сосочек", оболочка которого тонка на верхушке.
Сквозь толщу оболочки от поры идет внутрь клетки суживающийся канал. Благодаря тонкости оболочки, над поровым каналом протоплазма, выполняющая его, весьма легко подвергается деформациям при прикосновении к усику. Как на приспособление, увеличивающее резкость этих деформаций, надо смотреть на маленькие кристаллики щавелево-кальциевой соли, встречающиеся нередко в поровом канале таких клеток (см. рис. 1, В). Далее, у различных энтомофильных растений, цветочные органы которых способны производить активные движения, имеются разнообразно устроенные "осязательные волоски". В простейших случаях это сосочки (см. рис. 1, С), оболочка которых очень тонка на верхушке, представляя место восприятия механических раздражений. В других случаях остается тонким лишь узенький участок оболочки, опоясывающий основание волоска. Этот узенький участок является как бы шарниром, вокруг которого сгибается волосок; верхняя же часть волоска, лишенная гибкости благодаря толщине своей оболочки, играет роль рычага, улавливающего прикосновения и передающего их воспринимающему участку протоплазмы. Такие приспособления Габерландт назвал стимуляторами. У мимозы и у насекомоядных растений "органы осязания" представляют собой точно так же волоски, но устроены они сложнее. Так, у мимозы (см. рис. 7 на приложенной таблице) "осязательный волосок" состоит из длинной щетинки — стимулятора, составленной из многих толстостенных клеточек. У основания щетинки лежит группа тонкостенных клеточек, расположенная наподобие пробки под пластинкой пробочного пресса. Каждое движение, сообщенное стимулятору, тотчас же передается группе чувствительных клеточек. Наконец, на рис. 8 изображен наиболее сложный осязательный волосок у растений, именно "осязательная щетинка" Венериной мухоловки. Шарнир, около которого сгибается щетинка, имеет вид кольцевого желобка, опоясывающего щетинку недалеко от ее основания. Желобок этот образован углублениями в наружных стенках одного слоя крупных чувствительных клеточек. При сгибании волоска наиболее энергичную деформацию будет испытывать протоплазма, выстилающая изнутри углубления в стенках этих клеточек; она и является, по-видимому, местом восприятия раздражений. В непосредственной связи с вопросом об органах чувств стоит вопрос о существовании приспособлений для передачи раздражения по телу растения. Такая передача во многих случаях является несомненным фактом, подтвержденным экспериментальными исследованиями (см. "Фототропизм"). До последнего времени путями передачи раздражений считали лишь "плазмодесмы", тончайшие плазматические нити, проходящие сквозь толщу оболочки соседних клеточек и соединяющие непосредственно их живые протопласты. И лишь сравнительно недавно Б. Немецом была сделана попытка указать специальные приспособления для передачи раздражений по растению. Изучая распространение "трауматропной" реакции (в ответ на повреждение) в кончике корня, Немец заметил внутри определенных клеточек тонкие волоконца, идущие от одного конца клетки, параллельно ее длинной оси, до другого конца (см. рис. 1—6 на таблице).
ОРГАНЫ ЧУВСТВ У РАСТЕНИЙ.
1—6. Волоконца внутри корневых клеточек, служащие для передачи раздражения. 1) Две клетки из корня лука; 2) Волоконца и ядро из корневой клетки тыквы; 3) Центральный ряд клеточек корня у папоротника Aspidium decussatum; 4 и 5) Разрезы ядер у того же папоротника; тесная связь ядер с волоконцами; 6) Схема прохождения волоконец в корневых клеточках лука. Увелич. Рис. 7. Нижняя часть "осязательного волоска" у мимозы; увелич. Рис. 8. Нижняя часть "осязательной щетинки у Венериной мухоловки (Dionaea muscipula), g — вдавление на чувствительных клеточках, являющееся шарниром, по которому сгибается щетинка. Увелич.
Волоконца эти в соседних клетках довольно точно соответствуют одно другому, являясь как бы продолжением друг друга. Ясно различимы они именно в том участке корня, по которому, согласно современным воззрениям, происходит передача геотропических раздражений от "чувствующей" к "двигательной" зоне корня. С другой стороны, и распространение трауматропной реакции по корню оказалось зависимым от целости этих волоконец. Все эти доводы заставили Немеца предположить, что мы имеем здесь дело с приспособлениями для более совершенной и более быстрой передачи раздражения по клетке. Что же касается передачи его от одной клетки к другой, то Немец склонен приписывать его плазмодесмам, так как констатировать прохождение своих волоконец сквозь оболочку Немецу не удалось. Схема строения проводящей раздражения цепи клеток изображена на рис. 6. Волоконца эти обнаруживают некоторое тяготение к клеточному ядру; они либо оплетают его (рис. 2), либо ядро, принимая лопастную форму, охватывает волоконца своими лопастями (рис. 4 и 5). Действительное существование таких волоконец было вскоре подтверждено другими исследователями, истинное же назначение их является все же весьма спорным.
В. Арциховский.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
dic.academic.ru
Органы чувств в растительном царстве
А.Меркулов, инженер. Перепечатывается из журнала "Наука и религия", N.7, 1972 г., стр. 36-37.
Жизнь, живое таит в себе еще немало загадок, нераскрытых тайн, возможностей. Церковь, защитники религий самых разных направлений всегда стремились использовать это для утверждения идеи бога, сверхъестественного начала в проявлениях жизни. Однако развитие науки оставляет для этого все меньше возможностей. Вот еще один пример того, как современная наука, ведет наступление на секреты природы.
Более 150 лет назад итальянский ученый Луиджи Гальвани установил, что живая ткань реагирует на электрическое воздействие. Это важное открытие дало основание предположить, что живая ткань может на только проводить электрический ток, но и сама вырабатывать электричество. Позднейшие исследования подтвердили это предположение. Сравнительно недавно было установлено, что электрические токи, вырабатываемые живой тканью, возникают в нервных клетках, обслуживающих органы чувств человека и животных, в ответ на раздражения, вызываемые светом, звуком, запахом и т.д.
Новая область науки - электрофизиология, изучающая электрические процессы, протекающие в живых организмах, приоткрывает сегодня занавес над многими скрытыми ранее процессами. Современные приборы не только дали возможность ученым измерять электрическое поле некоторых важных органов человека и животных (скажем, сердца и головного мозга), но и помогли открыть так называемый "электрический ландшафт" - силовые поля, рождаемые живой и неживой природой. Высокочувствительный прибор - зондирующий усилитель, например, позволил услышать "электрические голоса" деревьев и кустарников.
Этот прибор имеет сегодня, по мнению ученых, особое значение. Ведь до сих пор наука не имела точного представления о том, как растения реагируют на электромагнитные поля. А теперь появилась возможность наблюдать их специфическую реакцию на изменяющиеся электрические условия среды и электромагнитные возмущения.
Оказывается, наши зеленые друзья могут не только "говорить", но и в буквальном смысле слова "кричать". В этом нетрудно убедиться, побывав в лаборатории заведующего кафедрой физиологии растений Московской сельскохозяйственной академии имени Тимирязева профессора И.И.Гунара. Ячменный побег "возопил", когда лаборантка опустила его корень в горячую воду. Правда, при этом никаких звуков не было слышно - "голос" растения уловил чуткий электронный прибор, который подробно рассказал о "невидимых миру слезах" на широкой бумажной ленте: перо прибора, судорожно дрожа, резкими рывками металось по белой дорожке. В то же время, внимательно наблюдая за растением, мы не заметили никаких внешних признаков того, что оно "страдает". У ячменного побега, как принято выражаться, был бодрый вид, листочки его не сникли и были по-прежнему зелены.
Интересные эксперименты проделал молодой ученый Виталий Горчаков. Из стебля тыквы он выделял токопроводящие пучки и присоединял к ним микроэлектроды. Затем разными способами раздражал корень растения, например слегка надрезая его. На расстоянии 30-40 сантиметров от места раздражения в считанные секунды появлялся электрический импульс: на экране осциллографа возникал всплеск.
Как известно, у растений нет такой нервной системы, органов чувств, как у животных. Тем не менее они реагируют на внешнюю среду. Какие же у них физические раздражители, как они действуют? Чтобы выяснить это, американские ученые поставили такой эксперимент: автоматический механизм в момент, выбранный датчиком случайных чисел, опрокидывал чашку с крошечной живой креветкой в кастрюлю с кипятком. Рядом с кастрюлей стоял филодендрон, на листья которого были наклеены электроды. Самописец при этом вел непрерывную запись. Оказалось, что в тот момент, когда выброшенная в кипяток креветка погибла, у цветка была зарегистрирована "эмоциональная" реакция. В то же время было замечено, что растение может постепенно "привыкать" к трагическим событиям, например перестает обращать внимание на часто повторяющиеся угрозы.
Интересный факт обнаружили ученые Казахского государственного университета. Они установили, что растения изменяют свои электрические параметры в зависимости от психического состояния человека. Домашние растения, как отмечено во время многократных опытов, чутко реагируют на болезнь хозяина, даже на изменение его настроения.
Сотни опытов, проделанных в научных лабораториях, подтверждают, что в растениях существуют электрические импульсы, похожие на нервные импульсы человека. Эксперименты эти свидетельствуют и о том, что координация внутренних процессов, уравновешивание их с внешней средой осуществляется у растений при помощи сложной раздражимой системы, под контролем которой находится вся их жизнедеятельность.
Изучая электрические явления в растениях, ученые также установили некоторые особенности их поведения в зависимости от внешней среды. Было известно, например, что если чрезмерно продлить световой день, то растение устаёт, начинает нуждаться в ночном отдыхе. Это, кстати, подтверждает давнюю мысль о том, что у растений, как и у человека и животных, есть свои ритмы жизни. Современные электронные исследования подтвердили это. Они показали также, что корень растения напоминает сердечную мышцу: он сокращается, и у него имеются фазы возбуждения и торможения. Растения хорошо чувствуют свет и при помощи специальной системы могут быть своеобразным живым реле - включать и выключать электричество в теплице.
Установлено также, что в растении заложены и элементы "памяти". Так, когда корень фасоли после нулевой температуры погрузили в воду с комнатной температурой, предыдущие колебания на ленте самопишущего прибора затухли не сразу - растение еще помнило холод и вело себя настороженно.
Американский криминалист К.Бакстер проделал интересный опыт, наглядно продемонстрировавший наличие памяти у растений, - смоделировал "преступление". В комнату, куда поместили два цветка, по очереди входили шесть человек. Один из них уничтожил растение. Кто стал "убийцей"? Бакстер подсоединил электроды к оставшемуся в живых филодендрону, а затем шесть подозреваемых опять входили в комнату один за другим. Когда появился "убийца", "свидетель-цветок" дал "эмоциональную" реакцию, демонстрируя отличную память.
Следует напомнить, что о памяти растений ученым было известно задолго до этих опытов. Так, уже давно было отмечено, что она проявляется тогда, когда затрагиваются важные для жизни растения механизмы. Но подтверждение этого при помощи электрических сигналов, подаваемых самим цветком, получено лишь недавно. К тому же в данном случае речь идет о "долговременной памяти" растений.
Ученые успешно исследовали и их "кратковременную память". Оказалось, что огурцы, фасоль, картофель, пшеница, лютик прекрасно запоминают частоту вспышек ксено-водородной лампы. После своеобразного "обучения" (серии световых импульсов) растения воспроизводили заданный ритм с исключительной точностью. В процессе эксперимента было выявлено, что время запоминания у разных растений различно: например, лютик "помнил" световой ритм в течение 18 часов.
Выяснив все это, ученые попытались выработать у растений "условные рефлексы". Около филодендрона помещали какой-нибудь минерал и "наказывали" цветок ударом электрического тока. Затем камень убирали и растению давали некоторое время жить спокойно. Потом все повторяли вновь. Вскоре филодендрон начинал "эмоционально переживать", когда минерал оказывался рядом, хотя удара электрического тока при этом и не было. Таким путем сделана весьма успешная попытка "научить" растения отличать руду от пустой породы.
Заглядывая в будущее этой области науки, ученые уже сегодня видят некоторые ее реальные контуры. Если удастся, например, до конца разгадать механизм деятельности "нервной системы" растений, то можно будет решить заманчивую проблему управления их ростом. Эти смелые выводы созвучны мыслям выдающегося советского физика академика А.Ф.Иоффе, который говорил, что, применив в агрофизиологии тончайшие методы физики, химии и математики, человек овладеет внутренними процессами живого организма и станет хозяином взаимодействия растений с внешней средой. Присоединенные к растениям специальные микроэлектроды через тонкий электронный прибор точно покажут нам, чего в данный момент не хватает фруктовому саду, винограднику, хлебному полю...
В Красноярском институте физики уже теперь автоматически регулируют рост хлореллы - одноклеточной водоросли. Опыты продолжаются, идут от простого к сложному. И нет сомнения, что в недалеком будущем ученые смогут управлять ростом не только простейших, но и высших растений.
Заманчива также перспектива дистанционного управления полеводством. Научившись "понимать" растения, человек, может быть, создаст автоматические установки, которые сами будут следить за полями, с тем, чтобы в любой нужный момент обеспечить их всем необходимым. Недалек и тот день, когда ученые создадут стройную теорию приспособления и устойчивости растений к неблагоприятным условиям внешней среды, теорию общих закономерностей их ответных реакций на различные раздражители, а также на стимуляторы и гербициды. Как видим, наука сегодня находит новые пути исследования нашего зеленого друга. Некоторые его загадки уже решены. Это дает нам основание столь уверенно говорить о том, что наверняка наступит такое время, когда с помощью высокочувствительных приборов человек будет "беседовать" с растениями и они "расскажут" ему о всех своих нуждах и желаниях.
psy-energy.info
Прозвенел звонок Начинается урок, Он пойдет ребятам в прок. Постарайтесь все понять, Руку вовремя поднять. Организм свой изучить И о чувствах не забыть. Слайд 1>
- Да и у наших друзей Лены и Миши, которые помогают нам изучать предмет окружающий мир, противоречивые мнения по этому вопросу. - Давайте прочитаем диалог ребят. (Лена: Я знаю , что у человека есть пять органов чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа. Миша: Ты не совсем права, у человека шесть органов чувств.) Слайд 4> -О каком же органе чувств говорит Миша? -На самом деле у человека 6 органов чувств: глаза - орган зрения, уши - орган слуха, нос-орган обоняния, язык - орган вкуса, кожа - орган осязания, и ещё существует орган равновесия, который соединён с органом слуха. Слайд 5> - Почему органы чувств развиты у животных, но их нет у растений? -Итак, тема нашего урока: Органы чувств.
- А как вы думаете? Какой главный орган чувств у человека? Я вам подскажу, загадаю загадку: Два соседа – непоседа День на работе – ночь на отдыхе. - Конечно, это глаза. Слайд 7> - А какой вопрос интересует Лену? Прочитайте, пожалуйста, на стр. 42 учебника. (Лена: Почему у человека главный орган чувств - зрение, а у многих зверей - обоняние?) Слайд 8> - Как бы вы ответили на этот вопрос Лены? -Глаза – органы зрения – можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 80% всей информации мы получаем с помощью зрения. - Что можно узнать о предмете с помощью глаза? Благодаря зрению мы можем по книгам изучать опыт, накопленный человечеством. - Как же устроен глаз? Как он выполняет такую сложную работу? Воспользуйтесь текстом учебника и рисунками на стр.43, ответьте на мои вопросы. Слайд 9> - Перечислите части глаза. - Какая часть самая объёмная? - Что примыкает к глазному яблоку сзади (выстилает его дно)? - Чем глазное яблоко защищено спереди? - Что расположено под роговицей? -Что ограничивает радужная оболочка? - Какова роль зрачка? Проводится опыт с фонариком, светящим через бумагу с прорезанными в ней двумя отверстиями- большего и меньшего диаметра. - Через какое отверстие света проходит больше? - Выполните задание на странице 43. (определить, какой из рисунков изображает глаз в темноте, а какой – на свету). Слайд 10, 11> - Что расположено за зрачком? - Как вы думаете, в какой части глаза будут располагаться чувствительные клетки, которые воспринимают изображение? - На сетчатке находятся два типа клеток: колбочки и палочки. Колбочки обеспечивают цветное и более чёткое зрение. Палочки работают при меньшем освещении. Но дают менее чёткое зрение. В результате днём зрение у человека цветное и более чёткое, ночью – чёрно-белое и менее чёткое. - Куда направляются сигналы, воспринимаемые глазом?- Если глаз - очень важный орган, то нуждается ли он в защите? Какой? (Используйте для ответа рисунок на стр.45). - Так о глазах позаботился сам организм человека. А как должны заботиться о глазах мы сами? - Все эти правила объединены в стихотворение- памятку:Слайд 12> Береги свои глаза Глаз поранить очень просто, Не играй предметом острым! Глаза не три, не засоряй, Лёжа книгу не читай! На яркий свет смотреть нельзя, Тоже портятся глаза! Телевизор в доме есть – Упрекать не стану, Но, пожалуйста, не лезь К самому экрану. И смотри не все подряд, А передачи для ребят. Не пиши склонившись низко, Не держи учебник близко. И над книгой каждый раз Не сгибайся, как от ветра – От стола до самых глаз Должно быть 30 сантиметров. Все: Мы хотим предостеречь! Нужно всем глаза беречь!- Ребята, а когда зрения бывает недостаточно для представления о предмете? -Верно, поэтому в сумерках человек чувствует себя неуверенно. Он вынужден идти на ощупь (осязание), останавливаться и прислушиваться (слух), чтобы определить свое местоположение. -Сядьте, пожалуйста поудобнее, возьмите в руки кусочек ваты, закройте глаза. (Включается музыка с голосами птиц, зажигается фитолампа, детям даётся время на восприятие ощущений.) -А теперь давайте обсудим, что почувствовали, что представили. Какой можете сделать вывод? -Я вам предлагаю следующее задание. Прочитайте слова и определите к деятельности какого органа оно относится. (Красный, тихий, душистый, солёный, шершавый, неподвижный, мелодичный, сладкий, мягкий, круглый, громкий, кислый, твёрдый, приятный, горький, прохладный, колючий, неприятный). Слайд 13> -Почему с некоторыми словами возникли трудности? -Как же мы воспринимаем окружающий мир? - Посмотрите на предметы. Определите орган чувств, который поможет их опознать (мяч, кубик, лимон, шоколад, лук, чеснок, цветные карандаши, скрипка, барабан). Слайд 14> -А сейчас поработаем в группах. Представьте, что вы специалисты, изучающие органы чувств. Вам необходимо провести исследование по плану: 1)название органа чувств 2)как устроен 3)что воспринимает (каждая группа получает лист с заданием) -Приступим к обсуждению результатов. Слово предоставляется группе, которая исследовала орган слуха - ухо. (После выступления учеников добавляет учитель) Слайд 16> - То, что мы обычно называем ухом - это наружное ухо или ушная раковина. Она улавливает звуки. Обычно мы даже не подозреваем, что ушные раковины помогают нам лучше слышать. Однако, не думайте, что они нам не нужны или предназначены лишь для того, чтобы носить на них серьги. В действительности же форма ушных раковин у слухового прохода, в который направляется звук, создают благоприятные условия для восприятия звуков речи и для определения направления звуков. В этом можно убедиться самому. Попробуйте изменить форму ушной раковины - смять её рукой и вы сразу почувствуете, что определять направление звуков, особенно слабых, стало труднее. Ушная раковина улавливает звуковые волны- звуки и направляет их в слуховой канал, который заканчивается барабанной перепонкой. Барабанная перепонка легко отзывается на приход звуковой волны и совершает колебания, затем передаёт эти колебания дальше - в среднее ухо. Среднее, потому что находится как бы на середине пути, по которому проходит звук. Звук волны в среднем ухе усиливается с помощью слуховых косточек: молоточек, наковальня, стремечко, соединённых между собой суставами. Усиленный звук в среднем ухе передаётся дальше во внутреннее ухо, заполненное жидкостью. Жидкость заставляет вибрировать чувствительные волоски. От них по слуховому нерву в мозг передаётся сообщение о высоте и силе звука. Так мы слышим. - Как нужно заботиться о здоровье ушей? В ушах нельзя ковырять спичками, булавками, другими предметами, особенно острыми. Уши надо регулярно мыть тёплой водой с мылом, тогда в них не будет накапливаться грязь. Грязь не только ухудшает слух, но и может вызвать заболевание ушей. А заболевания ушей могут привести к глухоте. Надо регулярно чистить уши: это делают туго скрученной ваткой, смоченной в тёплой воде. Уменьшают остроту слуха шумы, скрежет, шёпот, очень громкие звуки. Поэтому не кричите, не разрешайте этого делать другим. Береги уши от простуды. Слух, как и зрение, проверяй каждый год у врача. Сильно ухудшают слух курение и алкогольные напитки. При заболевании ушей немедленно обращайся к врачу. Физкультминутка с закрытыми глазами-Встаньте, закройте пожалуйста глаза, наклонитесь влево, вправо, вниз, достаньте пальцами кончики ног, поднимите вверх левую руку, дотроньтесь правого плеча, поднимите обе руки вверх и потянитесь.-Молодцы, вы с закрытыми глазами чувствовали, где верх, где низ. Об этом нам говорит орган равновесия, он находится во внутреннем ухе и отвечает за положение тела в пространстве. -А теперь, давайте послушаем ребят, которые нам расскажут об органе равновесия. (Учитель дополняет) Слайд 17> - Орган равновесия соседствует с органом слуха. Он находиться во внутреннем ухе - преддверие в полукружные каналы. Там есть два мешочка; в них находятся чувствительные волосковые клетки, реагирующие на движение человека. Переплетаясь друг с другом, эти волоски образуют сеть, которая погружена в желеобразную массу. При движении человека эта масса смещается и вызывает появление нервных импульсов, которые идут в головной мозг. -А сейчас я предлагаю поиграть. С закрытыми глазами определить, что у меня находится в баночках. (Игра “Узнай предмет”. Ученик с закрытыми глазами определяет лук, чеснок, апельсин.) - Какое чувство помогло определить предмет? С помощью какого органа? Слайд 18> -Что же интересного узнали исследователи 3 группы? (Учитель дополняет). -Орган обоняния расположен в носовой полости. Для анализа запахов предназначен нос. На внутренних стенках носовых обонятельных полостей находятся обонятельные клетки. Чувствительность носа в первую очередь зависит от общего количества обонятельных клеток, которыми располагает человек и животные. У людей площадь стенок обонятельной полости равна всего 5 кв. см, на которых расположено около 6млн. обонятельных клеток. У собак площадь стенок обонятельных полостей достигает 100кв. см и содержит около 220 млн. чувствительных клеток. В 35 раз больше! Слайд 19>. Есть люди, у которых нюх развит не хуже, чем у животных. Например: у охотников Сибири есть люди, которые могут в кромешной тьме свободно ходить по лесу. Обоняние помогает им ощущать запах древесных стволов и не натыкаться на них в потёмках. Слепые от рождения люди обычно обладают утончённым обонянием. - Как же различают запах обонятельные клетки? - Этот вопрос интересовал учёных, но окончательно разобраться в нём до сих пор не удалось. Выдвигается много теорий. В настоящее время большинство учёных считают, что пахучие вещества и чувствительные обонятельные клетки взаимодействуют как ключ и замок. Конечно, для нас обоняние не так важно, как для животных, но и людям трудно без него обходиться. Оно предупреждает как о появлении в воздухе опасных веществ, так и о приближении приятных ощущений, например, о вкусной еде. Все вы знаете, какой безвкусной кажется еда, когда у нас насморк. Оказывается обонятельные клетки живут лишь один месяц. Притом лишь часть своей жизни они способны воспринимать запахи. С течением времени старые обонятельные клетки отмирают, а им на смену приходят молодые. - Что же нужно делать, что бы хорошо работал орган обоняния? Надо оберегать себя от простуды. У простуженного человека начинается насморк. В это время теряется и способность чувствовать запахи. Поэтому насморк надо обязательно лечить так, как советует врач. Большой вред наносит обонянию курение. Курящие люди намного хуже различают запахи, чем некурящие. - Мы с вами ещё поиграем. Игра “Угадай на вкус” (лимон, апельсин, шоколад). - Какой орган помог определить эти продукты? Слайд 20> -Предоставим слово ребятам 4 группы. Они исследовали орган вкуса язык. Дополнение учителя. - Орган вкуса – язык. О вкусе известно гораздо больше, чем об обонянии, и принято считать, что основных вкусов всего четыре: сладкий, солёный, кислый и горький. Но всем богатством оттенков того, что называют вкусом, мы обязаны обонянию. Опыты показали, пробуя на вкус продукты только языком, человек не отличает даже очищенного яблока от сырого картофеля. Вкус пищи у человека определяет химическая “лаборатория”, находящаяся во рту. Только когда сухая пища растворяется слюной, мы можем определить её вкус. Присутствие соли или сахара определяется очень быстро, т. к. они быстро растворяются в слюне. - Как определяется вкус? Поверхность языка покрыта рецепторами, которые улавливают сигналы, исходящие от пищи, они называются вкусовыми сосочками. Они расположены не только на языке, но и на нёбе, гортани. Каждый вкусовой сосочек - это гроздь из 50 клеток, соединённых с мозгом нервными волокнами. У взрослого человека около 9000 вкусовых сосочков, у детей их больше. Все вкусовые сосочки способны различать четыре основных вкуса разной частью языка. - Что можно сказать о гигиене органов вкуса? -Никогда не бери в рот очень горячую и слишком холодную пищу, не пробуй незнакомые тебе продукты. Сильно притупляют вкус простудные заболевания, курение. Поэтому простудные заболевания надо лечить по совету врача, а курить лучше вообще не начинать. - Ребята, на какое место языка надо положить таблетку, чтобы проглотить её, не заметив вкуса. Покажите это место на рисунке. Слайд 21> - И опять мы поиграем. Игра “Определи, что это” (мягкая игрушка, кактус). -Как догадался? Что помогло? В отличии от остальных четырёх чувств, которые реализуются через конкретные органы - глаза, уши, нос, рот, осязание воспринимается по всему телу. Если мы приложим к щеке мягкую игрушку, узнаем ли мы её? Заслушаем отчёт 5 группы о проделанной работе. Слайд 22>Дополнение учителя. - Следовательно, органом осязания служит вся кожа. На коже находятся клетки чувствительные к холоду, теплу, давлению, растяжению, боли. Благодаря осязанию мы чувствуем прикосновение, удар; можем определить форму, размер предмета; узнать насколько он тяжёл, твёрд или мягок, горяч или холоден. Ощущение температуры или боли подсказывает мозгу, что телу грозит опасность, и нужно защититься. Например: отдерните руку от горячей поверхности, прежде чем оно успеет вас обжечь. Все раздражения чувствительных клеток кожи передаются по нервам в головной мозг. Благодаря осязанию человек может выполнять руками столь разнообразные действия с предметами. - Где кожа наиболее чувствительна? - Слепые могут читать специальные книги - рельефный шрифт Брайля при помощи пальцев. На кончиках пальцев расположено множество рецепторов давления, которые с большой скоростью распознают поступающие на них сигналы.
- Нет, оказывается по зрительному, слуховому или обонятельному нервам идут одинаковые сигналы. Важно, в какую область больших полушарий головного мозга они поступают. Слайд 23> -Давайте сделаем вывод. Как же мы воспринимаем окружающий мир?
Ученикам выставляются отметки за урок. | Ученики могут сказать, что у человека 5 органов чувств (органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания). Дети читают диалог Лены и Миши. Предположения детей. Растения – производители, они сами производят органические вещества из воды и углекислого газа с помощью солнечного света. Растениям нет нужды перемещаться в поисках пищи и искать нужные вещества и им не нужны органы чувств для обнаружения особенностей окружающей среды. Иное дело животные, им приходится добывать себе пищу. Для этого им надо двигаться и обнаруживать её. Поэтому им необходимы органы чувств, позволяющие реагировать на окружающий мир. Дети отгадывают загадку.Человек (как и птицы) ведёт дневной образ жизни, а большинство зверей - ночной. Форму, размер, цвет предметов, расстояние до них, расположение в пространстве, направление его движения. Ответы с опорой на Слайд 9 и текст. Глазное яблоко, сетчатка, роговица, цветная радужная оболочка, зрачок, хрусталик, глазные мышцы. Глазное яблоко.Сетчатка. Спереди глаз защищён прозрачной роговицей. Под роговицей расположен зрачок. Ограничивает отверстие - зрачок. Регулирует проникновение света внутрь глаза. Наблюдение за распространением света через прорези. Хрусталик. На сетчатке. Сигналы направляются в головной мозг, где обрабатываются. Так у нас возникает восприятие предметов. Глаз необходимо защищать от попадания пыли, пота, от высыхания. Для этого имеются брови, веки, ресницы. Ответы на вопрос о гигиене зрения.Дети читают вслух стихотворение, и им всем раздаются памятки. Когда свет слабый или отсутствует. Мир чувств многогранен. Эти слова мы можем применять при описании наших ощущений разными органами чувств. Ведь мир такой разный. Мы воспринимаем мир целостным, не разделяя на отдельные восприятия. Дети определяют органы чувств. Ученики делятся на 5 групп. Каждая группа по окончании работы представляет результаты своего исследования. Группа 1 отчитывается о проделанной исследовательской работе. Уши нужно беречь и соблюдать гигиену. Группа 2 рассказывает об органе равновесия. Ученик по запаху определяет продукты. Чувство обоняния. Ребята из 3 группы отчитываются по результатам исследований. Выступают дети 4 группы. Выступают дети 5 группы. На кончиках пальцев. Дети формулируют вывод. Чтение вывода. Слайд 24> Дети выходят к доске, прикрепляют цветочки. |
zodorov.ru
Чувства растений.
Трохан А.М. Таинственный мир, в котором мы живем
Чувства растений.
Работами многих ученых установлено, что растения обладают теми же пятью органами чувств, что и человек: зрение, осязание, вкус, обоняние и слух. Конечно, их устройство, функционирование и чувствительность отличаются от таковых же у человека, но все же…. Итак – зрение. В жизни растений свет играет важнейшую роль. Для того чтобы найти положение, обеспечивающее оптимальное освещение, растение, его листья должны видеть. Все мы многократно наблюдали как цветы, листья и ветви в результате этой способности меняют свое положение, в направлении источника света обеспечивая их максимальную освещенность. Возьмем пример – подсолнух. Но и у других представителей зеленого царства эта способность развита не хуже благодаря расположенным на их теле фоторецепторам.
Распространенная в пресных водоемах водоросль хламидомонада содержит в красном пигментном пятне, называемом глазком, родопсин – то самое химическое соединение, которое преобразует свет в электрический импульс в зрительной системе человека и животных. Благодаря «глазу» хламидомонада чувствует, где света больше, и с помощью двух своих жгутиков плывет к месту с наиболее оптимальным для фотосинтеза освещением.
На конце кукурузного побега обнаружен «глаз», способный чувствовать направление света. С его помощью растение поворачивается к солнечному свету. Если кончик побега накрыть непрозрачным колпачком, растение слепнет и не может ориентироваться на солнце.
В отличие от человека растения видят не только в видимой, но и в инфракрасной области спектра.
У человека не обнаружено кожных фоторецепторов, но какая-то, в некоторых случаях значительная, достоверно-определимая, кожная рецепция все же имеет место. Просто имея такой великолепный зрительный орган – глаз, человек не нуждается в дополнительном кожном зрении. У растения же нет глаз. Их заменяют отдельные фоторецепторы поверхности его тела.
Приведу пример острого зрения у растений из собственного опыта. У меня на даче растет хмель. Как известно, это растение вьется вокруг опоры до тех пор, пока не упрется в препятствие. Встретив препятствие, хмель начинает искать пути для дальнейшего расширения своего жизненного пространства и при этом залезает в различные ниши, например, под шифер на крыше. Поблуждав в темноте, он таки находит выход к свету и устремляется туда. Однажды я был поражен: в стене комнаты на мансарде была дырка от гвоздя, и вот из нее в комнату проник росток хмеля, заблудившегося под крышей. Насколько точно нужно уметь ориентироваться по свету, чтобы сделать это!
Осязание. У некоторых растений, например у вьющихся растений и растений-хищников, это чувство развито очень сильно. Чарльз Дарвин наблюдал, как лист росянки приходил в движение под действием шелковинки весом всего 0,25мг. При этом реакция не заставляет себя ждать долго. Индийский ученый Дж. Ч. Бос, изучая реакцию на прикосновение тропической мимозы определил, что запаздывание реакции на прикосновение составляет всего около 0,1 секунды.
Огромное значение для растений имеют обоняние и вкус. Вкус необходим для поиска корнями пищи в земле, а обоняние используется для приема информации через воздушную среду.
«Корень для растения – то же, что рот для человека» – говорил Аристотель. Развитое чувство вкуса для него необходимо для того, чтобы «пробовать» почву и искать, где находятся необходимые, а где вредные вещества и направлять свой рост в наиболее выгодном направлении. Растению необходим комплекс минеральных веществ, в том числе и множество микроэлементов. При этом если недостает чего-то одного, то никакой избыток остального этого пробела не восполнит. Для решения задачи полноценного питания корни должны выделять соответствующие ферменты, а какие именно должен определить детальный анализ состава окружающей среды, осуществляемый вкусом. В одном кубическом сантиметре почвы может содержаться до 10 миллионов бактерий и до 2 километров грибковых нитей. В результате установления связей растения с окружающей его корни живой средой микрофлорой и решается проблема питания. Полезные микробы, например, азотобактерии, добывают для растения из воздуха азот, в замен получая помощь в создании для себя жилища – клубеньков; вредные – уничтожаются, а нейтральные – сами идут в пищу растения, доставляя ему необходимые белки, аминокислоты и другие нужные вещества. Точно то же происходит и в пищеварительном тракте человека, где постоянно существует около 400 видов бактерий, некоторые из которых просто жизненно необходимы.
Обоняние. Растения эффективно используют пахучие вещества для информационных связей, как между собой, так и с представителями окружающего животного мира. Более подробно об этом несколько ниже.
Слух. Многочисленные эксперименты, проведенные во многих лабораториях разных стран с полной достоверностью доказали, что растения определенным образом реагируют на звуки, в том числе на музыку. Много интересных примеров, посвященных этому можно найти в книге А.П. Дуброва «Музыка и растения». Оказалось, что растения любят музыку, причем вкусы у разных растений – разные. Многие растения сентиментальны и предпочитают индийские мелодии – их стебли просто тянутся к динамикам, испускающим такие звуки. Популярностью пользуется классика, особенно Бах и Вивальди. Из инструментов большинству растений нравится флейта. А вот поклонников рок-музыки среди растений нет: стебли отклоняются от источников звуков, ростки хиреют, листья мельчают.
Звуки любимых мелодий благотворно влияют на развитие растений, увеличивая урожай в полтора-два раза, а некоторым авторам удалось с помощью хорошо подобранной музыки достичь рекордных результатов, попавших в книгу рекордов Гиннеса. Среди них американский фермер Дан Карлсон, который вырастил гигантское растение страстоцвет пурпурный длиной 180 сантиметров (обычно это небольшое растение), тщательно подбирая музыкальный репертуар, остановившись на скрипичных произведениях и музыке, напоминающей пение птиц.
278 килограммов – столько весила дыня, которую удалось вырастить Норманну Галлагеру из американского города Коллинза. Она побила все рекорды, что были установлены в этой отрасли огородничества. Впрочем, его супруга не удивлена этим успехом. По ее словам Галлагер прямо-таки жил на грядке с дыней, разговаривал с ней и даже целовал.
Музыкальная стимуляция развития растений весьма популярна. Так, например, в США исследователь Д. Мильштейн выпустил пластинку с записями под названием «Музыка для выращивания растений», которую нужно проигрывать ежедневно по полчаса, что позволяет удвоить урожайность растений. Метод, получивший название «Озвученный цветок», проверен во многих странах, в том числе в США и Японии. Когда по этому методу выращивали томаты, то один из них достиг 4,5 метра роста, и на нем было более восьмисот плодов. Вес клубней картофеля достигал 400 грамм, а кабачок – толщины в полтора метра. При этом качество продуктов не ухудшается.
Конечно, для достижения таких рекордов используется не только музыка, но и оптимальный уход и питание.
Интенсификация развития растений с помощью музыки имеет, вообще говоря, простое объяснение. Частоты собственных колебаний ферментов – активных белков, ускоряющих биохимические процессы в клетках, соответствуют частотам музыкальных звуков. Более того, строение ферментов удивительным образом совпадает с музыкальным звукорядом. Вокруг каждой клетки растения существует сложное звуковое поле, создаваемое ферментами. Когда доктор Сусумо Оно из Национального медицинского центра США переложил ноктюрн фа минор Шопена на язык генетики, то оказалось, что трансформированное таким образом произведение воспроизводит структуру фермента. Таким образом, получается, что музыка для растения – дополнительные ферменты. Это означает, что кроме химического и электромагнитного языка клетки способны общаться и на языке звуков.
Установлено, что растения издают специфические потрескивания, реагируя на изменения окружающей среды.
Итальянец Валерио Санфо создал прибор, переводящий язык растений на человеческий. Так появились слова: «тепло», «холодно», «хочу пить»…
Есть основание надеяться, что со временем человек сможет беседовать с растением. Доказательств того, что растение понимает человека достаточно. Об этом будет сказано ниже. А таким путем и человек сможет понимать растение.
Японские специалисты по электронным вычислительным машинам записали электрические колебания и импульсы, генерируемые различными растениями и цветами в Мемориальном парке на острове Окинава, ввели их в компьютер и преобразовали в звуки. На их основе местный композитор сочинил «симфонию», которая исполняется оркестром на открытой площадке парка.
Я не знаю физической природы того поля, которым передавалась информация, но приведу личный пример «голоса» ужаса растений, в данном случае деревьев.
Шло лето засушливого 1972 года. Под Москвой горели леса, болота, дым стоял в городе. Положение было угрожающее. Естественно беспокойство, с которым все следили за развитием событий. Но я не могу забыть того совершенно необычного, какого-то глубинного сильнейшего чувства тревоги, когда однажды вошел с собакой в лес в эту пору. Было абсолютно сухо. Дыма не было. Стояла какая-то жуткая тишина. Не слышно было ни одной птицы. Казалось, лес застыл в беззвучном вопле ужаса. Мне казалось, что этот вопль исходит ото всюду и, не смотря на отсутствие какой бы то ни было видимой опасности, просто не дает идти. Видимо то же испытывал и мой спутник. Собака, отличающаяся завидной смелостью, не отрывалась своим боком от моей ноги, становясь поперек пути, и всем своим поведением говорила: скорее уйдем. Этот крик леса, почувствовавшего смертельную опасность, слышало, видимо и все живое, находящееся в нем.
Коротко о других чувствах растений. Любой из нас легко может убедиться в наличии у растений чувства гравитационной ориентации. Как бы вы ни посадили в почву прорастающее семя, например, корнем вверх, ростком – вниз, через короткое время, раскопав почву вы убедитесь, что корень, изогнувшись, растет вниз, а росток – строго вверх.
Для любого растения такие параметры окружающей среды, как температура и влажность имеют жизненно-важное значение. И они обладают очень чувствительными терморецепторами и гигрометрами.
Растениям свойственны чувства боли, жажды, голода, сопереживания. Они обладают памятью. Но об этом также ниже.
Получив информацию от своих органов чувств, растение реагирует на нее своими действиями, для чего у него имеются: нервная, гормональная и локомотивная (двигательная) системы. Роль нервной системы играют проводящие пучки-волокна, по которым распространяются электрические сигнальные импульсы, подобные тем, какие распространяются в нервных клетках человека. Скорость их распространения примерно в десять – двадцать раз меньше, чем у человека. Среди гормонов растения – тургорины (от латинского слова тургор – вздутие, наполнение). Они управляют двигательными реакциями растения. Движения, которые у животных выполняются с помощью мышц, у растений – путем изменения гидростатического давления внутри клеток.
Посредством своих рецепторов-сенсоров растение получает большой объем информации об окружающей его среде и об изменениях, происходящих в ней, на основании которой может максимально приспособиться, выжить и дать потомство.
Органы чувств растения устроены совершенно иначе, чем у животного или человека, но реакция на внешние раздражители, на получаемую информацию подобна реакции животного или человека в пределах его возможностей. Они обладают своими гормонами, нервами и мускулами. Как и все живое, они страдают от голода, жажды, боли, болеют и по-своему об этом сигнализируют. Только вот мы еще не сумели в этих сигналах разобраться, кроме простейших.
verticalsad.ru