Обмен веществ у растений и животных. Урок №20 биология 6 класс. Тема «Обмен веществ у растений и животных»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок №20 биология 6 класс. Тема «Обмен веществ у растений и животных». Обмен веществ у растений и животных


Обмен веществ и энергии у растений и животных

Обмен веществ и энергии у растений и животных Тихонова С. Ю. 900 igr. net

1. Ответьте на вопросы: • Назовите основные свойства живого организма? • Что такое питание? • Каково значение питания? • Что такое дыхание? • Каково значение дыхания? • Что такое выделение? • Каково значение выделения?

2. Найдите соответствие между органом и системой органов. 1. Дыхательная система. 2. Выделительная система. 3. Пищеварительная система. а) кишечник; б) глотка; в) почка; г) сердце; д) трахеи; е)мочеточники; ж) жабры; з) желудок. Ответы: 1 дж 2 ве 3 абз.

Что такое? Значение? Обмен веществ и энергии Как происходит ? У растений У животных ?

Самостоятельная работа с учебником. I вариант Что поглощают животные и растения из окружающей среды? ( учебник, с 86, 2 абзац, рис. на с. 86 -87) II вариант Что выделяют животные и растения в окружающую среду? ( учебник, с. 86, 3 абзац, рис. на с. 86 – 87) Обмен веществ растений и животных Организмы Дыхание Поглощают Животные Растения Выделяют Питание Поглощают Выделяют

Обмен веществ растений и животных Дыхание Организмы Поглощают Питание Выделяют Поглощают Выделяют Животные кислород углекислый газ белки, жиры, углеводы, воду, минеральные соли воду, мочевину, непереваренные части пищи Растения кислород углекислый газ воду, минеральные соли, углекислый газ, энергию солнца воду, кислород

Поступление веществ и энергии Растения Животные Простые вещества + энергия солнца Фотосинтез = органические вещества + кислород Органические вещества Расщепление → простые + энергия Синтез органических веществ (нужных организму) Выделение ненужных и ядовитых веществ

Обмен веществ • • • процесс поступления веществ в организм из окружающей среды, их переработка, доставка в каждую клетку тела, образование в клетках новых веществ, свойственных данному организму, выделение энергии и ненужных веществ из организма в окружающую среду. Задание. Проговорить другу ответы на вопросы, поставить баллы. • Что такое обмен веществ? • Какие вещества поступают в организм из окружающей среды? • Какие удаляются из организма? • Что произойдет с организмом, если прекратится обмен веществ? Почему? • Для чего необходима энергия организму?

Почему у рыб, земноводных и рептилий в процессе дыхания выделяется меньше энергии, чем у птиц и млекопитающих? Задание. Найти в учебнике на с. 87 определение понятий холоднокровные и теплокровные животные. Холоднокровные – животные, температура тела которых зависит от окружающей среды. Теплокровные – животные, температура тела которых не зависит от температуры окружающей среды.

. Тест Выберите правильный ответ. 1. Обмен веществ у животных: а) способствует переносу питательных веществ б) способствует размножению организма. в) обеспечивает организм веществами, необходимыми для роста и обновления клеток и энергией. 2. Холоднокровные животные: а) рыбы, птицы, млекопитающие б) рыбы, птицы, земноводные в) рыбы, земноводные, пресмыкающиеся 3. Теплокровные животные: а) рыбы и млекопитающие б) птицы и земноводные в) птицы и млекопитающие 4. Энергию для нагревания тела ящерица: а) получает в основном из пищи б) получает в основном от солнца и воздуха в) получает в основном из воды 5. Вещества, необходимые для жизни растения, постоянно поступающие в него из окружающей среды: а) вода, минеральные соли, жиры, белки б) кислород, углекислый газ, минеральные соли, вода в) углекислый газ, кислород, углеводы, вода Ответы: 1 в, 2 в, 3 в, 4 а, 5 б

Домашнее задание. читать гл. 14, вопросы на с. 91, задание по рис с. 90 Подводим итоги. Считаем количество набранных баллов. « 5» ≥ 17 « 4» ≥ 12 « 3» ≥ 9

present5.com

Урок №20 биология 6 класс. Тема «Обмен веществ у растений и животных»

Урок №20 биология 6 класс. Тема «Обмен веществ у растений и животных»

Место урока в разделе: “Жизнедеятельность организмов” 6 класс (авторская программа и учебник Н.И. Сонина):

Урок является завершающим в блоке, посвященном изучению процессов питания, дыхания, выделения и транспорта веществ, обеспечивающих обмен веществ в клетках живых организмов; материал урока позволяет систематизировать знания учащихся.

Цель урока: сформировать понятие «обмен веществ и энергии», показать взаимосвязь процессов жизнедеятельности: питание, дыхание, выделение, взаимосвязь живых организмов в процессе обмена веществ и энергии между организмами и окружающей средой.

Задачи:

Образовательные:

- обеспечить в ходе урока усвоение понятий «обмен веществ и энергии», «холоднокровные и теплокровные организмы»;

- обеспечить формирование умения работать индивидуально и в группе, вести дискуссию по теме;

- систематизировать знания по темам «Питание», «Дыхание» и «Выделение»;

- обеспечить обобщение изученного материала и закрепление знаний по теме.

Развивающие:

- развитие умения применять новые знания на практике;

- формирование умения анализировать, сопоставлять, и обобщать знания по теме.

Воспитательные:

- воспитание осознанной потребности в знаниях;

- совершенствовать умение выслушивать мнение каждого члена коллектива, делать самостоятельные выводы;

- совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету и к науке.

Формирование УУД:

Познавательные: развивать интерес к изучению природы, находить и использовать дополнительную информацию;

Регулятивные: уметь организовывать свою деятельность, учиться самоконтролю и самооценке;

Коммуникативные: уметь слушать и слышать, доносить свою позицию до других людей;

Личностные: развивать интеллектуальные способности, научное мировоззрение.

Тип урока:

урок открытия нового знания.

Метод:

комбинированный (словесно – наглядно – практический).

Оборудование: ноутбук, учебник, дополнительная литература, листы-карточки для самостоятельной работы.

Сценарий урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята и уважаемые гости.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Будем мир природы изучать, научный кругозор расширять.

2.Актуализация знаний ( звучит музыка «В мире животных).

Мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше пойти в парк, в лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ.

Конечно, прежде всего, это различные растения, насекомые, птицы, млекопитающие. Их много, они хорошо заметны. Но и в капле воды из лужи, в каждом комочке почвы обитают живые существа. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.

Давайте поиграем в «биологическое лото». Задание: разделить картинки на две группы: живые и неживые тела. Раздаю картинки (звучит музыка). Проверяем что получилось….

Возникает вопрос:

-Почему эти тела можно назвать живыми организмами?

-Что означает слово «организм»? (Это живое существо, способное к самостоятельному существованию.)

-Чем живые организмы отличаются от объектов неживой природы? (Живые организмы имеют сходное строение, они питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью). Открываю доску и сопоставляю признаки живых организмов с названными:

Питание Дыхание Подвижность Выделение Размножение Рост и развитие Раздражимость

В каждом живом организме протекают сложные процессы, он поглощает и использует одни вещества, и наоборот выводит в окружающую среду другие вещества.

-Какой процесс происходит между организмом и окружающей средой? (Обмен веществ и энергии).

-Определите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока?....Обмен веществ и энергии. Откройте тетради и запишите число и тему.

3. Мотивация к изучению нового материала. Внимательно послушайте сообщение и постарайтесь определите цель урока.

Русский естествоиспытатель, Климент Аркадьевич Тимирязев, одну из лекций начал так: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка. Ударяясь о него, луч потух, перестал быть светом, но не исчез. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”. Каким образом этот луч солнца попал в наш мозг? Итак…

Цель урока: узнать, как осуществляется обмен веществ между организмом и окружающей средой? Как осуществляется обмен веществ между живыми организмами? (Запись на доске).

Задача: ответить на эти вопросы в конце урока.

4.Изучение нового материала

Для того чтобы найти ответы на эти вопросы предлагаю Вам отправиться в путешествие по живому организму. Помощниками в этом путешествии нам будут животное зайчик и дерево яблоня.

Раздаю схемы для индивидуальной работы (с учетом интеллектуальных особенностей учащихся). Задание:

Каждому нужно ответить на вопрос: Какие вещества поглощают и выделяют живые организмы?

Прочтите текс учебника на стр.77 (2 и 3 абзацы) и заполните свои схемы на листочках (у кого помощник яблоня-схема о растениях, у кого помощники зайчики схема о животных).

(10 мин) Давайте проверим, сначала схемы о растениях, что у вас получилось: Итак, в растительный организм поступают: кислород, углекислый газ, вода и минеральные вещества. Выделяется из растительного организма: пары воды, углекислый газ и кислород.

А в ходе каких процессов эти вещества поступают и выделяются из организма? (фотосинтез, почвенное питание, дыхание и выделение).

Комментарии: Вещества, поступившие в растительный организм, не остаются неизменными. Что происходит с СО2, Н2О и солнечным светом? Они подвергаются различным превращениям – в результате фотосинтеза из них образуются сложные органические соединения, которые затем превращаются в вещества, необходимые растению. Они идут на построение новых клеток, расходуются в процессе дыхания или откладываются в семенах, плодах «про запас». При их разложении выделяется энергия, которая используется растением для жизнедеятельности.

Теперь проверим схемы о животных. Какие вещества поглощают и выделяют животные? Животные поглощают: жиры, белки, углеводы, воду, минеральные соли и кислород. Выделяют же они: воду, углекислый газ, непереваренные частицы пищи и продукты распада.

В ходе каких процессов эти вещества поглощаются и выделяются? (питание, дыхание и выделение)

Комментарии: Действительно, животные получают питательные вещества в готовом виде – белки, жиры, углеводы – они имеют очень сложное строение и не могут непосредственно использоваться организмом. Только в результате пищеварения они переходят в более простые соединения, растворимые в воде, и уже в этом виде усваиваются организмом. Затем из них образуются другие сложные вещества, т. е. вещества тела животного.

Проверьте и оцените по трехбальной шкале правильность заполнения своих схем по рисункам в учебнике на стр.78 и 79. Поставте оценку на карточке (от 1-до 3 баллов). Молодцы все справились с заданием.

Одновременно с образованием сложных веществ в организмах идет противоположный процесс – распад сложных соединений на более простые. Это сопровождается выделением энергии, которая расходуется на образование новых веществ, работу внутренних органов, поддержание температуры тела. Таким образом, в организме происходит обмен веществ.

Как Вы думаете, что такое обмен веществ?.....

В каких информационных источниках можно найти определение обмена веществ?...

На партах лежат книги. Задание: найти определение «обмена веществ» и проверить ваши предположения.

Запишем определение в тетрадь стр.78 2-й абзац:

Обмен веществ – это превращения, связанные с образованием сложных веществ из простых и, наоборот, распадом сложных соединений на простые с выделением энергии.

Возникает проблема: У нас с вами есть обмен веществ? Как он протекает? ...

Как мы можем это доказать?

Обратимся к учебнику и постараемся доказать, есть ли обмен веществ у человека? Изучите текс на стр.78-81….. Вернемся к вопросу (ответы детей). Действительно у человека есть обмен веществ, так как человек относится к млекопитающим, то обмен веществ и энергии происходит энергично, поэтому температура тела постоянна и не зависит от температуры окружающей среды.

Скажите, ребята, человек относится к какому организму холоднокровному или теплокровному?..

На какие две группы можно разделить все живые организмы по типу обмена веществ?...

( холоднокровные или теплокровные).

Есть ли разница в обмене веществ теплокровных и холоднокровных организмах?....

Как происходит обмен веществ у хорошо знакомых вам позвоночных животных рыб?... земноводных и пресмыкающихся?..... птиц?.... млекопитающих?....

Итак, сделаем вывод и запишем в тетрадь новые определения:

Обмен веществ – основа жизни. Многообразие живых организмов в природе, сложность их строения и поведения обусловили существование разных по сложности типов обмена веществ. У одних организмов обмен веществ идет медленно, энергии в результате распада сложных соединений выделяется мало, поэтому температура тела зависит от окружающей среды. Таких животных называют холоднокровными. К этой же группе относятся рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, температура их тела непостоянна и сильно колеблется в зависимости от температуры окружающей среды.

Если же обмен веществ идет быстро, выделяется большое количество энергии, которая используется для согревания тела. Таких животных называют теплокровными. К ним относятся: птицы, млекопитающие. Температура тела этих животных не зависит от температуры окружающей среды. Поэтому они могут обитать и на берегу Северного Ледовитого океана, и высоко в горах.

Объясните смысл поговорок:

“Тощий живот ни в пляску, ни в работу”. - Для выполнения работы (или движения в пляске) необходима энергия. При недостатке питательных веществ в организме ее освобождается мало.

“Хорошо поел – словно шубу надел”. – При расщеплении органических веществ, поступивших с пищей, выделяется энергия, часть которой рассеивается в виде тепла и обогревает тело.

Давайте немного отдохнем и обогатим свой организм энергией. Я предлагаю Вам прогуляться по лесу и посмотреть, что делают его обитатели:

5.Закрепление знаний.

Давайте распределим животных по группам: на теплокровных и холоднокровных. (Работаем в паре на карточках подписать теплокровных животных буквой Т, холодокровных-буквой Х) Давайте, проверим, что у вас получилось…. Оцените свою работу по трехбальной шкале и поставьте оценку на карточке.

Мы выяснили, как осуществляется обмен веществ внутри организма и между организмом и окружающей средой. А как вы думаете, организмы между собой обмениваются веществами и энергией?

Что бы ответить на этот вопрос, давайте вернемся к высказыванию Климента Аркадьевича Тимирязева: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка. Ударяясь о него, луч потух, перестал быть светом, но не исчез. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.

Работа в парах по карточке: Как в виде схемы можно ответить на этот вопрос? Подчеркните слова из которых можно составить схему-ответ и выполните ее в тетради…..(солнечный луч попадает на пшеницу, которая в процессе фотосинтеза образует органические вещества, когда пшеница созреет, из нее изготовят хлеб, человек съест его, и в процессе обмена веществ построит из органических веществ пшеницы свои органические вещества: новые клетки, ткани, органы. Возможно и клетки головного мозга.) Я рисую ее на доске. Вот таким образом, путем сложных превращений солнечный луч попадает в наш мозг! Оцените правильность составления своей схемы и поставте оценку в тетради по трехбальной шкале.

6. Подводим итоги нашего путешествия: Растениям для жизнедеятельности необходимо получать из окружающей среды кислород, углекислый газ, воду и минеральные вещества. При воздействии солнечной энергии, при фотосинтезе, эти вещества из неорганических, превращаются в органические, энергия из солнечной превращается в энергию химических связей. Таким образом, яблоня из углекислого газа, воды и минеральных элементов создает для нас вкусные сладкие плоды. Эти вкусные плоды и листья съедают животные и получают для себя питательные вещества. Эти органические вещества затем, используются как строительный материал и источник энергии. Так происходит постоянный обмен веществ между организмами и окружающей средой.

Вернемся к цели урока: узнать, как осуществляется обмен веществ между организмом и окружающей средой? Как осуществляется обмен веществ между живыми организмами?

• передачи энергии от одного организма к другому, обеспечивая при этом круговорот энергии и вещества в природе.

• поддерживанию равновесия в природе.

7. Рефлексия:

-Какие затруднения возникли в процессе работы на уроке?

-Где в жизни пригодятся полученные на уроке знания?

-Оцените свою работу на уроке, посчитайте количество набранных баллов и поднимите цветной жетон:

Если 9 баллов то оценка «5»- красная карточка,

Если 6 баллов то оценка «4»- зеленая карточка,

Если 3 балла то оценка «3»- синяя карточка.

8. Домашнее задание

Изучить параграф 11, выучить термины. Дополнительно по желанию

прочитать сказку «Два Мороза», ответить на вопрос: почему Морозец не смог заморозить мужика?

На основе психолого-педагогической характеристики класса создана технологическая карта урока и сформированы пары учащихся с учетом индивидуальных особенностей развития детей. А также подобрала дифференцированные карточки и различные дополнительные источники (словари, книги для дополнительного чтения по биологии).

Урок подготовила и провела: учитель биологии Калачева Алена Владимировна

infourok.ru

Урок №20 биология 6 класс. Тема «Обмен веществ у растений и животных»

Урок №20 биология 6 класс. Тема «Обмен веществ у растений и животных» Место урока в разделе: “Жизнедеятельность организмов” 6 класс (авторская программа и учебник Н.И. Сонина): Урок является завершающим в блоке, посвященном изучению процессов питания, дыхания, выделения и транспорта веществ, обеспечивающих обмен веществ в клетках живых организмов; материал урока позволяет систематизировать знания учащихся. Цель урока: сформировать понятие «обмен веществ и энергии», показать взаимосвязь процессов жизнедеятельности: питание, дыхание, выделение, взаимосвязь живых организмов в процессе обмена веществ и энергии между организмами и окружающей средой. Задачи: Образовательные: - обеспечить в ходе урока усвоение понятий «обмен веществ и энергии», «холоднокровные и теплокровные организмы»; - обеспечить формирование умения работать индивидуально и в группе, вести дискуссию по теме; - систематизировать знания по темам «Питание», «Дыхание» и «Выделение»; - обеспечить обобщение изученного материала и закрепление знаний по теме. Развивающие: - развитие умения применять новые знания на практике; - формирование умения анализировать, сопоставлять, и обобщать знания по теме. Воспитательные: - воспитание осознанной потребности в знаниях; - совершенствовать умение выслушивать мнение каждого члена коллектива, делать самостоятельные выводы; - совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету и к науке. Формирование УУД: Познавательные: развивать интерес к изучению природы, находить и использовать дополнительную информацию; Регулятивные: уметь организовывать свою деятельность, учиться самоконтролю и самооценке; Коммуникативные: уметь слушать и слышать, доносить свою позицию до других людей; Личностные: развивать интеллектуальные способности, научное мировоззрение. Тип урока: урок открытия нового знания. Метод: комбинированный (словесно – наглядно – практический). Оборудование: ноутбук, учебник, дополнительн

univerfiles.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта