Опыты с растениями интересные. Опыты для детей - отличное средство для расширения знаний об окружающем

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Удивительные опыты с растениями. Опыты с растениями интересные


Занимательные опыты с растениями

 Разноцветный сельдерей

Тебе потребуются:

  • Длинный стебель сельдерея с листьями.
  • Красная и синяя пищевые краски.
  • Три маленьких стаканчика.
  • Ножницы или скальпель.

Растения добывают из почвы воду и питательные вещества с помощью трубочек-сосудов, идущих вдоль стебля от корней к листьям. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного сельдерея. Проследить за питанием растений тебе поможет этот проект.

Схема работы

1. Налей по 50–100 мл воды в каждый из трех маленьких стаканчиков. Добавь в первый стаканчик синюю краску, во второй – красную, а в третий – и синюю, и красную (получится фиолетовая краска).

2. Попроси кого-нибудь из взрослых аккуратно разрезать ножницами или скальпелем стебель сельдерея вдоль на три полосы. Поставь сельдерей в три стаканчика, как показано на рисунке.

p20p20

3. Не трогай сельдерей. Через один-два дня ты увидишь результат.

Результат. Листья сельдерея вбирают красную, синюю и фиолетовую краску. Разные листья окрашиваются по-разному.

Объяснение

У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой, передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных.

Совет по подготовке отчета

Самый эффективный результат получается через один-два дня, поэтому надо точно рассчитать начало работы, чтобы показать на выставке самый красивый сельдерей. Можно сделать несколько разноцветных растений – по одному в день. Тогда, если растение завянет во время выставки, ты сможешь заменить его.

Знаешь ли ты?

Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

Как созревают фрукты и овощи?

Тебе потребуются:

  • 2 очень спелых банана.
  • 3 зеленых банана.
  • 2 зеленых помидора.
  • 3 бумажных пакета.
  • Маркер.
  • Самоклеющиеся этикетки.

Возможно, ты слышал, что одно гнилое яблоко может испортить весь мешок. Но можно сказать также, что спелый банан помогает созреть другим фруктам. То же относится и к овощам, например к помидорам. Проследить за созреванием фруктов тебе поможет этот проект.

Схема работы

1. Положи один зеленый банан на стол, второй зеленый банан – в пакет, а третий зеленый банан – в пакет вместе со спелым бананом. Подпиши пакеты и завяжи их.

2. Положи один зеленый помидор на стол, а второй – в пакет вместе с оставшимся спелым бананом. Завяжи и подпиши пакет.

3. Положи пакеты в темное место и не трогай их пять дней. Потом достань все бананы и помидоры из этих пакетов и сравни их с лежащими на столе.

Результат. Зеленый банан и зеленый помидор на столе немножко созрели – они стали мягче и изменили цвет. Зеленый банан в пакете созрел сильнее, но еще лучше созрел банан, котор

uroki-sovy.ru

Опыты дома и на улице, с готовыми наборами и с тем, что под рукой. Экология и Биология / Научное / Страна Жили-были

Сегодняшний научный день мы посвятим изучению очень важных и жизненно необходимых аспектов нашей жизни — биологии и экологии. Что это за науки, насколько важно получать эти знания в детстве и формировать бережное отношение к природе с самого раннего возраста? Какие интересные исследования и занимательные опыты по биологии и экологии можно провести, изучая и исследуя эти науки? Об этом мы и поговорим.
  Биология — система наук, изучающая живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле.
   Экология — наука, которая имеет широкое значение. Вот некоторые возможные определения науки «экология»:

  — Экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.   — Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.   — Экология — наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах

Биологию и экологию сложно изучать, сидя в комнате за столом. Мы отправляемся на улицу — в лес, на речку, на дачу. Запасемся материалом для лабораторных исследований, проведем парочку опытов и подготовимся к изучению в домашних условиях. Для всего этого нам понадобятся наборы натуралиста:  
 В наборе есть всё, что нам пригодится: — компас, чтобы сориентироваться на местности и не заблудиться — бинокль, чтобы высматривать вдалеке то, что может нам понадобится для исследований — фонарик, чтобы осветить темные места под корягами и мостами — лупа, чтобы на месте предварительно рассмотреть находку.
   
 Набор для юного исследователя насекомых. Благодаря ему ребенок узнает как отличить насекомое от других животных, какие виды полезны, а какие приносят вред, сможет понаблюдать за их жизнью при помощи входящих в набор предметов: контейнера для переноски насекомых, прозрачной баночки с лупой, пинцета. Сможет смастерить инструмент воспроизводящий стрекотание сверчка, или устройство напоминающее «глаз мухи», которое поможет понять каким она видит наш мир.
 Такой бокс с пинцетом, карабином, лупой и крепкой, но дышащей, крышкой просто необходим для юного исследователя. Коробочка небольшая, ее удобно закрепить на рюкзачке или даже на поясе, чтобы она всегда была под рукой.
  Не стоит забывать и о растениях. Совсем не сложно, гуляя по округе, набрать небольшую коллекцию красивых или совсем невзрачных цветочков, листочков и растений. Сделать настоящий ботанический гербарий, следуя строгим правилам и требованиям, не просто. Но мы делаем все это для себя, для красоты и пользы. Поэтому собираем то, что нравится.  
 

Если у вас нет специального пресса для гербария — не беда. На твердую поверхность (картонка, планшетик, кусочек фанеры) разместите газету или несколько слоёв бумажного полотенца, аккуратно разложите растения — чтобы они не наползали друг на друга, чтобы листики и веточки были расправлены, цветок лучше расправить и придавить пальцем так, чтобы он как бы смотрел на вас. Сверху накрываем бумагой. Если у вас не разместились все находки, то можно сделать несколько слоёв. Последним, завершающим слоем должна быть снова плотная основа. Теперь надо все как следует придавать — стопкой книг, большим камнем, банкой с водой.

Что делать дальше с получившимся гербарием — решать вам. Можно завести специальный альбом для гербария, украсить открытку или сделать композицию в рамочке и повесить в комнате на стену.     Как только материал собран и мы уже «на базе», то для более детального исследования нам понадобится оборудование по серьёзнее. Рассматривать можно любой обнаруженный материал — чешуйки шишки и корень одуванчика, муравья и комара, песок и воду из лужицы.  
Микроскоп  откроет юному биологу все тайны загадочного микромира растений, насекомых, животных и организма человека.  
   
Микропрепараты — необходимое дополнение к микроскопу. Стеклышки могут быть готовыми, с уже закрепленными на них предметами исследования, а можно приобрести предметные и покровные стекла и положить свои находки для дальнейших исследований. 
 
  
Справочники и энциклопедии — главные помощники юного исследователя и источник информации.   
  Итак, мы вооружены до зубов и готовы к исследованиям. Для начала запустим длительные процессы. Попробуем вырастить растение.     Наборы бывают совершенно разные, можно просто в горшке вырастить растение, можно наблюдать, как растение тянется к свету, преодолевая любые преграды, можно следить за корневой системой и тем, как и чем питается растение — вода, воздух и солнце. А уж как скоро оно вырастет и насколько крепким или хиленьким оно будет — зависит от исследователя, который будет за ним ухаживать.   Например, в одном детском семейном лагере, решили устроить эксперимент. В одноразовые пластиковые тарелочки положили мокрые бумажные полотенца, на них положили семена кресс-салата (приобрети их можно в любом садовом или строительном магазине, они наиболее неприхотливые и быстрее всех прорастают), накрыли сверху влажной бумажной салфеткой и стали наблюдать.  
  Проклюнулись растения у всех, но в итоге выросли у всех разные — у кого-то колосились зеленые крепкие побеги, а кого-то была чахлая желтоватая поросль. На этом примере дети увидели, что важно своевременно поливать растения и ставить на солнышко. Вариантов наблюдения за растениями множество, все они очень наглядные и интересные.     Убедиться в том, что растения действительно пьют воду, можно проведя один очень занимательный опыт.
 

По моему опыту могу сказать, что лучше всего (нагляднее и быстрее) окрашивание происходит у листьев китайской капусты.

Опыт провести совсем не сложно: — наполните ёмкости водой, подкрашенной пищевыми красителями — поместите в эти ёмкости по одному листу салата, срезанной стороной вниз

Волшебство начнёт происходить прямо у вас на глазах. А то, что вы использовали пищевые красители, позволит сделать радужный салат и съесть его!

  Вырастить фасоль или авокадо — это исследование не на один день. Пока они растут и мы фиксируем изменения, давайте узнаем, насколько нужны нам растения, даже если они не съедобные. Для этого проведем небольшой эксперимент с загрязненной водой.  
  Конструктор «Родниковая вода»

С этим набором можно провести несколько экспериментов: 1. Солнечная пастеризация: очистка воды при помощи нагревания и пастеризации ее солнцем 2. Дистилляция: еще один интересный способ очистки воды 3. Фильтрация: интересный процесс очистки воды с помощью разнообразных фильтров

Кроме того, в брошюрке содержатся интересные факты из мира экологии и биологии, пробуждающие интерес ребенка к науке

  А можно ли проводить опыт по фильтрации и очистке воды в домашних условиях с подручными средствами? Попробуем!  

Процесс это не быстрый и не такой уж простой. Но результат превзойдёт все ожидания.

 

Как видите,  у нас имеется три разрезанные вдоль пластиковые бутылки: 1. с землей 2. земля с песком, углем и разным экологически чистым сором 3. с растущей травой

 

К каждой бутылке прикреплено донышко, в которое будет собираться вода, прошедшая через бутылку. 

Этот опыт по экологии наглядно показывает и нам, взрослым, и подрастающему поколению, насколько важны зелёные насаждения. Они не только обогащают воздух кислородом, но и очень эффективно очищают воду, делая её пригодной для питья.

  Изучать животный и растительный мир, не исследовав влияние природных явлений и погодных условий было бы не верно. Ведь не может же пальма вырасти в Архангельске, а клюква созреть в пустыне Сахара. Не будем сразу замахиваться на проблемы глобального потепления. Проследим за погодой у себя за окном. Для этого нам пригодится Погодная станция.  
При помощи подробной инструкции шаг за шагом можно будет собрать многофункциональную погодную станцию с флюгером, анемометром и дождемером, вести записи, наблюдая за изменениями погоды

Также можно выращивать растения внутри бутылки, наблюдая за ним и фиксируя изменения.

В брошюрке содержатся интересные факты из мира физики и биологии, пробуждающие интерес ребенка к науке

  А чтобы круговорот воды в природе был более наглядным и понятным даже дошкольникам, проведите опыт на окне.
В закрывающийся пакет в нижний угол устанавливаем стаканчик с водой.

Закрепляем пакет под углом (как на картинке) на окне и начинаем наблюдать.

Нагреваясь на солнышке, вода из стаканчика постепенно начнет испаряться, оседать в виде конденсата на стенках пакета, а затем стекать на дно.

Почему я предлагаю не просто наливать воду в пакет, а устанавливать именно стаканчик. Именно так можно наблюдать за тем, что вода переместилась, что пакет, который изначально был сухим и пустым, стал наполняться водой.

  В конце, предложу вам на десерт вкусную игру про генетику. Дети они ведь такие «почемучки». Как им объяснить, что уши у него мамины, глаза папины, а нос прадедушкин? Он же не паззл. Есть прекрасная возможность показать деткам как происходит смешение генов и что мы всегда что-то заимствуем у своих родственников и несем в себе информацию для наших потомков.               
 
               Интересных вам опытов по биологии и экологии!

strana.jili-bili.ru

Как увлекательно провести опыты для детей в домашних условиях

 Дети исследуют окружающий мирДети дошкольного возраста любознательны и пытливы по своей природе. Они с интересом изучают окружающий мир и хотят все знать. Об этой важной психологической особенности дошколят говорят многочисленные наблюдения за ними, поведение самих ребятишек. Наверняка каждый родитель может припомнить случай из жизни своего дитя, когда разбираются до единого винтика машинки, разламываются заводные игрушки. А что стоят детские вопросы о природных явлениях, событиях окружающей жизни! Например, дети спрашивают: почему самолеты не падают, как получается радуга, откуда берутся дети, что такое лед? Все это свидетельствует о желании дошколят познать окружающий мир. Родители могут удовлетворить любознательность детей подробным рассказом, чтением научно-популярной литературы. Помогает дошколятам самостоятельно найти ответы исследовательская деятельность. Опыты в домашних условиях развивают детское мышление, пытливость ума, внимание, память, активизируют словарь. Доступные эксперименты для детей взрослый легко может вписать в досуг или праздники, в общение на даче, на прогулке, в семейные вечера.

Когда можно обучать детей экспериментальной деятельности?

Дочка помогает маме стряпать

  • Опыты для детей можно проводить, начиная с раннего возраста (2-3 года). Надо только учитывать, что изначально это должны быть несложные исследования. Несмотря на простоту, эксперименты в домашних условиях раскроют малышам свойства окружающих предметов (форму, цвет, величину, материал, назначение), покажут разницу между предметами одной и той же группы. Изначально опыты проводит взрослый, а дети только наблюдают или привлекаются к 1-2 несложным действиям.
  • Младшие дошкольники (3-4 года) начинают принимать активное участие в исследовательских действиях, хотя пока только совместно со взрослым. В этом возрасте главное в домашних опытах ‒ показать деткам скрытые свойства окружающих предметов.
  • У средних дошколят опытная деятельность значительно усложняется, появляется цель ‒ самим получить сведения об исследуемом предмете.
  • Старших дошкольников взрослый стимулирует на самостоятельное проведение исследований. Хотя это возможно тогда, когда ребенок уже проводил опыты вместе с родителем. К концу дошкольного возраста дети должны овладеть не только исследовательской деятельностью, но и выбором наилучшего способа ее проведения.

Требования к проведению экспериментов

  1. Главное, чтобы опыты в домашних условиях были понятны дошкольникам и безопасны для них, а взрослый мог бы доступно рассказать о причинах, следствиях изучаемого явления. 
  2. Родителям во время исследований необходимо уделить внимание соблюдению правил безопасности: поведения и гигиены детей, проведения опыта.
  3. Малыши должны находиться на безопасном расстоянии от места проведения опытов.
  4. Нельзя использовать ядохимикаты, ядовитые растения, кипяток и открытый огонь в экспериментах.
  5. Фиксируем этапы опытов детей рисункамиДети должны понимать сущность опытов, поэтому они должны базироваться на имеющихся знаниях. Нужно четко ставить перед детьми цель опыта: что можно узнать в исследовании.
  6. Для поддержания интереса у детишек к исследовательской деятельности нужно приучать их к активным действиям. Родителям нужно продумать, как активизировать ребенка: задавать вопросы, побуждать к рассуждениям, сравнениям фактов. Обсуждая результаты эксперимента, взрослому желательно учить деток делать самостоятельные выводы.
  7. Чтобы сформировать у дошкольников исследовательское отношение к окружающей действительности, заинтересованность в ней, можно фиксировать результаты исследований рисунками, фотографиями.

Важно: необходимо учить ребятишек правилам гигиены, особенно при биологических опытах. Приучать их тщательно промывать руки, лицо, приводить в порядок одежду, место и оборудование после окончания исследования.

Опыты для детей младшего возраста 

Маленьких деток (3-4 года) заинтересуют опыты с веществами, предметами и объектами, которые понятны, находятся в ближайшем окружении. Для домашнего использования такими доступными будут эксперименты с водой, в которых принимают участие и детишки.

Маленькое торнадо

Действие яркое и запоминающееся, обогащает словарь малышей, воспитывает внимание. 

Для проведения эксперимента нужно подготовить прозрачную емкость с крышкой, жидкость для мытья посуды, блестки. Чтобы получить лучший эффект, можно добавить в воду пищевой краситель. Все эти ингредиенты смешиваются между собой, затем бутылка раскручивается по спирали. Возникает мини-вихрь окрашенной, блестящей воды, создавая ощущение небольшого торнадо.

Малышам взрослый рассказывает, как называется такое явление в природе. Можно показать картинку с изображением смерча в природе, рассказать, чем он опасен и прочитать небольшое стихотворение:

Есть в природе добрый ветер, Есть в природе ветер злой. Если добрый, солнце светит, Ну а злой, спешим домой.

Новое слово «торнадо» (смерч, вихрь) останется в словаре ребенка.

Чудесная вода

Увлекательный эксперимент с водой, который заинтересует ребятишек и даст возможность исследовать свойства воды. Взрослый подготавливает воду с растворенной таблеткой «Пургена». Обратить внимание малыша на прозрачность воды. Затем к раствору добавляется питьевая сода, и он становится малиновым. При добавлении лимонной кислоты вода вновь бесцветная. В таком эксперименте ребенок может стать ассистентом взрослого, так как все ингредиенты безопасны для малыша.

Облака – белогривые лошадки

Очень интересный опыт, который помогает малышам понять свойство воды: она может охлаждать горячие объекты. В этом эксперименте маленький ребенок может принять активное участие.  Взрослый готовит оборудование для опыта и творчества: наливает в емкость воду, подкрашивает в голубой цвет (небо), зажигает свечу. Для поддержания интереса к действию можно прочитать или пропеть строчки из популярной песенки:

ОблакаОблака - белогривые лошадки. Облака, что вы мчитесь без оглядки? Не смотрите вы, пожалуйста, свысока, А по небу прокатите нас, облака!

Родитель предлагает малышу понаблюдать, как быстро остывает парафин, попадая в воду, и образует причудливые формы, похожие на облака. Помогая ребенку держать свечу, взрослый вместе с ним производит действия для получения новых изображений. Затем можно предложить малышу зарисовать «облака-лошадки в небе».

Соляные чудеса

Кроме воды в опытах для малышей можно использовать соль. Для исследования необходима предварительная подготовка, так как опыт требует наблюдения в течение нескольких дней. Взрослому необходимо приготовить насыщенный солевой раствор, показывая и рассказывая ребенку, как соль растворяется в воде. Затем в раствор опускаются проволочная поделка (веточка, жучок) и шерстяная нитка. По истечении определенного времени на досуге предметы достаются из раствора, и ребенок видит поделку, состоящую из красивых кристаллов. На нитке кристаллы располагаются по-другому, что дает возможность сравнить металлический и шерстяной объекты.

Волшебный фонтанчик

Опыт: волшебный фонтанчикИнтересный опыт с пластиковой бутылочкой, несомненно, понравится малышам. Взрослый делает отверстие повыше дна и начинает лить воду в бутылку, предлагая ребенку понаблюдать, как бьет фонтанчик. Для усложнения опыта в бутылке протыкается еще несколько отверстий, одно выше другого. Спросить ребенка, как теперь льется вода из бутылочки? Обратить внимание крохи на то, что у низкого отверстия фонтанчик сильнее, у высокого – слабее. В дальнейшем ребенок может самостоятельно экспериментировать бутылочкой с водой.

Экспериментируют дошколята! 

В дошкольном возрасте опытная деятельность усложняется и становится более разнообразной, так как детям можно предлагать сложные биологические опыты. Они представляют собой эксперименты с растениями, условиями их развития, окрашивания в разные колоры.

Важно: уже в среднем дошкольном возрасте ребятишки начинают принимать активное участие в экспериментах. Родителям нужно научить ребенка необходимым во время опытных действий правилам: брать в рот и пробовать незнакомые вещества ни в коем случае нельзя; включаться в исследование можно только с разрешения взрослого.

Если ребенок задает в ходе опыта свои вопросы, обязательно надо на них отвечать, чтобы не потерялся интерес к исследовательской деятельности. Еще одной особенностью опытов дошколят, в отличие от малышей, является то, что они становятся достаточно длительными по времени. Они заставляют ребенка ждать не сиюминутного результата, а строить свои умозаключения на длительном наблюдении за явлением или объектом. 

Сахарная башенка

Сахар для опытаТакой эксперимент поможет дошкольникам узнать скрытые свойства знакомого вещества, сделать собственное умозаключение на основе наблюдений. Взрослый готовит для опыта емкость, кусковой сахар, пищевые красители, питьевую воду. Совместными действиями строится башенка из сахарных кубиков. Дошкольник получает задание развести пищевой краситель и рассмотреть, как вода меняет свой цвет. Спросить, почему так происходит (кристаллики красителя перемешиваются с частичками воды)? Потом подкрашенная вода выливается в емкость, где находится башенка из сахара. Взрослый предлагает ребенку понаблюдать, что произойдет, и самостоятельно объяснить происходящие изменения. Жидкость постепенно, кубик за кубиком, окрашивает сахар, он полностью пропитывается и башенка падает. Взрослый старается подвести дошкольника к самостоятельному умозаключению: сахарные частички смешиваются с частицами воды и растворяются в них. 

Цветной сахар

Подобный эксперимент также будет интересен дошкольнику, так как помогает узнать о незнакомых свойствах объекта. Для опыта нужно подготовить питьевую воду, сахарный песок, пищевой краситель, фольгу и емкости по числу красителей. Сахар растворяют в воде (2 ложечки на 10 ложек воды), в емкость укладывают фольгу, наливают немного сиропа. Затем добавляются красители. Емкости с раствором оставляют на несколько дней в теплом месте. За это время жидкость испаряется, оставляя цветные кристаллики сахара. Для эффекта их можно смешать, чтобы получился разноцветный рафинад. Взрослый спрашивает ребенка: что произошло? (Вода постепенно испарилась, сахар, смешанный с красителем, остался.)

Водяные лилии

Очень красивый опыт, который нравится детям, но требует специальной подготовки. Взрослый с ребенком вырезают из бумаги белые и желтые цветы с удлиненными лепестками, палочкой закручивают их внутрь. Затем опускают цветки в емкость, наполненную водой. Бумага намокает, цветы становятся тяжелыми и распускают лепестки, можно расположить вокруг них зеленые круглые листья и прочитать стихотворение: 

КувшинкаЛежит кувшинка на листке, как на плоту упругом.  И поплыла бы по реке к приветливым подругам.  Да вот беда: привязан плот, он никуда не поплывет!

Как вариант, для объяснения такого эффекта можно предложить наблюдение за сосновыми шишками, которые при намокании становятся плотными и закрывают чешуйки. При высыхании шишка опять раскрывается.

Ищем клад

Популярный опыт «письмо с секретом», который можно включить в семейный досуг.  Заранее надо написать с дошкольником секретное письмо о спрятанном кладе молоком, лимонным соком. После высыхания прочитать такое письмо можно при помощи пара или утюга (ребенок наблюдает за действиями взрослого). Также используется йод, которым можно слегка смочить текст (действует дошкольник). Прочитав секретное послание, вся семья весело ищет клад.

Как проводить биологические опыты с дошколятами?

Для старших дошкольников будут интересны познавательные биологические опыты, включающие в себя эксперименты с растениями, изучение их свойств, условий роста. Исследования довольно простые, ребенок их может выполнять самостоятельно. Взрослый помогает подготовиться к опытам: подобрать семена, почву, горшочки для посадки, совочек, перчатки для работы, лейку с водой, бумагу и карандаши для зарисовки результатов. 

Как дышит растение?

Исследование помогает понять, как в растение попадает воздух. Взрослый обсуждает с дошкольником этот вопрос, выслушивает версии ребенка и предлагает проверить, какая из них верная. Для опыта потребуются комнатное растение, вазелиновое масло. Родитель предлагает дошкольнику намазать несколько листьев вазелином с одной стороны и несколько листьев - с другой. Затем в течение определенного времени проводится наблюдение за растением. Такой опыт дает хорошую возможность научить дошколенка фиксировать результаты наблюдений: каждый день на карточке изображается состояние листиков. Через несколько дней листочки проверяются, те из них, где вазелин был снизу, завяли. Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: почему завяли именно эти листья? (Нижняя часть листа служит для поступления воздуха, вазелин перекрыл его доступ, поэтому листочки завяли).

Что нужно для проращивания семян?

Опыт помогает детям понять взаимосвязь между объектами живой и неживой природы. Для эксперимента требуется подготовить семена растений (лучше крупные: фасоли, гороха), прозрачную емкость, салфетки. Салфетку надо намочить и положить в емкость, затем на ней раскложить семена. Емкость ставят на окно, чтобы было много света. Наблюдения ведутся в течение нескольких дней, пока будут прорастать семена, результаты фиксируются в карточке. Затем вместе с ребенком взрослый подводит итог: для прорастания семян требуются влага, солнце и тепло.

Чудесные превращения

Биологический опыт для детей по окрашиванию растенийИнтересный эксперимент с живой природой, который любят проводить дети. Перед дошкольниками ставится вопрос: можно ли окрасить цветы? Дети могут придумывать разные варианты, взрослый предлагает проверить научную версию. Красители разбавляются водой и добавляются к белым цветкам, стоящим в разных сосудах. Для полноты эксперимента можно взять несколько растений и разного колера пищевые красители. Через день цветы окрасятся в разный колер. Нужно обязательно зафиксировать результаты и спросить у ребятишек, почему так произошло? (Растения всасывают воду, которая по стеблю поднимается вверх и окрашивает лепестки).

Важно: опыты обогащают знания детей об окружающем мире, поэтому важно поощрять побуждение ребят к самостоятельному проведению исследовательской деятельности. Родители должны создать условия для нее, подготовив безопасное экспериментальное пространство.

myintelligentkids.com

Удивительные опыты с растениями

Ботаника. Цикл статей “Удивительные опыты с растениями”

Газета “Биология”, №2, 2000 г.

Авторы: Н. В. Батурицкая, Т. Д. Фенчук

38. Влияние газообразных выделений растений на прорастание семян

Выясните, как влияют летучие выделения растений (фитонциды) на прорастание семян гороха.

Для проведения опыта нужны наклюнувшиеся семена гороха посевного или другого вида растений, листья комнатных растений (алоэ древовидное, пеларгония зональная), 2 чашки Петри (или пол-литровые банки), пластилин, ступка с пестиком, фильтровальная бумага.

В центре чашки Петри из пластилина сделайте бортик, тщательно прикрепляя его ко дну. Вокруг бортика поместите смоченное водой кольцо из фильтровальной бумаги и расположите на нем по периметру чашки на равном расстоянии друг от друга 10 семян гороха.

Схема опыта по изучению действия летучих соединений растений на прорастание семян

Схема опыта по изучению действия

летучих соединений растений на прорастание семян

В ступке с песком разотрите 5 г ткани исследуемого растения. Поместив кашицу в углубление, ограниченное бортиком, быстро закройте чашку и поставьте в теплое место.

В контрольную чашку в углубление вместо кашицы налейте чистую воду.

Регулярно следите за состоянием семян и при необходимости увлажняйте фильтровальную бумагу. Отметьте, на какие сутки от начала опыта наблюдается прорастание семян. Когда корешки в одной из чашек Петри достигнут 1–1,5 см, проведите учет их длины у каждого семени и вычислите среднюю длину корешка, а также процент проросших семян.

Средние значения длины корней, процент проросших семян в каждом варианте занесите в таблицу.

Результаты опыта показывают, что летучие выделения листьев могут оказывать на прорастание семян и рост корней гороха посевного как стимулирующее (алоэ древовидное), так и тормозящее (пеларгония зональная) действие.

В состав летучих соединений, получивших общее название фитонцидов (от греч. «фитон» – растение, «цидо» – убиваю), входят эфирные масла, альдегиды уксусной и пропионовой кислот, метиловый и этиловый спирты, полифенолы и другие соединения.

К образованию комплекса летучих соединений способны все растения, причем повреждение клеток усиливает выделение фитонцидов. Именно поэтому при проведении описанного выше опыта рекомендуется использовать кашицу, получаемую путем растирания листьев.

Состав и количество химических веществ, выделяемых растениями, специфичны для каждого вида, что сказывается на характере их взаимоотношений. Например, ясень обыкновенный, осина, липа мелколистная, клен ясенелистный подавляют, а береза бородавчатая, клен остролистный – стимулируют рост дуба. Напротив, сосна обыкновенная отрицательно реагирует на выделение газообразных веществ листьями березы бородавчатой.

Химические вещества, выделяемые листьями и корнями высших растений, играют важную роль в формировании сообществ растений (фитоценозов).

39. Бактерицидное действие фитонцидов горчицы

Фитонциды растений обладают мощным бактерицидным действием. Например, фитонциды чеснока, лука, хрена, горчицы убивают многие виды бактерий, простейших, низших грибов в течение нескольких минут и даже секунд. Изучите бактерицидные свойства фитонцидов горчицы черной.

Для опыта нужна горчица пищевая в виде порошка или пасты, вареное яйцо, колба емкостью 500 мл, пробка с крючком, сургуч.

На дно колбы поместите немного разведенной в теплой воде горчицы. На крючок, приделанный к пробке, подвесьте в сеточке очищенное от скорлупы яйцо. Опустите сеточку с яйцом в колбу таким образом, чтобы оно не касалось слоя горчицы, и плотно закройте колбу пробкой. Для герметичности можно залить пробку сургучом или парафином.

Под действием фитонцидов горчицы, основным компонентом которых являются аллилгорчичные масла, происходит стерилизация воздуха у поверхности яйца. В атмосфере летучих выделений горчицы яйцо может сохраняться без признаков порчи продолжительное время. Описан опыт, в котором куриное яйцо в колбе сохранялось свежим благодаря горчице в течение 20 лет.

Бактерицидное действие фитонцидов горчицы

Свежее яйцо двадцатилетней давности

Количество фитонцидов, выделяемых различными растениями, неодинаково. 1 га соснового леса выделяет за сутки около 5 кг летучих фитонцидов, а можжевелового – около 30 кг. Фитонциды являются одним из факторов естественного иммунитета: растение стерилизует себя продуктами собственной жизнедеятельности.

Задание. Проверьте, используя описанную методику, бактерицидное действие фитонцидов чеснока, хрена, лука.

Раздражимость и движения у растений

День начинается,

Хмель завивается!

Выпустит листик,

Сделает винтик,

С веткой обнимется,

Кверху поднимется.

В.Боков

Для растений движения так же естественны, как и для животных. Но поскольку большинство растений не способно к перемещению в пространстве, многие люди считают их неподвижными. Даже известный французский биолог Жан Батист Ламарк в свое время дал растениям такое определение: «Растения представляют собой живые организованные тела, части которых никогда не обладают раздражимостью.

Они не переваривают пищи и не способны двигаться ни под влиянием волн, ни вследствие истинной раздражимости». Заметим, что Ламарк выделил 3 основных критерия, по которым различают растения и животных: наличие у животных организмов раздражимости, способности к движению и способности к перевариванию пищи.

Справедливость восторжествовала только в конце XIX в. Исследования Ч.Дарвина в 1865–1880 гг., индийского ученого Д.Ч. Боса в 1895–1937 гг., русских ученых И.Ф. Леваковского и Т.И. Вяземского в 1860–1901 гг. показали, что раздражимость так же свойственна растениям, как и животным.

Изучение способности растений к движениям Ч.Дарвин начал сразу же после выхода в свет знаменитой книги «Происхождение видов путем естественного отбора». На основании изучения более 100 видов лазящих и вьющихся растений, 31 вида хищных растений, принадлежащих к 11 родам, ученый сделал вывод о способности растений к восприятию раздражения и проведению возбуждения по тканям.

В итоговой книге «Способность к движению у растений» великий естествоиспытатель с удовлетворением заключил: «В настоящий момент мы знаем, что движение растений происходит постоянно и что только его размах или направление или то и другое вместе должны видоизменяться для пользы растения соответственно внешним и внутренним стимулам».

Доказательство единства, физиологической общности процессов раздражимости у растений и животных – одно из величайших достижений биологии конца XIX – начала XX в.

Раздражимость растений

Что же такое раздражимость? Это способность организма воспринимать воздействия внешней и внутренней среды и реагировать на них изменением процессов жизнедеятельности.

Спектр внешних воздействий, воспринимаемых растением, широк – свет, температура, сила тяжести, химический состав окружающей среды, магнитное поле Земли, механические и электрические раздражения.

У растений так же, как и у животных, восприятие раздражения и ответная реакция, например двигательная, пространственно разобщены. Передача раздражения (проведение возбуждения) может осуществляться путем возникновения и распространения по растению электрического потенциала, т.н. потенциала действия.

В существовании электричества у растений можно убедиться на довольно простых опытах.

40. Обнаружение токов повреждения в разрезанном яблоке

Так называемые токи повреждения были впервые обнаружены в конце XVIII в. итальянским ученым Луиджи Гальвани у животных организмов. Если разрезать отпрепарированную мышцу лягушки поперек волокон и подвести электроды гальванометра к срезу и продольной неповрежденной поверхности, гальванометр зафиксирует разность потенциалов около 0,1 В.

Первые доказательства существования аналогичных процессов у растений были получены спустя почти 100 лет, когда стали измерять токи повреждения на разных растительных тканях. Срезы листьев, стебля, репродуктивных органов, клубней всегда оказывались заряженными отрицательно по отношению к здоровой ткани.

Итак, вернитесь в 1912 г. и повторите опыт с измерением потенциалов надрезанного яблока. Для опыта кроме яблока нужен гальванометр, способный измерить разность потенциалов около 0,1 В.

Яблоко разрежьте пополам, удалите сердцевину. Если оба электрода, отведенных к гальванометру, приложить к наружной стороне яблока (кожуре), гальванометр не зафиксирует разности потенциалов. Один электрод перенесите во внутреннюю часть мякоти, и гальванометр отметит появление тока повреждения.

Кроме яблока можно измерить токи повреждения, достигающие 50–70 мВ, у срезанных стеблей, черешков, листьев.

Как показали более поздние исследования, средняя скорость тока повреждения в стебле и черешке составляет около 15–18 см/мин.

В неповрежденных органах биотоки тоже постоянно существуют, но для их измерения нужна более чувствительная аппаратура.

Установлено, что ткань листа заряжена электроотрицательно по отношению к центральной жилке, верхушка побега заряжена положительно по отношению к основанию, листовая пластинка – положительно по отношению к черешку. Если стебель положить горизонтально, то под действием силы земного тяготения нижняя часть его становится более электроположительной по отношению к верхней.

Наличие биоэлектрических потенциалов характерно для любой клетки. Разность потенциалов между вакуолью клетки и наружной средой составляет около 0,15 В. Только в 1 см2 листа может содержаться 2–4 млн клеток, и каждая – маленькая электростанция.

Решающую роль в возникновении растительного, как, впрочем, и животного, электричества играют мембраны клеток. Проницаемость их для катионов и анионов в направлении из клетки и в клетку не одинакова. Установлено, что если концентрация какого-либо электролита с одной стороны мембраны в 10 раз выше, чем с другой, то на мембране возникает разность потенциалов 0,058 В.

Под действием различных раздражителей проницаемость мембран меняется. Это приводит к изменению величины биопотенциалов и возникновению токов действия. Возбуждение, вызванное раздражителем, может передаваться по растению от корней к листьям, регулируя, например, работу устьиц, скорость фотосинтеза. При изменении освещения, температуры воздуха токи действия могут передаваться и в противоположном направлении – от листьев к корням, что приводит к изменению активности работы корня.

Интересно, что вверх по растению биотоки распространяются в 2,5 раза быстрее, чем вниз.

С наибольшей скоростью возбуждение у растений идет по проводящим пучкам, а в них – по клеткам-спутницам ситовидных трубок. Скорость распространения потенциала действия (электрических импульсов) по растению у различных видов не одинакова. Быстрее всех реагируют насекомоядные растения и мимоза – 2–12 см/с. У других видов растений эта скорость значительно ниже – около 25 см/мин.

источник

svetlana.pro


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта