Пасленовые растения примеры. § 28. Класс Двудольные Семейства Паслёновые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок 49.1.Экологическая роль и значение растений семейства паслёновых в жизни человека. Пасленовые растения примеры


Класс Двудольные. Семейство Пасленовые

Семейство Паслёновые насчитывает около 2,5 тыс. видов. Чаще всего это однолетние и многолетние травы, хотя иногда встречаются и древесные растения: кустарники, небольшие деревья и лианы. Это преимущественно «американское» семейство. Большинство видов паслёновых распространено в тропиках и субтропиках Центральной и Южной Америки.

Листья паслёновых простые, цельные или расчленённые. Прилистники отсутствуют. Листорасположение очередное или супротивное.

Все паслёновые имеют одинаковое строение цветков.

Цветки у паслёновых обоеполые. Околоцветник двойной. Чашечка состоит из 5 в разной степени сросшихся чашелистиков. Венчик образован 5 сросшимися лепестками.  Тычинок 5. Они чередуются с лопастями венчика и прирастают к нему. Пестик 1. Формула цветка крестоцветных: *Ч(5)Л(5)Т5П1.

Плод паслёновых — ягода (томат, картофель, перец, баклажан) или коробочка (табак душистый, белена чёрная, дурман вонючий, петуния).

Одно из самых характерных растений этого семейства — паслён черный. Он растёт в садах и на огородах. Это небольшое травянистое однолетнее растение с белыми звёздчатыми цветками цветёт летом и осенью до самых заморозков. Чёрные, спелые ягоды паслёна съедобны, а зелёные плоды, листья и стебли ядовиты. Цветок типичен для растения этого семейства. Основания лепестков у паслёна чёрного срастаются и образуют короткую трубочку.

Паслёновые  — очень важное в практическом отношении семейство. Многие виды являются важнейшими пищевыми, техническими, лекарственными и декоративными растениями.

Особое значение в сельском хозяйстве во многих странах имеет картофель. Он является одной из главных продовольственных культур. Родиной картофеля являются горные районы Южной Америки (Чили). В Европу картофель впервые попал в 1565 г. В Россию он был завезен Петром I из Голландии в XVII в. Однако многочисленные случаи отравления крестьян ядовитыми ягодами привели к так называемым «картофельным» бунтам. И лишь к началу XIX в. картофель стал одной из важнейших сельскохозяйственных культур.

Основные посадки картофеля размещены в умеренном поясе. Клубни картофеля содержат большое количество крахмала и некоторые важные для человека белки. Помимо непосредственного употребления в пищу, картофель используется для получения крахмала, спирта, на корм скоту.

Томат — одно из наиболее распространенных овощных растений. Не много найдется других культур, используемых в пишу так разнообразно. Родина томата — горные районы  Перу и Эквадора (государства в Южной Америке). Томат — теплолюбивая культура, поэтому вначале выращивают рассаду. Затем её высаживают в закрытый или открытый грунт.

Томаты были завезены в Европу  в 1523 г. вскоре после завоевания Мексики. Вначале их выращивали как лекарственные и декоративные растения. Интересно, что первые томаты, которые выращивались в Европе, имели жёлтые плоды. С этим связано происхождение другого, более известного бытового название томата — помидор. Это слово имеет испанские корни и означает «яблоко золотое».

Перец — еще одна широко распространенная овощная культура. Он еще более теплолюбив, чем томаты. Его родина — Мексика и Гватемала (Южная Америка).

Баклажан — третья по значимости овощная паслёновая культура. Родина баклажана — Индия, откуда он был завезён в Европу.

В качестве технической культуры выращивают табак настоящий, или курительный. Он служит для получения табачных изделий. Табак еще в конце XV в. был завезён в Европу из Америки и быстро распространился по всему миру. Вещества, имеющиеся в табаке (главным образом никотин), ядовиты и действуют на нервную систему. Вред от курения связан не только с никотином, но и с другими компонентами табачной смеси. Многие из них вызывают раковые заболевания. Стоит отметить, что пассивное курение (нахождение в обществе курильщиков и вдыхание дыма) так же вредно, как и активное.

Ряд растений семейства Паслёновые содержит ядовитые вещества. Многие из этих ядов в малых количествах применяются в медицине. Поэтому ядовитые растения белладонна, белена чёрная, дурман вонючий широко используются как лекарственные. Два последних вида можно встретить в диком виде на пустырях и свалках.

Чаще других встречается белена чёрная. Грязно-белые лепестки её цветков покрыты сетью фиолетовых жилок. Клейко-пушистый стебель белены обладает неприятным запахом. Ядовито все растение. При отравлении появляются головная боль, учащённое сердцебиение, затруднённое дыхание, сильное нервное возбуждение, расширяются зрачки, во рту ощущается сухость.

Белену и другие ядовитые паслёновые не следует брать в руки. Обращаться с ядовитыми растениями нужно осторожно.

Среди паслёновых довольно много декоративных растений. Наиболее популярными являются петуния, физалис, табак душистый. Они цветут на клумбах до выпадения снега. У душистого табака лепестки образуют длинную трубку; плод — коробочка с многочисленными мелкими семенами. Цветки петунии похожи на цветки душистого табака, но у них 5 ярко окрашенных лепестков срослись в воронку. У душистого табака они напоминают пятиконечную звезду.

videouroki.net

6. Культурные растения семейства паслёновых

Картофель — одно из самых известных и ценных растений семейства паслёновых.

Его родина — Южная Америка, где и сейчас растут дикие виды картофеля. В Европу картофель был завезён в середине \(XVI\) в. испанцами.

Сначала его выращивали как декоративное растение, украшая им клумбы и причёски придворных красавиц.

И только в конце \(XVII\) в. в европейских странах картофель стали разводить ради получения съедобных клубней. В Россию картофель завезли во времена Петра \(I\).

В настоящее время выведено много сортов картофеля, отличающихся высокой урожайностью и хорошими вкусовыми качествами. В клубнях картофеля, кроме крахмала, содержатся и другие вещества, ценные для организма.

 

Картофель также широко используют для откорма сельскохозяйственных животных. Из клубней картофеля получают крахмал, патоку, спирт и другие продукты.

k19-2.png

 

Цветки картофеля имеют такое же строение, как у всех растений семейства паслёновых. Их плохо посещают насекомые из-за отсутствия нектара, поэтому цветки, как правило, самоопыляются. К осени созревают плоды — крупные зеленоватые ягоды с семенами внутри. Из этих семян вырастают небольшие растения с мелкими клубнями. Поэтому семена картофеля используют только при выведении новых сортов, а размножают эту культуру обычно вегетативным способом — клубнями.

 

Картофель — растение умеренного климата. Он хорошо растёт и даёт высокие урожаи в солнечную прохладную погоду при частых, но не обильных дождях, на лёгких, хорошо удобренных почвах.

К семейству паслёновых относятся и такие ценные пищевые растения, как томаты, баклажаны, красный, или однолетний, перец.

паслён.gifРодина томатов — Южная Америка. В нашу страну эти растения привезены в \(1850\) г. из Западной Европы и широко распространились. Плод томата — крупная, сначала зелёная, позже оранжево-красная ягода — содержит много полезных веществ.

В органах многих растений семейства паслёновых содержатся ядовитые вещества. Особенно опасны для человека белена чёрная, дурман обыкновенный, белладонна, или красавка. Эти растения могут вызвать сильные отравления, но из них можно приготовить и ценные лекарства.

Много ядовитых веществ содержат и листья табака курительного. Особенно ядовит никотин. Он отравляет кровь, разрушает сердце, органы дыхания. Курение подрывает здоровье человека. Вытяжка из стеблей и листьев табака часто используется вместо ядохимикатов при борьбе с вредителями.

Источники:

Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.

Викторов В. П., Никишов А. И. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 7 класс // Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

Иллюстрации:

http://vashe-plodorodie.ru/sites/default/files/images/k19-2.jpg

www.yaklass.ru

Разнообразие и признаки растений семейства Пасленовые

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Технологическая карта урока (Приложение 1)

1. Стадия вызова

Цель. Психологически подготовить обучающиеся к изучению новой темы.

Учитель предлагает учащимся посмотреть фрагмент художественного фильма “В поисках капитана Гранта”, где показаны индейцы, которые у костра выкуривают “трубку мира”. (Слайд 1)

Учитель. Наш урок начался с фрагмента замечательного фильма “В поисках капитана Гранта”. Этот фрагмент имеет непосредственное отношение к уроку. Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие в страну инков и ацтеков – Южную Америку. Сколько легенд ходило о кладах, спрятанных индейцами. Сколько тайн хранит этот континент! На уроке нам также придется разгадать не одну загадку. Только связаны они с удивительными растениями, прибывшими в Европу из Южной и Центральной Америки. О каком растении идет речь в видеофрагменте?

Учащиеся определяют, что это растение – табак. Учитель называет семейство, к которому относится это растение. Учащиеся записывают в тетради тему урока.

(Слайд 2)

2. Стадия осмысления

Задача 1. Изучить признаки пасленовых.

Цель. Создать условия для работы с пиктограммами и учебным текстом.

Учитель предлагает прослушать информацию. В конце XV — начале XVI века испанцы и португальцы — самые искусные мореплаватели того времени — устремились в неведомые страны на покорение новых земель, на завоевание новых богатств. Много нового и необычного увидели завоеватели в покоренной ими стране. Но особенно поразило испанцев то, что все население Перу питалось какими-то странными, на их взгляд, подземными плодами. Это были подземные плоды невзрачного на вид растения “папа”.

Для подсказки на доске написано, как называли это растение в разных странах (Слайд 3):

  • англичане – потато,
  • голландцы – аардаппель,
  • французы – пом де терр,
  • итальянцы – тартуфель,
  • русские - ? (Картофель).

Наш второй хлеб – картофель – родом из Южной Америки. У вас на столах лежат вот такие таинственные ребусы. В этих картинках зашифрованы особенности семейства Пасленовые. Попробуйте составить рассказ. (Слайд 4, Приложение 2)

СЕМЕЙСТВО ПАСЛЕНОВЫЕ

Большинство представителей семейства пасленовых — это травянистые растения.. Цветок пасленовых правильный, с двойным околоцветником. Чашечку образуют 5 сросшихся чашелистиков, венчик состоит из 5 сросшихся лепестков. Тычинок тоже 5, пестик один. Формула цветка *Ч(5)Л(5)Т5П1.

Плод пасленовых — ягода (у томата, картофеля, перца) или коробочка (у табака, белены, дурмана).

К семейству относятся важные пищевые, технические и лекарственные растения. Есть среди пасленовых также и ядовитые виды. Многие виды этого семейства используются как декоративные.

Для выявления общих признаков семейства Пасленовые, учащиеся работают в одиночку, в паре, группе. представляют свой рассказ. Первая группа выступает подробно, остальные дополняют.)

Учитель предлагает соотнести свой рассказ с информацией на обратной стороне карточки и заполнить таблицу по семейству Пасленовые в тетради.

Задача 2. Изучить представителей семейства Пасленовые

Цель. Содействовать развитию умений анализировать информацию, строить предположения и делать выводы.

Учитель. К семейству Пасленовые относятся пищевые, технические, ядовитые, лекарственные и декоративные виды. А что это за растения?

(Звучит старинный вальс) (Слайд 5)

Учитель. Франция. Конец XVIII в. В стране голод, а королевском дворце бал. Королева Мария Антуанетта, как всегда, ослепительно хороша, ее украшения – сверкающие бриллианты. Но не на них были направлены взоры. Ее прическу украшают невиданные здесь прежде цветы. Их подарил королеве аптекарь Антуан Огюст Пармантье.

А в России на балах подавали редкостное блюдо из этого растения. Определили, что это за растение? Может желаете попробовать это блюдо?

(Учащиеся определяют, что это картофель, сваренный в сладком сиропе ).

Для изучения представителей семейства Пасленовые учитель организует работу с текстом (прием “Чтение с остановками) (Приложение 3)

Наряду с золотом испанцы нашли в Перу простую картошку. И безвестный доселе перуанец впервые появился в Европе. Испанцы сначала пробовали есть картофель в сыром виде. Он не пришелся им по вкусу. Лишь спустя некоторое время европейцы научились употреблять в пищу картофель в вареном или печеном виде.

Сначала картофель разводили больше всего как лекарственное растение. Венгерский барон Аппель Капосканий доказал, что он первый ввел картофель в Венгрии, и за это он получил право........ изобразить на своем фамильном гербе... картофельные клубни.

Во Франции “земляные яблоки” были встречены сначала весьма недружелюбно. Однако, нашелся во Франции человек, который быстро оценил картофель. Это был парижский аптекарь Антуан Огюст Пармантье. Аптекарь был неутомим в своем стремлении распространить у себя на родине новую полезную культуру. Чего только он не делал!

Выхлопотав себе небольшой участок земли под Парижем, Пармантье посадил на нем картофель. Но как вызвать интерес населения к новому диковинному растению? ____________________

Пармантье выставлял днем чуть ли не целый отряд солдат для охраны своего огорода. Ночью же стража уходила, и каждый мог свободно пройти на огород. Охрана заинтересовала крестьян. Нашлось немало любителей, которые решили проверить, что же это так ревностно охраняет чудак-аптекарь. Они приходили ночью, тайком брали клубни и стали сажать у себя.

____________________

В 1523 году семена этих растений были привезены в Европу Эрнаном Кортесом вскоре после завоевания Мексики. Плодами этого растения враги пытались отравить Джоржа Вашингтона. Повар-шпион Джеймс Бейли приготовил из них блюдо. Вопреки ожиданиям заговорщиков Вашингтон остался жив.

Особым спросом пользовались цветки этого растения у европейских модниц. Появиться на светском рауте с соцветием, прикрепленным к корсажу, считалось высшим шиком. Сейчас это растение имеет два общепринятых названия.....

___________________

“помидор” и “томат”. Помидоры были долгое время декоративными растениями в Европе. Не столько из-за небольших желтеньких цветочков, сколько из-за крупных оранжевых и красных плодов украшали ими клумбы садов, обвивали беседки.

___________________

В 1532 году испанские конкистадоры напали на селение индейцев на берегу реки Ориноко. Жители выставили против них отряд из воинов, вооруженных... жаровнями с пылающими углями. Когда испанцы приблизились, индейцы стали засыпать в жаровни какой-то порошок. Клубы удушливого дыма поползли в сторону конкистадоров. Этот едкий дым разъедал глаза, вызывал удушающий кашель, перехватывал дыхание. Испанцам пришлось отступить. Так выиграл сражение ....

 ___________________

стручковый перец. Человек улучшил дикие растения перца, и сейчас известны овощные его сорта. Они довольно крупные (сладкий перец), являются чемпионами по содержанию витамина С. У пряных сортов (горький перец) перца плоды мелкие, содержат особое вещество — капсаицин, обладающее горьким вкусом и раздражающим действием на слизистую оболочку рта.

Учитель предлагает записать примеры овощных культур в таблицу и показывает фотографии физалиса и баклажана. (Слайды 6 - 9)

Учитель. Овощные пасленовые (картофель, томат, перец, баклажан) содержат вещества, повышающие устойчивость организма к длительному воздействию малых доз радиации.

Учитель. Перенесемся во мрачное средневековье. Читает отрывок из трагедии У.Шекспира “Гамлет”.

“...когда я спал в саду В свое послеобеденное время В мой уголок прокрался дядя С проклятым соком белены во фляге И мне в ушную полость влил настой; Чье действие в таком раздоре с кровью, Что мигом обегает, словно ртуть, Все внутренние переходы тела, Створаживая кровь, как молоко, С которым каплю уксуса смешали. Так было и со мной...” —  рассказывает Гамлету призрак отца.

Английский драматург У.Шекспир в трагедии “Гамлет” описал действие яда белены, с помощью которого был убит отец Гамлета.

В медицине в малых дозах белену используют как лекарственное средство. Она входит в состав лекарств как успокаивающее, обезболивающее средство.

Учитель демонстрирует фотографии ядовитых растений. (Слайды 10 - 13)

Семена белены похожи на семена мака. Дети, играя коробочками-плодами, могут их съесть, что вызовет сильное отравление. Алкалоиды белены вызывают помутнение рассудка, поэтому о человеке, ведущем себя неразумно, говорят: “Белены объелся”. Дурман вызывает сильное отравление своими плодами — орехами.

Из листьев белладонны до сих пор получают атропин — необходимое лекарство при глазных операциях.

Белладонна и ее смертоносные свойства были известны уже в Древнем Риме. Поэтому ее назвали “атропа”, в честь Атропы — богини смерти. Однако древние римляне знали, что при осторожном обращении с соком белладонны можно расширить зрачки и тем самым сделать свои глаза более красивыми, а если есть ягоды белладонны с темно-вишневым соком, то можно подрумянить и щеки. Поэтому древнеримские модницы очень ценили растение, которое, как они полагали, каждую женщину может превратить в красавицу. Оригинальное сочетание упоминаний богини смерти и красивой женщины в названии невзрачного, но очень ценного для человека растения.

Ядовитыми являются стебли томатов и зеленые клубни картофеля.

В качестве декоративных растений выращивают петунию и душистый табак. (учитель демонстрирует фотографии этих растений.) (Слайды 14 - 15)

Учитель. Испанский матрос из экспедиции Колумба Родриго де Глере привез растение, которое впоследствие стало причиной социальной болезни человечества. (учитель демонстрирует фотографию табака) (Слайд 16, 17)

Вы уже много слышали о вреде курения. Давайте проверим, а что вы помните.

(Прием “Верите ли вы”?) (Приложение 4)

Учащиеся определяют свое отношение к утверждениям.

Верите ли вы?

1. С помощью табака раньше лечили простуду и малярию.

2. В табаке содержится менее 10 вредных веществ.

3. Никотин расширяет сосуды, что приводит к развитию инфаркта.

4. У курящих сердце сокращается чаще.

5. Первая выкуренная сигарета не влияет на самочувствие.

6. Табачный дым может вызвать аллергию.

7. Курильщиком может быть грудной ребенок.

8. Некурящие люди не чувствительны к никотину.

 Учащиеся изучают текст и находят подтверждение или опровержение предложенным утверждениям.

Учебный текст

В Европе курение вошло в моду после открытия Америки. Первоначально его считали лечебным средством. На Руси в 17-18 веках табак применяли при простуде и малярии. Вскоре стало известно вредное воздействие табака на организм. В царских указах первой половины 17 века строго запрещался ввоз табака. Неисправимых курильщиков секли кнутом. Теперь курение признано социальной болезнью. В табаке и табачном дыме содержится около 50 вредных для организма человека веществ.

Под влиянием табачных смол клетки, выстилающие дыхательные пути утрачивают реснички. В результате в легких накапливается слизь, появляется кашель, в кровь плохо поступает кислород.

Никотин вызывает спазм сосудов. При многолетнем курении в сосудах образуется множество маленьких трещин. Сердце у курильщиков работает с повышенной нагрузкой, быстрее изнашивается. Развивается инфаркт миокарда.

Минздрав предупреждает, что у курящих людей сердце может сокращаться в сутки на 20 тыс. раз больше, чем у некурящих, что повышает риск его заболеваний.

Никотин способствует выделению адреналина, что повышает кровяное давление. У человека, выкуривающего сигарету через каждые 30–40 мин, сосуды сужены практически постоянно.

Когда человек закуривает впервые в жизни, у него наблюдается учащение пульса, нарушается точность и координация движений, появляется головная боль, слабость, рвота. Курение оказывает пагубное воздействие на умственные способности - ухудшается память, сообразительность, внимание. Табачный дым может явиться причиной аллергии.

Существуют так называемые пассивные курильщики. В их роли может оказаться любой человек, даже грудной ребенок. Особенно чувствительны к никотину и табачному дыму некурящие люди. Попадая в организм человека, табачный дым проявляет свое действие лишь через несколько лет, действуя подобно мине замедленного действия. Наиболее опасным в табачном дыме является бензопирен, потому что именно он вызывает раковую опухоль.

3. Рефлексия

Цель. Помочь учащимся подытожить свои знания по новой теме.

Учитель. Поскольку у нас урок загадок, то и завершим наш урок загадками. Только не я вам их буду загадывать, а вы.

Учащиеся придумывают загадки.

Домашнее задание

Цель. Содействовать развитию потребности поиска информации в дополнительных источниках.

Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. (Слайд 18)

Параграф 58, изучить

Нарисовать необыкновенное дерево, которое сочетает в себе признаки и значение растений семейства Пасленовые.

Литература

1. Алешко Е.Н. Хрестоматия по ботанике. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1960. – 316 с.

2. Бавтуто Г.А., Еремин В.М., Лемеза Н.А., Лисов Н.Д. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательной школы. - 2-е изд, испр. - Мн.: Ураджай, 2000. - 351 с.: ил.

3. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – Гомель: Сож, 1999.

Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. – М.: Просвещение, АО Учебная литература, 1996.

4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс Дельта, 2003.

5. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. - Издание 2 –е. – СПб: Альянс Дельта совм. с издательством Речь, 2003.

6. Лебедев С.Н. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Глобус, 2008. - 108 с.

7. Семенцов В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 7 класс. - Санкт-Петербург: Паритет, 2001.

8. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1978. – 271 с. с ил.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок 49.1.Экологическая роль и значение растений семейства паслёновых в жизни человека

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

    3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

    Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

    Планируемые результаты

    Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

    Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

    Метапредметные:.

    Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

    Формирование навыка смыслового чтения.

      Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

      Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

      Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

      Цели: продолжить формирование представления о много­образии цветковых растений; познакомить с отличительными признаками растений семейства пасленовые; научить составлять морфологическое описание растения, давать его систематическую характеристику; продолжить формирование навыка работы с на­туральными объектами, умения распознавать растения с опреде­лителем или определительными карточками.

      Оборудование и материалы: таблица «Семейство пасленовые», гербарии растений семейства пасленовые, модель цветка карто­феля, коллекции и муляжи плодов, засушенные листья картофеля и томата, засушенные побеги декоративного физалиса с плодами, комнатные растения семейства пасленовые (перец, паслен), рас­сада петунии гибридной.

      Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс дву­дольные, семейство пасленовые; правильный цветок, формула цветка, диаграмма цветка, способы опыления и распространения семян.

      Самостоятельная работа учащихся с учебником

      Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 44; учебник В.В. Пасечника § 49), а также основываясь на личном опыте, выпишите направления использования растений семейства пасленовые в жизни и хозяйственной деятельности человека, приведите примеры этих растений. (Данную работу можно оформить в виде таблицы.)

      Направление исполь­зования растений

      Примеры растений

      Пищевые растения

      Картофель, томат, сладкий перец (паприка), перец пряный (стручковый), баклажан, физалис овощной

      Декоративные

      растения

      Табак душистый, петуния, физалис декоратив­ный

      Лекарственные

      растения

      Белена черная, дурман обыкновенный, красавка белладонна

      Ядовитые растения

      Паслен черный, паслен сладко-горький

      Технические куль­туры

      Табак курительный (вытяжка используется в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями)

      (На выполнение задания отводится около 5 мин. Далее учени­ки по очереди читают по одному пункту (одной строке) таблицы, учитель приводит дополнительные сведения. На уроке также мож­но заслушать доклады об интересных представителях семейства пасленовых.)

      Дополнительный материал

      Характеристика растений

      Огромное количество из них известны своими целебными свойствами. Они двудольные. Довольно часто в них можно найти алкалоиды. К пасленовым относятся полукустарники, кустарники, травы, иногда деревья небольшой высоты (обычно на территории тропиков).Имеются и культурные растения, такие, как томат, картофель, табак, стручковый перец, баклажан, цифомандра. Дурман, белена, красавка, белладонна, скополия — лекарственные и ядовитые. Петуния и прочие относятся к декоративным видам. К наиболее значимым относят мандрагору и паслен сладко-горький (Solanum dulcamara), паслен черный. Ещё можно назвать таких представителей этого семейства, как: Бругмансия, Дереза, Калибрахоа, Никандра, Перец, Соландра, Физалис, Наранхилла.

      Садоводами приветствуются душистые растения: цеструмы, брунфельсии, колокольчики иохромы (пурпурные и красные), солянумы (лиловые и белые), фонарики фезалисов, чёрный горько-сладкий мексиканский табак.

      В основном эти растения относят к многолетним травам, но среди них можно отыскать и деревья (пусть и небольшие), кустарники, лианы. Лекарственные растения пасленовых находят в субтропиках, тропиках, в умеренной климатической зоне. Но чаще всего эти виды вырастают в Южной и Центральной Америке.

      К семейству пасленовых в основном относятся травянистые растения. Для хозяйственных нужд эти виды употребляют в качестве технических, пищевых, лекарственных элементов. Также их используют для украшения внутренних и внешних частей зданий, улиц и прочих мест. В цветниках довольно часто можно встретить красивый душистый табак, который покоряет крупными белыми цветами.

      Причём, растение «табак» ядовито во всех своих частях. Так что курение очень плохо влияет на организм человека. Имеются и такие виды табака, которые находят своё применение и в промышленности.Ещё одной выдающейся чертой цветков табака является то, что цветы по ночам распускаются, и тогда ночные бабочки опыляют их. Цветок этого растения обладает венчиком с удлинённой трубочкой. Сам венчик воронковидной формы.Дурман и белена являются ядовитыми растениями. Их можно встретить в нежилых местах, на территории пустырей, возле зданий.

      Белена черная

      Белену в основном можно повстречать в северных областях, а дурман любит тепло, поэтому и произрастает в южных регионах. Цветки этих двух растений имеют общие черты. У них удлинённые трубочки и они воронковидные. Плод коробочка.

       

      Дурман и белена могут привести к гибели человека. Однако они применяются и для лечения, если брать лишь крохотные дозы. К примеру, в фармацевтической промышленности листья белены собирают для препаратов с противосудорожными особенностями. Белена произрастает на Канарских островах, в Африке, Евразии, является ядовитым сорняком. Относится к роду одно- и двулетних трав. Для медицинских целей изготавливают экстракт из листьев в качестве болеутоляющего и противоспазматического лекарства.

      Мандрагора

      Мандрагора включает в себя род из 5-6 видов. Обычно это бесстебельные многолетние большие по размеру травы с заметными листьями. Их встречают на Гималаях, в Передней и Средней Азии, в Средиземноморье. Но при этом у Мандрагоры стеблевой стебель развитый, а Мандрагора тибетская отличается небольшими размерами и ничем не выделяется.

      Овощи семейства паслёновых

      Перец овощной — это род многолетних трав, полукустарников и кустарников. Существует примерно двадцать видов, которые чаще всего можно увидеть в Южной и Центральной Америке. Кроме вышеназванных пасленовых овощей имеются и не такие востребованные.

      Пасленовые представляют собой разнородную группу продуктов, трав, кустарников и деревьев, которые интересовали, ученых, врачей и диетологов на протяжении веков. «Паслен» является обобщенным именем, используемым для описания более чем 2800 видов растений, с очень разными свойствами и составляющими. Все растения, однако, принадлежат к научному порядку, называемому Polemoniales и семейству, под названием Solanaceae. Чтобы дать вам представление о разнообразии этой группы растений, заметим тот факт, что табак, ипомея, картофель и помидоры классифицируются как пасленовые растения.

      Фармацевтические пасленовые

      Пасленовые на самом деле больше известны как наркотические средства, чем продукты питания. В фармацевтике широко применяются такие паслены, как мандрагор (Mandragora officinum), табак (Nicotiana tabacum) и Белладонна (Atropa belladonna).

      Больше всех в фармакологическом смысле заинтересовало ученых  группа соединений, называемая алкалоидами. Алкалоиды в пасленовых не только дают основание для зачисления их в наркотики, но и помогают для понимания побочных реакциях, при употреблении их в пищу.

      Специи пасленовых

      Приправа паприки получается от обычного красного перца (Capsicum annum), а приправа кайенского перца получается от другого пасленового овоща, называемого Capsicum frutenscens. Острые соусы, которые включают острый перец, также относятся к пасленовым продуктам питания. Отметим, что черный перец, который принадлежит к семейству перцевых, не является пасленовым продуктом.

      Практическая работа. РАСПОЗНАВАНИЕ РАСТЕНИЙ СЕМЕЙСТВА ПАСЛЕНОВЫЕ ПО ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ КАРТОЧКАМ

      Цели: формировать умения распознавать растения с определи­телем или определительными карточками, давать полную систе­матическую характеристику растения; продолжить формирование навыка работы с натуральными объектами.

      Оборудование: гербарии растений семейства пасленовые (табак душистый, дурман вонючий, петуния гибридная, белена черная, паслен черный, томат, картофель), школьный определитель выс­ших растений, определительные карточки, лупы.

      Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо на­помнить учащимся о правилах техники безопасности.

      Ход работы

      Рассмотрите гербарий растения семейства пасленовые.

      Определите окраску венчика, строение цветка, тип плода, форму листовой пластинки.

      Следуя инструкции, по определительной карточке выясни­те, что это за растение.

      С помощью школьного определителя установите, к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

      Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения, запишите полученные данные в тетрадь.

        Творческие задания.

        Узнать, где родина картофеля, как это растение попало в Европу, как его начали культивировать. Какая историческая личность способствовала распространению этого овоща в России? Как это происходило?

        Составить карту, на которой обозначить центры происхо­ждения культурных растений семейства пасленовые, а также куль­турных растений других семейств. Информацию о родине этих растений можно найти в дополнительной литературе.

          Задания для учеников, интересующихся биологией.

          Подумать, почему большинство лекарственных растений являются ядовитыми.

          Подумать, почему мороженый картофель сладкий на вкус. Для ответа на этот вопрос нужно провести опыт. На свежий срез картофеля капнуть водным раствором йода. Картофель посинеет, что будет являться свидетельством наличия в нем крахмала. Кап­нуть раствором йода на свежий срез сильно промороженного и от­таявшего картофеля. Посинеет ли картофель? Почему? В какие вещества превратился крахмал под действием низких температур?

            Презентация Класс Двудольные,семейство Пасленовые

             

             

             

            Пасленовые! Помидоры, картофель, баклажаны, болгарский перец…

             

             

             

             

            Пасленовые 

             

             

             

             

            Интересные сведения о растениях разл. семейств.Пасленовые.AVI

             

             

             

            Это нужно знать! ВРЕД ПАСЛЁНОВЫХ

             

             

             

             

             

            ФИЗАЛИС (PHYSALIS) сем. Пасленовые

             

             

             

             

            Ресурсы:

            И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

            Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

            Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

            В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

            Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

            Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

            учебник «Биология», 6-й класс

            Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

            Сайт YouTube: /800/600/http/xn--j1ahfl.xn--p1aiwww.youtube.com /

            Хостинг презентаций

            - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

            xn--j1ahfl.xn--p1ai

            Параграф 28. Класс Двудольные Семейства Паслёновые

            

            1. Из каких частей цветка образуются плоды?

            Плод образуется из завязи.

            2. Какие плоды называют ягодой?

            Ягода – сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей.

            Вопросы

            1. Какие растения из семейства паслёновых вы знаете?

            К паслёновым относятся такие растения, как картофель, томат, баклажан, петуния, дурман, белена, белладонна, табак курительный.

            2. Перечислите отличительные признаки семейства паслёновых.

            Все паслёновые имеют одинаковое строение цветков и плодов. Цветок этих растений имеет двойной околоцветник: чашечка из 5 сросшихся чашелистиков и венчик из 5 сросшихся лепестков. Тычинок у них по 5, а пестик 1. Формула цветка паслёновых: *Ч(5)Л(5)Т5П1. Плоды либо ягоды, либо коробочки.

            3. Приведите примеры овощных, декоративных и лекарственных растений, которые относятся к семейству паслёновых.

            Овощные: картофель, томат, баклажан, перец.

            Декоративные: петуния, физалис.

            Лекарственные: белладонна, белена, скополия.

            4. Какое действие на организм оказывают ядовитые вещества, содержащиеся в листьях табака курительного?

            Из них особенно ядовит никотин. Он отравляет кровь, разрушает сердце, органы дыхания. Курение подрывает здоровье человека.

            5. Какие культурные растения и по каким признакам относят к семейству бобовых?

            Среди них есть пищевые (горох, фасоль, соя, бобы, арахис), декоративные (кара-гана, или жёлтая акация, робиния, или белая акация, глициния, душистый горошек), кормовые (клевер, люпин, люцерна.

            -Цветок мотыльковых имеет неправильную форму, околоцветник двойной, чашечка из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 лепестков (2 из них сросшиеся). Лепестки цветка бобовых имеют особые названия: верхний, обычно самый крупный — парус, боковые — вёсла, 2 сросшихся нижних — лодочка. Пестик, расположенный внутри лодочки, окружён 10 тычинками. У большинства растений нити 9 тычинок срастаются, а 1 остаётся свободной. Формула цветка большинства мотыльковых: ↑Ч(5)Л1 + 2 + (2)Т(9) + 1П1.

            -На корнях мотыльковых появляются клубеньки с бактериями.

            -Для мотыльковых растений характерны соцветия кисть и головка.

            6. Каковы характерные признаки представителей семейства сложноцветных?

            -Характерный признак растения семейства сложноцветных — наличие соцветия корзинки. Обычно соцветие содержит множество мелких цветков, сидящих на общем ложе. Все эти цветки окружены обёрткой из листочков, обычно зелёных.

            -Цветки сложноцветных имеют двойной околоцветник, но чашечка у них либо не развита, либо представлена щетинками или волосками, образующими хохолок. Венчик состоит из 5 сросшихся в трубку лепестков. Тычинок тоже 5, их пыльники соединены в тычиночную трубку, расположенную вокруг столбика. В цветке 1 пестик.

            -Плод семянка. Семянки многих сложноцветных имеют летучки — приспособления к распространению плодов ветром.

            7. Назовите известные вам сложноцветные растения. Какое практическое значение они имеют?

            В семействе сложноцветных очень много декоративных растений: астры, георгины, маргаритки, ноготки, хризантемы и др.

            Многие сложноцветные являются лекарственными растениями: ромашка аптечная, девясил, василёк, мать-и-мачеха, пижма, череда и др.

            Трудноискоренимые сорняки: бодяк полевой, осот полевой.

            Из сельскохозяйственных растений семейства сложноцветных наиболее известен подсолнечник.

            Подумайте

            Почему соцветия у таких растений семейства сложноцветных, как одуванчик, астра, василёк, ромашка, на первый взгляд напоминают одиночный цветок?

            Таким образом они привлекают насекомых. Каждый цветок в отдельности невзрачен.

            resheba.com

            Лекарственные растения семейства пасленовых | Цветы и травы

            Семейство паслёновых включает в себя более 2,5 тысяч видов растений. Многие из них обладают целебными свойствами.

            Большинство растений этого семейства представляют собой многолетние травы, хотя есть среди них и кустарники, и лианы, и даже деревья. Семена паслёновых почковидные, а плод, как правило, имеет вид ягоды или коробочки. Произрастают лекарственные растения семейства пасленовых в умеренной, а также в тропической и субтропической климатической зоне, а больше всего видов паслёновых находится в Южной и Центральной Америке.

            Целебные свойства белладонны

            Беладонна может помочь при болезнях кишечникаОдним из наиболее часто употребляемых в медицине растений семейства паслёновых является белладонна. Из ее листьев изготавливают таблетки, настойки и другие препараты, снижающие тонус кишечника, бронхов и матки, а также улучшающие работу сердца и повышающие давление внутри глаза. Также белладонна применяется при отравлениях грибами и ядовитыми веществами. В небольших дозах она приводит к снижению секреции потовых и слюнных желез. В корнях белладонны содержится скополамин, эффективный при лечении болезни Паркинсона. Противопоказанием применения этого растения является повышенное глазное давление, а также чувствительность к скополамину.

            Целебные свойства белены

            Белена широко известна как болеутоляющее средство. В народной медицине её листья применяются как лекарство от кашля, бронхиальной астмы, а также от головных болей, бессонницы и истерии. Лечат этим растением спазмы желудка и боли при месячных. Водочная настойка из листьев белены способна помочь при подагре и ревматизме, а отвар из них помогает при воспалении. Мазь, приготавливаемую из этого растения, применяют для лечения туберкулёза костей. Употреблять лекарства, содержащие белену, противопоказано при глаукоме и не рекомендуется при беременности и во время лактации.

            Целебные свойства лекарственной мандрагоры

            Мандрагора - известное лекарственное растение семейства пасленовыхВ средние века этому растению приписывали колдовские свойства – способность приворожить любимого человека, облегчить зачатие, принести удачу и отогнать болезни. Причём, последнее свойство мандрагоры, в отличие от остальных, подтверждено веками медицинской практики. Её листья применяют в качестве болеутоляющего средства, прикладывая к ранам. Настойки и экстракты, сделанные из корня мандрагоры, используют при лечении желудка, болей в суставах, а также патологий кожи. Не рекомендуется применять лекарства, созданные на основе мандрагоры, людям, плохо переносящим действие скополамина.

            Целебные свойства перца

            Лекарственные растения семейства пасленовых включают также обычный горький перец. Он, кроме вкусовых качеств, обладает лечебными свойствами. Настойку из острого перца применяют при лечении радикулита, а водочной настойкой пользуются как средством против простуды и кишечных инфекций. Жгучий перец входит в состав лечебного перцового пластыря. Также добавляют острый перец и в косметические средства – для улучшения роста волос и повышения кровообращения. Не рекомендуется употреблять внутрь препараты, содержащие перец, людям с заболеваниями желудка.

            Целебные свойства паслёнов

            И, наконец, растения, давшие название семейству паслёновых. Они тоже способны лечить немало болезней. Так, например, чёрный паслён применяется при лихорадках, циррозе печени, а также лечении псориаза и лишаев. Отваром из стеблей горько-сладкого паслёна лечат лишаи и ревматизм. Перцевидным паслёном лечат ангину, а сосочковый паслён применяется как отхаркивающее средство. Употреблять паслёны не следует при заболеваниях поджелудочной железы и печени, а также при беременности, диарее и гипотонии.

            magialink.ru


            Смотрите также

            Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта