Отличие растений от животных 7 класс. §2. Современная зоология

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Отличие растений от животных 7 класс


ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ЖИВОТНЫХ ОТ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ - ВСТУПЛЕНИЕ - Учебник Биология 7 класс Соболь В.И.

ВСТУПЛЕНИЕ

Сравнение - это сопоставление объектов или явлений для установления их сходства и различия.

Из учебника

§4. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ЖИВОТНЫХ ОТ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ

Основное понятие: ЖИВОТНЫЕ

Вспомните! Дайте определение понятиям «грибы» и «животные».

Подумайте

В 2012 году в лесах на острове Борнео американскими учеными был обнаружен новый вид организмов, который назвали Губка Боб Квадратные Штаны на честь главного героя мультсериала телеканала Nickelodeon. Почему ученые отнесли этот вид к грибам, а не к животным или растениям?

СОДЕРЖАНИЕ

Какие отличия животных на уровне клеток?

Животные, как и растения и грибы - представители эукариот, т. е. организмов, клетки которых имеют ядро. Кроме ядра, общими признаками в строении клеток, как Вы уже знаете, является наличие цитоплазмы с органелами и поверхностного аппарата. Но между представителями этих групп существуют различия в строении клеток.

В клетках растений и грибов над мембраной расположена плотная клеточная стенка из углеводов, которая ограничивает подвижность тела. У растений она построена из целлюлозы, а у большинства грибов - из хитина. Животная клетка имеет только клеточную мембрану с тонким надмембранним слоем, построенным из углеводов. Клеточной плотной стенки у животных клеток нет. Это способствует изменению формы клеток и активному образу жизни животных организмов.

Ил. 12. Строение клеток: 1 - растительного; 2 - животной, 3 - грибной

Признаком отличия растительных клеток является наличие в цитоплазме особых органелл - пластид. Большинство этих органелл имеют зеленую окраску - это хлоропласты. Они содержат зеленый пигмент - хлорофилл, с помощью которого клетки растений поглощают свет и образуют органические вещества из неорганических. Бесцветные пластиди - лейкопласты - запасают питательные вещества, а оранжевые и красные пластиди - хромопласта - придают органам растений соответствующего окраса. Клетки грибов и клетки животных пластид не имеют, поэтому им свойственно гетеротрофне питания.

В цитоплазме растительных клеток и клеток грибов есть вакуоли, заполненные клеточным соком. Вот только у растений они крупные, а у грибов - меньше. В клетках животных вакуоли тоже могут быть, но они мелкие и выполняют другие функции (например, переваривание веществ или накоплении продуктов обмена для удаления).

Клетки животных, растений и грибов различаются также включениями. Это непостоянные структуры клетки, которые выполняют в основном запасаючу функцию. В клетках растений в виде включений запасаются углеводы и крахмал, а в клетках животных и грибов - гликоген.

Следовательно, определяющими причинами отличия животных от растений и грибов является их особенности на уровне клеток, а именно:

1) отсутствие жесткой клеточной стенки; 2) отсутствие пластид; 3) отсутствие вакуолей с клеточным соком; 4) наличие включений с глікогеную.

Какие отличия животных на уровне тканей, органов и систем органов?

Наиболее существенной особенностью организма животных является специализация тканей и всех систем органов на осуществлении жизненных функций.

Вы помните, что у высших растений формируются различные типы тканей: образующие, покровные, основные, ведущие. Они состоят из живых и мертвых клеток, между которыми могут быть более-менее развитые промежутки - міжклітинники. В животных тканях, которыми являются эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная, міжклітинників нет, клетки в основном живые, а промежутки между клетками могут быть заполнены межклеточным веществом. У грибов настоящих тканей и, соответственно, органов и систем органов нет.

Органы животных очень разнообразны и состоят из нескольких типов тканей, но один из них всегда преобладает и определяет его основную функцию. Все органы организма животного взаимосвязаны и образуют различные системы органов. У растений меньше разнообразие органов. Они бывают вегетативными (корень, побег) и генеративными (например, семя, цветок). Эти органы образуют подземную и надземную системы. А в грибов настоящих органов и систем органов вообще нет.

- Итак, животные отличаются от растений и грибов большим разнообразием органов и систем органов, которые специализируются на осуществлении жизненных функций

Какие особенности жизнедеятельности животных?

Самые общие различия между животными, растениями и грибами касающиеся питания и движения. У животных, как Вы уже четко запомнили наблюдается гетеротрофне питания и активный образ жизни. Автотрофне питания и прикрепленный образ жизни видим у растений. А грибы - это клеточные эукариотные организмы, для которых характерны гетеротрофне питания и прикрепленный образ жизни.

 

Особенности жизнедеятельности животных

1.

Питания гетеротрофне

2.

Движение активный

3.

Дыхание с помощью специализированных органов

4.

Транспорт веществ с помощью кровеносной системы

5.

Выделение с помощью специализированных органов

6.

Рост преимущественно ограничен

7.

Половое размножение преимущественно

8.

Регуляций процессов нервная и гуморальная

9.

Раздражимость с помощью органов чувств в виде таксисів и рефлексов

Появление специализированных органов дыхания - жабр у водных обитателей, трахей и легких у наземных - по сравнению с растениями и грибами в разы увеличивает поверхность газообмена между организмом и средой. Животное получает благодаря этому больше кислорода, в его теле активнее окисляющиеся питательные вещества, и в результате высвобождается большое количество энергии, необходимой для процессов жизнедеятельности.

Тело животных компактное и приспособленное к перемещению, поэтому транспорт веществ должно быть быстрым, что обеспечивает специализированная кровеносная система. У растений неорганические и органические вещества транспортируются с помощью мостиков между клетками и проводящими тканями. Грибы же настоящих тканей вообще не имеют, поэтому перемещение веществ осуществляется клетками их вегетативного тела - грибницы, или мицелия.

Выделения у животных имеет большое значение, поскольку в процессе интенсивного обмена веществ образуются вредные продукты обмена, которые нужно быстро удалить из организма. Поэтому у животных в процессе эволюции образуются специальные органы выделения, формирующих выделительную систему. Эти органы удаляют из организма мочевину, мочевую кислоту и аммиак, являющихся продуктами распада азотистых веществ. У растений схожих отходов образуется немного. Это объясняется типом их питания и отсутствием мышечной активности. У грибов и растений таких органов нет, и избавляются они от вредоносного и ненужного на уровне клеток. Некоторые продукты жизнедеятельности накапливаются у растений в листьях и удаляются при ноябре.

Рост у животных преимущественно ограничен, у растений и грибов - неограниченный. Преобладающей формой размножения животных половая, которая обеспечивается половой системой мужских и женских органов, тогда как у растений и грибов очень хорошо развито неполовое размножение, которое осуществляется преимущественно путем образования спор и вегетативно.

Регуляция процессов у животных является более совершенной благодаря наличию нервной и эндокринной систем. У растений и грибов гуморальная регуляция с помощью фитогормонов, и осуществляется она гораздо медленнее.

Раздражимость у животных реализуется быстрее благодаря развитым органам чувств и нервной системы. Реакция на влияние среды происходит в виде двигательных таксисів и рефлексов благодаря развитой опорно-двигательной системе. У растений и грибов раздражимость связана с ростовыми реакциями, которые называются тропізми.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учимся познавать

Распознавание изображений - это отнесение исходных явлений, объектов к определенной группе с помощью выделения существенных признаков. Этот метод познания часто называют классификацией без учителя, или априори, как говорят ученые, поскольку осуществляется деление на классы без применения собственного или чужого опыта. Выделите существенные признаки и розпізнайте с их помощью среди предложенных иллюстраций растительную и животную клетки.

Приведите в соответствие

Розпізнайте на иллюстрациях ткани и приведите в соответствие приведенные виды растительных и животных тканей с их изображениями: 1 - хрящевая ткань животного, 2 - покровная ткань листа растения, 3 - реснитчатый эпителий животные, 4 - нервная ткань животного, 5 - образовательная ткань корня растения, 6 - основная ткань растения.

РЕЗУЛЬТАТ

Оценка

Вопросы для самоконтроля

1-6

1. Какие основные части клетки? 2. Назовите определяющие причины отличий животных от растений и грибов на уровне клеток. 3. Приведите примеры органов, которые есть в рыб. 4. Назовите основную особенность тканым животного организма. 5. Назовите системы органов животных. 6. Дайте определение понятия «животное».

7-9

7. Укажите особенности клеток животных. 8. Чем ткани животных отличаются от растительных тканей? 9. Перечислите особенности проявлений жизнедеятельности животных.

10-12

10. По каким признакам можно различать на рисунках клетки и ткани животных и растений?

schooled.ru

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ЖИВОТНЫХ ОТ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ. ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ЖИВОТНЫХ - ВСТУПЛЕНИЕ — УРОКИ БИОЛОГИИ - 7 класс - к учебнику Л. И. Остапченко

ВВЕДЕНИЕ (4 часа)

Урок 1. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ЖИВОТНЫХ ОТ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ. ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ЖИВОТНЫХ

Владеть знаниями все равно, что владеть сокровищем.

Народная мудрость

Цель урока: сформировать у учащихся представление о основные отличия животных от растений и грибов. Рассмотреть главные признаки, характерные для животных организмов. Развивать логическое мышление и воображение, умение сравнивать и анализировать. Воспитывать бережное отношение к живому.

Основные понятия: зоология, гетеротрофне и автотрофне питания, признаки живого, раздражимость, движение, развитие, размножение, хищники, растительноядные, всеядные, паразиты, сапротрофи.

Оборудование и материалы: таблицы: «Животные», «Грибы», «Растения», «Экосистема леса».

Тип урока: усвоение новых знаний (вводный).

План-схема урока

Этап урока

Время

(мин)

Формы и методы деятельности учителя

Результат деятельности

И. Организационный этап

1

Организация класса.

Настройка на продуктивную работу.

Заинтересованность учеников

 

1

Разминка «Объясните эпиграф к уроку»

II. Актуализация опорных знаний

2

Фронтальная беседа с элементами проблемного обучения.

Работа в парах.

Работа в четверках

Актуализация опорных знаний на базе известного.

 

Припоминание признаков живого.

3

Нахождение различий между растениями,

 

3

животные и грибами

III. Мотивация учебной деятельности

3

Межпредметные связи с литературой

Мотивировка дальнейшей деятельности по теме урока

IV. Усвоение новых знаний

5

Отчеты четверок.

Объяснение учителя с использованием учебника.

Работа с учебником.

Описание животных выбранной экосистемы

Обсуждение различий между растениями, грибами и животными.

Исправления ложных представлений, учение способов питания животных.

Приведение примеров животных с разными способами питания.

Практическое использование полученных знаний

5

3

5

V. Обобщение и систематизация знаний

5

Составление диаграммы Вена.

Составление опорной схемы

Систематизация основных различий между растениями, животными и грибами. Обобщение знаний о способах питания животных

4

VI. Итоги урока

2

Упражнение «Снежный ком»

Выделение главного в изученном, подведение итога урока

VII. Домашнее задание

1

Репродуктивные задачи; задачи на повторение

Усвоение материала. Подготовка учащихся к следующему уроку

I. Организационный этап.

Разминка. Учитель предлагает учащимся зачитать эпиграф и высказать свои мнения относительно народной мудрости.

II. Актуализация опорных знаний.

Объявление темы и цели урока.

Виртуальная прогулка в лесу.

Представьте, что вы в осеннем лесу. На какие грибы вы можете встретить? Какие растения растут в вашем воображаемом лесу? Вспомните из курса биологии 6-го класса основные признаки живого. Какие из этих признаков свойственны представителям грибов и растений? Запишите их в тетрадь (работа в парах).

Если во время путешествия по лесу вы ведете себя тихо, то можете натолкнуться на животных. Остановитесь, посмотрите под ноги. Которых самых маленьких обитателей леса, что спешат к муравейнику, вы можете увидеть? Поднимите голову, взглядом отыщите на деревьях птиц. Назовите, каких лесных птиц вы знаете. Почему животных труднее отыскать в лесу, чем растения и грибы? Какие признаки отличают животных от растений и грибов (работа в четверках)?

III. Мотивация учебной деятельности.

Прочитайте фрагмент стихотворения. Проанализируйте, как питаются животные, упомянутые в стихе.

Листочек осуществляет фотосинтез, работает,

Берегу всю пищу отдает, не бездельничает.

Вплоть здесь где гусеница взялась и ползет,

Листок она кусает, и кусает, и грызет.

Увидел гусеница дрозд - взлетел аж до небес,

Ибо гусеница для птиц - это деликатес.

Дрозд хитрую ту личинку в клюв схватил,

Листочка от напасти моментально уволил.

IV. Усвоение новых знаний.

1. Характеристика основных различий растений, грибов и животных (с использованием результатов работы в парах и четверках (презентация отчетов работы)).

2. Объяснение учителем особенностей питания животных с использованием иллюстративного материала учебника (с. 10, рис. 6).

3. Работа с учебником. Привести примеры животных с разными способами добывания пищи.

4. Характеристика способов питания животных на примере леса (озера, луга и др, таблицей, рисунком).

V. Обобщение и систематизация знаний.

1. Составление диаграммы Вена для сравнения животных, растений и грибов.

2. Составление опорной схемы «Способы питания животных», привести примеры растительноядных, хищников, сапротрофів, паразитов, усеїдних.

VI. Итоги.

Подведение итогов с использованием упражнения «Снежный ком». Слово, предложение, вопрос. Например:

Животные.

Животные живут рядом с нами.

Какое питание у животных?

Упражнение повторяют все желающие ученики.

VII. Домашнее задание.

Проработать §§ 1, 2. Повторить строение клетки растений и грибов (6-й кл.).

schooled.ru

Современная зоология, разница между растениями и животными



Каковы черты сходства и различия между растениями и животными?

Растения и животные растут, питаются, развиваются, размножаются, умирают. В отличие от растений, животные в большинстве случаев ведут подвижный (неприкреплённый) образ жизни, являются гетеротрофами (большинство растений – автотрофы) по способу питания.

Для чего надо знать зоологию?

Роль знаний о животных в повседневной жизни человека с развитием человечества снизилась. Однако возросло значение зоологических знаний в науке, сельском хозяйстве, лесном хозяйстве. Знания о животных помогают добиться успехов в животноводстве, в борьбе с вредителями, выявлении и лечении болезней, сохранении и спасении редких видов.

Вопросы

1. По каким признакам классифицируют науки о животных?

В зоологии выделяются, с одной стороны, науки, изучающие отдельные стороны жизни животных — их строение, развитие, жизнедеятельность, распространение, связь с внешней средой; с другой стороны, — науки, изучающие отдельные, наиболее крупные и практически важные группы животных (аретология, ихтиология, териология и т.п.).

2. Почему охранять животных и заботиться об их видовом многообразии должен каждый человек на Земле.

Человек относится к миру животных. Обеспечивая видовое разнообразие животных, человек гарантирует устойчивость природных комплексов. Устойчивое развитие природы является обязательным условием нормального существования человека. Каждый организм, даже самый маленький, занимает свою нишу и является важным звеном в природных круговоротах.

Задания

Пользуясь различными источниками информации, подготовьте с одноклассниками конференцию на тему «История отечественной зоологии». В ходе ее обсудите основные этапы и значение научной деятельности ученых в становлении отечественной зоологии.

После открытия в 1725 г. Академии наук, а в 1755 г. Московского университета в России начинается быстрое формирование русской науки. Еще в 1720 г. Петр Великий отправил в Сибирь ученого врача Даниила Мессершмидта, который семь лет путешествовал по Сибири и привез оттуда богатые коллекции зверей и птиц. Еще более богатые сборы и открытия сделали участники второй Камчатской северной экспедиции 1733—1742 гг.: С. П. Крашенинников, Гмелин Старший, Стеллер. Громадное влияние на развитие русского естествознания оказали исследования гениального сына русского народа М. В. Ломоносова, своими блестящими открытиями опередившего западную науку. Почти всю жизнь прожил в России академик П. С. Паллас. Он и его современники И. Лепехин, Гмелин Младший и А. Гюльденштедт обследовали восток и юг Европейской части России, Западную Сибирь, Алтай, Байкал и Забайкалье. В XIX в. зоологическое обследование России продолжалось экспедициями Академии наук (К. Бэр, А. Ф. Миддендорф), Московскими обществами испытателей природы и любителей естествознания (С. Карелин, Н. А. Северцов, А. П. Богданов, А. П. Федченко) и Русским географическим обществом (Н. М. Пржевальский, И. Потанин, П. К. Козлов, М. Н. Богданов, П. П. Семенов-Тян-Шанский).

Громадное значение для изучения фауны морей сыграло открытие биологических станций: Севастопольской биологической станции (основанной А. О. Ковалевским в 1871 г.), Неаполитанской зоологической станции (А. Дорн, 1872), пресноводной станции на Глубоком озере под Москвой (Н. Ю. Зограф, 1891), Мурманской станции (К. М. Дерюгин, 1896), Байкальской лимнологической станции и др.

Выход в свет в 1859 г. «Происхождения видов» Ч. Дарвина явилось крупным поворотным этапом в истории зоологии. Ч. Дарвин убедительно доказал, что животный мир изменяется в результате естественного развития; формирование новых видов происходит в борьбе за существование и за счет выживания наиболее приспособленных.

На основе созданного Дарвином эволюционного учения зоология стала быстро развиваться. Большие успехи были достигнуты в систематике. Об этом свидетельствует описание многих новых видов животных. Если Аристотель описал только около 500 животных, то К. Линнею стало известно 4208 видов, в начале XIX в. их было описано 48 тыс., в конце XIX столетняя — 400 тыс., а сейчас известно более 1 млн видов. Основательную поддержку эволюционное учение получило в России. Большое значение для развития зоологии имели экспедиции А.Ф. Миддендорфа на север и восток Сибири, П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, их учеников и последователей в Центральную Азию, исследования по сравнительной эмбриологии А.О. Ковалевского и И.И. Мечникова, по палеонтологии — В.О. Ковалевского, по физиологии — ИМ. Сеченова и И.П. Павлова.

Широко известны успехи отечественных зоологов в XX в. Были продолжены исследования в разных областях зоологии. А.Н. Северцов и И.И. Шмальгаузен создали фундаментальные труды по эволюции животных. М.А. Мензбир, П.П. Сушкин, Г.П. Дементьев продолжили исследования по фауне и зоогеографии, Н.К. Кольцов — по генетике и эмбриологии, Д.Н. Кашкаров, А.Н. Формозов — по экологии. Е.Н. Павловский разработал теорию природно-очаговых заболеваний и заложил научные основы борьбы с природно-очаговыми инфекционными болезнями человека и домашних животных (чумой, туляремией, энцефалитом и др.]. Широко известны успехи отечественной зоологии в изучении червей-паразитов школой К.И. Скрябина.

Изучение животных имеет длительную и интересную историю. Исследованиями многих ученых создана современная зоологическая паука, имеющая важное значение. Она продолжает успешно развиваться.

resheba.com

каковы черты сходства и различия между растениями и животными. биология 7 класс

Особенность молекулярной организации растительных клеток состоит в том, что в них находится фотосинтезирующий пигмент — хлорофилл. Благодаря фотосинтезу в атмосфере Земли накапливается - кислород и ежегодно образуются сотни миллиардов тонн органических веществ. - Растениям, как и животным, присущи такие свойства живого, как рост (деление клеток за счет митоза) , развитие, обмен веществ, раздражимость, движение, размножение, причем половые клетки животных и растений формируются путем мейоза и в отличие от соматических имеют гаплоидный (п) набор хромосом. Клетки и растений, и животных окружены тонкой цитоплазматической мембраной. Однако у растений имеется еще толстая целлюлозная клеточная стенка. Клетки, окруженные твердой оболочкой, могут воспринимать из окружающей среды необходимые им вещества только в растворенном состоянии. Поэтому растения питаются осмотически. Интенсивность же питания зависит от величины поверхности тела растения, соприкасающейся с окружающей средой. Вследствие этого у большинства растений наблюдается значительно более высокая степень расчлененности, чем у животных, за счет ветвления побегов и корней. Существование у растений твердых клеточных оболочек обусловливает еще одну особенность растительных организмов — их неподвижность, в то время как у животных мало форм, ведущих прикрепленный образ жизни. Именно поэтому распространение животных и растений происходит в разные периоды онтогенеза: животные расселяются в личиночном или во взрослом состоянии; растения осваивают новые местообитания путем переноса ветром или животными зачатков (спор, семян) , находящихся в состоянии покоя. Растительные клетки отличаются от клеток животных особыми органоидами-пластидами, а также развитой сетью вакуолей, в значительной мере обусловливающих осмотические свойства клеток. Животные клетки изолированы друг от друга, а у клеток растений каналы эндоплазматической сети через поры в клеточной стенке сообщаются друг с другом. В качестве запасных питательных веществ в клетках животных накапливается гликоген, а в растительных — крахмал. Форма раздражимости у многоклеточных животных — рефлекс, у растений — тропизмы и настии. У растений встречается как половое, так и бесполое размножение и у подавляющего большинства их существует чередование полового и бесполого поколений. У животных определяющей формой воспроизводства потомков служит половое размножение.

touch.otvet.mail.ru

Чем животные отличаются от растений? - БИОЛОГИЯ - А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? - Каталог статей

Большинство живых существ на Земле являются либо растениями, либо животны­ми. Лишь очень ограниченное число про­стейших организмов не может быть отнесе­но ни к одной из этих групп.

Но чем же они различаются между собой?

Несмотря на достаточно четкие внешние различия, растения и животные различа­ются лишь по способу осуществления ос­новных жизненных функций. Так, для жи­вотных характерна способность к передви­жению, а у растений настоящие упорядо­ченные движения заметны только внутри клеток.

Главное же различие между ними за­ключается в том, что клетки животных могут более глубоко специализироваться для выполнения определенных функций.

Поэтому и внутреннее строение у живо­тных более сложное. У них образуются внутренние органы, тогда как даже у вы­сших растений их функцию выполняют группы клеток — органоиды.

Животные наделены сложной нервной системой, регулирующей их отношения с внешним миром, растения же зависят от условий своего существования и прежде всего от таких факторов, как свет и сила тяжести.

В качестве основного источника энергии растения используют солнечный свет, с по­мощью которого они синтезируют необхо­димые для жизни вещества.

Животные же в качестве источника энергии используют растения, независимо от того, поедают они растения или траво­ядных животных.

И сами процессы, которые происходят в организмах животных, намного сложнее, чем у растений.

Существенное различие между живо­тными и растениями заключается и в том, как они добывают еду.

Для нормальной жизни всякого живого организма должно существовать равнове­сие между производимой им и потребляе­мой энергией. Для этого используются оп­ределенные вещества — ферменты, регули­рующие синтез новых молекул и их разру­шение, при котором освобождается энергия. Их взаимодействие и определяет об­мен веществ в организме.

Несмотря на огромное разнообразие, все живые организмы состоят из одних и тех же веществ, как дома из строительных блоков: белков, углеводов, нуклеиновых кислот и жиров.

Нуклеиновые кислоты являются носи­телями генетической информации, переда­ющейся потомству. Белки служат строи­тельным материалом для организма, а уг­леводы и жиры являются основными ис­точниками энергии.

Вот чем отличаются и чем похожи друг на друга растения и животные.

zvonoknaurok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта