Плакат лекарственные растения. Литература по теме; Таблички с лекарственными растениями; Плакаты с природоохранными лозунгами; Материал для поведения викторины

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Литература по теме; Таблички с лекарственными растениями; Плакаты с природоохранными лозунгами; Материал для поведения викторины. Плакат лекарственные растения


Лекарственные растения

Цель. Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.

Материал. Плакат «Лекарственные растения»; иллюстрации с изображением растений; игрушки: доктор Айболит, мишка, зайка; рабочая тетрадь.

Ключевые слова: лекарство, лекарственные растения.

Схема занятия. Рассматривание плаката; беседа с детьми с использованием стихов, загадок; выполнение заданий в рабочей тетради.

Вопросы к детям

  1. Какие растения растут на участке детского сада?
  2. Какие растения помогают вылечиться при простуде?
  3. Листочки каких растений лечат ссадины, царапины?
  4. Почему нельзя брать в рот дикорастущие растения, особенно незнакомые?

Игра «Что где растет»

Вариант 1. С картинками растений и картинками, где нарисовано место произрастания растений (например, дорога — подорожник, луг — ромашка).

Вариант 2. Словесная игра. Ведущий называет растение, ребенок — место, где чаще встречается это растение.

Стихи

Знакомые с детства, родные ромашки. Вот легкий поповник у нашей реки. Как белые звезды средь розовой кашки В букете сияют его лепестки. Он «любит—не любит» ответить нам может И глянет приветливо желтым глазком. Вот эта ромашка знакома нам тоже — Ее мы «лекарственным другом» зовем. И если случится тебе простудиться, Привяжется кашель, поднимется жар, Придвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар. В. Рождественский

Путника друг, подорожник, Скромный, невзрачный листок, Ты на порезанный палец Влажной заплаткою лег. Путника друг, подорожник. Многим из нас невдомек, Что отыскалось лекарство Тут же, на тропке, у ног. В. Рождественский

Одуванчик Уронило солнце Лучик золотой, Вырос одуванчик, Первый, молодой.

У него чудесный. Золотистый цвет. Он большого солнца Маленький портрет. О. Выготская

Черемуха Черемуха душистая с весною расцвела И ветки золотистые, что кудри, завила. Кругом роса медвяная сползает по коре, Под нею зелень пряная сияет в серебре. А рядом у проталинки, в траве между корней, Бежит, струится маленький серебряный ручей... С. Есенин

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило, Где чистым воздухом так сладостно дышать. Есть в травах и цветах целительная сила Для всех, умеющих их тайну разгадать. В. Рождественский

Это прозвище недаром у красивого цветка, Капля сочного нектара и душиста и сладка! От простуды излечиться вам поможет медуница. В лес пойдете, не забудьте медунице поклониться. В. Кожевников

Загадки

Весь в пыли, хоть сил немного, У дороги он торчит, У него согнулись ноги, Неприметен он на вид. (Подорожник.)

Тонкий стебель у дорожки, На конце его сережки, На земле лежат листочки — Маленькие лопушки. Нам он — как хороший друг — Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.)

Белая корзинка, золотое донце, В ней лежит росинка и сверкает солнце. (Ромашка.)

Растет зеленый кустик, Дотронешься — укусит. (Крапива.)

Только тронь — отдернешь ладонь, Обжигает трава, как огонь. (Крапива.)

Горел в траве росистой фонарик золотистый, Потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик.)

На заметку воспитателям

Подорожник ланцетовидный (порезник, ранник, придорожник, бобка, попутник, чирьева трава)—многолетнее травянистое растение с прикорневой розеткой ланцетных, цельнокройных листьев с 3—7 жилками. Стебли прямостоячие, заканчиваются яйцевидными соцветиями. Плоды — многочисленные коробочки с мелкими бурыми семенами. Растет везде: на лугах, на полях, вдоль дорог, в канавах. В народной медицине употребляют сухие листья как отхаркивающее средство, при желудочно-кишечных заболеваниях и болезни печени; свежие листья употребляют наружно как ранозаживляющее средство при язвах, свищах, нарывах и ушибах, средство при болезнях дыхательных путей, коклюше, астме.

Яснотка белая, или глухая крапива, растет около жилищ, в тенистых местах, у заборов, в саду под кустами, по канавам. Цветет с конца апреля до сентября. Цветки расположены мутовками (кольцами) на прямостоячих стеблях в пазухах сердцевидно-овальных листьев, которые имеют сходство с листьями жгучей крапивы. Яснотка — медонос. Растение используется в медицине.

Лопух растет в канавах, вдоль заборов, у помоек, у человеческого жилья. На хорошей почве корни лопуха достигают размеров очень крупной моркови. Их можно есть сырыми, вареными, печеными, жареными. Корень лопуха собирать лучше ранней весной, при первом появлении листьев, или поздней осенью. Лопух обладает лекарственными свойствами, используется как наружное средство при лишаях, парше и при нарывах.

Медуница растет в лиственных лесах и на их опушках. Окраска цветка меняется. Сначала появляются цветки красные, затем фиолетовые и наконец синие. Можно на одном растении увидеть в букетике одного соцветия цветки разной окраски. В народной медицине медуницу употребляют при лечении легочных заболеваний и при туберкулезе легких у детей.

Одуванчик лекарственный — многолетний сорняк, встречающийся около жилья, по садам, лугам, огородам. Цветет в конце апреля и до глубокой осени. В старинной народной медицине одуванчик считали средством от бессонницы, хорошо влияющим на пищеварение, очищает легкие, понижает кровяное давление, помогает от желтухи.

Мать-и-мачеха. Желтые корзиночки цветов напоминают одуванчик, но меньших размеров. Цветки и листья сушат, а потом заваривают и пьют как чай. Отвар мать-и-мачехи пьют при простуде, даже вдыхаемый дым горящих листьев мать-и-мачехи облегчает кашель.

Ромашка лекарственная имеет длинный голый и сильно ветвистый стебель с перисто-рассеченными нитевидными листьями. Сухие цветки ромашки заваривают кипятком, настаивают 15 мин, пьют на ночь: сон будет крепким и спокойным. Отвар пьют при простуде.

Черемуха имеет лекарственное воздействие. Горсть спелых ягод без косточек или стакан отвара сухих помогают при расстройстве желудка. Настой коры в народной медицине используют как потогонное при лихорадке, ревматизме, подагре. Настой цветков употребляют при глазных болезнях, а настой листьев — при болезни легких. Фитонциды, выделяемые черемухой, очищают воздух от микробов.

Упражнения детей в практическом определении растений по запаху

Приготовить листья мяты, ромашки, черемухи, предложить детям их понюхать, отметить, какой запах, сравнить внешний вид растений (листья, цветы, стебли).

Задание для родителей. Понаблюдайте с детьми за живыми барометрами. Одуванчик перед дождем закрывает свой цветок, в ясную погоду раскрывает (это защитная реакция растений на неблагоприятные для него погодные условия).

ohrana-bgd.ru

Литература по теме; Таблички с лекарственными растениями; Плакаты с природоохранными лозунгами; Материал для поведения викторины

Теплинский А. И.

Классный руководитель 7 класса.

с. Гражданцево

"Важнейшие лекарственные растения нашего района"

Форма: классный час - устный журнал.

Цель:

Вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и животных.

Задачи:

1) показать многообразие лекарственных растений своей местности;

2) познакомиться с правилами сбора и охраны лекарственных растений;

3) развивать бережное отношение к природе, формировать основу рационального природопользования.

Участники: учащиеся 7 класса.

Продолжительность: 40 минут.

Подготовительный этап:

  1. Для организации и проведения классного часа учащимся необходимо подготовить сообщения по данной теме;
  2. Необходимо заранее решить очередность ответов учащихся.
Оборудование:
  1. Школьная доска, мел;
  2. Литература по теме;
  3. Таблички с лекарственными растениями;
  4. Плакаты с природоохранными лозунгами;
  5. Материал для поведения викторины;
  6. Подготовленные вопросы проведения викторины.
Лозунги на плакатах:

1. Охранять природу - значит охранять Родину.

М. М. Пришвин.

2. Одуванчик, подорожник,

Василек, шалфей и мята.

Вот зеленая аптека

Помогает вам, ребята!

  1. Много трав растет полезных
На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Ход мероприятия

Классный руководитель:

Ребята, наш устный журнал посвящен лекарственным растениям нашей местности.

Растения – это постоянные спутники человека. Растения встречаются во всех климатических поясах, в любых природных зонах, в близи и в удалении от жилья человека, в городах и селах. Многие из них являются полезными и даже лекарственными для человека и животных. В нашей местности тоже имеются лекарственные растения. На территории нашего района насчитывается более тридцати основных видов лекарственных растений. Естественные запасы дикорастущих лекарственных растений - большое национальное богатство нашей страны. Но эти запасы не беспредельны. С каждым годом всё острее встаёт вопрос их охраны.

Сбор редких и охраняемых растений запрещен, в качестве аптечного сырья и поэтому, некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать.

В научной медицине России используются чуть больше 200 видов лекарственных растений. Сейчас более 40 % лекарственных препаратов, применяемых в медицине, изготавливаются из сырья лекарственных растений, а при лечении сердечно-сосудистых, гинекологических заболеваний, печени и желудочно-кишечного тракта около 80 %.

В составе лекарственных растений ценность представляют фармакологические активные вещества, или лечебные вещества. В качестве сырья для получения фармакологических веществ у лекарственных растений собирают надземные части: листья, семена, почки, кору; подземные органы: корни, корневища, клубни, луковицы.

Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений были почерпнуты из наблюдений за животными.

В настоящее время изучением свойств и состава лекарственных растений занимается фармацевтическая химия.

Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.

Важнейшими лекарственными растениями, имеющими в нашем районе промышленные запасы, являются: пижма, боярышник кроваво-красный, ромашка, кровохлебка лекарственная, рябина обыкновенная, череда трехраздельная, шиповник коричный, малина, пастушья сумка, брусника, подорожник..

Итак, давайте познакомимся с ними поподробнее.

1 ученик:

На густом забытом займище,

На остуженных ветрах Как боярище в халатище Встал боярышник в цветах.

В русских легендах о боярышнике, цветы боярышника символ доверчивости, а красные ягоды символ предупреждения о том, как опасно на эту доверчивость покушаться. Девушки на Руси носили венки из цветков боярышника. Молодых девушек на Руси величали боярышнями, барышнями, а молодых женщин боярышнями.

В древней Греции ветки и цветки боярышника являлись символами счастливого брака.

Боярышник - род деревьев и кустарников семейства розовых. Ок. 200 (по другим данным, ок. 1000) видов, в Сев. Америке и Евразии. Плоды ряда видов съедобны.

Высокий кустарник или небольшое деревце высотой до 4 м, с крепкими пурпурно-коричневыми блестящими побегами, несущими толстые прямые колючки длиной до 4 см.

Плоды шаровидные, красные, с 5 косточками. Цветет в июне, плоды созревают в сентябре. Растет в разреженных лесах, по опушкам и полянам, в поймах рек ,преимущественно в лесостепной зоне. Широко культивируется в садах и скверах. Общая площадь выявленных в области массивов составляет 1091 га, можно заготавливать до 158 т сухих плодов. Ежегодные заготовки плодов не превышают 1 тонны.

Из плодов боярышника можно готовить компоты, варенья, сиропы и др. Кроме того, плоды можно сушить, замораживать и употреблять в свежем виде. Лечебные свойства боярышника были известны еще с древности. По верованиям древних греков цветок боярышника символ возрождения жизни, её торжество.

2 ученик:

Кровохлебка лекарственная, такое название растение получило из-за своих лечебных кровоостанавливающих свойств, а также из-за сходства соцветий с пиявками, насосавшимися крови. Народные названия: шишечки, луговка, чернотрав, серебряный лист, совья трава, простудная трава, родовик, бебренец, красноголовник, черноголовник, огородник, пуговка, прутик, дикая рябина, грыжник.

В народной медицине как лекарственное средство кровохлёбка известна с VI века в Китае, у народов Сибири, в Европе. У растения кровохлёбки в качестве фармакологического сырья используется корневище. В подземных органах кровохлёбки содержатся дубильные вещества, эфирные масла, микроэлементы (кальций, магний, ванадий, железо, кобальт, хром, барий, алюминий, йод, селен, бор и марганец) . В листьях найдены аскорбиновая кислота, флавоноиды, крахмал, и эфирное масло. Корневища и корни кровохлебки лекарственной применяют при желудочно-кишечных заболеваниях. Как кровоостанавливающее средство используют при кровохаркании, кровотечения любой природы. Отвары из кровохлёбки применяют для смазывания и полоскания дёсен при стоматите, а также воспалительных процессах на коже. Молодые листья кровохлёбки используют для приправы к салатам, супам, рыбе и др. Кровохлёбка - хороший медонос, из неё получают питательное сено для скота. Кроме того, соцветия кровохлёбки содержат красящие вещества. В быту их используют для окраски тканей в красные и серые цвета.

В настоящее время численность растения из-за интенсивных промышленных заготовок несколько сократилась. Поэтому растение нуждается в охране.

3 ученик:

О пищевых и лекарственных свойствах рябины знали еще в древние времена. В немецкой мифологии ее связывали с именем бога грозы — Донара. В Вестфалии считали, что рябина защищает от драконов и других чудовищ. До сих пор здесь сохранился обычай прибивать “защитные” ветки рябины к дверям домов.

В старину в средней полосе России, когда ставили стога душистого сена, обязательно перед вершкованием укладывали сверху ветви рябины с ягодами. А после заморозков ели вкусные ягоды.

Рябина издревле известна своими лечебными свойствами. Ученые считают рябину “деревом здоровья”. Лекарственным сырьем служат плоды. Заготавливают зрелые плоды в августе — сентябре, до наступления заморозков, очищают от плодоножек. При сборе плодов нельзя обламывать ветви.

Ягоды рябины – это кладезь витаминов и органических кислот. Плоды содержат каротиноиды, аскорбиновую кислоту, различные сахара: глюкозу (до 3,8%) , фруктозу (до 4,3%) , сахарозу (около 1%) , сорбозу, сахароспирт сорбит (до 25%) ; кислоты: яблочную (до 2,8%) , винную, фолиевую, янтарную и лимонную. Они используются в кулинарии при приготовлении разнообразных блюд. Горечь из плодов можно удалить при помощи заморозки Животные тоже лакомятся и лечатся ягодами рябины осенью и зимой. Ягодами рябины и листвой лакомятся косули, лоси и птицы. Перед спячкой медведь ест вдоволь ягоды рябины вместе с початками белокрыльника и стрелолистом. Этим растительным сбором медведь лечится от паразитов перед долгой спячкой.

Рябина обыкновенная - это растение встречается в нашей области и районе в культурном и дикорастущем виде. На территории Северного района имеются значительные запасы плодов рябины, в пересчёте на воздушно-сухой вес они равны 1,5 тонны.

4 ученик:

На Руси издревле чередой лечили разнообразные кожные заболевания, отит, детские диатезы.

Издавна известно благотворное влияние компрессов, настоев, ванн из травы череды на кожу человека. Золотушной травой череду назвали потому, что ею лечили в основном золотуху, а причепа и собачка — за то, что она цепляется за все: шерсть животных, перья птиц, одежду людей. Так она приспособилась распространять свои плоды-семянки с двумя остями (зубцами) на верхушке — отсюда еще одно название — двузубец.

Череда трехраздельная давно была известна как лекарственное растение. Гиппократ писал о пользе череды: “Теплые ванны исцеляют при многих болезнях, когда все другое перестало помогать”. В научной медицине череда применяется как потогонное средство при простудных заболеваниях, как мочегонное при заболевании мочеполовых органов, в детской практике для ванн при диатезах (антиаллергическое действие) .

Благодаря разнообразным биологически активным веществам препараты череды обладают обезболивающим, успокаивающим, противовоспалительным, гипотензивным, антитоксическим, кровоочистительным, ранозаживляющим, желчегонным, общеукрепляющим действием.

Череду можно с успехом выращивать и на приусадебном участке.

Лекарственное растение-череда трёхраздельная в Северном районе встречается довольно часто.

5 ученик:

Название “шиповник” имеет в основе древнее славянское “шип”. Корень слова точно отражает характерную ботаническую особенность растения – наличие шипов на ветвях и побегах. Другие названия - дикая роза, коричная роза, шипшинник, шипец, свербигузка, терпигузка, дербивузка, свербивус, щуплица, шаулина, сердобольник.

Шиповник дикий прародитель культурной розы. Цветет шиповник дружно в начале лета. И в народе знают: зацвел шиповник — встречай лето и жди небольшое похолодание, зарделись плоды яркими бусинками на ветвях — провожай лето. Шиповник - сигнализатор и времени суток: цветки раскрываются от 4 до 4 часов 30 мин утра и так точно, что по ним можно сверять часы.

Первенство в разведении этого растения делят греки и римляне, египтяне и персы. Древние греки связывали дикую розу с богиней красоты и любовного очарования Афродитой. Бытует легенда, что в тот момент, когда Афродита, узнав о смерти своего возлюбленного, бросилась к нему через кусты, густые заросли шиповника, шипы ранили нежную кожу богини, а капли крови окрашивали зелень и из них вырастали красные розы. В Древнем Китае и Индии шиповником украшали хижины, его обожествляли в Египте и Вавилоне, о нём слагали элегии и оды в Древнем Риме и Греции. И на Руси его тоже знали. В летописях можно найти указания на то, что для заготовки шиповника снаряжались целые экспедиции, собиравшие его “с великим прилежанием”. Ягод требовалось столь много, что их даже закупали в соседних княжествах. В пору Ивана Грозного посылали в Казань для обмена на ягоды и лепестки шиповника собольи меха, бархат, парчу, атлас, соболей.

Много легенд и поверий разных народов мира посвящены шиповнику. И не напрасно. Плоды шиповника считаются естественной кладовой витаминов. Плоды шиповника коричного содержат витамин С (в среднем 2—3%, до 5,5%) , провитамин А, витамины Р, В2, К, Е. Содержание витаминов С, Р и каротина так велико, что мякоть двух-трех плодов шиповника коричного обеспечивает суточную потребность в них человека. Они пригодны для приготовления многих кулинарных изделий. А молодые, ещё не одревесневшие побеги употребляются как овощи, добавляются в салаты, гарниры и используются для приготовления первых блюд. Из лепестков шиповника готовят варенье, вкусный чайный напиток и множество отваров, настоев, соков, киселей, квасов и компотов. На Алтае и в Сибири в ход идут и семена растения: их поджаривают, измельчают и заваривают как кофе.

Животные тоже любят, есть плоды шиповника.

Шиповник майский или коричный типичное лекарственное растение нашего района.

Учитель:

Ребята, сегодня мы подробно рассмотрели важнейшие лекарственные растения нашего района. А теперь, попробуйте ответить на вопросы викторины о лекарственных растениях нашей местности:

Викторина:

1. Какие лекарственные растения ядовиты?

2. Назовите самое распространенное дерево в нашем районе?

3. Какой кустарник является сырьем для получения сердечных препаратов?

4. Назовите лекарственные растения, которые повсеместно распространены по территории нашего района?

5. Назовите сорные лекарственные растения?

6. Название, какого лекарственного растения в переводе с греческого означает “здоровье”?

7. Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?

8. Как по-другому называют растение золотушник?

9. Какие лекарственные растения носят “звериные” названия?

Ответы викторины:

1. Это-белена, дурман, адонис или горицвет, чистотел и др.

2. Берёза.

3. Боярышник.

4. Одуванчик, полынь, подорожник, крапива, горец птичий, мать-и-мачеха, пастушья сумка, тысячелистник и др.

5. Одуванчик, крапива, полынь, пастушья сумка.

6. Полынь.

7. Шиповник и черёмуха.

8. Череда.

9. Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник) .

Учитель:

Молодцы. Вы хорошо знаете местные лекарственные растения. А каковы правила сбора и охраны лекарственных растений? Ваши варианты? Как нужно правильно собирать лекарственные растения, чтобы не навредить окружающей природе? (можно выбрать для рассказа о растениях из приложение 1.)

Варианты ответов учащихся.

(Обобщив результаты, ответов учащихся, можно предложить вниманию аудитории правила сбора и охраны лекарственных растений - приложение 2)

Учитель:

На этом выпуск нашего устного журнала, посвященный лекарственным растениям, завершен. До новых встреч!

Источники информации:

  1. ЭУП “Лекарственные растения Новосибирской района”;
  2. Сергей Красилов Легенды о цветах. Москва. Молодая гвардия 1990 г. ;
  3. ОИУУ Экологическое образование, часть 1, г.Новосибирска 1991г.

Приложение 2.

Основные правила сбора лекарственных растений:

  1. необходимо соблюдать сроки сбора, индивидуальные для каждого растения;
2.сбор лучше производить в сухую погоду;

3.необходимо иметь для сбора сырья ножи, копалки или лопаты, серпы для срезания травы, корзины или мешки. Сбор цветков, плодов и семян ведут вручную;

4.нельзя собирать растения вдоль автодорог, железнодорожного полотна, возле промышленных предприятий и в черте города, так как растительность в этих местах сильно загрязнена различными выбросами;

5.не рекомендуется собирать растения у животноводческих помещений, мест сбора бытовых и промышленных отходов, на территории, где хранились удобрения, ядохимикаты и другие сильнодействующие вещества;

6.следует избегать сбора растений на крутых склонах, чтобы не было обнажения почвы и её эрозии;

7.следует хорошо знать ядовитые растения, во избежание их сбора, и применять меры предосторожности при сборе некоторых лекарственных растений, содержащих алкалоиды, сердечные гликозиды (их нельзя пробовать на вкус).

Памятка по охране природной флоры:

1.сбор следует проводить только в местах массового произрастания или достаточно частой встречаемости растения. Обычно пригодным для заготовок считается такое местообитание, где на площади 1 м2 находится не менее одного растения;

2.следует чередовать заготовку на отдельных участках. На одних и тех же участках нельзя собирать растения ежегодно, то есть между сборами должен быть определенный срок, в течение которого происходит восстановление зарослей. Для однолетних растений срок 1-2 года, для многолетних 3-4 года;

3. при заготовке однолетних растений для семенного возобновления следует оставлять на одном квадратном метре не менее 5 особей, или 25% растений; при заготовке многолетних следует оставлять 50% растений для естественного восстановления;

4. собирать следует только те части растения, которые используются в медицине, и по мере возможности не трогать того, что не используется (для сбора листьев и травы нет никакой надобности вырывать всё растение из земли).

Поделитесь с Вашими друзьями:

zodorov.ru

Литература по теме; Таблички с лекарственными растениями; Плакаты с природоохранными лозунгами; Материал для поведения викторины

Теплинский А. И.

Классный руководитель 7 класса.

с. Гражданцево

"Важнейшие лекарственные растения нашего района"

Форма: классный час - устный журнал.

Цель:

Вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и животных.

Задачи:

1) показать многообразие лекарственных растений своей местности;

2) познакомиться с правилами сбора и охраны лекарственных растений;

3) развивать бережное отношение к природе, формировать основу рационального природопользования.

Участники: учащиеся 7 класса.

Продолжительность: 40 минут.

Подготовительный этап:

  1. Для организации и проведения классного часа учащимся необходимо подготовить сообщения по данной теме;
  2. Необходимо заранее решить очередность ответов учащихся.
Оборудование:
  1. Школьная доска, мел;
  2. Литература по теме;
  3. Таблички с лекарственными растениями;
  4. Плакаты с природоохранными лозунгами;
  5. Материал для поведения викторины;
  6. Подготовленные вопросы проведения викторины.
Лозунги на плакатах:

1. Охранять природу - значит охранять Родину.

М. М. Пришвин.

2. Одуванчик, подорожник,

Василек, шалфей и мята.

Вот зеленая аптека

Помогает вам, ребята!

  1. Много трав растет полезных
На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Ход мероприятия

Классный руководитель:

Ребята, наш устный журнал посвящен лекарственным растениям нашей местности.

Растения – это постоянные спутники человека. Растения встречаются во всех климатических поясах, в любых природных зонах, в близи и в удалении от жилья человека, в городах и селах. Многие из них являются полезными и даже лекарственными для человека и животных. В нашей местности тоже имеются лекарственные растения. На территории нашего района насчитывается более тридцати основных видов лекарственных растений. Естественные запасы дикорастущих лекарственных растений - большое национальное богатство нашей страны. Но эти запасы не беспредельны. С каждым годом всё острее встаёт вопрос их охраны.

Сбор редких и охраняемых растений запрещен, в качестве аптечного сырья и поэтому, некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать.

В научной медицине России используются чуть больше 200 видов лекарственных растений. Сейчас более 40 % лекарственных препаратов, применяемых в медицине, изготавливаются из сырья лекарственных растений, а при лечении сердечно-сосудистых, гинекологических заболеваний, печени и желудочно-кишечного тракта около 80 %.

В составе лекарственных растений ценность представляют фармакологические активные вещества, или лечебные вещества. В качестве сырья для получения фармакологических веществ у лекарственных растений собирают надземные части: листья, семена, почки, кору; подземные органы: корни, корневища, клубни, луковицы.

Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений были почерпнуты из наблюдений за животными.

В настоящее время изучением свойств и состава лекарственных растений занимается фармацевтическая химия.

Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.

Важнейшими лекарственными растениями, имеющими в нашем районе промышленные запасы, являются: пижма, боярышник кроваво-красный, ромашка, кровохлебка лекарственная, рябина обыкновенная, череда трехраздельная, шиповник коричный, малина, пастушья сумка, брусника, подорожник..

Итак, давайте познакомимся с ними поподробнее.

1 ученик:

На густом забытом займище,На остуженных ветрахКак боярище в халатищеВстал боярышник в цветах.

В русских легендах о боярышнике, цветы боярышника символ доверчивости, а красные ягоды символ предупреждения о том, как опасно на эту доверчивость покушаться. Девушки на Руси носили венки из цветков боярышника. Молодых девушек на Руси величали боярышнями, барышнями, а молодых женщин боярышнями.

В древней Греции ветки и цветки боярышника являлись символами счастливого брака.

Боярышник - род деревьев и кустарников семейства розовых. Ок. 200 (по другим данным, ок. 1000) видов, в Сев. Америке и Евразии. Плоды ряда видов съедобны.

Высокий кустарник или небольшое деревце высотой до 4 м, с крепкими пурпурно-коричневыми блестящими побегами, несущими толстые прямые колючки длиной до 4 см.

Плоды шаровидные, красные, с 5 косточками. Цветет в июне, плоды созревают в сентябре. Растет в разреженных лесах, по опушкам и полянам, в поймах рек ,преимущественно в лесостепной зоне. Широко культивируется в садах и скверах. Общая площадь выявленных в области массивов составляет 1091 га, можно заготавливать до 158 т сухих плодов. Ежегодные заготовки плодов не превышают 1 тонны.

Из плодов боярышника можно готовить компоты, варенья, сиропы и др. Кроме того, плоды можно сушить, замораживать и употреблять в свежем виде. Лечебные свойства боярышника были известны еще с древности. По верованиям древних греков цветок боярышника символ возрождения жизни, её торжество.

2 ученик:

Кровохлебка лекарственная, такое название растение получило из-за своих лечебных кровоостанавливающих свойств, а также из-за сходства соцветий с пиявками, насосавшимися крови. Народные названия: шишечки, луговка, чернотрав, серебряный лист, совья трава, простудная трава, родовик, бебренец, красноголовник, черноголовник, огородник, пуговка, прутик, дикая рябина, грыжник.

В народной медицине как лекарственное средство кровохлёбка известна с VI века в Китае, у народов Сибири, в Европе. У растения кровохлёбки в качестве фармакологического сырья используется корневище. В подземных органах кровохлёбки содержатся дубильные вещества, эфирные масла, микроэлементы (кальций, магний, ванадий, железо, кобальт, хром, барий, алюминий, йод, селен, бор и марганец) . В листьях найдены аскорбиновая кислота, флавоноиды, крахмал, и эфирное масло. Корневища и корни кровохлебки лекарственной применяют при желудочно-кишечных заболеваниях. Как кровоостанавливающее средство используют при кровохаркании, кровотечения любой природы. Отвары из кровохлёбки применяют для смазывания и полоскания дёсен при стоматите, а также воспалительных процессах на коже. Молодые листья кровохлёбки используют для приправы к салатам, супам, рыбе и др. Кровохлёбка - хороший медонос, из неё получают питательное сено для скота. Кроме того, соцветия кровохлёбки содержат красящие вещества. В быту их используют для окраски тканей в красные и серые цвета.

В настоящее время численность растения из-за интенсивных промышленных заготовок несколько сократилась. Поэтому растение нуждается в охране.

3 ученик:

О пищевых и лекарственных свойствах рябины знали еще в древние времена. В немецкой мифологии ее связывали с именем бога грозы — Донара. В Вестфалии считали, что рябина защищает от драконов и других чудовищ. До сих пор здесь сохранился обычай прибивать “защитные” ветки рябины к дверям домов.

В старину в средней полосе России, когда ставили стога душистого сена, обязательно перед вершкованием укладывали сверху ветви рябины с ягодами. А после заморозков ели вкусные ягоды.

Рябина издревле известна своими лечебными свойствами. Ученые считают рябину “деревом здоровья”. Лекарственным сырьем служат плоды. Заготавливают зрелые плоды в августе — сентябре, до наступления заморозков, очищают от плодоножек. При сборе плодов нельзя обламывать ветви.

Ягоды рябины – это кладезь витаминов и органических кислот. Плоды содержат каротиноиды, аскорбиновую кислоту, различные сахара: глюкозу (до 3,8%) , фруктозу (до 4,3%) , сахарозу (около 1%) , сорбозу, сахароспирт сорбит (до 25%) ; кислоты: яблочную (до 2,8%) , винную, фолиевую, янтарную и лимонную. Они используются в кулинарии при приготовлении разнообразных блюд. Горечь из плодов можно удалить при помощи заморозки Животные тоже лакомятся и лечатся ягодами рябины осенью и зимой. Ягодами рябины и листвой лакомятся косули, лоси и птицы. Перед спячкой медведь ест вдоволь ягоды рябины вместе с початками белокрыльника и стрелолистом. Этим растительным сбором медведь лечится от паразитов перед долгой спячкой.

Рябина обыкновенная - это растение встречается в нашей области и районе в культурном и дикорастущем виде. На территории Северного района имеются значительные запасы плодов рябины, в пересчёте на воздушно-сухой вес они равны 1,5 тонны.

4 ученик:

На Руси издревле чередой лечили разнообразные кожные заболевания, отит, детские диатезы.

Издавна известно благотворное влияние компрессов, настоев, ванн из травы череды на кожу человека. Золотушной травой череду назвали потому, что ею лечили в основном золотуху, а причепа и собачка — за то, что она цепляется за все: шерсть животных, перья птиц, одежду людей. Так она приспособилась распространять свои плоды-семянки с двумя остями (зубцами) на верхушке — отсюда еще одно название — двузубец.

Череда трехраздельная давно была известна как лекарственное растение. Гиппократ писал о пользе череды: “Теплые ванны исцеляют при многих болезнях, когда все другое перестало помогать”. В научной медицине череда применяется как потогонное средство при простудных заболеваниях, как мочегонное при заболевании мочеполовых органов, в детской практике для ванн при диатезах (антиаллергическое действие) .

Благодаря разнообразным биологически активным веществам препараты череды обладают обезболивающим, успокаивающим, противовоспалительным, гипотензивным, антитоксическим, кровоочистительным, ранозаживляющим, желчегонным, общеукрепляющим действием.

Череду можно с успехом выращивать и на приусадебном участке.

Лекарственное растение-череда трёхраздельная в Северном районе встречается довольно часто.

5 ученик:

Название “шиповник” имеет в основе древнее славянское “шип”. Корень слова точно отражает характерную ботаническую особенность растения – наличие шипов на ветвях и побегах. Другие названия - дикая роза, коричная роза, шипшинник, шипец, свербигузка, терпигузка, дербивузка, свербивус, щуплица, шаулина, сердобольник.

Шиповник дикий прародитель культурной розы. Цветет шиповник дружно в начале лета. И в народе знают: зацвел шиповник — встречай лето и жди небольшое похолодание, зарделись плоды яркими бусинками на ветвях — провожай лето. Шиповник - сигнализатор и времени суток: цветки раскрываются от 4 до 4 часов 30 мин утра и так точно, что по ним можно сверять часы.

Первенство в разведении этого растения делят греки и римляне, египтяне и персы. Древние греки связывали дикую розу с богиней красоты и любовного очарования Афродитой. Бытует легенда, что в тот момент, когда Афродита, узнав о смерти своего возлюбленного, бросилась к нему через кусты, густые заросли шиповника, шипы ранили нежную кожу богини, а капли крови окрашивали зелень и из них вырастали красные розы. В Древнем Китае и Индии шиповником украшали хижины, его обожествляли в Египте и Вавилоне, о нём слагали элегии и оды в Древнем Риме и Греции. И на Руси его тоже знали. В летописях можно найти указания на то, что для заготовки шиповника снаряжались целые экспедиции, собиравшие его “с великим прилежанием”. Ягод требовалось столь много, что их даже закупали в соседних княжествах. В пору Ивана Грозного посылали в Казань для обмена на ягоды и лепестки шиповника собольи меха, бархат, парчу, атлас, соболей.

Много легенд и поверий разных народов мира посвящены шиповнику. И не напрасно. Плоды шиповника считаются естественной кладовой витаминов. Плоды шиповника коричного содержат витамин С (в среднем 2—3%, до 5,5%) , провитамин А, витамины Р, В2, К, Е. Содержание витаминов С, Р и каротина так велико, что мякоть двух-трех плодов шиповника коричного обеспечивает суточную потребность в них человека. Они пригодны для приготовления многих кулинарных изделий. А молодые, ещё не одревесневшие побеги употребляются как овощи, добавляются в салаты, гарниры и используются для приготовления первых блюд. Из лепестков шиповника готовят варенье, вкусный чайный напиток и множество отваров, настоев, соков, киселей, квасов и компотов. На Алтае и в Сибири в ход идут и семена растения: их поджаривают, измельчают и заваривают как кофе.

Животные тоже любят, есть плоды шиповника.

Шиповник майский или коричный типичное лекарственное растение нашего района.

Учитель:

Ребята, сегодня мы подробно рассмотрели важнейшие лекарственные растения нашего района. А теперь, попробуйте ответить на вопросы викторины о лекарственных растениях нашей местности:

Викторина:

1. Какие лекарственные растения ядовиты?

2. Назовите самое распространенное дерево в нашем районе?

3. Какой кустарник является сырьем для получения сердечных препаратов?

4. Назовите лекарственные растения, которые повсеместно распространены по территории нашего района?

5. Назовите сорные лекарственные растения?

6. Название, какого лекарственного растения в переводе с греческого означает “здоровье”?

7. Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?

8. Как по-другому называют растение золотушник?

9. Какие лекарственные растения носят “звериные” названия?

Ответы викторины:

1. Это-белена, дурман, адонис или горицвет, чистотел и др.

2. Берёза.

3. Боярышник.

4. Одуванчик, полынь, подорожник, крапива, горец птичий, мать-и-мачеха, пастушья сумка, тысячелистник и др.

5. Одуванчик, крапива, полынь, пастушья сумка.

6. Полынь.

7. Шиповник и черёмуха.

8. Череда.

9. Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник) .

Учитель:

Молодцы. Вы хорошо знаете местные лекарственные растения. А каковы правила сбора и охраны лекарственных растений? Ваши варианты? Как нужно правильно собирать лекарственные растения, чтобы не навредить окружающей природе? (можно выбрать для рассказа о растениях из приложение 1.)

Варианты ответов учащихся.

(Обобщив результаты, ответов учащихся, можно предложить вниманию аудитории правила сбора и охраны лекарственных растений - приложение 2)

Учитель:

На этом выпуск нашего устного журнала, посвященный лекарственным растениям, завершен. До новых встреч!

Источники информации:

  1. ЭУП “Лекарственные растения Новосибирской района”;
  2. Сергей Красилов Легенды о цветах. Москва. Молодая гвардия 1990 г. ;
  3. ОИУУ Экологическое образование, часть 1, г.Новосибирска 1991г.

Приложение 2.

Основные правила сбора лекарственных растений:

  1. необходимо соблюдать сроки сбора, индивидуальные для каждого растения;
2.сбор лучше производить в сухую погоду;

3.необходимо иметь для сбора сырья ножи, копалки или лопаты, серпы для срезания травы, корзины или мешки. Сбор цветков, плодов и семян ведут вручную;

4.нельзя собирать растения вдоль автодорог, железнодорожного полотна, возле промышленных предприятий и в черте города, так как растительность в этих местах сильно загрязнена различными выбросами;

5.не рекомендуется собирать растения у животноводческих помещений, мест сбора бытовых и промышленных отходов, на территории, где хранились удобрения, ядохимикаты и другие сильнодействующие вещества;

6.следует избегать сбора растений на крутых склонах, чтобы не было обнажения почвы и её эрозии;

7.следует хорошо знать ядовитые растения, во избежание их сбора, и применять меры предосторожности при сборе некоторых лекарственных растений, содержащих алкалоиды, сердечные гликозиды (их нельзя пробовать на вкус).

Памятка по охране природной флоры:

1.сбор следует проводить только в местах массового произрастания или достаточно частой встречаемости растения. Обычно пригодным для заготовок считается такое местообитание, где на площади 1 м2 находится не менее одного растения;

2.следует чередовать заготовку на отдельных участках. На одних и тех же участках нельзя собирать растения ежегодно, то есть между сборами должен быть определенный срок, в течение которого происходит восстановление зарослей. Для однолетних растений срок 1-2 года, для многолетних 3-4 года;

3. при заготовке однолетних растений для семенного возобновления следует оставлять на одном квадратном метре не менее 5 особей, или 25% растений; при заготовке многолетних следует оставлять 50% растений для естественного восстановления;

4. собирать следует только те части растения, которые используются в медицине, и по мере возможности не трогать того, что не используется (для сбора листьев и травы нет никакой надобности вырывать всё растение из земли).

kurs.znate.ru

В мире лекарственных растений

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Мероприятие проводиться в специально оформленном актовом зале школы.

Оформление: плакат с загадками о культурных растениях «здоровье в саду и на грядке», стенды: «Лекарственные растения Татарстана»; «Береги природу»; гербарии, изготовленные руками  учащихся;  выставка из комнатных растений и лекарственных трав.

Цели праздника:

  • познакомить с лекарственными  растениями своего края,  углубить знания о лекарственных растениях;
  • сформировать навыки по сбору лекарственных растений, умения отличать ядовитые растения от неядовитых;
  • воспитывать бережное отношение к здоровью. 

Задачи: расширение кругозора у учащихся, воспитать бережное отношение к природе, воспитать умение прислушиваться к мнению товарищей, формировать умение работать в группе,

Тип урока: изучение нового материала.

Приёмы: объяснение, беседа, рассказ,  работа с карточками и презентациями.

ХОД УРОКА

I. Организация : приветствие, рефлексия, цели урока.

II. Изучение нового материала

1. Вводная беседа:

– Что такое растения? – Чем они  отличаются от других организмов? – Какие растения  цветут, а какие нет? – Какие растения называют дикорастущими? – А какие растения культурные? – Какие  значение имеют растения в жизни человека?

2. Рассказ  об использовании лекарственных растений . Лекарственные растения издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний. Лечение травами известно давно, этим занимались знахари.

Таблица №1  Рассказ учителя о некоторых лекарственных травах.

Название растения

Свойства

Изображение

1 Рябина Рябина содержит аскорбиновую кислоту, сахар, сорбит и другие вещества. В медицине используют сок свежих ягод при дизентерии и как поливитаминное средство.

2 Подорожник Это друг путешественников и туристов. Его можно встретить на обочинах полевых и луговых дорог. Листья широкие, яйцевидные. Соцветие – узкий густой колос. Листья этого растения прикладывают при ссадинах, фурункулах и ожогах.

3 Василек. Василёк синий – однолетнее сорное растение. Встречается на пшеничном и ржаном полях. В медицине цветки василька применяют как потогонное и противолихорадочное .

 

4 Одуванчик Содержит много витаминов, улучшает аппетит, лечат ожоги, выводит вредные вещества, лечат заболевания желудка

5 Ромашка аптечная Противовоспалительное средство, полоскание и промывание ротовой полости, волос; 

6 Тысячелистник Растение широко используется в медицине различных стран как кровоостанавливсающее (при носовых, маточных, лёгочных, геморроидальных и других кровотечениях), при колите, различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, воспалительных заболеваниях мочевыводящих путей, как вяжущее при желудочно-кишечных расстройствах, обладает противовоспалительными и бактерицидными свойствами. Применяется в виде настоев, отваров, экстрактов. 

Команды приглашаются на сцену. Приветствие команд.

1. Вопросы командам:

1. Самая горькая трава. (Полынь) 2. Какое лекарственное растение имеет два дома. (Крапива двудомная) 3. Ягоды какого вечнозелёного кустарника повышает зоркость в сумерках. (Брусника) 4. Кого все мы знаем «как отца медицины»? (Гипократ) 5. Какое растение  в старину называли эликсиром жизни? (Одуванчик.) 6. Лучшие помощники при простудах. (Лук, чеснок)

2. Каждой команде дается по 2 картины с лекарственными растениями. Они должны рассказать об этих растениях.

Рисунки для первой команды: 

Рисунки для второй  команды:

3. Капитаны команд задают друг-другу вопросы.

4. Заполните таблицу.

Растение Какую часть используют
1    
2    
3    

5. Физкультминутка

6. Употретбляя нужные слова нужно  приготовить «салат» из данных  продуктов.  Кто быстрее?

Слова для первой команды: одуванчик, персик, кукуруза, пельмени, укроп, соль, яйцо, перец, репа, ромашка. Слова для второй команды:  чеснок, лук, вишня, сметана, крапива, яйцо, соль, перец, редька, слива.

7.  Придумайте загадку на лекарственное растение ( по выбору). А соперники должны разгадать эту загадку.

8. В течение 10 минут участники обеих команд должны сделать презентацию из данных рисунков:

9. Правильно раскрасить рисунки.

Для первой команды:

Для второй команды:

Жюри подводит итоги. Вручаются дипломы и сувениры. Праздник заканчивается чаепитием с различными лекарственными растениями.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект выступления «Проект стенгазеты «Лекарственные растения»

Конспект выступления на школьном методическом объединении

«Развитие системы поддержки талантливых детей» по теме: «Проект стенгазеты «Лекарственные растения»

Ноябрь, 2011

В последнее время в отечественном образовании наблюдается необычайный интерес к методу проектов.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе.

Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Очень часто в начальной школе мы пользуемся проектами, но не всегда знаем, что это проект.

Например, готовим с детьми сказку или праздник. Даем детям подготовить небольшие сообщения к уроку на заданную тему, а оказывается - это проект. Как сильно должен измениться сам учитель, чтобы учить детей не сухим фактам, а учить учиться самим.

Проектная деятельность, действительно помогает научить детей учиться самим. Ведь готовя проект, дети копаются в куче информации, ищут описание и т.д. и т.п. Так что за проектной работой в начальной школе очень большое будущее.

Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык.

Темы проектов учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это можно, но затруднительно, гораздо удобнее применить метод проектов. Суть его вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.

Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания.

infourok.ru

Интерактивный плакат Лекарственные растения.pptx - Интерактивный плакат "Лекарственные растения"

Количество Ваших материалов: 0.

Авторскоесвидетельство о публикации в СМИ

добавьте 1 материал

Свидетельствоо создании электронного портфолио

добавьте 5 материала

Секретныйподарок

добавьте 10 материалов

Грамота заинформатизацию образования

добавьте 12 материалов

Рецензияна любой материал бесплатно

добавьте 15 материалов

Благодарность образовательного СМИза внедрение творческих и прогрессивных педаг. идей

добавьте 20 материалов

Сертификатпочетного автора образовательных и методических публикаций

добавьте 30 материалов

Почётная грамотапедагог. мастерстваза вклад в развитие образов. интернет-пространства

добавьте 40 материалов

Золотая карта1000 руб. в годв качестве скидки до 50% на все услуги

добавьте 50 материалов

Большой набордля быстрого создания презентаций

добавьте 75 материалов

znanio.ru

День лекарственных растений | Страна Мастеров

С момента своего появления на земле человек был неразрывносвязан с растительным миром, кормившим его, дававшим уют и защиту от враждебныхсил. Из тех же далёких времён пришли к нам способы профилактики и леченияразличных заболеваний при помощи растений, поскольку человеческий организмлегче усваивает биологические вещества, содержащиеся в растениях, нежели всинтетических медикаментах.

 Растения обычно не обладают вредным побочным действием,менее токсичны, не вызывают аллергических явлений, поэтому лекарства израстений с каждым годом преобритают всё большую популярность. И это не даньмоде, не сиюминутное увлечение – это возвращение к своим истокам, более здравоеосмысление происходящего вокруг себя и в самом себе.

      Лекарственныерастения широко использовались человеком с незапамятных времён. Ими пользовалсянарод Ариев, передавший свои познания своим потомкам славянам. Не обходилисьбез растительных лекарств в медицине Древнего Китая, Индии, Ассирии.

      И в наше времяцелебные растения, при грамотном их применении, пользуются успехом при лечениимногих заболеваний. Однако не следует забывать, что пользование лекарственнымисредствами растительного происхождения без согласования с врачом крайне нежелательно.

    Общее количество видов лекарственных растений,произрастающих в России, достигает 20 тысяч. Многие из них еще не изучены,ведется их активное исследование. Познание лекарственной флоры, выявление и применение местных источниковсырья имеет важное значение в своевременном и более полном обеспечениинаселения лекарствами. Областное аптечное управление ежегодно проводит большуюорганизационную работу по сбору и заготовке, определенных видов лекарственныхрастений.

Немного истории:

В 1817 г.в Петербурге был издан солидный труд И. Кашинского под названием "Русскийлечебный травник, содержащий описание отечественных врачебных растений,качествами своими заменяющих иноземные и употребляемых для лечения внутренних инаружных болезней". Заслуживают также внимания книга профессораПетербургского университета Н.П. Щеглова "Хозяйственная ботаника,заключавшая в себе описание и изображения полезных и вредных для человекарастений" (1828), сочинение профессора Московского университета И.А.Двигубского в четырех частях "Изображения растений, преимущественнороссийских, употребляемых в лекарствах и таких, которые наружным видом с нимисходны, но лекарственной силы не имеют" (1828-1834).

Возможности для изучения и практическогоиспользования неисчерпаемых резервов отечественной флоры для делаздравоохранения более эффективно начали реализовываться в с 20-х - 30-х годовХХ века. Уже в декабре 1921 г.был издан декрет Совнаркома о сборе и культуре лекарственных растений. В мае 1925 г. состоялось первоеВсесоюзное совещание по лекарственным растениям. В 1931 г. был созданВсесоюзный институт лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР),преобразованный в 1969 г.во Всесоюзный институт лекарственных растений (ВИЛР). Он стал ведущимнаучно-исследовательским институтом в области лекарственного растениеводства,изучения сырьевых ресурсов дикорастущих растений, поисков и создания новыхлекарственных препаратов. При институте был создан Ботанический садлекарственных растений, экспериментальный завод и сельскохозяйственные базы.Основные направления института - поиски новых лекарственных средств израстений, их химическое и фармакологическое изучение, введение в культуруперспективных дикорастущих растений, совершенствование агротехники имеханизация трудоемких процессов их возделывания

Наверное, День лекарственных растений лучше праздновать где-нибудь на полянке или лесной опушки, где среди дикорастущих трав обязательно найдется какое-нибудь лекарственное растение - тот же подорожник или зверобой. детей следует познакомить с обнаруженными живыми растениями и показать фото иных довольно распространенных растений: ромашка, пижма, облепиха. Стоит также упомянуть о сильнодействующих растениях, не произрастающих в наших широтах: эвкалипт, женьшень.

Детей, конечно, нужно знакомить с полезными растениями, но следует заострить внимание на вреде чрезмерного употребления любых средств. и вообще самолечение может быть опасно для самочувствия. 

 

О моем цветке-поделке:

   Рома́шка (лат. Matricária) — род многолетних цветковыхрастений семейства Астровые или Сложноцветные (Asteraceae). Невысокие, цветущиев первый год жизни, часто пахучие травы.

   Цветок сложный, полусферическая корзинка диаметром 4—15 мм вобщем щитковидном соцветии, с белыми язычковыми пестичными краевыми цветками ижёлтыми трубчатыми обоеполыми цветками диска, реже — только с трубчатымицветками. Цветоложе полое, часто коническое.

   Ромашки широко распространены в Евразии, Америке и ЮжнойАфрике, натурализованы в Австралии.

   В Евразии чаще других встречаются Ромашка аптечная, илиободранная (Matricaria recutita) и Ромашка безъязычковая, или пахучая(Matricaria discoidea), прежде называвшаяся Matricaria matricarioides auct. илиMatricaria suaveolens (Pursh) Buchenau.

  Дикорастущая ромашка встречается в Сибири, на Алтае,Кузнецком Алатау, в степной части Забайкалья и странах Прибалтики, наТянь-Шане, Памире. После введения в культуру в средней полосе России она широкорасселилась по краям полей, обочинам дорог, около жилья, на пустырях и залежныхлугах — как сорное растение. Ее культивируют для получения лекарственного сырьяна специальных плантациях.

 Цветки и верхушки ромашки аптечной содержат эфирное масло,азулен, антемисовую кислоту, гликозиды.

  Высушенную и свежую ромашку аптечную применяют в медицине:(отвары, экстракты) — как противовоспалительное, слабое антисептическое ивяжущее средство, наружно — для полосканий, примочек и ванн. Ромашкапринимается внутрь в виде чая (традиционное английское домашнее средство) илинастоя, её используют при спазмах кишечника, метеоризме и поносах, а также какпотогонное средство. Препараты — Рекутан, Ротокан. Настоем ромашки ополаскиваютволосы для придания им золотистого оттенка.

stranamasterov.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта