Цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями. Наблюдение за растением
Прогулка 20: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЦВЕТАМИ
Цели: научить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту; воспитать у детей бережное отношение к прекрасным творениям природы; закрепить знание названий садовых растений.
- Посмотрите на клумбу. Полюбуйтесь цветами на ней. Назовите их и опишите. Почему нельзя рвать цветы? Для букетов цветы специально выращивают на дачах.
Наблюдение за бархатцами
- Рассмотрите сначала каждое растение отдельно. У бархатцев не отдельные цветки, а соцветия, скопление множества цветков. У этого растения в соцветии два вида цветов трубчатые, похожие на трубочку в середине и язычковые, похожие на язычки (рассмотреть с детьми в большую лупу). Соцветия их очень яркие и привлекают детей. Какого они цвета, формы, что у них есть кроме цветков? Понюхайте, поищите цветки, похожие друг на друга.
Приметы: садовые ноготки к дождю закрывают цветки; перед дождем цветки маргариток поникают.
Поговорки и пословицы: весна красная, а лето страдное; красное лето никому не наскучит.
Стихотворение про цветы.
Загадки.
Меня назвали царицей цветов За запах, за цвет моих лепестков,
Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,
Но кто не простит мне колючих шипов! (Роза.)
Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
Дидактические игры «Найдите, что опишу», «Отгадайте, что за растение».
Подвижные игры «Улиточка», «Лягушки».
Труд на участке: уборка территории.
ПРОГУЛКИ В ИЮЛЕ
Прогулка 1: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ПТИЦ
Цели: уточнять и расширять представления о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц; учить видеть особенности в их строении и поведении; закрепить умение сравнивать объекты по выделенным признакам.
- Понаблюдайте за повадками и внешним видом птиц, кто где любит находиться: вороны - на толстых ветках деревьев, воробьи - на ветках кустов, голуби - на карнизах жилищ. Воробьи - смелые и ловкие птицы. Они снуют по улицам среди проезжающих машин и идущих людей. Поймать воробья – дело нелегкое, даже кошки редко лакомятся этими птицами, у них быстрая реакция и хорошая память.
Наблюдение за птицами
На прогулку взять хлеб от завтрака. На открытом пространстве покрошить хлеб и отойти подальше, но так, чтобы было видно это место. Понаблюдать за поведением птичек.
Приметы: птицы запели в дождь - к ясной погоде; кукушка кукует - будет хорошая погода; если птицы вьют гнезда на южной стороне деревьев или домов, то будет холодное лето; вороны купаются - к теплу.
Поговорки и пословицы: вороне соколом не быть; мала синичка, да коготок остер.
Стихотворение про птиц.
Загадки.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица. (Воробей.)
Окраской - сероватая, Повадкой - вороватая, Крикунья хриповатая - Известная персона.
Кто она? (Ворона.)
Дидактические игры «О чем еще так говорят?», «Кто (что) летает?».
Подвижные игры «Пузырь», «Улиточка».
Прогулка 2: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАСТЕНИЯМИ
Цели: обобщить представление о типичной морфологии растений; закрепить умение различать и называть части растений; формировать представления о потребностях растений (тепло, влага, земля).
- Обратите внимание на многообразие растительного мира. У центрального входа детского сада растут все представители растительного царства (кусты, деревья, травы). Назовите части растения. Найдите отличительные черты этих растений. Какие условия необходимы для нормального роста и развития растений
(вода, тепло, земля). Сравнить растения с огорода с теми, что растут за забором и их не поливают. Как выглядят они? Почему?
- Обратите внимание на разнообразие цветов на участках. Люди специально сажают цветы, ухаживают за ними, поливают, пропалывают, и цветы радуют наш глаз, принося радость и хорошее настроение. Рассмотрите клумбу возле входа в детский сад, там растут бархатцы двух видов. Низкорослые и обыкновенные. Сравните их. Найдите различия и сходства.
Приметы: много ягод летом - к холодной зиме; поздний расцвет рябины - к поздней осени.
Поговорки и пословицы: июль - месяц ягод, зеленая страда; июль - перелом лета, месяц красного цвета.
Стихотворение.
Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.
С. Варгун
Загадки.
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет она все лето.
Коровам без нее - беда:
Она их главная еда. (Трава.)
В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья.)
Опыт «Почему на тропинках не растут растения».
Ход опыта: Обратить внимание на то, что на тропинках не растут растения. При помощи палочек попробовать плотность земли. Она плотная, а за пределами тропинки намного мягче. Растению легко прорасти в мягкой земле, тогда как на тропинке они не могут пробить землю, а если и смогут, то их все равно затопчут.
Опыт «Потребность растений в воде».
Цель: показать детям важность воды для жизни и роста растения.
Материал: два цветка, вазочка с водой.
Ход опыта: Из букета выбирается один цветок и оставляется без воды. Через некоторое время сравнить цветок без воды и цветы в вазе. Чем они отличаются? Почему это произошло?
Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.
Дидактические игры «Узнай, чей лист», «О чем еще так говорят?».
Подвижные игры «К названному дереву беги», «Пузырь».
poisk-ru.ru
Цикл наблюдений за комнатными растениями в старшей группе
Цикл наблюдений за комнатными растениями в старшей группе
Знакомство с комнатными растениями.
учить различать среди природных объектов растения; закреплять знания об их строении; учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой), формировать интерес к комнатным растениям, вызывать желание ухаживать за ними; формировать представление о них как о живых существах.
Предложить найти в группе самое красивое место и подойти к нему. Полюбоваться растениями. Обратить внимание на листья (какого цвета?) и цветы (красивые!), дать понюхать. Подвести к выводу, что место, где много растений, называют уголком природы; растения живые, о них надо заботиться, ухоженные растения здоровые и красивые. Предложить полить растения.
2
Наблюдение за геранью.
Цель: учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растения (листья, цветы), находить герань.
Ход.
Сюрпризный момент: на занятие «приходит» кукла Катя и прячется за геранью с красными цветами. Воспитатель предлагает найти её и сказать, за какими растениями она спряталась.
Дети вместе с куклой любуется красотой цветущей герани (красиво, приятно пахнет, легко дышать). Как надо заботиться о ней (полить)? В заключении Катя дарит детям «фото» (картинку с геранью) и предлагает поставить её рядом с этим растением.
Подойди, поближе стань,
Полюбуйся на герань.
Красные цветочки, круглые листочки.
Очень весело цветет,
Хоть высокой не растет!
3
Наблюдение за геранью.
закрепить представление об отличительных свойствах герани (зелёные, круглые, пушистые, душистые листья, красные и белые цветы), учить находить её среди других растений; продолжать приобщать к трудовым операциям по уходу за растениями.
Сюрпризный момент: «приходит» Матрёшка и просит детей показать красную и белую герань. Рассматривает растение вместе с детьми.
Матрёшка. Чем вы дышите? (носом). А что делайте в детском саду? (Играем, бегаем). Значит, вы живые. А что ещё « пьёт» воду и дышит? У герани зелёные, круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу посадить ещё одну герань (показать). Посмотрите: внизу у неё тонкие белые ниточки - это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и полью. Корни будут «пить» воду, вырастут листья и цветы. Трогать растения нельзя, за ними надо ухаживать. ( Подарить каждому картинку с геранью).
4
Наблюдение за фуксией.
дать представление о фуксии, учить находить ее среди других растений, закреплять навыки полива, воспитывать бережное отношение к растениям.
Приходит кукла в красной кофте и белой юбке. Предлагает найти в уголке природы растение, цветы которого похожи на ее одежду. Дети рассматривают фуксию. Фуксия – растение, похожее на маленькое деревце с зелеными листьями и красными цветами. Предложить полить растение.
Рассказать, что растения, как и люди, любят солнышко: «Наши растения очень рады солнышку, они повернулись к нему, листочки блестят, словно улыбаются».
Воспитатель предлагает игру: дети – цветы, а он – солнце. Дети садятся на корточки, воспитатель с макетом солнца ходит вокруг: «Свечу, свечу, вас погреть хочу! Цветочки, поворачивайте головки, протягивайте листочки, я вам посвечу. И тебе герань, и тебе фуксия, и тебе фикус».
5
Наблюдение за фикусом.
познакомить с фикусом, учить находить его среди других растений; продолжать приобщать к трудовым операциям по уходу за растениями.
Рассматривая фикус с детьми, воспитатель говорит: «Ой, какой высокий этот зеленый великан – фикус! Попробуй закрыть листочек ладошкой. Только осторожно. Да, не хватило ладошки. Я попробую: еле – еле закрыла. Листья большие – большие. Проведем по листочку пальчиком. Какие листья? (Гладкие). Какого цвета?»
Знают все наверняка:
Фикус – добрый великан;
И листочки огромные, гладкие и темные,
Наверху торчит росток –
Там тоже вырастет листок!
Предложить обтереть пыль с листьев, полить.
6
Наблюдение за хлорофитумом.
познакомить с хлорофитумом, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.
Воспитатель обращает внимание детей на бабочку, которая села на лист растения. Дети рассматривают хлорофитум: похож на зеленую травку, листья длинные, гладкие.
Далее показывают бабочке, как надо ухаживать за растениями. Поливаем не стебель, а землю, низко и ближе к краю горшка.
В завершение труда еще раз обращаем внимание на растения, которые напились воды и говорят «спасибо».
7
Наблюдение за бегонией.
познакомить с бегонией, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.
Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите, какое чудесное растение! На листочках - ладошках светлые пятнышки. Эту красавицу так и зовут – бегония пятнистая. Давайте скажем ласково «бегония пятнистая».
Стоят на подоконнике
Красавицы – бегонии
Листики – ладошки
Подставляют солнышку.
Предложить обтереть пыль с листьев, полить.
8
Наблюдение за бальзамином.
познакомить с бальзамином, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.
Воспитатель обращает внимание детей на бабочку, которая села на лист растения. Дети рассматривают бальзамин: похож на маленькое дерево с зелеными листьями, красивыми цветами.
Воспитатель обращает внимание на сухую землю в горшках: «Дети, посмотрите, цветы загрустили, головки опустили, листочки поникли. Как вы думаете, почему? Земля сухая, ее надо полить. Поливаем не стебель, а землю, низко и ближе к краю горшка».
В завершение труда еще раз обращаем внимание на растения, которые напились воды и говорят «спасибо».
У меня живет цветок,
Он бы море выпить мог.
Дам водички – он глотает
И немножко расцветает!
9
Контрольное наблюдение за растениями.
обобщить знания о растениях, закрепить умение находить и называть их, навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.
В гости приходит кукла Аленка с лейкой в руках: «Я узнала, что в уголке природы много растений, хочу, чтобы вы познакомили меня с ними, научили ухаживать».
Дети называют названия растений, показывают, как их надо поливать, обтирать пыль.
Кукла благодарит их, предлагает поиграть в игру «Назови цветок».
Кукла прячется за растение, дети называют его.
infourok.ru
Цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями
Цикл наблюдений
за цветущими травянистыми растениями участка.
Наблюдение 1. «Растут ли цветы на участке?»
Цель: Уточнить представление детей о том, что кроме деревьев и кустарников на территории детского сада растут цветы (цветущие травянистые растения). Они разные по окраске, названиям, но все красивые и на них приятно смотреть, рядом с ними приятно находиться.
Наблюдение 2. «Все цветы разные».
Цель: Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля. Побуждать детей к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок. Показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраска цветков, их форме, махровости, что красоту цветов дополняет листва. Обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут.
Наблюдение 3. «Красивые цветы можно поставить в вазу».
Цель: Воспитывать чувства детей, умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желание сохранить ее, учить украшать помещение цветами, воспитывать доброе отношение к людям и желание делать им приятное.
Наблюдение 4. «Что бывает на растениях после цветов?»
Цель: Уточнить представления детей о том, что растения живые – они растут и изменяются (растения на клумбе хорошо цвети, росли, пока было тепло, много света и воды, а теперь – дни становятся короткими, темнота наступает быстро, воды много, но тепла мало), цветы увядают, на месте цветков образуются семена, из которых могут вырасти новые растения, зрелые семена собираются, на одном цветке бывает много семян.
Наблюдение 5. «Как ухаживать за букетом?»
Цель: Воспитать у детей желание и умение продлевать красоту срезанных цветов.
Наблюдение 6. «Где еще растут цветы?»
Целевая прогулка за пределы детского сада по улицам микрорайона. Рассматривание цветников, любование их красотой, определение названий.
Наблюдение 7. «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»
Дети находят на участке семена созревших трав (подорожник, вьюн и др.), устанавливают, что они сами опадают, разносятся ветром, цепляются за одежду, шерсть животных, что семена собирают для зимней подкормки птиц.
akimova-dmdou6.edumsko.ru
Наблюдение растений » Детская энциклопедия (первое издание)
Наблюдение — один из основных методов познания природы. Если простого наблюдения недостаточно, прибегают к эксперименту — опыту. В сущности, опыт — тоже наблюдение, но проводится это наблюдение в нарочито измененных условиях, которые можно точно учесть.
Юные натуралисты стремятся получить знания о природе. Наиболее ценные знания они получают в результате наблюдения и опыта. Какими же качествами должен обладать юный натуралист? Прежде всего он должен уметь задавать природе вопросы и с помощью наблюдения и опыта получать от нее же самой ответы.
Например, путем наблюдения юный натуралист без особых затруднений может установить, что на месте цветков образуются плоды, что вырастают они чаще всего из завязи пестика. Но одним наблюдением нельзя получить ответ на вопрос, почему плоды образуются не из всех цветков. На цветущей вишне огромное количество цветков, а плодов бывает значительно меньше. Чтобы от самого растения узнать причину этого явления, необходимо поставить соответствующие опыты. Применив искусственное опыление, можно установить связь образования плодов с опылением: плод у вишни образуется только в том случае, если цветок опылен.
Когда любознательный человек попадает в лес или в поле, у него возникает масса вопросов, многократное «почему?». Ответы на них можно получить разными путями: расспросить сведущего человека, прочитать в книге или выпытать ответ непосредственно у самой природы путем наблюдений и опытов.
Результаты наблюдений юных натуралистов могут быть выражены в наглядных диаграммах. Так, например, могут быть изображены годовые циклы развития нескольких растений
Природа полна чудесных загадок. Много загадочного в жизни даже самых обычных наших растений. Вот один из примеров. В конце апреля под Москвой в широколиственных лесах, когда они голы и безлиственны, зацветают хохлатка, гусиный лук, медуница, чистяк, ветреницы и другие растения, которые обычно называют «подснежниками».
Причина зацветания подснежников на первый взгляд кажется простой. Наступила весна, в воздухе потеплело, тает снег, обнажается почва — появляются и первые весенние цветы. С каждым днем становится теплее — один за другим зацветают растения. Хотя ответ и правильный, но недостаточный. Возникает новый вопрос: почему так быстро зацвели подснежники, а колокольчик, например, еще только начинает свой рост?
Если исходить из того, что цветки образуются, лишь когда в растении накоплен некоторый запас питательных веществ, то раннее зацветание подснежников следует объяснить тем, что у них уже есть такой запас. Действительно, выкопав цветущее растение и осторожно очистив его подземные органы от почвы, легко обнаружить у одних толстые корневища, у других луковицы, у третьих клубни. В них отложен запас питательных веществ, накопленный в предшествующее лето. Он идет на образование быстро растущих стеблей, листьев, а затем уже образуются цветки, плоды и семена.
Хотя ответ на возникший вопрос получен, но на этом загадки о подснежниках не кончаются; возникает новый вопрос: почему подснежники как бы «торопятся» цвести? Некоторые из них, например чистяк, выходят из-под снега уже с бутонами. А осенью чистяк лишь трогается в рост и в таком виде остается на зиму. В феврале под снегом снова пробуждается жизнь этого удивительного растения: растет стебель, на нем появляются листья, вырастают бутоны, и, как только растает снег, чистяк зацветает. К июню цикл развития чистяка заканчивается, а его клубни вступают в длительный период покоя. Таким образом, чистяк развивается в неблагоприятное для жизни время и прекращает развитие в самое, казалось бы, лучшее время года.
Если на диаграмме нужно отразить наблюдения над очень многими явлениями в жизни растения, то она усложняется. На этой диаграмме, например, изображен годовой цикл развития чистяка
Чистяк цветет рано весной, до облиствения деревьев. Очевидно, чистяк очень требователен к свету: он «торопится» цвести, когда деревья голы и в лесу много света. Насколько верно это предположение, можно проверить опытным путем. Попробуйте выращивать чистяк в разных условиях затенения: на хорошо освещенном месте, в легкой тени и на сильно затененном месте. Вы увидите, что никак нельзя считать это растение особенно требовательным к свету, и, значит, наше предположение неверно.
В чем же дело? Почему, например, ландыш, у которого запасов питательных веществ в корневище не меньше, чем у чистяка, зацветает позднее, когда деревья в лесу уже покрыты листвой?
Очевидно, мы имеем дело с исторически сложившимися особенностями растений: у чистяка они одни, у ландыша — другие. Какие эти особенности, как и под влиянием каких условий они возникли? Это вопросы сложные, и на первых порах нелегко на них самостоятельно ответить. Прочитайте книгу А. В. Кожевникова «Весна и осень в жизни растений». Из нее вы узнаете, как ученые путем наблюдений и опытов упорно выпытывают у самой природы ответы на интересующие их вопросы. Указаны в книге и не разрешенные наукой проблемы — а их особенно интересно исследовать.
Летом на лугах, на лесных полянках, по берегам рек растет и цветет множество различных растений. Букеты цветов, которые вы собираете, с каждым днем становятся пышнее, разноцветнее и душистее. Чтобы разобраться в этом многообразии растений, нужна определенная система. Для этого растения надо расположить по группам. В современной науке это делается не по случайным внешним признакам, а по наиболее существенным, отражающим родство видов. Юный натуралист должен уметь хорошо и безошибочно распознавать виды растений, пользуясь ботаническими определителями. Это достигается практикой.
При наблюдении за природой очень помогает составление гербариев (см. ст. «Изготовление гербария»). Но включать растения в гербарий надо по определенному плану, а не просто так: что попалось на глаза, то и засушивать.
Например, вы поставили себе задачу выяснить, какие виды клевера встречаются в вашем районе и какие условия нужны для произрастания каждого из видов. Сначала по определителю вы узнаете, какие вообще виды клевера могут встречаться в вашей области, а затем уже начинаете розыски, «охоту» за клеверами. Каждый найденный вид клевера надо включить в гербарий. А место, где найден клевер, должно быть отмечено на карте района. Клевер и другие бобовые — ценный корм для животных, поэтому сведения об их распространении в районе могут иметь хозяйственное значение.
Увлекательно и полезно, собирая гербарии, проводить наблюдения над ценными техническими растениями, злаками с высокими кормовыми качествами, медоносами лекарственными растениями, сорняками и т. п. Большое значение имеет сбор плодов и семян хозяйственно ценных растений, особенно кормовых трав. Эти плоды и семена очень нужны в сельском хозяйстве.
Если цикл развития растения продолжается больше года, диаграмму можно построить в виде спирали. На этой диаграмме изображен цикл цветения, семяобразования и распространения семян у сосны
Есть юннаты, которые собирают растения, определяют их, составляют гербарии, но не интересуются тем, как живут, как развиваются эти растения. А ведь изучение жизни — самое увлекательное в деятельности натуралиста. Изучение жизни, знание закономерностей в развитии растения позволяют человеку вмешиваться в жизнь растения, управлять ею в соответствии с нашими намерениями. Без знания закономерностей жизни леса не может быть правильного лесоводства; без знания закономерностей жизни луга нельзя правильно вести луговое хозяйство и т. д.
Юннаты могут обследовать небольшой участок луга, пойму реки, вырубку, лесную поляну и выяснить, какие на этом участке условия для жизни растений, как влияют эти условия на рост и развитие различных растений. Или можно для наблюдения выбрать один какой-нибудь вид растений, взять под наблюдение несколько растений этого вида, живущих в более или менее различных условиях, и изучить полный цикл их развития. Таким путем можно выяснить, как эти растения переносят неблагоприятные условия зимы, как происходит у них весеннее пробуждение к жизни, как они растут, цветут, опыляются, плодоносят и отмирают. При этом надо иметь в виду, что однолетники отмирают в тот же год, двулетники — на второй год жизни, а многолетники — в зависимости от их индивидуального долголетия.
Особое значение имеют наблюдения за жизнью, ростом и развитием деревьев и кустарников в полезащитных полосах, в насаждениях вдоль автодорожных трасс и в парках. О некоторых из этих растений неизвестно, как они отзываются на новые условия произрастания, какие породы деревьев и кустарников и в каких сочетаниях лучше всего выращивать в насаждениях, неизвестна и агротехника их выращивания.
О наблюдаемых явлениях надо немедленно записать в дневник. Полагаться на память не рекомендуется. В дневнике делают и зарисовки, которые вместе с записями и коллекциями помогают лучше понять жизнь растений.
Наконец, можно провести ряд фенологических наблюдений (см. ст. «Времена года в жизни растений»). Систематически проведенные наблюдения покажут вам, как влияют на жизнь растений сезонные и климатические условия.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как сделать гербарий.
de-ussr.ru