Что такое опыление? Особенности ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Особенности насекомоопыляемых растений
Что такое опыление? Особенности ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.
Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестиков.
Различают 2 типа опыления: самоопыление и перекрестное (насекомыми, искусственное, ветром).Опыление - важный процесс, без которого не происходит образование плодов и семян.
Перенесение пыльцы с цветка одного растения на цветки другого называется перекрестным опылением.
Чаще всего перекрестное опыление осуществляется насекомыми, ветром, но может еще переноситься водой, птицами, животными.
У насекомоопыляемых растений в процессе эволюции выработалось ряд приспособлений:
1. Цветки крупные одиночные, яркоокрашенные. 2. Мелкие соцветия обычно собраны в соцветия, тоже яркоокрашенные. 3. Сладкий сок нектар, расположенный в глубине цветка и вырабатываемый особыми железками - нектарниками. 4. Аромат цветков усиливается в большинстве случаев к ночи. Такие цветки опыляются ночными бабочками. Ландыш, роза, левкой, сирень - издают нежный, тонкий аромат, а цветки клевера, яблони, груши пахнут медом, поэтому всегда окружены роем пчел. 5. Пыльца крупная, липкая, шероховатая легко прилипает к мохнатому телу насекомых. Опыление насекомыми наиболее экономичный и эффективный способ, который широко применяется в сельском хозяйстве для повышения урожайности растений. С этой целью на полях гречихи, с садах специально расстанавливают ульи и получают в 2-3 раза урожай выше.
У ветроопыляемых растений выработались свои приспособления, отличающиеся от насекомоопыляемых:
1. Растут большими скоплениями. 2. Созревают много пыльцы.3. Пыльца сухая, мелкая. 4. Зацветают раньше, чем распустятся листочки, чтобы пыльца не задерживалась. 5. Цветки мелкие, невзрачные, обычно собраны в соцветия, не издают запаха. 6. Пыльники на длинных ножках свисают из цветка. 7. Крупные и пушистые рыльца, как и тычинки, высовываются из цветка. 8. Не имеют нектарников. В природе опыление многих растений происходит с помощью ветра.
2. Что такое рефлекс? Рефлекторная дуга на примере коленного рефлекса.
Рефлекторная дуга - это путь, по которому раздражение (сигнал) от рецептора проходит к исполнительному органу. Структурную основу рефлекторной дуги образуют нейронные цепи, состоящие из рецепторных, вставочных и эффекторных нейронов. Именно эти нейроны и их отростки образуют путь, по которому нервные импульсы от рецептора передаются исполнительному органу при осуществлении любого рефлекса.
Рефлекторная дуга состоит из пяти отделов:
1.рецепторов, воспринимающих раздражение и отвечающих на него возбуждением. Рецепторы расположены в коже, во всех внутренних органах, скопления рецепторов образуют органы чувств (глаз, ухо и т. д.).
2. чувствительного (центростремительного) нервного волокна, передающего возбуждение к центру; нейрон, имеющий данное волокно, также называется чувствительным.
3. нервного центра, где происходит переключение возбуждения с чувствительных нейронов на двигательные; Центры большинства двигательных рефлексов находятся в спинном мозге. В головном мозге расположены центры сложных рефлексов, таких, как защитный, пищевой, ориентировочный и т. д. В нервном центре происходит синаптическое соединение чувствительного и двигательного нейрона.
4.двигательного (центробежного) нервного волокна, несущего возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу; Центробежное волокно - длинный отросток двигательного нейрона. Двигательным называется нейрон, отросток которого подходит к рабочему органу и передает ему сигнал из центра.
5. эффектора - рабочего органа, который осуществляет эффект, реакцию в ответ на раздражение рецептора. Эффекторами могут быть мышцы, сокращающиеся при поступлении к ним возбуждения из центра, клетки железы, которые выделяют сок под влиянием нервного возбуждения, или другие органы.
Коленный рефлекс относится к группе безусловных рефлексов. Его можно проверить, попросив больного положить одно колено на другое и легко, но резко ударить в область под надколенником (в ямку). В норме конечность совершит разгибание. Физиология процесса основана на том, что при воздействии на мышечное сухожилие (четырехглавой мышцы бедра), оно растягивается и действует на мышцу разгибающую ногу. Это провоцирует самопроизвольное выпрямление ноги. Значение коленного рефлекса в обеспечении функции поддержания позы и равновесия.
Схема передачи основана на том, что импульс, полученный во время удара, от рецепторов (нервно-мышечных веретен) передается по аксонам к телам чувствительных нейронов (клеток, находящихся в узлах около спинного мозга). Далее возбуждение передается в серое вещество спинного мозга, после чего двигательные клетки заставляют сократиться четырехглавую мышцу (нога «подпрыгнет»).
Билет № 19
cyberpedia.su
Особенности ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.
Ветроопыляемые растения растут большими группами и: 1. Прицветник – листообразный орган, который закрывает и защищает структуры цветка. 2. Тычиночные нити длинные и гибкие, поэтому пыльники могут быть вынесены наружу. 3. Пыльники подвижны – подвешены за средину для того, чтобы пыльца вытряхивалась из них порывами ветра. 4. Пыльца вырабатывается в огромных количествах, т. к. при распространении ветром очень велики ее потери. 5. Рыльца длинные и перистые, имеющие большую поверхность для захватывания пыльцы, свешиваются из цветка наружу в поток воздуха, несущий пыльцу. 6. Лепестки очень мелкие, не имеют яркой окраски, так как они не служат для привлечения насекомых и не должны мешать попаданию пыльцы на рыльца. Вместе с очень маленькими чашелистиками лепестки создают лодикулу, которая удерживает два прицветника так, чтобы они не закрывали цветок от ветра. 7. Нектар не вырабатывается, т. к. его производство – очень сложный биохимический процесс, а привлекать насекомых-опылителей им не нужно. 8. Завязь, как правило, содержит одну семяпочку.
У насекомоопыляемых : 1. Короткие, прочные тычиночные нити, чтобы выдержать вес насекомого; 2. Пыльники располагаются внутри венчика, имеют клейкую поверхность, чтобы удержать пыльцу до появления насекомого.3. Пыльцевые зерна крупные с липкими выступами, чтобы прилипнуть к телу насекомого. 4. Рыльце расположено внутри венчика, в положении, обеспечивающем контакт с телом прилетевшего насекомого. Поверхность рыльца сравнительно мала, т. к. насекомые переносят пыльцу довольно точно. Столбик его жесткий, чтобы опыляющее насекомое не могли его повредить. 5. Лепестки ярко окрашены и большие. Они должны привлекать внимание насекомого. Кроме того на них часто имеются волоски или отметины, указывающие насекомым путь к нектарнику (часто эти рисунки видны только в ультрафиолетовой части спектра) . Венчики цветков могут привлекать насекомых и своей формой (например, орхидеи мимикрируют под самок насекомых ), служить им местом отдыха или туннелем, направляющим их к репродуктивной части цветка. Запах или нектар могут привлекать или награждать насекомых. Запах цветку придают производные жирных кислот, а нектар представляет собой раствор сахара, имеющий высокую калорийность.
Оцени ответ
napyaterku.com
"Способы опыления у покрытосеменных растений"в 6-м классе
Разделы: Биология
Цели и задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с различными способами опыления уцветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений.
Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать,
систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником.
Воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, создавать ситуацию
успеха у детей, прививать любовь к природе.
Оборудование:
таблицы: “Строение цветка”,
“Опыление цветков насекомыми”,
“Ветроопыляемые растения”,
“Искусственное опыление кукурузы”
- карточки с изображением растений
- карточки с заданиями,
- заготовки таблицы.
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся класса делятся на две группы.
Ход урока
Организационная часть
Актуализация знаний учащихся
Фронтальная беседа по вопросам:
- Чем отличаются покрытосеменные растения от голосеменных?
- Почему покрытосеменные растения называются цветковыми.?
- Какие растения называются цветковыми?
- Что такое цветок?
- Что является главными частями цветка'?
- какое строение имеет пестик?
- Что развивается из завязи пестика?
- Какое строение имеет тычинка?
- Что находится в пыльнике тычинки?
3 Постановка целей урока
Таким образом мы выяснили, что цветок -- орган семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами, но чтобы это произошло должно произойти опыление, а затем оплодотворение.
Наша задача сегодня познакомиться с процессом опыления, рассмотреть виды опыления, выяснить особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, рассмотреть процесс осуществления искусственного опыления, выяснить с какой целью оно производится.
4 Изучение новой темы
Слово “ опыление” многим из вас знакомо. Чаще всего мы его говорим, когда видим какое- либо насекомое на цветке -А что же такое опыление'?
Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика ( запись определения в тетрадь)
Цветковые растения в процессе длительной эволюции выработали различные приспособления для эффективного опыления. Существует несколько видов опыления:
Вопросы для беседы:
Что такое самоопыление ?
Для каких растений оно характерно?
В чем сущность перекрестного опыления?
Какое опыление встречается чаще!
Ответить на эти вопросы нам поможет учебник ( В.В. Пасечник.Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения.-М. ; Дрофа, 2000.)
( Одна группа учащихся ищет в тексте п. 44 понятие “ самоопыление”, другая “перекрестное опыление”, затем определения записываются в тетрадь.)
Самоопыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика этого же цветка.
Характерно для гороха, пшеницы, картофеля sтомата. Часто происходит еще в нераскрывшихся цветках, то есть в бутоне.
Перекрестное опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльца пестиков других цветков.
Характерно для клевера, березы, яблони и т.д.
Чаще происходит перекрестное опыление.
Вопрос: Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родительское растение, а при каком не совсем? Почему. ?
Предполагаемый ответ:
При самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к. опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении будет несколько отличаться от родительского растения.
В зависимости от способа переноса пыльцы среди перекрестноопыляемых растений различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые.
Вопрос: Какие признаки приспособленности появились в процессе эволюцииу ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений?
Группам учащихся предлагаются карточки с изображением растений. Одна группа составляет букет из насекомоопыляемых растений, а другая - из ветроопыляемых.
Каждая команда объясняет свой выбор. Учитель дополняет ответы детей.
Учащимся предлагается заполнить таблицу на оценку (удобно заранее распечатать шаблоны таблицы для каждого учащегося в целях экономии времени) .
Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак “+”, если нет, то “-”.
Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.
Признаки |
Насекомоопыляемые растения | Ветрооыляемые растения |
1 Крупные яркие цветки | ||
2 Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия | ||
3 Наличие нектара | ||
4 Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия | ||
5 Наличие аромата | ||
6 Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество | ||
7 Крупная липкая шероховатая пыльца | ||
8 Растут большими скоплениями, образуя заросли | ||
9 Растения цветут весной до распускания листьев |
Таким образом, мы выяснили, что насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения отличаются друг от друга рядом признаков, и по внешнему виду мы часто можем определить способ опыления растений.
Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и искусственное опыление.
Искусственное опыление- опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. ( Запись определения в тетрадь) Возможно искусственное самоопыление и перекрестное опыление.
Вопрос: Каким образом осуществляется искусственное опыление. ?
Рассказ учащегося о способах искусственного опыления растений с использованием таблицы “ Искусственное опыление кукурузы”.
5. Первичная проверка усвоения материала
Вывод: в ходе урока мы выяснили, что опыление происходит в природе, и, кроме того, его может производить в своих целях человек. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и, следовательно,оплодотворению. ( Вывод формулируют учащиеся )
6. Закрепление
А сейчас проверим, насколько вы поняли изученную тему. К нам в школу пришло 2 письма от жителей цветочного города. Вы все, наверное, помните одного из жителей этого города - Незнайку, которого придумал писатель Носов. Незнайка решил всерьёз заняться ботаникой, но как обычно все перепутал.
Ваша задача - найти в стихах Незнайки биологические ошибки. А второе письмо от Знайки. Он также просит ответить вас на свои вопросы, которые отличаются от вопросов Незнайки своей серьёзностью и правильностью.
Вы уже разделились на две команды. Команды будут отвечать на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ - 1 балл.
1 конкурс “ Сочинения Незнайки”
1.
Цветок раффлезии душистой Для радости пчелы пушистой Зацвел на Солнечной поляне - Давайте мы туда заглянем !
( Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев)
2.
Одинокий цветок одуванчика Беззаботно дрожит на ветру.
(У одуванчика соцветие корзинка)
3.
Во поле береза стояла, И ее пчела опыляла.
(Берёза опыляется ветром)
4.
Колокольчики мои, Цветики! Весною Вместе с ландышем цвели В поле, за рекою.
(Колокольчики цветут летом, ландыши растут в лесу)
5.
Как на нашей грядке Расцвел горошек сладкий. Мушки, пчелки налетят, Будем урожая ждать.
(Горох - самоопыляемое растение)
6.
Знают все: и стар, и мал Вкусен плод картофеля. Вырос знатный урожай ! Правда ведь, не плохо ли ? !
(Плод картофеля - ягода - ядовитый. В пищу употребляют видоизмененные побеги - клубни )
2 конкурс “Почемучка” - вопросы от Знайки.
- Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и желтого цвета ? (Для привлечения ночных насекомых )
- Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не повлияет ? (Рожь опыляется ветром, пшеница – самоопыляемое растение )
- Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян не было ? ( Не было естественных опылителей - шмелей )
- Почему весной мало кто из людей замечает цветение березы? (Ветки мелкие, невзрачные)
- Пустоцветы, расположенные на главном стебле и плетях огурцов, не образуют плодов. “Раз пустоцветы не образуют плодов, то они излишни”, - подумал неопытный огородник и оборвал их. Какую ошибку он допустил? (Пустоцветы - тычиночные цветки, в них образуется пыльца, оборвав их, огородник сделал невозможным опыление)
- Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой нет. Почему гак произошло? (Один цветок был опылен насекомыми, а другой нет)
Цветок томата ещё в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, потом образовался плод. Каким путем произошло опыление? (Самоопыление)
Цветок вишни ещё в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, цветение закончилось, но плода не образовалось. Почему? (Вишня - насекомоопыляемое растение, через марлевый мешочек цветок не мог опылиться насекомыми)
По окончании конкурсов подсчитываются очки, заработанные командами. Называется команда - победительница.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание: П. 44 с. 195-200, выучить понятия.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai