Науки о животных и растениях. Что такое зоология? Наука о животных

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Наука о животных. Науки о животных и растениях


Ответы@Mail.Ru: 30 биологических наук

Биология – совокупность наук о живой природе. Ввиду многообразия направлений изучения жизни в области биологии выделился ряд самостоятельных наук: ботаника, зоология, цитология, гистология, физиология, экология, эволюционное учение, генетика, эмбриология, молекулярная биология и др. Биологию подразделяют на отдельные науки по предмету изучения. Так, существуют микробиология, изучающая мир микроорганизмов (бактериология – наука о бактериях; вирусология – наука о вирусах) , ботаника, исследующая строение и жизнедеятельность растений; зоология, предметом которой являются животные и т. д. Большинство из них являются комплексными и, в свою очередь, разделяются на более узкие дисциплины. Например, зоология включает протозоологию – науку о простейших, гельминтологию – о паразитических червях, энтомологию – о насекомых, малакологию – о моллюсках; батрахологию – о земноводных, герпетологию – о пресмыкающихся, орнитологию – о птицах, териологию (маммологию) – о млекопитающих и др. Науки, изучающие различные группы организмов, разделяются на морфологические (греч. morphe – форма) дисциплины, исследующие форму и строение организмов, к которым относятся цитология, гистология, анатомия и науки, изучающие функции живых существ – комплекс физиологических дисциплин. Анатомия изучает внутреннее строение организмов. Вместе с тем выделились и развиваются области биологии, изучающие особые свойства живых организмов: например, пути превращения органических молекул изучает биохимия. Многообразие организмов, распределение их по группам изучает систематика, закономерности индивидуального развития – биология развития, историческое развитие жизни - эволюционное учение, законы наследственности и изменчивости – генетика. Филогенетика – раздел биологии, изучающий происхождение и историческую преемственность организмов. Взаимоотношения организмов и популяций с условиями среды являются объектом изучения экологии. Общие биологические науки (изучают общие закономерности) : 1. Морфология (о внешнем строении живых организмов) 2. Анатомия (о внутреннем строении организмов) 3. Цитология (о клеточном строении организмов) 4. Гистология (о строении и функциях тканей) 5. Биохимия (о химическом составе и обмене веществ) 6. Физиология (о процессах жизнедеятельности) 7. Эмбриология (об образовании и развитии зародыша) 8. Генетика – наука о наследственности и изменчивости 9. Систематика 10. Эволюционное учение 11. Экология 12. Молекулярная биология - исследует субклеточные структуры и наследственный аппарат клеток (строение нуклеиновых кислот и функционирование генома) . 13. Филогенетика 14. Биофизика 15. Биогеография 16. Биогенетика Частные биологические науки (изучают отдельные группы организмов) 1. Микробиология (о микроорганизмах) . Включает вирусологию и бактериологию. 2. Ботаника – наука о растениях 3. Зоология – наука о животных 4. Микология - о грибах (их строении и классификации) 5. Палеонтология (о вымерших организмах) 6. Паразитология 7. Гидробиология (о водных организмах) 8. Антропология (о происхождении человека) и биология человека (об особенностях человека как биологического вида) 9. Этология – наука о поведении животных 10. Социобиология 11. Космическая биология 1. Растениеводство (о разведении растений) 2. Животноводство (о разведении животных) 3. Селекция (о выведении новых сортов) 4. Семеноводство (о хранении семян) 5. Дендрология (о деревьях и кустарниках) 6. Фармакогнозия (о лекарственных растениях) 7. Генная и клеточная инженерия 8. Экономическая биология (ресурсоведение) 9. Агробиология 10. Биотехнология 11. Охрана природной среды 12. Бионика – это наука об использовании свойств, физиологических и структурных особенностей организмов в технике. 13. Биометрия 14. Радиобиология

Ну чуток до 30 не дотянул. Антропология, Теоретическая биология, Общая биология, Общая экология, Биоценология, Гидробиология, Биогеография, Общая генетика, Общая цитогенетика, Иммуногенетика, Эволюционное учение, Видообразование, Филогенез, Биология клетки и субклеточных частиц. Цитология, Паразитология. Биохимия. Молекулярная биология. Биофизика, Вирусология, Микробиология

а это для 5 класса

Ботаника, зоология, микробиология, микология.

touch.otvet.mail.ru

Наука о животных

Зоология — наука коллективная. Даже если человек работает один в лесу или в лаборатории, он постоянно должен знать о работах своих коллег, должен знать, что сделано до него. Иначе он будет лишь топтаться на месте или открывать уже открытое.

Наука о животных развивалась в течение тысячелетий. И каждое последующее поколение ученых, принимая или даже отвергая что-то, все равно использовало опыт предшественников.

Было много ученых, посвятивших свою жизнь зоологии. А их были тысячи — знаменитых и безымянных, но оставивших след в науке. Возможно, вклад их настолько мал, что совершенно затерялся среди других великих и не очень великих открытий. Однако благодаря этим ученым, благодаря их открытиям появились Геснер и Линней, Ламарк и Кювье, Уоллес и Дарвин. Благодаря этим и тысячам других ученых человечеству стали известны животные нашей планеты.Наука о животныхУчеными было открыто и описано более миллиона видов обитателей нашей планеты. Из них насекомых — около миллиона. Вспомним Аристотеля: он описал всего лишь 60 видов насекомых, Линней знал уже 1929. Ракообразных сейчас известно свыше 20 000 видов. Аристотель знал лишь 15, Линней — 89 видов. Рыб мы знаем сейчас более 10 000 видов. Аристотелю было известно 117 видов, Линнею — 250. То же самое можно сказать о птицах, млекопитающих и других животных.

Общий счет: Аристотелю было известно 454 вида, Линнею — 4200 видов, современным ученым — больше миллиона. Значит, за две тысячи лет — от Аристотеля до Линнея — список животных увеличился всего в девять раз. А за двести лет — от Линнея до наших дней — почти в триста раз.

Причин, конечно, много; но самая главная — расширилась и углубилась сама наука о животных.

Мы не скоро узнали бы животных нашей планеты, не введи Линней свою систему; мы не могли бы изучить животных без сравнительной анатомии, «отцом» которой был Кювье, без Дарвина и его теории естественного отбора. Но чем больше люди узнавали животных, тем труднее становилось изучить их. Ведь даже самый опытный зоолог не может запомнить хотя бы часть известных сейчас животных.

И зоология стала делиться на разделы. Один раздел стал называться арахнологией — он изучал паукообразных (в наше время их известно более 35 тысяч видов). Другой раздел, который изучает насекомых, называется энтомологией; раздел, посвященный моллюскам, — малакалогией; наука о рыбах называется ихтиологией; раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся, — герпетологией, а земноводных — битрахиологией; острокология изучает ракообразных, орнитология — птиц; маммалиология, или териология, — млекопитающих.

Но и это не все. Наука идет дальше, и требуется новое деление, более узкая специализация ученых.

Например, пока люди знали о паукообразных относительно мало, не возникало необходимости выделять их. Узнали больше — и оформилась специальная наука. Клещи тоже относятся к паукообразным. Но до поры до времени, пока о клещах было известно не так уж много, отдельной науки не существовало. Но вот люди убедились, что животных этих большое количество, что многие из них — разносчики опасных заболеваний. И появилась новая наука — акарология.

Зоологи — специалисты по насекомым называются энтомологами. Но насекомых около миллиона видов. Естественно, что зоологи-энтомологи в свою очередь специализируются: одни занимаются бабочками, другие — жуками, третьи — клопами, и так далее. Люди, которые занимаются муравьями, тоже, конечно, энтомологи. Но наука о муравьях, а этих насекомых уже известно, как считают одни ученые, 15 тысяч, а другие — около 20 тысяч видов, оформилась в самостоятельную — мирмекологию.

Таким образом, допустим, человек, изучающий клещей, — безусловно, зоолог. Но это будет слишком общее определение. Точнее, он — зоолог-арахнолог (поскольку клещи относятся к паукообразным). Но поскольку он специалист именно по клещам, то может именоваться — зоолог-арахнолог-акаролог.

Но что значит изучать тех или иных животных?

Это значит: наблюдать за ними, за тем, где и как они живут, что и как едят, как размножаются и обращаются со своим потомством, наконец, просто определять, что это за животное, известно оно уже науке или нет, насколько распространено, где водится и где нет, как устроено, и так далее. Но и это еще не всё: звери и птицы, насекомые и рыбы живут не сами по себе, их окружают другие животные и растения. Как они влияют друг на друга? И, наконец, почти все животные так или иначе соприкасаются с человеком и современной техникой. И это, оказывает влияние, в свою очередь, на животных. Каково оно?

К чему приводит?

И еще массу других вопросов приходится решать зоологам.

Изучение животных не может, конечно, обойтись без знания законов строения и формообразования животных. Этим занимается морфология, в которую входит анатомия и сравнительная анатомия. Анатомия — наука о внутреннем строении организма вообще, а сравнительная анатомия — наука, которая занимается сравнением строения различных групп животных. Такое сравнение помогает решить вопрос о сходстве и различии животных. Но нельзя изучать современных животных, не зная о их происхождении, не имея представления об их далеких предках. А этим занимается палеонтология.

Вопросами наследственности занимается генетика, а спланхонология изучает внутренние органы животных.

Есть еще немало наук или их ответвлений, наук, уже имеющих «стаж» и совсем молодых, таких, как, например, экология — изучение жизни животных в связи с окружающей средой, или этология, изучающая поведение животных.

А все вместе — это зоология, потому что зоология — это наука о животных, «взятых со всех сторон».

Благодаря развитию зоологии и всех ее частей список известных животных быстро пополнился. И вот, казалось бы, не осталось на Земле ни одного уголка, не исследованного человеком. И все живое, казалось бы, если и не изучено досконально, то в список занесено. Значит, список можно закрыть и подвести черту? В позапрошлом веке многие так и считали. Но они очень ошибались, эти люди: XX век показал, что наша планета и, в частности, животный мир нашей планеты не так-то хорошо изучен.

Недаром же биологи говорят: «Сейчас известно столько-то видов».

Это значит, завтра может быть известно гораздо больше. И действительно, люди продолжают находить и открывать новых животных.

informvest.ru

Что такое зоология? Наука о животных :: SYL.ru

В современном мире насчитывается около полутора миллионов видов различных живых организмов. Среди них можно встретить и простейших одноклеточных, которые видны исключительно под микроскопом, и гигантов нашей планеты - китов, достигающих тридцати метров в длину. Царство животных затмевает своим количественным разнообразием все другие категории.

Некоторые виды приспособились к жизни в водной толще нашей планеты, другие живут в подземном мире, либо парят в небе. Животные являются очень значимой частью биосферы Земли, пчелы занимаются опылением растений, многие насекомые работают над почвообразованием или чистят водоемы.

Зоология - наука о животных

Итак, что такое зоология? Начнем с того, что это греческое слово, и его дословный перевод звучит как «учение о животном». Она относится к научным знаниям и изучает строение организмов, жизнь животных, их многообразие и то, какое значение они имеют для человека. Она тесно взаимосвязана с медициной, многими другими биологическими науками, сельским хозяйством, ветеринарией, защитой животных и производственной деятельностью людей.

Ее предмет подразумевает изучение основ эмбриологии, анатомии, экологии и филогении животных, то есть подвижных гетеротрофных многоклеточных эукариот.

На что подразделяется зоология

Изучение структуры зоологии как науки даст нам более четкое представление о том, чем она занимается. Разберем разделы зоологии более подробно:

  • Систематика. Этот раздел не просто описывает все разнообразие видов, но и составляет некую систему признаков отличия и гомотипии. Систематика также отражает иерархические категории, иллюстрирующие, как животные эволюционировали.
  • Исследованием анатомического строения животного или отдельных частей его организма занимается морфология. Она, в свою очередь, делится на два подраздела. Первый – внутренняя морфология, второй – наружная.
  • Эмбриология. Данный раздел зоологии отвечает за изучение эмбриогенеза, т. е. процесса развития зародыша, под которым подразумевается любой организм на стадиях до вылупления или рождения.
  • Изучением закономерностей функционирования тех или иных биологических систем занимается физиология.
  • Этология. Данный раздел посвящен инстинктам животных, в том числе и людей, т. е. генетически обусловленному поведению. Эта тема в зоологии появилась сравнительно недавно, окончательно этология сформировалась лишь в 1930-е годы. Она базируется в первую очередь на эволюционном учении и полевой зоологии.
  • Взаимоотношения организмов как внутри своего вида, так и с остальными обитателями животного царства и окружающей средой рассматривает экология.
  • Зоогеография. Данный раздел зоологии животных изучает вопросы их распространения по Земле.

Научные дисциплины, которые включает зоология

Зоология – занимательная наука, она также делится на ряд вспомогательных дисциплин, изучающих различные группы животных:

  • Зоология беспозвоночных. К данной группе принадлежат такие дисциплины, как протозоология, гельминтология, малакология, карцинология, арахнология, нематология, энтомология (наука о насекомых, в свою очередь, делится еще на несколько разделов) и пр.
  • Зоология позвоночных подразумевает такие дисциплины, как герпетология (пресмыкающиеся и земноводные), ихтиология (рыбы и бесчелюстные), орнитология (птицы), териология (млекопитающие). Последняя дисциплина, в свою очередь, подразделяется на кинологию, приматологию, кетологию, иппологию и др.

  • Палезоология. Что это такое? Зоология в данном разделе палеонтологии изучает ископаемых, давно вымерших животных. Особенно понравится эта дисциплина тем, кто увлечен темой динозавров.

Можно продолжать список и далее, он довольно обширный. Однако, думаем, и так понятно, что зоология - наука о животных, имеющая тесные связи и с биологическими дисциплинами.

История развития зоологии

Люди с глубокой древности копили знания об окружающем мире, в том числе и о животных и их роли в природе. Отцом зоологии можно смело считать Аристотеля. Он в своих трудах впервые описал 452 представителя животного мира, обозначил особенности их поведения, рассказывал про среду, в которой они обитали. Обогатили науку знаниями о животных и походы римлян. Так, Плиний Старший (древнегреческий ученый, 23-79 гг. н. э.) в своем многотомном труде описал всех известных на тот момент животных.

В эпоху феодализма общество оказалось под гнетом религии, строгих церковных канонов. Все это тормозило развитие науки и привело к длительному застою.

Когда наступили времена Возрождения, то новые горизонты и материки начали покорять и изучать известные современникам путешественники - Колумб, Магеллан, Марко Поло и др. Путешествия в самые отдаленные уголки обогатили знания европейцев о животном мире Земли. Обширный накопленный материал требовал систематизации и обобщения, чем и занялся швейцарский ученый Геспер. В XVII веке был создан первый микроскоп и глазам ученых открылся удивительный и огромный мир многоклеточных животных.

Начало XIX века ознаменовалось открытиями в палеонтологических работах Кювье и большим скачком в развитии зоологии. Его писания утверждали, что все внутренние органы и части тела находятся в связующей цепочке развития, то есть если поменяется функция одного из органов, то будет меняться и весь организм. Ведя разговор о том, что такое зоология, нельзя не упомянуть про эволюционные идеи Ч. Дарвина, которые окончательно одержали верх после публикации его работ.

Различия между растениями и представителями животного мира

Удивительная тема о сходстве животных и растений была подтверждена тестами по зоологии и исследованиями. Оказывается, у них больше общего, чем мы можем себе представить. Например, схожий химический состав клеток, да и сама конструкция организма - клеточная, похожий механизм обмена веществ.

Различия, конечно, преобладают в количестве, самые основные из них следующие:

  • В отличие от животных, растения получают питание посредством фотосинтеза.
  • У растений органы вегетативного строения, у животных же соматического.
  • Подвижности у растений нет, зато животные могут передвигаться в окружающем пространстве.
  • Рост растений продолжается всю жизнь, а у животных рост организма ограничен во времени.
  • Животным необходимо искать себе пропитание самим, в отличие от растений.

Изучение одноклеточных

Самой многочисленной группой животного мира являются одноклеточные организмы. Считается, что они – первые земные живые организмы. Простейшие могут отличаться не только по размеру (от 0,3 мкм до 20 см), но и по форме. Большинство из них имеют микроскопические параметры тела. Впервые одноклеточные были обнаружены А. Левенгуком, случилось это в 1673 году.

Все на планете взаимосвязано и каждый паразит, каждый одноклеточный организм ценен так же, как огромное млекопитающие. По одноклеточным можно изучать историю выживания и приспособления живых организмов. Именно они являются отправной точкой в изучении вопроса о том, что такое зоология.

Изменчивость по Дарвину

Главным натуралистом и великим ученым, безусловно, является Чарлз Дарвин. Такая честь ему оказана не спроста. Именно он определил движущие силы эволюции растительного и животного мира. Известно даже школьникам, что ими являются изменчивость, наследственные факторы и естественный отбор.

Под изменчивостью Дарвин подразумевал отсутствие одинаковых признаков у потомства одной и той же пары. Его исследования выявили различие и у растительных организмов и у животных, в отличие от прадедов, живших в древние времена. К примеру, все породы собак, по версии учебного, произошли от волков.

Изменчивость - это кардинальные отличия среди представителей какого-либо вида, причем не обязательно млекопитающих, но и других разнообразных живых организмов. Она может быть наследственной и ненаследственной, направленной и ненаправленной, групповой или индивидуальной, количественной либо качественной.

Наследственность в зоологии

Изучение зоологии беспозвоночных и позвоночных позволило сделать вывод о том, что определенные признаки могут передаваться из поколения в поколение, а иногда и «перескакивать». Именно по этой причине мы можем наблюдать передачу родинки на шее от отца к дочери. Но если некие признаки изменения организма были приняты в течение жизни, то следующее поколение их не получит. То есть приобретенной наследственности не существует. Если собаке отрезали хвост, изначально являвшийся длинным, то у ее щенков вырастет хвост нормальной длины. А вот порода с изначально короткими хвостами - это произошедшая мутация, отобранная для дальнейшего размножения искусственными силами, то есть человеком.

Естественный отбор

Если одомашненных животных человек обеспечивает едой и заботой, то дикие виды вынуждены бороться за свое выживание. В дикой природе большую роль играет не только выносливость, но и хитрость.

Например, зимой многим необходимо следить за сохранением тепла, дабы не замерзнуть насмерть. Для этого приходится наедать жировую прослойку, так как пища в этот период достаточно скудная. Кто-то заметит первым слабого зайца и съест его, а кто-то погибнет от голода. Выживает сильнейший. Это утверждение знакомо нам со школьной скамьи, и оно как нельзя лучше отображает суть естественного отбора. В результате этого мощного и основного эволюционного процесса количество особей с максимальной приспособленностью к условиям жизни увеличивается в популяции, а число тех, что имеют неблагоприятные признаки – уменьшается.

Развитие адаптаций

Понятно, что выживут только те, кто максимально смог приспособить свой организм к изменившимся условиям среды обитания.

Много особей умирает в младенческом возрасте, поэтому в дикой природе наличие большого потомства очень важно для выживания определенного вида. По опытам Ч. Дарвина можно понять, что остаются жить те организмы, которые получили определенные адаптации (приспособления), пусть даже и незначительные. Они могут развиться на уровне отдельной клетки, либо группы клеток, органов, либо как морфологическое или функциональное целое.

Примеров удивительных адаптаций в животном мире огромное количество. Чего только стоят аляскинские лягушки, которые буквально вмерзают на зиму в лед, они впадают в «криосон». Подобное состояние стало возможно благодаря особому строению печени.

Искусственный отбор – основной метод селекции

Что такое зоология, думаем, понятно. Как уже было сказано выше, данная наука тесно связана со многими биологическими дисциплинами, в том числе эволюцией и селекцией.

Искусственный отбор в зоологии обусловлен в первую очередь необходимостью выведения новых пород одомашненных животных: кошек, собак, птиц и так далее. Как это происходит? Когда в каком-либо потомстве заводчик находит интересный и отличительный новый признак, он тут же отгораживает его от размножения с "неправильными" особями и тем самым продолжает развивать уникальную мутацию. Например, выбирая собак только с короткими ногами, человек создал такую породу как такса. Если людям необходимы коровы с большим удоем, то тех, у кого молока всегда больше, отбирают и проводят только их размножение. То есть остаются только те отличия, которые выгодны людям. При естественном отборе все изменения в первую очередь полезны самим животным.

www.syl.ru

назвите мне 25 наук биологии и что они изучают

Пока осилил лишь 51 наук: Науки изучают и разрабатывают: 1. Анатомия - строение тела, 2 . медицина – изучение и лечение болезней человека, 3. ветеринария – изучение и лечение болезней животных, 4. ихтиология – изучение рыб, 5. генетика – о наука о наследственности, 6. физиология (нормальная и патологическая) – функционирование организма, 7. палеозоология – о строении и функции вымерших животных по их окаменевшим костям и отпечаткам на минералах, 8. палеоботаника – о строении и функции ископаемых растений по их окаменевшим остаткам и отпечаткам, 9. космическая биология – о функции организмов в условиях космоса (на космических станциях) , возникновения и развития жизни на других планетах, 10. космическая ботаника - о функции растений в условиях космоса (на космических станциях) , растительной жизни на других планетах, 11. космическая медицина – изучение и лечение заболеваний в условиях микрогравитации и ограниченного пространства, 12. спортивная медицина – изучение и лечение неблагоприятных последствий для организма человека в условиях экстремальных нагрузок, 13. антропология – изучение человека вида млекопитающих, 14. косметология – о красоте и лечении косметических дефектов, 15. хирургия (со множеством специализаций) , 16. терапия, 17. стоматология – лечение зубов и ротовой полости, 18. акушерство (родовспоможение) и гинекология – о женских болезнях, 19. педиатрия – о детских болезнях и норме развития детей, 20. геронтология – о лечение болезней старческого возраста, 21. генная инженерия – создание новых организмов через изменения их наследственного материала, 22. гистология – о клеточном строении органов и тканей организма, 23. биохимия – о химическом строении биологических объектов, 24. фармакология – о лекарственных средствах, 25. неврология – о болезнях нервной системы, 26. артрология – о строении болезнях суставов, 27. герпетология – изучение змей и ящериц, 28. экология – о взаимодействии и балансе живой материи, 29. социология –о сообществах человека (и животных) , 30. эмбриология –о строении и развитии зародыша, 31. биофизика –о физических механизмах в организме, 32. психиатрия – о болезнях психики человека, 33. психология –о поведении и поступках человека, 34. педагогика –о воспитании и обучении детей, 35. логопедия – о нарушениях и исправлении речи, 36. микробиология –о строении и функции микроорганизмов, 37. трансплантология - о пересадке органов и недопущении их отторжения, 38. гематология - о болезнях крови, 39. радиология - о воздействии радиации на биологические объекты и ее применении для лечения болезней, 40. вивисекция – о хирургических манипуляциях над живыми биологическими объектами по преобразования в нетипичный вид, 41. танатология - об умирании живых организмов, 42. онкология - о преобразовании клеток тканей организма в беспредельно размножающиеся и методах их лечения, 43. евгеника – об улучшении породы человека, 44. андрология – о функции и лечении болезней мужчин, 45. сексология – о половых проблемах, 46. паразитология, 47. гельминтология – о червях, 48. энтомология – о насекомых, 49. орнитология – о птицах. 50. вирусология, 51. рентгенология - о просвечивания биологических объектов рентгеновскими лучами для диагностировать заболевания и лечении под рентгенологическим контролем

анотомия - человека, ботаника - растения, зоология -животных

1 Энтомология - насекомых<br>2 арахнология - пауков<br>3 малакология - моллюсков<br>4 ихтиология - рыб<br>5 герпетология -рептилий<br>6 орнитология - птиц<br>7 териология - млекопитающих<br>8 микология - грибы<br>9 микробиология - микроорганизмы<br>10 ботаника - растения<br>11 генетика<br>12 социобиология<br>13 антропология<br>14 биотехнология<br>15 экология<br>16 эмбриология<br>17 неврология<br>18 молекулярная биология<br>19 цитология<br>20 гистология<br>21 палеонтология<br>22 нейробиология<br>23 физиология<br>24 этология - поведение животных<br>25 биометрия<br>и это не все, есть еще биофизика, биохимия, иммунология, вирусология, токсикология и многое другое.

1. иммунология - об иммунной системе, 2. гематология - о кровеносной системе, 3. физиология - функционирование систем, 4. биохимия - метаболизм, функционирование ферментов, 5. молекулярная биология (прокариотов (бактерий) и эокариотов (всех остальных) - на молекулярном уровне, 6. Клеточная биология - на уровне клетки, 7. генетика - ДНК, наследственность, 8. патология - отклонения в функционировании систем, 9. микробиология - о бактериях, 10. вирусология - о вирусах, 11. фармакология - о лекарствах, 12. эмбриология - о развитии зародыша, 13. эндокринология - о гормонах, 14. нейробиология - о нервной системе, 15. анатомия - строение органов, 16. паразитология - о паразитах, 17. зоология - о животных, 18. ботаника - о растениях, 19. биохимия генетического материала - метаболизм ДНК, 20. биоинформатика - систематизация и организация кодирующих отрезков ДНК, 21. эволюция - происхождение и развитие видов, 22. экология - организация и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ) , экосистем, биогеоценозов и биосферы. 23. маммалиология (синоним - териология) - отрасль зоологии, изучающая млекопитающих, 24. геронтология - комплекс наук, изучающих явления старения живых организмов, 25. гериатрия - раздел геронтологии, изучающий особенности болезней старческого возраста, а также методы их лечения и предупреждения.

Микология, Бактериология, Зоология, Ботаника, Вирусология, Экология.

1.систематика 2.морфология 3.физиология 4.генетика 5.биогеография 6.эволюционное учение, или эволюционистика 7.антропология 8.гидробиология 9.аэробиология 10.почвоведение 11.микология 12.альгология 13.бриология 14.протозоология 15.гельминтология 16.лихенология 17.териология 18.энтомология 19. арахнология 20.ихтиология 21. орнитология 22.гистология 23. палеонтология 24. этология 25. эмбриология 26. бионика 27.цитология

Физиология - о процессах, протекающих в организме Цитология - наука о клетке Зоология - наука о животных Микология - наука о грибах Вирусология - изучает вирусы Анатомия - изучает строение организма Биогеография - изучает расселение и среды обитания животных по земному шару Эмбриология - изучает внутриутробное развитие Генетика - наука о наследственности

Пока осилил лишь 51 наук: Науки изучают и разрабатывают: 1. Анатомия - строение тела, 2 . медицина – изучение и лечение болезней человека, 3. ветеринария – изучение и лечение болезней животных, 4. ихтиология – изучение рыб, 5. генетика – о наука о наследственности, 6. физиология (нормальная и патологическая) – функционирование организма, 7. палеозоология – о строении и функции вымерших животных по их окаменевшим костям и отпечаткам на минералах, 8. палеоботаника – о строении и функции ископаемых растений по их окаменевшим остаткам и отпечаткам, 9. космическая биология – о функции организмов в условиях космоса (на космических станциях) , возникновения и развития жизни на других планетах, 10. космическая ботаника - о функции растений в условиях космоса (на космических станциях) , растительной жизни на других планетах, 11. космическая медицина – изучение и лечение заболеваний в условиях микрогравитации и ограниченного пространства, 12. спортивная медицина – изучение и лечение неблагоприятных последствий для организма человека в условиях экстремальных нагрузок, 13. антропология – изучение человека вида млекопитающих, 14. косметология – о красоте и лечении косметических дефектов, 15. хирургия (со множеством специализаций) , 16. терапия, 17. стоматология – лечение зубов и ротовой полости, 18. акушерство (родовспоможение) и гинекология – о женских болезнях, 19. педиатрия – о детских болезнях и норме развития детей, 20. геронтология – о лечение болезней старческого возраста, 21. генная инженерия – создание новых организмов через изменения их наследственного материала, 22. гистология – о клеточном строении органов и тканей организма, 23. биохимия – о химическом строении биологических объектов, 24. фармакология – о лекарственных средствах, 25. неврология – о болезнях нервной системы, 26. артрология – о строении болезнях суставов, 27. герпетология – изучение змей и ящериц, 28. экология – о взаимодействии и балансе живой материи, 29. социология –о сообществах человека (и животных) , 30. эмбриология –о строении и развитии зародыша, 31. биофизика –о физических механизмах в организме, 32. психиатрия – о болезнях психики человека, 33. психология –о поведении и поступках человека, 34. педагогика –о воспитании и обучении детей, 35. логопедия – о нарушениях и исправлении речи, 36. микробиология –о строении и функции микроорганизмов, 37. трансплантология - о пересадке органов и недопущении их отторжения, 38. гематология - о болезнях крови, 39. радиология - о воздействии радиации на биологические объекты и ее применении для лечения болезней, 40. вивисекция – о хирургических манипуляциях над живыми биологическими объектами по преобразования в нетипичный вид, 41. танатология - об умирании живых организмов, 42. онкология - о преобразовании клеток тканей организма в беспредельно размножающиеся и методах их лечения, 43. евгеника – об улучшении породы человека, 44. андрология – о функции и лечении болезней мужчин, 45. сексология – о половых проблемах, 46. паразитология, 47. гельминтология – о червях, 48. энтомология – о насекомых, 49. орнитология – о птицах. 50. вирусология, 51. рентгенология - о просвечивания биологических объектов рентгеновскими лучами для диагностировать заболевания и лечении под рентгенологическим контролем

Биология – совокупность наук о живой природе. Ввиду многообразия направлений изучения жизни в области биологии выделился ряд самостоятельных наук: ботаника, зоология, цитология, гистология, физиология, экология, эволюционное учение, генетика, эмбриология, молекулярная биология и др. Биологию подразделяют на отдельные науки по предмету изучения. Так, существуют микробиология, изучающая мир микроорганизмов (бактериология – наука о бактериях; вирусология – наука о вирусах) , ботаника, исследующая строение и жизнедеятельность растений; зоология, предметом которой являются животные и т. д. Большинство из них являются комплексными и, в свою очередь, разделяются на более узкие дисциплины. Например, зоология включает протозоологию – науку о простейших, гельминтологию – о паразитических червях, энтомологию – о насекомых, малакологию – о моллюсках; батрахологию – о земноводных, герпетологию – о пресмыкающихся, орнитологию – о птицах, териологию (маммологию) – о млекопитающих и др. Науки, изучающие различные группы организмов, разделяются на морфологические (греч. morphe – форма) дисциплины, исследующие форму и строение организмов, к которым относятся цитология, гистология, анатомия и науки, изучающие функции живых существ – комплекс физиологических дисциплин. Анатомия изучает внутреннее строение организмов. Вместе с тем выделились и развиваются области биологии, изучающие особые свойства живых организмов: например, пути превращения органических молекул изучает биохимия. Многообразие организмов, распределение их по группам изучает систематика, закономерности индивидуального развития – биология развития, историческое развитие жизни - эволюционное учение, законы наследственности и изменчивости – генетика. Филогенетика – раздел биологии, изучающий происхождение и историческую преемственность организмов. Взаимоотношения организмов и популяций с условиями среды являются объектом изучения экологии. Общие биологические науки (изучают общие закономерности) : 1. Морфология (о внешнем строении живых организмов) 2. Анатомия (о внутреннем строении организмов) 3. Цитология (о клеточном строении организмов) 4. Гистология (о строении и функциях тканей) 5. Биохимия (о химическом составе и обмене веществ) 6. Физиология (о процессах жизнедеятельности) 7. Эмбриология (об образовании и развитии зародыша) 8. Генетика – наука о наследственности и изменчивости 9. Систематика 10. Эволюционное учение 11. Экология 12. Молекулярная биология - исследует субклеточные структуры и наследственный аппарат клеток (строение нуклеиновых кислот и функционирование генома) . 13. Филогенетика 14. Биофизика 15. Биогеография 16. Биогенетика Частные биологические науки (изучают отдельные группы организмов) 1. Микробиология (о микроорганизмах) . Включает вирусологию и бактериологию. 2. Ботаника – наука о растениях 3. Зоология – наука о животных 4. Микология - о грибах (их строении и классификации) 5. Палеонтология (о вымерших организмах) 6. Паразитология 7. Гидробиология (о водных организмах) 8. Антропология (о происхождении человека) и биология человека (об особенностях человека как биологического вида) 9. Этология – наука о поведении животных 10. Социобиология 11. Космическая биология 1. Растениеводство (о разведении растений) 2. Животноводство (о разведении животных) 3. Селекция (о выведении новых сортов) 4. Семеноводство (о хранении семян) 5. Дендрология (о деревьях и кустарниках) 6. Фармакогнозия (о лекарственных растениях) 7. Генная и клеточная инженерия 8. Экономическая биология (ресурсоведение) 9. Агробиология 10. Биотехнология 11. Охрана природной среды 12. Бионика – это наука об использовании свойств, физиологических и структурных особенностей организмов в технике. 13. Биометрия 14. Радиобиология

дабу лубу дап дап

Пока осилил лишь 51 наук: Науки изучают и разрабатывают: 1. Анатомия - строение тела, 2 . медицина – изучение и лечение болезней человека, 3. ветеринария – изучение и лечение болезней животных, 4. ихтиология – изучение рыб, 5. генетика – о наука о наследственности, 6. физиология (нормальная и патологическая) – функционирование организма, 7. палеозоология – о строении и функции вымерших животных по их окаменевшим костям и отпечаткам на минералах, 8. палеоботаника – о строении и функции ископаемых растений по их окаменевшим остаткам и отпечаткам, 9. космическая биология – о функции организмов в условиях космоса (на космических станциях) , возникновения и развития жизни на других планетах, 10. космическая ботаника - о функции растений в условиях космоса (на космических станциях) , растительной жизни на других планетах, 11. космическая медицина – изучение и лечение заболеваний в условиях микрогравитации и ограниченного пространства, 12. спортивная медицина – изучение и лечение неблагоприятных последствий для организма человека в условиях экстремальных нагрузок, 13. антропология – изучение человека вида млекопитающих, 14. косметология – о красоте и лечении косметических дефектов, 15. хирургия (со множеством специализаций) , 16. терапия, 17. стоматология – лечение зубов и ротовой полости, 18. акушерство (родовспоможение) и гинекология – о женских болезнях, 19. педиатрия – о детских болезнях и норме развития детей, 20. геронтология – о лечение болезней старческого возраста, 21. генная инженерия – создание новых организмов через изменения их наследственного материала, 22. гистология – о клеточном строении органов и тканей организма, 23. биохимия – о химическом строении биологических объектов, 24. фармакология – о лекарственных средствах, 25. неврология – о болезнях нервной системы, 26. артрология – о строении болезнях суставов, 27. герпетология – изучение змей и ящериц, 28. экология – о взаимодействии и балансе живой материи, 29. социология –о сообществах человека (и животных) , 30. эмбриология –о строении и развитии зародыша, 31. биофизика –о физических механизмах в организме, 32. психиатрия – о болезнях психики человека, 33. психология –о поведении и поступках человека, 34. педагогика –о воспитании и обучении детей, 35. логопедия – о нарушениях и исправлении речи, 36. микробиология –о строении и функции микроорганизмов, 37. трансплантология - о пересадке органов и недопущении их отторжения, 38. гематология - о болезнях крови, 39. радиология - о воздействии радиации на биологические объекты и ее применении для лечения болезней, 40. вивисекция – о хирургических манипуляциях над живыми биологическими объектами по преобразования в нетипичный вид, 41. танатология - об умирании живых организмов, 42. онкология - о преобразовании клеток тканей организма в беспредельно размножающиеся и методах их лечения, 43. евгеника – об улучшении породы человека, 44. андрология – о функции и лечении болезней мужчин, 45. сексология – о половых проблемах, 46. паразитология, 47. гельминтология – о червях, 48. энтомология – о насекомых, 49. орнитология – о птицах. 50. вирусология, 51. рентгенология - о просвечивания биологических объектов рентгеновскими лучами для диагностировать заболевания и лечении под рентгенологическим контролем

Дабу лабу дап тап

ботаника изучает растения, водоросли микология — наука о грибах зоология — животных и протистов, микробиология — микроорганизмы и вирусы. биохимия изучает химические основы жизни, биофизика изучает физические основы жизни, молекулярная биология — сложные взаимодействия между биологическими молекулами, клеточная биология и цитология — основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки, гистология и анатомия — строение тканей и организма из отдельных органов и тканей, физиология — физические и химические функции органов и тканей, этология — поведение живых существ, экология — взаимозависимость различных организмов и их среды, генетика — закономерности наследственности и изменчивости, биология развития — развитие организма в онтогенезе, палеобиология и эволюционная биология — зарождение и историческое развитие живой природы.

Пока осилила лишь 50 наук: Науки изучают и разрабатывают: 1. Анатомия - строение тела, 2 . медицина – изучение и лечение болезней человека, 3. ветеринария – изучение и лечение болезней животных, 4. ихтиология – изучение рыб, 5. генетика – о наука о наследственности, 6. физиология (нормальная и патологическая) – функционирование организма, 7. палеозоология – о строении и функции вымерших животных по их окаменевшим костям и отпечаткам на минералах, 8. палеоботаника – о строении и функции ископаемых растений по их окаменевшим остаткам и отпечаткам, 9. космическая биология – о функции организмов в условиях космоса (на космических станциях) , возникновения и развития жизни на других планетах, 10. космическая ботаника - о функции растений в условиях космоса (на космических станциях) , растительной жизни на других планетах, 11. космическая медицина – изучение и лечение заболеваний в условиях микрогравитации и ограниченного пространства, 12. спортивная медицина – изучение и лечение неблагоприятных последствий для организма человека в условиях экстремальных нагрузок, 13. антропология – изучение человека вида млекопитающих, 14. косметология – о красоте и лечении косметических дефектов, 15. хирургия (со множеством специализаций) , 16. терапия, 17. стоматология – лечение зубов и ротовой полости, 18. акушерство (родовспоможение) и гинекология – о женских болезнях, 19. педиатрия – о детских болезнях и норме развития детей, 20. геронтология – о лечение болезней старческого возраста, 21. генная инженерия – создание новых организмов через изменения их наследственного материала, 22. гистология – о клеточном строении органов и тканей организма, 23. биохимия – о химическом строении биологических объектов, 24. фармакология – о лекарственных средствах, 25. неврология – о болезнях нервной системы, 26. артрология – о строении болезнях суставов, 27. герпетология – изучение змей и ящериц, 28. экология – о взаимодействии и балансе живой материи, 29. социология –о сообществах человека (и животных) , 30. эмбриология –о строении и развитии зародыша, 31. биофизика –о физических механизмах в организме, 32. психиатрия – о болезнях психики человека, 33. психология –о поведении и поступках человека, 34. педагогика –о воспитании и обучении детей, 35. логопедия – о нарушениях и исправлении речи, 36. микробиология –о строении и функции микроорганизмов, 37. трансплантология - о пересадке органов и недопущении их отторжения, 38. гематология - о болезнях крови, 39. радиология - о воздействии радиации на биологические объекты и ее применении для лечения болезней, 40. вивисекция – о хирургических манипуляциях над живыми биологическими объектами по преобразования в нетипичный вид, 41. танатология - об умирании живых организмов, 42. онкология - о преобразовании клеток тканей организма в беспредельно размножающиеся и методах их лечения, 43. евгеника – об улучшении породы человека, 44. андрология – о функции и лечении болезней мужчин, 45. сексология – о половых проблемах, 46. паразитология, 47. гельминтология – о червях, 48. энтомология – о насекомых, 49. орнитология – о птицах. 50. вирусология

touch.otvet.mail.ru

Наука о жизни » Детская энциклопедия (первое издание)

Наша планета замечательна тем, что на ней есть жизнь — Земля заселена растениями, животными, микроорганизмами. Жизнь на Земле есть всюду: в лесах, степях и пустынях, в океанах и в пресных водах, на высоких горах и в почве. Среди льдов Арктики живут песцы, белые медведи и моржи, тюлени и другие звери и птицы. На берегах далекой Антарктиды обитают пингвины. В водах морей и океанов на всех широтах — множество разнообразных животных. Там, где не могут жить ни растения, ни животные, живут бактерии, многие из которых не нуждаются в кислороде. Так, например, в Черном море глубже 150—200 м нет ни растений, ни животных, вода там не содержит кислорода и насыщена сероводородом. На этой глубине в Черном море живут сероводородные бактерии. Эти бактерии окисляют сероводород кислородом воздуха с образованием солей серной кислоты. В других морях и океанах различные животные и бактерии обитают на самых больших глубинах. Ученые, работающие на советском экспедиционном судне «Витязь», установили в Тихом океане наличие животных на глубинах в 10 000 м и более.

Много замечательного узнаём мы, изучая растительный и животный мир нашей Родины и других стран. Мир растений и животных прежде всего поражает нас своим многообразием. Сколько самых разнообразных животных (от амёбы до обезьяны), сколько различных видов водорослей, грибов, цветковых растений населяет различные области и климатические зоны Земли!

Условия жизни на Земле в различных местах — в глубинах океана, в лесах умеренной зоны и в тропических джунглях, в степи и на высоких горах — очень различны. Знакомясь с жизнью растений и животных, обитающих в различных условиях, мы узнаем о замечательных приспособлениях живых организмов к условиям жизни.

Много ценного мы узнаем также об образе жизни и строении различных животных и растений, о поведении животных, о значении различных живых организмов в природе, о пользе и вреде, который они приносят. Обо всем этом рассказывается в статьях четвертого тома.

 

* * *

Не на всех планетах возможна жизнь. Для того чтобы могли возникнуть первичные простейшие существа, на планете должно быть определенное сочетание условий: соответствующая температура на ее поверхности, наличие влаги и атмосферы. Поэтому, например, на Луне жизнь таких растений и животных, какие живут на Земле, невозможна: Луна не окружена атмосферой, на ее поверхности нет влаги; температура освещенной солнцем поверхности доходит до +130°, а неосвещенной — до -150°.

На Земле не всегда существовала жизнь. Возникновение и развитие жизни на нашей планете стало возможным много сотен миллионов лет назад, когда на Земле сложились необходимые для этого условия. О том, как современная наука объясняет все это, вы прочтете в статье «Возникновение жизни на Земле».

Чем же отличаются населяющие Землю живые организмы ют тел так называемой неживой природы? Прежде всего особой связью их с окружающей средой. Они или питаются неорганическими веществами (растения), или поедают растения и животных (животные), затем перерабатывают эту пищу в клетках своего тела и усваивают ее, т. е. превращают в органические вещества своего тела. За счет усвоенных веществ происходит развитие и рост организмов.

И кристалл какого-либо минерала, например соли, «растет», если его погрузить в насыщенный раствор. Но такой «рост» происходит путем отложения на поверхности кристалла молекул или атомов вещества, из какого он состоит. Живые же организмы растут, перерабатывая в своем теле различные вещества, превращая их в частицы своего тела.

С другой стороны, сложные процессы, происходящие в организме, и вся его жизнедеятельность требуют большой затраты энергии. Энергия эта получается в организме в результате постоянного распада органических веществ на более простые. У подавляющего большинства растений и животных распад органических веществ происходит при участии кислорода, который они получают из внешней среды в процессе дыхания. Так непрерывно идет в живых организмах процесс обмена веществ, и это — основное, что отличает организмы от неживых тел природы.

Итак, живые организмы питаются и дышат, находятся в постоянной взаимной связи с внешней средой. Они развиваются и размножаются, рождая себе подобных. Подробнее о процессах, происходящих в телах растений и животных, рассказано в статьях «Как живет растение» и «Чем животные отличаются от растений».

Наука, изучающая жизнь животных, растений и микроорганизмов, называется биологией, что и означает в переводе с греческого «наука о жизни» («биос» — жизнь и «логос» — наука). В настоящее время биология разделяется на большое число более частных наук: зоологию, ботанику, микробиологию, анатомию, физиологию и др.

 

* * *

Ч. Дарвин. (С картины Дш. Кольера.)

Ч. Дарвин. (С картины Дш. Кольера.)

Современная наука признает, что первоначально жизнь возникла в виде простейших существ, гораздо более простых, чем современные одноклеточные организмы, например амёбы. Однако до XIX в. большинство ученых еще верило, что животные и растения сотворены богом. Так, например, в XVIII в. шведский ботаник К. Линней утверждал, что «видов (животных и растений. — Ред.) существует столько, сколько их первоначально было создано» (см. ст. «Карл Линней»). Только отдельные ученые в XVIII и в начале XIX в. высказывали противоположные взгляды. Особенно выделялся своими воззрениями французский биолог Ж. Б. Ламарк. Он был уверен, что животные и растения не сотворены, а возникли естественным путем в виде очень простых существ, что затем они изменялись и изменяются, причем появлялись все более высокоорганизованные животные и растения. Но Ламарк не мог убедительно доказать изменяемость организмов, и главное, он не смог правильно объяснить, каким образом и почему они изменяются.

Это удалось сделать великому английскому натуралисту Чарлзу Дарвину. Сто лет тому назад, в 1859 г., вышла в свет его книга «О происхождении видов», в которой Дарвин доказал изменяемость видов и дал теорию, хорошо объясняющую, каким образом и почему происходило и происходит их изменение (см. статьи «Жан Батист Ламарк» и «Эволюционное учение Чарлза Дарвина»).

Работы Дарвина произвели переворот в биологической науке. Многие передовые биологи того времени приняли учение Дарвина об изменчивости видов, оно стало в биологической науке руководящим.

Особенно много сторонников учение Ч. Дарвина нашло среди русских, а затем советских биологов, которые не только приняли это учение, но и развили его, распространили на различные области биологии. В этом направлении большое значение имели работы А. О. и В. О. Ковалевских, И. И. Мечникова, М. А. Мензбира, В. М. Шимкевича, К. А. Тимирязева, И. В. Мичурина (см. статьи в разделе «Выдающиеся биологи»).

 

* * *

Достижения биологических наук имеют огромное значение в жизни человека, в практике сельского хозяйства, в медицине и ветеринарии, для всякого рода промыслов и различных производств. Из истории биологической науки мы знаем, что даже первые ее шаги были не только связаны с практикой, но часто и вытекали из нее. Так, например, несомненно, что изучение растений было связано еще в древности с использованием их для питания человека и для врачевания. Строение и функции организма животных также изучались первоначально в связи с лечением болезней человека.

Правда, можно привести немало примеров, когда крупные научные открытия не были связаны с практическими потребностями и только значительно позже приобрели практическое значение. Так, например, было с микроскопом. В XVII в., когда появились первые простые микроскопы, ученые рассматривали через них различные мелкие предметы. Был обнаружен и мир живых существ, не видимых простым глазом (см. ст. «Простейшие животные»). Это открытие до XIX в. практически не было применено, а микроскоп служил главным образом для забавы. Но в XIX в. усовершенствование микроскопа привело к открытию клетки, были открыты простейшие животные — возбудители болезней —и, наконец, возникла особая биологическая наука — микробиология, успехи которой обусловили победу над многими инфекционными болезнями.

Иван Владимирович Мичурин.

Иван Владимирович Мичурин.

Итак, не всегда можно предвидеть, какое значение будет иметь то или иное открытие в биологии. Связь биологических исследований с практикой приобретает по мере развития биологии все большее значение. Замечательным примером этого был Ч. Дарвин. Как известно, Ч, Дарвин стремился разрешить вопрос о происхождении видов в природе. Большую роль сыграло в жизни Дарвина его путешествие на корабле «Бигль». Факты, собранные Дарвином во время пятилетнего кругосветного плавания, убедили его в изменяемости видов. При исследовании причин этой изменяемости Дарвин обратил внимание на многообразие пород домашних животных, в различное время выведенных человеком. Он тщательно изучил материалы о происхождении пород и пришел к заключению, что породы эти выведены из немногих видов прирученных диких животных путем искусственного отбора. Это и привело его к созданию теории, объясняющей происхождение диких видов — к теории естественного отбора.

Мичурин нашел закономерности в развитии растений. Его работы были неразрывно связаны с практикой, с выведением сортов плодово-ягодных растений (см. ст. «И. В. Мичурин и его учение»).

Использование биологических открытий в практике дало большие результаты, особенно в Советском Союзе. Выведены многие ценные сорта культурных растений и породы сельскохозяйственных животных. Разработан, например, способ значительного повышения урожайности кукурузы путем посева гибридными семенами и т. п.

Связь биологии с практикой приобретает еще большее значение в наше время, когда развитие биологических наук достигло высокого уровня и стали устанавливаться связи между различными областями биологии и связи биологии с химией и физикой. Такое «кооперирование» в науке дает возможность ставить и решать важнейшие проблемы, связанные с развитием народного хозяйства, медицины и ветеринарии.

Соединение биологической науки с практикой особенно необходимо в связи с последними решениями партии и правительства о дальнейшем подъеме сельского хозяйства, о создании в нашей стране изобилия сельскохозяйственных продуктов. У нас должно быть современное сельское хозяйство, способное удовлетворить растущие потребности народа. Труженики сельского хозяйства развернули социалистическое соревнование за досрочное выполнение заданий семилетнего плана. Они стремятся быстрее увеличить производство зерна, мяса, молока и других продуктов, поднять производительность труда, укрепить экономику хозяйства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Растения в природе

.

de-ussr.ru

Какие науки есть о животных? Именно не зоология, а об отдельных животных.

Арахнология - изучает пауков, акарология - изучает клещей, герпетология - изучает земноводных и пресмыкающихся, иппология - изучает лошадей, ихтиология - изучает рыб, кинология - изучает собак, колеоптерология - раздел энтомологии, изучающий жуков (насекомых из отряда жёсткокрылых, карцинология - изучает ракообразных, кетология - раздел зоологии, изучающий китообразных, конхология - раздел малакологии, изучающий раковины моллюсков, малаколо&#769;гия — раздел зоологии, посвящённый изучению мягкотелых, или моллюсков, мирмекология - изучает муравьев, нематология - раздел зоологии, изучающий круглых червей типа Нематода, оология - отдел зоологии, посвященный изучению яиц животных, преимущественно птичьих, орнитология - изучает птиц, паразитология — раздел зоологии, изучающий паразитов у человека и животных, приматоло&#769;гия — раздел зоологии, изучающий современных и ископаемых приматов, протозоология — раздел зоологии, изучающий одноклеточных животных простейших, териология - раздел зоологии, изучающий млекопитающих, фелинология - раздел зоологии, изучающий домашних кошек, хироптерология — раздел зоологии (териологии) , изучающий рукокрылых млекопитающих, таких как летучие мыши, энтомология - изучает насекомых, этология - дисциплина зоологии, изучающая поведение животных

кинология- о собаках, орнитология- о птицах, ихтиология- о рыбах, много ещё всяких. Но всё это разделы зоологии.

мирмикология - о муравьях. . лепидоптерология - о бабочках.

Фелинология-кошки Иппология-лошади

В герпетологии есть разделы батрахология, серпентология)

кинология- о собаках, орнитология- о птицах, ихтиология- о рыбах, много ещё всяких. Но всё это разделы зоологии.

touch.otvet.mail.ru

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 города Воронежа - Зоология

Зоология - наука о животных

 

Биология – наука, исследующая живую природу. Зоология это часть биологической науки. Она исследует животных: их строение и образ жизни, места распространения, связь со средой обитания, закономерности исторического происхождения.

 

Аудиофрагмент "Зоология - наука о животных" (0:36)

 

Есть науки, где преобладают отвлечённые знания, абстрактные построения. Зоология не такова. Её внимание направлено на конкретный вид животного, здесь важно уметь наблюдать, сопоставлять, находить сходство и различие в строении, выделять прогрессивные моменты в образе жизни, делать выводы об исторической изменчивости.

Зоология – часть биологии. Однако и сама зоология – это комплексная наука. Внутри неё существует специализация. Назовём некоторые из специальных областей, на которые зоология «распадается». Так, ихтиология занимается изучением рыб, орнитология – птиц и т.д. Есть и сугубо теоретические области зоологии. В систематике животных, например, виды описываются, распределяются по родам, отрядам, классам. В морфологии животных исследуют строение животного: внешнее и внутреннее. И т.д.

 

Важной областью зоологической науки является палеонтология. Если сравнить количество существующих и вымерших видов животных, то последних окажется, по крайней мере, в десять раз больше. Палеонтология изучает животных, уже исчезнувших с лица Земли, восстанавливая их строение на основе тех ископаемых остатков, которые удаётся отыскать.

Важнейшие методы исследования, применяемые в зоологии:

Метод наблюдения является наиболее традиционным. Он применяется как в естественных, так и в специально созданных условиях. Во время наблюдения, которое носит, как правило, общий характер, изучаемые явления обычно фиксируют (описывают или зарисовывают).

Эксперимент (лат. experimentum – проба, опыт). В отличие от наблюдения, эксперимент – это активная форма изучения. Он преследует уже не общую, а строго определённую цель.

Сравнительный метод получил широкое распространение еще в XVIII в. Он заключается в сопоставлении организмов и их частей.

Исторический метод выясняет закономерности появления и развития организмов.

Итак, предметом исследования в зоологии являются животные. В эту группу живых существ входит и человек разумный (Homo sapiens). Правда – лишь одной своей стороной: физической. Другой стороной – духовной – он к этой группе не относится. Принципиальное различие, существующее между человеком и животным, представлено в следующем размышлении: «Пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от самой лучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове» (К. Маркс). Это сопоставление сознательной деятельности архитектора с инстинктивными действиями пчелы наглядно показывает, чем именно отличается человек от всех остальных животных на нашей планете. Его отличает способность предвидеть результаты своих дел, поступков и т.д. – результаты своей будущей жизни. Как существо духовное, человек не просто живёт: он еще и сознательно реализует, воплощает себя в действительности…

Зоология необходима человеку для того, чтобы глубже понять свою физическую сущность, чтобы знать и охранять животный мир Земли, чтобы успешно обеспечивать себя продовольствием, одеждой и другими материальными ценностями.

 

Практическое и теоретическое знание. К выводу о том, что «знание – сила», древний человек приходил практическим путём. Раз за разом убеждаясь, например, что не погибает на охоте и не умирает с голоду тот, кто лучше знает повадки зверей.

Частные, отдельные зоологические представления людей довольно быстро выходили за границы охотничьих потребностей и подвергались обобщению. Таким образом, с течением веков практический интерес к изучению животных дополнился теоретическим. Начался процесс углублённого, систематического исследования животных.

Знания о животных накапливались постепенно. В деле этом прямо или косвенно принимало участие большое количество людей. В конечном счёте, каждый из них привносил свой, хотя бы маленький кирпичик в то здание, которое и сейчас уже выглядит колоссальным, однако постройкой своей не закончится никогда. Здание это именуется зоологической наукой.

 

Зарождение науки «зоология». Зоология как наука берёт своё начало в Древней Греции. Из великих зоологов древнего мира наиболее известным является греческий философ Аристотель.

 

Известно, что этому учёному было поручено воспитание наследника македонского престола Александра Македонского, будущего прославленного полководца. Из благодарности своему учителю бывший ученик стал привозить животных, которые попадались ему на пути его длительных военных походов. Так что в строительстве того грандиозного здания зоологической науки, о котором упоминалось выше, принимали самое непосредственное участие не только Аристотель, но и сам Александр Македонский, и те его воины, которым было поручено отлавливать, а затем, в течение всего долгого пути, кормить и оберегать этих животных.

Аристотель подходил к изучению животных уже совсем не как охотник. Им руководил интерес именно теоретический. Он не только изучал конкретных животных, но и объединял их в виды, обобщая те зоологические знания, которые были накоплены до него учёными древнего мира. В зоологических работах Аристотеля упомянуто и описано более пятисот видов животных – цифра для того времени громадная. С тех времён биологи делят органический мир на растения и животных.

Таким образом, Аристотель оказался словно бы на вершине того, пока ещё не самого высокого здания зоологической науки, которое людям удалось возвести в древности.

 

За всю дальнейшую историю зоологии таких вот учёных, имевших честь выступить в роли архитекторов здания зоологической науки, было не так уж имного. И первое место среди них по праву занимают швед Карл Линней (1707–1778), француз Жан Батист Ламарк (1744–1829) и англичанин Чарлз Дарвин (1809–1882). Им в XVIII–ХIХ веках удалось продолжить ту же самую Аристотелеву работу по обобщению собранных ранее знаний о животных, которые неутомимо добывались тысячами и тысячами учёных и неучёных людей.

 

Расставить по местам – значит понять. Карл Линней отправной точкой своей классификации сделал вид животного. Он собрал описания и исследовал сам 4208 животных. Затем произвёл их классификацию, то есть сходные виды свёл в роды, близкие роды – в отряды, а те, в свою очередь, – в классы. Для обозначения животных Линней предложил использовать латинский язык.

 

Каждый вид имел двойное наименование: сначала назывался род, затем вид. Эта традиция наименования животных сохранилась и теперь. Даже на родном языке мы говорим теперь, например, заяц-беляк, лисица обыкновенная и т.д. К концу XVIII века система Линнея была принята большинством биологов во всём мире.

Классификация Линнея основывалась не на родстве, а на сходстве видов по наиболее чётко различаемым признакам. По аналогии можно сослаться на классификацию минералов по цвету, без учёта их химического состава; тогда совершенно далёкие минералы – белый мрамор и поваренная соль могут оказаться в одной группе, а чёрный мрамор – в другой. Такая классификация искусственна, хотя – в отсутствие более естественной классификации – может выполнять свои функции хорошо.

 

Интересно, что К. Линней в 10-м издании своей «Системы природы» (1735) описал в роде человек (Homo) кроме человека разумного (Homo sapiens) виды Человек лесной и Человек пещерный, подразумевая под ними, по всей видимости… шимпанзе и орангутанга.

Мы до сих пор пользуемся многими линнеевскими научными названиями. Не все из 4208 описанных им видов животных продолжают оставаться в тех группах, куда он их поместил, но сами эти группы сохранились.

 

Понять – значит расставить по местам. В XIX веке Жан Батист Ламарк высказал предположение не о сходстве видов, а об их родстве. Однако объяснить родственное происхождение видов он не сумел.

Эта заслуга принадлежит Ч. Дарвину. Отличительная особенность того здания зоологической науки, проект которого предложил Дарвин, заключалась в принципиально новом типе «несущих конструкций».

Точнее говоря, Дарвин всесторонне обосновал тот новый принцип классификации животного мира, идея которого была высказана Ж.Б. Ламарком. Дарвин считал, что все животные Земли, включая человека, произошли эволюционным путём от каких-то общих родоначальных форм и что между ними существуют родственные отношения – близкие или далёкие. Теперь в основу классификации животных положен признак выделения родственных (эволюционных) связей. Чарлз Дарвин объяснил развитие природы действием естественных законов. С этого момента в зоологии классификация становится естественной.

 

 

 

Современная классификация животного мира нашей планеты. Схематически развитие животного мира на нашей планете принято представлять в виде дерева. Чаще всего, правда, его называют по-старославянски «древо». Схему, отражающую ход исторического развития животного мира Земли, принято именовать «эволюционным древом» или «древом эволюции».

Самые крупные группы, на которые делят теперь царство Животных, называют типами. Каждый тип делят последовательно на классы, отряды, семейства, роды и виды (иногда выделяют и промежуточные категории, например подтипы, надсемейства и т.п.). По мере перехода от царства к видам степень родства между животными, входящими в одну группу, возрастает.

 

В пределах одного вида все животные очень сходны по признакам и при скрещивании дают плодовитое потомство.  

 

Такова современная классификация животного мира на нашей планете. Продвигаясь взглядом по эволюционному древу снизу вверх, мы прослеживаем ход процесса эволюции животных на Земле: от самых простых до сложнейших. В курсе зоологии изучение царства Животные построено в эволюционной последовательности. Миллиарды лет потребовались процессу эволюции, чтобы прийти к окружающему нас сегодня разнообразию форм животного мира.

 

   

 

Объединение в различные систематические группы делается специалистами-биологами не произвольно, а в соответствии с научными сведениями, основанными на детальном изучении строения животного, его физиологии, генетики, распространения и даже поведения. Существует международный кодекс (свод правил) названий животных. Современная классификация животных – естественная. Она отражает эволюционные, родственные отношения между ними.

 

Классификация – объединение животных в группы на основе сходства внутреннего и внешнего строения, физиологии, родственных связей, способности произвести полноценное потомство.

 

Первые знания о животных нужны были древнему человеку в практических целях. «Отцом» науки зоологии нередко называют древнегреческого учёного Аристотеля. Он обобщил имеющиеся сведения о животных. Следующий крупный шаг в построении системы животного мира нашей планеты был сделан Карлом Линнеем. С формальной точки зрения (принципы распределения видов в более крупные блоки) его классификация животных была превосходной. Однако она была немного искусственной. Первую естественную классификацию создал Чарлз Дарвин. В её основу положена общность происхождения организмов. Дарвину глубже, чем кому бы то ни было другому, удалось объяснить многообразие видов животных на планете Земля.

 

biolicey2vrn.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта