Национальное растение северной ирландии. Культура Северной Ирландии

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Растения Ирландии. Национальное растение северной ирландии


Растения Ирландии | Ireland.com

The Burren, County Clare

Хотите знать, что делает растительный мир Ирландии уникальным? Лучше всего спросить об этом эксперта: "Для маленького острова, флора Ирландии чрезвычайно богата и разнообразна", - говорит Др. Нил Локхарт, старший ботаник Агентства по национальным паркам и заповедникам.

Здесь встречается около половины всех известных в Европе видов мха, и - уникальный случай - здесь мирно сосуществуют цветковые растения из таких удаленных друг от друга мест, как Иберийский полуостров, Арктика и даже Северная Америка

Rathlin Island, County Antrim

Это значит, что в любое время года сельская местность расцвечена цветами растений, от ярко-желтого утесника Уиклоу (который в теплое время пахнет кокосом) до ярко-розовой фуксии в западном Корке, а также боярышника и утесника горных долин Антрима.

Сокровища нашей природы

Пусть рододендрон и является национальным растением Непала, его повсеместная распространенность в Ирландии практически сделала его и нашим национальным цветком. Велосипедная прогулка или поездка по Ви в горах Нокмилдаун, расположенных в графствах Типперари и Уотерфорд, приведет вас к тысячам кустарников дикого рододендрона. Рассыпанные подобно снежкам по суровым поросших вереском и болотистым областям острова, цветки болотного хлопчатника обладают несколько более скромным цветом. В западной части озерных областей графства Фермана взгляд внимательного наблюдателя будет награжден видом редкого ярко-желтого цветка - купальницы, цветущего с мая по июнь, когда на оставшиеся летние месяцы его сменяет кремовая цикута.

Буррен

Если вы ищете место, где можно ознакомиться с флорой и фауной Ирландии в миниатюре, ваш путь лежит в Буррен в графстве Клэр. Здесь растет более 70% из 900 видов коренных растений Ирландии, и из 28 местных для Ирландии видов орхидеи 24 вида произрастают в Буррене. Не пропустите менее крупные ночную фиалку, офрис насекомоносный, скрученник спиральный, а также очанку зальцбургскую, заразиху египетскую и папоротник - адиантум-венерин волос.

Мечта фотографа

Любителям неповторимых фотоснимков цветущая Ирландия готова предложить завораживающие виды в разное время года. Попробуйте посетить "графство садов" Арма в мае, когда холмы покрыты белым и розовым яблочным цветом; с июня по сентябрь ковер из розово-лилового вереска покрывает холмы Уиклоу, а с конца апреля по июнь Буррен пылает синим цветом горечавки весенней.

У вас есть созданные альбомы. Для просмотра сохраненных вами страниц нажмите ниже.

Показать альбомы

Эта страница сохранена в вашем альбоме

Просмотр

www.ireland.com

Северная Ирландия Википедия

Се́верная Ирла́ндия (англ. Northern Ireland, ирл. Tuaisceart Éireann, ольст.-шотл. Norlin Airlann) — административно-политическая часть Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, расположенная в северо-восточной части острова Ирландия. Столица и крупнейший город — Белфаст. Северную Ирландию не следует путать с Ольстером: Ольстер — это историческая провинция Ирландии, состоящая из 9 графств; Северная Ирландия же — это административно-территориальная единица Великобритании, включающая в себя только 6 из 9 графств Ольстера.

География

В центральной части Северной Ирландии расположено озеро Лох-Ней, крупнейшее в Соединённом Королевстве (388 км²). Вторая по величине система озёр — Верхнее и Нижнее Лох-Эрн на юго-западе Северной Ирландии. Между этими озёрами находится равнинная часть Северной Ирландии, а северо-восток, юго-восток и запад её территории занимают горы. Наивысшая точка Северной Ирландии — Слив-Донард в горах Морн (высота 848 м.).

Государственное устройство

Законодательный орган — Ассамблея Северной Ирландии (Tionól Thuaisceart Éireann), состоящее из 108 членов Законодательного Собрания, избираемых населением Северной Ирландии, избирают из своего состава Спикера Собрания Северной Ирландии, Первого заместителя спикера Собрания Северной Ирландии и Второго заместителя спикера Собрания Северной Ирландии.

Исполнительный орган — Исполнительный Комитет Северной Ирландии (Feidhmeannas Thuaisceart Éireann), состоящий из Первого министра Северной Ирландии (Céad-Aire Thuaisceart Éireann), Заместителя Первого министра Северной Ирландии (leas-Chéad-Aire Thuaisceart Éireann) и 11 министров Северной Ирландии.

Административное деление

Административно Северная Ирландия разделена на 6 графств и 26 районов. Остров Ирландия считается разделённым на четыре исторических области — Ольстер, Манстер, Лейнстер и Коннахт. Шесть графств Ольстера входят в состав Северной Ирландии. Три графства Ольстера — Донегал, Каван и Монахан — входят в состав Ирландской Республики.

Графства

Антрим (Antrim, Aontroim), Арма (Armagh, Ard Mhacha), Даун (Down, An Dún), Лондондерри (Londonderry, Doire Cholm Cille) или Дерри (Derry, Doire), Тирон (Tyrone, Tír Eoghain), Фермана (Fermanagh, Fear Manach).

Районы

См.также

История Северной Ирландии

Культура Северной Ирландии

Население

Этнический состав населения Северной Ирландии неоднороден: здесь живёт около 500 тыс. коренных жителей острова Ирландия — ирландцев-католиков и примерно 1 млн. англо-ирландцев и шотландо-ирландцев. Большинство — протестанты, которые являются британцами по культуре и традициям. Они преданы идее сохранения конституционных связей с британской короной. Остальное население Северной Ирландии является католическим и ирландским по культуре и истории. Данная часть населения выступает за союз с Ирландской Республикой. Таким образом, в Северной Ирландии исторически сложились три группы населения, различавшиеся между собой по религии и культуре, данные группы населения весьма настороженно относятся друг к другу. Восточные области Северной Ирландии были заняты переселенцами из Шотландии — пресвитерианами, центральные и северные провинции заселили англичане, принадлежавшие к Англиканской церкви, в крайних западных и пограничных с Ирландией районах жили остатки коренного населения — ирландцы, католики по своему вероисповеданию.

По данным социологического опроса 2001 о принадлежности к религии, 53 % жителей Северной Ирландии отнесли себя к протестантам, 44 % — к католикам, и 3 % населения — атеисты или придерживаются иной религии[2]. Стоит отметить то, что представители протестантской религии гораздо старше представителей католиков. Если рассматривать возрастную группу от 65 лет, протестантов в ней будет 17 % населения, а католиков — 10 %. Что касается молодежи, то в группе до 16 лет 27 % составляют католики и только 20 % — протестанты[3].

Образование в Северной Ирландии

До образования такого региона как Северная Ирландия в 1922 году, на территории графств действовала система национального школьного образования, распространявшаяся на всю территорию Ирландии. Отличительной чертой данной системы являлось обеспечение базовым школьным образованием всех жителей региона: в равной степени католиков и протестантов. Обучение должно было проводиться в объединённых школах. Такая система, являясь безусловно наиболее рациональной для данного состава общества, на практике же имела ощутимые проблемы — представители основных религиозных течений, то есть католики и протестанты, препятствовали её осуществлению, что впоследствии привело к тому, что на большинстве территории Ирландии стали преобладать школы с раздельным обучением, основывающемся на конфессиональной принадлежности. После разделения острова, стали предприниматься существенные попытки урегулировать существующую систему с целью обеспечения совместного обучения протестантов и католиков, но постоянная напряжённость и противостояние среди населения вело к ещё большему усилению влияния духовенства на образование, которое только закрепило и утвердило разделение в образовательном процессе. И даже правительственный Акт об образовании 1947 года, менявший учебные планы и систему финансирования, не внёс существенных изменений в сложившуюся ситуацию[4].

В 1981 году в Белфасте была открыта первая интегрированная школа в Северной Ирландии, с неё началось распространение интегрированных школ по всему региону. Рост интегрированного сектора в регионе стал одним из самых существенных образовательных событий 1980-х годов, но так этот процесс не встречал ощутимой поддержки со стороны правительства, партий и тем более со стороны церкви, которые даже наоборот всячески препятствовали их образованию, такого рода школы сталкивались с существенными финансовыми проблемами. В результате, для помощи в основании и обеспечении функционирования новых школ были созданы такие организации как: BELTIE (англ. the Belfast Trust for Integrated Education — Белфастский фонд интегрированного образования) и NICIE (англ. the Northern Ireland Council for Integrated Education — Совет Северной Ирландии по интегрированному образованию)[5]; в 2008 году Североирландской ассамблеей был принят законопроект, который на первый план выдвигал решение проблемы интегрированного образования, проблем управления образовательным сектором и финансированием образования[6] в рамках стратегии развития образования на 2008—2018 годы. В общей сложности, планировалось инвестировать в образование за это время около 714,5 миллионов фунтов стерлингов. К числу таких мер можно отнести такие как: обеспечение и развитие сферы интегрированного образования путём поддержки интегрированных школ, обеспечение их доступности, содействие созданию интегрированных родительских комитетов. Отдельные меры предусматривались в рамках изменения учебного плана. Сюда можно отнести образование школьных курсов, изучающих религию и основные традиции всех проживающих этно-религиозных групп, а также оговаривается изучение истории и литературы, избегая пристрастности в их изложении[7].

Доступ к образованию

Что касается доступа к образованию, исследования отражают ситуацию, в которой, несмотря на более высокую пропорцию детей-католиков, католических школ меньше чем протестантских. В результате чего приблизительно 8 % католиков посещают протестантские средние школы. Это может являться одной из предпосылок к тому, что гораздо большее количество учеников — протестантов продолжают обучение в университетах и имеют более высокую квалификацию. Такие особенности влекут за собой процесс формирования общественных классов в соответствии с религиозной принадлежностью. Так, простыми рабочими являются 46 % — католики, 54 % — протестанты. В ряду более квалифицированных специалистов: 72 % протестантов и 28 % католиков[8]. В настоящее время[уточнить] из общего числа школьников в 321 830 человек, 163 371 являются католиками и 121 239 протестантами[9]. Что касается интегрированных школ, то в настоящее время[уточнить] среди примерно 400 школ Северной Ирландии существует только 61 интегрированная средняя школа[10].

Существенным доказательством в защиту интегрированных школ можно назвать результаты опроса, проводимого среди населения Северной Ирландии в 2008 году, в котором 84 % опрошенных высказались за то, что интегрированное образование важно для процесса примирения в регионе[11].

Религия

Религиозное противостояние начало складываться ещё с XII века, когда впервые норманны появились в Ирландии и впоследствии основали колонию Пейл. Постепенно, к концу XVI века, английское господство было установлено на всей территории Ирландии. Реформация и конфискация монастырских земель в конце 30-х годов XVI века сопровождались также конфискацией земель ирландцев и передачей их английским колонистам. В это время религиозные гонения вызывали новые и новые восстания по всей Ирландии. В XVII веке уже официально было закреплено религиозное господство: Вильгельм Оранский провозгласил протестантизм государственной религией. В результате всех нововведений католики были лишены права на покупку и аренду земель, права на образование детей и были вынуждены платить огромные налоги на содержание англиканской церкви. В столь острой религиозной ситуации католики стали объединяться для отстаивания своих прав. Например, в 1775 году была основана «католическая лига», позднее, уже в 1823 году, была создана «католическая ассоциация», целью которой также являлась эмансипация католиков. «Ассоциация» добилась подписания в 1829 году Акта об эмансипации католиков, позволившего католикам занимать государственные должности[12]. В конце XX века в связи с обострением ситуации и введением в 1972 году прямого правления в регионе, правительство попыталось предпринять ряд мер для улучшения межрелигиозных отношений. В частности, в 1973 году был издан Акт правительства, в котором оговаривались меры по борьбе с расовой и религиозной дискриминацией в различных сферах жизни населения: в образовании, при приеме на работу, при исполнении представительских функций. Акт предусматривал образование Постоянной Консультативной Комиссии по правам человека, Трибунала для решения гражданских жалоб, рассматривающий возможные случаи дискриминации, а также учреждения ряда отдельных должностей для обеспечения равного положения протестантов и католиков в регионе[13].

Данные социологического исследования, проведенного среди протестантов и католиков в 1996 году, по вопросу принадлежности региона Северной Ирландии к Великобритании или к Ирландии показали, что 90 % протестантов желали оставаться в составе Великобритании, в то время как только 6 % высказались за объединение с Республикой Ирландия. Что касается католического населения, только 24 % были за сохранение региона в составе Соединённого Королевства, а 60 % желали присоединения к Ирландии. Стоит отметить также высокую степень определённости в отношении этого вопроса, так как процент ответивших «не знаю» на данный вопрос среди протестантов был равен 1 %, среди католиков — 7 %[14]. По данным социологического опроса 2007 о принадлежности к религии, 53 % жителей Северной Ирландии отнесли себя к протестантам, 44 % — к католикам, а 3 % населения атеисты или придерживаются иной религии[15].

Языки

Белфастскими соглашениями 1998 года помимо английского, официальными языками региона были признаны ирландский и ольстерско-шотландский языки[16]. В 1999 году было создано два агентства по поддержке ирландского и ольстерско-шотландского языков, в рамках которых производилась помощь в изучении данных языков в школах и факультативных языковых центрах. В 2003 году Британское и Ирландское правительства совместно выразили свою приверженность принципам, установленным Актом о Северной Ирландии 1998 года, и заявили о создании правительственных учреждений, направленных на осуществление данной программы. Был создан интегрированный дополнительный фонд финансирования, связанных с программой проектов. В рамках этого фонда было выделено 12 миллионов фунтов стерлингов на пять лет с целью обеспечения доступного обучения ирландскому языку. Также был создан орган по управлению такими проектами, который включал в себя представителей правительств двух государств, местных органов власти и муниципалитетов, что облегчало осуществление предусмотренных программ. Отдельным пунктом заявления правительств 2004 года стало признание британского и ирландского[en] жестовых языков, что также было предусмотрено ещё Белфастскими соглашениями. Эти языки принадлежат к разным семьям (британской и французской, соответственно). В регионе Северной Ирландии на 2004 год проживало 3500 глухих, пользующихся британским жестовым языком и 1 500 человек — ирландским[17].

В области ольстерско-шотландского языка, в 2006 году соглашением в Сент-Андрусе были предприняты аналогичные меры, как и в отношении ирландского языка. В частности, в 2006 году была создана Ольстерская Академия Шотландцев, функцией которой должно было стать сохранение культурного колорита и языка ольстерских шотландцев[18]. Для обеспечения массового использования ольстерско-ирландского и ольстерско-шотландского языков были задействованы также такие сферы как телевидение и радиовещание, посредством гарантирования программ на языках меньшинств[19].

Символы Северной Ирландии

На государственных мероприятиях в Северной Ирландии часто исполняется гимн Соединённого Королевства God Save the Queen. На Играх Содружества и некоторых других спортивных состязаниях команда Северной Ирландии пользуется флагом Ольстера (несмотря на его неофициальный статус) и мелодией Londonderry Air (часто со словами Danny Boy), также неофициальной, в качестве национального гимна[20][21]. Сборная Северной Ирландии по футболу также использует флаг Ольстера, но в качестве гимна поёт God Save The Queen[22]. Основные матчи Гэльской атлетической ассоциации открываются национальным гимном Ирландии Amhrán na bhFiann («Песнь солдата»), как и другие общеирландские спортивные организации[23].

Флаг

«Ольстерское знамя» (29.05.1953 — 30.03.1972)

С 1953 по 1972 год правительством и правительственными организациями Северной Ирландии использовался специальный флаг, известный как «Ольстерское знамя». Он состоял из георгиевского креста, внутри которого были расположены белая шестиконечная звезда и красная кисть руки (символ древнего Ольстера). Сверху над звездой находилась корона.

Неофициально жители Северной Ирландии вывешивают на праздники тот флаг, который соответствует их политическим пристрастиям: флаг Великобритании, Северной Ирландии или Ирландской Республики. Первые два используются юнионистами — сторонниками союза с Великобританией, последний — националистами, особенно на спортивных мероприятиях. Военизированные формирования с обеих сторон имеют собственные флаги.

Герб

Герб Северной Ирландии (29.05.1953 — 30.03.1972)

В 1923 году главный герольд Ольстера Невилл Родвелл Уилкинсон создал эскизы государственной печати и флага Северной Ирландии. В январе 1924 года в Лондоне он провёл обсуждение облика будущего герба с представителями правительства Северной Ирландии. Окончательный облик герба был определён представителем Уилкинсона, Томасом Садлером в апреле 1924 года, он повторял облик созданного годом ранее флага. Герб получил одобрение кабинета Северной Ирландии. Королевский указ, подписанный Георгом V и утверждённый в Министерстве внутренних дел, был подписан 2 августа 1924 года. Герб был зарегистрирован в Регистре гербов в Дублине. С 1972 года данный герб не является официальным.

См. также

Примечания

Ссылки

Крупные городаСредние городаМалые города
Антрим, Баллимина, Бангор, Белфаст, Каррикфергус, Колрейн, Ларн, Лисберн, Лурган, Ньюри, Ньютаунабби, Ньютаунардс, Ома, Портадаун
Арма, Банбридж, Даунпатрик, Дундональд, Данганнон, Кукстаун, Крейгавон, Лимавади, Страбан, Холивуд, Эннискиллен
Балликасл, Балликлэр, Баллимони, Баллинахинч, Донахади, Дромор, Карридафф, Килкил, Колайленд, Комбер, Марафелт, Ньюкасл, Портраш, Портстьюарт, Рандалстаун, Уорренпойнт

wikiredia.ru

Северная Ирландия - это... Что такое Северная Ирландия?

Се́верная Ирла́ндия (англ. Northern Ireland, ирл. Tuaisceart Éireann, ольст.-шотл. Norlin Airlann) — административно-политическая часть Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, расположенная в северо-восточной части острова Ирландия.

Столица и крупнейший город — Белфаст. Северную Ирландию не следует путать с Ольстером: Ольстер — это историческая провинция Ирландии, состоящая из 9 графств; Северная Ирландия же — это административно-территориальная единица Великобритании, включающая в себя лишь 6 из 9 графств Ольстера.

География

В центральной части расположено озеро Лох-Ней, крупнейшее в Соединённом Королевстве (388 км²). Вторая по величине система озёр — Верхнее и Нижнее Лох-Эрн на юго-западе Северной Ирландии. Между этими озёрами находится равнинная часть Северной Ирландии, а северо-восток, юго-восток и запад её территории занимают горы. Наивысшая точка Северной Ирландии — Слив Донард в горах Морн (высота 848 м).

Государственное устройство

Законодательный орган — Ассамблея Северной Ирландии (Tionól Thuaisceart Éireann), состоящее из 108 членов Законодательного Собрания, избираемых населением Северной Ирландии, избирают из своего состава Спикера Собрания Северной Ирландии, Принципального Заместителя Спикера Собрания Северной Ирландии и Второго Заместителя Спикера Северной Ирландии.

Исполнительный орган — Исполнительный Комитет Северной Ирландии (Feidhmeannas Thuaisceart Éireann), состоящий из Первого министра Северной Ирландии (Céad-Aire Thuaisceart Éireann), Заместителя Первого министра Северной Ирландии (leas-Chéad-Aire Thuaisceart Éireann) и 11 министров Северной Ирландии.

Административное деление

Административно Северная Ирландия разделена на 6 графств и 26 районов. Остров Ирландия считается разделённым на четыре исторических области — Ольстер, Манстер, Лейнстер и Коннахт. Шесть графств Ольстера входят в состав Северной Ирландии. Три графства Ольстера — Донегал, Каван и Монахан — входят в состав Ирландской Республики.

Графства

Антрим (Antrim, Aontroim), Арма (Armagh, Ard Mhacha), Даун (Down, An Dún), Лондондерри (Londonderry, Doire Cholm Cille) или Дерри (Derry, Doire), Тирон (Tyrone, Tír Eoghain), Фермана (Fermanagh, Fear Manach).

Районы

См.также

История Северной Ирландии

Культура Северной Ирландии

Население

Этнический состав населения Северной Ирландии неоднороден: здесь живёт около 500 тыс. коренных жителей острова Ирландия — ирландцев-католиков и примерно 1 млн англо-ирландцев и шотландо-ирландцев. Большинство — протестанты, которые являются британцами по культуре и традициям. Они преданы идее сохранения конституционных связей с британской короной. Остальное население Северной Ирландии — не более 1/3 — является католическим и ирландским по культуре и истории. Данная часть населения выступает за союз с Ирландской Республикой. Таким образом, в Северной Ирландии исторически сложились три группы населения, различавшиеся между собой по религии и культуре, данные группы населения весьма настороженно относятся друг к другу. Восточные области Северной Ирландии были заняты переселенцами из Шотландии — пресвитерианами, центральные и северные провинции заселили англичане, принадлежавшие к Англиканской церкви, в крайних западных и пограничных с Ирландией районах жили остатки коренного населения — ирландцы, католики по своему вероисповеданию. По данным социологического опроса 2001 о принадлежности к религии, 53 % жителей Северной Ирландии отнесли себя к протестантам, 44 % — к католикам, и 3 % населения — атеисты или придерживаются иной религии[1]. Стоит отметить то, что представители протестантской религии гораздо старше представителей католиков. Если рассматривать возрастную группу от 65 лет, протестантов в ней будет 17 % населения, а католиков — 10 %. Что касается молодежи, то в группе до 16 лет 27 % составляют католики и только 20 % — протестанты[2].

Образование в Северной Ирландии

До образования такого региона как Северная Ирландия в 1922 году, на территории графств действовала система национального школьного образования, распространявшаяся на всю территорию Ирландии. Отличительной чертой данной системы являлось обеспечение базовым школьным образованием всех жителей региона: в равной степени католиков и протестантов. Обучение должно было проводиться в объединенных школах. Такая система, являясь безусловно наиболее рациональной для данного состава общества, на практике же имела ощутимые проблемы — представители основных религиозных течений, то есть католики и протестанты, препятствовали её осуществлению, что впоследствии привело к тому, что на большинстве территории Ирландии стали преобладать школы с раздельным обучением, основывающемся на конфессиональной принадлежности. После разделения острова, стали предприниматься существенные попытки урегулировать существующую систему с целью обеспечения совместного обучения протестантов и католиков, но постоянная напряженность и противостояние среди населения вело к ещё большему усилению влияния духовенства на образование, которое только закрепило и утвердило разделение в образовательном процессе. И даже правительственный Акт об Образовании 1947, менявший учебные планы и систему финансирования, не внес существенных изменений в сложившуюся ситуацию[3]. В 1981 в Белфасте была открыта первая интегрированная школа в Северной Ирландии, с неё началось распространение интегрированных школ по всему региону. Рост интегрированного сектора в регионе стал одним из самых существенных образовательных событий 1980-х годов, но так этот процесс не встречал ощутимой поддержки со стороны правительства, партий и тем более со стороны церкви, которые даже наоборот всячески препятствовали их образованию, такого рода школы сталкивались с существенными финансовыми проблемами. В результате, для помощи в основании и обеспечении функционирования новых школ были созданы такие организации как: BELTIE (the Belfast Trust for Integrated Education — Белфастский фонд интегрированного образования) и NICIE (the Northern Ireland Council for Integrated Education — Совет Северной Ирландии по интегрированному образованию)[4]; в 2008 году Североирландской Ассамблеей был принят законопроект, который на первый план выдвигал решение проблемы интегрированного образования, проблем управления образовательным сектором и финансированием образования[5] в рамках стратегии развития образования на 2008—2018. В общей сложности, планировалось инвестировать в образование за это время около 714,5 миллионов фунтов стерлингов. К числу таких мер можно отнести такие как: обеспечение и развитие сферы интегрированного образования путем поддержки интегрированных школ, обеспечение их доступности, содействие созданию интегрированных родительских комитетов. Отдельные меры предусматривались в рамках изменения учебного плана. Сюда можно отнести образование школьных курсов, изучающих религию и основные традиции всех проживающих этно-религиозных групп, а также оговаривается изучение истории и литературы, избегая пристрастности в их изложении[6].

Доступ к образованию

Что касается доступа к образованию, исследования отражают ситуацию, в которой, несмотря на более высокую пропорцию детей-католиков, католических школ меньше чем протестантских. В результате чего приблизительно 8 % католиков посещают протестантские средние школы. Это может являться одной из предпосылок к тому, что гораздо большее количество учеников — протестантов продолжают обучение в университетах и имеют более высокую квалификацию. Такие особенности влекут за собой процесс формирования общественных классов в соответствии с религиозной принадлежностью. Так, простыми рабочими являются 46 % — католики, 28 % — протестанты. В ряду более квалифицированных специалистов: 72 % протестантов и 54 % католиков[7]. В настоящее время из общего числа школьников в 321 830 человек, 163 371 являются католиками и 121 239 протестантами[8]. Что касается интегрированных школ, то в настоящее время среди примерно 400 школ Северной Ирландии существует только 61 интегрированная средняя школа[9]. Существенным доказательством в защиту интегрированных школ можно назвать результаты опроса, проводимого среди населения Северной Ирландии в 2008 году, в котором 84 % опрошенных высказались за то, что интегрированное образование важно для процесса примирения в регионе[10].

Религия

Религиозное противостояние начало складываться ещё с XII века, когда впервые норманны появились в Ирландии и впоследствии основали колонию Пейл. Постепенно, к концу XVI века, английское господство было установлено на всей территории Ирландии. Реформация и конфискация монастырских земель в конце 30-х годов XVI века сопровождались также конфискацией земель ирландцев и передачей их английским колонистам. В это время религиозные гонения вызывали новые и новые восстания по всей Ирландии. В XVII веке уже официально было закреплено религиозное господство: Вильгельм Оранский провозгласил протестантизм государственной религией. В результате всех нововведений католики были лишены права на покупку и аренду земель, права на образование детей и были вынуждены платить огромные налоги на содержание англиканской церкви. В столь острой религиозной ситуации католики стали объединяться для отстаивания своих прав. Например, в 1775 году была основана «католическая лига», позднее, уже в 1823 году, была создана «католическая ассоциация», целью которой также являлась эмансипация католиков. «Ассоциация» добилась подписания в 1829 году Акта об эмансипации католиков, позволившего католикам занимать государственные должности[11]. В конце XX века в связи с обострением ситуации и введением в 1972 году прямого правления в регионе, правительство попыталось предпринять ряд мер для улучшения межрелигиозных отношений. В частности, в 1973 году был издан Акт правительства, в котором оговаривались меры по борьбе с расовой и религиозной дискриминацией в различных сферах жизни населения: в образовании, при приеме на работу, при исполнении представительских функций. Акт предусматривал образование Постоянной Консультативной Комиссии по правам человека, Трибунала для решения гражданских жалоб, рассматривающий возможные случаи дискриминации, а также учреждения ряда отдельных должностей для обеспечения равного положения протестантов и католиков в регионе[12].

Данные социологического исследования, проведенного среди протестантов и католиков в 1996 году, по вопросу принадлежности региона Северной Ирландии к Великобритании или к Ирландии показали, что 90 % протестантов желали оставаться в составе Великобритании, в то время как только 6 % высказались за объединение с Республикой Ирландия. Что касается католического населения, только 24 % были за сохранение региона в составе Соединенного Королевства, а 60 % желали присоединения к Ирландии. Важно отметить также высокую степень определенности в отношении этого вопроса, так как процент ответивших «не знаю» на данный вопрос среди протестантов был равен 1 %, среди католиков — 7 %[13]. По данным социологического опроса 2007 о принадлежности к религии, 53 % жителей Северной Ирландии отнесли себя к протестантам, 44 % — к католикам, а 3 % населения атеисты или придерживаются иной религии[14].

Языки

Белфастскими соглашениями 1998 года помимо английского, официальными языками региона были признаны, так называемые ольстерско-ирландский и ольстерско-шотландский[15]. В 1999 году было создано два агентства по поддержке ирландского и ольстерско-шотландского языков, в рамках которых производилась помощь в изучении данных языков в школах и факультативных языковых центрах. В 2003 году Британское и Ирландское правительства совместно выразили свою приверженность принципам, установленным Актом о Северной Ирландии 1998 года, и заявили о создании правительственных учреждений, направленных на осуществление данной программы. Был создан интегрированный дополнительный фонд финансирования, связанных с программой проектов. В рамках этого фонда было выделено 12 миллионов фунтов стерлингов на 5 лет с целью обеспечения доступного обучения ирландскому языку. Также был создан орган по управлению такими проектами, который включал в себя представителей правительств двух государств, местных органов власти и муниципалитетов, что облегчало осуществление предусмотренных программ. Отдельным пунктом заявления правительств 2004 года стало признание шотландского и ирландского языков глухонемых, что также было предусмотрено ещё Белфастскими соглашениями. Такие языки имеют собственную грамматику и синтаксическую систему. В регионе Северной Ирландии на 2004 год проживало 3 500 глухонемых, пользующихся шотландским языком жестов и 1 500 человек — ирландским[16]. В области ольстерско-шотландского языка, в 2006 году соглашением в Сент-Андрусе были предприняты аналогичные меры, как и в отношении ирландского языка. В частности, в 2006 году была создана Ольстерская Академия Шотландцев, функцией которой должно было стать сохранение культурного колорита и языка ольстерских шотландцев[17]. Для обеспечения массового использования ольстерско-ирландского и ольстерско-шотландского языков были задействованы также такие сферы как телевидение и радиовещание, посредством гарантирования программ на языках меньшинств.[18]

Символы Северной Ирландии

Флаг

«Ольстерское знамя» (29.05.1953 — 30.03.1972)

С 1953 по 1972 год правительством и правительственными организациями Северной Ирландии использовался специальный флаг, известный как «Ольстерское знамя». Он состоял из георгиевского креста, внутри которого были расположены белая шестиконечная звезда и красная кисть руки (символ древнего Ольстера). Сверху над звездой находилась корона.

Неофициально жители Северной Ирландии вывешивают на праздники тот флаг, который соответствует их политическим пристрастиям: флаг Великобритании, Северной Ирландии или Ирландской Республики. Первые два используются юнионистами — сторонниками союза с Великобританией, последний — националистами, особенно на спортивных мероприятиях. Военизированные формирования с обеих сторон имеют собственные флаги.

См. также

Примечания

Ссылки

  Северная Ирландия в темах

Герб • Флаг • Гимн • Государственный строй • Конституция • Парламент • Административное деление • География • Города • Столица • Население • Языки • История • Экономика • Валюта • Культура • Религия • Кинематограф • Литература • Музыка • Праздники • Спорт • Образование • Наука • Транспорт • Туризм • Почта (история и марки) • Интернет • Вооружённые силы • Внешняя политикаПортал «Северная Ирландия»

 

Районы Северной Ирландии

Антрим, Ардс, Арма, Банбридж, Белфаст, Бэллимани, Бэллимена, Данганнон и Южный Тирон, Даун, Дерри, Каслри, Колрейн, Крейгавон, Кукстаун, Кэррикфергюс, Ларн, Лимавэди, Лисберн, Марафелт, Мойл, Ньюри и Мурн, Ньютаунэбби, Ома, Северный Даун, Страбэйн, Фермана

  Города Северной Ирландии Крупные города Средние города Малые города
Антрим, Бэллимена, Бангор, Кэррикфергюс, Колрейн, Ларн, Лисберн, Лурган, Ньюри, Ньютаунэбби, Ньютаунардс, Ома, Портадаун
Арма, Банбридж, Кукстаун, Крейгавон, Даунпатрик, Дундональд, Данганнон, Эннискиллен, Холивуд, Лимавэди, Страбэйн
Балликасл, Балликлер, Бэллимани, Баллинахинч, Карридафф, Колайленд, Комбер, Донахади, Дромор, Килкил, Марафелт, Портраш, Ньюкасл, Портстьюарт, Рандалстаун, Уорренпойнт

dic.academic.ru

Культура Северной Ирландии Википедия

Культура Северной Ирландии

Литература

На протяжении практически всей истории Северной Ирландии литература была привилегией протестантского населения, развитие же литературы среди всего населения началось только в 1960-х годах. Толчком этому стали трагические события 1968 года, а также повлияло и то, что основными писателями и поэтами — католиками стали те дети, которым Актом об Образовании 1947 года была дана возможность равного с протестантами доступа к образованию. В конце 1960-х годов бывшие ученики стали известными литераторами и активными членами Ассоциации в защиту гражданских прав и различных народных и демократических движений. Изначально их труды публиковались в газетах, в основном в The Belfast Telegraph, затем при поддержке Ольстерского Королевского Университета был выпущен ряд публикаций, посвященных трагическим событиям конца 1960-х годов. 1970-е годы можно назвать своего рода возрождением литературы в Северной Ирландии, так как, помимо издания новых произведений, широкое распространение получили переиздания более старой литературы, или издания той, которая, в связи с конфликтом, вообще не была издана. В литературе того времени можно выделить несколько главных направлений и тем. Во-первых, это, конечно, политический аспект конфликта: тема политических заключенных, положение британских солдат, недобросовестность политических деятелей и государственных служащих, которые должны нести ответственность за свои действия. В этой связи большинство произведений того времени называют Северную Ирландию «несчастным случаем» колониализма, и основной идеей является поиск возможных моделей реакции и ответа на конфликт среди населения. Другим важным аспектом является общество или население региона. Здесь главными проблемами выделяются проблемы меньшинства, отношения и настроения внутри общества, многовековое столкновение традиций, сопровождающееся чувством несправедливости и негодования, религиозные проблемы со всей интенсивностью и сложностью их развития. Попытки понять причину всей напряженности и найти какие-либо возможные выходы из ситуации. Наиболее важными задачами литераторов того времени можно считать проблему поиска адекватных путей изображения конфликта, определение степени воздействия искусства на политику и возможного его осуществления, пропаганда гуманности, мирного урегулирования и снижение напряженности в отношениях среди населения региона.[1]

Фотография

Развитие фотографии в регионе начинается с 1880 года. В то время фотография использовала конфликт в качестве основного материала. Архивы главных музеев Северной Ирландии содержат работы, отражающие в себе всю общественную жизнь, начиная с конца XIX и всего XX века, включая основные события, связанные с развитием конфликта.[2] Одним из наиболее известных фотографов, занимающихся конфликтом, является Донаван Вили. Его работы освещают такие важнейшие элементы самосознания как история, архитектура, религиозная принадлежность. В начале 2000-х годов Донован Вили был единственным фотографом, имеющим доступ к одной из тюрем Северной Ирландии, где содержались в основном политические заключенные. Именно работы, изображавшие главную тюрьму региона, принесли фотографу наибольшую известность.[3]

Граффити англ. Murals

Развитие граффити в регионе имеет длинную историю. Еще во времена Вильгельма Оранского, рисунки, размещенные на стенах укреплений, обозначали утверждение там англичан и, соответственно, протестантизма. Католики же начали использовать данный вид искусства только во времена кампаний за предоставление гомруля в начале XX века. К середине XX века граффити приобрели огромную популярность среди населения и стали своего рода полем для идеологической войны. Наиболее широкое освещение впервые эта тема получила в 1970 году, когда двое мужчин были приговорены к шести месяцам заключения под стражей в результате их попытки изображения ирландского триколора на одной из оживленных улиц. Еще больший резонанс получил случай, произошедший в 1980 году, когда полицейский застрелил несколько 16-летних подростков, когда те рисовали республиканские лозунги, ссылаясь на то, что он по ошибке принял кисти за оружие.[4]

Архитектура

Архитектура Северной Ирландии представляет собой сооружения, аналогичные большинству строений Британских островов. Основными видами можно назвать: «длинный дом», сходный по основным чертам внутренней планировки с широко распространенным в Европе так называемым среднеевропейским типом дома. В своем первоначальном виде этот дом представлял собой однокамерную постройку, в которой жилое помещение и стойла были объединены под одной крышей. Другим распространенным видом является «дом — холл», в котором стойла стали строиться отдельно от дома, а огромное помещение холла было использовано под жилье. Такие виды домов присущи и другим регионам Европы. Основной отличительной чертой является наследие кельтской культуры. В Северной Ирландии, также как и в Шотландии и на севере Англии широкое развитие имели каменные постройки, составляющие фонд кельтского наследия, представляющие собой круглые хижины, сложенные из камня и имевшие форму улья, зачастую имевшие низкие двери и практически не имевшие окон.[5] Конфликт еще и внес определенные изменения в культуру строительства и способов расселения населения- в зависимости от религиозной принадлежности и этнической группы. Например, в Белфасте 53 % населения проживает в раздельных районах.[6] Одной из характерных черт архитектуры стали так называемые разграничительные стены или их остатки, определявшие места расселения католиков и протестантов. В 2001 году только в Белфасте их насчитывалось 35. Наиболее известной такой стеной является так называемая «международная стена» (или «стена солидарности»), установленная в 1971 году во время обострения конфликта между католиками и протестантами. Помимо изображений, связанных с конфликтом, на стене изображены граффити, выражающие поддержку таким сепаратистским движениям как баскское, курдское, палестинское. Помимо этого, разногласия между республиканцами и лоялистами так часто проявлялись уличных беспорядках, что некоторые жители предпочитали строить дома с минимальным количеством окон. Долгие годы конфликта имеют своё выражение так же в том, что дома многих католиков часто бывают украшены ирландскими флагами и рисунками трилистников и другими кельтскими узорами, а в окнах можно увидеть портреты папы римского и кресты. Также неотъемлемой частью каждого католического района являются так называемые «листы чести», призванные почтить память ирландских патриотов, погибших во время стычек с британскими солдатами и лоялистской полицией.[7]

Телевидение

В телевидении конфликт получил широкое освещение в начале 1960-х годов, когда конфликт в силу сложного этапа своего развития практически ежедневно стал появляться в сводках новостей, которые представляли публике очень проблематичные отношения между лоялистами и республиканцами. Минусом таких репортажей являлось то, что они отражали в основном только позицию правительства. Концом преобладания правительственной точки зрения стал репортаж о «другой» Северной Ирландии, выражавший точку зрения республиканцев и показанный BBC. С тех пор все силы ирландцев были направлены на борьбу с периодическим введением цензуры в регионе и отстаивание своих гражданских прав. Таким образом, был брошен вызов главным политическим силам, а телевидение стало полем борьбы, где отстаивались права каждой их групп населения. В 1970-е, в связи с еще большей эскалацией конфликта, освещение событий в Северной Ирландии было боле сдержанным и осторожным. Было также несколько случаев прямого политического давления на телевизионные службы путём введения цензуры. Тем не менее широкое распространение получили репортажи, посвященные жизни мирного населения, отражавшие всю трагичность военных действий и влияние их на жизнь обычных людей. Тема невинных людей, тема политических заключенных, тема мира в регионе Северной Ирландии в последующее десятилетие вышли на первый план. Новым видом телевизионного освещения стали документальные фильмы, получившие широкое распространение в конце 1980-х- начале 1990-х годов. В 1991 году режиссёром Майклом Коллинсом был снят документальный фильм, посвященный семидесятилетию Англо — Ирландского соглашения 1921 года, который освещал всю историю развития конфликта в XX веке. В середине 1990-х годов основными темами репортажей стали: временное примирение, связанное с подписанием декларации на Даунинг-стрит, освещавшее проблемы связанные с мирным урегулированием, такие, например, как проблема разоружения военизированных группировок.[8]

Кино

Фильмы, посвященные конфликту в Северной Ирландии, в большинстве случаев отражали то, как конфликт влияет на обычных людей: незаконно осужденные заключенные, безработица, уличное насилие, многочисленные человеческие потери. Всего фильмов, посвященных конфликту, только на британских островах было снято 55. Основной идеей большинства фильмов является обращение к таким универсальным человеческим качествам, присущим и католикам и протестантам, как любовь, семейственность, вера, желание жить в мире, которые показывают всю горечь конфликта и, взывая к терпимости и понимаю, вносят огромный вклад в осознание необходимости примирения и урегулирования конфликта.[9]

Праздники

Основные праздники Северной Ирландии часто идентичны с праздниками других европейских стран. Но есть, конечно, и черты, характерные именно этому региону. Характерной чертой является различие праздников протестантов и католиков. Так как праздники, празднуемые протестантами, являются теми же, что и в остальной части Великобритании, а католические праздники зачастую присущи только этому региону.

День святого Патрика

День святого Патрика празднуется 17 марта. Святой Патрик, по преданию, принес христианство на языческий остров и изгнал всех змей. В честь святого Патрика устраивается парад с песнями, плясками и массовыми гуляньями, даже несмотря на то, что праздник чаще всего выпадает на Великий пост. День святого Патрика перерос национальные границы и стал своего рода международным днем Ирландии. В разных городах и странах мира, в том числе и в России, празднуют День святого Патрика. Символами праздника являются: зеленый цвет, мифические существа — лепреконы и трилистник. Именно трилистник с ростом национального сознания стал символом свободолюбивого духа ирландцев и символом борьбы за самоопределение. В середине XIX века использование эмблемы даже на время было запрещено. День святого Патрика также является национальным Днем Независимости Ирландии.[10]

День Пасхального восстания

День Пасхального восстания 1916 празднуется 24 апреля. Это день провозглашения Декларации создания Ирландской Республики, что повлекло за собой жесткое подавление армией всех антианглийских настроений.

День оранжистов

Этот праздник имеет богатую историю. Победа английского короля — протестанта в битве в долине реки Бойн 12 июля 1690 года ознаменовало закрепление протестантского господства в Ирландии. В память об этом событии каждый год 12 июня начиная с 1807 года по главным улицам городов, по направлениям к церквям, проводятся так называемые «оранжевые марши», которые и по сей день привносят в общество существенный резонанс: недовольство католиков проведением маршей, и недовольство протестантов в связи с запретами на проведения маршей в определенных частях города, а иногда даже с полным запретом проведения данного мероприятия.

Бельтайн, Самайн

Эти праздники являются одними из двух наиболее важных праздников кельтского календарного года. Празднуются они соответственно в ночь на 1 мая и на 1 ноября. Центральным ритуалом с древности считается разжигание костров на вершинах гор или холмов, которым люди стремились обеспечить благополучие своей семьи, общины, сохранить будущие посевы и скот.[11]

Примечания

wikiredia.ru

Ирландия Северная - Википедия

Се́верная Ирла́ндия (англ. Northern Ireland, ирл. Tuaisceart Éireann, ольст.-шотл. Norlin Airlann) — административно-политическая часть Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, расположенная в северо-восточной части острова Ирландия. Столица и крупнейший город — Белфаст. Северную Ирландию не следует путать с Ольстером: Ольстер — это историческая провинция Ирландии, состоящая из 9 графств; Северная Ирландия же — это административно-территориальная единица Великобритании, включающая в себя только 6 из 9 графств Ольстера.

География[ | ]

В центральной части Северной Ирландии расположено озеро Лох-Ней, крупнейшее в Соединённом Королевстве (388 км²). Вторая по величине система озёр — Верхнее и Нижнее Лох-Эрн на юго-западе Северной Ирландии. Между этими озёрами находится равнинная часть Северной Ирландии, а северо-восток, юго-восток и запад её территории занимают горы. Наивысшая точка Северной Ирландии — Слив-Донард в горах Морн (высота 848 м.).

Государственное устройство[ | ]

Законодательный орган — Ассамблея Северной Ирландии (Tionól Thuaisceart Éireann), состоящее из 108 членов Законодательного Собрания, избираемых населением Северной Ирландии, избирают из своего состава Спикера Собрания Северной Ирландии, Первого заместителя спикера Собрания Северной Ирландии и Второго заместителя спикера Собрания Северной Ирландии.

Исполнительный орган — Исполнительный Комитет Северной Ирландии (Feidhmeannas Thuaisceart Éireann), состоящий из Первого министра Северной Ирландии (Céad-Aire Thuaisceart Éireann), Заместителя Первого министра Северной Ирландии (leas-Chéad-Aire Thuaisceart Éireann) и 11 министров Северной Ирландии.

Административное деление[ | ]

Административно Северная Ирландия разделена на 6 графств и 26 районов. Остров Ирландия считается разделённым на четыре исторических области — Ольстер, Манстер, Лейнстер и Коннахт. Шесть графств Ольстера входят в состав Северной Ирландии. Три графства Ольстера — Донегал, Каван и Монахан — входят в состав Ирландской Республики.

Графства[ | ]

Антрим (Antrim, Aontroim), Арма (Armagh, Ard Mhacha), Даун (Down, An Dún), Лондондерри (Londonderry, Doire Cholm Cille) или Дерри (Derry, Doire), Тирон (Tyrone, Tír Eoghain), Фермана (Fermanagh, Fear Manach).

Районы[ | ]

См.также

История Северной Ирландии[ | ]

Культура Северной Ирландии[ | ]

Население[ | ]

Этнический состав населения Северной Ирландии неоднороден: здесь живёт около 500 тыс. коренных жителей острова Ирландия — ирландцев-католиков и примерно 1 млн. англо-ирландцев и шотландо-ирландцев. Большинство — протестанты, которые являются британцами по культуре и традициям. Они преданы идее сохранения конституционных связей с британской короной. Остальное население Северной Ирландии является католическим и ирландским по культуре и истории. Данная часть населения выступает за союз с Ирландской Республикой. Таким образом, в Северной Ирландии исторически сложились три группы населения, различавшиеся между собой по религии и культуре, данные группы населения весьма настороженно относятся друг к другу. Восточные области Северной Ирландии были заняты переселенцами из Шотландии — пресвитерианами, центральные и северные провинции заселили англичане, принадлежавшие к Англиканской церкви, в крайних западных и пограничных с Ирландией районах жили остатки коренного населения — ирландцы, католики по своему вероисповеданию.

По данным социологического опроса 2001 о принадлежности к религии, 53 % жителей Северной Ирландии отнесли себя к протестантам, 44 % — к католикам, и 3 % населения — атеисты или придерживаются иной религии[2]. Стоит отметить то, что представители протестантской религии гораздо старше представителей католиков. Если рассматривать возрастную группу от 65 лет, протестантов в ней будет 17 % населения, а католиков — 10 %. Что касается молодежи, то в группе до 16 лет 27 % составляют католики и только 20 % — протестанты[3].

Образование в Северной Ирландии[ | ]

До образования такого региона как Северная Ирландия в 1922 году, на территории графств действовала система национального школьного образования, распространявшаяся на всю территорию Ирландии. Отличительной чертой данной системы являлось обеспечение базовым школьным образованием всех жителей региона: в равной степени католиков и протестантов. Обучение должно было проводиться в объединённых школах. Такая система, являясь безусловно наиболее рациональной для данного состава общества, на практике же имела ощутимые проблемы — представители основных религиозных течений, то есть католики и протестанты, препятствовали её осуществлению, что впоследствии привело к тому, что на большинстве территории Ирландии стали преобладать школы с раздельным обучением, основывающемся на конфессиональной принадлежности. После разделения острова, стали предприниматься существенные попытки урегулировать существующую систему с целью обеспечения совместного обучения протестантов и католиков, но постоянная напряжённость и противостояние среди населения вело к ещё большему усилению влияния духовенства на образование, которое только закрепило и утвердило разделение в образовательном процессе. И даже правительственный 1947 года, менявший учебные планы и систему финансирования, не внёс существенных изменений в сложившуюся ситуацию[4].

В 1981 году в Белфасте была открыта первая интегрированная школа в Северной Ирландии, с неё началось распространение интегрированных школ по всему региону. Рост интегрированного сектора в регионе стал одним из самых существенных образовательных событий 1980-х годов, но так этот процесс не встречал ощутимой поддержки со стороны правительства, партий и тем более со стороны церкви, которые даже наоборот всячески препятствовали их образованию, такого рода школы сталкивались с существенными финансовыми проблемами. В результате, для помощи в основании и обеспечении функционирования новых школ были созданы такие организации как: BELTIE (англ. the Belfast Trust for Integrated Education — Белфастский фонд интегрированного образования) и NICIE (англ. the Northern Ireland Council for Integrated Education — Совет Северной Ирландии по интегрированному образованию)[5]; в 2008 году Североирландской ассамблеей был принят законопроект, который на первый план выдвигал решение проблемы интегрированного образования, проблем управления образовательным сектором и финансированием образования[6] в рамках стратегии развития образования на 2008—2018 годы. В общей сложности, планировалось инвестировать в образование за это время около 714,5 миллионов . К числу таких мер можно отнести такие как: обеспечение и развитие сферы интегрированного образования путём поддержки интегрированных школ, обеспечение их доступности, содействие созданию интегрированных родительских комитетов. Отдельные меры предусматривались в рамках изменения учебного плана. Сюда можно отнести образование школьных курсов, изучающих религию и основные традиции всех проживающих этно-религиозных групп, а также оговаривается изучение истории и литературы, избегая пристрастности в их изложении[7].

Доступ к образованию[ | ]

Что касается доступа к образованию, исследования отражают ситуацию, в которой, несмотря на более высокую пропорцию детей-католиков, католических школ меньше чем протестантских. В результате чего приблизительно 8 % католиков посещают протестантские средние школы. Это может являться одной из предпосылок к тому, что гораздо большее количество учеников — протестантов продолжают обучение в университетах и имеют более высокую квалификацию. Такие особенности влекут за собой процесс формирования общественных классов в соответствии с религиозной принадлежностью. Так, простыми рабочими являются 46 % — католики, 54 % — протестанты. В ряду более квалифицированных специалистов: 72 % протестантов и 28 % католиков[8]. В настоящее время[уточнить] из общего числа школьников в 321 830 человек, 163 371 являются католиками и 121 239 протестантами[9]. Что касается интегрированных школ, то в настоящее время[уточнить] среди примерно 400 школ Северной Ирландии существует только 61 интегрированная средняя школа[10].

Существенным доказательством в защиту интегрированных школ можно назвать результаты опроса, проводимого среди населения Северной Ирландии в 2008 году, в котором 84 % опрошенных высказались за то, что интегрированное образование важно для процесса примирения в регионе[11].

Религия[ | ]

Религиозное противостояние начало складываться ещё с XII века, когда впервые норманны появились в Ирландии и впоследствии основали колонию Пейл. Постепенно, к концу XVI века, английское господство было установлено на всей территории Ирландии. Реформация и конфискация монастырских земель в конце 30-х годов XVI века сопровождались также конфискацией земель ирландцев и передачей их английским колонистам. В это время религиозные гонения вызывали новые и новые восстания по всей Ирландии. В XVII веке уже официально было закреплено религиозное господство: Вильгельм Оранский провозгласил протестантизм государственной религией. В результате всех нововведений католики были лишены права на покупку и аренду земель, права на образование детей и были вынуждены платить огромные налоги на содержание англиканской церкви. В столь острой религиозной ситуации католики стали объединяться для отстаивания своих прав. Например, в 1775 году была основана «католическая лига», позднее, уже в 1823 году, была создана «католическая ассоциация», целью которой также являлась эмансипация католиков. «Ассоциация» добилась подписания в 1829 году Акта об эмансипации католиков, позволившего католикам занимать государственные должности[12]. В конце XX века в связи с обострением ситуации и введением в 1972 году прямого правления в регионе, правительство попыталось предпринять ряд мер для улучшения межрелигиозных отношений. В частности, в 1973 году был издан Акт правительства, в котором оговаривались меры по борьбе с расовой и религиозной дискриминацией в различных сферах жизни населения: в образовании, при приеме на работу, при исполнении представительских функций. Акт предусматривал образование Постоянной Консультативной Комиссии по правам человека, Трибунала для решения гражданских жалоб, рассматривающий возможные случаи дискриминации, а также учреждения ряда отдельных должностей для обеспечения равного положения протестантов и католиков в регионе[13].

Данные социологического исследования, проведенного среди протестантов и католиков в 1996 году, по вопросу принадлежности региона Северной Ирландии к Великобритании или к Ирландии показали, что 90 % протестантов желали оставаться в составе Великобритании, в то время как только 6 % высказались за объединение с Республикой Ирландия. Что касается католического населения, только 24 % были за сохранение региона в составе Соединённого Королевства, а 60 % желали присоединения к Ирландии. Стоит отметить также высокую степень определённости в отношении этого вопроса, так как процент ответивших «не знаю» на данный вопрос среди протестантов был равен 1 %, среди католиков — 7 %[14]. По данным социологического опроса 2007 о принадлежности к религии, 53 % жителей Северной Ирландии отнесли себя к протестантам, 44 % — к католикам, а 3 % населения атеисты или придерживаются иной религии[15].

Языки[ | ]

Белфастскими соглашениями 1998 года помимо английского, официальными языками региона были признаны ирландский и ольстерско-шотландский языки[16]. В 1999 году было создано два агентства по поддержке ирландского и ольстерско-шотландского языков, в рамках которых производилась помощь в изучении данных языков в школах и факультативных языковых центрах. В 2003 году Британское и Ирландское правительства совместно выразили свою приверженность принципам, установленным Актом о Северной Ирландии 1998 года, и заявили о создании правительственных учреждений, направленных на осуществление данной программы. Был создан интегрированный дополнительный фонд финансирования, связанных с программой проектов. В рамках этого фонда было выделено 12 миллионов фунтов стерлингов на пять лет с целью обеспечения доступного обучения ирландскому языку. Также был создан орган по управлению такими проектами, который включал в себя представителей правительств двух государств, местных органов власти и муниципалитетов, что облегчало осуществление предусмотренных программ. Отдельным пунктом заявления правительств 2004 года стало признание шотландского и ирландского языков глухонемых, что также было предусмотрено ещё Белфастскими соглашениями. Такие языки имеют собственную грамматику и синтаксическую систему. В регионе Северной Ирландии на 2004 год проживало 3 500 глухонемых, пользующихся шотландским языком жестов и 1 500 человек — ирландским[17].

В области ольстерско-шотландского языка, в 2006 году соглашением в Сент-Андрусе были предприняты аналогичные меры, как и в отношении ирландского языка. В частности, в 2006 году была создана Ольстерская Академия Шотландцев, функцией которой должно было стать сохранение культурного колорита и языка ольстерских шотландцев[18]. Для обеспечения массового использования ольстерско-ирландского и ольстерско-шотландского языков были задействованы также такие сферы как телевидение и радиовещание, посредством гарантирования программ на языках меньшинств.[19]

Символы Северной Ирландии[ | ]

На государственных мероприятиях в Северной Ирландии часто исполняется гимн Соединённого Королевства God Save the Queen. На Играх Содружества и некоторых других спортивных состязаниях команда Северной Ирландии пользуется флагом Ольстера (несмотря на его неофициальный статус) и мелодией Londonderry Air (часто со словами Danny Boy), также неофициальной, в качестве национального гимна[20][21]. Сборная Северной Ирландии по футболу также использует флаг Ольстера, но в качестве гимна поёт God Save The Queen[22]. Основные матчи Гэльской атлетической ассоциации открываются национальным гимном Ирландии Amhrán na bhFiann («Песнь солдата»), как и другие общеирландские спортивные организации[23].

Флаг[ | ]

«Ольстерское знамя» (29.05.1953 — 30.03.1972)

С 1953 по 1972 год правительством и правительственными организациями Северной Ирландии использовался специальный флаг, известный как «Ольстерское знамя». Он состоял из георгиевского креста, внутри которого были расположены белая шестиконечная звезда и красная кисть руки (символ древнего Ольстера). Сверху над звездой находилась корона.

Неофициально жители Северной Ирландии вывешивают на праздники тот флаг, который соответствует их политическим пристрастиям: флаг Великобритании, Северной Ирландии или Ирландской Республики. Первые два используются юнионистами — сторонниками союза с Великобританией, последний — националистами, особенно на спортивных мероприятиях. Военизированные формирования с обеих сторон имеют собственные флаги.

Герб[ | ]

Герб Северной Ирландии (29.05.1953 — 30.03.1972)

В 1923 году главный герольд Ольстера создал эскизы государственной печати и флага Северной Ирландии. В январе 1924 года в Лондоне он провёл обсуждение облика будущего герба с представителями правительства Северной Ирландии. Окончательный облик герба был определён представителем Уилкинсона, Томасом Садлером в апреле 1924 года, он повторял облик созданного годом ранее флага. Герб получил одобрение кабинета Северной Ирландии. Королевский указ, подписанный Георгом V и утверждённый в Министерстве внутренних дел, был подписан 2 августа 1924 года. Герб был зарегистрирован в Регистре гербов в Дублине. С 1972 года данный герб не является официальным.

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

Крупные города Средние города Малые города
Антрим, Баллимина, Бангор, Белфаст, Каррикфергус, Колрейн, Ларн, Лисберн, Лурган, Ньюри, Ньютаунабби, Ньютаунардс, Ома, Портадаун
Арма, Банбридж, Даунпатрик, Дундональд, Данганнон, Кукстаун, Крейгавон, Лимавади, Страбан, Холивуд, Эннискиллен
Балликасл, Балликлэр, Баллимони, Баллинахинч, Донахади, Дромор, Карридафф, Килкил, Колайленд, Комбер, Марафелт, Ньюкасл, Портраш, Портстьюарт, Рандалстаун, Уорренпойнт

encyclopaedia.bid

Природа Ирландии

Природа Ирландии.

Ирландия – страна в Западной Европе, занимающая южную часть одноименного острова. Остров Ирландия расположен на севере Атлантики и является одним из островов Британского архипелага. Протяженность Ирландии с востока на запад составляет около 300 км, с севера на юг – 450 км.

Площадь территории Ирландии – 70273 км².

Ирландия – очень интересная страна со своеобразной природой и уникальным культурным наследием. Информацию об отелях Ирландии и другие полезные для туристов сведения можно найти здесь http://www.meridian-express.ru/ireland/opisanie-oteley/

Рельеф.

Ирландия имеет скалистые берега, сильно изрезанные заливами: Голуэй, Дингл, Шаннон, Донегол, Лох-Фойл и другими. У берегов Ирландии находится множество скалистых островов.

В Ирландии преобладают равнинные ландшафты. Внутренние районы страны заняты Центральной низменностью. На окраинах острова находятся невысокие горы и плато. Высшая точка страны – гора Карантуилл, находится в горах Макгилликаддис Рикс и имеет высоту 1041 м. Карантуилл – популярная точка для туристических маршрутов. Для восхождения на вершину не требуется специального снаряжения, одна склоны горы представляют определенную опасность, из-за своей сыпучести и возможности схода лавин.

Климат.

В Ирландии распространен умеренно-морской климат. Западный берег страны омывает теплое Северо-Атлантическое течение, которое оказывает сильное смягчающее воздействие на климат. Зимы здесь относительно теплые со средними температурами около +8º С. Летом средние температуры составляют +14º - +15º С.

В среднем в Ирландии выпадает около 1200 мм осадков в год. Больше их приходится на западную часть острова, где их количество составляет около 1600 мм, меньше в восточной и центральной части страны – около 900 мм.

Флора.

Растительный мир Ирландии небогат. Страна находится в двух растительных зонах: широколиственных и смешанных лесов. Однако лес занимает небольшую часть территории, а преобладают в Ирландии верещатники и луга. Всего в Ирландии обитает около 1300 видов высших растений. Причем встречаются и северные и субтропические виды (благодаря отепляющему действию Гольфстрима).

Фауна.

В Ирландии обитают 26 видов млекопитающих. Это красная лиса, выдра, куница, горностай, еж, бурозубка, барсук, заяц-беляк, благородный олень, белка и другие виды.

Орнитофауна Ирландии насчитывает около 400 видов, из них наиболее распространены зарянка, крапивник, зяблик, черный дрозд, скворец, грач, лазоревка и большая синица. Многочисленны морские птицы.

В Ирландии обитает 2 вида пресмыкающихся, 3 - земноводных и 10 видов пресноводных рыб, в том числе арктических голец и кумжа. В прибрежных водах Ирландии водится скумбрия, треска, камбала, сельдь, сардина.

priroda36.ru

Северная Ирландия — википедия фото

География

В центральной части Северной Ирландии расположено озеро Лох-Ней, крупнейшее в Соединённом Королевстве (388 км²). Вторая по величине система озёр — Верхнее и Нижнее Лох-Эрн на юго-западе Северной Ирландии. Между этими озёрами находится равнинная часть Северной Ирландии, а северо-восток, юго-восток и запад её территории занимают горы. Наивысшая точка Северной Ирландии — Слив-Донард в горах Морн (высота 848 м.).

Государственное устройство

Законодательный орган — Ассамблея Северной Ирландии (Tionól Thuaisceart Éireann), состоящее из 108 членов Законодательного Собрания, избираемых населением Северной Ирландии, избирают из своего состава Спикера Собрания Северной Ирландии, Первого заместителя спикера Собрания Северной Ирландии и Второго заместителя спикера Собрания Северной Ирландии.

Исполнительный орган — Исполнительный Комитет Северной Ирландии (Feidhmeannas Thuaisceart Éireann), состоящий из Первого министра Северной Ирландии (Céad-Aire Thuaisceart Éireann), Заместителя Первого министра Северной Ирландии (leas-Chéad-Aire Thuaisceart Éireann) и 11 министров Северной Ирландии.

Административное деление

Административно Северная Ирландия разделена на 6 графств и 26 районов. Остров Ирландия считается разделённым на четыре исторических области — Ольстер, Манстер, Лейнстер и Коннахт. Шесть графств Ольстера входят в состав Северной Ирландии. Три графства Ольстера — Донегал, Каван и Монахан — входят в состав Ирландской Республики.

Графства

Антрим (Antrim, Aontroim), Арма (Armagh, Ard Mhacha), Даун (Down, An Dún), Лондондерри (Londonderry, Doire Cholm Cille) или Дерри (Derry, Doire), Тирон (Tyrone, Tír Eoghain), Фермана (Fermanagh, Fear Manach).

Районы

См.также

История Северной Ирландии

Культура Северной Ирландии

Население

Этнический состав населения Северной Ирландии неоднороден: здесь живёт около 500 тыс. коренных жителей острова Ирландия — ирландцев-католиков и примерно 1 млн. англо-ирландцев и шотландо-ирландцев. Большинство — протестанты, которые являются британцами по культуре и традициям. Они преданы идее сохранения конституционных связей с британской короной. Остальное население Северной Ирландии является католическим и ирландским по культуре и истории. Данная часть населения выступает за союз с Ирландской Республикой. Таким образом, в Северной Ирландии исторически сложились три группы населения, различавшиеся между собой по религии и культуре, данные группы населения весьма настороженно относятся друг к другу. Восточные области Северной Ирландии были заняты переселенцами из Шотландии — пресвитерианами, центральные и северные провинции заселили англичане, принадлежавшие к Англиканской церкви, в крайних западных и пограничных с Ирландией районах жили остатки коренного населения — ирландцы, католики по своему вероисповеданию.

По данным социологического опроса 2001 о принадлежности к религии, 53 % жителей Северной Ирландии отнесли себя к протестантам, 44 % — к католикам, и 3 % населения — атеисты или придерживаются иной религии[2]. Стоит отметить то, что представители протестантской религии гораздо старше представителей католиков. Если рассматривать возрастную группу от 65 лет, протестантов в ней будет 17 % населения, а католиков — 10 %. Что касается молодежи, то в группе до 16 лет 27 % составляют католики и только 20 % — протестанты[3].

Образование в Северной Ирландии

До образования такого региона как Северная Ирландия в 1922 году, на территории графств действовала система национального школьного образования, распространявшаяся на всю территорию Ирландии. Отличительной чертой данной системы являлось обеспечение базовым школьным образованием всех жителей региона: в равной степени католиков и протестантов. Обучение должно было проводиться в объединённых школах. Такая система, являясь безусловно наиболее рациональной для данного состава общества, на практике же имела ощутимые проблемы — представители основных религиозных течений, то есть католики и протестанты, препятствовали её осуществлению, что впоследствии привело к тому, что на большинстве территории Ирландии стали преобладать школы с раздельным обучением, основывающемся на конфессиональной принадлежности. После разделения острова, стали предприниматься существенные попытки урегулировать существующую систему с целью обеспечения совместного обучения протестантов и католиков, но постоянная напряжённость и противостояние среди населения вело к ещё большему усилению влияния духовенства на образование, которое только закрепило и утвердило разделение в образовательном процессе. И даже правительственный Акт об образовании 1947 года, менявший учебные планы и систему финансирования, не внёс существенных изменений в сложившуюся ситуацию[4].

В 1981 году в Белфасте была открыта первая интегрированная школа в Северной Ирландии, с неё началось распространение интегрированных школ по всему региону. Рост интегрированного сектора в регионе стал одним из самых существенных образовательных событий 1980-х годов, но так этот процесс не встречал ощутимой поддержки со стороны правительства, партий и тем более со стороны церкви, которые даже наоборот всячески препятствовали их образованию, такого рода школы сталкивались с существенными финансовыми проблемами. В результате, для помощи в основании и обеспечении функционирования новых школ были созданы такие организации как: BELTIE (англ. the Belfast Trust for Integrated Education — Белфастский фонд интегрированного образования) и NICIE (англ. the Northern Ireland Council for Integrated Education — Совет Северной Ирландии по интегрированному образованию)[5]; в 2008 году Североирландской ассамблеей был принят законопроект, который на первый план выдвигал решение проблемы интегрированного образования, проблем управления образовательным сектором и финансированием образования[6] в рамках стратегии развития образования на 2008—2018 годы. В общей сложности, планировалось инвестировать в образование за это время около 714,5 миллионов фунтов стерлингов. К числу таких мер можно отнести такие как: обеспечение и развитие сферы интегрированного образования путём поддержки интегрированных школ, обеспечение их доступности, содействие созданию интегрированных родительских комитетов. Отдельные меры предусматривались в рамках изменения учебного плана. Сюда можно отнести образование школьных курсов, изучающих религию и основные традиции всех проживающих этно-религиозных групп, а также оговаривается изучение истории и литературы, избегая пристрастности в их изложении[7].

Доступ к образованию

Что касается доступа к образованию, исследования отражают ситуацию, в которой, несмотря на более высокую пропорцию детей-католиков, католических школ меньше чем протестантских. В результате чего приблизительно 8 % католиков посещают протестантские средние школы. Это может являться одной из предпосылок к тому, что гораздо большее количество учеников — протестантов продолжают обучение в университетах и имеют более высокую квалификацию. Такие особенности влекут за собой процесс формирования общественных классов в соответствии с религиозной принадлежностью. Так, простыми рабочими являются 46 % — католики, 54 % — протестанты. В ряду более квалифицированных специалистов: 72 % протестантов и 28 % католиков[8]. В настоящее время[уточнить] из общего числа школьников в 321 830 человек, 163 371 являются католиками и 121 239 протестантами[9]. Что касается интегрированных школ, то в настоящее время[уточнить] среди примерно 400 школ Северной Ирландии существует только 61 интегрированная средняя школа[10].

Существенным доказательством в защиту интегрированных школ можно назвать результаты опроса, проводимого среди населения Северной Ирландии в 2008 году, в котором 84 % опрошенных высказались за то, что интегрированное образование важно для процесса примирения в регионе[11].

Религия

Религиозное противостояние начало складываться ещё с XII века, когда впервые норманны появились в Ирландии и впоследствии основали колонию Пейл. Постепенно, к концу XVI века, английское господство было установлено на всей территории Ирландии. Реформация и конфискация монастырских земель в конце 30-х годов XVI века сопровождались также конфискацией земель ирландцев и передачей их английским колонистам. В это время религиозные гонения вызывали новые и новые восстания по всей Ирландии. В XVII веке уже официально было закреплено религиозное господство: Вильгельм Оранский провозгласил протестантизм государственной религией. В результате всех нововведений католики были лишены права на покупку и аренду земель, права на образование детей и были вынуждены платить огромные налоги на содержание англиканской церкви. В столь острой религиозной ситуации католики стали объединяться для отстаивания своих прав. Например, в 1775 году была основана «католическая лига», позднее, уже в 1823 году, была создана «католическая ассоциация», целью которой также являлась эмансипация католиков. «Ассоциация» добилась подписания в 1829 году Акта об эмансипации католиков, позволившего католикам занимать государственные должности[12]. В конце XX века в связи с обострением ситуации и введением в 1972 году прямого правления в регионе, правительство попыталось предпринять ряд мер для улучшения межрелигиозных отношений. В частности, в 1973 году был издан Акт правительства, в котором оговаривались меры по борьбе с расовой и религиозной дискриминацией в различных сферах жизни населения: в образовании, при приеме на работу, при исполнении представительских функций. Акт предусматривал образование Постоянной Консультативной Комиссии по правам человека, Трибунала для решения гражданских жалоб, рассматривающий возможные случаи дискриминации, а также учреждения ряда отдельных должностей для обеспечения равного положения протестантов и католиков в регионе[13].

Данные социологического исследования, проведенного среди протестантов и католиков в 1996 году, по вопросу принадлежности региона Северной Ирландии к Великобритании или к Ирландии показали, что 90 % протестантов желали оставаться в составе Великобритании, в то время как только 6 % высказались за объединение с Республикой Ирландия. Что касается католического населения, только 24 % были за сохранение региона в составе Соединённого Королевства, а 60 % желали присоединения к Ирландии. Стоит отметить также высокую степень определённости в отношении этого вопроса, так как процент ответивших «не знаю» на данный вопрос среди протестантов был равен 1 %, среди католиков — 7 %[14]. По данным социологического опроса 2007 о принадлежности к религии, 53 % жителей Северной Ирландии отнесли себя к протестантам, 44 % — к католикам, а 3 % населения атеисты или придерживаются иной религии[15].

Языки

Белфастскими соглашениями 1998 года помимо английского, официальными языками региона были признаны ирландский и ольстерско-шотландский языки[16]. В 1999 году было создано два агентства по поддержке ирландского и ольстерско-шотландского языков, в рамках которых производилась помощь в изучении данных языков в школах и факультативных языковых центрах. В 2003 году Британское и Ирландское правительства совместно выразили свою приверженность принципам, установленным Актом о Северной Ирландии 1998 года, и заявили о создании правительственных учреждений, направленных на осуществление данной программы. Был создан интегрированный дополнительный фонд финансирования, связанных с программой проектов. В рамках этого фонда было выделено 12 миллионов фунтов стерлингов на пять лет с целью обеспечения доступного обучения ирландскому языку. Также был создан орган по управлению такими проектами, который включал в себя представителей правительств двух государств, местных органов власти и муниципалитетов, что облегчало осуществление предусмотренных программ. Отдельным пунктом заявления правительств 2004 года стало признание шотландского и ирландского языков глухонемых, что также было предусмотрено ещё Белфастскими соглашениями. Такие языки имеют собственную грамматику и синтаксическую систему. В регионе Северной Ирландии на 2004 год проживало 3 500 глухонемых, пользующихся шотландским языком жестов и 1 500 человек — ирландским[17].

В области ольстерско-шотландского языка, в 2006 году соглашением в Сент-Андрусе были предприняты аналогичные меры, как и в отношении ирландского языка. В частности, в 2006 году была создана Ольстерская Академия Шотландцев, функцией которой должно было стать сохранение культурного колорита и языка ольстерских шотландцев[18]. Для обеспечения массового использования ольстерско-ирландского и ольстерско-шотландского языков были задействованы также такие сферы как телевидение и радиовещание, посредством гарантирования программ на языках меньшинств.[19]

Символы Северной Ирландии

На государственных мероприятиях в Северной Ирландии часто исполняется гимн Соединённого Королевства God Save the Queen. На Играх Содружества и некоторых других спортивных состязаниях команда Северной Ирландии пользуется флагом Ольстера (несмотря на его неофициальный статус) и мелодией Londonderry Air (часто со словами Danny Boy), также неофициальной, в качестве национального гимна[20][21]. Сборная Северной Ирландии по футболу также использует флаг Ольстера, но в качестве гимна поёт God Save The Queen[22]. Основные матчи Гэльской атлетической ассоциации открываются национальным гимном Ирландии Amhrán na bhFiann («Песнь солдата»), как и другие общеирландские спортивные организации[23].

Флаг

  «Ольстерское знамя» (29.05.1953 — 30.03.1972)

С 1953 по 1972 год правительством и правительственными организациями Северной Ирландии использовался специальный флаг, известный как «Ольстерское знамя». Он состоял из георгиевского креста, внутри которого были расположены белая шестиконечная звезда и красная кисть руки (символ древнего Ольстера). Сверху над звездой находилась корона.

Неофициально жители Северной Ирландии вывешивают на праздники тот флаг, который соответствует их политическим пристрастиям: флаг Великобритании, Северной Ирландии или Ирландской Республики. Первые два используются юнионистами — сторонниками союза с Великобританией, последний — националистами, особенно на спортивных мероприятиях. Военизированные формирования с обеих сторон имеют собственные флаги.

Герб

  Герб Северной Ирландии (29.05.1953 — 30.03.1972)

В 1923 году главный герольд Ольстера Невилл Родвелл Уилкинсон создал эскизы государственной печати и флага Северной Ирландии. В январе 1924 года в Лондоне он провёл обсуждение облика будущего герба с представителями правительства Северной Ирландии. Окончательный облик герба был определён представителем Уилкинсона, Томасом Садлером в апреле 1924 года, он повторял облик созданного годом ранее флага. Герб получил одобрение кабинета Северной Ирландии. Королевский указ, подписанный Георгом V и утверждённый в Министерстве внутренних дел, был подписан 2 августа 1924 года. Герб был зарегистрирован в Регистре гербов в Дублине. С 1972 года данный герб не является официальным.

См. также

Примечания

Ссылки

org-wikipediya.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта