Многообразие растений схема. 05. Растительный мир как составная часть природы. Многообразие растений, их классификация, распространение и значение

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Разнообразие растений. Окружающий мир. 3 класс. Разработка урока. Многообразие растений схема


Схема - конспект "Многообразие растений"

МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Растения – биологическое царство, одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения.

Всего ≈ 350 000 видов

РАСТЕНИЯ

ОДНОЛЕТНИЕ ДВУЛЕТНИЕ МНОГОЛЕТНИЕ

1 вегетационный сезон 2 вегетационных сезона много вегетационных сезонов

огурец свёкла берёза

ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ

деревья кустарники травы

многолетники многолетники однолетники, двулетники

образуют образуют не образуют

одревесневший одревесневший одревесневший

ствол ствол стеблей

клён, берёза, дуб смородина, вишня, малина ромашка, зверобой,

ясень, сосна крыжовник, брусника, подорожник, сурепка,

черника, клюква подсолнечник

Там деревьев много разных,

Трав, лишайников, кустов,

Птиц, зверей, грибов и ягод,

И, конечно – комаров.

Там всегда полно чудес –

Я люблю прогулку в … . (лес)

Травою поле зарастает,

Траву домашний скот съедает.

Всё лето скот на нём пасётся.

Скажи, как поле то зовётся? (луг)

videouroki.net

Биология для студентов - 05. Растительный мир как составная часть природы. Многообразие растений, их классификация, распространение и значение

На Земле ученые насчитывают около 350—500 тыс. видов растений. Для того чтобы ориентироваться в таком огромном многообразии организмов, необходимо распределить их по группам, т. е. классифицировать Основы научной систематики создал шведский ученый Карл Линн е й. В 1737 г. он опубликовал книгу «Система природы». В ней ученый изложил метод классификации, который дорабатывал еще двадцать лет. Классификация Линнея

 Всю природу он разделил на три царства: животные, растения и минералы. Живые организмы Линней расположил на основе их внешних признаков в иерархическую систему, установив четкое соподчинение между систематическими категориями — вид, род, семейство, класс, царство. Огромной заслугой Линнея было использование для обозначения организмов принципа двойных названий, который сохранился и в современной науке. Первое слово в названии вида соответствует названию рода (это всегда — существительное), второе — видовой эпитет — прилагательное. Каждому виду присваивается латинское название, что позволяет ученым разных стран понимать друг друга. Однако систематика Линнея была искусственной, так как в ее основу было положено небольшое количество произвольно взятых признаков. Современная классификация основывается не только на общих морфологических или анатомических признаках растений, но учитывает генетические, физиологические и др. особенности, а также общность происхождения растительных видов. Самая мелкая единица классификации — вид. К одному виду относят организмы (особи), имеющие сходство во внешнем строении, всех процессах жизнедеятельности, химических структурах организма, область распространения в природе и схожий характер взаимоотношений с различными факторами внешней среды. Особи одного вида способны скрещиваться и давать плодовитое потомство. Видовую принадлежность организма нельзя установить по отдельно взятому критерию — необходимо учитывать всю совокупность признаков. 

Несколько сходных видов объединяют в род. Сходные по ряду признаков роды образуют семейства, которые группируют в классы. Высшая единица классификации — царство. Царства включают отделы Однако царство Растения имеет промежуточную категорию — подцарство: низшие растения и высшие растения. К низшим, как мы уже знаем, относятся: отделы Зеленые, Бурые, Красные водоросли.

Высшие растения, в отличие от низших, приспособлены главным образом к жизни в наземной среде. Для них характерно чередование двух поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит). Тело высших растений расчленено на органы.

Отделы высших растений: Моховидные (Мхи), Плауновидные (Плауны), Хвощевидные (Хвощи), Папоротниковидные (Папоротники), Голосеменные и Покрытосеменные, или Цветковые. Отделы объединяют классы, а классы — семейства. Так, в состав отдела Цветковые растения входят классы однодольных и двудольных растений. Класс Однодольные объединяет семейства Лилейные, Злаки и другие. В свою очередь, в состав семейства входят роды, объединяющие сходные виды.

Роль растений Растения являются первоисточником существования, процветания и развития жизни на Земле и в первую очередь благодаря их свойству осуществлять фотосинтез. Фотосинтез протекает практически повсеместно на нашей планете, в связи с чем суммарный эффект его колоссален. В процессе фотосинтеза зеленые растения из углекислого газа и воды создают органические вещества, служат источником ценных продуктов питания (зерна, овощей, плодов и т. д.), сырья для промышленности и строительства.

Формирование газового состава атмосферного воздуха, как известно, также находится в прямой зависимости от растений. Зеленые растения в процессе фотосинтеза выделяют около 5*1011 тонн свободного кислорода в год. Один гектар кукурузы выделяет за год 15 тонн кислорода, что достаточно для дыхания 30 человек. Весь кислород атмосферы проходит через зеленое вещество примерно за 2000 лет. За 300 лет растения усваивают столько углерода, сколько его содержится в атмосфере и водах. Растения участвуют в образовании гумуса, который является самой существенной частью почвы, обеспечивает ее высокое плодородие. Помимо углерода, водорода и кислорода в состав молекул многих органических веществ входят атомы азота, фосфора, серы, а нередко и других элементов (железа, кобальта, магния, меди). Все они добываются растениями из почвы или водной среды в виде ионов солей, главным образом, в окисленном виде. Минеральные соли не вымываются из поверхностных слоев почвы, так как растительность постоянно всасывает часть минеральных веществ из почвы и передает их животным на корм. Животные, так же, как растения, после отмирания передают минеральные вещества обратно в почву, откуда они вновь всасываются растениями. Растения, таким образом, изымают минеральные соли и постоянно поддерживают содержание их в почве, что является важным для ее плодородия.

Растительность оказывает большое влияние на климат, водоемы, животный мир и другие элементы биосферы, с которыми она тесна взаимосвязана.

От характера растительности во многом зависит и характер биоценоза, экосистемы, их морфологическая и функциональная структура, биогеоценотическая деятельность компонентов.

vseobiology.ru

Разнообразие растений. Окружающий мир. 3 класс. Разработка урока – конспект урока – Дрофа-Вентана

авторы: Бегаева Юлия Игоревна учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» г. Калуги

УМК «Окружающий мир. 3 класс» Е. В. Саплиной, А. И. Саплина, В. И. Сивоглазова.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

I. Познавательные: формировать представления о многообразии растений.

II Развивающие:

  1. Развитие наблюдательности при  работе с иллюстративными материалами.
  2. Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:
  • анализ при выделении признаков и видов растений, и отнесении их к определенной группе;
  • классификация при выделении групп растений;
  • синтез при формулировке вывода.
  1. Развитие самостоятельности при организации работы в группах.

III Воспитательные:

  1. Воспитание  познавательного интереса.
  2. Воспитание умения общаться:
  • учитель – ученик
  • ученик – ученик

Задачи:

  1. Расширить кругозор и знания учащихся о природе.
  2. Сформировать представление о многообразии растений.

Оборудование: для учителя:  раздаточный материал, для учащихся: книжка-раскладушка, карточки, иллюстрации.

Использованные источники

Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. Издательство «Дрофа», 2010 г.

C использованием технологии критического мышления.

Ход урока

1. Орг. момент

– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок «Окружающего мира». Посмотрите друг на друга – улыбнитесь. Будьте внимательны.

2. Актуализация имеющихся знаний

–  Сегодня д/з. я буду проверять по-разному. По карточкам будут  работать: Саша, Сережа и Ира.

А) Индивидуально-письменный опрос
Карточка № 1

1. Почва – это … .

2. Какие составные элементы почвы можно обнаружить в результате данных опытов. Подпиши.

Карточка 1. Задание 2

 

Карточка № 2

1. Запиши главное свойство почвы.

2. Впиши составные элементы почвы.

Карточка 2. Задание 2

 

Карточка № 3

1.  Впиши пропущенные слова.

Почва – это верхний … слой земли.

… – главное  … почвы.

2. Почва состоит из кислорода, … , минеральных солей,  … , … , песка.

Б) Фронтально-устный опрос

– Итак, ребята, посмотрели все на меня. А теперь я бы хотела проверить как остальные ребята готовы к уроку.

– С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

– Что такое почва?

– Какой состав имеет почва?

– Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли?

– Какие живые существа есть в почве?

– Как образуется почва?

– Почему, сажая растения, мы одновременно и охраняем почву?

Сейчас я вам буду читать вопросы, а вы должны записать в тетрадь буквы правильных ответов:

  1. Выберите правильное определение почвы я) верхний слой земли, где есть песок и глина; е) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода; о) верхний плодородный слой земли.
  2. Какая главная часть почвы? т) перегной; д) песок; б) глина.
  3. Что образуется из перегноя под действием микробов? м) вода; н) воздух; д) соли.
  4. Что используют растения для питания? е) микробы; и) соли; ю) перегной. 5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов? ш) песок; щ) глина; ч) перегной.
  5. Слой почвы в 18 см вода сможет смыть за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений – всего за 15 лет! О чем говорят эти расчеты ученых? м) Чем больше слой почвы, тем он быстрее смывается водой, какие бы растения на этой почве не росли; н) Чем больше и разветвленнее корневая система растений, тем сильнее они удерживают почву; л) Чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву.
  6. Какое утверждение верно? а) Там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву и ее часть; о) Если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет свое плодородие; я) При внесении большого количества удобрений в почву, в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.

– У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «ОТЛИЧНО».

– Ребята, а зачем мы так долго изучали, повторяли все сведения про почву?

– К какой природе можно отнести почву?

– Почву нельзя отнести только к живой или только к неживой природе. Живая и неживая природа в ней как бы соединяются.

– Для чего нужна нам почва?

– В почве нуждаются растения.

– Вот сегодня мы с вами и будем изучать растения.

3. Изучение нового материала. Постановка проблемы

– Как называется наука, которая изучает живую природу?

– Биология.

– На какие царства ученые-биологи делят живую природу?

На доске появляется таблица.

Царства природы

На доске иллюстрации с изображением  растений  (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения).

Водоросли

 

Деревья

Цветковые растения

    

Цветковые растения

Папоротник

    

Ель

Водоросль

 

Мхи

Мхи 

 

Папоротник

– На какие группы можно распределить эти растения?

– Деревья, кустарники, травы.

– Какие части растения вы знаете?

– Выделите все части у данного растения.

– Мы не знаем.

– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

– Мы узнаем на какие группы можно разделить все растения.

– Правильно, ребята. Сегодня мы познакомимся с группами растений и отнесем наши растения к каждой группе.

– Откройте  учебник на стр.72. Прочтите текст, обозначая условные знаки.

– не знал

✓ знал

+ понятно

? непонятно

– Какие группы растений вы узнали?

– Мы с вами говорили что все растения имеют корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.

– Давайте найдем отличительные признаки каждой группы растений. (Составление таблицы.)

 

корень

стебель

листья

размножение

Особенности жизнедеятельности

водоросли

нет

нет

нет

спорами

живут в основном в воде

Мхи

нет

есть

есть

спорами

живут в сырых местах, очень жизнеспособны, не имеют цветков

Папоротники

есть

есть

есть

спорами

живут в сырых местах, очень жизнеспособны, не имеют цветков

Хвойные

стержневая или мочковатая корневая система

одеревенелый

в виде иголок (хвоя)

семена образуются в шишках

почти все относятся к вечнозеленым

Цветковые

то же

травянистый или одеревенелый

листовая пластинка

цветы, из них образуются плоды с семенами

очень многообразны и многочисленны

– Опираясь на таблицу, разделим наши растения на группы.

На доске появляется схема.

Схема

У каждого ребенка на столе лежит конверт с иллюстрацией растения.

– Найдите место в схеме данному растению.

– Молодцы.

– Вот посмотрите какое многообразие растений существует в природе.

4. Д/з

– Напишите сообщение об одном представителе любой группы растений.

rosuchebnik.ru

Многообразие растений и их значение

Цель: организация работы по формированию представлений о многообразии царства растений.

Задачи:

рассмотреть разнообразие растений, распространение на планете Земля и значение растений в природе и жизни человека;

формировать универсальные учебные действия, такие как умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать в парах и группах.

формировать экологическое мышление и экологическую культуру.

Оборудование: учебник, карточки, раздаточный материал, большие листы бумаги, презентация урока (включает в себя схемы, рисунки, фото и видео), карточки для индивидуальной работы.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная и групповая.

Ход урока.

Орг.момент.

Сегодняшний урок я начну со слов французского философа Жан Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь, вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много  хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». Сегодня вас ждут новые «открытия».

Стадия вызова.

1. Рефлексия по пройденной теме.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, вам необходимо вспомнить, что вы знаете о животных и их взаимоотношениях.

Прием «Верное-неверное». На столе у каждого есть сигнальные карточки: красные и синие. Если утверждение, верно, то синяя карточка, если неверное-красная.

1. Все растения на Земле составляют флору. (да)

2. Зоология –это наука о животных. (да)

3. Если животные питаются только растениями, их называют хищниками. (нет)

4. Самые простые животные состоят из нескольких клеток. (нет)

5. Насекомые –это беспозвоночные животные. (да)

6. Между жирафом и бегемотом может быть конкуренция. (нет)

7. Хищник ловит, играет и отпускает другое животное.(нет)

8. Биосфера –это оболочка Земли населенная живыми организмами. (Да)

9. При симбиозе оба организма получают взаимную выгоду. (да)

Индивидуальные задания 2-м ученикам «Найти ошибку в тексте» и «Дополни предложение».

«Найди ошибки»

Мир животных (флора) очень разнообразен. Ученые считают, что на Земле существует около 80млн. живых организмов. Самые простые и маленькие животные состоят из одной клетки. Их называют одноклеточными. Среди многоклеточных наиболее простое строение имеют беспозвоночные. К позвоночным относится: рыбы, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие и насекомые. По способу питания к растительноядным относятся: многие птицы, волки, зебры, слоны, зайцы и др. К хищникам – щуки, орлы, олени, лисы и др. В целях сохранения животных была издана Розовая книга, в которую заносятся сведения о редких и исчезающих животных.

«Дополни предложения»

Взаимоотношения между животными, в ходе которых они соревнуются за одни и те же средства существования называется ……..

Способ добывания пищи и питания животных, при котором они ловят, убивают и поедают других животных называется …… .Классическим примером может послужить: лев и ………, стрекоза и ……, сова и …….

Взаимоотношения между двумя или несколькими различными организмами, являющиеся взаимноблагоприятными, называются ……….

Форма взаимоотношений между живыми организмами различных видов, из которых один (паразит) использует другого хозяина (хозяина)в качестве среды обитания, нанося ему вред, называется…………

2. Взаимопроверка.  Учащиеся поочередно выходят и объясняют задания. Все учащиеся внимательно слушают и анализируют ответы.

- Кто может проанализировать и оценить работу ребят?

3. Постановка темы и целей урока

- Чтобы определить тему урока, необходимо каждой группе собрать пазлы и сказать, что изображено на картине.

- Каким общим словом можно объединить эти изображения? (растения)

- Тема урока «Многообразие растений и их значение». Записать в тетради.

Натуралист Винсон Браун сказал: «Накопление знаний подобно росту дерева. Постепенно на нем появляются новые и новые ветви, увеличивается толщина ствола».

- Как вы думаете, каким образом слова Винсона можно отнести к нашему уроку? Какая стоит перед нами цель? (уч-ся озвучивают цель сами).

4. Прием «Корзина идей».

Какие ассоциации вызывает у вас слово «растения»?

Сначала каждый ученик записывает в тетради все, что знает по этой теме (1 минута). Затем происходит обмен информацией в группе. Ученики делятся друг с другом известными знаниями. (3 минуты). Ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Далее каждая группа высказывает свое мнение. Все сведения кратко в виде тезисов записываются на листе бумаги и озвучиваются. В корзину можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.

5. Словарная работа.

На уроке нам встретятся такие понятия как «хлорофилл», «фотосинтез», «фитонциды», «ботаника»

Стадия осмысления.

1.Беседа.

Где бы мы не находились: в поле, в лесу, на реке, озере, берегу моря, в горах, степи, в городе, деревне повсюду наш взгляд натыкается на растения. Мы к ним привыкли. Настолько привыкли, что равнодушно проходим мимо, не разглядывая. И не удивляемся. Но когда мы выйдем на улицу где нет зелени, деревьев, травы (улицы - новостроек) нам чего-то не хватает, и мы сразу не понимаем чего? А не хватает привычного глазу зеленого наряда.

Зеленый наряд из растений красит Землю. Они есть почти везде. Если разделить поверхность Земли на сто частей, то только на 6 из них нет растений. (6%). Растения растут везде, на холодном Севере, в умеренных широтах (у нас), на жарком юге, в морях, океанах, озерах и их берегах.

2. Работа с учебником.

-Как вы думаете, сколько на нашей планете видов растений?

-А сколько в нашей республике?

Прочитать и записать в тетрадь.

В глубокой древности люди жили среди природы – в мире растений. Растений на Земле много тысяч разных видов и чтобы как-то в них разобраться люди стали их делить по внешним признакам. Обратите внимание на рисунок 129 и назовите виды растений по внешнему признаку. Чем они отличаются?

Деревья имеют один твердый, деревянистый стебель – ствол, кустарники- несколько стволиков и они ниже деревьев, а травы имеют мягкие, сочные стебли.

- Почти все растения имеют зеленую окраску.  Найдите в учебнике объяснение этому явлению.

- Запишите первое слово. ХЛОРОФИЛЛ.

После того, как был изобретен микроскоп ученым удалось рассмотреть лист при большом увеличении. Рассмотрели и ахнули!

Оказывается, что листья растений буквально набиты очень маленькими зернышками зеленого цвета. На каждом квадратном сантиметре (4 клеточки), их несколько миллионов.

Назвали эти зернышки частицы хлорофиллом, что в переводе означает листозелень. Именно они окрашивают лист в зеленый цвет.

Запишите определение Хлорофилл – пигменты, придающие зеленый цвет листьям.

3. Работа в группах.   «Загадка от растений»

Каждая группа работает  над тем, чтобы озвучить отгадку сложнейшего химического процесса, происходящего в растении.

Вывод: Хлорофилловое зернышко волшебное. Оно улавливает солнечный лучик и начинает процесс (сложнейший, химический процесс), в результате которого выделяется кислород и образуются органические вещества. Днем растения выделяют кислород, а ночью поглощают углекислый газ, образуя глюкозу и крахмал. Вот это сложный процесс называется фотосинтез.

БОТАНИКА – наука о растениях, их жизнедеятельности, внешнем и внутреннем строении, об их роли и взаимосвязи с окружающей средой.

презентация мнообразие растений и их значение

4.  Прием «Кластер». Работа в группах.

Прочитать текст и определить, на какие подцарства делится царство растений. Составить кластер. Проверка с объяснением.

5. Прием «Сводная таблица» Работа в группах с гербарием.

Каждой группе предложен гербарий одного из видов растений. Прочитав в учебнике характеристику этого вида растения, сравнив с наглядным материалом, заполнить таблицу. Каждый член группы заполняет самостоятельно в таблице только свой вид растения. Затем, когда каждая группа отчитается, проверить правильность выполнения с доской.

Вместе  – рассматривает водоросли.

Водоросли - растения, обитающие главным образом в воде. Одни из них состоят из одной клетки, поэтому их можно увидеть только в микроскоп. Другие выглядят как узкие, шелковистые зеленые нити. Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней.

1 группа – рассматривает мхи.Мхи - небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами.

2 группа – рассматривает папоротники.

Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает.

3 группа – рассматривает хвойные растения.Хвойные растения – растения, у которых игловидные листья- хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник и другие.4 группа- рассматривает цветковые растения.

Цветковые растения – растения, у которых есть корень, листья, стебель, цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа.

6. Работа с электронным учебником.

Прослушать 1 – многообразие цветковых растений, 2 – сказка.

- О каком процессе идет речь в сказке? (процесс опыления и образования плодов)

- А как называется такое взаимовыгодное отношение между живыми организмами? (Симбиоз)

7. Из истории.

Особенно мальчики считают, что заниматься цветочками должны женщины. А между тем, раньше изучением растений занимались только мужчины, причем настоящие мужчины. Эти растения помогали им в жизни, а некоторые сыграли важную роль в истории.

Итак, времена прекрасных дам и мушкетеров. Право носить шпагу, как знак отличия, имели только дворяне и садоводы.

Троянская война. По легенде причиной её стало яблоко. На свадьбу царя Пелея были приглашены все кроме богини раздора Эриды. Обиженная Эрида в разгар подбросила яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три богини Гера, Афродита и Афина стали спорить. Тогда пастух Парис отдал яблоко Афродите, в результате возникла вражда и война.

Война алой и белой розы в Англии. В 1455 году в дворцовом парке Тампль избирали короля. Произошла ссора между претендентами на английский престол. Ричард (представитель дома Йорков) сорвал с куста белую розу и предложил сделать тоже, кто хочет видеть его королем. Сторонники семейства Ланкастеров сорвали красные розы. Много лет спустя был выведен сорт с белыми и алыми лепестками, который назвали Ланкастер-Йоркский.

Множество мужчин погибло из-за растений, которые они шли добывать для своих дам: эдельвейс растет высоко в горах, он является символом красоты и молодости, орхидея – в джунглях.

Растения изображались на рыцарских доспехах и гербах, на флагах государств.

Флаг Канады – кленовый лист, герб Японии – хризантема.

И наша Костанайская область тоже не осталась в стороне. На гербе нашей области изображен цветок – тюльпан Шренка – символ Наурзумского заповедника.

8. Работа с КОЗами.

Каждой группе будет дано задание. Необходимо прочитать и ответить. Сделать анализ и подвести итог. (3 группа – 1в. Процесс образования кислорода и органических веществ, 2в – за счет энергии света, 3в – углекислый газ и вода, 4в –кислород.

4 группа- 1в.дляпроростания семян нужна вода, 2в – для растворения питательных веществ в семени, 3в- Из-за недостатка воздуха, 4в-вода, воздух и тепло)

9.Работа с одаренными детьми. Опережающее задание.

 Учащиеся демонстрируют свою презентацию «Уникальные виды растений».

10. Прием «Мозговой штурм». Работа в группах.

Прочитать текст и на листах записать в 2 столбика: Значение в природе и Значение в жизни человека. Затем выбирается общее.

В природе:

обогащают воздух кислородом;

поглощают углекислый газ;

очищают воздух от пыли, вредных химических соединений;

служат пищей для растительноядных животных, которыми питаются хищники;

являются средой обитания для животных;

служат убежищем для ценных животных и птиц;

участвуют в образовании почвы;

вырабатывают фитонциды - летучие бактерицидные вещества;

способствуют понижению температуры воздуха;

снижают действие ветра и шума.

В жизни человека :

Продукты питания.

Корм для животных.

Одежда из растительных тканей (хлопок, лен).

Источник сырья для промышленности и хозяйственной деятель­ности.

Лекарственные средства и сырье для медицинских препаратов.

Декоративная роль.

Охрана и улучшение окружающей среды.

Вывод: Без растений жизнь на нашей планете невозможна. Многие виды живых организмов уже исчезли с «лица» Земли, другим угрожает вымирание. Сохранить и воссоздать благоприятные природные условия для жизни растений - вот одна из главных задач человечества. Для рациональной хозяйственной деятельности необходимы ботанические знания.

Рефлексия.

1.Работа с электронным учебником.

Каждой группе будет предложено задание с электронного учебника. Ребята быстро обдумывают и один учащийся выполняет задание. Прежде чем проверить, учащиеся других групп оценивают. Затем выполняется проверка компьютером.

1 – Что сначала, что потом?

2 – Назови правильно.

3 – Одуванчик

4 – С какого дерева листы?.

2. Индивидуальная работа. Самопроверка и самооценивание.

« Исключи лишнее»

1.Яблоня, сосна, ель, лиственница, пихта

2. Папоротники, хвойные, цветковые, водоросли

3. Сирень, гвоздика, клевер, ромашка.

Тест

1. Наука, изучающая строение и жизнедеятельность растений:

А) биология

Б) экология

В) ботаника

2. К низшим растениям, не имеющим ни корней, ни стеблей, ни листьев относятся:

А) берёза

Б) водоросли

В) роза

3. Главное значение растений:

А) являются пищей для человека

Б) выделяют кислород

В) является сырьем

4. Какие условия требуются растению, чтобы образовать глюкозу и крахмал:

 А) наличие воды и углекислого газа

 Б) Наличие почвы и воздуха

 В) наличие света, воды и углекислого газа.

5. Ученые – ботаники делят царство растений на группы:

 А) водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, лиственные растения.

 Б) водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.

 В) водоросли, кусты, травы, хвойные растения, цветковые растения.

1В, 2Б, 3Б, 4В, 5Б.

«Узнай растение»

А) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок, над поляной послышится тихий серебряный перезвон. (колокольчик)

Б) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита. (ландыш)

В) Целебные свойства этого растения всем известны. С кем не бывало – оцарапал руку или натер ногу, приложил лист этого растения, и вскоре все заживет. (подорожник)

3. Подведение итогов урока. Альтернативное домашнее задание. Если вы считаете, что усвоили тему на «5», можно учебник не читать, а по желанию приготовить творческое задание: написать мини-сочинение «О чем могли бы рассказать растения, если бы они умели говорить?»; кроссворд, загадки, стихотворения и др. Если кто-то из вас считает, что недостаточно усвоил тему, прочитать текст параграфа.

Заключительное слово учителя

Чтобы изменить что-то в этом мире, нужно изменить свой внутренний мир, чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.

дополнительный материал к теме растения

Весь материал - в архиве.

videouroki.net

Многообразие растений

Новые рефераты:

  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
  • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
  • Теоретические основы аудита производственных запасов.

    Главная » ЕГЭ по биологии - справочник для подготовки » Многообразие растений

    Многообразие растений
      Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле   Базовые категории и терминология, тестируемые в экзаменационном процессе (ЕГЭ) : водоросли, голосеменные растения, мохообразные, кукушкин лен, оплодотворение, покрытосеменные, разнообразие, ризоиды, споры, хроматофор, цикл развития, эволюция растений, экология растений.     4.5.1. Жизненный цикл водорослей   Отдел Зеленые водоросли включает в себя одноклеточные колониальные и многоклеточные растения. Всего около 13 тыс. видов. К одноклеточным относятся хламидомонада , хлорелла . Колонии образованы клетками вольвокса и пандорины . К многоклеточным зеленым водорослям относятся ульва , улотрикс , спирогира и другие. Общим для всех Зеленых водорослей является наличие хроматофора , содержащего хлорофилл. Размножаются зеленые водоросли бесполым и половым путями. Бесполое размножение осуществляется жгутиковыми зооспорами, формирующимися внутри материнской клетки или частями тела – таллома . Половой процесс связан с образованием гамет и последующим их слиянием с образованием зиготы. При этом не у всех водорослей гаметы подразделяются на мужские и женские: у некоторых водорослей сливаются две одинаковые гаметы. Из зиготы либо образуется новая особь, либо зооспоры. В жизненном цикле водорослей гаплоидная фаза преобладает над диплоидной. Жизненные циклы споровых растений. Моховидные , или Мохообразные , растения насчитывают более 20 тыс. видов. Все они представляют собой листостебельные растения, у которых нет корней и проводящих тканей. Поэтому воду они получают из осадков, тумана, росы. К субстрату некоторые мхи прикрепляются ризоидами – клеточными выростами, которые у молодых растений всасывают водные растворы минеральных солей из почвы. Позже они эту функцию утрачивают и служат органами прикрепления. В жизненном цикле мхов преобладает зеленое растение с листьями – гаметофит . Это половое поколение мха. Гаметофит развивается из гаплоидной споры, попавшей во влажную среду. У зеленого мха Кукушкин лен гаметофит представлен мужскими и женскими растениями. На мужском гаметофите в антеридиях и на женском – в архегониях образуются гаметы. Сперматозоиды кукушкина льна снабжены жгутиками. Оплодотворение происходит только во влажных условиях. После этого на женских растениях развивается спорофит – коробочка на ножке. Коробочка паразитирует на гаметофите. В коробочке из диплоидных клеток-предшественниц мейотическим путем образуются гаплоидные споры. Из споры, попавшей на землю, сначала вырастает зеленая нить – протонема . Из части протонемы образуются ризоиды (выросты отдельных клеток, углубляющиеся в почву) , а из другой ее части – стебель и листья кукушкина льна. Таким образом размножаются мхи как с помощью спор, так и с помощью гамет. Сфагновые мхи. Отличаются от зеленых мхов отсутствием ризоидов. Воду поглощают всей поверхностью тела, благодаря воздухоносным клеткам. Цикл развития такой же, как и у зеленых мхов. Из отмерших частей растения в условиях недостатка кислорода образуется торф. Папоротниковидные. Многолетние травянистые или древесные растения, тело которых расчленено на стебель, лист (вайи) и корни или корневища. Развиты покровные и проводящие ткани. Спорангии находятся на нижней стороне листовой пластинки. Споры прорастают, попадая в почву. Из спор вырастают обоеполые (у равноспоровых) или разнополые (у разноспоровых) заростки, имеющие ризоиды. На заростках формируются антеридии и архегонии. После оплодотворения образуется зигота, из которой развивается диплоидный зародыш, а затем спорофит – листостебельное растение. На нижней стороне листьев развиваются сорусы – спорангии со спорами. У некоторых водных Папоротниковидных имеются мужские и женские заростки. Голосеменные растения произошли от древнейших папоротниковидных в девонском периоде. В настоящее время насчитывают около 700 видов деревьев и кустарников. Основную группу составляют хвойные деревья : ель, сосна, лиственница, кедр, пихта, можжевельник, туя, кипарис и т.д. В жизненном цикле господствует диплоидный спорофит. Он представляет собой ствол с хорошо развитой корой и древесиной, пронизанными смоляными ходами. В ходах накапливаются смолы, эфирные масла, бальзамы. Листья хвойные или чешуевидные. Сосна, многолетнее растение, размножающееся семенами, которые образуются в шишках . Шишки двух типов – мужские и женские. Мужские зеленые шишки развиваются у основания молодых побегов. На нижней стороне каждой чешуйки находятся 2 пыльцевых мешка. В них после мейотического деления исходных клеток развиваются гаплоидные микроспоры. Из микроспор образуются пыльцевые зерна . Пыльцевое зерно сосны является гаметофитом. Оно покрыто двумя оболочками, между которыми находится камера, заполненная воздухом. Воздух облегчает вес пыльцы. Внутри каждой микроспоры образуется два спермия и клетки, дающие начало пыльцевой трубке . Женские красноватые шишки развиваются на конце молодых побегов. На их оси находятся семенные чешуйки. На нижней стороне семенных чешуек формируется по 2 семязачатка. В семязачатке есть пыльцевход . Опыление у сосны происходит следующим образом: пыльца приклеивается к семязачаткам смолистым веществом. Вегетативная клетка пыльцы образует пыльцевую трубку , которая проникает в семязачаток. Примерно через 12—14 месяцев происходит оплодотворение. Один из спермиев оплодотворяет яйцеклетку, а другой погибает. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается семя. Семена, снабженные крылатыми выростами, разлетаются. При попадании в почву в благоприятных условиях они дают начало новому растению. Покрытосеменные растения произошли предположительно в мезозое от голосеменных предков. Насчитывают около 250 тыс. видов. Они господствуют на большей части суши и создают основную часть фитомассы и кислорода. Освоить сушу покрытосеменные смогли благодаря прогрессивным изменениям вегетативных и репродуктивных органов. К основным ароморфозам , обеспечившим появление и распространение цветковых растений, относятся: – формирование сосудистых проводящих тканей – ксилемы и флоэмы ; – появление цветка, из завязи которого развивается плод, защищающий семена; – возникновение двойного оплодотворения , обеспечивающего формирование триплоидного эндосперма , необходимого для развития диплоидного зародыша; редукция женского гаметофита до 8 клеток зародышевого мешка. Мужской гаметофит образуется в пыльниках тычинок и представляет собой пылинку. Пылинка содержит генеративную и вегетативную клетки. При попадании на рыльце пестика, пыльца прорастает. Из генеративной клетки образуется 2 спермия. Спермии по пыльцевой трубке, образовавшейся из вегетативной клетки, попадают в зародышевый мешок. Ядро одного спермия сливается с ядром яйцеклетки, а ядро другого спермия сливается с диплоидным центральным ядром. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается зародыш, а из триплоидного ядра – ядра запасающей ткани – эндосперм. Этот способ оплодотворения был открыт С.Г. Навашиным и получил название двойного оплодотворения.   4.5.2. Однодольные и двудольные растения   Цветковые растения делятся на два класса – двудольные и однодольные . Основными признаками класса Двудольные являются следующие: – в зародыше семени две семядоли; – корневая система, как правило, стержневая; – рост стебля в толщину обеспечивается камбием (боковой меристемой) ; – листья, обычно, с сетчатым жилкованием. Исключение – подорожник. Цветки имеют двойной околоцветник. Число компонентов цветка кратно 5, иногда 4. Основные жизненные формы – деревья, травы, кустарники. Признаки класса Однодольные: – в зародыше одна семядоля; – мочковатая корневая система; – стебель не растет в толщину, т.к. не имеет камбия; – листья простые, с параллельным или дуговым жилкованием. Исключение – вороний глаз. Число компонентов цветка кратно 3. Околоцветник простой. Классы цветковых растений делятся на: отделы, порядки, семейства, роды, виды. Некоторые семейства, входящие в эти классы, представлены в виде таблицы:         4.5.3. Космическая роль растений   Растения играют в жизни других организмов и в биосфере в целом очень важную роль. Хлорофилл растений выступает как посредник между Солнцем и Землей, выполняя на нашей планете космическую роль. Он поглощает и использует энергию солнечного света для синтеза органических веществ из неорганических. Растения являются продуцентами органических веществ, которые потребляются другими организмами. Растения – основной источник кислорода на Земле. Большинство существующих организмов дышат кислородом, выделенным растениями. Озоновый экран защищает Землю от избытка ультрафиолетового излучения, губительно действующего на организмы. Растения и продукты их жизнедеятельности оказывают влияние на геохимическое строение Земли. Растительные отложения образуют такие полезные ископаемые, как уголь и торф.   Примеры практических заданий ЕГЭ по теме: «« ЕГЭ Часть А   А1. Растения для создания органических веществ используют процесс 1) энергетического обмена 3) дыхания 2) хемосинтеза 4) фотосинтеза А2. У мхов в отличие от водорослей есть 1) споры 2) органы 3) хлорофилл 4) камбий А3. Все зеленые растения способны к 1) двойному оплодотворению 2) семенному размножению 3) хемосинтезу 4) образованию крахмала в листьях А4. Зеленые водоросли – это группа растений, образующая систематическую категорию: 1) тип 2) класс 3) отдел 4) семейство А5. Голубая ель в отличие от папоротника страусника 1)  размножается семенами 2)  размножается спорами 3) в оплодотворении зависит от воды 4) не имеет проводящих сосудов А6. Шишка хвойных – это: 1)  плод 2)  система побегов 3) видоизмененный цветок 4) видоизмененный плод А7. Что образуется в женских шишках сосны? 1)  пыльца 2)  семязачатки 3)  споры 4) семена А8. Оплодотворение у цветковых растений называется двойным потому, что: 1)  оплодотворяются яйцеклетка и центральная клетка 2)  яйцеклетка оплодотворяется два раза 3)  в результате образуются два зародыша 4)  в нем участвуют два органа размножения А9. Гаметофит мха кукушкин лен представлен 1)  спорой 3) листостебельным растением 2)  заростком 4) коробочкой А10. Гаплоидным организмом у папоротника является 1)  спорангий 3) заросток 2)  зеленое растение 4) зародыш А11. Исходными веществами для фотосинтеза являются 1) углекислый газ и вода 3) кислород и липиды 2) белки и углеводы 4) крахмал и кислород А12. Видоизмененный корень есть у 1)  капусты 3) тюльпана 2)  чеснока 4) моркови А13. Соцветие кисть характерно для растений семейства 1)  злаки 3) бобовые 2)  сложноцветные 4) розоцветные А14. К однодольным относятся растения, как правило, имеющие 1)  стержневую корневую систему и дуговое жилкование листьев 2)  мочковатую корневую систему и параллельное жилкование листьев 3)  одну семядолю в семени и сетчатое жилкование листьев 4)  одну семядолю в семени и сетчатое жилкование листьев А15. Лук, чеснок, тюльпан относят к семейству 1)  сложноцветных 3) лилейных 2)  пасленовых 4) луковых   ЕГЭ Часть В   В1. Выберите признаки мохообразных растений 1)  тело представлено талломом 2)  у растения есть листья и стебли 3)  размножается семенами 4)  гаметофит представлен заростком 5)  спорофит – коробочка со спорами 6)  из споры вырастает зеленая нить В2. Выберите характерные особенности папоротникообразных растений 1)  отсутствие устьиц на листьях 2)  сформированность проводящих пучков 3)  наличие ризоидов на гаметофите 4)  равно и разнополые заростки 5)  доминирование гаметофита 6)  расчлененность на органы спорофита ВЗ. Соотнесите процессы развития с организмом, у которого эти процессы происходят       В4. Определите последовательность развития растения папоротника, начиная со споры A) заросток Г) зигота Б) зародыш спорофита Д) спорангии B) споры   Часть С   С1. Какие эволюционные преобразования произошли в жизненных циклах растений в ряду споровые – покрытосеменные растения. С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. 1. Главный признак деления цветковых растений на классы – строение цветка. 2. Цветок – это генеративный орган растения, обеспечивающий его половое размножение. 3. Главными органами цветка являются плод и семя. 4. Плоды и семена образуются в завязи пестика. 5. Такие плоды, как колос и початок, характерны для злаковых растений. 6. Группы растений со сходным строением плодов и цветков относятся к одному семейству.     Лекция, реферат. Многообразие растений - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

    Биология – наука о жизни Клетка как биологическая система Строение про– и эукариотной клеток. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности Метаболизм, ферменты, энергетический обмен Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Клетка – генетическая единица живого. Организм как биологическая система Онтогенез и присущие ему закономерности. Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные генетические понятия Закономерности наследственности, их цитологические основы. Изменчивость признаков у организмов - модификационная, мутационная, комбинативная Селекция, ее задачи и практическое значение Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения Многообразие растений Царство Животные. Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека Надкласс Рыбы Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы Класс Млекопитающие Человек и его здоровье Строение и функции дыхательной системы Строение и функции выделительной системы Строение и жизнедеятельность органов и систем органов - опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Кожа, ее строение и функции Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Обмен веществ в организме человека Нервная и эндокринная системы Строение и функции центральной нервной системы Строение и функции вегетативной нервной системы Эндокринная система Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни Надорганизменные системы. Эволюция органического мира Вид,его критерии и структура. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Результаты эволюции - приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен) Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Экосистемы и присущие им закономерности Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты Разнообразие экосистем (биогеоценозов) . Саморазвитие и смена экосистем Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах, роль в нем организмов разных царств. Ответы по ЕГЭ биология Ответы по биологии ЕГЭ, часть ВОтветы по биологии, ЕГЭ часть C

     

    Похожие работы:
    Молекулярные механизмы многообразия антител

    25.05.2009/курсовая работа

    Молекула антитела с двумя идентичными антиген-связывающими участками. Функциональные свойства, строение антител и их многообразие. Проблема получения индивидуальных антител. Роль специфических последовательностей ДНК. Механизмы экспрессии генов антител.

    Фундаментальные взаимодействия и многообразие структур в микро- , макро- и мегамире

    25.03.2009/реферат

    Три уровня строения материи: микро-, макро- и мегамир. Материя как объективная реальность. Две основные формы движущейся материи: в пространстве и во времени. Атомистическая гипотеза строения материи Демокрита. Теория и модель атома Нильса Бора.

    Бактериофаги

    14.09.2009/лекция

    Понятие и характерные свойства бактериофагов, их многообразие и структурные компоненты. Пути попадания фагов на производство, основные стадии развития и простейшие методы их исследования. Мероприятия для борьбы с микробами-вредителями биопроизводств.

    Беспозвоночные черви

    14.07.2010/курсовая работа

    Круглые черви и их виды. Многообразие паразитических червей и борьба с ними. Многообразие плоских, круглых и кольчатых червей и их роль в природе и жизни человека. Распространение, профилактика и мероприятия по борьбе нематодами - паразитами человека.

    Лекарства и яды

    19.04.2010/реферат

    Исторические свидетельства о выдающихся отравителях, их арсенал из растительных и животных ядов, соединений сурьмы, ртути и фосфора. Многообразие ядов и механизм их действия. Группы алкалоидов, их различия по химической структуре и биологическому эффекту.

    Механика микрочастиц

    2.01.2008/реферат

    Физика и естествознание. Формирование квантовой механики и квантовой физики, специфика их законов и принципов. Основные понятия "элементарность", "простое-сложное", "деление". Многообразие и единство элементарных частиц, проблема их классификации.

    Общая характеристика биологии в додарвиновский период

    2.10.2009/реферат

    Эволюция как учение о длительном процессе исторического развития живой природы. Объяснение многообразия видов и приспособленности живых существ к условиям жизни. Развитие описательной ботаники и зоологии. Первая теория об эволюции органического мира.

    Основные понятия цитологии

    27.09.2009/реферат

    История развития, предмет цитологии. Основные положения современной клеточной теории. Клеточное строение живых организмов. Жизненный цикл клетки. Сравнение процессов митоза и мейоза. Единство и многообразие клеточных типов. Значение клеточной теории.

    Понятие о классификации растений

    27.10.2009/реферат

    Систематика - это наука, изучающая многообразие организмов на Земле, их классификацию и эволюционные взаимоотношения. Значение работ Карла Линнея. Основные особенности морфологической, "искусственной" и филогенетической (эволюционной) систематики.

    Селекция и происхождение культурных растений

    13.10.2009/реферат

    Задачи современной селекции, породы животных и сорта растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции растений: гибридизация и отбор. Самоопыление перекрестноопылителей (инбридинг), сущность явления гетерозиса.

     

referatwork.ru

Разнообразие растений. – Книга для чтения по ботанике – Kaz-Ekzams.ru

admin 23.08.2010

Книга для чтения по ботанике

Внимательнее приглядитесь к окружающему вас зеленому миру. Каких только растений не встретишь на обширных просторах нашей Родины!

Они отличаются друг от друга окраской и формой стеблей, листьев, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями.

Сильно отличаются растения друг от друга своими размерами. Среди них есть настоящие великаны и карлики.

Представьте себе 17-этажное высотное здание, а рядом с ним деревья такие высокие, что верхние ветки касаются крыши дома.

Вы скажете, что чудо-великаны бывают только в сказках, но это не так.

На Кавказе иногда можно встретить старые чинары (платаны) высотой до 30 м.

Нередки здесь и тополя (тополь белый) высотой 40 м. Чуть ниже березы наших лесов. Они не поднимаются выше 36 м. А многие березы и ивы, растущие в тундре, достигают размера ученического карандаша. Это настоящие карлики.

И все-таки карликовые березы и ивы — гиганты по сравнению с крошечным растеньицем —т ряской. Ряска так мала, что свободно умещается на ногте большого пальца руки. Летом она сплошным зеленым ковром затягивает поверхность многих прудов со стоячей водой.

Разнообразие растений.Рис. 11. Дерево и кустарник. Справа — схема.

Рис. 11. Дерево и кустарник. Справа — схема.

Но как бы ни различались цветковые растения, их можно объединить в три большие группы. Одна группа представляет собой деревья, другая — кустарники, третья — травянистые растения.

Деревья — это крупные растения с сильно развитыми многолетними стеблями. Все деревья имеют одревесневший главный стебель—ствол. Многочисленные ветки деревьев образуют крону.

Все вы знаете красавицу русского леса — белоствольную березу. Береза — стройное дерево с гибкими, часто свисающими, плакучими ветвями и ярко-зеленой, блестящей листвой.

Ежегодно весной береза цветет. Ее мелкие невзрачные цветки собраны в соцветия — сережки. Летом в сережках созревают мелкие плоды. Осенью они рассеиваются ветром.

Береза очень требовательна к свету. В березовом лесу светло, потому что сквозь тонкие ветви деревьев легко проникают солнечные лучи. Березовые леса, так же как и осиновые, обычно называют мелколиственными.

Береза — ценное дерево. Из ее древесины изготовляют фанеру, мебель, лыжи. Березовые дрова хорошо горят и дают много тепла. Из тонких веточек делают метлы и веники, а березовые почки употребляют как лекарство.

Из других лиственных деревьев в лесах часто встречаются осина и липа. Леса из липы, дуба, клена, ясеня называют широколиственными.

Дубовый лес — это дубрава. Дубравы нередко обширны по площади или, наоборот, имеют вид небольших островков.

Кустарники отличаются от деревьев тем, что главный стебель у них отсутствует или развит слабо, ветвление начинается почти у самой поверхности почвы.

Примером кустарника может служить орешник.

Рис. 12. Травянистое растение осот.

Рис. 12. Травянистое растение осот.

Орешник чаще растет в лиственных лесах и по опушкам леса. У него созревают плоды — лесные орехи. Стебли орешника покрыты серой корой и достигают 3—5 м в высоту. Листья крупные, округлые, на конце слегка заостренные, расположены на коротких черешках.

К травянистым растениям относится, например, осот. Мелкие желтые цветки осота собраны в соцветие корзинку. Осот напоминает одуванчик. Но зеленые сочные стебли его довольно высоки, растут прямо вверх и достигают иногда 40—60 см.

Когда сорвешь лист или стебель осота, из него вытечет водянистый, белеющий на воздухе сок. На зиму стебли осота отмирают, но в почве зимуют корни, от них весной отрастают молодые стебли.

Осот — сорная трава. Она растет повсюду, чаще на огородах и участках с рыхлой плодородной почвой. Цветет осот со второй половины июня до самой осени. Плоды его имеют небольшие хохолки из белых волосков. Поэтому их легко рассеивает ветер.

Бороться с осотом очень трудно, так как на его корнях образуются многочисленные розетки листьев. Отломится розетка с кусочком корня от материнского растения — и из нее вскоре вырастет молодой осот.

Из травянистых растений всем известны колокольчики, ромашки, васильки, крапива, репейник, одуванчик. К травянистым растениям относятся и хлебные злаки, а также подсолнечник, сахарная свекла, лен и другие полевые и овощные культуры.

Много травянистых растений в парках, садах, скверах, цветниках — это астры, левкои, пионы и многие другие.

Травянистые растения почти всегда ниже деревьев и кустарников. Стебли их сочные, зеленые и никогда не одревесневают полностью. Интересно, что банан — тропическое травянистое растение — достигает высоты 6—7 м, а бамбук, который растет в субтропиках, — 40 м.

К зиме, а иногда и раньше, после созревания семян, надземные стебли большинства травянистых растений отмирают. Как правило, этого, не происходит у деревьев и кустарников.

Рис. 13. Растения разных сроков жизни. Схема.

Рис. 13. Растения разных сроков жизни. Схема.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Просмотров: 932

kaz-ekzams.ru

Схема - конспект "Многообразие растений"

МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Растения – биологическое царство, одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения.

Всего ≈ 350 000 видов

РАСТЕНИЯ

ОДНОЛЕТНИЕ ДВУЛЕТНИЕ МНОГОЛЕТНИЕ

1 вегетационный сезон 2 вегетационных сезона много вегетационных сезонов

огурец свёкла берёза

ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ

деревья кустарники травы

многолетники многолетники однолетники, двулетники

образуют образуют не образуют

одревесневший одревесневший одревесневший

ствол ствол стеблей

клён, берёза, дуб смородина, вишня, малина ромашка, зверобой,

ясень, сосна крыжовник, брусника, подорожник, сурепка,

черника, клюква подсолнечник

Там деревьев много разных,

Трав, лишайников, кустов,

Птиц, зверей, грибов и ягод,

И, конечно – комаров.

Там всегда полно чудес –

Я люблю прогулку в … . (лес)

Травою поле зарастает,

Траву домашний скот съедает.

Всё лето скот на нём пасётся.

Скажи, как поле то зовётся? (луг)

www.videouroki.by


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта