Осенние изменения в природе. Осенние изменения в неживой природе. Осенние изменения растений
Осенние изменения в живой природе
Здравствуйте, ребята. Вы помните меня? Я Полина, лесная фея.
Прошлый раз я рассказывала вам об осенних изменениях в неживой природе. А сегодня мы с вами понаблюдаем за живой природой и поговорим о том, как изменяется жизнь растений и животных осенью. А поможет мне в этом моё волшебное зеркало. Давайте зайдём ко мне в гости.
Изменения в жизни растений осенью
Слово осень в нашем сознании прочно ассоциируется с золотой порой листопада. Поэтому сначала понаблюдаем за миром растений.
У каждого дерева свой наряд осенью. Например, у берёзы листья осенью становятся золотисто-желтыми, у рябины — красновато-бурыми, у бересклета — розовыми, а у клёна — и вовсе окрашиваются в несколько цветов.
А вот хвоинки ели и сосны не изменяют окраску.
А почему листья изменяют свою окраску? Лист зелен потому, что в нём есть зелёное красящее вещество — хлорофилл.
Это вещество легко разрушается. Но летом оно быстро восстанавливается, и листья остаются свежими и зелёными. Окраска листа не меняется, так как образование красящего вещества не отстаёт от его разрушения. Но вот дни убывают. Света становится всё меньше и меньше. Зёрна хлорофилла продолжают всё также быстро, как и летом, разрушаться, а новые образуются медленнее, их становится меньше, лист бледнеет. Но в клетках листа есть и другие красящие вещества — жёлтые или красные, и теперь, когда зелёное красящее вещество постепенно разрушается, они выступают ярче. Листья желтеют или становятся багряными.
Вслед за изменением окраски листьев начинается листопад.
Ребята, а задумывались ли вы, почему у деревьев и кустарников опадают листья. Осенью световой день уменьшается. Земле достаётся меньше тепла. Почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. В охлаждённой почве резко уменьшается всасывание воды корнями, листья же продолжают её испарять. Значит, осенний листопад помогает растению выжить. Кроме того, учёные установили, что в листьях постепенно накапливаются вредные для растения вещества. Да и оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
А почему хвойные растения не сбрасывают свой наряд?
Хвоинки этих деревьев покрыты толстой кожицей. Они испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался бы на широких пластинах лиственных деревьев.
А что же происходит с животным миром осенью?
Осенью насекомые прячутся в трещинах коры деревьев, под опавшие листья и впадают в оцепенение. Так они защищаются от холода. Пчёлы и осы делают запасы мёда на зиму.
Рыбы к зиме уходят на глубину водоёма и собираются в местах, благоприятных для зимовки. Так ведут себя карась, лещ, сазан и другие рыбы. При понижении температуры рыбы становятся малоподвижными.
У птиц тоже много забот осенью.
Корма для птиц становится всё меньше и меньше. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.
Оседлые птицы, те, которые живут весь год в одной местности (воробьи, сороки, галки, синицы, поползни, сойки), готовясь к зиме, усиленно питаются и накапливают жир. Так они приспосабливаются к зимним холодам.
Некоторые птицы собирают запасы корма. Сойка запасает жёлуди. Одна сойка запасает до 4 кг жёлудей, складывая их кучками под корнями деревьев, ближе к стволу, где пласт снега зимой не такой толстый. Спрятав запасы, птицы не всегда успевают их использовать. Поэтому часть плодов прорастает. Таким образом птицы сеют лес. Поползни закладывают в трещины коры деревьев семена клёна и липы. Синицы запасают насекомых и их личинки, а также семена ели и сосны.
Многие птицы начинают собираться в стаи, а затем летят в тёплые края. Это перелётные птицы. Сначала улетают те, которые питаются насекомыми (ласточки, стрижи, соловьи). Позднее всех улетают утки, гуси, журавли. Они живут у нас до тех пор, пока не замёрзнут водоёмы.
Перелётные птицы преодолевают огромные расстояния, летят иногда без отдыха целый день и ночь и очень устают. Многие птицы гибнут во время перелёта, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поисков пищи или отдыхающую на деревьях.
Кочующие птицы (снегири, свиристели, чечётки)не имеют постоянных мест зимовок. Соединяясь в стаи они улетают на небольшие расстояния в места, более богатые кормом.
Звери осенью тоже готовятся к зиме.
Многие животные запасают корм. Мыши собирают семена растений, орехи, жёлуди и складывают их в специальные камеры нор, под корни деревьев. Бобры делают запасы в виде веток деревьев и кустарников, которые складывают около жилища. Бурундуки запасают семена и кедровые орешки. Белки хранят собранные орехи и жёлуди в дуплах или пространствах между корнями деревьев, сушат грибы на деревьях. Запасают корм барсуки и другие звери.
Некоторые звери осенью усиленно питаются и накапливают жир. Жир — это тоже своеобразный запас пищи, он поможет перенести суровую зиму. К таким животным относится медведь. Летом и вначале осени для него много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сочными корни растений, всюду много насекомых, особенно медведь любит муравьёв, с большим удовольствием он ест рыбу, мёд диких пчёл и ос, обсасывает зёрна овса. Медведь усиленно питается и сильно жиреет. А уже после листопада у растений медведи устраивают берлогу. Забрался мишка в берлогу, припал к лапе и — на боковую. Будет всю зиму видеть сны, слушать, как скрипят над берлогою высокие ели.
Сильно жиреет и барсук. Так, например, барсуки к осени увеличивают свою массу на 4-6 кг.
Усиленно питается и ёж. Подбирает жуков, улиток, лакомится ягодами и упавшими плодам, ловит мышей, лягушек, ужей. Даже на змей нападает! Ощетинив на голове иглы, еж смело бросается в атаку, а потом, сопя и фырча, расправляется с добычей.
— Осенью все звери как бы «переодеваются» — линяют. Линька у зверей — это постепенная смена шерсти. Вместе негустой летней шерсти вырастает новая — густая и пушистая, которая согревает с наступлением холодного времени. А у некоторых животных – зайца, белки, песца – изменяется и её окраска. Шерсть у белки становится серой, у зайца — белой, у песца – белой или серо-голубой.
—Вот какие изменения происходят осенью в жизни животных и растений.
— А сейчас давайте повторим.
Осенью у растений изменяется окраска листьев. Начинается листопад.
Жизнь животных осенью тоже претерпевает изменения.
Насекомые прячутся в трещинах коры деревьев, под опавшие листья и впадают в оцепенение.
Рыбы уходят в глубину водоёма и собираются в местах, благоприятных для зимовки.
Оседлые птицы усиленно питаются и накапливают жир. А некоторые (сойка, поползень, синица) делают запасы на зиму. Перелётные птицы (стрижи, ласточки, соловьи, гуси, утки, журавли) собираются в стаи и улетают в тёплые страны. Кочующие птицы (снегири, свиристели, чечётки, клесты) улетают на небольшие расстояния в места, более богатые кормом.
Звери осенью тоже готовятся к зиме: запасают корм, усиленно питаются и накапливают жир, линяют (шерсть у них становится густой и пушистой, а у некоторых зверей меняется цвет шерсти).
— Нам пора прощаться. До свидания.
videouroki.net
Осенние изменения в природе. Осенние изменения в неживой природе
Золотая осень
В средней полосе России осень, действительно, «очей очарованье», как говорил поэт. Жару и духоту лета меняет легкая прохлада. Дни становятся короче, а ночи – длиннее и темнее. Первыми на эти осенние изменения в природе начинают реагировать деревья. Листья желтеют и краснеют, затем потихоньку облетают, покрывая разноцветным ковром всю округу. Наступает период золотого бабьего лета, когда природа все еще радует умеренным солнышком, когда поспевают уже поздние фрукты, наполняясь и сладостью, и ароматом, но ночи уже становятся все холодней и холодней.
Листопад
Это величественное и красочное явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими почти у всех дикорастущих деревьев в холодные периоды года. Листва опадает и дает возможность таким образом растениям отдохнуть, подготовиться к долгой зимней спячке, когда все жизненные процессы внутри дерева приостанавливаются, а соки перестают циркулировать. Без листьев деревья расходуют намного меньше воды, не скапливают на ветках много снега в период снегопадов. А значит, и риски механических повреждений снижаются. К тому же, вместе с листьями растения сбрасывают и всевозможных вредителей, которые затем погибают в период, когда настают холода. Можно сказать, что осенние изменения в природе начинаются с листопада. Но это – в живой природе (ведь деревья тоже живые существа, обладающие способностью дышать и расти). А как проходят осенние изменения в неживой природе, связанные с близким наступление холодов?
Туманы
Бабье лето – период недолгий, обычно заканчивающийся с наступлением октября. Появляются уже первые признаки ненастной погоды. Туманы, густые, липкие, напоминающие по своему виду молоко, наполняют осеннюю природу сыростью и прелым запахом. По своей сущности туман – густое облако, которое в результате перепада температуры образуется у самой поверхности почвы. Как только потеплеет – туман рассеется. Влага выпадет на пожухлую траву и листву в виде инея (если земля уже достаточно остыла).
Иней
К теме осенние изменения в неживой природе относится и такое явление, как иней. По сути своей – это мелкие частички росы, застывшие в виде снежинок. Они покрывают все поверхности тонким неровным колючим слоем. Это говорит о том, что в атмосфере появились первые заморозки и отрицательная температура.
Ветры и облака
Осенью холодный фронт атмосферы приносит с собой более холодные воздушные массы. Ветры реагируют на это и меняют свое направление, усиливаются, принося непогоду и осадки. Это время года иногда становится слякотным и протяженным, вызывая осенние изменения в природе.
В свою очередь, кучевые дождевые облака приносят в себе огромное количество осадков. Если температура меняется достаточно резко, то можно и в начале осени почувствовать сильные ветры, увидеть и ощутить дожди со снегом, как следствие появления холодного циклона.
Ледоход и гололед
В конце ноября, бывает, температура воздуха падает до отрицательных значений. Водная поверхность различных водоемов сковывается первыми корочками льда. Это чаще всего происходит в прудах и озерах, где почти отсутствует течение. Лед не совсем еще окрепший, поэтому ветер и течения относят его, образуя так называемый осенний ледоход.
Гололед, покрывающий почву в середине и в конце осени, образуется при легком морозе, который не дает дождю превратиться в снег. Земля еще не достаточно остыла, чтобы укрыться снежным покрывалом, предвестником сильных морозов.
Наблюдая осенние изменения в природе, можно узнать, как подготавливается переход к зимнему периоду жизни, холодному и снежному. Когда все вокруг как бы замирает до следующей весны и наступления теплых дней.
Осенние изменения в живой природе
- О листопаде у деревьев и его значении для жизнедеятельности растений мы уже говорили в начале статьи. Следует подчеркнуть, что деревья относятся также к живой природе, так как живут и умирают, дышат и дают потомство. У растений осень – тщательная подготовка к зимнему периоду, когда все они (живущие в естественных условиях) впадают в зимнюю спячку: жизнедеятельность и обмен соками уменьшается многократно.
- Насекомые с наступлением холодов прячутся и впадают в спячку. Это защитная реакция на понижения температурных показателей. Множество насекомых (например, мухи или жуки) заползают в уютные щели и на первый взгляд кажутся мертвыми. Но это не так. С наступлением весны они оживут и снова будут летать.
- Холоднокровные животные «засыпают» в результате того, что не могут поддерживать температуру, необходимую для существования. Змеи, лягушки, рептилии и амфибии – все впадают поздней осенью в спячку.
- В самом начале осени птицы готовятся к перелетам в теплые края. Затем начинается их отлет. Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах.
- Некоторые млекопитающие также впадают в спячку в конце осени-начале зимнего периода. Но связано это скорее не с наступлением холодов, а с отсутствием кормовой базы для них зимой. К таким животным относятся: медведь, барсук, сурок, еж, некоторые грызуны (суслик, хомяк, соня).
- Зимующие млекопитающие усиленно накапливают вес, чтобы в зимние холода расходовать собственный жир для обогрева и питания.
Таким образом, животный мир готовится к приближению зимнего холодного периода, по разному реагируя на осенние изменения в природе.
fb.ru
Осень в природе
Используются сюжеты:
- «Листопад» из альбома «Двенадцать месяцев. Октябрь»;
- «Золотая осень» из альбома «Двенадцать месяцев. Октябрь»;
- «Разноцветная осень» из альбома «Двенадцать месяцев. Сентябрь».
Технологии
дифференцированное обучение
ИКТ-технологии
работа в группах
Цели урока
расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений
научить учащихся наблюдать за природой
продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения
развивать мышление, наблюдательность, речь
развивать умения ориентироваться на местности: знать названия окружающих деревьев, трав
воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу
развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства
Оборудование: проектор, экран, у учащихся зелёный и красный карандаши, кленовые листья – жетоны, маршрутные листы по количеству учащихся, таблички для 4 групп с причинами и следствиями изменения окраски листьев, карточки с вопросами для д/з, Парты расставлены попарно для четырёх групп
Ход урока
1. Организационный момент. СЛАЙД 1.
2. Актуализация темы урока
У: Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие по нашей местности, во время которого вы покажете свои знания и умения использовать их на практике. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой, поэтому давайте вспомним правила поведения при работе в группах. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы, оценивать правильность ваших действий и вашу активность. За каждый правильный ответ вы получите кленовый листок. Та команда, которая соберет большой букет из листьев, и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь!
Для сегодняшнего урока ребята приготовили стихи (по одному человеку от группы). Послушайте их и постарайтесь определить тему урока. СЛАЙДЫ 2–5.
Просмотр сюжета «Октябрь. Золотая осень»
Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
— Что случилось вдруг?
И ответил папа:
— Это осень, друг.
(Наталия Антонова)
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
(Ирина Токмакова)
***
Осенний трогаяОгонь,Тянул я вверхСвою ладонь.Пожару осени,Как другу,ПожалПылающуюРуку.Я пробирался,Как во сне,Сквозь зарослиДождяВ огне.ОсталасьПамятьУ меня —Букет oдинТогоОгня.
(Семен Островский)
У: Кто догадался, о чём пойдет речь на уроке? СЛАЙД 6.
В чём заключается главная причина всех осенних изменений в природе?
3. Минутка календаря.
У: Ребята, проведем минутку календаря погоды. Дайте характеристику погодных условий
сегодня. СЛАЙД 7.
О каких изменениях в природе говорят, проводя наблюдения над погодой.
У: Какой день, по вашим наблюдениям, был самым холодным на этой неделе?
Какой день был самым тёплым?
Что удивило вас в природе за неделю?
Объясните эти народные пословицы: СЛАЙД 8.
Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.
Октябрь – месяц близкой пороши.
Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка.
Какие вы знаете народные приметы об осенних месяцах?
На что обращают внимание все народные приметы? (На связь неживой и живой природы.)
4. Планирование работы на уроке.
Мы превращаемся с вами в исследователей. И будем изучать одно из самых удивительных осенних изменений – изменения в жизни растений. На доске я выписала вопросы, на которые сейчас нам надо найти ответы. СЛАЙД 9.
- Почему у хвойных деревьев нет листопада?
- Что происходит осенью с травянистыми растениями?
- Почему начинается листопад?
- Почему происходит изменение окраски листьев осенью?
Просмотр сюжета «Октябрь. Листопад»
Попробуйте их расположить в логической последовательности, чтобы получился план работы на уроке. Поработайте в группах.
Ученики обсуждают задание и приступают к обсуждению последовательности изучения темы. Приводят доводы и аргументы, отстаивают свою точку зрения.
У: Я благодарю вас, ребята. Самым последовательным мы признаем план, который записан в маршрутных листах. Я каждому раздаю такой лист. Внимательно рассмотрите его. СЛАЙД 10.
У: Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зелёным цветом, если у Вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.
Исследовательская работа непростая, и мы должны настроиться на это, подготовиться к ней.
5. Физкультминутка для глаз. СЛАЙД 11.
6. Изучение нового материала
У: Какую примету осени описал Иван Бунин в стихотворении? СЛАЙД 12.
ЛИСТОПАДЛес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Весёлой, пёстрою стенойСтоит над светлою поляной.
У: Первой яркой приметой осенних изменений в жизни растений является изменение окраски листьев.
У: Мы проводили наблюдения к сегодняшнему уроку на экскурсии.
Что изменяется в жизни растений осенью?
У каких деревьев листва краснеет, а у каких желтеет?
Какого цвета листва сирени осенью?
У какого дерева листва желтеет первой?
Как вы думаете, почему осенью меняется окраска листьев?
Где найти правильный ответ на этот вопрос?
Давайте обратимся к с. 46 учебника, которая поможет узнать, почему листья меняют цвет. (Читаем первый абзац.)
У: Теперь я предлагаю вам поработать в группах и расположить таблички по порядку. (Причины и следствия изменения окраски листьев: хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет; света и тепла становится меньше; разрушение хлорофилла; изменение окраски листьев.) Проверим. СЛАЙДЫ 13–15.
У: Мы ответили с Вами на первый вопрос, закрасьте квадрат зелёным или красным цветом. У кого есть вопросы, кому нужна помощь?
Дети, получившие первоначальное представление о листопаде, отвечают на вопросы менее успешных учеников. Сотрудничество продолжается до положительной рефлексии усвоенного материала каждым учеником.
У: Вам нужно определить ключевое слово для следующего этапа урока. В этом вам поможет кроссворд в ТПО. СЛАЙД 16.
У: Проверим, что получилось. (Ключевое слово – листопад, слова – ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина, дуб.) СЛАЙД 17.
У: Как вы думаете, почему опадают листья?
У: Проверить ваши ответы поможет учебник (второй абзац текста на с. 46 учебника).
У: Выделите причины листопада. (Понижение температуры воздуха и почвы, замедление сокодвижения, уменьшение испарения влаги, образование пробкового слоя).
У: Какова главная причина осенних изменений в природе?
У: К чему приводят изменения в неживой природе?
У: Проверим вашу наблюдательность и любознательность. Листья каких деревьев представлены на слайдах? СЛАЙД 18.
7. Физминутка СЛАЙД 19.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!(Посмотрели вправо, влево.)Руки подняли и покачали –Это деревья в лесу.Руки согнули, кисти встряхнули –Ветер сбивает росу. (И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.)
В стороны руки, плавно помашем –Это к нам птицы летят.Как они тихо садятсяПокажем – крылья сложили назад. (И. п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3–4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.)
Наклонились и присели.Заниматься тихо сели.
У: Какой вопрос подготовила Оля?
Оля: Как деревья узнают, что скоро наступит зима?
У: Какой вопрос подготовила Катя?
Катя: Одинаково ли опадают листья у деревьев?
(Пересказ текста из первого абзаца с. 47 учебника.)
У: Прежде, чем вы оцените, как поняли информацию о листопаде, задайте интересующие вас вопросы Оле и Кате.
Ребята, в маршрутном листе самостоятельно отметьте, на сколько усвоен материал о листопаде.
У: Всем известная с детства загадка: зимой и летом одним цветом. (Ель и сосна) Как одним словом назвать эти деревья?
У: О какой особенности хвойных деревьев говорится в загадке?
У: Почему у хвойных деревьев нет листопада?
У: Познакомимся со статьёй учебника с. 47 второй абзац.
У: Почему же хвоя лиственницы опадает? (У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя.)
У: Рассказ о лиственнице приготовил Игорь. СЛАЙД 20.
О сибирской лиственнице
С древнейших времен лиственница была известна, как превосходный строительный материал. Наиболее обширные площади она занимает в Сибири и на Дальнем Востоке. Образует чистые и смешанные с елью, пихтой и сосной насаждения.
Лиственница — дерево, обычно крупное, высотой до 35–50 м и диаметром до 1 м. Её древесина лишь немного уступает дубовой по механическим свойствам и обладает замечательным качеством: она очень слабо подвержена гниению. Поэтому постройки из лиственницы стоят столетиями. Известно немало строений из лиственничной древесины, возраст которых превышает 500 лет. В доме из сибирской лиственницы снижается вероятность появления мигрени, неврозов, связанных со спазмами сосудов. На протяжении всего срока эксплуатации лиственница испаряет природные фитонциды, которые, попадая в дыхательные пути человека, предотвращают простудные и вирусные заболевания. Она способствует снижению артериального давления, повышению остроты зрения, нормализации обмена веществ.
На слайде представлены фотографии изделий из лиственницы. Это столб линии электропередач, мост, колесо, домашняя утварь.
У: Есть вопросы к Игорю?
У: Самостоятельно сделайте отметку в маршрутном листе.
У: На какой вопрос нам предстоит найти ответ? Прочитайте в маршрутных листах.
У: Вспомните и назовите известные вам травянистые растения.
У: Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?
У: Поделитесь своими наблюдениями. Как меняется окраска травы осенней порой?
У: Какие растения ещё цветут осенью?
У: Проверьте свои ответы, прочитав самостоятельно последний абзац текста на с. 48 учебника.
У: Завершите работу с маршрутными листами.
8. Закрепление.
А сейчас (при достаточном количестве времени) предлагаю посмотреть небольшой фильм. СЛАЙДЫ 21–49. просмотр сюжета «Сентябрь. Разноцветная осень».
9. Итог урока. Рефлексия.
У: Почему осенью в природе происходят изменения?
В какой последовательности происходят изменения в природе?
Молодцы! Посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными.
- Кто сегодня удивил вас на уроке? (Отвечают консультанты групп.)
- Вы хорошо выполнили все задания, поэтому мы успешно смогли вернуться домой. Цели урока выполнили, т. к. показали, что знаете, какие изменения принесла осень.
Хорошо, дружно работали в командах.
Победила команда ____________, так как она собрала самый большой букет осенних листьев.
10.Домашнее задание.
У: Вы очень хорошо поработали. Чтобы закрепить всё, что вы сегодня узнали, дома выполните задания. Я попрошу вас продолжить наблюдения за изменениями в жизни растений осенью. Задания будут распределены по группам.
1-я группа. Вопросы.
Где быстрее сбрасывают деревья листву: в парках или в лесу?
У больных или здоровых деревьев раньше начинается листопад?
Какие деревья, молодые или старые, первыми сбрасывают листву?
2-я и 3-я группы. Вопросы.
Учебник с. 48.
4-я группа. Вопросы.
Составить кроссворд «Осенняя клумба».
razumdv.ru
Сезонные изменения в жизни растений
Скачать файл
Урок биологии в 6 классе на тему
«Сезонные изменения в жизни в жизни растений.
Фенологические наблюдения»
Цели урока:
1.научиться выделять сезонные изменения, происходящие в природе, в жизни растений;
2. объяснять причины этих изменений;
3.закрепить знания правил поведения в природе;
Задачи урока:
1. научить выделять сезонные изменения в жизни растений.
2. наблюдать связь растений с окружающей средой
3. расширить знания учащихся об основных изменениях в жизни растений
4. воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник, карточки
Ключевые понятия: листопад, пигменты, хлорофилл, хлоропласты, фотосинтез.
Ход урока
Организационный момент
Проверка знаний:
Вопросы:
1.Какова протяжённость границ Московской области? (1.200км)
2.Запишите самый жаркий месяц лета (июль)
3.Какова средняя температура января? (-10,5)
4.Какие почвы характерны для Подмосковья? (подзолистые)
5.Перечислите лесообразующие породы, характерные для лесов Подмосковья (ель, дуб, сосна)
6.Запишите две известные вам пары грибов- двойников, один из которых является ядовитым (белый-сатанинский; опята-ложные опята)
7.Перечислите отличительные признаки ядовитого гриба в одной из записанных пар
(Сатанинский-шляпка сатанинского гриба на ощупь бархатистая; окрашена в серовато-белый, оливковый или коричневатый оттенки; ножка в средней части красная;в течении 5минут на срезе даёт «синеву» ; старые экземпляры имеют запах гниющего лука)
8.Узнайте растение
На слайдах(слайды1-5)
1.Сфагнум
2.Щитовник мужской
3.Ландыш майский
4.Ель обыкновенная
5.Берёза повислая
Изучение нового материала:
1.Фенология как наука
-Посмотрите на экран. Что вы видите?(слайд№6)
— Обменяйтесь впечатлениями.
— Сколько сезонов года вы знаете?
— Какова последовательность времен года?
Сезонные явления – это процесс изменения процессов жизнедеятельности живых организмов в зависимости от сезона. Фенология – наука о сезонных явлениях.
Фенологическим явлениям посвящены многие научно-популярные книги и очерки в журналах. Обычно объектами наблюдений служат растения и растительные сообщества в «дикой» природе.
Начнем мы с вами с изучения осенних сезонных изменениях! Осень-увлекательнейшая пора для наблюдений. Явления природы так ярки, что их не надо отыскивать.
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
2.Изменения в неживой природе
?/кл Что вы можете сказать о времени восхода и захода солнца?
(Укорачиваются дни, ночи длиннее)
?/кл С чем это связано?
(С годичным движением Земли вокруг Солнца и вокруг собственной оси)
Итак, изменения в неживой природе являются главными причинами осенних изменений
в жизни растений
3.Изменения в растительном мире
— Посмотрите на экран(слайды5,7.8)
Зачитываю:
Расхвасталось одно дерево своим осенним нарядом: «Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и желтые, и розовые, и оранжевые краски».
— А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, — сказало другое дерево, самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменяю.
?/кл Угадайте, какие деревья вели этот спор? Почему, вы так считаете?
— Какие изменения произошли в растительном мире?
(Изменяется окраска листьев)-Запись на доске
-Почему изменилась окраска листьев?(слайд12)
Учитель вместе с классом :
— Давайте попробуем с Вами обосновать, за счет чего происходит изменение окраски листьев. Желтая, красная краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он заглушается более сильным – зеленым. Этот цвет ему придаёт пигмент хлорофилл. В живом листе хлорофилл разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Наступает осень, удлиняются ночи, света меньше. Зеленый цвет убывает.
Цвет зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Например, пигмент ксантофил имеет желтую окраску. Каротин, придающий моркови свойственный ей рыжий оттенок, также присутствует в листе. Существует еще антоцианин, придающий яркие красные оттенки. Все это разновидности пигментов хромопластов.
— Похолодание замедляет в растениях процесс сокодвижения, а от этого рост растений замедляется. Говорят, что деревья спят. Желтые листья — признак засухи. Как вы понимаете эти слова?
— Начинается листопад. Запись на доске
?/кл Попробуйте объяснить значение листопада в жизни растений. (слайд13,14)
(Листопад – это приспособление растений к суровым условиям зимы. Снижается испарение. Защита от механический повреждений –ветви ломаются под )
?/кл Бывает ли листопад у хвойных деревьев?
— Назовите хвойное растение, которое осенью сбрасывает с себя всю хвою, т.е. ведет себя как лиственное дерево.
?/кл Дерево сбросило листву, оно погибло? (откуда появляются листья на следующий год?)
?/кл.Всегда ли деревья и кустарники сбрасывали листву?
(Нет.Листопад-результат длившегося млн лет естественного отбора.Влажный климат наших лесов стал меняться. В новых условиях выживали и плодоносили лишь те деревья и кустарники, которые уходили в зиму с меньшим количеством листьев.
Итак, деревья и кустарники находятся в состоянии глубокого покоя.
Процессы жизнедеятельности замедлены. (слайд15)
?/кл
— Осенью на растениях образуются плоды и семена. Что такое плоды, семена?
Деревья, кусты и травы спешат устроить своё потомство.
Распространение семян — Запись на доске
важный период в жизни растений
Работают с коллекцией «Распространение плодов и семян»
?/кл Сделайте вывод, как распространяются семена дикорастущих растений.
Распространение семян Схема на доске
и в тетрадях уч-ся
Ветром Животными Водой
клён череда осока
одуванчик лопух
рябина
У При сборе семян и ягод будьте внимательны. Существует немало ядовитых растений.
Вывод по уроку
Учитель вместе с учащимися
Осенние изменения в жизни растений См.Запись на доске
-изменение окраски листьев
-листопад
Распространение плодов и семян
Рефлексия
Как человек не может прожить без леса, так в наши дни лес не может без человека. Какую пользу приносит человек лесу – все мы знаем, а вот зачем лесу человек? (охрана, защита)
?/кл
-С какими изменениями в неживой природе связаны изменения в жизни растений
-Перечислите приметы осени
-Какие способы распространения семян и плодов вам известны?
-Что нового открыли для себя на уроке?
— Что скажете о своей работе на уроке?
Вы хорошо поработали, подружились с вами, узнали много нового, делились друг с другом своими знаниями. Если вам понравился урок – поднимите руки вверх. Наш урок закончен и хочется пожелать вам, чтобы наше творческое сотрудничество продолжалось.
Домашнее задание.
1. Зарисовать семена растений.(3 шт).Подписать название растения и способ распространения семян
2.Подготовить рассказ о правилах поведения в лесу осенью (по желанию)
И в завершении урока мы с вами проведем очередной раунд конкурса знатоков природы
вопросы | ответы |
1.С какого дня по фенологическому календарю начинается осень? | 21 сентября- день осеннего равноденствия |
2.Что такое «чертов табачок»? | Споры гриба-дождевика. Спелый гриб лопается от лёгкого удара и из него вырывается облако пыли – споры (чертов табак) |
3.Загадаю за грядку, заброшу за грядку, в год пущу- в другой выпущу | Осень. Осенью сеют, собирают на другой год |
4.Сидит- зеленеет, летит- пожелтеет, падёт-почернеет | Листва |
5.Пал Палыч пал на воду, сам не утонул и воду не замутил | Лист с дерева |
6.Зреют на ветках детки в беретках. Спрыгнули с веток- глядь: без береток | Жёлуди |
7.Каке птичьи тайны открывает листопад | На облетевших деревьях видны хорошо скрытые летом в листве птичьи гнёзда |
8.Я молча говорю с тобой издалека | Эхо |
9.Долговяз в траве увяз | Дождь |
gimmedoc.ru
Окружающий мир:Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. (2 класс)
Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. (2 класс)
Цели урока. Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений. Учить учащихся наблюдать за природой. Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения. Развивать мышление, наблюдательность, речь. Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства.
Ход урока.
1. Организационный момент
Звонок прозвенел – отвечай поскорей,Время года, какое стоит у дверей? (осень) слайд 1Сегодня, ребята, урок листопада.Вспомнить, узнать многое надо.
2. Актуализация темы урока
У: - Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие, во время которого вы покажете свои знания и умения. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы. За каждый правильный ответ вы получите листочек. Та команда, которая соберет большой букет из листьев и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь!
Вызов (побуждение)- Сегодня, ребята, мы начнем наш урок со сказки.(Звучит музыка «звуки леса»)
В далеком-далеком лесу, на светлой солнечной полянке, где журчал весёлый ручеек, жили-были цветочки. Они были маленькие, и поэтому они всему удивлялись. слайд 2,3 Ах, как интересно было кругом! На полянке вместе с цветочками росли их братья и сестры: мягкая сочная травка, высокие стройные деревья, шелестящие листвой, пушистые кустарники с яркими ягодками. Над ними порхали разноцветные легкие бабочки, жужжали пчелы, собирая нектар, и звонко пели птицы. Иногда на полянку выбегали веселые зверушки, чтобы поваляться в мягкой травке и полакомиться ягодками. Все вместе они наслаждались теплым солнышком, приятной родниковой водой и свежим ветерком.Но постепенно жизнь на полянке стала изменяться. Все меньше тепла давало солнышко, все чаще моросил холодный дождик, дул резкий порывистый ветер. Исчезли бабочки и пчелы, перестали петь и стали улетать птицы, попрятались в норы звери. Цветочкам было холодно и сыро. Он смотрели на своих братьев и сестер и видел, что с ними тоже происходят изменения. «Что же это с нами происходит?» - думали цветочки «И почему?». Но вскоре они завяли и облетели. Ветер подхватил их семена и развеял по полянке, что бы из них весной вновь выросли прекрасные цветы. Но вот один самый любознательный решил узнать тайну и пришел к нам на урок.
- Ну что, ребята, попробуем объяснить цветочку, что же произошло?
3. Осмысление(заполнение большого кластера во время беседы)
- Когда в жизни на полянке стали происходить изменения? В какое время года? (Осенью)-слайд4
- Какие признаки осени вы заметили? Вспомните самые первые изменения. (Похолодало, холодный дождик, резкий ветер)
- Это изменения в неживой природе.
- А как вы думаете, изменения в неживой природе влияют на живую природу? (Да) слайд 5
- Назовите, что относится к живой природе. (Люди, животные, растения).
- Кто является главным действующим лицом сказки? (Цветочек)
- Они к какой группе относится? (К растениям)- слайд 6
3. Сообщение темы и задач урока.
Определим тему нашего урока: Изменения в жизни растений осенью. слайд 7,8
Мы будем изучать одно из самых удивительных осенних изменений – изменения в жизни растений. На доске я выписала вопросы, на которые нам надо найти ответы. слайд 9
- Почему у хвойных деревьев нет листопада?
- Что происходит осенью с травянистыми растениями?
- Почему начинается листопад?
- Почему происходит изменение окраски листьев осенью?
Попробуйте их расположить в логической последовательности, чтобы получился план работы на уроке. Поработайте в группах.
Ученики обсуждают задание и приступают к обсуждению последовательности изучения темы. Приводят доводы и аргументы, отстаивают свою точку зрения.
У. – Я благодарю вас, ребята, самым последовательным мы признаем план, который записан в маршрутных листах. Я каждому раздаю такой лист. Внимательно рассмотрите его. Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зеленым цветом, если у Вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.
Почему происходит изменение окраски листьев осенью? ð
Почему начинается листопад? ð
Почему у хвойных деревьев нет листопада? ð
Что происходит осенью с травянистыми растениями? ð
Про осень говорят: “Осень – перемен восемь”-на доске. А сможете ли вы назвать восемь изменений которые происходят осенью? Слайд10
Дети: Дни стали короче. Листья пожелтели. Вода в море холодная. Время сбора урожая. Птицы улетают. Звери впадают в спячку. Стало холоднее. Часто идут дожди. – на доске.
А какие пословицы и поговорки об осени знаете вы?
VI. Открытие новых знаний.
У. –Первой яркой приметой осенних изменений в жизни растений является изменение окраски листьев.
У. –Мы проводили наблюдения к сегодняшнему уроку на экскурсии.
Что изменяется в жизни растений осенью?
Как вы думаете, почему осенью меняется окраска листьев?
Осенью в листьях не появляется никаких желтых и красных пигментов: они содержались в них и раньше, но были незаметны из-за преобладания зеленого пигмента – хлорофилла. Это зеленое вещество очень важное для растения и очень интересное. Осенью хлорофилл разрушается и содержащиеся в нем ценные вещества (магний) запасаются в стеблях (стволах), в результате чего в листьях становятся видны другие цветные оттенки.
Теперь я предлагаю вам поработать в группах и расположить таблички по порядку. (Причины и следствия изменения окраски листьев: хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет; света и тепла становится меньше; разрушение хлорофилла; изменение окраски листьев). Проверим. СЛАЙД 11.
Мы ответили с Вами на первый вопрос, закрасьте квадрат зеленым или красным цветом. У кого есть вопросы, кому нужна помощь?
У. –Вам нужно определить ключевое слово для следующего этапа урока. В этом вам поможет кроссворд СЛАЙД 12-20
У. – Проверим, что получилось. (Ключевое слово – листопад).
У. –Проверим вашу наблюдательность и любознательность
Целый день играют в пряткиС ветром рыжие заплатки.
Что это такое?
Дети: Осенние листья.
Учитель: Как вы догадались?
Работа по группам. Исследовательская деятельность.
Учитель: Я попрошу каждую группу собрать по букету из осенних листьев. СЛАЙД 21
4. Практическая работа
Дети собирают букеты из листьев.
У детей – листья.
– Рассмотрите осенние листья.
– Как вы понимаете слово изнанка и лицевая сторона? Покажите ладошки вот так – это внутренняя сторона, а так – внешняя. А на листьях – это изнанка, т. е. внутренняя сторона. А это – лицевая сторона, т. е. внешняя.
Примета, т. е. так раньше говорили: Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой – к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.
Задание 1. По дороге домой понаблюдайте, как легли листья на землю и сделайте вывод, какая будет зима по этой примете.
Какие приметы осени вы еще знаете?
Учитель: Назовите растения, листья которых оказались в ваших букетах. Какого цвета получились ваши букеты?
Физминутка.
Руки подняли и помахали.Это деревья в лесуРуки согнули, кисти встряхнули.Ветер сбивает листву.Листья запорхалиКак бабочки на карнавале. Листопад, листопад,Листья кружатся, летят.Полетели, покружились и на землю опустились.Ветер дунул, вновь взлетели,И за парты тихо сели.
Учитель: Почему осенью листья опадают с деревьев? Почему весной и летом, когда тоже бывает много ветреных дней, не бывает такого листопада как осенью?
Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.
Рассмотрите с помощью лупы веточки разных деревьев. Есть ли на них ранки от опавших листьев? Сделайте вывод.
Учащиеся рассматривают веточки и не находят ранок.
Вывод: ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определенном месте – там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой. У опавших листьев разных деревьев одинаково гладкий, округлый край черешка.
– А что еще можно рассмотреть на месте опавших листьев? Почки. Они спят до весны. Весной на них вырастут новые веточки со стебельком и листьями
ИТАК, В НАЧАЛЕ УРОКА МЫ ДОГОВОРИЛИСЬ, ЧТО ВЫ – УЧЕНЫЕ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Вы провели сейчас небольшую исследовательскую работу. Что вы исследовали? А ТЕПЕРЬ КАКОЙ СДЕЛАЕТЕ ВЫВОД? Лиственные растения осенью сбрасывают листья, так как в это время в черешке листа вырастает особая пробковая перегородка. Так они к зиме готовятся.
У. –Выделите причины листопада. (понижение температуры воздуха и почвы; замедление сокодвижения; уменьшение испарения влаги; образование пробкового слоя).
У. –Всем известная с детства загадка: зимой и летом одним цветом. (ель и сосна) Как одним словом назвать эти деревья?
У. –О какой особенности хвойных деревьев говорится в загадке?
У. – Почему у хвойных деревьев нет листопада?
Наблюдение.
– Посмотрите и скажите, веточки, каких деревьев лежат у вас на столе слева?
– Чем они похожи друг на друга?
– Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем, как расположены иголочки у сосны? Они сидят парами.
– Какие они по длине? Длинные, узкие.
– А что скажете про иголочки у ели? Располагаются по одной. Короче, чем у сосны. Колючие. Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. Душистые, смолистые.
– А можно ли назвать иголочки-хвоинки листьями? Да
Листья-хвоинки покрыты восковым налетом, плотные, они испаряют меньше влаги, чем лиственные деревья, поэтому зимняя засуха им не страшна.
– Интересно узнать, сбрасывает ли ель и сосна листья-хвоинки на зиму? Кто был в хвойном лесу? Что видели под елью и сосной? Откуда взялись хвоинки, если нет листопада.
Они не сбрасывают всю хвою. И все же листопад у них идет понемногу и постоянно. На месте опавших хвоинок вырастают новые, а нам кажется, что на ели одни и те же листья.
– ИТАК, ДОРОГИЕ УЧЕНЫЕ, какое открытие для себя вы еще сделали?
Вывод: ель и сосна не сбрасывают свою листву в отличие от других деревьев, стоят в эту пору зелеными. Листья-иголки у них маленькие, узкие, смолистые. Воды они испаряют меньше, чем лиственные деревья. Зимняя засуха елям и соснам не страшна.
Вывод: хвойные деревья не меняют окраску своих листьев, т.к. в листьях этих растений, кроме зеленого, других красящих веществ нет.
У. – Самостоятельно сделайте отметку в маршрутном листе.
У. – На какой вопрос нам предстоит найти ответ? Прочитайте в маршрутных листах.
У. – Вспомните и назовите известные вам травянистые растения.
У. – Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?
У. –. Поделитесь своими наблюдениями. Как меняется окраска травы осенней порой?
Учитель: Куда деваются зимой травянистые растения?
С наступлением холодов травянистые растения погибают, рассеивая семена (из них весной вырастут новые растения) или прячутся под землю и там ждут весну. Главное для них – спасти свою подземную кладовую: клубень, луковицу, корневище, в которых за лето накопились питательные вещества. Как вы думаете, почему?
Весной эти запасы помогут быстрее возродить стебель и листья. Деревья и кустарники не могут на зиму расстаться со стволом и ветками, спрятаться под землю. Они поступают по – другому – сбрасывают свою листву. Если дерево не сбросит на зиму листву, то засохнет от излишнего испарения. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, нападавший на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.
У. –. Завершите работу с маршрутными листами.
Еще одна загадка жизни растений осенью – ветвепад.
Рассмотрите опавшие ветки, разломите их. Что заметили?
Ветвепад ярко выражен у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, некоторых ив, тополей, когда они стареют. Если присмотреться, на земле около этих растений можно увидеть опавшие веточки. Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки – почки. Если их разломить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? Внимательно рассмотрите тот конец веточки, где она отделилась от дерева. Что заметили?
Вывод: Конец веточки ровный, округлый. Никакой поломки не было. Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно также как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от “лишних” ветвей.
VII. Закрепление нового материала.
Учитель: Итак, наша экскурсия подошла к завершению.
Закончим путешествие поэзией. (домашнее задание) слайд 7
Почему осенью в природе происходят изменения?Какие же изменения происходят в жизни растений с приходом осени?
Что такое листопад, “ветвепад”?
Молодцы! Посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными.
- Вы хорошо выполнили все задания, показали, что знаете, какие изменения принесла осень.
Хорошо, дружно работали в командах.
Победила команда ____________, так как она собрала самый большой букет осенних листьев.
10.Домашнее задание. СЛАЙД
У. – Вы очень хорошо поработали. Чтобы закрепить всё, что вы сегодня узнали, дома выполните задания. Я попрошу вас продолжить наблюдения за изменениями в жизни растений осенью. …….На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Осень в природе».
Оцените свою работу на экскурсии: выберите в своем осеннем букете тот листик, который соответствует вашему настроению в конце нашей прогулки, и объясните свой выбор.
(Дети поднимают руки с листочками, анализируют свое настроение.)
7. Динамическая минутка
– Положите веточки в корзину. Мы их используем для поделок на уроке труда.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ. УРОК ОКОНЧЕН.
Мимические упражнения.
Изобразить Раннюю Осень: она – радостная, добрая, красивая.
Изобразить Позднюю Осень: она – грустная, печальная.
Увидели гриб – сморчок: сморщить лицо.
Увидели высокую березу и удивились.
Нашли сломанную ветку рябины – огорчились.
Упражнения для губ и щек.
Хомячок – толстячок. Показать какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щечки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щечки.
Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубками.
Упражнения для языка.
Язычок в чащобе. Показать как язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.
Мелькает среди веток беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом не подвижны.
Развитие речевого дыхания и голоса.
Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз, два, три» выдох ртом.
Дует осенний легкий ветерок. «У – у – у – у – у – у»(тихо).
Подул сильный ветер. «У – У – У – У – У » (ГРОМКО)
Осенние листочки на ветках висят,осенние листочки с нами говорят: «А – о у – и ».
Развитие слухового внимания.
Заблудились в лесу. Предложите ребенку позвать на помощь своих друзей. (Читаем рифмовку и выполняем действия)
Заблудилась я в лесу Мы в лес пойдем,
И кричу: «Ау – ау!». Тихо маму позовем:
Мы в лес пойдем, «ау – ау –ау !
Громко маму позовем: Мама, я тебя зову!»
«АУ – АУ –АУ !
мама, я тебя зову!»
infourok.ru
Осенние изменения в жизни растений
- Home
- Documents
- Осенние изменения в жизни растений
Published on12-Feb-2016
View339
Download0
DESCRIPTION
Осенние изменения Осенние изменения в жизни растений МБОУ гимназия №5 г. Морозовска Ростовской…
Transcript
Осенние изменения Осенние изменения в жизни растений МБОУ гимназия №5 г. Морозовска Ростовской области Кнышова Марина Евгеньевна Учитель начальных классов 2013 Осенние изменения в жизни растений Осенние изменения в жизни растений Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной.(И. Бунин) Осенние изменения в жизни растений НА КАКИЕ ГРУППЫ МОЖНО РАСПРЕДЕЛИТЬ КАРТИНКИ? Летом все деревья имеют одну окраску — зеленую. Зелёный цвет листьям придаёт хлорофилл. Конечно, зелёный цвет имеет разные оттенки , но кажется, что их покрасили одной кистью. А вот осенью те же самые листья приобретают разную окраску. Откуда берутся эти цвета? Осенние изменения в жизни растений Почему осенью меняется окраска листьев? Осенние изменения в жизни растений Летом день долгий. Хлорофилл успевает разрушиться и восстановиться. Поэтому листья всё время зелёные. Осенью дни короткие, света мало, и хлорофилл не успевает восстанавливаться. Другие красящие вещества становятся ярче. Осенние изменения в жизни растений В листьях есть вещество «ксантофилл», которое делает лист желтым. Осенние изменения в жизни растений Каротин придаёт листьям оранжевый оттенок. Существует еще антоцианин, придающий сахарному клену и красному дубу их яркие красные оттенки. Яркость и прочность окраски во многом зависят и от погоды. Сухая солнечная осень дарит нам не только хорошее настроение, но и сочно окрашенные листья. На яркость осенних тонов влияет и возраст дерева. Чем оно моложе, тем свежее у него листья, тем крепче они держатся на ветках. Благоволит к ярким нарядам и теплая умеренно влажная осень. Напротив, в дождливую, пасмурную осень изменение окраски листьев происходит медленнее. В холод и дождь краски леса не такие яркие и быстро исчезают. Почему осенью меняется окраска листьев? 1.Уменьшается световой день 2.Хлорофилл не восстанавливается 3.Меняется окраска РАБОТА В ТЕТРАДИ №7 С.13 КРОССВОРД ЛИСТОПАД Почему листья осенью опадают? Понижение температуры Замедление движения соков Пробковый слой Листопад Зачем листья осенью опадают? Нет лишнего испарения – спасают дерево от засухи Избавляют дерево от лишних минеральных солей Почему у хвойных деревьев нет листопада? 1.Восковой налёт хвоинок спасает от «зимней засухи» 2.Ненужные дереву вещества накапливаются медленно, смена хвои идёт постепенно Лиственница - исключение у хвойных деревьев Осенью её мягкая хвоя желтеет и опадает. Почему? У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя Травянистые растения осенью ФИЗМИНУТКА Т Е С Т Растения осенью РАБОТА В ГРУППАХ КАРТИНКА НАЗВАНИЕ ТЕКСТ Взяла Художник-Осень самые яркие краски и отправилась в лес рисовать свою картину. Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила. Могучему дубу подарила медную кованую броню, а липам убор из золотой парчи. Остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе. РАБОТА В ГРУППАХ ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ Взяла Художник-Осень самые яркие краски и отправилась в лес рисовать свою картину. Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила. Могучему дубу подарила медную кованую броню, а липам убор из золотой парчи. Остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе. ИТОГ УРОКА ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ РЕФЛЕКСИЯ урок был мне интересен и полезен урок прошел без пользы для меня В ЗА КЛЮЧЕ НИЕ Снова осень взялась за краски И вовсю золотит листву. Прекратив на время осадки, Она спешит показать красоту. Красоту осенних деревьев, Красоту тёплых дней осенних, Чтоб в холодные дни у печки Было что вспоминать о них. Кнышова М.Е. 9.10.2013г СПАСИБО ЗА РАБОТУ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: Источник шаблона: Шевляк Ирина Алексеевна, http://pedsovet.su/ Видеофильм «Осень в лесу» Янкова Ирина Викторовна http://viki.rdf.ru/cat/vremena_goda/?page=8#list; Картинки http://images.yandex.ru/ Физминутка http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E Физминутка «Осень» Галкиной И.А., http://pedsovet.su/load/244-1-0-2616
documents.tips
Сезонные изменения в природе летом, осенью, зимой и весной
На нашей планете происходят регулярные погодные изменения в течение всего года. Такие перемены принято называть сезонами. Все сезонные изменения в природе имеют свое отдельное название. Это зима, весна, лето и осень. Перемена погоды и изменения в поведении животного мира в эти периоды зависят от количества солнечного излучения, распространяемого на различные области земного шара. Большое значение имеет также угол падения солнечного луча на поверхность Земли. Чем больше стремится угол наклона к прямому, тем жарче становится в конкретном месте падения этого луча. Также на сезонные изменения влияет и долгота дня.
Зависимость сезонных изменений от территориального расположения
В Северном и Южном полушариях земного шара сезонные изменения в неживой природе совершенно противоположны. Это зависит от расположения Земли по отношению к Солнцу. Мнимой красной линией на глобусе два полушария разделяются ровно посередине. Эта линия называется экватором. В течение всего года солнечные лучи падают на эту территорию почти под прямым углом. И поэтому в странах, расположенных на линии экватора, постоянно стоит жаркая и сухая погода. Традиционно принято считать зимний период началом года.
Зима – холод и красота
Северное полушарие находится в зимнее время дальше всего от Солнца. Все сезонные изменения в природе в этот период замирают в ожидании потепления. Время низких температур, снегопадов, ветров и обильного образования льда. Многие животные впадают в спячку для экономии жизненной энергии. После зимнего равноденствия 21 декабря Солнце начинает подниматься выше над линией горизонта, и продолжительность дня медленно увеличивается.
Зимнее время для природы - это период борьбы и красоты. Растения прекращают свой рост, некоторые животные и птицы перемещаются в теплые страны, а люди спасаются от холода в защищенных помещениях. Можно увидеть брошенные гнездовья птиц, голые ветви деревьев и большие объемы выпавшего снега.
Перемены в зимней погоде
Зимняя погода переменчива и непредсказуема. Одну неделю могут быть суровые морозы, а в следующую – неожиданно нагрянуть оттепель. В холода слышно, как потрескивают на морозе деревья, замерзает вода в реках, озерах и прудах. Ледяные кристаллы образуют на поверхности водоемов твердый верхний слой воды, который надежно защищает глубинных обитателей от проникновения холода. В труднодоступных горных районах снежные метели заносят дороги, и людям приходится заранее делать запас провианта.
При оттепелях сезонные изменения в природе могут проявляться неожиданными дождями, которые при возврате морозов создают на дорогах и растениях ледяную корку. Льдом покрываются деревья, дома, машины и дороги. Такое явление природы очень опасно для животных и людей. Скопление льда ломает деревья, портит линии электропередач и делает непригодными для эксплуатации мосты и дороги.
Животный и растительный мир зимой
Большинство растений зимой находится в состоянии покоя. Среди белоснежных снеговых завалов зеленеют лишь некоторые виды вечнозеленых деревьев, таких как ель, кедр, сосна или пихта. В конце зимы при потеплении начинается движение соков, и на деревьях появляются первые почки.
Множество птиц улетает в более теплые регионы, но более 30 видов остаются в Северном полушарии даже во время самых сильных морозов. Это, как правило, птицы, питающиеся семенами некоторых растений. На зимовку остаются также птицы – мусорщики типа ворон, чаек и голубей и охотники вроде ястреба или совы.
Зима - это время длительного сна для многих животных, и сезонные изменения в живой природе везде происходят по-разному. Лягушки переходят в спящий режим и закапываются в грязь, а мелкие зверьки вроде полевок и сурков прячутся в заранее отрытые норки. Также ведут себя и дождевые черви, гусеницы и шмели. Укладываются в теплые берлоги и медведи. Во время спячки животные находятся в состоянии анабиоза. Стойко переносят сезонные изменения в природе и многие другие млекопитающие. Это выдры, ондатры, олени, зайцы и многие другие виды обитателей лесов.
Весна – пора цветения
С 20 марта продолжительность дня значительно увеличивается, повышается среднесуточная температура, начинают расцветать первые цветы. Зимовавшие в холодах животные начинают линять, а впадавшие в спячку - возвращаться к прежнему образу жизни. Птицы строят гнезда и начинают обзаводиться птенцами. Рождается многочисленное потомство и у млекопитающих животных. Появляются различные насекомые.
В Северном полушарии весна приходит в день весеннего равноденствия. Долгота дня сравнивается с длиной ночи. Весной начинаются обильные дожди и таяние снегов. Водные бассейны переполняются и начинаются весенние паводки. Расцветают первые цветы, и начинается активное их опыление появившимися насекомыми. Первыми из цветов появляются подснежники, ирисы и лилии. На деревьях появляются листья.
Пробуждение живой природы
Постепенно воздух наполняется пением вернувшихся из жарких стран перелетных птиц. Жабы и лягушки просыпаются после зимней спячки и начинают петь свои брачные песни. Многие млекопитающие осваивают новые территории.
Весенние сезонные изменения в живой природе начинаются с появления различных насекомых. Очень рано можно увидеть комаров и мух. За ними в начале весны просыпаются и другие насекомые. Различные шмели, осы и им подобные надежно защищены от весенних заморозков пушистой полосатой шубкой.
Лето – созревающий урожай
После 21 июня в Северном полушарии начинается уже настоящее лето. Бурно идет развитие всех растений, и для травоядных животных наступает время усиленного питания. Хищники, в свою очередь, активно охотятся на любителей зеленого корма. Все сезонные изменения в природе летом происходят очень быстро. Отличная погода позволяет людям вырастить за летние месяцы столько овощей и фруктов, что их запасов может хватить на очень длительное время. Многолетние растения также набирают основную мощь именно в летние месяцы.
В конце лета начинается сбор созревшего урожая. На многих кустарниках, деревьях и других растениях поспевают плоды. Но летнее производство овощей и фруктов иногда резко сокращается из-за обезвоживания почвы и невозможности предоставить растениям достаточное количество воды.
Летом многие птицы обучают своих птенцов и готовят их к длительному осеннему перелету. Лето и сезонные изменения в природе летом - это замечательная тема для изучения поведения не только птиц, но и многих насекомых, и других представителей животного мира. Обучающая экскурсия "Сезонные изменения в природе" будет очень интересной для детей.
Осень – сбор плодов
С 22 сентября на всей территории Северного полушария происходят новые сезонные изменения в природе. Осенью довольно скоро начинается похолодание. Происходит падение температуры, и полуденное солнце уже не греет очень сильно. Дни становятся короче, и жизненный цикл многих растений заканчивается. Животный мир готовится к миграции на юг или сооружает теплые укрытия для длительной зимней спячки. Некоторые животные и птицы меняют летние наряды на более теплые зимние. Среди многих пород животных начинается брачный период. Трава жухнет, а листья на деревьях меняют свой цвет и опадают. Солнце над Севером не поднимается вовсе, и последующие шесть месяцев Арктика будет находиться в полной темноте. Осень заканчивается в день зимнего солнцестояния.
Проследить самые интересные сезонные изменения в природе осенью можно во время кратковременного бабьего лета. Возвращение теплой погоды на несколько осенних дней дает возможность животным и растениям закончить приготовление к сильным холодам. Садоводы и огородники внимательно следят за предвестниками морозов, чтобы успеть закончить сбор обильного урожая овощей и фруктов.
Животный мир осенью
Многие животные и птицы начинают передвигаться в сторону юга в поисках более мягкой температуры и надежного продовольственного обеспечения. Некоторые виды животных впадают в спячку. Медведи уходят в глубокий зимний сон. В позднюю осень гибнет большое количество насекомых. Некоторые насекомые зарываются поглубже в землю или зимуют, находясь в состоянии личинок или куколок.
Разнообразные сезонные изменения в природе осенью для дошкольников будут понятны, если объяснить детям происходящее и дополнить рассказ об осени показательными примерами. Это демонстрация красивых кленовых листочков оранжевого и красного цвета, различные поделки из осенних листьев и веточек, наблюдения за животным миром. Интересны могут быть детям и осенние сезонные изменения в уголке природы, который, как правило, создается в любом дошкольном учреждении.
Календарь природы
Для закрепления знаний о смене сезонов и лучшего знакомства с природой вместе с дошкольниками можно составлять календари природы. Это могут быть детские тематические рисунки или аппликации с использованием летнего или осеннего природного материала. Явления природы могут быть представлены в виде схематического изображения или при помощи разнообразных наклеек тематического содержания.
Различные сюжетные картинки размещаются в календаре в соответствии с проходящим сезоном.
В зимнее время это могут быть изображения спящих медведей или животных с белым меховым покровом. Весну можно иллюстрировать изображениями талых снегов и прилетом перелетных птиц. Для визуальной передачи летнего сезона существует множество доступных способов. Это демонстрация созревших плодов и различных природных летних явлений. Осенний сезон также демонстрируется наглядно при помощи опавшей листвы деревьев.
В целом рассказ о природных изменениях во время разных сезонов и создание календаря наблюдений за существенными переменами в окружающей природе способствует развитию детей и воспитанию в них любви к родному краю.
fb.ru