Несколько растений увяло грамматическая основа. Простое предложение грамматическая основа двусоставного предложения

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Грамматическая основа: подлежащее и сказуемое. Несколько растений увяло грамматическая основа


Синтаксис. Пунктуация. 8 класс ( урок 11-20 ) - Простое предложение. Грамматическая основа предложения.

Комментарии преподавателя

Цели урока:

  1. Повторить и обобщить материал по теме «Словосочетание».

  2. Подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.

  3. Научить различать двусоставные предложения от односоставных.

  4. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.

  5. Научить овладевать нормами построения и употребления односоставных предложений в собственной речи.

Оборудование: раздаточный материал - карточки, ИКТ, Учебник Русский язык 8 класс. Л.А. Тростенцова, T.A. Ладыженская.

Ход урока:

I Слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами обобщим и систематизируем все знания по теме «Словосочетание», проанализируем и повторим материал по структуре простого предложения. Эти знания вам будут необходимы при написании итоговой контрольной работы за этот учебный год и при сдаче Единого Государственного экзамена

а) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!"

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на высказывание, написанное на доске. Почему именно эти слова я записала как эпиграф?

- Что такое словосочетание?

- Какие виды словосочетаний по наличию главного слова вы знаете? /глагольные, именные, наречные.

- Какие виды связи в словосочетании вы знаете? /сочинительная и подчинительная/ -Какие способы подчинительной связи вы знаете? /согласование, управление, примыкание/

б) Задание по высказыванию: Выпишите словосочетаний со следующими видами связи: 1) согласование, 2) управление, 3) примыкание.

в) Работа со схемой.

Пользуясь схемой, вспомним, какие бывают предложения по указанным признакам.

г). Синтаксический разбор предложений 

Я лежу, и огненные птицы кружатся подолгу надо мной (Л. Романов). 2. Попахни, черемушка, родимой сторонушкой, лежалой соломушкой, шершавой коровушкой, метеною улочкой, осевшим крылечком, прошедшим и будущим теплом человеческим (О. Фокина).

Коллективное обсуждение поможет тем учащимся, которые испытывают затруднения. После проведения синтаксического разбора учитель делает важный вывод: каким бы ни было предложение по цели высказывания, по интонации, по числу грамматических основ, наличию второстепенных членов или осложненности, обязательным элементом его строения является грамматическая основа. В ней сосредоточены грамматические значения предложения, отличающие его от любого другого сочетания слов.

II. Объяснение нового материала.

Учитель: Какие виды предложений по наличию главных членов вы встретили в данных предложениях? /Двусоставные и односоставные/

Работа с учебником

Чтение теоретического материала п. .. на стр. .. и ответы на вопросы.

III. Закрепление

а)Для того чтобы проверить, как вы поняли тему урока, перед вами сейчас появятся три вида работ.

Первое задание высвечивается на экране, затем дается правильный ответ.

1. Определите, простое предложение или сложное: а) простое; б) сложное

1. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.

  1. Звезды смотрят с высоты, и льется таинственный свет.

  2. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

  3. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнутся.

  4. Из дома регулярно приходили письма, и мы были спокойны.

  5. Жилище мое обросло случайными, но интересными вещами.

  6. В воздухе чувствуется запах вёсны, и в школах готовятся к экзаменам.

  7. Он выдержал экзамен и был принят в институт.

  8. Здесь был густой лес и темный лес.

10. Ночь подобралась незаметно, окутав землю темной вуалью.

 

Второе задание — работа по карточкам

I. Найдите двусоставные и односоставные предложения. Перепишите, обозначив главные члены предложений.

Вспоминае(т, ть)ся мне ранняя, погожая осень. Прохладн.. тиш..ну утра нарушает сытое квохтанье дроздов. В поредевш..м саду далеко в..дна дорога к шалашу. Всюду славно в..дна яблоками. До вечера в саду толпи(т, ть)ся народ. Темнеет.Бодро идёшь домой. Эхо раскати (т, ть)ся по горизонту (далеко)далеко. Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом.Красный дым вился над кровлею.

П.Найдите двусоставные и односоставные предложения. Перепишите, обозначив главные члены предложений.

Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом.. Красный дым вился над кровлею. Стекла тр..шали... Искры полетели огненной метелью. Однажды я шёл по дороге из города. Веч..рело. 3 От засыхающих лист..ев пахло осен..ю. Поздняя осень. Грачи улетели. Ночь. Машина трогается..Долго блестит в темноте фонарик. Колхозники расходятся по домам..

 

 

Третье задание .

1 .Выпишите односоставные предложения

2.На перевале караван задержался.

  1. Присаживаемся к костру.

  2. Густой туман. Изморось.

  3. Дождь гонит ветер с гор.

  4. С утра морозит.

7.Полярники прислали в зоопарк двух медведей.

  1. К вечеру похолодало.

Распространите односоставные предложения

1.Тишина.

2.Мне нездоровится.

  1. Сижу и читаю.

  2. Лес.

  3. Газеты доставляют по утрам. в) Творческая работа

Сочинение - миниатюра. Опишите картину, используя односоставные предложения.

г) Работа с теоретическим материалом стр ... Выполнение упр ...

 

IV.0бобщение.

УЧИТЕЛЬ: Подведём итоги урока.

- На какие же группы, по нашим наблюдениям, делятся предложения по строению грамматической основы?

(Односоставные и односоставные)

- В односоставных предложениях из чего может состоять грамматическая основа? (Подлежащее или сказуемое)

 

V. Домашнее задание

www.kursoteka.ru

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Стр 1 из 4Следующая ⇒

СПРАВОЧНИК

ТЕОРИЯ К ЗАДАНИЯМ в форме ОГЭ

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

УКАЖИТЕ КОЛИЧЕСТВО ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Односоставное предложение.

Односоставное предложение имеет только один из главных членов. Главный член в нем независим, поэтому некорректным было бы характеризовать главный член любого односоставного предложения в терминах двусоставного — как сказуемое или подлежащее. Однако в школьной практике сохраняется традиционная классификация односоставных предложений: с главным членом — сказуемым и с главным членом — подлежащим:

односоставное предложение с главным членом
сказуемым подлежащим
определенно-личное неопределенно-личное безличное назывное
обобщенно-личное    

 

Односоставность сама по себе не свидетельствует о неполноте предложения, так как наличие только одного из главных членов достаточно для понимания смысла этого предложения.

Определенно-личные, неопределенно-личные предложения, обобщенно-личные предложения

В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я, ты, мы, вы:

Иди сюда.

Иду.

Пойдемте в кино.

В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола. Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен:

В дверь стучат /. постучали.

Пусть стучат.

Если бы стучали громче, я бы услышал.

В обобщенно-личныхпредложениях говорится о действии, которое приписывается всем и каждому в отдельности. В этих предложениях главный член выражен так же, как в определенно- или неопределенно-личном предложении: глаголом в форме 2 лица единственного числа изъявительного и повелительного наклонений или в форме 3 лица множественного числа изъявительного наклонения:

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Цыплят по осени считают.

Такие предложения представлены в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.

К обобщенно-личным относятся и предложения типа. Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо формы 1 лица употребляет форму 2 лица.

Безличные предложения

Главный член безличного предложения стоит в форме 3-го лица единственного числа (в настоящем или будущем времени изъявительного наклонения) или среднего рода единственного числа (в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении) — это так называемая безличная форма.

Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с Простого Глагольного Сказуемого и выражается:

1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого — быть главным членом безличных односоставных предложений:

Холодает / холодало / будет холодать.

2) личным глаголом в безличной форме:

Темнеет.

3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:

Ветра не было / нет.

Главный член, сходный по структуре с Составного Глагольного Сказуемого, может иметь следующее выражение:

1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:

За окном стало темнеть.

2) глагол-связка быть в безличной форме (в наст. вр. в нулевой форме) + наречие + инфинитив:

Жаль / было жаль расставаться с друзьями.

Пора собираться в дорогу.

Главный член, сходный по структуре с Составного Именного Сказуемого, выражается:

1) глагол-связка в безличной форме + наречие:

Было жаль старика.

На улице становилось свежо.

2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:

В комнате было накурено.

Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивныепредложения:

Ему завтра дежурить.

Всем встать!

Безличные предложения обозначают:

1) бессубъектные состояния:

На улице темнеет.

2) действия, происходящие помимо воли субъекта:

Меня знобит.

3) действия, при описании которых само действие важнее, чем его производитель:

Волной смыло лодку.

Назывные предложения

Назывное предложение — это односоставное предложение с главным членом-подлежащим. В назывных предложениях сообщается о существовании и наличии предмета. Главный член назывного предложения выражается формой И. п. существительного:

Бессонница. Гомер. Тугие паруса (О. Э. Мандельштам).

В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон, вот, а для введения эмоциональной оценки — восклицательные частицы ну и, какой, вот так:

Какая погода! Ну и дождь! Вот так гроза!

Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:

Поздняя осень.

Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные:

Скоро осень. Ср.: Скоро наступит осень.

На улице дождь. Ср.: На улице идет дождь. Найти в предложениях подлежащие, определить, чем они выражены.

1) Где совесть с правдой обитают?

2) До полюса дошло на лыжах пять человек.

3) Слабенькое гав-гав собачонки никого не пугало.

4) Двое уже обогнали меня.

5) Здравый человек учится на чужих ошибках – глупца ничто не научит.

6) Невидящий лишь то берёт, что видящий ему даёт.

 

Синтаксический разбор предложения. Объясните вставленные буквы.

З…ря разг…ралась всё больше, краски на камышах и в…де бе…пр…станно менялись, туман завитками плыл вместе с рекой, ивовые листья бл…стели, как лакирова…ые.

 

В каком наклонении стоят глаголы в предложениях? Подчеркните сказуемые, определите, чем они выражены.

1) Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле.

2) Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной.

3) Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

4) Ещё я долго буду петь.

5) Твоих друзей не канут в лету бесчисленные имена.

 

Подчеркните грамматические основы предложений, определите, чем выражены сказуемые. Объясните вставленные буквы.

Наступила ненас…ная осень. Листья (с)начал… почернели, а (за)тем и (со)всем опали. Зар…дили бе…пр…станные дожди. Всё небо зат…нули свинцовые тучи. Лес пр…тих, наст….рожился. Но вот нал…тел ре…кий ветер, д…ревья заскр…пели, в их в…ршинах раздался треск.

 

Найдите предложения с составным глагольным сказуемым.

1) Ящериц кругом было много.

2) Я хочу поговорить с ним об этом.

3) Он собирался написать письмо отцу.

4) Мы будем вместе решать эту проблему.

5) Удочки будто подбрасывала резвая волна.

 

Найдите предложения с составным именным сказуемым.

1) Летние ночи Петербурга – это непрерывная вечерняя заря.

2) Я не мог оторвать глаз от убегающих лесов.

3) В лицо мне дышит свежая трава.

4) В комнате было тихо, темно и очень душно.

5) День будет долог, светел и горяч.

 

В каких предложениях подлежащее выражено словосочетанием?

1) Средняя скорость ветра – двадцать километров в час.

2) По пескам у горизонта плыли три белых паруса.

3) Чинить яхты – работа не очень приятная.

4) В нашей семье все читают «Аргументы и факты».

5) В оде Державина нарисован условный портрет монарха.

6) Четверо ребят отправились на рыбалку.

 

В каких предложениях нужно поставить тире?

1) Иметь хороший почерк одно из правил вежливости.

2) Утро ясное, солнечное.

3) Читать вечером книги моё любимое занятие.

4) Снег у крыльца как песок зыбучий.

5) Двадцать делится на два.

6) Летние ночи Петербурга это непрерывная вечерняя заря.

7) Средняя скорость ветра двадцать километров в час.

Переделайте предложения так, чтобы простое глагольное сказуемое стало составным именным.

Образец: Улица опустела. Улица стала пустой.

1. Он часто является ко мне.

2. Мальчик быстро взрослеет.

3. Брат руководит группой.

4. Небо темнеет.

 

Перепишите, ставя глаголы в прошедшем времени.

1) Перила неожиданно (сломаться).

2) Рельс ( прогнуться).

3) РТС (закончить) подготовку к весеннему севу.

4) Чернил… (засохнуть).

5) Повидло (засахариться).

Замените полные формы причастий и прилагательных краткими формами. С некоторыми из них составьте предложения. Каким членом предложения является краткая форма? Какие правила правописания причастий и прилагательных вы применили?

Затерянные ключи, пустынная местность, отремонтированная комната, засеянное поле, свежий хлеб, выкрашенные стены, исправленная и переписанная рукопись, юные артисты, трескучий мороз, горячий песок, неуклюжий медведь, безжизненная пустыня, колючий шиповник, упакованные и отправленные грузы.

 

Спишите текст, подчеркните главные члены предложения. 2. Выпишите в столбик подлежащие, в скобках укажите, чем они выражены, подчеркните неоднословные подлежащие, объясните, чем вызвано их употребление; установите, много ли отвлеченных существительных в роли подлежащего в этом научном тексте. 3. Выпишите в столбик сказуемые, в скобках укажите их тип и способ выражения, подчеркните глагольные сказуемые, выраженные фразеологизмами. Почему в тексте много глаголов-сказуемых в настоящем времени, обозначают ли эти формы какое-то конкретное время?

Развитие красноречия обычно сопровождается общим подъемом национальной речевой культуры.

Ораторская речь – это своеобразный синтез средств и приемов выражения, характерных как для разговорной, так и для книжной речи. Широкое употребление этих разнообразных по своему характеру речевых средств приводит к расширению и обогащению литературного языка, появлению новых соотношений между элементами книжными и разговорными. Развитие ораторской речи способствует открытию новых и пересмотру имеющихся возможностей речевого общения, расширяет самые функции и сферы применения литературного языка. Ораторская речь – это речь публичная, яркая, выразительная. Эти качества отличают красноречие от обычной разговорно-бытовой речи.

 

Выпишите в столбик сказуемые, в скобках укажите их тип и способ выражения, подчеркните глагольные сказуемые, выраженные фразеологизмами. Почему в тексте много глаголов-сказуемых в настоящем времени, обозначают ли эти формы какое-то конкретное время?

Чтобы сделать выступление ярким и сильным, ораторы прибегают ко многим художественно-изобразительным средствам, типичным в первую очередь для произведений художественной литературы. Вместе с развитием красноречия и усилением в нем художественно-эстетических элементов улучшается и качество разговорно-бытовой речи. Ораторское слово, отличающееся интонационной выразительностью, также благотворно влияет на развитие и совершенствование изобразительных возможностей общенародной разговорной речи.

Известно, что красноречивые профессора и адвокаты XIX века производили сильное впечатление на своих слушателей, пробуждали в них желание говорить красиво и выразительно.

Выпишите в столбик сказуемые, в скобках определите, чем они выражены; назовите возможные случаи синонимии сказуемых, установите, какими смысловыми и стилистическими оттенками отличаются параллельные формы.

Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякому встречать не мало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, удалое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе: ты. Дружбу заведут, кажется, навек; но всегда так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке. Они всегда говоруны, кутилы, ловкачи, народ видный. Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и в двадцать: охотник погулять.

1. Спишите текст, подчеркните главные члены предложения. 2. Над основой двусоставных предложений надпишите д., над основой односоставных – о. 3. Найдите предложения, неполные из-за отсутствия в них подлежащего, надпишите над сказуемыми н. и в скобках восстановите подлежащее. 4. *Объясните, в каком значении употребляется глагольное сказуемое в настоящем времени, как последовательность такого употребления характеризует текст.

Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные. Утром я сажусь в седло и с одной собакой, с ружьем и с рогом уезжаю в поле. Ветер звонит и гудит в дуло ружья, ветер крепко дует навстречу, иногда с сухим снегом. Целый день я скитаюсь по пустым равнинам... Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья. Помню, у нас в доме любили в эту пору "сумерничать", не зажигать огня и вести в полутемноте беседы. Войдя в дом, я нахожу зимние рамы уже вставленными, и это еще более настраивает меня на мирный зимний лад. В лакейской работник топит печку, и я, как в детстве, сажусь на корточки около вороха соломы, резко пахнущей уже зимней свежестью, и гляжу то в пылающую печку, то на окна, за которыми, синея, грустно умирают сумерки. Потом иду в людскую. Там светло и людно: девки рубят капусту, мелькают сечки, я слушаю их дробный, дружный стук и дружные, печально-веселые деревенские песни...

 

СПРАВОЧНИК

ТЕОРИЯ К ЗАДАНИЯМ в форме ОГЭ

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Читайте также:

lektsia.com

Грамматическая основа: подлежащее и сказуемое | LAMPA

Что нужно знать

Для того чтобы понять этот раздел, вам не нужно знать почти ничего; умение определять грамматическую основу — один из фундаментальных навыков, с которого начинается изучение раздела #синтаксис и пунктуация

Все же желательно иметь представление о следующих понятиях: имя существительное, падежи, местоимение, глагол.

Что вы узнаете

  • Что такое подлежащее и чем оно может быть выражено
  • Что такое сказуемое и чем оно может быть выражено
  • Что такое грамматическая основа

Любителям чистого знания: любая работа с предложением начинается с нахождения грамматической основы. Поэтому вам сюда.

Тем, кто просто хочет правильно расставлять запятые: для того чтобы выделить части сложного предложения и правильно расставить запятые между ними, надо уметь определять грамматическую основу. Поэтому вам сюда.

Сдающим ЕГЭ и ОГЭ: для того чтобы справиться с заданиями по синтаксису и пунктуации, необходимо уметь определять подлежащее и сказуемое, в том числе и в очень нетривиальных случаях. Поэтому тем, кто сдает экзамены, тоже сюда.

В общем, кем бы вы ни были, умение определять грамматическую основу предложения будет вам полезно.

Подлежащее

Что такое подлежащее?

Подлежащее — это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?».

При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой.

Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).

Кот вскочил на подоконник. В этом предложении подлежащее — кот.

Он вскочил на подоконник. В этом предложении подлежащее — он.

Однако подлежащее может быть выражено и другими частями речи. В роли подлежащего может выступать:

1) любая часть речи, употребленная в значении существительного

Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.Уснувший не заметил, что поезд уехал в депо.Навстречу ему шли трое.

2) неопределенная форма глагола

Наблюдать за птицами — любимое занятие нашего кота.

3) местоимения других разрядов (не только личные, но и относительно-вопросительные, определительные, указательные) в именительном падеже

Кто накормит кота?Нельзя не любить кота, который живет в нашем доме.

lampa.io

Простое предложение грамматическая основа двусоставного предложения

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

ДВУСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обязательная часть. 1.Из приведенных ниже сочетаний слов выпишите только словосочетания и отметьте крестиком главное слово. Солнечный день, дышится легко, леса и парки, любоваться пейзажем, ребята трудятся, после уроков, любимое занятие, подготовка доклада, были заняты, урок окончен, доволен результатами, заня-ты делом, альбом и тетрадь, книга интересна, ради будущего, двадцать пять, слово в слово, упорно учиться. 2. Выпишите из текста все словосочетания. Обозначьте в них главное слово и поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Небо резко дохнуло холодом, издалека начал катиться медленный и важный гром. Вихри туч опустились к земле, и хлынул торопливый ливень. Он гудел, веселился, колотил с размаху по листьям и цветам. Лес сверкал и дымился от счастья. 3.Тест. Определите, какой частью речи является в данных словосочетаниях главное слово. 1 вариант 2 вариант Выберите ответ:

1) известный ученик; 1) гулять вдвоем; а) глагол;

2) первый по порядку; 2) стол с тумбой; б) имя существительное;

3) наедине с собой; 3) некоторые из нас; в) имя прилагательное;

4) отстать из-за болезни; 4) красный от злости; г) наречие;

5) мы с товарищем; 5) ( по ) юношески бодро; д) местоимение;

6) ( по ) зимнему холодно. 6) пятый справа. е) имя числительное.

4.Определите строение, тип, грамматическое значение словосочетаний.

1 вариант 2 вариант

к ветхой избушк... медовый ветер

пылает над землей вижу взгляд

вел...чаво движутся бесконечно бегущими

5.Определите вид связи в словосочетаниях. Произведите письменный разбор одного из них. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 1 вариант 2 вариант

в торжественной тишине в наших лесах

открыть настеж... рас...тилается ( во)круг

свои листоч(...)ки сказочно красив

смотрит из окна зап...х лип

низко пронеслись серебристым блеском

в каплях дождя свесился с ветки

6.В каком падеже и с каким предлогом нужно употребить зависимое слово в словосочетаниях, соблюдая нормы сочетания слов?

П...кл...няться (т...лант)

вера (буду(?)щее)

уверенность (буду(?)щее)

упл...тить (проезд)

опл...тить (проезд) 7.Что общего и различного в словосочетаниях? Стекля...ый сосуд – сосуд из стекла. Шапка отца – отцова шапка. 8.Тест. Определите характер предложения по цели высказывания. 1. Не оставь меня, кум милый!

2. Не правда ли, странная история?

3. Андрей, иди же наконец.

4. Лошадь моя была готова.

5. Споемте, друзья, все вместе.

6. Художественное произведение непременно должно выражать какую-

нибудь большую мысль. Выберите ответ:

а) повествовательное,

б) вопросительное,

в) побудительное.

9.Тест. Определите характер предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов. 1. В доме начали просыпаться. Выберите ответ:

2. Я лишь хотел спросить. а) распространенное,

3. Мальчики привыкли бить баклуши. б) нераспространенное.

4. Мы будем заниматься.

5. Он совершенно удручен обстоятельствами.

6. Вот и вечер.

10.Определите в каких пушкинских строках использован обратный порядок слов ( инверсия ). С какой стилистической целью? Вставьте пропущенные буквы. 1 вариант 2 вариант

Р...няет лес б...гряный свой убор, По дороге зимней, скучной

Сребрит мороз увянувш... поле, Тройка борзая бежит,

Проглян...т день как...будто Колокольчик однозвуч...ный

(по)неволе Ут...мительно гремит.

И скро...тся за край окружных гор.

11.Найдите и обозначьте грамматическую основу предложений. Определите вид сказуемого. 1 вариант

1.Сегодня я вспомнил забавный случай. ( Определите грамматическое значение сказуемого. )

2.Я долго не мог осмотреться.

3.Мы рады весь изъездить мир.

4.Тиха украинская ночь.

5.Приезд отца явился полной неожиданностью.

6.День становится жарким.

2 вариант

1.Я слышу осенний ветер в соснах. ( Определите грамматическое значение сказуемого. )

2.Даже петухи при нем не смели драться.

3.Я был готов любить весь мир.

4.Брат стал инженером.

5.Ночь была свежая и светлая. 12.Выделите грамматическую основу предложения. Определите способ выражения подлежащего. 1 вариант

1.Октябрь уж наступил.

2.Я помню чудное мгновенье,

(Передо)мной явилась ты.

3.Там кто(то) стучит у порога.

4.Присутствующие делились впечатлениями об экскурсии.

5.Шли два пр...ятеля вечернею порой. 2 вариант

1.Уж роща отр...хает последние листы с нагих своих ветвей.

2.Выхожу один я на дорогу.

3.(Ни)кто (не)отвечал мне.

4.Бывалые и старые поучали молодых.

5.Все трое всадников ехали молча.

13.Выделите грамматическую основу предложений. Расставьте знаки препинания. В чем особенности грамматической основы в этих предложениях? О каком пунктуационном правиле нужно помнить в данных случаях? 1 вариант 2 вариант

1.Чтение вот лучшее учение. 1.Чтение это окошко в мир.

2.Пятью восемь сорок. 2.Курить здоровью вредить.

3.Глаза его что угли. 3.Труд основа жизни.

4.Стремиться вперед вот цель 4.Дома города точно груды грязного

нашей жизни. снега.

5.Творчество Пушкина осл...пи- 5.Точность и краткость вот

тельный поток стихов и прозы. достоинство прозы.

14.Озаглавьте текст. Определите его тему и основную мысль. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Выпишите выделенные предложения, подчеркните главные члены, определите способ выражения подлежащего, тип сказуемого и способ его выражения. Множ...ство ц...рквей и колокол...н подымали свои золочен...ые головы к небу. Подобные большим зеленым и ж...лтым пятнам, в...днелись между домами густые рощи и покрытые хлебом поля.

Над путаницей церквей, домов, рощ... и м...настырей гордо вздымались кремлевские церкви и недавно отделан...ый храм Покрова Богоматери, который Иоанн зал...жил несколько лет тому назад в пам...ть взятия Казани и который мы знаем ныне под им...нем Василия Блаженного. Велика была радость москвитян, когда упали наконец леса закрывавшие эту церковь.

Предстала она во всем своем величи... св...ркая золотом и красками и уд...вляя взор разнообразием укр...шений. Любили православные укр...шать дома Божии но мало заботились о наружности своих домов. Жилища их почти все были выстро...ны проч...но, по старин...ой русской пословице: не красна изба углами а красна п...рогами.

дополнительная часть

15.Внимательно прочитайте словосочетания каждого способа связи. Измените их так, чтобы изменился и способ связи.

Согласование в управление: лисьи повадки, сельские жители.

Управление в примыкание: отзываться с восторгом, сделать с умыслом.

Согласование в примыкание: серьезный разговор, откровенное признание.

Управление в согласование: время после обеда, туман перед рассветом.

Примыкание в согласование: говорить тихо, по-настоящему весело. 16.Какие способы связи лежат в основе образования следующих сложных слов?

Сталелитейный, угледобывающий, черноморский, тихоокеанский.

17.Дайте определения научным понятиям литературоведения, употребив в предложении тире.

1 вариант Метафора-

2 вариант Олицетворение- 18.Вставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым в следующих предложениях:

1.Творить значит петь своим голосом.

2.Умелому воину зима не помеха.

3.Горы как пышные складки на богатой одежде земли.

4.Не правда ли, что мы краса долины всей ?

5.Доброе слово что дождь в засуху.

19.Прочитайте миниатюру М.М.Пришвина. Представьте себе картину, описанную автором. У края дороги, среди лиловых колокольчиков цвел кустик мяты. Я хотел сорвать цветок и понюхать, но небольшая бабочка, сложив крылышки, сидела на цветах. Не хотелось расстраивать бабочку из-за своего удовольствия, и я решил подождать немного и стал записывать, стоя у цветка, одну свою мысль в книжку... 1)Каково отношение писателя к живой природе и в каких словах оно особенно отчетливо выражено ?

2)Проанализируйте постановку запятой в первом предложении. Как изменится интонация этого предложения, если после слов среди лиловых колокольчиков поставить запятую ? Согласны ли вы, что авторский вариант лучше?

3)Дополните этот текст небольшим сочинением, продолжая последние слова стал записывать одну свою мысль...(какую? о чем? С каким чувством?).

4)Следите за правильностью, точностью, последовательностью, выразительностью и богатством своей письменной речи.

ekollog.ru

Грамматическая основа предложения.

Возможно, Вы уже смогли убедиться, что даже самые легкие знаки препинания (в конце предложения) поставить не настолько легко, как сразу кажется, потому что необходимо вдумываться в смысл предложения и текста. А еще сложнее приходится работать над пунктуацией в середине предложения. Здесь нужно думать, из каких блоков состоит предложение, где границы блоков, потом в соответствии с правилами расставлять знаки препинания. Не пугайтесь! Разберемся даже с самыми сложными случаями, поможем их понять и превратить в простые!

Начнем, пожалуй, с главных блоков – простых предложений, которые могут входить в состав сложного. Из чего состоит простое предложение? Сердце его – грамматическая основа, состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого. Вокруг грамматической основы располагаются второстепенные члены предложения, обособленные и необособленные; входящие в группу сказуемого и в группу подлежащего.

Грамматическая основа потому и основа, что на ней держится все предложение. Если научиться ее быстро находить, будет легко расставлять те нужные знаки препинания, которые обозначат границу простых предложений в составе сложного. Как же следует рассуждать?

Определяем, сколько основ в предложении:

Одна Две
предложение простое предложение сложное

А трудно ли найти грамматическую основу предложения? Иногда очень просто: подлежащее (кто? или что?), сказуемое (что делает? что сделал?). Но часто встречаются случаи посложнее.

Вывод: одна основа – простое предложение; две или больше основ – сложное.

Попробуйте определить грамматическую основу следующих предложений (ответы смотрите ниже).

1. Все понятно нам, мастерам.2. Из окошечка светлицы вдруг послышалось «ку-ку»!3. Хозяин твой и мил, и гостеприимен. 4. Каждый норовит влезть со своим предложением. 5. Деревня, где мы играли летом, была прелестным уголком.6. Вечер. Лес. Дальний путь.7. Наш город украшает замечательный парк. 8. Стремящийся к победе обязательно победит.

Если Вы справились с этой работой без ошибок, Вас можно поздравить! Если же ошибки попадались, не огорчайтесь: они для того и существуют, чтобы с ним справляться и их побеждать!

Какие же ошибки могли тут Вас подстерегать? Кто-то мог потерять подлежащее, где-то не оказалось сказуемого, в каком-то предложении вместо подлежащего втиснулось дополнение, в некоторых случаях вообще подчеркнуты члены предложения, которые не имеют ни малейшего отношения друг к другу.

Неужели это так страшно? Конечно, нет! Но, если Вы неверно находите грамматическую основу, нельзя правильно увидеть блоки, соответственно получается, что простое предложение по ошибке принимается за сложное, в сложных неверно определяется количество частей, а значит, и знаки препинания располагаются так, как им заблагорассудится.

Как же найти эту коварную грамматическую основу? Вы можете сначала найти сказуемое, потом подлежащее, можете наоборот, только помните несколько подсказок:

1) Для того чтобы найти подлежащее обязательно задайте от сказуемого двойной вопрос: кто? что? Тогда Вы вряд ли перепутаете подлежащее и дополнение.

Попробуйте так поступить, определяя подлежащее в следующих предложениях.

Раньше всех берег увидел капитан.

Перед платья украшали цветы.

Если Вы задали двойной вопрос от сказуемого, то отыскали подлежащие капитан и цветы.

2) Для того чтобы найти сказуемое, попробуйте задать вопросы: «Что происходит? Что говорится о подлежащем? Каков этот предмет (подлежащее)? Что он делает? (подлежащее)»

Рассмотрите примеры. Подлежащее выделено жирным, сказуемое – курсивом.

Ученица была красивой.

На улице свежо и ветрено.

Малышам не сиделось на месте.

Замечательная игра – догонялки!

3) От перемены мест слагаемых сумма меняется. Это значит, будьте внимательны к некоторым предложениям при определении грамматической основы.

Зеленый город (односоставное назывное предложение).

Город зеленый (двусоставное предложение).

Вы уже увидели, что бывает так, когда в предложении есть только подлежащее или только сказуемое (гораздо чаще). Такие предложения называются односоставными. Работая с такими предложениями, будьте внимательны! Именно в них часто дополнение маскируется под подлежащее по смыслу. Тогда возвращайтесь к нашей первой подсказке, ставьте двойной вопрос – и все станет понятно.

Попробуйте найти грамматическую основу в этих предложениях.

Мне холодно.

Ему не спится.

Мне хочется улыбнуться.

Очень многие скажут, что в этих предложениях есть подлежащее и сказуемое, т. е. они двусоставные. Тогда могу спросить, какое подлежащее? Ответ может быть – я, он. Тогда еще один вопрос: где в этих предложениях слова Я и ОН? Их нет, есть другие формы: мне, ему. А это уже не подлежащее, а дополнение. Если поставить вопрос: кто? что? – все станет на свои места. Правильный ответ следующий: это односоставные безличные предложения. В них нет и не может быть подлежащего, сказуемое выделено курсивом.

Надеемся, что у Вас теперь будет меньше проблем при определении грамматической основы предложения!

Удачи в изучении русского языка!

Ответы к заданию.

Подлежащее выделено жирным, сказуемое – курсивом.

1. Все понятно. 2. Послышалось «ку-ку»! 3. Хозяин мил, гостеприимен. 4. Каждый норовит влезть.5. Деревня была прелестным уголком; мы играли. 6. Вечер. Лес. Дальний путь.7. Украшает парк. 8. Стремящийся победит.

Остались вопросы? Не знаете, как найти грамматическую основу?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.Первый урок – бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Грамматическая основа предложения

В центре связей слов каждого предложения находятся слова, которые создают грамматическую основу (предикативную), по сути это является главной отличительной чертой предложения как синтаксической единицы. То есть грамматическая основа – это организующий центр, своеобразный каркас, остов или так называемые главные члены предложения – сказуемое и подлежащее. Главными их называют не зря, так как они грамматически независимы от других членов, занимают господствующее положение в предложении. Сказуемое и подлежащее взаимно предполагают друг друга. Так, подлежащее называет предмет речи. А сказуемое этот предмет речи утверждает, отрицает, характеризует по действию, признаку, времени, реальности и т.д.

Обычно главные члены предложения составляют обязательную его часть. Одних их достаточно для того, чтобы предложение было грамматически и по смыслу оформленной единицей. Нередко встречаются предложения, где есть только грамматическая основа. Примеры: Светит солнце. Играют дети. Такие предложения называются нераспространенными, т.к. не имеют второстепенных членов предложения. Если же в состав предложения входят и другие члены предложения (второстепенные), то такое предложение называют распространенным, например: На улице играют дети.

Кроме того, грамматическая основа предложения может состоять как из подлежащего и сказуемого (двусоставные предложения), так и только из одного из главных членов (односоставные предложения), например: Наши дети - наша радость (двусоставное). Осень. Люблю осень (односоставное).

Также, в зависимости от числа грамматических основ, предложения классифицируются как простые и сложные. Если предложение имеет в своем составе одну грамматическую основу, то это простое предложение, две и более основ - сложное. Например: Идут проливные дожди (простое предложение). Совсем скоро выпадет снег, и начнется настоящая зима (сложное предложение).

Синтаксический разбор в обязательном порядке начинается с определения грамматической основы. Для правильного ее определения следует уметь находить ее составляющие – подлежащее и сказуемое. Для этого нужно знать, с помощью каких частей речи может выражаться грамматическая основа.

Так, подлежащее выражается:

  • Именем существительным: Скоро пойдет снег.
  • Именем прилагательным: Новое требует много знаний.
  • Причастием: Говорящий часто ошибается.
  • Инфинитивом: Жить – значит чувствовать.
  • Неизменяемыми частями речи (междометием, наречием, предлогом, частицей, союзом): К нам завтра входит светлым и лучистым.
  • Словосочетанием: Мы с другом пошли на рыбалку.

Сказуемое выражается:

  • Глаголом: Стоит хорошая погода.
  • Существительным: Москва – столица России.
  • Прилагательным: Мне мил стихов российский жар.
  • Прилагательным в сравнительной степени: Каждые сутки разлуки для меня длиннее года.
  • Наречием: Все у нас хорошо.
  • Причастием: Наша семья причастна к науке.
  • Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом): Здоровье мое - ни тпру, ни ну.

Кроме того, обратите особое внимание на правильность определения составного именного сказуемого, которое состоит из глагола-связки и именной части (Он скоро станет космонавтом) и составного глагольного сказуемого, состоящего тоже из двух частей: вспомогательного глагола и инфинитива (Вы обязаны пойти на собрание).

Следует отметить, что правильное определение грамматических основ помогает избежать ошибок при расстановке знаков препинания. Так, в сложном предложении обязательно расставляют знаки препинания, обозначающие границы простых предложений, входящих в их состав. Умение определить подлежащее и сказуемое поможет правильно расставить знаки препинания и в простом предложении, если оба главных члена предложения выражены одинаковыми частями речи, и в некоторых других случаях.

fb.ru

Грамматическая основа. Треназхер | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Тренировочные тестовые задания Грамматическая основа Выпишите грамматическую основу предложения 67. (67)Я нарочно громко запеваю какую-то несусветицу и марширую в комнату. Выпишите грамматическую основу предложения 28. — (28)Так это ты дежуришь, Бобров! Выпишите грамматическую основу предложения 15.(15) Пошатываясь, Толик приподнялся, побежал на помощь избавителю и застыл от удивления. Выпишите грамматическую основу предложения 5. (5)Как ужасно, как страшно это! Выпишите грамматическую основу предложения 50. (50)И тут он меня схватил, крепко сжал своими ручищами, приподнял и понёс Выпишите грамматическую основу предложения 18. (18)По журналистским делам мне пришлось однажды познакомиться с машинистом тепловоза. Выпишите грамматическую основу предложения 42. (42)Он был доктором бедняков, профессором анатомии в Амстердаме. . Выпишите грамматическую основу предложения 3. (3)В Древней Греции было немало замечательных ораторов. Выпишите грамматическую основу предложения 20. (20)Многие ищут в книгах полезные советы. Выпишите грамматическую основу предложения 57. (57)Я сидела на моём стуле и потихоньку его гладила. Выпишите грамматическую основу предложения 27.(27) —Я всегда хотела танцевать. Выпишите грамматическую основу предложения 14.(14) —Здесь мост через овраг построят. Выпишите грамматическую основу предложения 3. (3)Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Выпишите грамматическую основу предложения 25. (25)В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей загорелой шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение. Выпишите грамматическую основу предложения 19. (19)В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша с красной, как пуговица, завязью. Выпишите грамматическую основу предложения 18. (18)И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. Выпишите г

educontest.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта