7. 3 Определение растений. Определение растения это
5.2. Методика определения растений
Изучение флоры связано с определением составляющих ее растений. Определить растение - это значит установить его точное видовое название и принадлежность к более крупному таксону. Определение можно проводить как непосредственно в природе, не повреждая растения, так и в лаборатории (что приходится делать в случаях, когда необходимо пользоваться оптикой) по свежему или гербарному материалу. Определяют растения с помощью определителя.
Оборудование: определители растений, лупы, препаровальные иглы, линейки, бумага для этикеток.
Определитель состоит из таблиц для определения. Обычно первой помещают таблицу для определения семейств, вслед за ней идут таблицы, по которым находят принадлежность растений к роду и виду в пределах рода. В ботанических определителях и "флорах" таблицы строятся обычно по дихотомическому (вильчатому) принципу: они состоят из пронумерованных ступеней, каждая из которых включает два взаимоисключающих диагноза - тезу и антитезу. Выбор одного из этих диагнозов в соответствии с признаками искомого растения и составляет сущность определения.
Ошибки в определении чаще всего происходят от невнимательного выбора диагноза без детального анализа всех указанных им признаков. Чтобы избежать таких ошибок, надо следовать следующим правилам:
1) перед определением анализируют все признаки растения;
2) в ходе определения внимательно и до конца прочитывают диагнозы, тезы и антитезы каждой ступени, учитывая весь комплекс, а не один признак;
3) встретившись с незнакомым термином, следует выяснить его значение.
Последовательность определения растений
(памятка для учащихся)
- Определение всегда начинать с первой ступени. Внимательно прочитать тезу и антитезу и сравнить признаки, приведенные в них, с гербарием определенного растения;
- Если подходит теза, то следует перейти к той ступени, номер которой стоит после описания признаков тезы, если же признаки растения схожи с антитезой, то переходят к ступени, номер которой указан после антитезы;
- В указанной ступени опять сравнивать признаки растения с тезой и антитезой. Выбирают одну из них и переходят к другой ступени, куда вас отсылают;
- Если после тезы и антитезы нет цифры, указывающей переход к следующей ступени, а стоит название растения, то определение растения на этом заканчивается;
- Найдя видовое название растения, надо точно вписать бинарное название вида (русское и латинское с указанием автора) в этикетку гербарного образца, в флористическую тетрадь.Содержание разделов дисциплины.
5. 3 Порядок морфологического описания цветкового растения.
Биоэкологическая характеристика растений складывается из описания морфологических (внешнего строения органов), биологических (характера роста и развития) и экологических (взаимодействий с условиями среды) признаков растений (приложения 1, 2).
Научное знакомство с каким-либо избранным представителем семейства ведется, прежде всего, путем морфологического анализа всех его частей. Этот анализ выполняется по при-веденному ниже плану описания растений. Для успеха в работе необходимо твердое и четкое знание морфологии растений.
Результаты анализа представителей важнейших семейств, следует на первых порах кратко записывать в тетради. Полезно сопровождать записи рисунками, схемами, которые рекомендуется сопоставлять или сверять с соответствующими изображениями в учебной литературе.
Можно выполнять морфологический анализ не только живых растений, но и засушенных (гербарных экземпляров). Засушенные цветки и плоды надо распарить в кипятке, после чего с помощью пинцета, препаровальных игл и лупы можно легко их препарировать, установить их строение, существенные признаки и успешно сделать подробное их описание.
ПРИМЕР ОПИСАНИЯ.
Гравилат городской (Geum urbanum L.). Мезофит. Травянистый многолетник, короткокорневищный поликарпик, гемикриптофит.
Во взрослом состоянии только система придаточных корней, кистевая или бахромчатая, корни равномерно располагаются на корневище, подузловые. Продолжительность функционирования – 6-8 лет.
Растение имеет побеги двух типов: главный – вегетативный, розеточный, моноподиально-нарастающий, многолетний; боковые – генеративные, удлиненные, монокарпические и моноциклические. Главный побег за счет сокращения корней втягивается в почву, становится эпигеогенным корневищем. Направление корневища ортотропное.
На главном побеге листья только срединной формации, без прилистников, основание черешка расширенное, охватывающее стебель. Листья длинночерешковые, прерывисто-лировидно-перисторассеченные. Край листа двояко-зубчатый, жилкование – перисто-краевое. Наблюдается гетерофиллия, форма листьев на побеге меняется в течение вегетационного периода.
Боковые побеги можно рассматривать как соцветия, после цветения и плодоношения отмирают полностью. Стебель цилиндрический, прямостоячий, у основания приподнимающийся, опушенный простыми волосками, достигает длины 40-50 см. Листья тройчато-рассеченные с ромбовидными заостренными долями, с травянистыми прилистниками, опушенные. Нижние – черешковые, верхние – сидячие.
Листорасположение очередное, формула листорасположения - 2/5.
Соцветие цимозное, фрондозное, упрощенный тирс. Цветок гемициклический, актиноморфный, околоцветник двойной, раздельнолистный. Чашечка пятимерная, с подчашием, венчик из пяти лепестков желтого цвета. Андроцей из большого числа несросшихся тычинок, многобратственный. Гинецей апокарпнный, из большого числа пестиков. Опыление перекрестное, насекомыми. Формула цветка Ca5Co5 A∞ G∞
Плод – орешек. При созревании плодов верхняя часть столбиков отваливается, на оставшихся образуются крючочки, с помощью которых плоды цепляются к одежде, шерсти животных. Приспособлением к распространению плодов является и образование карпофора – вытягивание части цветоложа выше чашечки.
Лекарственное и пищевое растение, встречается в смешанных ласах, по кустарникам, около жилья человека.
studfiles.net
7. 3 Определение растений
7.3.1 Структура определителей и порядок определения растений
Для определения растений служат специальные таблицы (их называют также ключами для определения), которые имеются в предназначенных для этого книгах – определителяхили в справочниках о видах растений той или иной территории – “Флорах”. В последних, помимо таблиц для определения, приводятся довольно подробные описания видов растений, сведения о географическом распространении, экологической приуроченности, часто о полезных свойствах видов, полные номенклатурные цитаты, синонимика и пр.
Как уже указывалось, каждый вид растений обладает только ему свойственным сочетаниемпризнаков, каждый из которых в отдельности может быть присущ и другим видам. Это относится к таксонам любого ранга – родам, семействам и т. д. Таблицы для определения построены таким образом, чтобы в них были заключены все возможные сочетания признаков определяемой группы растений. Определение состоит в последовательном выборе комплекса признаков, соответствующих конкретному растению.
Таблицы имеют форму дихотомических ключей, состоящих из пронумерованных ступеней. Номер ступени помещается налевойполосе страницы с текстом. Каждая ступень включает два взаимоисключающих признака или комплекса признаков (диагнозов) – тезу и антитезу. Антитеза обозначается на левой полосе страницы знаком тире “–”, или же цифрой “0”, звездочкой “*”, иным условным символом; иногда повторяется номер ступени с каким-либо условным символом, например, “3*” и т.п.
Сущность определения состоит в том, что последовательно, начиная с первой ступени, устанавливается, какой из диагнозов – теза или антитеза – подходит определяемому растению. Выбрав соответствующий диагноз, надо посмотреть, какой номер (цифра) стоит против него на правойполосе страницы. Он указывает, к какой ступени следует перейти в дальнейшем. Здесь повторяется процедура выбора диагнозов, представленных в тезе и антитезе. Этот процесс повторяется до тех пор, пока против диагноза тезы или антитезы не будет приведено название определяемого таксона – вида, рода, семейства и т.д.
В некоторых определителях рядом с номером ступени (кроме первой) в круглых скобках помещен номер ступени, к которой она восходит, например, “23 (10)”. Обычно такая ссылка делается, если таблицы для определения длинные и между этими ступенями находится много промежуточных. При возникающих затруднениях в определении подобные ссылки позволяют легко вернуться по таблице назад для уточнения правильности выбора диагнозов, не начиная определение заново.
В качестве примера рассмотрим простейший вариант таблицы для определения родов семейства мальвовых – MalvaceaeJuss.:
1. Цветки только с чашечкой .................................................. 1. Abutilon
– Цветки с чашечкой и подчашием .......................................................... 2
2. Подчашие из 3 листочков ...................................................................... 3
– Подчашие из 6 – 13 листочков ................................................................ 4
3. Листочки подчашия широкие, треугольные, сросшиеся между собой .................................................................................................... 2. Lavatera
– Листочки подчашия узкие, свободные .................................... 3. Malva
4 (2). Завязь из 5 плодолистиков, округло-яйцевидная. Плод – 5-
гнездная коробочка ................................................................... 6. Hibiscus
– Завязь из большего числа плодолистиков, дисковидная. Плод дроб
ный, распадается на большое число 1-семянных плодиков ................. 5
5. Подчашие из 6 – 7 треугольных листочков. Венчик желтый..............
......................................................................................................... 4. Alcea
– Подчашие из 8 – 13 линейных или узколанцентых листочков. Венчик
розовый, лилово-розовый ................................................ 5. Althaea
Допустим, определяемое растение имеет цветки с подчашием. Тогда при чтении первой ступени выбирается антитеза, которая отсылает к ступени 2. Для выбора диагноза на второй ступени надо изучить строение подчашия. Пусть у нашего растения оно состоит из 7 треугольных листочков, т. е. подходит диагноз антитезы, отсылающий к ступени 4. Здесь требуется выяснить строение завязи и плодов. Анализ цветка показывает, что признаки завязи соответствуют комплексу признаков, перечисленных в антитезе, отсылающей к ступени 5. На этой ступени выбирается теза (“подчашие из 6 – 7 треугольных листочков”), уточняется соответствие растению прочих указанных признаков. Если цветки имеют желтый венчик, то родовая принадлежность растения установлена – это род Alcea(шток-роза).
Прежде, чем приступать к определению растений, надо внимательно изучить структуру определителя. Возможные варианты построения определителей таковы:
1) определитель начинается с таблицы для определения семейств растений всех таксонов более высокого ранга; после определения семейства, далее последовательно переходят к определению родов и видов;
2) определитель начинается с таблиц для определения крупных таксонов – отделов, классов; после установления принадлежности определяемого растения к одному из них, переходят к определению семейств, родов, видов;
3) определитель начинается с таблиц для определения родов растений; такое построение определителя чаще встречается в тех случаях, когда он предназначен для определения сравнительно небольшого число видов.
Далее надо изучить справочный аппарат определителя: наличие в нем словарей терминов, алфавитных указателей русских и латинских названий таксонов, географических карт, таблиц с рисунками и т. п. В большинстве определителей используется много условных обозначений (для времени спороношения, цветения и плодоношения видов, для жизненных форм растений и пр.) и сокращений морфологических терминов и иных слов, часто повторяющихся в тексте. Для расшифровки сокращений и условных обозначений имеются соответствующие указатели и словари, с которыми также надо предварительно ознакомиться.
В таблицах для определения семейств (и таксонов более высокого ранга) рядом с их названиями указываются номера страниц книги, где даны таблицы для определения их родов или же семейства имеют порядковый номер, по которому установить их место в тексте не составляет труда. Роды в таблицах для их определения также имеют собственные порядковые номера.
В таблицах для определения видов после соответствующего диагноза и названия вида, как правило, приводятся сведения о жизненной форме, времени спороношения, цветения и плодоношения, экологической приуроченности, частоте встречаемости, географическом распространении, иногда и о важнейших полезных свойствах. В некоторых определителях сведения такого рода содержатся в списке видов после таблиц для определения, где указаны только их названия.
Так или иначе, но с дополнительной информацией о видах также необходимо внимательно ознакомиться, поскольку она может либо подтверждать, либо, напротив, подвергать сомнению правильность определения. Например, определяется растение, собранное в цветущем состоянии в июле, однако в ходе определения установлен некий вид, для которого временем цветения указаны апрель – май. Следует еще раз вернуться к таблице для определения и более внимательно разобраться в совпадении диагнозов и признаков определяемого растения. Это же относится и к расхождениям в экологической приуроченности, если, например, при определении собранного на лугах растения устанавливается вид, для которого указано произрастание на каменистых обнажениях.
Некоторые виды, роды и, особенно, семейства упоминаются в соответствующих таблицах для определения дважды и более. Это связано с искусственностью дихотомических ключей, допускающих только альтернативный выбор диагнозов, тогда как в конкретных случаях таксоны могут отличаться известной вариабельностью отдельных признаков.
7.3.2 Практические рекомендации для определения
Независимо от степени сложности и качества определителей все начинающие испытывают серьезные затруднения при определении растений, особенно если осваивают навыки определения самостоятельно. Трудности проистекают не от неумения пользоваться дихотомическими таблицами (этим быстро овладевает каждый), а от неумения разобраться в признаках растений. Поэтому нелишне еще раз напомнить, что перед началом определения надо хорошо усвоить значение основных морфологических терминов и понятий и выполнить полные описания нескольких растений по приведенному выше плану.
Из важнейших практическихсоветов укажем следующие:
1) Хорошим средством овладения навыками и приемами определения является определение известных видоврастений (хотя бы по их русским названиям). Эти растения по возможности должны иметь крупные цветки, не требующие для своего анализа препарирования с помощью лупы, игл, пинцетов и т. п. В этом случае навыки выбора правильного диагноза усваиваются “от обратного”: определяющий движется в обратном направлении по ступеням таблицы и уточняет для себя значение морфологических терминов. Затем следует заняться определением растений также известных, но с мелкими цветками, нуждающимися для изучения в препарировании и использовании увеличительных луп. Достаточно твердо усвоив практические навыки определения, можно приступать к определению неизвестных растений.
2) При определении целесообразно делать черновые записи его хода, т. е. отмечать последовательность выбранных ступеней, особенно если в определителе отсутствуют ссылки на исходную ступень. Поскольку начинающие делают поначалу много ошибок, такие записи облегчают поиск ступени, на которой диагноз был выбран неверно, не прибегая каждый раз к определению “с нуля”.
3) Встретившись с незнакомым термином, надо выяснить его значение по справочникам, словарям (они могут быть в определителе!), учебным пособиям.
4) В каждой ступени должны быть внимательно прочитаны оба диагноза: и теза и антитеза. Даже если диагноз тезы вполне соответствует признакам определяемого растения, содержащийся в антитезе диагноз утвердит уверенность в правильном выборе. В целом же, только сопоставление диагнозов тезы и антитезы позволяет установить, какой из комплексов признаков подходит растению.
5) Решение о выборе одного из двух альтернативных диагнозов следует принимать на основании полного совпадения всехперечисленных в нем признаков с признаками определяемого растения. Если хотя бы один из признаков в диагнозе не соответствует признакам определяемого растения, от выбора данного диагноза надо отказаться.
6) Если по ходу определения выясняется, что ни один из альтернативных диагнозов не подходит определяемому растению полностью, то причинами этого могут быть (перечисленные причины надо исключать последовательно):
ошибка в выборе диагноза сделана на одной из предыдущих ступеней и определяющий находится на ложном пути → определение следует начинать заново;
взятый для определения экземпляр вида растения недостаточно полный(имеет не все необходимые для определения органы, что не позволяет произвести правильный выбор диагноза) илинетипичный(из-за поражения инфекциями, экстремальных условий существования и пр.) → надо использовать для определения более полный и типичный экземпляр растений этого вида; избежать этого можно также имея при определении несколько экземпляров каждого вида, сличение которых позволит установить постоянные признаки вида;
определяемое растение отсутствует в определительных таблицах (например, при попытках определять культурные растения по определителям для дикорастущих, или при определении новых заносных видов, пока не включенных в определители для данной местности, или же при использовании определителей, не рассчитанных на флору данного региона и пр.) → необходимо использовать более полные, соответствующие данной территории или специальные определители;
определяемое растение является спонтанным гибридоми имеет признаки обоих родительских форм.
7) При серьезном затруднении в выборе тезы или антитезы, например, когда отсутствуют необходимые зрелые плоды, не известно строение подземных органов у трав, не ясно, образует ли растение кратко живущие вегетативные органы – надземные и подземные столоны, зимующие почки и т. п. или же когда оба диагноза ступени частично подходят, дальнейшее определение проводят по двум путям– и от тезы, и от антитезы. Обычно довольно быстро становится ясным, какой из путей является ложным: здесь в диагнозах начинают встречаться полностью не соответствующие растению признаки. Так, в тезе и антитезе могут противопоставляться растения с белыми и желтыми венчиками цветков, тогда как у определяемого растения цветки с лиловыми венчиками и т. п.
Дальнейшее следование по правильному пути в итоге приведет к виду или к ограниченной группе видов с максимально возможным совпадением признаков определяемого растения с диагностическими, включая сведения об экологии, географическом распространении, фенологии и т. п. Точная идентификация вида в таких случаях требует знакомства с его полным морфологическим описанием в специальных справочниках; обычно – это разные “Флоры”.
Из-за некоторой неопределенности в выборе диагнозов “правильных” путей может быть несколько, поэтому ведение записей хода определения здесь обязательно.
8) Перед началом определения растения целесообразно разложить на группы по степени сходства репродуктивных органов (цветков, плодов и пр.), выделить растения, принадлежность которых к какому-либо семейству несомненна, и определять затем растения по группам. Это ускорит определение.
7.3.3 Оформление результатов определения растений
Результаты определения видов растений, собранных на экскурсиях, заносятся в дневник после описания каждой экскурсии. В дневнике выделяется особая рубрика “Результаты определения растений”, в которой отмечается номер растения, его латинское и русское названия, принадлежность к семейству. Надо фиксировать ход определения, особенно для определяемых впервые или относительно редких во флоре семейств, а также родов и видов. Указывается также определитель, который использовался для определения. Приведем образец оформления результатов определения растений:
Определение растений, собранных на экскурсии № 2
(“Флора Нижнего Дона”, часть 1 – 2, 1984 – 85)
Растение 14.
Семейство: AsclepiadaceaeR.Br. – Ластовневые [1а–10а–13а–55а–58а–87а–88а–89а–90а–108а–129а–130а–133а–168–169–170].
Род: CynanchumL.– Цинанхум [1а–2а–3а].
Вид: Cynanchum acutum L.– Цинанхум острый.
Растение 15.
Семейство: Fabaceae Lindb. – Бобовые.
Род: Astragalus L.– Астрагал [1а–15а–17–19а–23а–24а–25а–27а–28а–30а].
Вид: Astragalus cicerL. – Астрагал нутовый, хлопунец [1а–2–3а–4–5]” и т. д.
В записях хода определения буква “а” при номере ступени означает, что был выбран диагноз, заключенный в антитезе. При названии вида родовое существительное может быть сокращено до заглавной буквы (в нашем примере: С. acutum L.– Ц. острый,A. cicer L.– А. нутовый). Однако для закрепления навыков пользования бинарной номенклатурой и для лучшего запоминания названий видов нужно как можно чаще употреблять полные наименования видов, в т. ч. и в дневниковых записях.
Завершающий этап определения растений – внесение их названий в этикетки: полевые, если растение еще находится в сушке, или в чистовые, если растение уже вынуто из гербарного пресса. Это надо делать как можно быстрее, не надеясь на память.
studfiles.net
Что такое растение? - Растения - В мире животных - Детям
Так и хочется ответить на этот вопрос: растение — это то, что растет. Это не научный ответ, но одну из важнейших черт всех растений вы угадали правильно. Растение постоянно увеличивает свою массу. Клетки, расположенные на кончиках стеблей и корней, постоянно делятся и работают в течение всей жизни растения.
По опыту мы знаем: достигнув определенной толщины, дерево перестает расти. Но такое ограничение жизненного пространства растению не выгодно: клетки камбия все равно делятся, хотя могут и надолго замирать.
Все растения имеют сходные приспособления для питания. Они всасывают минеральные вещества из водных растворов. Чем больше ветвятся и растут корни, тем лучше они обеспечивают растение питанием.
Растения, в отличие от животных, малоподвижны. Они могут передвигаться, но иным способом. Лианы обвивают опоры и иногда “перелезают” с одного места на другое. Подсолнух поворачивает свой цветок вслед за солнцем. Цветок раскрывает и закрывает свои лепестки. Но большинство растений живет на одном месте всю свою жизнь (а это иногда сотни и даже тысячи лет, как секвойя).
Но главное отличие растения от всего живого, главное его предназначение на Земле — это способность к фотосинтезу. В процессе фотосинтеза при взаимодействии солнечного
света, воды и углекислого газа образуются кислород и сложные органические вещества, такие, как белки и нуклеиновые кислоты. Фотосинтез совершается только днем, при солнечном свете, в каждом зеленом листе, травинке и даже в водорослях, плавающих в толще воды в океанах или прикрепленных ко дну. К фотосинтезу способны все организмы, содержащие зеленый пигмент хлорофилл и группу желтых пигментов каротиноидов.
Жизнь на Земле обеспечивается действием Солнца на растения суши и океана.
Но и после своей гибели растения продолжают поддерживать жизнь на Земле. Разлагаясь, остатки растений выделяют углерод, который в виде углекислого газа поступает в атмосферу. При разложении образуется также вода. Эти элементы вновь используются новыми поколениями растений. Отмершие растения за тысячелетия образовали и почву, и полезные ископаемые: торф, каменный уголь, нефть. В процессе эволюции образовался и мир животных, который существует исключительно благодаря жизнедеятельности растений.
Попробуйте представить…Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Как уныло стало за окном! Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожник, торчавшие у края асфальтовой дороги. И дом сразу опустел. В нем стало неуютно без старинного дубового буфета, полного всяких припасов: чая, кофе, какао, банок с вареньем,…
Какие каштаны съедобны?Съедобны плоды каштана настоящего. Это дерево выглядит несколько иначе, чем конский каштан. Листья у каштана настоящего продолговатые, эллиптические, с острыми зубчиками. Каждый лист черешком прикрепляется к ветке. У конского каштана листья сложные, пальчатые, на общем черешке их 5-7. Плоды каштана и плоды конского каштана похожи, но у настоящего в плюске (соплодии) их по 2-4. Когда…
Как искать грибы?Только что пронесся неожиданный в разгаре летнего дня дождь. Вы, ребята, наверное, торопитесь схватить корзинку и быстрее бежать в лес за грибами. Но бабушка останавливает: подожди, дай грибам подрасти… А вы никогда не задавали вопроса: откуда грибы берутся и как растут? Сам гриб — похожая на паутину грибница-мицелий — спрятан в земле, А часть гриба,…
Как растет кофе?О кофе узнали в Европе в 1591 г. от итальянского врача Проспера Альпинуса. С итальянским посольством он был в Египте и попробовал там кофе. Ему рассказали легенду о том, как один пастух из Эфиопии заметил, что его козы, поевшие ягод с куста с жесткими зелеными листьями, всю ночь не спали и были бодры и веселы….
Бывают ли текстильные деревья?Кроме хлопчатника, льна, джута, рами, еще одно растение дает людям натуральные растительные волокна. Это сейба — высокое, до 45 м в высоту, дерево. Это наиболее величественное дерево в Центральной Америке, тем более что в этих засушливых районах все растения, как правило, низкорослы. Сейба — вообще интересное растение. У молодых деревьев ствол и ветки усажены мощными,…
Что такое мамонтово дерево?Наверное, очень высокое и с очень толстым стволом, если так называется, — решат многие из нас. Мало кто из жителей России его видел. Ведь растет оно далеко за океаном, в Центральной Америке. Действительно, секвойя дендрон, или мамонтово дерево, бывает высотой до 100 метров с диаметром ствола до 10 м. Такое трудно себе представить. Дерево, которое…
Что такое оплодотворение?После того как зерна пыльцы попали на рыльце пестика, то есть после опыления, зерно пыльцы разбухает и прорастает, образуя пыльцевую трубку. Постепенно она достигает семяпочки в завязи цветка. У растений может быть одна или несколько семяпочек. В нижней части пыльцевой трубки образуются спермин. Затем происходит так называемое двойное оплодотворение: один из спермиев сливается с яйцеклеткой,…
Как в лесу узнать крушину?И в лесу, и в парках, вы, быть может, видели этот кустарник или небольшое дерево с разноцветными ягодами: зелеными, красными, черными. Это крушина. Среди других пород крушину всегда можно узнать благодаря некоторым ее особенностям. Зимой — по почкам, которые совершенно лишены защитных чешуек. Зачатки будущих листьев зимуют совершенно “голыми”, они лишь покрыты бурыми пушистыми волосками….
Какие бывают тыквы?Если лето было достаточно теплым в средней полосе России, к осени на огородах созревают огромные, почти до метра в диаметре, желтые тыквы. Их почти не едят, это скорее забава для огородников. Многие любят пшенную кашу с тыквой, но чаще эти плоды идут на корм скоту. Цветки тыквы привлекают насекомых не только пыльцой и нектаром. Крупные,…
Что такое батат?Это растение кормит жителей всех теплых стран. Его часто сравнивают с картофелем, потому что в батате много крахмала, и так же, как у картофеля, клубни батата образуются на корнях растения. Батат — сладкий на вкус и поэтому его называют “сладким картофелем”. Батат — многолетнее травянистое растение с длинными ползучими стеблями и с крупными цветками в…
www.poznovatelno.ru