О карантине растений. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ "О карантине растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

206 ФЗ «О карантине растений» в последней редакции. О карантине растений


ФЗ-206 "О карантине растений"

Закон о фитосанитарном контроле ставит своей целью обеспечить экологическую безопасность территории России в целом и охрану растений в частности. Подразумевается порядок предотвращения проникновения на территорию государства объектов, находящихся под карантином, а также снижение наносимого ущерба и локализация распространения. Для исполнения предписаний определяются полномочия органов власти и действия, предпринимаемые для решения поставленных задач.

Описание Федерального закона 206

Федеральный закон 206 «О карантине растений» принят 2 июля 2014. Согласно предписанию о вступлении в силу документ стал действующим с 1 января 2015. Отдельные положения, предусмотренные статьей 34, вступают в силу с 1 января 2018.

С момента принятия изменения в закон вносились двумя документами 13 июля 2015. Итоговая редакция ФЗ 206 включает в себя следующие главы:

  • общие положения;
  • государственный фитосанитарный контроль;
  • мониторинг за карантином растений;
  • обеспечение карантинной фитосанитарной безопасности;
  • международное сотрудничество России в данной сфере.

Общие положения Закона «О карантине растений» определяют цели данного документа, а также основные понятия, используемые его статьями. Предписывается правовое регулирование в сфере фитосанитарного контроля, а также полномочия Российской Федерации. В последнем вопросе определяются действия и функции органов контроля, порядок передачи полномочий и обеспечение доступности соответствующей информации.

Государственный фитосанитарный контроль регламентируется предписаниями о его содержании и организации. Отдельно представлены права должностных лиц федерального органа исполнительной власти.

Закон 206 «О карантине растений» предписывает порядок мониторинга и наблюдения за фитосанитарным состоянием территорий. По результатам исследований составляется национальный доклад по текущей ситуации.

Обеспечение карантинной фитосанитарной безопасности регулируется следующими положениями:

  • анализ потенциальных опасностей и рисков;
  • карантинные фитосанитарные требования;
  • экстренные меры;
  • режим карантина растений и порядок принятия решения о его введении или отмене;
  • программа локализации очага и ликвидации карантинных объектов;
  • порядок ввоза и вывоза подкарантинной продукции;
  • лабораторные исследования и процедура обеззараживания;
  • фитосанитарная сертификация.

Международное сотрудничество РФ в сфере фитосанитарного контроля регулируется соответствующими договорами. Закон 206 ФЗ указывает на ответственность за нарушения предписанных норм. Регламентируются и обязанности физических и юридических лиц, касающиеся карантина растений.

В заключительные положения включены предписания о признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ. Также регламентируется порядок вступления в силу Закона «О карантине растений».

Скачать закон о фитосанитарном контроле

Скачать Федеральный закон 206 «О карантине растений» можно здесь. Документ представлен в последней редакции с изменениями, актуальными на 2017 год. Текст будет востребован для изучения правозащитниками и должностными лицами, занятыми в сфере фитосанитарного контроля.

Последние изменения в ФЗ 206

Последние изменения в ФЗ 206 «О карантине растений были внесены 13 июля 2015 года принятием двух документов. Первый внес поправки в соответствии с введением Федерального закона «О свободном порте Владивосток». По ним в статью 28 ФЗ 206 были внесены следующие изменения:

  • отредактирована формулировка части 2 — слова «функциями, установленными» были заменены на «компетенцией, установленной»;
  • в ст 28 Закона «О карантине растений» введена часть 2.1 о возможности Правительства РФ устанавливать компетенцию федеральных органов исполнительной власти в контроле пропускных пунктов на территории свободного порта Владивосток;
  • введена часть 3.1 о решениях, предпринимаемых по результатам проверки документов;
  • введена часть 3.2 о процедуре разработки и реализации мероприятий по управлению рисками.

Согласно второму документу изменения в Закон «О карантине растений» были реализованы введением статьи 5.1. Она регламентирует порядок передачи полномочий федеральными органами власти региональным.

Отдельный интерес представляет рассмотрение ст 32 ФЗ 206 «О карантине растений». Положение регламентирует обязанности граждан и юридических лиц в сфере фитосанитарного контроля. Требования распространяются на те категории лиц, которые имеют подкарантинную продукцию. Предписываются следующие обязанности:

  • выполнение фитосанитарных требований;
  • немедленное извещение контролирующих органов о наличии подкарантинной продукции;
  • обеспечение условий хранения продукции и надзора за ней;
  • контроль над чисткой транспортных средств и контейнеров;
  • выделение специально оборудованных средств для перевозки объектов, обеспечение требуемых условий для их хранения;
  • немедленное извещение органов, ответственных в сфере карантина растений, об обнаружении признаков заражения.

Проведение исследований, транспортировка и хранение, а также иные меры, направленные на исполнение обязанностей, осуществляются за счет средств владельцев подкарантинной продукции.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 404-01-39 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 494-88-69 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (499) 404-01-39 — все регионы РФ.

Похожие законы

210fz.ru

Федеральный закон о карантине растений

При возникновении риска заражения растительной продукции устанавливается режим фитосанитарного карантина, при котором вся потенциально опасная продукция должна проходить определённые проверки и процедуры очищения. Особенности осуществления мероприятий по надзору за распространением подкарантинных продуктов, а также локализации и изоляции опасных территорий устанавливается соответствующим законодательством под номером 206-ФЗ.

Что представляет собой закон о фитосанитарном контроле?

Федеральный закон № 206-ФЗ “О карантине растений” был принят Государственной Думой 2 июля 2014 года и одобрен Советом Федерации 9 июля того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 21 июля 2014 года.

Настоящий закон устанавливает правовую базу, обеспечивающую регулирование фитосанитарной сферы экологии, предусматривает перечень полномочий государственных органов, а также права и обязанности физических и юридических лиц, включая иностранцев, в области карантина растений.

ФЗ-206 состоит из 34 статей и 6 глав следующего содержания:

  • Глава 1 содержит общие положения законодательства, она определяет сферу его деятельности, цели и основные понятия, а также устанавливает полномочия для ответственных в данной сфере государственных органов и порядок информационного обеспечения;
  • Глава 2 предусматривает порядок осуществления государственного фитосанитарного контроля;
  • Глава 3 устанавливает правила проведения мониторинга за фитосанитарным состоянием территории Российской Федерации, а также введения карантина;
  • Глава 4 определяет требования к фитосанитарному карантину, предусматривает правила оценки санитарных рисков, устанавливает перечень экстренных карантинных мероприятий, описывает особенности ликвидации опасных объектов, порядок ввоза и вывоза подкарантинных продуктов, а также определяет требования к лабораторным исследованиям в закрытых зонах и мероприятия по обеззараживанию;
  • Глава 5 описывает правила осуществления международного сотрудничества в сфере фитосанитарной безопасности, а также ответственность за нарушение настоящего законодательства;
  • Глава 6 содержит заключительные положения о вступлении закона в силу.

Государственный фитосанитарный карантинный контроль выполняет следующие задачи:

  • обеспечивает безопасность изолированных растений на территории Российской Федерации;
  • контролирует выполнение гражданами карантинных требований в соответствующих зонах;

Госконтроль санитарной безопасности растений осуществляется в следующих местах:

  • в пограничных пропускных пунктах Российской Федерации. При слежении за ввозом и вывозом подкарантинной продукции проводится досмотр следующих вещей:
    • почтовые отправления;
    • ручная кладь;
    • багаж пассажиров и членов экипажа транспортного средства.
  • в местах организации пунктов растительного карантина, утверждённых уполномоченным в сфере фитосанитарного контроля органом, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • в местах, где осуществляется хранение и переработка подкарантинных продуктов;
  • в местах работы физических и юридических лиц, деятельность которых связана с изолированными растениями или объектами, находящимися под карантином.

Фитосанитарный контроль в карантинных зонах включает в себя проведение следующих мероприятий:

  • проверка продукции и отбор её образцов для лабораторных исследований;
  • фитосанитарное обеззараживание;
  • осуществление фитосанитарных исследований объектов, находящихся в подкарантинной территории.

После проведения необходимых мероприятий по фитосанитарному контролю составляется соответствующий акт о результатах проделанных работ.

Последние изменения, внесенные в 206 ФЗ

В ходе последних поправок законодательства о карантине растений, состоявшихся 28 декабря 2017 года, были осуществлены следующие изменения:

  • изложена в новой редакции статья 7, предусматривающая полномочия Правительства Российской Федерации в определении порядка проведения государственных карантинных мероприятий фитосанитарного контроля;
  • часть 4 статьи 24 признана утратившей силу;
  • изложена в новой редакции часть 5 статьи 34, устанавливающая проведение лабораторных исследований подкарантинной продукции за счёт её собственника. Данный порядок сохраняется до 1 января 2021 года.

Отдельного рассмотрения требует статья 32 ФЗ-206 “О карантине растений”, предусматривающая следующие обязанности физических и юридических лиц в сфере фитосанитарного контроля.

Граждане и юридические лица, которые владеют, используют или арендуют объекты, находящие под карантином, а также осуществляют производство, переработку, хранение, реализацию и транспортировку подкарантинной продукции, включая её ввоз и вывоз, должны выполнять следующие обязанности:

  • соблюдать требования карантинной зоны;
  • оперативно информировать уполномоченные органы обо всех действиях с подкарантинной продукцией;
  • способствовать осуществлению требуемых условий для установления фитосанитарного госконтроля;
  • предоставлять для хранения подкарантинных продуктов соответствующие помещения;
  • пресекать попытки очистить транспортные средства и контейнеры, в которых осуществляется перевозка опасной продукции в непредназначенных для данной процедуры местах;
  • хранить подкарантинную продукцию в соответствии с установленными требованиями;
  • предоставлять транспорт и специально оборудованные объекты для осуществления мероприятий по фитосанитарному обеззараживанию, очистке и дегазации изолированной продукции;
  • оперативно оповещать уполномоченные органы об обнаружении признаков заражения и засорения продукции, находящейся под карантином;
  • осуществлять другие мероприятия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Все действия с подкарантинной продукцией, включая её лабораторные исследования, обеззараживание, очищение и прочее, производятся за счёт ее владельцев.

Скачать закон “О карантине растений”

Для подробного ознакомления с положениями федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 “О карантине растений” рекомендуется скачать документ, содержащий последние актуальные изменения, по ссылке ниже.

Скачать ФЗ-206

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 577-01-78 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 467-38-97 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.

lawlinks.ru

О КАРАНТИНЕ РАСТЕНИЙ

140326 plant

С 1 января 2018 года вступила в силу статья 21 Федерального закона от 21 июля 2014 года №206-ФЗ «О карантине растений», в соответствии с которой вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции осуществляется на основании карантинного сертификата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

К примеру, в предыдущие годы карантинный сертификат выдавался на специальном бланке, а заявителю или его законному представителю приходилось лично получать его на руки. Сегодня сертификат выписывается на основании электронного заявления, к которому прикреплен адрес его электронной почты. В момент подписания электронного карантинного сертификата он направляется на адрес электронной почты заявителя, в результате чего он или его доверенные лица могут в любом месте и в любое время распечатать. Это значительно облегчило получение карантинного сертификата.

В нашем регионе карантинный сертификат оформляется территориальным Управлением Россельхознадзора по Чеченской Республике в течение трех дней со дня представления гражданином, юридическим лицом документов и сведений, путем внесения соответствующих сведений в федеральную государственную информационную систему в области карантина растений, после чего карантинному сертификату присваивается уникальный идентификационный номер.

Перевозка подкарантинной продукции допускается при условии указания в документах, сопровождающих груз, уникального идентификационного номера карантинного сертификата. В случае если период с момента оформления карантинного сертификата до начала перевозки превышает период, установленный карантинными фитосанитарными требованиями, оформленный карантинный сертификат аннулируется.

Собственник подкарантинной продукции или уполномоченное им лицо обязаны осуществить погашение карантинного сертификата в течение одного дня с момента доставки подкарантинной продукции. Карантинный сертификат считается погашенным с момента внесения в федеральную государственную информационную систему в области карантина растений сведений о завершении перевозки партии подкарантинной продукции.

 Для подачи в электронном виде заявления на выдачу карантинного сертификата и погашения карантинного сертификата  (в соответствии со ст. 21 Закона о карантине растений) необходимо зарегистрироваться в системе по ссылке: http://predinfo.fito-rf.ru/notes.dll#.

Проверить подлинность электронного сертификата по его номеру и распечатать его при необходимости можно по адресу: http://eqc.fitorf.ru/proverkakc.

Хотелось бы обратить внимание на то, что остается действующим порядок извещения Россельхознадзора о доставке подкарантинной продукции, утвержденный Приказом Минсельхоза России от 10.08.2017 № 390, согласно которого заявитель в срок не позднее, чем один календарный день со дня доставки подкарантинной продукции, направляет извещение установленного образца в территориальное управление Россельхознадзора, на территории деятельности которого осуществляется доставка. Для передачи информации на сайте Управления (http://rshn-chr95.ru) создана вкладка «Извещение о доставке подкарантинной продукции». Таким образом, кроме погашения карантинных сертификатов, необходимо извещать территориальное Управление Россельхознадзора о доставке подкарантинной продукции.

 

Анжелика Батукаева,

госинспектор отдела фитосанитарного надзора,

качества зерна и семенного контроля  Управления

Россельхознадзора по ЧР

msmena.ru

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ "О карантине...

Действующий

Принят Государственной Думой 2 июля 2014 года

Одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 года

Статья 1. Цели и предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования в области карантина растений, определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также основные права и обязанности физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, должностных лиц), российских юридических лиц, иностранных организаций (далее - граждане, юридические лица) в области карантина растений.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) акклиматизация карантинного объекта - образование на определенной территории популяции карантинного объекта после его проникновения на эту территорию;

2) акт государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) - документ, который отражает результаты государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) подкарантинной продукции, подкарантинного объекта и выдан федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений;

3) акт карантинного фитосанитарного обеззараживания - документ, который подтверждает проведение карантинного фитосанитарного обеззараживания;

4) анализ фитосанитарного риска - определение способности или неспособности объекта быть карантинным объектом, необходимости регулирования распространения карантинного объекта и (или) принятия в отношении его карантинных фитосанитарных мер путем оценки биологических или других научных данных, экономических данных, осуществляемое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

5) борьба с карантинным объектом - подавление численности карантинных объектов, локализация очага карантинного объекта и (или) ликвидация популяции карантинного объекта;

6) вредный организм - жизнеспособное растение любых вида, сорта или биологического типа, животное либо болезнетворный организм любых вида, биологического типа, которые способны нанести вред растениям или продукции растительного происхождения;

7) государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) - деятельность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, направленная на выявление карантинных объектов в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах, обеспечение соблюдения карантинных фитосанитарных требований, предупреждение и пресечение нарушений требований законодательства Российской Федерации в области карантина растений, выполнение международных обязательств и соблюдение законодательства государств-импортеров, государств - членов Таможенного союза в области карантина растений;

8) дегазация - этап карантинного фитосанитарного обеззараживания, на котором проводятся работы по удалению и выводу газов, паров пестицидов в целях снижения их содержания до предусмотренных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения значений предельно допустимых концентраций (уровней) в воздухе рабочих зон, производственных помещений, зданий, сооружений, других объектов обеззараживания, в подкарантинной продукции путем проветривания, вентилирования;

9) досмотр - обследование должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, подкарантинной продукции, подкарантинных объектов в целях выявления наличия или отсутствия соответственно в этой продукции, на этих объектах карантинных объектов и (или) проверки соблюдения карантинных фитосанитарных требований с возможностью отбора проб и (или) образцов;

10) временные ограничения - принятие карантинных фитосанитарных мер, запрещающих ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции, вывоз из Российской Федерации подкарантинной продукции, перемещение по территории Российской Федерации подкарантинной продукции;

11) заражение - наличие в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах жизнеспособных вредных организмов, характерных для определенного вида подкарантинной продукции, для подкарантинных объектов;

12) засорение - не являющееся заражением наличие в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах вредных организмов;

13) карантин растений - правовой режим, предусматривающий систему мер по охране растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации;

14) карантинный объект - вредный организм, отсутствующий или ограниченно распространенный на территории Российской Федерации и внесенный в единый перечень карантинных объектов;

15) карантинный сертификат - документ, который удостоверяет соответствие партии подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям и выдан федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, при перемещении подкарантинной продукции по территории Российской Федерации;

16) карантинная фитосанитарная безопасность - состояние защищенности территории Российской Федерации от рисков, возникающих при проникновении на нее и (или) распространении по ней карантинных объектов;

17) карантинная фитосанитарная зона - территория, на которой введен карантинный фитосанитарный режим вследствие выявления карантинных объектов и осуществляется борьба с ними;

18) карантинные фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования, правила и процедуры в области карантина растений, установленные в целях обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности;

19) карантинный фитосанитарный режим - комплекс мер, направленных на создание условий для локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта в карантинной фитосанитарной зоне в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений и программой локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта в целях обеспечения карантина растений и предотвращения дальнейшего распространения карантинных объектов в карантинной фитосанитарной зоне;

20) карантинное фитосанитарное обеззараживание - процедура по уничтожению, удалению, стерилизации (лишению репродуктивной способности) вредных организмов или лишению их жизнеспособности;

21) карантинное фитосанитарное обследование - процедура, проводимая должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, в целях определения популяций карантинных объектов и обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности в установленный период;

22) карантинное фитосанитарное состояние территории, подкарантинной продукции, подкарантинного объекта - наличие или отсутствие на территории, в подкарантинной продукции, на подкарантинном объекте карантинных объектов;

23) карантинные фитосанитарные требования - требования, предъявляемые к подкарантинной продукции, ее ввозу, производству (в том числе переработке), хранению, перевозке, реализации, уничтожению и к подкарантинным объектам;

24) ликвидация популяции карантинного объекта - принятие карантинных фитосанитарных мер для уничтожения популяции карантинного объекта;

25) локализация очага карантинного объекта - принятие карантинных фитосанитарных мер на территории, где выявлен карантинный объект, и вокруг этой территории для предотвращения распространения такого объекта;

26) осмотр - визуальное обследование должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, подкарантинной продукции, подкарантинных объектов в целях выявления карантинных объектов без отбора проб и (или) образцов;

27) очаг карантинного объекта - часть территории Российской Федерации или иностранного государства либо территорий групп иностранных государств, на которых выявлена популяция карантинного объекта или выявлено резкое увеличение численности популяций карантинных объектов;

28) партия подкарантинной продукции - количество однородной подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю;

29) подкарантинная продукция - растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер;

30) подкарантинные объекты - земельные участки любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования (помещения), оборудование, транспортные средства, контейнеры, иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов;

31) посадочный материал - плоды, соплодия, части сложных плодов, не являющиеся семенным материалом, растения или их части, употребляемые для размножения вегетативным путем;

32) почва - компонент природной среды, состоящий из минеральных и органических частей, которые обеспечивают жизнедеятельность растений. К понятию "почва" не относятся торф, песок, грунт глубокого залегания, компост, а также искусственно созданная среда обитания растений;

33) растения - растения и их части, включая семена (семенной материал) и генетический материал;

34) реэкспортный фитосанитарный сертификат - документ международного образца, который выдан национальной организацией по карантину и защите растений страны-реэкспортера и сопровождает партию подкарантинной продукции, импортируемой в страну в целях ее последующего экспорта, если осуществлялись хранение, разделение на части, переупаковка указанной партии подкарантинной продукции, смешивание ее с другими партиями подкарантинной продукции, а также удостоверяет соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения;

35) семена (семенной материал) - части растений (клубни, луковицы, собственно семена, соплодия, части сложных плодов и другие), применяемые для воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений или для воспроизводства видов лесных растений;

36) собственник подкарантинной продукции - лицо, у которого находится подкарантинная продукция на праве собственности;

37) фитосанитарный сертификат - документ международного образца, который выдан национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, сопровождает партию подкарантинной продукции, удостоверяет соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения;

38) фитосанитарный контрольный пост - специально оборудованный в соответствии с законодательством Российской Федерации пункт карантина растений в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации или в иных местах, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации оборудуются пункты карантина растений;

39) фитосанитарный риск - вероятность проникновения на территорию Российской Федерации и распространения по ней карантинных объектов, а также масштаб связанных с этим возможных последствий;

40) экстренные карантинные фитосанитарные меры - меры, введенные в случае изменения фитосанитарной обстановки на территории Российской Федерации, территории иностранного государства или территориях групп иностранных государств.

dokipedia.ru

Карантин растений | справочник Пестициды.ru

Предпосылки к возникновению карантина растений

Вредители полезных культур и сорняки всегда были одной из главных проблем растениеводства. На сегодня известно более 60 тысяч видов различных вредителей растений – насекомых, возбудителей заболеваний, сорных трав. Во все времена они приносили людям немалые убытки, угрожали потерей урожая и голодом городам и целым странам. Актуальность проблемы возросла с развитием международных торговых отношений, в ходе которых государства начали обмениваться растительной продукцией.[1]

Долгое время не существовало никаких согласованных мер, призванных уменьшить ущерб от вредоносных организмов. Это находило свое отражение в экономических затратах на уровне государства. Так, в царской России убытки, связанные с ежегодными потерями урожая от вредителей, составляли 1,4 млрд. рублей ежегодно – эта цифра на те времена равнялась четверти государственного бюджета. В то же время в Канаде ущерб составлял более 125 млн. долларов в год – тоже очень немало.[5]

Во время эпидемий чумы прибывшие из зараженных областей корабли оставались в порту на 40 дней – достаточное время для того, чтобы исключить опасность экипажа и груза для страны, в которую они прибыли. Однако на предмет болезней растений подобных мер не проводилось. Такого понятия, как досмотр, не существовало, а качество товара оценивалось визуально и бегло. Это имело известные последствия: практически все страны, обменивающиеся растительной продукцией, обменялись и вредителями.[5]

У многих вредоносных организмов существуют собственные механизмы расселения. Например, гусеницы непарного шелкопряда имеют на теле особые воздушные пузырьки, создающие им возможность перемещаться с ветром, а многие виды тлей, к примеру, листовая форма филлоксеры, распространяются с током воды по оросительным системам. Однако до того, как вредители стали перевозиться человеком, они распространялись довольно медленно: мешали естественные барьеры, например, горы, изменения характера местности, большие водные пространства. Перевозка с растительными товарами позволила насекомым и болезням преодолеть эти препятствия и распространиться на области, прежде им недоступные.[1]

Карантин растений - Филлоксера Филлоксера

Филлоксера

Карантин растений - Филлоксера

Поражение листьев винограда, вызванное Филлоксерой.

Использовано изображение:[8]

Примерно с начала XIX века потребность в карантине стала возрастать с каждым годом, так как расселение вредных организмов начало приобретать прогрессирующие темпы. Биологические особенности многих привнесенных вредителей позволили им успешно пройти акклиматизацию. Для некоторых качество существования на новом ареале нисколько не пострадало в сравнении с жизнью в прежних условиях. Зачастую вредителям достаточно иметь лишь устойчивую кормовую базу, а к остальным особенностям они могут приспособиться. Так, расселяясь на более северные территории, некоторые насекомые сокращают число генераций, воспроизводимых в год, но при этом тем не менее наносят большой вред растениям. Порой новые условия оказываются даже более благоприятными в сравнении с прежними. Это можно увидеть на примере Амбарного долгоносика: попав к нам из Индии, он прочно обосновался среди изобилия растущих в России зерновых культур.[5]

К середине XIX столетия опасность распространяющихся вредителей возросла максимально. В 1860 году из США во Францию была завезена Филлоксера, за пять лет уничтожившая виноградники на площади более 1,2 млн. гектаров. В США из Японии попали возбудители ракового заболевания стволов каштанов, из-за которого на территории страны погибли все деревья местных ценных сортов. Вред, наносимый насекомыми, нематодами, болезнями и сорняками, вынудил международное сообщество приступить к созданию карантина, который помог бы предотвратить дальнейшее проникновение и расселение вредителей на территории разных стран.[5]

История возникновения

Пагубные последствия от завоза иноземных вредителей и болезней растений побудили многие государства встать на путь законодательного регулирования международного товарообмена. Стали заключаться конвенции и соглашения, были сформированы требования к ввозимым товарам, в каждой стране появились службы, ответственные за проведение карантинных мероприятий. В 1951 году создана Европейская и Средиземноморская Организация по защите и карантину растений.[5]

одним из первых карантинных документов был Указ о запрещении ввоза в страну виноградных лоз и черенков, изданный в 1873 году – в то время в Европе бушевала «эпидемия» распространения виноградной тли. Но в целом до революции карантинные мероприятия были разрозненны. После нее ситуация изменилась – в 1924 году создали межведомственную карантинную комиссию, деятельность которой была направлена на защиту хлопкосеющих регионов страны от завоза болезней хлопчатника. В 1925 г. было принято постановление, регулирующее ввоз в страну картофеля. И только в 1931 году при Народном Комиссариате Земледелия СССР сформировалась Государственная служба по карантину растений, на которую возложили максимальное число обязательств не только в отношении отдельных вредителей, но и по проведению всех карантинных мероприятий.[1]

Двумя годами позже по стране стали создаваться карантинные лаборатории, позволяющие обследовать отдельные регионы на предмет выявления вредителей. Затем был разработан ряд нормативных документов, регулирующий карантинные мероприятия. На сегодняшний день Карантинная служба продолжает существовать – в модифицированном и многократно улучшенном виде.[1]

Она отвечает за все профилактические и радикальные карантинные меры, проводимые на территории России, несет информационную функцию, участвует в разработке новых методов борьбы с вредителями, контролирует соблюдение правил при производстве и переработке растительной продукции, выдает карантинные сертификаты и несет ответственность за благополучие растительных богатств страны.[5]

Так называется вид карантинного вредного организма растений, который отсутствует или ограниченно распространен на территории страны, но может быть занесен или может проникнуть самостоятельно извне и вызвать значительные повреждения растений и растительной продукции.[2]

Выделение этого понятия очень важно для определения перспектив борьбы с опасными вредителями. Именно по отношению к не встречающимся или ограниченно распространенным организмам актуальны меры, направленные на профилактику их появления или уничтожение. Если вредоносный вид становится распространен широко или повсеместно, эти меры утрачивают свою эффективность; по отношению к таким вредителям становится возможным предпринимать только мероприятия, направленные на снижение их численности.

Все карантинные вредители объединены в Перечень карантинных организмов, объединяющий в себе более двух сотен разных видов насекомых, болезней и сорняков.[1]

Направления карантина

Карантин разделяют на внешний карантин и внутренний карантин. Внешний карантин имеет целью защитить растительные ресурсы страны от ввоза новых карантинных организмов из-за рубежа. Некоторые виды карантинных вредителей, болезней и сорных растений ограниченно распространены на территории нашей страны; чтобы предотвратить их повсеместное расселение, проводятся мероприятия внутреннего карантина.[1]

Карантин растений - Досмотр карантинной продукции Досмотр карантинной продукции

Досмотр карантинной продукции

Карантин растений - Досмотр карантинной продукции

Использовано изображение:[7]

Все карантинные мероприятия делятся на меры профилактического и радикального характера.

Профилактические проводятся с целью выявления карантинных организмов. Самые важные из них – это досмотр и экспертиза. Досмотр растительной продукции и растений может проводиться как в сельскохозяйственных и других угодьях, так и при их перевозке. Во время него визуально оценивают качество подкарантинного материала, определяют наличие или отсутствие признаков поражения карантинными вредителями и при необходимости отбирают пробы для проведения экспертизы. Последняя может включать изучение образцов под микроскопом, рентгенографию подкарантинных материалов, химические методы выявления вредоносных организмов и др.[2]

Радикальные меры направлены на уничтожение карантинных вредителей, они могут проводиться как с сохранением (рефрижерация, фумигация), так и с уничтожением (сжигание, выкорчевка) подкарантинного материала.[4]

Область, на которой выявляют карантинных вредителей, объявляют зоной карантина. Наложение карантина влечет за собой ограничения на вывоз растительной продукции и дает основания для проведения карантинных мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию очага заражения. После их успешного проведения проводится снятие карантина с отменой всех ограничений.[1]

Анализ фитосанитарного риска

На территории, которая, как считают, находится под угрозой заражения карантинными организмами, проводят ряд мероприятий, определяемых под общим названием «анализ фитосанитарного риска». Как правило, они выполняются на территории страны, но иногда его проводят в меньших (область, край) или больших (группа стран) территориальных пределах.[3]

Он состоит из трех последовательных стадий.

  1. Подготовительный этап. Во время него составляют список карантинных организмов, которые могут представлять опасность, и изучают пути их попадания или распространения на исследуемую зону.
  2. Оценка фитосанитарного риска. Каждый из карантинных видов, которые могут представлять угрозу, рассматривают отдельно: изучают факторы его акклиматизации, определяют потенциальное экономическое значение в ареале.
  3. Оценка снижения фитосанитарного риска. На протяжении данной стадии планируются меры, направленные на снижение риска завоза карантинных видов. Это может быть запрет на ввоз определенной продукции, проведение досмотра и сертификация импортируемых грузов, содержание поступающей продукции в интродукционно-карантинных питомниках, ограничения товара к использованию после ввоза и т.д.[3]

В целом анализ позволяет определить, нуждается ли та или иная область в регулировании вредного организма. Если по его результатам эта необходимость подтверждается, он дает полный перечень мер, призванных не допустить проникновения и распространения карантинных вредителей, болезней и сорных растений.[3]

Близкие статьи

Законодательство в сфере карантина

Долгое время товарные взаимоотношения между странами определялись лишь отдельно составленными соглашениями и договорами, в которых раскрывались правила и нормы, касающиеся импорта и экспорта растительной продукции. В настоящее время основным документом в этой сфере является Международная конвенция по карантину и защите растений, последний пересмотр которой был сделан в 1997 году. Этот документ освещает общие положения по организационным мероприятиям в отношении национального карантина, рассматривает порядок фитосанитарной сертификации и требования при импорте, и касается множества других вопросов, связанных с международным сотрудничеством.[1]

В России порядок проведения карантина описан Федеральным Законом о карантине растений № 99-ФЗ от 15.07.2000, в котором подробно раскрыты вопросы терминологии, правил и норм обеспечения карантина, полномочия государственной карантинной службы и т.д. Последний раз текст Закона редактировался в 2011 году, когда ряд статей был признан утратившими силу; помимо него, существуют Перечень карантинных организмов, нормативные документы, ГОСТы и другие документы, касающиеся карантина растений.[6]

 

В условиях перехода приоритетов с государственной монополии на внешнюю торговлю и при непрерывном развитии рыночной экономики объем ввоза подкарантинной продукции в Россию растет год от года. Карантин позволяет защищать ее территорию от возможного проникновения вредителей и быстро справляться с уже возникшими очагами заражения. Карантин растений часто называют первой линией защиты растительных богатств, и это определение нельзя назвать преувеличенным. Предупреждение завоза и расселения карантинных вредителей играет огромную роль в обеспечении защиты растений на территории нашей страны.[3]

Благодаря тщательно спланированным мероприятиям, удается не только побороть, но и предупредить появление множества проблем, а также предвидеть, как будет развиваться ситуация в дальнейшем. Остается надеяться, что и в будущем надежность «первой линии защиты» не пострадает, независимо от того, с какой угрозой ей предстоит столкнуться.[3]

 

Ссылки

Все статьи на тему: Карантин растений

Статья составлена с использованием следующих материалов:

Литературные источники:

1.

Васютин А.С. Карантин растений в Российской Федерации/ Васютин, А.С., Сметник А.И., Мордкович Я.Б. и др. Под редакцией Васютина А.С. и Сметника А.И. - М.: Колос, 2001 - 376 с.: (16) л. ил.: ил.

2.

ГОСТ 20562-75. Карантин растений. Термины и определения.

3.

Карташева И.А., Зимоглядова Т.В. Мониторинг карантинных вредных организмов на территории Российской Федерации. – Ставрополь, издательство СтГАУ «Аргус», 2004. – 154 с.

4.

Правила по охране территории РФ от карантинных вредителей, болезней растений и сорняков от 19.02.1996 г.

5.

Справочник по карантинным и другим опасным вредителям, болезням и сорным растениям. – М.: Колос, 1970. – 15с.

6.

Федеральный закон о карантине растений № 99-ФЗ от 15.07.2000, ред. 18.07.2011 г.

Изображения (переработаны):

7.

Сайт управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и республике Калмыкия. http://rsn-rostov.ru/

8. Свернуть Список всех источников

www.pesticidy.ru

Карантин растений

Карантин растений - система государственных мероприятий, направленных на защиту растительных богатств страны от завоза и вторжения из других государств карантинных и других особо опасных вредителей, возбудителей болезней растений и сорняков, а в случае проникновения карантинных объектов — на локализацию и ликвидацию их очагов.

Находясь на отдыхе в какой-нибудь экзотической стране, всегда есть соблазн привезти от туда какое-нибудь интересное растение, которое будет напоминать о замечательных днях отпуска.

Но сделать это не так просто. Существует служба по карантину, которая занимается охранной территории нашей страны от карантинных и прочих опасных вредителей, а так же болезней растений, способных нанести экономический ущерб народному хозяйству страны. Существует фитосанитарный контроль. Он проходит одновременно с таможенным. Пассажиры предъявляют все материалы растительного происхождения, которые находятся в багаже или ручной клади пассажиров.

Пройти фитоконтроль без специального разрешения не сможет никто. Подобные правила по перевозке растений распространяются даже на яблоки. Чтобы не попасть в затруднительную ситуацию Вам следует обратиться в службу фитоконтроля проконсультироваться с её сотрудниками, которые объяснят, на что следует обратить внимание при перевозке растений, а так же расскажут Вам всю необходимую информацию о правилах перевозки. Карантинные фитосанитарные требования.

На территорию России запрещается ввозить растительную продукцию и землю, которая может быть заражена карантинными организмами. В соответствии с российским законодательством подкарантинный груз изымается на таможне и отправляется в ту страну, из которой его пытались провести. Так же возможен вариант уничтожения.

У нас в стране существует закон «О карантине растений». Согласно этому закону, запрещается провоз в ручной клади или багаже тех материалов, на которые распространяется этот самый закон. В их число входят: 1) Семенной материал сельскохозяйственных растений и их части (черенки, корни, корнеплоды и так далее), 2) Свежие плоды овощей, ягоды, грибы. 3) Культуры живых грибов, бактерий, вирусов, клещей, насекомых, которые являются переносчиками болезней растений, за исключением образцов, которые ввозят для научных целей. 4) Коллекции насекомых, возбудителей болезней растений. 5) Рис, орехи, мука, чай, пряности, специи.

Допускается ввоз в Россию из зарубежных стран без импортных карантинных разрешений: 1) Продукции на продовольственные цели, такие как хмель, крахмал, кофе молотый, сахар рафинированный расфасованный. 2) Обработанная рисовая солома, которая предназначена для промышленных изделий, ворсовальных шишек, отделочной древесины, пробкового дерева, шерсти… 3) Лекарственное сырье.

Если же провозимые растения отвечают нормам, то их общий вес не должен превышать 5 килограмм, к тому же обязательно наличие сертификата, который подтверждает то, что растение здоровое. Документ выдается страной, откуда растение ввозится. Специальных разрешений требует не только ввоз, но и вывоз растительной продукции. Растительная продукция подлежит фито контролю. Кроме того, она должна отвечать условиям, которые предусматривают международные соглашения.

Точно так же как и при ввозе к растениям обязательно должен прилагаться сертификат. Вывозимые растения подлежат контролю два раза. Первый раз в местах, где происходит отгрузка, в случае если партия вывозимых растений большая. А второй раз – в аэропорту. Если совершается перевозка внутри страны, каждая партия растений, которая подлежит фитоконтролю, должна сопровождаться сертификатом. Чтобы получить сертификат нужно обратиться в Государственную инспекцию по карантину растений. Все эти строгие нормы необходимы, чтобы свести к минимуму провоз растений, которые могут быть заражены и не допускать их дальнейшее размножение на территории страны.

Пассажиры должны быть уведомлены о том, что нормы фито контроля распространяются и на продукты питания растительного происхождение в количестве, превышающем 5 кг. А это значит, из Узбекистана Вам вряд ли удастся привезти много-много сладких дынь. Поэтому, чтобы не пришлось оставлять в аэропорту продукты и платить штрафы, Вам придется изучить правила перевозки растений.

В настоящее время существует высокая потенциальная опасность проникновения в нашу страну новых карантинных вредителей. Это связано с увеличивающимся импортом продукции растительного происхождения. Как показывает многолетняя практика борьбы с колорадским картофельным жуком, его проникновение и дальнейшее распространение по территории приводит к огромным финансовым затратам. Поэтому карантин должен играть очень важную роль в комплексе мер по защите растений.

К потенциально опасным для нашей страны вредителям следует отнести американского клеверного минера, капрового жука, яблонную муху, несколько видов зерновок и др. Такие ограниченно распространенные у нас карантинные виды, как американская белая бабочка, картофельная моль, калифорнийская щитовка, восточная плодожорка, не заняли еще свои естественные ареалы и продвигаются в новые районы. Карантин растений — задача общенародного значения, и решение ее возложено на Государственную инспекцию по карантину растений.

Карантинным объектом называют вид карантинного вредного организма растений, который отсутствует или ограниченно распространен на территории страны, но может быть занесен или может проникнуть самостоятельно извне и вызвать значительные повреждения растений и растительной продукции. Расселению карантинных объектов способствуют активные миграции, свойственные некоторым насекомым, перенос на шерсти животных или оперении, а также воздушные и водные течения. Но основными факторами являются расширение торговых и иных связей между странами и развитие туризма.

В дореволюционной России карантинное законодательство сводилось лишь к нескольким указам по охране территории страны от иноземных вредителей. Но и эти указы не играли большой роли вследствие отсутствия карантинной службы. После Великой Октябрьской социалистической революции была начата работа по созданию карантинного законодательства и охране растительных богатств страны. 5 июня 1931 г. при Народном комиссариате земледелия СССР была создана единая Государственная карантинная служба, в том же году было разработано положение о карантинном контроле над ввозом в страну сельскохозяйственной продукции и живых растений.

В настоящее время служба по карантину растений возглавляется Управлением государственной инспекции по карантину и защите растений. В состав службы входят: пограничные государственные и государственные инспекции по карантину растений (с карантинными лабораториями и фумигационными отрядами) в союзных и автономных республиках, краях и областях; государственные городские и межрайонные инспекции по карантину растений; районные пункты по карантину растений; пограничные пункты по карантину растений в морских и речных портах (на пристанях), на железнодорожных станциях, в аэропортах, на главных почтамтах и шоссейных дорогах. Карантинную фумигацию подкарантинных материалов проводят фумигационные отряды. Для выявления в импортном посадочном и семенном материале скрытого заселения или заражения карантинными и другими особо опасными вредителями или возбудителями болезней растений и для обеспечения выпуска здорового посадочного и семенного материала создана сеть интродукционно-карантинных питомников и карантинных оранжерей. В некоторых случаях для борьбы с отдельными распространяющимися в массе вредителями создаются специальные экспедиции. Государственным инспекторам по карантину растений помогают общественные

Ввоз из других государств подкарантинных материалов допускается лишь при наличии импортного карантинного разрешения, в котором определены условия ввоза и использования этих материалов и фитосанитарного сертификата, выдаваемого государственными органами по карантину или защите растений страны-экспортера, удостоверяющего карантинное состояние ввозимой в продукции. Ввоз подкарантинных материалов осуществляется через определенные пограничные пункты, где государственные карантинные инспектора проводят первичный досмотр груза, материалов и транспортных средств, отбор образцов от партий груза и направляют их на экспертизу. Если в растительной продукции, ввезённой в страну, обнаружены карантинные или другие опасные вредители, болезни растений и сорняки, она подлежит обязательному обеззараживанию химическим или другими способами, очистке от сорняков, высеву или высадке в интродукционно-карантинных питомниках и оранжереях, технической переработке или использованию в районах, где нет опасности распространения обнаруженных объектов. Если эффективное обеззараживание или очистка не могут быть проведены, груз должен быть возвращен в экспортирующую страну или уничтожен.

Вывозимая продукция должна отвечать условиям, предусмотренным международными договорами по карантину и защите растений или торговыми соглашениями, и не входить в перечень биологических объектов, не подлежащих вывозу. Каждая партия груза сопровождается фитосанитарным сертификатом установленного образца. Уставом государственной службы по карантину растений определены и мероприятия по внутреннему карантину растений. Для выявления очагов карантинных объектов проводят обследования. При установлении заселенности принимают меры по локализации и ликвидации очагов, а на хозяйства, населенный пункт или определенную зону налагается карантин.

http://www.agrofak.com/zashchita-rastenii/entomologiya/karantin-rastenij.html http://www.vitadez.ru/katalog/metodi-zaschiti-rasteniy-ot-vrediteley/karagtin-rasteniy http://www.intergid.ru/aviatickets/fito-control/ http://www.cap.ru/home/65/aris/bd/karantin/document/55.html



biofile.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта