Приметы по явлениям природы, как их толковать? Наблюдения за растениями приметы
Приметы по явлениям природы
0
766
Рейтинг статьи
В современном мире информации много. Чтобы что-то узнать, нам достаточно заглянуть в интернет. В древние времена такого не было и людям приходилось ориентироваться на внешние и внутренние факторы, чтобы что-то узнать о мире. Они много наблюдали, в какой-то момент были замечены определенные закономерности в природе из чего потом и появились приметы. Приметы по явлениям природы помогали нашим предкам сориентироваться в погоде и не только.
Приметы по явлениям природы
Как приметы влияют на жизнь?
В древние времена, да и сегодня человек растолковывал народные приметы о природе как некое предупреждение. Это значит, что с помощью примет, можно сказать, какое событие последует за ним.
Народные приметы про нашу природу это были невероятно важные знания, связанные с жизнью человека. Ведь тогда не было возможности посмотреть прогноз погоды. А наблюдения за природой помогали определить будущие погодные условия. В связи с этими знаниями можно было соответствующим образом позаботиться о земле, об урожае.
Например, если люди определяли, что зима будет очень суровой, то лучше укутывали, к примеру, виноградники, другие кустарники и деревья. Это значит, что те не перемерзали и давали урожай и в следующем году. То есть от этих знаний прямо зависело их выживание.
Приметы про град
Народные приметы по явлениям природы включают в себя и град. Это событие случалось не очень часто, то люди его очень боялись, потому что оно несло за собой разрушительные последствия. Особенно не хотели, чтобы прошел град осенью, когда люди собирали урожай. Если летом или осенью природа послала погоду с крупным градом, то он значительно повлиять на количество урожая. А ведь для того, чтобы летом этот урожай успешно зрел люди вкладывали много сил и труда.
Против этого разрушительного природного явления даже были придуманы магические противодействия, которые якобы сокращали ущерб от града:
- В приближении дождя люди старались за порог всегда выставлять метлу или выкинуть через окно ключ, это делалось для того, чтобы дождь был без града.
- Если град уже пошел, то на одну градину нужно вылить воду. Это делается для того, чтобы вместо него начал идти дождь.
- Магические противодействия, чтобы отвести разрушительные действия града заключаются и в том, чтобы выкинуть за дверь кухонную утварь. Это ножи, кочергу, помело.
- Если град пошел, то градину нужно предложить укусить старшему сыну в семье, верили, что после этого он закончится.
- Существует еще и такое довольно жестокое суеверие, связанное с градом. Некоторые считали, что, когда идет град, то домашних животных, куриц нужно выгонять во двор, чтобы они впоследствии несли крупные яйца.
Приметы по животным
Изменение погоды помогали определить самые разные наблюдения. В том числе люди это определяли и по поведению животных и насекомых. Вот некоторые их этих наблюдений:
- Народные приметы про природу водоемов. Как себя на них ведут насекомые на воде. Если насекомые летали над водичкой относительно низко, так, что их себе на обед могли поймать рыбы, то изменение в погоде предвещает дождь. Нет насекомых, не будет дождя.
- Дождь предвещают ласточки, которые низко летают над дорогой и водой.
- Дождливую погоду обещают черви, которые выползают из земли массово.
- Народные приметы природы говорили, если вечером сверчки заливисто поют, значит следующий день будет очень ясный. В летние времена молодежь особенно радовалась такой примете, ведь это предвещало долгие ночные летние гуляния.
- Народные приметы о природе для детей, ведь они любят следить за животными, если кошки при сне сворачивались в клубок, то это предвещает мороз.
- Если зимой собака ложится прямо на снег, то это истолковывали как то, что будет вьюга.
- Наблюдали за белками, которые в конце лета строят гнезда. Если гнездо находилось относительно низко, то это предвещало мороз, а если ее гнездо было очень высоко, то это говорило о теплой зиме.
- Народные приметы, связанные с нашей природой и животными. Считалось, что осень будет длинной и теплой, если лебеди отправлялись на юг относительно поздно.
- Холодную зиму предвещали пчелы, которые плотненько заделывали леток своим прополисом. А если в нем были большие открытые отверстия, то это означало, что зима будет теплой.
- Если комары давали о себе знать даже поздней осенью, то эти народные приметы говорили о том, что зима не будет суровой.
Приметы по растениям
Знания о растениях тоже помогали определить, что же людей ждет в будущем:
- Говорят о том, что в преддверии дождя цветы начинают источать свой аромат активнее, чем обычно, особенно летом.
- Приметы говорят, что будет дождь, если одуванчика закрываются. Такое знание о растениях.
- Русские приметы о нашей природе — люди замечают, что, если ветки у елок тянутся вверх, то это тоже прогнозирует дождливую погоду.
- По цветку календулы тоже определяли погоду. Если цветочек не раскрывался до семи часов утра, ищи куда себя деть и ожидай бурю.
- Приметы о природе именно весной — зеленые листочки пробились на ясене пораньше, чем на дубе, значит ждать период проливных дождей в середине весны.
Наблюдения по месяцу, солнцу, облаку
Бывает, что по солнышку и луне тоже можно сказать кое-что о погоде:
- Знания про месяц и природу, месяц не ясный, звезд на небе не разглядеть, а днем солнце затянуто облаками, значит, будет дождик.
- Круги разного цвета вокруг луны – значит будет теплый ветер.
- Если облака на небе отличаются кучерявой формой, то погода будет ясная.
- Темные облака предвещают грозу и бурю.
Закономерности по месяцам года
По конкретным месяцам года тоже можно определять, что же людей ждет в следующем сезоне:
- Зимняя погода наступит раньше обычного, если птицы на юг могут улетать в середине или начале августа.
- Березка к середине октября до сих пор не скинула листья, значит, снег выпадет не скоро.
- По тому, как долго длится бабье лето можно судить, как долго теплая погода продлится осенью.
- Если январь холодный и сухой, то лето будет очень жаркое.
- Сентябрь отличиться сухой погодой, если в мае будут частые дожди, осенние приметы нашей природы.
- По весенним народным приметам природы считается, если сосульки длинные в конце февраля, то и весны жди затяжной.
Приметы для определения погоды
Народные приметы перед дождем
Народные приметы осени
Народные наблюдения на праздники
По тому, с какой погодой проходят главные церковные праздники тоже определяли, что будет дальше:
- В Покрова осенью считалось, что осень встречается с зимой. Если в этот день наблюдался восточный ветер, то зима должна была отличиться холодами. Если замечали, что в этот день журавли отправлялись в южные края, то зима должна была наступить очень рано.
- Народные наблюдения говорили, что уж если на Ивана Купала идет дождь, то будет богатый урожай. Звездное ясное небо в Ивана Купала предвещало обилие грибов.
- Гроза, которая дала о себе знать в праздник Благовещенья, предвещала теплое лето.
- По погоде в день Рождества определяли погодные условия на весь следующий месяц.
zagovormaga.ru
Народные приметы и погода | Главный портал брюнеток, портал для брюнеток
С давних времен люди очень внимательно следили за погодой и явлениями, которые сопровождали её изменение. Это совсем не странно, ведь от капризов природы зависела жизнь людей. Солнечные дни способствовали хорошему урожаю и плодотворной работе, а слишком засушливые, дождевые или холодные могли привести к гибели зерновых и огородины. Стихийные бедствия разрушали дома людей, оставляя их без крыши над головой. Это и стало причиной пристального внимания к явлениям, предшествующим изменению погоды.
В давние времена человек, бессильный перед мощью природы, приписывал её явления потусторонним силам. Например, град считался наказанием за грехи, ветер – божьим дыханием. Со временем народ начал понимать природу, но некоторые поверья остались в подсознании людей как прописные истины, которым надо безоговорочно верить.
Народная метеорология всегда была очень точной. Она даже способствовала появлению терминологии для определения явлений погоды. Конечно, от такого прогноза не следует ожидать чрезмерной точности, но, следуя народным поверьям, можно точно сказать, потеплеет или похолодает, выпадет дождь или снег в ближайшие сутки. Признаков, по которым наш народ прогнозировал атмосферные явления, очень много. Они появились в результате многовекового наблюдения за окружающим миром. Но не стоит их путать с ложными суевериями, которые не имеют никакого объяснения. Так, например, мало кто в наши дни поверит, что белая корова, идущая впереди стада, гарантирует ясный день, а чёрная – непогоду, но почему-то многие охотно верят в прогноз погоды, сделанный по расположению звёзд или фазой месяца, хотя он так же точен, как и «коровье» предсказание.
Очень много народных примет содержат в себе наблюдение за поведением птиц, насекомых, животных. Например, люди заметили, что пчёлы перед ухудшением погоды прячутся в улья. Это и не странно, ведь ветер и дождь могут убить их. Перед дождём насекомые летают низко. Это объясняется тем, что в такую погоду повышается влажность воздуха, крылья насекомых тяжелеют и те не могут подняться высоко. Вследствие этого появились, например, такие приметы:
- Рыбы ловят насекомых над водой – будет дождь;
- Пчёлы не вылетают с ульев – к осадкам;
- Ласточки летают низко над водой – к дождю.
- Существуют и другие приметы о погоде, главными героями которых выступают живые существа:
- Много майских жуков весной – лето будет жарким;
- Поет сверчок – будет ясный день;
- Кошка клубком сворачивается – мороз будет;
- Собака на снегу валяется – жди вьюгу;
- Черви выползают из-под земли – к осадкам.
Другая категория примет, касающихся погоды, была получена вследствие наблюдения за растениями. Например, говорят, что цветы пахнут сильнее перед дождём. И это научно доказано, ведь при такой погоде с нектарника испаряются только ароматические вещества.
- Одуванчики закрывают цветы – к дождю;
- Цветок календулы до семи часов утра не открылся – ждите бурю;
- Ясень одевается в зеленые листья раньше, чем дуб – будут проливные дожди;
- Ель поднимает ветки вверх – будет дождь.
Много примет было построено на основе опыта наблюдения за физическими явлениями, которые происходят в природе. Например, в народе говорят, что если дым от огня поднимается столбом, то это говорит о предстоящей хорошей погоде. На самом деле, при повышенной влажности, то есть перед осадками, микрочастицы дыма покрываются влагой и остаются над землёй, создавая «стелющийся» дым. С физическими явлениями связаны и такие приметы:
- Много росы – погода будет тёплой;
- Душно – к дождю;
- Плохо горят ветки – к оттепели;
- Если ночью ветер стих – дождя не будет;
- Во время дождя сильно похолодало – жди улучшения погоды.
Есть и такие народные приметы о погоде, которые связаны с наблюдением за месяцем, солнцем, звёздами и облаками. Особо внимательно люди следили за изменением цвета солнца во время заката и востока светила. Например, народ заметил, что перед дождём месяц, солнце и звёзды бледнеют.
- Разноцветные круги вокруг месяца – к сильному ветру;
- Облака высоко плывут – к хорошей погоде;
- Тёмные облака – к грозе;
- «Кудрявые» облака – к дождю.
Существует довольно большая группа поверий, полученных на основе наблюдения за погодой в определённые месяцы и даже дни. Такие наблюдения дают долгосрочный прогноз, иногда даже на целое время года.
- В августе журавли на юг отлетают – зима ожидается ранняя;
- В октябре берёза в листьях – снег поздно пойдёт;
- В августе много «бабьего лета» - паутины – летает в воздухе – осень затянется на долго;
- В сентябре гремит – тёплая осень будет, в октябре – зима снежная ожидается;
- Сухой и морозный январь – лето будет жаркое;
- В мае мокро – в сентябре сухо.
Отдельную группу составляют приметы, основанные на наблюдениях за природой во время праздников. Например, издавна считалось, что 14 октября, на праздник Покровы Пресвятой Богородицы осень с зимой встречается. Говорят, что на Покровы землю снегом покрывает. Если ветер в этот день дул с востока, то зима обещала быть холодной. Раннюю зиму прогнозирует и отлёт журавлей на юг в этот день. Если 7 июля, на Ивана Купала, дождь идёт – будет богатый урожай. Много звёзд на небе в этот день – год на грибы будет щедрый. Гроза на Ивана Купала – орехов не будет. Сильная роса в этот день – готовьтесь к урожаю огурцов. Если на Евдокию, 14 марта, курица воды напьется, то весна ожидается тёплая. Если на Благовещение, 7 апреля, гроза бушует – лето будет тёплым. Весна началась ещё до 7 апреля – после Благовещения морозы ударят. Погода на Рождество предопределяет погоду на весь следующий месяц.
Чтоб прогноз погоды был максимально точным, необходимо брать во внимание несколько примет. И только тогда, когда большинство из них укажет на одни и те же возможные изменения, можно говорить о том, чего ждать от природы в ближайшее время. Существует мнение, что в наше время народные приметы о погоде не сбываются, так как климат со времён их формирования значительно изменился. Но, всё же, не стоит так легко отказываться от народной мудрости и опыта, который собирался на протяжении многих веков.
Источник: http://sueveriya.ru/archives/938
Народные приметы о природе для детей и взрослых
Примета – народная мудрость, часть фольклорного искусства. В более глубоком смысле, это наблюдение за какими-либо явлениями, и поиск причинно-следственных связей между ними. В результате чего возникают определенные стереотипы, и мнения о том что тот или иной процесс или явление должны повлечь за собой определенные последствия.
Многие из таких наблюдений и стереотипов появились достаточно давно (сотни и даже тысячи лет назад), люди их запоминали и передавали друг другу, и из поколения в поколение, так появились и продолжают существовать народные приметы.
Одной из крупнейших категорий примет являются народные приметы о природе, они включают в себя наблюдения за окружающим миром. Их в свою очередь можно разделить на несколько видов: о погоде и природных явлениях, растениях, животных, неживой природе и предметах.
Еще их можно разделить по временам года: зимние, весенние, летние и осенние. А также на практические (научные), и мистические (сверхъестественные). Приметы позволяли людям предсказывать «сюрпризы природы», и быть подготовленными к тем или иным изменениям окружающей среды.
Приметы о погоде
Наблюдая за изменениями погоды, наши предки прослеживали связи между теми или иными погодными явлениями. На основании этих наблюдений и учитывая погодные условия на сегодня, они могли предсказывать какая погода будет завтра, или через месяц и далее.
Предсказывая погоду, они более точно строили свои планы на будущее. Конечно, приметы о погоде были как практичные, так и более мистические, на их основании люди также проводили те или иные ритуалы, чтобы призвать погоду, которая им была более подходящей.
Приметы о животных
Именно приметы о животных так любят дети, и скорее всего многие из них были придуманы детьми, или для детей, ведь они так любят играть с разными зверьками. В основу таких примет легли наблюдения за поведением животных и предсказывание возможных последствий того или иного действия животного.
Некоторые из них также имеют суеверный характер, причиной этому является то, что в древние времена люди верили в мистические способности животных. Другие же носят научный подход – у животных многие чувства развиты лучше чем у человека, соответственно наблюдение за их поведением вполне может помочь предсказать те или иные изменения в природе.
Третьи же были просто придуманы из-за опасности, которая может исходить от некоторых животных, с целью предостеречь людей (и в частности, детей).
Кроме того, люди часто обращали внимание на место обитания животных (где вьют гнезда, роют норы и т.д.), исходя из этого делали выводы о том, насколько благоприятной для жизни является та или иная территория, предвещали различные изменения в своей жизни, и в окружающей среде.
Приметы о насекомых
Современный человек едва ли обращает внимание на таких мелких представителей фауны как насекомые, и уж тем более не связывает их с какими бы то ни было событиями. Остается только удивляться наблюдательности наших предков, и тому как много примет было создано о насекомых.
О них также существует множество как по-настоящему практичных примет, так суеверий. По их поведению люди могли предсказывать погоду, ориентироваться во времени и в открытом пространстве. Что же касается суеверий – появление разных насекомых в тех или иных местах, по мнению людей должно было привлекать те или иные события, приносить удачу, или несчастье.
Приметы о растениях
Наблюдая за ними человек постоянно открывал их новые свойства, связывал их с теми или иными событиями и процессами. Так например, отслеживая весной когда распускаются разные деревья, или расцветают цветы, люди понимали, что пора сеять те или иные огородные растения, от этого зависел урожай.
Наблюдая за изменениями того или иного растения, человек предсказывал изменения погоды в будущем. Люди определяли какие растения можно посадить в помещении, а какие лучше держать только на улице.
Так же, как и в случае с животными, растения наделялись сверхъестественными способностями (как положительными, так и отрицательными для человека), в результате чего появлялись разные мистические приметы, о том что цветение того или иного растения может привести к счастью или к беде, о том где надо сажать и как ухаживать за разными растениями.
Кроме того, с помощью примет о растениях люди предупреждали друг друга о том, какие плоды можно сорвать, а какие лучше обойти стороной (в лесу например), а также предостерегали детей от лакомства несозревшими или просто несъедобными плодами.
Зима, весна, лето, осень
В давние времена, когда люди полностью зависели от земледелия и скотоводства, изменение времен года были весьма важными событиями. Именно с ними связаны самые древние приметы, и обычаи, но несмотря на их давность, они имеют довольно логическое и научное обоснование:
- 21 или 22 декабря – день зимнего солнцестояния, считался днем начала зимы. Это был праздник в честь возрождения солнца, далее световой день становился длиннее а ночи короче.
- 20 или 21 марта – день весеннего равноденствия, считался первым днем весны. Кроме того, его считали началом Нового года и отмечали великим праздником Масленицы. Он предвещал начало нового сезона полевых работ, который будет продолжаться все теплое время года.
- 20 или 21 июня – день летнего солнцестояния, считался первым днем лета. В этот день отмечали праздник Ивана Купала, который означал окончание посадки всех урожаев, и далее все зависело только от погоды, а человек практически не мог как-либо влиять на урожай.
- 22 или 23 сентября – день осеннего равноденствия, считался первым днем осени. Праздник окончания всех земельных работ, подведения итогов и наград крестьян за их труды.
Это были четыре самых важных праздника. Их отмечали многодневными народными гуляниями и поздравлениями, магическими обрядами и ритуалами, множеством детских игр и гаданий. Именно во время этих празднований, люди больше всего обращали внимание на «знаки свыше», и предсказывали на сколько суровой будет зима, или цветущим лето, пророчили те или иные события важные для своей личной жизни и семьи, предугадывали какие счастья или беды принесет текущий сезон или год.
Давным-давно и сегодня
Каждый сам для себя решает верить или не верить в приметы, хотя наверно решающее значение имеет то, о чем говорит та или иная примета. Конечно, за время своего существования приметы о природе перенесли множество изменений.
Некоторые приметы становятся неактуальными со временем, так как меняется климат либо условия жизнедеятельности в той местности где они были созданы. Другие наоборот, сохраняют свою актуальность и по сей день, и даже развиваются, становятся все более научно обоснованными.
Как например прогнозы погоды, по сути ведь это тоже приметы о природе, и в наше время их серьезно изучают многие ученые, и к ним прислушиваются большинство людей.
Взять, например, суеверие о залетевшем в окно голубе, который предвещает большое горе в семье.
Его можно толковать как с мистической стороны, так и с практической: в первом случае конечно да, его можно расценивать как посланника свыше, а во втором – вполне может быть, что эта примета прижилась еще с тех времен когда люди пользовались почтовыми голубями для передачи информации, в том числе негативной.
Какое бы ни было происхождение этого суеверия, вряд ли найдется человек который обрадуется такому гостю у себя в доме, даже в наше время.
А вот примета о черной кошке, перебегающей дорогу, уж никак не поддается логическому объяснению, не в наше не в давнее время.
Однако, даже сейчас человек который увидит перебегающую кошку, как минимум задумается и замедлит шаг, а некоторые даже остановятся в ожидании другого случайного прохожего, а может и пойдут другой дорогой.
Существуют и приметы, которые вполне логичны, и научно обоснованы, но абсолютно не используются в наше время.
Как например описанные выше приметы об изменениях времен года, основанные на наблюдении за движением солнца. Они более практичны чем сегодняшний традиционный календарь, однако уже давно и безнадежно устарели, а праздники сместились и перемешались с другими традициями.
В общем какими бы не были приметы, очень важно понимать, что это мудрость наших предков, которые познавали мир, и жили так, как считали правильным. Они создавали приметы на основании своего опыта, и верили в них.
Кроме того, с помощью примет, они смогли перенести свои знания сквозь время, и передать его своим потомкам через тысячи лет.
Поэтому лучше по возможности пользоваться подсказками, оставленными для нас нашими предками, и не испытывать судьбу лишний раз.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ
sovetzons.com
Язык природы
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Составить словарик “языка” природы, который позволит детям и их родителям стать ближе к природе, научиться ее понимать.
ЗАДАЧИ:
* показать важность изучения “языка” природы;* изучить, знают ли школьники “язык” природы;* изучить народные приметы, выбрать приметы для словарика;* найти объяснение и подтверждение примет в научной литературе.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ежегодно в результате природных катастроф погибает огромное количество людей. Землетрясения, ураганы, наводнения, извержения вулканов и другие природные стихийные бедствия в считанные минуты разрушают всё вокруг и приводят к человеческим жертвам. По данным ООН, за последние 30 лет произошло более 9 тысяч природных катастроф, в результате которых погибло более двух миллионов человек.
Гибели многих людей можно было избежать, если бы человек был ближе к природе и знал ее “язык”. Это подтверждает следующий пример: знания природных явлений помогли британской девочке не только самой избежать гибели, но и спасти сотни людей от цунами на одном из пляжей Пхукета. Как только вода начала отступать, школьница поведала удивленным родителям, что через несколько минут на берег нагрянет гигантская волна. Расторопные британцы при помощи администрации близлежащего отеля успели эвакуировать отдыхающих, и цунами накрыло абсолютно безлюдный пляж.
Знания о поведении в различных ситуациях животных и растений тоже является важными. Живые организмы обладают очень высокой чувствительностью к природным катастрофам. Ученые насчитывают более 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут предсказывать погоду. Они за несколько дней чувствуют приближение землетрясений, наводнений, ураганов, цунами и пр.
По поведению медуз узнать о начале шторма можно за 20 часов, в то время как морской барометр показывает его приближение только за 2 часа. Индейцы Бразилии всегда заранее знают о наводнении по поведению муравьев. Перед наводнением большие отряды муравьев и термитов покидают свои дома на затопляемых территориях, переселяются на новое место и строят муравейник выше уровня затопления почвы. Предчувствуя цунами слоны кричат и убегают на возвышенности. И таких примеров очень много, ведь все современные приборы являются всего лишь копиями тех, которыми обладают живые организмы. Но к сожалению, люди всё реже наблюдают за природой, и все чаще обращаются к современным приборам. А природу не нужно бояться, нужно просто знать ее “язык”. Моя работа необходима, чтобы познакомить детей и взрослых с “языком” природы.
ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтобы узнать, насколько школьники владеют “языком” природы, я провела опрос среди учеников третьих классов. Всего в опросе участвовали 79 человек. Результаты опроса показали следующее (см. Приложение 1):
* Умение предсказывать погоду, определять стороны света и время по природным признакам считают важным и нужным 76 человек, а 68 человек хотели бы этому научиться.* Наиболее важным дети считают умение определять стороны света без приборов. Большая часть (55 чел.) утверждают, что умеют это делать, но только 32 человека верно назвали способы.* Половина опрашиваемых (40 чел.) не умеет определять время без часов, а 29 из них даже не слышали о способах.* Большая часть учеников (50 чел.) знают народные приметы, но наблюдают за растениями и животными только 35 человек.* Исследование показывает, что маленькая часть школьников знают и умеют использовать “язык” природы, но многие хотели бы его узнать. Это еще раз показывает, что тема моей работы является актуальной.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Наши прадеды с древних времен не только знали и умели применять “язык” природы, но и понимали насколько важно хранить эти знания. Поэтому они передавали их от поколения к поколению в виде устного народного творчества, или так называемых примет. Народные приметы – это многовековые наблюдения человека за животными и растениями, проверенные многократными опытами.
В различной литературе я нашла более 500 народных примет. Но в настоящее время люди знают и используют не больше десятка, и напрасно. Ведь точность народных примет иногда в несколько раз выше точности показаний различных приборов и устройств. Приметы бывают долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные – показывают, каким будет следующее время года. Например: Краткосрочные – предсказывают погоду на несколько дней. Свой словарик природы я составляла на основе народных примет, которые подтверждены научными фактами или личным опытом.
НАУЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИМЕТ
Многим народным приметам находится научное объяснение. В основном это краткосрочные приметы. Наиболее точные предсказания погоды дают растения, которые, в отличие от животных, не имеют возможности спрятаться от дождя, метели, жары или похолодания. Чтобы защитить себя и свои вызревающие семена от резких изменений погоды, растения вынужденно научились в процессе длительной эволюции чутко реагировать на все предстоящие изменения. Причем, часто такая реакция наступает за многие часы от предстоящего изменения погоды. Распознать предстоящие изменения погоды растениям помогают многие факторы: температура, влажность и наэлектризованность воздуха, атмосферное давление, геомагнитное поле. Например, цвет вечерней зари, форма и размер солнечного диска зависят от влажности и температуры воздуха, а венцы вокруг Солнца и Луны, по которым предсказывают ненастье, образуются облаками, которые начинают закрывать собой небо.
Все знают примету: “Ласточки низко летают – будет дождь”. Это связано с поведением насекомых: чувствуя непогоду, они затаиваются в траве, или летают очень низко. Вот ласточки и ловят их над самой землей. В хорошую погоду ласточки охотятся высоко.
Еще одна примета: “Если лягушки вылезли из воды и прыгают по суше – будет дождь”. Это связано с особенностью кожи лягушек. Если воздух сухой – кожа высыхает, поэтому в хорошую погоду они сидят в воде. Перед дождем воздух становится влажным, кожа не пересыхает, поэтому они могут вылезти из воды.
Но существуют и такие приметы, которые до сих пор остаются загадкой для ученых. Большей частью это долгосрочные приметы. Например: чем выше муравейник, тем суровее будет зима; если птицы рано улетают – будет холодная осень. Осенью береза желтеет с верхушки – зима будет ранней.
Но ученые также описывают свои наблюдения и примеры, которых нет среди народных примет. В свой словарик я добавила такие примеры из научной литературы.
ВЫВОДЫ
В наше время мы все больше отдаляемся от природы. В своей работе я показала, что “язык” природы очень важно знать и уметь использовать. Узнавать его нам помогают наблюдения за природой, изучение народных примет и чтение научной литературы. Изучая данную тему, я открыла для себя много нового. Результатом работы стал словарик природы, который представлен в Приложении 2. Он поможет школьникам и их родителям стать ближе к природе, научиться ее понимать и любить.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Симаков Ю. Г. Животные анализируют мир.– М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.2. Ушакова О. Д. Загадки и пословицы о природе и погоде: Справочник школьника.– СПб.: Издательский дом “Литера”, 2009.3. Азбука природы. Более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, ее растительном и животном мире.– М.: Ридерз Дайджест, 1997.
Приложение №1. Исследование среди школьников.
Приложение №2. Словарик природы.
Краткосрочный прогноз погоды
Долгосрочный прогноз
Определение сторон света без компаса
* Мох и лишайник растет преимущественно на северной стороне поверхности деревьев, пней, камней и других предметах.* В жаркую погоду у таких деревьев, как ель и сосна, количество смолы выделяется больше с южной стороны.* В горах южных районов дуб и сосны растут, как правило, на южных склонах, а ель, пихта и бук на северных.* Грибы появляются на северной стороне деревьев, а южной их почти не бывает.* Муравьи, как правило, строят свои муравейники к югу от ближайших деревьев, пенькой и кустов.* Южная сторона муравейника более пологая, чем северная.* Летом почва возле больших камней более увлажнена с северной стороны, чем с южной.* Весной и во время зимних оттепелей снег тает сильнее с южной стороны склонов и камней.
Определение времени
АВТОР
Рубцова Полина Николаевна, 10 лет
МОУ СОШ №7 г. Череповец, ул. Красная 5
livescience.ru
Народные приметы - ЧЕЛОВЕК И ДЕРЕВО
С незапамятных времен человек открывал для себя и передавал из поколения в поколение свои наблюдения за растениями. В далекое языческое прошлое уходят своими корнями народные приметы.
Чтобы вырастить хороший урожай, нужно все сделать вовремя: вовремя обработать землю, вовремя посеять и вовремя собрать урожай. Для этого немаловажно было уметь ориентироваться в погодных явлениях. Много народных примет прогнозируют времена года: будет ли лето дождливым, будет ли лето жарким и каким будет урожай? Ответы на эти вопросы можно было получить, наблюдая за распусканием различных деревьев: ясень распустился позднее дуба – к влажной и прохладной погоде; ольха распустит свои листья позднее березы – к сухому лету, а если из пораненной березы течет много сока в апреле – жди дождливое лето. Наблюдая за рябиной, можно узнать какой будет осень – позднее ее цветение – к долгой осени. А если на рябиновых деревьях летом листва желтеет, то осень будет ранняя. В суждениях о предстоящей зиме могут помочь наблюдения за дубовыми деревьями – много желудей к суровой зиме. Орешник подскажет – орехов много, грибов мало – зима суровая и снежная. Обильный урожай рябины также является предвестником суровой ранней зимы. Предсказать суровую зиму можно наблюдая за листвой деревьев: если лист с деревьев не чисто опадает – зиму жди холодную.
Но не только с погодными явлениями связаны народные наблюдения за деревьями. На «хорошие» и «проклятые» растения разделили народные приметы. Части «хороших» растений использовали для изготовления амулетов и оберегов, развешивали в своих жилищах для защиты от нечисти. К «проклятым» деревьям испокон веков стали относить осину (дерево, на котором повесился Иуда, предав Христа). И поныне считается дурным знаком осина, выросшая возле жилища, но, несмотря на это осину используют для защиты от нечистой силы. Используют осину и в народной медицине, для врачевания некоторых хворей.
Береза испокон веков считалась деревом, обладающим защитной силой. Ветви ее помещали над порогом для привлечения удачи. Символом плодородия и здоровья принято считать вербу. Символом процветания и источником жизненных сил – вишню. Символ стабильности и власти – дуб — одно из почитаемых народами дерево. Сильным защитником от сглаза считается кипарис. Лавр – священное дерево, излечивающее от разных болезней и защищающее от зла. Сосна — растение, любящее людей и рассеивающее силы зла.
Закладка Постоянная ссылка.woodenarts.ru
погоду по наблюдениям за явлениями природы
А) по народным приметам
Б) за растениями и животными как «живыми барометрами».
Примерный план:
Введение
I. Теоретические основы проблемы использования наблюдения за «живыми барометрами» (народных примет) как метода формирования умений детей 6-7 лет предсказывать погоду
1.1 Прогнозирование погоды как метод экологического воспитания детей.
1.2 Характеристика умений дошкольников прогнозировать погоду
1.3 Методы и приемы обучения детей прогнозированию и определению погоды.
II. Особенности умений детей предсказывать погоду
2.1 Цель, задачи и методика выявления умений дошкольников прогнозировать погоду.
2.2 Особенности умений старших дошкольников прогнозировать и определять погоду.
2.3 Рекомендации для воспитателя для совершенствования работы со старшими дошкольниками по обучению их прогнозированию погоды.
Заключение.
Литература:
1. Пичугина Н.О., Айдашева Г.А., Ассаулова С.В. Дошкольная педагогика. Конспекты лекций. – М.: Феникс, 2004.- С. 25 - 30
2. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. – Л.: Гидрометеоиздат, 1982.- 240 с.
3. Л.Бобылева. Интерес к природе как средство экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2005.- № 7.- С.10-15.
4. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 1993. – С. 64-72.
5. Добро пожаловать в экологию! Часть 2. / Сост. О.А. Воронкевич. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. 336 с.
6. Заянчковский И.Ф. Живые барометры.- М.: Лесная промышленность, 1987.- 152 с.
7. Левина Р. Метеоцентр в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 49-53.
8. Литинецкий Б. Живые барометры. – М.: Просвещение. – 1999.
9. Лучич М.В. Детям о природе. М.: Просвещение, 1973.- 160 с.
10. Оветисян Л.Формирование логического мышления детей в процессе ознакомления с природой // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 7. – С. 22 - 25.
11. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
12. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное и справочное пособие – М.: Финансы и статистика, 2000.- 672 с.
13. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 104 с.
Методические рекомендации:
В теоретической части необходимо показать изученность данной проблемы в современных психолого - педагогических и методических источниках, а также коротко обосновать важность выбранной вами темы для экологического развития детей. Определить цель, задачи работы. Анализируя литературу важно раскрыть понятие «Погода», какими факторами и совокупностью различных признаков характеризуется любое состояние погоды. Выделить значимость для человека знаний о состоянии погоды.
Выполняя работу с использованием народных примет, следует отметить роль народных примет в определении погоды для развития ребенка. Привести примеры народных примет связанных с предсказанием погоды по разным явлениям, которые являются наиболее правдоподобными и проверены жизненной практикой.
Выбирая второй вариант работы, необходимо обозначить растения и животных, относящихся к «живым барометрам», которые могут предсказывать погоду, ее изменения. Раскрыть поведенческие реакции живых организмов на различные факторы среды, вместе с тем дать научное объяснение механизмов предчувствия изменения погоды.
Далее необходимо доказать, что прогнозирование погоды может выступить методом экологического образования дошкольников. Изучив методическую литературу, указать те методы и приемы, которые предлагают исследователи для обучения дошкольников прогнозированию погоды.
Для выявления особенностей умений дошкольниками прогнозировать погоду с помощью «живых барометров» или народных примет, следует первоначально проанализировать план воспитательной работы в данной группе. При этом установить наличие (или отсутствие) работы по данной проблеме, разнообразие ее форм и методов, характер руководства самостоятельной деятельностью детей. Далее организуется и проводится индивидуальный (8-10 детей) констатирующий эксперимент, включающий несколько заданий. Методика исследования:
Задание 1. Цель – выявить отражение работы по обучению детей прогнозированию погоды в календарных планах воспитателей.
Методика: Анализ планов воспитательно - образовательной работы воспитателей по следующим направлениям:
· Периодичность планирования работы по обучению детей прогнозированию погоды с помощью а) «живых барометров», б) с использованием примет.
· Цель и содержание представленной работы.
· Форма проведения данной работы, методы руководства.
Задание 2. Цель – выяснить представления детей о прогнозе погоды на будущее. Беседа по вопросам:
1. С помощью чего ты можешь узнать, какая погода будет завтра?
2. Какие признаки хорошей погоды ты знаешь?
3. Какие признаки плохой погоды ты знаешь?
4. Кто тебе сможет помочь узнать погоду?
5. Как ты думаешь, растения (животные) могут предсказывать погоду?
6. Какие растения (животные) могут предсказывать погоду? Назови их.
7. Знаешь ли ты, как растения (животные) могут предсказывать погоду?
8. Можешь ли ты с помощью растений (животных) предсказать погоду на завтра?
9. Наблюдал(а) ли ты за состоянием растений (животных) перед изменением погоды?
Для определения знаний детей использовать следующие критерии для анализа:
· Знает или не знает признаки погоды;
· Знает или не знает растения, которые предсказывают погоду;
· Поясняет или не поясняет, как можно определить погоду по растениям.
Задание 3. Цель: выявить умения детей использовать наблюдение как способ познания, т.е. умения ребенка видеть изменения в состоянии растений (животных) для того, чтобы определить какая погода будет завтра. (Прежде, чем выполнять это задание, исследователь сам должен знать особенности поведения животных (растений) при ухудшении или улучшении погоды).
Методика: Ребенку задаются вопросы: «Ты часто рассматриваешь растения (наблюдаешь за животными)? Что интересного ты наблюдал в росте и развитии растения? (в поведении животного). Дополнительный вопрос: «Всегда ли у него расправлены листочки, больше ничего не появляется на листочках, стеблях?» «Кошки, собаки, птицы всегда веселы, может куда-то укрываются?»
Задание 4. Цель: выявить умения детей выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы. Методика: Перед ребенком выставляется комнатное растение и задается вопрос: «Как ты думаешь, почему появились капельки (скрутились листочки)? На картинках показать, как кошка скрутилась клубочком на печке, птица купаются в лужах: «Почему кошки, птицы так себя ведут?» Может это связано с состоянием погоды?». Выслушать предположения детей и записать их. Предложить запомнить версии, высказанные детьми.
Задание 5. Цель: выявить умение детей использовать различные способы проверки предположений (опыты, рассуждения, сравнительные наблюдения). Методика: ребенку задается следующий вопрос: «Как ты думаешь можно ли проверить, что растения (животные) предсказывают погоду на завтра. Что для этого надо сделать?».
Для определения умений детей использовать следующие критерии для анализа:
· умеют или не умеют дети использовать наблюдение как способ познания;
· умеют или не умеют выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений;
· умеют или не умеют использовать различные способы проверки.
Задание 6 (для второго варианта работы). Цель – определить понимание детьми народных примет.
Методика: Воспитатель читает детям первую часть приметы, которая в тексте выделена курсивом (можно воспользоваться предложенными приметами, либо подобрать новые, соответственно сезону, в который будет проводится исследование). Достаточно использовать 5 примет.
Вопрос: Ты когда-нибудь видел в природе такое явление, о чем я прочитала? Как ты думаешь, что означает данное явление?
· ярко сверкают звезды - к морозу;
· собаки валяются на снегу – к метели;
· воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу;
· снег идет большими хлопьями – к ненастью и мокроте;
· воробьи задорно чирикают – чувствуют прибавку света;
· перед ненастьем вороны уселись на ночлег головами в одну сторону;
· кошка жмется к теплу - к морозу;
· иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели;
· облака идут низко – скоро похолодает;
Пояснить, что это приметы, по которым люди узнают погоду на будущее. Предложить проверить 1 – 2 краткосрочные приметы, записать ответы и поведение детей.
Задание 7. Цель – выявить, могут ли дети получить представления о прогнозировании погоды от родителей. Для этого предложить детям побеседовать с родителями по данной проблеме: Какие приметы знают родители? Какие приметы они проверяли?
Примечание: Для контрольной работы варианта А выполняются задания 1, 6,7; для варианта Б – задания 1, 2, 3, 4, 5.
В процессе обследования следует вести протокол по форме:
Протокол обследования
№ п/п | Ф.И. ребенка | № задания, вопросы | Ответы и высказывания ребенка | Поведенческие особенности |
Анализируя полученные данные в результате эксперимента, определите особенности умений детей прогнозировать и определять погоду на завтра. Каждую особенность подтвердить ответами и поведенческими реакциями детей.
Вопросы для анализа:
· проявление интереса к заданию,
· эмоциональное отношение к заданию, т.е. разнообразие эмоций, вызываемых предложенным заданием (удивление, недоумение, лукавство, озабоченность и др.),
· поддержание беседы, задает вопросы (какие, привести примеры),
· характер вопросов – репродуктивные или познавательные,
· как используют наблюдение как способ познания,
· разнообразие предположений о причинах и результатах наблюдаемых явлений,
· умения использовать различные способы проверки,
· выполняет задание воспитателя – спросить у родителей, без напоминания делится впечатлениями о том, что нового от них узнал.
Исходя из анализа результатов проведенного исследования, разработайте методические рекомендации для воспитателей, направленные на устранения выявившихся недостатков. Укажите, в каких видах деятельности, и с помощью каких методов и приемов возможно совершенствование работы по обучению детей прогнозированию и определению погоды.
poisk-ru.ru