Виртуальная экскурсия по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений". Основные процессы жизнедеятельности растений
Основные процессы жизнедеятельности растительного организма
Каждый орган в живом растении выполняет определенную работа. Корень поглощает из почвы воду с минеральными веществами и укрепляет растение в почве. Стебель выносит листья к свету. По стеблю передвигается вода, а также минеральные и органические вещества. В хлоропластах листа на свету из неорганических веществ образуются органические вещества, которыми питаются клетки всех органов растения . Листья испаряют воду.
Теперь представьте, что корневая система растения заболевает. Вода и минеральные вещества перестают поступать в растение из почвы или их поступает мало. Заболевание корней немедленно отразится на всем растении. Без воды растение не сможет создавать органические вещества, перегреется и завянет.
При серьезном повреждении стебля вещества из корня не поступят в листья и из листьев во все другие органы. Фотосинтез и испарение воды прекратятся. В конце концов погибнет все растение.
Многие из вас видели большие дуплистые деревья. У таких деревьев полностью разрушена сердцевина и многие сосуды древесины. Листья перестают получать воду, и нормальная жизнедеятельность растения нарушается.
При особенно активном росте и развитии отдельных органов растения изменяются и все остальные органы. Например, после подкормки растений селитрой листья становятся более крупными, темно-зелеными, в них образуется больше органических веществ. Усиливается питание растения. Это вызывает рост других органов.
Так как органы растения взаимосвязаны, развитие надземной части зависит от подземной, и наоборот. Так, весной в пустыне развиваются растения, которые живут очень недолго, всего несколько недель. Их слабые корневые системы способны извлекать влагу скудных весенних дождей только из поверхностных слоев почвы. Поэтому их надземные части развиты слабо и уже летом после образования плодов и семян отмирают. Другие пустынные растения, например верблюжья колючка и колосняк, обладают сильно развитой корневой системой, уходящей в почву на глубину до 15 м. На такой глубине находятся грунтовые воды. Вполне обеспеченные водой надземные части этих растений растут и развиваются даже в самое жаркое время года, когда дожди совсем не выпадают. Тесная взаимосвязь между всеми органами показывает, что каждое цветковое растение — единый целостный организм.
В отличие от животных цветковые растения не могут передвигаться с места на место в поисках пищи. Но, как и все живые организмы, они питаются, дышат, растут, размножаются.
При питании клетки фотосинтезирующих тканей поглощают углекислый газ, клетки всасывающей ткани корня — воду и минеральные вещества. На свету в хлоропластах зеленых клеток, поглощающих энергию солнечного света, из углекислого газа и воды образуется сахар — основа для создания всех других органических веществ. За их счет живут клетки всего растения Животные, в отличие от растений, питаются готовыми органическими веществами, созданными в клетках зеленых растений.
Дышат клетки растений круглосуточно кислородом, выделяя углекислый газ. При этом освобождается энергия, без которой растение не может жить, то есть расти, всасывать из почвы воду и минеральные вещества, создавать органические вещества, размножаться. Лишенные возможности дышать, растения, как и животные, погибают.
Таким образом, одни вещества из внешней среды постоянно поступают в растение, а другие вещества из растения переходят во внешнюю среду. Этот процесс называют обменом веществ. Обмен веществ происходит в каждой клетке живого растения. Когда обмен прекращается, растение умирает.
Рост растений, то есть увеличение размеров их корней, листьев, стеблей, цветков и плодов, происходит в результате делений и роста клеток. Деление клеток камбия вызывает утолщение стебля. За счет деления клеток образовательных тканей в кончиках корней, верхушках побегов и в молодых междоузлиях растут корни и побеги.
Каждое цветковое растение после опыления и следующего за ним оплодотворения развивается в многоклеточный организм из одной клетки — зиготы. Зигота образуется при слиянии двух гамет — яйцеклетки и спермия. Затем зигота делится на две клетки, потом на четыре, восемь и т. д. Развивается многоклеточный зародыш. Он находится в семени.
Из зародыша при благоприятных условиях вырастет взрослое цветковое растение. Так происходит размножение растений семенами, то есть семенное размножение.
При вегетативном размножении новые растения образуются тоже в результате деления клеток. Почки, а из них и побеги могут возникнуть на корнях, стеблях и листьях.
Каждое цветковое растение начинает размножаться в определенную пору своей жизни. И независимо от того, семенным или вегетативным способом размножается растение, оно воспроизводит организмы, подобные материнскому.
Размножаясь, растения не только сохраняются на участках, обжитых ими, но и расселяются, занимая новые территории.
studlib.info
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА
Тема: ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА
Цель урока: - сформировать понятие об основных процессах жизнедеятельности растительного организма
- рассмотреть процессы фотосинтеза, дыхания, транспирации, минерального питания и транспорта веществ в растительном организме
-изучить механизмы выполнения основных процессов у растения
- выяснить практическое значение этих- процессов для обеспечения существования жизни на планете Земля
Оборудование и материалы: интерактивная доска, мультимедиа проектор, компьютеры, электронный учебник с виртуальными лабораториями карточки тест - контроля.
Базовые понятия и термины: фотосинтез, дыхание, транспирация, минеральное питание, транспорт веществ, хлорофилл, флоэма, ксилема, устьица, корневое давление, обмен веществ.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практикума
Межпредметные связи: русская литература, математика, химия, информатика
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Презентация – слайд : Вступление
Учитель:
Учитель: О чём хотел сказать автор В. Солоухин? Давайте попробуем это выяснить на сегодняшнем уроке
Презентация – слайд : Проблема
Учитель: Перед нами сегодня на уроке стоит проблема : « Что умеет делать цветок из горсти земли, капли дождя, воздуха и лучика Солнца? »
Исходя из проблемы, перед нами логически встаёт тема нашего урока
Презентация – слайд: Тема урока
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА
Учитель: Какие цели и задачи вы могли бы поставить себе на урок, зная его тему?
Учащиеся : предложения, гипотезы, обсуждение.
Учитель: Давайте обратимся к интерактивной доске. Какие цели и задачи поставила на урок я?
Презентация – слайд: Цели урока
Учитель: Совпадают ли поставленные нами цели? Хорошо, тогда предлагаю Вам начать , желаю успехов, творческой реализации и конечно же успешного усвоения нового материала.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель: Учащимся было дано задание по группам подготовить презентацию в компьютерной версии по данной теме:
1 группа «Фотосинтез»
2 группа «Дыхание»
3 группа « Транспирация»
4 группа «Минеральное питание и транспорт веществ»
Слово 1 группе «Фотосинтез»
Презентация «Фотосинтез» просмотр
ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ просмотр опытов , доказывающих прохождение фотосинтеза в листьях растений
Учитель, учащиеся : обсуждение, выводы, практическое значение.
Учитель: сейчас в качестве закрепления материала предлагаю выполнить тесты, которые разложены у вас на столах. В них 3 разноуровневых задания. Стоимость одного задания 1 балл, следовательно, максимальная оценка за один тест 3 балла. Выполнив работу, результаты прошу занести в общую ведомость, так же лежащую у вас на столах.
ВЕДОМОСТЬ
для оценок учащихся 7-В класса
группа____________________________________________________
Ф.И.уч-ся
Тест №1
Тест №2
Тест №3
Тест №4
Общий балл
2,3 и 4 группы выполняют тесты
1 группа решает задачу
Задача
В процессе фотосинтеза сельскохозяйственные растения в обычных условиях на площади 1га усваивают на протяжении суток 150кг углекислого газа. Например, сахарная свекла усваивает в среднем 500кг углекислого газа. Сколько углекислого газа усваивает сахарная свекла на протяжении месяца, если его площадь в колхозе составила 155га?
Презентация – слайд : Тест «Фотосинтез»
Проверка задания 1 группа решает задачу у доски, а остальные сверяют тестовые ответы
Презентация – слайд : Ответы на тест «Фотосинтез»
Результаты заносятся в ведомость
Учитель : слово 2 группе «Дыхание растений»
Просмотр презентации «Дыхание растений»
Обсуждение, выводы.
Выполненик тенстовых заданий.
Группы 1,3,4 за столами, а группа 2 за компьютерами
Презентация – слайд : Тест «Дыхание растений»
Презентация – слайд : Ответы на тест «Дыхание растений»
Выставление оценок в ведомость
Учитель : слово группе «Транспирация»
Просмотр презентации «Транспирация»
Обсуждение, выводы.
Выполненик тенстовых заданий.
Группы 1,2,4 за столами, а группа 3 за компьютерами
Презентация – слайд : Тест «Транспирация»
Презентация – слайд : Ответы на тест «Транспирация»
Выставление оценок в ведомость
Учитель : слово группе «Минеральное питание и транспорт веществ»
Просмотр презентации «Минеральное питание и транспорт веществ »
Обсуждение, выводы.
ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОГИЯ просмотр опытов по транспорту веществ в растительном организме
Обсуждение, выводы.
Выполнение тестовых заданий.
Группы 1,2,3 за столами, а группа 4 за компьютерами
Презентация – слайд : Тест «Минеральное питание и транспорт веществ»
Презентация – слайд : Ответы на тест «Минеральное питание и транспорт веществ»
Выставление оценок в ведомость
Учитель: Следующий этап урока практикум в действии . Каждая группа обсудит и выяснит практическое значение полученных знаний на уроке в жизнедеятельности человека и других живых организмов.
После обсуждения учащиеся высказывают своё мнение, точку зрения, предположения по практическому значению основных процессов жизнедеятельности растительного организма.
ПОЩДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Результативность
Тема
Цели
Чтог было достигнуто на уроке? Обсуждение
Домашнее задание
Параграф 5-6 , с опережением 22 выучить определения и основные механизмы процессов
*** составить схему практического применения в жизни человека процессов жизнедеятельности растительного организма.
.
infourok.ru
Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"
Разделы: Биология
Цель урока: закрепить и обобщить материал темы «Основные процессы жизнедеятельности растений»; проконтролировать уровень учебных компетенций учащихся с помощью КИМ.
