Органы растений и их функции. Органы растений их функции и взаимосвязь
Ткани растения, их функции и взаимосвязь | Учеба-Легко.РФ
Тело высшего растения состоит из органов. Органы растений построены из тканей - систем клеток, имеющих общее происхождение, строение, выполняют присущую им функцию.
Среди тканей выделяют малодифференцированные - образующие (меристемы) и высокодифференцированные - постоянные.
Образующие ткани (меристемы) состоят из мелких плотно прилегающих друг к другу клеток с тонкой оболочкой и большими ядрами. Они делятся по происхождению на первичные и вторичные. Первичные обеспечивают первичный рост в длину побега, появление листьев и пазушных почек (верховая и вставная меристемы) и рост в длину корня (верхушечная меристема). Вторичные меристемы (камбий и пробковый камбий) при разделении обеспечивают рост стебля и корня в толщину. Меристемы дают начало всем остальным тканям.
Постоянные ткани состоят из клеток, утративших способность к делению и выполняют другие функции. Среди них различают основные, покровные, проводящие и механические ткани. Покровные ткани защищают растения от влияния неблагоприятных условий, внешних факторов и повреждений и обеспечивают связь с окружающим миром. Покровная ткань, состоящая из живых клеток без межклетников, называется кожурой. У древесных растений вместо шкурки образуется пробка, состоящая из мертвых клеток. Устьица и чечевичками, которые расположены в покровной ткани, обеспечивают связь с окружающей средой. Устьица - узкие отверстия между двумя особыми зелеными клеточками (среди живых клеток кожицы). Чечевичками - многоклеточные образования пробки в виде бугорков (мертвые клетки).
В основной ткани между оболочками смежных клеток расположены большие полости - межклетниках.
Механические ткани предоставляют органам прочности и упругости. Благодаря им осуществляется постоянная связь между органами растений. Ведущими элементами являются сосуды (обеспечивают восходящий поток воды с минеральными веществами) и ситоподибни трубки (клетки, обеспечивающие нисходящий поток органических веществ). Объединение ведущих элементов образует так называемые проводящие пучки.
АрхеологияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБотаникаБухгалтерский учётВойное делоГенетикаГеографияГеологияДизайнИскусствоИсторияКиноКулинарияКультураЛитератураМатематикаМедицинаМеталлургияМифологияМузыкаПсихологияРелигияСпортСтроительствоТехникаТранспортТуризмУсадьбаФизикаФотографияХимияЭкологияЭлектричествоЭлектроникаЭнергетика | Ткани формируют органы высших растений. Растения очень разнообразны: от маленькой ряски, плавающий на воде, различных травянистых растений (пшеница, клевер, лютик, папоротник-орляк), кустарников (малина, шиповник, боярышник, сирень) до высоких деревьев (сос-на, береза, клен, дуб, тополь). Растения имеют разные жизненные формы, которые обеспечивают приспособление к условиям существования. И все они состоят из одинаковых органов: имеют корни и побеги и органы, благодаря которым происходит их половое и неполовое размножения.Половое размножение происходит с участием гамет - половых клеток: мужские (сперматозоиды или спермин) и женских (яйцеклетки). Неполовое размножение осуществляется при помощи одной клетки - споры, из которой вырастает новый организм. Все органы делятся на вегетативные и генеративные.Вегетативные органы состоят из корней и побегов и выполняют функцию роста, питания, обмена веществ. Вегетативные органы не участвуют в половом размножении и все же могут размножаться так называемым вегетативным способом (например, с помощью корневищ, клубней, луковиц, усов и др.). При таком способе новый организм вырастает из многоклеточной части материнской особи.Основными функциями корня является всасывание растворов минеральных веществ, их проведение в надземных частей и закрепления растений в почве. Листок (боковая часть побега) осуществляет фотосинтез, газообмен и испарение воды. Стебель (осевая часть побега) обеспечивает связь между всеми частями растения, увеличивает поверхность надземной части, образует и определенным образом располагает листья и цветки. Кроме основных, вегетативные органы выполняют дополнительные функции.Генеративные органы обеспечивают половое размножение. Генеративные органы покрытосеменных растений - цветки, за счет которых формируются плоды с семенами. Половое размножение цветковых растений происходит в период цветения (т.е. когда цветки раскрываются). По форме, размеру, цвету и особенностями строения цветка очень разнообразны. Однако основные моменты в строении и развитии цветка у всех растений одинаковы. Цветки имеют тычинки, пестики и околоцветник, которая их окружает. Основной функцией тычинок является формирование пыльцевых зерен, в которых находятся мужские половые клетки. В пестик расположены семенные зачатки, у них находятся женские половые клетки. С семенного зачатка после оплодотворения возникает семя, внутри которой под кожицей есть зародыш и эндосперм. Окруженная семя околоплодника, образующийся из стенок завязи. Вместе семя и оплодень составляют плод. После периода покоя с семени при благоприятных условиях развивается молодое растение. Генеративные органы многих других растений (например, мхов, хвощей, папоротников), имеют иное строение.Вегетативные органы цветковых растений. Вегетативными органами у растений есть те, которые служат для поддержания индивидуальной жизни. У цветковых растений это корни и побег (который состоит из стебля, почек, листьев).Корень - это осевой, радиально симметричный подземный орган растения. Основные функции корня - это закрепление растений в почве и обеспечение их растворами минеральных веществ (грунтовое питание). Движение растворов по растениям в восходящем направлении обеспечивается активным нагнетанием растворов в сосуды живыми клетками корня (так называемым корневым давлением). Возник корень растений как приспособление к жизни на суше. В высших споровых растений корни только дополнительные (возникают на любой части растения, кроме корня) у голосеменных развитый главный корень (возникает из семени и всегда один). Боковые корни ответвляются от главного и дополнительных корней. У покрытосеменных могут быть все три типа корней. Совокупность корней растения образует корневую систему. По форме она может быть стержневой и мочковатая. В стержневой системы хорошо развитый главный корень, который отличается от других корней (у одуванчика, яблони, лопуха). Если главный корень отсутствует или слабо развит и малозаметный среди дополнительных корней, то такую корневую систему называют мочковатая (в пшенице, ржи, кукурузы, подорожника).Корень, кроме основных функций, может выполнять дополнительные: накапливает в клетках запасные вещества, синтезирует жизненно важные для растения соединения (аминокислоты, гормоны, витамины и др.)., Вовлекает в грунт у многолетних растений основания побегов. Корень может выполнять дополнительные функции, приобретая определенные новые черты строения, называется видоизменения корня.Корнеплод - сложное образование: в главном корне и основе побега откладываются запасные питательные вещества, он утолщается (морковь, свекла, петрушка, редька). Корневые клубни образуются при откладывании запасных питательных веществ в дополнительных боковых корнях, которые приобретают клубневидные формы (георгин, батат, Пшинка весенняя).Корни-присоски присущи растениям-паразитам (повилика) и полупаразитами (омела, колокольчик). Такие корни проникают в толщу стеблей других видов и потребляют их соки. Паразитизм - явление, когда организм одного вида поселяется внутри или на поверхности организма другого вида (хозяина) и питается его веществами.Дыхательные корни встречаются у некоторых растений болот для обеспечения дыхания подземной части растения. Это боковые корни, которые растут вверх и поднимаются над поверхностью почвы (или воды). Опорные корни - придаточные корни, которые образуются на стебле: свисающие корни фикуса бенгальского; ходульные корни для дополнительной опоры у кукурузы; доскоподобно корни фикуса каучуконосного; корни-придирки вдоль стебля вьющихся растений (у плюща). |
studopedya.ru
урок по теме:Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда. | Уроки по Биологии
урок по теме:Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда.
24.11.2015 4036 404 Голева Елена Михайловна Урок : Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда. Биология, 6 классЦели: систематизировать знания учащихся о строении и значении органов растений, их взаимосвязи. Задачи: -формировать представление о растении как целостном организме на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функциях их клеток, тканей, органов и систем органов; -развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять знания при решении биологических задач; -воспитывать бережное отношение к природе. Результаты обучения: креативность мышления, умение прогнозировать и анализировать, обобщение знаний учащихся, воспитание бережного отношения к растениям. Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности. Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, проблемный Оборудование: учебник « Биология». Авт: К. Кайым. Р. Сатимбеков, А. Ахметов, Ж. Кожантаева, ватман для постеров, карточки для деления на группы, маркеры. инструктивные карты с заданиями, оценочный лист. ФОПДУ: коллективная, групповая, индивидуальная. Ход урока I. Организационное начало урока. Эмоциональный настрой и деление на группы “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая, жёлтая, белая. Посмотрите на них и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. (Учащиеся занимают места в группах согласно цвету полоски) II. Стадия вызова 1.Целевая установка: - На предыдущих уроках мы с вами познакомились с органами растительного организма. Вы уже знаете, из чего состоит организм растения. А чем же мы будем заниматься на этом уроке? Выскажите свои предположения. 2.Проверка знаний и умений. По ходу урока заполняется оценочный лист Задание № 1 Учитель: Чтобы узнать, как вы усвоили материал об органах растения, поиграем в игру “Сортировка» У вас на столах находятся карточки с изображением органов растения, а вы выберите только те, которые относятся к группе органов, написанных на ваших постерах и приклейте их. Работа проводится по группам: 1-я и 3-я и 5-я группы выбирают изображения органов, составляющих вегетативную систему, а 2-я и 4-я – генеративную. Не забудьте подписать свои фамилии, так как работа будет оцениваться. Правильные ответы Вегетативные органы: лист, стебель, корень. Генеративные органы: цветок, плод, семя. (Происходит взаимопроверка работ. Заполнение оценочных листов) Критерии оценок: за каждый правильный ответ-1 балл. III. Основная часть. Стадия осмысления 1. Тема урока (записывают в тетрадь: Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда). Цель урока: доказать, что клетки, ткани, органы и системы органов находятся в тесной взаимосвязи и совместно обеспечивают жизнедеятельность организма. 2. Постановка познавательных задач (записаны на листах у каждой группы): 1. Какие уровни организации выделяют у растений? 2. Какая связь прослеживается между отдельными органами цветкового растения? 3. Чем достигается согласованная работа всех структур организма от клеток до системы органов? 4. Какие условия необходимы для проявления всех свойств жизни у организмов? 3. Решение познавательных задач: Решение нашей первой познавательной задачи начнём с того, что вспомним, какие уровни организации живых организмов вы знаете. Перед вами лежит инструктивная карта, найдите на ней задание №2 «Цепочка» Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, а ответ впишите в прямоугольник, соответствующий номеру вопроса. 1. Наименьшая часть любого живого организма – это ... ... ... (клетка). 2. Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ... ... ... (ткань). 3. Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ... ... ... (орган). 4. Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ... ... ... (систему органов). 5. Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ... ... ... (организмом).
Ответ Клетка ---ткань--- орган----система органов ---организм растения. Учащиеся оценивают вою работу согласно критериям. Выставляют баллы в оценочный лист. Критерии оценки: за каждый правильный ответ-1 балл. Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, а из тканей состоят органы. Органы образуют живой организм 4. Актуализация опорных знаний: Давайте вернёмся к схеме, какой уровень организации следует после ткани (Ответ уч-ся). Назовите, какие органы есть у цветкового растения? Задание № 3: 1 группа – обучающимся предлагается загадка: Не рыли, не бурили, а воду добыли (корни) Следовательно, ваша группа получит название – «Корень». И вы будете обобщать информацию о корне. 2 группа – обучающимся предлагается загадка: Вверх по стене крутой, По бетонке литой, Многоножка ползет, С собой листья везет. (стебель) Следовательно, ваша группа получит название – «Стебель» И вы будете обобщать информацию о стебле 3 группа – обучающимся предлагается загадка: Из почек появляются, Весною распускаются, Летом шелестят, Осенью – летят. ( листья) Следовательно, ваша группа получит название – «Лист». И вы будете обобщать информацию о листе. 4 группа – обучающимся предлагается загадка: Есть чашечка, да не разобьешь, Есть венок, да не разовьешь, Есть тычины, да очень хрупки, Есть пестик, да без ступки: И все это-вместе Да на своем месте. (цветок) Следовательно, ваша группа получит название – «Цветок». И вы будете обобщать информацию о цветке. 5группа – обучающимся предлагается загадка: В малой хатке, в спаленке, Спит ребенок маленький; В кладовой еда лежит, Как проснется - будет сыт. (семя) Следовательно, ваша группа получит название – «Семя». И вы будете обобщать информацию о семени. 5. Организовывается работа в пяти группах Группы получают листы - задания. Работают с различными источниками информации. Задание 4: Осуществление деятельности « Заполни таблицу». 1. Используя учебник и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения». 2. Сделайте вывод о значимости органа в жизни растения.
Органы растения Функции органа Особенности строения органа Значение органа, связь с другими органами.
Первая группа – «Корень», вторая группа-«Стебель», третья-«Лист», четвёртая- «Цветок», пятая-«Семя».
Органы растения Функции органа Особенности строения органа Значение органа, связь с другими органами. Корень -опорная -минеральное питание -вегетативное размножение боковые корни, корневые волоски зоны корня всасывает воду и минеральные соли для всех органов Стебель -проводящая -опорная -запасающая фотосинтезирующая ( для зеленых) Луб, ситовидные трубки (проводящая ткань) по ней передвигаются органические вещества; сосуды древесины-минер. вещества; сердцевина -запас питательных веществ проводит питательные вещества ко всем органам.
Цветок половое размножение образование плода и семян пестик – женский орган размножения; тычинки – мужские органы. Образование плодов, семенное размножение Лист фотосинтез газообмен испарение воды устьица межклетники столбчатая ткань – много хлоропластов участвует в жизненно важных процессах: фотосинтезе.,дыхании, испарении воды Семя Развитие проростка Размножение расселение Семядоли. Зародыш, эндосперм, Семенная кожура Сохранение вида размножение Каждая группа защищает свою работу у доски. Взаимооценка работ по критериям: Полный ответ-3 баллов; Неполный ответ- 2 балла; Неправильный ответ- 0 баллов. 6. Инсценировка «Спор» (У доски органы растения: стебель, лист, корень, цветок, плод. Все ученики в костюмах. Слова автора говорит учитель.) Разыгрывается задача следующего содержания: между органами растения идет спор. Учитель: Поспорили однажды корень, стебель, лист, цветок и плод, кто из них важнее? Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно. Спор органов (выступление учащихся) Корень: Я —корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет. Мы, даже у маленьких растений бываем большими. Вон у свеклы, где тебя стебель и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду». Стебель: Нет, главный — я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям? Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу». Лист: Но что же будет без меня, ведь это я свет солнечный ловлю и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растенья испаряю. Так может, я главнее всех? Мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры только листовая пластинка достигает метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие функции выполняю». Цветок: «Нет ничего лучше и полезнее меня, ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!» А плод говорит: « А я ……., А я …..». Учитель: Словом тоже стал утверждать своё превосходство. Вовремя вмешался в разговор человек. Примирил спорщиков. Что сказал человек листьям, стеблям и корням? Ребята, как вы думаете, кто из них прав? Кто из органов, для растения самый главный? Почему? 7.Мозговой штурм. Для того, чтобы ответить на этот вопрос давайте подумаем, что произойдёт, если работа какого-либо органа будет нарушена? Каждая группа выдвигает свои версии. Так что же сказал Человек органам растения? Вывод: все органы растения – важны, они взаимосвязаны. В работе организма участвуют все органы взаимосвязано. В листьях образуются органические вещества, они необходимы для питания всех органов , поэтому стебель обеспечивает передвижение питательных веществ к корню, а из корня вода и минеральные вещества поступают в листья тоже через стебель. Если разрушить стебель – транспорт прекратится. Это пример взаимосвязи органов в растении . Поэтому повреждение любой части организма ( корня, стебля, листа) может стать причиной гибели растения. Чем достигается согласованная работа всех структур организма от клеток до системы органов? Гормоны вырабатывают определённые клетки растений, такие вещества называют фитогормонами. Они управляют ростовыми процессами. Одни из них стимулируют рост, другие – замедляют. Вывод: работа органов и систем органов растения регулируется гормонами. Физминутка Я считаю, что сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваша нервная и мышечная системы. Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю. 1. Встали. 2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа) 3. Присели. (Я касаюсь уха) 4. Встали. (Я хлопаю в ладоши) 5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа. 6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны) 7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд) 8. Опустили руки. 9. Сели на места. У нас осталась нерешённой одна познавательная задача: Какие условия необходимы для проявления всех свойств жизни у организмов? Чтобы её решить, необходимо вспомнить основные свойства живого. Откройте стр. 5, прочитайте 4-й абзац и назовите мне признаки живых организмов. Снова посмотрим на уровни организации растительного и животного организмов. Что образуют системы органов? Организм. Организм – открытая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных и соподчинённых частей, особенности, строения которых определены их работой как единого целого. При каком условии может существовать организм? Вывод: организм может существовать только при обмене с окружающей средой веществами и энергией. IV. Закрепление знаний, полученных на уроке: Ребята, подумайте и ответьте на вопросы: (слайд16) 1.Зачем бороться с колорадским жуком, если он ест листья картофеля, а человек клубни? 2.Зачем при высадке рассады (капусты, помидоров) у этих растений прищипывают главный корень? Учащиеся высказывают предположения. V. Рефлексия. Фронтальная беседа. 1. Что мы делали сегодня на уроке и с какой целью? 2. Мне было интересно… 3. Мы сегодня разобрались… 4. Мне было трудно… 5. На следующем уроке я хочу… Итог урока. Сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали органы растения, установили взаимосвязи органов и доказали. Что организм растения — единое целое. Изученный сегодня материал очень важен для успешного дальнейшего изучения курса биологии. Мы рассмотрели примеры связи строения и функций клеток, тканей, органов и систем органов. Оценки детям, выставляются согласно оценочных листов VI. Организация домашнего задания: 1. Повторить изученный материал о корне, листе, стебле, цветке, семени, плоде. 2. Желающим предлагается творческое задание: - сочинить рассказ или сказку о взаимосвязи органов и систем органов -составить кроссворд «Органы растения» -написать эссе « Растения живой организм Список использованной литературы: 1. Кайым К., Сатимбеков Р., Ахметов А., Кожантаева Ж. Биология. – «Атамұра», 2015г. 2. Сонин Н.И.Биология: Разработка уроков с использованием новых педагогических технологий: 6 класс.-Москва, 2009г. 3. Ляшенко Н.В., Попова Е.В., Артёменко В.П., Маслак Е.Н.Биология. 6-1 классы: секреты эффективности современного урока.- Волгоград: Учитель.2011г. 4. Поддубная Л.Б. Нестандартные уроки биологии. 6 класс.-Волгоград:ИТД « Корифей», 2007г. 5. Коновалова С.Н. Сборник развивающих задач по ботанике.-Кокшетау: « Келешек-2030», 2008.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен только фрагмент материала.tak-to-ent.net
Органы растения, их функции и взаимосвязь. Соцветия – это группы цветков, расположенные в определенном порядке. Видоизменения побега возникают в связи с приобретением им специальных, дополнительных функций. В основном видоизменения носят приспособительный
Растения, за исключением некоторых низших, состоят из органов , каждый из них выполняет свою функцию. Различают вегетативные органы , которые поддерживают жизнь растений, и генеративные (репродуктивные) органы , приспособленные для размножения.
К вегетативным органам у высших растений относят корень, стебель, листья, к генеративным - цветок, плод, семя.
Корни растений проникают в почву на разную глубину, например от 15 см у огурца до 10 м у люцерны и 20 м у тыквы. Но основная масса корней располагается в пахотном слое на глубине 10-30 см. Корни у некоторых растений сильно распространяются в ширину, например у кукурузы - на 2 м, у яблони - до 15 м. Это надо учитывать при поверхностной междурядной обработке почвы.
Стебель - надземный орган растения, связывающий корень с листьями и генеративными органами. Он служит опорой другим органам, благодаря ему листья наиболее благоприятно размещаются по отношению к свету. По стеблю идет обмен водой и питательными веществами по всему растению.
Стебель, покрытый листьями и почками, называют побегом. Почка - это зачаточный укороченный побег, обычно покрытый защитными чешуями. Почки бывают листовые (вегетативные) и цветочные. Почки, не раскрывающиеся в течение очередного сезона, называют спящими. Они трогаются в рост при повреждении основного побега. Если ветви сильно обрезать, то из спящих почек образуются побеги с крупными листьями.
С видоизменением стебля у него появляются новые функции. Колючки у барбариса и дикой груши - тоже разновидность стебля. Они выполняют защитную функцию. Толстые, мясистые стебли кактусов запасают воду. Усики винограда - органы опоры. Для вегетативного размножения служат корневища - многолетние подземные побеги, похожие на корни (у хрена, пырея), клубни (у картофеля) и луковицы (у лука, тюльпана и др.).
На стеблях многих растений образуются придаточные корни, которые повышают их устойчивость и улучшают питание. Чтобы увеличить число придаточных корней и клубней, растения окучивают. На свойстве стеблей образовывать придаточные корни основан способ размножения черенками: кусочки стебля с почками укореняются.
Лист играет огромную роль в жизни растений. В зеленом листе идет процесс фотосинтеза. Через устьица на поверхности листовой пластинки испаряется вода, происходит газообмен - поглощение углекислого газа и выделение кислорода. Благодаря испарению листья непрерывно охлаждаются, их температура на 5-7° ниже по сравнению с окружающим воздухом.
У некоторых растений листья превратились то в усики (горох), то в колючки (чертополох, кактусы). У лука, капусты сочные, плотные листья запасают влагу. Своеобразно уст роены листья насекомоядных растений - они покрыты волосками, выделяющими липкую жидкость, привлекающую насекомых. С физиологическим процессом старения листа связан листопад - явление приспособления к неблагоприятным условиям. Из листьев перед листопадом происходит отток питательных веществ, в них накапливаются вредные для растения соли. У травянистых растений листья не опадают, а разрушаются, оставаясь на стебле.
Цветок - орган полового размножения цветковых растений. В завязи цветка после опыления происходит оплодотворение, в дальнейшем развиваются семя и плод. Цветок состоит из зеленой чашечки, которую образуют несколько чашелистиков, и венчика из нескольких лепестков. Венчик и чашечка составляют околоцветник, внутри которого размещаются главные части цветка - тычинки и пестик (число их различно). Все части цветка размещаются на основании - цветоложе. Тычинка состоит из семенной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. Пестик - из рыльца и столбика. Цветы бывают обоеполыми (с тычинками и пестиками). У однодомных растений (огурец) на одном растении располагаются и мужские и женские цветки, у двудомных (конопля, тополь) - мужские и женские цветки располагаются на разных растениях.
Семя - орган воспроизведения и расселения у семенных растений. Оно состоит из кожуры, зародыша и запасов питательных веществ. Зародыш семени содержит зачатки вегетативных органов: стебля, корней, листьев. Некоторые растения питательные вещества запасают в зачатках листьев - семядолях. Эти вещества питают зародыш при прорастании семени. Семена в основном состоят из белков, жиров и углеводов.
Растениями называют фотосинтезирующие живые организмы, относящиеся к эукариотам. Они имеют клеточную целлюлозную оболочку, запасное питательное вещество в виде крахмала, малоподвижны или неподвижны и растут в течение всей жизни. Содержащийся в них пигмент хлорофилл придает растениям зеленую окраску. На свету из углекислого газа и воды они создают органические вещества и выделяют кислород, обеспечивая тем самым питание и дыхание всех остальных живых организмов. Растения также обладают регенерирующей способностью, могут восстанавливать вегетативные органы. Наука, изучающая строение и жизнедеятельность растений, их систематику, экологию и распространение, называется ботаникой (от греч. ботанэ – трава, зелень и логос – учение). Растения составляют основную часть биосферы, образуя зеленый покров Земли. Они обитают в различных условиях – воде, почве, наземно-воздушной среде, занимают всю сушу нашей планеты, за исключением ледяных пустынь Арктики и Антарктиды. Жизненные формы растений. Деревья характеризуются наличием одревесневшего стебля – ствола, сохраняющегося на протяжении всей жизни. Кустарники имеют несколько небольших стволиков. Для трав характерны сочные, зеленые, неодревесневшие побеги. Продолжительность жизни. Различают однолетние, двулетние, многолетние растения. Деревья и кустарники относятся к многолетним растениям, а травы могут быть как многолетними, так и однолетними и двулетними. Строение растений. Тело растений обычно расчленено на корень и побег. Из высших растений наиболее высокоорганизованными, многочисленными и распространенными являются цветковые растения. Кроме корня и побега, они имеют цветки и плоды – органы, отсутствующие у других групп растений. Строение растений удобно рассмотреть на примере цветковых растений. Вегетативные органы растений, корень и побег, обеспечивают их питание, рост и бесполое размножение.Типы корневых систем: 1 – стержневая; 2 – мочковатая; 3 – конусовидный корнеплод петрушки; 4 – репчатый корнеплод свеклы; 5 – корневые шишки георгины С помощью () корня растение закрепляется в почве. Он также обеспечивает поступление воды и минеральных веществ и нередко служит местом синтеза и запасания питательных веществ. Корни начинают формироваться уже в зародыше растения. При прорастании семени из зародышевого корешка образуется главный корень. Через некоторое вр
fitsmed.ru
Ткани растения, их функции и взаимосвязь
Тело высшего растения состоит из органов. Органы растений построены из тканей — систем клеток, имеющих общее происхождение, строение, выполняют присущую им функцию.
Среди тканей выделяют малодифференцированные — образующие (меристемы) и высокодифференцированные — постоянные.
Образующие ткани (меристемы) состоят из мелких плотно прилегающих друг к другу клеток с тонкой оболочкой и большими ядрами. Они делятся по происхождению на первичные и вторичные. Первичные обеспечивают первичный рост в длину побега, появление листьев и пазушных почек (верховая и вставная меристемы) и рост в длину корня (верхушечная меристема). Вторичные меристемы (камбий и пробковый камбий) при разделении обеспечивают рост стебля и корня в толщину. Меристемы дают начало всем остальным тканям.
Постоянные ткани состоят из клеток, утративших способность к делению и выполняют другие функции. Среди них различают основные, покровные, проводящие и механические ткани. Покровные ткани защищают растения от влияния неблагоприятных условий, внешних факторов и повреждений и обеспечивают связь с окружающим миром. Покровная ткань, состоящая из живых клеток без межклетников, называется кожурой. У древесных растений вместо шкурки образуется пробка, состоящая из мертвых клеток. Устьица и чечевичками, которые расположены в покровной ткани, обеспечивают связь с окружающей средой. Устьица — узкие отверстия между двумя особыми зелеными клеточками (среди живых клеток кожицы). Чечевичками — многоклеточные образования пробки в виде бугорков (мертвые клетки).
В основной ткани между оболочками смежных клеток расположены большие полости — межклетниках.
Механические ткани предоставляют органам прочности и упругости. Благодаря им осуществляется постоянная связь между органами растений. Ведущими элементами являются сосуды (обеспечивают восходящий поток воды с минеральными веществами) и ситоподибни трубки (клетки, обеспечивающие нисходящий поток органических веществ). Объединение ведущих элементов образует так называемые проводящие пучки.
xn----7sbfhivhrke5c.xn--p1ai
Органы растений и их функции
Органы растений делят на вегетативные и генеративные. К вегетативных органов относят корень, стебель, лист и почку, в генеративных - цветок. Цветок является генеративных органом покрытосеменных растений, в споровых это спорангий, у голосеменных - шишка.
Побег является основным надземным органом высших растений. Он состоит из осевой части - стебли и расположенных на нем листьев и почек.
Листья являются основными боковыми вегетативными органами, расположенными на стебле в определенном порядке. Участок стебля, от которого отходит один или несколько листьев, называется узлом, участок стебля между двумя соседними узлами - междоузлиями. Почка представляет собой зачаточный побег. Различают вегетативные, генеративные и вегетативно-генеративные почки. Вегетативные почки состоят из зачаточного стебля и зачаточных листьев, из них вырастает стебель с листьями и почками. Генеративные почки имеют зачаток соцветия без зеленых ассимилирующих листьев или одиночную цветок - бутон. Вегетативно-генеративные почки содержат зачатки соцветия (цветки) и листьев.
Почки расположены на стебле в определенной последовательности и обеспечивают длительное нарастание и ветвление побега. Нарастание побега обеспечивается верхушечными почками, расположенными на верхушке побега. Ветвление или образования соцветий происходит за счет пазушных почек, расположенных над узлами в пазухах листьев. Внешние листья почек образуют чешуйки предотвращают высыхание и механическому воздействию. Почки, защищены чешуйками, называются закрытыми, незащищенные - открытыми. Внутри почки расположена образующая ткань - апикальная меристема, активный деление клеток которой обеспечивает формирование органов и тканей побега.
Дополнительные почки - почки, образуются на взрослых частях побега (стебле, листе, дополнительных корнях) из внутренних тканей без определенной последовательности расположения.
Преобразование почки на побег начинается с разрастания зачаточных листьев и удлинение междоузлий. На месте внешних чешуек на поверхности побега часто остаются рубцы - почечные кольца, обозначающие границы годичных приростов. В случае интенсивного роста междоузлий образуется удлиненный побег, в случае заторможенного - укороченный. Укороченные побеги трав называют розеточными. По мере роста побега почка на его верхушке продолжает образовывать новые зачаточные листья, в пазухах которых закладываются новые зачаточные почки. В случае повреждения или уничтожения верхушечной почки рост побега в длину прекращается (он может только немного продолжаться за счет растяжения междоузлий).
В умеренной зоне рост растений имеет периодический сезонный характер. Время, характеризуется благоприятным для роста побега климатом, называется вегетационным периодом. Побеги, выросшие из почки за один вегетационный период, называют летними побегами или годичными приростами.
Стебель выполняет опорную функцию и осуществляет взаимосвязь различных частей растения.
Основные типы стеблей - прямостоячие, вьющиеся, ползучие, цепкие и розеточные.
По степени ветвления стебля растения условно делятся на разветвленные, слабо разветвленные и очень разветвленные. Отсутствие или малое количество боковых ветвей характерна для древних форм папоротников и голосеменных, распространенных в тропической, реже субтропической, зонах. Среди цветочных к таким растениям относятся большинство пальм, драцены, юкки, агавы, алоэ, много кактусов. Крона таких растений формируется не боковыми побегами, а крупными листьями. Важной характеристикой, описывающей нарастания побегов, является система роста. При моноподиаль-ной системы рост растения в высоту происходит за счет верхушечной почки, расположенной на верхушке главного побега - побега первого порядка, и является результатом деятельности одной и той же Мерис-ми, самооновлюеться. Боковые побеги из пазушных почек, появляются на оси первого порядка, называются побегами второго порядка, на побегах второго порядка, - побегами третьего порядка и т. д. Побеги второго, третьего и последующих порядков также нарастают моноподиальным верхушечной почкой. У голосеменных, за редким исключением, моноподиальным нарастания сохраняется на протяжении всей жизни. Лиственные деревья с возрастом часто теряют моноподиальнисть. Моноподиальнисть более присуща травам, чем деревьям и кустам.
У деревьев и кустарников чаще наблюдается симпо-диальным система роста. Первые несколько лет рост растения происходит моноподиальным - за счет верхушечной почки оси первого порядка. Затем верхушечная почка отмирает, и формирования главного вертикального ствола продолжается за счет ближайшего боковой почки. Происходит перевершинення: один из боковых побегов начинает расти быстрее других, становясь побегом замещения, который принимает направление роста главного побега и становится его продолжением. Дальнейшее перевершинення происходит ежегодно, так что ствол таких растений является не моноподием, а симподия - составной осью.
Внутреннее строение стебля
Стебель древесных растений умеренных широт имеет такое строение: центральная часть стебля занята древесиной, дальше идет тонкий слой образующей ткани - камбий, снаружи располагается кора.
Основная масса древесины - это отмершие клетки: сосуды и трахеиды, выполняющих ведущую функцию, и различные виды склеренхимних (механических) клеток. Также в состав древесины входят парен-химни клетки, их особенно много в центральной части, где они образуют сердцевину. Соотношение клеток определяет физико-механические и химические свойства древесины.
Камбий является тонкой прослойкой боковой (латеральной) меристемы, в результате разделения и дифференциации клеток которой происходит нарастание стебля в толщину. В умеренной зоне деятельности камбия зависит от сезонных изменений климата. Свою работу камбий осуществляет в течение вегетативного периода, а зимой его деятельность прекращается. Годовые кольца на срезе ствола показывают прирост за каждый вегетативный период. Толщина прироста зависит от условий среды того или иного года.
estnauki.ru
Органы растений - Физиология растения
Названия органов растения каждый из нас знает с самого детства. Это и цветок, и стебель, и лист, и прочее. Однако презентация, реферат на тему органы цветковых растений часто вызывает у студентов недоумение. Давайте разберемся в данном вопросе. Органы растений – это определенные части тела их организма, которые имеют характерное строение и определенные функции. Это могут быть органы дыхания, питания, размножения цветковых, покрытосеменных, голосеменных растений. На сегодняшний день принято делить органы растений на два типа. Рассмотрим их.
Какие органы есть у растений? Итак, ботаники выделяют вегетативные и генеративные органы растений. К вегетативным и генеративным органам растения относятся разные органы. Вегетативные органы растений – это такие, которые составляют тело растения и обеспечивают ему рост, питание и размножение вегетативным способом. К ним относятся побег и корень. Органами цветкового растения являются стебель, корень и они могут выполнять вегетативную функцию размножение у некоторых видов. Это можно назвать атавизмом, но именно он часто спасает жизнь и помогает в процессе размножения цветковых растений без наличия насекомых поблизости.
Но это далеко не все основные органы высших растений. А вот генеративные – это половые (репродуктивные) органы растений, к которым относится цветок. В той или иной форме цветок представлен у всех покрытосеменных растений, так как с его помощью образуется завязь и происходит размножение данного класса растений. Бывают и растения, не имеющие органов, к ним можно отнести, например, водоросли, ряску. Их тело имеет настолько небольшой размер, что просто не нуждается в большинстве стандартных растительных органов.
Также существует классификация, по которой выделяются подземные и надземные органы растений. Это довольно просто и понятно даже первокласснику. Органы и ткани растений выполняют различные функции, а поэтому имеют и разное расположение. Система органов растений у различных представителей флоры может быть также различной. Перед нами органы растений и их функции. Корень – орган, который обеспечивает питание растению. Он скрыт в почве или воде, однако есть и такие растения, корень которых находится на поверхности и выполняет фотосинтезирующие функции. Он относится к видоизмененным органам растений.
Побег растения – это его стебель и листья. Чем объясняется рост органов растения? Побег, а вместе с ним и другие органы растения развиваются и растут, так как растение должно получать больше питательных веществ для своего полноценного существования. Стебель выполняет функцию опоры и каркаса, лист же выполняет фотосинтез, накапливает и испаряет влагу и вещества по мере необходимости. Цветок – это видоизмененный побег, который осуществляет репродуктивную функцию. У хищных растений он также выполняет функцию приманивания пищи. Впоследствии цветок видоизменяется в плод для размножения. Существует взаимосвязь органов растений, так как они представляют собой единый организм.
botanika.su