Науки о растениях. Почему наука о растениях называется ботаникой? Ботаника - наука о растениях

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Науки о растениях


Ботаника – это раздел науки о растениях

Жизнь на Земле - необыкновенный феномен, возникший благодаря эволюции (или божьей воле – кому как привычнее мыслить). Но то, что поддерживается она благодаря кислороду, вырабатываемому растениями, не подвергается сомнению ни учеными, ни верующими. Зеленых братьев среди нас великое множество, правда, знаем мы о них ничтожно мало. Славная наука, которая помогает нам приоткрыть тайную завесу в их мир, называется ботаникой – наукой о растениях.

Ботаника – это раздел науки о растениях

Интересная наука

Одной из отраслей биологии, науки обо всем живом на нашей планете, является ботаника. Разделы ботаники, как биологической науки, изучают отдельные составляющие растений, способ их выживания, процессы, которые происходят внутри организма, способы размножения и возможности использовать в человеческой жизни.

Название дисциплины имеет греческие корни и переводится как «относящийся к растениям». Растениями называют особое царство, которое включает живые организмы, способные к фотосинтезу. Всех их принято делить на низшие (водоросли) и высшие (споровые и семенные).

Процесс изучения растений является важным для человека. В первую очередь это связано с необходимостью дыхания выделяемым кислородом.

Также с помощью собранных знаний о зеленых обитателях Земли человек может:

    создавать лекарственные препараты и проводить лечение больных; собирать информацию для развития сельского хозяйства; анализировать жизнь животных, климат, выявлять проблемные природные зоны.

История развития науки

Ботаника – это раздел науки о растениях, который появился и развивался вместе с человеком. Еще первобытные люди знали, какие растения можно употребить в пищу, а какие лучше обойти стороной.

Основные сведения о лекарственных растениях можно найти в некоторых текстах Древнего Египта, цивилизаций Междуречья – Вавилона, Ассирии и других.

В конце III тысячелетия до нашей эры в Древнем Китае существовала книга под названием «Бэнь Цао», которая содержала множество сведений о лекарственных и съедобных растениях.

Древнегреческий ученый Аристотель стал первым, кто собрал и систематизировал информацию о растительном мире в своем фундаментальном труде «Теория растений». К сожалению, до нас дошли только немногочисленные фрагменты этой работы.

Теофраст (ученик Аристотеля) в своих работах «История растений» и «Причина растений» описал особенности и свойства более чем 500 растений, рассмотрел основы их физиологии (например, описал строение цветка), а также произвел их градацию, т. е. деление на следующие виды:

    деревья; кустарники; полукустарники; травы (однолетники и многолетники).

В древней Индии существовала так называемая «наука о жизни» – Аюрведа, которая, помимо всего прочего, включала описание множества растений, преимущественно лекарственных. Эти сведения толковались и дополнялись в трудах известных индийских мыслителей Вадбака, Чарака и других.

Ну и нельзя не отметить выдающегося арабского ученого, мыслителя и врача – Абу Али Ибн Сину, известного в Европе как Авиценна. Его труд «Канон врачебной науки» содержит описание более 1000 неизвестных в Европе растений.

Начало Средних веков, еще называемое «Темное время», характеризовалось стагнацией научной мысли. Абсолютно все явления и события объясняли Божьей волей, все науки, в том числе и ботаника, остановились в своем развитии.

Лишь открытие Америки Колумбом в 1492 году дало новый виток дальнейшему изучению растений, в особенности произрастающих в Новом Свете. В Европе появляются первые ботанические сады.

В Новое время открытия и достижения в области ботаники продолжались. Нельзя не упомянуть таких выдающихся ученых, как Роберт Гук (открыл растительную клетку), Карла Линнея (разработал принципиально новую терминологию и бинарную номенклатуру).

19 век ознаменовался открытиями в области физиологии растений – работы Дж. Пристли, Н. Соссюра, Ж. Ингенхауза, механизм фотосинтеза в своем труде описал знаменитый русский ученый А. Тимирязев.

Ботаника – это раздел науки о растениях

Предмет, задачи и объект изучения

Ботаника, как и все науки, имеет собственные предмет, объект, цели, задачи и методы.

Предметом ботаники, исходя из определения, является:

    эволюция мира растений с момента зарождения жизни на Земле и до наших дней; взаимосвязь между особенностями растений и условиями их обитания; принципы и закономерности формирования растительного покрова на нашей планете; строение, особенности жизнедеятельности наших зеленых собратьев.

Любая наука имеет задачи, а ученые должны найти их решение. В ботанике это:

    изучение растений как отдельно, так и в совокупности; охрана растительных ресурсов, контроль за редкими и исчезающими видами; повышение урожайности сельскохозяйственных культур, выработка у них устойчивости к заболеваниям; выявление закономерностей развития природы и способов охраны окружающей среды; создание новых сортов.

По объектам изучения науку разделяют на:

    альгология, или фикология, – раздел ботаники, который занимается изучением водорослей; микология – наука, которая считается разделом ботаники и изучает грибы; лихенология – наука о лишайниках; бриология – занимается изучением мхов; полиподиология – собирает знания о жизни папоротников; дендрология – изучает жизнедеятельность деревьев и другие.

Основные разделы

Знание о растениях – комплексная наука, которой свойственно деление на отрасли. Принято выделять в ботанике, как биологической науке, разделы ботаники:

    Цитология – «ботаника изнутри», изучает строение растительной клетки, выделилась из анатомии. Морфология растений – изучает внешнюю форму и вид растений и выявляет их закономерности. Анатомия растений – в противовес морфологии, изучает внутреннее строение растений. Физиология растений – изучает процесс роста и развития растений, обменные процессы и т. д. Эмбриология растений – по названию нетрудно догадаться, что этот раздел изучает закономерности развития растения с момента его зарождения. Экология растений – изучение взаимодействия растений с окружающей средой. Гистохимия растений – при помощи проведения химических реакций выявляет вещества, содержащиеся в клетке растения. Биохимия растений – схожее с предыдущим понятие, но здесь исследуются процессы преобразования химических элементов, как находящихся в составе растения, так и поступающие в него извне.

Прикладные дисциплины

Учитывая обширность предметов ботаники как науки о растениях, некие разделы ботаники выделены в отдельные прикладные дисциплины.

Фитопатология – изучает болезни растений, вызванные инфекциями (патогенами), либо экологическими проблемами. Занимается также профилактикой болезней, разработкой средств борьбы с заболеваниями.

Фармакогнозия – эта прикладная дисциплина изучает те растения, которые обладают лечебными свойствами и могут быть использованы для изготовления лекарственных препаратов.

Агробиология – изучает принципы применения основных биологических закономерностей в сельском хозяйстве.

Методы исследования

Ботаника – это раздел науки о растениях, комплексная дисциплина, которая в своих исследованиях пользуется различными методами, как общими (наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ и синтез), так и специальными (в зависимости от изучаемого уровня организации). Вторые рассмотрим подробнее:

    Цитологический метод (метод электронной микроскопии для изучения клеток). Для изучения внутреннего строения используют метод микроскопической хирургии, световой микроскопии. Для изучения растений в рамках популяции применяются генетические или экономические методы исследования. Для изучения систематики растений широко используются палеонтологический и исторический методы.

Проблема вымирания видов в ботанике

Изначально проблема вымирания видов была вовсе не проблемой, а лишь результатом естественного отбора. Снижение численности видового разнообразия Земли было связано с изменением климата, с повышенной вулканической активностью, падением небесных тел и т. д.

С появлением первых людей и их расселением по планете начался принципиально новый этап вымирания видов, как животных, так и растений (около 100 000 лет назад). Охотясь и занимаясь собирательством, человек разрушал существовавшую среду обитания.

Исчезновение отдельных видов порождает такие проблемы, как:

    уменьшение природных богатств; утрата уникального генетического материала, присущего каждому виду; возникновение угрозы стабильности экосистем при исчезновении одного звена; угроза существующим видам – при исчезновении одного вида у вторых возникают популяционные изменения.

Ботаника – это раздел науки об объектах растительного мира, который исследует, анализирует и делает выводы о проблемах существования растений, водорослей, грибов. Для человека подобные знания играют ключевую роль в формировании комфортных условий жизни.

Связь с другими науками

Как и любая общественная наука, ботаника не может существовать, не интегрируя с другими отраслями.

Ботаника – это раздел науки о существовании растений, который связан с такими дисциплинами:

    палеоботаника – наука об ископаемых растениях, широко применяет в исследованиях данные геологии; биохимия, с помощью которой ботаника имеет тесную связь с химией; геоботаника и экология связывает науку с географией и почвоведением; фармакогнозия – с фармацевтикой.

В современном мире ботаника становится все больше востребованной. Ученые активно изучают вымирающие виды растений и разрабатывают планы по охране окружающей среды. Особенно это касается видов, занесенных в Красную Книгу, ведь вымирание всего одного растения из-за человеческого фактора нарушает экологический баланс, который формировался миллионами лет.

www.aktivno.net

Ботаника – это раздел науки о растениях

Жизнь на Земле - необыкновенный феномен, возникший благодаря эволюции (или божьей воле – кому как привычнее мыслить). Но то, что поддерживается она благодаря кислороду, вырабатываемому растениями, не подвергается сомнению ни учеными, ни верующими. Зеленых братьев среди нас великое множество, правда, знаем мы о них ничтожно мало. Славная наука, которая помогает нам приоткрыть тайную завесу в их мир, называется ботаникой – наукой о растениях.

#text>Ботаника – это раздел науки о растениях#text>

Интересная наука

#text>

Одной из отраслей биологии, науки обо всем живом на нашей планете, является ботаника. Разделы ботаники, как биологической науки, изучают отдельные составляющие растений, способ их выживания, процессы, которые происходят внутри организма, способы размножения и возможности использовать в человеческой жизни.

Название дисциплины имеет греческие корни и переводится как «относящийся к растениям». Растениями называют особое царство, которое включает живые организмы, способные к фотосинтезу. Всех их принято делить на низшие (водоросли) и высшие (споровые и семенные).

Процесс изучения растений является важным для человека. В первую очередь это связано с необходимостью дыхания выделяемым кислородом.

Также с помощью собранных знаний о зеленых обитателях Земли человек может:

#text>
    создавать лекарственные препараты и проводить лечение больных; собирать информацию для развития сельского хозяйства; анализировать жизнь животных, климат, выявлять проблемные природные зоны.

История развития науки

#text>

Ботаника – это раздел науки о растениях, который появился и развивался вместе с человеком. Еще первобытные люди знали, какие растения можно употребить в пищу, а какие лучше обойти стороной.

Основные сведения о лекарственных растениях можно найти в некоторых текстах Древнего Египта, цивилизаций Междуречья – Вавилона, Ассирии и других.

В конце III тысячелетия до нашей эры в Древнем Китае существовала книга под названием «Бэнь Цао», которая содержала множество сведений о лекарственных и съедобных растениях.

Древнегреческий ученый Аристотель стал первым, кто собрал и систематизировал информацию о растительном мире в своем фундаментальном труде «Теория растений». К сожалению, до нас дошли только немногочисленные фрагменты этой работы.

Теофраст (ученик Аристотеля) в своих работах «История растений» и «Причина растений» описал особенности и свойства более чем 500 растений, рассмотрел основы их физиологии (например, описал строение цветка), а также произвел их градацию, т. е. деление на следующие виды:

#text>
    деревья; кустарники; полукустарники; травы (однолетники и многолетники).

В древней Индии существовала так называемая «наука о жизни» – Аюрведа, которая, помимо всего прочего, включала описание множества растений, преимущественно лекарственных. Эти сведения толковались и дополнялись в трудах известных индийских мыслителей Вадбака, Чарака и других.

Ну и нельзя не отметить выдающегося арабского ученого, мыслителя и врача – Абу Али Ибн Сину, известного в Европе как Авиценна. Его труд «Канон врачебной науки» содержит описание более 1000 неизвестных в Европе растений.

Начало Средних веков, еще называемое «Темное время», характеризовалось стагнацией научной мысли. Абсолютно все явления и события объясняли Божьей волей, все науки, в том числе и ботаника, остановились в своем развитии.

Лишь открытие Америки Колумбом в 1492 году дало новый виток дальнейшему изучению растений, в особенности произрастающих в Новом Свете. В Европе появляются первые ботанические сады.

В Новое время открытия и достижения в области ботаники продолжались. Нельзя не упомянуть таких выдающихся ученых, как Роберт Гук (открыл растительную клетку), Карла Линнея (разработал принципиально новую терминологию и бинарную номенклатуру).

19 век ознаменовался открытиями в области физиологии растений – работы Дж. Пристли, Н. Соссюра, Ж. Ингенхауза, механизм фотосинтеза в своем труде описал знаменитый русский ученый А. Тимирязев.

#text>Ботаника – это раздел науки о растениях#text>

Предмет, задачи и объект изучения

#text>

Ботаника, как и все науки, имеет собственные предмет, объект, цели, задачи и методы.

Предметом ботаники, исходя из определения, является:

#text>
    эволюция мира растений с момента зарождения жизни на Земле и до наших дней; взаимосвязь между особенностями растений и условиями их обитания; принципы и закономерности формирования растительного покрова на нашей планете; строение, особенности жизнедеятельности наших зеленых собратьев.

Любая наука имеет задачи, а ученые должны найти их решение. В ботанике это:

#text>
    изучение растений как отдельно, так и в совокупности; охрана растительных ресурсов, контроль за редкими и исчезающими видами; повышение урожайности сельскохозяйственных культур, выработка у них устойчивости к заболеваниям; выявление закономерностей развития природы и способов охраны окружающей среды; создание новых сортов.

По объектам изучения науку разделяют на:

#text>
    альгология, или фикология, – раздел ботаники, который занимается изучением водорослей; микология – наука, которая считается разделом ботаники и изучает грибы; лихенология – наука о лишайниках; бриология – занимается изучением мхов; полиподиология – собирает знания о жизни папоротников; дендрология – изучает жизнедеятельность деревьев и другие.

Основные разделы

#text>

Знание о растениях – комплексная наука, которой свойственно деление на отрасли. Принято выделять в ботанике, как биологической науке, разделы ботаники:

#text>
    Цитология – «ботаника изнутри», изучает строение растительной клетки, выделилась из анатомии. Морфология растений – изучает внешнюю форму и вид растений и выявляет их закономерности. Анатомия растений – в противовес морфологии, изучает внутреннее строение растений. Физиология растений – изучает процесс роста и развития растений, обменные процессы и т. д. Эмбриология растений – по названию нетрудно догадаться, что этот раздел изучает закономерности развития растения с момента его зарождения. Экология растений – изучение взаимодействия растений с окружающей средой. Гистохимия растений – при помощи проведения химических реакций выявляет вещества, содержащиеся в клетке растения. Биохимия растений – схожее с предыдущим понятие, но здесь исследуются процессы преобразования химических элементов, как находящихся в составе растения, так и поступающие в него извне.

Прикладные дисциплины

#text>

Учитывая обширность предметов ботаники как науки о растениях, некие разделы ботаники выделены в отдельные прикладные дисциплины.

Фитопатология – изучает болезни растений, вызванные инфекциями (патогенами), либо экологическими проблемами. Занимается также профилактикой болезней, разработкой средств борьбы с заболеваниями.

Фармакогнозия – эта прикладная дисциплина изучает те растения, которые обладают лечебными свойствами и могут быть использованы для изготовления лекарственных препаратов.

Агробиология – изучает принципы применения основных биологических закономерностей в сельском хозяйстве.

#text>

Методы исследования

#text>

Ботаника – это раздел науки о растениях, комплексная дисциплина, которая в своих исследованиях пользуется различными методами, как общими (наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ и синтез), так и специальными (в зависимости от изучаемого уровня организации). Вторые рассмотрим подробнее:

#text>
    Цитологический метод (метод электронной микроскопии для изучения клеток). Для изучения внутреннего строения используют метод микроскопической хирургии, световой микроскопии. Для изучения растений в рамках популяции применяются генетические или экономические методы исследования. Для изучения систематики растений широко используются палеонтологический и исторический методы.

Проблема вымирания видов в ботанике

#text>

Изначально проблема вымирания видов была вовсе не проблемой, а лишь результатом естественного отбора. Снижение численности видового разнообразия Земли было связано с изменением климата, с повышенной вулканической активностью, падением небесных тел и т. д.

С появлением первых людей и их расселением по планете начался принципиально новый этап вымирания видов, как животных, так и растений (около 100 000 лет назад). Охотясь и занимаясь собирательством, человек разрушал существовавшую среду обитания.

Исчезновение отдельных видов порождает такие проблемы, как:

#text>
    уменьшение природных богатств; утрата уникального генетического материала, присущего каждому виду; возникновение угрозы стабильности экосистем при исчезновении одного звена; угроза существующим видам – при исчезновении одного вида у вторых возникают популяционные изменения.

Ботаника – это раздел науки об объектах растительного мира, который исследует, анализирует и делает выводы о проблемах существования растений, водорослей, грибов. Для человека подобные знания играют ключевую роль в формировании комфортных условий жизни.

#text>

Связь с другими науками

#text>

Как и любая общественная наука, ботаника не может существовать, не интегрируя с другими отраслями.

Ботаника – это раздел науки о существовании растений, который связан с такими дисциплинами:

#text>
    палеоботаника – наука об ископаемых растениях, широко применяет в исследованиях данные геологии; биохимия, с помощью которой ботаника имеет тесную связь с химией; геоботаника и экология связывает науку с географией и почвоведением; фармакогнозия – с фармацевтикой.

В современном мире ботаника становится все больше востребованной. Ученые активно изучают вымирающие виды растений и разрабатывают планы по охране окружающей среды. Особенно это касается видов, занесенных в Красную Книгу, ведь вымирание всего одного растения из-за человеческого фактора нарушает экологический баланс, который формировался миллионами лет.

Источник

www.obovsyom.ru

Ботаника - наука о растениях

Киви

Для начала попробуем разобраться, что же такое ботаника.  Например, в геоботаническом словаре известного советского геоботаника и эколога Быкова Б.А., изданного в 1973 г., есть такое определение:

“ботаника, или фитология — это наука о растениях. Она изучает растения на предмет их строения, физиологии, классификации, экологии, географического распространения таксонов, эволюции”.

Другой известный советский ученый Реймерс Н.Ф. чуть позже в 1990 г. написал:

“ботаника — комплекс научных дисциплин, изучающих царства растений и грибов”

Казалось бы, что оба эти определения дополняют друг друга, а вместе дают полное представление о науке ботанике. На самом деле это не совсем так. Первое определение никак не затрагивает такие науки, как фитоценологию или геоботанику, или такие дисциплины, как лесоведение, степеведение и т.п., хотя они являются бесспорными частями ботаники или частными ботаническими дисциплинами.Во втором определении является спорным включение в ботанику микологии (науки о грибах). В настоящее время доказано, что грибы — это самостоятельное царство живой природы, как и животные или растения, следовательно, и микология — это самостоятельная отдельная дисциплина, равная ботанике. Нам же не приходит в голову объединять ботанику и зоологию.

В современном мире ботаника — наука, состоящая из множества частных дисциплин, а именно:

  • систематика — наука, классифицирующая растения на основе общности строения и происхождения;
  • цитология — изучает строение растительных клеток;
  • морфология — наука, изучающая внешнее строение органов растений и их видоизменения;
  • анатомия — изучающет строение тканей и органов растений;
  • физиология — наука, изучающая процессы, протекающих в растении, закономерности их роста и развития в зависимости от внешних условий;
  • биохимия — изучает химические процессы, происходящие в растительном организме;
  • генетика — наука о наследственности и изменчивости растений;
  • фитоценология — занимается исследованиями растительного покрова Земли, его видового состава, структуры, закономерности распределения и развития растительных сообществ, динамику связей со средой;
  • флористическая география — наука, изучающая закономерности распространения видов растений на Земле.

Одними из главных задач современной ботаники являются изучение строения растений в единстве с условиями их жизни, изучение их наследственности для выведения новых сортов, увеличения урожайности, повышение устойчивости к заболеваниям и полеганию и т.п

Многие растения содержат различные сложные органические вещества (эфирные масла, витамины, алкалоиды, гликозиды и т.п.), которые используются при изготовлении лекарственных препаратов. Действие этих веществ на организм человека различно: одни могут использоваться для успокоения нервной системы, другие способствуют улучшению пищеварения, третьи снижают и нормализуют кровяное давление.Ботаника помогает человеку сохранить зеленый покров Земли, заниматься выведением новых сортов культурных растений, т.к. они являются источником пищевых продуктов и лекарственных веществ.

Перейти к оглавлению.

Ботаника - наука о растениях

Что такое ботаника и какие перед ней задачи стоят задачи, читайте в этой статье.

Written by: Stepan Gurov

Date Published: 08/19/2016

В статье описывается место ботаники в современном мире.

10 / 10 stars

from your own site.

www.studentguru.ru

Почему наука о растениях называется ботаникой? Ботаника

Образование 10 апреля 2016

Каждый человек тесно взаимодействует с миром живой природы и сам является его частью. И если в целом законы существования живого мира изучает биология, то растительный находится в сфере ведения ботаники как ее неотъемлемой части.

Почему наука о растениях называется ботаникой

Растения входили в сферу интересов человека задолго до формирования ботаники как науки, с самых древних времен. Изучение флоры напрямую было связано с вопросом выживания: растения — это пища, строительные материалы, материал для изготовления одежды, лекарство и (о чем ни в коем случае нельзя забывать) опасные яды. Накопленные знания и наблюдения требовали систематизации. Так появилась необходимость формирования науки о растениях.

В поисках ответа на вопрос, почему наука о растениях называется ботаникой, нам нужно перенестись в глубину веков, ведь это учение является одним из старейших в мире естественных наук. Форму стройной системы знаний ботаника (наука о растениях) окончательно приобрела в период второй половины XVII — начала XVIII веков.

почему наука о растениях называется ботаникой

Название науки, как и многих других, имеет греческие корни. Происходит от древнегреческого "ботанэ". Это слово имело несколько значений, в значении "пастбище", "корм" употреблялось не менее часто, чем в значение "растение", "трава". Оно включало в себя все, что можно было бы считать растением: цветы, грибы, водоросли, деревья, мхи и лишайники. Слово "ботаника" - производное от "ботанэ", оно обозначало все, что относилось к растениям. То есть дословно: ботаника - наука о растениях. Поэтому, задаваясь вопросом, почему наука о растениях называется ботаникой, ответ нужно искать в греческих истоках систематизации знаний о растительном мире в форму науки.

Зарождение ботаники как науки

Еще Аристотель в своем большом труде о животных анонсировал и подобный научный труд о растениях. Доподлинно неизвестно, закончен он или нет. До наших дней дошли только некоторые его фрагменты. Поэтому по праву отцом-основателем ботаники как науки считается Теофраст — автор двух фундаментальных работ, которые стали базисом ботаники на последующие 1500 лет. И в современном мире ценность знаний, изложенных Теофрастом в его трудах, неоспорима. В этом кроется ответ на вопрос, почему наука о растениях называется ботаникой. Греческий философ не мог назвать ее иначе.

Но исследования в области ботаники не ограничиваются только лишь достижениями западной цивилизации. Китай тоже внес значительную лепту, возможно даже был обмен научными достижениями, учитывая функционирование Шелкового пути.

Видео по теме

История ботаники

Наука ботаника в современном представлении зародилась в эпоху колониализма как область исследования аграриями трав и деревьев, распространенных в регионе, а также растений, которые люди привозили с собой из дальних странствий. Но глубокий интерес человека к флоре начинает свое историю со времен неолита. Люди не только пытались определить лекарственные свойства растений, вегетационный период, съедобность, устойчивость к низкотемпературному климатическому режиму, урожайность и питательные свойства, но и сохранить эти знания.

ботаника наука о растенияхДо появления ботаники как науки человек уже изучал растения с научной точки зрения. Это обстоятельство объясняет не только широкое использование людьми с древнейших времен лечебных свойств растений, выросших в дикой природе. Со времен Бронзовой Эры широко применялась практика выращивания культурных растений.

Новый этап развития науки - новые знания

В конце 16 века был изобретен микроскоп, что определило начало особого этапа в развитии ботаники, открыло неведомые ранее новые возможности в изучении растений, спор и даже пыльцы. Затем наука шагнула еще дальше, приоткрыв завесу в вопросах размножения, обмена веществ, ранее закрытых для человека.

почему наука о растениях называется ботаникой ответ

Ботаника развивалась в тесной связи с развитием биологии в целом. В результате научных изысканий весь живой мир был разделен на царства:

  • бактерии;
  • грибы;
  • растения;
  • животные.

Ботаника изучает царство бактерий, грибов и растений. Развитие ботаники как науки имело колоссальное значение. Но на заре ее зарождения люди занимались растениями сами по себе, и большинство ботанических садов, получивших особое распространение в западном мире, были посвящены классификации, маркировке и торговле семенами. И только спустя столетия они стали важнейшими научно-исследовательскими центрами.

Царство растений

Растения можно встретить везде: на суше (луга, степи, поля, леса, горы), в воде (в пресных водоемах, озерах и реках, в болотистых местностях, в морях и океанах). Практически все растения отличаются неподвижным образом жизни, способностью солнечную энергию преобразовывать в органические соединения, имеют богатые запасы хлорофила, перерабатывают углекислый газ на кислород, за что растительный покров планеты называют легкими Земли.

К сожалению, в силу разных обстоятельств многие растения находятся в числе редких или исчезающих, и этот список с каждым годом только пополняется. Многие представители поплатились за свою красоту: люди, не задумываясь о том, какой огромный вред наносят природе, кощунственно уничтожают растения ради букетика-однодневки. Такая горькая участь постигла ландыши лесные, кувшинки, сон-траву.

наука изучающая растения

Чтобы уберечь редкие виды растений от исчезновения, их заносят в Красную книгу и охраняют на законодательном уровне. Наука, изучающая растения, служит основой знаний для данного документа. И теперь это наша общая задача - сохранить флору для будущих поколений, чтобы и наши дети, и внуки смогли увидеть ту неповторимую красоту растительного мира, которую посчастливилось увидеть нам.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Узнайте, почему у цветковых растений оплодотворение называют двойнымНовости и общество Узнайте, почему у цветковых растений оплодотворение называют двойным

Тему: «Почему у цветковых растений оплодотворение называют двойным» изучают в шестом классе школы. Однако не каждый взрослый человек сможет объяснить тонкости этого процесса.Растения, как и все живы...

Тапер - это... Почему рассказ о будущем композиторе называется «Тапер»?Образование Тапер - это... Почему рассказ о будущем композиторе называется «Тапер»?

«Тапер» – это рассказ Александра Куприна, опубликованный в 1900 году. Произведение посвящено искусству и простому случаю, который может оказаться в жизни юного талантливого человека судьбоносным....

Почему наука является локомотивом научно-технического прогресса? Взаимосвязь науки и образованияОбразование Почему наука является локомотивом научно-технического прогресса? Взаимосвязь науки и образования

Почему наука является локомотивом научно-технического прогресса? В ходе своего исторического развития человек постепенно научился использовать силы природы и сумел изменить землю до неузнаваемости. Именно люди являютс...

Сложный вопрос: почему верования древних славян называют язычеством?Духовное развитие Сложный вопрос: почему верования древних славян называют язычеством?

Вы задумывались когда-нибудь над тем, почему верования древних славян называют язычеством? Чтобы ответить на вопрос, следует проанализировать доступные исторические сведения. Известно, что достоверных источников, кром...

Дом терпимости - это что такое? Почему дом терпимости так называетсяНовости и общество Дом терпимости - это что такое? Почему дом терпимости так называется

В современном мире нечасто встречается такое словосочетание как "дом терпимости". Это тот термин, который когда-то был весьма распространен на территории Европы и даже в царской России. Но со временем словосочетание п...

Почему бабье лето так называется и когда оно начинается?Новости и общество Почему бабье лето так называется и когда оно начинается?

Бабье лето: почему так назвали? Так издавна именуется период сухой и теплой погоды перед осенью. И начинается он благодаря устойчивому антициклону. Такой кусочек лета наступает обычно в конце августа или в течение сен...

Почему все народы России называют братскими: история и современностьОбразование Почему все народы России называют братскими: история и современность

Из курса истории средней школы каждый знает, что славянские народы являются братскими. Их родство обусловлено историческим происхождением и определенными этапами территориального расселения. Другими словами, славянски...

Занимательная биология. Почему грибы и бактерии называют разрушителями?Образование Занимательная биология. Почему грибы и бактерии называют разрушителями?

В природе существует множество так называемых пищевых цепочек. Одни животные питаются растениями. Другие – плотью организмов, потребляющих растительную пищу. А теми, в свою очередь, может питаться человек. Но вс...

Почему дни недели так называются. Дни недели для детейОбразование Почему дни недели так называются. Дни недели для детей

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему дни недели так называются? Т.е. никто не сомневается, что перечислить их с понедельника по воскресенье без труда сможет даже младший школьник, причем сделает это сразу н...

А вы знаете, почему Олимпийские игры так называются - Спорт и Фитнес А вы знаете, почему Олимпийские игры так называются - "Олимпийскими"?

Некоторые люди спрашивают: «Почему Олимпийские игры так называются?» Олимпийскими они именуются уже достаточно давно. Пришло это название из Древней Греции. Жители этой страны подарили человечеству много б...

monateka.com

Ботаника это наука о растениях Возраст

Ботаника – это наука о растениях Ботаника – это наука о растениях

Возраст ботанической науки n Изучение растений продолжалось в течение тысячелетий, однако, подобно всем отраслям Возраст ботанической науки n Изучение растений продолжалось в течение тысячелетий, однако, подобно всем отраслям науки, оно разделилось на специализированные направления только за последние 300 лет.

Отношения с другими науками n Немногим более 100 лет назад ботаника еще относилась к Отношения с другими науками n Немногим более 100 лет назад ботаника еще относилась к медицине, и ею занимались главным образом врачи, для которых она была увлечением или основным делом. Однако сейчас это — самостоятельная и очень важная научная дисциплина с многими разделами, хотя и сохранившая теснейшую связь с медициной.

n Лишь несколько групп организмов — растения, водоросли и некоторые бактерии — способны поглощать n Лишь несколько групп организмов — растения, водоросли и некоторые бактерии — способны поглощать энергию Солнца и запасать ее в органических молекулах в ходе фотосинтеза. n Фактически вся жизнь на Земле прямо или косвенно зависит от этого процесса.

n Перед ботаниками и агрономами стоит насущная задача — прокормить быстро растущее население планеты. n Перед ботаниками и агрономами стоит насущная задача — прокормить быстро растущее население планеты. Современные растения — наиболее перспективный возобновляемый источник энергии для человеческой деятельности, а ископаемые растения образовали огромные запасы газа, нефти и угля, от которых зависит вся современная промышленная цивилизация.

n n Роль растений, а также водорослей и фотосинтезирующих бактерий заслуживает нашего внимания и n n Роль растений, а также водорослей и фотосинтезирующих бактерий заслуживает нашего внимания и по другой, более важной причине. Как продуценты мировой экосистемы эти организмы снабжают все остальные существа, включая человека, энергией, кислородом и многими другими жизненно необходимыми элементами и веществами. Изучив ботанику, легче оценить важнейшие экологические проблемы современности и, поняв их, способствовать созданию более здорового мира.

Отрасли ботанической науки n n n Физиология растений изучает, как растения функционируют, т. е. Отрасли ботанической науки n n n Физиология растений изучает, как растения функционируют, т. е. как они поглощают и преобразуют энергию, растут и развиваются. Морфология растений исследует внешнюю форму растений, Анатомия растений — внутреннее строение, Систематика, или таксономия растений, занимается их названиями и классификацией. Среди многих других специальных областей назовем цитологию растений (изучение растительных клеток), генетику растений (науку о наследственности у растений) и экологию растений, исследующую взаимоотношения растений со средой обитания (произрастания).

Система царств К эукариотам относится много весьма различных групп одноклеточных организмов. Гетеротрофных одноклеточных эукариот, Система царств К эукариотам относится много весьма различных групп одноклеточных организмов. Гетеротрофных одноклеточных эукариот, по традиции называемых простейшими, относят к животным, а автотрофных – к растениям (водорослям). Очевидно, что между ними существуют тесные взаимосвязи, и говорить о двух различных эволюционных линиях неправомерно. Поэтому теперь всех одноклеточных эукариот объединяют в царство протоктистов (Protoctista).

Различия в способах питания n В то время как минеральное питание растений происходит путем Различия в способах питания n В то время как минеральное питание растений происходит путем всасывания (осмоторфно), а углеродное питание растений происходит за счет фотосинтеза (за исключением немногих видов, которые утратили эту способность, но явно произошли от обычных), животные пищу заглатывают (т. е. питаются фаготрофно), а грибы впитывают (абсорбируют), предварительно переварив пищу выделенными наружу ферментами. Каждая из этих трех эволюционных линий многоклеточных считается отдельным царством эукариот; остальных эукариот (весьма неоднородную группу) относят к царству протоктистов.

Объекты нашего лекционного курса n n В нашем курсе лекций будут рассмотрены организмы, традиционно Объекты нашего лекционного курса n n В нашем курсе лекций будут рассмотрены организмы, традиционно изучавшиеся ботаниками, т. е. растения, бактерии (главным образом, фотосинтезирующие), грибы и автотрофные протоктисты (водоросли), — фактически все живые существа, кроме животных, которыми занимаются зоологи. Хотя мы не включаем в растительное царство водоросли, грибы и бактерии и будем стараться не называть эти организмы растениями, они обсуждаются здесь по традиции, а также потому, что обычно входят в ботаническую часть учебной программы подобно тому, как сама ботаника считалась когда-то частью медицины. Однако следует иметь в виду, что бактериология, фикология (наука о водорослях) и микология (наука о грибах) — это вполне самостоятельные, общепризнанные области знания.

Система царств, наук и сферы перекрывания Система царств, наук и сферы перекрывания

Происхождение жизни и первые этапы эволюции n Согласно современным представлениям, наша планета сформировалась около Происхождение жизни и первые этапы эволюции n Согласно современным представлениям, наша планета сформировалась около 4, 5 млрд. лет назад. Первоначально Земля была сухой, вода появилась в результате дегазации недр - выхода в атмосферу водяного пара

По мере конденсации водяного пара появлялись сначала мелкие лужицы, которые понемногу становились все больше По мере конденсации водяного пара появлялись сначала мелкие лужицы, которые понемногу становились все больше и больше. Однако понадобилось 500 -700 млн. лет для того, чтобы на Земле возникли более или менее крупные водоемы, которые постепенно сформировали гидросферу - жидкую оболочку нашей планеты, занимающую в настоящее время около 70% ее поверхности. Затем в результате оседания на дно водоемов различных частичек образовались и осадочные породы.

n n n Считается, что первоначально атмосфера Земли состояла в основном из газообразного азота n n n Считается, что первоначально атмосфера Земли состояла в основном из газообразного азота и довольно большого количества водяного пара и углекислоты. На четыре элемента, образующие эти вещества — углерод, водород, азот и кислород, — приходится около 98% массы всех живых организмов. В грозовой первичной атмосфере Земли молекулы газов самопроизвольно соединялись в новые более крупные молекулы. Кислород, составляющий сейчас около 21% земной атмосферы, практически отсутствовал, пока его в большом количестве не начали производить фотосинтезирующие организмы. В результате ультрафиолетовые лучи (от которых мы защищены сейчас слоем озона, одного из соединений кислорода) достигали поверхности Земли, содействуя синтезу новых молекул.

Циферблат биологической эволюции n n n Жизнь в истории Земли возникла рано (до 6 Циферблат биологической эволюции n n n Жизнь в истории Земли возникла рано (до 6 ч утра по 24 часовой шкале). Многоклеточных организмов не было вплоть до сумерек Человек появился менее, чем за минуту до полуночи

На протяжении значительной части своей истории (не менее 2 млрд. лет) биосфера была прокариотной, На протяжении значительной части своей истории (не менее 2 млрд. лет) биосфера была прокариотной, n n то есть в ее состав входили только организмы, сходные с современными бактериями. Эукариотные организмы – разнообразные одноклеточные (около 1 млрд. лет назад), и многоклеточные (600 - 800 млн. лет назад) - заняли свое место в биосфере лишь позднее.

Прокариотная (слева) и эукариотная клетки Прокариотная (слева) и эукариотная клетки

Система организмов по данным секвенирования наиболее консервативной р. РНК Система организмов по данным секвенирования наиболее консервативной р. РНК

n n Растения, эволюционировавшие из зеленых водорослей, приобрели ряд специфических адаптаций к жизни на n n Растения, эволюционировавшие из зеленых водорослей, приобрели ряд специфических адаптаций к жизни на суше. Они развиты у представителей господствующей группы — сосудистых растений — и включают восковидную кутикулу, пронизанную специальными отверстиями — устьицами, через которые осуществляется газообмен; эффективную проводящую систему, доставляющую воду и поглощенные питательные вещества по стеблям от корней к листьям, и разносящей продукты фотосинтеза ко всем частям растения.

n n Эволюция растений сопровождалась становлением биомов — крупных наземных сообществ, включающих и животных. n n Эволюция растений сопровождалась становлением биомов — крупных наземных сообществ, включающих и животных. Взаимодействующие системы, состоящие из биомов и окружающей их неживой среды, называются экосистемами. Человек, появившийся около 2 млн. лет назад, по меньшей мере 11 000 лет назад изобрел земледелие, став в результате господствующей на Земле экологической силой. Люди использовали знание растений в интересах собственного развития и будут делать это с еще большим размахом в будущем.

Особенности растительной клетки Особенности растительной клетки

Универсальная биологическая мембрана n Полупроницаемая перепонка из белков и фосфолипидов Универсальная биологическая мембрана n Полупроницаемая перепонка из белков и фосфолипидов

Эндоплазматическая сеть n и аппарат Гольджи Эндоплазматическая сеть n и аппарат Гольджи

Строение растительной клетки Строение растительной клетки

Ядро в эукариотической растительной клетке Ядро в эукариотической растительной клетке

n Двумембранные органеллы в клетках растений n Двумембранные органеллы в клетках растений

Эндосимбиогенез Эндосимбиогенез

Теория и практика эндосимбиогенеза Теория и практика эндосимбиогенеза

present5.com

Ботаника - наука о растениях.

Куда бы вы ни посмотрели, почти всюду увидите растения или предметы, сделанные из них. Разные растения характерны для лугов, лесов, степей. растения покрывают значительные участки безводных пустынь и топких болот. Множество растений обитает в морях и океанах, озерах, прудах и реках всех стран мира. Даже Арктика и Антарктика не лишены растений: представителей растительного мира можно найти там в теплое время года. Множество разных культурных растений люди выращивают на полях, в садах и цветниках. Многие растения человек выращивает в оранжереях и в комнатах.

Большинство растений обладает зеленой окраской, но некоторые не имеют ее, например петров крест или заразиха. Велико значение зеленых растений в природе. растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания практически всех живых существ и поглощают из него углекислый газ. В лесах, на лугах, на болотах и в пустынях живут разнообразные представители животного мира. Растения служат пищей растительноядным животным, которыми в свою очередь питаются хищники. Люди тоже питаются растениями и продуктами их переработки, используют растения как сырье для различных отраслей промышленности, для приготовления лекарств, как строительный материал, топливо. Из древесины делают бумагу, искусственный шелк.

Человек использует разные части растений. Так, горох, фасоль, бобы выращивают для получения семян. Яблони, груши, сливы, вишни, огурцы, томаты дают сочные плоды. Морковь, репу, свеклу, петрушку выращивают ради корней. Из листьев капусты, салата, шпината, щавеля приготавливают овощные блюда. У льна и конопли используют волокна стеблей и семена. Розы, сирень, жасмин, астры, левкои разводят ради их красивых цветков. Трудно перечислить все, что получает человек от зеленых растений. Из плодов одной лишь пшеницы изготовляют хлеб, разные кондитерские изделия, макароны, крупы.

Но растения ценны не только тем, что дают пищу и сырье. Они украшают нашу жизнь, приносят радость. Самое скромное жилище становится уютнее, если на подоконнике стоят комнатные растения, а за окном зеленеют деревья, кустарники, травы...

Много интересных явлений из жизни растений раскроется перед теми, кто не пройдет торопливо по лесу или цветущему лугу, а внимательно приглядится к окружающему зеленому миру. Еще больше узнает тот, кто изучит ботанику.

Ботаника - наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова ботанэ, что значит "зелень", "трава", "растение". Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом.

Изучая ботанику, мы познаем законы жизни растений. Ботанику надо знать для того, чтобы правильно использовать растительный мир, минимально воздействуя на природу. Человек так сильно влияет на нее хозяйственной деятельностью, что многие виды живых организмов совсем исчезли с лица Земли, а многим угрожает вымирание. Изучение ботаники позволит каждому не только узнать жизнь растений, но и принять активное участие в преобразовании окружающего растительного мира.

uriybaturin.ru

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ О РАСТЕНИЯХ

Биология ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ О РАСТЕНИЯХ

просмотров - 125

Как и всякая другая наука, ботаника родилась из хозяйственной деятельности человека. Еще первобытный человек, собиратель кореньев и плодов, сталкивался с растениями, наблюдал их и использовал как питательный материал. С развитием человека и человеческого общества знания об окружающем мире возрастали. Человек научился культивировать растения. В рабовладельческом обществе древнего Египта͵ Греции и особенно Рима искусство возделывать культурные растения достигло высокого уровня. Древние народы знали о существовании полов у растений и использовали это на практике для опыления финиковой пальмы, имеющей мужские и женские экземпляры. В древнем Риме прекрасно выращивали многочисленные сорта винограда и других плодовых культур, широко использовали прививку как способ создания ценных сортов плодовых растений.

В Древней Греции были сделаны первые попытки систематизации фактов и представлений о растительном мире. Первые книги, в которых описывались растения, принадлежат перу греческих учёных Аристотеля ( 384-322г до н.э.) и особенно его ученика Теофраста ( 372-287г до н.э), который описал около 480 видов и сделал попытку классификации растений. Его работы « Исследования о растениях» ( из 9 книг) и «О причинах растений» ( их 6 книг) были переведены и многократно издавались на всœех языках мира. На русском языке эти книги были переизданы в 1951ᴦ. В дальнейшем большой вклад в развитие ботаники внесли Диоскорид, Гален, Плиний Старший и др. Имена этих выдающихся людей увековечены в названиях растений: аристолехия, Теофраста͵ диоскорея и т.д.

Эпоха средних веков, когда сформировалось и господствовало феодальное общество, не принœесла особенно значительных успехов биологии вообще и ботанике в частности. При этом на грани средних веков и нового времени, когда феодальные отношения начали сменяться буржуазными, вместе с ростом производительных сил начался и рост науки о природе и, в частности науки о растениях. К концу средневековья в связи с открытием новых стран значительно возрастает интерес к растениям, но пока в основном как источнику лекарств и новых пищевых продуктов. В это время появляются « Травники», в которых помещались описания и зарисовки растений, привезённых из новых стран. С целью ознакомления с многообразием привезённых растений создаются «сухие сады» - гербарии, организуются первые настоящие ботанические сады. Всё это способствовало накоплению новых фактов и привело к развитию одного из разделов ботаники – систематики растений.

Изобретение микроскопа в XVII в. послужило началом изучения внутреннего строения растений, что повлекло за собой развитие анатомии растений и цитологии. Развитие физики и химии в XVIII в. положило начало изучению процессов, протекаю­щих внутри растительного организма. Ученые XVIII в не ограничивались описанием растения а начинали ставить специальные опыты, чтобы выведать у растения как оно питается, растёт и размножается. Ставились физиологические опыты и по выявлению дыхания растений. В XIX в. создается клеточная теория и эволюционное учение Ч. Дар­вина. В его книге «О происхождении видов путем естественного отбора» (1859) и в более поздних работах по ботанике — «О движении и повад­ках лазающих растений» (1865), «О насекомоядных растениях» (1875), «Действие перекрестного опыления и самоопыления в растительном мире» и др. — дано объяснение происхождения и эволюции растений, а также приспособлений в растительном мире. Особенно много сто­ронников учения Ч. Дарвина было в России (А. Н. Бекетов, И. И. Меч­ников, братья Ковалевские, К. А. Тимирязев, В. И. Талиев, Н. А. Северцов и др.). Работа Ч. Дарвина «Изменение животных и растений в домашнем состоянии» имела большое значение для практики жи­вотноводства и растениеводства.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, с накоплением экспериментального и описатель­ного материала постепенно формировались и обособлялись разделы ботаники, которые в настоящее время получили право называться самостоятельными науками.

РАЗДЕЛЫ БОТАНИКИ. ВЗАИМОСВЯЗЬ БОТАНИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.

Ботанику, как и всякую другую науку, можно подразделить на несколько разделов. Раньше по способам исследования ботанику делили на описательную и экспериментальную. К первой относили морфологию, анатомию, систематику и экологию растений, ко второй - физиологию, микробиологию и биохимию растений. В наше время это разделœение неприемлемо. В систематике и морфологии, а особенно в анатоми и экологии экспериментальный метод получает всё большее развитие; в физиологии и биохимии определœенное место занимает описательный материал. Кратко отдельные разделы ботаники можно охарактеризовать следующим образом:

1. Морфология растений— изучает внешнее строение, форму отдельных органов, изменение их в зависимости от внешних условий и в процессе развития (онтогенеза и филогенеза).

2. Анатомия растений — наука об их внутреннем строении. Исследует клетки и ткани растений, используя новейшую оптику.

3. Систематика растений— классифицирует растения, устанавливает родственные отношения между растениями, определяет, к какой таксономической единице относится данное растение, дает название новым видам. Тесно связана с морфологией и другими ботаническими науками (анатомией, биохимией и др.).

4. Цитология — наука о строении, развитии и функциях растительной клетки и ее составных частей. Выделилась из анатомии растений.

5.Эмбриология — раздел биологии, изучающий зародышевое развитие растительного организма.

6. Генетика изучает законы наследственности и изменчивости.

7. Фитопатология изучает вредителœей и болезни растений. Тесно связана с зоологией.

8. География растений изучает закономерности и причины распределœения растений на земном шаре, выясняет границы распространения растений.

9. Экология растений изучает взаимосвязь растений и окружающей среды, влияние различных факторов ее на структуру растений. Экология выделилась из географии растений как одна из ее отраслей. Она имеет большое значение для практического земледелия.

10.Геоботаника изучает состав, закономерности строения, развития и распространения исторически сложившихся растительных сообществ (фитоценозов), их использование и возможности преобразования. Данные геоботаники являются научной основой для улучшения пастбищ, сенокосов, лесов. В свое время эта наука выделилась из географии растений.

11.Физиология растений рассматривает процессы, происходящие в растительном организме, закономерности превращения веществ в нем, выявляет функции тканей растений. Она опирается на данные физики, химии, анатомии растений.

12.Палеоботаника — наука о вымерших ископаемых растениях прошлых геологических эпох. На основании найденных вземле окаменелостей и отпечатков воссоздаёт прежний растительный мир нашей планеты. Тесно связана с геологией

Самостоятельными дисциплинами стали в настоящее время и биофизика, биохимия, космическая ботаника, бионика и др.

На современном этапе развития ботаники, на стыке с другими науками, возникают новые её отрасли ( см. схему). Хотя так же как и другие науки, изучающие живые организмы ботаника является одной из частей науки о живых существах – биологии.

 
 

oplib.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта