Особенности насекомоопыляемых растений. Урок биологии по теме: "Способы опыления у покрытосеменных растений"в 6-м классе

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Что такое опыление? Особенности ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Особенности насекомоопыляемых растений


Что такое опыление? Особенности ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестиков.

Различают 2 типа опыления: самоопыление и перекрестное (насекомыми, искусственное, ветром).Опыление - важный процесс, без которого не происходит образование плодов и семян.

Перенесение пыльцы с цветка одного растения на цветки другого называется перекрестным опылением.

Чаще всего перекрестное опыление осуществляется насекомыми, ветром, но может еще переноситься водой, птицами, животными.

У насекомоопыляемых растений в процессе эволюции выработалось ряд приспособлений:

1. Цветки крупные одиночные, яркоокрашенные. 2. Мелкие соцветия обычно собраны в соцветия, тоже яркоокрашенные. 3. Сладкий сок нектар, расположенный в глубине цветка и вырабатываемый особыми железками - нектарниками. 4. Аромат цветков усиливается в большинстве случаев к ночи. Такие цветки опыляются ночными бабочками. Ландыш, роза, левкой, сирень - издают нежный, тонкий аромат, а цветки клевера, яблони, груши пахнут медом, поэтому всегда окружены роем пчел. 5. Пыльца крупная, липкая, шероховатая легко прилипает к мохнатому телу насекомых. Опыление насекомыми наиболее экономичный и эффективный способ, который широко применяется в сельском хозяйстве для повышения урожайности растений. С этой целью на полях гречихи, с садах специально расстанавливают ульи и получают в 2-3 раза урожай выше.

У ветроопыляемых растений выработались свои приспособления, отличающиеся от насекомоопыляемых:

1. Растут большими скоплениями. 2. Созревают много пыльцы.3. Пыльца сухая, мелкая. 4. Зацветают раньше, чем распустятся листочки, чтобы пыльца не задерживалась. 5. Цветки мелкие, невзрачные, обычно собраны в соцветия, не издают запаха. 6. Пыльники на длинных ножках свисают из цветка. 7. Крупные и пушистые рыльца, как и тычинки, высовываются из цветка. 8. Не имеют нектарников. В природе опыление многих растений происходит с помощью ветра.

2. Что такое рефлекс? Рефлекторная дуга на примере коленного рефлекса.

Pефлекс - реакция организма на изменения внешней или внутренней среды, осуществляемая при посредстве центральной нервной системы в ответ на раздражение рецепторов.

Рефлекторная дуга - это путь, по которому раздражение (сигнал) от рецептора проходит к исполнительному органу. Структурную основу рефлекторной дуги образуют нейронные цепи, состоящие из рецепторных, вставочных и эффекторных нейронов. Именно эти нейроны и их отростки образуют путь, по которому нервные импульсы от рецептора передаются исполнительному органу при осуществлении любого рефлекса.

Рефлекторная дуга состоит из пяти отделов:

1.рецепторов, воспринимающих раздражение и отвечающих на него возбуждением. Рецепторы расположены в коже, во всех внутренних органах, скопления рецепторов образуют органы чувств (глаз, ухо и т. д.).

2. чувствительного (центростремительного) нервного волокна, передающего возбуждение к центру; нейрон, имеющий данное волокно, также называется чувствительным.

3. нервного центра, где происходит переключение возбуждения с чувствительных нейронов на двигательные; Центры большинства двигательных рефлексов находятся в спинном мозге. В головном мозге расположены центры сложных рефлексов, таких, как защитный, пищевой, ориентировочный и т. д. В нервном центре происходит синаптическое соединение чувствительного и двигательного нейрона.

4.двигательного (центробежного) нервного волокна, несущего возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу; Центробежное волокно - длинный отросток двигательного нейрона. Двигательным называется нейрон, отросток которого подходит к рабочему органу и передает ему сигнал из центра.

5. эффектора - рабочего органа, который осуществляет эффект, реакцию в ответ на раздражение рецептора. Эффекторами могут быть мышцы, сокращающиеся при поступлении к ним возбуждения из центра, клетки железы, которые выделяют сок под влиянием нервного возбуждения, или другие органы.

Коленный рефлекс относится к группе безусловных рефлексов. Его можно проверить, попросив больного положить одно колено на другое и легко, но резко ударить в область под надколенником (в ямку). В норме конечность совершит разгибание. Физиология процесса основана на том, что при воздействии на мышечное сухожилие (четырехглавой мышцы бедра), оно растягивается и действует на мышцу разгибающую ногу. Это провоцирует самопроизвольное выпрямление ноги. Значение коленного рефлекса в обеспечении функции поддержания позы и равновесия.

Схема передачи основана на том, что импульс, полученный во время удара, от рецепторов (нервно-мышечных веретен) передается по аксонам к телам чувствительных нейронов (клеток, находящихся в узлах около спинного мозга). Далее возбуждение передается в серое вещество спинного мозга, после чего двигательные клетки заставляют сократиться четырехглавую мышцу (нога «подпрыгнет»).

Билет № 19

cyberpedia.su

Особенности ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Ветроопыляемые растения растут большими группами и: 1. Прицветник – листообразный орган, который закрывает и защищает структуры цветка. 2. Тычиночные нити длинные и гибкие, поэтому пыльники могут быть вынесены наружу. 3. Пыльники подвижны – подвешены за средину для того, чтобы пыльца вытряхивалась из них порывами ветра. 4. Пыльца вырабатывается в огромных количествах, т. к. при распространении ветром очень велики ее потери. 5. Рыльца длинные и перистые, имеющие большую поверхность для захватывания пыльцы, свешиваются из цветка наружу в поток воздуха, несущий пыльцу. 6. Лепестки очень мелкие, не имеют яркой окраски, так как они не служат для привлечения насекомых и не должны мешать попаданию пыльцы на рыльца. Вместе с очень маленькими чашелистиками лепестки создают лодикулу, которая удерживает два прицветника так, чтобы они не закрывали цветок от ветра. 7. Нектар не вырабатывается, т. к. его производство – очень сложный биохимический процесс, а привлекать насекомых-опылителей им не нужно. 8. Завязь, как правило, содержит одну семяпочку. 

У насекомоопыляемых : 1. Короткие, прочные тычиночные нити, чтобы выдержать вес насекомого; 2. Пыльники располагаются внутри венчика, имеют клейкую поверхность, чтобы удержать пыльцу до появления насекомого.3. Пыльцевые зерна крупные с липкими выступами, чтобы прилипнуть к телу насекомого. 4. Рыльце расположено внутри венчика, в положении, обеспечивающем контакт с телом прилетевшего насекомого. Поверхность рыльца сравнительно мала, т. к. насекомые переносят пыльцу довольно точно. Столбик его жесткий, чтобы опыляющее насекомое не могли его повредить. 5. Лепестки ярко окрашены и большие. Они должны привлекать внимание насекомого. Кроме того на них часто имеются волоски или отметины, указывающие насекомым путь к нектарнику (часто эти рисунки видны только в ультрафиолетовой части спектра) . Венчики цветков могут привлекать насекомых и своей формой (например, орхидеи мимикрируют под самок насекомых ), служить им местом отдыха или туннелем, направляющим их к репродуктивной части цветка. Запах или нектар могут привлекать или награждать насекомых. Запах цветку придают производные жирных кислот, а нектар представляет собой раствор сахара, имеющий высокую калорийность.

Оцени ответ

napyaterku.com

"Способы опыления у покрытосеменных растений"в 6-м классе

Разделы: Биология

Цели и задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с различными способами опыления уцветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений.

Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать,

систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником.

Воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, создавать ситуацию

успеха у детей, прививать любовь к природе.

Оборудование:

таблицы: “Строение цветка”,

“Опыление цветков насекомыми”,

“Ветроопыляемые растения”,

“Искусственное опыление кукурузы”

  • карточки с изображением растений
  • карточки с заданиями,
  • заготовки таблицы.

Предварительная подготовка к уроку: учащиеся класса делятся на две группы.

Ход урока

Организационная часть

Актуализация знаний учащихся

Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Чем отличаются покрытосеменные растения от голосеменных?
  2. Почему покрытосеменные растения называются цветковыми.?
  3. Какие растения называются цветковыми?
  4. Что такое цветок?
  5. Что является главными частями цветка'?
  6. какое строение имеет пестик?
  7. Что развивается из завязи пестика?
  8. Какое строение имеет тычинка?
  9. Что находится в пыльнике тычинки?

3 Постановка целей урока

Таким образом мы выяснили, что цветок -- орган семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами, но чтобы это произошло должно произойти опыление, а затем оплодотворение.

Наша задача сегодня познакомиться с процессом опыления, рассмотреть виды опыления, выяснить особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, рассмотреть процесс осуществления искусственного опыления, выяснить с какой целью оно производится.

4 Изучение новой темы

Слово “ опыление” многим из вас знакомо. Чаще всего мы его говорим, когда видим какое- либо насекомое на цветке -А что же такое опыление'?

Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика ( запись определения в тетрадь)

Цветковые растения в процессе длительной эволюции выработали различные приспособления для эффективного опыления. Существует несколько видов опыления:

Вопросы для беседы:

Что такое самоопыление ?

Для каких растений оно характерно?

В чем сущность перекрестного опыления?

Какое опыление встречается чаще!

Ответить на эти вопросы нам поможет учебник ( В.В. Пасечник.Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения.-М. ; Дрофа, 2000.)

( Одна группа учащихся ищет в тексте п. 44 понятие “ самоопыление”, другая “перекрестное опыление”, затем определения записываются в тетрадь.)

Самоопыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика этого же цветка.

Характерно для гороха, пшеницы, картофеля sтомата. Часто происходит еще в нераскрывшихся цветках, то есть в бутоне.

Перекрестное опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльца пестиков других цветков.

Характерно для клевера, березы, яблони и т.д.

Чаще происходит перекрестное опыление.

Вопрос: Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родительское растение, а при каком не совсем? Почему. ?

Предполагаемый ответ:

При самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к. опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении будет несколько отличаться от родительского растения.

В зависимости от способа переноса пыльцы среди перекрестноопыляемых растений различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые.

Вопрос: Какие признаки приспособленности появились в процессе эволюцииу ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений?

Группам учащихся предлагаются карточки с изображением растений. Одна группа составляет букет из насекомоопыляемых растений, а другая - из ветроопыляемых.

Каждая команда объясняет свой выбор. Учитель дополняет ответы детей.

Учащимся предлагается заполнить таблицу на оценку (удобно заранее распечатать шаблоны таблицы для каждого учащегося в целях экономии времени) .

Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак “+”, если нет, то “-”.

Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Признаки

Насекомоопыляемые растения Ветрооыляемые растения
1 Крупные яркие цветки    
2 Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия    
3 Наличие нектара  
 
4 Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия    
5 Наличие аромата    
6 Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество    
7 Крупная липкая шероховатая пыльца    
8 Растут большими скоплениями, образуя заросли    
9 Растения цветут весной до распускания листьев    

  Таким образом, мы выяснили, что насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения отличаются друг от друга рядом признаков, и по внешнему виду мы часто можем определить способ опыления растений.

Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и искусственное опыление.

Искусственное опыление- опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. ( Запись определения в тетрадь) Возможно искусственное самоопыление и перекрестное опыление.

Вопрос: Каким образом осуществляется искусственное опыление. ?

Рассказ учащегося о способах искусственного опыления растений с использованием таблицы “ Искусственное опыление кукурузы”.

5. Первичная проверка усвоения материала

Вывод: в ходе урока мы выяснили, что опыление происходит в природе, и, кроме того, его может производить в своих целях человек. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и, следовательно,оплодотворению. ( Вывод формулируют учащиеся )

6. Закрепление

А сейчас проверим, насколько вы поняли изученную тему. К нам в школу пришло 2 письма от жителей цветочного города. Вы все, наверное, помните одного из жителей этого города - Незнайку, которого придумал писатель Носов. Незнайка решил всерьёз заняться ботаникой, но как обычно все перепутал.

Ваша задача - найти в стихах Незнайки биологические ошибки. А второе письмо от Знайки. Он также просит ответить вас на свои вопросы, которые отличаются от вопросов Незнайки своей серьёзностью и правильностью.

Вы уже разделились на две команды. Команды будут отвечать на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ - 1 балл.

1 конкурс “ Сочинения Незнайки”

1.

Цветок раффлезии душистой Для радости пчелы пушистой Зацвел на Солнечной поляне - Давайте мы туда заглянем !

( Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев)

2.

Одинокий цветок одуванчика Беззаботно дрожит на ветру.

(У одуванчика соцветие корзинка)

3.

Во поле береза стояла, И ее пчела опыляла.

(Берёза опыляется ветром)

4.

Колокольчики мои, Цветики! Весною Вместе с ландышем цвели В поле, за рекою.

(Колокольчики цветут летом, ландыши растут в лесу)

5.

Как на нашей грядке Расцвел горошек сладкий. Мушки, пчелки налетят, Будем урожая ждать.

(Горох - самоопыляемое растение)

6.

Знают все: и стар, и мал Вкусен плод картофеля. Вырос знатный урожай ! Правда ведь, не плохо ли ? !

(Плод картофеля - ягода - ядовитый. В пищу употребляют видоизмененные побеги - клубни )

2 конкурс “Почемучка” - вопросы от Знайки.

  1. Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и желтого цвета ? (Для привлечения ночных насекомых )
  2. Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не повлияет ? (Рожь опыляется ветром, пшеница – самоопыляемое растение )
  3. Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян не было ? ( Не было естественных опылителей - шмелей )
  4. Почему весной мало кто из людей замечает цветение березы? (Ветки мелкие, невзрачные)
  5. Пустоцветы, расположенные на главном стебле и плетях огурцов, не образуют плодов. “Раз пустоцветы не образуют плодов, то они излишни”, - подумал неопытный огородник и оборвал их. Какую ошибку он допустил? (Пустоцветы - тычиночные цветки, в них образуется пыльца, оборвав их, огородник сделал невозможным опыление)
  6. Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой нет. Почему гак произошло? (Один цветок был опылен насекомыми, а другой нет)
  7. Цветок томата ещё в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, потом образовался плод. Каким путем произошло опыление? (Самоопыление)

  8. Цветок вишни ещё в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, цветение закончилось, но плода не образовалось. Почему? (Вишня - насекомоопыляемое растение, через марлевый мешочек цветок не мог опылиться насекомыми)

По окончании конкурсов подсчитываются очки, заработанные командами. Называется команда - победительница.

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание: П. 44 с. 195-200, выучить понятия.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта