Морфологическое описание растения примеры. Морфологическое описание цветкового растения

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Работа. Морфологическое описание плодов. Морфологическое описание растения примеры


Правила описания растения

  1. Описание должно быть точным, кратким и ясным. Обычно из текста описания выбрасываются все сказуемые, а подлежащие не повторяются.

  2. Используются общепринятые морфологические термины.

  3. В описании выдерживается определенный порядок (схема 1).

Пример морфологического описания

Ландыш Кейске (Convallaria keiskei)

Растение травянистое, многолетнее. Корни придаточные, отходящие от корневища, с тонкими боковыми корешками. Корневище длинное, горизонтальное, утолщенное. Стебель укороченный. Нижние стеблевые листья недоразвитые, чешуевидные. Срединные листья в числе 2-3, зеленые, фотосинтезирующие, простые, цельные, продолговато-эллиптические или продолговато-овальные, без опушения, цельнокрайние, вверху заостренные, к основанию суженные, на длинных черешках. Жилкование дуговое. Цветочная стрелка с пленчатыми прицветниками и с 6-11 цветками. Цветки белые, поникающие на цветоножках в соцветии – однобокая кисть. Цветок правильный. Околоцветник простой, спайнолистный, ширококолокольчатый из 6 листочков, отогнутых наружу долями. Тычинок 6. Пыльники равные тычиночным нитям. Пестик один, образованный из 3 сросшихся плодолистиков. Плод сочный – красная ягода. Формула цветка:

P(6) A6 G(3)

Раздел «Систематика растений»

ТЕМА «Царство протоктисты.

Отделы зеленые, диатомовые, бурые водоросли.

Царство Грибы.

Отделы аскомикоты, базидиомикоты, дейтеромикоты,

лишайники»

Целевые задачи:

Знать:

  • основные признаки высших споровых растений, особенности их размножения;

  • основные морфологические признаки растений семействплауновые, хвощевые, щитовниковые;

  • русские и латинские названия изучаемых растений и семейств.

Уметь:

  • работать с определителями растений;

  • определять по морфологическим признакам принадлежность растений к изучаемым семействам;

  • определять по гербарным образцам представителей изучаемых семейств, проводить их морфологическое описание.

Задания для подготовки к занятию

Задание № 1. Изучить особенности развития голосеменных, признаки семейств, используя рекомендуемую литературу.

Задание № 2. Повторить из раздела «Морфология растений» вопросы:

РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

Задание №1. Из пленки или соскоба, взятого в аквариуме, приготовить и рассмотреть сине-зеленую водоросль осцилляторию, отметить отсутствие органоидов и способность к колебательному движению.

Задание №2. В капле воды из аквариума рассмотреть и зарисовать одноклеточную и многоклеточную зеленую водоросль, отметить наличие органоидов.

Задание №3. Взять со дна аквариума песок или соскоб со стенок аквариума, рассмотреть и зарисовать диатомовые водоросли.

Задание №4. На гербарных экземплярах познакомиться с бурой водорослей ламинарией, зарисовать ее внешний вид и схему цикла развития.

Задание №5. Рассмотреть и зарисовать гриб мукор, представитель класса фикомицетов.

Задание №6. Рассмотреть и зарисовать дрожжи и пеницилл, отметить почкование дрожжей.

Задание №7. Рассмотреть и зарисовать спорынью, начертить цикл ее развития.

Задание №7. Рассмотреть и зарисовать чагу.

Задание №8. Рассмотреть различные виды лишайников, по гербарию зарисовать их.

Задание №9. Рассмотреть срез таллома лишайника.

studfiles.net

Морфологическое описание цветкового растения - PDF

Транскрипт

1 Морфологическое описание цветкового растения Н.С.Лазарева, А.С.Боголюбов, Экосистема, 1997 Данное пособие представляет собой краткий обзор всех основных морфологических особенностей растений, значимых при их определении и работе с определителем: вегетативных органов (корня, побега, стебля, листа) и генеративных органов (цветка, цветорасположения, плода, семени) цветковых растений. Приводятся также основные морфологические части плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных и голосеменных растений 1. Пособие может быть использовано в качестве подспорья при работе с определителем. Введение Изучение морфологии и описание растений рекомендуется в качестве самостоятельного учебного задания как для близкого ознакомления школьников со строением растения (что поможет им в будущем в работе с определителями), так и просто для развития наблюдательности. Поскольку многие последующие учебноисследовательские задания по ботанике связаны с самостоятельным описанием растительности и определением растений, школьникам необходимо научиться самостоятельно определять растения. Часто используемых для этой цели атласов с картинками бывает недостаточно, так как далеко не все растения легко отличаются на рисунках и при их определении легко ошибиться. Поэтому, для выполнения многих последующих заданий необходимо приобрести навыки обращения как с растением, так и с книгой. В связи с этим, цель данного занятия научить школьников определять и правильно описывать растения, а также познакомить их более глубоко (по сравнению с первоначальным ознакомлением с морфологией растений в рамках программы «Экологический ликбез») со строением растений. В настоящем пособии приводится план описания цветкового растения, который поможет «структурировать» сведения об изучаемом растении, кратко освещается устройство и правила работы с определителем растений, а также приводятся общие сведения по внешнему строению (морфологии) цветкового растения, необходимые для диагностики видов. В связи с практической направленностью данного пособия на обучение технике определения видов, строение различных частей растения освещается с различной степенью подробности. 1 При написании пособия использовались следующие литературные источники: 1) Борзова И.А., Самсель Н.В., Чистякова О.Н. Морфология растений. Введение в определение растений: Методическое пособие к практическому курсу. М., Изд-во Московского университета, ) Вехов В.Н., Лотова Л.И., Филин В.Р. Пособие по систематике высших растений. Архегониальные и однодольные растения: Учебнометодическое пособие. М., Изд-во Московского университета, План описания цветкового растения Для облегчения процесса ознакомления с морфологическим строением растения, а также для систематизации знаний об изученных растениях, их описания рекомендуется проводить по стандартному плану, принятому в систематике растений. Для учащихся этот план немного упрощен. Общие сведения о строении растений, различиях между видами и терминах приведены ниже в разделе «Морфология цветкового растения». План описания цветкового растения. Название растения (русское и латинское). Общие сведения о растении - деревянистое, травянистое, однолетнее, двулетнее, высота, опушение и другие особенности поверхности. Корень - форма, степень ветвистости, толщина, видоизменения (если есть). Корневище - направление роста, степень ветвистости, длина, толщина. Клубни, луковицы - величина, форма, цвет. Стебель - степень ветвистости, направление ветвей, направление роста, поперечное сечение, степень развития междоузлий, олиственность. Лист - прилистники, их форма, наличие раструба; отдельно по высотным группам листьев: листорасположение, прикрепление, форма пластинки, основания, верхушки, края, расчленение, видоизменения. Цветорасположение - тип соцветия, форма и длина цветоножки, наличие и форма кроющего листа и прицветников. Цветок - полный или нет, симметрия. Цветоложе - форма. Околоцветник - простой: венчиковидный или чашечковидный, срастание, число листочков, форма и цвет листочков; двойной: чашечка - срастание, число, форма и цвет чашелистиков или зубцов, остаётся ли при плоде; подчашие - число и форма листочков; венчик - срастание, число лепестков, их форма и окраска, форма отгиба, наличие привенчика и шпорца; для спайнолепестного венчика - его форма, число зубцов, форма и цвет трубки, зева, отгиба. Андроцей - срастание, число тычинок, длина и форма тычиночной нити, форма пыльника и способ его прикрепления. Гинецей - число пестиков. Завязь - положение. Столбик и рыльце - число, форма. Плод - тип, консистенция околоплодника. Семя -величина, форма, цвет, опушение. Рисунок растения, цветка и его частей. Название семейства, рода и вида. Естественно, не все признаки можно описать у каждого растения, а только те, которые имеются. Для организации работы групп учащихся можно воспользоваться свежими образцами, выкопанными незадолго до начала занятий. Одной

2 группе учащихся (предпочтительна работа по парам) следует дать для описания 1-2 растения. Работа с определителем растений Определить растение, т.е. найти его научное название и принадлежность к тому или иному семейству можно, пользуясь специальными пособиями - определителями, или «Флорами». Ключи для определения растений в них строятся на основании внешних морфологических признаков. Определение растений требует навыков, знаний и тренировки, а некоторые группы растений трудны даже для ботаников, так что в кратком руководстве невозможно дать полное представление об этой работе. Перед началом определения надо иметь: препаровальные иглы (их можно изготовить самим, вставив швейную иглу или булавку в карандаш или любую палочку), лупу, бинокуляр, в некоторых случаях микроскоп, и, конечно, определитель, подходящий для растений Вашей местности. Определять лучше свежие растения. Устройство определителя. Любой научный определитель (не атлас с картинками) устроен по признаку теза-антитеза. То есть какие-либо признаки растений перечисляются в тезе, а в антитезе - другие, обычно взаимоисключающие. Обычно теза обозначается числом, а антитеза - прочерком. Например: 1 (теза). Плоды с шипиками. - (антитеза). Плоды гладкие (3) и т.д. Надо выбрать, какие признаки - тезы или антитезы - подходят к определяемому растению и либо двигаться к следующей тезе (в данном случае - если плоды с шипиками - переходить к тезе 2), либо искать номер тезы, к которому отсылает антитеза (в данном случае - к тезе 3). Бывают определители, в которых теза и антитеза располагаются в разных частях текста. В этих случаях теза обозначается числом, а в скобках рядом стоит номер антитезы. Например: 1 (4) листья с прилистниками; 2 (3) прилистники рано опадают - S.phylicifolia L. 3 (2) прилистники сохраняются - S.aurita L. 4 (1) листья без прилистников; 5 (6)... В определителях обычно имеются три таблицы: 1) для определения семейств, 2) для определения родов и 3) для определения видов. В соответствии с этим, вначале определяется семейство по таблице для определения семейств, затем роды данного семейства и виды рода. Определительные признаки у разных групп растений могут быть самые разные. Чаще всего важно строение цветков, соцветий (спороношений - у споровых), подземные части, плоды, наличие опушения. Перед определением стоит проверить, все ли термины достаточно понятны, на всякий случай хорошо иметь под рукой, кроме определителя, учебник по морфологии растений. Есть группы растений, сложные для определения, например, злаки, осоки, ивы. Определение -2- мхов и лишайников - работа почти исключительно для специалистов-ботаников. Для того, чтобы начать практиковаться, лучше взять известное Вам растение с крупными цветками. Научное название растения строится из двух слов: первое - название рода - представляет собой существительное; второе - даётся как определение, чаще всего это прилагательное, отражающее какой-либо морфологический признак данного вида, его географическое распространение или местообитание; иногда видовое название даётся в честь какого-либо лица. Этот способ наименования вида получил название бинарной номенклатуры и введён в употребление со времён Линнея. Все систематические единицы, в том числе и виды растений, имеют не только русское, но и латинское название. Русские названия менее удобны по целому ряду причин: далеко не все известные науке растения имеют народные названия, так как население их часто не различает; многие из них имеют только местное значение или одно и то же название даётся разным растениям, и наоборот, одно и то же растение носит разные названия в разных местностях. Например, «ромашкой» называются виды не только рода Matricaria, но и Leucanthemum, Anthemis, Pyrethrum; с другой стороны, растение, известное в науке под названием Leucanthemum vulgare, называют по-разному: ромашка, нивяник, поповник. После латинского названия растения ставится фамилия автора (сокращённо), описавшего данный вид. Указание автора позволяет избежать путаницы, возникающей иногда из-за большого количества синонимов. Например, два разных автора дали одно и то же название «осока ранняя» - Carex praecox - двум разным видам осоки и, таким образом, Carex praecox Schreb. и Carex praecox Jacq. - разные растения. С другой стороны, одно и то же растение разными авторами называлось различно: так, куколь обыкновенный по Линнею называется Agrostemma githago L., по Ламарку - Lychnis githago Lam., а по Дефонтену - Githago segetum Desf. Морфология цветкового растения Одной из отличительных особенностей высших растений можно считать расчленение их тела на органы. Все органы растения условно подразделяются на две группы: органы, служащие для поддержания индивидуальной жизни, называются вегетативными, органы, обеспечивающие сохранение вида в потомстве - генеративными. К вегетативным органам высших растений относят корень, стебель и лист, к генеративным - цветок, плод и семя. Семя и проросток Цветковые растения распространяются семенами, которые образуются после опыления и оплодотворения. Наиболее существенную часть семени представляет собой зародыш растения, состоящий из зачаточного корешка, семядолей и почечки, расположенной между семядолями, из

3 которой в дальнейшем разовьются стебель и листья. С поверхности семя одето оболочкой. В семени есть запас питательных веществ, который может откладываться в эндосперме, перисперме или семядолях. Форма зародыша и его положение наследственно постоянны и представляют собой систематический признак. Когда семя прорастает, из него образуется проросток (рис.1). -3- Рис. 2. Схема строения молодого цветкового растения. г.к. - главный корень, б.к. - боковые корни, п.к. - придаточные корни, гп - гипокотиль, эп. - эпикотиль, сд. - семядоля, п.п. - пазушная почка, в.п. - верхушечная почка, л. - лист Рис. 1. Строение проростков подсолнечника Helianthus annuus (A) и дуба Quercus robur (B): г.к. - главный корень, б.к. - боковые корни, гп - гипокотиль, эп. - эпикотиль, сд. - семядоля, л. лист На проростке можно увидеть главный корень, развившийся из корешка зародыша, боковые корни; стебель, первое междоузлие которого между корневой шейкой и семядолями называется подсемядольное колено или гипокотиль; семядоли, надсемядольное колено, или эпикотиль. Первые листочки всегда бывают устроены проще, чем более поздние. При прорастании семян семядоли иногда выносятся на поверхность и зеленеют (рис. 1А), или остаются в земле (рис. 1Б). Вегетативные органы Корень Корень - осевой орган растений с радиальной симметрией, обладающий верхушечным ростом, никогда не несущий листьев. Его конус нарастания обычно прикрыт корневым чехликом. Основные функции корня - поглощение воды и растворённых в ней минеральных солей и прикрепление растения к субстрату. По происхождению различают главные, боковые и придаточные корни (рис. 2). Главный корень развивается из корешка зародыша семени и обладает положительным геотропизмом (т.е. растёт в сторону земли). Боковые корни развиваются на главном или на придаточных корнях как их ответвления. Они характеризуются поперечным ростом, слабо выраженным положительным геотропизмом и потому растут горизонтально или косо вниз, что способствует лучшему закреплению растения. Придаточные корни. Придаточными называются корни, образующиеся на других органах растения. Особенно часто придаточные корни возникают на стебле (рис. 3) и на подземных побегах - корневищах, редко - на листьях (например, бегония). Придаточные корни, как и главный, обладают положительным геотропизмом. Рис. 3. Придаточные корни кукурузы

docplayer.ru

Морфологический анализ растений

Корень Мочковатый, стержневой, корнеклубни, долговечность.  
Стебель   а) Подземный: корневище, клубень, луковица и т.д. б) Надземный: деревянистый или травянистый, долговечность, простой или ветвистый, форма поперечного сечения, опушенность (по способу роста).  
Листья   Простые или сложные, форма листовой пластинки, степень ее рассеченности, край листа, характер жилкования, листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое, розетка), характер прикрепления к стеблю (черешковые, сидячие, влагалищные), с прилистниками или без них, степень опушенности.
Цветок Околоцветник (простой, двойной или превращен в цветковые и околоцветковые пленки). Околоцветные пленки (число, цвет, величина). Андроцей (число, расположение, длина). Колосовые чешуи (число, цвет, величина, степень опушенности, количество жилок), с килем или без киля, остистые или без ости. Цветковые чешуи (число, цвет, величина, степень опушенности, количество жилок, с килем или без киля, с остью или без остей, ость прямая или изогнутая).
Гинецей (число, столбик – число и длина, рыльце – число и характер рылец, завязь – верхняя, средняя).
Соцветие Определенное или неопределенное, тип соцветия.
Плод Сочный или сухой(раскрывающийся или нераскрывающийся), тип плода.

 

Пользуясь определителями, и морфологическими признаками, установить вид выданного преподавателем растения.

Контрольные вопросы

Семейство Лютиковые

1. Назовите отдел, к которому принадлежит семейство Лютиковые.

2. Почему семейство Лютиковые считается балластным?

3. Двойной или простой околоцветник у лютика едкого?

4. Назовите полевой сорняк из семейства Лютиковых.

5. Какой тип корневой системы преобладает в семействе Лютиковых?

6. Назовите декоративное растение из семейства Лютиковых?

7. Напишите формулу цветка лютика едкого.

8. Напишите латинское название семейства Лютиковые.

9. Назовите растение из семейства лютиковых с зигоморфным околоцветником.

10. Какой плод у лютика едкого?

Семейство Бобовые

1. Напишите латинское название семейства.

2. Простые или сложные листья преобладают в семействе?

3. Сколько тычинок имеет цветок семейства Бобовые?

4. Назовите ранневесеннее лесное растение из семейства Бобовые.

5. Напишите формулу цветка гороха.

6. Что образуется на корнях растений из семейства Бобовые?

7. Перечислите декоративные растения из семейства Бобовые.

8. Какой тип плода характерен для Бобовых?

9. Есть или нет прилистники у листьев Бобовых?

10. Листья какого растения имеют пальчатосложное строение?

Семейство Злаковые

1. Какие соцветия встречаются у представителей семейства Злаковые?

2. Как называется стебель у большинства растений в семействе?

3. Где располагается интеркалярная меристема?

4. Назовите функции язычка и ушек.

5. Напишите формулу цветка представителя семейства.

6. Перечислите растения, имеющие пищевое значение.

7. Перечислите кормовые растения семейства Злаковые.

8. Какие растения по долговечности преобладают в семействе?

9. К какому классу относится семейство Злаковые?

10. Что такое лодикулы?

Тема 23. лесные растения удмуртии

Работа с литературой, подготовка и выступление с докладами.

 

Список литературы:

1. Андреева, И.И. Ботаника /И.И. Андреева, Л.С. Родман. – М.: Колос, 2001. – 488 с.

2. Родионова А.С. Лесная ботаника. – М. Лесн. пром-ть, 1980. – С. 178-228.

3. Родман, Л.С. Ботаника с основами географии растений / Л.С. Родман. – М.: КолосС, 2006. – 397 с.

4. Чухлебова, Н.С. Ботаника / Н.С. Чухлебова, Л.М. Бугинова, Н.В. Ледовская. – СГАУ. - М.: Колос ; Ставрополь : АГРУС, 2008. – 148 с.

5. Хржановский, В.Г. Практикум по курсу общей ботаники/ В.Г. Хржановский, С.Ф. Пономаренко. – М.: Агропромиздат, 1989. – 432 с.

6. Яковлев, Г.П. Ботаника / Г.П. Яковлев, В.А. Челомбитько – СПб.: СпецЛит., Изд-во СПХФА, 2001. – 575 с.

Самостоятельная работа студентов

Раздел: «Вакуоли и клеточный сок».

а) Формирование вакуолей.

б) Клеточный сок, его состав.

в) Запасные питательные вещества растений, их состав, локализация в клетке, тканях и органах растений, использование человеком.

г) Физиологически активные вещества клетки: Ферменты, витамины, фитогормоны, их роль в растении, использование человеком.

Изучить самостоятельно и подготовиться к семинару по теме «Клетка».

studopedya.ru

2.1 Организация экскурсий

Особенностью летней учебной практики студентов очно-заочного и заочного отделений является то, что она проходит самостоятельно, без ежедневного руководства и помощи преподавателя. Поэтому, чтобы успешно и с максимальной пользой провести экскурсию, к ней следует основательно подготовиться.

Предварительно надо ознакомиться с планом местности, в которой предполагается проводить экскурсию, изучить доступный картографический материал (в настоящее время изданы хорошие и детальные географические атласы практически всех областей и краев страны), побеседовать с хорошо знающими окрестности людьми: лесниками, охотоведами, егерями, местными жителями – селянами, учителями биологии и географии в школах, сотрудниками краеведческих музеев и т. п. Наличие мелкомасштабной или топографической карты местности очень желательно. При ее отсутствии можно составить схематический план территории, отметив на нем расположение балок, речных долин, лесных массивов, транспортных магистралей, населенных пунктов и т. п. с указанием хотя бы примерных расстояний между объектами.

Перед экскурсиями надо ознакомиться по литературе с особенностями флоры и растительности региона (области, края) и конкретного места прохождения практики, в том числе с возможностью произрастания здесь редких и исчезающих, полезных и вредных (ядовитых, источников пыльцевых аллергенов и т. п.) растений. По справочным и учебным руководствам надо изучить экологические особенности растений разных местообитаний и типов растительности – лугов, степей, лесов, болот, каменистых обнажений и др., а также примерный набор видов растений, которые могут быть встречены на экскурсиях.

Предварительная теоретическая подготовка способствует более осознанному и, следовательно, более продуктивному и полезному проведению экскурсий.

Собрав как можно больше информации, можно приступать к разработке примерной тематики ботанических экскурсий (примерной, поскольку она может корректироваться по ходу практики в зависимости от погодных и иных условий) и составлению календарного плана их проведения. При составлении календарного плана надо учитывать два обстоятельства. Во-первых, собранный на экскурсиях материал должен быть обработан, поэтому экскурсии надо проводить через определенный интервал времени. Во-вторых, в первую очередь надо планировать экскурсии по изучению растительного покрова степных участков из-за затухания цветения большинства видов степной флоры к середине лета.

Первые экскурсии желательно проводить в ближайших окрестностях населенного пункта. По длительности они должны быть относительно короткими. На них, а также при последующей обработке собранного материала отрабатываются необходимые практические навыки сбора, этикетажа, сушки и определения растений, ведения наблюдений за растениями и заполнения полевого дневника и др. Затем можно предпринимать более длительные и дальние экскурсии. Разнообразие флоры места прохождения практики должно быть отражено в гербарных сборах более или менее полно, поэтому экскурсиями надо охватить максимально возможное число различных местообитаний растений и типов растительности.

Определившись с тематикой экскурсии, следует разработать ее план и маршрут. Маршрутэкскурсии лучше вырабатывать по карте местности, прокладывая его так, чтобы он меньше захватывал участки под сельскохозяйственными полями и т. п. и кратчайшим путем приводил к территории, намеченной к обследованию. Возвращаться с экскурсии лучше по иному пути. Это дает возможность собрать новые растения и оценить местность с точки зрения целесообразности проведения в ней отдельной экскурсии.

Выбирая маршруты экскурсий, надо принимать во внимание все ближайшие пути сообщения: проселочные, автомобильные и железную дороги, узнать расписание движения транспорта, чтобы воспользоваться им для переезда к интересным в ботаническом отношении урочищам или для быстрого возвращения с экскурсии при ухудшении погоды и иных обстоятельствах. Естественно, накануне экскурсии надо поинтересоваться прогнозом погоды. В дождливую и, тем более, грозовую погоду экскурсировать и собирать растения для гербария нежелательно.

Лучшее время выходана экскурсию – раннее утро. За время пути успевает высохнуть роса, так что в 9 – 10 часов утра, до наступления жары можно приступать к сбору растений. Время экскурсии надо распределять с известным “запасом”. Всегда существует вероятность непредвиденных обстоятельств и, кроме того, можно увлечься сбором растений. Неопытный сборщик часто преуменьшает время, нужное для тщательного заполнения полевых этикеток, ведения полевых записей и т. п. (поэтому первые экскурсии и следует предпринимать в ближние окрестности).

После проработки плана и маршрута экскурсии тщательно готовится экскурсионное снаряжение, одежда, лекарственные и другие необходимые средства. Крайне неприятно, потратив время и усилия на то, чтобы добраться до конечного пункта экскурсии, не провести ее на должном уровне из-за отсутствия какого-либо предмета снаряжения или вспомогательных средств.

На экскурсиях не следует увлекаться сбором большого числа растений. Качественная сушка растений для гербария, описание и определение растений, обработка полевого дневника требуют от студента немалого времени. Оптимальное число растений, собираемых на экскурсии, составляет 10 – 15.

В целом, во время экскурсии надо соблюдать ряд простых, но обязательных правил:

  • работать строго по намеченному плану, реализуя запланированные задачи экскурсии;

  • тщательно, аккуратно и на месте документировать наблюдения в полевом дневнике и сборы растений в полевых этикетках;

  • собирать материала ровно столько, сколько можно будет качественно обработать, избегать бесцельного уничтожения растений, особенно из категории редких и исчезающих.

Экскурсия может считаться законченной не тогда, когда студент благополучно возвратился с нее домой, а лишь тогда, когда весь собранный на ней растительный материал обработан, изготовлен гербарий с чистовыми этикетками и выполнено описание экскурсии в дневнике практики.

Правило, которого следует придерживаться неукоснительно, – не экскурсировать в одиночку. Спутниками во время экскурсии могут быть взрослые члены семей, друзья, сокурсники при проживании их в одном населенном пункте. В последнем случае практика каждым из студентов выполняется индивидуально: каждый из студентов оформляет все необходимые отчетные документы и материалы, их дублирование должно быть исключено.

studfiles.net

Работа. Морфологическое описание плодов — Мегаобучалка

Объекты исследования: коллекции свежих, сушеных и фиксирован- ных плодов.

Порядок работы. Каждый студент получает индивидуальный набор, состоящий из десяти разнообразных плодов. При выполнении работы пом-

нить, что многие плоды ядовиты! Поочередно рассмотреть, зарисовать и описать все предложенные типы плодов. При необходимости вскрыть плод и воспользоваться лупой.

План описания плода

1. Консистенция околоплодника.

2. Раскрываемость плода в естественных условиях.

3. Количество семян в плоде (одно, много).

4. Срастаемость семени с околоплодником (срастается всей поверх- ностью или нет).

5. Каким гинецеем образован (апокарпный, ценокарпный).

6. Сколько гнезд в плоде?

 

Вопросы по теме «Морфология и анатомия генеративных органов»

1. Дать определение цветка.

2. Из каких частей состоит тычинка?

3. Назовите части цветка листового происхождения.

4. Что такое плодолистик?

5. Какие типы околоцветника Вы знаете?

6. Какие части выделяют в трубчатом венчике?

7. Какие цветки называются правильными и неправильными? Приведите примеры.

8. По каким признакам можно различить верхнюю и нижнюю завязь?

9. В чем отличие в строении семян однодольных и двудольных растений?

10. Чем являются семядоли двудольного растения, и какую функцию они выполняют?

11. Какова роль щитка в семени злаков?

12. Что такое колеоптиль и какова его роль?

13. Из какой части цветка образуется эндосперм?

14. Назовите черты сходства соцветий щиток и кисть.

15. В чем заключается основное отличие ботриоидных соцветий от цимоидных?

16. Какие соцветия называются агрегатными?

17. Каково основное направление эволюции соцветий?

18. Назовите признаки плодов, положенные в основу их классификации.

19. Чем боб отличается от стручка?

20. Из чего образуется плод?

 

 

СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ

Систематика растений это раздел ботаники, который занимается объ- единением растений, населяющих планету Земля, в определенные система- тические группы на основании сходства их морфологических признаков и однородности происхождения.

Классификация растений на отдельные систематические группы осуществляется в рамках общепринятых единиц, называемых таксонами. Таксоны делятся на основные и вспомогательные. Основные: Вид (species)

– совокупность особей, тождественных в морфологическом отношении, имеющих общее географическое распространение; Род (genus) – совокуп- ность близкородственных видов; Семейство (familia) – совокупность род- ственных родов; Порядок (ordo) – совокупность родственных семейств; Класс (classis) – совокупность родственных порядков; Отдел (divisio) – со- вокупность родственных классов. Вспомогательные таксоны: подсемей- ство, подвид, разновидность и т.д. Для культурных растений введены так- соны сорт и сортотип. Таксон высшей категории – царство (regnum) вне ра- мок официальной систематики принято делить на подцарства, в состав ко- торых входят родственные отделы.

В настоящей главе рассматриваются предъядерные организмы (Pro- cariota) - отдел Цианобактерии; ядерные (Eucariota) – отделы Грибы, Ли- шайники и отделы водорослей как представителей подцарства Низшие рас- тения.

 

I. Отдел ЦИАНОБАКТЕРИИ (Сyanobacteria)

Цианобактерии – древнейшие представители органического мира, их около 1400 видов. Это доядерные (прокариоты) одноклеточные и колони- альные организмы, размножающиеся только вегетативно. Их синеватая окраска обусловлена присутствием в цитоплазме, помимо хлорофилла, пигментов фикоциана, каротина и фикоэритрина. В процессе ассимиляции у них образуется животный крахмал – гликоген. Встречаются чаще в прес- ных водоемах, на почве, на скалах, в термальных источниках и на снегу. Представители: хроококк, носток, осциллятория. Цианобактерии часто классифицируют как сине-зеленые водоросли – Cyanophyta.

 

II. ВОДОРОСЛИ (Algae)

Водоросли – это сборная группа отделов фотосинтезирующих низ- ших растений – эукариот, обитающих в воде или во влажных условиях на суше. Тело водорослей представлено слоевищем или талломом, который может быть одноклеточным, многоклеточным и колониальным. Клетки во- дорослей характеризуются присутствием особых пластид, которые называ-

 

 

ются хроматофорами. Они бывают самой разнообразной формы: овальной, чашевидной, спиралевидной и т.д. Водоросли имеют хорошо обособленные ядра и основные органоиды клеток, типичные для растений. Водорослям присущи все три типа размножения: половое, бесполое и вегетативное.

Отдел Зеленые водоросли(Chlorophyta). Его представители имеют чисто зеленую окраску, обусловленную преобладанием в их клетках хло- рофилла. Это самый обширный отдел водорослей (около 15000 видов), представители которого отличаются большим разнообразием строения тал- лома, клеток, хроматофор и способами размножения (рис. 65). Их предста- вители могут принадлежать к различным экологическим группам. Зеленые водоросли делят на 3 класса: Равножгутиковые, Конъюгаты и Харовые. По- следние интересны в эволюционном отношении наличием многоклеточных, сложно устроенных органов полового размножения (рис. 66).

 

Рис. 65. Жизненный цикл спирогиры: 1 – часть таллома;

2-3 – последовательность конъюгации; 4-5 – зигота; 6-7 – мейоз зиготы; 8 – прорастание зиготы; 9 – клеточная оболочка; 10 – цитоплазма;

11 – ядро; 12 –хроматофор; 13 – пиреноид; 14 – вакуоль

 

Отдел Диатомовые водоросли(Diatomeophyta) или кремнистые во- доросли характеризуются желто–бурой окраской, поскольку кроме хлоро- филла содержат в клетках пигмент диатомин. Всего их известно около 5000 видов. Обитают в планктоне, на дне водоемов, на почве, скалах, в горячих источниках и на снегу. Это одноклеточные микроскопические организмы, оболочка которых пропитана кремнеземом и состоит из двух створок, наде- тых друг на друга подобно коробочки с крышкой (рис. 67).

 

 

Рис. 66. Жизненный цикл хары: А – общий вид, Б – часть таллома;

1 – ризоиды, 2 – клубеньки, 3 – боковое разветвление, 4 – центральная клетка, 5 – наружные клетки, 6 – одиночное разветвление, 7 – оогоний, 8 – яйцеклетка, 9 – коронка, 10 – антеридий, 11 – щиток, 12 – подставка, 13 – спермагенные нити, 14 – сперматозоид

 

 
 

Рис. 67. Диатомовые водоросли: А – плеуросигма, Б – цимбелла, В – навикула, Г – синедра, Д – табеллярия, Е – меридион, Ж – циклотелла.

З – диатома; 1 – шов, 2 – узелок

 

 

Отдел Бурые водоросли(Phaeophyta) – многоклеточные крупные бентосные морские растения. Всего их насчитывается около 1500 видов. Их бурая окраска обусловлена преобладанием в хроматофорах пигмента фу- коксантина, хлорофилла значительно меньше. По форме тела они сложны и разнообразны: ветвистые, лентовидные, в виде пластин и пр. (рис. 68). Тал- ломы их дифференцированы анатомически – состоят из клеток, различных по форме и размерам. У некоторых представителей (ламинария, макроци- стис) в цикле развития доминирует спорофит.

Рис. 68. Бурые водоросли: А – лессония, Б – ламинария пальчатая, В – ламинария сахарная, Г – макроцистис

Отдел Красные водоросли(Rhodophyta) – многоклеточные, но ме- нее крупные, чем бурые водоросли. Всего их известно около 4000 видов. Их экология разнообразна, но чаще они обитают в морях на больших глу- бинах. В их хроматофорах преобладает пигмент красного цвета – фико- эритрин (рис. 69). Красные водоросли по ряду признаков (набор пигментов, строение хроматофоров, отсутствие жгутиковых стадий и пр.) отличаются от прочих водорослей, что позволяет, по мнению многих ученых выделить их в отдельное подцарство – Багрянки (Rhodobionta).

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Работа 1. Отдел Цианобактерии, Осциллятория (Oscillatoria)

Порядок работы. Каплю воды, содержащую осциллятории, поме- стить на предметное стекло, накрыть покровным. Рассмотреть при малом и большом увеличениях микроскопа. Найти в клетках центроплазму (цен- тральное тело), и хроматоплазму (корковый слой). Зарисовать. Отметить на рисунке оболочку, центроплазму, хроматоплазму.

 

 

Работа 2. Отдел Цианобактерии, Носток (Nostoc)

Порядок работы. Небольшой комочек слизистой массы ностока по- местить препаровальной иглой в каплю воды на предметное стекло, накрыть покровным. Рассмотреть при малом и большом увеличениях мик- роскопа. На цепочках из клеток найти более крупные – гетероцисты, по ко- торым нить разрывается на гормогонии. Зарисовать. На рисунке отметить обычные клетки и гетероцисты.

Работа 3. Отдел Цианобактерии, род Спирулина (Spirulina)

Порядок работы. Пипеткой на предметное стекло нанести 2 капли жидкости со спирулиной, пробирку предварительно встряхнуть. Закрыть покровным стеклом. Рассмотреть при малом увеличении микроскопа спи- ральную нить спирулины. Зарисовать.

Работа 4. Отдел Зеленые водоросли, класс Равножгутиковые, Вольвокс (Volvox)

Порядок работы. При малом увеличении микроскопа рассмотреть на постоянном препарате шаровидную колонию вольвокса, обратить вни- мание на дочерние колонии внутри материнской. Зарисовать. На рисунке отметить материнскую колонию, реснички по ее краю, дочерние колонии.

 
 

Рис. 69. Красные водоросли: А – каллитамнион, Б – гигартина,

В – литотамнион, Г – диазия, Д – делессерия, Е – половой процесс у немалиона; 1 – карпогон, 2 – брюшко, 3 – трихогина, 4 – антеридии, 5 – спермации, 6 – копуляция, 7 – зигота. 8 – образование карпоспор,

9 – карпоспоры

 

 

Работа 5. Отдел Зеленые водоросли, класс Сцеплянки, Спирогира (Spi- rogyra)

Порядок работы. Небольшой фрагмент нити поместить в каплю во- ды на предметное стекло, закрыть покровным. При малом увеличении мик- роскопа рассмотреть хроматофоры, обратить внимание на их форму, найти пиреноиды и ядро. Зарисовать клетку, на рисунке отметить клеточную обо- лочку, цитоплазму, ядро, хроматофор, пиреноиды, вакуоли. На микропре- парате «Конъюгация спирогиры» рассмотреть лестничную конъюгацию. Зарисовать. Отметить на рисунке конъюгационные каналы и зиготы.

Работа 6. Отдел Зеленые водоросли, класс Харовые, Хара (Chara)

Порядок работы. Рассмотреть внешний вид хары. Зарисовать. Отме- тить ―узлы‖ и ―междоузлия‖, ризоиды с клубеньками. На микропрепарате рассмотреть строение оогониев и антеридиев хары. Зарисовать их, отметить на рисунке коронку оогония, яйцеклетку, щитки антеридия.

megaobuchalka.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта