Задачи селекции растений. 3.8 Селекция, её задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Задачи и методы селекции растений. Задачи селекции растений


Селекция, задача селекции

В получении высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур большая роль принадлежит использованию лучших сортов, наиболее приспособленных к возделыванию в местных условиях.

Главная задача селекции — создание высокоурожайных сортов и гибридов с высоким качеством продукции, устойчивых к болезням, засухе и другим неблагоприятным условиям.

Наука о выведении новых сортов сельскохозяйственных растений называется селекцией (selectio — в переводе с латинского означает отбор, или выбор). Отбор лучших форм из имевшихся в природе или возделываемых растений был единственным методом селекции в прошлом, поэтому первоначально понятие отбор полностью соответствовало содержанию работы по выведению новых сортов. С течением времени оно стало более широким. Современная селекция применяет отбор, используя методы искусственного создания исходного материала (гибридизацию, мутагенез и др.), различные способы выращивания отбираемых растений и целый ряд специальных технических приемов. Однако отбор остается единственным способом выведения новых сортов.

Селекция — учение об отборе в широком смысле этого слова. Она включает подбор исходного материала, процесс изменчивости и наследственности, выделение и создание новых форм.

Селекция растений неразрывно связана с семеноводством.

Семеноводство — специальная отрасль сельскохозяйственного производства, задача которой — обеспечить колхозы и совхозы высококачественными сортовыми семенами всех возделываемых культур. В основе селекции и семеноводства лежит учение о наследственности и изменчивости организмов — генетика.

Академик Н. И. Вавилов писал, что селекцию можно рассматривать как науку, как искусство и как определенную отрасль сельскохозяйственного производства.

Селекция растений относится к агрономическим дисциплинам, цель которых — разработка способов получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур. Но в отличие от земледелия, агрохимии, растениеводства, изучающих приемы воздействия на условия выращивания растений, селекция разрабатывает способы воздействия на растения, чтобы изменить в нужном направлении их природу.

Основная задача селекции — создание сортов и гетерозисных гибридов, соединяющих высокий потенциал урожайности, качества продукции, устойчивость к болезням и вредителям, резким изменениям погодных условий, приспособленность к механизированному возделыванию, уборке урожая и переработке получаемой продукции. Сейчас это главное направление в селекции всех сельскохозяйственных культур.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.activestudy.info

Задачи и методы селекции растений

Селекция – это наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов.

Задачи современной селекции растений вытекают из ее определения — это выведение новых и совершенствование уже существующих сортов растений.

Для успешного решения задач, стоящих перед селекцией, академик Н. И. Вавилов особо выделял значение изучения сортового, видового и родового разнообразия культур; изучения наследственной изменчивости; влияния среды на развитие интересующих селекционера признаков; знаний закономерностей наследования признаков при гибридизации; особенностей селекционного процесса для само - или перекрестноопылителей; стратегии искусственного отбора.

Основными методами селекции растений являются отбор и гибридизация. Однако методом отбора нельзя получить формы с новыми признаками и свойствами; он позволяет только выделить генотипы, уже имеющиеся в популяции. Для обогащения генофонда создаваемого сорта растений и получения оптимальных комбинаций признаков применяют гибридизацию с последующим отбором.

В селекции различают два основных вида искусственного отбора: массовый и индивидуальный.

Однако определяющую роль для селекции играет естественный отбор. Различают следующие основные методы селекции:

       ·  Массовый отбор применяют при селекции перекрестноопыляемых растений (рожь кукуруза, подсолнечник). При этом выделяют группу растений, обладающих ценными признаками. В этом случае сорт представляет собой популяцию, состоящую из гетерозиготных особей, и каждое семя даже от одного материнского растения обладает уникальным генотипом. С помощью массового отбора сохраняются и улучшаются вкусовые качества, но результаты отбора неустойчивы в силу случайного перекрестного опыления.

       ·  Индивидуальный отбор эффективен для самоопыляемых растений (пшеницы, ячменя, гороха). В этом случае потомство сохраняет признаки родительской формы, является гомозиготным и называется чистой линией.

Чистая линия – потомство одной гомозиготной сомоопыленной особи. У любой особи тысячи генов, и так как происходят мутационные процессы, то абсолютно гомозиготных особей в природе практически не бывает. Мутации чаще всего рецессивны. Под контроль естественного и искусственного отбора они попадают только тогда, когда переходят в гомозиготное состояние.

       ·  Инбридинг так же является методом современной селекции. Для него проводят самоопыление перекрестноопыляемых растений. Например, для получения инбредных линий кукурузы срывают метелки с выбранных растений, и когда появляются рыльца пестиков, их опыляют пыльцой этого же растения. Изоляторами предохраняют соцветия от попадания чужой пыльцы.

       ·  Метод аутбридинга используется для получения эффекта гетерозиса. Аутбридинг - скрещивание неродственных форм, в том числе различных инбредных линий, а так же межсортовое (у животных межпородное) скрещивание. Для такого скрещивания подбирают такие инбредные линии, которые дают максимальный эффект гетерозиса – жизненной силы. Под гетерозисом понимают превосходство гибридов над родителями по определенным признакам и свойствам. Полученные инбредные линии, которые создавались на протяжении ряда поколений, скрещивают между собой.

       ·  Перекрестное опыление самоопылителей дает возможность сочетать свойства различных сортов. Например, при создании новых сортов пшеницы у цветков растения одного сорта удаляются пыльники, рядом в банке с водой ставится растение другого сорта, и растения двух сортов накрываются общим изолятором. В результате получают гибридные плоды и семена, сочетающие нужные селекционеру признаки разных сортов.

       ·  Метод получения полиплоидов является очень перспективным методом современной селекции. У растений полиплоиды обладают большей массой вегетативных органов, имеют более крупные плоды и семена. Многие культуры представляют собой естественные полиплоиды: пшеница, картофель. Искусственно выведены сорта полиплоидной гречихи, сахарной свеклы.

       ·  Отдаленная гибридизация скрещивают растения, относящиеся к разным видам. Но отдаленные гибриды обычно стерильны, так как у них нарушается мейоз (два гаплоидных набора хромосом разных видов не конъюгируют) и не образуются гаметы. В 1924г. советский ученый Г. Д. Карпеченко получил плодовитый межродовой гибрид. Он скрестил редьку (2n= 18 редечных хромосом) и капусту (2n = 18 капустных хромосом). У гибрида в диплоидном наборе было 18 хромосом: 9 редечных и 9 капустных, но при мейозе редечные и капустные хромосомы не конъюгировали, гибрид был стерильным. В результате удвоения числа хромосом бесплодного гибрида оказались два полных набора хромосом редьки и капусты (9+9=18). В зиготе вновь осталось 36 хромосом; гибрид стал плодовитым. Таким способом были получены пшенично- ржаные гибриды, пшенично- пырейные гибриды и др.

       ·  Использование соматических мутаций применимо для вегетативно размножающихся растений. С помощью вегетативного размножения можно сохранить полезную соматическую мутацию. Кроме того, только с помощью вегетативного размножения сохраняются свойства многих сортов плодово- ягодных культур.

       ·  Экспериментальный мутагенез основан на открытии воздействия различных излучений для получения мутаций и на использовании химических мутагенов. Мутагены позволяют получить большой спектр разнообразных мутаций, сейчас в мире созданы более тысячи сортов, ведущих родословную от отдельных мутантных растений, полученных после воздействия мутагенами.

Многие методы селекции растений были предложены И. В. Мичуриным. С помощью метода ментора И. В. Мичурин добивался изменения свойств гибрида в лучшую сторону. Например, если у гибрида нужно было улучшить вкусовые качества, в его крону прививались черенки с родительского организма, имеющего хорошие вкусовые качества, или гибридное растение прививали на подвой, в сторону которого нужно было изменить качества гибрида. И. В. Мичурин указывал на возможность управления доминированием определенных признаков при развитии гибрида. Для этого на ранних стадиях развития необходимо воздействие определенными внешними факторами. Например, если растения выращивать в открытом грунте, на бедных почвах, повышается их морозостойкость.



biofile.ru

16.Предмет и задачи селекции.

Селекция – наука о выведении новых сортов сх растений (пород животных, штаммов микроорганизмов). Первоначально в науке был один метод – отбор. Отбирались лучшие формы из дикорастущих или возделываемых культурных форм.

Задачи:

1.выведение новых сортов культур с хорошими продуктивными, технологическими свойствами, устойчивыми к стрессовым факторам и др. хозяйственно ценными признаками.

Предмет селекции - изучение и претворение на практике специфических закономерностей эволюции культурных растений, сельскохозяйственных животных и «искусственных» штаммов микроорганизмов.

17.Оценка селекционного материала на зимостойкость.

Зимостойкость, например,  в определенной степени можно определить еще с осени по содержанию сахаров в листьях озимых культур, количеству аденозинтрифосфата (АТФ) - энергетического  вещества  в  клетках.  Чем больше растения  накапливают в своих клетках этих веществ,  тем больше потенциальные возможности имеются у них на успешную перезимовку. Пере­зимовка связана также с процессом дыхания.  Чем интенсивнее дышит рас­тение, тем быстрее оно расходует накопившиеся  сахара.  Следовательно, для более полной оценки на зимостойкость необходимо проводить изучение подопытного материала одновременно по этим двум  косвенным  признакам, так как  образцы с высоким содержанием сахаров при интенсивном дыхании могут быстро израсходовать накопленный сахар, ослабляться в значитель­ной степени и даже погибнуть.

18.Причины и преодоление нескрещиваемости и бесплодия гибридов.

Причиной нескрещиваемости растений может быть ненормальное развитие половых органов цветков, в этом случае никакие приемы воздействии не помогут преодо­леть нескрещиваемость. Установить эту ненормальность можно только путем лабораторного исследования. 

Чтобы преодолеть нескрещиваемость нормально разви­тых растений, можно попробовать опылить их смесью пыльцы, взятой от нескольких отцовских растений, известных и качестве активных опылителей. К этой смеси хорошо прибавить немного пыльцы материнского расте­ния.

Скрещивание молодых гибридных растений при первом их цветении. Наиболее эффективно применение этого приема при скрещивании впервые цветущих растений, полученных от межвидового (в пределах скрещивающихся видов) или межсортового скрещивания. И. В. Мичурин отмечал, что межродовое скрещивание при втором и последующем цветении этого же растения обычно не удается, особенно в том случае, если при первом цветении произошло завязывание от опыления пыльцой растений того же вида. По этому поводу он писал: «...Благоприятный результат от межвидовых и межродовых (говорю о многолетних плодовых деревьях) скрещиваний мне удавалось получить лишь исключительно при первом цветении гибридных сеянцев, полученных от скрещивания географически (по месту родины) далеких между собой растений, взятых для ролей как мужского, так и, в особенности, женского производителя»

Предварительное вегетативное сближение

Этот метод также разработан И. В. Мичуриным и многократно испытан им при скрещиваниях рябины и груши, яблони и груши, айвы и груши, тыквы и дыни, а также других, далеких по родству растений. Для вегетативного сближения берут однолетние черенки гибридных сеянцев, например груши, и прививают их в крону дерева другого вида или рода, допустим, яблони. Из прижившихся черенков груши развиваются сеянцы-привои, которые постоянно потребляют пластические вещества, вырабатываемые подвоем-яблоней, и постепенно, в течение ряда лет, настолько изменяются, что при последующей гибридизации становятся способными воспринимать чужеродную для них пыльцу яблони. Длительность воздействия подвоя на природу привитых растений, необходимая для такой глубокой физиологической перестройки их половой системы, зависит от многих причин, причем необходимый результат далеко не всегда достигается в первый год цветения привоя.

Метод посредника. В качестве посредника обычно избирают форму, скрещивающуюся с представителями обоих непосредственно нескрещивающихся родов. Посредником может быть как естественно произрастающее растение, так и форма, полученная путем искусственной гибридизации. Так, например, И. В. Мичурин при выведении зимостойкого персика в качестве посредника между культурным персиком и зимостойким миндалем — бобовником использовал дикорастущий персик Давида. Скрестив дикий миндаль с персиком Давида, он получил гибридную форму, названную им Посредник, которая применялась как промежуточное звено для скрещивания с культурным персиком. Акад. П. Н. Яковлев, продолжая эту работу, в качестве нового посредника успешно применил гибрид   между посредником И. В. Мичурина и естественно произрастающим миндало-персиком. А. Я. Кузьмин преодолел неокрещиваемость между черной и красной смородиной, а также между смородиной и крыжовником с .помощью посредников — смородины Кызырган, полученной И. В. Мичуриным от отдаленного скрещивания, и сеянца смородины Приморский чемпион.

Опыление смесью пыльцы. Успех в применении этого метода тесно связан с биологической особенностью растений — избирательной способностью оплодотворения. Пыльца некоторых форм, обычно не воспринимаемая цветками материнского растения, может оказаться все-таки пригодной для их опыления, если к ней примешана часть пыльцы самого материнского производителя или других, близких ему и легко с ним скрещивающихся сортов. И. В. Мичурин, разработавший и предложивший данный прием, полагал, что примешиваемая пыльца возбуждает пестик и тем самым способствует акту оплодотворения между чужеродными половыми клетками. С этой же целью можно применять смесь пыльцы отдаленных видов или родов.

Исходя из практических результатов применения метода смеси пыльцы, Т. Д. Лысенко высказывает предположение о том, что между различными сортами пыльцы, находящейся на рыльце цветка, и яйцеклеткой материнского растения идет обмен веществ, приводящий к скрещиванию. Кроме того, в результате взаимовлияния пыльцы нескольких форм создается физиологически новая среда, способствующая восприятию пыльцы одного из отдаленных видов или родов.

При подмешивании к чужеродной пыльце пыльцы материнской формы или близкородственных сортов, может произойти самоопыление или межсортовое скрещивание, а не отдаленная гибридизация. В целях предупреждения нежелательного скрещивания можно испытать прием подмешивания обеспложенной тем или иным способом пыльцы материнского растения и легко скрещивающихся с ним сортов, учитывая, что акту оплодотворения могут способствовать специфические ароматические вещества, содержащиеся в добавляемых пыльцевых зернах.

Нанесение кусочков или  прививка рылец отцовской формы к столбикам цветков материнского растения и укорачивание столбиков в цветках материнского растения

Эти приемы также разработаны и предложены И. В. Мичуриным для улучшения условий прорастания пыльцы и внедрения пыльцевых трубок отцовского сорта в ткань пестика чуждого ему вида или рода. Производятся они утром, в тихую погоду, чтобы избежать подсушивания тканей. При нанесении кусочков или прививке рылец, как отмечал И. В.Мичурин, оплодотворению способствует не столько сама ткань рылец отцовского производителя, сколько специфический запах выделяемого ею секрета, который обеспечивает прорастание пыльцы и внедрение пыльцевых трубок р чужеродный столбик. В некоторых случаях (при несоответствии длины столбиков материнского и отцовского производителей) для получения соответствующего эффекта достаточно лишь укоротить столбики пестиков материнского растения. Этим путем, например, И. А. Толмачев добился скрещивания смородины Кран-даль с крыжовником. 

Метод предварительного проращивания пыльцы отцовского производителя в вытяжке их рылец того же растения

Данный прием успешно применен О. Ф. Мизгиревой при межродовом скрещивании перца с мандрагорой туркменской. Для проращивания пыльцы мандрагоры, непосредственно не прораставшей на рыльцах цветков перца, готовилась специальная среда из растертых рылец мандрагоры и нескольких капель 10—15-процентного раствора сахарозы. В эту смесь высыпалась пыльца мандрагоры, а через 2—3 часа, уже в проросшем состоянии, наносилась на рыльца кастрированных цветков перца.

Опыление возрастно старых цветков

Этот способ преодоления нескрещиваемости предложен А. Я. Кузьминым. Принимая во внимание известное положение об избирательности оплодотворения растений, он полагает, что указанное свойство зависит не только от природы и возраста материнского растения, но также и от возраста каждого цветка.

studfiles.net

Селекция, ее задачи и практическое значение

Новые рефераты:

  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
  • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
  • Теоретические основы аудита производственных запасов.

    Главная » ЕГЭ по биологии - справочник для подготовки » Селекция, ее задачи и практическое значение

    Селекция, ее задачи и практическое значение
      Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных   Базовые категории и терминология, тестируемые в экзаменационном процессе (ЕГЭ) : гетерозис, гибридизация, закон гомологических рядов наследственной изменчивости, искусственный отбор, полиплоидия, порода, селекция, сорт, центры происхождения культурных растений, чистая линия, инбридинг.     3.8.1. Генетика и селекция   Селекция – наука, отрасль практической деятельности, направленная на создание новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов с устойчивыми наследственными признаками, полезными для человека. Теоретической основой селекции является генетика. Задачи селекции: – качественное улучшение признака; – повышение урожайности и продуктивности; – повышение устойчивости к вредителям, заболеваниям, климатическим условиям. Методы селекции. Искусственный отбор – сохранение необходимых человеку организмов и устранение, выбраковка других, не отвечающих целям селекционера. Селекционер ставит задачу, подбирает родительские пары, производит отбор потомства, проводит серию близкородственных и отдаленных скрещиваний, затем проводит отбор в каждом последующем поколении. Искусственный отбор бывает индивидуальным и массовым . Гибридизация – процесс получения новых генетических комбинаций у потомства для усиления или нового сочетания ценных родительских признаков. Близкородственная гибридизация (инбридинг) применяется для выведения чистых линий. Недостаток – угнетение жизнеспособности. Отдаленная гибридизация сдвигает норму реакции в сторону усиления признака, появление гибридной мощности (гетерозиса) . Недостаток – нескрещиваемость полученных гибридов. Преодоление стерильности межвидовых гибридов. Полиплоидия. Г.Д. Карпеченко в 1924 г. обработал колхицином стерильный гибрид капусты и редьки. Колхицин вызвал нерасхождение хромосом гибрида при гаметогенезе. Слияние диплоидных гамет привело к получению полиплоидного гибрида капусты и редьки (капредьки) . Эксперимент Г. Карпеченко можно проиллюстрировать следующей схемой. 1. До действия колхицином       2. После действия колхицином и искусственного удвоения хромосом:  

        3.8.2. Методы работы И.В. Мичурина   И. В. Мичурин, отечественный селекционер, вывел около 300 сортов плодовых деревьев, сочетавших в себе качества южных плодов и неприхотливость северных растений. Основные методы работы: – отдаленная гибридизация географически отдаленных сортов; – строгий индивидуальный отбор; – «воспитание» гибридов суровыми условиями выращивания; – «управление доминированием» с помощью метода ментора – прививки гибрида к взрослому растению, передающему свои качества выводимому сорту. Преодоление нескрещиваемости при отдаленной гибридизации: – метод предварительного сближения – прививка черенка одного вида (рябины) прививали на крону груши. Через несколько лет цветки рябины опылялись пыльцой груши. Так был получен гибрид рябины и груши; – метод посредника – 2 ступенчатая гибридизация. Миндаль был скрещен с полукультурным персиком Давида, а затем полученный гибрид был скрещен с культурным сортом. Получили «Северный персик»; – опыление смешанной пыльцой (своей и чужой) . Примером является получение церападуса – гибрида вишни и черемухи.   3.8.3. Центры происхождения культурных растений   Крупнейший русский ученый – генетик Н.И. Вавилов внес огромный вклад в селекцию растений. Он установил, что все культурные растения, выращиваемые сегодня в разных регионах мира, имеют определенные географические центры происхождения. Эти центры находятся в тропических и субтропических зонах, т. е. там, где зарождалось культурное земледелие. Н.И. Вавилов выделил 8 таких центров, т.е. 8 самостоятельных областей введения в культуру различных растений.       Разнообразие культурных растений в центрах их просхождения, как правило, представлено огромным числом ботанических разновидностей и множеством наследственных вариантов. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. 1. Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других видов и родов. Чем ближе генетически расположены в общей системе виды и роды, тем полнее сходство в рядах их изменчивости. 2. Целые семейства растений, в общем, характеризуются определенным циклом изменчивости, проходящей через все роды и виды, составляющие семейство. Этот закон выведен Н.И. Вавиловым на основании изучения огромного количества генетически близких видов и родов. Чем ближе родство между этими таксономическими группами и внутри них, тем большим генетическим сходством они обладают. Сравнивая между собой различные виды и роды злаков, Н.И. Вавилов и его сотрудники установили, что все злаки обладают сходными признаками, такими, как ветвистость и плотность колоса, опушенность чешуй и т.д. Зная это, Н.И. Вавилов предположил, что такие группы обладают сходной наследственной изменчивостью: «если можно найти безостую форму пшеницы, можно найти и безостую форму ржи». Зная возможный характер изменений у представителей определенного вида, рода, семейства, селекционер может направленно искать, создавать новые формы и либо отсеивать, либо сохранять особей с нужными генетическими изменениями.   ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ Часть А   А1. В основе одомашнивания животных и растений лежит 1) искусственный отбор 3) приручение 2) естественный отбор 4) методический отбор А2. В средиземноморском центре культурных растений произошли 1) рис, шелковица 3) картофель, томаты 2) хлебное дерево, арахис 4) капуста, олива, брюква А3. Примером геномной изменчивости является 1) серповидно-клеточная анемия 2) полиплоидная форма картофеля 3) альбинизм 3) дальтонизм А4. Розы, сходные внешне и генетически, искусственно выведенные селекционерами образуют 1) породу 2) сорт 3) вид 4) разновидность А5. Польза гетерозиса заключается в 1) появлении чистых линий 2) преодолении нескрещиваемости гибридов 3) увеличении урожайности 4) повышении плодовитости гибридов А6. В конечном итоге полиплоидии 1) возникает плодовитость у межвидовых гибридов 2) исчезает плодовитость у межвидовых гибридов 3) сохраняется чистая линия 4) угнетается жизнеспособность гибридов А7. Инбридинг в селекции используют для 1) усиления гибридных свойств 2) выведения чистых линий 3) увеличения плодовитости потомства 4) повышения гетерозиготности организмов А8. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости позволил селекционерам с большей надежностью 1) выводить полиплоидные формы 2) преодолевать нескрещиваемость разных видов 3) увеличивать число случайных мутаций 4) прогнозировать получение нужных признаков у растений А9. Инбридинг увеличивает 1) гетерозиготность популяции 2) частоту доминантных мутаций 3) гомозиготность популяции 4) частоту рецессивных мутаций   ЕГЭ Часть В   В1. Установите соответствие между особенностями метода селекции и его названием.         ЕГЭ Часть C   С1. Сравните результаты от применения таких методов селекции, как инбридинг, полиплоидия. Объясните эти результаты.     3.9. Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома)   Базовые категории и терминология, тестируемые в экзаменационном процессе (ЕГЭ) : биотехнология, генная инженерия, клеточная инженерия.     3.9.1. Клеточная и генная инженерия. Биотехнология   Клеточная инженерия – это направление в науке и селекционной практике, которое изучает методы гибридизации соматических клеток, принадлежащих разным видам, возможности клонирования тканей или целых организмов из отдельных клеток. Одним из распространенных методов селекции растений является метод гаплоидов – получения полноценных гаплоидных растений из спермиев или яйцеклеток. Получены гибридные клетки, совмещающие свойства лимфоцитов крови и опухолевых, активно размножающихся клеток. Это позволяет быстро и в нужных количествах получать антитела. Культура тканей – применяется для получения в лабораторных условиях растительных или животных тканей, а иногда и целых организмов. В растениеводстве используется для ускоренного получения чистых диплоидных линий после обработки исходных форм колхицином. Генная инженерия – искусственное, целенаправленное изменение генотипа микроорганизмов с целью получения культур с заранее заданными свойствами. Основной метод – выделение необходимых генов, их клонирование и введение в новую генетическую среду. Метод включает следующие этапы работы: – выделение гена его объединение с молекулой ДНК клетки, которая сможет воспроизводить донорский ген в другой клетке (включение в плазмиду) ; – введение плазмиды в геном бактериальной клетки – реципиента; – отбор необходимых бактериальных клеток для практического использования; – исследования в области генной инженерии распространяются не только на микроорганизмы, но и на человека. Они особенно актуальны при лечении болезней, связанных с нарушениями в иммунной системе, в системе свертывания крови, в онкологии. Клонирование . С биологической точки зрения клонирование – это вегетативное размножение растений и животных, потомство которых несет наследственную информацию, идентичную родительской. В природе клонируются растения, грибы, простейшие животные, т.е. организмы, размножающиеся вегетативным путем. В последние десятилетия этот термин стали употреблять при пересадки ядер одного организма в яйцеклетку другого. Примером такого клонирования стала известная овечка Долли, полученная в Англии в 1997 г. Биотехнология – процесс использования живых организмов и биологических процессов в производстве лекарств, удобрений, средств биологической защиты растений; для биологической очистки сточных вод, для биологической добычи ценных металлов из морской воды и т.д. Включение в геном кишечной палочки гена, ответственного за образование у человека инсулина позволило наладить промышленное получение этого гормона. В сельском хозяйстве удалось генетически изменить десятки продовольственных и кормовых культур. В животноводстве использование гормона роста, полученного биотехнологическим путем, позволило повысить удои молока; с помощью генетически измененного вируса создать вакцину против герпеса у свиней. С помощью вновь синтезированных генов, введенных в бактерии, получают ряд важнейших биологически активных веществ, в частности гормоны и интерферон. Их производство составило важную отрасль биотехнологии. По мере развития генной и клеточной инженерии в обществе возникает все больше и больше беспокойства по поводу возможных манипуляций с генетическим материалом. Некоторые опасения теоретически оправданы. К примеру, нельзя исключить пересадок генов повышающих устойчивость к антибиотикам некоторых бактерий, создания новых форм пищевых продуктов, однако эти работы контролируются государствами и обществом. В любом случае опасность от болезней, недоедания и других потрясений значительно выше, чем от генетических исследований. Перспективы генной инженерии и биотехнологии: – создание организмов, полезных для человека; – получение новых лекарственных препаратов; – коррекция и исправление генетических патологий.   Примеры практических заданий ЕГЭ по теме: «« ЕГЭ Часть А   А1. Производством лекарств, гормонов и других биологических веществ занимается такое направление, как 1) генная инженерия 2) биотехнологическое производство 3) сельскохозяйственная промышленность 4) агрономия А2. В каком случае метод культуры тканей окажется наиболее полезным? 1) при получении гибрида яблони и груши 2) при выведении чистых линий гладкосемянного гороха 3) при необходимости пересадить кожу человеку при ожоге 4) при получении полиплоидных форм капусты и редьки А3. Для того чтобы искусственно получать человеческий инсулин методами генной инженерии в промышленных масштабах, необходимо 1) ввести ген, отвечающий за синтез инсулина в бактерии, которые начнут синтезировать человеческий инсулин 2) ввести бактериальный инсулин в организм человека 3) искусственно синтезировать инсулин в биохимической лаборатории 4) выращивать культуру клеток поджелудочной железы человека, отвечающей за синтез инсулина.   Часть С   С1. Почему в обществе многие боятся трансгенных продуктов?      

    Лекция, реферат. Селекция, ее задачи и практическое значение - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

    Биология – наука о жизни Клетка как биологическая система Строение про– и эукариотной клеток. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности Метаболизм, ферменты, энергетический обмен Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Клетка – генетическая единица живого. Организм как биологическая система Онтогенез и присущие ему закономерности. Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные генетические понятия Закономерности наследственности, их цитологические основы. Изменчивость признаков у организмов - модификационная, мутационная, комбинативная Селекция, ее задачи и практическое значение Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения Многообразие растений Царство Животные. Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека Надкласс Рыбы Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы Класс Млекопитающие Человек и его здоровье Строение и функции дыхательной системы Строение и функции выделительной системы Строение и жизнедеятельность органов и систем органов - опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Кожа, ее строение и функции Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Обмен веществ в организме человека Нервная и эндокринная системы Строение и функции центральной нервной системы Строение и функции вегетативной нервной системы Эндокринная система Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни Надорганизменные системы. Эволюция органического мира Вид,его критерии и структура. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Результаты эволюции - приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен) Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Экосистемы и присущие им закономерности Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты Разнообразие экосистем (биогеоценозов) . Саморазвитие и смена экосистем Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах, роль в нем организмов разных царств. Ответы по ЕГЭ биология Ответы по биологии ЕГЭ, часть ВОтветы по биологии, ЕГЭ часть C

    « назад Оглавление вперед » Изменчивость признаков у организмов - модификационная, мутационная, комбинативная « | » Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность

     

     

referatwork.ru

3.8 Селекция, её задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции

Видеоурок 1: Генетические основы селекции организмов

Видеоурок 2: Особенности cелекции растений

Лекция: Селекция, её задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции

Селекция, её задачи и практическое значение

Селекцией называется научная отрасль, занимающаяся изучением методов и путей создания новых и способов улучшения уже созданных сортов сельхозрастений и пород животных, нужных человеку штаммов микроорганизмов.

Задачи этой науки обусловлены самой формулировкой ее определения – это изучение способов и методов наиболее эффективного искусственного отбора, а также прикладная ее отрасль - получение новых сортов растений и пород животных.

Искусственно выведенные популяции биологических объектов, обладающую некоторыми необходимыми наследуемыми признаками называют породой, штаммом или сортом. Живые организмы, относящиеся к одной из этих групп обладают наследственно закрепленными устойчивыми признаками.

Селекционеры работают в следующих направлениях:

  • Повышение урожайности культурных растений, рост плодовитости и продуктивности животных;

  • Культивирование необходимых свойств физиологии – засухоустойчивости, холодостойкости, индифферентности к болезням и вредителям, скороспелость и прочие;

  • Изменение метаболитических особенностей – интенсификация развития, повышение отзывчивости растений на полив, снижение затрат на кормление при увеличении привеса у животных;

  • Повышение качества сельскохозяйственной продукции – удлинение сроков хранения плодов, улучшение вкуса, внешнего вида, химического состава.

Практические возможности селекции обуславливаются уровнем развития зоо и агротехники, повышением технологичности сельского хозяйства. На данный момент, например, уже существуют новые сорта ячменя для районов, страдающих от дефицита воды, способные давать урожаи при поливе морской водой. Были созданы новые породы кур для содержания на птицефабриках, показывающие высокую продуктивность даже в условиях скученности.

Методы селекции

Методы, применяемые селекционерами – это различные виды отбора и гибридизации. При селекции перекрестноопыляемых растений используется массовый отбор, так получают генетически неоднородные популяции. Индивидуальный отбор используется в случае необходимости создания генетически однородных групп самоопыляемых растений, для этого берется потомство от какой-либо одной особи. Этим методом выводятся новые сорта капусты, пшеницы и других сельхозрастений. Чтобы новые полезные свойства в сорте закрепились генетически требуется повышение степени гомозиготности у представителей нового сорта и тогда может применяться метод самоопыления перекрестноопыляемых растений.

Постоянно применяется знание о явлении гетерозиса – взрывном повышении выживаемости, урожайности и устойчивости к негативному влиянию внешних условий в первом поколении потомков различных чистых линий и сортов. Этот эффект свойственен только гибридам первого поколения, у потомков заметно снижается. Гетерозисный эффект обуславливается исчезновением у потомков чистых линий негативного влияния рецессивных генов, а также объединением в них доминантных генов родителей, приводящее к взаимному усилению положительных свойств.

Еще одна широко применяемая методика – искусственная полиплоидия. Полиплоидные растения быстрее растут, они высокоурожайны и имеют крупные размеры плодов. Так, давно культивируется триплоидная сахарная свекла, четрехплоидная пшеница и рожь, шестиплоидная пшеница.

Используется и искусственный мутагенез. Для создания отличающихся высокой урожайностью полиплоидных форм применяется именно этот метод. С его же помощью получены более 2 тыс сортов различных растений и грибов за последние 70 лет. В качестве мутагенов используется гамма-излучение – около 70% случаев и рентгеновские лучи – в 30%. Большинство мутантов имеет негативные изменения, но в редких случаях полученные положительные признаки сохраняют и на их основе создают новые сорта.

Также, современная генетика позволила преодолеть биологические барьерные механизмы защиты вида, например -- бесплодие межвидовых гибридов. Результатом такой отдаленной гибридизации становится получение плодоносящих потомков разных видов -- ржи с пшеницей, картофеля с томатом, различных плодовых деревьев.

Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции

В создание теоретической базы генетики растений и изучение практической селекции огромный вклад внес советский ботаник Н.И. Вавилов. Он ввел понятие гомологичности форм в наследственной изменчивости.

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости:

Роды и виды, являющиеся генетически близкими дают похожие типы наследственной изменчивости. При условии нахождения наследственных форм одного вида, нетрудно сделать достоверный прогноз, о фенотипических проявлениях параллельных форм другого.

Занимаясь изучением наследственных форм, он обнаружил подтверждение этого закона на практике – были найдены генетические формы, повторяющиеся у различных, генетически сходных видов. Это, например, красноватая окраска узлов стеблей у злаковых и ее отсутствие, наличие ости у колосьев. Для селекционной работы это открытие было очень важным. Впоследствии оказалось, что этот закон в полной мере можно отнести и к животному миру.

Это позволяло обнаружить необходимые аллельные гены и даваемые ими признаки экспедициями, отправленными в предполагаемые центры происхождения культурных растений.

Идеи существования регионов происхождения – географических областей, где растения были одомашнены и где сохраняется их генетическое разнообразие в диком виде – были выдвинуты еще Ч. Дарвином. Вавилов планомерно занимался изучением этой темы, по итогам многолетних исследований ему удалось выделить 7 таких центров:

  • Южноазиатский – из которого распространились рис, помело, черный перец, кардамон;

  • Восточноазиатский – подарил миру овес, огурец, гречиху, хурму, редьку, мандарин, малину, грецкий орех;

  • Юго-западноазиатский – стал прародиной пшеницы, ячменя, гороха, сливы, груши, винограда;

  • Средиземноморский – из него произошли олива, виноград, кочанная капуста, морковь, укроп, петрушка, свекла;

  • Эфиопский – там были одомашнены хлопчатник, сорго, кофе, арбуз, просо, твердая пшеница;

  • Центральноамериканский – прародина перца, табака, кукурузы, фасоли, тыквы. какао, подсолнечника, авокадо;

  • Андийский – из него распространились картофель, томат, арахис, ананас, фейхоа, маракуйя.

Ему удалось доказать, что абсолютное большинство растений было окультурено в горных районах, расположенных в тропиках, субтропиках и умеренной зоне в регионах существования древнейших цивилизаций.

Селекция в животноводстве

Селекция животных имеет свои трудности и специфические черты, поскольку многоклеточные животные отличаются:

  • длительным периодом смены поколений;

  • исключительно половым размножением;

  • небольшим количеством особей в потомстве.

В связи с этими особенностями более важное значение при их селективном отборе придается проведению всесторонних анализов признаков в их совокупности. Большинство одомашненных форм животных не способны выжить в естественных для вида-предка условиях, так как утратили необходимые для этого качества, но приобрели многие другие, которые, являясь полезными для человека, оказывают очень негативное влияние на выживаемость. Например, это большая мышечная масса скота – в естественных условиях она ограничивает подвижность, или яйценоскость кур – они физически не смогут высидеть более 300 яиц в год, а яйцекладка истощает их организм. Также, одомашенные породы оказались выведены из-под действия естественного стабилизирующего отбора. Это привело к значительному повышению уровня их изменчивости и существенно расширило ее границы.

В животноводстве всегда производится учет статистики и родословных, что позволяет делать суждения о генотипе в течение многих поколений.

Основными методиками скрещивания являются:

  • Инбридинг – это скрещивание близкородственных форм, очень близких генетически. При этом очень сильно повышается уровень гомозиготности, приводящий в к ослаблению выживаемости, выявлению генетических нарушений в рецессивных аллелях, отражающихся на фенотипе.

Также, часто используется для практических целей животноводства явление гетерозиса. У гибридов в первом поколении проявляется в очень высокой выживаемости, приспособленности, быстром развитии. Это явление постоянно используется в свиновостве и птицеводстве.

Отдаленная гибридизация у животных возможна реже, чем в растительном мире, и дает меньший эффект. Гибриды разных видов зачастую бесплодны. Иногда, однако, она позволяет улучшить породы. Таким образом была получена в Казахстане порода тонкорунных архаромериносов, способных переносить условия высокогорья, ставшая результатом скрещивания архара (горного барана) и тонкорунной овцы.

cknow.ru

Урок "Методы селекции"

Разделы: Биология

Урок в 9 классе по программе В.В. Пасечника, учебное пособие «Введение в общую биологию и экологию», авторы Каменскиий А.А., Криксунов Е. А., Пасечник В.В.

Цели урока:

  • Образовательная – познакомить учащихся с основными методами селекции, обеспечить усвоение базовых понятий сорт, порода, штамм, научить различать сорта и гибриды.
  • Воспитательная – подчеркнуть роль трудолюбия, любви к своему делу, свойственной увлечённым селекционерам.
  • Развивающая – расширить познания учащихся о современных методах селекции.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

Устный опрос:

– Что изучает селекция? – Какой вклад в развитие селекции внёс Н.И.Вавилов? – Что такое сорт, порода или штамм? – Каковы же задачи, стоящие перед селекцией? – Сформулируйте задачи, стоящие перед селекцией.

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Повышение урожайности сортов растений и продуктивности пород животных.
  • Повышение экологической пластичности сортов (выведение сортов, которые можно выращивать в различных климатических условиях – вспомнить понятие « районирование»)
  • Выведение сортов, устойчивых к различным заболеваниям (на примере фитофтороустойчивых сортов картофеля)
  • Выведение сортов растений, пригодных для механического выращивания и пород животных для промышленного разведения

– Какие задачи ещё можно поставить перед селекцией? (Учащиеся предлагают свои варианты) – Каковы же методы селекции, которые помогут решить поставленные задачи?

II. Объяснение нового материала

– Основные методы селекции – отбор и гибридизация. Отбор бывает массовый и индивидуальный. При индивидуальном отборе выбирают отдельную особь с нужными признаками и получают от неё потомство. Индивидуальный отбор применяется для самоопыляющихся растений и животных. Массовый отбор применятся в селекции перекрёстноопыляемых растений некоторых животных.

Гибридизация это процесс скрещивания родительских форм и получение от них гибридов. Различают два вида гибридизации – близкородственную и отдалённую (иногда даже межвидовую).

Рассмотрим упрощённую схему комбинационной селекции для получения нового сорта самоопыляющегося растения, например: пшеницы.

1 этап – скрещивание между собой двух родительских форм.2 этап – оценка гибридов до восьмого поколения (при самоопылении к 7-8 поколению достигается почти 100% уровень гомозиготности). Таким образом цель отбора для многих селекционных программ является получение максимально гомозиготных форм. Что же такое гомозиготность? Гомозиготность – это такое состояние наследственного аппарата, при котором гомологичные хромосомы имеют одну и ту же форму аллельных генов.3 этап – отбор лучших потомков, их оценка, испытание на урожай и другие признаки.Заключительный этап – лучшее потомство становится сортом.

Аналогично получают и породы животных, к примеру, если заниматься разведением чистокровных такс, спаривание полных братьев и сестёр приводит к 90% -ной гомозиготности к 8 поколению, а при скрещивании двоюродных братьев и сестёр гомозиготность достигает 65% лишь к 15-16 поколению.

Почему же повышение гомозиготности является важнейшей задачей селекции? Оказывается, скрещивание разных чистых линий приводит к явлению гетерозиса, явлению гибридной силы. При данном явлении резко возрастает жизнестойкость особей, увеличивается урожайность и плодовитость. Но к сожалению эффект гетерозиса быстро затухает, так как при дальнейших скрещиваниях гены переходят в гомозиготное состояние и это приводит к неблагоприятным последствиям (депрессия генов).

Таким образом, близкородственное скрещивание – инбридинг проводят для получения максимально гомозиготных форм, а чтобы разнообразить генотип, насыщать его различными аллелями, для повышения гетерозиготности проводят аутбридинг – скрещивание между особями разных сортов и пород и даже разных видов. Например, скрещивая ослов с лошадьми получают мулов и лошаков, бизонов с коровами – коровобизонов, пшеницу с рожью – тритикале. При этом селекционеры нашли методы преодоления бесплодия у межвидовых гибридов (в 1924 году Г.Д. Карпеченко путём полиплоидизации получил плодовитый капустно-редечный гибрид).

Развитие генетики привело к тому, что человек может целенаправленно манипулировать генами. Совокупность приёмов, методов и технологий выделения генов из организма, осуществления манипуляций с генами и введения их в другие организмы называется генной инженерией. Генная инженерия не является наукой в широком смысле, но является инструментом биотехнологии.

Биотехнология – это интеграция естественных и инженерных наук для получения необходимых человеку веществ. Генная инженерия открывает широкие возможности в повышении изменчивости видов, служит для получения желаемых качеств, создания генетически модифицированных организмов (ГМО). В отличие от традиционной селекции, входе которой генотип особи подвергается лишь косвенно, генная инженерия позволяет непосредственно вмешиваться в генетический аппарат, применяя технику молекулярного клонирования. Генная инженерия позволяет встраивать в геном организма одного вида гены другого вида. В результате такого переноса, называемого трансформацией, получается трансгенное растение или животное с «чужим» геном, который будет в дальнейшем передаваться потомкам. Уже существуют улучшенные сорта кукурузы, риса, сои, хлопчатника, сахарной свёклы, масличного рапса и люцерны, выведенные из трансгенных растений. Среди признаков, переданных методом трансформации – устойчивость к гербицидам, к насекомым вредителям, к болезням, повышенная питательная ценность и особенности размножения, способствующие созданию новых сортов. В числе долгосрочных целей – повышение эффективности фотосинтеза, устойчивость к экстремальным условиям среды (жаре, холоду, засухе и т. п.), общей продуктивности и усиления реакции на внесение удобрений. Разрабатывают программы выведения трансгенных животных, дающих продукцию повышенного качества и устойчивых к болезням и средовым стрессам.

Существуют методы и хромосомной инженерии. Эти методы позволяют ввести в геном определённого вида или сорта какой–либо пары дополнительных хромосом, контролирующих развитие нужных признаков, или замещение одной пары гомологичных хромосом на другую. Новые формы называют дополненными линиями, что позволяет создавать «идеальные сорта».

За последние несколько десятилетий учёные создали методы, благодаря которым отдельные клетки тканей и растений можно заставить расти и размножаться отдельно от организма. Это методы клеточной инженерии, которые позволяют решать многие проблемы – клетки женьшеня вырабатывают ценные биологически активные вещества, можно осуществлять гибридизацию соматических клеток, пересаживать ядра соматических клеток в яйцеклетку (возможно клонирование животных).

Итак, генетика является теоретической основой селекции. Каждый организм обладает генетическим потенциалом, передающимся из поколения в поколение. Задача селекционеров – изменить генофонд популяции в желаемом направлении, для этого существуют как ставшие традиционными, так и современные методы селекции.

III. Закрепление изученного материала

Решение биологических задач:

  1. В 1760-е годы английский селекционер Р. Бейкуэлл сформулировал два правила селекции крупного рогатого скота: «Скрещивай лучшее с лучшим» и «Подобное рождает подобное». Трудами этого специалиста Англия во многом обязана своим лидирующим положением в племенном животноводстве. О каких методах селекции идёт речь в данных высказываниях?

  2. Знаменитый русский селекционер И.В. Мичурин вывел более 300 сортов плодовых и ягодных культур, на выведение же одного сорта требуется не менее 20 лет. Поэтому жизнь этого учёного – беспримерный подвиг, пример колоссального трудолюбия и патриотизма. Мало кому известно, что Мичурин занимался и селекцией цветов – роз, лилий. Голландцы предлагали большие деньги за лилию фиалкоцветную. Не продал… А каков метод получения этого растения, излюбленный мичуринский метод?

  3. Всеми любимый виноград сорта кишмиш не имеет семечек, обладает раннеспелостью и приятным вкусом. Сорт Кишмиш Чёрный и сорт Кишмиш Белый овальный обладают хромосомным набором 4 п. Как называются такие растения, как можно получить растения с удвоенным набором хромосом?

  4. Некоторые объекты сочинской олимпиады в 2014 году заденут территорию Северо-Кавказского биосферного заповедника. С целью сохранения эндемичных растений этого заповедника, например иглицу колхидную, перевезли в город Волгоград, где их не только сохранят, но и увеличат их численность. Предложите метод, как это можно сделать.

IV. Домашнее задание

– Подготовить сообщение о истории создания породы ваших домашних питомцев (можно подготовить и провести дискуссию о ГМО). Повторить основные понятия генетики: ген, гетерозигота, гетерозис, фенотип, экстерьер, сорт, штамм, биотехнология и т. д. Урок хочется закончить анализом знаменитого мичуринского высказывания «Мы не можем ждать милостей от природы, взять у неё – наша задача» Но мало кто знает продолжение этой фразы: «Но к природе надо относиться бережно и по возможности сохранять её в первозданном виде». В наш сегодняшний век – век манипулирования генетическим материалом, актуальнее вторая часть мичуринского завета, поэтому перед селекционерами сейчас важнейшими являются и нравственные задачи.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Большая энциклопедия школьника

Большая энциклопедия школьникауникальное издание, содержащее весь свод знаний, необходимый ученикам младших классов. Для детей, собирающихся в 1-й класс, она послужит незаменимым помощником для подготовки к школе. В этой энциклопедии ребенок сможет найти любую интересующую его информацию, в понятном и простом для него изложении. Вы подбираете слова и определения для простых вещей, которые надо объяснить ребенку? Сомневаетесь в формулировках? Просто возьмите «Большую энциклопедию школьника» и найдите нужный ответ вместе с малышом!

Математика в стихах Развитие речи Азбука в картинках Игры на развитие внимания Как правильно выбрать школу Ваш ребенок левша Как готовить домашнее задание Контрольные и экзамены

Большая энциклопедия школьника - это твой надёжный путеводитель в мире знаний. Она проведёт сквозь извилистые лабиринты наук и раскроет завесу великих тайн Вселенной. С ней ты поднимешься высоко к звёздам и опустишься на дно самых глубоких морей, ты научишься видеть мельчайшие организмы и осязать огромные пространства Земли. Отправившись в это увлекательное путешествие, ты значительно расширишь свой кругозор и поднимешься на новую ступень развития. Отныне никакие вопросы учителей не смогут поставить тебя в тупик, ты сможешь найти выход из любой ситуации. Мир знаний зовёт тебя. В добрый путь!

Ребенок не хочет учить буквы

Ребенок не хочет учить буквы - Понимаете, ведь надо что-то делать! - с тревогой говорила мне полная, хорошо одетая дама, едва умещающаяся на стуле. Ее ноги в аккуратных лодочках были плотно сжаты (юбка до середины колена казалась слегка коротковатой для такой монументальной фигуры), руки сложены на коленях. - Ей же на тот год в школу, все ее сверстники уже читают, а она даже буквы ...

Past continuous passive

Страдательный залог образуется с помощью вспомогательного глагола 'to be'. Страдательный залог глагола 'to repair' в группе 'continuous' : To be repaired = Быть исправленным. The road is being repaired = Дорогу чинят. The road is not being repaired = Дорогу не чинят. Is the road being repaired? = Чинят ли дорогу? The road was being repaired = Дорогу чинили. The road was not being repaired = Дорогу не чинили. Was the road being repaired? = Чинили ли дорогу? Страдательный ...

Определение формулы органического вещества по его молярной массе

Задание: Определить формулу углеводорода, если его молярная масса равна 78 г. № п/п Последовательность действий Выполнение действий 1. Записать общую формулу углеводорода. Общая формула углеводорода СхНу 2. Найти молярную массу углеводорода в общем виде. М(СхНу)=12х +у 3. Приравнять найденное в общем виде значение молярной массы к данному в ...

У

У ЗВУК (У). 1) Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить пальто. У – сучок, В любом лесу Ты увидишь букву У. 2) ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА. - Как воет волк! ( у – у – у ) 3) ЗАДАНИЯ. а) Подними руку, если услышишь звук (у): паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица. б) Где стоит (у)? Зубы, утка, наука, кенгуру ...

for-schoolboy.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта