Опыты с растениями. Картотека опытов с растениями для детей старшего дошкольного возраста

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Опыты с комнатными растениями в детском саду. Опыты с растениями


Картотека опытов с растениями для детей старшего дошкольного возраста

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАСТЕНИЯМИ

Опыты в детском саду с растениями

Опыт (наблюдение) №1

«Рост растения в разных условиях»

Цель: выявить какой, из образцов будет развиваться лучше.

Оборудование: два одинаковых растения (гелевый наполнитель, земля, две стеклянных ёмкости.

Содержание опыта: одно растение посажено в почву (образец №1, а другое в гелиевый наполнитель, обогащенный необходимыми веществами для роста растений (образец №2) .

Дата заложения опыта: 6.02.2016

Через 7 дней у растения (образец №1) листья твёрдые, а у растения (образец №2, листья повяли, а через 10 дней (образец №2 погиб)

Вывод: растение растёт лучше в земле, чем в гелиевом наполнителе, так как в земле больше питательных веществ, а в гелиевом наполнителе они закончились через неделю.

Опыт (наблюдение) №2

«С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ»

ЦЕЛЬ: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития

растений (вода, свет, тепло)

МАТЕРИАЛ: Два одинаковых растения (бальзамин, вода

ХОД: Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода) ; что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Наблюдать за состоянием растений в течении пяти дней.

На начало опыта (наблюдения)

Через 5 дней, у цветка который поливали листья и стебли упругие, а у растения без воды: листья и стебель потеряли упругость, пожелтел.

Вывод: растение без воды жить не может.

hello_html_m3eba75db.gif

Опыт (наблюдение) №3

«НА СВЕТУ И В ТЕМНОТЕ»

ЦЕЛЬ: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

МАТЕРИАЛ: черенок комнатного растения в горшочке, колпак из картона.

ХОД: Педагог предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Через семь дней убрать колпак.

Через семь дней, листья у растения побелели.

Вывод: растение без света жить не может.

Опыт (наблюдение) №4

«МОЖЕТ ЛИ РАСТЕНИЕ ДЫШАТЬ? »

ЦЕЛЬ: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.

МАТЕРИАЛ: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.

ХОД: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.

Через семь дней листок пожелтел.

Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.

hello_html_3237c113.gif

ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ РАСТЕНИЯМИ.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей как растение теряет влагу через испарение.

МАТЕРИАЛЫ: Растение в горшке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.

ПРОЦЕСС:

. Поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клей кой лентой.

. Поставить растение на 3-4 часа на солнце.

. Посмотреть, каким стал пакетик изнутри.

ИТОГИ: На внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен туманом.

ПОЧЕМУ? Растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по стеблям, откуда испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн воды за день. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру и влажность воздуха. Потеря влаги растением через устьица называется транспирацией.

hello_html_772cea0.gif

РАСТЕНИЮ НУЖЕН СВЕТ

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Подвести детей к выводу о необходимости света для растений. Выяснить, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.

МАТЕРИАЛЫ: Два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках, темный шкаф.

ПРОЦЕСС: Поместить одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф.

. Оставить растения на неделю.

. Сравнить затем их цвет.

. Поменять растения местами.

. Оставить растения также на неделю.

. Сравнить опять растения.

ИТОГИ: Растение находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зеленым как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло.

ПОЧЕМУ? Для того, чтобы растение зеленело ей нужен зелёное вещество- хлорофилл который необходим для фотосинтеза. Чтобы в растении произошёл фотосинтез, им нужен свет. Когда нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из - за этого растение бледнеет и рано или поздно умирает. Зеленые водоросли живут на глубине до ста метров. Чем ближе к поверхности, где больше всего солнечного света, тем они обильнее. На глубине ниже ста метров свет не проходит, поэтому там зелёные водоросли не растут.

hello_html_m78c707e1.gif

КАКИЕ КОРНИ У РАСТЕНИЙ ТУНДРЫ?

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Учить понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.

МАТЕРИАЛЫ: Проращенные бобы, влажная ткань, термометр, вата, прозрачная высокая емкость.

ПРОЦЕСС:

. Назвать особенности почвы в тундре(мерзлота).

. Выяснить, какие должны быть корни, чтобы растения могли жить при мерзлоте.

. Поместить влажную вату в прозрачную высокую ёмкость.

. Поместить проращенные бобы на толстый влажный слой ваты.

. Прикрыть влажной тканью и поместить на холодный подоконник.

. Наблюдать в течении недели за ростом корней, их направлением.

ИТОГИ: Корни начали расти в стороны, параллельно дна емкости.

ПОЧЕМУ? Земля в тундре оттаивает только у поверхности, а дальше она мерзлая и твердая. Поэтому корни растут только в оттаявшей и теплой земле над мерзлотой, а в мерзлоте нет ничего живого

hello_html_3580e25d.gif

ВОЗДУШНЫЕ КОРНИ.

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений.

МАТЕРИАЛЫ: Сциндапсус, прозрачная емкость, с плотной крышкой и с водой на дне, решётка.

ПРОЦЕСС:

. Выяснить, почему в джунглях есть растения с воздушными корнями(в джунглях мало воды в почве, корни могут её взять из воздуха).

. Рассмотреть с детьми воздушные корни монстеры.

. Рассмотреть растение сциндапсус, найти почки- будущие корни

. Поместить растение в емкость с водой на решётку.

. Закрыть плотно крышкой.

. Наблюдать в течении месяца за появлением»тумана», а затем капель на крышке внутри емкости(как в джунглях).

. Рассматривают появившиеся воздушные корни и сравнивают с монстерой и другими растениями.

ИТОГИ: Это говорит о том, что растение приспособлено брать воду из воздуха, хотя мы его и не поливали. А затем необходимо поставить это растение в комнате как другие растения. Растение живет, как и прежде, но корни на растении засохли.

ПОЧЕМУ? В джунглях в почве влаги очень мало, а в воздухе ее много. Растения приспособились брать ее из воздуха при помощи воздушных корней. Там где сухой воздух они берут влагу из земли.

hello_html_m5effee58.gif

РАСТЕНИЕ ХОЧЕТ ПИТЬ

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Подвести детей к выводу о том, что для растений нужна вода.

МАТЕРИАЛЫ: Два цветка бальзамина, лейка с водой.

ПРОЦЕСС:

. Выяснить у детей, нужна ли вода растениям.

. Два бальзамина поставить на солнышко

. Одно растение полить, а другое нет.

. Понаблюдать за растениями и сделать вывод.

. Полить это растение и понаблюдать еще неделю.

ИТОГИ: Цветок ,которое поливали, стоит с листочками, зелёное и упругое. Растение, которое не поливали, завяло, листочки пожелтели, потеряли упругость, опустились в низ.

ПОЧЕМУ? Растение не может жить без воды и может погибнуть.

hello_html_5c15d559.gif

Опыт (наблюдение) №5

«Что потом? ».

Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Материалы. Семена уличных цветов (бархатцы, предметы ухода за растениями.

Процесс. Педагог предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. Вмесяца выращивают растение, фиксируя все изменения по мере их развития. Сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.

Итог: Семена – росток – взрослое растение – цветок.

ЧТО ВЫДЕЛЯЕТ РАСТЕНИЕ

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

МАТЕРИАЛЫ: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок в воде или маленький горшок с растением, лучинка, спичка.

ПРОЦЕСС:

. Выяснить почему в лесу так легко дышать(предположение, что растения выделяют кислород для дыхания человека).

. Поместить в емкость горшочек с растением (или черенок).

. Ставят его в теплое место ( если растение даёт кислород в банке его станет больше).

. Через 1-2 суток уточнить у детей накопился ли в банке кислород

. Проверить зажженной лучиной.

ИТОГИ: Наблюдают за яркой вспышкой лучины в ёмкости сразу после снятия крышки.

ПОЧЕМУ? Растения выделяют кислород, который хорошо горит. Можно сказать - что растения нужны человеку и животным для дыхания.

ВВЕРХ ИЛИ ВНИЗ

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выявить, как сила тяжести влияет на рост растений.

МАТЕРИАЛЫ: Комнатное растение, подставка.

ПРОЦЕСС:

. Поставить цветок с горшком набок на подставку

. В течении недели наблюдать за положением стебля и листьев

ИТОГИ: Стебли и листья поворачиваются к верху.

ПОЧЕМУ? В растении содержится ростовое вещество- ауксин-, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Эта часть растет быстрее, стебель тянется вверх.

ГДЕ ЛУЧШЕ РАСТИ?

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА, Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

МАТЕРИАЛЫ:

. Черенки традесканции, чернозём, глина, песок.

ПРОЦЕСС:

. Вместе с детьми выбрать почву для посадки растений.

. Дети сажают черенки традесканции в разную почву.

. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе за ними в течение двух недель.

Делают вывод.

. Пересаживают черенки из глины в чернозем и наблюдают за ними в течение двух недель

ИТОГИ: В глине растение не растет, а в чернозёме - растению хорошо. При пересадке в чернозем у растения отмечается хороший рост. В песке растение растет вначале хорошо, затем отстаёт в росте.

ПОЧЕМУ? В черноземе растение растет хорошо, потому что много питательных веществ. Почва хорошо проводит влагу и воздух, она рыхлая. В песке растение вначале растет потому, что в нем много влаги для образования корней. Но в песке мало питательных веществ так необходимых для роста растений. Глина очень твердая по качеству в неё очень плохо проходит вода, в ней нет воздуха и питательных веществ.

Литература:

1. Дженис Ван Клив. Двести экспериментов, биология.-М.:1995

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты

infourok.ru

Опыты с растениями. Солнце - это жизнь! :: Это интересно!

У нас в лэпбуке "Мой сад" было такое задание - назвать факторы, необходимые для жизни растений. Катя их назвала правильно, но вот внятно объяснить, зачем же растению свет, не смогла. Хотя мы и изучали это в прошлом году. Но как говорится, повторение - мать учения :) И мы снова начали все с самого начала. А помогли нам в этом простые опыты, которые может провести любой малыш. опыты и эксперименты с растениями для детей

Опыт 1. Как луковица реагирует на свет.

Провести этот опыт нам помог случай: у меня на балконе всю зиму ждала своего часа луковица гиацинта. Лежала она в закрытом шкафчике, в полной темноте и сухости, и я и думать о ней забыла. А когда делала весеннюю уборку, то обнаружила, что она дала росток. Но что это был за росток? Сам на себя не похож - совершенно желтый!

Когда же мы с Катей посадили бедненькую луковицу в землю и поставили ее на яркое весеннее солнце, то уже на следующий день росток стал насыщенно зеленым, а луковица стала стремительно прорастать и даже дала цветочный бутон. Вот сколько сил у нее появилось на солнышке!

Растения и свет - опыты

Что же произошло с ростком под действием света? 

В нем стал вырабатываться хлорофилл - пигмент, придающий зеленую окраску растениям. Именно при его участии в тканях растений из углекислого газа и воды под действием света вырабатываются полезные вещества. Этот процесс называется фотосинтезом. Если сказать совсем упрощенно, то растение с помощью хлорофилла "кушает" :) Если нет солнечного света, то нет хлорофилла, и тогда растение будет "голодное" и "бледное". В конце-концов, оно "заболеет" и погибнет.

Теперь Катя знает, для чего растениям нужен солнечный свет :)

Опыт 2. Растения, выращенные в темноте и на свету.

Чтобы увидеть, как сильно не хватает нужных веществ растениям, растущим в темноте, мы провели еще один простой опыт. 

Посадили в две одинаковые банки две одинаковые семечки подсолнуха. Только одну банку оставили на подоконнике, а вторую поставили в шкаф.

Через несколько дней разница между ними стала разительной - подсолнушек, растущий на свету, был крепеньким и ярко-зеленым. Посмотрите, он явно всем доволен:)

А вот подсолнушек из шкафа неестественно вытянулся так, что уже не мог стоять без опоры, и выглядел бледным и хилым. Ему было очевидно плохо.

Выращиваем растение в темноте - опыт для детей по теме "растения"

После этого опыт пришлось прервать, так как Катя наотрез отказалась "мучить растение" и перестала рыдать только после того, как я ей пообещала, что мы несчастный росточек поставим на окно, и он "выздоровеет" :)

Опыт 3. Движение к свету.

Из-за того, что растениям жизненно необходим солнечный свет, они научились его искать и к нему двигаться. Это движение к свету по научному называется фототропизм (фото - свет, тропос - поворот). 

Чтобы его пронаблюдать, мы с вечера поставили росточки Катиного душистого горошка в середине комнаты. На следующее утро было очень заметно, что они изменили свое положение почти на горизонтальное - так тянулись к окну.

А после того, как мы вынесли их на светлый балкон, ростки буквально за час снова приняли практически вертикальное положение.

Вот уж мы не ожидали такой "прыткости" от медленного растения!

Занятие для детей на тему растения

После этого Катя научилась находить проявления фототропизма везде - на наших комнатных цветах, которые наклонены в сторону окон. На деревьях во дворе, которые растут под углом, пытаясь "выйти" из тени дома. На расположении ветвей деревьев и листьев у растений - которые все делают для того, чтобы не закрывать друг другу свет.

Вспомнили мы и наши прошлогодние опыты с подсолнухами, которые делали для журнала "Моя мама - Василиса". У этих растений, вообще, есть особый вид фототропизма - гелиотропизм: бутоны подсолнечника поворачивают свои головки вслед за солнцем в течении световых суток.

Все эти примеры демонстрируют положительный фототропизм - тягу растения к свету. Но бывает еще и отрицательный фототропизм - рост растения от света. Он встречается у тенелюбивых растений и у корней растений. Мы сейчас как раз проводим один опыт с ним. Если получится - покажем :)

www.tavika.ru

Удивительные опыты с растениями.

Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д.

Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.—Мн.: Нар. асвета, 1991.—208 с.: ил.

Почему лепестки ромашки белые, а первые весенние листочки тополя красноватые? Как приготовить краску из цветков василька? Почему растения плохо растут на зеленом свету? Разли­чают ли проростки стороны света? Почему табач­ный дым «убивает» листья? Как сделать косын­ку из крапивы? Почему кленовый сок сладкий? Можно ли заставить сирень зацвести в декабре?

На эти и другие вопросы вы получите от­веты, проделав опыты, предлагаемые в книге.

СОДЕРЖАНИЕ

От авторов 5

ИГРА ЦВЕТОВ 7

БЕЛЫЙ ЦВЕТ 10

1 Почему лепестки цветков белые 12

КРАСНЫЙ РОЗОВЫЙ СИНИЙ ФИОЛЕТОВЫЙ 13

2 Выделение антоцнанов. Изменение цвета под действием кислот и щелочей 16

3 Приготовление индикаторной бумаги из растворов антоцианов 18

4 Изменение окраски цветков в букете 20

5 Надписи на лепестках 24

6 Муравьиные художества 25

7 Влияние ионов металлов на окраску цветков гортензии 26

8 Мозаика из всходов 29

9 Обесцвечивание антоцианов сернистым газом 31

10 Акварельные краски из антоцнанов 32

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ 33

11 Получение облепихового (морковного) масла 35

12 Получение желтого красителя из сухой чешуи лука 38

КОРИЧНЕВЫЙ И ЧЕРНЫЙ ЦВЕТА 41

13 Обнаружение катехинов в клетках растений 44

14 Получение чернил из растительного материала 45

15 Почему органы растении после гибели чернеют 48

16 Многие ли растения содержат дубильные вещества 49

17 В какой части стебля накапливаются дубильные вещества 51

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ —

18 Какие пигменты содержатся в зеленом листе 52

19 Разделение пигментов по методу Крауса 54

20 Действие щелочи на хлорофилл 55

21 Какого цвета хлорофилл 57

22 Взаимодействие хлорофилла с кислотой 60

23 Письмо на зеленом листе 61

24 Образование колец отмирания на листьях 62

25 Получение отпечатков фотографии с помощью раствора хлорофилла (по К А Тимирязеву) 64

26 Фотография жизнью (по К А Тимирязеву) 67

27 Фотографии на листьях 69

28 Окрашивание цветков искусственными красителями 71

РОСТ РАСТЕНИЙ 75

29 Периодичность роста древесных побегов 79

30 Выращивание растения с 2 стеблями из 1 семени 81

31 Причудливые стебли 83

32 Березовый сок и старение растении 86

33 Салициловая кислота— ингибитор роста растений 87

34 Влияние ростовых веществ дрожжей на укоренение черенков 89

35 Влияние качества света на рост растений 91

36 Тормозящее влияние света на рост растений 96

37 Влияние табачного дыма на рост растении 97

38 Срастание корневых систем древесных растений 98

39 Взаимное влияние растений 100

40 Влияние газообразных выделений растении на прорастание семян 103

41 Бактерицидное действие фитонцидов горчицы 104

РАЗДРАЖИМОСТЬ И ДВИЖЕНИЯ У РАСТЕНИИ 106

РАЗДРАЖИМОСТЬ РАСТЕНИЙ 107

42 Обнаружение токов повреждения в разрезанном яблоке 108

43 Опыт с зеленой горошиной 110

44 Стоит ли трогать растения без надобности 112

ГИГРОСКОПИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ 114

45 Движения чешуи шишек хвойных сухого мха сухоцветов

46 Гигроскопические движения семян. Гигрометр из семян аистника 117

ТРОПИЗМЫ 120

47 Гидротропизм корня —

48 Влияние силы земного тяготения на рост стебля и корня 122

49 Влияние этилена на геотропическую реакцию проростков гороха 125

50 Как поднимаются полегшие стебли ржи 127

51 Изучение фототропизма растении 129

52 Движение корзинки подсолнечника 131

53 Магнитное поле Земли и рост корня 133

НАСТИИ 134

54Наблюдения за движениями венчиков цветков 135

55 Термонастии цветка тюльпана 142

56 Как движутся листья кислицы обыкновенной и робинии лжеакации 143

57 Влияние ауксина на закручивание усиков гороха 147

58 Хмель завивается 149

РАСТЕНИЯ ОСЕНЬЮ И ЗИМОЙ 151

ЛИСТОПАД И ВЕТВЕПАД 153

59 Искусственный листопад

60 Опадение листьев под влиянием табачного дыма 155

61 Береза — растение комнатное? 157

62 Как сохранить естественную окраску засушиваемых цветов 161

63 Влияние листовой пластинки на длительность жизни черешка 163

64 Получение растительного волокна 165

ОСЕННИЕ КРАСКИ 171

65 Влияние условий освещения на пожелтение листьев 172

66 Необходимость кислорода для разрушения хлорофилла 173

67 Искусственная осень 174

68 Надписи и рисунки на плодах 176

69 Тайны созревающих плодов 177

ПОКОЙ - ЭТО ТОЖЕ ЖИЗНЬ 182

70 Много ли питагельных веществ в опавших листьях 183

71 Судьба запасного крахмала 184

72 Повышение морозоустойчивости тканей растений 187

73 Продолжительность периода глубокого покоя у разных видов растении 190

74 Цветы зимой 194

75 Теплые ванны для растения 197

76 Почки осенние и весенние 198

77 Покой семян 200

ОТ АВТОРОВ

«Без нас прожила бы природа — без нее мы не можем прожить»,— сказал поэт. Этим объясняется неиссякаемый интерес к позна­нию природы. А всякое познание начинается с любознательности. Совсем не обязательно быть ученым, чтобы увидеть поле ржи не малахитово-зеленым, а красным: достаточно посмотреть через синее стекло. Но чтобы объ­яснить увиденное, одного созерцания мало.

Еще в XVIII в. женевский пастор Жан Сенебье задумался над вопросом: почему этот зеленый мир зелен? Изучив действие сол­нечного света, он показал, что благодаря процессу образования кислорода и поглощения углекислого газа, происходящему в зеленом листе, питается растение, а через него и живот­ный мир. Так было сделано одно из величай­ших открытий. Но вопрос о зеленой окраске листьев так и остался открытым.

Ученые-естествоиспытатели всего мира искали на него ответ. Более 35 лет отдал вели­кий русский ученый Климент Аркадьевич Ти­мирязев изучению зеленого листа, запасающе­го впрок солнечные лучи. Была открыта важ­нейшая роль пигмента хлорофилла в процессе фотосинтеза и значение растений на Земле.

Огромное количество вопросов задает нам мир растений. И как интересно самостоя­тельно поискать ответы на них. Почему сте­бель растения растет вверх, а корень вниз? Откуда берется сахар в березовом соке? Поче­му растения, выращенные на синем свету, приземистые? Отчего зеленые листья осенью желтеют, краснеют? Почему семена не прорастают внутри плода? Можно ли вывести из состояния зимнего покоя «спящие» почки?

Сами по себе опыты прямых ответов не дают. Но они помогают добыть факты, без которых предположение, догадка так и не становятся

истинным знанием.

Большинство предлагаемых опытов было выполнено студентами факультета естество­знания Брестского государственного педаго­гического института им. А. С. Пушкина и уча­щимися школ г. Бреста под руководством доцента Тамары Дмитриевны Фенчук.

В качестве объектов рекомендуются, как правило, широко распространенные в Бело­руссии растения. При этом нельзя забывать о необходимости правильного поведения в при­роде, бережного к ней отношения. Из приве­денных в перечне растений используйте в пер­вую очередь комнатные, декоративные, сорные, растущие на пустырях и бросовых землях. Бе­рите для опытов побеги деревьев и кустарников, которые хорошо переносят обрезку, быстро ра­стут и возобновляются.

Нужные реактивы имеются в каждой школе. Желающих проделать опыты дома пусть не смущают трудности с приготовлением раство­ров нужной концентрации. Вполне удовлетвори­тельные результаты можно получить с приме­нением разбавленных растворов кислот и щелочей, например 1 объем кислоты и 10 объе­мов воды. Перед постановкой опыта полу­чите консультацию у учителя.

Авторы будут признательны юным исследо­вателям, которые сочтут возможным поде­литься радостью маленьких открытий или трудностями на пути к этим открытиям.

ИГРА ЦВЕТОВ

Кто не восхищался красками цветущего луга, лесной опушки, осенней листвы, даров сада и поля? Но далеко не всем известно, отку­да у природы такая богатая палитра цветов. Всей этой красотой обязаны мы специальным красящим веществам — пигментам, которых в растительном мире известно около 2 тысяч.

Цвет вещества, в том числе и пигмента, определяется его способностью к поглощению света. Если свет, падающий на вещество или какой-либо орган растения, равномерно отра­жается, они выглядят белыми. Если же все лучи поглощаются, объект воспринимается как черный. Человеческий глаз способен раз­личать до 300 оттенков ахроматического, т. е. нецветного, серого цвета. Если вещество по­глощает только отдельные участки видимой части солнечного спектра, оно приобретает определенную окраску.

Электромагнитные волны с длиной волны 400—700 нм составляют видимую часть солнеч­ного излучения. В этой части спектра выде­ляются отдельные участки: с длиной волны 400—424 нм — фиолетовый цвет, 424—491 нм — синий, 491—550 нм — зеленый, 550—585 нм — желтый, 585—647 нм — оранжевый, 647—740 нм — красный. Излучение с длиной волны меньше 400 нм — ультрафиолетовая,

7

а с длиной волны более 740 нм — инфракрас­ная область спектра.

Зрительный аппарат человека способен раз­личать до 10 млн различных хроматических, т. е. окрашенных, цветов и оттенков. Макси­мальное цветоразложение солнечного света приходится на 13—15 часов. Именно в это время луг, поле кажутся нам, наиболее ярко и пестро расцвеченными.

В растительных клетках чаще всего встре­чаются зеленые пигменты хлорофиллы, жел­то-оранжевые каротиноиды, красные и синие антоцианы, желтые флавоны и флавонолы. Каждая из этих групп представлена несколь­кими отличающимися по химическому строе­нию, а следовательно, по поглощению све­та и окраске пигментами. Например, группа хлорофиллов высших растений включает 2 пигмента, а каротиноидов — свыше 300.

Растительные пигменты — это крупные органические молекулы, имеющие группи­ровки, ответственные за поглощение света. Для этих группировок характерно наличие цепочки чередующихся простых и двойных связей (—С=С—С==С—). У желто-оранже­вого пигмента бетта-каротина 11 двойных связей, у красного ликопина — 13. Кроме того, по­глощение света усиливается при наличии в молекуле кольцевых структур. Так, желтые флавоны и флавонолы, сине-фиолетовые ан­тоцианы, коричневые катехины содержат по 3 кольца. Цвет пигмента может меняться при изменении кислотности среды, темпера­туры, при взаимодействии его с металлами, образовании солей.

Вприроде нет двух растений, которые имели

Рис. 1. Эписция: а — общий Вид. б — схема строения листа

бы абсолютно одинаковый цвет. Следова­тельно, окраска зависит не только от количе­ства и типа пигментов, но и от строения ткани: ее толщины, количества межклетников, плот­ности находящегося на поверхности клеток воскового налета, химического состава клет­ки, особенно вакуолей.

Правда, не всегда окраска обусловлена избирательным поглощением света. Так, «ме­таллический» цвет листьев некоторых расте­ний объясняется преломлением света и рассе­янием его с поверхности особых «оптических» чешуек или клеток. У эписции медной сильно опушенные коричневые листья, середина кото­рых отливает перламутром от голубоватого до медного цвета (рис. 1). Особенность листьев эписции в том, что под прозрачным эпидермисом находятся клетки, отражающие свет в направлении падения лучей на предмет. Это вызывает эффект, напоминающий све­чение дорожного знака в темноте при освещении его фарами.

Многие растительные пигменты исполь­зуются в качестве красителей. Например, из корнеплодов моркови получают желтый, а из свеклы столовой — красный пищевые кра­сители. Из листьев индигоферы красильной — синий краситель индиго, широко применяемый в текстильной промышленности, а из листьев лавсонии — хну, оранжево-красную краску, издавна используемую для окраски волос, шерстяных и шелковых тканей, пищевых продуктов. Из плодов барбариса амурского по­лучают красный пищевой краситель, из ры­лец пестиков шафрана посевного — желтый.

Но даже, если орган не содержит никакого' пигмента, он все равно не прозрачен, а имеет свой цвет — белый.

БЕЛЫЙ ЦВЕТ

В природе белый цвет распространен очень широко: белые цветки, белые стебли, белые пятна на листьях. Больше всего расте­ний с белыми цветками в высокогорных и приполярных областях, где они составляют до 30—40% обитающих там видов. В средней

10

полосе их меньше (до 25% видов) и совсем мало в пустынях и степях.

Белый красящий пигмент называется бетулином (от лат. «бетула»—береза). Накап­ливаясь в клетках коры молодых деревьев, бетулин окрашивает ствол березы в тот прекрас­ный белый цвет, который так любим и воспет поэтами. Удивительно, что во флоре средней полосы Европейской части СССР береза — единственное растение, образующее этот пигмент.

Выделить из клеток коры березы бетулин можно, хотя и не очень просто. Для этого применяют метод возгонки: мелко измельчен­ную сухую кору помещают в колбу и медлен­но нагревают. При этом бетулин выделяется из клеток и оседает на стенках колбы в виде белого налета.

У других растений причиной белой окраски венчиков являются обширные межклетники в сочетании с клетками, лишенными пигмен­тов. Белые лепестки белы по той же причине, по какой снег белый. Каждая снежинка в отдельности бесцветна, так как свободно про­пускает солнечные лучи. Но снежинки, падая друг на друга, отражают солнечные лучи, и снег кажется белым. А вот лед, не имеющий воз­душных полостей, прозрачен, поскольку свет свободно проходит через него.

Убедиться в том, что белый цвет лепест­ков ромашки, белой лилии и других цветов обус­ловлен не наличием красящего вещества, а развитой системой межклетников, можно несколькими способами.

11

studfiles.net

Опыты с комнатными растениями в детском саду

Транскрипт

1 Опыты с комнатными растениями в детском саду Воспитательное значение природы трудно переоценить: общение с природой положительно влияет на человека и будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль её в воспитании детей. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, любви и бережного отношения к ней. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к окружающему миру. Нет ни одного объекта или явления, к которому они остались бы равнодушными. Удовлетворить любознательность, не подавить при этом интерес к познанию мира, формировать необходимые представления о нём, прививать навыки активности и самостоятельности мышления есть важная задача работы с детьми. Растения окружающей нас природы почти половину года не имеют зелёного покрова, а без листьев и цветов они теряют всякую привлекательность для детей. Хорошим материалом для наблюдений являются комнатные растения. Они остаются зелёными круглый год, имеют все характерные признаки растений, что даёт возможность пробуждать интерес детей к изучению, активизировать эмоционально-чувственную сферу, получать научные знания. Ухаживая за комнатными растениями, дети всегда стараются понять, почему всё происходит именно так, а не иначе. Ответы и догадки бывают и правильными, и самыми невероятными, подчас фантастическими. Они служат поводом для обсуждений, споров, побуждающих детей мыслить, сравнивать, запоминать, а главное- искать правильное решение. Чтобы получить ответы на многие вопросы, мы с детьми стали проводить опыты над комнатными растениями. Для этого в группе создали исследовательский центр»почемучка». Используя разную литературу, подобрали темы для исследований с использованием комнатных растений. Перед проведением опыта определяем проблему, которую нужно решить и затем способ правильного ее решения. В процессе исследований дети учатся использовать необходимые материалы, ставить опыты, наблюдать за тем, что происходит с объектом, объяснять, объяснять происходящее, делать выводы. Благодаря исследовательской деятельности дети научились получать на свои многочисленные» почему» (почему цветы тянутся к солнцу, имеют воздушные корни, вянут и сбрасывают листву) объяснения. Поддерживая жизнь растений, научаются сохранять красоту, продлевать цветение, жизнь, а в итоге - пользу и радость окружающим и себе: теперь

2 стараются не срывать цветы с газонов и клумб. А с каким сожалением замечают увядшие листья, стебли, пытаются вернуть растения к жизни! Полученные знания при исследовании воспитанники используют в своём повседневном уходе за комнатными растениями в уголке природы. ПОГОНЕ ЗА СВЕТОМ ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Установить, что растению нужен свет и оно ищет его. МАТЕРИАЛЫ: Комнатное растение бегония крапчатая. Поставить растение у окна на три четыре дня. Разверните растение на 180 градусов и оставьте еще на три- четыре дня. ИТОГИ: Листья растения поворачиваются к окну. Развернувшись, растение меняет направление листьев, но через некоторое время они снова поворачиваются к свету. ПОЧЕМУ? Растение содержит вещество под названием ауксин, который способствует удлинению клеток. Накопление ауксина происходит на темной стороне стебля. Излишки ауксина заставляют находящиеся на темной стороне клетки вырастать длиннее, из-за чего стебли растут по направлению к свету. Это движение называется фототропизм. Фото - значит свет, тропизмдвижение.

3 ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЯ ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух. МАТЕРИАЛЫ: Цветок в горшке, вазелин.. Намазать толстый слой вазелина на верхнюю поверхность нескольких листьев.. Намазать толстый слой вазелина на нижнюю поверхность нескольких листьев.. Ежедневно в течении недели наблюдать за растением.. Есть ли какая-нибудь разница между листьями, обмазанными вазелином сверху и снизу. ИТОГИ: Листья, на которых вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда как другие не пострадали. ПОЧЕМУ? Отверстия на нижних поверхностях листьев - устьица- служат для движения газов внутрь листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист необходимому для его жизнедеятельности углекислому газу и препятствуя выходу из листа избытков кислорода.

4 ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ РАСТЕНИЯМИ. ЦЕЛЬ: Познакомить детей как растение теряет влагу через испарение. МАТЕРИАЛЫ: Растение в горшке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.. Поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клей кой лентой.. Поставить растение на 3-4 часа на солнце.. Посмотреть, каким стал пакетик изнутри. ИТОГИ: На внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен туманом. ПОЧЕМУ? Растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по стеблям, откуда испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн воды за день. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру и влажность воздуха. Потеря влаги растением через устьица называется транспирацией.

5 РАСТЕНИЮ НУЖЕН СВЕТ ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Подвести детей к выводу о необходимости света для растений. Выяснить, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров. МАТЕРИАЛЫ: Два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках, темный шкаф. Поместить одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф.. Оставить растения на неделю.. Сравнить затем их цвет.. Поменять растения местами.. Оставить растения также на неделю.. Сравнить опять растения. ИТОГИ: Растение находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зеленым как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло. ПОЧЕМУ? Для того, чтобы растение зеленело ей нужен зелёное веществохлорофилл который необходим для фотосинтеза. Чтобы в растении произошёл фотосинтез, им нужен свет. Когда нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из - за этого растение бледнеет и рано или поздно умирает. Зеленые водоросли живут на глубине до ста метров. Чем ближе к поверхности, где больше всего солнечного света, тем они обильнее. На глубине ниже ста метров свет не проходит, поэтому там зелёные водоросли не растут.

6 КАКИЕ КОРНИ У РАСТЕНИЙ ТУНДРЫ? ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Учить понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре. МАТЕРИАЛЫ: Проращенные бобы, влажная ткань, термометр, вата, прозрачная высокая емкость.. Назвать особенности почвы в тундре(мерзлота).. Выяснить, какие должны быть корни, чтобы растения могли жить при мерзлоте.. Поместить влажную вату в прозрачную высокую ёмкость.. Поместить проращенные бобы на толстый влажный слой ваты.. Прикрыть влажной тканью и поместить на холодный подоконник.. Наблюдать в течении недели за ростом корней, их направлением. ИТОГИ: Корни начали расти в стороны, параллельно дна емкости. ПОЧЕМУ? Земля в тундре оттаивает только у поверхности, а дальше она мерзлая и твердая. Поэтому корни растут только в оттаявшей и теплой земле над мерзлотой, а в мерзлоте нет ничего живого

7 ВОЗДУШНЫЕ КОРНИ. ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений. МАТЕРИАЛЫ: Сциндапсус, прозрачная емкость, с плотной крышкой и с водой на дне, решётка.. Выяснить, почему в джунглях есть растения с воздушными корнями(в джунглях мало воды в почве, корни могут её взять из воздуха).. Рассмотреть с детьми воздушные корни монстеры.. Рассмотреть растение сциндапсус, найти почки- будущие корни. Поместить растение в емкость с водой на решётку.. Закрыть плотно крышкой.. Наблюдать в течении месяца за появлением»тумана», а затем капель на крышке внутри емкости(как в джунглях).. Рассматривают появившиеся воздушные корни и сравнивают с монстерой и другими растениями. ИТОГИ: Это говорит о том, что растение приспособлено брать воду из воздуха, хотя мы его и не поливали. А затем необходимо поставить это растение в комнате как другие растения. Растение живет, как и прежде, но корни на растении засохли. ПОЧЕМУ? В джунглях в почве влаги очень мало, а в воздухе ее много. Растения приспособились брать ее из воздуха при помощи воздушных корней. Там где сухой воздух они берут влагу из земли.

8 РАСТЕНИЕ ХОЧЕТ ПИТЬ ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Подвести детей к выводу о том, что для растений нужна вода. МАТЕРИАЛЫ: Два цветка бальзамина, поливалка с водой.. Выяснить у детей, нужна ли вода растениям.. Два бальзамина поставить на солнышко. Одно растение полить, а другое нет.. Понаблюдать за растениями и сделать вывод.. Полить это растение и понаблюдать еще неделю. ИТОГИ: Цветок,которое поливали, стоит с листочками, зелёное и упругое. Растение, которое не поливали, завяло, листочки пожелтели, потеряли упругость, опустились в низ. ПОЧЕМУ? Растение не может жить без воды и может умереть. \

9 ЧТО ВЫДЕЛЯЕТ РАСТЕНИЕ ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений. МАТЕРИАЛЫ: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок в воде или маленький горшок с растением, лучинка, спичка.. Выяснить почему в лесу так легко дышать(предположение, что растения выделяют кислород для дыхания человека).. Поместить в емкость горшочек с растением (или черенок).. Ставят его в теплое место ( если растение даёт кислород в банке его станет больше).. Через 1-2 суток уточнить у детей накопился ли в банке кислород. Проверить зажженной лучиной. ИТОГИ: Наблюдают за яркой вспышкой лучины в ёмкости сразу после снятия крышки. ПОЧЕМУ? Растения выделяют кислород, который хорошо горит. Можно сказать - что растения нужны человеку и животным для дыхания. ВВЕРХ ИЛИ ВНИЗ ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выявить, как сила тяжести влияет на рост растений. МАТЕРИАЛЫ: Комнатное растение, подставка.. Поставить цветок с горшком набок на подставку. В течении недели наблюдать за положением стебля и листьев ИТОГИ: Стебли и листья поворачиваются к верху. ПОЧЕМУ? В растении содержится ростовое вещество- ауксин-, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Эта часть растет быстрее, стебель тянется вверх.

10 ГДЕ ЛУЧШЕ РАСТИ? ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА, Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу. МАТЕРИАЛЫ:. Черенки традесканции, чернозём, глина, песок.. Вместе с детьми выбрать почву для посадки растений.. Дети сажают черенки традесканции в разную почву.. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе за ними в течение двух недель. Делают вывод.. Пересаживают черенки из глины в чернозем и наблюдают за ними в течение двух недель ИТОГИ: В глине растение не растет, а в чернозёме - растению хорошо. При пересадке в чернозем у растения отмечается хороший рост. В песке растение растет вначале хорошо, затем отстаёт в росте. ПОЧЕМУ? В черноземе растение растет хорошо, потому что много питательных веществ. Почва хорошо проводит влагу и воздух, она рыхлая. В песке растение вначале растет потому, что в нем много влаги для образования корней. Но в песке мало питательных веществ так необходимых для роста растений. Глина очень твердая по качеству в неё очень плохо проходит вода, в ней нет воздуха и питательных веществ. Литература: 1. Дженис Ван Клив. Двести экспериментов, биология.-м.: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников./ Сост.О.В. Дыбина.-М.:ТЦ «Сфера» План программа образовательно-воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие для воспитателей./ Сост. Н.В. Гончарова.- СПб.: «Акцидент».-1997

docplayer.ru

Опыты с растениями. Подземные кладовые :: Это интересно!

Начинаю понемногу рассказывать о тех опытах, наблюдениях и экспериментах над растениями, которые мы проводим с Катей, занимаясь ботаникой по нашему новому лэпбуку "Мой сад". И сегодня я хочу поговорить о том, как растения запасаются питательными веществами. Особенно сейчас, в конце весны, это свойство растений - запасать питательные вещества, - играет для нас большую роль. Старый урожай уже съеден, новый еще только начинает расти. Чем нам питаться? Теми запасами, которые создали растения для себя! Вот мы и едим картошку, морковку, свеклу, редьку, лук, чеснок. опыты и эксперименты с растениями для детей Я спросила Катю - как она думает, как называется в морковке та часть, которую мы едим? Она ответила "корень". Это верно. А у картошки тоже корень? А луковица у лука? Оказывается, тут не все так просто.

КОРНЕПЛОДЫ

У морковки, свеклы, редиски, редьки, репы, петрушки, хрена, турнепса, сельдерея мы, действительно видим съедобный корень. Такой корень называется "корнеплод". Это утолщенная, мясистая, сочная часть растения, в которой содержится огромное количество питательных веществ. Поэтому-то так полезно есть морковку - это настоящая кладовая витаминов, которые запас небольшой кустик зеленой травки за все лето прошлого года.

Опыт 1. Чтобы увидеть, сколько силы таит в себе даже кусочек этого корнеплода, мы решили прорастить его и понаблюдать, что у нас получится.

Для этого надо срезать самую верхушку, там, где виднеются остатки засохших прошлогодних листьев и положить ее в блюдечко с водой. Уже через несколько дней можно будет заметить, что в этом месте начинают появляться новые листья. А еще недели через две у вас в блюдечке вырастет целый куст морковки, по размеру ничуть не меньший обычных кустов, которые растут в земле. И силы для роста куст берет не из питательных веществ в почве, как другие растения, а только лишь из своих запасов, которые остались в корнеплоде. 

опыты с морковкой
Срезаем верхушку моркови для проращивания
проращиваем морковь
Морковь проросла через неделю
опыты с растениями
Куст моркови через месяц

Еще первобытные люди открыли питательные свойства корнеплодов, а сейчас их выращивают в сельском хозяйстве в огромных количествах.

Меня поразили данные статистики по объему собранного урожая корнеплодов. Оказывается, на первом месте стоит маниок. На втором - батат, на третьем - ямс. Знаете ли вы, что это такое и для чего они нужны? Я до этого дня очень смутно себе это представляла. А привычные нам корнеплоды даже не вошли в статистику, все в сумме попав под определение "и другие"!!!

Собрано корнеплодов в мире. Диаграмма

КЛУБНИ

А теперь посмотрим на картофель. То, что мы называем "картошка" - это клубень. И он является вовсе не корнем, а видоизмененным подземным побегом. Даже строение у него такое же, как и обычного побега - всем нам знакомой веточки! И внешнее:
Строение клубня картофеля
Внешнее строение клубня картофеля идентично строению ветви дерева

И внутреннее:

Клубень картофеля - строение в разрезе
Внутреннее строение клубня картофеля полностью идентично строению дерева
И так же как и обычный побег растения, клубень картофеля начинает зеленеть на свету. В нем начинается процесс фотосинтеза - вырабатываться хлорофилл. К сожалению, вместе с хлорофиллом вырабатывается и ядовитое вещество соланин. Поэтому есть позеленевшую картошку не стоит.

Опыт 2.Достаньте картофелину и положите ее на солнечное окно - буквально через несколько дней вы увидите, что она поменяла свой цвет. А на разрезе зеленый цвет виден еще лучше.

Опыты с растениями: картофель зеленеет на свету
Картошка позеленела от воздействия солнечных лучей
Опыты с растениями: картофель зеленеет на свету
Зеленый цвет у картошки обусловлен наличием хлорофила
За время роста надземной части растения в клубень из листьев "складируются" питательные вещества. В основном, крахмал. Клубень нужен растению, чтобы перезимовать зиму и весною вырастить новые ростки. Только посмотрите, как всю зиму пролежавшая картошка весною начинает стремительно прорастать!
Проросший картофель
Проросшая картофелина
Опыт 3.

Чтобы убедиться, что в клубнях картофеля есть крахмал, мы провели классический опыт с йодом. Сам по себе раствор йода - это коричневая жидкость, но в присутствии крахмала он темнеет и становится сине-черным. Воспользуемся этим свойством для обнаружения крахмала.Если капнуть каплю йода на срез картошки, то она тут же на глазах потемнеет. Значит, в ней есть крахмал.

Опыт с йодом и картофельным крахмалом
Проверяем картошку на содержание крахмала
Опыт с йодом и картошкой
Слева - капля йода в присутствии крахмала, справа - контрольная капля йода естественного цвета

Опыт 4.

Этот крахмал можно увидеть даже без всякого йода, просто своими глазами. Для этого порежьте картошку на мелкие кусочки и положите в миску с водой. Через час достаньте картошку, дайте устоятся воде и вы увидите, что на дне миски появился белый осадок - мелкий-мелкий порошок. Это и есть крахмал. Тот самый, что продается в пачках и из которого варят кисель и делают искусственный снег!

Как обнаружить крахмал в картошке
Добываем крахмал из картошки
Крахмал из картошки. Опыты с растениями
Белый порошок на дне - это крахмал

ЛУКОВИЦЫ

Еще один способ хранить свои запасы придумали луковичные растения. Они тоже к зиме теряют свою надземную зеленую часть и пережидают зиму в виде луковиц, которые чаще всего прячутся под землей. Но и луковицы - это не корни! Это тоже видоизмененный побег!

Строение луковицы
Строение луковицы
Чешуйки луковицы - это листочки, а под ними прячутся почки. Когда корни начинают получать влагу, то почки начинают прорастать и им для роста не нужна почва - все питательные вещества они берут из мясистых листьев, образующих луковицу. Кстати, интересно, что у некоторых сортов репчатого лука (а все мы знаем, какой он горький на вкус) содержание сахара в луковице больше, чем в арбузе!

Опыт 5.

Чтобы посмотреть, как из луковицы репчатого лука вырастает большое растение, достаточно поставить ее в воду так, чтобы донце только касалось воды. И тогда через некоторое время луковица порадует вас зелеными ростками, которые можно срезать и употреблять в пищу. Такой лук, "прямо со своей грядки", дети едят гораздо охотнее, чем покупной ;)

Опыты с растениями: Проращиваем лук
Проращиваем лук

www.tavika.ru

Опыты с растениями. Где верх, где низ? :: Это интересно!

Закончена очередная порция наших опытов с растениями:) В этот раз мы с Катей изучали вопрос: все ли семена прорастают корнями вниз, а росточком вверх? И если все, то откуда они узнают, где верх, где низ? Из литературы мы узнали, что есть такое понятие - геотропизм растений. Это способность растения располагать свои органы, ориентируясь на земное притяжение. Он бывает положительный и отрицательный. У главных побегов растения отрицательный геотропизм - они растут против силы притяжения. А вот у главных корней положительный геотропизм - они растут по силе притяжения. Бывает еще и горизонтальный геотропизм - когда растение вытягивает свои органы (например, ветви) в стороны. 

ОПЫТ 1. Перевернутые семена.

Мы решили изучить явление геотропизма поближе. И посадили несколько семян подсолнечника, по разному ориентируя семена - вверх острым концом, вниз острым концом и "лежа на боку". Как и ожидалось, все они проросли, и все ростки изогнулись так, что побег стал тянуться вверх, а корень - вниз. Это и есть геотропизм в действии. 

А вот в условиях невесомости, в космосе, ориентирование растений нарушено - ростки могут начать тянуться в любую сторону.

опыты с растениями для детей: геотропизм
Как не сажай семечку, все равно ростки вытянутся вверх, а корни вниз

ОПЫТ 2. Яблочный газ.

Мне стало интересно, что может сбить росток с его пути наверх? Оказывается, есть такой способ. На растения угнетающе действует газ этилен, задерживая их развитие и "притупляя" геотропизм. А источником этилена могут стать любые спелые плоды, например, яблоки.

Для опыта нужно взять два одинаковых только что проклюнувшихся ростка, две стеклянные банки и одно яблоко.

опыты с растениями для детей: влияние этилена

Первый росток будет контрольный экземпляр. Его мы просто накроем банкой.

А вот под банку ко второму ростку положим нарезанное кусочками яблоко.

Обе банки поставим в совершенно одинаковые условия и будем наблюдать за развитием ростков, не снимая их (чтобы не выпустить газ).

опыты с растениями для детей: влияние этилена

Через четыре-пять дней можно открыть банки. (Опыт можно продолжать и дальше, но Катя не разрешает мне "мучить" растения, поэтому как только становится виден "непорядок" в их развитии, она просит "отпустить их на свободу"). Но и так уже ясно видно, что росток, который находился в банке с яблоком, сильно отстал в развитии от контрольного. Кроме того, очевидно, что он не тянется вверх, а, наоборот, наклонен вниз, словно не знает, куда ему повернуть.

опыты по ботанике: влияние этилена
Влияние этилена на рост и ориентацию растения

ОПЫТ 3. Росток-акробат

Продемонстрировать способность ростка определять, где верх, где низ, можно на простом опыте. Для этого нам понадобиться два небольших ростка в таких емкостях, которые можно переворачивать, например, бутылочках.

В вертикально поставленных бутылках ростки растут совершенно вертикально.

опыты с растениями для детей: геотропизм

Если же положить бутылочку на бок, так, чтобы росток принял горизонтальное положение, то мы обнаружим, что вскоре он изогнется так, что снова будет направлен вверх. (Чтобы земля из бутылки не высыпалась, мы заткнули горлышко ватой, которую вынимаем при поливе).

опыты с растениями для детей: геотропизм
Росток повернулся на 90 градусов

Причем, меняет положение не только побег, но и корень. Он тоже поворачивается так, чтобы расти к центру земли.

опыты с растениями для детей: геотропизм корня
Корни тоже повернулись на 90 градусов

Сейчас мы пробуем растить наш росток в перевернутой "вверх ногами" бутылочке. Что с ним произойдет? Думаю, ответ вам уже очевиден :)

как растения определяют где верх где низ - геотропизм
Росточек перевернулся на 180 градусов

www.tavika.ru

Как растения пьют? Опыты с растениями. :: Это интересно!

Немного мы с Катей отвлеклись от наших опытов с растениями, а ведь впереди у нас ужасно интересный вопрос: как растения пьют воду? Даже малыши знают это выражение. Но что значит "пьют"? Ведь у цветов и деревьев нет рта? Мне Катя сказала, что вместо рта у них корни. Это правильно. Но как вода всасывается корнем? Как поднимается по стволам и стеблям? Ведь она вверх сама собой не потечет? Нужен какой-то насос, как в водопроводе, чтобы закачать воду на верхние этажи. Ответом на все эти вопросы будет загадочное слово "осмос". Что это такое мы сейчас узнаем на опыте.

опыты по ботанике для детей ОПЫТ 1. Наблюдаем осмос

Если срезать травинки и тут же их полить - мы увидим, как на месте среза появятся капельки воды. Это вода проходит от корней по стеблю вверх. 

Если мы возьмем веточку цветущего дерева или какой-нибудь цветок белого цвета и поставим его в подкрашенную воду, то через некоторое время в прожилках лепестков мы увидим краску: цветная вода всосалась растением. Это и будет результат осмоса.

опыты по ботанике для детей - осмос

Так что же такое осмос? 

Осмос - это явление одностороннего проникновения растворителя (в данном случае, воды) через полунипроницаемую мембрану (пленку, которой в случае с растениями являются клеточные оболочки) в сторону раствора (у нас раствор - это соки растения, в которых растворены соли и сахара).

Сложно? Нет! Для этого надо только понять, что такое концентрация раствора. Например, в чае мы растворяем сахар. Чай - это растворитель, сладкий чай - это получившийся раствор. Если мы положили мало сахара - раствор будет слабый, не насыщенный. А если много, то раствор сахара называют насыщенным, концентрированным.

Так вот, осмос действует в ту сторону, где большая концентрация вещества. Чистая вода (без солей и сахаров) проникает в клетки растения, потому что в них находится более концентрированный раствор солей и сахаров.  

А может быть наоборот, чтобы сок из растения стал выходить наружу? Может!

ОПЫТ 2. Осмос "наоборот"

Сделаем салат из морковки. Сначала потрем ее на терке. А потом половину морковки посыпим сахаром, а вторую половину оставим просто так. Через минут 10-20 станет хорошо видно, что обычная морковка начинает сохнуть, а посыпанная сахаром "пустила сок". Это благодаря осмосу жидкость из морковки, в которой было мало сахаров, вышла через клетки наружу - в ту сторону, где сахаров много.

опыты по ботанике для детей - осмос опыты, демонстрирующие осмос

ОПЫТ 3. Концентрация растворов.

Повторим всем известный опыт с кубиками картошки. Один положим в простую пресную воду. Второй - в чуть подсоленную воду. Третий - в сильно соленую воду (он даже не захочет тонуть, потому что его плотность получается меньше плотности воды). И подождем несколько часов. А потом проверим, что станет с кусочками картошки?

опыты с растениями для детей опыты с растениями для детей

1-ый кусок: разбух (ведь концентрация соли в нем выше, чем в простой воде - вот она и прошла в его клетки)

2-ой кусок: остался как есть (ведь чуть подсоленная вода имеет концентрацию солей почти такую же, как и сама картошка)

3-ий кусок: утонул и втянулся внутрь (сильно соленый раствор соли в воде "вытянул" сок из картошки)

опыты с растениями для детей

Вот так растения и "пьют воду" - благодаря осмосу она проникает в их клетки. Осмотическое давление распрямляет стебель и позволяет растению двигаться. Посмотрите, как быстро увядшее растение впитывает воду и снова становится упругим. Вода как бы "распирает" клетки изнутри и ветки распрямляются, а листья расправляются.

опыты с растениями для детей Другие опыты и занятия на тему растений можно посмотреть тут:Опыты с растениями: Где верх, где низ?, Опыты с растениями: 5 секунд чуда,Опыты с растениями: подземные кладовые,Опыты с растениями: Солнце - это жизнь,Почему семена и ягоды на деревьях остаются висеть всю зиму?,Как росток пробивается сквозь асфальт?,Растения-компасы,Делаем цветочные часы,Для чего цветам колючки?,Как просыпаются деревья весной?

www.tavika.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта