Презентация по биологии "Осенние явления в жизни растений" (5 класс). Осенние явления в жизни растений 5 класс
«Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»
Методическая разработка по биологии, 5 класс, УМК «Линия жизни».
Тема: «Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»
Цель: показать многообразие растений, животных и других организмов, их связь с окружающей средой; ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных. Формирование умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять результаты наблюдения, выявлять причинно – следственные связи. Воспитание интереса к предмету, биологического мышления, бережного отношения к природе.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с многообразием растений и животных, с осенними явлениями в их жизни; убеждаются, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определённой среде; знакомятся с правилами поведения в природе.
Метапредметные: учащиеся учатся проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.
Личностные: у учащихся воспитываются чувство любви к родной природе, понимание необходимости бережного отношения к ней, формируются элементы экологической культуры.
Основные понятия урока: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Деятельность учащихся: работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с другими учащимися в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчёта об экскурсии.
Ход экскурсии.
Организационный момент.
Инструктаж по ТБ при проведении экскурсии.
Проведение экскурсии.
Задание 1
Выясните, у каких деревьев и кустарников началось изменение окраски листьев (по сравнению с летней), листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев: нижних, средних, верхних или на всех одновременно?
Отметьте, каких животных или какие следы их пребывания вы нашли на данном участке.
Задание 2
Выясните, у всех ли деревьев и кустарников одного вида, растущих в разных условиях (непосредственно у дороги, в нескольких метрах от неё), в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад.
Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?
Задание 3
Выясните, какие растения продолжают цветение, у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите плоды и семена, определите по особенностям строения способы их распространения.
Какие насекомые вам встретились? Опишите, каково их поведение осенью.
Задание 4
Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.
Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.
Задание 5
Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких — позже.
Опишите приспособления к определённым условиям жизни у встретившихся вам животных.
Задание 6
Зарисуйте деревья, кустарники, травы, листья, семена, которые вам встретились и подпишите их.
IV. Задание на дом.
Оформить творческий отчёт по экскурсии.
infourok.ru
Экскурсия Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных - Введение. Биология как наука - 5 класс - УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений
5 класс
Введение. Биология как наука
Урок 5. Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»
Задачи экскурсии:
• показать многообразие растений, животных и других организмов, их связь с окружающей средой;
• ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с многообразием растений и животных, с осенними явлениями в их жизни; убеждаются, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определённой среде; знакомятся с правилами поведения в природе.
Метапредметные: учащиеся учатся проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.
Личностные: у учащихся воспитываются чувство любви к родной природе, понимание необходимости бережного отношения к ней, формируются элементы экологической культуры.
Основные понятия урока: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Деятельность учащихся: работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с другими учащимися в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчёта об экскурсии.
Оборудование: блокнот, простые карандаши, фотоаппарат, ботаническая папка. Дополнительный набор: карта местности, компас, верёвка, лопатка, фонарь, термос с чаем, бумажные полотенца, средства защиты от дождя.
Ход экскурсии
I. Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.
II. Содержание экскурсии
Учитель проводит учащихся от объекта к объекту по заранее разработанному маршруту. В ходе экскурсии учитель знакомит учащихся с видами растений и животных, встречающимися на данной территории, с особенностями растений, животных и других организмов, связанными с условиями их обитания; обращает внимание учащихся на разнообразие плодов и семян, способы их распространения, на различие осенней окраски листьев и листопада у растений, на поведение животных осенью.
III. Самостоятельная работа учащихся
Учащиеся распределяются на группы и выполняют следующие задания.
Задание 1
1. Выясните, у каких деревьев и кустарников началось изменение окраски листьев (по сравнению с летней) и листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев: нижних, средних, верхних или на всех одновременно?
2. Отметьте, каких животных или какие следы их пребывания вы нашли на данном участке.
Задание 2
1. Выясните, у всех ли деревьев и кустарников одного вида (берёза, дуб, осина, орешник и др.), растущих в разных условиях (непосредственно у дороги, в нескольких метрах от неё, на опушке леса, в глубине леса), в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад.
2. Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?
Задание 3
1. Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите плоды и семена, определите по особенностям строения способы их распространения.
2. Какие насекомые вам встретились? Опишите, каково их поведение осенью.
Задание 4
1. Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.
2. Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.
Задание 5
1. Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких — позже.
2. Опишите приспособления к определённым условиям жизни у встретившихся вам животных.
IV. Подведение итогов экскурсии
V. Домашнее задание
Оформить в рабочей тетради отчёт о проведённой экскурсии.
compendium.su
Урок по биологии для 5 класса Осенние явления в жизни растений
Задачи урока: сформировать знания об изменениях, происходящих в растениях в осенний период;научить наблюдать за природными объектами, фиксировать результаты наблюдений.Планируемые результаты:формирование мотивации к познавательной деятельности, самообразованию;становление экологического сознания;развитие экологической культуры,;развитие творческих способностей;учить наблюдать, описывать и объяснять осенние явления в жизни растений.
Задание к урокуНарисовать и раскрасить осенние растения.Принести плоды рябина, боярышника, каштана, дуба и др. растений, гербарий осенних листьев.Подготовить пословицы, поговорки, стихи и рассказы о растениях осенью.
Ход урока
Вступительное слово учителя:Наблюдать за природой интересно во все времена года. Не только летом и осенью, но и зимой, и весной происходит много необычного и интересного. Нужно только уметь увидеть это. Сегодня на уроке мы познакомимся с осенними явлениями в жизни растений. В начале урока мы совершим с Вами виртуальную экскурсию в осенний лес. Затем мы прослушаем стихи, рассказы, пословицы и поговорки, которые Вы подготовили к уроку.
Просмотр фильма «Осень в лесу»(СССР).Задание учащимся перед просмотром:записать названия растений, которые можно встретить в лесу;записать изменения, которые происходят с растениями осенью. Самостоятельная работа в тетрадях во время просмотра фильма. Обсуждение увиденного.
Выступления учащихся:
По Д.Зуеву.Завершается лето. Чисто светло-голубое небо. Падает лист. В парках и на бульварах стелется желтая дорожка. А листва все ярче румянится. Ярки деревья. Тихи задумчивые сентябрьские дни. На зелени хвои переливаются клены. Красивы оранжевые и золотистые березовые рощи. Под ногами шуршат ковры листопада.Среди мелкорослых сосенок на моховых кочках созревает последняя ягода сентября – клюква.Цветы сентября окрашены в желтые тона. Много еще трав в цвету.Лес поблек, А как еще великолепна цветистая вянущая листва!Зарумянилась красавица рябина. Под цвет ягод покраснел шиповник. А крушина стала как лимон.
И.БунинЛес, точно терм расписной, лиловый, золотой багряный,Веселой пестрою стеной стоит над светлою поляной.Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют, а между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной.
А.С.ПушкинУнылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.Люблю я пышное природе увяданье, в багрец и золото одетые леса
ПословицыУ дуба и осины самый поздний листопад.Если в осень лист с березы опадает нечисто – жди суровой зимы.Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
Вопросы учителя (фронтальная беседа): Когда у деревьев начинают желтеть листья?Когда листья начинают опадать?Почему осенью листья желтеют?
Выступления учащихся:По М.Гумилевской.Лист зелен потому, что в нем есть зеленое красящее вещество, Оно придает листу такую окраску. А почему осенью листья становятся желтыми, красными, фиолетовыми? Зеленое красящее вещество разрушается. А летом оно быстро, легко восстанавливается, и листья остаются свежими, зелеными. Окраска листа не меняется, так как образование красящего вещества не отстает от его разрушения.Но вот дни убывают. Света становится все меньше и меньше. Зерна хлорофилла продолжают все так же быстро разрушаться, а новые образуются медленн
weburok.com
Почему учителям и воспитателям следует проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебном центре «Инфоурок» ?• Огромный каталог: 677 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;• Очень низкая цена, при этом доступна оплата обучения в рассрочку – первый взнос всего 10%, оставшуюся часть необходимо оплатить до конца обучения; • Курсы проходят полностью в дистанционном режиме (форма обучения в документах не указывается); • Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации. • Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» соответствуют всем установленным законодательству РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года). |
infourok.ru
План конспект по биологии 5 класс Урок 5. Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»
Урок 5. Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»
Задачи экскурсии:
- показать многообразие растений, животных и других организмов, их связь с окружающей средой;
- ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с многообразием растений и животных, с осенними явлениями в их жизни; убеждаются, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определённой среде; знакомятся с правилами поведения в природе.
Метапредметные: учащиеся учатся проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.
Личностные: у учащихся воспитываются чувство любви к родной природе, понимание необходимости бережного отношения к ней, формируются элементы экологической культуры.
Основные понятия урока: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Деятельность учащихся: работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с другими учащимися в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчёта об экскурсии.
Оборудование: блокнот, простые карандаши, фотоаппарат, ботаническая папка. Дополнительный набор: карта местности, компас, верёвка, лопатка, фонарь, термос с чаем, бумажные полотенца, средства защиты от дождя.
Ход экскурсии
- Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.
- Содержание экскурсии
Учитель проводит учащихся от объекта к объекту по заранее разработанному маршруту. В ходе экскурсии учитель знакомит учащихся с видами растений и животных, встречающимися на данной территории, с особенностями растений, животных и других организмов, связанными с условиями их обитания; обращает внимание учащихся на разнообразие плодов и семян, способы их распространения, на различие осенней окраски листьев и листопада у растений, на поведение животных осенью.
- Самостоятельная работа учащихся
Учащиеся распределяются на группы и выполняют следующие задания.
Задание 1
- Выясните, у каких деревьев и кустарников началось изменение окраски листьев (по сравнению с летней) и листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев: нижних, средних, верхних или на всех одновременно?
- Отметьте, каких животных или какие следы их пребывания вы нашли на данном участке.
Задание 2
- Выясните, у всех ли деревьев и кустарников одного вида (берёза, дуб, осина, орешник и др.), растущих в разных условиях (непосредственно у дороги, в нескольких метрах от неё, на опушке леса, в глубине леса), в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад.
- Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?
Задание 3
- Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите плоды и семена, определите по особенностям строения способы их распространения.
- Какие насекомые вам встретились? Опишите, каково их поведение осенью.
Задание 4
- Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.
- Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.
Задание 5
- Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких — позже.
- Опишите приспособления к определённым условиям жизни у встретившихся вам животных.
- Подведение итогов экскурсии
- Домашнее задание
Оформить в рабочей тетради отчёт о проведённой экскурсии.
xn----8sbhepth3ca.xn--p1ai