Конспект урока для 7 класса «Сезонные явления в жизни растений». Осенние явления в жизни растений конспект
Тема урока | Методы изучения живых организмов. Осенние явления в жизни растений родного края. Экскурсия № 1 «Осенние явления в жизни растений родного края» | |||
Тип урока | комбинированный | |||
Дата урока | 20.09.16 | |||
Цель урока | Изучить основные осенние явления в жизни растений, методы изучения живых организм. | |||
Задачи урока | - сформировать представление о вечнозеленых и листопадных растениях; -рассказать о основных методах изучения живых организмов. Развивающие: -способствовать к развитию мышления и памяти. Воспитательные: -формирование ответственного отношения к обучению, толерантности друг другу. | |||
Формы и методы | Фронтальная форма, объяснительно-иллюстративный метод | |||
Термины | Наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, листопад | |||
Планируемые образовательные результаты:
| Научатся: называть основные признаки осенних изменений. Получат возможность научиться: наблюдать за осенними явлениями. | |||
План урока | 2. Постановка цели урока 3. Актуализация знаний 4. Изучение нового материала 5. Первичное осмысление и закрепление 6. Рефлексия 7. Домашнее задание | |||
Организационная структура урока
| ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма обучения | УУД |
Организационный момент
| Приветствие с обучающимися. Контроль отсутствующих. Правила поведения во время экскурсий. Разбивка детей на пары, отправление на экскурсию. | Приветствие с учителем. | фронтальная | Личностные: Метапредметные: Коммуникативные УУД: - учебное сотрудничество. |
Актуализация знаний
| Ребята, какая у нас наступила пора? А что вам нравится в осени? | Отвечают на вопросы | фронтальная | Личностные: -умение вести себя культурно во время экскурсии; Метапредметные: Коммуникативные УУД: - учебное сотрудничество. Регулятивные УУД: - постановка цели урока. Познавательные УУД: -формирование познавательного интереса. |
Изучение нового материала
| Ребята, скажите, а какие признаки характерны для осени? Признаки: Короткий световой день; Понижение температуры воздуха Увеличение влажности Отлет птиц Пожелтение листьев Листопад. Ребята, а почему листья опадают? Кто знает почему они желтеют? Листопад – естественный процесс отделения листьев от стебля при их отмирании. Причина листопада: изменение длины светового дня. Сбрасывая листья, растения уменьшают испаряющую поверхность и останавливают обмен веществ, тем самым выживают. Ребята, а все ли растения сбрасывают листья? Есть вечнозеленые и листопадные растения. | Отвечают на вопросы и записывают основные термины в блокноты |
| Личностные: -формирование ответственного отношения к обучению Метапредметные: Коммуникативные УУД: - умение вести диалог. Познавательные УУД: -формирование познавательного интереса. - умение выделять главное. Предметные: - умение отличать вечнозеленые растения от листопадных, приводить примеры. |
Первичное осмысление и закрепление
| Ребята, приведите примеры вечнозеленых и листопадных растений. Ребята, а что мы делали во время экскурсии? Наблюдали, значит первый метод, который мы использовали- наблюдение. А описывали мы деревья – описание. А еще используют такие методы как сравнение и эксперимент | Отвечают на вопрос | фронтальная | Личностные: - формирование интереса к предмету. Метапредметные: Регулятивные УУД: -умение анализировать и приводить примеры. Комуникативные УУД: -умение отвечать и задавать вопросы. |
Итоги урока. Рефлексия
| Сегодня на уроке: Я узнал… Мне понравилось…. | Отвечают на вопросы | фронтальная | Личностные: - формирование интереса к предмету. Метапредметные: Коммуникативные УУД: -учебное сотрудничество. |
Домашнее задание
| рабочая тетрадь: стр. 6-7, повторить § 2 | Записывают в дневники задание |
| Метапредметные: Регулятивные УУД: - самоконтроль и самооценка |
infourok.ru
Фрагмент урока «Осенние явления в жизни растений. Листопад», ФГОС
Фрагмент к уроку "Осенние явления в природе"
Биология, 5-6 класс, УМК любой
Материал можно использовать на уроке или во внеклассной работе по теме «Осенние явления в жизни растений. Листопад».
Цель: ознакомление учащихся с внешним видом осенних листьев деревьев, развитие умений различать деревья по внешним признакам.
Задачи:
- Развивать умения узнавать деревья по внешнему виду осенних листьев, создать проблемную ситуацию при изучении нового материала о листопаде.
- Способствовать развитию познавательного интереса, наблюдательности, образного мышления.
- Воспитывать эстетические чувства по отношению к осенней природе родного края.
Стихи к данному этапу урока
Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой…
И.Бунин
********
Листья в воздухе кружатся,
Так причудливо порой,
Тихо под ноги ложатся
То – коврами, то – горой…
Вот кленовый лист кружится
И пикирует в газон…
Как же нам не удивиться –
Так чудесно падал он!
Словно золотом залиты
Парки, скверы и сады…
Всё вокруг листвой покрыто –
Это осени следы.
(А.Тесленко)
Кроссворд
Ответы к кроссворду
Презентация
Кроссворд "Парад осенних листьев"PPTX / 779.25 КбКроссворд для распечатки учащимсяDOCX / 293.07 Кб
Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют «листопад».
О.Киселёва
**********
Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
- Мы с кленов …
- Мы с яблонь …
- Мы с вишен …
- С осинки …
- С черемухи …
- С дуба, с березы…
Везде листопад:
На пороге морозы!
Ю.Капотов
***********
Любимое время года.
Пришла увяданья пора.
Вся в пышном убранстве природа -
Осень стоит у двора.
Наполнился мир ожиданьем.
Грустит в одиночестве лес.
К нему я иду на свиданье,
Ни звука не слышно окрест.
Листва шелестит позолотой,
Ласкает и сердце и взор.
Красивой и тонкой работой
Расписан кленовый узор.
Я листья возьму на прощанье,
Поставлю в хрустальный бокал.
От осени светлой посланье
Зимой согревать будет зал.
Автор: А. Калинина
Использование ресурса:
1. Разгадывание кроссворда по напечатанным листам, проверка по слайдам презентации.
2. Разгадывание кроссворда по презентации.
Источники:
лист клёна
Лист липы
Лист дуба
Лист каштана
Лист ясеня
Лист рябины
Лист тополя
Лист осины
Стихи о листопаде
Шаблон презентации
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Конспект урока для 7 класса «Сезонные явления в жизни растений»
Урок биологии в 7-А классе
Пономаренко А.С.
«Сезонные явления в жизни растений»
Методы: описание, сравнение, наблюдение, анализ.
Цели урока:
1.научиться выделять сезонные изменения, происходящие в природе, в жизни растений
2. объяснять причины этих изменений
3.закрепить знания правил поведения в природе
Задачи урока:
1. научить выделять сезонные изменения в жизни растений.
2. наблюдать связь растений с окружающей средой
3. расширить знания учащихся об основных изменениях в жизни растений
4. воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник, карточки
Ключевые понятия: листопад, пигменты, хлорофилл, хлоропласты, фотосинтез.
Тип урока: обобщение изученного материала
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Урок хочется начать со слов одной песни, которую вы все знаете
-У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать.
-Дождь ли снег, любое время года, надо благодарно принимать
Действительно, любое время года неповторимо и прекрасно по-своему
нужно только уметь видеть, красоту нашей природы чувствовать ее ценить и беречь.
Итак, тема урока: Сезонные явления в жизни растений.
Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите?
— Обменяйтесь впечатлениями.
— Сколько сезонов вы знаете?
— Какова последовательность времен года?
-Сегодня на уроке мы отправимся в лес, раскрыть тайны сезонных явлений у растений.
Художественный текст.
Лес в любое время года имеет свои особенности, свою прелесть и неповторимость. У вас на столах карточки с текстом. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание леса, которое подходит вашей группе и доказать (во время чтения группами своего отрывка на таблицу вывешиваются иллюстрации с лесными пейзажами)
Запестрели деревья. Яшмовые клёны буквально светятся среди берёз и лип. Да и сами липы и березы будто в парчовых накидках: так ярки расцвеченные листья. Сказочным чертогом выглядит лес, расписанный волшебной кистью матушки – природы. Особенно красив он в ясный, яркий день, согретый тёплым солнышком. Казалось, без устали бродил бы этими стёжками, запорошенными листвой.
Природа настроилась на суровый лад. В морозы быстрые речки и те лубенеют, прячась под лёд. Снегу намело столько, что без лыж не пробиться полем или перелеском. А снежинки всё падают и падают, преображая лес в серебряные чертоги, одевая каждое деревце в бархат и парчу. Зайцы, волки и лисы кругом оставили столько следов, что только распознавать не забывай. И к тому ж празднично разубранные ёлочки, одна другой пригоже.
Деревья пробуждаются по мере схода снега и размерзания почвы. В лесу она глубоко не промерзала, особенно под слоем листвяной подстилки. Снега же в лесу нынче было много. Медленнее всего он тает в хвойниках и на северных склонах. Там нередко залёживается до дней тёплых и звонких. Набегут первые дождички и от старого сезона никаких следов не останется. “Первый дождик корешки обмоет”, наставляет старинная примета Тепло пригонит птиц издалеча. Крики возвратившихся птиц пронижут воздух. Эти-то крики и называют издавна “музыкой сфер”.
Только что дни росли и росли, и вот настал зенит света — пора солнцестояния. Как хорош лес! Дубравный покой и дубравный шум, беспрерывное жужжание мух, пчёл, шмелей и запах … этот травяно – лесной запах, насыщенный растительными испарениями, листом, а не цветами. Сейчас куда ни взгляни – везде увидишь обновы середины года с их яркими красками и пышным великолепием. Кажется, всё в лесной стороне предстало в своих лучших нарядах.
Сезонные явления – это процесс изменения процессов жизнедеятельности живых организмов в зависимости от сезона. Фенология – наука о сезонных явлениях.
Фенологическим явлениям посвящены многие научно-популярные книги и очерки в журналах. Обычно объектами наблюдений служат растения и растительные сообщества в «дикой» природе.
Начнем мы с вами с изучения осенних сезонных изменениях!
Осенние сезонные изменения в лесу.
• Неживая природа
-Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду.
— Определите, какое это время года?
— Какие месяцы соответствуют осени?
— Охарактеризуйте погоду каждого месяца, опираясь на план:
Небо
Солнце
Осадки
Ветер
Температура
-У нас получилась сводка погоды за осенний период.
-Подведите итог, какие изменения в неживой природе произошли осенью.
-Как вы думаете, какие изменения в неживой природе являются главными причинами осенних изменений.
Изменения в растительном мире
— Рассмотрите композицию «Краски осени»
— Расхвасталось одно дерево своим осенним нарядом: «Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и желтые, и розовые, и оранжевые краски».
— А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, — сказало другое дерево, самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменяю.
— Угадайте, какие деревья вели этот спор? Почему, вы так считаете?
— Какие изменения произошли в растительном мире?
-Почему изменилась окраска листьев?
— Давайте попробуем с Вами обосновать, за счет чего происходит изменение окраски листьев. Желтая, красная краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он заглушается более сильным – зеленым, хлорофиллом. В живом листе хлорофилл разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Наступает осень, удлиняются ночи, света меньше. Зеленый цвет убывает.
Цвет зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Например, вещество ксантофил, имеет желтую окраску. Каротин, придающий моркови свойственный ей рыжий оттенок, также присутствует в листе. Существует еще антоцианин, придающий яркие красные оттенки. Все это разновидности пигментов хромопластов.
— Похолодание замедляет в растениях процесс сокодвижения, а от этого рост растений замедляется. Говорят, что деревья спят. Желтые листья — признак засухи. Как вы понимаете эти слова?
— Начинается листопад. Попробуйте объяснить определение листопада. Листопад – это приспособление растений к суровым условиям зимы.
— Почему животные не едят красивые разноцветные опавшие листья?
— Бывает ли листопад у хвойных деревьев?
— Назовите хвойное растение, которое осенью сбрасывает с себя всю хвою, т.е. ведет себя как лиственное дерево.
— Дерево сбросило листву, оно погибло? (откуда появляются листья на следующий год?)
Вспомним строение побега и почек. Сейчас я вам раздам карточки с заданиями на них вы обозначите части побега, опишем строение почки, затем с вами проверим выполненную работу.
— Когда почки появились на дереве?
— Какие почки есть у деревьев?
— Осенью на растениях образуются плоды и семена.
Что такое плоды, семена?
Посмотрите на иллюстрации. Сделайте вывод, как распространяются семена дикорастущих растений.
При сборе семян и ягод будьте внимательны. Существует немало ядовитых растений.
— Вам предлагаю изучить ядовитые растения Крыма
— Что еще может быть опасным в лесу?
Почему (как) они попадают в корзину к людям?
-Запомните их. Это знание поможет вам избежать опасности.
Физкультминутка
Руки подняли и помахалиЭто деревья в лесуРуки согнули, кисти встряхнулиВетер сбивает росуВ стороны рукиПлавно помашемЭто к нам птицы летятКак они сядутТоже покажем —Крылья сложили назад.
Зимние сезонные изменения в лесу
— Какое время года приходит на смену осени?
— Когда начинается зима?
— Перечислите зимние месяцы по порядку.
-Почему говорят, что зима начинается каждый год по-разному?
Зима начинается с первой снежинки.
И пусть ей растаять, потом суждено…
Зато ее, первую, встретят улыбкой
Любые глаза и любое окно.
Смотри, она кружится перышка легче.
Сама перед ней расступается мгла!
Без первой снежинки, без первой снежинки
На землю зима бы придти не смогла.
— В этом году зима уже началась. Когда?
— Назовите признаки зимы.
— Какие изменения в жизни растений происходит зимой?
Я вам предлагаю следующее задание. Раздаю вам различные виды деревьев, вы должны выбрать те деревья, которые зимой чувствуют себя хорошо и, когда вы выберите их, украсите их тем, что вам нравится с помощью карандашей, фломастеров.
На смену зимнего сна приходит весна.
Первые весенние явления у растений внимательный глаз может подметить задолго до того, как станут видны общепризнанные и зримые приметы весны — развернувшиеся почки на деревьях. Еще не убран снег на улицах и газонах, но слой его все тоньше; начало пригревать солнце.
В пору предвесенья меняются детали силуэта у деревьев и кустарников. Так, есть растения раноцветущие и поздноцветущие; растения, теряющие листву уже в середине лета и сохраняющие ее до следующей весны.
Раноцветущие: Подснежник (Galanthus) Пролеска (Scilla) Крокус, шафран (Crocus) Тюльпан (Tulipa sp.) Нарцисс (Narciccus) Гиацинт (Hyacinthus) Прострел раскрытый, сон-трава
Поздноцветущие: георгина, очиток, астровые, бузульник
Различия в скорости весенних явлений особенно четко выступают во время затяжной весны, идущей медленно, с неоднократными остановками из-за похолоданий, так же как становятся видны все подробности движения при замедленной киносъемке. Если распускание почек у деревьев и кустарников — повсеместный признак прихода весны.
Как вы думаете с чем это связано?
Ну вот наступают каникулы, значит, наступило лето! Наверное самое любимое время года всех школьников, да и учителей тоже.
Лето — сравнительно «спокойная» фенологическая пора, когда события в мире растений уже не сменяют друг друга с такой скоростью, как весной. Специалисты уделяют ему гораздо меньше внимания, чем весне или осени, и даже не всегда отмечают и фенологической летописи жизни растений. Летний сезон — пора цветения большинства травянистых растений, как культурных, так и диких. По первым трудно установить какие-либо фенологические закономерности типа «сезонных примет», ибо очень уж велико разнообразие культивируемых декоративных растений в зависимости от вкусов, возможностей, условий и т. д.
Рефлексия. Итоги урока
Как человек не может прожить без леса, так в наши дни лес не может без человека. Какую пользу приносит человек лесу – все мы знаем, а вот зачем лесу человек? (охрана, защита)
Вот и подошло к концу наше путешествие на этом уроке. Мы с Вами покидаем наш лес.
-Что нового открыли для себя на уроке?
-С какими изменениями в неживой природе связаны изменения в жизни растений
Давайте сделаем прогноз на будущее лето.
— Что скажете о своей работе на уроке?
Вы хорошо поработали, подружились с вами, узнали много нового, делились друг с другом своими знаниями. Если вам понравился урок – поднимите руки вверх. Наш урок закончен и хочется пожелать вам, чтобы наше творческое сотрудничество продолжалось.
Домашнее задание. Подготовьте правила поведения в лесу в любое время года (на выбор)
Написать сочинение на тему “Лес будущего”.
www.alllessons.ru
Многообразие растений. Осенние явления в жизни растений - урок 2 - 7 класс - Карточки-задания уроков-экскурсий - БИОЛОГИЯ Уроки-экскурсии 6-8 классы - Поурочное планирование по биологии - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока
Приложение
Карточки-задания уроков-экскурсий
7 класс
Экскурсия № 1. Многообразие растений. Осенние явления в жизни растений
Карточка-задание для учащихся
Цель: определение видовой принадлежности деревьев и кустарников, наблюдение осенних явлений в жизни растений.
Групповые задания
1. Выберите понравившийся вам участок на территории, определенной учителем, опишите его и обоснуйте свой выбор.
2. Ограничьте найденный участок с помощью шнура.
3. Установите видовой состав деревьев и кустарников на вашем участке, используя определительные карточки.
4. Заполните таблицу.
Вечнозеленые растения | Листопадные деревья | Листопадные кустарники |
|
|
|
5. Соберите листья и плоды определяемых деревьев и кустарников. Не ломайте ветки, собирайте только опавшие плоды и листья, не сорите.
6. Какие собранные вами плоды распространяются ветром, а какие с помощью животных? Почему вы так думаете?
7. Нарисуйте на листе А3 план-схему выбранного вами участка и обозначьте на нем деревья и кустарники, которые вы определили. Сохраните этот план-схему для работы на весенней экскурсии.
8. Соберите листья одного вида деревьев, но различной окраски. Попробуйте собрать листья всех переходных цветов. Установите, где больше окрашенных листьев — в верхней части кроны деревьев или в нижней.
9. Проследите последовательность изменения окраски листьев у различных (или у одного) видов деревьев. С помощью двусторонней клейкой ленты разместите собранные листья на листах белой бумаги формата А4 в такой последовательности:
Виды деревьев | Зеленый лист | Частично изменивший окраску лист | Полностью изменивший окраску лист |
|
|
|
|
10. Какие осенние явления в жизни растений вы наблюдаете на выбранном вами участке?
11. Представьте результаты вашей работы другим группам. Расскажите, по каким признакам вы определили видовую принадлежность деревьев и кустарников на вашем участке и какие явления живой природы вы наблюдали.
Индивидуальное домашнее задание
Подготовить отчет об экскурсии по плану:
• Тема экскурсии.
• Цель экскурсии.
• Дата и место проведения экскурсии.
• Состав группы.
Результаты работы группы.
• опишите погодные условия и увиденные во время экскурсии приметы осени;
• перечислите виды деревьев и кустарников, которые вы определили на вашем участке:
вечнозеленые растения — ………………………..,
листопадные деревья — ………………………..,
листопадные кустарники — ………………………..;
• перечислите признаки, по которым вы определили видовую принадлежность деревьев и кустарников. Опишите, используя эти признаки, по два вида деревьев и кустарников. Зарисуйте их листья и плоды. Каким способом распространяются плоды и семена у этих видов растений?
• назовите осенние явления в жизни растений, которые вы наблюдали на территории учреждения образования в этот день.
Ответьте на вопросы.
1. Почему растения различных видов меняют окраску листвы неодновременно? Обоснуйте свой ответ и приведите примеры.
2. Объясните, почему осенью рядом с неисправными фонарями деревья желтеют быстрее и у них раньше начинается листопад.
Напишите небольшой рассказ (можно от первого лица) на тему «Листопад», используя известные вам из курса биологии 6-го класса понятия: хлоропласты, хромопласты, вакуоли, фотосинтез. Примените знания, полученные на экскурсии, при объяснении значения листопада в жизни растений.
Дополнительное задание.
Спланируйте наблюдение, для того чтобы выяснить, как изменяется окраска листьев в зависимости от условий произрастания растений (время года, увлажнение почвы, минеральное питание). Какие результаты вы ожидаете получить?
compendium.su