Задачи урока:
- систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растения;
- обобщить знания о питании, дыхании, об испарении воды растением;
- углубить понятие «индивидуальное развитие растения»;
- закрепить знания о размножении, росте и развитии растений;
- дать учащимся представление о формах приспособления растений к различным условиям окружающей среды, о влиянии факторов внешней среды на роль и развитие растений;
- формироватькомпетенции: объяснять биологическую роль обмена веществ у растений, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;
- выявить уровень сформированности компетенций выделять существенные признаки, свойства явлений, применять знания на практике.
Оборудование: динамическая модель «Растение и его жизнедеятельность».
Планируемые результаты: учащиеся должны называть общие признаки живого организма, приспособленности растений к среде обитания; характеризовать строение и жизнедеятельность растительного организма, обмен веществ и превращение энергии, размножение, рост и развитие растительного организма, экологические факторы; обосновывать взаимосвязь организма и среды как основу целостности организма; владеть умениями выполнения заданий разной степени сложности, используемыми в КИМ, сравнивать и обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения.
Ключевые слова и понятия урока: признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение, развитие, раздражимость, смерть; обмен веществ и энергией между организмом и средой; взаимосвязь между органами растения; экологические факторы среды.
Личностная значимость изучаемого для школьника: организм – это открытая саморегулирующаяся система.
Методы обучения: частично поисковый, проблемный.
Формы организации учебной деятельности: контрольно-обобщающий урок, игра.
Приемы деятельности учителя: организация повторения и обобщения знаний, тестирования.
Организация деятельности учащихся: характеризуют живое, дают определение понятий, принимают участие в составлении динамической модели «Жизнедеятельность растения», делают выводы, работают с инструкцией и картой-заданием КИМ.
Развитие компетенций учащихся: привлекать имеющиеся знания, работать в заданном темпе, использовать имеющиеся знания, делать выводы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (1-2 мин.)
II. Закрепление и обобщение материала темы (25 мин.)
Учитель: мы с вами в течение полугода изучали растения, рассматривали внешнее и внутреннее строение цветковых растений, неоднократно говорили о том, что растения, как грибы и животные, являются живыми организмами. Вспомните, какими признаками обладают все живые организмы?
Ответ учеников: все живые организмы обладают следующими свойствами: дыхание (поглощение и выделение газов), питание (поглощение различных веществ, усвоение и их перестройка в вещества своего тела), размножение (воспроизведение себе подобных), рост (увеличение массы и размеров организма), развитие (качественные изменения организма), раздражимость (реакция на изменение окружающей среды), смерть.
Учитель: итак, мы с вами пришли к выводу, что растение является живым организмом, так как обладает всеми признаками, характерными для живых организмов. Но какова взаимосвязь между процессами, протекающими внутри живого организма?
Учащиеся пытаются дать ответ на данный вопрос, учитель помогает и подводит итог.
Учитель: Между организмом и средой происходит обмен веществами и энергией. Как происходит дыхание и какие вещества поглощает и выделяет растение в окружающую среду?
Ученики: в процессе дыхания растение поглощает углекислый газ и выделяет кислород.
Учитель: вот перед нами растение картофеля. Используя динамические стрелки с указанием веществ, покажите как осуществляется дыхание.
Ученик: выходит к магнитной доске, где расположен плакат с изображением растения картофеля и выбирает со стола стрелки с указанием нужных веществ и подставляет их на схему.
Учитель: как происходит фотосинтез?
Учащиеся: углекислый газ необходим растению для создания (синтеза) органических веществ, которые оно потом использует на строительство клеток своего организма в период роста или запасает для дальнейшего использования в период цветения и плодоношения.
Учитель: процесс фотосинтеза происходит с поглощением энергии. Откуда берется эта энергия?
Ученик: для протекания этих процессов необходима энергия солнечного света. Одновременно с процессом синтеза органических веществ идет и распад сложных веществ до более простых, при этом происходит выделение энергии, которую растение использует на обеспечение различных процессов жизнедеятельности.
Учитель: вот перед нами растение картофеля. Используя динамические стрелки с указанием веществ, покажите как осуществляется фотосинтез.
Ученик: выходит к доске, где расположен плакат с изображением растения картофеля и выбирает со стола стрелки с указанием нужных веществ и подставляет их на схему.
Учитель: при сжигании дров в костре или печке сложные вещества окисляются и распадаются до более простых. Этот процесс идет с выделением энергии, которую мы можем ощущать в виде тепла. Таким образом, энергия солнца, накопленная растением при жизни и «законсервированная» в тканях растения, возвращается в виде тепловой энергии. Различные превращения веществ в живых клетках: поглощение, синтез, выделение – составляют обмен веществ. Это один из признаков живого. У нас на доске получилась динамическая модель, демонстрирующая механизмы обмена веществ в растении. Смерть живого организма заканчивается со способностью к обмену веществ. Обмен веществ тесно связан с различными энергетическими процессами. Энергия поглощается растением, концентрируется или расходуется. Эти процессы составляют энергетический обмен организма со средой. Как вы знаете, все органы растений между собой тесно взаимосвязаны. Какова функция корней растения?
Ученик: корни получают из почвы минеральные вещества и воду, необходимые для жизнедеятельности растений.
Учитель: а каковы функции надземной, зеленой части растения?
Ученик: окрашенные в зеленый цвет органы растения содержат особый пигмент – хлорофилл, обеспечивающий протекание процесса фотосинтеза.
Учитель: вещества, образовавшиеся в каком-либо органе растения, чаще всего не откладываются здесь же, а перемещаются в другие органы растения. Приведите примеры таких перемещений веществ и укажите их на схеме. Запасенные питательные вещества растение тратит на рост и развитие потомства. Для растений в отличие от животных характерен постоянный рост на протяжении всей жизни. Подумайте, откуда происходит название растения? За счет чего происходит рост растения?
Ученик: рост различных растительных органов происходит за счет деления и растяжения клеток.
Учитель: но для такой слаженной работы всех точек роста необходимо какое-то управление ими. Учеными были обнаружены особые вещества, регулирующие слаженность всех ростовых процессов. Они получили название «гормоны роста», вырабатываются различными клетками образовательной ткани и передвигаются по растению, регулируя рост отдельных участков растения. Что такое развитие?
Ученик: это качественные изменения, происходящие в растении.
Учитель: какие же периоды выделяют в онтогенезе?
Ученик: зародышевый период, период молодости, период зрелости, период старости и смерти.
Учитель: найдите и исправьте биологические ошибки в тексте. Рассказ с ошибками раздается в печатном виде каждому из учеников [2].
Ученикам дается 3-4 минуты, чтобы его прочитать и исправить все ошибки. Затем происходит устная проверка рассказа. Каждый из учеников читает по одному предложению из рассказа и говорит, есть ли в этом предложении ошибки. Если ошибки есть, он их называет и исправляет.
В жизни цветковых растений можно выделить несколько возрастных периодов. Обычно выделяют четыре возрастные периода, которые идут друг за другом в следующем порядке: период молодости, период зрелости, зародышевый период, период старости.Зародышевый период растения начинается с момента образования цветков материнского организма и продолжается до момента образования семени растения.В начале образуется зигота – оплодотворенная одним из спермиев центральная клетка. Зигота многократно делится, в результате чего образуется многоклеточный зародыш будущего растения – семязачаток.В зародышевом периоде большинство растений проводит не более года. Если семена пролежали больше, то они становятся нежизнеспособными и погибают. Науке не известны случаи сохранения семян жизнеспособными в течение более длительного времени.Период молодости – период от прорастания семени до момента образования семян на этом растении. Первое время проросток молодого растения питается за счет корневой системы материнского организма. Потом у него развивается своя корневая система. У однолетних растений период молодости длится дольше, чем у многолетних.Период зрелости является исключительно вегетативным периодом в жизни растения. У многолетних растений этот период обычно самый короткий в жизни растения.Период старости характеризуется активизацией всех жизненных процессов в организме растения. Растение начинает активно цвести и плодоносить, образовывать новые органы.
III. Контроль знаний учащихся по теме с использованием заданий – КИМ (15 мин.)
Учитель: вы получили карточки-задания, инструкции для выполнения работы и бланки ответов (Приложение 1). Внимательно прочитайте инструкцию к работе и задание. Выполняйте работу в бланке ответов аккуратно.
Список использованной литературы:
1. Демьянков Е.Н. Биология. Мир растений. Задачи. Дополнительные материалы. – М.: ВЛАДОС, 2004. 2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 (7) класс. – М.: ВАКО, 2005. 3. Калинова Г.С. и др. Дидактические карточки. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. 6 кл. – М.: Изд. Школа-Пресс, 2001. 4. Калинова Г.С. и др. Единый государственный экзамен. Биология. Контрольные измерительные материалы. – М.: Просвещение, 2005. 5. Калинова Г.С. и др. Единый государственный экзамен. Биология. Контрольные измерительные материалы. – М.: Просвещение, 2006. 6. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Биология. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. – М.: Просвещение, 2006. 7. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. М.: Интеллект-Центр, 2004. 8. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. М.: Интеллект-Центр, 2005.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
«Основные процессы жизнедеятельности растений» — МегаЛекции
Тест- контроль по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений»
Вариант№1.
Задание №1. Ответьте «да» или «нет»
1. Только растения могут поглощать солнечную энергию.
2. Обмен веществ – это питание и дыхание растений.
3. Зеленые растения поглощают энергию солнечного света и преобразуют ее в энергию химических связей.
4. С появлением на Земле зеленых растений образовался атмосферный кислород.
5.На полях после уборки урожая поглощенные растениями минеральные вещества не возвращаются в почву.
6. Размножение свойственно всем живым организмам.
7. Семя развивается из пестика.
8. Оплодотворение происходит в зародышевом мешке.
9. Опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.
10. Зигота образуется слиянием гамет.
Задание №2. Выберите несколько правильных ответов.
1. Выберите процессы, происходящие при фотосинтезе.
А) образование углекислого газа
Б) образование кислорода
В) взаимодействие света с молекулой хлорофилла
Г) образование органического вещества в листьях
Д) поглощение кислорода
Е) Запасание энергии
Задание №3. Расположите экологические группы растений в зависимости от их мест обитания (от водных трав, до растений сухих мест обитания).
А) гигрофиты Б) гидатофиты В) мезофиты Г) гидрофиты
Д) ксерофиты
Задание №4. Из текста выберите номера предложений , содержащие биологические ошибки. Объясните свой выбор.
1. Вегетативное размножение –это воспроизведение растений из вегетативных органов: цветка и побега. 2.При вегетативном размножении дочерние растения полностью воспроизводят наследственные свойства материнского организма. 3. Растение на которое прививают, называется привоем, а растение которое прививают- подвоем. 4. Выращивание сортовых плодовых деревьев всегда осуществляется прививкой.
Задание №5. Какой способ размножения иллюстрирует рисунок? Дайте развернутый ответ.
Тест-контроль по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений»
Вариант№2.
Задание №1. Ответьте «да» или «нет»
1. Потребляя неорганические вещества: углекислый газ, воду и минеральные соли, - растение питается.
2. В лесу поглощенные растениями минеральные соли возвращаются в почву с опавшими листьями и хвоей.
3. Питание растения воздухом называют воздушным питанием.
4. Кислород – вещество, необходимое для фотосинтеза и питания растений.
5. Водный ток в растении зависит от всасывающей способности корневых волосков.
6.Вегетативное размножение свойственно только цветковым растениям.
7. Споры – это особые половые клетки.
8. Вегетативное размножение –это воспроизведение растений из вегетативных частей тела.
9. Яблони размножаются только прививкой.
10. Бесполое размножение подразделяется на два типа: вегетативное и с помощью спор.
Задание №2. Выберите несколько правильных ответов.
1. Выберите процессы, происходящие при дыхании:
А) Поглощение кислорода
Б) Выделение энергии
В) Поглощение углекислого газа
Г) Выделение углекислого газа
Д) Поглощение воды
Е) Поглощение энергии
Задание №3. Определите путь передвижения веществ по растению:
А) Из основной ткани листа в жилку
Б) Из почвы в коневые волоски
В) Из сосудов стебля в жилки листа
Г) Из всасывающей зоны корня в проводящую
Д) Из проводящей зоны корня в стебель
Е) Из жилок листа в основную ткань листа
Ж) Из жилки в стебель и другие органы
Задание №4. Из текста выберите номера предложений , содержащие биологические ошибки. Объясните свой выбор.
1. Размножение в природе осуществляется половым и бесполым путем.
2.При половом размножении дочерние организмы полностью воспроизводят наследственные свойства материнского организма - это дает им больше шансов на выживание. 3.Половое размножение осуществляется гаметами. 4. Гаметы диплоидны, т.е содержат двойной набор хромосом.
Задание№5. Способ размножения земляники. Дайте развернутый ответ.
Тест-контроль по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений»
Вариант№3.
Задание №1. Ответьте «да» или «нет»
1. С помощью хлорофилла из углекислого газа и воды в листе образуются органические вещества (сахара)
2. Автотрофы – организмы, способные самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических.
3.Дыхание – это расщепление сложных органических веществ на более простые, неорганические, и освобождение энергии химических связей.
4.Поступившая из космоса энергия солнечного света запасается зелеными растениями в углеводов, жиров и белков.
5. Фотосинтез - процесс, протекающий в клетках зеленых растений круглосуточно.
6. Зародышевый мешок развивается в семязачатке.
7.Из оплодотворенной яйцеклетки развивается эндосперм.
8. Двойное оплодотворение – это слияние спермиев: одного с яйцеклеткой, другого с ядром центральной клетки зародышевого мешка.
9. Половое размножение – это опыление цветка.
10. Значение оплодотворения в том, что вдвое увеличивается количество цитоплазмы.
Задание №2. Установите соответствие.
Процессы | Характеристики процессов |
А) Дыхание | 1. Кислород выделяется |
Б) Фотосинтез | 2. Органические вещества расходуются |
3. Энергия запасается | |
4. Кислород поглощается | |
5. Углекислый газ выделяется | |
6. Происходит у всех организмов |
Задание №3. Определите путь движения пыльцевого зерна с момента попадания его на рыльце пестика.
А) Проникновение спермиев в зародышевый мешок.
Б) Образование пыльцевой трубки.
В) Двойное оплодотворение
Г) Движение пыльцевой трубки к семязачатку
Задание №4. Из текста выберите номера предложений , содержащие биологические ошибки. Объясните свой выбор.
1. Количественные изменения в строении и жизнедеятельности живого организма и его частей называют развитием. 2.Рост – это необратимое увеличение размеров и массы. 3. Рост и развитее тесно взаимосвязаны.
4. Рост у растений осуществляется в течении всей жизни.
Задание №5. . Какой способ размножения иллюстрирует рисунок? Дайте развернутый ответ.
megalektsii.ru
Вопросы (учитель) | Предполагаемые ответы |
Какой процесс изображен на этом полотне? | Процесс питания |
Как вы понимаете, Что такое “питание растения”? | Питание растения – это потребление растениями минеральных и органических веществ. |
Для чего необходима пища? | Пища – источник энергии, без которой невозможно протекание основных процессов жизнедеятельности. |
Какой процесс показан на этом полотне? | Показано почвенное питание. |
Что значит почвенное питание растений? |
Получение растениями с помощью корней растворов минеральных веществ. |
А мы продолжаем свою экскурсию и перед нами следующее полотно, на котором изображено…. | Воздушное питание. |
Как называется воздушное питание? | Фотосинтез |
Дайте определение “Что такое фотосинтез?” | Процесс образования органических веществ из неорганических в листьях на свету. |
А теперь посмотрите на эту картину и скажите мне: Что изображено на ней? | На этой картине изображено как происходит образование органических веществ. |
Какие условия необходимы для процесса фотосинтеза? | Вода, зеленые клетки, солнечная энергия, углекислый газ. |
Что в процессе фотосинтеза образуется в листьях? | Органическое вещество |
Какие процессы показаны на этом полотне? | Процесс дыхания, процесс фотосинтеза. |
Почему вы так решили? | При процессе дыхания
поглощается - кислород, выделяется - углекислый
газ. При процессе фотосинтеза поглощается – углекислый газ, выделяется кислород. |
Ребята! теперь мы вернемся в класс с экскурсии и поработаем с таблицей. | Приложение 1 |
Какие способы питания организмов существуют в природе? | Схема: автотрофное и гетеротрофное. |
Посмотрите внимательно на рисунки, которые весят у меня на доске. С помощью фломастера подпишем, что может растение брать из окружающей среды, что может отдавать в окружающую среду | Рисунки: брать - воду, кислород,
углекислый газ, минеральные вещества, солнечную
энергию. Отдавать- кислород, органические вещества, углекислый газ. |
Какой процесс изображен на рисунке? | Обмен веществ. |
Прочитайте текст и скажите К какому процессу жизнедеятельности растений относится данная характеристика? |
Водный обмен у растений. |
А мы возвращаемся опять в
картинную галерею и продолжаем рассматривать
картины и читать их. Какой процесс жизнедеятельности изображен на этом полотне? |
Процесс размножения. |
Какие способы размножения характерны для растений? (Работа со схемой) | Половой, бесполый. |
Какие виды бесполого размножения характерны для растений? (Работа со схемой) | Вегетативный, деление, спорами. |
Ребята! сейчас мы с вами будем
рассматривать полотна и попытайтесь определить: Какой способ и вид размножения изображен на картинах? |
|
Картина первая: Какой способ размножения показан на этой картине? | На картине показано 2 способа размножения: половой и бесполый (деление клетки) |
Картина вторая: Какой способ размножения изображен на этой картине? | Бесполый, вегетативный-черенками, отводками. Листьями, усами. |
Картина третья: Какой способ размножения и вид изображен? | Бесполый-спорами |
Картина четвертая: Какой способ и вид размножения изображен? | Половой – семенами |
Картина пятая: Какой способ и вид размножения изображен? | Бесполый- вегетативный-прививки.. |
Ребята! А теперь посмотрите на
это полотно и скажите: Какой процесс
жизнедеятельности изображен на этом
удивительном полотне?
|
Рост и развития организма. |
Ребята! Мы совершили виртуальную
экскурсию по процессам жизнедеятельности
растений, давайте обобщим наши знания Перечислите мне все основные процессы жизнедеятельности растений. |
Питание растений: почвенное, воздушное - фотосинтез. Процесс дыхания. Процесс размножения: половой, бесполый, Процесс обмена веществ. Водный обмен. Процессы рост и развитие. |
Назовите мне ключевые слова | Минеральное питание Фотосинтез Бесполое размножение Половое размножение Обмен веществ Автотрофы Гетеротрофы Водный обмен Рост и развитие Дыхание. |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Тема: основные процессы жизнедеятельности растений
Тема: ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ
Класс: 6
Вариант 1
1. К органическим веществам относят:
A. Белки Б. Воду B. Углеводы Г. Йод Д. Минеральные соли
2. Выберите наиболее полное определение. Почва – это:
A. Верхний слой земли Б. Плодородный слой земли B. Горная порода
Г. Верхний плодородный слой земли, обладающий способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой
3. Для лучшего использования света растение приспособлено благодаря:
A. Цвету листьев Б. Листовой мозаике
B. Форме листовой пластинки Г. Большому количеству устьиц
4. Для образования органических веществ необходим газ:
А. Кислород Б. Углекислый газ В. Озон Г. Водород
5. Испарение воды происходит:
A. Через устьица Б. Через всю поверхность листа B. Через жилки
Г. Все утверждения верны
6. Окраска листьев изменяется осенью, так как:
A. Разрушается хлорофилл, и оранжевые и желтые пигменты остановятся заметными
Б. Накапливается большое количество вредных веществ
B. Образуются новые желтые и оранжевые пигменты
Г. Растения запасаются органическими веществами
7. Фотосинтез происходит:
А. Только на свету Б. В темноте В. Только осенью Г. Только ночью
8. Семена одного сорта заделывают на большую глубину в почве:
А. Песчаной Б. Глинистой В. Чернозема Г. С повышенной кислотностью
9. Выберите верные утверждения. Проросток растет и развивается за счет:
A. Образования органических веществ в результате фотосинтеза
Б. Поглощения из почвы воды и минеральных веществ
B. Использования органических веществ, запасенных в семени
Г. Все утверждения верны
10. Однолетние растения:
A. Цветут раз в году Б. Цветут каждый год
B. Не имеют фазы цветения в первый год жизни
Г. В течение одного вегетативного периода проходят весь цикл развития, от прорастания семени до образования новых семян
11. Вегетативное размножение – это:
A. Размножение спорами
Б. Размножение семенами
B. Размножение листьями, корнями, черенками
Г. Все утверждения верны
12. Выберите правильное определение. Прививка – это:
А. Способ размножения растений
Б. Способ борьбы с вредителями культурных растений
В. Способ борьбы с болезнями культурных растений
Г. Способ формирования кроны растений
13. Выберите правильное определение. Опыление – это:
A. Слияние мужских и женских гамет
Б. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика
B. Перенос пыльцы ветром
Г. Перенос пыльцы с одного цветка на другой
14. К насекомоопыляемым растениям относятся:
A. Клевер Б. Ночная красавица B. Кукуруза Г. Рожь Д. Дуб
15. Выберите правильное определение. Зигота – это:
A. Оплодотворенная яйцеклетка Б. Женская половая клетка
B. Мужская половая клетка Г. Спорта
В1. Из перечисленных терминов выберите необходимые по смыслу и напишите вместо многоточия.
A. Ситовидные трубки
Б. Сосуды
B. Фотосинтез
Г. Дыхание
Д. Корневое давление
Е. Испарение
1. Растворы минеральных веществ поднимаются от корня вверх по... древесины благодаря... и... листьев.
2. Органические вещества из листьев в другие органы растения передвигаются по..., которые находятся в лубе.
В2. Закончите предложения. Вставьте пропущенные слова.
1. Ускоряет созревание плодов томатов удаление боковых побегов, так как... вещества, которые использовались бы на развитие..., направляются к...
2. Запасы питательных веществ у разных растений откладываются в...
3. Источником энергии для фотосинтеза является …..
4. Культура ткани – это способ размножения растений путем выращивания... из клеток... ткани, помещенной в... среду.
5. Размножением называют... особей.
В3. Найдите соответствие и заполните таблицу. Какие явления характерны для каждого периода развития растения?
I. Зародышевый II. Период молодости III. Период зрелости IV. Период старости
A. Цветение и плодоношение Б. Отмирание
B. Образование зародыша и его прорастание Г. Первое цветение
С1. Растение – целостный организм. Обоснуйте это утверждение, используя предложенные термины.
1. Клеточное строение
2. Обмен веществ
3. Фотосинтез
4. Простые вещества
5. Сложные вещества
6. Поглощение
7. Выделение
8. Рост
9. Органы растения
10. Взаимосвязь
11. Солнечная энергия
12. Накопление энергии
13. Расщепление веществ
14. Процессы жизнедеятельности
Итоговый тест по биологии
Тема: ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ
Класс: 6
Вариант 2
1. В сменах растений содержится больше всего:
А. Минеральных солей Б. Воды В. Жиров Г. Белков
2. Вода с растворенными минеральными веществами из корня поступает в другие органы растения, так как:
A. Корневые волоски тесно соприкасаются с почвой
Б. Корневые волоски покрыты слизью
B. Из-за коревого давления Г. Все утверждения верны
3. Выберите правильное определение. Фотосинтез – это:
A. Газообмен
Б. Расходование органических веществ с освобождением энергии
B. Образование органических веществ с накоплением энергии
Г. Все утверждения верны
4. Дыхание у растений происходит:
А. В темноте Б. На свету В. В темноте и на свету Г. В теплое время года
5. Испарение воды листьями способствует:
А. Передвижению воды в растениях
Б. Поступлению воды из корня по стеблю в листья
В. Поступлению воды и растворенных в ней минеральных веществ через корни по стеблю в листья
Г. Все утверждения верны и дают полное объяснение процесса
6. Выберите правильные ответы. Листопад – это:
A. Изменение окраски листьев Б. Сбрасывание листвы
B. Удаление вредных веществ Г. Приспособление растений к недостатку тепла и влаги
7. К двулетним растениям, которые в первый год жизни накапливают питательные вещества в стеблях и корнях, а цветут и плодоносят, относятся:
A. Морковь и капуста Б. Пырей и вишня B. Свекла и картофель Г. Горох и подсолнечник
8. Выберите правильное определение. Двойное оплодотворение – это:
A. Образование двух пыльцевых зерен
Б. Образование пыльцы и зародышевого мешка
B. Образование двух спермиев
Г. Слияние одного спермия с яйцеклеткой, второго – с центральной клеткой.
9. К ветроопыляемым растениям относятся:
A. Тополь Б. Яблоня B. Одуванчик Г. Береза Д. Груша
10. Искусственное опыление производят с целью:
A. Повышения урожайности культурных растений
Б. Выведения новых сортов
B. Избежания переноса заболеваний с одного растения на другое
Г. Все утверждения верны
11. Фотосинтез у растений осуществляется в:
А. лейкопластах Б. вакуолях В. хлоропластах Г. Цитоплазме
12. Сколько спермиев участвуют в оплодотворении у цветковых растений:
А. один Б.два В. три Г. много
13. На процессы жизнедеятельности растения используют органические вещества, которые они
А. поглощают из воздуха Б. всасывают из почвы
В. получают от других организмов Г. создают сами в процессе фотосинтеза
14. Что развивается из оплодотворенной яйцеклетки у растений?
А. зародыш Б. эндосперм В. семя Г. околоплодник
15. С помощью стебля осуществляется связь между
А. главным и боковыми корнями Б. цветками и насекомыми
В. корнями и листьями Г. листьями и воздушной средой
В1. Установите последовательность явлений при прорастании семян.
А. Рост зародышевого стебелька
Б. Молодой корень разрывает кожуру семени и выходит наружу
В. Укрепление корня в почве
Г. Вынос семядолей и почечки над поверхностью почвы
В2. Закончите предложения. Вставьте пропущенные слова.
1.У растений существуют два способа размножения:... и...
2.Слияние двух половых клеток называют...
3.Черенок культурного растения, взятого для прививки, называют..., а растение, к которому прививают, называют...
4.Сахар в зеленых листьях растений образуется из... и... с использованием... энергии.
5.Дыхание – это процесс, в результате которого происходит поглощение... и... углекислого газа
В3. Установите соответствие между функцией растенияи органом, который ее выполняет.
Функции Органы
1) обеспечивает процесс фотосинтеза А) лист
2) выделяет кислород Б) корень
3) снабжает растение водой и минеральными веществами
4) укрепляет растение в почве
5) осуществляет испарение воды
С1. Из предложенных терминов составьте предложение об одном из способов размножения растений.
1. Половое размножение
2. Гамета
3. Спермий
4. Яйцеклетка
5. Зигота
6. Оплодотворение
7. Зародыш
koledj.ru
Контрольная работа по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», ФГОС
Контрольная работа по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»
6 класс
Инструкция для учащихся
Работа состоит из частей А,В,С. На выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого легкого. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
ЧАСТЬ А.
А. Задания с выбором 1 верного ответа.
А1. Размножение — это:
1) способность организма реагировать на воздействия внешней среды
2) воспроизведение новых особей, способствующее увеличению численности вида
3) состояние организма, при котором почти полностью прекращается жизнедеятельность
4) увеличение размеров тела растения
А2. Двойное оплодотворение у цветковых растений открыл:
1) Вавилов Н.И. 3) Вернадский В.И.
2) Навашин С.Г. 4) Тимирязев К.А.
А3. Опыление — это:
1) процесс слияния мужской и женской половых клеток
2) перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика
3)образование из материнской клетки двух дочерних
4) прорастание пыльцы с образованием пыльцевой трубки
А4. Способ размножения с помощью вегетативных частей растения называется:
1) половое размножение 3) размножение спорами
2) вегетативное размножение 4) семенное размножение
А5. Слияние одного спермия с яйцеклеткой, а другого с центральной клеткой в зародышевом мешке:
1) оплодотворение
2) образование зиготы
3) опыление
4) двойное оплодотворение
А6. При дыхании растение поглощает:
1) углекислый газ 3) азот
2) кислород 4) угарный газ
A7. Сущность процесса дыхания заключается в:
1) образовании органических веществ из углекислого газа и воды
2) расщеплении органических веществ с освобождением энергии
3) синтезе органических веществ с освобождением энергии
4) поглощении углекислого газа и выделении кислорода
А8. Садовую землянику размножают:
1) черенками 3) усами
2) отводками 4) делением куста
А9. Фотосинтез в листьях растений происходит:
1) только днем 3) днем и ночью
2) только ночью 4) частично днем и частично ночью
А10. Способ размножения, изображенный на рисунке, носит название:
1) размножение корневыми отпрысками
2) размножение отводками 3) размножение стеблевыми черенками
4) размножение ползучими побегами.
ЧАСТЬ В.
В 1. Выберите 3 верных ответа из 6, выписав цифры в порядке возрастания:
К размножению подземными побегами у растений относят:
1) размножение стеблевыми черенками;
2) размножение корневыми отпрысками;
3) размножение корневыми черенками;
4) размножение отводками;
5) размножение ползучими побегами;
6) размножение клубнями, луковицами, корневищами.
Ответ: _________________
Особенности протекания процесса | Процесс |
A) Выделяется кислород Б) Распадаются сложные органические вещества В) Поглощается энергия Г) Происходит круглые сутки Д) Протекает во всех клетках растения Е) Происходит поглощение воды из окружающей среды | 1) фотосинтез 2) дыхание |
В 2. Установите соответствие между процессом и его особенностями:
Ответ:
1 | ||||||
2 |
В 3. Дополните предложения одним словом:
1. Минеральное питание растений происходит с помощью _________.
2. При недостатке минеральных веществ в почве вносят ___________.
3. Острую нехватку воды в растении называют _______.
4. Растения, способные длительное время переносить засуху называют _________.
5. Растения водоемов относят к экологической группе -_____.
Ответ:
ЧАСТЬ С.
Дайте развернутые ответы на вопросы:
С1. Известно, что фотосинтез успешно протекает при условии хорошего освещения и результатом процесса является образование крахмала (сахаров). Известно также, что клубни картофеля находятся в земле, т.е. в полной темноте, однако в них содержится огромное количество крахмала. Откуда он там берется?
С2. Опишите преимущества вегетативного размножения.
xn--j1ahfl.xn--p1ai