Определительные карточки растений. Урок 45. Класс двудольные. Семейство крестоцветные. Распознавание растений семейства крестоцветные по определительным карточкам

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок биологии "Класс двудольные, Семейство Крестоцветные". Определительные карточки растений


Урок 45. Класс двудольные. Семейство крестоцветные. Распознавание растений семейства крестоцветные по определительным карточкам

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

    3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

    Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

    Планируемые результаты

    Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

    Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

    Метапредметные:.

    1.Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

    2.Формирование навыка смыслового чтения.

    Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

    Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

    Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

    Цели: продолжить формирование представления о многооб­разии цветковых растений; познакомить с типичными предста­вителями семейства крестоцветные; показать экологическую роль растений этого семейства и их значение в жизни и хозяйственной деятельности человека; продолжить формирование навыков ра­боты с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка; формировать умение распознавать растения с опреде­лителем или определительными карточками.

    Оборудование и материалы: таблица «Семейство крестоцвет­ные», гербарии растений семейства крестоцветные, модель цветка капусты, коллекции и муляжи плодов (коллекция разнообразных стручков и стручочков), семена и корнеплоды растений семей­ства крестоцветные, школьные определители высших растений, определительные карточки для распознавания растений семейства крестоцветные, лупы.

    Ключевые слова и понятия: класс двудольные, семейство кресто­цветные; интересные представители семейства крестоцветные; ис­пользование растений семейства в различных отраслях человеческой деятельности: пищевые, кормовые, медоносные, масличные и эфи­ромасличные культуры; лекарственные растения, сорные растения, красильные растения, декоративные растения семейства кресто­цветные; экологическая роль растений семейства крестоцветные.

    Ход урока

    Актуализация знаний

      Игра «Кто больше»

      На предыдущем уроке учащимся дается задание найти в спе­циальной литературе и выписать названия растений семейства крестоцветные.

      Класс делится на три команды (например, по трем рядам). Игрок, вступающий в игру первым, называет любое растение из семейства крестоцветных. Далее представитель другой команды делает то же самое, затем в игру вступает третья команда. По пра­вилам игры каждый раз один и тот же ученик не имеет права гово­рить, пока другие члены команды не дали ответ. Названия расте­ний повторять нельзя. Если учащийся не может назвать растение, ход переходит к другой команде. Игра прекращается тогда, когда все растения будут названы. Выигрывает команда, которая назвала последнее растение.

      Игра расширяет представление учащихся о многообразии растений вообще и данного семейства в частности. Позволяет учителю проследить уровень подготовки каждого ученика. Уча­щиеся при подготовке игры учатся пользоваться дополнительной справочной и научной биологической литературой.

      Соотнеси рисунки и морфологические хорактеристики

      Работа с карточками

        Карточка 1

        Среди перечисленных признаков выберите только те, кото­рые относятся к семейству крестоцветных.

          Плод ягода или костянка.

          Соцветие кисть.

          Околоцветник простой, состоящий из четырех листочков.

          Тычинок 6: 2 короткие и 4 длинные.

          Плод стручок или стручочек.

          Травянистые растения или кустарнички (нет древесных форм).

          Цветки крупные, одиночные, не собраны в соцветие.

          Жилкование листьев сетчатое.

          Самое малочисленное семейство.

          Произрастают в основном в тропиках и субтропиках.

            Ниже перечислены растения. Выпишите названия расте­ний, относящихся к семейству крестоцветные. Определите, какое количество родов и видов упоминается в этом списке (отдельно крестоцветных других семейств).

            Гулявник лекарственный.

            Желтушник левкойный.

            Клевер луговой.

            Сурепка дикая.

            Капуста белокочанная.

            Гулявник высокий.

            Клевер шуршащий.

            Сурепка обыкновенная.

            Икотник серо-зеленый.

            Гулявник Лезеля.

              Карточка 2

              Среди перечисленных признаков выберите только те, кото­рые относятся к семейству крестоцветные.

                Плод боб или коробочка.

                Соцветие щиток.

                Околоцветник двойной.

                Произрастают преимущественно в умеренных широтах Северного полушария.

                Венчик цветка состоит из 4 лепестков, расположенных кресто­образно.

                Венчик сростнолепестный.

                Жилкование листьев параллельное.

                Одно из самых многочисленных семейств.

                Тычинок 8: 4 короткие и 4 длинные.

                Представлены в основном древесными формами.

                  2.Ниже перечислены растения. Выпишите названия расте­ний, относящихся к семейству крестоцветные. Определите, какое количество родов и видов упоминается в этом списке (отдельно крестоцветных, отдельно других семейств).

                  Пастушья сумка обыкновенная.

                  Редька дикая.

                  Лютик едкий.

                  Ярутка пронзеннолистная.

                  Сурепка обыкновенная.

                  Горох посевной.

                  Редька огородная.

                  Ярутка полевая.

                  Горошек заборный.

                  Редька посевная.

                    Самостоятельная работа учащихся

                    Вспомните, какие растения относятся к семейству кресто­цветные. Какие из них человек употребляет в пищу, какие использует в хозяйственной деятельности? (Учащимся да­ется 2—3 мин на выполнение этого задания, после чего они по очереди называют растения семейства крестоцветные, которые используются в пищу человеком. Учитель оцени­вает правильность и дополняет ответы.)

                    Наиболее распространенным и известным растением семей­ства крестоцветные является капуста, сортов которой великое множество.

                    Вспомните, в чем разница между понятиями «вид» и «сорт». (Ответы учащихся.)

                    Новые виды формируются в природе, и для этого может по­надобиться достаточно много времени. Сорта человек выводит сам в результате селекционной деятельности, что требует гораздо меньше времени, чем на видообразование.

                    Какие сорта капусты вы знаете? (Ответы учащихся.)

                    Среди всего капустного многообразия можно выделить капусту

                    белокочанную, капусту краснокочанную, цветную капусту, брюс­сельскую капусту, кольраби, савойскую капусту и многие другие сорта. (Дальнейшая работа может быть построена на прослушива­нии и обсуждении докладов, подготовленных учащимися.)

                    Семейство крестоцветных. Признаки семейства

                     

                     

                     

                    Семейство Крестоцветные. Теория и практика

                     

                     

                     

                    Отдел покрытосеменные. Семейство крестоцветных. Многообразие растений семейства крестоцветных

                     

                     

                     

                    Класс Двудольные,семейство Крестоцветные.( Капустные)

                     

                    Ресурсы:

                    И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

                    Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

                    Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

                    В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

                    Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

                    Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

                    учебник «Биология», 6-й класс

                    Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

                    Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

                    Хостинг презентаций

                    - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

                    xn--j1ahfl.xn--p1ai

                    Дидактические карточки по ботанике 6 класс.

                    Дидактические карточки по ботанике 6 класс.

                    Тема «Строение растительной клетки»

                    Карточка №1.

                    Задание №1.

                    Для каждой из предложенных частей клетки подберите нужные характеристики и запишите их в виде соответствующих им цифр в таблицу:

                    Пластиды

                    Оболочка

                    Цитоплазма

                    Ядро

                    Вакуоль

                    Характеристики частей клетки:

                    1. Клеточная стенка, ограничивающая внутреннюю часть клетки.

                    2. Полость с клеточным соком, содержащая сахара, другие органические вещества и соли.

                    3. Бесцветное вязкое вещество клетки, в котором находятся все части клетки.

                    4. Зернистые образования различной формы и цвета.

                    5. Темное плотное образование, являющееся основной частью клетки.

                    Задание №2.

                    Выберите правильные ответы.

                    1) Благодаря делению клеток происходит:

                    А)рост организма; В) дыхание организма;

                    Б) питание организма; Г) обмен веществ.

                    2) В молодых клетках, в отличие от старых:

                    А) отсутствует ядро;

                    Б) вакуоль занимает практически все пространство;

                    В) вакуоли мелкие, почти не заметные;

                    Г) не имеет хромосом.

                    Тема «Строение растительной клетки»

                    Карточка №2.

                    Задание №1.

                    Для каждой из предложенных частей клетки подберите нужные характеристики и запишите их в виде соответствующих им цифр в таблицу:

                    Пластиды

                    Оболочка

                    Цитоплазма

                    Ядро

                    Вакуоль

                    Функции частей клетки:

                    1. Обеспечивает рост, размножение и жизнедеятельность клетки. При отсутствии его клетка погибает.

                    2. Накапливает питательные вещества и продукты обмены веществ клетки.

                    3. Содержат вещества (пигменты), придающие растению окраску.

                    4. Обеспечивает связь между всеми частями клетки, способна к движению

                    5. Предохраняет клетку от внешних воздействий, служит опорой и придает форму.

                    Задание №2.

                    Выберите правильные ответы.

                    1)Увеличение числа клеток в растущем организме происходит за счет:

                    А) обмена веществ; В) их роста;

                    Б) их деления; Г) связи организма со средой.

                    2) Вся наследственная информация клетки находится в:

                    А) ядре; В) митохондриях;

                    Б) оболочке; Г) пластидах.

                    Тема «Семя».

                    Карточка №1.

                    1. Дополните фразы, выбрав правильный ответ.

                    1. Прорастание семени начинается:

                    а) с поглощения воды;

                    б) разбухания семени;

                    в) разрыва кожуры;

                    г) усиленного поглощения кислорода.

                    2. Каково значение семян в природе и для человека.

                    Тема «Семя».

                    Карточка №2.

                    1. Дополните фразы, выбрав правильный ответ.

                    1. Зародыш семени состоит:

                    а) из корня, побега и эндосперма;

                    б) стебля и семядолей;

                    в) эндосперма, корня и листьев;

                    г) зародышевого корня и зародышевого побега.

                    2. Какие условия необходимы для прорастания семян?

                    Тема «Семя».

                    Карточка № 3.

                    1. Какие утверждения верны?

                    1)Семя – основной орган размножения цветковых растений.

                    2) Через семявход в семя проникает вода.

                    3) Зародышевый побег в семенах цветковых растений всегда состоит из зародышевого стебля, почки и двух семядолей.

                    4) Сухие семена не дышат.

                    5) Семя — орган размножения и расселения растений.

                    2. Какие семена называются однодольными и двудольными? Почему?

                    Тема «Семя».

                    Карточка № 4.

                    1. Какие утверждения верны?

                    1)Семя у всех растений развивается в плодах.

                    2) Эндосперм — часть семени, в которой находятся питательные ве­щества.

                    3)Семена снаружи покрыты кожурой.

                    4)Чем крупнее семя, тем глубже его заделывают в почву..

                    5)Все растения размножаются семенами.

                    2. Какое строение имеет зародыш семени?

                    Тема «Семя».

                    Карточка № 5.

                    1. Вставьте пропущенное слово:

                    1.Семя — ... орган растения. 2. ... служит для размножения и распростра­нения растений. 3. Отверстие, через которое в семя проникают вода и воз­дух называется ... .

                    4. След от места прикрепления семени к стенке плода называется .... 5. Корень будущего растения развивается из..., а стебель из .... 6. На верхушке зародышевого стебелька можно разглядеть....

                    1. Что такое эндосперм?

                    Тема «Семя».

                    Карточка № 6.

                    1. Выберите верные утверждения

                    1. Семя — вегетативный орган растения.

                    1. Одни из самых крупных семян — семена сейшельской пальмы ве­сят до 200 грамм.

                    1. Рубчик — след от повреждения семени скальпелем.

                    1. Семявход — маленькое отверстие в семенной кожуре, через кото­рое происходит газообмен.

                    5.Фасоль относится к двудольным растениям.

                    2) Каково значение семян в природе и для человека?

                    Тема «Корень»

                    Карточка №1.

                    Задание 1.

                    Рассмотрите рисунок. Какие корневые системы изо­бражены на рисунках? Какие корни обозначены цифра­ми 1—3? Какие корневые системы характерны для дву­дольных растений, а какие — для однодольных растений?

                    hello_html_m1f635211.jpg

                    Задание 2.

                    Какие утверждения верны?

                    1. Корень — специализированный орган почвенного питания.

                    2. Виды корневых систем: стержневая, мочковатая и придаточная.

                    3. Боковые корни отходят от главного корня.

                    4. Придаточные корни образуются на боковых корнях.

                    5.Удаление верхушки корня усиливает рост корня.

                    Задание 3.

                    Тест.

                    Основная функция корня заключается в...

                    A. почвенном питании и образовании корнеплодов;

                    Б. почвенном питании и удержании в почве;

                    B. дыхании и удержании в почве;

                    Г. размножении и почвенном питании.

                    Тема «Корень»

                    Карточка №2.

                    Задание 1.

                    hello_html_6944aa43.jpgРассмотрите рисунок. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

                    При прорастания семени фасоли первым появляется ___________. Из зародышевого корешка развивается ______________.У фасоли образуется ______________ корневая система, которая состоит из______________ корня и_______________корней.

                    Задание 2.

                    Какие утверждения верны?

                    1..Корень всасывает воду из почвы с помощью корневых волосков.

                    2.Рост корня обеспечивается делением клеток на его верхушке.

                    3.Кончик корня покрыт корневым чехликом.

                    4.В корне за зоной всасывания находится зона поглощения.

                    5. Корни дышат кислородом.

                    Задание 3.

                    Тест.

                    Боковые корни развиваются….

                    A. только на главном корне;

                    Б. только на придаточных корнях;

                    B. на стебле растения;

                    Г. на главном и придаточных корнях.

                    Тема «Корень»

                    Карточка №3.

                    Задание 1.

                    hello_html_3420886c.jpgРассмотрите рисунок. Перепишите предло-жения, вставив пропущенные слова.

                    При прорастании зерновки пшеницы первым появляется ………………. .Почти одновременно с ним развиваются …………… .У пшеницы образуется………… корневая система, которая состоит из…………… и ………………. корней.

                    Задание 2.

                    Какие утверждения верны?

                    1. Корень — специализированный орган почвенного питания.

                    2. Боковые корни отходят от главного корня.

                    3. Удаление верхушки корня усиливает рост корня.

                    4. Корень всасывает воду из почвы с помощью корневых волосков.

                    5. Кончик корня покрыт корневым чехликом.

                    Задание 3.

                    Тест.

                    Зона корня, образованная молодыми, постоянно растущими клетками называется:А. зона проведения; В. зона растяжения;Б. зона всасывания; Г. зона деления.

                    Тема «Корень»

                    Карточка №4.

                    Задание 1.

                    hello_html_m75b4c464.jpgРассмотрите рисунок с изображением продольного разреза молодого корня. Какие зоны (участки) корня обозначе­ны цифрами 1—5? Какие функ­ции выполняет каждая из зон?

                    Задание 2.

                    Какие утверждения верны?

                    1. Виды корневых систем: стержневая, мочковатая и придаточная.

                    2. Придаточные корни образуются на боковых корнях.

                    3. Корень всасывает воду из почвы с помощью корневых волосков.

                    4. Кончик корня покрыт корневым чехликом.

                    5. В корне за зоной всасывания находится зона поглощения.

                    Задание 3.

                    Тест.

                    Горох и фасоль имеют корневую систему...

                    A.. боковую; В. мочковатую;Б. стержневую; Г. придаточную.

                    Тема «Корень»

                    Карточка № 5.

                    Задание 1.

                    Какие утверждения верны?

                    1. Корень — специализированный орган почвенного питания..

                    2. Боковые корни отходят от главного корня.

                    3. Корень всасывает воду из почвы с помощью корневых волосков.

                    4. Рост корня обеспечивается делением клеток на его верхушке.

                    5. Кончик корня покрыт корневым чехликом.

                    Задание 2.

                    Дополните фразы, выбрав правильный ответ.

                    1. Самая длинная часть корня:а) зона роста; б) зона деления;

                    в) зона проведения; г) зона всасывания.

                    2. Горох и фасоль имеют корневую систему...

                    A.. боковую; В. мочковатую;Б. стержневую; Г. придаточную.

                    3. Зону всасывания корня визуально можно отличить поА. корневому чехлику; Б. небольшим отверстиям;

                    В. корневым волоскам; Г. большому количеству боковых корней.

                    Тема «Корень»

                    Карточка № 6.

                    Задание 1.

                    Какие утверждения верны?

                    1. Виды корневых систем: стержневая, мочковатая и придаточная.

                    2. Боковые корни отходят от главного корня.

                    3. Корень всасывает воду из почвы с помощью корневых волосков.

                    4. Рост корня обеспечивается делением клеток на его верхушке.

                    5. Кончик корня покрыт корневым чехликом.

                    Задание 2.

                    Дополните фразы, выбрав правильный ответ.

                    1. Корни, образующиеся на стеблях, называются:

                    а) боковыми; б)придаточными;

                    в) воздушными; г)корнеотпрысковыми.

                    2. Зона корня, образованная молодыми, постоянно растущими клетками называется:А. зона проведения; В. зона растяжения;Б. зона всасывания; Г. зона деления.

                    3. Основная функция корня заключается в...

                    A. почвенном питании и образовании корнеплодов;

                    Б. почвенном питании и удержании в почве;

                    B. дыхании и удержании в почве;

                    Г. размножении и почвенном питании.

                    Тема: «Побег».

                    Карточка №1.

                    hello_html_7b187af0.png

                    1. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей строения побега, обозначенных цифрами.

                    2. Тестовые задания:

                    1) Почки, развивающиеся на концах побегов, называют:

                    А. верхушечными В. пазушными

                    Б. придаточными Г. спящими

                    2) Побег состоит из:

                    A. стебля с расположенными на нем цветами

                    Б. стебля с расположенными на нем листьями и почками

                    B. корня и стебля

                    Г. узлов и междоузлий.

                    3) Вставочный рост характерен для:

                    А. бамбука и мятлика В. березы и осины

                    Б. элодеи и яснотки Г. крапивы и герани

                    3. Назовите виды листорасположения.

                    Тема: «Побег».

                    Карточка №2.

                    1.Рассмотрите рисунки 1 и 2. Напишите название почек и их частей, обозначенных цифрами.

                    hello_html_1565b0d4.pnghello_html_m745e614.png

                    2. Тестовые задания:

                    1) Побег это

                    A. вегетативный орган растения

                    Б. генеративный орган растения

                    B. побег может быть вегетативным или генеративным

                    Г. все ответы не верны.

                    2) Береза и липа имеют листорасположение:

                    A. очередное Б. супротивное

                    B. мутовчатое Г. очередное или супротивное

                    3) Участок стебля, на котором развивается лист, называютА. междоузлием В. листовым рубцом

                    Б. пазухой листа Г. узлом.

                    3. Какая почка называется спящей?

                    Тема: «Побег».

                    Карточка №3.

                    1. Рассмотрите рисунок и укажите листорасположение у данных побегов.

                    hello_html_32ac98e6.png

                    2. Тестовые задания:

                    1) Побег состоит из:

                    A. стебля с расположенными на нем цветами

                    Б. стебля с расположенными на нем листьями и почками

                    B. корня и стебля

                    Г. узлов и междоузлий.

                    2) Вегетативные почки растений состоят из:

                    A. зачаточного стебля и зачаточных листьевБ. зачаточного стебля и зачаточных почек

                    B. зачаточного стебля и зачаточных листьев и зачаточных почек

                    Г. зачаточного стебля и зачаточных листьев и зачаточных почек и цветов.

                    3) Мутовчатое листорасположение имеют:

                    А. сирень и каштан В. элодея и вороний глаз

                    Б. береза и тополь Г. жимолость и черемуха.

                    3. Назовите виды почек у растения.

                    Тема: «Побег».

                    Карточка №4.hello_html_7b187af0.png

                    1. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей строения побега, обозначенных цифрами.

                    2. Тестовые задания:

                    1) Почки, развивающиеся на концах побегов, называют:

                    А. верхушечными В. пазушными

                    Б. придаточными Г. спящими

                    2) Вегетативные почки растений состоят из:

                    A. зачаточного стебля и зачаточных листьевБ. зачаточного стебля и зачаточных почек

                    B. зачаточного стебля и зачаточных листьев и зачаточных почек

                    Г. зачаточного стебля и зачаточных листьев и зачаточных почек и цветов.

                    3) Побег это:

                    A. вегетативный орган растения

                    Б. генеративный орган растения

                    B. побег может быть вегетативным или генеративным

                    Г. все ответы не верны.

                    3. Назовите виды листорасположения.

                    infourok.ru

                    Урок биологии Класс двудольные, Семейство Крестоцветные.

                    Урок биологии № 56

                    Тема: «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные».

                    Цель урока: изучить общие признаки семейства Крестоцветные.

                    Задачи урока:

                    1.​ Образовательная: повторить признаки классов покрытосеменных растений; познакомить учащихся с многообразием и значением растений семейства Крестоцветные;  научить распознавать и определять растения этого семейства.

                    2.​ Развивающая: развивать умения применять полученные знания на практике при составлении морфологического описания растения; сравнивать, делать соответствующие выводы, навыки работы с натуральными объектами, развивать навыки самостоятельной работы по описанию и определению растений

                    3.​ Воспитательная: способствовать формированию учащихся бережного отношения к растениям.

                    Оборудование: экран, проектор, компьютер, электронная презентация, гербарии дикорастущих растений семейства, определительные карточки.

                    Тип урока: комбинированный

                    План урока:

                    1. Организационный момент (1 мин).

                    2. Актуализация знаний (6 мин)

                    4. Изучение нового материала (23мин).

                    -Рассказ учителя (5 мин.)

                    -Выполнение лабораторной работы (8 мин.)

                    -Физкультминутка (3 мин.)

                    -Проверка выполнения (4 мин.)

                    -Определение растений (4 мин.)

                    5. Закрепление (6 мин).

                    6. Подведение итогов (3 мин).

                    7. Домашнее задание (1 мин).

                    Ход урока

                    1. Организационный момент

                    2. Актуализация знаний

                    На прошлом уроке мы с вами подробно познакомились с делением покрытосеменных на классы. Давайте вспомним этот материал и ответим на вопросы:

                    На какие классы делятся покрытосеменные растения?

                    По каким признакам определяют принадлежность к тому или иному классу?

                    Почему, определяя, к какому классу относятся растения, нельзя пользоваться только одним признаком?

                    Выполнение проверочной работы в тетрадях

                    Определите признаки класса Однодольные и Двудольные. Ответы записывайте в строчку. Если признак соответствует классу Двудольные, то вы ставите цифру напротив слова двудольные, если признак класса Однодольные, то ставите цифру напротив слова однодольные. Таким образом, у вас должен получиться ряд цифр.

                    1. Одна семядоля;

                    2. Мочковатая корневая система;

                    3. Сетчатое жилкование листьев;

                    4. Две семядоли;

                    5. Дуговое или параллельное жилкование листьев;

                    6. Проводящие пучки в стебле, как правило, имеют камбий и расположены в центре или имеют вид кольца;

                    7. Цветок четырех или пятичленный

                    8. Стержневая корневая система;

                    9. Проводящие пучки разбросаны по всему стеблю; и обычно, лишены камбия;

                    10. Цветок трехчленный (число частей в каждом круге кратно трем).

                    Проверка выполнения

                    Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы согласно критериям:

                    0-1 ошибка – «5»

                    2-3 ошибки – «4»

                    4-5 ошибок – «3»

                    6 и более ошибок – «2»

                    1. Изучение новой темы

                    Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос: что объединяет эти растения?

                    Эти растения объединяет еще один признак – они относятся одному семейству Крестоцветные. Сегодня на уроке мы будем изучать данное семейство

                    Запишите тему урока: Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.

                    Что мы сегодня должны узнать об этом семействе, какова цель нашего урока?

                    Семейство Крестоцветные довольно многочисленно Оно представлено 3200 видами. Они сконцентрированы в умеренной зоне северного полушария.

                    Культурные представители репа, редька, редис, хрен, горчица. Наиболее важный культурный представитель – капуста.: У семейства Крестоцветные есть и другое название – Капустные,

                    Декоративных мало. Например: левкой (маттиола), луннария.

                    Дикорастущих очень много. Среди дикорастущих крестоцветных ученые считают самым распространенным в мире растением пастушью сумку.

                    Бурачок. Приземистое многолетнее растение, стебель которого в нижней части одревесневает.  Цветки мелкие, но как преображается весенняя степь, когда расцветают эти, на первый взгляд, незаметные растения. На яркий цвет соцветий к бурачку слетаются мухи, пчелы, шмели. У цветов бурачка есть очень интересная особенность. Вы знаете, что после опыления у большинства растений опадает околоцветник, и цветок теряет свою привлекательность. У бурачка лепестки цветков с уже завязавшимися плодами не опадают, а, наоборот, начинают увеличиваться в размерах, тем самым, привлекая насекомых к остальным распускающимся цветам.

                    Бородиния Тилинга. Это растение - эндем, то есть встречается на очень ограниченной территории. Представьте себе, что этот вид растет только на севере Забайкальского края - на хребтах Кодар и Удокан, а также на Дальнем Востоке и больше нигде в мире не обнаружен. 

                    Выполнение лабораторной работы

                    Изучить характерные признаки семейства поможет лабораторная работа “Растения семейства крестоцветных» Выполняете работу по инструкции. Работаете в парах. Время на выполнение – 7 минут.

                    Физкультминутка

                    Проверка выполнения лабораторной работы.

                    Обобщите полученные результаты и на основании их сделайте вывод о принадлежности растения к семейству крестоцветные.

                    Ребята делают следующие выводы: 

                    - корневая система – стержневая;

                    - формула цветка крестоцветных *Ч4Л4Т4+2П, цветки с крестообразно расположенными лепестками;

                    - соцветие – кисть;

                    - плоды – стручки или стручочки;

                    Чем отличается плод стручок от стручочка?

                     

                    Определение растений семейства крестоцветные по определительным карточкам. Цель: формировать умения распознавать растения с определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения.

                    Оборудование: гербарии растений семейства крестоцветные (редька дикая, пастушья сумка, ярутка полевая), определительные карточки.

                    Ребята вы выяснили отличительные особенности крестоцветных. А как же определить что это за растение, как оно называется? Для этого существую атласы определители.

                    Определение растения состоит из трех последовательных этапов: сначала определяют семейство, к которому данное растений относится, потом, двигаясь по ключу соответствующего семейства, определяют род и, наконец, вид.

                    В каждой ступени определения есть две части. Первая часть – «теза» (утверждение) помечена порядковым номером, вторая часть – «антитеза» (отрицание) помечена знаком минус. В тезе и антитезе содержатся признаки, противоположные друг другу. Каждую тезу в любой ступени обязательно надо читать ДО КОНЦА и только в том случае, если теза не подходит, переходить к чтению антитезы. Определение считается законченным, когда известен ВИД растения.

                    1. Рассмотрите растения семейства крестоцветные.

                    2. Следуя инструкции по определительной  карточке определите, что это за растение.

                    1. Закрепление

                    Выпишите номера правильных суждений.

                    1. К крестоцветным относят преимущественно травянистые растения.2. Все растения семейства крестоцветные имеют плод — стручок. 3. Крестоцветные относят к классу двудольных растений. 4. Семена крестоцветных с эндоспермом. 5. Семена крестоцветных без эндосперма. 6. Все растения семейства крестоцветные — однолетние растения. 7. Формула цветка крестоцветных: *Ч2+2 Л4 Т2+4 П(1). 8. Формула цветка крестоцветных: *Ч4 Л4 Т2+4 П1. 9. Цветки крестоцветных правильные, обоеполые, собраны в соцветие — кисть. 10. Околоцветник у цветка пастушьей сумки состоит из трех лепестков.

                    Проверка выполнения

                    Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы согласно критериям:

                    0-ошибок – «5»

                    1-2 ошибки – «4»

                    3-4 ошибки – «3»

                    5 и более ошибок – «2»

                    1. Подведение итогов. Рефлексия.

                    О чем вы сегодня узнали на уроке?

                    Достигнута ли цель урока?

                    Пригодятся ли вам в жизни эти знания?

                    Понравился вам урок или нет. Если да, то чем?

                    1. Домашнее задание: № 47.

                    Творческое задание. Нарисуйте или вылепите из пластилина различные типы  плодов растений семейства крестоцветные.

                    Приложение

                    Лабораторная работа

                    Растения семейства крестоцветных

                    Цель: научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов.

                    Оборудование: гербарные экземпляры редьки дикой, пастушьей сумки, сурепки обыкновенной.

                    Ход работы

                    Повторение правил техники безопасности.

                    1. Рассмотрите гербарные экземпляры растений, какими жизненными формами они представлены?

                    2. Определите тип корневой системы (стержневая или мочковатая). О принадлежности к какому классу это может свидетельствовать?

                    3. Рассмотрите стебель. Определите характер его роста (прямостоячий, вьющийся, стелющийся).

                    4. Определите особенности листьев: жилкование (сетчатое, дуговое, параллельное), характер листовой пластинки (простой или сложный).

                    5. Рассмотрите соцветие и определите, к какому типу оно относится.

                    6. Рассмотрите цветок. Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь

                    7. Рассмотрите строение плода, определите тип плода. Зарисуйте и подпишите плод.

                    8. Сделайте вывод:

                    у растений семейства крестоцветные

                    - корневая система ___________;

                    - формула цветка ____________;

                    - соцветие __________________;

                    - плоды ____________________.

                    Определительная карточка для определения растений семейства крестоцветные.

                    1.Плод стручок (длинный) …………………………………………………………2

                    0.Плод стручочек (длина меньше или равна ширине)…………………………….5

                    2.Плоды с перетяжками (бусообразные). Цветки желтые. Стебли и листья имеют редкие жесткие волоски.

                    Редька дикая.

                    0.Плоды без перетяжки ………….. 3

                    3. Носик стручка мечевидный. Цветоножки при плодах, сильно отклонены от стебля. Листья перистонадрезанные.

                    Горчица белая

                    0.Стручки с округлым носиком………………………………………………………4

                    4.Стручки размером 1-1,5см, прижаты к стеблю .Стебель с растопыренными в стороны ветвями. Верхние листья стреловидные

                    Гулявник лекарственный.

                    0.Стручочки размером 2-4 см, отклонены от стебля. Листья ланцевидные.

                    Желтушник левкойный.

                    5.Стручочки треугольной формы. Цветки белые, мелкие.Прикорневые листья перисто-раздельные, собраны кучно.

                    Пастушья сумка.

                    0.Стручок овальной формы……………………………………………………………6

                    6.Стручочки с пленчатыми крылышками, образующими на верхушке плода выемку

                    Ярутка полевая

                    0.Стручочки без крылышек……………………………………………………………7

                    7.Растение серовато-зеленое от мелких волосков, которыми покрыты стебель и листья

                    Икотник серо-зеленый

                    0Стебель сильно ветвистый, к моменту созревания плодов снизу голый, без листьев. Стручочки овальной формы с выемкой наверху. 0

                    Клоповник сорный.

                    infourok.ru

                    Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. 6-й класс

                    Разделы: Биология

                    Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой темы, учебной информации, применение в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

                    Цели по содержанию:

                    • Образовательная цель - продолжить работу по формированию систематических понятий: класс, семейство, род, вид; сформулировать знания учащихся о признаках растений семейства крестоцветные.
                    • Развивающая - совершенствование у учащихся умений классифицировать растения, сравнивать, делать соответствующие выводы, навыков работы с натуральными объектами.
                    • Воспитательная - способствовать формированию учащихся бережного отношения к растениям.

                    Форма урока -урок - путешествие с элементами ролевой игры.

                    Тип урока - комбинированный.

                    Оборудование: таблицы "Семейство крестоцветные", гербарии растений семейства крестоцветные, модель цветка капусты, коллекции и муляжи плодов (коллекция разнообразных стручков и стручочков).

                    Ключевые слова и понятия: класс двудольные, семейство крестоцветные; представители растений семейства крестоцветные; использование растений семейства в различных отраслях человеческой деятельности: пищевые, кормовые, медоносные, масличные культуры, лекарственные растения, декоративные растения семейства крестоцветные. Двойной околоцветник, чашечка,, формула цветка, плод стручок или стручочек.

                    Методы:

                    • По источнику знаний: словесный, наглядный, практический.
                    • По характеру деятельности учащихся: частично-поисковый.
                    • По характеру деятельности учителя: проблемный.
                    • Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

                    Ход урока

                    1. Организационный момент.

                    Приветствует учащихся, определяет их готовность к уроку. Сообщает о том, что мы продолжаем изучать семейства растений класса двудольные.

                    С какими же семействами растений класса двудольные мы познакомились? Ребята отвечают.

                    Сегодня мы познакомимся с еще одним семейством растений, представители которого имеют большое практическое значение в жизни каждого из нас? Что же это за семейство?

                    Предлагаю отгадать следующие загадки ( группа ребят заранее к уроку их приготовила)

                    Загадки:

                    1.

                    На грядке за амбаром Разросся стебель шаром (капуста кольраби)

                    2.

                    Девица - белолица, Солнце не выносит, Зонтик себе просит (цветная капуста)

                    3.

                    На плечах Игнашки Сорок три рубашки - Все из ткани отбеленной, А поверх - пиджак зеленый (Развитие капусты. Кочан капусты)

                    4.

                    Был ребенок - не знал пеленок, А стал стариком - Сто пеленок на нем. (кочан капусты)

                    5. Безсчету одежек и все без застежек (капуста)

                    6. Нота. Часть танца (репа)

                    7.

                    Первый слог - песня весенней капели, Второй - губы. Все - растение, про которое Сложена загадка: "Был ребенок - не знал пеленок, Стар стал - пеленаться стал" (капуста).

                    Учащиеся отвечают , что сегодня мы будем изучать семейство, к которому относится растение - капуста. Это семейство - крестоцветные. Итак, ученики формулируют цель урока.

                    Как же данная задача будет решаться на уроке: при помощи каких методов, форм? Это будет урок - путешествие по семейству крестоцветные.

                    Сегодня мы путешествуем в страну растений семейства Крестоцветные. Я надеюсь, что мы раскроем немало тайн. Желающие проверить свои силы уже собрались на месте. А вот план нашего путешествия.

                    Проверка готовности отряда к путешествию на контрольном пункте.

                    • Остановка на станции "Определительная"
                    • Остановка на станции "Музейная"
                    • Остановка на станции "Познавательная"
                    • Завершение путешествия на таможне.

                    Ну что, в путь?

                    Контрольный пункт.

                    Ребятам предлагаются задания по карточкам тестового характера (по вариантам) Приложение 1

                    Вариант №1.

                    Задание №1.

                    Укажите номера, под которыми обозначены признаки растений семейства мотыльковых:

                    1. Плод-стручок или стручочек.

                    2. Венчик цветка состоит из четырех лепестков.

                    3. Плод - боб

                    4. На корнях образуются клубеньки, в которых живут бактерии, усваивающие азот из воздуха

                    5. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок

                    6. Цветок имеет один пестик и десять тычинок

                    7. Тычинок в цветке много

                    8. Венчик цветка состоит из пяти неодинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки.

                    Задание №2

                    Игра "Третий лишний"

                    1. Соя, фасоль, томаты.

                    2. Перец, баклажаны, арахис

                    3. Картофель, белена черная, капуста.

                    Вариант № 2

                    Задание №1

                    Выбрать признаки растений семейства пасленовых:

                    1. Корень стержневой

                    2. Листья с сетчатым жилкованием

                    3. В цветке шесть тычинок и один пестик

                    4. Чашечка состоит из пяти сросшихся лепестков.

                    5. Венчик состоит из пяти сросшихся лепестков.

                    6. Плод - стручок или стручочек

                    7. Пдлод - ягода или коробочка

                    8. Пастушья сумка

                    9. Паслен черный

                    10. Картофель

                    Задание №2

                    Игра "Третий лишний"

                    1. Соя, фасоль, томаты

                    2. Перец, баклажаны, арахис

                    3. Картофель, розы, капуста.

                    После выполнения тестовых заданий осуществляем проверку так: карточки с сюрпризом, раскройте низ карточки и найдете там ответы на задания. Самоконтроль.

                    Критерии оценивания указаны на карточке.

                    Итак, ребята, получилось, что в каждом варианте лишним растением оказалась - капуста.

                    Проблема: почему капусту , репу относят к семейству Крестоцветные? Каковы их общие признаки?

                    Путешествие продолжается дальше и следующая остановка - станция "Познавательная".

                    Здесь ребята выполняют лабораторную работу - "Растения семейства крестоцветных."

                    (каждому учащемуся выдается инструктивная карточка) Приложение 2

                    Цели: научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

                    Оборудование: гербарные экземпляры редьки дикой, пастушьей сумки, сурепки обыкновенной, коллекция плодов.

                    Ход работы

                    1. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

                    2. Рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов растения.

                    3. Определите тип корневой системы ( стержневая или мочковатая). О принадлежности к какому классу это может свидетельствовать?

                    4. Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый), определите характер его роста (прямостоячий, вьющийся, стелющийся).

                    5. Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изрезанный, тип листорасположения.

                    6. Рассмотрите соцветие и определите к какому типу оно относится.

                    7. Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.

                    8. Зарисуйте строение цветка, укажите его основные части.

                    9. Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь

                    10. Рассмотрите строение плода, сравните его с плодами из коллекции и определите тип плода.

                    11. Зарисуйте и подпишите плод.

                    Обобщите полученные результаты и на основании их сделайте вывод о принадлежности растения к семейству крестоцветные.

                    Ребята делают следующие выводы:

                    семейство включает около 3200 видов растений;

                    - цветки с крестообразно расположенными лепестками, чашечка из 4 чашелистиков, венчик из 4 лепестков, с 6 тычинками (2 короткие и 4 длинные) и 1 пестик;

                    - формула цветка крестоцветных Ч4Л4Т4+2П1;

                    - соцветие - кисть;

                    - плоды - стручки или стручочки;

                    - корневая система - стержневая.

                    Правильно, ребята , по этим признакам мы относим данные растения к этому семейству.

                    А вот каково многообразие растений семейства Крестоцветные мы узнаем на следующей остановке.

                    Следующая остановка - станция "Музейная".

                    Цель: знакомство учащихся с многообразием растений семейства крестоцветные.

                    Определить, какова же роль растений семейства крестоцветные в жизни и хозяйственной деятельности человека. (Ребята готовили дома сообщения о растениях семейства крестоцветные). Презентация

                    А наше путешествие продолжается и следующая остановка "Определительная"

                    Здесь выполняется практическая работа по определению растений семейства крестоцветные по определительным карточкам. Приложение 3

                    Перед началом практической работы учитель объясняет детям правила определения растений по определительным карточкам ис помощью определителя.

                    Цель: формировать умения распознавать растения с определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения, продолжать формировать навык работы с натуральными объектами.

                    Оборудование: гербарии растений семейства крестоцветные (редька дикая, пастушья сумка, ярутка полевая), школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупы.

                    Ход работы:

                    Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

                    1.Рассмотрите гербарий растения семейства крестоцветные.

                    2.Определите окраску венчика, тип плода, форму листовой пластинки.

                    3.Следуя инструкции по определительной карточке определите, что это за растение.

                    4. С помощью школьного определителя установите к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

                    5.Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Укажите последовательность этапов при определении растения. Запишите полученные данные в тетрадь.

                    Наше путешествие подходит к концу и следующая остановка "Таможня". Ребятам предлагается выполнить следующие задания с целью закрепления знаний и умений. Приложение 4

                    Вариант №1.

                    Отметьте признаки крестоцветных:

                    1.Тычинок много.

                    2. Венчик состоит из пяти лепестков

                    3. Чашечка состоит из четырех чашелистиков

                    4. Плод стручок

                    5. Плод костянка

                    6. Венчик состоит из четырех лепестков.

                    7. Тычинок шесть: четыре длинные и две короткие

                    8. Чашечка состоит из пяти чашелистиков.

                    Вариант №2.

                    Выбрать правильные утверждения:

                    1. К крестоцветным относятся как травянистые растения, так и кустарники, и деревья

                    2. Все крестоцветные имеют простые листья

                    3. Плоды у крестоцветных -стручки и стручочки

                    4. Все крестоцветные -двулетние растения.

                    5. Листья крестоцветных имеют параллельное жилкование..

                    6. Все крестоцветные имеют формулу цветка - Ч4,Л4,Т4+2,П1.

                    Контроль за выполнением задания провести так: взаимообмен заданиями и выставление оценок. Оценки каждого сопровождаются комментариями.

                    Подведение итогов. Обращает внимание учащихся на достижение цели урока.

                    Рефлексия.

                    • О чем вы сегодня узнали на уроке?
                    • Достигнута ли цель урока?
                    • Пригодятся ли вам в жизни эти знания?
                    • Понравился вам урок или нет. Если да, то чем?

                    Переход к материалу, который будет рассматриваться на следующем уроке.

                    Домашнее задание: читать параграф №44, знать основные термины.

                    Творческое задание. Нарисуйте или вылепите из пластилина различные типы плодов растений семейства крестоцветные: стручок без перетяжек, стручок с перетяжками, стручочки различной формы, приведите примеры растений, для которых характерны подобные плоды.

                    Задание для учеников, интересующихся биологией по выбору:

                    Напишите формулы цветков комнатных растений, которые цветут в данный момент в кабинете биологии и у вас дома.

                    Или же, составить кроссворд, синквейн к слову капуста.

                    Приложение к уроку. Приложение 3

                    Определительная карточка для определения растений семейства крестоцветные.

                    1. Плод стручок (длинный) ::::::::::::::::::::::2

                    0.Плод стручочек (длина меньше или равна ширине):::::::::::.5

                    2. Плоды с перетяжками (бусообразные). Цветки желтые. Стебли и листья имеют редкие жесткие волоски.

                    Редька дикая.

                    0. Плоды без перетяжки ::::.. 3

                    3. Носик стручка мечевидный. Цветоножки при плодах, сильно отклонены от стебля. Листья перистонадрезанные.

                    Горчица белая

                    0. Стручки с округлым носиком:::::::::::::::::::::4

                    4.Стручки размером 1-1,5см, прижаты к стеблю .Стебель с растопыренными в стороны ветвями. Верхние листья стреловидные

                    Гулявник лекарственный.

                    0. Стручочки размером 2-4 см, отклонены от стебля. Листья ланцевидные.

                    Желтушник левкойный.

                    5. Стручочки треугольной формы. Цветки белые, мелкие.Прикорневые листья перисто-раздельные, собраны кучно.

                    Пастушья сумка.

                    0.Стручок овальной формы:::::::::::::::::::::::6

                    6.Стручочки с пленчатыми крылышками, образующими на верхушке плода выемку

                    Ярутка полевая

                    0. Стручочки без крылышек:::::::::::::::::::::::7

                    7. Растение серовато-зеленое от мелких волосков, которыми покрыты стебель и листья

                    Икотник серо-зеленый

                    0 Стебель сильно ветвистый, к моменту созревания плодов снизу голый, без листьев. Стручочки овальной формы с выемкой наверху. 0

                    Клоповник сорный.

                    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


                    Смотрите также

                    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта