Конспект занятия на тему лекарственные растения. Конспект занятия-Лекарственные травы для старшей группы. Конспект занятия с детьми старшей группы Лекарственные растения

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект занятия на тему: "Какие растения называются лекарственными". Конспект занятия на тему лекарственные растения


Конспект занятия "Лекарственные травы" - дошкольное образование, планирование

МБДОУ ДС «ОЛЕНЁНОК»

Методическая разработка занятия по теме:

«Лекарственные травы»

Составила: Рогозина В.П.,

воспитатель д/с

С.Мужи , 2015 г.

Тема: Лекарственные травы.

Цель: познакомить с лекарственными травами родного края и областью их применения

Задачи:

  1. Развитие речи обучающихся, кругозора, познавательного интереса.

  2. Воспитание бережного отношения к природе родного края.

  3. Воспитание интереса к народной медицине, прививать основы здорового образа жизни.

Ход занятия:

«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные: заменить их нельзя ничем»

Академик Н. Амосов.

7 апреля – Всемирный день здоровья (показываю районную газету «Северная панорама» в ней на двух страницах изложен материал, связанный с Днем здоровья. Зачитываю раздел «интересные факты»).

Все кто заинтересован, чтобы здоровых людей было, как можно больше пропагандируют:

  1. Здоровый образ жизни: жизнь без сигарет, алкоголя, правильное питание, занятие физкультурой и спортом.

  2. Болезнь легче предупредить, чем лечить.

Вы еще совсем юные, но уже должны знать, что свое здоровье вы должны беречь. Все вы слышали такую поговорку: «Здоровье, не за какие деньги не купишь»

А вы, какие знаете пословицы и поговорки о здоровье?

- В здоровом теле, здоровый дух.

- Если хочешь быть здоров – закаляйся.

- Здоровье – наше богатство.

- Крепок телом – богат и делом.

Как вы, думайте, что нужно нам, чтобы быть здоровыми? Какие условия?

- хорошее питание

- удобства

- гигиена

- комфорт

- свежий воздух

- хорошее настроение

- натуральные продукты

- физкультура

- здоровый образ жизни

- труд

Продолжительность жизни у нас в России упала до 65 лет. Есть долгожители, которые живут до 100 и более лет. Но их всего лишь единицы. И так обстоят дела во всем мире.

Но оказывается, на земном шаре имеется народность хунза, их продолжительность жизни в среднем 110 – 120 лет. «Есть на свете народ, правда малочисленный (всего 15 тыс. человек), о котором можно сказать, что ему совершенно неизвестны болезни. Это – хунзы».

Рассказываю о жизни, быте этого народа и почему они живут долго (натуральные продукты, травяной чай, активный образ жизни и т. д.).

Сегодня мы познакомимся, а может быть, вспомним, лекарственные травы родного края и областью их применения. Сегодня известно 12 тыс. лекарственных растений.

Зачем мы должны знать лекарственные травы?

Многие лекарства дорогие и их часто подделывают. Лекарственные травы нужно знать, чтобы быстрее вылечиться или предупредить болезнь, чтобы она к нам не пришла.

Травы тем хороши, что они менее токсичны, реже вызывают нежелательные побочные явления.

Показываю красочные карточки растений, дети называют. Объясняю область применения.

Клюква – витамин С – профилактика простудных заболеваний, повышение иммунитета.

Черёмуха – вяжущее средство при расстройстве желудка.

Малина - противовоспалительное средство при простуде.

Смородина – витамин С (особенно в красной).

Брусника – мочегонная, противовоспалительная, богата витаминами.

Черника – ягоды черники обостряют зрение, уменьшают усталость глаз. Из листьев готовят лечебный чай.

Земляника – большое количество витаминов, есть железо, калий, йод, медь.

Шиповник – витамин С, желчегонное.

Тысячелистник – витамин К – обладающий кровоостанавливающими свойствами; как противовоспалительное средство; применяют при желудочно-кишечных заболеваниях.

Подорожник – применяют для остановки кровотечения, заживлению ран; сок - успокаивает боль в ушах, а при полоскании отваром – зубную боль. Оказывает противовоспалительное, болеутоляющее действие.

Мать-и-мачеха – от кашля.

Ромашка аптечная – от кашля, противовоспалительное средство, успокоительное, в косметике.

Зверобой – трава от 99 болезней. Народная мудрость гласит: «Как нельзя без муки испечь хлеб, так без зверобоя нельзя лечить болезни». Лечебный чай.

Одуванчик – желчегонное, корень является кровоочистительным. Листья используются для приготовления салата, а из соцветий делают «одуванчиковый мед» - применяют при желудочных расстройствах.

Чистотел – от бородавок, купание детей. Трава чистотела применяется и в ветеринарии для лечения ран и других болезней у животных. У человека применяется как противораковое и очистительное средство.

Лапчатка – вяжущее средство при воспалительных процессах в полости рта, а так же при некоторых желудочно-кишечных заболеваниях.

Багульник – отхаркивающее средство при кашле.

Крапива – останавливает кровотечение, насыщает организм витаминами. С древнерусского слова «коприна» - шелк. В старину вырабатывали ткани (сказка «Дикие лебеди»). Есть крапивная кухня (можно зачитать рецепт).

И еще много, много я могу рассказать вам о лекарственных и полезных свойствах трав, которые произрастают в нашей местности. Если вас заинтересовало наше занятие, мы можем продолжить.

А сейчас я хочу прочитать вам вот такое стихотворение:

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот,

Значит надо подлечиться

Значит путь – на огород.

С грядки мы возьмем микстуру,

За таблеткой сходим в лес

Быстро вылечим простуду

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята.

Вот «зеленая аптека»

Помогает всем ребята.

Будьте здоровы.

kopilkaurokov.ru

Конспект занятия, презентация на тему "Лекарственные растения"

Конспект занятия по ФГОС второго поколения.

ГОУ РК «С(К)Ш № 42» г. Воркуты

Педагог: Кожевникова Н.В.( 1 квалификационная категория)

Технологическая карта занятия

Тип занятия: Систематизация знаний.

Класс 6

Тема занятия: «Лекарственные растения»

Цели:

Деятельностная: научить детей структоризации полученного знания по теме «Лекарственные растения», развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание через выполнение упражнений: «Отгадай загадку», «Узнай меня», «Правила сбора лекарственных трав», просмотр презентации, повторить изученный способ действий в рамках изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению знания по теме «Лекарственные растения», научить видению нового знания, его связь с уже приобретенным опытом на уроках биологии, окружающего мира и его значение для укрепления и сохранения здоровья.

Планируемые результаты.

Познавательные УУД:

Общеучебные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, структурировать знания, осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме.

Логические универсальные действия: развивать умение классифицировать и обобщать понятия, выбирать основания для сравнения, умение сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, выстраивать словесно – логические умозаключения.

Постановка и решение проблемы: развивать умение формулировать проблему и самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: развивать умения учащихся слушать других и с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли по теме занятия, вступать в диалог; осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками при выполнении заданий в парах и в группах.

Регулятивные УУД:

Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий и выполнять учебные задачи в соответствии с планом; осуществлять самооценку своей учебной деятельности; развивать саморегуляцию, способность к волевому усилию.

Личностные УУД: формировать осознание необходимости пополнения знаний о лекарственных растениях и способах использования; правилах сбора и хранения лекарственных трав; развивать ценностно – смысловую ориентацию учащихся о бережном отношении к природе, способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств личности, как экологическая культура, экологическая грамотность.

Основные понятия: «Аптекарский огород», «Фитотерапия», «Травники», отвар, настой.

Межпредметные связи: история, биология, технология, окружающий мир, география, СБО (внеурочная деятельность).

Ресурсы:

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, чайная посуда, сушеные лекарственные травы.

Инструментарий: иллюстрации лекарственных растений, карточки с загадками, учебная таблица «Строение растений», канцелярские принадлежности, лист самооценки с критериями.

Формы организации учебной деятельности: рассказ, беседа, работа с компьютерной презентацией, выполнение различных заданий в парах, индивидуально в группе, фронтальный опрос, самоконтроль, рефлексия, самостоятельная работа.

Используемые методы обучения: здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные и репродуктивный, поисково – исследовательский методы.

Приемы обучения: словесные (рассказ, беседа), наглядно-иллюстративные

(работа с компьютерной презентацией, работа иллюстрациями, таблицей).

Технология Деятельностного метода, Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Этап

Содержание

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

Самоопределение.

2.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

3

Постановка учебной задачи.

4

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

5

Реализация выбранного проекта.

6

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

7.

Этап рефлексии учебной деятельности

Физминутка (проводит ученик)

Цель: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд.

- Здравствуйте, ребята, уважаемые учителя и гости!

Слово «здравствуйте» - это не просто слово-приветствие, но еще и слово-пожелание. Мы желаем другим людям здоровья и получаем тоже самое взамен. (на доску слово «здоровье»). На занятии будем соблюдать правила работы в группе.

1 Уважай своего товарища.

2 Умей каждого выслушать.

3 Не согласен – предлагай.

Упражнение: «Отгадай загадку»

Цель: совместно с детьми определить цели и задачи учебной деятельности.

-Чтобы узнать тему занятия, я предлагаю выполнить упражнение «Отгадай загадку». (карточки с загадками лежат в 2 коробочках (простые и сложные) дети выбирают загадки по степени сложности. (работа в парах)

Цель: развивать логическое мышление обучающихся через выявление причинно-следственных связей.

- Кому задание показалось слишком сложным? (ответы детей) -Ребята, про что были загадки? (Про растения.) Растения эти необычные. Кто знает, что это за растения? (Ответы детей.)

- Сегодня мы будем говорить о лекарственных растениях. (вывешивается тема занятия на классную доску).

-Какие растения мы называем лекарственными? (ответы детей).

- О лекарственных растениях вам рассказывали на уроках биологии и окружающего мира. Вы обладаете определенными знаниями по этой теме.

- Что мы можем узнать о этих растениях еще?

- Как можно тему занятия «Лекарственные растения» связать со словом здоровье? (лекарственные растения помогают людям сохранять и укреплять здоровье, можно лечиться). Как использовать лекарственные растения в лечебных целях вы знаете? Где собирать? Как хранить? (ответы детей)

- Попробуем вместе сформулировать задачи занятия. (дети формулируют вместе с педагогом):

Задание: составь из слов предложение.

Задачи:

  1. Расширить знания по теме «Лекарственные растения».

  2. Познакомиться с лекарственными свойствами некоторых растений.

  3. Научиться правильно использовать лекарственные растения.

Работать мы будем по плану.

План занятия.

  1. Познакомимся с новыми понятиями.

  2. Узнаем о лекарственных растениях РК.

  3. Узнаем правила сбора и хранения лекарственных трав.

  4. Научимся готовить отвар и настой из трав.

  5. Подведем итог занятия.

1- В наше время лекарственные растения хорошо изучены в наших лесах, степях, лугах их более 500 видов. 

- Люди давно заметили, что некоторые растения излечивают от болезней.

- Люди стали запоминать, какое растение и от какой болезни помогает. Звери тоже лечатся травами и кореньями, отыскивая среди великого множества нужные для себя растения.

- Сведения о лекарственных растениях и их свойствах люди стали записывать в специальные книги - «травники».

- При Петре I были созданы специальные «аптекарские огороды», где выращивали лекарственные растения. Чем еще прославился Петр I? (ответы детей)

- До сих пор, лечение травами не потеряло свою актуальность и называется оно фитотерапия. - Фитотерапия (траволечение) — это методика лечения заболеваний, основанная на использовании лекарственных свойств растений и препаратов из них.

- Что нового вы узнали по первому пункту нашего плана? С какими новыми понятиями вы познакомились?

(попросить объяснить понятия (находятся на классной доске))

2 - Вспомнить, как выглядят в природе лекарственные растения нам поможет упражнение «Узнай меня». (кто выполнил задание помогите товарищу)

Упражнение «Узнай меня».

Цель: выявить знания детей о растениях, растениях Республики Коми.

Детям предлагаются карточки с названиями лекарственных растений.

Задание: соотнеси название с иллюстрацией.

- Кто испытывал трудности при выполнении этого упражнения?

- Посмотрите внимательно на иллюстрации и скажите, можно эти растения встретить в нашей местности? (Ответы детей.)

Вывод:

- Растения: крапива, одуванчик, мята, подорожник, календула, клевер, шиповник - произрастают на территории Коми республики. Одни растения растут на юге республики, другие растут в суровых условиях заполярной тундры.

- Среди растений есть те, которые занесены в Красную книгу? (мать и мачеха)

-Какое новое знание вы получили при выполнении этого упражнения? (ответы детей)

3 Цель: познакомить детей с правилами сбора и хранения лекарственных трав.

- Как растения выглядят вы знаете. Чтобы лекарственные растения приносили пользу, необходимо их правильно собрать.

- Кто из вас собирал лекарственные растения? (ответы детей)

- Существуют правила сбора, которые необходимо соблюдать.

«Правила сбора лекарственных трав».

- Из курса биологии вы знаете строение растения. (рассмотреть таблицу, назвать части растения)

Что собирать? Человек должен уметь различать лекарственные растения и нелекарственные и знать, что у этого растения нужно взять (корень, листья, соцветия и т.д.)

Когда собирать? Лекарственные растения собирают тогда, когда в нём максимальное содержание фармакологически активных веществ. (весной, во время цветения, во время созревания плодов) Нельзя собирать растения во время дождя и когда роса на траве.

- В какое время суток бывает роса на траве? Назовите сезон.

Как собирать? При сборе лекарственных растений каждое растение нужно класть отдельно. Использовать нож или ножницы.

Где собирать? Поляна, луг, болото, лес – места, подходящие для сбора. Нельзя собирать растения вблизи шоссе, дорог т.к. в них накоплены ядовитые вещества из выхлопных труб машин (цинк, сера, свинец)

Собирая, сохранять? При сборе нужно взять столько, сколько вам надо. Нельзя собирать растения, которые занесены в Красную книгу, нельзя на одном и том же месте из года в год проводить сбор лекарственных растений. Почему?

- Что из изучаемого материала вы уже знали? Что не знали?

- Кто из вас знает, как нужно сушить лекарственные травы? (Ответы детей.)

- Растения необходимо сушить в тени, хорошо проветриваемом помещении. Хранить в сухом месте, в мешочке из ткани, в стеклянной банке при этом сверху банку закрывают кусочком ткани, ни в коем случае не полиэтиленовой крышкой. (продемонстрировать)

Для пошива мешочков используют хлопчатобумажные и льняные ткани. Хлопок и лен -это что? (растения) Лен, ребята используют не только в текстильной промышленности, но и как лекарственное растение, точнее его семена.

- Информация о сборе и хранении лекарственных трав была для вас полезной, чем?

4 Нам осталось узнать, как лечиться с пользой, а не во вред нашему здоровью.

Цель: научить детей готовить настои и отвары из лекарственных трав.

- Нам необходимо научиться правильно готовить отвар или настой из целебных трав. Поднимите руку у кого в доме есть лекарственные растения? (ответы детей)

-Врач порекомендовал лечиться настоем из трав, где взять траву, на улице зима? Что делать? Пойти в аптеку.

- В аптеке продаются разные лекарственные травы вот в таких вот коробочках. На коробке мы можем найти необходимую нам информацию. В коробке есть инструкция по применению, которую мы должны подробно изучить перед применением.

- Высушенные части растения заливают кипятком и варят несколько минут, получается отвар.

- От какого слова произошло слово отвар? (Варить)

-Высушенные части растения заливают кипятком и оставляют на несколько минут, получается настой.

- От какого слова произошло слово настой? (Стоять, настаивать).

- Чем отличается настой от отвара. (Ответы детей).

Настои из трав можно хранить сутки. Сутки – это сколько часов? (24 часа), отвар можно хранить в холодильнике значительно дольше 2-3 суток.

- При приготовлении настоя и отвара из трав мы должны строго соблюдать технику безопасности. (работаем с кипятком, можно получить ожег)

Технология приготовления.

- В кружку насыпают 2 столовые ложки травы и заливают крутым кипятком. Закрывают чайник крышкой и поверх чайник накрывают полотенцем, чтобы настой напрел.

Сегодня во второй половине дня я вас угощу настоями из трав, которые я собрала сама летом на Родине в Архангельской области.

Цель: закрепить полученные знания.

- Я предлагаю выполнить упражнение

Необходимо вставить в текст подходящее по смыслу слова и сравнить текст по эталону. (дети меняются карточками, идет взаимопроверка) Использовать слова для справок.

Текст.

Человек должен знать лекарственные растения. У растения можно собирать корень, листья, соцветия, плоды. Нельзя собирать растения во время дождя и когда роса на траве.

Растения срезают ножом или ножницами. Поляна, луг, болото, лес – места сбора лекарственных трав. Нельзя собирать растения вблизи шоссе и дорог.

При сборе нужно взять столько, сколько вам нужно. Нельзя собирать растения, которые занесены в Красную книгу. Растения необходимо сушить в тени, хорошо проветриваемом помещении. Хранить в мешочке из ткани в стеклянной банке.

- Высушенные части растения заливают кипятком и варят несколько минут, получается - отвар.

-Высушенные части растения заливают кипятком и оставляют на несколько минут, получается - настой.

«Цветочная поляна». Учащимся предлагается оценить свой вклад в занятие. Например, каждый оценивает свой вклад в работу группы:

красный – не доволен, сделал не все, что мог;

белый – сделал все, что в моих силах для успеха группы;

синий - мог бы лучше.

- Где можно встретить такую цветовую палитру? (флаг России)

Цветы размещаются на классной доске, затем идет обсуждение. На доске появляется наглядный итог занятия.

полезен /не полезен

понятен / не понятен

интересен / скучен

Выполняют упражнение.

Садятся за парты, готовятся к занятию.

Читают, отгадывают загадки. Работают в парах.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

Совместно с педагогом формулируют учебную задачу.

Совместно с педагогом составляют план занятия.

Слушают объяснение учителя, смотрят презентацию.

Выполняют упражнение.

Взаимопроверка.

Слушают объяснение учителя, выполняют упражнение, формулируют вывод.

Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, учатся вести дискуссию, отстаивать свое мнение. 

Просмотр презентации.

Обучающиеся слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

Работа с таблицей, рассматривают, называют части растений.

Участвуют в беседе.

Ведут диалог с учителем. Отвечают на проблемные вопросы поискового характера.

Высказывают свое мнение, слушают мнение других.

Выполняют упражнение, сравнивают с эталоном, формулируют вывод.

Высказывают свое мнение, слушают мнение других.

Личностные: формирование положительного эмоционального настроя на занятии.

Личностные :умение соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками при выполнении заданий в парах.

Познавательные: умение классифицировать и обобщать понятия, выстраивать словесно – логические умозаключения.

Личностные:

активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему, формирование интереса (мотивации) к учению.

Коммуникативные:

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, построение логической цепочки рассуждений.

Познавательные: умение формулировать проблему.

Познавательные:

умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.

Регулятивные: умение определять задачу учебной деятельности.

Регулятивные: формировать умение составлять план и последовательность действий.

Познавательные:

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умение учащихся слушать других, выражать свои мысли по теме.

Личностные: осознание необходимости пополнения знаний о лекарственных растениях и о способах использования.

Познавательные:

умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме, словесно – логические умозаключения.

Личностные: развитие ценностно – смысловой ориентации учащихся к бережному отношению к природе.

Коммуникативные: слушание собеседника, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Познавательные: умение получать информацию из презентации, структурировать знания и строить простые высказывания в устной форме.

Регулятивные:развивать саморегуляцию, способность к волевому усилию.

Познавательные: умение обобщать понятия, выбирать основания для сравнения, структурировать знания.

Коммуникативные: умение вступать в диалог.

Личностные:формирование таких качеств личности как экологическая культура, экологическая грамотность.

Регулятивные: осуществлять самооценку своей учебной деятельности.

Регулятивные: участвуют в коллективном обсуждении проблемы, анализируют и объясняют результаты.

Познавательные:

умение осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно - следственные связи.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками.

Регулятивные: оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценкаи коррекция.

Познавательные:

умение осознанно строить речевое высказывание.

Познавательные:

умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, самостоятельно адекватно оценивать свои действия на занятии.

Коммуникативные:

умение оценивать учебную деятельность, выражать свои эмоции по поводу занятия.

infourok.ru

Открытое занятие на тему "Лекарственные растения"

МБУДО «Центр детского творчества»

Открытое занятие

«Лекарственные растения»

Подготовила: педагог

дополнительного образования

Суханкина О.И.

Цели: познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений; развивать мышление, память; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: рисунки, фотографии лекарственных растений, гербарий, ребусы.

Ход занятия.

I. Сообщение темы и целей.

– Сегодня мы познакомимся с удивительными жителями растительного мира. Эти жители – лекарственные растения. Вы узнаете, где они растут, как правильно их собирать.

II. Экологическая остановка:

– Отгадайте, о каком цветке идет речь.

Есть один цветок такой, не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка, был цветок – и нет цветка.

Педагог: Одуванчик – маленькое солнышко. Уйдет большое солнце за тучи и маленькое солнышко тоже спрячется, с головой укроется зеленым платочком.

Цветет одуванчик с апреля по сентябрь. Он очень живуч: даже вырванный с корнем, цветок может созреть до семян, которые разнесет ветер.

– А знаете ли вы, что одуванчик – не просто цветок, а лекарственное растение? Корень одуванчика лечит болезни почек, печени. Едят его и животные. А какие вкусные салаты из листьев одуванчика!

Звучит запись песни Ю. Антонова «Не рвите цветы»

– Что обозначает этот экологический знак?

– Почему нельзя рвать цветы? (Не успели дать семена)

Появляется Лесовик.

Лесовик: Я не степью хожу – я хожу по аптеке,

Разбираясь в ее травяной картотеке.

Беспредельная степь, бесконечная степь,

Ты природой написанный верный рецепт.

– Посмотрите, как разнообразен мир лекарственных растений нашего края.

(Рассказывает о растениях, показывает их фото)

Самое неприятное для путешественника – поранить ногу. Но помочь может «зеленая аптека». У дорог растет невзрачное растение с розеткой листьев, из середины которой поднимается стебелек с зелеными шариками семян. Сорвешь листок, приложишь к ране и почувствуешь, как боль утихает, кровь остановилась. Скоро перестаешь хромать и забудешь о своем спасителе. Что о нем помнишь? Ведь это всего-навсего подорожник.

А вам приходилось видеть розовые поляны? С них доносится запах меда. Это цветет с июня до сентября иван-чай (кипрей). Растение высокое, больше метра. Розовые цветки собраны в заостренную кверху кисть, раскрываются с 6 до 7 часов утра. Очень полезно это растение! Корневище сладкое, можно есть сырым или сварить. Молодые листья кладут в салат, из высушенных листьев заваривают чай.

III. Знакомство с лекарственными растениями.

Лесовик: Вот лекарственные травы – душица,

зверобой и медуница,

земляника и черника,

чистотел, полынь, калина,

календула и крапива.

Травы, где найти такие

знают жители лесные.

Вот о чём они для нас

поведут сейчас рассказ.

Воспитанники рассказывают о лекарственных растениях.

IV. Правила сбора и обработки лекарственных растений.

(учащиеся составляют правила, рисуют экологические знаки)

Правило 1: что собирать.

Следует точно отличать растения, подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно точно знать, какие части растения имеют лечебное значение. Плоды, ягоды, семена собирают при условии их полной спелости.

Правило 2: когда собирать.

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы.

Валериану собирают в апреле и сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, шиповник – в сентябре. И лучше всего собирать в сухую погоду.

Правило 3: как собирать.

Заранее запасти все необходимое – совки, ножи, ножницы.

Правило 4: где собирать.

Следует избегать мест сбора у шоссейных дорог, так как в растениях накапливаются вредные вещества. Нельзя собирать в местах, которые подвергались обработке ядохимикатами; в тех местах, где растений очень мало.

Правило 5: собирая, сохранять.

Многие лекарственные растения стали редкостью (например, в ряде районов почти исчезла валериана). На месте сбора обязательно оставляйте несколько крепких, здоровых экземпляров. Не рвите зря, а столько, сколько нужно.

Умейте правильно сохранять. Сушите собранные растения на воздухе в тени. При сушке кладите растения по отдельности. Следите, чтобы на растения не попали земля, песок, грязь.

V. Викторина «Зеленая аптека под ногами».

Педагог читает описание лекарственного растения, учащиеся называют его, рассказывают о его применении.

Описание 1. Это красивое лиственное дерево с темной корой и раскидистой кроной. Цветки дерева – старинное народное средство при простуде. Любят его дерево и пчелы. А мед получается очень душистый и полезный. (Липа)

Описание 2. В былые времена на Руси это растение считалось «травой от 99 болезней». Специальным царским указом везли его из Сибири в Москву. А оказалось, что ее много в лесах Европейской части России. Молва наделила траву «страшной» силой – дескать, носит зверье направо и налево. Отсюда и ее название. (Зверобой)

Описание 3. В былые времена называли солдатской травой. Оно смелое, выносливое, не боится ни жары, ни морозов, ни плохих почв. Оно останавливает кровь, заживляет раны. По легенде Ахиллес – герой Троянской войны – излечил этой травой от ран своего друга Патрокла. Поэтому растение получило название «Ахиллесова трава». А как называет эту траву русский народ? (Тысячелистник)

Описание 4. Я и сорняк, и лекарственное растение одновременно. Мое русское название происходит от древнерусского слова «коприна» – шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей. Я могу прекрасно остановить кровотечение, насытить ваш организм витаминами. Вот почему весной, когда витаминов мало, из меня можно приготовить полезные блюда. (Крапива)

Описание 5. «Кошачья трава» –

больным поправка:

Корешок в аптечку,

чтоб помочь сердечку. (Валериана)

Описание 6. Ягоды – не сладость,

Зато глазу – радость.

И садам – украшение,

И дроздам – угощение. (Рябина)

VI. Итог занятия.– Какие растения называют лекарственными?

– Как правильно собирать лекарственные растения?

infourok.ru

Конспект занятия на тему: "В царстве лекарственных растений"

Скачать документ

Открытое занятие по экологии в подготовительной группе «В царстве лекарственных растений»

Занятие на тему: "В царстве лекарственных растений"

Цели: — дать представления о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;

— развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Оборудование: иллюстрации с изображением лекарственных растений (одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка) .

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие, а куда, вы узнаете, отгадав загадку.

Лист горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ.)

Воспитатель: Какое это растение?

Да, если лекарственными растениями умело пользоваться, можно сохранить здоровье на долгие годы. Нас всюду окружают растения: каждая поляна или уголок леса — целая зеленая аптека.

Добро пожаловать в "Зеленую аптеку". Первое лекарственное растение, о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, послушайте загадку.

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (подорожник)

Воспитатель: Посмотрите на это растение, кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник выкапывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют "зеленым бинтом". Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ранке.

Следующее растение можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно тысячелистник. Посмотрите на него, на его листья. Он так называется потому, что каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка — ажурные края. Тысячелистник — лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, улучшения аппетита.

Следующая загадка.

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (крапива)

О каком растении так говорят? Правильно, о крапиве. Но почему же все-таки крапива обжигает?

На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок — как игла крошечного шприца. Внутри волосков — едкая жидкость. Дотронулся — получай укол. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

Ребята, ну а если мы заболеем, какие лекарственные растения нам помогут? На этот вопрос, мы сможем ответить, если отгадаем загадки.

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке. (Ромашка)

Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей,

А сушенная в запасе

От простуды лечит нас. (Малина)

Вот растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

А цветки — как медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (липа)

Все эти и многие другие лекарственные растения произрастают в районах нашего края. А как же их используют при болезни, что из них делают?

Дети:

Воспитатель: Запомните правила сбора лекарственных трав.

* Цветки собирают, когда растение цветет.

* Корневища — поздне осенью, когда плоды уже осыпались.

* Собирают в сухую погоду, сушат под навесом.

* Нельзя собирать вблизи дорог.

Воспитатель: Ребята, пришла срочная телеграмма, в ней написано, что звери в лесу заболели, а доктор Айболит в Африке лечит обезьян и не может нам помочь. Давайте же попробуем вылечить зверей сами. Чем будем лечить?

Дети: Лекарственными растениями.

Воспитатель: Правильно, конечно же ими. У маленького Миши болит горло, чем его можно полечить?

Дети:

Воспитатель: Очень полезен отвар календулы и ромашки. Ими можно полоскать горло.

А у лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем?

Дети советуют.

Воспитатель: Ей надо попить отвар мать-и-мачехи или чабреца.

Ребята, а серый Волк, такой бледный, у него нет сил. Что же делать?

Дети советуют.

Воспитатель: Ему поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

Вот мы и помогли нашим лесным жителям. А чтобы и мы с вами не болели, предлагаю всем принять отвар шиповника. Угощайтесь, ребята, и будьте здоровы.

Похожие записи:

eduboss.ru

Конспект занятия на тему: "Какие растения называются лекарственными"

Тема: Какие растения называются лекарственными.

Цель: формирование умений узнавать и правильно называть лекарственные растения.

Задачи: 1. Расширить знания детей о лекарственных растениях и их целебных свойствах.

              2. Уточнить представление детей о внешнем виде лекарственных растений.

              3. Обогащать словарный запас детей: настой, отвар, лекарственные растения.

              4. Воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям.

                                                   Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Ребята, рассмотрите картинки. Что на них изображено?

-  Скажите пожалуйста, где еще произрастают растения и где мы их можем повстречать?

2. Беседа по теме занятия.

- Давайте представим с вами, что мы пришли на прогулку, на луг.

      «Покружились, покружились

        На лугу мы очутились»

- На лугу растут Ромашка

  Лютик едкий, Клевер кашка.

  Что еще? Гвоздика, Смолка,

  Колокольчик, Хвощ как елка.

  А еще? Подорожник, Васильки.

  Граммофончики – Вьюнки.

- Скажите пожалуйста, а что за растения здесь перечислены?

- А какими свойствами они обладают?

- А почему растения называются лекарственными?

- Посмотрите на это растение (показывает картинку подорожника). Кто знает, как оно называется?

- А почему оно так называется?

- Рассмотрите его внимательно и опишите это растение.

- А как подорожник используют в лечебных целях?

- Ребята, послушайте загадку, о каком растении в ней говорится?

           В беленьких платьях,

           Желтые глазки…

           Ты назовешь их

           Без всякой подсказки

- Одна из самых распространенных ромашек – ромашка аптечная.

- А в чём целебные свойства ромашки? А еще ромашку применяют в кулинарии и косметологии.

- А теперь послушайте следующую загадку.

           Русская красавица

           Всем нам очень нравится.

           Бела она, стройна

           Одежда зелена.

- Что же это за красавица?

- А как еще называют березу и почему?

- А какой формы у березы листья?

- В медицине используют березовый дёготь, который применяют для заживления ран.

- Теперь послушайте следующую загадку: Этот кустарник – ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы.

(показывает картинку шиповника)

- А почему он называется шиповник?

- У этого растения не только красивые цветы, но и плоды. Плоды оранжевого или буровато- красного цвета.

- А чем ценится шиповник?

- Ребята, у нас в группе есть один цветок. Запах у него приятный и знакомый. Что же это за цветок?  (показывает комнатную мяту).

- Мята это замечательное растение, которое тоже является лекарственным. Давайте внимательно его рассмотрим.

- Кто знает её целебные свойства?

- А сейчас мы с вами поиграем. У меня есть мешочки с лекарственными растениями, по запаху вы должны определить название растения.

3.Заключительная часть.

- Ребята, мы сегодня очень много говорили о лекарственных растениях и их целебных свойствах.

- Давайте с вами вспомним какие же растения называются лекарственными? -Назовите эти растения.

Просмотр содержимого документа «Конспект занятия на тему: "Какие растения называются лекарственными"»

Тема: Какие растения называются лекарственными.

Цель: формирование умений узнавать и правильно называть лекарственные растения.

Задачи: 1. Расширить знания детей о лекарственных растениях и их целебных свойствах.

2. Уточнить представление детей о внешнем виде лекарственных растений.

3. Обогащать словарный запас детей: настой, отвар, лекарственные растения.

4. Воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Ребята, рассмотрите картинки. Что на них изображено?

- Скажите пожалуйста, где еще произрастают растения и где мы их можем повстречать?

2. Беседа по теме занятия.

- Давайте представим с вами, что мы пришли на прогулку, на луг.

«Покружились, покружились

На лугу мы очутились»

- На лугу растут Ромашка

Лютик едкий, Клевер кашка.

Что еще? Гвоздика, Смолка,

Колокольчик, Хвощ как елка.

А еще? Подорожник, Васильки.

Граммофончики – Вьюнки.

- Скажите пожалуйста, а что за растения здесь перечислены?

- А какими свойствами они обладают?

- А почему растения называются лекарственными?

- Посмотрите на это растение (показывает картинку подорожника). Кто знает, как оно называется?

- А почему оно так называется?

- Рассмотрите его внимательно и опишите это растение.

- А как подорожник используют в лечебных целях?

- Ребята, послушайте загадку, о каком растении в ней говорится?

В беленьких платьях,

Желтые глазки…

Ты назовешь их

Без всякой подсказки

- Одна из самых распространенных ромашек – ромашка аптечная.

- А в чём целебные свойства ромашки? А еще ромашку применяют в кулинарии и косметологии.

- А теперь послушайте следующую загадку.

Русская красавица

Всем нам очень нравится.

Бела она, стройна

Одежда зелена.

- Что же это за красавица?

- А как еще называют березу и почему?

- А какой формы у березы листья?

- В медицине используют березовый дёготь, который применяют для заживления ран.

- Теперь послушайте следующую загадку: Этот кустарник – ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы.

(показывает картинку шиповника)

- А почему он называется шиповник?

- У этого растения не только красивые цветы, но и плоды. Плоды оранжевого или буровато- красного цвета.

- А чем ценится шиповник?

- Ребята, у нас в группе есть один цветок. Запах у него приятный и знакомый. Что же это за цветок? (показывает комнатную мяту).

- Мята это замечательное растение, которое тоже является лекарственным. Давайте внимательно его рассмотрим.

- Кто знает её целебные свойства?

- А сейчас мы с вами поиграем. У меня есть мешочки с лекарственными растениями, по запаху вы должны определить название растения.

3.Заключительная часть.

- Ребята, мы сегодня очень много говорили о лекарственных растениях и их целебных свойствах.

- Давайте с вами вспомним какие же растения называются лекарственными?-Назовите эти растения.

multiurok.ru

Конспект занятия-Лекарственные травы для старшей группы

С этим файлом связано 61 файл(ов). Среди них: Zanyatie-chtenie_vo_vtoroy_mladshey_gruppe_V_Suteev_Tsyplenok_i_, Дидактические игры про спорт (старшая группа).docx, Sbornik_didakticheskikh_igr_po_oznakomleniyu_s_okruzhayuschim_mi, Конспект НОД по правилам дорожного движения. Вторая младшая гру, Разработка занятия - Сотворение мира.doc, Proekt_-_Bogatyri_zemli_Russkoy.pdf, Дерево в цвету (старшая группа).docx, Наша картошка (старший дошкольный возраст).docx, памятка.docx и ещё 51 файл(а).Показать все связанные файлы

Конспект занятия

с детьми старшей группы

«Лекарственные растения»

Подготовила и провела

воспитатель: Валуева Г.А.

Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.Предварительная работа: дидактические игры с детьми для ознакомления с лекарственными растениями, рассматривание растений на участке, просмотр видеофильма по данной теме из серии «Осторожные сказки».Материал к занятию: предварительно подготовленные лекарственные травы.Использованная литература: К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»

Ход занятияВоспитатель напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.- Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг – «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться – травами, цветами, ягодами и т.д.- Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.

- Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?

- Кто видел в аптеке лекарственные растения?

- Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?

- А кто пил чай с лекарственными растениями? (Рассказы детей).

- Про какое лекарственное растение эта загадка.

Не пустили в огород –

Оттого она и жжет.

(крапива)

- Правильно, крапива.

- Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить щи и салат. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

- А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его – сережки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

(подорожник)

- Найдите это растение в нашей коллекции.

- Кто догадался, почему это растение так называется?

- Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).

- Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.

- Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей).

- А это что за растение?Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное.

Ветерку послушное.

(одуванчик)

- Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.- Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!- Ребята, давайте поиграем в игру.Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют различные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы.Плохой аппетит – корень одуванчика.Заболел желудок – тысячелистник.Простуда – душица.Остановить кровь – подорожник.Кашель – мать-и-мачеха.Ожог ноги – зверобой.Пятна на коже – чистотел.Болит горло – ромашка полеваяЛечение ран – календула.- На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.Правила сбора лекарственных растений.1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).

2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?

4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения не на солнце, а в тени.

6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?- Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!перейти в каталог файлов

referad.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта