Фото курай растение. ФОТОВЫСТАВКА | Авторская фотография для интерьера

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Герб Башкортостана. Описание и значение символов. Фото курай растение


Курай (растение) - это... Что такое Курай (растение)?

Кура́й (башк. ҡурай) — народное название некоторых крупных зонтичных растений, относящихся в основном к родам Дудник (Angelica), Борщевик (Heracleum) и Реброплодник уральский (Pleurospermum uralense).

Из высушенных и затвердевших стеблей зонтичных растений изготавливают продольные флейты — аэрофоны, известные как курай. Из растений, называемых «курай», можно выделить Дягиль лекарственный (Angelica archangelica) — традиционное средство народной медицины, улучшающее пищеварение, усиливающее секреторную функцию кишечника, мочегонное и потогонное, отхаркивающее при бронхитах и ларингитах, тонизирующее и укрепляющее при нервном истощении, эпилепсии, истерии, бессоннице, спазмах желудка и кишечника.

Растения рода Angelica, именуемые в юго-восточной Азии женским женьшенем и используемые для лечения аменореи и дисменореи, климактерических расстройств, гипертонии, анемии, вегетативно-сосудистой дистонии и т. д., официальны во многих странах. Показана высокая гепатопротекторная активность экстрактов дягиля лекарственного. Особую популярность в последние годы получили Болюсы Хуато, содержащие корни других видов дудника — Angelica sinensis и Angelica dahurica.

Представители рода Дягиль накапливают большое количество железа и кобальта, что позволяет использовать их в качестве противоанемических средств.

Корни дягиля лекарственного содержат 0,35—1,3 % эфирного масла, богатого монотерпеновыми соединениями (80—90 %).

Терпеновая фракция включает: β-фелландрен (13—28 %), α-фелландрен (2—14 %) и α-пинен (14-31 %). Выделены также β-пинен, сабинен, карен, мирцен, лимонен и т. д. Всего в эфирном масле корней идентифицировано 118 компонентов. Сесквитерпены представлены β-бисаболеном, бисабололом, β-кариофилленом. В эфирном масле обнаружены макроциклические лактоны, которые придают растению специфический аромат, а именно тридеканолид (0,58-0,81), пентадеканолид (тибетолид) — 0,87 %.

Эфирное масло представителей рода Angelica содержит также полиацетиленовые соединения — фалькаринол, фалькариндиол, обладающие высокой антибиотической, противоопухолевой, противовоспалительной, антиагрегантной и антитуберкулезной активностью. Антиагрегантная активность экстрактов дягиля обусловлена в немалой степени наличием оксикоричных кислот, обладающих антиоксидантной, бактериостатической и желчегонной активностью. Так, феруловая кислота ингибирует тромбининдуцированную агрегацию тромбоцитов. Содержание ее в экстрактах корней должно составлять не менее 0,05—0,1 %.

Качество сырья регламентируется ГОСТ 21569-76 «Корневища и корни дягиля лекарственного».

Сок растений, известных под названием «курай» токсичен, при попадании на кожу детей при ярком солнечном освещении он вызывает фотодерматиты. Сок некоторых видов зонтичных растений дудника и борщевика содержит фуранокумарины (фурокумарины) — вещества, повышающие чувствительность кожи к свету. Особенно чувствительны к действию сока лица с низким содержанием меланина в коже. Высушенные стебли растений не содержат фотосенсибилизирующие вещества. В виде музыкальных инструментов курай не представляет опасности.

Литература

223 с.

  • Штейнберг М.А. Фотодерматозы. М.: Медгиз, 1958. 131 с.

Ильясов, Т. Т. Башкирский национальный музыкальный инструмент – курай: к истории происхождения. / Т. Т. Ильясов // Вестник Челябинского гос. Ун-та. История. – 2009. - вып. 34. - № 28 (166). – С. 35-38.

dic.academic.ru

Курай | ФОТОВЫСТАВКА

Курай, для каждого кто знаком с этим уголком Алтая, возникают свои ассоциации. Даже в слове этом звучит что-то загадочное, многозначительное и «ура», и «ра», и «рай». А как вам это: «кӱр» — по-алтайски «мост», «ай» — луна, Кӱр-Ай – Лунный мост. Звучит? Классический перевод с алтайского «сухой» (от слова «куру») хоть и не лишен смысла и верен, но как-то уходит на второй план. Но больше всего слово «Курай» известно благодаря башкирскому духовому музыкальному инструменту типа флейты, которое изготавливают из сухих полых стеблей зонтичных растений. Для нас Курай это, конечно же, небольшое село в Кош-Агачском районе Республики Алтай. Находится оно на 826 км Чуйского тракта. До границы с Монголией остается 130 км. Но для посвященных Курай это вся Курайская степь и окрестности, эдакий туристический район. Это небольшой такой мир, микровселенная, где каждый находит свое. Здесь своя энергетика, запах, ощущения… Курайская степь расположилась на высоте в полтора километра между двумя хребтами Курайским и Северо-Чуйским. Понятие «степи» не совсем верно, хотя и общепринято. Вернее было бы сказать «межгорная котловина» или, по крайней мере, «высокогорная степь». За название «степь» голосует и степная растительность. Сухой климат (150-200 мм осадков) приводит к относительной скудости растительности. Но как здесь пахнет полынь и чебрец? ! Длина 25 км, ширина до 15 км. Долину с юго-востока на северо-запад рассекает река Чуя, по долине проходит уже упомянутый Чуйский тракт. Это цифры, а что же видит путник. Здесь удивительное сочетание простора и гор. Где бы ты не находился в Курайской степи, всегда твоему взору будет предоставлена возможность лицезреть долину и горные вершины. При этом Курайский хребет вздымается на 2 километра, а Северо-Чуйский на 2,5 километра. Впечатляет! Интересен и контраст. Сухие склоны Курайского хребта и высоченные вершины альпийского облика Северо-Чуйского хребта, с ледниками, крутыми склонами, залесенные по низам. Там настоящая дремучая тайга с медведями! А если немного приподняться по отрогам Курайского хребта, то можно увидеть вершины Южно-Чуйского хребта, е если еще немного, то свой лик явит сама Белуха – хозяйка алтайских гор. Из видимых вершин Северо-Чуйского хребта доминируют Куркурек (3982) и Актру (4044). Виды Чуйских белков, как еще называют эти горы, одни из самых притягательных в Курае. Путешествовать здесь хоть на автомобиле, хоть на мотоцикле, хоть на велосипеде, хоть пешком очень удобно. Полевые дороги для колес и степная растительность без таежного бурелома для ног. Сколько бы не находились в Курае, вас будут манить окрестности. Зачем же стало? Рядом горы. Обратим взор на Курайский хребет. Курайский перевал приводит вас в верховья реки Правая Кубадру. Перевал Таджилу-Кубадру позволяет перевалить хребет и оказаться в верховьях реки Левая Кубадру. Можно совершить путешествие ретранслятору на высоте в 3 тыс м, к Ортолыкскому озеру или подняться на главную вершину Курайского хребта – Верховье Ортолыка (3446). Но самый популярный маршрут в этих местах ведет в ущелье Актру. Там вершины, ледники, альплагерь. К Перевалке можно добраться почти на любом «паркетнике», к альплагерю на внедорожнике. Место позволяет выбрать отдых и маршруты на любой вкус и сложность. Более диким но не менее интересным является соседнее ущелье Тюте с одноименной речушкой. Там каскад небольших озер, расположенных под вершиной Купол трех озер. Эта вершина (3556) , на которую совершают восхождение преимущественно из ущелья Актру, одна из самых доступных из категорийных (1Б) на Алтае. А может вас заинтересует восхождение на гору Актру? Еще один путь ведет на плато Ештыколь, к озерам Караколь и Джангысколь. Стоит учитывать, что климат Курая довольно суров. Достаточно тепла сюда приходит лишь к середине июня, когда сходят остатки снега и наледей в небольших лесках, когда прекращаются ночные заморозки. Но пути в горы в полной мере открываются лишь к июлю. Суровый климат объясняется не только высотой, но и выхолаживанием при ясном небе. Курай это дно древнего озера. Это огромное Чуйско-Курайское озеро, размерами превышающее Телецкое озеро в десять раз, существовало в ледниковую эпоху и исчезло катастрофическим образом, оставив после себя множество свидетельств. Одно из них это поля гигантской ряби течения, расположенные в южной части Курайской степи. По Кураю раскинуто множество курганов. Но особую известность эти места получили, когда в урочище Тюте был найден символ искусства тюркского периода — каменное изваяние кезер. Высота изваяния более 1,5 м, толщина в поясе 0,75 м. На сегодняшний день историческая реликвия находится в Горно-Алтайском краеведческом музее. 

Яркий Курай

Яркий Курай

 

Алтайская осень Курай

Алтайская осень

Курайский хребет осенью

Курайский хребет осенью

Осенние дали Курай

Осенние дали

Северо-Чуйский хребет осенью Курай

Северо-Чуйский хребет осенью

  Панорама Северо-Чуйского хребта

Панорама Северо-Чуйского хребта на рассвете

  Курайский хребет

Курайский хребет просыпается

  Утренний свет Курай

Утренний свет

  Вершина Куркурек

Вершина Куркурек

В сторону Чуйского тракта

В сторону Чуйского тракта

В сторону Кош-Агача Курай

В сторону Кош-Агача

Курай

Что там дальше?

Курайская степь

На мосту через Чую

Брод через Тюте Курайская степь

Брод через Тюте

Мост через Чую

Мост через Чую

Караташ на рассвете Курай

Караташ на рассвете

Закат в Курайской степи

Закат в Курайской степи

Друзья!

Друзья!

Утром

Утром

Закатный свет

Закатный свет

Курайская степь Алтай

Курайская степь

 Чуйский тракт Курай

Чуйский тракт убегает в Акташ

 Вершины Северо-Чуйского

Вершины Северо-Чуйского хребта

 Курайская степь

Река Кызылташ в Курайской степи

 Панорама Северо-Чуйского хребта

Панорама Северо-Чуйского хребта

 Горы из Курая

Вершины Караташ (справа) и Купол (слева)

 

     Фото Курайской степи   ЧУЯ Осень на Чуе Алтай

Осенняя Чуя. Алтай (1648)

Белый Бом - Алтай

Белый Бом. Алтай (1636)

Чуя

 

 

interier-foto.ru

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУРАЯ. — ТРИ шурупа

Курай — самый известный и популярный башкирский национальный инструмент. Можно сказать, что это — символ башкирского народа. Цветок курая изображен на государственном флаге республики.

Но был ли курай всегда башкирским инструментом? И вообще, какова история его происхождения? Несмотря на то, что этот музыкальный инструмент по праву возведен в народе и республике до уровня культа, исследований на эту тему практически нет. Диссертация Ильясова Т. Т. дает очень детальное описание инструмента, его роль и место в новейшей истории башкирского народа, но не дает ответа на главный вопрос — откуда этот музыкальный инструмент появился у башкир.http://v4.udsu.ru/files/1295719106.pdf

А ведь многих интересует этот вопрос. И по праву. Курай — действительно не только главный музыкальный инструмент, но и символ, и гордость башкирского народа. Тем интереснее будет узнать читателю, что таковым он стал относительно недавно. По крайней мере, связывать его с башгардами и бурджанами — древним этносом, являющимся коренным для башкир, — не приходится.

А ОТКУДА ТОГДА КУРАЙ ПОЯВИЛСЯ У БАШКИР И КОГДА?

Давайте для начала выявим главные отличия курая от других духовых инструментов, которые есть практически у всех народов:1. Курай изготавливается из полого стебля зонтичного растения, носящее одноименное название.2. Курай не имеет специального приспособления для извлечения звука, как у абсолютного большинства духовых инструментов. В этом его главная уникальность.3. Курай имеет определенную длину и определенное количество отверстий для игры.4. Игра на курае, как правило, сопровождается горловым пением.5. Каждая мелодия, исполняемая на курае, имеет свою легенду.

Есть ли в мире музыкальные инструменты, идентичные кураю по параметрам, по которым он считается уникальным? Принято считать, что нет. Но он есть. Это монгольский "цуур". Его изображение вы видите на фото.

А вот как на нем играют.http://yandex.ru/video/pad/search…

Цуур так же как и курай изготавливается из полого стебля зонтичного растения, который произрастает в лесах Алтая и Хингана.Он имеет такую же уникальную конструкцию, как и курай. То есть у него нет специального звукоизвлекающего приспособления.Цуур имеет определенную длину, которая измеряется размером ширины ладони музыканта. Количество отверстий и расстояние между ними тоже идентично кураю (иногда меньше на одну, что не существенно).Цуурчи (так принято называть музыканта, играющего на цууре) дополняет исполнение горловым пением. А перед этим обязательно должен рассказать легенду мелодии.

И еще… Почти все песни, исполняемые на цууре, относятся к категории "протяжных песен" ("узун куй") и посвящены прославлению главной горы (Алтая, Хингана), реки и т. д. А также есть мелодии под названием "Черный иноходец" ("Кара Юрга") и др.

И еще… Все помнят башкирскую народную сказку о курае. Она состоит из двух не совсем связанных друг с другом частей. В первом повествование идет о злом хане, который имел рог. Вторая часть легенды повествует о юноше, который услышал, как ветер играет на сломанном стебле растения и изготовил из него музыкальный инструмент. Так вот, сказка с сюжетом первой части легенды о курае есть и у казахов. Но там уже история о создании курая не упоминается. А вот у монгол есть легенда о происхождении цуур. Она полностью повторяет сюжет из башкирской легенды о происхождении курая.

Хорошо, эти два инструменты идентичны. Но каким образом они родственны? И как монгольский цуур мог попасть на Урал? Или все было наоборот?

КАК КУРАЙ ПОПАЛ НА УРАЛ?

Чтобы ответить на этот вопрос мы должны уточнить два момента.1. Среди какой группы башкир распространен курай?2. В какой исторический период последний раз соприкасались монголы и башкиры.

Ну начнем, наверное, со второго. Потому что ответ лежит на поверхности. В начале 13-го века Башкирия вошла в состав улуса хана Джучи, сына монгольского императора Чингизхана. Вместе с Джучи Чингизхан послал на завоевание Башкирии 2 тысячи воинов племени унгират (кунграт) и 2 тысячи воинов племени джалаир. Вместе с семьями. Жена Чингизхана Бортэ была из племени унгиратов (кунграт). Вот что об этом пишется в источниках: "Родство с ханским родом обусловило высокое положение унгиратов в Монгольской империи. Хонкираты, обитавшие в XII — начале XIII в.в. на берегах р. Толы (Монголия), расселились главным образом в улусе Джучи (Золотая Орда), приняли в свой состав зависимые (покоренные) тюркские племена и быстро тюркизировались, сохранив в тюркском произношении свой этноним.[7]"

Кстати, и в Западной Монголии племена унгиратов, джалаиров и сальжуитов кочевали рядом. Я упомянул здесь сальжуитов потому, что наряду с кунгратами, сальжуиты тоже составляют монгольский компонент у современных башкир. А джалаиры в настоящее время, как этнический компонент у башкир не упоминается. В память о них остались только названия двух рек: Лесной Зилаир и Крепостной Зилаир. Ну и производные от них названия района и поселка — районного центра. Видимо, они кочевали вместе с кунгратами и среди них и растворились. Потому что территория современного расселения потомков кунгратов — башкирского племени тунгаур находится в бассейне именно этих двух рек. Хотя, согласно письменным упоминаниям о ранних кунгратах в Башкирии, первоначально они кочевали вдоль бассейна реки Демы. А Нойоном (эмиром) у них был родной младший брат жены Чингизхана — Алчин (Алшин). До недавнего времени на берегу Демы существовала деревня Альшей, давшее название современному Альшеевскому району. После экспансии в западную Башкирию мангытов и минцев из Крыма и Причерноморья под предводительством Габдуллы хана, потомки кунгратов были вынуждены мигрировать на юго-восток современной Башкирии. Случилось это после поражения Тухтамыша перед Тамерланом в конце 14-го века. Башкиры, как известно, воевали на стороне Тохтамыша.

А при чём тут курай? А при том, что завезли курай на Урал кунграты, потомками которых является современное башкирское племя тунгаур.История этого племени была до сих пор мало изучена. С легкой руки академика Р. Кузеева историки Сальман Ярмуллин и Фуат Сулейманов связывали происхождение этого племени с древнебашкирским союзом племен, Приаральем и еще далее Тюркским каганатом. А само название племени с древнемонголо-маньчжурским этнонимом Тангор, упоминаемым в китайских хрониках. Конечно же, это в корне не верно. Если бы тунгауры пронесли свое самоназвание от начала тысячелетия (когда оно единственный раз было упомянуто), через все перепитии сначала Восточного, потом Западного Тюркского Каганата, Эфталитских войн, союза с башгардами и бурджанами, конгломерата с баджнаками (печенегами), они точно попали бы во все хроники современников. Осколки этноса сохранились бы и у других соседних народов, как это случилось со всеми другими племенными образованиями. Но тунгауры в следующий раз упоминаются чуть ли не в 17-м веке только. И уже только в составе башкир.

Тунгауры имеют такую же тамгу, как у казахских, каракалпакских и узбекских кунгратов — С (полумесяц). Ораном (боевым кличем башкирских тунгауров является "Кунграт", ну и, наконец, тунгауры и каракалпакские кунграты имеют одну гаплогруппу — N1c или еще называемую N-tat (ханскую), потому что эту гаплогруппу, по мнению некоторых исследователей, носил Чингизхан.

Со временем, башкирские кунграты утратили свое первоначальное название и стали называться по имени одного из своих предводителей — тунгаурами. Тунгаур ( а если более правильно — Дунгэур) — очень распространенное монгольское имя, в переводе означающее — бубен. Так звали, например, одного из сыновей Батый хана. Случаи, когда определенная группа родственных семей или даже целый народ начинает называется по имени предводителя, история знает сплошь и рядом: узбеки, ногаи, башкирские усэргэне, кубаляки и т. д.

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ КУРАЯ.

И сейчас курай, как музыкальный инструмент, распространен в основном среди тунгаурских башкир. Можно сказать больше, 70 процентов всех кураистов, освоивших технику игры на инструменте не в школе и не в музыкальном кружке, а у родителей — представители тунгаурских башкир. Почти все знаменитые кураисты до 80-х годов 20-го века были тунгаурами. А и остальные тоже — соседние тунгаурам бурзянцы и катайцы. Крамольно, наверное, об этом писать, но остальные башкиры курая не знали. Ни в одной деревне вдоль рек Белой (ниже впадения в него Нугуша), Ашкадара, Демы, Юрюзань, Ай, Сунь, Танып, Караидель, Тюй, Сарс, Сармасан и др башкиры на курае не играли. Широкое распространия курай получил значительно позже. Сначала во времена совместных походов башкирских полков в составе войск Золотой Орды, потом Российской армии. Во времена проведения совместных йыйынов, свадеб и других торжеств. Позже, начиная с советского времени — уже через преподавание в кружках, училище искусств и т. д. Мощнейший импульс развитию курая дало его размещение на Государственном Флаге Республики Башкортостан. Он стал символом республики. Открылись целые классы и факультеты по его преподаванию в училище искусств и в Академии искусств. В каждом районе открылись кружки по преподаванию игры на курае, появились целые ансамбли. Большую роль в популяризации инструмента сыграли такие мастера, наши современники, как Мухамат Ичкужин, Азат Аиткулов, Юлай Гайнетдинов, Роберт Юлдашев, Расуль Карабулатов, Азат Бикчурин и др. Благодаря им он стал поистине визитной карточкой башкирского музыкального творчества, да и всей республики. Низкий поклон им!Но так было не всегда. В 70-ее годы 20-го века на одно из торжеств республиканского уровня было решено пригласить 70 кураистов. Искали по всей республике. Еле- еле наскребли. Курай — практически вымирал. На своей прародине — в Монголии он практически уже изчез. http://m.youtube.com/watch?v=Ml0SmD6ngP0. Последний настоящий цуурчи умер в 2003-м году. Сейчас там его пытаются возрождать, но шансов очень мало.

У КАКИХ НАРОДОВ ЕЩЕ ЕСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ПОХОЖИЕ НА КУРАЙ?

Курай — уникальный, в своем роде, музыкальный инструмент. Он может существовать только там, где произрастает.Поэтому его нет ни у татар, ни у казахов. Просто природные условия не позволили распространиться ему в степные и лесостепные зоны.

Кунграты были очень пассионарным и воинственным племенем. Кунгратские воины участвовали почти во всех завоевательных походах Чингизхана, его детей и внуков. Оседали на завоеванных территориях. Так осколки кунгратов появились в составе узбеков, каракалпаков, казахов. Есть они даже в Иране. Но у этих потомков кунгратов цуур не сохранился. Потому, что семена растения, из которого изготовляется инструмент в этих краях не приживался.

А вот в Китае, у озера Канас, есть небольшая этническая общность тувинцев. Местные исследователи считают их потомками солдат армии Чингизхана. У них тоже есть музыкальный инструмент, похожий на курай. Они называют его ШООР

У бурят-хондогоров (потомков хунгиратов) тоже сохранился инструмент. Они называют его СУУР. У киргизов есть — ЧООР, у горных алтайцев — ЧОГУР.

У всех этих народов инструмент уже на грани исчезновения и поэтому не так знаменит, как наш курай. У некоторых он имеет более совершенную, не такую архаичную, форму. Но нам они интересны с точки зрения возможности провести параллель с нашим инструментом. Через монгольский ЦУУР (ЦУУР-АЙ) (встречается и такое звучание название этого инструмента) мы можем выйти на более широкий простор поиска родственников нашего КУРАЯ, не так ли?

Несомненно, все эти инструменты имеют один корень. А еще? А если еще упоминания об этом инструменте, удревняющие ее историю? Есть.

Вот цитата: "Эксперты полагают, что прообразом шоора был древний китайский музыкальный инструмент «хуцзя», который имеет 1600-летнюю историю. Существует несколько видов «хуцзя», а шоор является одним из них. Этот музыкальный инструмент так давно появился, что шоор называют в Китае «музыкальной окаменелостью».http://russian.cri.cn/1001/2009/12/25/1s319463.htm

И еще цитата: "Самым древним монгольским музыкальным инструментом считается так называемый цуур. Его изображение было найдено на стенах в пещерах. Возраст этого наскального рисунка ни много не мало – 5 тысяч лет

ЕЩЕ БОЛЕЕ ДРЕВНИЕ РОДСТВЕННИКИ КУРАЯ.

Вот мы и узнали о том, как появился курай у башкир и его ближайших родственниках. Не надо обладать большим воображением, чтобы догадаться, что и само название инструмента — "курай", не что иное, как искаженное "цуур-ай". Тем более, что и в монгольском и бурятском одним из значений слова является "трубчатое растение". Но не только. Слово "цуур" употребляется еще в значении "эхо", "гудение".

В связи с этим неслучайными кажутся созвучия башкирских (в широком понимании — тюркских) слов: "ОРАн" — "клич", "хОРЭнлэу" — "кричать", "ОРОу" — "лаять" и очень много других однокоренных слов, означающих шум, гудение, звук.

И совсем уж фантастическим, но не невероятным выглядит созвучие названий центральноазиатских по происхождению духовых музыкальных инструментов с ближневосточными и кавказскими — ЦУУР — ЗУРНА.

Цитата из Википедии: "

Зурна́ (азерб. Zurna, арм. զուռնա, курд. — Zûrna, перс. — сурнай[1][2][3],карач.-балк. сарнай,сырыйна[4][5][6], буквально — праздничная флейта) — язычковый деревянный духовой музыкальный инструментс двойной тростью, распространённый на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, Индии, Малой Азии, Балканах, Средней Азии[7].

Представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8—9) отверстиями (одно из которых находится на противоположной остальным стороне). Зурна находится в близком родстве с гобоем (имеет такую же двойную трость) и считается одним из его предшественников".

Самые древние экземпляры Зурны были найдены во время раскопок на территории Азербайджана. Они датируются 3000-ми лет.

Но и это не предел. Буквально, несколько лет назад археологи раскопали в Европе костяную флейту. Ей 40 тыс лет!

Только пусть скептики не обвиняют меня в том, что я собираюсь утверждать, будто кураю — 40 тысяч лет. Не дай, Боже! Я уже написал, что башкирский курай — сравнительно молодой инструмент. И за эту крамолу я еще получу свою долю люлей от соплеменников. Но предшественник всех духовых инструментов, в том числе и курая, уже существовал именно 40 тысяч лет назад. И возможно, что имел примерно такое же название, как и большинство духовых музыкальных инструментов: КУРай — ХУУР — СУУР — ЦУУР — СУРНА — ЗУРНА — вальТОРна ( лесной рожок) — вальТХОРНа — ГОРН.

Еще раз прихожу к выводу, что история народов на планете так коротка и так переплетена, что все мы являемся, чуть ли не братьями. На этот раз благодаря истории происхождения курая.

На фото: монгол играет на цууре.

3 мая 2017 idelbaev-artur Машина времени
Источник: http://idelbaev-artur.livejournal.com/34140.html

trishurupa.ru

Курай (растение) — Циклопедия

Растение курай Курай

Кура́й (башк. ҡурай) — народное название некоторых крупных зонтичных растений, относящихся в основном к родам Дудник (Angelica), Борщевик (Heracleum) и Реброплодник уральский (Pleurospermum uralense).

Из высушенных и затвердевших стеблей зонтичных растений изготавливают продольные флейты — аэрофоны, известные как курай. Из растений, называемых «курай», можно выделить Дягиль лекарственный (Angelica archangelica) — традиционное средство народной медицины, улучшающее пищеварение, усиливающее секреторную функцию кишечника, мочегонное и потогонное, отхаркивающее при бронхитах и ларингитах, тонизирующее и укрепляющее при нервном истощении, эпилепсии, истерии, бессоннице, спазмах желудка и кишечника.

Растения рода Angelica, именуемые в юго-восточной Азии женским женьшенем и используемые для лечения аменореи и дисменореи, климактерических расстройств, гипертонии, анемии, вегетативно-сосудистой дистонии и т. д., официальны во многих странах. Показана высокая гепатопротекторная активность экстрактов дягиля лекарственного.

Представители рода Дягиль накапливают большое количество железа и кобальта, что позволяет использовать их в качестве противоанемических средств.

Корни дягиля лекарственного содержат 0,35—1,3 % эфирного масла, богатого монотерпеновыми соединениями (80—90 %). Терпеновая фракция включает: β-фелландрен (13—28 %), α-фелландрен (2—14 %) и α-пинен (14-31 %). Выделены также β-пинен, сабинен, карен, мирцен, лимонен и т. д. Всего в эфирном масле корней идентифицировано 118 компонентов. Сесквитерпены представлены β-бисаболеном, бисабололом, β-кариофилленом. В эфирном масле обнаружены макроциклические лактоны, которые придают растению специфический аромат, а именно тридеканолид (0,58-0,81), пентадеканолид (тибетолид) — 0,87 %.

Эфирное масло представителей рода Angelica содержит также полиацетиленовые соединения — фалькаринол, фалькариндиол, обладающие высокой антибиотической, противоопухолевой, противовоспалительной, антиагрегантной и антитуберкулезной активностью. Антиагрегантная активность экстрактов дягиля обусловлена в немалой степени наличием оксикоричных кислот, обладающих антиоксидантной, бактериостатической и желчегонной активностью. Так, феруловая кислота ингибирует тромбининдуцированную агрегацию тромбоцитов. Содержание её в экстрактах корней должно составлять не менее 0,05—0,1 %.

Качество сырья регламентируется ГОСТ 21569-76 «Корневища и корни дягиля лекарственного».

Сок растений, известных под названием «курай» токсичен, при попадании на кожу детей при ярком солнечном освещении он вызывает фотодерматиты. Сок некоторых видов зонтичных растений дудника и борщевика содержит фуранокумарины (фурокумарины) — вещества, повышающие чувствительность кожи к свету. Особенно чувствительны к действию сока лица с низким содержанием меланина в коже.

Высушенные стебли растений не содержат фотосенсибилизирующие вещества. В виде музыкальных инструментов курай не представляет опасности.

  • Баширова Р. М., Касьянова А. Ю., Галяутдинов И. В. Растения рода дягиль: химический состав и фармакологические свойства // Фармация. — 2004. — № 4. — С. 46—48.
  • Ильясов Т. Т. Башкирский национальный музыкальный инструмент — курай: к истории происхождения // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 28 (166). — С. 35—38.
  • Штейнберг М. А. Фотодерматозы. — М.: Медгиз, 1958. — 131 с.
  • Chen C.-Y. Elemental analysis of the taiwanese health food Angelica keiskei by INAA // Journal of Radioanalitical and Nuclear Chemistry. — 2002. — Vol. 252. — № 3. — P. 551—558. — DOI:10.1023/A:1015863006311

cyclowiki.org

Лекарственное растение курай

Растение курайКурай (тат. курай, quray, башк. ҡурай) - народное название крупных зонтичных растений среди татар и башкир,относящихся в основном к родам Дудник (Angelica) и Борщевик (Heracleum).

Из растений, называемых «курай», можно выделить Дягиль лекарственный (Angelica archangelica) - традиционное средство народной медицины, улучшающее пищеварение, усиливающее секреторную функцию кишечника, мочегонное и потогонное, отхаркивающее при бронхитах и ларингитах, тонизирующее и укрепляющее при нервном истощении, эпилепсии, истерии, бессоннице, спазмах желудка и кишечника.

Растения рода Angelica, именуемые в юго-восточной Азии женским женьшенем и используемые для лечения аменореи и дисменореи, климактерических расстройств, гипертонии, анемии, вегетативно-сосудистой дистонии и т. д., официальны во многих странах.

Показана высокая гепатопротекторная активность экстрактов дягиля лекарственного. Особую популярность в последние годы получили Болюсы Хуато, содержащие корни других видов дудника - Angelica sinensis и Angelica dahurica.

Корни дягиля лекарственного содержат 0,35-1,3 % эфирного масла, богатого монотерпеновыми соединениями (80-90 %). Терпеновая фракция включает: β-фелландрен (13-28 %), α-фелландрен (2-14 %) и α-пинен (14-31 %). Выделены также β-пинен, сабинен, карен, мирцен, лимонен и т. д. Всего в эфирном масле корней идентифицировано 118 компонентов. Сесквитерпены представлены β-бисаболеном, бисабололом, β-кариофилленом. В эфирном масле обнаружены макроциклические лактоны, которые придают растению специфический аромат, а именно тридеканолид (0,58-0,81), пентадеканолид (тибетолид) - 0,87 %.

Эфирное масло представителей рода Angelica содержит также полиацетиленовые соединения - фалькаринол, фалькариндиол, обладающие высокой антибиотической, противоопухолевой, противовоспалительной, антиагрегантной и антитуберкулезной активностью. Антиагрегантная активность экстрактов дягиля обусловлена в немалой степени наличием оксикоричных кислот, обладающих антиоксидантной, бактериостатической и желчегонной активностью. Так, феруловая кислота ингибирует тромбининдуцированную агрегацию тромбоцитов. Содержание ее в экстрактах корней должно составлять не менее 0,05-0,1 %.

Вопреки распространённому мнению, сок растений, известных под названием «курай», не ядовит. Но, поскольку в соке некоторых видов дудника и борщевика содержатся фуранокумарины (фурокумарины) - вещества, повышающие чувствительность кожи к свету, - то при попадании сока на кожу возможно развитие фотодерматоза (солнечных ожогов).

 

esmastif.ru

Курай — музыкальный инструмент — история, фото, видео

Курай

Духовые деревянные

Основные сведения

Курай — национальный башкирский духовой деревянный музыкальный инструмент, похожий на флейту.

Курай

Популярность курая связана его тембровым богатством. Звучание курая поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком.

Основная и традиционная особенность игры на курае — это умение играть грудным голосом. Легкий свист прощается только начинающим исполнителям. Профессионалы исполняют мелодию проникновенно, нежно и звучно, пропуская ее через грудь.

Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент.

Устройство, характеристики

Классический курай изготавливается из стебля зонтичного растения Pleurospermum uralense (Реброплодник уральский), имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и одно на тыльной. Известны изготовления курая из различных металлов.

В старину считалось престижным иметь курай, изготовленный из серебра или меди. В настоящее время широкое распространение получил деревянный курай, для изготовления которого используется шпон.

Курай изготавливают путем обхвата стебеля руками поочередно, отмеряя от 8 до 10 раз ширины ладони, затем подрезают. Отверстия вырезаются начиная снизу: первое — на расстоянии 4 пальцев, следующие три — на расстоянии 2 пальцев, последнее, 5-е — на обратной стороне, на расстоянии 3 пальцев от 4-го отверстия.

Средняя длина курая составляет 57-81 см.

Звукоряд курая образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты.

Диапазон курая — около трех октав.

Признанным мастером изготовления деревянного курая является Вакиль Шугаипов.

Курай и кураисты в наше время

Любимым кураистом всего башкирского народа, признанным виртуозом игры на курае в XX веке был Ишмулла Дильмухаметов. Сегодня призанным виртуозом игры является Азат Аюткулов, Президент Союза кураистов, заслуженный артист России, народный артист Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева.

Популярность курая в Башкортостане так велика, что на нем играют и старые, и молодые музыканты.

На заключительном концерте съезда кураистов в 2007 году самому молодому исполнителю было 6 лет, самому старшему 83 года. Ежегодно проводится Республиканский конкурс кураистов.

Видео: Курай на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Натуральные витамины, спортивное питание, косметика, травы, продукты ►

eomi.ru

Герб Башкортостана. Описание и значение символов

Герб, флаг, гимн Башкортостана являются официальными символами республики. Что они изображают и какое значение имеют их символы? Об этом поговорим чуть ниже.

Герб Башкортостана: описание и значение

Герб республики имеет круглую форму. Такая форма гербового щита пришла из Византии, она характерна для многих народов Азии. Центральной фигурой является изображение памятника Салавату Юлаеву, развернутого влево. Его освещают солнечные лучи золотистого цвета. У подножия памятника находится зеленый цветок курая.

Герб Башкортостана обрамляет национальный орнамент региона. Ниже щита находится лента, окрашенная в цвета флага республики: голубой, белый, зеленый. В центре на белой полосе находится надпись: «Башкортостан».

герб башкортостана

Салават Юлаев является национальным героем, сыном башкирского народа. Он был поэтом, воспевавшим в своих стихах народные подвиги, красоту родного края. Его изображение на гербе символизирует борьбу за национальную свободу, силу, справедливость и единение народов Башкирии. Фигура Салавата является сборным образом джигита-воина.

Курай является местным растением, близким родственником дудника и борщевика. Цветок, изображенный на гербе, имеет семь соцветий. Он символизирует ровно семь древних родов, которые проживают на территории республики, и их единение.

Как изменялся герб?

В 1744 году герб Башкортостана имел совершенно другой вид. Тогда ещё не было Башкортостана, а территория, на которой проживали башкиры, называлась Уфимским воеводством. Век спустя оно стало называться Уфимской губернией. На серебряном губернском гербе изображалась бегущая куница, а щит был увенчан императорской короной и окаймлен дубовыми листьями с голубой лентой.

В XX веке территория стала Автономной Башкирской ССР. Государственный символ полностью сменил облик. Герб Башкортостана был выполнен в социалистических красно-золотых цветах. В центре овального щита находилась фигура человека на бегущей лошади. В руке он держал красный флаг. В нижней части находился серп и молот. Композицию окаймляли колосья пшеницы, переплетенные красной лентой. В изголовье располагалась красная звезда.

В 1937 году фигуру человека на коне сменило полномасштабное изображение серпа и молота. Над ним находилась надпись с названием республики. Внизу располагалась красная лента с девизом, призывающим пролетариев объединяться. Гербовый щит стал более фигурным, а пшеничные колосья не перевязывала лента.

герб республики башкортостана

Разработка современного герба

В 1992 году, когда Башкортостан стал суверенной республикой в составе Российской Федерации, понадобилось утвердить новый герб Республики Башкортостана. Создание символа заняло около двух лет. В комиссию Верховного Совета поступило сорок различных вариантов. Из них была выбрана версия с вертикальным изображением национального флага. В центре находился тулпар – крылатый конь, а обрамлял щит орнамент.

Позднее оказалось, что тулпар уже стал символом Казахстана, поэтому версию пришлось отклонить. Одновременно с этим преподаватель искусства из Красноусольска подал вариант герба, где в центре располагалось изображение белого волка – тотемного животного башкир. Фоном служили горы Урала, башкирский солярный знак и изображение солнца. Однако и этот вариант был отвергнут.

В конце концов, в 1993 году Верховный Совет утвердил современный герб Башкортостана, центральными изображениями которого являются памятник Юлаеву и рисунок цветка курая. Автор герба - художник Фазлетдин Ислахов. Памятник был повернут в правую сторону и выполнен вместе с обрамляющим орнаментом в коричневом цвете.

В 1999 году был утвержден новый вид герба, где коричневый заменен на золотой, а памятник повернут влево.

Флаг и гимн Башкортостана

Флаг Башкирии принят и утвержден в 1999 году. Прямоугольное полотнище флага разделено на три горизонтальные равновеликие полосы разных цветов. В центре располагается круглая эмблема, внутри которой цветок курая с семью соцветиями. Цветок выполнен в золотом цвете. Как и в гербе, курай символизирует дружбу между родами, объединившими башкиров.

герб флаг гимн башкортостана

Верхняя полоса флага имеет голубой цвет. Она символизирует небо, означая чистоту помыслов, ясность и доброжелательность народа. Средняя полоса белого цвета говорит о миролюбивости и светлых надеждах. Последняя полоса окрашена в зеленый цвет – это знак вечной жизни и свободы.

Гимном республики является композиция «Республика». Автором слов является Р. Бикбаев и Р. Шакур, музыку написал композитор Ф. Идрисов. Гимн существует как на национальном языке Башкирии, так и на русском.

fb.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта