Первые растения которые научились выращивать люди. Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Что такое земледелие? История возникновения земледелия. Первые растения которые научились выращивать люди


Первые растения которые научились выращивать люди

Принято считать, что наши предки были дикими и необразованными дикарями. Разумеется, что в некоторой степени это действительно было так, но в то же время они заложили основы промышленного растениеводства и скотоводства, постоянно одомашнивая многие виды растений и животных. Особую роль в истории цивилизации играют зерновые культуры, без которых просто невозможно представить себе нашу жизнь.

Так когда же история человечества и съедобных злаков тесно сплелась в одно целое? Ученые считают, что начало этому процессу было положено еще в 11 тысячелетии до нашей эры! Именно к этому периоду относятся археологические находки, которые показывают, что приблизительно в то время человек уже умел использовать зерновые культуры. Разумеется, что в то время не было и речи о целенаправленном их выращивании, так как племена только начинали делать первые шаги к оседлому образу жизни, научившись собирать и запасать их съедобные семена впрок.

Нужно отметить, что быстрое развитие европейской цивилизации во многом связано как раз с тем, что ее представители первыми начали массово использовать злаки в пищу и разработали технологию получения муки. Это способствовало выживанию большого количества людей даже в голодные и плохие на охоту годы. Именно тогда стало ценится земледелие. Примерно в то же время было положено начало селекции, так как зерновые культуры ранее отличались плохой урожайностью. Потребовались века для того, чтобы создать действительно ценные и продуктивные культуры.

В те далекие времена люди умели выпекать из получаемой муки грубого помола только лишь лепешки. Настоящий хлеб появился лишь в 4 тысячелетии до нашей эры. Выпекать его научились египтяне, и поначалу хлеб был настолько дорогим продуктом, что питалась им исключительно знать. Именно его клали в могилы к фараонам. Учитывая сложность земледелия и трудную ручную уборку созревших злаков, такое трепетное отношение к хлебу вполне объяснимо.

С тех пор многое изменилось. Ныне богатый рынок зерновых культур позволяет употреблять мучные изделия каждому. За минувшие тысячи лет изменилось практически все, но технология получения муки и выпечки из нее хлеба в основе своей осталась практически неизменной.

Впрочем, зерновые культуры уникальны еще и тем, что именно они положили начало многим древним цивилизациям. Не открой человек замечательные свойства пшеницы, наше общество бы никогда не смогло достичь таких высот в прогрессе. Многие века целые государства развивались именно аграрным путем. Кстати, Россия развивалась как аграрная страна на протяжение всей своей истории, причем даже сегодня этот сектор сохраняет важнейшее значение для экономики страны.

Сами зерновые культуры России далеко не всегда отличались таким разнообразием, каким они могут похвастаться сегодня. Долгое время наши предки выращивали преимущественно рожь, просо и ячмень, сохранявшие на протяжении веков свое важнейшее стратегическое значение. В последнее время количество выращиваемых у нас зерновых значительно выросло, так как селекционеры постоянно выводят их новые сорта.

На данном уроке будет рассмотрена тема «Культурные растения. Зерновые культуры». В ходе урока мы познакомимся с важнейшими культурными растениями. Охарактеризуем зерновые культуры, которые человек выращивает на полях.

Группы культурных растений

Вы уже знаете, что культурные растения человек выращивает с целью получения урожая. При этом человек использует разные части растений: корень, стебель, листья, цветы, плоды, а также семена.

Давайте рассмотрим, на какие группы можно разделить культурные растения.

Овощные – это растения, которые человек выращивает на полях и огородах.

  

Рис. 1 (Источник)

Плодовые – это растения, которые выращиваются в садах.

     

Рис. 2 (Источник)

Декоративные – эти растения выращивают для красоты парков на клумбах.

 

Рис. 3 (Источник)

Прядильные – эти растения используются для изготовления ткани. К прядильным культурам относится лен. Из стеблей льна прядут нити. Из них ткут разные ткани.

На рисунке 4 изображен хлопчатник. Внутри коробочки находится белое пушистое волокно, которое также идет на изготовление ткани и ваты. Из хлопчатобумажных и льняных тканей шьют одежду, постельное белье, скатерти и полотенца.

      

Рис. 4 (Источник)

Зерновые культуры

И последняя группа – это зерновые культуры. Название «зерновые» произошло от слова «зерно». В пищу человек употребляет семена этих растений – зерна. Второе название – злаки. Зерновые или злаковые культуры выращивают на полях.

Какие зерновые культуры человек выращивает, и как он их использует? Пшеница, рожь, овес, просо, ячмень, гречиха, кукуруза, подсолнечник.

Подсолнечник получил свое название, потому что цветок поворачивается вслед за солнцем. Из семян подсолнечника делают растительное масло.

    

Рис. 5 (Источник)

Кукуруза считается одним из самых древних растений. Из зерен кукурузы делают крупу, масло и многое другое.

Рис. 6 (Источник)

Пословицы про кашу:

Что за обед, коль каши нет?

Щи да каша – пища наша.

Каша – мать наша.

А какая же каша без крупы? Человек производит культурные зерновые растения с целью получения зерна, из которого изготавливают крупы.

Из гречихи получают гречневую крупу.

        

Рис. 7 (Источник)

Ячмень дает нам два вида круп: перловую – это целое зерно, и ячневую – дробленое зерно.

     

Рис. 8 (Источник)

Просо идет для производства пшена.

       

Рис. 9 (Источник)

В Древнегреческой мифологии есть герой по имени Геракл. О его двенадцати подвигах написаны целые легенды. А знаете ли вы, что Геракл был еще известен под именем Геркулес? Так теперь называется каша, которую он очень любил. А из какого растения его получают? Овсяные хлопья или геркулес получают из овса, а ещё из него делают овсяные хлопья или печенье. Овсяная каша – очень полезная, она сделает вас очень сильными и здоровыми.

 

Рис. 10 (Источник)

Когда наши предки научились выращивать зерновые культуры, то свежие зерна ели, а сухие и твёрдые перетирали, делали муку, варили кашу.

Хлеб

А вот печь хлеб люди научились гораздо позже. Представьте себе, что первый хлеб люди пекли из растертых желудей. Прошло время, люди научились печь тонкие сухие лепешки. Таким был хлеб, пока в тесто не попали мельчайшие грибки – дрожжи. Представьте, какой ужас испытали древние люди, когда увидели, что тесто в горшке начало подниматься, как живое. В ужасе люди бросили горшок в огонь, чтобы избавиться от наваждений. Тесто испеклось, и получилась душистая, вкусная, ароматная лепешка. Это было настоящее открытие.

Рис. 11 (Источник)

Пословицы о хлебе:

Хлеб – всему голова.

Худ обед, коль хлеба нет.

А какой хлеб едят в вашей семье? Давайте узнаем, почему один хлеб белый, а другой черный? Черный хлеб делают из ржаной муки. Ее получают из зерен ржи. Рожь – это хлебная зерновая культура. Белый хлеб делают из пшеничной муки. Ее получают из зерен пшеницы. Пшеница – вторая хлебная зерновая культура. Манную кашу тоже делают из пшеницы.

Вот он –

Хлебушек душистый.

Вот он – теплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал-пришел.

Чтобы хлеб попал к нам на стол, он проделал долгий путь. Сколько труда вложено в него. К хлебу нужно относиться бережно, брать столько, сколько ты можешь съесть. Если каждый ученик в школе будет выбрасывать кусочек хлеба весом 30 гр, то в день мы будем выбрасывать 15 кг хлеба.

Мальчик,Ногою пинающий хлеб,Мальчик,Голодных не знающий лет,Помни,Что были лихие года,Хлеб —Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,За хлеб умиралиНе для того,Чтоб в футбол им играли.

В словеНародная мудрость таится,Вот чтоВ народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,Ты человеком быть перестал».

Вывод урока

На этом уроке мы познакомились с культурными растениями. Узнали, что среди них есть зерновые культуры.

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Осенний урожай. Обобщающий урок». В ходе занятия мы познакомимся с основными культурными растениями.

Список рекомендованной литературы

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. – М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. – М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Ya-fermer.ru (Источник).

2. Alexseeva2012.ucoz.ru (Источник).

3. Enc.sci-lib.com (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

1. Какие группы растений вы знаете?

2. Расскажите, какие вам известны зерновые культуры.

3. Кто хочет узнать о культурных растениях, которые человек выращивает для других нужд, прочитайте рассказ А. Ивина «Как твою рубашку сшили».

До совсем недавнего времени нам ничего не было известно о корнях нашей собственной цивилизации. У нас не было ни малейшего представления о том, кто изобрел колесо, сельское хозяйство, письменность, города и все остальное. В дополнение к этому, по какой- то странной, необъяснимой причине лишь немногие стремились выяснить это. Даже историки хотели оставить руины человеческой истории похороненными под песками пустыни. Это отношение кажется столь же странным, как и сами тайны.

Неужели вы сможете смириться с потерей собственной памяти? Или вы станете предпринимать все, что в ваших силах, чтобы восстановить свое прошлое и свою личность?

Кажется, будто мы что-то прячем от себя самих. Кто-то скажет, что это был умопомрачительный визит древних космонавтов; кто-то возразит, сказав, что это древняя человеческая цивилизация, уничтоженная катаклизмом. В любом случае мы, очевидно, похоронили эти эпизоды, забыв о них. Возможно, воспоминания слишком болезненны. Мне еще не удалось сделать окончательный выбор между различными идеями. Однако уверен: ортодоксальные теории, предлагаемые традиционными археологами, историками и антропологами, не выдерживают критики при тщательной проверке.

Любопытно, что мы разработали средства для запуска космических зондов на Марс, для расщепления человеческого генома, и даже для клонирования самих себя. Но до сих пор топчемся на месте, пытаясь понять тайны культуры пирамид, доисторических времен, объяснить, каким образом мы совершили квантовый скачок из каменного века в цивилизацию!

Почему мы, как вид, не смогли сохранить нити, которые самым прямым и конкретным образом связывают нас с прошлым?

У меня возникает точно такое же тошнотворное ощущение, как и у криминальных репортеров и детективов, расследующих убийства, когда они копаются в материалах нераскрытых дел слишком долго. Мы что-то упускаем из вида или же неправильно рассматриваем ситуацию.

Вероятно, мимо нас проходят очевидные намеки, ибо мы привыкли думать о фактах только в определенном свете. В дополнение к этому, нам сложно задать все необходимые правильные вопросы. Никогда не приходит в голову вернуться к основам, пересмотреть все свои знания и установить реальные «факты».

У нас всегда есть выбор: осмыслить мир или не делать такой попытки. Жизнь предоставляет невероятное количество возможностей наверстать упущенное и огромную степень свободы, когда речь идет о получении знаний. Наши предки великолепно освоили основные правила игры на выживание в течение невообразимо длинного каменного века.

Им не нужно было знать о том, что Земля вращается вокруг Солнца, или о строении атома, чтобы добиться успеха. Но после последнего ледникового периода произошло нечто странное. Человеческая раса подверглась внезапной трансформации, которая направила нас на неизведанную территорию. Мы до сих пор пожинаем последствия тех событий, носивших взрывной характер.

Давайте вернемся назад и подготовим сцену ранней эволюции человека в том виде, в каком представляют ее ученые. Наши предки обнаружили себя в мире, полном чудес природы, сталкиваясь с проблемами, которые стояли перед ними. Все проблемы были связаны с выживанием. Начнем с того, что у людей не было орудий, не было выбора для решения поставленных перед ними проблем. Они могли идти только в лобовую атаку, как это делали все животные. Мы должны помнить о реальностях этих предпосылок.

Нам точно известно, как жили люди в каменном веке. Ведь многие племена во всем мире продолжали вести именно такой образ жизни в течение последних пятисот лет. Их изучили вдоль и поперек.

Нам известно, что человечество было фактически однородным на протяжении всего каменного века. Даже 10000 лет назад люди вели почти одинаковый образ жизни, находясь в Африке, в Азии, в Европе, в Австралии или в Америках. Они жили близко к природе, охотились на диких животных и собирали дикорастущие растения, использовали каменные инструменты, каменное, деревянное и костяное оружие.

Люди усвоили искусство разжигать и контролировать огонь, у них было очень точное и детальное знание привычек животных, рельефа земли, представления о циклах природы, а также о том, как различать съедобные и ядовитые растения.

Эти знания и образ жизни старательно приобретались, опыт копился миллионы лет. Людей каменного века изображали неправильно и не понимали. Они не жестокие тупицы. Без длительной эволюции, через которую они прошли, чтобы заложить основы для всего, что должно произойти, не могли бы развиться современный разум и современная цивилизация. Древние предки отлично усваивали знания, жили в полном слиянии с природой, и, бесспорно, были сильнее и физически крепче, чем мы сейчас.

На самом деле, мир природы, который мы унаследовали от человека каменного века, был абсолютно целым и не тронутым. Все оставалось таким же чистым и девственным, как и в течение миллионов лет человеческой эволюции. Природа щедро одаривала своим изобилием тех ранних людей. Они научились жить в этой естественной среде. Со статистической точки зрения, человек — это охотник-собиратель. Так мы жили 99,99% времени нашего существования, как вида. По крайней мере, таковы данные современной науки.

Понять, как жили наши дальние предки, очень легко. Жизнь менялась очень незначительно и очень медленно. Ранний человек адаптировался и привык к тому, что работало. Это был простой, но требовательный образ жизни, который переходил из поколения в поколение — благодаря примерам и устной традиции.

Кажется, что здесь нет никакой загадки. Но все стало резко меняться после последнего ледникового периода. Внезапно несколько племен перешло на другой образ жизни. Отказываясь от своего кочевого быта, они стали оседлыми, начали выращивать определенные культуры и одомашнивать несколько видов животных. О первых шагах к цивилизации часто говорят, но никогда их по-настоящему не изучали на глубоком уровне. Что заставило людей так резко измениться? Объяснить это значительно труднее, чем поверить в естественность процесса.

Первый вопрос — самый основной и прямой. Люди каменного века не ели зерновых. А зерновые — основа сельского хозяйства и питания цивилизации. Скудная диета охотников и собирателей состояла из мяса различных видов диких животных и свежих диких зелени и фруктов.

Для начала рассмотрим эволюционное расхождение с общепринятой точкой зрения. Рассмотрим несоответствие между продуктами питания после «аграрной революции», которая началась 10000 лет назад, и тем, чем кормились охотникиСледовательно, человеческий геном самым идеальным образом адаптирован к продуктам питания, которые находились в распоряжении людей в период до развития сельского хозяйства.

В результате перед нами загадка, которую также трудно раскрыть, как тайны строительства Великой пирамиды. Как и почему наши предки совершили этот скачок? Ведь опыт возделывания диких зерновых культур у них был практически нулевым. Как они узнали о правильном ведении хозяйства, да и вообще о съедобности зерновых?

Ко времени внезапного появления шумерской и египетской цивилизаций, зерновые культуры уже подвергались скрещиванию. Для такой работы требуется высокий уровень знаний и опыт, а также — время.

Если у вас есть хоть какой-то навык работы с дикими растениями или фруктами, любой опыт сельскохозяйственных работ, то вам известно: дикие сорта резко отличаются от скрещенных культур. Точно установлено, что у охотников-собирателей не имелось навыков селекции сортов или одомашнивания животных. Поэтому потребовалось бы значительное большее, чем настаивают историки, время для перехода от нулевого уровня к передовому состоянию.

Мы должны задать вопрос: откуда произошли эти знание? Как человек каменного века внезапно приобрел умения для одомашнивания растений и животных и делал это очень эффективно? Мы видим чистопородных собак, например, борзых, в египетских и шумерских произведениях искусства. Как они могли быть выведены так быстро?

Следующие вопросы осложняют возможность поддержать традиционные объяснения:

1) очень медленный процесс эволюции человечества в каменном веке;

2) внезапное создание и распространение новых орудий труда, новых продуктов питания, новых общественных форм, у которых не было предшественников.

Если ранние люди ели дикие виды зерновых и проводили эксперименты с гибридизацией какое-то длительное время и развивались по каким-то очевидным ступеням развития, то это можно понять. Но как можно принять сценарий каменного века для периода строительства Великой пирамиды в Гизе?

Селекция растений — трудная наука. Но нам известно, что ею занимались в Шумерском царстве, в Египте и древнем Израиле. Если у вас есть сомнения в этом, то представьте, что мы выращиваем те же самые первичные зерновые культуры, которые создали наши предки. Так ли это? Существуют сотни видов диких растений, которые возможно одомашнить. Почему мы не вывели новые зерновые культуры из других диких видов за прошлые три тысячи лет? Каким образом древние выбрали лучшие виды при чрезвычайно низком уровне знаний (если мы считаем, что они только-только вышли из каменного века)?

Наши предки не только определили все эти сложные вопросы, но и быстро открыли принципы изготовления вторичных продуктов из зерновых. Шумеры пекли хлеб и варили пиво пять тысяч лет назад, но их самые ближайшие предшественники (так заявляют антропологи) ничего не знали о подобных вещах. Они жили, собирая растения и убивая диких животных. Похоже, что люди получили руководство к действию от того, кто уже занимался развитым сельским хозяйством. Но эта инструкция не могла быть предоставлена их предками — охотниками и собирателями.

Очень трудно реконструировать эти быстрые переходы, особенно если они сопровождаются радикальными изменениями во всех остальных сферах жизни человека. Как и почему люди, которым ничего не известно, кроме кочевого существования и примитивной социальной структуры, так быстро и так радикально изменились? Что заставляло их строить города и создавать сложную цивилизацию, когда не было ничего известно о подобных формах общества?

В век эпипалеолита (около 8000-5500 гг. до н.э.) племена в долине Нила жили в полуподземных овальных домах с крышами из глины и прутьев. Они изготавливали простые гончарные изделия и пользовались каменными топорами и кремневыми наконечника стрел, продолжая вести полукочевой образ жизни, переходя от одной стоянки к другой в зависимости от смены времен года.

Огромное число племен по всему земному шару вело именно такой образ жизни. Как после этого люди начали добывать в карьерах, обрабатывать и перевозить камни весом от одной до шестидесяти тонн, чтобы использовать их для строительства самого массивного сооружения в мире? Почему перемены случились так быстро?

Быстрый переход просто невозможно объяснить рационально. Для всех изобретений и достижений культуры требуется время и последовательность легко различимых этапов развития. Где предшественники? Очень легко прослеживается весь путь развития каменного века — от примитивных орудий труда до каменного топора и кремниевых наконечников стрел. Такие же этапы мы должны находить по мере развития цивилизации.

Но где пирамиды меньшего масштаба — значительно меньшего? Где грубая резьба по камню, которая должна предшествовать изысканно украшенным стелам? Медленная эволюция форм от простой к сложной — это все, что известно людям. Но при чем тут глиняные хижины, крытые соломой, — а затем внезапно возникшая крупномасштабная архитектура на основе мегалитических каменных блоков, сложная художественная работа, требующая тонкого мастерства и знаний.

Фазы развития здесь просто отсутствуют.

Шумерские клинописные таблички описывают очень сложные системы ирригации и сельского хозяйства, пекарни и приготовление пива. Библия рассказывает, что древние евреи выращивали виноград и делали вино, а также дрожжевой и недрожжевой хлеб. Мы воспринимаем такие вещи как само собой разумеющиеся. Но вопросы, которые стоят за ними, никогда не поднимались.

Где люди научились за такой короткий отрезок времени селекции зерновых, превращению зерна в муку, выпечке из нее хлеба? Это справедливо и для виноградарства. Речь идет не о простых или очевидных продуктах.

Мы допускаем, что их предшественники развивали сельскохозяйственные умения долгое время. Такая мысль вполне логична, но она не подтверждается. Самый первый и очень примитивный сельскохозяйственный эксперимент, который подтверждают документальные записи археологов, был обнаружен в Джаармо и Иерихоне. Это очень скромные поселения, где выращивали несколько простых культур. Но люди продолжали охотиться на лесную дичь и собирать растения, поэтому деревни не были в строгом смысле слова аграрными сообществами.

Проблема в том, что не найдено промежуточного этапа между первобытными людьми — и Шумерским царством, Египтом. Нет маломасштабных зиккуратов, пирамид или любого следа развития. Получается, что ремесленники каменного века внезапно стали делать изысканные скульптуры и стелы, украшенной резьбой по камню.

Ортодоксальные теории начинают больше полагаться на «официальные» указания властей, чем на хорошо аргументированные и хорошо документированные факты. Мы подошли к кризису в областях антропологии, истории и археологии. Ведь традиционные тезисы не в состоянии разрешить вопрос с постоянно увеличивающимся числом аномалий. Объяснения — неубедительные, избитые и все более скучные, неспособные доказать теории. Отдельные фрагменты не соответствуют друг другу и не складываются в разумное целое.

Мы упоминали в этой книге раньше цитату выдающегося палеоантрополога Льюиса Лики. Несколько лет назад, когда Лики читал лекцию в университете, студент задал ему вопрос о «недостающем звене» в эволюции. Преподаватель ответил: «Есть не одно «недостающее звено», а сотни…»

Это справедливо еще в большей степени для культурной, а не для биологической эволюции. Пока мы не найдем эти звенья, мы будем, подобно больным, страдающим амнезией, стараться осмыслить современную жизнь и нашу коллективную историю.

Земледелие, являясь самым древнейшим видом деятельности человека, развивалось довольно неравномерно в разных странах.

Что такое земледелие?

Земледелие, возникшее еще в эпоху строя первобытного, является следствием длительного периода развития человечества.

Началось оно, когда люди уже умели охотиться и занимались сбором диких плодов. Труд человека стал затрачиваться на производство растений, на выделение и размножение самых полезных видов, на определенное воздействие на них для приспособления к своим потребностям.

История земледелия: возникновение, орудия

Зарождение земледелия произошло давным-давно, когда люди заметили, что различные зёрна плодов или колосьев, упав на почву (причем рыхлую), прорастают и вновь дают плоды. Тут-то им и пришла мысль, что таким образом можно выращивать пищу. С тех пор они стали семена съедобных растений сажать и выращивать.

Для посева выбирались самые ровные участки земли, причем расположенные ближе к воде. Люди научились рыхлить расчищенную от сорняков землю своеобразными мотыгами, после чего в эту землю они бросали зерна. Это был мотыжный вид земледелия. После созревания урожая они собирали его с помощью серпа, состоящего из дугообразной деревянной или костяной основы (ручки), в которую вставлялись острые осколки камней.

Появление земледелия способствовало созданию более новых и удобных орудий труда. Через определенное время люди соорудили и плуг. Вначале это была просто жердь с острым сучком на ее конце. Она просто привязывалась к упряжке быков. Этим инструментом можно было обрабатывать больше земли, а еще людьми было замечено, что урожай с такого вспаханного поля был выше, чем с земли, обработанной мотыгой. Плугом земля вспахивалась глубже, и семена, посаженные глубже, давали более хорошие всходы.

Первые выращенные растения

Первыми растениями, выращенными людьми, были ячмень, пшеница и просо. А их родина – Передняя Азия (полуостров Малая Азия и области, прилегающие к нему). Именно в этих местах и были найдены самые древние поселения земледельцев. Основание их произошло 10 000 лет назад. Затем из этих мест земледелие стало постепенно распространяться по всему миру.

Можно сделать вывод о том, что такое земледелие в те времена, когда люди уже вели более оседлый образ своей жизни, способствовало появлению новых изобретений, более удобных и усовершенствованных орудий труда. Благодаря этому процессу стало развиваться и ремесло – ручное мелкое производство орудий труда и различных приспособлений.

Развитие земледелия по территориям

Большое количество археологических и палеоботанических научных исследований указывают на связь происхождения земледелия в древности с зонами горных плато и долин в субтропическом поясе. Известный ученый Н. И. Вавилов определил несколько очень древних очагов возникновения земледелия (VII-III тыс. до н. э.):

  1. Переднеазиатский (пшеница, ячмень и проч.).
  2. Горная и восточная долины Китая (пшеница, рис, просо и проч.).
  3. Мексика (перец, бобы и проч.).
  4. Центральная часть Перу (перец, тыква, хлопчатник, бобы и проч.).

Что такое земледелие в далекой Америке? Там оно возникло совершенно независимо от других территорий континента и, вероятно, даже является более древним.

Наиболее старые в плане развития земледельческой культуры в мире районы после Мексики: Перу, Индия, Боливия, Китай, Египет и Сирия.

В Западной Европе возникновение земледелия датируется V-IV тысячелетиями до нашей эры.

На территории российской и территориях, близлежащих к ней, земледелие возникло в каменном веке. Причем древнейшие очаги – районы всего Закавказья и Средней Азии.

Заключение

Разобравшись с вопросом, что такое земледелие, можно сделать вывод: освоив этот вид деятельности и скотоводство, человечество постепенно перешло от присваивающего (как было в древности) хозяйствования к производящему – быстрее пошёл процесс усовершенствования орудий для труда. А это способствовало появлению ремесла.

Древние люди поняли, что можно выращивать себе пищу, около 8 тысяч лет назад. Вместо того чтобы постоянно искать съедобные растения, кочуя с места на место, они стали собирать семена этих растений и высевать их около своих жилищ. Из полученного урожая часть они съедали, а оставшуюся часть пускали на семена, чтобы вновь засеять их и получить новый урожай. Для посева выбирали семена наиболее вкусных и крупных растений, что со временем дало свои плоды: выращенные на «древних грядках» растения уже мало походили на своих диких предков.

Что росло на древних грядках?

Первыми растениями, которые высаживали люди, стали, очевидно, пшеница и ячмень, которые в изобилии произрастали в естественных условиях на Ближнем Востоке. Люди стали жить в постоянных поселениях и ухаживать за своими посевами, оберегали урожай. Земледелие распространилось с Ближнего Востока в Западную Азию, Европу и Африку. В VIII тысячелетии до н.э. на Востоке был окультурен рис, который и по сей день является основным злаком Азии. В Южной Америке около III тысячелетия до н.э. выращивали сладкий картофель-батат и кукурузу (маис), а в Центральной Америке — тыкву, кукурузу и фасоль.

Дикий рис

Злаковые культуры были одомашнены очень давно, и один из древнейших — рис. Он очень калориен и для древних людей служил хорошим источником питания. Однако для того чтобы вырастить рис, который очень чувствителен к воздействию солнца и влаги, приходилось потрудиться. Даже сегодня вырастить его — довольно трудоёмкая работа, ведь требуется, чтобы ростки прорастали в воде, которая защищает их от палящего солнца. Созревшие семена риса затем складировали, храня про запас, ведь они могли храниться многие месяцы.

Поля на террасах

Террасы — это плоские площадки-уступы, которые создавали на склонах для посевов. Древние земледельцы устраивали их для своих полей, предохраняя таким образом плодородную почву от размывов. В таких горных странах, как Перу, на террасированных склонах древние земледельцы выращивали картофель, который произрастал высоко над уровнем моря.

dacha-posadka.ru

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

Принято считать, что наши предки были дикими и необразованными дикарями. Разумеется, что в некоторой степени это действительно было так, но в то же время они заложили основы промышленного растениеводства и скотоводства, постоянно одомашнивая многие виды растений и животных. Особую роль в истории цивилизации играют зерновые культуры, без которых просто невозможно представить себе нашу жизнь.

Так когда же история человечества и съедобных злаков тесно сплелась в одно целое? Ученые считают, что начало этому процессу было положено еще в 11 тысячелетии до нашей эры! Именно к этому периоду относятся археологические находки, которые показывают, что приблизительно в то время человек уже умел использовать зерновые культуры. Разумеется, что в то время не было и речи о целенаправленном их выращивании, так как племена только начинали делать первые шаги к оседлому образу жизни, научившись собирать и запасать их съедобные семена впрок.

Нужно отметить, что быстрое развитие европейской цивилизации во многом связано как раз с тем, что ее представители первыми начали массово использовать злаки в пищу и разработали технологию получения муки. Это способствовало выживанию большого количества людей даже в голодные и плохие на охоту годы. Именно тогда стало ценится земледелие. Примерно в то же время было положено начало селекции, так как зерновые культуры ранее отличались плохой урожайностью. Потребовались века для того, чтобы создать действительно ценные и продуктивные культуры.

В те далекие времена люди умели выпекать из получаемой муки грубого помола только лишь лепешки. Настоящий хлеб появился лишь в 4 тысячелетии до нашей эры. Выпекать его научились египтяне, и поначалу хлеб был настолько дорогим продуктом, что питалась им исключительно знать. Именно его клали в могилы к фараонам. Учитывая сложность земледелия и трудную ручную уборку созревших злаков, такое трепетное отношение к хлебу вполне объяснимо.

С тех пор многое изменилось. Ныне богатый рынок зерновых культур позволяет употреблять мучные изделия каждому. За минувшие тысячи лет изменилось практически все, но технология получения муки и выпечки из нее хлеба в основе своей осталась практически неизменной.

Впрочем, зерновые культуры уникальны еще и тем, что именно они положили начало многим древним цивилизациям. Не открой человек замечательные свойства пшеницы, наше общество бы никогда не смогло достичь таких высот в прогрессе. Многие века целые государства развивались именно аграрным путем. Кстати, Россия развивалась как аграрная страна на протяжение всей своей истории, причем даже сегодня этот сектор сохраняет важнейшее значение для экономики страны.

Сами зерновые культуры России далеко не всегда отличались таким разнообразием, каким они могут похвастаться сегодня. Долгое время наши предки выращивали преимущественно рожь, просо и ячмень, сохранявшие на протяжении веков свое важнейшее стратегическое значение. В последнее время количество выращиваемых у нас зерновых значительно выросло, так как селекционеры постоянно выводят их новые сорта.

На данном уроке будет рассмотрена тема «Культурные растения. Зерновые культуры». В ходе урока мы познакомимся с важнейшими культурными растениями. Охарактеризуем зерновые культуры, которые человек выращивает на полях.

Группы культурных растений

Вы уже знаете, что культурные растения человек выращивает с целью получения урожая. При этом человек использует разные части растений: корень, стебель, листья, цветы, плоды, а также семена.

Давайте рассмотрим, на какие группы можно разделить культурные растения.

Овощные – это растения, которые человек выращивает на полях и огородах.

  

Рис. 1 (Источник)

Плодовые – это растения, которые выращиваются в садах.

     

Рис. 2 (Источник)

Декоративные – эти растения выращивают для красоты парков на клумбах.

 

Рис. 3 (Источник)

Прядильные – эти растения используются для изготовления ткани. К прядильным культурам относится лен. Из стеблей льна прядут нити. Из них ткут разные ткани.

На рисунке 4 изображен хлопчатник. Внутри коробочки находится белое пушистое волокно, которое также идет на изготовление ткани и ваты. Из хлопчатобумажных и льняных тканей шьют одежду, постельное белье, скатерти и полотенца.

      

Рис. 4 (Источник)

Зерновые культуры

И последняя группа – это зерновые культуры. Название «зерновые» произошло от слова «зерно». В пищу человек употребляет семена этих растений – зерна. Второе название – злаки. Зерновые или злаковые культуры выращивают на полях.

Какие зерновые культуры человек выращивает, и как он их использует? Пшеница, рожь, овес, просо, ячмень, гречиха, кукуруза, подсолнечник.

Подсолнечник получил свое название, потому что цветок поворачивается вслед за солнцем. Из семян подсолнечника делают растительное масло.

    

Рис. 5 (Источник)

Кукуруза считается одним из самых древних растений. Из зерен кукурузы делают крупу, масло и многое другое.

Рис. 6 (Источник)

Пословицы про кашу:

Что за обед, коль каши нет?

Щи да каша – пища наша.

Каша – мать наша.

А какая же каша без крупы? Человек производит культурные зерновые растения с целью получения зерна, из которого изготавливают крупы.

Из гречихи получают гречневую крупу.

        

Рис. 7 (Источник)

Ячмень дает нам два вида круп: перловую – это целое зерно, и ячневую – дробленое зерно.

     

Рис. 8 (Источник)

Просо идет для производства пшена.

       

Рис. 9 (Источник)

В Древнегреческой мифологии есть герой по имени Геракл. О его двенадцати подвигах написаны целые легенды. А знаете ли вы, что Геракл был еще известен под именем Геркулес? Так теперь называется каша, которую он очень любил. А из какого растения его получают? Овсяные хлопья или геркулес получают из овса, а ещё из него делают овсяные хлопья или печенье. Овсяная каша – очень полезная, она сделает вас очень сильными и здоровыми.

 

Рис. 10 (Источник)

Когда наши предки научились выращивать зерновые культуры, то свежие зерна ели, а сухие и твёрдые перетирали, делали муку, варили кашу.

Хлеб

А вот печь хлеб люди научились гораздо позже. Представьте себе, что первый хлеб люди пекли из растертых желудей. Прошло время, люди научились печь тонкие сухие лепешки. Таким был хлеб, пока в тесто не попали мельчайшие грибки – дрожжи. Представьте, какой ужас испытали древние люди, когда увидели, что тесто в горшке начало подниматься, как живое. В ужасе люди бросили горшок в огонь, чтобы избавиться от наваждений. Тесто испеклось, и получилась душистая, вкусная, ароматная лепешка. Это было настоящее открытие.

Рис. 11 (Источник)

Пословицы о хлебе:

Хлеб – всему голова.

Худ обед, коль хлеба нет.

А какой хлеб едят в вашей семье? Давайте узнаем, почему один хлеб белый, а другой черный? Черный хлеб делают из ржаной муки. Ее получают из зерен ржи. Рожь – это хлебная зерновая культура. Белый хлеб делают из пшеничной муки. Ее получают из зерен пшеницы. Пшеница – вторая хлебная зерновая культура. Манную кашу тоже делают из пшеницы.

Вот он –

Хлебушек душистый.

Вот он – теплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал-пришел.

Чтобы хлеб попал к нам на стол, он проделал долгий путь. Сколько труда вложено в него. К хлебу нужно относиться бережно, брать столько, сколько ты можешь съесть. Если каждый ученик в школе будет выбрасывать кусочек хлеба весом 30 гр, то в день мы будем выбрасывать 15 кг хлеба.

Мальчик,Ногою пинающий хлеб,Мальчик,Голодных не знающий лет,Помни,Что были лихие года,Хлеб —Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,За хлеб умиралиНе для того,Чтоб в футбол им играли.

В словеНародная мудрость таится,Вот чтоВ народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,Ты человеком быть перестал».

Вывод урока

На этом уроке мы познакомились с культурными растениями. Узнали, что среди них есть зерновые культуры.

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Осенний урожай. Обобщающий урок». В ходе занятия мы познакомимся с основными культурными растениями.

Список рекомендованной литературы

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. – М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. – М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Ya-fermer.ru (Источник).

2. Alexseeva2012.ucoz.ru (Источник).

3. Enc.sci-lib.com (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

1. Какие группы растений вы знаете?

2. Расскажите, какие вам известны зерновые культуры.

3. Кто хочет узнать о культурных растениях, которые человек выращивает для других нужд, прочитайте рассказ А. Ивина «Как твою рубашку сшили».

До совсем недавнего времени нам ничего не было известно о корнях нашей собственной цивилизации. У нас не было ни малейшего представления о том, кто изобрел колесо, сельское хозяйство, письменность, города и все остальное. В дополнение к этому, по какой- то странной, необъяснимой причине лишь немногие стремились выяснить это. Даже историки хотели оставить руины человеческой истории похороненными под песками пустыни. Это отношение кажется столь же странным, как и сами тайны.

Неужели вы сможете смириться с потерей собственной памяти? Или вы станете предпринимать все, что в ваших силах, чтобы восстановить свое прошлое и свою личность?

Кажется, будто мы что-то прячем от себя самих. Кто-то скажет, что это был умопомрачительный визит древних космонавтов; кто-то возразит, сказав, что это древняя человеческая цивилизация, уничтоженная катаклизмом. В любом случае мы, очевидно, похоронили эти эпизоды, забыв о них. Возможно, воспоминания слишком болезненны. Мне еще не удалось сделать окончательный выбор между различными идеями. Однако уверен: ортодоксальные теории, предлагаемые традиционными археологами, историками и антропологами, не выдерживают критики при тщательной проверке.

Любопытно, что мы разработали средства для запуска космических зондов на Марс, для расщепления человеческого генома, и даже для клонирования самих себя. Но до сих пор топчемся на месте, пытаясь понять тайны культуры пирамид, доисторических времен, объяснить, каким образом мы совершили квантовый скачок из каменного века в цивилизацию!

Почему мы, как вид, не смогли сохранить нити, которые самым прямым и конкретным образом связывают нас с прошлым?

У меня возникает точно такое же тошнотворное ощущение, как и у криминальных репортеров и детективов, расследующих убийства, когда они копаются в материалах нераскрытых дел слишком долго. Мы что-то упускаем из вида или же неправильно рассматриваем ситуацию.

Вероятно, мимо нас проходят очевидные намеки, ибо мы привыкли думать о фактах только в определенном свете. В дополнение к этому, нам сложно задать все необходимые правильные вопросы. Никогда не приходит в голову вернуться к основам, пересмотреть все свои знания и установить реальные «факты».

У нас всегда есть выбор: осмыслить мир или не делать такой попытки. Жизнь предоставляет невероятное количество возможностей наверстать упущенное и огромную степень свободы, когда речь идет о получении знаний. Наши предки великолепно освоили основные правила игры на выживание в течение невообразимо длинного каменного века.

Им не нужно было знать о том, что Земля вращается вокруг Солнца, или о строении атома, чтобы добиться успеха. Но после последнего ледникового периода произошло нечто странное. Человеческая раса подверглась внезапной трансформации, которая направила нас на неизведанную территорию. Мы до сих пор пожинаем последствия тех событий, носивших взрывной характер.

Давайте вернемся назад и подготовим сцену ранней эволюции человека в том виде, в каком представляют ее ученые. Наши предки обнаружили себя в мире, полном чудес природы, сталкиваясь с проблемами, которые стояли перед ними. Все проблемы были связаны с выживанием. Начнем с того, что у людей не было орудий, не было выбора для решения поставленных перед ними проблем. Они могли идти только в лобовую атаку, как это делали все животные. Мы должны помнить о реальностях этих предпосылок.

Нам точно известно, как жили люди в каменном веке. Ведь многие племена во всем мире продолжали вести именно такой образ жизни в течение последних пятисот лет. Их изучили вдоль и поперек.

Нам известно, что человечество было фактически однородным на протяжении всего каменного века. Даже 10000 лет назад люди вели почти одинаковый образ жизни, находясь в Африке, в Азии, в Европе, в Австралии или в Америках. Они жили близко к природе, охотились на диких животных и собирали дикорастущие растения, использовали каменные инструменты, каменное, деревянное и костяное оружие.

Люди усвоили искусство разжигать и контролировать огонь, у них было очень точное и детальное знание привычек животных, рельефа земли, представления о циклах природы, а также о том, как различать съедобные и ядовитые растения.

Эти знания и образ жизни старательно приобретались, опыт копился миллионы лет. Людей каменного века изображали неправильно и не понимали. Они не жестокие тупицы. Без длительной эволюции, через которую они прошли, чтобы заложить основы для всего, что должно произойти, не могли бы развиться современный разум и современная цивилизация. Древние предки отлично усваивали знания, жили в полном слиянии с природой, и, бесспорно, были сильнее и физически крепче, чем мы сейчас.

На самом деле, мир природы, который мы унаследовали от человека каменного века, был абсолютно целым и не тронутым. Все оставалось таким же чистым и девственным, как и в течение миллионов лет человеческой эволюции. Природа щедро одаривала своим изобилием тех ранних людей. Они научились жить в этой естественной среде. Со статистической точки зрения, человек — это охотник-собиратель. Так мы жили 99,99% времени нашего существования, как вида. По крайней мере, таковы данные современной науки.

Понять, как жили наши дальние предки, очень легко. Жизнь менялась очень незначительно и очень медленно. Ранний человек адаптировался и привык к тому, что работало. Это был простой, но требовательный образ жизни, который переходил из поколения в поколение — благодаря примерам и устной традиции.

Кажется, что здесь нет никакой загадки. Но все стало резко меняться после последнего ледникового периода. Внезапно несколько племен перешло на другой образ жизни. Отказываясь от своего кочевого быта, они стали оседлыми, начали выращивать определенные культуры и одомашнивать несколько видов животных. О первых шагах к цивилизации часто говорят, но никогда их по-настоящему не изучали на глубоком уровне. Что заставило людей так резко измениться? Объяснить это значительно труднее, чем поверить в естественность процесса.

Первый вопрос — самый основной и прямой. Люди каменного века не ели зерновых. А зерновые — основа сельского хозяйства и питания цивилизации. Скудная диета охотников и собирателей состояла из мяса различных видов диких животных и свежих диких зелени и фруктов.

Для начала рассмотрим эволюционное расхождение с общепринятой точкой зрения. Рассмотрим несоответствие между продуктами питания после «аграрной революции», которая началась 10000 лет назад, и тем, чем кормились охотникиСледовательно, человеческий геном самым идеальным образом адаптирован к продуктам питания, которые находились в распоряжении людей в период до развития сельского хозяйства.

В результате перед нами загадка, которую также трудно раскрыть, как тайны строительства Великой пирамиды. Как и почему наши предки совершили этот скачок? Ведь опыт возделывания диких зерновых культур у них был практически нулевым. Как они узнали о правильном ведении хозяйства, да и вообще о съедобности зерновых?

Ко времени внезапного появления шумерской и египетской цивилизаций, зерновые культуры уже подвергались скрещиванию. Для такой работы требуется высокий уровень знаний и опыт, а также — время.

Если у вас есть хоть какой-то навык работы с дикими растениями или фруктами, любой опыт сельскохозяйственных работ, то вам известно: дикие сорта резко отличаются от скрещенных культур. Точно установлено, что у охотников-собирателей не имелось навыков селекции сортов или одомашнивания животных. Поэтому потребовалось бы значительное большее, чем настаивают историки, время для перехода от нулевого уровня к передовому состоянию.

Мы должны задать вопрос: откуда произошли эти знание? Как человек каменного века внезапно приобрел умения для одомашнивания растений и животных и делал это очень эффективно? Мы видим чистопородных собак, например, борзых, в египетских и шумерских произведениях искусства. Как они могли быть выведены так быстро?

Следующие вопросы осложняют возможность поддержать традиционные объяснения:

1) очень медленный процесс эволюции человечества в каменном веке;

2) внезапное создание и распространение новых орудий труда, новых продуктов питания, новых общественных форм, у которых не было предшественников.

Если ранние люди ели дикие виды зерновых и проводили эксперименты с гибридизацией какое-то длительное время и развивались по каким-то очевидным ступеням развития, то это можно понять. Но как можно принять сценарий каменного века для периода строительства Великой пирамиды в Гизе?

Селекция растений — трудная наука. Но нам известно, что ею занимались в Шумерском царстве, в Египте и древнем Израиле. Если у вас есть сомнения в этом, то представьте, что мы выращиваем те же самые первичные зерновые культуры, которые создали наши предки. Так ли это? Существуют сотни видов диких растений, которые возможно одомашнить. Почему мы не вывели новые зерновые культуры из других диких видов за прошлые три тысячи лет? Каким образом древние выбрали лучшие виды при чрезвычайно низком уровне знаний (если мы считаем, что они только-только вышли из каменного века)?

Наши предки не только определили все эти сложные вопросы, но и быстро открыли принципы изготовления вторичных продуктов из зерновых. Шумеры пекли хлеб и варили пиво пять тысяч лет назад, но их самые ближайшие предшественники (так заявляют антропологи) ничего не знали о подобных вещах. Они жили, собирая растения и убивая диких животных. Похоже, что люди получили руководство к действию от того, кто уже занимался развитым сельским хозяйством. Но эта инструкция не могла быть предоставлена их предками — охотниками и собирателями.

Очень трудно реконструировать эти быстрые переходы, особенно если они сопровождаются радикальными изменениями во всех остальных сферах жизни человека. Как и почему люди, которым ничего не известно, кроме кочевого существования и примитивной социальной структуры, так быстро и так радикально изменились? Что заставляло их строить города и создавать сложную цивилизацию, когда не было ничего известно о подобных формах общества?

В век эпипалеолита (около 8000-5500 гг. до н.э.) племена в долине Нила жили в полуподземных овальных домах с крышами из глины и прутьев. Они изготавливали простые гончарные изделия и пользовались каменными топорами и кремневыми наконечника стрел, продолжая вести полукочевой образ жизни, переходя от одной стоянки к другой в зависимости от смены времен года.

Огромное число племен по всему земному шару вело именно такой образ жизни. Как после этого люди начали добывать в карьерах, обрабатывать и перевозить камни весом от одной до шестидесяти тонн, чтобы использовать их для строительства самого массивного сооружения в мире? Почему перемены случились так быстро?

Быстрый переход просто невозможно объяснить рационально. Для всех изобретений и достижений культуры требуется время и последовательность легко различимых этапов развития. Где предшественники? Очень легко прослеживается весь путь развития каменного века — от примитивных орудий труда до каменного топора и кремниевых наконечников стрел. Такие же этапы мы должны находить по мере развития цивилизации.

Но где пирамиды меньшего масштаба — значительно меньшего? Где грубая резьба по камню, которая должна предшествовать изысканно украшенным стелам? Медленная эволюция форм от простой к сложной — это все, что известно людям. Но при чем тут глиняные хижины, крытые соломой, — а затем внезапно возникшая крупномасштабная архитектура на основе мегалитических каменных блоков, сложная художественная работа, требующая тонкого мастерства и знаний.

Фазы развития здесь просто отсутствуют.

Шумерские клинописные таблички описывают очень сложные системы ирригации и сельского хозяйства, пекарни и приготовление пива. Библия рассказывает, что древние евреи выращивали виноград и делали вино, а также дрожжевой и недрожжевой хлеб. Мы воспринимаем такие вещи как само собой разумеющиеся. Но вопросы, которые стоят за ними, никогда не поднимались.

Где люди научились за такой короткий отрезок времени селекции зерновых, превращению зерна в муку, выпечке из нее хлеба? Это справедливо и для виноградарства. Речь идет не о простых или очевидных продуктах.

Мы допускаем, что их предшественники развивали сельскохозяйственные умения долгое время. Такая мысль вполне логична, но она не подтверждается. Самый первый и очень примитивный сельскохозяйственный эксперимент, который подтверждают документальные записи археологов, был обнаружен в Джаармо и Иерихоне. Это очень скромные поселения, где выращивали несколько простых культур. Но люди продолжали охотиться на лесную дичь и собирать растения, поэтому деревни не были в строгом смысле слова аграрными сообществами.

Проблема в том, что не найдено промежуточного этапа между первобытными людьми — и Шумерским царством, Египтом. Нет маломасштабных зиккуратов, пирамид или любого следа развития. Получается, что ремесленники каменного века внезапно стали делать изысканные скульптуры и стелы, украшенной резьбой по камню.

Ортодоксальные теории начинают больше полагаться на «официальные» указания властей, чем на хорошо аргументированные и хорошо документированные факты. Мы подошли к кризису в областях антропологии, истории и археологии. Ведь традиционные тезисы не в состоянии разрешить вопрос с постоянно увеличивающимся числом аномалий. Объяснения — неубедительные, избитые и все более скучные, неспособные доказать теории. Отдельные фрагменты не соответствуют друг другу и не складываются в разумное целое.

Мы упоминали в этой книге раньше цитату выдающегося палеоантрополога Льюиса Лики. Несколько лет назад, когда Лики читал лекцию в университете, студент задал ему вопрос о «недостающем звене» в эволюции. Преподаватель ответил: «Есть не одно «недостающее звено», а сотни…»

Это справедливо еще в большей степени для культурной, а не для биологической эволюции. Пока мы не найдем эти звенья, мы будем, подобно больным, страдающим амнезией, стараться осмыслить современную жизнь и нашу коллективную историю.

dacha-posadka.ru

Земледелие древних людей

Древние люди поняли, что можно выращивать себе пищу, около 8 тысяч лет назад. Вместо того чтобы постоянно искать съедобные растения, кочуя с места на место, они стали собирать семена этих растений и высевать их около своих жилищ. Из полученного урожая часть они съедали, а оставшуюся часть пускали на семена, чтобы вновь засеять их и получить новый урожай. Для посева выбирали семена наиболее вкусных и крупных растений, что со временем дало свои плоды: выращенные на «древних грядках» растения уже мало походили на своих диких предков.

Что росло на древних грядках?

Первыми растениями, которые высаживали люди, стали, очевидно, пшеница и ячмень, которые в изобилии произрастали в естественных условиях на Ближнем Востоке. Люди стали жить в постоянных поселениях и ухаживать за своими посевами, оберегали урожай. Земледелие распространилось с Ближнего Востока в Западную Азию, Европу и Африку. В VIII тысячелетии до н.э. на Востоке был окультурен рис, который и по сей день является основным злаком Азии. В Южной Америке около III тысячелетия до н.э. выращивали сладкий картофель-батат и кукурузу (маис), а в Центральной Америке — тыкву, кукурузу и фасоль.

Дикий рис

Злаковые культуры были одомашнены очень давно, и один из древнейших — рис. Он очень калориен и для древних людей служил хорошим источником питания. Однако для того чтобы вырастить рис, который очень чувствителен к воздействию солнца и влаги, приходилось потрудиться. Даже сегодня вырастить его — довольно трудоёмкая работа, ведь требуется, чтобы ростки прорастали в воде, которая защищает их от палящего солнца. Созревшие семена риса затем складировали, храня про запас, ведь они могли храниться многие месяцы.

Поля на террасах

Террасы — это плоские площадки-уступы, которые создавали на склонах для посевов. Древние земледельцы устраивали их для своих полей, предохраняя таким образом плодородную почву от размывов. В таких горных странах, как Перу, на террасированных склонах древние земледельцы выращивали картофель, который произрастал высоко над уровнем моря.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Что такое земледелие? История возникновения земледелия

Земледелие, являясь самым древнейшим видом деятельности человека, развивалось довольно неравномерно в разных странах.

Что такое земледелие?

Земледелие, возникшее еще в эпоху строя первобытного, является следствием длительного периода развития человечества.

Началось оно, когда люди уже умели охотиться и занимались сбором диких плодов. Труд человека стал затрачиваться на производство растений, на выделение и размножение самых полезных видов, на определенное воздействие на них для приспособления к своим потребностям.

История земледелия: возникновение, орудия

Зарождение земледелия произошло давным-давно, когда люди заметили, что различные зёрна плодов или колосьев, упав на почву (причем рыхлую), прорастают и вновь дают плоды. Тут-то им и пришла мысль, что таким образом можно выращивать пищу. С тех пор они стали семена съедобных растений сажать и выращивать.

Для посева выбирались самые ровные участки земли, причем расположенные ближе к воде. Люди научились рыхлить расчищенную от сорняков землю своеобразными мотыгами, после чего в эту землю они бросали зерна. Это был мотыжный вид земледелия. После созревания урожая они собирали его с помощью серпа, состоящего из дугообразной деревянной или костяной основы (ручки), в которую вставлялись острые осколки камней.

Появление земледелия способствовало созданию более новых и удобных орудий труда. Через определенное время люди соорудили и плуг. Вначале это была просто жердь с острым сучком на ее конце. Она просто привязывалась к упряжке быков. Этим инструментом можно было обрабатывать больше земли, а еще людьми было замечено, что урожай с такого вспаханного поля был выше, чем с земли, обработанной мотыгой. Плугом земля вспахивалась глубже, и семена, посаженные глубже, давали более хорошие всходы.

Первые выращенные растения

Первыми растениями, выращенными людьми, были ячмень, пшеница и просо. А их родина – Передняя Азия (полуостров Малая Азия и области, прилегающие к нему). Именно в этих местах и были найдены самые древние поселения земледельцев. Основание их произошло 10 000 лет назад. Затем из этих мест земледелие стало постепенно распространяться по всему миру.

Можно сделать вывод о том, что такое земледелие в те времена, когда люди уже вели более оседлый образ своей жизни, способствовало появлению новых изобретений, более удобных и усовершенствованных орудий труда. Благодаря этому процессу стало развиваться и ремесло – ручное мелкое производство орудий труда и различных приспособлений.

Развитие земледелия по территориям

Большое количество археологических и палеоботанических научных исследований указывают на связь происхождения земледелия в древности с зонами горных плато и долин в субтропическом поясе. Известный ученый Н. И. Вавилов определил несколько очень древних очагов возникновения земледелия (VII-III тыс. до н. э.):

  1. Переднеазиатский (пшеница, ячмень и проч.).
  2. Горная и восточная долины Китая (пшеница, рис, просо и проч.).
  3. Мексика (перец, бобы и проч.).
  4. Центральная часть Перу (перец, тыква, хлопчатник, бобы и проч.).

Что такое земледелие в далекой Америке? Там оно возникло совершенно независимо от других территорий континента и, вероятно, даже является более древним.

Наиболее старые в плане развития земледельческой культуры в мире районы после Мексики: Перу, Индия, Боливия, Китай, Египет и Сирия.

В Западной Европе возникновение земледелия датируется V-IV тысячелетиями до нашей эры.

На территории российской и территориях, близлежащих к ней, земледелие возникло в каменном веке. Причем древнейшие очаги – районы всего Закавказья и Средней Азии.

Заключение

Разобравшись с вопросом, что такое земледелие, можно сделать вывод: освоив этот вид деятельности и скотоводство, человечество постепенно перешло от присваивающего (как было в древности) хозяйствования к производящему – быстрее пошёл процесс усовершенствования орудий для труда. А это способствовало появлению ремесла.

fb.ru

Первые поселения людей

Примерно за десять тысячелетий до новой эры предки человека собирали съедобные растения, а также добывали себе пищу охотой и рыбной ловлей. Они были кочевниками и скитались с места на место вслед за стадами животных, на которых охотились. Иногда, напав на большие скопления дичи или рыбы, они подолгу оставались на одном и том же месте. Некоторые люди каменного века селились в пещерах на территории Северной Европы (см. статью «Первобытные люди в Европе«). Они делали орудия из камня, дерева и кости и носили одежду из звериных шкур. Старейшины племени рассказывали детям истории из прошлого. Отцы этих детей в это время охотились или ловили рыбу, а матери собирали ягоды и растения (см. также статью «Первые великие цивилизации«).

Обучение земледелию

Со временем люди поняли, что из семян, упавших в землю, вырастают новые растения. Они начали специально сеять семена, перед этим разрыхляя твердую почву, чтобы помочь им прорасти (подробнее об этом в статье «Первые земледельцы«). Отбирая самые лучшие семена, первобытные люди научились выращивать большой урожай. Они поняли, что это более надежный способ добывания пищи, чем охота (см. статью «Охота первобытных людей«), поэтому многие из них осели на земле и стали земледельцами. Это открытие было впервые сделано на Ближнем Востоке, где произрастали дикие предки пшеницы и ячменя. Позднее стали выращивать и другие злаки и овощи.

Одомашнивание животных

Люди начали приручать диких животных примерно в то же время, когда они научились выращивать урожай. Сначала они приручали овец и коз, затем крупный рогатый скот, свиней и ослов. Это означало, что теперь у них постоянно было мясо, молоко, шерсть, а также животные для перевозки тяжестей.

Строительство жилищ

Люди селились там, где были хорошие условия для земледелия. Если при этом поблизости не было подходящих для жилья пещер, им приходилось самим строить жилища из доступных в данной местности материалов. Тип жилища зависел от того климата, в котором жили люди.

Новые ремесла

Перестав кочевать люди больше времени стали проводить за уже известными ремеслами, например плетением корзин и циновок, и за освоением новых — таких, как прядение шерсти или гончарное дело. Кстати, гончарное дело могло быть открыто случайно, например когда обмазанная корзина вдруг упала в огонь. Собирая шерсть прирученных овец и коз, люди научились делать из нее пряжу, а из пряжи ткань. Они обнаружили, что из льняного волокна тоже можно делать нити и прясть ткань. С помощью костяных иголок из этих тканей стали шить одежду.

Древнейшая керамика

Грубые горшки для приготовления пищи женщины племени, возможно, делали сами. В больших поселениях жители были в состоянии сообща содержать гончара, который мог целые дни посвящать изготовлению более совершенных горшков.

Обработка металла

Наши предки уже несколько тысяч лет жили оседлой жизнью, прежде чем научились обрабатывать металлы. Сначала они открыли для себя медь, золото и серебро, позднее — бронзу.

Читайте так же статью о первых городах «Иерихон и Чатал Хююк«.

www.polnaja-jenciklopedija.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта